Урок сочинение по пословице 7 класс

Когда-то в древности человек приручил собаку, с тех пор она стала сначала охранником и помощником, а потом и другом. человек

Когда-то в древности человек приручил собаку, с тех пор она стала сначала охранником и помощником, а потом и другом. Человек дал собаке пищу и кров, а она взамен подарила свою верность. Дружба и взаимопомощь собаки и человека длится уже много тысяч лет, и я уверен, что она будет продолжаться еще очень долго.

Читать далее…

Речь является тем, что отличает человека от животных, величайший дар природы, который человек, как существо разумное, смог развить и использовать себе во благо.

Читать далее…

Человек способен на многое. В нас природой заложен огромный потенциал, важно правильно его использовать и не растратить по мелочам. У каждого человека есть способность учиться и приспосабливаться. И если умело ее применять, она дает серьезные преимущества.

Читать далее…

Выражение «Делу время, потехе час» давно вошло в наш обиход и стало народной мудростью. Обычно, имеется в виду, что человеку нужно прекратить бездельничать и взяться за работу. Иногда, наоборот, приходит время отдохнуть от тяжелого труда.

Читать далее…

В нашем мире существует большое количество профессий, но есть одна, которая по важности ничуть не меньше – это «Родину защищать». Это даже больше, чем профессия – это священный долг каждого из нас. Проходит время, но мы не забываем тех людей, благодаря которым сейчас имеем мирное небо над головой.

Читать далее…

Всем известно, что друг познаётся в беде. Я и раньше знал это, но на собственном опыте убедиться в этом мне не доводилось. У меня много знакомых и приятелей, немного меньше друзей, есть и один самый близкий друг.

Читать далее…

Не секрет, что сила в знании, и так было во все времена. Без стремления к познанию человечество перестало бы развиваться и осталось бы на первобытном уровне.

Читать далее…

Эта пословица знакома всем нам. Каждому с детства ее повторяла бабушка или мама, подчеркивая, что учиться никогда не поздно, а любые знания могут пригодиться в жизни. Но мало кому известно, что это не полный вариант пословицы.

Читать далее…

Смысл этой известной поговорки в том, что слова могут не только помогать людям, но и наносить вред.

Чем могут помочь слова? Они передают информацию, учат чему-то новому, предупреждают об опасности. Словом можно помочь человеку стать лучше, поверить в свои силы, обрести крылья.

Читать далее…

Каждый человек старается наполнить свою жизнь вещами, приносящими радость. Среди них: дружба, любовь, увлечения.

Если говорить о дружбе, то это понятие очень глубокое и иногда не сразу удается разглядеть настоящего друга. Дружбу строят годами, доказывая свою надежность и преданность. Она не может возникнуть из ничего, человека нельзя заставить дружить насильно, дружбу можно только заслужить. Кроме этого, для возникновения дружбы необходимо наличие общих интересов и увлечений, а еще схожесть характеров.

Читать далее…

Действительно, важная роль в нашей жизни принадлежит словам. Мы даже не замечаем, сколько их произносим в течение дня. А ведь каждое из них имеет значение. Слова созданы для того, чтобы люди могли передавать друг другу информацию, общаться. А какую смысловую и эмоциональную нагрузку они будут нести, зависит уже от нас.

Читать далее…

Если человек с уверенностью может сказать, что его дом является для него крепостью, защитой и просто местом, где ему хорошо, то это очень здорово. Думаю, в жизни каждого из нас должна быть уютная пристань, где мы можем укрыться от проблем, отдохнуть, перевести дух.

Читать далее…

Всем известно выражение «глаза – зеркало души». Но кто задумывался над его смыслом? Предлагаю поразмышлять вместе. Одним из основных органов чувств являются глаза. С их помощью мы видим этот мир. Это настолько привычный процесс, что понимать его значение мы начинаем только теряя эту способность. Человек, к сожалению, не совершенен, и небрежное отношение к себе часто приводит к страданиям.

Читать далее…

Русский язык полон разных поговорок и присказок. Одна из самых метких, на мой взгляд, это: «Ученье — свет, а неученье – тьма». Она ясно дает понять, что обучение освещает нам окружающий мир, а тот, кто не учится, навсегда остается во тьме невежества. Эта пословица была актуальна сто лет назад и по сей день такой остается.

Читать далее…

Русский язык полон пословиц и поговорок. В них заключается мудрость, наблюдательность и опыт многих предыдущих поколений. Какие-то из них пришли к нам из глубины веков, снова и снова проверяясь и подтверждаясь. Иногда пословицы немного видоизменяются с течением времени, однако не теряют при этом смысла.

Читать далее…

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового
контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая
исследовательская работа.

УРОК 7
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Основное содержание урока
Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл. Меткость и точность
языка. Сборники пословиц, собиратели пословиц. Сходство и различия пословиц разных стран. Развитие представлений об афористических жанрах фольклора.

Основные виды деятельности.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Пословицы и поговорки» и составление её плана. Различение пословицы и поговорки и осмысление их афористического характера.
Использование пословиц и поговорок в устных и письменных высказываниях. Выявление смысловых и стилистических особенностей пословиц и поговорок. Объяснение роли
эпитетов, метафор, сравнений. Устные рассказы о собирателях пословиц и поговорок.

I. Народная мудрость пословиц и поговорок.

Выражение в них духа народного языка. Краткость и выразительность.

Прямой и переносный смысл. Меткость и точность языка

Вступительная беседа:

— Что вы узнали о пословицах и поговорках в 6 классе? Что такое пословица? Чем она отличается от поговорки?

— Прочитайте слова В. И. Даля о пословицах. Как вы их понимаете?

— К акая мудрость заключена в пословицах и поговорках?

— Какие темы пословиц и поговорок вы знаете?

— Докажите, что пословицы и поговорки имеют не только прямой, но и переносный смысл. Приведите примеры таких пословиц и поговорок.

— Чем пословица похожа на маленькое стихотворение?

II. Чтение статьи учебника «Пословицы и поговорки» и составление её плана (см. статью ниже):

Примерный вариант плана:

1. Пословицы и поговорки — краткие мудрые изречения.

2. Различие пословиц и поговорок.

3. Мудрость и нравственный смысл пословиц и поговорок.

4. Темы пословиц и поговорок.

5. Прямое и переносное значение пословиц и поговорок.

6. А. С. Пушкин о поговорках.

III. Чтение и обсуждение русских пословиц:

— Выполнение заданий 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Назовите по 1—2 пословицы на темы, обозначенные римскими цифрами (см. пословицы ниже):

— В чём особенности языка пословиц?
(Краткость; поучение; иносказание; лексика, связанная с народным трудом и бытом; точность и выразительность. Двухчастная композиция,
противопоставление, ритм и рифма — не обязательно.)

Приведите примеры пословиц, имеющих эти черты.

IV. Сборники пословиц, собиратели пословиц

Сообщения о собирателях пословиц И. М. Снегирёве, В. И. Дале, А. В. Кольцове.

Обобщающая беседа:

Зачем русские писатели и фольклористы собирали пословицы? Как они это делали? Как дошли до нас эти материалы?

Как использовать сборники пословиц и поговорок в жизни и учёбе?

V. Сходство и различия пословиц разных стран

Чтение и обсуждение статьи учебника «Мудрость народов»

(см. статью ниже):

— Почему пословицы имеют долгую жизнь?

— Докажите, что пословица — это афористическое утверждение.

— Почему возникли пословицы о пословицах?

— Какая тема пословиц является главной у разных народов? Почему?

— Докажите, что пословицы отражают понимание хода природных явлений.

— В чём нравственное значение пословиц для человека?

VI. Групповая практическая работа.
Сопоставление пословиц разных стран (по группам)
(см. пословицы ниже):

— Выберите из пословиц разных стран изречения на общие темы.

— Заполните таблицу примерами.

ТАБЛИЦА
Общие темы пословиц разных стран

Принадлежность народу

Труд — безделье

Дружба — вражда

Природные явления

Знания — невежество

Сила слова

Абхазские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Азербайджанские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Американские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Английские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Арабские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Армянские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Ассирийские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

………

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Японские

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Выводы о сходстве и различиях пословиц

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

    ‎    

Заполнение таблицы можно завершить дома, дополнив её своими примерами.

— Объясните роль эпитетов, метафор, сравнений.

— *Сделайте выводы о сходстве и различиях пословиц разных стран на общие темы. Чем бы вы объяснили эти различия?

VII. Развитие представлений об афористических жанрах фольклора

Итоговые вопросы:

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после пословиц разных стран).

Ответы на вопросы 3—4 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Домашнее задание

Подготовить сообщение о пословицах по плану, составленному на уроке.

Написать сочинение или рассказ по пословице.

Индивидуальные задания.

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» из раздела «Былины, пословицы и поговорки» (по выбору учителя).

Выполнить задание 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и задания 1—2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Составить историко-культурные комментарии к именам князь Олег, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Групповое задание.

Подготовить учебный проект.

Проект. Создание электронного сборника пословиц разных стран со вступительной статьёй о пословицах.

Следующие уроки: Русские летописи. «Повесть временных лет» >>>


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Пословица — коротенькая притча; сама же она говорит, что «голая речь не пословица». Это — суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное, в
оборот…

«От пословицы нет взносу», «ее обжаловать нельзя», приговор ее неотразим… и потому «На пословицу, что на дурака, и суда нет», «От пословицы не уйдешь»,
«Пословица ведется, как изба веником метется»… Кто ее сочинил — не ведомо никому; но все. ее знают и ей покоряются. Это сочинение и достояние общее,
как и самая радость и горе, как выстраданная целым, поколением опытная мудрость, высказавшаяся таким приговором….
В. И. Даль

Издавна народ дорожил пословицей: «Пословица не на ветер молвится», «Без пословицы не проживешь». Что же такое пословица?

Пословица — это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость. Например: «Дело мастера боится»,
«Играй, да не заигрывайся».

Поговорка отличается от пословицы тем, что она — часть суждения; поговорка — это яркое, меткое народное выражение. Например: «Легок на помине», «Чужими руками
жар загребать», «За словом в карман не лезет».

Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен поколений. В этих кратких и мудрых изречениях запечатлены любовь к родине, мужество, храбрость, вера
в торжество справедливости, понятия о чести: «Человек без родины — соловей без песни», «Честь дороже жизни», «За правое дело стой смело».

Темы пословиц и поговорок бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье, о трудолюбии и мастерстве: «Без муки нет науки», «Красна птица перьем,
а человек ученьем», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а лень портит», «Дело мастера боится», «Не надобен и клад, коли
в семье лад», «Всякое дело человеком ставится, человеком и славится», «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся» и т. д.

Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» — это пословица не только о рыбной ловле,
но и о любом труде. Сила и красота пословиц издавна признаны народом. «После дождика в четверг», — говорим мы о том, что произойдет неизвестно когда, а может,
и не произойдет вовсе. Пословица по форме часто похожа на маленькое стихотворение: мы наблюдаем в ней ритм, иногда рифму.

А. С. Пушкин восторженно восклицал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
КОЛЬЦОВ — СОБИРАТЕЛЬ НАРОДНЫХ ПОСЛОВИЦ
(1809 — 1842)

Русский поэт А.В. Кольцов известен также как собиратель пословиц.

Алексей Васильевич Кольцов родился 3 (15) октября 1809 года в Воронеже в семье прасола (скупщика и торговца скотом), слывшего во всей округе честным партнёром
и строгим домохозяином. Мать Прасковья Ивановна — добрая, но необразованная женщина, не владела даже грамотой.

С 9-ти лет Кольцов постигал грамоту на дому, проявив такие способности, что летом 1820 года поступил в первый класс двухклассного уездного училища, минуя
приходское училище, а также подготовительный класс.

В училище Алексей полюбил чтение, первые прочитанные им книги были сказками, например, про Бову, про Еруслана Лазаревича. Эти книги он покупал на полученные
деньги, лакомства и игрушки, полученные от родителей.

Под вилянием поэзии Дмитриева, Кольцов начинает сочинять стихи. В 1831 году в московской газете «Листок» публикуются стихи начинающего поэта. В начале 1836
года Кольцов поехал в Москву и оттуда в первый раз в Санкт-Петербург по тяжебным и торговым делам отца.

Именно в это время (будучи в Петербурге с января по апрель 1836 г.) поэт получает совет петербургского журналиста А.А. Краевского собирать пословицы
и т. п. изречения.

Вернувшись в Воронеж в конце 1836 года, Кольцов активно взялся за дело собирания пословиц. Упоминания поэта в письмах к А.А. Краевскому (12 февр. 1837 г.) о том,
что он уже знаком с собраниями русских пословиц И.М. Снегирева и И.Ф. Богдановича, показывают, что поэт относился к предстоявшей ему работе серьезно и
по-своему готовился к ней.

Первоначально поэт пословицы либо запоминал в уме, либо записывал на лоскутках, а потом — время от времени — вносил их в свой сборник.

Вся тетрадка была заранее размечена равномерно по буквам алфавита, так как пословицы в сборничке располагались в алфавитном порядке. Процесс собирания был
продолжителен, эта работа продолжалась до 1838 г., что подтверждается датой 1838 г. на заглавном листке сборника.

В качестве образцов поэту послужили собрания пословиц И.Ф. Богдановича (изд. в 1785 г.) И.И. Снегирева (1834), а также хорошо известный Кольцову и
любимый им «Письмовник» профессора Н. Курганова. В этом «Письмовнике» находится: Присовокупление 1. Сбор разных пословиц и поговорок.
Отсюда Кольцов мог взять и алфавитный способ расположения пословичного материала.

Следует отметить достоинства, которыми отличаются кольцовские записи пословиц.

Точность записи пословичного материала очень высока: Кольцов отнесся бережно к народному творчеству и не переделывал пословицы ради придания им большей красоты
или для смягчения грубости. В этом смысле наш поэт, несмотря на свое слабое образование, выше стоит некоторых образованных собирателей, напр., И.Ф. Богдановича,
бесцеремонно переделывавшего народные пословицы.

Записанный пословичный материал Кольцовым взят прямо из уст народа, к которому он по своей прасольской профессии стоял ближе, чем кто-либо. Это не был собиратель,
чуждый народу; это — свой человек в народной среде. И поэтому простой человек мог сообщить Кольцову больше и охотнее, чем какому-либо «барину»-собирателю.

Пояснения Кольцова к пословицам отличаются основательностью и обличают в нем тонкое этнографическое чутье.

Кольцов в своем сборнике, собрав подряд пословицы, поговорки, прибаутки и присловья, не разделил материал на эти жанры, но нет этого деления и в «Пословицах
русского народа» В.И. Даля (1862 г.).

Кольцовское собрание пословиц и т. п. кратких изречений народной мудрости и остроумия относится в своей подавляющей части к Воронежской губернии, ибо
в период 1836-1838 гг. поэт сталкивался почти исключительно с жителями Воронежской губернии.

Кольцовское собрание, заключающее 438 изречений, является для своего времени первым, сравнительно крупным, собранием южно-великорусских пословиц, впоследствии,
в 1891 г., почти целиком вошедшим в состав воронежских пословиц. Этот сборник занимает одно из видных мест среди подобных собраний, принадлежащих другим
этнографам: И. Богдановича (1785 г.), Д. Княжевича (1822 г.), И. Снегирева (1831-34 гг., 1848 г.),
В. Даля (1862 г.) и др.
Рукопись Кольцова «Русские пословицы, поговорки, приречьи и присловья, собираемые Алексеем Кольцовым» находится ныне в Никитинском музее в Воронеже. Она
перепечатывалась не раз: в первый раз она была напечатана М.Ф. Де-Пуле частично в сборнике «Воронежская Беседа» на 1861 г., потом была использована
почти целиком М.А. Дикаревым для его «Воронежского Этнографического Сборника» (Воронеж, 1891 г.; изд. Губ. Стат. Комитета), была напечатана А.И. Лященко
в Академическом издании сочинений поэта (по изд. 1911 г. Стр. 299-304).
(вернуться к уроку)


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

ПОСЛОВИЦЫ

I
Своя земля и в горсти мила.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Родина — мать, умей за нее постоять.

II
Терпенье и труд все перетрут.

Смотри дерево в плодах, а человека — в делах.

Пашню пашут — руками не машут.

Вешний день целый год кормит.

III
Грамоте учиться — вперед пригодится.

Кто грамоте горазд — тому не пропасть.

Повторенье — мать ученья.

IV
Друзья познаются в беде.

Самолюб никому не люб.

V
Доброе братство милее богатства.

Старый друг лучше новых двух.

ПОГОВОРКИ

Работать с огоньком.

Комар носа не подточит.

Как снег на голову.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Чье высказывание о пословицах вас особенно заинтересовало? Приведите примеры ритма и рифмы в пословицах.

2. Какие пословицы вам известны и какие из них вы используете в своей речи? По каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах? Раскройте их
прямой и переносный смысл. Приведите пример ситуации, когда можно было бы использовать каждую из этих пословиц.

3. Подготовьте рассказ: «Об отдыхе летом», «О моем друге», «Моя любимая книга» (на выбор) — с использованием нескольких пословиц на избранную вами тему.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


МУДРОСТЬ НАРОДОВ
Пословицы и поговорки народов мира

Дружба народов — их богатство.
Башкирская пословица

Пословицы живут в каждом народе, переходят из века в век, передают накопленный опыт новым поколениям. Сама пословица не спорит — она утверждает. В ней
— окончательный вывод, она — итог длительных размышлений и потому — категоричное суждение о мире: «И в тихой воде есть крокодилы» (малайская), «Скорпион
своих привычек не меняет» (узбекская), «Кто обнажит меч, погибнет от него же» (арабская), «Много кормчих — корабль разбивается» (китайская). Важность и
красоту пословиц оценил сам народ: «Речь без пословицы — что еда без соли» (амхарская), «Пословица всем делам помощница» (русская).

Все народы единодушны в утверждении, что труд составляет главную ценность жизни: «Пыль труда лучше шафрана бездействия» (арабская), «Дерево славится плодами,
человек — трудами» (азербайджанская), «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» (русская). Бесчисленные пословицы высмеивают лентяев, легковерных: «Прибежал на
запах шашлыка, а оказалось — осла клеймят», отражают понимание хода природных явлений: «За каждым вечером следует утро» (турецкая), «Солнечный диск решетом не
закрыть» (арабская), «Весенний день год кормит», «Зима без снега — лето без хлеба» (русские), «У пчелы спина полосатая, а тигром ее не назовешь» (китайская).

Большинство пословиц и поговорок мира пронизаны пафосом гуманных идей и чистых чувств, соприкосновение с их миром доставляет человеку радость и душевное волнение.
По В. П. Аникину

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


Прочитайте пословицы разных народов, объясните их смысл, постарайтесь чаще использовать их в разговоре с друзьями.

Абхазские пословицы

Была бы голова, а шапка будет.
Вовремя посеянное — вовремя и всходит.
Дерево держится корнями, а человек — родственниками.
Как ты бьешь в ладоши, так я и танцую.
Кто не знает, как работать, для того работа не кончается.

Азербайджанские пословицы

Лучше есть свой черствый хлеб, чем чужой плов.
У лжеца загорелся дом — никто не поверил.
Хороший друг ближе брата.
Ради друга терпи и пургу, и снег.

Английские пословицы

Пустая посуда гремит громче всего.
Обещай медленно, выполняй быстро.
Ничего не делая, мы учимся дурным делам.
Выбирай писателей так, как выбираешь друга.
Вежливости открываются все двери.
Благодарность — малейшая из добродетелей, неблагодарность — худший из пороков.

Арабские пословицы

В трудную минуту — друг тут как тут.
В чужом глазу и соломинка кажется верблюдом, а в своем — целый мост не заметил.
Венец мужества — скромность.
Достоинство слова в крепости.
Если ты сделал добро — скрой; если тебе сделали добро — расскажи.
Кто хорошо говорит — прекрасно слушает.
Невежда — враг самому себе.

Армянские пословицы

Осталось дело до завтра — считай, что застряло.
Плоха та шутка, в которой нет половины правды.
Пока сам не состаришься, не поймешь старого.
Рана, нанесенная мечом, заживет, а языком — нет.

Ассирийские пословицы

Жизнь без цели — человек без головы.
За каждым спуском есть подъем.
Звуки барабана хорошо слушать издали.
Как поступишь с другими, так поступят с тобой.
Кто бежит от малой трудности, очутится перед еще большей.
Труд кормит человека, безделье — портит.

Башкирские пословицы

В радости знай меру, в беде — веры не теряй.
Друг в глаза скажет, враг — за спиной бурчит.
Земля ценится хлебом, а человек — делом.
Незнание — не порок, нежелание знать — большой порок.

Вьетнамские пословицы

Без ученья нет и уменья.
Глубокую реку коротким шестом не измерить.
Глупость одной минуты разрушает труд мудрости, потребовавшей три часа.
Знаешь — говори, не знаешь — так послушай других.

Грузинские пословицы

Дерево корнями сильно, а человек — друзьями.
Кто копает яму другим, тот пусть снимает мерку с себя.
Ленивому каждый день — праздник.
Неразумный о друге лишь в беде вспоминает.
Разрушить-то легко, попробуй-ка построить.
Язык человека может принести ему и славу, и позор.

Казахские пословицы

Человек с сильными руками поборет одного, человек с сильными знаниями — тысячу.
Хороший совет — половина счастья.
Конь узнается в скачке, человек — в делах.

Китайские пословицы

Близкие соседи лучше дальних родственников.
В каждом ремесле есть первые ученики.
Высокая лампа далеко светит.
Друзья лучше старые, одежда — новая.
Если много таланта, не бойся, что сейчас не везет.
Медленно идти лучше, чем стоять.
Лучше требовать с себя, чем просить у других.

Латышские пословицы

Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.
Где воздух, там и жизнь.
Мороза бояться — на двор не ходить.
Больному нужен врач, здоровому — работа.

Литовские пословицы

Много рук поднимут и тяжкую ношу.
Жизнь — счастье в труде.
Не нажав сошника, не выкопаешь пирога.

Немецкие пословицы

Бесполезно носить дрова в лес.
Время выиграно — все выиграно.
В хороших книгах охотно роются.
Прилежание — отец счастья.
Кто ухаживает за пашней, за тем пашня ухаживает.

Украинские пословицы

Хочешь, чтоб были полны закрома, — вставай с криком петуха.
Не тот впереди, кто обогнал, а тот впереди, что за собой тянет.

Французские пословицы

Безделье — мать всех пороков.
Не теряй ум, все остальное приложится.
Леность незаметно уничтожает все добродетели.
Силен тот, кто валит, но сильнее тот, кто поднимает.

Узбекская пословица

Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет.

Эстонские пословицы

Как ты относишься к лесу, так и лес к тебе.
Чего не сможешь сделать один, сделают десятеро.
У ремесла золотое дно.
Опираясь на колени матери, ребенок быстро растет.

Японские пословицы

Лучше знать одно ремесло хорошо, чем сто — плохо. Гнев твой — враг твой.
Холодной осенью лишний раз рта не открывай.
Кто людей любит, тот долго живет.
Не смейся над старым, сам состаришься.
Чтобы хорошо лечить, надо людей любить.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Покажите на примере нескольких пословиц их меткость, мудрость, образность и красоту.

2. Каково отношение к добру и злу, к дружбе, труду и учению у различных народов мира? Подтвердите свой ответ пословицами.

3. Подготовьтесь к конкурсу: «Кто знает больше пословиц и кто лучше может объяснить их?»

4. Напишите сочинение по одной из пословиц (на выбор): «Бесполезно носить дрова в лес» (немецкая), «В радости знай меру, в беде — не теряй веру» (башкирская),
«Будь не скор на обещания, а скор на исполнение» (английская), «Не откусывай больше того, что ты в состоянии проглотить» (американская).

Разумеется, в списке нет пословиц многих народов мира. Какие пословицы других стран вам известны и какие из них вы используете в своей речи?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

1. От каких слов происходят термины «былина», «сказитель»?

2. Какая особенность русской речи проявилась в словах и словосочетаниях «во синии моря», «за оболоки», «во темный леса», «дружинушка хоробрая»?

3. Какова манера произнесения большинства русских былин?

4. Каким пафосом пронизано большинство пословиц разных стран мира?

5. В каком случае пословицы легче запоминаются? Какие пословицы вы используете в своей речи? Приведите примеры.

6. Пословицы каких стран мира вам понравились? Произнесите их.

7. Подготовьте рассказ по одной из следующих пословиц (на выбор):
«Гнев твой — враг твой», «Безделье — мать всех пороков», «Прилежание — отец счастья».

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ
ТИПОВ СОЧИНЕНИЙ

В последнее время наряду с традиционными видами сочинений (сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся, сочинения на литературные темы, сочинения-миниатюры, сочинения по репродукциям картин, сочинения сказок, сочинения по фильмам, спектаклям, по иллюстрациям и др.) учителя все чаще используют в своей работе сочинения по пословице, сочинения-мозаики, сочинения-поздравления и др.

Предлагаю описание хода урока по подготовке к сочинению по пословице.

Тема. Сочинение по пословице

Цели урока. Сообщить сведения о пословице; познакомить с творчеством В. И. Даля; формировать умения составлять текст-повествование с элементами описания по заданной пословице; развивать наблюдательность, мышление; обогатить словарный запас; развивать устную и письменную речь.

Оборудование. Портреты В. И. Даля, Л. Н. Толстого; карточки с текстами.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Постановка темы и целей урока.

Учитель. Ребята, тема сегодняшнего урока по развитию речи «Сочинение по пословице».

У. Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним видом сочинения — сочинение по пословице. Мы выясним особенности такого сочинения, потренируемся в его написании.

Подготовительная беседа.

У. Прочитайте запись на доске.

Дети. «Пословица — мудрость народная. Пословица недаром молвится».

У. Как вы понимаете эти выражения? Что такое пословица?

Д. Пословица — это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали что-то важное и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит, либо хвалит, либо ругает вас.

У. Правильно, ребята, в каждой пословице — свой скрытый смысл, своя правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить ее.

Прочитайте пословицы, записанные на доске, и попробуйте объяснить их смысл.

Повторение — мать учения.

При солнышке тепло, а при матери добро.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Дети выполняют задание.

Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о Родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и др.

  1. Рассказ о творчестве В. И. Даля.

  2. Владимир Иванович Даль, великий русский писатель (учитель показывает портрет), увлекался сбором пословиц. Целых пятьдесят три года он собирал пословицы. В 1861 году он написал книгу «Пословицы русского народа».

Также Даль написал много рассказов и сказок специально для детей, составил «Толковый словарь». А какие произведения Даля вы читали?

Дети отвечают.

V. Знакомство с новым материалом.

У. Пословицы мы не просто используем в своей речи, чтобы научить кого-то мудрости. Мы с вами часто подбираем пословицы к рассказам, сказкам. А вот многие известные русские писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословицам.

Детям раздаются карточки с текстам

Карточка 1

Худо тому, кто добра не делает никому.

«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гриша в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен».

«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ : «Книги твои, сам и укладывай». (К. Д. Ушинский)

Карточка 2

Вместе тесно, а врозь скучно.

Говорит брат сестре:

-Не тронь моего волчка.

Отвечает сестра брату:

— А ты не тронь моих кукол.

Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно.
Отчего детям стало скучно? (К. Д. Ушинский)

Карточка 3

Глупой птице свой дом не мил.

Девочка любила играть на улице, а как придет в дом — скучает.
Мать спрашивала:

-Отчего ты скучаешь?

-Дома скучно.

Мать сказала:

-Глупой птице свой дом не мил. (Л. Н. Толстой)

Карточка 4

Как глядишь, так и видишь.

Мальчик лежал на земле и смотрел на деревню сбоку. Он сказал:
— Дерево кривое.

А другой мальчик сказал:

— Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так
и видишь. (Л. Н. Толстой)

Учащиеся вслух зачитывают рассказы.

У. Мы с вами убедились в том, что писатели раскрыли смысл каждой пословицы конкретным примером, случаем. Давайте разберем первую карточку. На какую пословицу написан рассказ?

Д. Худо тому, кто добра не делает никому.

  • Bom вообрази себе, — сказал я,что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за все добро, его попрекать стал, — и выйдет к тому, что «ложкой кормит, а стеблем глаз колет».

-Да как ее напишешь? — сказал Федька».

  • Видите как Толстой познакомил своих ребят с сочинением по пословице Далее ребята легко научились писать такие сочинения. Они с огромным увлечением писали, сочиняли. Лучшие были напечатаны в журнале. Сам Лев Николаевич признавался в том, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

Ребята а вы хотите научиться писать сочинение по пословице?

д. Да.

VII Устное составление рассказа и плана сочинения.

У. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. На доске.

Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра.

Д. Если есть какое-то дело, задание, лучше его выполнить сегодня, завтра могут быть непредвиденные обстоятельства, и это дело останется не сделанным.

У. Совершенно верно. Бывает так, что от вашего дела зависит еще что-то Вдруг вы кому-то что-то пообещали. Не смогли выполнить и подвели человека.

Кто по-вашему, любит откладывать все на потом: уроки сделаю потом, помою посуду потом, в магазин за хлебом — потом?

Д. Лодыри и лентяи.

У. Значит о чьей истории мы будем писать, с кем могла приключиться эта история?

Д. С лодырем.

У. Кто это, мальчик или девочка?

Д. Без разницы.

У. Итак главное действующее лицо рассказа — лентяй. Можете придумать своему герою имя и фамилию.

О чем будет ваша история?

Д. О том как однажды нужно было сделать какое-то дело, лодырь его отложил и чем это закончилось.

У Когда начнете писать, опишите, кто поручил это дело, в какой день это произошло. Это будет первая часть нашего плана.

Пункты плана в ходе разбора записываются на доске.

  1. Вступление.

  • Как начнем эту часть?

Д. Однажды…

  • С одним мальчиком (девочкой) приключилась такая история…

У. О чем напишем в основной части?

Д. Как лодырь вел себя, придумывал разные причины, чтобы отложить дело.

У. Как назовем вторую часть?

  1. Основная часть.

Д. Лень победила.

  • Дело отложено.

У. Чем закончим сочинение?

Д. К чему привела лень. Напишем, что случилось с лентяем.

  1. Заключение.

У. В этой части сочинения вы можете рассказать, что было на душе у лодыря, когда ничего уже нельзя было сделать. Можете написать, чему учит эта история.

VIII. Написание сочинения.

У. Итак, обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновик и приступайте к выполнению. Не забудьте, ваш рассказ должен быть настолько ярок, чтобы человек, который будет читать, навсегда понял, что откладывать дела никогда не нужно на завтра (если только безвыходное положение). Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы. Итак, желаю вам успехов.

Написание текстов-рассуждений чаще представляет собой смешанный тип текста — рассуждение и повествование (в основной части повествуется о какой-то истории для доказательства).

К примеру, вот какое сочинение по пословице написала Мария К.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

Жили когда-то два брата-близнеца. Они были, как две капли воды, похожи друг на друга, но характер у них был совсем разный. Их звали Коля и Кирилл.

Однажды мальчикам нужно было сделать уроки. Кирилл выполнил уроки через полчаса после школы. А Коля говорит: «Я сделаю попозже вечерком». Наступил вечер. Кирилл уговаривает Колю: «Ну, сделай уроки. Лучше не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». а Коля отвечает: «Как же вечером делать уроки? Уже поздно, и я устал. Лучше сделаю завтра». Коля совсем забыл, что утром нужно было идти уже в школу. А Кирилл специально не на-
поминал брату, чтобы ему это послужило уроком. Наступило утро. Коля просыпается и смотрит на часы. Времени осталось мало. Он почистил зубы, поел. Мальчик понял, что на уроки осталось немного времени. И уроки сделал наспех. Пришел он в школу. Коля не выучил тему урока, и за это ему поставили «двойку», а за домашнее задание он получил «кол». А вот Кирилл получил «пять» и «пять».

«Говорил же я тебе, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», — произнес с досадой Кирилл.

Всякое дело требует усилий, без которых никакой задачи не выполнить. Во всём нужно терпение и упорство, только при стабильном труде можно добиться определенного результата. Люди, которые хотят иметь все, ничего при этом не делая, не добьются ничего в жизни. Чтобы иметь материальные блага, нужно много трудиться.

Не все то золото, что блестит

Жили-были король да королева. Но вдруг королева умерла. Король женился на другой, она была красивая, но злая. Король этого не замечал, потому что, когда она делала злые вещи, король уезжал по делам. И вот слуги стали жаловаться на королеву. Тогда король сказал слугам: «я всё выясню».

На следующий день король объявил, что он уезжает в соседнее государство и будет отсутствовать три дня, а сам спрятался в замке. Сразу же после отъезда короля королева объявила: «я приказываю изгнать из страны всех стариков и калек». Затем она приказала закрыть все хранилища и не раздавать бедным хлеб бесплатно.

И вот прошли три дня, и король вернулся. Королева вышла ему навстречу с ангельским, кротким лицом – она начала плакать и сказала: «мой милый король! Пока тебя не было, твои министры пытались оболгать меня!»

Она пожаловалась: «они издали указы от моего имени!» Она плакала и жалела стариков, калек, бедняков. По ее ангельскому, красивому лицу текли горькие, горькие слезы. Она просила короля, чтобы он немедленно казнил злодеев. Король только рассмеялся и велел слугам изгнать злую королеву из страны.

В третий раз он женился на самой обыкновенной и не очень красивой принцессе. Она оказалась доброй правительницей, мудрой королевой и любящей матерью. И каждый раз, когда король смотрел в ее добрые глаза, он думал: «не все то золото, что блестит».

Ольга Ушакова

Готовые сочинения по литературе. 5–8 классы

Дорогие друзья!

В настоящем сборнике собраны уже готовые сочинения. Любое из них вы можете использовать в качестве образца или основы для написания собственной работы. При этом помните, что в сочинении особенно будут цениться ваши собственные мысли и оценки, данные тому или иному явлению, действию, герою.

Наши сочинения объединены в 5 основных разделов:

– сочинения по пословицам

– сочинения по былинам

– сочинения по литературным произведениям

– сочинения по картинам

– сочинения на свободную тему

Писать на свободную тему, пожалуй, труднее всего. Надеемся, образцы наших сочинений помогут вам найти ту самую тему, которая наиболее интересна и близка вам.

Желаем вам творческого вдохновения и успехов!

Сочинения по пословицам

Пословица – произведение устного народного творчества

Никто не знает, когда именно появились первые пословицы – известно только, что в очень давние времена. Они есть и в древних летописях, и в произведениях древнерусской литературы. И в те далёкие времена, и сегодня пословица живёт рядом с человеком и сопутствует ему в любом деле. У неё есть отклик на все случаи жизни: молод ты или стар, болен или здоров, трудишься ты или ленишься – на всякое переживание, на любую новость пословица даст совет и наставление, утешит и развеселит.

Пословица – это краткое изречение. Мы употребляем эти изречения так же непринуждённо, как слова собственной речи. Но в том-то и дело, что пословицы – не только разумные жизненные наблюдения. Какой бы короткой ни была пословица, она является законченным художественным произведением. Пословица радует нас не только метким наблюдением, но и тем, как красиво это наблюдение выражено. Например, можно сказать: «Если ты рано встанешь, то успеешь переделать много разных дел». Совет правильный, и к нему стоит прислушаться. Вот только никому не придёт в голову назвать эту фразу пословицей – художественным произведением.

А пословица всегда по-другому посоветует. Например, так: «Будешь лежать на печи – не станешь генералом». Любому из нас ясно, что вовсе не о генерале идёт речь и что можно лежать не на печи, а в кровати или на диване. И не лежать даже вовсе, а просто бездельничать – играть в компьютерные игры, например, целыми днями, вот тогда и не добьёшься ничего в своей жизни, не станешь ни заметным, ни уважаемым человеком. Смысл у этой пословицы простой: будешь лениться – ничего из тебя не выйдет. Но смысл выражен в художественной форме. Запомнить такой совет гораздо проще, чем обычное назидание.

Доказать, что пословицы – это маленькие художественные произведения можно и тем, что часто слова пословицы сложены в рифму. Например: «Терпенье и труд всё перетрут»; «Каждый сверчок знай свой шесток»; «На каждый роток не накинешь платок»; «В каждой избушке свои погремушки».

А если в пословице рифмы нет, то обязательно задан ритм, в котором слова или звуки слов перекликаются: «Много знать – мало спать»; «Рыба в реке – не в руке»; «Тише едешь – дальше будешь».

Но самое главное отличие пословиц от обычных фраз в том, что любая мысль высказывается в пословице не прямо, а с помощью каких-то образов. Эти образы подходят не к какому-то отдельному случаю, а имеют очень широкое значение. Возьмём, к примеру, такую пословицу: «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит». Подойдёт это замечание и для Кати, и для Оли, и для Максима. Каждая девочка и каждый мальчик без труда поймёт смысл сказанного: если в детстве упустил время и чему-то не научился, то когда станешь взрослым, не сможешь наверстать упущенной возможности.

Пословицы потому не старятся, что в разных жизненных ситуациях каждый раз обретают новый смысл.

В народе однажды сказали: «Пословица век не сломится». И долгая жизнь этих крошечных художественных произведений доказывает правоту этого утверждения.

Отражение реальных исторических событий в русских пословицах

Из глубокой древности пришли к нам многие русские пословицы. Мы часто употребляем их, но даже не догадываемся, как они образовались.

К примеру, иногда кто-то скажет: «Он мне свинью подложил». Конечно, всем понятно, что смысл этой пословицы никак не связан с домашним животным – со свиньёй. Смысл выражения заключается в том, что человеку причинили какую-то неприятность или доставили большое неудобство. Но откуда в пословице свинья?

Оказывается, эта пословица возникла во времена борьбы Руси с Ливонским орденом. У немецких рыцарей было принято особое построение войск – клином, оно-то и называлось свиньёй. Так в пословице отразился реальный исторический факт.

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки.

И Петя решил их не делать. На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки. Дома мама сказала: Всему свое время.

Монгольская мудрость для школьников

Сочинение с пословицей, как было указано, может содержать в себе и мудрость других народов. Например, интересное наблюдение несет в себе монгольская пословица: «Бесполезно нагибать голову быка, который не хочет пить». Это относится ко всем случаям, когда человека пытаются заставить сделать что-либо, возможно, потенциально для него и полезное, но он отказывается от этого. Например, очень часто маленьких детей, да и подростков родители заставляют учиться. Но если у них нет желания ни овладевать текущей школьной программой, ни расширять при помощи знаний свой кругозор, то результаты, скорее всего, будут весьма скромными.

Тише едешь — дальше будешь

Некоторые люди, когда куда то опаздывают, очень спешат и из-за своей спешки совершают ошибки и в результате тратят ещё больше времени. Например, если такие люди находятся за рулем своего автомобиля они начинают превышать разрешённую скорость и тем самым нарушают правила или проезжают на красный сигнал светофора. За данные нарушения пдд их останавливает работник гаи и штрафует, в результате затрачено ещё больше времени, плюс потрачены деньги и нервы. Поэтому спешить нужно с умом или тиши едешь — дальше будешь.

Японская пословица о труде и таланте

Сочинение с использованием пословиц и поговорок можно украсить и мудростью японского народа. «Без шлифовки и алмаз не блестит», — гласит мудрость страны Восходящего Солнца. Действительно, как бы ни был в определенной сфере талантлив человек, без упорной работы над собой вряд ли он сможет добиться сколько-нибудь значимых результатов. Известно, что упорный труд позволяет добиться успеха людям, которые кажутся не очень одаренными в той или иной области. Наличие таланта никогда не гарантирует того, что жизненный путь сам собой сложится удачно.

Что посеешь, то и пожнешь

Август месяц – пора урожай собирать. И вот дедушка попросил своих внуков помочь собрать урожай, а внуков у него было трое.

Просит первого:

— Вань, помоги мне тут картошечку выкопать! — Да не, деда, что-то устал я.

Дедушка сам и выкопал.

Дальше надо капусту собирать. Просит второго внука:

— Андрюша, помоги капусту собрать! — Да не, деда, я спать хочу.

Дедушка сам собрал.

Нужно яблочки с деревьев снять, вот дедушка просит третьего внука:

— Вов, помоги яблочки с дерева снять! — Ой, деда, живот болит!

Снял сам яблоки.

Вот приносит дедушка урожай в дом, а ребята налетают:

— Вкусные яблочки! – Кричит Вова. — Хорошая капуста! – Андрей хвалит. — А какая картошка! – Ваня радуется.

А дедушка молчит, а потом говорит: «Я, получается, работал, а вы едите. А работать?» Стыдно стало внукам. С тех пор больше не бездельничали внуки и собирали урожай вместе с дедушкой. Что посеешь, то и пожнешь. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Поделитесь с друзьями:

Мудрость о торговле на все времена

Другая японская мудрость говорит: «Вещь для продажи украшают цветами». Древняя пословица открывает секреты современных менеджеров. Ведь в каком магазине не окажись, везде будут расхваливать на все лады достоинства продаваемого товара. С одной стороны, иначе и нельзя будет его продать: каждый покупатель хочет только самых лучших приобретений для себя. С другой стороны, нужно помнить про эту мудрость, которую используют торговцы всех времен. Вещь, которую они продают, будь то предмет одежды или же объект недвижимости, – всегда выставляется ими в самом лучшем свете, без указания на недостатки. Сочинение с пословицей должно содержать рассуждения ученика подобного рода. Это покажет его способность пользоваться мудростью прошлого в приложении к реалиям современной жизни.

Сочинение по пословице Поспешишь — людей насмешишь

Одной из самых известных пословиц, широко употребляемых в обыденной жизни, является фраза «Поспешишь — людей насмешишь». Она является своеобразным советом делать все с толком и расстановкой, а не наспех. Тогда результат получается более качественным и удачным.

Практически всегда дела «на скорую руку» оборачиваются провалом: результат оставляет желать лучшего и приходится переделывать все заново, что в итоге занимает еще больше времени. Прежде, чем делать что-то, нужно хорошо подумать. Аккуратность и внимательность — главнейший

Эта поговорка подходит для детей и взрослых. Можно привести огромное количество примеров, когда сделанное впопыхах дело приводило к отрицательному итогу. Собираясь утром в школу, мы в спешке можем забыть учебник или дневник. Выполняя домашнее задание, несложно наделать кучу ошибок и получить двойку. Желая скорее выбежать на улицу гулять, можно неправильно надеть шапку или второпях уйти в домашних тапочках.

Из-за спешки мы становимся рассеянными — окружающие быстро замечают эти ошибки и могут начать смеяться над такой невнимательностью, принимая ее за глупость. Спешка может привести даже к печальным последствиям — например, перебегая через дорогу и не смотря по сторонам, можно попасть под машину. Чтобы такого с вами не произошло, нужно любое дело выполнять аккуратно, не торопясь, тогда результат не вызовет такой неприятной реакции. Именно этому учит нас данная пословица.

Сочинение на тему Друг познается в беде 7 класс

На своем жизненном пути каждый человек встречает множество разных людей. Для того, чтоб назвать человека другом, нужно иметь весомые основание, ведь друг это дело серьезное. Это такой же близкий человек как родня, иногда даже ближе. Существует поговорка «друг познается в беде». Эти слова в полной мере отображают смысл данного слова друг. Мы стараемся больше контактировать с людьми близкими нам по духу, роду занятий, интересам. Но, лишь один окажется настоящим другом, который не оставит в беде, ведь только беда проявит по настоящему каждого человека.

С годами окружение человека численно становится больше. С одними людьми человек работает, ведет деловые отношения, с другими проводит досуг и веселится. Многие спешат и прямо все свое окружение называют друзьями. Человек, немного повидавший в жизни, в основном уже раз обжёгся, а именно разочаровался в своем окружении. Связано это с тем, что часть людей может играть роль хорошего товарища лишь в минуты радости, а случись беда, так эти люди становятся бесполезными. Следует внимательно присмотреться к своим товарищам, и провести четкую грань между другом и людьми, с которыми можно просто повеселиться.

Слово дружба имеет очень серьезный смысл. Люди должны это почувствовать, жизнь сама проверит, кто умеет хранить чужие секреты, также радоваться за чужие успехи и начинания, а ни завидовать за спиной. Дружба не совместима с ложью, предательством, завистью и эгоизмом. Если эти понятия присутствуют между людьми, то ни какой дружбы быть не может.

Конечно лучше, чтобы в жизни не случалось серьезных бед и горя, но, к сожалению, не без этого. И тогда, в самую трудную минуту прейдет друг. Это может быть даже то человек, которого вы вообще не ожидали видеть. В жизни встречается очень мало таких людей, на то и есть такой принцип в жизни – друг, он один на всю жизнь. Этому человеку не нужны будут ваши деньги и возможности, ему главное то, что есть человек близкий по духу. Вот таким людям можно отвечать взаимностью и помогать в сложных жизненных ситуациях.

Каждый имеет право выбора и сам вправе решать с кем дружить, а с кем нет. Здесь не указ ни родители, не близкие. Выбор друга сугубо дело личное, может быть так, что и за всю жизнь не повстречаешь настоящего друга. Беда в жизни это плохо, но так устроено, что только она поможет разобраться кто друг, а кто просто товарищ, который приходит только в минуты радости.

Делу – время, потехе – час Сочинение по пословице 4, 5, 6, 7 класс

Делу – время, потехе – час – известная русская поговорка. Она создана, чтобы напоминать человеку, что время быстро уходит и нужно правильно распределять время. Время всегда нужно проводить с пользой. Когда у человека остается мало времени на отдых, то он начинает его ценить. Ведь приятного после сложного дня, наконец, то лечь в кровать и отдохнуть. В такие моменты человек начинает правильно распределять время.
Иногда бывает такое, что друзья зовут гулять, но мама заставляет делать уроки. Она говорит “Делу – время, потехе – час”. Ведь лучше сначала сделать важные вещи, а потом пойти развлекаться. Получается, нужно только работать и почти не отдыхать? Конечно, отдыхать нужно, но не так много.

У многих бывало такое, что уже ночь, а они задумываются, почему день так быстро прошел. И, кажется, что ты не сделал ничего полезного. И на душе сразу становится чувство, какой то неудовлетворенности.

Но бывает такое, что хобби у человека которое приносит пользу, так же позволяет человека отдохнуть. Художники отдыхают, когда рисуют что-то, но и получают много от этого полезного. Люди, занимающиеся вокалом выступая на сцене, получают много положительных эмоций и в это время делают важное дело. Если подобрать правильное занятие, которое будет нравиться, то отдых может даже не понадобиться. Конечно, отдыхать нужно каждому человеку, чтобы тело и мозг не перегружались.

Трудно поспорить с известной пословицей. Важно больше проводить время именно делая полезные дела, а отдыхать надо, потом когда все дела переделаны. Так будет намного полезнее, и не будет оставаться времени, чтобы сидеть и скучать, не зная чем заняться. Люди часто жалеют после того как выбрали отдых вместо важного дела.

Сочинение по пословице Делу – время, потехе – час 4 класс

Фразу “делу время, потехе час ” я очень часто слышу от своих родителей. Бывает, прохожу со школы, отдыхаю и собираюсь гулять с ребятами во двор, но мама всегда говорит, что сначала нужно переделать все дела, а из важных дел у меня только уроки, а потом уже можно будет погулять. Ну и я естественно, как и многие школьники, хочу делать всё наоборот, сначала гулять, а потом уже уроки. Но спорить с мамой нельзя, поэтому я и соглашаюсь с этой пословицей.

Прежде чем понимать эту пословицу, сначала надо понимать главные её слова это “дело” и “потеха”. Здесь имеется в виду важные дела, например, такие как уроки, работа, какие-то ещё обязанности и поручения. А потеха – это какое-то определенное занятие, которое приносит много забавных эмоций, радости и веселья, например это могут быть развлечения, такие как игра в компьютерные игры, просмотр телевизора или же игра с ребятами во дворе. Итак, пословицу “делу время, потехе час” можно понять так: что основное время нужно всегда уделять важным делам, а потом уже уделить час потехе.

Сразу возникает вопрос, почему же потехе стоит уделять, так мало времени, всего один час. Ответ на этот вопрос есть и он достаточно правильный, как я считаю. Ведь потеха, нравится всем, но когда ей уделять слишком много времени, перестаёшь получать от неё удовольствие, так как тогда она станет обычным и привычным делом, при этом вытеснит очень важные дела. А вот когда потехе уделять час, тогда то она будет именно в радость, ведь её так долго ждёшь и планируешь.

Это очень мудрая и достаточно давняя пословица. Разобравшись в ней и поняв её, я перестал спорить с родителями, и стал тщательно планировать время на дела и про потеху, конечно же, не забыл.

Вариант 2

Все мечтают о хорошем отдыхе после тяжелой работы. Если упорный труд принес плоды, а результатом можно гордиться, то отдыхать еще приятнее. Но, и перерабатывать не стоит. Нужно правильно дозировать нагрузку, тогда все начинания будут приносить удовольствие.

Если человек занимается любимым делом с упорством, время пролетает незаметно. В конце рабочего дня он получает удовлетворение от собственных результатов. Как следствие, такие люди довольны собой и счастливы. На сердце у них легко, хорошо и отдыхается лучше. Ленивые — всегда недовольны собой, что совершенно справедливо. В периоды отдыха они думают о собственных недочетах. Какое тут веселье?

Для наглядного примера стоит вспомнить басню «Стрекоза и муравей». Ничем хорошим безделье не закончилось для одного из героев произведения. Все лето легкомысленная стрекоза летала с цветка на цветок по полям и лугам. Когда пришли холода, ей даже не было где укрыться, стрекозе грозила смерть от холода и голода. Старательный муравей, напротив, трудился не покладая рук. Результатом его работы стал надежный и прочный дом и большой запас еды на зиму. Со спокойным сердцем он мог удалиться на зимний отдых и ждать прихода новой весны.

Так происходит и в реальной жизни. Постоянная лень и отлынивание от работы не дают хороших результатов. Постепенно дела накапливаются, и справиться с ними одним махом становится невозможно. В учебе такой подход приводит не только к плохим оценкам. Если регулярно откладывать домашнее задание на потом, появятся невосполнимые пробелы в знаниях. Конечно же, нельзя работать все время без исключения. Народная мудрость гласит: «Делу — время, потехе час». Это значит, что на работу нужно выделать большую часть своего времени, а на развлечения меньшую. Только такой подход сможет обеспечить душевное спокойствие и благополучие!

Делу – время, потехе – час

Несколько интересных сочинений

Многие критики оставили свои отзывы о написанной Гоголем повести под названием «Невский проспект». Одним из критиков, который оставил свой отзыв был Александр Сергеевич Пушкин, отзывающийся о повести весьма лестно

Рассказчик. Все уже догадались, что в этой роли выступает сам автор, который ведет повествование от своего лица.

Фантастическая повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» начинается с проделок чёрта. Чёрт крадет с неба месяц, чтобы отомстить кузнецу Вакуле за то, что тот нарисовал в церкви картину Страшного суда.

Я учусь в школе №12. История моей школы начинается в СССР. Тогда наша страна была больше, строилось много больниц, школ и детских садов. Первый камень в строительство основного здания был положен в тысяча девятьсот восемьдесят третьем

Главный герой волшебной повести «Черная курица, или Подземные жители» — мальчик Алеша. Он уже два года учится в пансионе для мальчиков, который находится на Васильевском острове в Петербурге

Популярные сегодня темы

Наступила зима. Лес с осени укрыт белым одеялом. На снегу виднеются следы разных зверей: вот проскакал зайчик, пробежала лисица. В лесу царит волшебная красота. Мимо нас стремительно бегут мыши полёвки

Совсем-совсем скоро весь мир будет поздравлять всех мам, сестренок, любимых бабушек, педагогов и просто знакомых подруг с прекрасным весенним днем 8 марта!

Первоначальный замысел написания произведения возникает у писателя в период его нахождения в лагерной колонии, расположенной в северном Казахстане, где и зарождается мысль о создании рассказа

На протяжении всего существования человечества, несмотря на поколение, существовала проблема отцов и детей. И столько же времени идет спор о том, возможна ли вообще гармония в отношениях между поколениями

Светлая и чистая, искренняя любовь необходима каждому человеку. В романе Обломов И.А.Гончаров уделяет этому высокому чувству большое внимание.

Источник статьи: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-poslovice/delu-vremya-potekhe-chas-4-5-6-7-klass

Сочинение по пословице «Делу время, потехе час» для 7 класса

Самым древним видом искусства, является – устное народное творчество. И большую часть этого творчества, занимают присказки, поговорки и пословицы. Благодаря им, человек мог выразить глубочайшую мысль, всего в одной строчке, и эта мудрость, сквозь столетия, дошла до нашего времени.

Присказкой или поговоркой, старшее поколение передавало младшему, свой опыт, навыки, знания, мудрость. Пришедшие в этот мир, дети и внуки, поняв народную мысль пословицы, должны быть добрее и умнее, должны знать, что такое сострадание и справедливость. В пословицах, словно на страницах жизни, запечатлены взгляды на быт, принцип воспитания, труд, отдых …

К примеру, взять бы вот эту пословицу: «Делу время, потехе час». Чему учат эти четыре слова? В первую очередь, ценить драгоценное время! Быстротечность каждой минутки надо использовать с толком, с расстановкой, с умом. Как часто человек использует, непозволительно и глупо, ни минуты – часы, дни, недели на пустяки. Каждый молодой человек, думает, что впереди у него месяца, годы, десятилетия! Времени – неизмеримый океан, и даже больше! И что потом? Бездельник, беззащитный и несамостоятельный, который ничего не смог добиться и полагается только на родительскую поддержку… А кем он будет через десять, двадцать, тридцать лет? Кому он сам будет опорой в этой жизни, когда родителей не станет?

Об это и говорит народная мудрость. Исстари она грозит молодому поколению пальцем, что непозволительно тратить время впустую. Каждая минута, отпущена человеку для дела: образование, помощь родителям, на получение нового навыка, на взросление, в конце концов! Эти четыре слова, оставлены молодому поколению, как наследство и оно должно передаться нами, поколению следующему.

Лично для меня, эта пословица, как указатель того, что каждую минуту надо изучать учебный материал, запоминать его, вникать в тему, понимать её и приумножать знания, чтобы потом, передавать их, как наследство, младшим братьям, сёстрам или даже помогать первоклассникам. Нельзя тратить учебное время на безделье.

А ведь так хочется порой, забросить книжки с тетрадками в дальний угол полки, и просто побездельничать, посмотреть любимую телепередачу, погонять мяч во дворе с друзьями, послушать музыку. Можно! И на это времени хватит, если следовать режиму дня, с пользой тратить время. Потому как, чем усерднее ты учишь школьный материал, тем быстрее делаются домашние задания, а значит – больше остаётся времени на отдых!

А если всё время лениться, ничего не делать, то вскоре этот праздник жизни, попросту надоест, а нагонять пройденный учебный материал, который был не выучен – будет нудно, скучно, безрезультатно. Невозможно выучить и понять за один вечер всё то, что отбрасывалось неделями, а то и месяцами.

Образование – это весело, это увлекательно, это полезно, если изначально понимаешь, что это – жизненная необходимость. Поэтому я считаю, что пословица – «Делу время, потехе час», истинная мудрость нескольких поколений, должна стать девизом жизни на каждый день.

Сочинение по пословице «Делу время потехе час»

Существует пословица – «Делу время, потехе час». О чем она говорит?

Эта пословица предупреждает нас о том, что повеселиться – «потешиться» можно. Час-другой. Но вот после этого на важное дело надо уделить время. Если же делать наоборот – делу уделять «час», а потехе – «время», из этого не получится ничего путного.

Выйдет только то, что и вам плохо, и окружающим тоже нехорошо. Разве вам от этого будет приятно? Конечно, во время «потехи» вам будет весело. Но потом, когда окажется, что на «дело» вы почти не затратили сил и труда, будет совсем не радостно.

Скажем, когда вы учились в школе и вам на дом задавали много уроков – что вы делали? Разные люди поступали по-разному. Кто-то выполнял их прилежно и тщательно, но зато потом мог побежать играть во дворе с друзьями. А кто-то поступал наоборот – весь день играл, а под вечер, уставший, приходил, делал все сикось-накось за полчаса и ложился спать.

Что из этого выходило, вы прекрасно понимаете и, наверное, помните сами – ученик, потративший на уроки время, получал хорошую отметку, а тот, что сделал все в спешке и коряво – получал жиденькие троечки. И эта пословица напоминает, что нельзя тратить время, отпущенное на учебу, на игры и развлечения.

Если же тратить его по таким пустякам, то и вырастешь неучем. Не всегда, конечно, но в большинстве случаев именно так и происходит. Так что всегда будет лучше затратить какое-то время на дело, а потом уже повеселиться. Тогда и получится все так, как нужно – и ученье, и развлеченье.

Любому делу надо уделять время, с этим не поспорит никто. Тогда оно и пойдет на лад. И это будет прекрасно, потому что наладится вся ваша жизнь.

Каждый знает и другую пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь». Эти пословицы идеально подходят одна к другой. Если вы потратите на потеху «время», а не «час», то тогда и насмешите людей вокруг… Это хоть и не опасно, но очень обидно – никому не хочется попасть в неловкую ситуацию и быть осмеянным и опозоренным. Также и поэтому надо уделять делу время.

Вот что и означает эта, в общем-то обыкновенная, пословица.

(8 votes, average: 3.25

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-poslovice-delu-vremya-potexe-chas.html

Делу время, а потехе – час (рассказ по пословице)

Приглашаю вас на “умные” рассказы, написанные по известным пословицам. А толчком послужило задание по русскому языку для внучки. так что, если и вашим такое “перепадет”, можете смело воспользоваться)

Прогулка

– Ура! – Закричал что было сил Димка и, схватив лежавшую на столе шапку, подбросил ее вверх. Однако поймать ее не получилось, она упала на пол и тогда мальчик, с видимым удовольствием, отфутболил ее в дальний угол класса.

– Ты че, Димон? – Удивился стоявший у доски друг Вовка. – Да зачем она нужна? Смотри, как тепло стало! – Димка ткнул пальцем в сторону залитого солнцем окна, схватил портфель и выскочил из класса. А упитанный Вовка прошлепал в угол, кряхтя, поднял шапку, засунул к себе в портфель и только после этого поплелся вслед за другом.

На улице действительно было не просто тепло, а жарко. Даже не верилось, что еще утром было так холодно, что руки приходилось прятать глубоко в карманы и поглубже натягивать шапки.

Домой никто не спешил. Мальчишки гоняли мяч и демонстрировали чудеса ловкости, подтягиваясь на турниках, а девочки играли в классики и о чем-то весело щебетали. И только Вовка неуклюже переминался с ноги на ногу и обеспокоенно поглядывал в сторону играющих. Дим, – наконец-то не выдержал мальчик. – Пошли домой. Завтра же открытый урок. Подготовиться надо. А потом погуляем. – Вали сам – зануда! – Отозвался друг и помчался за пролетевшим мимо мячом.

А Вовке ничего не оставалось, как идти домой одному. Придя домой, он быстро переоделся, покушал, отключил телефон и сел готовить уроки. И только после того, как они были сделаны, мальчик позвонил своему другу.

Оказалось, что тот совсем недавно пришел домой и еще не садился за учебники. – А я сделал – похвастался Вовка. – Сейчас на роликах с братом идем кататься. – Везет вам. – Вздохнул Димка и отключил телефон. Наутро друзья, как всегда, встретились возле дома и вместе пошли в школу. Вовка пытался рассказать о том, как они с братом весело провели вчерашний вечер, но Димка отмалчивался и сердито сопел носом.

А впереди их ждал открытый урок по литературному чтению.

Первым спросили Вовку. Его, благодаря фамилии, начинавшейся на «Аб», редко оставляли без внимания, но мальчик привык к этому и всегда был готов ответить на любой вопрос. Так и сейчас. Бойко рассказав заданное стихотворение и ответив на пару вопросов, он сел рядом с Димкой и сочувственно посмотрел на съежившегося друга.

Но стать незаметным у того не получилось. Прозаикавшись минуты три, Димка получил заслуженную двойку и сел на место. После уроков к нему подошла классная руководительница и передала записку родителям. Их вызывали в школу. Оказывается, Димка был единственным, кто не выучил урока и сильно испортил общие показатели успеваемости класса.

Разъяренный отец не выпускал сына на улицу целую неделю.

– Ну, я же, думал, успею, – всхлипывал Димка, жалуясь другу по дороге в школу. – Ведь было так тепло и здорово. Я же не знал, что время пройдет так быстро. – Ну конечно, не знал, – ворчал друг. – А пословицу «Сделал дело – гуляй смело», – ты тоже не знаешь?

Подписывайтесь
на канал и. давайте дружить. Жду ссылочку на ваш профиль.
А еще, не забывайте пожалуйста, что доброе слово и кошке приятно)

Источник статьи: https://zen.yandex.ru/media/id/5e4052cecbb49f45fcf92f3e/delu-vremia-a-potehe-chas-rasskaz-po-poslovice-5e6ce070ef45751379a91465

«Делу – время, потехе – час» – сочинение по пословице.

Значение пословицы.

Народная пословица «Делу – время, потехе – час» известна с давних пор. Обычно так говорят, когда хотят напомнить человеку, что пора перестать лениться и надо начинать работать. Но бывает и по-другому, заработавшемуся человеку подсказывают, что пришло время сделать передышку в нелегком труде.

Суть выражения следует понимать так, что время и час – понятия не равноценные. Время является длительным промежутком, а час – это короткий период. Слова «делу время» означают, к работе стоит относиться серьезно и уделять ей достаточно времени. Но нельзя обойтись и без отдыха, пусть и не слишком долгого, поэтому и «потехе – час».

Но есть у данной народной мудрости и иное значение. Когда-то давно понятия «время» и «час» являлись синонимичными, и существует мнение, что смысл пословицы в том, что труду и отдыху необходимо отдавать равное количество времени.

Работа и отдых в жизни

Бывает, люди настолько много времени и сил тратят на работу, что об отдыхе забывают даже думать. У них нет лишних минут, чтобы побыть с семьей или с друзьями. К сожалению, мой папа как раз из таких людей. И мы с мамой иногда напоминаем ему, что стоило бы отдохнуть. Зато мой старший брат подолгу бездельничает, забывая, что «делу – время, а потехе – час». А ему как раз следовало бы помнить об этой пословице, ведь он не успевает делать важные дела и попадает из-за этого в неприятные ситуации.

Я думаю, что надо стараться правильно разграничивать время, чтобы хватало и на труд, и на отдых. Мама говорит, что жизнь становится гармоничной, если в ней соблюдается равновесие. И я считаю, что она права. Народная мудрость приучает бережно относиться ко времени и помнить, что оно быстро проходит. Старинная пословица указывает, что и труд, и отдых одинаково полезны и необходимы. Мне хочется устроить собственную жизнь так, чтобы можно было совмещать работу и отдых, и жить будет легко и радостно.

Источник статьи: https://rumozg.ru/sochineniya/po-poslovicam/delu-vremja-potehe-chas.html

Сочинение на тему по пословице “Делу время потехе час”

С самого детства и до сих пор мне говорила так мама. В детстве я никогда, конечно, не слушала ее и всерьез не воспринимала. Когда я стала старше, то немного иначе начала относиться к маминым словам.

Мне даже стало интересно: откуда появилась эта пословица?

С самого детства и до сих пор мне говорила так мама. В детстве я никогда, конечно, не слушала ее и всерьез не воспринимала. Когда я стала старше, то немного иначе начала относиться к маминым словам.

Мне даже стало интересно: откуда появилась эта пословица?

  • Урок сочинение портрет милы хабаров 7 класс описание
  • Урок сочинение по картине шишкина корабельная роща 5 класс
  • Урок сочинение по картине шевандроновой на террасе 8 класс по плану
  • Урок сочинение по картине пластова летом 5 класс по русскому языку презентация
  • Урок сочинение по картине хруцкого цветы и плоды 3 класс