Урок салтыков щедрин сказки 10 класс

Михаил евграфович салтыков-щедрин урок 80. в высшей степени правдив и человечен. страницы жизни и творчества м. е. салтыкова-щедрина урок можно

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

УРОК 80.
«В высшей степени правдив и человечен».
Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина

      Урок
можно провести в форме лекции с элементами
беседы и начать его со знакомства с рассказом
А. И. Куприна «Исполин».

      Учитель
гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику,
господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился
в бездушного чиновника. Однажды он учинил
экзамен великим русским писателям. Их портреты,
«приобретенные когда-тодавным-давно,
в телячьи годы восторженных слов и сохраненные
частью по скупости, частью по механической
привычке», висят у него в кабинете.
Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным
ученикам, он выставляет им двойки и единицы
за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю.

«Но вдруг его глаза
столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми,
почти бесцветными от боли глазами, —
глазами человека, который, высоко подняв величественную
бородатую голову, пристально глядел на Костыку.
[Это — глаза Щедрина.] — Ваше
превосходительство… — залепетал Костыка
и весь холодно и мелко задрожал. И раздался
хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно
и угрюмо: — Раб, предатель и…

Пылающие уста Щедрина произнесли
еще одно страшное слово, которое великий человек,
если и произносит, то только в секунды
величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку
в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки
молниями…»

      Вопросы
классу

      Каким
вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна?

      Почему
испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком
была совесть нечиста.)

      У Салтыкова-Щедрина
есть сказка-элегия «Приключение
с Крамольниковым». В ней автор рассказывает
о себе, о своей писательской деятельности,
о своих горестях и радостях, вместе с тем —
и о муках русского подневольного литератора.
«Крамольников был коренной пошехонский литератор.
Он глубоко любил свою страну.

      Все
силы своего ума и сердца он посвятил на то,
чтобы восстанавливать в душах своих присных представление
о свете и правде и поддерживать в их сердцах
веру, что свет придет и мрак его не обнимет.
В этом собственно и заключалась задача всей
его деятельности».

      Используя
учебник, учитель составит вместе со школьниками
хронологическую таблицу, отражающую факты жизни и творчества
писателя. Начать работу можно в классе, а закончить
дома.

15 января 1826 года —
родился в семье богатых помещиков Тверской губернии.
Шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая,
жадная мать, нищета крестьян — ненависть
к крепостному праву. Картины детства отразились
в «Пошехонской старине».

1836 год —
Московский дворянский институт, где воспитывались
В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов,
М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает
на себе влияние Лермонтова.

1838 год —
в числе лучших переведен в лицей, где царствовали
муштра и убогие знания. Страсть к чтению,
увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским.

1844—1848 годы —
служба. Чиновник в канцелярии ведомства, но мысли
его только о литературе. Критические статьи,
рецензии. Повесть «Противоречия». Повесть
«Запутанное дело».

26 апреля 1848 год —
лично Николай I подписывает приказ об аресте
и ссылке в Вятку. Арест общества петрашевцев.

1848—1856 годы —
8 лет ссылки. Тяжелый период: пошлость, произвол,
бесправие, отсутствие друзей.

1856—1857 годы —
из Вятки в Петербург. Книга «Губернские
очерки» (Н. Щедрин). Галерея паразитов, сосущих
кровь народа.

1857—1863 годы —
циклы сатирических рассказов. Критика реформ. Призыв
к делу.

1858—1868 годы —
государственная служба, литературная деятельность.
Вице-губернатор в Рязани, в Твери,
председатель казенной палаты в Пензе, служил
в Туле, защищал народ. Закрытие «Современника».

1868—1884 годы —
Некрасов приглашает Салтыкова-Щедрина
в «Отечественные записки», где писатель
работает до их закрытия. После смерти Некрасова
становится редактором журнала. Борьба с цензурой.
Эзопов язык. Мысли о свержении существующего
строя. Сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши».
Роман «История одного города».

70-е годы —
болезнь, напряженная работа, поездка за границу,
новые впечатления.

1880 год —
отдельное издание «Господ Головлевых».

80-е годы —
раздумья над судьбой русского народа. Сказки как итог
раздумий. Ненависть к поработителям, любовь к народу.

1884 год —
закрыты «Отечественные записки». Написана
«Пошехонская старина».

28 апреля 1889 года —
Салтыков-Щедрин умер. Тифлисские рабочие
писали, что творчество Салтыкова-Щедрина
будит сознание народа, зовет на борьбу против
зла, угнетения, на поиски правды и света.

В заключение урока звучит стихотворение
Пушкина «Пророк».

      Итоговые
вопросы

  1. Какова связь между стихотворением
    Пушкина «Пророк» и жизнью Салтыкова-Щедрина?
  2. Почему А. Н. Островский
    назвал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина пророком?

УРОК 81.
«Хотя животные, а все-таки
цари…»1
Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина

      Эти
слова с успехом можно отнести к изучению
сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам
писатель называл сказками «для детей изрядного
возраста». На первом уроке необходимо выделить
несколько главных положений:

  1. «Сказки» — это своеобразный
    итог художественной деятельности писателя, так как
    они создавались на завершающем этапе жизненного
    и творческого пути. Из 32 сказок
    28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.
  2. Изучение «Сказок» предполагается в контексте
    соотнесения социального и общечеловеческого
    в творчестве Салтыкова-Щедрина.
    В сатирических образах писателя не только
    смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою
    жизнь и даже свой облик, но и слезы
    о том, как легко и незаметно человек способен
    отказаться от своего высокого предназначения
    и безвозвратно потерять себя. (Таков герой
    сказки «Премудрый пискарь» —
    от слова «писк», так как рыба пескарь,
    если ее схватить рукой, издает звук, похожий
    на писк.)
  3. Сказки Салтыкова-Щедрина —
    это не речь народа-сказителя.
    Это философско-сатирические сказки.
    Они о жизни, о том, что видел и наблюдал
    писатель в действительности. Чтобы убедиться
    в этом, можно сопоставить сказки Салтыкова-Щедрина
    с русскими народными сказками и отметить
    в них общие и отличительные черты.

Сказки Салтыкова-Щедрина

Сказки русского
народа

Общие черты

Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка

Отличительные
черты

Сатира
Сарказм
Смешение категорий добра и зла
Нет положительного героя
Уподобление человека животному
Юмор
Гипербола
Победа добра над злом
Положительный герой
Очеловечивание животных
  1. О чем же учил думать «детей изрядного
    возраста» Салтыков-Щедрин? — «Дети
    изрядного возраста» должны возмужать и перестать
    быть детьми. Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина?

    Правительственные круги и господствующее
    сословие;

    обывательски настроенная (либеральная)
    интеллигенция;

    бесправное положение народа
    в России, его пассивность и покорность;

    бездуховность.

  2. Сатирические приемы, используемые в сказках
    писателем. Разные способы смеха:

    а) ирония — осмеяние,
    имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое
    высказывание, а противоположное;

    сарказм — едкая и ядовитая
    ирония, резко изобличающая явления, особо опасные
    для человека и общества;

    гротеск — предельно
    резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического,
    нарушение границ правдоподобия;

  3. б)  иносказание, аллегория — иной смысл,
    скрытый за внешней формой. Эзопов язык —
    художественная речь, основанная на вынужденном
    иносказании;

    в)  гипербола — чрезмерное преувеличение.

      На примере
сказки «Дикий помещик» учащиеся под руководством
учителя находят приемы сатирического изображения действительности
Салтыковым-Щедриным.

      В заключение
урока учитель сообщает учащимся основную проблематику
сказок Салтыкова-Щедрина и особенности
сатирического изображения действительности в «Сказках».
Эти сведения школьники могут записать в виде
таблицы:

СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Проблематика

Художественные
особенности

Самодержавие и угнетенный народ
(«Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
Фольклорные мотивы (сказочный сюжет,
народная лексика)
Отношения мужика и барина («Дикий
помещик», «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил»)
Гротеск (переплетение фантастики
и реальности)
Положение народа («Коняга»,
«Кисель»)
Эзопов язык (иносказание и метафоричность)
Подлость буржуазии («Либерал»,
«Карась-идеалист»)
Социальная сатира (сарказм и реальная
фантазия)
Трусость обывателя («Премудрый
пискарь»)
Обличение через отрицание (показ
дикости и бездуховности)
Правдоискательство («Дурак»,
«Христова ночь»)
Гиперболизация

      В слабом
классе можно организовать коллективный разбор сказки
«Медведь на воеводстве», так как
она является переходным мостиком к изучению «Истории
одного города».

      Параллели
сказки «Медведь на воеводстве» (1884)
и романа «История одного города»:

      лесная
трущоба — город Глупов;

      Топтыгин,
Осел, Лев — градоначальники;

      лесные
мужики — глуповцы.

Справка из словаря С. И. Ожегова:

      Трущоба — а) труднопроходимое место (лес, бурелом);
б) глушь, захолустье, а также грязная,
тесно застроенная часть города, обычно на окраинах,
где живет беднота.

      Особенности
субъективно-авторского значения слова
«трущоба» у Салтыкова-Щедрина:

      трущоба —
это слово-образ, многозначность которого
имеет большой смысл, а лексическое значение шире
за счет подтекста, так как это эзопов язык. В центре
сказки жизнь в лесной трущобе, но образ
Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы
традиционны: Медведь, Орел, Лев, — но они
приобретают дополнительные нюансы. Лев —
враг просвещения и искусств, мечтает изловить
чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию «нацарапал».

      Таким
образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях
различные черты: они и звери, и люди.

      Почему же
сказка была под запретом до 1906 года? (Предполагают,
что в образах сказки современники угадывали черты
правительства:

      Лев —
Александр III,

      Осел —
Победоносцев,

      Топтыгин
I и Топтыгин II — граф Д. Толстой
и министр внутренних дел Игнатьев.)

      Можно
предложить учащимся прочитать дома одну-две
сказки Салтыкова-Щедрина и, используя
материалы урока, выполнить на выбор одно из заданий:

  1. Анализ сказки, прочитанной дома.
  2. Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.
  3. Написание собственной сказки в духе Салтыкова-Щедрина.

      Примерный
план анализа сказки

  1. Основная тема сказки (о чем?).
  2. Главная мысль сказки (зачем?).
  3. Особенности сюжета. Как в системе действующих
    лиц раскрывается основная мысль сказки?
  4. Особенности образов сказки:
    а) образы-символы;
    б) своеобразие животных;
    в) близость к народным сказкам.
  5. Сатирические приемы, использованные автором.
  6. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж,
    портрет, интерьер.
  7. Соединение фольклорного, фантастического и реального.

УРОКИ
82—83.
«Мрак времен».
Замысел, история создания, жанр и композиция
романа М. Е. Салтыкова-Щедрина
«История одного города». Образы градоначальников

      В первой
части урока учитель сообщает о замысле, истории
создания, особенностях композиции романа. Затем идет
работа над главой «Опись градоначальникам».

      Вопросы
на выявление восприятия

  1. Что
    обозначает слово «опись»?
  2. Почему
    автор назвал главу «Опись градоначальникам»?
  3. Это
    оговорка писателя или нет?

      Нет,
не оговорка. Автор использует яркий сатирический
прием и называет главу так, чтобы показать читателям,
что перед ними не люди, а «механизмы»,
вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной
программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос
о жанре романа.

      Что же
такое «История одного города» в жанровом
отношении?

      Сатира
на самодержавие, величайшая антиутопия на темы
российской действительности или философский роман
о парадоксах человеческого существования?

      Вопрос
остается открытым, так как каждая версия имеет убедительные
аргументы в свою пользу. Может быть, на уроке
родится еще одна точка зрения на проблему жанра
романа, о которой учащиеся выскажутся в ходе
обсуждения.

      В центре
уроков — размышления об образах наиболее
отличившихся градоначальников. Эту работу уместнее
всего организовать в группах и предложить
учащимся заполнить таблицу-характеристику
правителей города по следующему плану:

  1. Фамилия, имя, отчество градоначальника. Обратить
    внимание на говорящие фамилии, фамилии-клички.
  2. Внешность и черты характера.
  3. Методы управления.
  4. Жизнь народа в период правления каждого градоначальника.
  5. Исторические аналогии.
  6. Сатирические приемы, использованные автором для
    создания образа.
  7. Авторская позиция.

      1-я
группа
отбирает материал о Дементии Варламовиче
Брудастом.

      2-я
группа
 — о Семене Константиновиче
Двоекурове.

      3-я
группа
 — о Петре Петровиче Фердыщенко.

      4-я
группа
 — о Василии Семеновиче Бородавкине.

      5-я
группа
 — об Иване Пантелеиче Прыще.

      6-я
группа
 — об Эрасте Андреевиче Грустилове.

      7-я
группа
 — об Угрюм-Бурчееве.

      В ходе
ученических исследований школьники заметят приемы
сатирического изображения героев, использованные Салтыковым-Щедриным
в романе:

  1. Приемы типизации сатирического образа-персонажа.
  2. Гротеск в изображении комических ситуаций,
    где действуют герои произведения.
  3. Пародирование законодательных документов.
  4. Стилизация повествования под слог летописцев-архивариусов.
  5. Эзопов язык.

      Таким
образом, перед глазами читателей прошла целая галерея
диких, полоумных, наглых и жестоких управителей
города (а значит — страны), так как
границы города Глупова расширяются до пределов
всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные
и губернские города и даже столицы. Это
город-гротеск, в котором нашли воплощение
негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный
грабеж, войны, откровенный террор, голод, разруха
и рабская психология глуповцев (гл. «Голодный
город», «Соломенный город»).

      Заключительную
часть урока можно посвятить обучению сопоставительному
анализу эпизодов из романа и выявлению их роли
в повествовании. В работе с классом
следует также обратить внимание на проблемы развития
речи и умения «вчитываться в текст»,
находя в нем детали, помогающие более глубокому
его пониманию.

      Для
сопоставления возьмем фрагменты, посвященные описанию
двух катастроф, изображенных в главах «Органчик»
и «Подтверждение покаяния». Это поломка
головы Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым.
В образе Брудастого необходимо выявить обобщающий
смысл щедринского гротеска — органчика на плечах
градоначальника, исполняющего всего две «мелодии»,
которых вполне достаточно для победного управления
глуповским народом.

      При
знакомстве с образом Угрюм-Бурчеева
учащиеся также уже определили смысл его идеи «уравниловки»
всех глуповцев. Поэтому на уроке учитель вначале
сосредоточит внимание учащихся на самом факте
поломки органчика.

  1. Действительно, а есть ли причина аварии
    этой государственной машинки? (Для ответа на этот
    вопрос можно прочитать такой фрагмент: «То был
    прекрасный весенний день. Природа ликовала; воробьи
    чирикали; собаки радостно взвизгивали и виляли
    хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки,
    теснились во дворе градоначальнической квартиры
    и с трепетом ожидали страшного судьбища.
    Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел,
    и на лице его впервые увидели глуповцы
    ту приветливую улыбку, о которой они тосковали.
    Казалось, благотворные лучи солнца подействовали
    и на него (по крайней мере, многие
    обыватели потом уверяли, что собственными глазами
    видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди
    обошел всех обывателей и хотя молча, но благосклонно
    принял от них все, что следует. Окончивши с этим
    делом, он несколько отступил к крыльцу
    и раскрыл рот… И вдруг что-то
    внутри у него зашипело и зажужжало, и чем
    более длилось это таинственное шипение, тем сильнее
    и сильнее вертелись и сверкали его глаза.
    „П…п… плю!“ — наконец
    вырвалось у него из уст; c этим звуком
    он в последний раз сверкнул глазами и опрометью
    бросился в открытую дверь своей квартиры».)

    Обратим внимание учащихся на необычные детали:
    «прекрасный весенний день», «приветливая
    улыбка»; ведь в произведениях Салтыкова-Щедрина
    даже пейзаж сатирический. В чем же здесь
    дело? А просто начальник «улыбнулся»!
    Машина государственности вдруг заработала в не свойственном
    для нее режиме — режиме естественности,
    человечности. И сломалась.
          Вот эта-то несовместимость идеи государственности
    и идеи человечности, неестественности и «естества»
    доводится Угрюм-Бурчеевым до предела.
    Результат — катастрофа, начало которой
    в бунте реки. Город разрушить ему удалось,
    а вот устранить реку — нет. «Едва
    успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев
    тотчас же поспешил полюбоваться на произведение
    своего гения, но, приблизившись к реке, встал
    как вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились;
    остатки монументальной плотины в беспорядке
    уплывали вниз по течению, а река журчала
    и двигалась в своих берегах, точь-в-точь
    как за день тому назад».
  2. Почему план Угрюм-Бурчеева сорвался?
    Что он хотел покорить? (Природу —
    «естество». Но природа не покорилась,
    отказалась повиноваться мертвящей воле «мрачного
    идиота». «По-прежнему она
    текла, дышала, журчала и извивалась, по-прежнему
    один берег ее был крут, а другой представлял
    луговую низину, на далекое пространство заливаемую
    в весеннее время водой». Главное в описании
    реки не детальное изображение конкретных примет
    природы. Река здесь как символ. Символ жизни. «Вода»
    в понимании писателя — это начало
    вечное, живительное, щедрое к человеку. «Но слепая
    стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою
    нечеловеческих усилий хлам и с каждым
    разом все глубже и глубже прокладывала себе
    ложе».)

          Финал угрюм-бурчеевской катастрофы —
    в проявлении «Оно» и «прекращении
    истории». Взбунтовавшееся «естество»
    сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую
    утопию. Стихийный бунт природы оказался поддержанным
    в конце концов и людьми. Они увидели,
    что цели, которые преследует идиот, —
    погасить солнце, провертеть в земле дыру, через
    которую можно было бы наблюдать, что делается
    в аду. Совесть их проснулась поздно. И понесли
    глуповцы суровое наказание: «Север потемнел…
    История прекратила течение свое».
  3. О какой истории идет речь? Угрюм-бурчеевской?
    Или шире — глуповской? Или истории человечества?
    Не предупреждение ли это тем, кто хочет
    позабыть прошлое и не задумывается о будущем?

      Таким
образом, финал произведения остается «темным»,
о чем свидетельствуют его различные трактовки
в литературоведении:

      а) появление
«Оно» означает предсказание народной революции.

      б) «Оно»
знаменует начало еще более жестокой реакции.

      А может,
это пришло спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин
все время в романе повествует о жителях
города Глупова, т. е. о народе России. В традициях
Гоголя он обнаруживает у него живую душу,
разум и чувства, способность страдать, сострадать
и весело смеяться. Народ выделяет из своей
среды таких людей, как ходок Евсеич, который посвящает
себя поискам правды и верит, что правда будет
добыта и народ непременно выживет: «Много
годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив
есмь!»

      Может
быть, вслед за Гоголем Салтыков-Щедрин
верит в воскресение души человеческой, ведь он с детства
знал и научился прекрасно понимать Библию (в особенности
Евангелие), сыгравшую уникальную роль в его самовоспитании.
Писатель так передает впечатление от соприкосновения
с Книгой книг: «Таким животворным лучом
было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли
полный жизненный переворот… Главное, что почерпнул
я из чтения Евангелия, заключалось в том,
что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой
совести
». Отныне Салтыков-Щедрин
становится защитником «униженных и оскорбленных»,
борцом против духовного рабства, поэтому он восклицает:
«Я не дам в обиду мужика!» —
свято верит в его силы, в его живую душу.

      При
наличии времени на уроке внеклассного чтения
можно рассмотреть сказки Салтыкова-Щедрина
«Пропала совесть» и «Христова
ночь» в контексте с Библией.

      Изучение
творчества Салтыкова-Щедрина можно закончить
домашним сочинением на одну из тем, указанных
в приложении.

      1  А. Грибоедов.

Уроки 103–104 «СКАЗКИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА)»


30.03.2013


18956


0



Уроки
103–104
«Сказки (для детей изрядного возраста)»

Цели: выяснить причины обращения писателя к сказкам; какие
возможности открывал перед сатириком этот жанр; выделить основные темы сказок,
их идейную направленность; в чем художественное своеобразие сказок.

Ход уроков

Эпиграф к урокам:

Сказки
могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ядовитому
ехидству, очаровывают своим языковым совершенством.

А. В. Луначарский

I. Вступительное слово учителя.

Сказки Салтыкова-Щедрина

Сказочный жанр привлекал
внимание Салтыкова-Щедрина. Еще  в 1869
г. он написал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).

В 80-е годы XIX века
Салтыков-Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова
до сих пор полна… между прочим, сказками. Надобно отказаться от этой книги,
которая не повредила бы мне…» – писал сатирик.

80-е годы – «разгул»
реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его
словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам
нельзя объяснять только произволом цензуры, более важными оказались содержательные
возможности сказок.

Сказки были напечатаны с
многозначительным подзаголовком: «для детей изрядного возраста». Один из
цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает
своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая… направленная против
общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не
появились в печати при жизни писателя.

II. Определение основных тем сказок.

1. Народ и
самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Сказка о ретивом
начальнике».)

2. Народ и господствующие
классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил», «Коняга».)

3. Народ и буржуазная
обывательская интеллигенция. («Премудрый пискарь», «Либерал»,
«Карась-идеалист», «Вяленая вобла».)

III. Работа над литературными терминами.

Вопросы:

1. Вспомните,
что такое «гротеск». Приведите примеры гротеска из известных произведений
Щедрина.

2. Как вы понимаете смысл
слов «сатира», «эзопов язык» или «эзопова речь»?

3. Что такое «фантастика»,
«пародия», «ирония», «сарказм», «литота»?

(Фантастика
несуществующее в действительности, выдуманное.

Пародия
произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их
осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», «переворачивании» оригинала.

Ирония
отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект
в ироническом высказывании достигается тем, что истинный смысл события
замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что
подразумевается.

Сарказм
едкая язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом.
Сарказм – разновидность иронии.

Литота
это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное
преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.)

IV. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина.

1. «Премудрый пискарь» (1882–1883)

Время написания и
публикация сказки – трудная пора реакции и террора в стране. Салтыков-Щедрин:
«Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают
недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие.

Вопросы:

1) Как вы
понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пискарь»? Что означает эпитет
«премудрый»?

2) Какие
советы дает своему сыну старый пискарь?

3) Как связаны
у Щедрина разные повествовательные планы: исторический, конкретно-бытовой,
фантастический?

4) Какова
жизненная позиция пискаря?

5) Итог жизни
пискаря. Что за мысли «посещают» его перед смертью?

6) Почему, на
ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу,
наделенную обывательскими чертами?

М. Е.
Салтыков-Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто
лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к
нему кто… только дрожит да одну думу думает: слава богу! кажется, жив!»
Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную
норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто, покорясь инстинкту
самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов.
Салтыков-Щедрин приписал мелкой и жалкой рыбешке человеческие черты и вместе с
тем показал, что человеку присущи «рыбьи» черты.

Писатель напомнил
современникам о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом
достоинстве, о мужестве и чести.

2. «Вяленая вобла»

Вопросы:

1) С чего
начинается сказка? (Все высушено, и мозги тоже, все выветрилось.)

2) Как же жила вобла? Как
объясняет свой ум-разум? (Умна, что вовремя провялили, лишили мыслей,
чувств, совести. Как рефрен звучат слова: «Уши выше лба не растут».)

3) Какие явления
современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке? (Проповедью
идеала аккуратности и умеренности во имя самосохранения, своими спасительными
речами вобла оправдывает и прославляет 
низменное  существование  трусливых 
и  жалких  «премудрых пискарей». Процесс «вяления»,
омертвения и оподления душ показывает сатирик.

Пошлые  речи 
и  призывы  воблы 
помогали  людям,  утратившим гражданское достоинство, «жить»,
ни о чем не думая, не заглядывая в будущее.)

3. «Медведь на воеводстве» (1884)

Вопросы:

1) Каковы
впечатления от прочитанной сказки?

2) Как автор
называет Топтыгина I?

3) Расскажите
о судьбе Топтыгиных. Чего же им надо? («Кровопролитиев» – вот что нужно.
Судьба Топтыгина I – «погорел на ерунде, хоть потом все погромил – был
отчислен. Топтыгин II – распоясался, все уничтожил, но мужиков «взорвало»,
они и проучили его рогатиной. Топтыгин III выбрал золотую середину: ничего не
делал, но и его «постигла участь всех пушных зверей».)

Политический  смысл 
сказки  был  понятен 
современникам  писателя. (Сказка
была написана спустя три года после убийства Александра II.) По требованию
цензуры произведение Щедрина было изъято из журнала «Отечественные записки».

4) Какие же
явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена
сказка? (М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические
мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Медведь под пером сатирика
приобретает черты мракобеса – администратора, который притесняет народ,
истребляет крамолу, уничтожает просвещение.)

V. Объяснение нового материала.

Рассказ учителя.

Художественное своеобразие сказок

Сказки Салтыкова-Щедрина –
политические сказки-сатиры, но они связаны с устным народным творчеством.
Писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины,
а также пословицы и поговорки.

Будучи
писателем-реалистом, Щедрин создал в сказках множество типических образов,
художественных обобщений. В сказках сочетается реальное и фантастическое,
сказочное. Писатель мастерски пользовался эзоповской манерой письма («эзопов
язык»), прибегал к заострению образов с помощью гипербол, гротеска, иронии.

Домашнее задание.

1. Прочитать
сказки «Коняга», «Верный Трезор», «Карась-идеалист».

2. Проанализировать
(письменно) одну из сказок, прочитанных самостоятельно.


Литература 10 класс Урок __________ Дата ___________

Тема: Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 — 1889). Жизнь и творчество.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством русского писателя-сатирика, дать понятие гротеск и эзопов язык (развитие понятий), сатира; систематизировать и совершенствовать знания по литературе, выявить понимание учащихся личности писателя и особенностей его творчества;

способствовать эстетическому воспитанию учащихся на лучших образцах русской классики второй половины XIX века; формировать систему нравственных ценностей.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссии по нравственной и философской проблематике литературных произведений.

Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Предметные: знает биографию писателя, его литературно-критическую деятельность; раскрывает значение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатирика мирового уровня; составляет тезисный план ответа (лекции учителя); принимает участие в обсуждении прочитанного.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная; коллективная; индивидуальная.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация «М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество»..

Сценарий урока

I. Организационный этап

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

II. Анализ контрольной работы.

III. Мотивационный этап.

Смеемся мы по-разному. В одном случае, смех резкий и злой (презрительный, беспощадный, гневный, негодующий). В другом случае, смех веселый, озорной, добродушный, согретый теплом и даже сочувствием

— Скажите, можем ли мы сказать, что смех и литература связаны? Почему? Вспомните и назовите примеры известных вам произведений.

— Итак, сатирический смех обращен на ненавистные нам в жизни явления, вызывающие гнев и отвращение; юмористический смех предполагает в осмеиваемых явлениях безусловную положительную основу. Писатель-сатирик берется за перо без пощады; словно под увеличительным стеклом изображает социальные пороки.

IV. Сообщение темы урока и цели урока, работа с эпиграфом.

Сегодня мы посвятим урок изучению биографии и творчества писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Имя М. Е. Салтыкова-Щедрина вам уже знакомо. Сегодня вы узнаете о нём много нового. Узнаете, почему его любимым писательским жанром были сказки.

Эпиграф: «Я писатель, в этом мое призвание» М.Е. Салтыков-Щедрин.

«… Я люблю Россию до боли сердечной, и даже не могу помыслить себя где- либо, кроме России…» Салтыков-Щедрин.

V. Изучение нового материала:

5.1 Слово учителя.

Салтыков-Щедрин пришел в русскую литературу вслед за Гоголем. Пришел, чтобы сказать свое веское слово, чтобы пробудить самосознание народа, отдать свои силы борьбе с самым главным злом русской жизни – с крепостничеством, с миром глупых чиновников, диких помещиков, премудрых пескарей, с миром вероломства, лганья, шкурного страха.

(Учащиеся записывают в тетради тему урока, эпиграф, далее по презентации составляют краткую биографию писателя).

Биография. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин вошел в историю русской литературы под псевдонимом Щедрин. Щедрин сосредоточил свою сатиру на обличении пороков современного ему общества во всех проявлениях. Его по праву считают последователем Гоголя.

Писатель родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии, в Пошехонье.

Он был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776—1851).

Мать писателя, Забелина Ольга Михайловна (1801—1874), была дочерью московского дворянина. Родители его были богатыми помещиками. Владения их приносили значительные доходы.

До 10 лет жил в имении отца. Детские годы прошли в атмосфере крайней бережливости и строгости матери, зачастую оборачивавшейся жестокостью. Отношения между членами семьи – равнодушие, деление детей на любимых и «постылых», физические наказания, считавшиеся необходимым элементом воспитания – позднее стали основой для ярких художественных образов семейств Головлевых (роман «Господа Головлевы», 1875-80) и повесть «Пошехонская старина», 1887-89).

В 1836 году был зачислен в московский дворянский институт, в котором десятью годами ранее учился М. Ю. Лермонтов (в то время назывался благородным университетским пансионом).

В 1838 году как лучший ученик института был переведен в Царскосельский лицей. Страстный поклонник русской литературы, Салтыков сразу же прослыл первым поэтом на курсе, и его стихи стали появляться в периодических изданиях, однако сам будущий писатель осознавал, что лишен поэтического дара. Во время обучения знакомился с прогрессивными взглядами сторонников эмансипации, идеями В. Г. Белинского.

В 1844 году после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. «…Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь…,» — такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение «пятниц» Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова «Противоречия» (1847), «Запутанное дело» (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за «…вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу…». В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении.

В конце 1855, после смерти Николая I, получив право «проживать где пожелает», возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 — 1857 были написаны «Губернские очерки», изданные от имени «надворного советника Н. Щедрина», ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора Елизавете Болтиной. Елизавете на тот момент было всего 12 лет. Он терпеливо ждал ее взросления – повенчались они уже после возвращения Салтыкова-Щедрина в Петербург. Это были совершенно разные по характеру и темпераменту люди. Она воспитывалась матушкой-дворянкой из семьи Нарышкиных. А он матушкой-купчихой в строгой дисциплине, в семье, где детей с двухлетнего возраста наказывали розгами.

В 1872 году у Салтыковых рождается сын Константин.
В 1873 году – рождение дочери Елизаветы.

В 1858 — 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала «Современник», который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу.

В 1865 — 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся» в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку. Переехав в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки», где работал в 1868 — 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 пишет «Историю одного города» — вершину своего сатирического искусства.

В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: «Современная идиллия» (1877 — 83); «Господа Головлевы» (1880); «Пошехонские рассказы» (1883). В 1884 журнал «Отечественные записки» был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале «Вестник Европы».

В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: «Сказки» (1882 — 86); «Мелочи жизни» (1886 — 87); автобиографический роман «Пошехонская старина» (1887 — 89).

За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения «Забытые слова», где хотел напомнить «пестрым людям» 1880-х об утраченных ими словах: «совесть, отечество, человечество… другие там еще…». Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге. Погребен на Волковом кладбище рядом с могилой И.С. Тургенева.

5.2. Творчество М.Е Салтыкова – Щедрина.

Мастерство Щедрина-сатирика проверено самым строгим и беспристрастным критиком – временем. Его образы вошли, как бы, в самый состав русского языка (премудрые пескари, глуповцы, помпадуры и т. д. ). Нескончаемое множество других щедринских образов превратились в нарицательные образы-символы. Сказки – это возможность писателя говорить на запретные темы, своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути.

Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е. Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

Проблематика сказок:

— Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»);

— Положение народа («Коняга», «Кисель»)

— Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

— Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»).

5.3. Словарная работа

Язык сказок точен, ярок, образен, что позволяет понятно и ёмко донести до читателя главные мысли автора.

Сатирические приёмы.

Эзопов язык— вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенное недомолвками, намеками.

Ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл,где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. Ирониятонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»).

Сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества.

Гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)

Иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании.

Гипербола — чрезмерное преувеличение.

Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука).

VI.Закрепление изученного материала. Выполнение теста с проверкой.

1.    В каком году родился Салтыков-Щедрин?

а) в 1822 б) в 1826 в) в 1828   

2. В какой семье родился Салтыков-Щедрин?

а) дворянина б) священника в) помещика

3. Куда был отправлен писатель в ссылку?

а) в Сибирь б) в Саратов в) в Вятку

4. Какой журнал возглавлял Салтыков-Щедрин?

а) «Отечественные записки» б) «Современник» в) «Северная пчела»

5. Какую сказку написал не Салтыков-Щедрин?

а) «Медведь на воеводстве» б) «Премудрый пескарь»

в) «Дикий помещик» г) «Снегурочка»

VII. Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание.

Слово учителя. Сам Салтыков-Щедрин подчас скромно оценивал свою роль в литературе. «Писания мои, — размышлял он, — до такой степени проникнуты современностью, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности». Сатирические типы писателя пережили свою эпоху.

VIII. Домашнее задание: Изучить стр.3-21, читать «История одного города»

Компетентностный подход, обозначенный в
Федеральном государственном образовательном
стандарте общего образования, предусматривает
формирование универсальных учебных действий,
которые способствуют достижению личностных,
метапредметных, предметных результатов. Уроки
литературы дают каждому учителю возможность
организовать самостоятельную работу
обучающихся так, чтобы особое внимание было
уделено формированию и совершенствованию
регулятивных, познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий. Групповая форма
организации учебных занятий – один из наиболее
оптимальных подходов к постепенному вовлечению
обучающихся в творческую и исследовательскую
деятельность, дающий возможность приобрести
опыт самостоятельной работы и личной
ответственности обучающихся.

Групповую форму работы и проектный метод можно
использовать на уроках, посвященных изучению
сатирической направленности сказок М.Е.
Салтыкова-Щедрина и его романа “История одного
города”.

Урок на тему: “Злободневность и
политическая острота сказок М.Е.
Салтыкова-Щедрина”. (2 часа)

Цели урока.

Обучающие:

— самостоятельно проанализировать ряд сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатирических
произведений, раскрыть их художественное
своеобразие;

— формировать умения применять полученные
знания на практике;

— проверить усвоение материала на основе
творческих заданий и тестов.

Развивающие:

— развивать навыки устной и письменной речи;

— развивать познавательную активность и
творческие способности обучающихся;

— развивать критическое мышление, навыки
индивидуальной и групповой работы.

Воспитательные:

— воспитание активной жизненной позиции;

— воспитание в учениках средствами урока
уверенности в своих силах;

— воспитание гуманизма и любви к литературе.

Метод: работа в группах с последующим
сообщением и записью выводов.

Оборудование:

1) Лебедев, Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. для
общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Ю.В. Лебедев.
– М.: Просвещение, 2006.

2) Тексты сказок “Премудрый пискарь”, “Дикий
помещик”, “Медведь на воеводстве”,
“Карась-идеалист”, “Вяленая вобла”.

Предварительное домашнее задание: прочитать
сказки.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о целях урока.

2. Деление класса на 5 групп (по количеству
сказок).

3. Составление плана анализа сказок (запись на
доске):

1) Как вы восприняли сказку? Какое впечатление
она на вас произвела?

2) Каково содержание сказки? Какие пороки в ней
обличаются?

3) Определить тему и идею сказки.

4) Выделите основные особенности сатиры в
сказке.

4. Работа в группах.

5. Итог работы в группах: сообщения обучающихся,
записи выводов.

6. Заключительное слово учителя.

Информация для учителя (ответы на вопросы плана
анализа сказок на примере одной из них).

“Дикий помещик” (1869)

1. Личные впечатления учащихся (1-2).

2. Пересказ содержания сказки.

Пороки помещика: глупость, жадность,
паразитизм, пороки народа: безропотность,
терпение.

3. Тема – показ непримиримых противоречий между
крепостниками–дворянами и окончательно
разоренным крестьянством в пореформенное время.

Идея – мужиком живет Россия, его трудом и
заботами, подневольный мужичий труд сохраняет
помещичью дебелость; народ – создатель
материальных и духовных благ, без него наступит
голод и одичание.

4. 1) Основной стилеобразующий принцип –
гротеск:

а) необыкновенное сочетание типично сказочных
оборотов с приметами реальной российской жизни:
И был тот помещик глупый, читал газету
“Весть” и тело имел мягкое, белое и
рассыпчатое”
;

история реальных отношений помещиков и
крестьян после отмены крепостного права:
дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев ведет себя как
заправский крепостник; мужики его, пахнущие
мякиной и овчинами, — “временнообязанные”, как и
положено быть мужикам после реформы 1861 года и
т.д.;

герой принимает у себя в гостях знаменитого
актера Московского Малого театра Садовского,
вслед за ним – покровительствующего помещикам
капитан – исправника.

б) Фантастические перемены, случившиеся с
героем: “Сморкаться уж он давно перестал, ходил
же все больше на четвереньках и даже удивлялся,
как он прежде не замечал, что такой способ
прогулки есть самый примитивный и самый удобный.
Утратил даже способность произносить
членораздельные звуки и усвоил себе какой-то
особенный клич, среднее между свистом, шипеньем и
рявканьем”.

Невероятно быстрое, внезапное исчезновение, а
затем, в конце сказки, столь же мгновенное
появление мужиков.

2) Фольклорные традиции.

Зачин: “В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был…”

Типичные присказки: “сказано-сделано”, “по
щучьему велению”, “много ли, мало ли времени
прошло”.

Постоянные эпитеты и обычные в фольклоре
изменения порядка слов: “туча черная”, “тело
белое, рыхлое, рассыпчатое”, “звери дикие”.

Троекратное повторение однородных действий: “третий
человек его дураком чествует, третий человек
посмотрит на
него, плюнет и отойдет” и др.

3) Особенности языка.

Комический алогизм: частое повторение слов из
газеты “Весть”: “Старайся!”; помещику “разум…
дан большой”, ибо всюду “сократил” мужиков.

Т.о., образ дикого помещика разоблачает
хищнические повадки всего крепостнического
лагеря, оказывающего в период политической
реакции все более сильное влияние на политику
правительства.

Сказки Щедрина, столь различные по характеру,
проблематике, манере изложения, в своей
совокупности с исчерпывающей полнотой
воссоздавали и “положение минуты” и “общие
тона русской жизни” 80-х годов 19 века.

Щедрин изображает в них – его смелостью,
доходящей до “анахронизма”, – правителей
России, угнетаемый народ, либералов, предающих
интересы народа; демократическую интеллигенцию,
самоотверженно борющуюся за народные права.

Сатира в “Сказках” направлена против мира
реакции 80-х годов, против всех форм
приспособления к ней. Писатель отразил в них
растущую ненависть народа к своим угнетателям.
Мирным путем разрешить классовые противоречия
невозможно, – утверждает он в своем сказочном
цикле. Щедрин говорил в своих сказках о русской
жизни 19 века, боролся против коренных зол своей
эпохи, но художественный смысл его сказок
гораздо более широк.

Урок на тему: Роман “История одного
города” – сатирический роман. (2 часа)

Цели урока.

Обучающие: используя один из методов
личностно ориентированного обучения,
предоставить возможность опыта работы в
самостоятельном приобретении знаний, умений и
навыков.

Методы обучения: метод проектов; создание
проекта “Приемы сатирического изображения в
романе М.Е. Салтыкова-Щедрина “История одного
города”

Цель проекта: доказать, что в романе “История
одного города” есть признаки сатирического
романа.

Задачи проекта:

  • выделить приемы сатирического изображения,
    используемые писателем в “Истории одного
    города”;
  • определить роль приемов сатирического
    изображения в романе;
  • представить полученный материал в форме
    презентации PowerPoint.

Тип проекта:

  • по доминирующему методу – информационный;
  • по предметному содержанию – монопроект;
  • по продолжительности – краткосрочный.

Организация проектной деятельности: работа в
группах.

Предполагаемый продукт проекта: электронная
презентация.

Сфера применения: наглядный материал на
уроках литературы.

Перспектива: проект расширить до
исследовательской работы на тему “Приемы
сатирического изображения в творчестве М.Е.
Салтыкова-Щедрина”.

Оборудование:

1) Текст романа “История одного города”.

2) Лебедев, Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. для
общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Ю.В. Лебедев.
– М.: Просвещение, 2006.

3) Компьютеры с доступом к сети Интернет.

4) CD-ROM “Литература” 5-11 классы. – М., 2004.

5) Николаев, Д.П. М.Е. Салтыков-Щедрин / Д.П.
Николаев. — М., 1985.

6) Николаев, Д.П. Сатира Щедрина и реалистический
гротеск / Д.П. Николаев. – М., 1977.

Этапы работы над проектом

1. Сформулирована проблема, определены цели и
задачи работы, способы решения проблемы,
выдвинута гипотеза: роман “История одного
города” — сатирическое произведение, в котором
используются особые приемы.

2. Планирование работы. Определялись источники
получения информации: ресурсы Интернет, учебник,
материалы диска, дополнительная литература. (См.
оборудование к уроку). Наметились примерные
сроки выполнения заданий (20-25 минут), обсуждался
предполагаемый результат. Обучающиеся
самостоятельно определили круг поисков
материала, распределили обязанности,
разделившись на группы по источнику получения
информации.

3. Получение информации. Обучающиеся
самостоятельно выполняют поставленные задачи,
находят нужный материал.

4. Обработка информации. Обучающиеся
систематизируют найденный материал, определяют
основные приемы сатирического изображения в
романе. Далее происходит обязательное
перераспределение на группы в зависимости от
полученного материала, ученики работают с
текстом романа, подтверждая использование
приемов цитатами из “Истории одного города”.

Формируется отдельная группа, которая работает
над созданием слайдов к общей электронной
презентации.

5. Презентация. Каждая группа представляет
полученные результаты, защищая материал,
представленный на слайдах.

Слайд 1. Название проекта: Приемы сатирического
изображения в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина
“История одного города”.

Слайд 2. Маска Летописца и Издателя, голоса
которых сливаются в голос автора. Повествование
ведется от лица Издателя, нашедшего рукопись
“Глуповского летописца”. Издатель часто
цитирует летописца, что гарантирует “точность
пересказа” летописи, тем самым подтверждает
реальность, невыдуманность тех “по преимуществу
фантастических и по местам даже невероятных
событий”. Автору сатиры этот прием дает
возможность выйти за пределы указанного периода
и связать события исторические с современными.

Слайд 3. Прием типизации и условности образов.

В романе условные образы градоначальников и
глуповцев (т.е. созданные воображением писателя)
вобрали в себя типические черты властьимущих,
правителей и народа.

Слайд 4. Гротеск. Гротескные образы в романе:

— градоначальники Брудастый и Прыщ;

— маркиз де Санглот летал по воздуху;

— клопы, защищавшие в период службы
Дуньку-толстопятую;

— Фердыщенко, который путешествует по выгону и
т.д.

Слайд 5. “Эзопов язык”, иносказания.

Образ реки, которую хочет направить в другое
русло Угрюм-Бурчеев, — образ истории; ОНО в финале
— реакция или революция;

“Сказание о шести градоначальницах” —
параллель с правлением государством женщинами и
т.д.

Слайд 6. Пародия на современный Щедрину язык
учреждений при описании документов. Это
“оправдательные документы” в тексте.

Фердыщенко пишет рапорт: “ежели таковому их
бездельничеству потворство сделать, да и впредь
потрафлять, то, как бы оно не явилось
повторительным, и не гораздо к утешению
способным?”

Бородавкин заготовил резолюцию: “Константинополь…
под сень Российской державы приобретен в 17.. году,
с распространением на оный единства касс
(единство сие в том и состоит, что византийские
деньги в столичном городе Санкт-Петербурге
употребление себе находить должны)”.

“Новое изобретение (то есть усмирение
посредством ломки домов)” тоже придумал
Бородавкин.

Слайд 7. Стилизация слога летописцев.

“Об оных умалчиваю, — оговаривается летописец. —
Много тут было раненых, много убиенных”.

“Стрельцы позамялись; неладно им показалось
выдавать того, кто в горькие минуты жизни был их
утешением”.

Слайд 8. “Говорящие” имена и фамилии
персонажей как средство их характеристики.

Брудастый Дементий Варламович. Фамилия
указывает на крайнюю его жестокость (брудастые —
порода русских гончих собак, отличающихся
большим ростом, злобным нравом и мёртвой хваткой
преследуемой жертвы). Прозвище Органчик говорит
о механистичности мышления и действий персонажа.

Бородавкин Василиск Семёнович. Василиск —
сказочное чудовище, змей.

Фамилии Негодяев, Грустилов, Угрюм-Бурчеев
говорят сами за себя.

Слайд 9. Реминисценции (включения автором в свое
произведение стихов, образов, фраз из другого
литературного произведения). Привлечение
библейских образов, афоризмов, стилизаций
создает дополнительный комический эффект,
вследствие противоречия между
незначительностью, абсурдностью происходящего в
Глупове и претензией летописца увековечить и
соотнести его со Священным писанием.

“Человек не одной кашей живет”.

Бородавкин в переложении на цифры — антихрист.
Аленка из главы “Голодный город” названа новой
Иезавель, которую, подобно настоящей Иезавель,
Бог наказывает за то, что “подущала” мужа
творить “неугодное перед очами Господа”.
“Оно”, возможно, связано и с мотивом наказания
Божьего.

Слайд 10. Прием смешения времен (анахронизмы)

Повествование ведется от лица вымышленного
архивариуса эпохи XVIII начала XIX вв. Но в его
рассказе появляются факты и события более
позднего времени, о которых он знать не мог. Эти
факты отмечаются в примечаниях издателя, которые
характеризуются как прозорливость.

Слайд 11. Традиционные сатирические приемы:
сатирическая фантастика, гротеск, ирония.

Слайд 12. Роль приемов в романе.

Все художественные приемы направлены на
сатирическое изображение взаимоотношений
власти и народа.

6. Рефлексия. Участники проекта дают оценку
своей деятельности, рассказывают о том, какими
путями они пришли к полученному результату, как
решили проблему, какие трудности встретились,
как их преодолели. Важный вопрос, на который
обязательно дается ответ, — что лично каждому
дало выполнение того или иного задания, какими
действиями в работе с материалом овладели.
Учитель делает общие выводы, высказывает
замечания и пожелания.

Список литературы

  1. Базанова, В.И. “Сказки” М.Е. Салтыкова-Щедрина /
    В.И. Базанова. – М., Л.: Художественная литература,
    1966.
  2. Бушмин, А.С. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина / А.С.
    Бушмин. – Л.: Художественная литература, 1976.
  3. Горячкина, М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина / М.С.
    Горячкина. – М., 1976.
  4. Киселев, А.К. “История одного города” в
    школьном изучении / А.К. Киселев // Литература в
    школе. – 1989. – №4.
  5. Круглова, И.В. Использование проектных
    технологий обучения на уроках литературы в
    старших классах / И.В. Круглова // Образование в
    современной школе. – 2005. – № 8.
  6. Лебедев, Ю.В. Животворные лучи сатиры М.Е.
    Салтыкова-Щедрина / Ю.В. Лебедев // Литература в
    школе. – №6. – 2001. – С. 9-15.
  7. Примерные программы по учебным предметам.
    Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб.- М.:
    Просвещение, 2011. – 176 с. (Стандарты второго
    поколения).
  8. Прозоров, В.В. Произведения М.Е.
    Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. Пособие
    для учителя / В.В. Прозоров. – Л.: Просвещение, 1979.
  9. Семенов, А.Н. Русская литература в вопросах и
    заданиях. XII-XIX вв.: 9-10 кл.: Пособие для учителя / А.Н.
    Семенов. – М., 2000.
  10. Симоненкова, Т.Д. Проектная деятельность
    учащихся / Т.Д. Симоненкова // Завуч. Управление
    современной школой. – 2007. – № 8.
  11. Трофимов, И.Т. Сказки Салтыкова-Щедрина. Пособие
    для учителей / И.Т. Трофимов. – М.: Просвещение, 1964.
  12. Формирование универсальных учебных действий в
    основной школе: от действия к мысли. Система
    заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов,
    Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред.
    А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159
    с.

План урока:

Жизнь Салтыкова-Щедрина. Истоки политической и социальной сатиры его творчества

Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина

Замысел и история создания «Истории одного города», жанр и композиция произведения

Образы градоначальников и жителей города Глупова

Заключение. Значение творчества Салтыкова-Щедрина

Жизнь Салтыкова-Щедрина. Истоки политической и социальной сатиры его творчества

Родился Михаил Салтыков в имении Спас-Угол недалеко от Твери 15 января 1826 г. Отец был из обедневшего княжеского рода, а мать из состоятельной купеческой семьи, по натуре была человеком предприимчивым, занимающимся, в основном, приумножением немалого состояния, к детям относилась жестко и деспотично. Домашними учителями у Михаила были крепостной художник, священник, студент и гувернантка. Воспоминания о семейной жизни послужили основой для создания сюжетов и образов «Господ Головлевых» и «Пошехонской старины».

В 10 лет поступает в Московский дворянский институт, где был одним из первых учеников, спустя 2 года продолжил обучение в Царскосельском лицее, где начал сочинять стихи, по мнению преподавателей, содержания «неодобрительного». По лицейской традиции ежегодно среди выпускников выбирался «наследник Пушкина», Салтыков в 13 выпуске был удостоен этого звания. В лицейские годы появились его первые публикации.

В 1844 г. в Военном министерстве начинается его служба. В это время он посещает кружок Петрашевского, члены которого увлекались идеями французских социалистов, знакомится со многими литераторами, в том числе и с Белинским, сотрудничает в качестве рецензента[1] с самыми популярными журналами. За публикации повестей «Противоречие» (1847г.) и «Запутанное дело» (1848 г.), в которых цензурой были усмотрены злонамеренные «идеи, потрясшие Западную Европу» революциями, был сослан канцелярским служащим в Вятку под строгий надзор местных властей. Несмотря на опалу, ему, благодаря своим деловым качествам, удалось продвинуться по службе, со временем он стал руководителем губернской канцелярии и чиновником по особым поручениям при губернаторе, т.е. его доверенным лицом. Именно в этом губернском городке Щедрин стал свидетелем «безобразий провинциальной жизни», казнокрадства, бюрократизма, взяточничества и очковтирательства[2] среди чиновников. Впечатления вятской жизни будут отражены в «Губернских очерках» (1856г.), напечатанных в «Русском вестнике». После кончины Николая I, Салтыкову позволили покинуть Вятку. Поселившись в Петербурге, он служит в Министерстве внутренних дел. Тогда же вопреки воле практичной и деспотичной матери обвенчался с бесприданницей Елизаветой Болдиной, дочерью вятского губернатора, за что был лишен материальной поддержки семьи. Как чиновник, обладающий незаурядным административным опытом, был назначен вице-губернатором Рязанской, затем Тверской губерний. Принципиальный и неподкупный, он возбуждал уголовные дела против произвола помещиков, решительно боролся со злоупотреблениями и взяточничеством среди чиновников. В 1862 г. добровольно уходит со службы и начинает сотрудничать с журналом «Современник», после закрытия которого цензурным комитетом в 1866 г. возвращается к государственной службе, его назначают начальником Казенной палаты. В этой должности он служит в Пензе,Туле, Рязани, ревностно относясь к своим обязанностям, не допуская расхищения казенных средств. Из-за кляузничества[3], многочисленных доносов «притесняемых» им нечистых на руку чиновников и конфликтов с губернскими властями вынужден был в 1868 г. выйти в отставку, дослужившись до действительного статского советника. Теперь Салтыков-Щедрин отдавал все время литературной деятельности, проявил себя как талантливый журналист и издатель, работая в «Отечественных записках». По завещанию Некрасова стал после его смерти главным редактором и руководил редакцией журнала до его закрытия цензурой в 1884 г. Как писатель прославился своими сатирическими очерками, особое признание получили романы «История одного города», «Господа Головлевы». Из-за болезней последние годы часто проживал за границей. 28 апреля 1889 г. скончался, работая за письменным столом. Погребен В Петербурге на Волковом кладбище.

Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина

Салтыкова-Щедрина, как сатирика, интересовали истоки, а не внешние стороны социальных пороков, для обличения которых он писал фельетоны[4], памфлеты[5] и сказки, используя «эзопов язык» в литературе, то есть посредством иносказания повествуя об насущном, как в баснях Эзопа, древнегреческого поэта-баснописца.

При создании сказок Салтыков-Щедрин взял за основу фольклорную манеру изложения, понимая, что народные сказкислужили не только для развлечения, а выполняли и дидактическую роль, обучая нравственным правилам и целям в жизни. Используя опыт народного творчества, жанры басен и притч Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр социальной и политической сказки, предназначенной «детям изрядного возраста», в них переплетены злободневная реальность и фантастика. Всего написано 32 сказки, 29 в последнее десятилетие жизни. Благодаря аллегории[6] и эзоповскому языку, за внешним повествованием проступают на втором плане подлинные суждения автора.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», сказочной истории, переданы мысли писателя об безропотности народа и паразитизме его властителей. Очутившиеся на безлюдном острове два генерала оказались совершенно беспомощными, искренне удивляясь, «что человеческая пища» в своем первоначальном виде летает, плавает и растет. Страдая от голода, они пробовали насытиться «Московскими ведомостями», лайковыми перчатками, один пытался у другого откусить орден, даже чуть не съели друг друга. Так и померли бы от голода, не окажись на острове мужика.

Образ мужика, способного прокормить генералов и благодарного, что его «мужицким трудом не гнушались», обремененного чувством вины за все, в чем даже и не виноват, плетущего для себя веревку, которой его связывают, чтобы не сбежал, и получившего в награду лишь полтинник и стопку водки, вызывает недоумение. Мысль о том, что можно заняться обустройством собственной жизни без ненужных дармоедов мужику даже в голову не приходит.

generali
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил 

В сказке «Пропала совесть» этическое понятие совести, как основы нравственности, передано посредством образа «ветошки», старой тряпицы, ненужной в жизни людей всех слоев и сфер общества. От совести стараются избавиться, потому что она не дает спокойно жить, от неправедных поступков и причиненного ими зла люди начинают мучиться. Но, лишившись совести, люди, развращенные безнаказанностью и вседозволенностью, деградируют духовно, стремятся ради личной выгоды ухватить лишь свой кусок, превращаясь в животных, тем самым неосознанно обрекая себя на самоуничтожение.

Валяющуюся на дороге совесть, затоптанную и оплеванную, подбирает пьянчужка, но, словно прозрев, как никчемна его жизнь, старается избавиться от тягостной находки и подбрасывает ее кабатчику. Тот начинает мучиться, что наживается на спаивании народа, бьет бутылки и выливает все хмельное в канаву. Но его жена, чтобы спасти источник наживы, подбрасывает непотребную совесть в карман квартальному надзирателю, который, устыдившись поборов с торговцев, начинает возвращать им деньги. Совестливый надзиратель становится посмешищем для всех. Довелось совести попасть к ростовщику, в чьем семействе даже детишки любят считать деньги. Но финансист, почуяв подвох совести, проворно пристроил ее в благотворительный фонд генерала, в котором совесть вообще затерялась. Побывав у многих, нигде не найдя себе приюта, совесть просится в невинное детское сердце, надеясь, что там она приживется и вырастет.

В сказке «Премудрый пескарь» звучит насмешка над глупостью житейской «мудрости» пескаря, который, прячась от любых потрясений в своей норке, не замечал, как бесцветна и безрадостна была его жизнь. В образе пескаря изображен трусливый обыватель, наделенный «рыбьими» чертами и качествами, который предпочитает спокойную, относительно безопасную жизнь, прячась в мутную тину мнительности, предрассудков и житейских страхов. Он холоден, молчалив и труслив, его убеждения и взгляды мещанские и косные. Пескарь дрожал и боялся на протяжении всей жизни, которая прошла незаметно, словно ее и не было.

Сказки Салтыкова-Щедрина уникальны по своей жанровой природе и злободневности[7].

pescar
Премудрый пескарь  

Замысел и история создания «Истории одного города», жанр и композиция произведения

В 1869 г. в «Отечественных записках» печатаются отдельные главы «Истории одного города», в 1870 г. издается полностью произведение, написанное в жанре фантастически гротескного[8] сатирического романа.

Основная проблема в романе – система взаимоотношений власти и народа, построенной на произволе, корысти, обмане со стороны правящих и рабской покорности, пассивности, страхе простых людей и их слепой вере в «батюшку царя».

Произведение имеет летописную форму, повествование ведется от лица провинциального архивариуса[9], который нашел в городском архиве старые тетради глуповских летописцев и использовал их для своего рассказа. В нем прослеживаются параллели истории Глупова с российскими историческими фактами. В книге нет традиционного сюжета. Каждая из 16 глав представляет отдельную историю, которые обрамлены[10] в начале и в завершении повествованием издателя.

История города с 1731 по 1825 г. представляет собой фантасмагорическое[11] описание истории жителей и их градоначальников. Салтыков-Щедрин представил обобщенную гротескную «физиономию города», в истории которого отражены всевозможные преобразования и реформы, проводимые управленцами повсеместно.

Образы градоначальников и жителей города Глупова

Произошли глуповцы от древнего народа, прозванных головотяпами, ибо тяпались головами по всему, что было, которые для поддержания порядка искали себе правителя. Многие глупые князья отказывались править такими же глупыми головотяпами, только один, прозвав их глуповцами, поставил своим наместником «вора-новотора». На болотах у трех рек среди семи гор основали головотяпы город Глупов, который представлял собой множество кривых улочек с глухими переулками, непроходимыми в ненастье, и большими пустырями. На Дворянской и Большой улицах в центре города находятся здания городского управления, суда, казначейства, дворянской опеки, уездных училищ, полицейских участков и пожарной части, есть две площади с церквями и колокольней, а также множество кабаков, любимых горожанами. На окраинах город окружен слободками: Болотной, Навозной, Солдатской, Стрелецкой, Пушкарской, Негодницей, в которых проживали потомки ссыльных стрельцов, пушкарей и солдатки, не чуждающиеся «зазорного[12] ремесла».

Образы глуповцев напоминают обывателей любого провинциального городка. Горожане глупы и невежественны, но беспечны, терпеливы и простодушны, они привыкли к причудам, нелепостям, тупости и бездеятельности градоначальников, при которых в городе процветали пьянство и блуд, возникали пожары, наступали засушливые и голодные годы. Глуповцы, несмотря на испытания, подвержены «упорному начальстволюбию», новых градоначальников встречают с ликованием, ждут от них перемен к лучшему, восторженно называя «красавчиками» и «умницами». Но даже разочаровавшись в своих ожиданиях, «бунтуют, стоя на коленях» и без начальства чувствуют себя осиротевшими. Привыкшие сносить любые бедствия, они необычайно живучи, даже уничтоженные до последнего, опять возрождались.

Краткое ознакомление с градоначальниками Глупова и их деяниями представлено в «описи», которой посвящена отдельная глава. Упомянуты летописцами 22 градоначальника,которые своей деятельностью или полным ее отсутствием наносили только вред своему народу. Каких только правителей не было в городе: бывший повар-итальянец Амадей Мануйлович Климентий, бывший парикмахер курляндского герцога Фотий Петрович Ферапонтов, беглый грек Ламврокакис, отставной денщик князя Потемкина Петр Петрович Фердыщенко, любитель женщин князь Микаладзе, увеличивший население Глупова вдвое, отчего умер от истощения сил, и другие весьма колоритные персоны. Их правление по сути является пародийной копией управленческой деятельности различных государственных инстанций[13].

Гротескные и странные образы градоначальников представляют собой собирательный образ власти. Они довольно разнообразны по характерам, но поразительно однообразны в одном: вся их деятельность абсурдна и нелепа, невозможно было определить, «что делали эти люди, о чем думали, какие задачи преследовали». Но почти каждый из них убежден, что необходимо выколачивать недоимки[14], пресекать крамолу[15], а население нужно сечь[16]. Среди вереницы этих управленцев стоит отметить некоторых.

Бессмысленным и кратким было правление градоначальника, прозванного «Органчиком». Молчаливый и угрюмый господин Брудастый, работавший без устали над написанием приказов, имевший в голове устройство в виде органчика[17], мог исполнять только две пьесы «Разорю» и «Не потерплю». Когда механизм сломался, он смог и вовсе фыркать только бредовое «…плю». При нем «неслыханная деятельность» кипела среди чиновников и полиции, внушая глуповцам страх и уныние. Обнаружив как-то своего градоначальника с отдельно лежавшей головой, город впал в панику, ему заказывают новую голову-орган, но и старую удалось починить. Так горожане получили двух градоначальников с одинаково говорящими головами, которых, совершенно запутавшись, объявили самозванцами, изъяли, поместили в сосуды со спиртом и увезли для освидетельствования. Но за 7 дней «безначалия» начались междоусобные войны и анархия.

organchik
«Органчик»  

Градоначальник Прыщ Иван Пантелеевич, человек простой и глупый, бывший военный, имевший заслуги за участие в парадах, а не в сражениях. Он решил править без затей, упрощенно, чтобы «отдохнуть», посвящая все время приемам, балам и охоте. Прыщ не вмешивается в жизнь обывателей города, прекратив все служебные дела. Благодаря его бездействию, горожане богатеют, пополняя налогами и состояние самого градоначальника. Одна лишь странность смущает глуповцев, что спит Прыщ в леднике, обставленный мышеловками. Оказалось, что у него была «фаршированная голова», которую он берег от мышей и жары. Местный предводитель дворянства разоблачил градоначальника и съел его голову.

pricsh
Прыщ  

Угрюм-Бурчеев, прохвост и окончательный «подлинный идиот» с никогда не улыбавшимся «деревянным лицом» и «свободным от мысли» взором, решил создать образцовое социальное устройство, согласно «систематическому бреду» в своей голове. Авторитарное правление страдающего манией величия безумца сделало жизнь глуповцев неспокойной, тоскливой и несчастной. Угрюм-Бурчеев переименовал город в Непреклонск, превратив его в военное поселение с прямыми улицами и серыми домами для одинаковых семей с регламентированным числом престарелых, детей и домашних животных. Мужчины были вынуждены носить единообразные мундиры и ходить на работу по расписанию,женщины должны рожать только зимой. Были установлены только два праздника, в которые вместо работы позволялось маршировать. В своей страсти к уравнительности этот правитель обезличил население города, который чудовищными преобразованиями разрушил до основания. Даже речку пытался переустроить и забросать мусором, направив ее течение вверх, а не вниз. Но природа, взбунтовавшись всем своим естеством, насылает на город великое и ужасное «Оно». Наступает мрак, землетрясение, «не то ливень, не то смерч», и Угрюм-Бурчеев исчезает. Так «история прекращает течение свое».

ugrum burcheev
Угрюм-Бурчеев 

«Историю одного города» можно считать антиутопией, предсказывающей страшные последствия бездарного и противоестественного построения общества. Сам Салтыков-Щедрин говорил, что написал сатиру не «историческую, а обыкновенную», изобразил «характеристические черты русской жизни», которые приводят к «необеспеченности жизни, произволу, непредусмотрительности, недостатку веры в будущее» и пр.

Заключение. Значение творчества Салтыкова-Щедрина

Непонимание и нежелание узнавать себя в персонажах Салтыкова-Щедрина отражалось во многих негативных отзывах современников о его творчестве, его пренебрежительно называли сказочником, памфлетистом[18], карикатуристом[19], а его сюжеты фантазиями, не имеющими ничего общего с действительностью. Противники упрекали в отсутствии идеалов, положительных героев и устремлений, усматривая в его произведениях «оплёвывание» и подтасовку фактов русской жизни, называли самым скандальным, вредным и даже паскудным автором для своего Отечества.

Тем не менее, многие понимали творчество Салтыкова-Щедрина, называя «великим диагностом[20] всех общественных зол» и пороков и защитником от этих внутренних врагов. Высоко ценили его сатиру Толстой, Тургенев, Горький, Чехов и другие. Булгаков называл Салтыкова-Щедрина своим учителем, у которого он почерпнул множество идей для своих сюжетов и образов.

Несмотря на то, что писал Салтыков-Щедрин более 150 лет назад, его сюжеты очень похожи на многое, что происходит в современном мире, а персонажи его произведений узнаваемы в окружающих людях.

Словарь

1. Рецензент – человек, написавший рецензию, отзыв.

2. Очковтирательство – подлог, обман, желание представить факты в приукрашенном виде.

3. Кляузничество – написание кляуз, доносов.

4. Фельетон – небольшое сатирическое произведение на злободневную тематику.

5. Памфлет – остросатирическое произведение обличительного характера.

6. Аллегория – иносказательное изображение или представление реальных явлений или отвлеченных понятий посредством художественного образа.

7. Злободневность – актуальность, современность.

8. Гротескный – комически уродливо изображенный, карикатурный.

9. Архивариус – служащий архива, хранитель документов.

10. Обрамленный – заключенный в рамку, вставленный.

11. Фантасмагорическое – причудливо нагроможденное, нереальное, бредовое.

12. Зазорное – неприличное, достойное осуждения, постыдное.

13. Инстанция – ступень, место учреждения в государственной системе.

14. Недоимки – долги, неуплата налогов или платежей.

15. Крамола – противозаконные, антигосударственные действия.

16. Сечь – пороть, наказывать.

17. Органчик – устройство с заводным механизмом, исполняющее музыку.

18. Памфлетист – писатель, критикующий и обличающий что-либо.

19. Карикатурист – художник, изображающий в сатирической манере.

20. Диагност – специалист, устанавливающий диагноз заболевания.

  • Урок сказка в начальной школе конспект
  • Урок русского языка во 2 классе сочинение по картине серебряковой за обедом
  • Урок русская народная сказка лиса и журавль перспектива 2 класс презентация
  • Урок по теме систематизация материалов к сочинению сложный план 6 класс ладыженская
  • Урок по теме сказка о мертвой царевне 5 класс презентация