Урок сочинение по картине левитана золотая осень 4 класс с презентацией

Урок русского языка. 4 класс.автор - составитель: трунова елена ивановна, учитель начальных классов мбоу начальная общеобразовательная школа 63тема

Урок русского языка. 4 класс.

Автор —  составитель: Трунова Елена Ивановна, учитель начальных классов МБОУ

« Начальная общеобразовательная школа № 63»

Тема урока : сочинение – описание по картине И.И.Левитана « Золотая осень»

 ( Игра « Происшествие « В музее осени»).

Цель: подготовка учащихся  к сочинению – описанию по картине И.И.Левитана

« Золотая осень».

Задачи: — совершенствовать навыки описания картины; формировать умения строить текст в определенной последовательности;

 —  развивать способность правильного употребления слов в устной и письменной                     речи; развивать чувство прекрасного.

 — воспитывать творческую активность, интерес к живописи; прививать любовь к природе.

Оборудование и материалы:

  1. Репродукции картин: И.Левитан « Золотая осень»; И, Шишкин « Золотая осень»,

 И. Остроухов « Золотая осень», А. Киселёв « Осень. Ветреный день», А. Куинджи

           « Осень»

  1. Произведения:  П. Чайковский « Осенняя песня», « Святки», « Подснежник».
  2. Карточки – информаторы.
  3. Карточки с настроениями.

     5 Рамка для картины.

     6. Музыкальный центр.

Ход урока.

I  Вводная часть.

Учитель: В художественном музее пропала картина. Местонахождение картины уже известно, но она представлена среди других картин, изображающих осеннюю природу, и это усложняет поиск.

 Мы должны будем  помочь сыщику найти картину, т.к. он этой картины не видел.

Для этого разделимся на три группы свидетелей.   1-я группа – музыканты, 2 –я поэты, 3- я прозаики.

II Сообщение цели урока.

— Наша с вами задача: посмотреть на репродукцию картины и  каждая группа должна будет описать картину по своему, т.е. дать свидетельские показания. Мы пригласим сыщика, который эту картину и найдет. Этим и поможем музею.

III Распределение заданий в группах.

Каждая группа получает своё задание и готовится к описанию картины. И как только первая группа будет готова описать картину мы пригласим сыщика. По вашим свидетельским показаниям он найдет картину и поможет музею.

1 группа « Музыканты»

1. Открыть учебник « Изобразительное искусство» с. 66.

2.Найти репродукцию картины И.Левитана « Золотая осень».

3. Прослушать три произведения П. Чайковского, подобрать произведение, подходящее по настроению к данной картине.

4.Из таблицы « Настроения» найти настроения, подходящие к данной музыке.

5. Выписать слова- настроения на карточки.

( Группе даётся музыкальный центр, диск с произведениями П. Чайковского  

« Осенняя песня», « Святки», « Подснежник»,  маркер, таблица настроений, пустые карточки для записи настроений  музыки)

II группа « Прозаики»

1. Открыть учебник « Изобразительное искусство» с. 66.

2.Найти репродукцию картины И.Левитана « Золотая осень».

3. К словам: березка как

                     Река как   — подобрать сравнения

4. К  словам роща, день – подобрать метафоры

5. К словам: небо, облака, поля, вода, домики – подобрать эпитеты.

6. Сравнения, метафоры, эпитеты записать на карточки.

III группа « Поэты»

1. Открыть учебник « Изобразительное искусство» с. 66.

2.Найти репродукцию картины И.Левитана « Золотая осень».

3. По данным рифмам сочинить к репродукции картины двустишья или четверостишья.

      природа — погода

      золотой – голубой

      речка – местечко

      золотая-  увядая

       леса – краса

IV « Свидетельские показания»

— Описания готовы можно приглашать  сыщика для свидетельских показаний. Первыми свидетельские показания дают музыканты. Наши музыканты побывали в музее, увидев эту картину, они подобрали музыку, которую представят вашему вниманию. И из словаря настроений подобрали настроения, соответствующие данной музыке.

( прослушивается музыкальное произведение, карточки с настроениями помещаются на доску).

Сыщик: « Пока не понятно, что нужно искать»

-Послушаем тогда  «прозаиков». Может тогда станет понятней, что нужно искать.

— Последними, свидетельские показания дают поэты. Послушаем их двустишья и четверостишья, написанные к увиденной картине.

V  Нахождение картины.

Сыщик: « Теперь – то все ясно»

( Открывается доска, где представлены несколько репродукций картин об осени. По описаниям, сыщик находит нужную. Репродукция картины ставится в рамочку)

— Благодарим вас, уважаемый сыщик. Работники музея очень будут рады.

VI Обобщение.

— Кто автор картины?

— Как называется картина?

— Почему называется золотая осень?

— Когда лес бывает золотым в начале осени или в конце?

— Все ли деревья одевают золотой наряд?

— Прямо ли течет река или она меняет свое направление?

— Почему вода в начале реки темная, а дальше светло- голубая?

— почему крестьянские домики такие маленькие?

VI  Вывод.

— Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание великого русского художника Исаака Ильича Левитана. Его называют поэтом русской природы. Он умело использует цвет, композицию, мастерски передает настроения, которые рождают у нас картины родной природы.

   Мы не случайно искали эту картину. Мы готовились к домашнему сочинению – описанию по картине Левитана « Золотая осень».

VII Домашнее задание

— Написать сочинение — описание данной картины, используя предложенные метафоры, эпитеты и двустишья и четверостишья; передовая настроения любования и восхищения золотой осенью.

Сочинение по картине И.И. Левитана Золотая осень 3,4,5 класс

Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Осень была самым любимым временем года для Левитана, и он посвятил ей больше сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь характерна для творчества художника — она нарисована слишком ярко, смело, мажорно, в то время как в других картинах преобладало грустное настроение. Левитан создал эту картину в 1895-м году. На полотне художник изобразил природу в окрестностях реки Съежа, протекающей вблизи деревни Островно. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен картиной, и через год написал еще одну картину с тем же названием, но уже в более нежных красках. 

Чтобы написать самое лучшее сочинение, нужно сначала хорошо обдумать тему и ответить для себя на некоторые вопросы.

  1. Представьте себе, что мы пошли на прогулку в эту картину. Куда мы пришли? (на опушку леса) Что обозначает слово «опушка»? (край леса)
  2. Докажите, что на картине изображена осень. (листва пожелтела, но еще не опала, пожухла трава)
  3. Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину? (бодрое, жизнерадостное, жизнеутверждающее)
  4. Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые краски леса и холодные — воды)
  5. Что изображено на переднем плане? (Вдоль всей картины протянулась  небольшая  речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы  река  резко поворачивает  влево).
  6. Сравните цвет  воды  в речке у левого берега с цветом на дальнем плане. (У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая). Почему? Как вы думаете? (Лучи солнца освещают задний план картины, в воде отражается небо, а на переднем плане мы видим всю глубину реки.)
  7. Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим растущий красновато-розовый куст).
  8. Какие деревья изобразил художник с левой стороны от реки? (Золотые березки и 2 осинки)
  9. Почему осинки можно назвать трепетными? Как разукрасила их осень? Что еще можно сказать про осинки? (Они собрались на пригорке, греются на солнышке в последних лучах солнца, любуются окрестностями)
  10. Какие  деревья изображены вдали? (березки, они водят хоровод, радуются осени)
  11. Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: «В багрец и золото одетые леса». Что это значит?
  12. Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
  13. Какой наряд подарила березкам осень? (Осень накинула на них легкие сарафаны)
  14. Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Какие становятся красными?
  15. Какое одинокое дерево растет на правой стороне реки? (это тоже береза)
  16. Какого цвета наряд у этой березки? (она вся золотая)
  17. Чем отличается ее окраска от окраски других деревьев? (одинокая береза стоит вся золотая, а на других березках и осинках еще мелькает зеленый лист)
  18. Какие деревья остаются зелеными, не хотят одевать золотой наряд? (деревья на правом берегу реки)
  19. Что мы видим на высоком берегу вдали  картины? Почему крестьянские дома такие маленькие? (На заднем плане мы видим поля, засеянные озимыми, и крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.)
  20. Какие чувства, желания испытываете вы, когда смотрите  на эту картину? (Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если установится сухая, теплая погода, и лес оденется в свой золотой наряд, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.)
  21. Докажите, что день, изображенный на картине, солнечный и теплый. (небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, солнечные зайчики на траве, на реке)
  22. С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости, покоя? (показывая чистые, яркие краски – голубые, желтые, художник создает у нас праздничное  настроение. Солнышко желтого цвета, нам от солнышка тепло, на картине много желтого цвета, листья желтые, от них тоже как будто идет тепло)
  23.  День теплый солнечный, но посмотрите на реку. Что можно сказать о ней? (вода у берега темная, в ней отражается трава, вода темная, как в омуте, очень холодная) Хотя день и солнечный, но вода уже не манит своей прохладой. Пришла осень.
  24. А что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью может быть засеяно поле? О чем говорят эти озимые всходы? (Чтобы мы не грустили. Пройдет зима, придет весна, и опять все кругом зазеленеет)
  25. Какое чувство, присущее всем нам, вызывает эта картина? ( чувство гордости за нашу Родину. Это наша родная природа, наша река, наш лес)
  26. Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

План сочинения по картине Левитана Золотая осень

В любом сочинении у нас должно выделяться 3 части: вступление, основная часть и заключение. Будем придерживаться этого принципа и в сочинении по картине Золотая осень Левитана.

  1. В первой части напишем о том, как называется картина, кто её автор, к примеру: «Передо мной картина известного художника…»
  2. Во второй части начнем описывать картину — реку, берёзки, небо, поле, дома, например начнем так:  «На картине изображена ранняя осень…»
  3. В заключении выразим свое отношение к картине. Можно начать третью часть сочинения следующим образом: «Когда я смотрю на картину, то  у меня возникает чувство…» или «Мне эта картина нравится тем …»

Красочные определения к словам

Эти слова очень украсят ваше сочинение по картине:

Пора (осень) дивная, восхитительная, чудесная, прекрасная, золотая.

День – солнечный, замечательный, чудный.

Воздух – свежий, чистый, прозрачный, как стекло.

Синонимы к словам:

Картина — полотно, репродукция, произведение.

Художник – пейзажист, живописец, мастер.

Создает – пишет.

Сияет – сверкает, блестит, играет.

Вот уже по этому плану любой ученик 3-4 и особенно 5 класса может написать отличное сочинение, стоит лишь немного пофантазировать. От класса к классу сочинение будет отличаться объемом. Для 3 класса это 9 – 10 предложений (50 – 60 слов), 4 класс 11 – 12 предложений (70 – 80 слов), 5 класс — не менее 100 слов.

Примеры сочинений Золотая осень. Левитан.

3 класс

Передо мной картина знаменитого художника Левитана. На ней мастер изобразил свое любимое время года — осень.

В пейзаже преобладают теплые, золотистые краски. На картине изображена опушка леса. Одетые в желтую листву березки выделяются на фоне голубого неба. Две трепетные осинки, как подружки, притаились на краю рощи. Они уже сбросили свою листву. Через рощу бежит речка. Вода в ней темная, потому что холодная. Вдалеке вода светлее, в ней отражается синева неба. Река течет к деревеньке, которая видна на холме.

Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство гордости за нашу Родину. Наша природа очень красива!

4 класс

«Золотая осень» — одна из самых известных картин Левитана. На ней художник изобразил яркий осенний пейзаж.

Теплые, золотистые краски леса на картине перекликаются с холодной синевой воды. Слегка пожухлая трава и деревья, одетые в яркие сарафаны, говорят о том, что осень наступила совсем недавно. Березки, как подружки, собрались в хоровод на опушке леса. Они рады осеннему солнышку. Еще немного, и последние золотые листочки с них опадут на побуревшую траву. Греются на солнце две стройные осинки у реки. Они как-будто шепчутся друг с другом. Река несет свои свинцовые воды вдаль и резко поворачивает за лесом. На правом берегу реки березки еще не надели осенние наряды. На холме, за полями, виднеется деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту. 

На картине березовая роща изображена как в жизни, такой, какой она бывает теплой ранней осенью. Мне очень нравится эта картина, потому что она создает радостное настроение. 

5 класс

Река Съежа близ деревни Островно покорила не только сердце Левитана. Благодаря картине «Золотая осень» ее осенний пейзаж полюбил весь мир.

Березы оделись в золотистые сарафаны из осенних листьев. При малейшем дуновении ветерка листочки падают, кружатся в воздухе и медленно опускаются на пожелтевшую траву. Две осинки-подружки уже совсем растеряли свои украшения и скромно притулились у берега реки. Склон, на котором они стоят, ведет к воде. Вода темна, спокойна и холодна, она уже не манит к себе своей прохладой. Лишь вдали в ней отражается лазурное небо. Вдоль русла реки художник уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины. Стоит на берегу одинокая береза, нарядная, золотая. Плывут по воде ее точеные листья. Роща на правом берегу еще не успела одеться осенним убранством. За лесом видны изумрудные поля озимых. За полями виднеется крестьянская деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту и тишину, воцарившуюся в природе. Воздух чист и прозрачен.

Картина рождает в нас прилив бодрости. Мы словно сами прошли по берегу реки, тронули плечом березку, и она осыпала нас легкими листьями. И мы понимаем, что природа вечно жива и вечно прекрасна.

Когда сочинение готово, нужно проверить:

  • есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
  • правилен ли порядок слов;
  • правильно ли связаны слова по смыслу;
  • не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
  • правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.

Красота – вокруг нас, в привычном течении повседневной жизни, в окружающей нас природе. Нужно только уметь видеть и радоваться сияющему великолепию красок. Левитан писал: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это великое счастье!” И как прекрасно, что мы имеем возможность соприкоснуться с этим великим счастьем, через творения такого мастера, как Исаак Левитан.

Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень», 4 класс.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2.Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3.Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Ход урока

I.   Организационный момент

 II. Подготовительная работа

— Кто из вас бывал  в осеннем лесу?

— Что особенно интересного вы там заметили?

— Опишите ваше настроение.

Слайд 1.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А. С. Пушкин

— О какой поре осени говорится в стихотворении А. С. Пушкина?

 III. Сообщение темы и цели урока.  

— Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

IV. Работа по теме урока.

1. Библиографические сведения о художника

Слайд 2.

-Про картины И. Левитана говорят «Пейзаж настроения». Как вы понимаете эти слова?

Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. 

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано  остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве  в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений  он   выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы.  Его картины — это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

Посмотрите на некоторые работы художника.

      Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Его кисти принадлежали такие картины, как «Март» (Слайд 3), « Весна. Большая вода» (Слайд 4), «Берёзовая роща» (Слайд 5) и другие

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.

2.Рассматривание репродукции картины. (Слайд 6)

3. Беседа по содержанию картины

1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?

2) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона)

3) Что мы, в целом, видим на картине? (Мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве)

3) Что изображено на переднем плане?

 (Вдоль всей картины протянулась  небольшая  речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы  река  резко поворачивает  влево. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками).

4) Сравните цвет  воды  в речке у левого берега с цветом на дальнем плане.

(У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая).

5) Почему? Как вы думаете?

( Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень.)

6) Что растет по берегам речки?

(По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).

7) Почему осень на картине названа золотой? Что это значит?

8)  Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в сухую или дождливую погоду?

9) Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными?

10) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки.

Почему окраска у них разная?

11) Что мы видим на высоком берегу вдали  картины? Почему крестьянские

дома такие маленькие?

(На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)

12) Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

(Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть)

4. Словарная подготовка

— Подберите слова, характеризующие деревья.

— А какие слова больше подходят для описания реки?

— Какими словами можно охарактеризовать небо?

Работа с карточками

5. Составление плана.

-Сколько будет частей в сочинении?  (Три части.)

-Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).

-О чём будем рассказывать в первой части? (В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

-Какими словами можно начать? («Передо мной картина известного художника…»)

-Что будем описывать во  второй части? (В ней будем описывать картину).

-Что именно будем описывать? (Реку, берёзки, небо, поле, дома.)

-Как начнёте описание? (На картине изображена ранняя осень…)

-О чём будем писать в третьей части? (О своих чувствах, об отношении к картине)

-Как можно начать заключительную часть? (Когда я смотрю на картину, то  у меня возникает чувство… Мне эта картина нравится тем- то…)

Слайд 7.

6. Написание сочинения обучающимися.

Образец сочинения

Передо мной картина известного русского художника И. Левитана «Золотая осень».

Картина пронизана яркими, желтыми, оранжевыми, тёплыми красками. Художник написал погожий солнечный день. Краски осени играют, отливают золотом в лучах солнечного света

Небольшая, спокойная, голубая речка узкой лентой убегает куда-то в даль. Зелёная трава луга покрыта опавшими жёлтыми листьями. Две передние осинки почти совсем сбросили листву. Молодые тонкие берёзки сплошь покрыты золотистой листвой. Все эти цвета видим на фоне яркого, голубого неба.

Мне понравилась картина Левитана «Золотая осень». Она пронизана любовью художника к природе и своей родине. Такое же чувство вызывает эта картина у зрителей.

Сидорова Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

второй квалификационной категории

МБОУ ООШ д. Старое Мелково

Тема: Сочинение – описание по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Tип: изучение нового материала.

Задачи:

совершенствовать умение составлять текст по данному плану в соответствии с темой и главной мыслью;

развивать умение отбирать материал для написания сочинения;

развивать умение грамотно записывать текст с опорой на изученные правила.

Планируемые результаты

Предметные:

отбирать материал по теме сочинения;

составлять текст по готовому плану;

грамотно записывать составленный текст.

Метапредметные:

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

рассматривать картину, анализировать детали;

составлять план работы;

действовать согласно составленному плану;

составлять монологический текст.

Личностные:

осознавать эстетические потребности, чувство прекрасного при работе с картиной.

Межпредметные связи: чтение (работа над сочинением по картине).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Оборудование урока: репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»; музыкальный альбом П.И. Чайковского «Времена года», выставка детских рисунков; плакат с эпиграфом урока : «Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса … » (А. С. Пушкин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент

И так, друзья , внимание- ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.

2.Сообщение темы урока

  • Рассмотрите репродукции картин с изображением осенних пейзажей.

Сравните их с рисунками , которые вы нарисовали после экскурсии. Что вы видите? Обменяйтесь впечатлениями. Попробуйте сами определить тему урока.

Корень извлечь из «начинки» несложно

Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

Суффикс в «гудении » ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь . (СОЧИНЕНИЕ)

У каждого времени года

Особенный запах и цвет.

Но так совершенна природа,

Что в целом её краше нет.

Вот осень. Туманные дали,

Бушует кругом листопад.

И с запахом светлой печали

Опавшие листья шуршат…

( О. Рязакова)

— Ребята, вспомните нашу осеннюю экскурсию. Какие новые краски появились у природы осенью? А как красоту осени можно сохранить?

(можно собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать )

  • Вспомните, как называются картины с изображением природы? (пейзаж)

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а так же описание природы в литературном произведении.

Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860-1900г.г.) Художник рано остался сиротой. Его детство было очень безрадостным ,потому он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве, в училище живописи, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал там, так как не имел своего угла. И.И. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое. К своей творческой работе относился очень строго.

Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передаёт настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает

направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам всё разноцветие родной природы.

3. Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».

  • Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?

  • Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное?

  • Послушайте и скажите какое из этих стихотворений можно отнести к данному пейзажу:

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где – то лето.

Ходит осень , бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто – розовый – кленовый.

(В. Авдиенко)

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном

( А. Плещеев)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье…

(А.С.Пушкин)

Лес, точно терем расписной-

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Берёзы светлою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной…

(И. Бунин)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень:

  • Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета!

( Э. Фёдоровская)

— Каков, по- вашему, замысел художника? О чём эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?

  • Какие пословицы , поговорки вы знаете об осени?

Осень- запасиха, зима – побериха. Осень – перемен восемь. Осенняя муха больнее кусает. Сентябрь – новосёл осени, златоцвет. Холоден сентябрь, да сыт. В сентябре и лист на дереве не держится. Сентябрь – хмурень, ревун.

-Когда лес бывает таким, каким он изображён на картине Левитана – в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

  • Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелёными?

— Какой месяц в старину называли «листопадом»? (октябрь)

  • Прямо ли течёт река или меняет своё направление? Почему вода в начале реки тёмная, а дальше она становится светло – голубой? Различается ли цвет

неба на переднем и заднем плане? Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие?

Вывод – обобщение о замысле художника и путях его воплощения (делает учитель) — Обычно осень- время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой – то срок устанавливается сухая и тёплая

погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно – золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух.

Художник даёт нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной её силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня. Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского Композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876году написал музыкальный альбом «Времена года». Послушайте одну из музыкальных пьес

«Сентябрь». – Что вы представляете себе, когда слушаете музыку? Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением полученным от музыки Чайковского?

4. Речевая подготовка.

Подберите синонимы к словам:

Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.

Создаёт – пишет.

Картина – полотно, репродукция.

  • Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

Жёлтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой,

тёмно- синий, бледно – голубой, коричневый.

  • Найдите неточно употреблённое слово и замените его:

Солнечные лучи ярко греют (освещают) природу.

Молодые берёзы сплошь накрыты (покрыты) золотой листвой.

Розоватые лёгкие облака плавают ( плывут) по нежно- голубому небу.

Обратите внимание на правописание слов:

Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

5. Физкультминутка

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон,

И два – наклон.

Зашумел листвою клён.

6 . Составление и запись плана.

  • Какое время года изображено на картине?

  • Какое впечатление производит она на вас?

  • Что вы видите на переднем плане? Вдали?

  • Какие цвета преобладают в пейзаже?

  • Что вам особенно нравится в полотне И.И. Левитана?

7. Заключительная беседа.

В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните : чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности, красочности

в описании, грамотного письма. Для этого не забывайте пользоваться памяткой. Конечно, ваши сочинения будут разными, каждый по – своему видит пейзаж. Не забудьте передать своё отношение к этому времени года. Далее дети выбирают эпиграф, пишут сочинения После этого они читают

сочинения вслух и редактируют их.

Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая берёзовая рощица.

Справа изображена речка, убегающая вдаль. На переднем плане река. Вода в реке тёмно – синяя, а вдали – голубая. Одиноко стоящая берёзка определяет поворот реки. На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и тёмные .

Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.

Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет тёмных, мрачных цветов. Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух.

Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.

метки: Картина, Левитан, Конспект, Золотой, Осень, Увядание, Пышный, Прощальный

Разделы: ,

Цели урока:

  1. Формировать умение составлять художественное описание картины.
  2. Развивать творческое воображение детей.
  3. Развивать письменную речь и орфографическую зоркость учащихся.
  4. Развивать умения записывать текст, учитывая его структурные компоненты: начало, основную часть, заключение.

Ход урока

Постановка учебной задачи.

Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по картине. Мы будем учиться понимать, какую важную роль играет искусство в жизни человека, как оно помогает нам познать окружающий мир.

() «Знакомьтесь: певец русской природы – художник Исаак Ильич Левитан».

— Ребята, вы видите портрет художника, написавшего картину «Золотая осень». Картина была написана, когда ему было всего 19 лет. В 1880 году в Москве на выставке эту картину увидел и приобрёл Павел Михайлович Третьяков, создатель знаменитой картинной галереи.

(Приложение. Слайд 2) «Восприятие картины».

Давайте внимательно рассмотрим картину. Нам поможет пробудить чувства, эмоции, воображение музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года». (Звучит запись отрывка произведения.)

(Приложение. Слайд 3) Беседа по содержанию картины.

  1. Какой день изобразил художник? (Ясный, солнечный, спокойный.)
  2. Что можно сказать о цвете неба? (Голубое, с белыми облаками, чистое.)
  3. Как цвет помогает художнику показать приближение поздней осени? (Золото деревьев; сухая, жёлтая, бурая трава.)
  4. Что вы можете сказать об отблесках света в реке? (Вода в реке тёмно-синяя, а вдали – голубая.)
  5. Какими художник изобразил деревья? (Жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, пёстрые.)
  6. Какие краски использует художник, чтобы показать своё отношение к осени? (Хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она пронизана тёплыми тонами: жёлтым, золотистым, зелёным, багряным, голубым.)

(Приложение. Слайд 4) Задание на развитие творческого воображения.

  • Что общего между картиной И.И.Левитана и стихотворением А.С.Пушкина.

Ученик читает отрывок из стихотворения.

Унылая пора! Очей очарованье!

13 стр., 6146 слов

Маковский «в мастерской художника» описание картины, анализ,

… так нравились Константину Маковскому. Можно вспомнить картины «В мастерской художника»(которую сам Константин Маковский называл «Маленький вор»), «Маленький антиквар», «Сережа». В мастерской художника Маленький антиквар Сережа В 1879 году … поехала в Ниццу. Можно сказать, что Сергей буквально с пеленок стал моделью для отцовских картин. Позже он вспоминал, что его очень долго одевали по детской моде …

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

  • (И в стихах Пушкина, и на картине Левитана мы видим красоту осенней природы).

(Приложение. Слайд 5) Коллективное составление плана сочинения.

  1. Как художник показал приближение осени? (Художнику удалось передать прохладный чистый осенний воздух; багряные и жёлтые берёзы, бронзовые дубы; бурая осенняя трава.)
  2. Какую роль играет цвет в картине? (Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет мрачных цветов. Преобладают яркие краски.)
  3. Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине? (Художник заставляет нас всмотреться в красоту нашей природы и передаёт нам свою любовь к ней.)
  4. Какое впечатление производит картина? (Смотришь на картину и ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти, художник рисует «пышное природы увяданье».)

(Приложение. Слайд 6 ) Словарно-орфографическая работа.

  1. Вставь пропущенные буквы в корне слова: ж…лтый, б…гряный, б…дрящий, з…л…тые, н…рядные, х…лодные, к…ртина, кр…сота, п…йзаж.
  2. Вставь пропущенные буквы в приставке слова: пр…хладный, пр…низано, пр…сутствует, п…р…дает.
  3. Объясни лексическое значение слов:
    • Пейзаж – … .
    • Багряный – … .
    • Озимые – … .

(Приложение. Слайд 7) Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень». Ответьте на вопросы.

  1. Что вас окружает? (Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды. Слева, на высоком берегу реки расположилась берёзовая рощица, накинувшая на себя золотистый наряд. Справа – отдельные деревья – это дубы в красно-бронзовых плащах. На переднем плане – река. Вода в ней тёмно-синяя, а вдали – голубая. Там, где речка делает плавный поворот, одиноко стоит берёзка. На заднем плане видна небольшая деревня. Вдали видны поля, на которых взошли озимые.)
  2. Чем вы любуетесь? (Я любуюсь «пышным природы увяданьем в чудесный осенний день. Я любуюсь лесом, который «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…».)
  3. Чем вам особенно нравится картина? (Это до боли знакомый и родной пейзаж. Это моя Родина – Россия.)
  4. Что вас заставляет грустить? (Картина светлая, но нотки грусти присутствуют. Как тут не вспомнишь строчки А.С. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». Всё дышит тишиной и осенним покоем. Природа готовится к зимнему сну.)

(Приложение. Слайд 8) Написание сочинения. (Структура сочинения.)

9 стр., 4096 слов

Урок русского языка « по картине К. Д. Юона «Мартовское солнце»

… солнце снеге. Ведь с именем художника связаны такие понятия как «юоновский пейзаж», «юоновская зима», «юоновская весна» — т.е. картины природы, которые сумел по – своему увидеть и запечатлеть художник Константин Фёдорович Юон. Слайд …

  1. С чего следует начать? (И.И.Левитана называют «открывателем» красот русской земли. Эти красоты находятся рядом с нами. Сила и талант художника заключается в том, что он заставляет всмотреться в знакомую и родную природу.)
  2. Что нужно написать в основной части текста? (В основной части надо описать увиденное на картине. Слайд 7.)
  3. Какой будет концовка? (Какие чувства, эмоции вызывает картина?) Слайд 7.)

Написание сочинения., Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/levitan-zolotaya-osen-urok/

  1. «Сочинение по картине для младших школьников» Л.Л. Страхова, 2007г.
  2. «Исаак Левитан» О. Д. Атрощенко, Л. И. Захаренкова, М. Н. Киселев 2010г.

  • Урок труда по английски как пишется
  • Урок сочинение описание картины 6 класс
  • Урок русского языка 5 класс сочинение по картине пластова летом
  • Урок русского языка в 6 классе сочинение по картине герасимова после дождя
  • Урок сказка о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс фгос презентация