Урок сказка в начальной школе конспект

мкоу бсош 1 им. а.а. арзулумова конспект урока литературного чтения в 4 классе по дорогам сказки провела учительница начальных

      
  МКОУ «БСОШ №1 им. А.А. Арзулумова»

                               
 
Конспект

         урока литературного чтения

                    
в  4 классе

            «По
дорогам сказки»

           Провела учительница начальных классов:

                                                         
Агужаева Макка Ахьятовна.

                
Конспект урока литературного чтения для 4 класса

                                          
 «По дорогам сказки»

Цели: формировать
основы читательской самостоятельности (выбирать книгу самостоятельно с помощью
алфавитного и тематического каталогов, находить необходимую информацию в книге
для подготовки устного сообщения); развивать память, речь, мышление.

Планируемые
результаты
: предметные: умение выбирать книгу для самостоятельного чтения,
ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список
литературы; метапредметные:


формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем
деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,


анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,


ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов
на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения, навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки героев
литературных произведений, сравнивать их со своими собственными поступками.

Оборудование: карточки
с заданиями, отрывками из произведений, аудиозаписи детских песен, портреты
писателей Н.Н. Носова, Г. -X. Андерсена, И.А. Крылова, М.М. Пришвина, Л.H.
Толстого, сундучок для подарков (книги, сладости), шапочки с именами
литературных героев для инсценирования.

Подготовка
к уроку: класс делится, например, на 5 групп по читательским интересам, каждая
группа выбирает писателя, творчество которого она будет представлять на уроке.
Учитель готовит к уроку загадки, вопросы для литературной викторины.

                                    
Ход урока

I.
Организационный момент

Сегодня
мы отправимся в путешествие «По дорогам сказки». Вы покажете и расскажете, чему
уже научились. Итак, в путь, друзья! Выставки книг к уроку нет, она будет
оформляться во время нашего путешествия.

II.
Работа по теме урока

1.
Отчеты команд

(Каждая
команда рассказывает классу о прочитанных книгах и писателе, который их создал,
знакомит с избранной сказкой и загадывает загадки по прочитанному.

Во
время выступления вывешивают иллюстрации к сказкам на доску, ставят книги на
полочки. К концу урока оформится выставка книг.)

Пример
выступления


Мы выбрали сказку про Ивана, про его приключения: «Как в сусеки он попал, как
перо свое проспал, как хитро поймал Жар-птицу, как похитил Царь-девицу, как он
ездил за кольцом, как был на небе послом, как он в солнцевом селенье киту
выпросил прощенье, как, к числу других затей, спас он тридцать кораблей, как в
котлах он не сварился, как красавцем учинился, словом: наша речь о том, как он
сделался царем». Какая это сказка?

Правильно,
это сказка «Конек-Горбунок». Написал ее Петр Павлович Ершов. Вот портрет этого
писателя. Он жил очень давно. Его знал Пушкин. Пушкину очень нравилась сказка
«Конек- Горбунок».


Сейчас мы вам прочитаем отрывок из этой сказки. Только внимательно посмотрите
на этот рисунок, где изображена встреча Ивана с Месяцем Месяцовичем. Затем в
лицах прочитайте соответствующий отрывок из сказки.


Как звали царицу, про которую рассказывает Иванушка? (Царь-девица.)

— В
какой сказке А.С. Пушкина герой тоже разговаривает с месяцем? (Королевич Елисей
в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».)

2.
Литературная викторина

— Дополните
названия произведений.

1.
Сказка Ш. Перро «Красная…». (Шапочка.)

2.
Сказка Ш. Перро «Синяя…». (Борода.)

3.
Сказка М. Метерлинка «Синяя…». (Птица.)

4.
Рассказ В. Осеевой «Синие…». (Листья.)

5.
Волшебная повесть А. Погорельского «Черная…». (Курица.)

6.
Рассказ А. Куприна «Белый…». (Пудель.)

7.
Сказочная повесть А. Волкова «Желтый…». (Туман.)

8.
Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая…». (Шейка.)

9.
Рассказ В. Бианки «Оранжевое…». (Горлышко.)


Перед вами первые строчки известнейших сказочных повестей. Кто их авторы? Как
они называются?

1.
«В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что
они были очень маленькие». (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».)

2.
«Жил-был в норе под землей хоббит». (Дж.Р.Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и
обратно».)

3.
«В семь часов тридцать две минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул
сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика шестого класса Вольки
Костылькова. Воль- ка чихнул и проснулся». (Л. Лагин «Старик Хоттабыч».)

4.
«В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс.
С виду мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого». (С. Лагерлеф
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».)

5.
«Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе
по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения
Буратино».)

6.
«Жил-был… «Король!» — немедленно воскликнут мои маленькие читатели.
Нет, дети, вы не угадали. Жил-был кусок дерева». (К. Коллоди «Приключения
Пиноккио».)

7.
«Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся
после дневного отдыха, почесался, зевнул и расправил онемевшие лапы одну за
другой, прогоняя сон». (Р. Киплинг «Маугли».)

— А
сейчас ответьте на вопросы.

1.
Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок.)

2.
Как звали трех былинных богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша
Попович.)

3.
Что было нарисовано в каморке у папы Карло? (Очаг.)

4.
Хитрющий слуга маркиза Карабаса. (Кот.)

5.
Кому приходилось изображать «привидение с мотором ужасное, но симпатичное»?
(Карлсону.)

6.
Главный герой этой сказки был хорошим другом Вишенки и Редиски. (Чиполлино.)

7.
Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели (Щука.)

8.
Как называется русская народная сказка, главный герой которой — хлебобулочное
изделие? («Колобок».)

9.
Где отбывал наказание Буратино до тех пор, пока не совершил побег в Страну
дураков, поддавшись на уговоры летучей мыши? (В чулане.)

10.
В чем медведь тащил Машу с пирожками к бабушке и дедушке? (В коробе.)

11.
Как называется русская народная сказка о том, что вежливость и доброту никакой
холод заморозить не может? («Морозко».)

12.
Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка.)

13.
От кого звонил слон Корнею Чуковскому? (От верблюда.)

14.
«Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не
осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей — не знают ли
кого?..» (Сказ П. Бажова «Серебряное копытце».)

15.
Какое «удобрение» в десять раз увеличивает урожайность на Поле чудес в Стране
дураков? (Соль.)

3.
Конкурс рисунков «Изобрази героя»

— И
последнее задание. Каждой команде нужно нарисовать по одному выдуманному герою.
В этом герое должно быть собрано как можно больше от известных сказочных
героев. Например, хвост Русалочки, гребень Петуха, меч богатыря и т. д. У кого
он получится лучше? И обязательно дайте ему имя.

(Дети
рисуют. Затем показывают работы. Ученики называют элементы.)

III.
Подведение итогов урока

— С
помощью смайлика выразите свое отношение к материалу урока.

                                 
МКОУ  «Бабаюртовская СОШ № 1 им.А.А.Арзулумова»

         Открытый урок   по 
литературному чтению

                                  
для 4 класса.

Тема: «По дорогам сказки»

image002

   Подготовила и провела учитель
начальных классов

               
Агужаева Макка Яхьятовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

Русская народная сказка «Гуси- лебеди»

План-конспект открытого урока по литературному чтению

(развитие критического мышления)

2 класс УМК «Школа России»

Составитель:

учитель начальных классов

Делида Л.Н

2021 г

Тема урока. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Развитие критического мышления на уроках литературного чтения.

Цели урока:

образовательная: познакомить детей с русской народной сказкой “Гуси-Лебеди”; учить детей выделять основную мысль сказки;

развивающая: развивать внимание, память, критическое мышление, творческие способности детей и навыки выразительного чтения;

обогащать словарный запас учащихся;

воспитательная: воспитывать ответственность, уважение к родителям, умение держать данное слово; воспитывать в детях любовь к урокам литературного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: восприятие текста на слух, плавное выразительное  чтение, определение   темы, сюжета, образы   героев,  главная   мысль   произведения.

Метапредметные: 1 регулятивные УУД:

 определить цели урока, продумывание читаемого, осуществить самоконтроль, самооценка.

    2.Познавательные УУД:

осмысление текста, самоанализ его, синтез, сравнение героев, умение выделять главное.

    3. Коммуникативные УУД: умение обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы, строить речевое высказывание .

Личностные: эстетическое восприятие произведения, проявление интереса к содержанию, нравственно-эстетическое оценивание поступка героя.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.
Не пристало добрым молодцам и красным бездельничать.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

(Учащиеся исполняют песню «В гостях у сказки») Видеофрагмент прилагается

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – …!(Сказка)

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Ребята, прочитайте высказывание хором.

Кто автор этих слов? -А. С.Пушкин (Выставляется портрет)

А как вы объясните пушкинские слова?

  1. Сообщение темы и задач урока.
    Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие в сказку. Сегодня на уроке мы продолжим работать с РНС «Гуси-лебеди».

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Лексическая работа.

Учитель: Что же такое сказка? (ответы детей)

Сказка –жанр литературного творчества о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Ложь— обман, неправда, вымысел.

Намек — неявное, косвенное указание на какие-то факты или обстоятельства.

Добрым молодцам— молодым людям.

Урок — это процесс передачи знаний.

Итак, сказка- это урок.

А где проводятся уроки? (в школе). Значит, сказка- это урок для детей.

  1. Работа над темой урока.

-Какие виды сказок вы знаете?

Сказки

О животных бытовые волшебные

Русская народная волшебная сказка- это особенное художественное произведение, которое отличается от рассказов и стихотворений. Сейчас мы и поговорим об этих особенностях и постараемся найти их в сказке.

А теперь давайте посмотрим, как начинается сказка, с каких слов? (зачин)

Признаки сказки: (составление кластера)

Зачин;

Волшебные предметы;

Сказочные слова и выражения;

Нарушение запрета;

Троекратный повтор;

Борьба добра со злом;

Добро побеждает зло;

Концовка.

  1. Физминутка «Мышки, внимание»

  1. Продолжение работы над сказкой, начатой на предыдущем уроке.

а) Восстановление последовательности событий. (работа в парах)

Учитель: Пока мы отдыхали, ветерок – озорник рассыпал части сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак.

(работа с картинками)

б) Характеристика сказочных героев. (составление синквейна «Девочка в начале сказки», «Девочка в конце сказки»). (работа в группах)

Смелая

 Невоспитанная

 Невежливая

 Трусливая

 Гордая

 Хитрая

 Злая

 Любит брата

 Добрая

 Упрямая

 Вежливая

 Заботливая

 Признает свои ошибки

 Любит брата

в) Работа с пословицей «Не дорого начало, похвален конец».

  1. Рефлексия.

— Сказка-это урок. Какой урок вы получили, работая над сказкой?

— Сегодня на уроке я понял……………

  1. Итог. Оценка урока. Самооценка.

-Почему произошло несчастье, кто виноват?

— Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Что ж, пришла пора прощаться,

Всех проводим в дом родной.

Обещаем повстречаться

С вами в сказке, но в другой.

  1. Домашнее задание: подготовить пересказ, сделать рисунки.

Автор: Тульцева Елена Ивановна

Организация: МБОУ «НОШ № 7»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Коркино

Тема урока: Русская народная сказка «Два Мороза». (2 класс)

Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. УМК «Школа России»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, способствовать формированию читательской грамотности, учить вдумчивому и осмысленному чтению.

Планируемые результаты:

  1. Предметные
  • учащиеся познакомятся с русской народной сказкой «Два Мороза»;
  • научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте.

2. Метапредметные

— познавательные УУД

  • находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

коммуникативные УУД

  • слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

— регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
  • оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

— личностные

  • формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  • учебник
  • карточки для работы в паре
  • мультимедийная презентация

Ход урока.

I. Организационный момент. (слайд№ 3)

Прозвенел звонок и смолк,

Начинаем наш урок.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

— Чтобы не было заминки,

Начинаем мы с разминки.

II. Речевая разминка. (слайд № 4)

— Попробуйте прочитать. Что открылось перед вами? (скороговорка)

На дворе дрова,

У дров детвора.

— Повторите в паре друг другу, сначала 1 вариант расскажет 2, затем меняйтесь. Поднимите руки, у кого получилось быстрее?

— А теперь следующее задание. (слайд № 5)

— Найдите и прочитайте 8 слов, в которых все гласные буквы О

— Читать нужно слова по порядку, слева направо.

НОКОЛОСОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

  • КОЛОСОК
  • ОКНО
  • НОСОРОГ
  • ГОЛОС
  • СОКОЛ
  • ЛОКОН
  • КОНТРОЛЬ
  • РОЛЬ

— Правильно, молодцы!

III. Проверка домашнего задания. (слайд № 6, 7, 8)

— На прошлых уроках мы познакомились со стихотворениями известных русских поэтов. Я предлагаю выполнить устные задания:

Вставьте пропущенные слова, назовите автора произведения

Вот _______, тучи нагоняя,

Дохнул, _______ – и вот _____

Идет _____________ зима.

Ответы учащихся: А.С. Пушкин, отрывок из поэмы «Евгений Онегин»

Вставьте пропущенные слова, назовите автора и произведение.

Белая _________

Под ________ окном

_______________снегом,

Точно ___________.

Ответы учащихся: С.А. Есенин, стихотворение «Берёза»

Вставьте пропущенные слова, назовите автора произведения

Бразды __________ взрывая,

Летит, _________ удалая;

________ сидит на облучке

В _______, в красном кушаке.

Ответы учащихся: А.С. Пушкин, отрывок из поэмы «Евгений Онегин»

— Хорошо, молодцы! Справились с непростым заданием!

IV. Подготовка к постановке целей урока.

* Работа в парах. (Слайд № 9)

— Сейчас я предлагаю вам выполнить работу в парах. Возьмите листок с кроссвордом. Отгадайте загадки, впишите соответствующие слова кроссворд и назовите ключевое слово.

— Давайте, разберем первую загадку. Что нужно вписать в первой строчке?

1. Завывает за окошком, Ледяною сыпет крошкой. Снегом мягкую постель Стелет по полям…

2. Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

5. Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнула перинки,

Над миром пушинки.

3. Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

4. Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись.

Заполните кроссворд

1.

М

Е

Т

Е

Л

Ь

2.

С

Н

Е

Г

О

В

И

К

3.

В

А

Р

Е

Ж

К

И

4.

С

О

С

У

Л

Ь

К

А

5.

З

И

М

А

— Кто готов прочитать вторую загадку? Что вы вписали во второй строчке?

— Кто желает поработать с 3 загадкой?

— …..

— Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз)

* Работа с лексическим значением слова

— Кто может сформулировать лексическое значение этого слова? Что оно обозначает?

(Слайд № 10)

— Моро́з — состояние сильного холода, когда температура воздуха значительно падает ниже 0°.

Поэты и писатели говорят о МОРОЗЕ, как о живом существе.

Явится он – реки закует в ледяной панцирь, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать, да приговаривать: «Ай, да мороз!»…

Как называется литературный прием, когда неживому предмету приписываются признаки живого?

— Правильно, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

V. Постановка целей урока. (Слайд № 11)

— Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным произведением, его название зашифровано на слайде. Прочитать его вы сможете, называя буквы только русского алфавита.

IQДJSZВFLA
JDМIОYРVFОWSRЗQА

— Итак, попробуйте сказать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(Слайд № 12)

Сегодня на уроке: (Ответы детей)

  • Познакомимся с новым литературным произведением.
  • Определим жанр произведения.
  • Разберем значение незнакомых слов.
  • Определим основную мысль произведения.
  • Будем учиться читать выразительно и без ошибок текст произведения.

— Откройте учебник на с. 146.

— Как вы думаете, к какому жанру относится произведение «Два мороза»? Почему?

VI. Работа по теме урока. (Слайд № 13)

(Приводим доказательства, что новое произведение, это сказка).

1. Прослушивание аудиозаписи сказки (5 мин.)

— Сейчас я предлагаю вам внимательно прослушать запись этого произведения, отметить непонятные для вас слова.

VII. Физкультминутка (Слайд № 14)

Мы пришли в зимний лес

Сколько здесь вокруг чудес!

Слева ёлка в сугробе стоит,

Справа берёзка на нас глядит.

Мы шагаем, мы шагаем

Ноги выше поднимаем

Дышим ровно и спокойно,

Сели на места тихонько.

2. Словарная работа (Слайд № 15, 16)

— В сказке, наверняка, встретились слова, значение которых, вам было непонятным.

— Проведем словарную работу:

Авось – может быть.

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек – человек, рубящий дрова.

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

  1. Работа с текстом. (Слайд № 17)

— Давайте прочитаем сложные слова по слогам с ударением.

ко – ло – коль – чик
бу – бен – чик
дро – во – сек
крес – тья – нин
вы – ко – ла – чи – вать
по – за – ба – вить – ся

ё – жить – ся (- Значение этого слова можно найти на с. 155)

  • Итак, приготовились к выразительному чтению сказки на с. 146.

(Слайд № 18)

4. Ответы на вопросы по прочитанному произведению (Слайд № 19)

— Понравилась ли сказка?

— Назовите героев.

— Какой момент сказки самый интересный?

— Кто из героев больше понравился?

— Почему?

— Почему сказка названа «Два Мороза»?

— Почему это сказка, а не рассказ?

5. Поиск фрагментов произведения по иллюстрации (Слайд № 20 — 25)

— Найдите и прочитайте строчки, соответствующие иллюстрации.

— Молодцы! Справились и с этим непростым заданием!

VIII. Закрепление изученного.

1. Ответы на вопросы по тексту сказки (Слайд № 26)

— Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

Почему Мороз – Синий нос заморозил купца, ведь на нем была шуба медвежья,

шапка лисья, сапоги волчьи?

  • Заморозил ли дровосека Мороз – Красный нос? Почему?
  • Как дровосек спасался от холода?
  • Как вы в морозные дни спасаетесь от «проделок» братьев?
  • Кто может назвать первые признаки обморожения?
  1. Работа в парах (Слайд № 27)

— Сейчас я снова предлагаю вам выполнить работу в парах. Возьмите следующий листок.

— Называя только русские буквы, прочитайте пословицы. Выберите одну пословицу, наиболее подходящую к сказке.

  1. МFОРVОЗ НЕ ВЕWЛИNК, ДYА СQТОRЯТЬ НЕ ВFЕLЛИТ.
  1. ГДGЕ ТLЕПFЛО, ТJУLТ И ДОGБWРО.
  1. ХRОЧDЕШЬ ЕСJТЬ КWАЛYАЧИ, ТАWК НЕ СYИSДИ НRА ПЕUЧИ.
  1. У РАLБОТWАЮЩЕГО В РУDКАFХ ДЕGЛО ОГНZЁМ ГSОРRИТ.
  1. БЕРFЕГИ НОGС В БОЛЬRШОЙ МОWРОЗ.

— Кто готов прочитать первую пословицу?

1. Мороз невелик, да стоять не велит.

2. Где тепло, тут и добро.

3. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

4. У работающего в руках дело огнем горит.

5. Береги нос в большой мороз.

— Какая из пяти пословиц, на ваш взгляд, наиболее подходит?

У работающего в руках дело огнем горит.

— Совершенно верно, молодцы!

IX. Рефлексия (Слайд № 28)

  • Я узнал на уроке…
  • Я похвалил бы себя за…
  • Я понял, что…
  • Особенно у меня получилось…
  • Для меня было важным…

X. Подведение итогов урока

— С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня?

Ответы детей: «Два Мороза»

— О чём рассказывается в этой сказке?

О трудолюбии

— На слайде записаны пословицы. Прочитайте их. (Слайд № 30)

1. Землю солнце красит, а человека труд.

2. Волков бояться, в лес не ходить.

3. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

4. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

5. Топор лучше шубы греет.

— Найдите пословицу, которая выражает основную мысль сказки.

— Совершенно верно, молодцы!

XI. Домашнее задание. (Слайд № 29)

  • Приготовить выразительное чтение сказки по ролям.
  • Выполнить задание 3 на стр.148.

Источники:

  1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др./ — 3-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – (Школа России)
  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. –М.:ВАКО, 2013.

Аудио-мультфильм http://www.youtube.com/watch?v=S_INleu5V3Q

Полный текст статьи см. в приложении.
 

Приложения:

  1. file0.docx.. 39,3 КБ

  2. file1_a8633749-9556-426d-8.. 22,1 МБ

Опубликовано: 11.02.2021

$

КГУ «Береговая средняя школа»

Урокигра «Путешествие по $дорогам сказок».

Тема: Закрепление пройденного материала. Нахождение неизвестных компонентов. Выражения на порядок действий. Деление с остатком. Решение задач на сравнение.

$Учитель начальных классов

Чайка Марина Владимировна

2013 – 2014 уч.год

Цель:          

  • Продолжить работу по формированию умения находить неизвестные компоненты выражений, выполнять деление с остатком;

  • совершенствовать вычислительные навыки устного счета;

  • развивать умения решать задачи, навыки логического мышления;

  • пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру.

Оборудование: компьютер; раздаточные карточки.

$ХОД УРОКА

  1. Слайд 1. Минутка чистописания.

  – Минутка чистописания нам подскажет, куда мы отправимся на уроке.

      Решить примеры и расположить их ответы в порядке убывания.

      Затем впишите буквы соответствующих примеров и прочитайте слово.

    1. 7   5  4   3   2

      $

    С    к   а   з   к    а

      —  Мы отправляемся в сказку!

    А в какую сказку мы с вами попадем, вы узнаете, если откроете замок на замке. 

    Слайд 2. (Замок)

    Устный счет. Задачи.

    1. Яблоки дети в саду собирали.

    Взвесив их, урожай подсчитали,

    Дети собрали 16 корзин,

    8 корзин увезли в магазин,

    3 детскому саду отдали.

    Все остальные же в школу послали.

    Сколько же яблок для школы дадут,

    $ Когда все корзины они развезут?

    По 7 кг в каждой корзине.

    Сколько же яблок уже в магазине?

    Сколько, скажите, детсаду отдали?

    И сколько всего, кг осталось?

    1. В кармане у Коли монеты звенели

    Когда он бежал, они песенку пели.

    $По 10 тенге 6 было монет.

    40 тенге ушло на обед.

    За 8 тенге линейку купил.

      1. тенге друзьям подарил.

      Осталось в кармане лишь самая малость.

      Сколько тенге у Коли осталось?

      Слайд .

      Давайте подберем подходящий ключ. Шифр замка – 77. Покажите, каким ключом мы сможем открыть замок на замке. (ключ 5 )

            — Открываем замок (ключ).

            $Слайд 4.

      В какую сказку мы попали? Эта сказка авторская или народная? ( «По щучьему велению»)

          — На чем путешествовал Емеля?

         —  Мы тоже будем путешествовать вместе с Емелей на печке.

         —  Чтобы печка задымилась, загорелся в ней огонь, что нужно сделать? (нужно печь затопить)

         — А что нужно, чтобы затопить печь?  (дрова)

      Слайд 5.  (дрова )

         Чтобы дрова разгорелись, нужно решить задания. Вот первое.

      $Слайд 6.

       Составить задачу по её условию.

      4 м. – 120 кг

      ? м. – 480 кг

      Слайд 7.

         —  Курочка Ряба за 1 год нанесла 60 простых яиц, а золотых – в 2 раза меньше. Сколько золотых яиц снесла Курочка Ряба?  ( 30 )

            Слайд 8.

         —  Баба-Яга летит на своей метле со скоростью 10 км/час. Сколько времени ей потребуется, чтобы пролететь на этой метле 50 км.

            Слайд 9.

         —  Старик рыбачил у синего моря 33 года и за это время поймал всего 1 золотую рыбку$. Сколько лет ему надо еще рыбачить, чтобы поймать 2 золотые рыбки? 

      Итак, растопили печь, теперь отправляемся в путь в царство царевны Несмеяны.

             2.    Сообщение темы и целей урока.

      Слайд 10.

      —  По дороге мы повторим нахождение неизвестных компонентов в выражениях, деление чисел с остатком, выполним трансформированные задания, решим задачу, встретимся с героями из разных сказок.

            —  Путешествие будет длинным, нам встретятся разные препятствия.

             Мы должны их преодолеть, чтобы Еме$ля смог встретиться с царевной.

      1. Закрепление изученного материала

      Слайд 11. ($лабиринт )

            —  Чтобы отправиться в путешествие, надо выполнить задание, которое приведет нас в царство Несмеяны. Для этого нужно выполнить геометрическую задачу.

      а = 46 см

      в = 9 см

      Р = ?

      S = ?

      Слайд 12.  (клубок )

            Задачу решили, можно отправляться в путешествие.

      Слайд 13. ( Змей Горыныч )

           — На пути нас поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем.

           — Кто смелый у нас? Кто сразится со Змеем? Три головы у Змея.

              ( к доске выходят 3 мальчика )

      На доске:

                       56 = …  х  …             28 = … х   …            20 = … : …

                       $54=  …. : …              63 = …х …               36 = … х …

                       48 = …х …               64= … : …                72 = … : …

                       24 = … : …               81$ = … : …                45 = … х …

      Слайд 14.  ( Водяной )

                       — Ой, кто это там такой?

                       Я Водяной, я Водяной,

                       Никто не водится со мной.

                       По кочкам печку не пущу,

                       В болоте всех я утоплю.

      Слайд 15. ( Кочки с заданиями )$

         — Дети, давайте решим уравнения, записанные на болотных кочках, тогда он нас пропустит.

            64 : х = 16                 х · 4 = 76         х : 17 = 3      а · 27 = 54

      Слайд 16 (речка )

        – Вот наша печка к речке подходит.

         Где же здесь плот? Его не находит.

         Чтобы на речку плот опустить,

         Надо задачу решить.

        Условие задачи.

                             Буратино  – 30 пр., это на 24 больше, чем                Во ?

                             Мальвина  —  ?

      Речку мы разом все переплыли.

              Вот бы пора уж всем и устать.

              Будем сейчас мы в$се отдыхать.

      Слайд 17.  (Буратино)   Физминутка.

      Буратино нам предлагает отдохнуть вместе с ним.

      $        В какую сказку мы попали?

              Кто ее автор?

      Дальше на печке всем классом мы едем.

              В царство Несмеяны никак не доедем.

              Что это?

      Слайд 18. (Герда и Кай)

            Солнце исчезло, посыпался снег.

            Нас занесло на заснеженный брег.

            Мальчик по имени Кай здесь стоит.

            Герда рядышком с Каем сидит

            И остановку нам сделать велит.

           Милые, милые школьники,

            Пред вами сейчас многоугольники.

            $Вы внимательно на них посмотрите,

            Все задания к ним выполните!

      Слайд 19.

            7080 ·4 = 709 · 90 =

      893 · 6 = 408 · 500 =

      Слайд 20. ( Баба$-Яга)

      Баба-Яга на пути нас встречает

              И головою седою качает.

              Нет, не пойдете дальше вы, детки,

              Если не получите хорошей отметки.

              Всех посажу я в железные клетки,

              А решить вы должны, без сомненья,

              Все выражения.

      Слайд 21. ( выражения )

      657450 : 90 + 83 · 600 =

      (6940- 6040) ·4 =

      Вот мы и к царству уже подошли,

              Но Несмеяну еще не нашли.

      4. Самостоятельная работа  ( работа в парах )

      $( раздаточный материал – карточки-слезинки )

                    – Наплакала речку,

                              Наплакала море.

                              Давайте поможем царскому горю.

                              $И решим примеры.

      1 вариант                     2 вариант

      18 : 4 = 4 (ост. 2)             21 : 4 = 5 (ост.1)

      38 : 10 = 3 (ост.8)            47 : 10 = 4 (ост.7)

      25 : 24 = 1 (ост.1)            34 : 33 = 1 (ост.1)

                  – Царевна Несмеяна перестала плакать,

                              $Но чтобы она улыбнулась,

                              Нужно выполнить дополнительное задание.

                        Слайд 22. ( дополнительное задание )

      1. Рефлексия.

      — Чем занимались на уроке? Что показалось трудным? Что понравилось?

      6.         Домашнее задание

      Внеклассное мероприятие

      Урок правовых знаний

      $ На этапе подготовки к уроку дети оформили воспоминания о счастливых моментах своей жизни в виде стенда.

      Цель:

      • показать, что все люди имеют равные права;

      • $

      • развивать речь, внимательность, способствовать воспроизведению пройденного материала через игру;

      • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

      Оборудование: презентация города Правовых знаний, схема маршрута, даты и названия документов, права ребёнка, иллюстрации; стенд; сказочные тесты; инвентарь к сценке; символы России (флаг, гимн, герб)

      $Ход урока

      1. Организационный момент.

      Чтение стихотворения учителем.

      Здравствуйте! —
      Поклонившись, мы друг другу сказали,
      Хоть были совсем не знакомы.
      – Здравствуйте!-
      Что особого тем мы друг другу сказали?
      Просто «здравствуйте»,
      Больше ведь мы ничего не сказали.
      Отчего же на капельку
      счастья прибавилось в мире?
      Отчего же$ на капельку
      радостней сделалась жизнь?
      (В. Солоухин)

      О чём$ это стихотворение? (о счастье)

      Многим людям хочется, чтобы все их друзья и даже совсем незнакомые люди относились бы к ним внимательно, с уважением, доброжелательно.

      Поприветствуйте друг друга приветливой улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, станет радостнее и интереснее. Думаю, что сегодня и наше занятие пройдёт интересно, слаженно, с пользой для всех.

      Готовясь к занятию, вы все вместе оформили стенд, на котором поместили фотографии с запечатлёнными на них приятными моментами вашей жизни. Можно ли $этому стенду дать название «Счастье– это …».

      — Почему можно дать такое название? (Потому что на фотографиях счастливые моменты жизни детей )

      $

      — Рассматривая эти фотографии можно сказать, что каждый из вас по-разному понимает, что такое счастье. Поделитесь с нами своим мнением о том, что такое счастье? (мир на Земле, мама и папа рядом, любовь к Родине, к малой родине, …)

      А теперь послушайте, какое толкование даёт словарь

      Счастье – это чу$вство и состояние полного удовлетворения чем-нибудь, успех, удача. Поэтому все ваши мнения были правильными. Но несмотря на то, что у каждого из нас разное понимание, счастья, у нас есть общий дом – Родина, т.е. наша страна.

      2. Сообщение темы и цели.

      Как называется наша страна? (Россия)

      $ – На планете Земля много разных стран и каждая страна имеет свои отличительные символы, в нашей стране по-другому их называют государственные символы России. К этим символам относятся флаг, герб, гимн. Гимн эта торжественная песня, которую слушают всегда стоя. А мы все жители этой страны называемся — граждане России или россияне. А значит, имеем свои права и обязанности. Вот о правах мы и поговорим сегодня. Я предлагаю вам совершить путешествие по городу Правовых знаний (открывается схема города правовых знаний). А чтобы во время путешествия было интересно давайте разомнёмся и проведём эстафету «Скороход». (Эстафета, 2 команды$).

      — Ребята, скажите, почему у нас не получилась игра. (Потому что не соблюдали правила игры).

      — Вот так же как и в нашей небольшой игре, в небольшом классном коллективе, так и во всей стране, чтобы получалось любое начатое дело, чтобы каждый человек мог быть счастливым, защищённым должны быть правила, кот$орые каждый гражданин страны их должен обязательно выполнять.

      3. Изучение нового материала.

      — А чтобы узнать что же это за правила и для чего они нужны мы сделаем первую остановку, которая называется «Дом основного за$кона» (нажать на название остановки, появится иллюстрация Дома Правительства)

      Кто знает, что это за здание?

      — Это Дом Правительства, который находится в столице нашей страны городе Москва. Название этого здания говорит само за себя. В нём находится Правительство, т.е. команда людей, которая руководит нашей страной, а именно создаёт те правила, по — другому они называются законы, выполняя которые граждане на$шей страны делают жизнь для себя счастливой и безопасной.

      И самый основной, главный закон России, который определяет жизнь государства, права и обязанности его граждан – называется Конституция. День принятия основного закона страны – Конституции – 12 декабря 1993г. является государственным праздником.

      $ В каждой стране свои законы, но есть общие, всемирные. Главные из них записаны во Всеобщей декларации прав человека. Это международный документ, защищающий права человека.

      Ребята кто знает дату своего рождения? (дети называют)

      $И вот в тот день, когда вы родились, каждый из вас сразу получил право на жизнь, которое указано во Всеобщей декларации прав человека. Это право является основным и означает то, что ни один человек, ни за какие дела не может быть лишён жизни ни другим человеком, ни даже государством.

      Человек растёт, живёт, учится, рабо$тает, общается с другими людьми среди которых встречаются и люди, которые могут обижать других, и поэтому для защиты от таких людей во Всеобщей декларации прав человека указано ещё два права – это право на свободу и личную неприкосновенность, по которому ни один человек не может удерживаться в неволе другим человеком и право на неприкосновенность жилища. Суть этого права в том, что никто не должен заходить в дом без разрешения хозяев этого дома. Зайти без разрешения в дом можно только в том случае, если тому, кто живёт в этом доме, грозит беда.

      Как у каждого взрослого, так у каж$дого ребёнка есть права. Ведь дети беззащитны, и с ними обращаются порой несправедливо. Вот поэтому, чтобы помочь детям, уберечь их от зла, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у всех детей было счастливое детство. И взрослыми был составлен документ– Конвенция о правах ребёнка, где записаны основные права детей. Какими же правами могут пользоваться дети? Одно из них, как мы уже говорили, это право на жизнь. А чтобы ребёнок мог вырасти здоровым, умным и принести своей стране пользу ему государство предоставляет 3 таких права: Первое право — Право на охрану здоровья. Это право даёт возможность каждому ребёнку бесплатно лечиться в поликли$никах и больницах. Второе право – право на образование, которое позволяет всем детям бесплатно учиться школах, и не только бесплатно, но и обязательно. Третье право – право на отдых. Благодаря этому праву после напряжённой трудовой недели мы можем отдохнуть в выходной день, а проучившись несколько месяцев или год дети имеют каникулы.

      А где же дети получают знания? (В школе). Вот поэтому мы сейчас со станции «Мир знаний» отправимся куда? (в $школу).

      Давайте заглянем в один из классов этой школы.

      Сценка «На урок$е». (Текст сценки взят из книги «Первоклассные истории о правах».)

      Елена Ивановна. Все взрослые Земли хотят, чтобы их дети были счастливы, здоровы и хорошо учились. Поэтому однажды взрослые собрались и составили Конвенцию о правах ребёнка. Это что- то вроде закона, в котором записано, что у всех детей Земли есть право иметь семью, лечиться, если заболеют, отдыхать, когда устанут… Все- все- все дети, независимо от того, на каком языке они говорят, какого цвета у них кожа, много денег у их родителей или мало.

      $ Вовчик. (выкрикивает с места) Ну, это враньё. У Серёги с нашего двора родители богатые, так он отдыхал на этих… как их… на Канарейкиных островах. А вот я — у бабушки в деревне.

      Кирилл. Не на Канарейкиных, а на Канарских островах. Ну и что, плохо тебе было в деревне?

      $Вовчик. Нет, мне здорово было. Там сенокос, и ещё я на лошади ездил и мне дядя Ваня дал трактор порул$ить. Но всё равно, какое же это равенство?

      Елена Ивановна. И ты, и неизвестный мне Серёжа имеют равные права на отдых, а взрослые по мере своих возможностей обеспечивают вам этот отдых. В Конвенции же не записано, что все-все дети Земли должны отдыхать именно на Канарских островах.

      Юлька. Ха- ха, если бы все дети Земли сразу залезли на эти Канарейкины острова, то острова бы потонули! Детей- то много!

      Елена Ивановна. Да, детей много, и они все имеют равные права.

      Юлька. А если два ребёнка имеют право на о$дну мороженку? Тогда как?

      Вовчик. Как, как?! Откусывать по очереди.

      Елена Ивановна. Между прочим, это очень важный вопрос. Как быть, когда право одного человека сталкивается с правом д$ругого? В древние времена один умный человек сказал: «Моя свобода размахивать руками кончается там, где начинается нос моего соседа». Это значит, что надо соблюдать свои права и не нарушать чужие.

      $Юлька. Нет, иногда дать в нос очень полезно. Вот мальчишки не хотели меня брать играть в футбол, потому что девчонка. А я одного как стукнула! Сразу взяли.

      Елена Ивановна. Девочки и мальчики имеют также равные права. Хоть играть, хоть драться. Но поверь мне, очень неприятно смотреть, когда девчонки дерутся. (Юлька покраснела) и все мальчики и девочки имеют право учиться. В разных странах учебный год начинается в разное время, например в Австралии — весной. Но главное — что он начинается и дети учатся!

      Кирилл. Хорошо, что все равны. Справедливо!

      О каких правах щла речь на уроке в$ школе? (На экране: право на образование, на отдых.)

      Какой же международный документ провозглашает все права детей? (Конвенция о правах ребёнка)

      — А сейчас определите по карте города Правовых знаний следующую остановку. (Остановка «Сказочный лес»)

      $ Какой прекрасный лес. А как вы думаете если лес сказочный, то о животных этого леса что можно сказать? (Животные из сказок). Давайте проверим наше предположение?

      У каждой группы на столах лежит конверт. Откройте конверт и положите содержимое этого конверта на стол. Что вам нужно сделать? (Собрать картинку). Соберите картинку и определите — герои из какой сказки живут в этом лесу? Скажите название этой сказки и автора.

      $

      (Русская народн$ая сказка «Волк и козлята»)

      Послушайте отрывок из сказки. Ответьте на вопрос: Какое право нарушил волк? (право на жизнь, право на неприкосновенность жилища)

      Вы дома часто находитесь одни, что вы должны помнить?

      Почему надо закрывать дверь?

      Что будете делать, если придёт незнакомый человек?

      $У кого попросите помощи?

      — Ребята, а ведь совсем нет желания уходить с этой прекрасной солнечной поляны, а хочется посидеть под кроной дерева и послушать пение сказочных птиц, подышать лесным воздухом и просто отдохнуть. Да может и с другими героями сказок встретимся. Давайте отдохнём.

      $Физминутка:

      Движение газами за движущимися предметами.

      — Кто запомнил героев каких сказок мы ещё встретили?

      — А изображение какого героя встречалось вам чаще чем других? (Буратино)

      $Буратино — это герой из какой сказки? («Золотой ключик или приключения Буратино», написал эту сказку Алексей Николаевич Толстой).

      — Ребята, кто помнит, какие герои в этой сказке совершали нехорошие поступки.

      $(Карабас, лиса Алиса, кот Базилио)

      — Совершая нехорошие поступки Карабас, лиса Алиса, кот Базилио вредили другим героям сказки, т.е. нарушали их права.

      — Я предлагаю вам задание, при выполнении которого вы должны определить какие права нарушали Карабас, лиса Алиса, кот Базилио.

      $Задание. Каждой группе я даю карточку. На правой стороне карточки- иллюстрация, а на левой — несколько названий прав. Вам нужно определить какое право нарушено, и соединить иллюстрацию с названием права, которое вы считаете что нарушено.

      Проверка

      (право на свободу, на неприкосновенность личности, на неприкосновенность имущества.)

      4. Закрепление материала.$

      Молодцы, вы хорошо определили какие права нарушали герои сказки «Зол$отой ключик или приключения Буратино» и можем отправляться к следующей остановке. Определите следующую остановку. (Аллея сказочных заданий)

      Работа в парах

      Ребята, наше путешествие было длительным, мы побывали уже на трёх остановках, много узнали нового и сейчас вам предстоит показать свои знания выполняя трудное но интересное задание.

      Задание

      На доске написаны названия прав. На столах у вас листы, на которых написа$ны названия сказок и разноцветные фишки. Давайте прочитаем какие названия написаны. Вы сейчас будете смотреть отрывки из сказок и определять какое право нарушено в каждой из сказок. После того как вы определите какое право нарушено в просмотрен$ном отрывке, вы берёте фишку того цвета, которым написано это право и прикрепляете к названию сказки.

      Проверка

      — Сравните свою работу с изображением на доске.

      Работа была увлекательная, но пришло время отправить на последнюю остановку. Какую? Последняя остановка «Дворец Сюрпризов». Какие же сюрпризы нас ждут?

      $ Отгадайте загадку.

      Что же эта за девица:

      Не швея, не мастерица,

      Ничего сама не шьёт,

      $ А в иголках круглый год.

      (Ёлка)

      А какой праздник приближается, символом которого является ёлка? (Новый год)

      — А раз приближается праздник, то мы все имеем право на что? (Право на отдых)

      (В углу стоит закрытая ёлка.)

      А сейчас мы с вами повторим все права, $о которых сегодня говорили, а заодно и ёлочку у$красим к Новому году. (Открывается ёлка). Вы выходите, называете право и весите игрушку.

      5. Рефлексивная минутка.

      — Получилось у нас украсить ёлку?

      — Почему мы смогли украсить ёлку? (Потому что мы внимательно слушали и запомнили всё, что узнав$али во время путешествия)

      Как вы думаете, все ли права мы узнали?

      Конечно же, нет, мы с вами продолжим знакомство с правами человека во время следующих путешествий. А сейчас занятие наше закончилось и я предлагаю вам использовать ваше право на отдых, пойти на перемену.

    • Урок русского языка во 2 классе сочинение по картине серебряковой за обедом
    • Урок русская народная сказка лиса и журавль перспектива 2 класс презентация
    • Урок по теме систематизация материалов к сочинению сложный план 6 класс ладыженская
    • Урок по теме сказка о мертвой царевне 5 класс презентация
    • Урок родного русского языка 4 класс красна сказка складом а песня ладом презентация