Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Хочу рассказать о некоторых дидактических математических играх, которые я использую на своих уроках.
Дидактическая игра как средство повышения эффективности уроков математики (из опыта работы)
МБОУ «Тонкинская СШ», учитель начальных
классов Торопова Галина Николаевна
«Ребенок не сосуд, который нужно заполнить,
а факел, который нужно зажечь». (Франсуа Рабле)
В первые годы обучения в школе наиболее трудным, а для некоторых детей нелюбимым предметом становится математика. Это объясняется тем, что у части детей ещё недостаточно развиты такие функции мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, умение сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Для успешного обучения детей необходимо на первых же порах пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать их деятельность. Одним из наиболее эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке проис­ходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упражнений делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
Значение дидактических игр:
- значительно повышается познавательный интерес младших школьников;
- урок становится более ярким, эмоционально насыщенным;
- формируется положительная мотивация к обучению;
- развивается произвольное внимание, увеличивается работоспособность;
- формируется умение работать в команде
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
- игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (придумать числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной)
- игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков («Математическая рыбалка», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля»)
- игры, включающие элементы поиска и творчества («Собери круговые примеры», «Математическая гусеница»)
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
По функциям дидактические игры делятся на:
- обучающие;
- контролирующие;
- обобщающие.
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
По числу участников дидактические игры могут быть: коллективные, групповые и индивидуальные.
Дидактические игры могут использоваться на отдельных этапах урока, выступая в виде игровых моментов.
Хочу рассказать о некоторых дидактических математических играх, которые я использую на своих уроках. Сейчас я работаю с учащимися 3 класса. Центральная тема курса математики в 3 классе — изучение табличного умножения и деления. Методика требует, чтобы дети не только знали таблицу, но и понимали принципы ее составления, дающие возможность находить любое произведение. Вычислительные навыки, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций. Чтобы избежать однообразия в отработке табличных случаев умножения и деления, провожу упражнения в игровой, занимательной форме.
Ценность дидактической игры я определяю не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику.
Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, продумываю следующие вопросы:
- Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения? Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
- Посильна ли она для учащихся моего класса?
- Все ли дети будут в одинаковой степени участвовать в игре?
- Подведение итогов игры.
Для проведения дидактической игры на уроке, если это необходимо, заранее составляю группы таким образом, чтобы в каждую группу вошли учащиеся как с сильными, так и со слабыми учебными возможностями. В каждой группе назначаю ответственного. Как правило, это ученик с хорошими учебными возможностями или самого организованного, который может организовать работу группы.
Важную роль на уроках я отвожу устным упражнениям. Для того чтобы привлечь к этому всех учащихся я использую сигнальные карточки. Они помогают дисциплинировать учащихся и одновременно получать информацию об усвоении материала. С их помощью можно в виде игры проводить много устных упражнений.
На своих уроках я использую следующие игры.
Игра «Да. Нет»
На доске даны примеры: 4×6, 8×3, 4×5, 7×3, 9×4, 5×6. Показываю карточки с числами. Если число является ответом, учащиеся хором говорят «Да», затем произносят пример 4×6=24. если число не является ответом, говорят «Нет».
«Живая математика»
У всех учащихся есть карточка с цифрами от 0 до 9. Читаю пример (3×2). Встает или поднимает руку тот ученик, у кого карточка с цифрой 6. Лучше всего давать примеры на деление, так как в ответах получаются однозначные числа.
Игра требует двигательной активности, поэтому проводить ее можно вместо физминутки в середине урока.
«Не скажу»
Игра строится так: дети считают, например, от 20 до 50 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они говорят: «Не скажу!» !«. Эти числа я записываю на доске. Появляется запись: 24, 30, 36, 42, 48. Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры: 24:6=4, 30:6=5 и т.д.
Эта игра способствует целенаправленному формированию механизмов переключения внимания.
«Проверь себя»
Заготавливаю карточки, на которых записаны результаты умножения каких-либо чисел, например 18. Я показываю карточку, а ученики записывают пример на умножение с таким ответом.
«Кто скорее, кто вернее?!»
Раздаю на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от0 до 9, так, что одному ученику в ряду достается цифра 0, другому 1 и т.д. Я читаю примеры (4×4; 9×2 или 40:4 и пр.), а дети должны быстро сообразить сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16. За каждый пример засчитывается очко тому ряду, в котором быстрее и правильно составили ответ. Ряд, набравший большее число очков, выигрывает.
Игра не только способствует закреплению определенного вычислительного навыка, в частности табличного умножения и деления, но в ходе ее уточняется понимание поместного значения цифр — учащимся нужно встать так, чтобы одна цифра обозначала единицы, другая — десятки. Смешение мест рассматривается как проигрыш.
«Не подведи друга!»
К доске выходят одновременно двое (четверо) учеников. Читаю пример, например: 6×7. Предлагаю составить четыре примера на умножение и деление с этими же числами. Первый ученик составляет примеры на умножение, а другой — на деление. Если примеры составлены и решены верно, одобряю ребят за слаженность в работе. Запись на доске выглядит так:
6×7=42 7×6=42
42:7=6 42:6=7
Здесь очень важно, чтобы дети усвоили способ нахождения частного по известному произведению, понимали, что из примера 7×6 =42 вытекает 42:7=6, 42:6=7.
«Делится — не делится»
Называю различные числа, а ученики хлопают в ладоши, если число делится, например, на ( 4, 5) без остатка.
«Собери слово»
На доске записаны примеры справа и слева одинаковое количество. К доске выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующую ответу примера (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слова, побеждает.
В данной игре осуществляется и межпредметная связь, так как могут быть составлены словарные слова или слова на какое-либо правило.
«Молчанка»
Примеры на умножение и деление записаны на доске. Показываю пример, дети на карточках — ответы. (У каждого ученика есть числовой набор).
«Лучший счетчик»
На доске прикреплён круг с цифрами. Даю задание: увеличить (или уменьшить) эти числа в несколько раз. Дети записывают ответы в тетради. Далее следует проверка (ученик, справившийся с заданием первым, читает ответы и все проверяют свои записи.).
«По порядку»
Даны примеры:
8×3
3×2
3×6
7×3
5×3
3×9
Назвать значения выражений в порядке возрастания (или убывания).
«Круговые примеры»
Заранее готовлю карточки с примерами, подбирая их так, чтобы ответ предыдущего примера являлся началом следующего. Каждый учащийся одного ряда получает такую карточку. Здесь очень важно не ошибиться! На следующем уроке эти круговые примеры получают ребята другого ряда.
«Чей ряд лучше?»
Учащиеся первого ряда задают вопросы ученикам второго ряда по таблице умножения (включая и случаи деления). Затем ученики второго ряда готовят примеры для ребят третьего ряда. На доске я подсчитываю количество правильных ответов каждого ряда.
«Какой ряд быстрее полетит на Луну?»
У меня есть 3 ракеты, вырезанные из сложенной вдвое плотной бумаги. Каждая ракета имеет окошки по количеству учеников в ряду. В середину ракеты я вставляю лист, вырезанный по контуру ракеты, и в окошках пишу примеры на умножение и деление. Учащиеся каждого ряда быстро решают по одному примеру, передавая ракету друг другу. Проверяем примеры коллективно. Ракета, в которой все задания выполнены верно, «летит в космос» первой! Использованные листочки с примерами я выбрасываю и вставляю новые. Завтра ракета опять готова к полёту!
Аналогично проводятся игры «Кто быстрее окажется на таинственном острове?», «Какой ряд сегодня умники и умницы?»
«Цепочка»
На доске или плакате запись.
Даю задание:
- найдите последнее число, если первое число 18, 24;
- найдите первое число, если последнее 16, 72.
«Математическое домино»
Каждый учащийся получает карточку. Она разделена на 2 части: в первой части написан пример на умножение или деление, во второй части — ответ на другое задание. Первый ученик читает свой пример. Тот, у кого карточка с ответом на прозвучавшее задание, называет этот ответ и произносит новый пример. Отвечает следующий ученик и называет своё задание и т.д.
«Математическое лото»
Все ученики берут по одной карточке. Их у меня 24. На них написаны результаты таблицы умножения (по 4 ответа). Я показываю классу карточку с выражением, например 5×3, а ребята на своих карточках закрывают кружками ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке. Фишки учащиеся изготавливают на уроке трудового обучения.
«Найди пару»
К доске по очереди выходят по 3 ученика от каждого ряда. Задание: записать в окошках числа, чтобы получились верные равенства.
9×4 = ? + ?
42 : 6 = ? — ?
76 — 44 = ? х ?
27 + 27 = ? х ?
Это лишь некоторые виды работ на уроках математики, которые активизируют деятельность учащихся. При выполнении описанных выше заданий ребята думают, сравнивают, анализируют. И это способствует более прочному и осознанному усвоению знаний.
Очень нравится детям игра «Я-фотограф», в которой я показываю детям полоску с цифрами, знаками, а ученики должны их запомнить за 5 секунд и «сфотографировать» в тетрадь.
Автор: Галина Торопова
Педагогическая цель
— создание условий для ознакомления со случаями вычитания однозначных чисел из числа 13 с переходом через десяток; развитие решать задачи, сравнивать именованные числа.
Вид урока
$комбинированный
Планируемые результаты (предметные)
Знать случаи вычитания однозначных чисел из числа 13 с переходом через десяток;
Уметь решать составные задачи;
выполнять задания в рабочей тетради.
Универсальные учебные действия
(Л) Личностные: имеют представления о причинах успеха в учебе.
$(Р) Регулятивные: уметь осуществлять контроль в форме сличения действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.
(П) Познавательные. Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
(К) Коммуникативные: уметь работать в парах и группах; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Межпредметные связи
Русский язык, тема «Что выражает предложение»
Методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Учебно-методическое обеспечение урока
Учебник М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика. 1 класс», часть 2; счетный материал; карточки с цифрами; тестовые бланки; иллюстрации персонажей сказки.
Используемые образовательные технологии: технология использования игровых методов в обучении, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации обучения, групповые технологии, здоровьесберегающие технологии.
С Ц Е Н А Р И Й У Р О К А
$Этап урока
Методы и формы обуче
ния
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Текущий контроль
осуществляемые действия
формируемые УУД
I.Организа
$ционный момент
Фронта
льная беседа
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на урок.
$— Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и теплым, принес много нового и интересного. А вы хотите? Тогда вперед.
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём,
Узнаете вы скоро.
И там друзей себе найдём,
Помощников $весёлых.
— Ребята, сегодня урок математики мы проведем необычно.
Скажите, кто из вас любит ходить в гости? Сегодня вас приглашают к себе в гости самые любимые герои сказок. Они приготовили вам интересные задания. Итак, пожелаем всем удачи! На уроке можно отвечать с места и хором, но ценятся ответы полные и по правилам.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Ребята, вы узнали автора?
приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на партах.
$
Отгадывают и в$споминают сказку, ее название и героев.
(Р, Л)
проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность, отвечают (П, К)
наблюде-ние учителя
II. Актуализа
ция знаний.
1. Логичес кая размин-
ка (устный сч$ет).
III. Изучение нового материала.
1.Постановка проблем- ной ситуа -ции. Определе ние темы урока
Практи
ческая работа
$
Нагляд
ный. Фронта
льная беседа.
Задания от Кота учёного:
-Мы сейчас вспомним таблицу сложения с переходом через десяток. Вы услышите задание и покажете ответ с помощью ваших карточек:
10 – это 7 и ? 11 – это 3 и ? 12 – это 5 и ?
на сколько нужно увеличить 6, чтобы получить 12? на сколько 8 меньше 13? И т.д.
— Молодцы, ребята! Справились с заданиями Кота учёного, а теперь побежим по неведомой дорожке в сказочный лес. Что же случилось? Мне кажется мы заблудились? Может нам подскажет дорогу следующий герой сказки?
Медведь по лесу бродит,
$От дуба к дубу ходит…
Находит в дуплах мед
И в рот к себе кладет.
Узнали сказочного героя? Задания от Вини-пуха.
Посмотри, чем отличаются математические выражения?
-Ребята, посмотрите на примеры. Что можно про них сказать, сравнив их? Примеры нужно расположить в два столбика. Как это сделаем? Чем отличаются примеры?
(В одних примерах уменьшаемое 12, в других -13)
-Так чему мы должны сегодня на уроке научиться?
$-Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. И Вини-пух вас угощает яблочками.
показывают ответы к заданиям, используя карточки с цифрами. Двое ребят помогают учителю проверять ответы.
Отгадывают и вспоминают сказку, ее название и героев.
рассматривают представленные примеры, высказывают свое мнение в результате сравнений приходят к выводу, что в примерах разные уменьшаемые.
делаю$т вывод, что нужно научиться вычитать из 13.
осознанно и произвольно производят счет в устной форме без наглядного материала. Учатся использовать в работе индивидуальный раздаточный материал (карточки с цифрами)
(Л, Р)
анализируют, сравнивают, самостоятельно выделяют и формулируют тему урока.
(Л, П, К)
Наблюде
ние учителя.
Взаимо-
проверка
$
ответы на вопросы учителя, обсужде-ние проблем-ной ситуации
2.Знакомство со спосо бом вычита- ния вида
13 — по частям
$
3.Работа по теме урока в рабочих тетрадях
IV. Закреп-ление изу-ченного материала
$
Работа с испо льзова нием нагля дного материала. Прак тическая работа
$
Фронта
льная,индивидуальная. Практический, нагляднодемонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ,
беседа, письмо
Работа с учебником с.84 часть 2 №1
-Чтобы вы были умными и здоровыми нужно кушать витамины. Давайте достанем из конвертов кружочки (яблочки). Сколько их?(13) Раскладываем 1 десяток сверху и 3 пониже. На какой фрукт похожи наши кружочки? (Яблоки) Какой витами$н в этом фрукте? Итак, Вини-пух дал нам 13 яблочков. Мы съели 4 яблока. Каким действием мы узнаем, сколько яблок осталось?
-Попробуйте, мне рассказать, как можно из 13 вычесть 4, уже зная общий способ вычитания из двузначного числа с переходом через десяток?
-Чтобы вычесть из 13 число с переходом через десяток, можно сначала вычесть ту часть числа, которая содержится в разряде единиц уменьшаемого; получаем 1 десяток; а затем из десятка вычитаем оставшуюся часть вычитаемого. Это способ вычитания по частям. Можно своими словами.
— Проверим посадку, правила обращения с ручкой. Проводит минутку чистописания числа 13.
$— Что можете рассказать о числе 13?
Помогает в освоении и применении построенного способа вычит$ания из числа 13 числа 4.
Вини-пух: — Вы молодцы! Все правильно вычисляете?
— А есть ли другой способ вычитания из числа 13?
Вини-пух: -Все правильно. Но я хочу, чтобы перед дальней дорогой ваши глазки отдохнули.
Проводит гимнастику для глаз.
Вини-пух: — Молодцы! Но, чтобы указать вам дорогу дальше, к моему другу Пяточку, я должен убедиться, что вы усвоили, приемы вычитания из числа 13 с переходом через десяток.
-Чтобы хорошо уметь вычитать из числа 13 необходимо потренироваться в применении построен-ных способов. Д/И «Решай – не зевай». Предлагает решить примеры в задании №1 по очереди у доски с комментированием и в тетрадях.
Вини-пух: — Потрудились, а теперь снова надо наб$раться сил для дальней дороги.
Физ.минутку.
В домике ребята жили, и друг с другом так дружили:
Днем скакали по лесочку, спали вместе темной ночкой,
А проснувшись поутру, начинали вновь игру:
Сесть и встать и два прыжка.$
Вместе весело всегда!
Вини-пух похвалил ребят, показал дальше дорожку.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Мы узнаем дорогу дальше, если сможем задачи решишь, которые приготовили нам медведи. А задачи в учебнике на стр.84 №2
$выкладывают индивидуальный раздаточный материал в соответствии с необходимостью решить поставленную задачу и инструкцией учителя. Отвечают на вопросы учителя.
высказывают свои предположения, используя ранее полученные знания на практике.
самостоятельно комментируют способ вычитания из 13 числа по частям.
Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку. Вспоминают и отвечают: за каким числом следует 13 и на сколько оно больше предыдущего; какому числу предшествует и на сколько меньше; что это двузначное число; нечетное; состоит из 1 десятка и 3 единиц. Прописывают.
Подробно записывают и решают пример 13-4, проговаривают способ вычитания.
Предлагают способ вычитания на основе знания таблицы сложения с переходом через десяток, знания состава числа 13.
В положении стоя указательным пальцем и глазами водят по предложенной траектории. Затем такую же траекторию выписывают на потолке указательным пальцем, глазами и всем туловищем.
$
По очереди выходят к доске для решения примеров, остальные вычисляют письменно в тетрадях.
Уч-ся декламирует стихотворение, выполняя показ движений, остальные дети повторяют:
$-руки над головой домиком;
— скачут, затем имитируют сон;
-потянулись (дыхательная гимнасика)
-по тексту;
-хлопают в ладоши.
три медведя
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Исполь зуют наглядный материал для решения учебной задачи. (Р, П, К)
сохраняют устойчивый учебно-познавательный интере$с к новым знаниям (Л)
приобретают умения вычитать из числа 13 по частям (П)
Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой.
Анализируют число 13 и проводят срав-нение с предыдущим и последующим числами. (Р, П)
Используют наглядный материал (запись учителя на доске)$
(П)
Правильно выполняют записи в рабочей тетради.
(Л, П)
Осуществляют профилактику зрительного утомления.
Строят рассуждения при вычитании из числа 13. Исполь-зуют построен ные способы вычитания из числа 13. Приме-няют коммуника тивные навыки. Оценивают правильность выполнения вычислений.
(П, К)
Осуществляют профилактику утомления (Л, К)
ответы на вопросы учителя, работа по заданию учителя
Индив$и-дуальныйПроверка прав.посадки и верного обраще -ния с ручкой.
Работа с использованием наглядного материа
ла на доске. Устные ответы.
Наблюдение учителя.
Устные ответы.
Вер$ное определение способа вычитания
Правиль-ное вы полнение упражне ния.
Работа с учебником
Наблюде-ние учителя. Правильное выполне-ние движений
V.$ Решение задач изученных видов
VI. Работа с тестовыми заданиями
V$II.Рефлексия. Подведение итогов
Работа по учеб нику (с.84, ч.2, №2).
Работа в парах. Фронтальная беседа.
Индивидуальная. Практический
Обобщающая беседа
Сейчас в парах выберите задачу на стр.84, обсудите и составьте по кратким записям задачи. Одна пара будет работать у доски, остальные в тетрадях.
— Докажите правильность выбранного вами действия в зависимости от вопроса в усло$вии задачи.
Понравилось медведям, как вы решила все задачи и показали дорожку дальше. А вот и другой герой сказки нас встречает.
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
Угадали сказку?
Маша и медведь помогут нам выйти из сказочного леса, если их задания решим. Вот вам задания. Выполнить только те задания, которые вам понравятся.
$Тогда за работу! У вас есть листочки с заданиями. Там где стоит восклицательный знак – это задания самые интересные (посложнее). Вы можете выбрать и решить те задания, которые вам больше всего понравятся. А кто хочет, может решить все задания.
— Хорошо, справились! А вот и волшебные слова: «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцем урок». И расступился сказочный лес и мы снова в классе!
-Чтоб закончить наш урок, надо подвести итог. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и урок с помощью солнышка:
$-урок-сказка понравился, своей работой доволен – солнышко улыбается;
-урок понравился, работал на уроке хорошо, ошибки есть, но немного – солнышко задумчивое, ротик у солнышка ровный, не улыбается;
-урок понравился, но было трудно, требуется помощь учителя – солнышко огорчается.
Обобщает урок. Определяет перспективу последующей работы.
– Чему учились на уроке?
– Какую бы работу вам хотелось выполнить ещё?
$ — Чьи задания были самыми сложными?
— Как вы думаете, что надо сделать дома?
— Молодцы!
Учащиеся в парах выбирают понравившуюся задачу, составляют по кратким записям задачи. Одна пара выполняет краткую запись условия, решения и ответа у доски, остальные в тетради. Другую задачу обсуждают устно.
$оценивается правильность выполнения задач.
Маша и медведь
Анализируют предложенные задания, выполняют их по выбору письменно.
Оценивают урок и свою работу с помощью рисунка солнышка.
Отвечают на вопросы учителя.
Повторить способы вычитания из числа 12.
Осуществляют анализ задач. Строят рассуждения о способах решения.
(П, К)
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Осущест$вляют выбор. Самостоятельно работают с тестовым материалом.
(Р)
Анализируют свою работу. $(Л, Р)
Формулируют собственное мнение. (К, Л)
Наблюдение и помощь учителя.
$
Фронталь ный, индииви дуальный
Устные ответы.
Самостоятельная работа с тестовым материалом.
Урок-сказка по математике.
Тема: «Умножение на двузначные и трехзначные числа». 4-й класс
$ Цели урока:
-
Закрепить знания умножения на трёхзначные числа, в записи которых есть нули, упражняться в решении задач на нахождение площади фигуры.
-
Развивать навык устного и письменного сч$ёта, умение сравнивать числа.
-
Воспитывать чувство взаимопомощи, развивать интерес к математике.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
– На прошлых уроках вы научились умножать многозначные числа на двузначное и трёхзначное число.
$ Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадём в сказку, где нас ждёт много испытаний. Нам предстоит выполнить примеры на умножение, решить задачи , найти площади фигуры, сравнить выражения. Вы готовы? (да)
Устный счет
– Жил-был Иван Царевич. И была у него невеста Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унёс Елену Прекрасную. Опечалился Иван Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А берёз$ка над ним шелестит: “Не плач добрый молодец, найдёшь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Всё там подчинено законам математике”.
Отправился Иван Царевич в далёкий путь. Долго ли, коротко ли шёл он – на пути встретилась речка, а моста нет. Только верёвка с одного конца в другой протянута, а на верёвке той задания. Справится с ним Иван Царевич, значит, удержится на верёвке и перейдёт через реку. Поможем Ивану Царевичу.
(Дети по одному выходят к доске сн$имают задания, устно выполняют их).
Задания:
-
16 увеличить в четыре раза. (64)
-
Неизвестное число больше числа 270 на 30. Какое это число?
-
Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см? (64)
-
Какое число в 12 раз больше 5?(60)
-
Произведение чисел 70 и 50 уменьш$ить в 100 раз. (35)
-
Сумму чисел 44 и 26 увеличить в 70 раз. (4900)
-
$ Чему равна разность чисел 1000 и 998 (2)
-
Неизвестное число меньше 1320 на 110 (1210)
III. Решение примеров на умножение.
– С вашей помощью Иван Царевич миновал реку. А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана Царевича к избушке на курьих ножках. Вошёл он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках и говорит: “Знаю, зачем пришёл. Но сначала помоги мне с примерами.
5480х25= 137000
$524х136=71264
756х380=287280
IV. Решение задачи.
– “Вот теперь – говорит Баба Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею”. “Нет,– говорит Иван Царевич мне надо скорее. Дай мне лучше ступу.” “Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если решишь задачу, то сможешь взлететь. Слушай задачу.”$
– “Во дворце у Кощея Бессмертного в 16 одинаковых шкатулках по 140 золотых монет. Сколько монет всего монет в этих шкатулках.. (Дети записывают решение самостоятельно)
$ 140х16=2240 монет.
V. Решение примеров
– “ Молодец Иван Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть Кощея, хранится в шкатулке под троном. А открыть ту шкатулку можно, решив задания, написанные на ней. А чтобы войти во дворец, надо справиться с замком. Для этого ну$жно найти ошибки в вычислениях и записать правильное решение. (дети решают у доски)
2576х93=238568 (239568)
124х236=29364 (29264)
VI. Задание на сравнение двух выражений.
– $Поблагодарил Иван Царевич Бабу Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился возле огромного камня, который лежал на развилке двух дорог. Вылез Иван Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит на камне написаны выражения.. Понял Иван Царевич, что их надо сравнить и идти в ту сторону, куда укажет стрелка. (Дети сравнивают выражения)
3885 2078
1 ряд — 259 · (8 + 7) … 259 · 8 + 6
7807 5525
2 ряд 325х $24+7…..325х(24-7)
В какую сторону указала стрелка?
VII. Физ.минутка.
VIII. Решение задачи на нахождение площади фигуры.$
– Увидел Кощей бессмертный, что идёт к нему Иван Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван Царевич справился с заданием, разгадал секрет замка, нажал нужную кнопку.
– Наш герой появился перед Кощеем, а тот и говорит ему так ласково: “За невестой пришёл, Иван Царевич? Давай мирно договоримся. Задам я тебе одну задачку. Решишь её – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой”. Делать нечего, согласился Иван Царевич. Говорит Кощей: “Видишь ты, что дворец у меня большой, но состоит он всего из 3-х залов. Площадь зала, где мы с тобой стоим, имеет фор$му прямоугольника со сторонами 24 и 30 метров. Площадь второго зала в два раза меньше первого, а площадь третьего зала на 350 метров больше, чем площадь второго зала. Найди площадь всего дворца.
– (На доске записывается краткая запись.)
$
Решил Иван Царевич задачу, но Кощей Бессмертный не хотел выполнять своего обещания. Выхватил тогда Иван меч и стали они сражаться. Шаг за шагом подобрался Иван Царевич к шкатулке. Схватил шкатулку, открыл её, взял иглу и переломил. Кощей Бессмертный упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена Прекрасная. Похвалила Елена Прекрасная Ивана Царевича, и отправились они домой в своё царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.
IX . Подведение итогов.
– Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? А чему она учит? А урок математики вам понравился?
$-Предлагаю оценить свою работу, выбрав 1 рюкзак, из предложенных трех рюкзаков знаний.
– Вы сегодня на уроке старательно работали. Спасибо вам, дети, за урок!
МОУ СОШ № 8 п.Катасон
Внеклассное занятие по математике
Подготовила учитель начальных классов
Омельченко Ольга Анатольевна
КВН по математике (1-2 кл)
Цель: Повышение интереса к изучению математики, развитие творческих способностей учащихся, логического мышления. Актуализация имеющихся знаний по математике.
Задачи:
-
Образовательные:
-
Закреплять умения решать составные задачи, находить значения выражений со скобками и без них, вычислять длину ломаной линии.
-
Закреплять навыки измерения геометрических фигур.
-
Продолжать формировать умение сравнивать, выбирать рациональные способы выполнения работы.
-
Воспитательные:
-
Развивать умение работать в команде.
-
Воспитывать сотрудничество и коллективизм, командный дух.
-
Развивать умение следовать установленным правилам игры.
-
Повышать интерес к изучению математики.
-
Способствовать сплочению детского коллектива через работу в командах, выполнение общего задания.
-
Прививать любовь к русским народным сказкам.
-
Развивающие:
1. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях.
-
Развивать речь, мышление, эмоционально-волевую (чувства, переживания, воля) и потребностно-мотивационную сферы личности учеников.
-
Развивать умственную деятельность через выполнение заданий повышенной трудности.
4. Способствовать здоровьесбережению учеников через частую смену видов деятельности и двигательную активность во время занятия
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Оформление: украсить класс, повесить высказывания о математике.
Домашнее задание командам: придумать название команды и девиз, нарисовать эмблемы
Ход занятия:
1-й чтец. 2–й чтец
Привет, друзья! Сегодня в школе Чтоб этот праздник КВН
Большой и интересный день: Вам по душе пришёлся всем,
Мы приготовили весёлый Иметь знания надо прочные
Наш школьный праздник – КВН Быть весёлым и находчивым!
Вед. Как вы думаете, зачем нужно знать математику?
1-й уч. Без счёта не будет на улице света.
2-й уч. Без счёта не может подняться ракета.
3-й уч. Без счёта письмо не найдёт адресата
1 уч. И в прятки сыграть не сумеют ребята.
2й уч. Запомните все, что без точного счёта,
3-й уч. Не сдвинется с места любая работа!
Вед. Математика! Мир без неё был бы неинтересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Ребята, поспешим же совершить необыкновенное путешествие в мир занимательных задач, загадок и вопросов.
1-й уч. -Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь
2-й уч.- Я могу с любой задачей справиться,
Потому что не ленюсь
Все вместе: И прекрасна, и сильна математики страна.
1-й уч. — Уже готово все к сраженью
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья
Я вам представлю грозный суд (представление жюри)
2-й уч. — КВН-игра для всех,
Ждет победа вас, успех.
1- й уч —
КВН мы объявляем,
И игру все начинаем.
Давайте вспомним правила работы в команде.
— Работать дружно, выслушивать мнение каждого члена команды, а затем выбрать одно правильное решение, разговаривать тихо, не мешая другим командам, не спорить.
1 конкурс «ПРИВЕТСТВИЕ»
1-й уч
Хотим проверить мы заранее,
Как вы готовились к заданиям.
2-й уч Приветствие команды «А»
Послушать надо нам друзья.
(Приветствие команды «А»)
3-й уч
2 класс уже готов для выступления,
И мы послушаем их с нетерпением.
(Приветствие команды «Б»)
Команда «Острый угол»
Девиз: Будет враг к победе рваться, но нас стоит опасаться! Острый угол на пути, нас не трогай, обойди!
Команда «Пять с плюсом»
Девиз: Чтобы умным быть и победить, нужно математику любить!!
1-й уч
Продолжаем мы соревнование
И проверяем ваши знания.
1 конкурс»РАЗМИНКА»
2 конкурс
Вопросы 1 команде:
1)сколько пальчиков на руках у 4 мальчиков?
2)летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)
3)назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели (позавчера, вчера. Сегодня, завтра, послезавтра)
Вопросы 2 команде:
1) У девочки5 яблок. Она съела все , кроме 3. Сколько яблок у нее осталось
2) Гусь весит 3кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
3) Поле пахали 6 тракторов, 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле?
3 конкурс «Быстрее отвечай!»
Учитель задаёт вопросы каждой команде по очереди.
1 команда:
-
Сколько пальцев на руке? (5)
-
Сколько дней в одной неделе? (7)
-
Сколько носов у двух псов? (2)
-
Сколько пальцев на двух руках? (10)
-
Сколько дней в одной неделе? (7)
-
Сколько букв в слове я? (1)
2 команда:
1.Какая геометрическая фигура имеет три угла? (треугольник)
2.Как называется знак сложения? (плюс)
3.Сколько хвостов у семи китов? (7)
4.Сколько слогов в слове математика? (5)
5.Назовите первый день недели? ( понедельник)
6.Сколько в двух неделях дней? (14)
4 конкурс «Капитанов»
2-й уч.
Капитаны-капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари и до зари.
Капитаны- капитаны, улыбайтесь,
Лишь веселым покоряются жюри!
1) Закончи фразу: а) для математики, дружочек, нужна тетрадочка в… (не в кружочек, а в клеточку)
б) говорил учитель Ире, что два больше, чем …(не 4, а 1)
2)
1. Нарисовать одновременно двумя руками: одной круг, а другой – прямоугольник.
2. По команде ведущего нарисовать с закрытыми глазами квадрат, в середине овал, справа треугольник.
Ведущий: Продолжаем наши соревнования.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания
Физкультминутка
5 Конкурс : «Что означают эти выражения?»
1 команда- Одна нога тут, другая там. (Быстро)
-От горшка два вершка. (Маленький)
2 команда-
На все четыре стороны. (Куда угодно)
Как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо)
6 конкурс «Сказочный»
1 команда-
1. ) Сколько поросят строили дома? (3)
2)Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)
2 команда-
3) Сколько друзей-гномов было у Белоснежки? (7)
4) Сколько лет жил старик со старухой у моря в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33)
7 конкурс «Задачки в стихах»
1 команда-
-
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? (8)
-
К внукам бабушка пришла,
Пирожков им испекла.
По два румяных пирожка
Бабушка каждому внуку дала:
Машеньке, Саше, Аленке, Никите.
А сколько всего пирожков? Подскажите. (8)
2 команда-
-
Кормушку для птиц
Мы к зиме смастерили,
Зерен и ягод в нее положили.
Гости себя не заставили ждать.
Стали мы птиц на кормушке считать:
Три свиристеля, четыре синицы,
Пять снегирей да один воробей.
Сколько всех птиц?
Отвечайте скорей. ( 13) -
В лес за грибами папа ходил,
Из леса в корзине домой приносил:
Девять лисичек, восемь маслят,
Три сыроежки, двадцать опят,
Один боровик да десять груздей.
Сколько грибов? Сосчитайте скорей! (51)
8 конкурс «Собери пословицу»
1 команда
-
Семь раз отмерь – один отрежь.
-
Одна голова хорошо, а две лучше.
2 команда
-
Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
-
В одно ухо влетело, в другое – вылетело.
(Подсчитываем баллы, девочки поют частушки)
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в занятии отличился?
— Учитель. Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали мне, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете.
Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!
Класс: 3.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать примеры и задачи;
- закреплять знания таблицы умножения;
- формировать умения правильно называть компоненты умножения и деления.
Коррекционно-развивающие (развивать и корригировать)
- математическую речь;
- произвольное внимание;
- наглядно-действенное мышление;
- зрительное и слуховое восприятие;
- внимание.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать интерес к сказкам.
Ход урока
I. Организационный момент
— Сядет тот, кто назовет число, которое следует за числом 25. Сядет тот, кто назовет однозначное число. Сядет тот, у кого в апреле было день рождение. Сядет тот, кто назовет самое маленькое двузначное число. Сядет тот, кто назовет число, которое стоит перед числом 100. Сядет тот, кто назовет число на карточке. Сядет тот, кто скажет, сколько будет 2 х 1. Сядет тот, кто назовет четное число. Сядет тот, кто назовет нечетное число. Сядет тот, кто скажет какой сегодня день недели.
— Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
— Скажите, какое сегодня число, месяц, день недели, время года. (рапорт дежурного)
II. Сообщение темы и целей урока
— А теперь у меня для вас загадка:
Любит в луже искупаться,
Сочной травкой наслаждаться.
И на солнышке лежать,
Громко хрюкать и визжать.
Ну, конечно же, не львёнок,
А капризный… .(поросенок)
— Верно, это поросенок. А мы сегодня побываем в гостях у сказочных поросят. Да ни у одного, а сразу у трех поросят. Мы с вами читали сказку про трех поросят. Кто помнит, как их зовут? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф)
(на доске появляются изображения трех поросят)
— Сегодня на уроке мы будем помогать поросятам в их приключениях. А помощь наша будет заключаться в том, что на уроке мы будем закреплять умения решать примеры на умножение и деление, будем решать задачу.
III. Устный счет
— Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Интересная и поучительная сказка, но ведь это английская народная сказка. А когда мы ее с вами проходили, на каком языке мы ее слушали и читали? Для того чтобы мы смогли с вами прочитать эту сказку, ее перевели на русский язык. А кто же нам ее перевел, мы узнаем, решив примеры.
(карточки с примерами на доске)
2 х 8 | 16 — М |
18 : 3 | 6 — И |
4 х 5 | 20 — Х |
8 : 4 | 2 — А |
3 х 4 | 12 — Л |
15 : 3 | 5 — К |
2 х 9 | 18 — О |
3 : 3 | 1 — В |
(показывается портрет С.В.Михалкова)
— Вспомните, из чего был построен домик у Ниф-Ниф? (Домик Ниф-Нифа был построен из соломы.) показ домика.
— А какой еще герой был в сказке? (волк). И только Ниф-Ниф положил на крышу последнюю соломинку, как пришел волк, дунул на домик, тот и рассыпался. Побежал Ниф-Ниф к домику Нуф-Нуфа. Нужно помочь Ниф-Нифу быстрее бежать. Выполним для этого задание.
— Посмотрите, а возле его домика растут какие-то цветы.
— А какое сейчас время года? А какие цветы у нас появляются весной одними из самых первых? Желтого цвета (Мать-и-мачеха)
— Но эти подснежники не простые, а математические. На них записаны примеры, решим их, и вспомним, как называются компоненты и результат при умножении и делении.
2 х 6 = 12 (2- первый множитель, 6 — второй множитель, 12 — произведение)
15: 3 = 5 (15- делимое, 3- делитель, 5 — частное)
(вывешиваются слова — подсказки)
IV. Работа по учебнику
— Вот Ниф-Ниф и добежал до домика Нуф-Нуфа. А из чего был построен домик Нуф-Нуфа? (домик Нуф-Нуфа построен из веток). Но и тут уже подоспел волк и разрушил домик Нуф-Нуфа. Побежали два поросенка спасаться к брату Наф-Нафу. Давайте поможем поросятам, чтобы они бежали быстрее. Для этого решим задачу.
Откройте учебник на стр. 178 номер 24 (б).
— Послушайте внимательно задачу. (далее прошу прочитать еще раз задачу сильного ученика)
— О чем говорится в задаче? (в задаче говорится про карандаши и альбом)
А как их можно назвать одним словом? (Это школьные принадлежности) Многие из вас ходили покупать школьные принадлежности с родителями в магазин. Чтобы купить нужный товар, что нам необходимо сделать? (заплатить за него деньги).
Итак, еще раз скажите мне, какие школьные принадлежности купили и сколько штук? (купили 3 карандаша и альбом). Сколько заплатили за покупку? (заплатили 60 рублей).
Что нам еще известно в задаче? (Известно, что альбом стоил 45 рублей)
Прочитайте вопрос задачи (сколько стоил один карандаш)
- 3 карандаша и альбом — 60 руб.
- Альбом — 45 руб.
- 1 карандаш — 7
— Кто повторит задачу по краткой записи.
— Можем мы сразу узнать, сколько стоит один карандаш? Почему? (Нам неизвестно, сколько стоит 3 карандаша). Значит, что мы будем находить первым действием? (сколько стоят три карандаша) Каким действием, мы это узнаем? (вычитанием). После того как мы узнаем сколько стоит 3 карандаша, мы сможем ответить на вопрос задачи? Прочитайте его еще раз. Каким действием? (Делением)
V. Физминутка
— Запишем решение задачи в тетрадь
1) Сколько стоит 3 карандаша?
60 руб. — 45 руб. = 15 руб.
2) Сколько стоит 1 карандаш?
15 руб. : 3 = 5 руб.
— Что нужно было узнать в задачи? Мы узнали? Значит, мы задачу решили? После того, как мы решили задачу, что нужно записать? (Ответ)
VI. Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний обучающихся
— Вы молодцы! Помогли быстро добежать двум поросятам до домика Наф-Нафа. А из чего был построен домик Наф-Нафа? (домик Наф-Нафа построен из камня, кирпича)
Наф-Наф строил свой дом долго и прочно, поэтому волку сюда не попасть. Бился, бился волк, так и не смог попасть в домик к поросятам, так и ушел ни с чем. С тех пор три поросенка стали жить вместе, а в свободное время они любили попить чай с пирожными. Они и для вас приготовили пирожные, в знак благодарности за помощь. (раздаю пирожные с примерами) Но пирожные эти не простые, а с примерами. Давайте решим их.
VIII. Геометрический материал
— Посмотрите на рисунок и скажите, из каких геометрических фигур он составлен.
(показывают у доски и называют геометрическую фигуру)
VIII. Итог урока
— Вот и подошло к концу наши приключения с тремя поросятами.
Чем мы сегодня занимались на уроке? На какие действия мы решали примеры?
Домашнее задание: с. 179 номер 29 (второй столбик).