Урок сказка о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс фгос презентация

Главная / литература / а. с. пушкин сказка о мертвой царевне и о семи богатырях презентация на тему: а.

Главная / Литература / А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


Презентация на тему: А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Фрагмент рабочей тет

Описание слайда:

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Фрагмент рабочей тетради по литературе5 класс

№ слайда 2
Александр Сергеевич Пушкин(1799 – 1837) Пушкинские сказки - это «чудесный сплав,

Описание слайда:

Александр Сергеевич Пушкин(1799 – 1837) Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».П. Бажов

№ слайда 3
В Москве прошло детство А. С. ПушкинаДядя Василий ЛьвовичМать поэта Надежда Осип

Описание слайда:

В Москве прошло детство А. С. ПушкинаДядя Василий ЛьвовичМать поэта Надежда ОсиповнаОтец Сергей ЛьвовичНяня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклоромБрат поэта Лев Сергеевич

№ слайда 4
Секреты литературной сказки Секрет внезапного чудаСекрет неожиданной точки зрени

Описание слайда:

Секреты литературной сказки Секрет внезапного чудаСекрет неожиданной точки зренияСекрет загадочной детали. ПодтекстПоучительный вывод

№ слайда 5
Словарь Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем

Описание слайда:

Словарь Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

№ слайда 6
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный пл

Описание слайда:

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный план.Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

№ слайда 7
Цитатный план «Царь с царицею простился..»«Царь женился на другой..»«Но царевна

Описание слайда:

Цитатный план «Царь с царицею простился..»«Царь женился на другой..»«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»«А царевна все ж милее..»«Вот Чернавка в лес пошла..»«Будь нам милая сестрица»«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»«..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»«В руки яблочко взяла»«..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»«Гроб разбился. Дева вдруг ожила»«Свадьбу тотчас учинили»

№ слайда 8
Основные образы сказки ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим люд

Описание слайда:

Основные образы сказки ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?● Как отомстила царица-мачеха царевне?● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

№ слайда 9
Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планомВнешность царевны и ее внутренние

Описание слайда:

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планомВнешность царевны и ее внутренние качества.Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.Отношение автора к героине.► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

№ слайда 10
Словарь Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощ

Описание слайда:

Словарь Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:Между тем росла, росла,Поднялась и расцвела..Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

№ слайда 11
Практическая работа

Описание слайда:

Практическая работа

№ слайда 12
Помощники царевны ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?► Как бога

Описание слайда:

Помощники царевны ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?► Как богатыри относятся к царевне и почему?

№ слайда 13
■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? ■ Как проявляются в эт

Описание слайда:

■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

№ слайда 14
Будьте внимательны к слову Из предложенных выражений выпишите те, которые могут

Описание слайда:

Будьте внимательны к слову Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:ПростилсяВ путь-дорогу снарядилсяС белой зори до ночиБелешенька земляВосхищенья не снеслаСвойство зеркальце имелоНраву кроткого такогоВдруг погаслаКрасная девицаВ горести душевнойСотворив обряд печальныйВдруг погасла жертвой злобеПотешитьС мольбой погналсяТрубит уже молва

№ слайда 15
► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев

Описание слайда:

► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?

№ слайда 16
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь Прочтите статью учебника (стр. 106

Описание слайда:

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107). Основные положения статьи запишите в тетрадь.Определите способы рифмовки:Царь с царицею простился,В путь-дорогу снарядился,И царица у окнаСела ждать его одна.ПарнаяТам на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей..Перекрестная

№ слайда 17
Проверьте знание сказок А. С. Пушкина http://files.school-collection.edu.ru/dlrs

Описание слайда:

Проверьте знание сказок А. С. Пушкина http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

№ слайда 18
Использованная литература ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки

Описание слайда:

Использованная литература ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 классИнтернет-ресурсы. Режим доступа:◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.htmlhttp://www.mp3zzz.ru/alb/2120.htmlhttp://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpghttp://www.bookmate.ru/books/255032http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 1

А.С. Пушкин
«Сказка о мёртвой
царевне и
7 богатырях»

Слайд 2

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 2

Организационный момент

На уроке будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Слайд 3

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 3

Ч

Удесный
Мир
классики

Слайд 4

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 5

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 5

Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)

Слайд 6

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 6

1. Вспомните, когда родился А. С. Пушкин? 
2. Где родился?  3. Где находится памятник А. С. Пушкину в Москве? 
4. Где находится музей А. С. Пушкина в Москве?
5. Как звали няню поэта? 6. Где учился Пушкин?  7. Кто присутствовал на выпускном экзамене в лицее?  8. С кем из известных поэтов и писателей дружил Пушкин?

(6 июня 1799 года)

(В Москве).

(На Пушкинской площади).

(На старом Арбате).

(Арина Родионовна).

(В Царскосельском лицее).

(Великий поэт Державин).

(В. А. Жуковский , Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер).

Слайд 7

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 7

Речевая разминка

Любим мы читать и слушать Сказки и стихи про дружбу, Ритм ногами отбивать И героев оживлять. Здравствуй, сказка и рассказ, Что готовишь нам сейчас?

Слайд 8

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 8

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством
А. С. Пушкина. Но прежде вспомним, какие сказки он написал.

Слайд 9

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 9

— Сказка о рыбаке и рыбке.

— Сказка о золотом петушке.

— Сказка о царе Салтане.

Сказка о мёртвой царевне
и 7 богатырях.

Сказка о попе и работнике его Балде.

Слайд 10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 10

Слайд 11

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 11

Эту сказку А. С. Пушкин написал в Болдине.  В её основе – народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

Н.П. Унжина
«А.С. Пушкин в
Болдино»

Слайд 12

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 12

А.А. Платонов
«Пушкин в Болдино»

Слайд 13

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 13

Слайд 14

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 14

Слайд 15

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 15

Литературная сказка

Слайд 16

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 16

Слайд 17

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 17

Кто такой богатырь?

— Скажите, что мы можем узнать из названия.

Богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

Богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый, и счастливый воин.

Слайд 18

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 18

Признаки сказки

Зачин.
2. Волшебные предметы.
3. Сказочные слова и выражения.
4. Троекратный повтор.
5. Борьба добра и зла.
6. Добро побеждает зло.
7. Концовка.

Слайд 19

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 19

Борьба добра и зла,
добро побеждает зло

Какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий.

«Добро»

«Зло»

Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).

Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

Слайд 20

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 20

— Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?

— О какой черте характера это говорит?

— Прочитайте, как автор описывает царевну.

— С чем её сравнивает Пушкин?

— Как автор противопоставляет царицу другим героям?

— Как царевна набрела на терем богатырей?

— Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.

— Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?

— Как царевне жилось у богатырей?

— Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.

— Что означают слова « не прекословит, не перечат»?

Слайд 21

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 21

Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься?

— О каком качестве характера это говорит?

— Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну?

— Как Соколко защищал царевну?

— Почему Пушкин называет черницу « старушонкой»,
а царевна – бабушкой?

— Что случилось после того, как царевна взяла яблоко?

— Как отнеслись к этому событию богатыри?

— Как Елисей искал свою невесту?

-К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну?

— Какую печальную весть сообщил ветер королевичу?

— Чем заканчивается сказка? — Хорошо или плохо заканчивается сказка?

Слайд 22

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 22

-Зависть – это положительное или отрицательное чувство?
-Какого героя можно назвать завистливым?

Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

Слайд 23

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 23

Физминутка

Ветер

Осторожно ветер За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью.
(махи руками)

Слайд 24

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 24

Слайд 25

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 25

-Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.

Слайд 26

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 26

Царевна

-Какой была молодая царевна?
— Как звали ее жениха?
— Какое приданое приготовил царь своей дочери?
— Почему девушка служанка отпустила царевну?
— Как повела себя царевна в гостях у богатырей?
— О каком качестве характера это говорит?
—  Как вела себя царевна при встрече с богатырями?
— Почему царевна не приняла предложение братьев?
— Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса?

Слайд 27

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 27

Портрет молодой царевны

Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

Слайд 28

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 28

Царица

— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении?
— Прочитать описание царицы.
— Что было дано ей в приданое?
— Какое свойство имело зеркальце?
Вспомни разговор мачехи с зеркальцем.
Что ответило ей зеркало?
— Как повела себя царица с зеркалом?
— О каком качестве царицы говорит этот поступок?
-Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки?

Слайд 29

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 29

Портрет царицы

Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная.

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда , ломлива,
Своенравна и ревнива.

Слайд 30

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 30

Елисей

— Что же помогает королевичу Елисею найти царевну и вернуть ее к жизни?
— Какими качествами наделил поэт королевича Елисея?
— Прочитайте разговор королевича с солнцем, месяцем, ветром.
— Почему природа помогала ему?
— Прочитайте слова:
«И о гроб невесты милой,
  Он ударился всей силой»
— Что чувствовал в это время Елисей?

Слайд 31

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 31

Портрет Елисея

Слайд 32

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 32

Семь богатырей

— Почему царевна, войдя в чужой дом, решила, что «тут люди добрые живут »
 Прочитайте отрывок.
 — Прочитайте, что сказал старший брат, когда понял, что в доме кто-то есть.
— Какие качества братьев открылись в этих словах?
— Как выглядели хозяева дома, в который зашла царевна?
Перечитайте слова старшего брата, предложившего стать женою одного из них.
— С каким чувством, по-вашему, произнес эти слова старший брат?

Слайд 33

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 33

Портрет Богатырей

Слайд 34

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 34

Слайд 35

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 35

Синквейн. Царевна

Слайд 36

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 36

-Каждая сказка нас чему – то учит.
-Чему вас научила эта сказка?

— Какой урок вы извлекли для себя?

— От чего предостерегает сказка?

— Какова её главная мысль?

Слайд 37

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 37

Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …

Слайд 38

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 38

Домашнее задание:

с. 70 — 91

рисунок

А. С. Пушкин
« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Фрагмент рабочей тетради
  • по литературе
  • 5 класс

Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)

  • Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
  • П. Бажов
  • В Москве прошло детство А. С. Пушкина
  • Мать поэта Надежда Осиповна
  • Отец Сергей Львович
  • Дядя Василий Львович
  • Брат поэта Лев Сергеевич
  • Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

Секреты литературной сказки

  • Секрет внезапного чуда
  • Секрет неожиданной точки зрения
  • Секрет загадочной детали. Подтекст
  • Поучительный вывод

Словарь

  • Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Составьте цитатный план.
  • Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
  • Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

Цитатный план

  • «Царь с царицею простился..»
  • «Царь женился на другой..»
  • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
  • «А царевна все ж милее..»
  • «Вот Чернавка в лес пошла..»
  • «Будь нам милая сестрица»
  • «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
  • «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
  • «В руки яблочко взяла»
  • «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
  • «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
  • «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
  • «Свадьбу тотчас учинили»

Основные образы сказки

  • ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
  • ● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
  • ● Как отомстила царица-мачеха царевне?
  • ● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
  • Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
  • Внешность царевны и ее внутренние качества.
  • Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
  • Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
  • Отношение автора к героине.
  • ► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

Словарь

  • Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
  • Между тем росла, росла,
  • Поднялась и расцвела..
  • Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

Практическая работа

  • Царского происхождения, умны, красивы
  • Царица
  • Царевна
  • Злая
  • Завистливая
  • Гордая
  • Своенравная
  • Ленивая
  • Грубая
  • Надменная
  • Жестокосердная
  • Добрая
  • Бескорыстная
  • Скромная
  • Кроткая
  • Трудолюбивая
  • Вежливая
  • Простая
  • Добродетельная

Помощники царевны

  • ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?
  • ► Как богатыри относятся к царевне и почему?
  • ■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
  • ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

Будьте внимательны к слову

  • Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
  • Простился
  • В путь-дорогу снарядился
  • С белой зори до ночи
  • Белешенька земля
  • Восхищенья не снесла
  • Свойство зеркальце имело
  • Нраву кроткого такого
  • Вдруг погасла
  • Красная девица
  • В горести душевной
  • Сотворив обряд печальный
  • Вдруг погасла жертвой злобе
  • Потешить
  • С мольбой погнался
  • Трубит уже молва
  • Т. Маврина
  • Е. Пашков
  • В. Милашевский
  • В. Конашевич
  • ► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
  • В. Назарук

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

  • Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
  • Основные положения статьи запишите в тетрадь.
  • Определите способы рифмовки:
  • Царь с царицею простился,
  • В путь-дорогу снарядился,
  • И царица у окна
  • Села ждать его одна.
  • Парная
  • Там на неведомых дорожках
  • Следы невиданных зверей;
  • Избушка там на курьих ножках
  • Стоит без окон, без дверей..
  • Перекрестная

Проверьте знание сказок А. С. Пушкина

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

Использованная литература

  • ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm
  • ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
  • ◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
  • http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
  • http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
  • http://www.bookmate.ru/books/255032
  • http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064
  • ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
  • ◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
  • ◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
  • Интернет-ресурсы. Режим доступа:

Литература

5 класс

Урок № 15

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». События и герои

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • события сказки, главные и второстепенные герои;
  • фольклорная основа сказки;
  • противостояние добрых и злых сил;
  • общность и различия главных героев.

Тезаурус

Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.

Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.

Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.

Перст – палец руки.

Кротость – смирение, покорность, незлобивость.

Чернавка – служанка в барском доме (обычно выполняющая чёрную, черновую работу).

Сорочин – сарацин, наездник на коне, чужестранец с Востока.

Спе́шить – сбить с коня, сделать пешим.

Горница – верхнее часть строения, жилое помещение в верхней части строения.

Изразец – плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель.

Список литературы

Обязательная литература:

Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 307 с

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256

2. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80

8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019)
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019)
  3. Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019)
  4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019)
  5. Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019)
  6. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019)
  7. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В 1831-1834 годах Александром Сергеевичем Пушкиным был создан цикл сказок, в которых представлено авторское понимание счастья, морали, любви, смысла жизни.

Перед нами «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», написанная Пушкиным осенью 1833 г., то есть знаменитой болдинской осенью. Поэт создавал её как под влиянием сюжета сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм, так и услышанного от няни в Михайловском русской народной сказки «Волшебное зеркальце». Сходство пушкинской сказки с «Белоснежкой» есть, но читателем она воспринимается как оригинальный русский сюжет.

Начало сказки о царевне-сироте напоминает и сказку «Морозко», и немецкую сказку. Обратим внимание, как Пушкин расставляет акценты, как противопоставляет злую мачеху и кроткую царевну. Не отказывая царице в красоте, автор описывает дурной характер мачехи:

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Царевна же расцвела «тихомолком», она «кроткого нраву»: нет в её характере ни своенравия, ни гордости.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

Таким образом, с самого начала сказки автор противопоставляет не просто двух красавец, а два типа красоты.

Как и в сюжете о Белоснежке, мачеха старается извести прекрасную падчерицу и девушка оказывается в лесу одна-одинёшенька. И вот тут появляются герои истинно русской народной сказки – богатыри.

Замена гномов богатырями, появление дома-терема, описание богатырских забав и охоты – несомненная удача Пушкина, подчёркивающая оригинальность произведения.

Перед утренней зарёю

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить…

Важной является сцена сватовства богатырей к молодой царевне, где её ответ раскрывает нам нежную, кроткую, искреннюю суть героини.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

Образ королевича Елисея – жениха царевны, отправившегося на поиски пропавшей невесты – ещё одно новаторство Пушкина в преображении сюжета. Не случайный спаситель пробудит царевну от злых чар, а жених, объехавший полсвета в поисках её, не побоявшийся обратиться к самому Солнцу. Благородство Елисея под стать душевной красоте его невесты.

Конечно, обращает на себя внимание и образ пса Соколки – верного друга царевны. Он, чувствуя зло, которое несет переодетая старушкой злая мачеха, пытается спасти свою хозяйку:

Пёс ей под ноги — и лает

И к старухе не пускает;

Соколка словно уговаривает царевну отказаться от яблока, подаренного старухой:

Пёс бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце пёсье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Брось!..

Отношение пса к двум героиням еще раз подчеркивает их несхожесть, полное противопоставление в сюжете.

Завершается это противопоставление в финальной сцене сказки.

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут её тоска взяла,

И царица умерла.

Лишь её похоронили,

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей…

Обратим внимание, от чего умерла царица: «Тут ее тоска взяла…» Обратившись к словарю, узнаем, что тоска – тяжёлое гнетущее чувство, душевная тревога. То есть царица умерла от того зла, что было в ней самой, в ее злой душе. И как видим, её смерть никого не опечалила – «свадьбу тотчас учинили».

Таким образом, Пушкин завершает свою мысль об истинной и ложной красоте, где истинная красота заключается в душе человека, его отношении к миру, к людям, в доброте и кротости. Такая красота – оружие добра, она всегда побеждает злобу, зависть и себялюбие.

Теоретический материал для углубленного изучения

Сказка о мёртвой царевне, как и другие сказки А. С. Пушкина, не была написана специально для детей. За занимательным сюжетом и яркими героями – глубокая авторская мысль о противостоянии добра и зла, об истинной и ложной красоте, о внутренней красоте человека.

Образ заглавной героини сказки иллюстрирует пушкинское представление об идеальной русской женщине: доброй, кроткой и верной.

С. Я. Маршак в статье «О сказках Пушкина» писал: «Милые, любите Пушкина! В каком возрасте становятся понятны детям пушкинские стихи? Трудно определить с математической точностью границы читательских возрастов. Но пусть эти сказки будут в каждой нашей семье наготове, пусть ждут они того времени, когда ребёнок начнёт понимать их смысл или хотя бы любить их звучание. Ведь не только страницы книг, но и самые простые явления жизни дети начинают понимать не сразу и не целиком. Как известно, далеко не все современники поэта оценили его сказки по достоинству. Были люди, которые жалели, что Пушкин спускается с высот своих поэм в область простонародной сказки. А между тем в «Царе Салтане», в «Мёртвой царевне» и в «Золотом петушке» Пушкин – тот же, что и в поэмах. Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта, как и его лирические стихи».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Задание: Богатыри положили царевну в гроб…

Варианты ответа:

Стеклянный

Золотой

Хрустальный

Серебряный

Задание опирается на сюжет изучаемой сказки Пушкина. Ознакомившись с предложенными вариантами ответа и вспомнив основные события сказки, приходим к выводу, что правильный ответ: хрустальный.

Подчеркивание элементов

Задание: Царица отравила царевну при помощи

Варианты ответа:

Яблока

Напитка

Мёда

Зеркала

Задание опирается на сюжет изучаемой сказки Пушкина. Ознакомившись с предложенными вариантами ответа и вспомнив основные события сказки, приходим к выводу, что правильный ответ: яблока. Выбор варианта осуществляется подчеркиванием правильного ответа.

  • Урок салтыков щедрин сказки 10 класс
  • Урок сказка в начальной школе конспект
  • Урок русского языка во 2 классе сочинение по картине серебряковой за обедом
  • Урок русская народная сказка лиса и журавль перспектива 2 класс презентация
  • Урок по теме систематизация материалов к сочинению сложный план 6 класс ладыженская