Урок русского языка в 6 классе сочинение по картине герасимова после дождя

Одна из распространенных тем сочинений в 6 классе, это сочинение по какой-либо картине. в данном случае речь пойдет о предметном

Одна из распространенных тем сочинений в 6 классе, это сочинение по какой-либо картине. В данном случае речь пойдет о предметном произведении о картине Александра Михайловича Герасимова «После дождя». Александр Михайлович весьма известный и талантливый русский и советский художник, также он же архитектор и педагог. Из под кисти художника вышло большое количество знаковых произведений, можно сказать он был одним из создателей эпохи. В советское время был весьма популярен и часто олицетворял в произведениях политических деятелей и события присущие тому времени. Однако как и было сказано, речь пойдет о картине «После дождя», где изображен фрагмент дома, как бы вид из него с мокрой террасой и обстановкой вокруг…

Итак, прежде всего необходимо внимательной рассмотреть картину, обратить внимание на все мелочи, на цветовую палитру картины в целом, на художественную составляющую техники написания картины. Можно привести немного справочной информации сложившейся при написании этого холста. В 1935 году Герасимов А.М. уехал отдохнуть и уединиться для творчества к себе на родину в город Козлов. Здесь и была написана картина «После дождя». При этом вдохновение было настолько полноценным, что написана она была буквально на «едином дыхании». Что же теперь обратимся к процессу сочинения об этой картине.

Начнем с плана по которому будет написано сочинение.

Сочинение А. Герасимова «После дождя»

Передо мной картина художника А.М. Герасимова «После дождя». Первое о чем стоит упомянуть, так это об общем, о сюжете о происходящем на ней. На картине изображена лишь часть частного дома, выступающая в сад терраса. Это такой своеобразный укромный уголок чего-то личного и домашнего. То место, где часто вечерами собираются и пьют чай, а может просто сидят у стола под свет вечерней лампы, вдыхая аромат вечерней прохлады сада и слушая стрекотание сверчков. Однако сейчас этот уголок находится в неком хаосе, когда дождь распорядившись по своему окатил все водой, оборвав лепестки с цветов на столе, листья с деревьев в саду. Теперь же надо перейти к деталям на картине.

Итак, только что прошел дождь. Мы видим везде отблески света от мокрых предметов, на полу террасы, на скамейке, на перилах, столе. Игра света очень естественная и кажется вполне привычной. Здесь художнику очень удачно удалось передать подобные моменты, схожие с жизненными ситуациями. На столе лежит стакан. Видимо кто-то впопыхах, вбегая на террасу под крышу и прячась от дождя, задел край стола и стакан упал на бок. А прятаться было от чего. Дождь был сильный и косой, это видно по тому, что все вокруг мокрое. Везде следы его присутствия. Даже лепестки на цветах облетели, когда капли дождя и ветер трепали их. Терраса само по себе весьма простая, ровный пол с выступом в сад налево. Крыша над головой, скамейка вдоль простых балясин перил огораживающих террасу. Слева стоит тот самый стол с фигурными ножками и вазой с цветами. Цветовая гамма всего переднего плана домашняя, здесь присутствуют теплые цвета дерева, яркие переливы цветов в вазе. Чуть более темные и холодные цвета выбрана для стола, стекла и воды. Теперь хочется обратить внимание на второй план, акцентировать внимание на сад.

На втором плане картины мы видим часть сада. Вся листва переливается разными оттенками зеленого. Где-то она очень яркая, светлая, даже переходящая в салатовый цвет, а где-то темно-зеленая, сочная, имеющая оттенок изумрудного и даже синего. Сам сад очень зеленый, в нем много деревьев. В его глубине виднеется какая-то бревенчатая постройка, может, это маленький сарай или небольшая баня. На крыше есть труба. Справа на картине за густой листвой мы видим угол дома, к которому и примыкает терраса.

А. Герасимов использовал интересную технику изображения. Все предметы имеют размытые очертания. Нет четких правильных линий. Техника размытого мазка делают картину интересной. Если приглядеться, то можно увидеть вместо листиков на дереве просто неясный мазок кисти. Как будто художник не старался вырисовывать все элементы . Однако общее впечатление создается весьма четким, сознание дорисовывает на холсте размытые пятна в правильные формы. Тоже самое можно сказать о цветах в кувшине, о части террасы, и о кусочке неба, которое просвечивает сквозь листву. Цвета опять же помогают формам принять нужные очертания.

В целом картина создает весьма живое впечатление и настоящее настроение после дождя. Так и хочется вдохнуть этим свежим влажным воздухом сада, природа вокруг обновилась. И теперь остается ждать, пока вода быстро подсохнет и вечером можно будет собраться вновь на любимой террасе.

Интересные сочинения по картинам

  • Сочинение по картине Радуга Нисского 7 класс
    Меня очень вдохновила эта картина, она пропитана верой в будущее, верой в человека и жизнелюбием. Радуга возвышается над железным подвесным мостом
  • Сочинение по картине Перова Голубятник (описание)
    Картина Голубятня, написанная в 1874 году прекрасным художником Василием Григорьевичем Перовым – настоящее произведение русского искусства.
  • Маковский К.Е.
    Маковский Константин Егорович – художник России, живший в 19-20 веке, один из представителей т.к. называемых «передвижников». Маковский родился в столице в 1839 году
  • Сочинение по картине Первая зелень Остроухова
    На картине, мы видим обычный пейзаж, присущий для любой деревни или пригорода. Природа, запечатленная художником, не отличается особыми красками, она слегка тусклая и невзрачная.
  • Сочинение по картине Широкова Друзья 7 класс описание и рассказ от имени мальчика
    Говорят что настоящую дружбу нельзя купить за деньги. Исключение из этого правила — щенок, которого купил новый хозяин. Собака, пожалуй, единственное живое существо, которое не предаст своего хозяина.

Сочинение-описание по картине «После дождя» (мокрая терраса)

Вариант 1

После дождя

Глядя на картину Герасимова «После дождя», чувствуется запах свежего летнего ливня, слышатся удары капель о листья деревьев. Вся терраса залита светом и необыкновенной чистотой омытой дождем природы. Отражения предметов в дождевой воде придает картине особую атмосферу загадочности, романтики и уюта. Так хочется остаться на этой террасе, погрузившись в эту обстановку безмятежности, вдыхать свежий воздух и хоть на мгновение забыть обо всех проблемах.

Как реалистично художник передает красоту мокрых поверхностей: пола, столика, перил, лавочек. В основном творец использует темные краски, но сквозь склонившиеся под тяжестью воды ветви деревьев виднеется небо, на котором рассеиваются последние тучи. Лучики проглянувшего солнышка весело играют и искрятся в каплях воды. Это придает картине какое-то таинственное свечение. Глубоко за деревьями, на фоне, виднеются постройки. Их кровля буквально сияет.

В прозрачной вазе на столике, что находится в левой части террасы, стоит букет прекрасных садовых цветов. Они выглядят настолько реальными, что когда смотришь на них, кажется, что вот-вот ощутишь тонкий, нежный аромат, исходящий от них. Отдельно хочется отметить то, как художник отобразил прозрачность стекла, из которых изготовлены ваза и стакан.

Нельзя однозначно установить жанр этой картины. С одной стороны на ней изображен пейзаж, потому что довольно большую часть картины занимают садовые деревья, последствия стихийного явления в природе. Но с другой стороны – мы видим этот прекрасный букет цветов, стол, на котором лежат опавшие лепестки, стакан, который упал под натиском тяжелых капель воды.

Эта картина впечатляет и заставляет задуматься о высоком. Думаю, никто не сможет остаться равнодушным после просмотра этой картины.

Вариант 2

Александр Герасимов — художник разноплановый. В разное время (довоенный и послевоенный периоды) он писал портреты первых лиц в Советском государстве, а также изображение природных явлений интересовало мастера. Тема дождя и обновления природы после него не нова не только в целом в художественном искусстве, но и в творчестве Герасимова. В студенчестве он изображал крыши домов и поверхности дорог после дождя. Но это полотно обособляется от них.

Впечатление от картины

Впечатление от картины противоречивое. Мы видим изображение террасы после дождя. Само это явление природы можно трактовать двояко — это не только обновление природы с надеждой на ее возрождение, но и своеобразные небесные “слезы”. Это стихия, с которой неподвластно справиться человеку, он может только лицезреть, схоронясь в укромном местечке и пережидая ненастье. Художник как раз и находится в таком месте — мы видим изображение его глазами из противоположного угла веранды.

В целом, дождь вносит ощущение дискомфорта в данное пространство. Но дискомфорт этот “испытывает” человек и созданные им предметы — мы видим, как блестят лужицы на скамье веранды — теперь не присесть на нее; стол, расположенный на входе, как бы встречая гостей, на данный момент не может собрать их вокруг себя; стакан, упавший от разбушевавшейся стихии — все это подтверждение бессилия человека перед природными явлениями.

Одни лишь деревья, насытившись живительной влагой, сияют, отражая постепенно выходящие из-за туч солнечные лучи. Происходит смена циклов, одно явление сменяет другое и так было всегда и будет, а природа будет продолжать жить и торжествовать не смотря ни на что.

Цвета картины

Цветовая гамма, которую выбрал Герасимов, не отличается большим разнообразием, но в ее лаконичности много смысла. Мы видим естественные, встречающиеся в природе цвета. Однако, они противостоят друг другу по насыщенности, по присутствию в них жизни. Стол и деревянная пристройка имеют темно-коричневые оттенки, а срезанные цветы в вазе “разбавляют” эту мрачность своей свежестью, хоть и былой: белые, розовые, едва уловимые нежные оттенки, но зелень (листья и стебли цветов) — темнее природных, живых. И скорбь свою по прежней жизни на лоне природы, цветы показывают опавшими лепестками на столе.

Но в конечном итоге, жизнь побеждает — планово картина делится на две части — передний фон с террасой (мир людей) и задний (мир природы), где преобладает зелень самых разных оттенков, доказывая, что в природе ““нет плохой погоды”, что все в ней гармонично. Вот-вот выйдет солнышко и от дождя не останется и следа…

Вариант 3

Картину «После дождя» художника Герасимова смело можно назвать шедевром в области пейзажа. Автор картины очень тонко, талантливо передал настроение, которое витает в воздухе по окончанию дождя.

Судя по изображенным деревьям, цвету листьев на ветвях, можно сделать вывод, что это летний день или, возможно, ранняя осень, когда после дождя еще выглядывает приветливое солнышко. По обстановке на террасе можно понять, что дождь был умеренный со слабыми порывами ветра, на это указывает мокрый пол, перевернутый стакан, листья цветов, небрежно упавшие на стол.

Складывается впечатление, что до первых капель дождя на террасе кто-то отдыхал, возможно, там была влюбленная пара или происходило семейное чаепитие, но картина придает яркое ощущения, что дождь прервал чьи-то ожидание.

Через картину отчетливо передается звук стекающих с листьев на землю капель, слышен шорох ветвей, организм словно обогащается кислородом и дышать становится легче. Художник профессионально передал свежесть дождливого дня.

Мое впечатление от картины

Вообще меня нельзя назвать ценителем художественного искусства, но эта картина меня просто поразила. Она настолько живая и настоящая, что прям дыхание захватывает. Любуясь картиной, ты представляешь себя стоящим на той террасе и вдыхая на полную грудь свежий дождливый воздух. Можно услышать, как начинают вылетать и петь птицы, спрятавшиеся ранее от дождя, почувствовать зябкость. Так и хочется закутаться в теплый плед.

Художник очень правдоподобно изобразил все детали пейзажа, особенно влажность предметов, которые намокли под дождем.

Особенно интересно разглядывать данную картину в зимний период, поскольку сразу переполняешься воспоминаниями о приятном дождике, о теплых летних днях.

Вариант 4

Давайте вместе посмотрим на картину Александра Герасимова “После дождя”. Что это? Жанровая сцена без людей? Натюрморт? Пейзаж? Эта картина включает в себя элементы разных жанров и тем интересна. Мы видим террасу, на которой, может, лишь час назад сидели люди — пили чай, читали газеты, кто-то, наверное, вышивал на теперь уже пустой скамейке. Это могла бы быть жанровая сцена.

Художник мог бы изобразить, как люди убегают с террасы из-за внезапно нахлынувшего дождя. Мы можем лишь догадываться об этом, но обстановка типична для хорошей жанровой сцены. Мы видим стол, на котором расположены ваза с цветами и перевернутый стакан (видимо, его перевернул порыв ветра) — типичный натюрморт. На заднем плане перед нами чистый красивый пейзаж — летний сад, омытый дождем.

Глядя на картину, мы чувствуем свежесть после дождя, влажность воздуха. Художнику очень хорошо удалось передать именно атмосферу, которая возникает после летнего ливня. Все, что мы видим, намокло от дождя. И это, может быть, самое удивительное, как удачно живописцу удалось написать дождевую воду буквально на всех поверхностях. Видно, что ливень прошел только что и еще ни капельки не высохло, не испарилось.

Вода блестит, благодаря уже выглянувшему солнцу, мы видим его пробивающиеся лучи в саду. Все поверхности — стол, пол, скамейка, листва, в бликах. Радужные блики написаны с большим мастерством и у нас не остается сомнений — если бы удалось положить ладонь на эту скамейку или провести рукой по листве дерева — на ней остались бы капли воды.

Так достоверно написать природу после дождя удавалось не каждому художнику. Не все умеют точно передать “мокрый” эффект. А вот русский художник Герасимов всегда любил и умел его изображать. Однажды, когда он уже был очень знаменитым мастером, он приехал к своим родителям в город Козлов, где в летний день вся семья сидела на террасе. Вдруг хлынул дождь, да такой сильный, что даже терраса, защищенная перилами и крышей мгновенно промокла.

Тут же выглянуло солнце. Все сверкало такой чистотой, выглядело так восхитительно, что художник не стал ждать и минуты, схватил холст и палитру и тут же начал писать картину. Мы можем представить себе, где он расположил мольберт — в глубине террасы. Герасимов использовал более темные краски на переднем плане картины, яркие — на среднем, совсем светлые — на заднем. Наш взгляд стремится к самому светлому, солнечному. Живописец сумел не только изобразить красоту момента, но и передать настроение — восхищенное, приподнятое.

Герасимов написал за свою жизнь множество выдающихся работ, за которые получал премии и награды. Но картина “После дождя. Мокрая терраса” была его любимой. Он считал ее самой лучшей своей картиной.

Вариант 5

Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя». Смотря на эту картину, мы видим живописный мотив. Освежённая дождём природа, притягивает наши взгляды.

На переднем плане мы видим залитую дождём террасу с углом сада. Вода лежит целым слоем на листве, на полу террасы, на скамейках и перилах. Часть террасы освещена солнцем. Сверкая в неярком солнечном свете, вода создаёт завораживающее зрелище. На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрою поверхность стола – розоватые, голубые. Тени красочные, даже многоцветны отражения на покрытых влагой досках отливают серебром.

В левой части террасы стоит круглый стол на резных ножках, которые тоже отражаются в лужах. На столе в стеклянном кувшине красуется пышный букет садовых цветов, умытый дождём. Тона цветов нежные и неброские. Нам кажется, что мы чувствуем их тонкий аромат, который усилился после дождя. Рядом с вазой мы видим лежащий на боку стакан, очевидно упавший от резкого порыва ветра. И ваза, и стакан отражаются в мокрой поверхности стола, как в зеркале.

В природе всё благоухает свежестью. Все запахи смешались вместе. Аромат цветов и мокрой зелёной листвы. Запах залитого дождём дощатого пола и сырой земли. Все вместе они вызывают у нас восторг и ликование.

Угол дома выходит прямо в сад. Густая листва деревьев и кустарников, омытая дождём, блестит на солнце. Ветка сирени склонилась над скамьёй медленно роняя со своих ветвей светлые капли дождя. А дальше за деревьями очищается и светлеет небо. В глубине сада, сквозь ветви кустов виднеется крыша старого сарая.

Я считаю, что это лучшая картина А. М. Герасимова. в ней очень ярко и выразительно передано состояние природы.

Сюжет

После краткой биографии художника стоит приступить к анализу сюжета полотна. Сочинение-описание картины (Герасимов) «После дождя» обязательно должно включить этот пункт.

Что же необычного мы видим на этом изображении? Ответ прост: ничего особенного. Художник запечатлел зеленый сад и веранду после только что прошедшего дождя. Возможно, это терраса его собственного загородного дома. Впечатленный увиденным, художник решил немедля описать красоту и в то же время простоту природы.

Вокруг все зелено и свежо. Чувствуется даже, насколько приятен и влажен воздух после летнего ливня. Цветовая гамма также будет включена в сочинение по картине «После дождя».

Она очень насыщенная и сочная. В какой-то момент зрителю может показаться, что перед ним не картина, а качественная фотография, настолько все правдоподобно и чудесно изображено. Скамейка и пол, словно лакированные, блестят от воды. Видно, что дождь прошел совсем недавно, и влага еще не успела испариться. Вероятно, он был очень сильный, поскольку вся терраса залита водой.

Описание и анализ картины «После дождя»

В 1935 году Герасимов уехал отдохнуть и уединиться для творчества к себе на родину в город Козлов. Здесь и была создана любимая многими картина.

Картина «После дождя» была написана спонтанно, буквально на одном дыхании. Вместе с тем она не является сиюминутным творением. Художник длительно готовил себя к созданию этой работы. Он выполнял зарисовки с натуры листвы, травы и различных предметов, мокрых от дождя. Знакомые Герасимова признавали, что этот опыт давался ему особо хорошо.

Сестра Герасимова в своих воспоминаниях описывала процесс создания картины: в тот день начался сильный летний ливень. После него все вокруг выглядело по-особенному живописно и свежо — вода, переливаясь красками на солнце, сверкала на полу веранды, листве и дорожках; над деревьями просматривалось безоблачное вымытое дождем небо.

Восхищенный открывшимся видом мастер схватил палитру и встал за мольберт. За считанные часы он написал живописнейшее полотно, ставшее одним из самых удачных его творений. После, выставляя картину на различных вернисажах наряду с другими своими работами, Герасимов не без удивления отмечал, что именно она пользовалась особым вниманием у зрителей.

Чем же так привлекательно это легкое поэтичное произведение для обычного зрителя? На картине изображен на первый взгляд обыденный пейзаж – уголок веранды с резными перилами и небольшой скамеечкой вдоль них.

Справа, немного нарушая композиционный баланс, художник поместил старинный столик и вазу с цветами. На левом плане мы видим пол, а также лавку и перила веранды. На всех изображенных предметах блестят и переливаются капли воды. Сразу за верандой проглядывается сад – мокрый от только что прошедшего ливня.

Краски на картине кристально чисты и мажорны – сочная зелень намокшей листвы, темная бронза влажного дерева, небесная лазурь, отразившаяся в лужах, разлитых на полу веранды. Отдельным цветовым акцентом выделен букет цветов в вазе – интенсивный розовый цвет удачно сочетается с зелеными и белыми мазками.

Картина не вызывает ощущения надуманности. Созданные художником образы свежи и правдивы, отличаются непринужденностью и чистотой – в них чувствуется виртуозность кисти живописца. Благодаря чему достигнута такая потрясающая достоверность?

При работе над картиной Герасимов использовал высоко отточенную технику рефлексов. Этот изобразительный прием предполагает тщательную проработку небольших, но важных деталей композиции.

В случае картины «После дождя» ключевыми моментами, благодаря которым достигается особое состояние свежести и чистоты, являются отблески света и отражения: сочные зеленые мазки на стенах веранды – отражения зеленой листвы; розовые и голубые пятна на столе – отсветы, оставляемые на мокрой поверхности букетом цветов.

Все живописное полотно как будто пронизано замысловатыми переплетениями света и тени. При этом теневые участки не вызывают гнетущего ощущения у зрителя, поскольку выполнены многоцветно и красочно. В картине очень много серебряных и перламутровых оттенков – таким способом художник передает многочисленные солнечные блики на влажной листве и мокрых поверхностях предметов.

Работая над созданием изобразительного эффекта мокрых поверхностей, художник применил технику лессировки. В процессе использования этого приема краска наносится на холст в несколько слоев. Первый мазок является основным, последующие – облегченные полупрозрачные штрихи. Благодаря этому изображенные поверхности выглядят блестящими, словно покрытые лаком. Это особенно заметно при рассмотрении фрагментов картины, на которых изображены участки дощатого пола, скамья, крышка стола.

Букет цветов в виде контрастного яркого пятна написан подчеркнуто широкими пастозными мазками, благодаря чему цветы в вазе смотрятся объемно и естественно.

Заслуживают внимания также правильно расставленные световые акценты. Они делают изображение на полотне живым и немного торжественным. Источники света расположены вне плоскости полотна – где-то за деревьями. Свет в картине рассеянный неяркий, он не бьет в глаза, благодаря чему создается эффект проглядывающего из-за туч летнего солнца, которое перевалило за полуденную черту и начало клониться к закату.

Деревья, изображенные на заднем плане, кажутся сотканными из огромного количества мерцающих зеленоватыми оттенками витражных стеклышек. Они освещены по контуру и тем самым выделены из общей композиции. В данном случае Герасимов удачно использовал специальный прием, называемый в изобразительной технике контражуром – подсветка обратной стороны изображения.

В картине преобладает свежее приподнятое настроение. Художнику удалось достоверно передать поэтичность и особую прелесть самых обычных вещей.

Искренность чувств, которые Герасимову удалось выразить в своем произведении, заряжает зрителя особой энергией свежести. За эту картину мастер был удостоен Гран-при на выставке в Париже. Позже художник вспоминал, с каким восторгом он работал над созданием этого полотна. Возможно, поэтому работа получилась настолько восхитительной и правдивой.

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Учитель Камышенкова Людмила Евгеньевна.

МАОУ СОШ №30 г. Тамбова

Тема: Подготовка к сочинению-описанию по картине А.М.Герасимова «После дождя».

Тип урока: Урок развития речи в классе, где имеются дети, изучающие русский как неродной.

Цель урока:

Создать условия для формирования навыков создания текста-описания на основе картины А.М.Герасимова «После дождя».

Задачи:

-развивать речь обучающихся, логическое мышление, коммуникативные навыки;

— развивать речевую культуру, бережное отношение к родному языку, сохранению чистоты языка;

-научиться собирать материал к сочинению, обогащать словарный запас;

-расширять объём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств;

-совершенствовать виды устной и письменной речевой деятельности (говорение, письмо).

Планируемые результаты обучения (УУД)

Познавательные:

знать языковые возможности и использовать их для выражения своих мыслей, чувств, уметь ставить и решать проблемы.

Регулятивные: уметь ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку.

Коммуникативные: уметь работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владеть разными формами речи.

Личностные: осознавать значимость русского языка в самоопределении, уважать личность человека, воспитывать нравственные качества.

Справка. В классе, где обучаются дети, для которых русский язык является неродным, успешно применяю технологию дифференцированного обучения. Она предполагает осуществление познавательной деятельности обучающихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал. На уроке формирую 2-3 группы: группа А — базовый уровень(слабые в учёбе дети и дети, изучающие русский как неродной): группа Б – продвинутый уровень; группа С – углубленный уровень. На предложенном уроке педагогические задачи решались с использованием коллективного и дифференцированного обучения (группа А и группа Б)

Ход урока

  1. Организационный этап.

  1. Целеполагание. Мотивация. Ребята! Сегодня мы открываем выставку одной картины и объявляем конкурс на лучшего экскурсовода нашей выставки. — Как вы думаете, каким должен быть хороший экскурсовод? (наблюдательным, правильно и красиво говорить, находить нужные слова, любить живопись).

Определите цель нашего урока (будем учиться красиво и правильно описывать картину, записывать, а потом произносить полученный текст-описание картины).

3. Знакомство с художником и его картиной

Александр Михайлович Герасимов – «После дождя» (Мокрая терраса) 1935

В 1935 году Герасимов уехал отдохнуть и уединиться для творчества к себе на родину в город Козлов (сегодня это г. Мичуринск в нашей Тамбовской области). Здесь и была создана любимая многими картина. Картина «После дождя» была написана спонтанно, буквально на одном дыхании.

Сестра Герасимова в своих воспоминаниях описывала процесс создания картины: в тот день начался сильный летний ливень. После него все вокруг выглядело по-особенному живописно и свежо — вода, переливаясь красками на солнце, сверкала на полу веранды, листве и дорожках; над деревьями просматривалось безоблачное вымытое дождем небо. Восхищенный открывшимся видом мастер схватил палитру и встал за мольберт. За считанные часы он написал живописнейшее полотно, ставшее одним из самых удачных его творений. После, выставляя картину на различных вернисажах наряду с другими своими работами, Герасимов не без удивления отмечал, что именно она пользовалась особым вниманием у зрителей.

Чем же так привлекательно это легкое поэтичное произведение для обычного зрителя?

hello_html_m360e4705.jpg

  1. Рассматривание картины.

4. Беседа по картине (вовлечение учащихся в устную речевую деятельность):

— Как называется картина? Почему?

— У картины два названия — «После дождя. Мокрая терраса». Какое из них более точно соответствует  авторскому замыслу?

— Что находится на переднем плане? Опишите предметы, находящиеся   на террасе.

— Что находится на заднем плане картины?

—  Какие краски использовал художник для   создания картины?

— Подберите прилагательные, описывающие воздух после дождя.

— Каким настроением пронизана картина?

-Чем же так привлекательно произведение для нас?

5. Собирание рабочих материалов (обогащение лексического запаса, работа над произношением слов)

5.1. Игра «Снежный ком» (кто больше назовёт слов по картине)

1-й учащийся называет 1 слово своей части речи (по картине), 2-й повторяет первое существительное + своё, 3-й учащийся произносит первое и второе существительное и добавляет своё и т.д. до тех пор, когда очередной ребенок собьется в проговаривании слов. Затем это упражнение выполняет 2-й ряд и 3-й ряд. Побеждает тот ряд, в котором «снежный ком» укатился дальше других (по количеству задействованных ребят).

1ряд — существительные

2 ряд – прилагательные;

3 ряд – глаголы.

5.2. Запись этих слов на доске и в тетрадях.

Группа Б. Образование с записанными словами словосочетаний по микротемам.

Освещены солнечным светом, привлекает внимание, на переднем (заднем плане), нежные неброские тона, мокрый пол террасы, омытая дождем, перевёрнутый стакан, порывы ветра, тяжёлые дождевые капли, солнечная зелень кустов, щедрый летний ливень, кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, круглый стол на резных ножках, выглянуло солнышко, букет цветов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого пола, крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов, густые цветущие кусты во дворе …и др.

Группа А. Работа с текстом. Лексическая работа. Перед учащимися отрывок из сочинения-описания. Им необходимо вставить в тексте пропущенные слова, использовать слова для справок

Прочитать по очереди вслух. Только что прошёл… дождь. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом… блеск, …свет. А как хорошо на …террасе после дождя! Здесь всё пропитано влагой:…, …, …. На всех предметах ещё много воды. В стеклянном кувшине стоят … розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит… стакан: видно, что дождь был …. Пропитались влагой … кусты и …деревья в саду. На …ветвях блестит …, умытая ливнем листва.

Слова для справок: сильный, летний, влажный, неяркий, солнечный, перила, скамья, пол и крышка стола, опрокинутый, сильный, красивый, свежий, мокрый, сырой, густой, частый.

5.3. Работа с синонимами, которые учащиеся непременно будут использовать в сочинении: картина, художник, нарисовал (проговаривают, записывают)

Картина — полотно, пейзаж.

Художник — живописец, пейзажист.

Нарисовал — изобразил, показал.

6. Словарно-орфографическая работа.

Слова для запоминания ( запись в словарик): терраса, перила; синонимы: мокрый, влажный, сырой; густой, частый, плотный; исчезать, пропадать, теряться.

Физкультминутка

7. Работа над планом сочинения (развитие творческого воображения, логического мышления).

Группа Б. (формулирует пункты сложного плана)

План

I. Вступление. Картина Герасимова «После дождя».

II. Основная часть.

1. Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней.

2. Сад после дождя.

III. Заключение. Мое впечатление о картине.

Группа А. (составляет план по предложенным пунктам в логической последовательности)

План

1. Сад после дождя

2. Картина Герасимова «После дождя».

3. Мое впечатление о картине.

4. Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней.

8. Работа над созданием текста

Группа Б. Устное описание картины (по плану)

Группа А. Устное описание картины по плану в микрогруппе (проговаривание предложений, микротем, полного текста сочинения ).

9. Создание письменного текста (чернового варианта сочинения), формирование умения пользоваться языковыми средствами русского языка в письменной речи.

10. Домашнее задание: Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя» (дописать черновик, редактировать, завершить сочинение, проверить). Прочитать (рассказать) текст сочинения родным, затем в классе для определения победителя в конкурсе на лучшего экскурсовода выставки одной картины ).

Урок 2 — 3 р/р. Тема: Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение — описание картины (А. М. Герасимов. «После дождя») (упр. 62). 

Цели урока:

Обучающая:

– Знать приемы собирания и оформления материалов к сочинению; знать тему и подтему в содержании сочинения.

– Уметь собирать материалы к сочинению: уметь определять, что в анализируемом готовом материале для наблюдений относится к теме будущего высказывания; уметь фиксировать свои наблюдения и мысли; пользоваться собранным материалом в устной и письменной форме.

Развивающая: — создать условия для развития речи учащихся и умения тонко подмечать детали в окружающей природе.

Воспитательная: — воспитывать любовь к слову и живописи, интерес к урокам русского языка.

Ход урока.

I. Организационный момент

Учитель: — Здравствуйте ребята! Говорят, что в природе, как и у людей, есть свои праздники. Мы все очень внимательно следим за изменениями в природе. Но гораздо лучше нас с вами подмечают праздники в природе художники, поскольку именно благодаря природе они вдохновляются и пишут замечательные картины, такие как репродукция картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».

II. Объяснение нового материала

1. Беседа.

Учитель начинает беседу с утверждения, что хорошо написать о чем-то можно только в том случае, когда то, о чем пишешь, достаточно знаешь. Не случайно, писатели специально изучают какое-либо производство, если им предстоит писать о людях, работающих на этом производстве.

Изучая жизнь, многие писатели ведут записные книжки, в которых фиксируют все, что их взволновало, удивило, заставило задуматься, чем-то обогатило. Для продолжения беседы целесообразно использовать дневники М. М. Пришвина и отдельные примеры его записей (на «осеннюю» тему). Это позволит сделать важный вывод: вести дневник полезно, если записываешь в него то, что сам заметил, свои размышления о себе, о людях, о том, что увидел, услышал, прочитал. А удивительного вокруг нас много — только надо быть наблюдательным. Это прекрасно показал писатель Г. Снегирев в рассказе «Чудесная лодка». Вначале он не разрешал соседским ребятишкам брать лодку рыбака Михея, потому что «лодка эта чудесная». Но дети не поверили писателю («А чем она чудесная?») и уговорили его дать лодку, обещав доехать только до поворота реки и обратно. Ребята вернулись через час, и вот какой разговор произошел между ними и писателем:

— Ну,— спросил Витя,— чем она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села.

— А вы, значит, так ничего и не заметили? — спросил я громко.

Витя замолчал и стал вспоминать.

— Видели следы цапли на песке,— робко сказала Таня.

— Еще видели, как уж плывет, только головка из воды торчит,— сказал Витя.

Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и еще видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке еще сидела маленькая улиточка.

— Разве все это не чудесно? — спросил я.

Витя подумал и сказал: «Чудесно».

Таня засмеялась и закричала: «Еще как чудесно!»

— Если бы после этого разговора,— скажет в заключение учитель,— ребятишкам предложили подготовить сочинение на тему «Чудесное рядом с нами», они смогли бы написать об увиденном и нам было бы интересно читать это сочинение, а если бы они еще раз поехали на лодке, то могли бы увидеть еще больше всяких чудес на земле, в воздухе и на воде и собрали бы еще более интересный материал для своих сочинений. Уметь наблюдать, уметь брать нужный для сочинения материал из жизни, из книг очень важное умение, которому мы будем специально учиться.

2. Анализ готовых материалов к сочинению. Для проведения этой работы используется упр. 61.

konspiekt uroka po russkomu iazyku na tiemu sobiraniie matierialov k sochinieniiu sochinieniie opisaniie kartiny a m gierasimov poslie dozhdia 1 Выполнение упр. 61 начинается с рассматривания картины А. М. Герасимова. Что изображено на картине и что, прежде всего, привлекает внимание зрителя? (Естественно, на второй вопрос возможны различные ответы.) Важно подытожить: все, что изобразил художник, говорит нам о том, что только что прошел сильный ливень. Все блестит, все напоено влагой: и букет цветов, и стол, и пол терраски, кусты и деревья, крыша дома. И если бы мы стали подробно описывать эту картину, нам надо было бы показать, как удалось художнику передать то, что он увидел в природе, когда только что окончился сильный летний дождь.

Эта картина напоминает нам стихотворение А. Я. Яшина, которое также называется «После дождя» (см. упр. 56).

konspiekt uroka po russkomu iazyku na tiemu sobiraniie matierialov k sochinieniiu sochinieniie opisaniie kartiny a m gierasimov poslie dozhdia 2

3. Собирание материалов.

После того как будет прочитано стихотворение, целесообразно прочитать материалы к описанию картины (упр. 61).

— Кругом яркий блеск, неяркий солнечный свет, щедрый летний ливень, обновленная природа.

— Круглый стол на резных ножках; букет цветов в кувшине; часть террасы; перила; угол дома; тени на полу; блеск мокрого пола; разбросанные по столу лепестки роз; опрокинутый стакан с водой; словно лакированный от дождя стол; пушистый букет роз; блестящие перила.

— Крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе, густая зелень сада; ветви деревьев, обнимающие террасу.

Определяется, что в третьем абзаце дается материал, который поможет описать сад, во втором — терраску, а материал первого абзаца можно использовать или в начале, или в самом конце сочинения. Однако всего этого недостаточно.

— Чего в нем не хватает? — спросит учитель. (Во-первых, в нем отмечено не все, что изображено на картине, во-вторых, о некоторых деталях картины следует сказать полнее, ярче, так, чтобы лучше раскрыть замысел художника.)

— Разбираем второй абзац. Что следует добавить? (Крышка стола еще не высохла от дождя. На цветах в графине тоже капли дождя. Розы пламенеют в лучах солнца. Опрокинут стакан: видно, был сильный дождь.)

— Разбираем третий абзац. (Крыша сарая.) Точнее! Ведь она после дождя?! (Блестит, блестящая.) Ветки кустов — они тоже после дождя! (Мокрые кусты со свежей, умытой ливнем листвой; дрожат (сверкают) тяжелые капли дождя; ««Капли на ветках висят, как сережки».)

В процессе анализа ученики записывают материалы, данные в учебнике, и те дополнения к ним, которые возникают в коллективной работе.

4. Словарно-стилистическая и орфографическая работа (слова из рамки на странице учебника)

На перилах появились силуэты из-за только что прошедшего летнего дождя. Художник изобразил на картине небольшой уголок террасы. Блеск мокрого пола слепит глаза. Влажная зелень сада сразу бросается в глаза. Сырой воздух наполнен свежестью и ароматом цветов. Частый дождь моросит на улице.

III. Закрепление материала

1. Устное описание картины на основе данных материалов (упр. 62). Учитель показывает, как следует пользоваться собранными материалами. В сильном классе он начинает описание картины, пользуясь материалами, данными в упр. 61. Ученики следят за его выступлением. Они убеждаются, что записанное не повторяется слово в слово, а является лишь основой для развития мысли, что некоторые моменты передаются кратко или совсем опускаются. Затем сильные ученики продолжают описание картины.

Возможное описание картины А. М. Герасимова:

Только что прошел сильный летний дождь. Он оставил свои следы на всем. Пропитались влагой кусты и деревья. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва. Вспоминаются строки из стихотворения А. Я. Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как сережки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонечку, по серебринке». Блестит и крыша сарая вдали, на заднем плане, и то, что находится на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола. На всех этих предметах еще много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, дождь был сильный.

Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, и отчетливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступил сразу после дождя.

IV. Подведение итогов урока

Составление плана сочинения.

1.Картина А.М.Герасимова «После дождя»

2.Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней. 

3.Сад после дождя.

4.Мое впечатление от картины.

V. Домашнее задание

Упражнение 62, составить устное сочинение на основе собранных материалов.

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Учитель – Лебедева Ирина Михайловна,

МБОУ СШ №15 г.Волгодонск

Тема: «Подготовка к сочинению по картине

А. М. Герасимова «После дождя».

Цели:

  • образовательные: познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать» картину, собирать рабочие материалы к сочинению;

  • развивающие: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать навыки совместной работы в группе;

  • воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, родному краю.

Тип урока: урок развития речи

Технология: урок-мастерская

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (ребята работают в малых группах по 4 человека)

Оборудование: репродукция картины «После дождя», портрет художника, мольберт, кисти, краски, аудиозапись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц», раздаточный материал – отрывок из повести

Л. Н. Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

— Здравствуйте ребята. Вы находитесь в мастерской художника. Что вы здесь видите? (Мольберт, краски, эскизы, холсты…) С их помощью художник создаёт картину, настоящее чудо, которое живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли художников, да только не обычных, а художников инструментом которых будет слово.

2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.

— Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте записи.

(Включается запись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц».)

— Какую картину вы представили? Расскажите.

— Нравится ли вам летний дождь? Представьте, что вы вышли после грозы на улицу. Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.) Вот и сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)» (Слайд 1 ) и поговорим о том, что увидел художник А. М. Герасимов после дождя, когда вышел на свою террасу.

— Давайте повторим. Какие жанры живописи вы знаете? Какие типы текста? (слайд 3)

— Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?

3. Рассказ о художнике и его картине.

А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.

Художник А. М. Герасимов долгое время жил в Москве и был кремлёвским живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, других руководителей страны. Но вскоре он переезжает в родной город Козлов (сейчас это город Мичуринск Тамбовской области). Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя», которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.

— Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После дождя» была создана за три часа!)

4. Формулировка темы и задачи урока.

— Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с помощью слова. Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания, предложения, текст. А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.) Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».)

— Что, по-вашему, значит — написать сочинение по картине?

— Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

— А как подготовиться к сочинению?

— Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.

— Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?

— Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.

— Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший, ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».

5. Лексическая работа. Деконструкция.

Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. Дождь, терраса, мокрая. Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите внимание, как пишется это слово.

— Можно ли увидеть в нашей местности террасы?

— Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с домами стоят веранды.

— Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.) Для чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов. Подберите прилагательные к существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание предложения, с помощью которых будем составлять текст.

6. Повторное рассматривание картины. Деконструкция и социализация (слайд 8)

— Что изображено на картине?

— К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?

— По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь?

-Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?

-У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?

-К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?

— Опишите, что видите Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов.

7. Проведём словарную работу. Запись в тетрадях

Летний дождь; всё напоено влагой; всё блестит; свежая, умытая ливнем листва; на переднем и заднем плане; пламенеют в стеклянном графине розы; влажный блеск, неяркий солнечный свет; вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина; опрокинутый стакан; сквозь густую зелёную листву видна крыша сарая; ощущается свежесть воздуха и тишина; терраса, перила.

8. Обращение к дополнительным источникам. Разрыв.

О том, что происходит в природе после дождя, пишут и поэты, и писатели — мастера слова. Послушайте одно стихотворение (читает наизусть подготовленный ученик). Что общего в стихотворении и на картине? Это стихотворение поэта А. Яшина «После дождя». Оно есть у вас в учебнике. Какие необычные слова нашёл поэт, чтобы ярче показать изменения в природе? Сравните со своим текстом, есть ли у вас какие-то необычные слова. Посмотрите в группе, какие слова из стихотворения подойдут к нашей картине. Выпишите их. Подумайте, есть ли здесь художественные средства. («Капли на ветках висят, как серёжки» — сравнение, «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке» — метафора.) Какова роль этих художественных средств? Можно ли использовать эти строчки в сочинении? Как это оформить?

Синтаксис. Пунктуация. Составим предложения и запишем их в тетрадь, проверим написанное.

  1. Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят , как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке».

  2. Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола.

  3. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя.

  4. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.

Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его выразительно (слайд 14):

«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».

— Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?

— Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощущения героя?

— Найдите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.

— Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться такому мастерству.

Подберём синонимы, чтобы избежать повторов

  • Картина — полотно, пейзаж

  • Художник — живописец, пейзажист

  • Нарисовал — изобразил, показал

9. Обсуждение путей анализа картины.

— Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? (Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний план.)

— О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые использовал художник)

— А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)

— Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.

10. Разговор о цветовом оформлении картины.

— Какие краски использовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе и скажите вслух.

— Почему художник использовал именно эти краски?

— Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро?

Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.

— А что вы можете сказать о художнике – авторе картины? (Он очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)

11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).

— Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.

12. Составление плана. Социализация.

— Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно такой план:

1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».

2. Мокрая терраса.

3. Сад после дождя.

4. Колорит картины.

5. Настроение, которое создаёт картина.

13. Составление текста. Реконструкция.

— Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите. Решите, чьи тексты удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!

14. Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп. Афиширование.

— Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?

— Чем нужно дополнить?

15. Домашнее задание.

Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями и написать черновик сочинения.

16. Рефлексия.

— Чему вы сегодня научились?

— Какое открытие вы сегодня сделали?

— Какое у вас настроение?

— Понравилось ли работать группой?

— Кто из товарищей удивил? Чем?

— Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?

Список использованной литературы.

1.Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) — М.: Просвещение, 20013.

2. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. —

М.: Просвещение. 1983

Интернет-ресурсы:

  • шаблон — http://whynotra.moy.su/_nw/14/15329.jpg

  • Картины А.М.Герасимова:

  • http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger00avtoportret.jpg

  • http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6487

  • После дождя — http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/

703e63b498f830bd94adb2d3e1d019ba/view.pic

Урок развития речи в 6 классе

Описание «поэтических предметов». Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».

Цели: ● познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20

века собрать материалы, необходимые для написания

сочинения;

способствовать обогащению речи учащихся, расширению их

кругозора;

воспитывать любовь к природе, интерес к живописи и поэзии.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока.

Учитель читает стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке».

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озеры,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

После прочтения стихотворения говорим о том, что удивительного вокруг нас много. Только надо быть наблюдательным, потому что «все ускользает от беглого взора».

Беглый взор — это невнимательный, поверхностный, быстрый, долго не задерживающийся ни на чем. Красота и очарование окружающей нас природы останутся незамеченными. Только всмотревшись в неяркие краски, человек почувствует любовь к своему родному краю, к ее скромной, неповторимой красоте.

Уметь наблюдать, уметь «вслушиваться», уметь «всматриваться» — очень важное умение, которому нужно учиться.

  1. Знакомство с биографией А. М. Герасимова и с историей создания картины «После дождя».

Народный художник СССР А.М.Герасимов вошел в историю русского и советского изобразительного искусства как автор известных портретов, тематических картин, пейзажей. Им создано около трех тысяч произведений, многие из которых вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства.

А.М.Герасимов видел красоту во всем, даже в самом простом и незатейливом. Он умел заставить звучать любой, подчас банальный мотив. Это качество мы видим в знаменитой герасимовской «Мокрой террасе», написанной в своем родном городе Мичуринске, во дворе своего дома за три с половиной часа.

Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг… порывистый ветер, срывая лепестки у роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, … меня охватил неописуемый восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы… Я лихорадочно начал писать…

Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.

— Митя, скорее палитру! — закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину.

В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные официозные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.

4. Знакомство с картиной.

Одной из лучших работ в творчестве художника признана его картина «После дождя» («Мокрая терраса»), написанная им в 1935 году. Давайте рассмотрим полотно.

5.Вопросы по картине:

Что такое терраса?

Как называется картина? Почему?

У картины два названия. Какое из них более точно соответствует авторскому замыслу?

Что происходит незадолго до изображенного на картине?

По каким деталям мы можем судить об этом явлении природы?

Как вы думаете, это был небольшой дождь или ливень? Почему?

6. Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «После дождя».

Дождик прошёл по садовой дорожке.

Капли на ветках висят, как серёжки.

Тронешь берёзку – она встрепенётся

И засмеётся. До слёз засмеётся.

Дождь прошуршал по широкому лугу,

Даже цветы удивились друг другу:

В чашечках листьев, на каждой травинке

По огонёчку, по серебринке.

7. Вопросы после прочтения стихотворения.

 Нарисуйте пейзаж, увиденный поэтом.

 Сравните стихотворение и картину.

8. Работа с художественными текстами.

Выписать понравившиеся слова, словосочетания о дожде.

Иван Бунин

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами –

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,

На солнце бархатом пшеницы отливают,

И в зелени ветвей, в березах у межи,

Беспечно иволги болтают.

И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.

Л.Н. Толстой. Отрочество (отрывок).

Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги, на полосах падающего, как сквозь сито, мелкого прямого дождя и на обмытой, блестящей зелени дорожной травы. Чёрная туча так же грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её. ˂…˃ Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа.

9. Обратимся к картине.

Что находится на переднем плане? Опишите предметы, находящиеся на террасе.

Что находится на заднем плане картины?

Какие краски использовал художник для создания картины?

Подберите прилагательные, описывающие воздух после дождя.-

Каким настроением пронизана картина?

А вы когда-нибудь испытывали восторг, удивление от увиденного

после дождя?

10. Запись слов и словосочетаний на доску и в тетради.

Картина, перила, терраса, опрокинутый стакан, цветы в стеклянной вазе, лепестки, деревянный стол, скамейка, тень от перил, сарай на заднем плане, трава, блики на дощатом полу, тёплые тона, колорит, виднеется вдалеке.

11.Составление плана сочинения.

  1. Картина Герасимова «После дождя».

  2. Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней.

  3. Сад после дождя.

  4. Мое впечатление от картины.

  1. Домашнее задание.

Сочинение «Моё впечатление о картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».

  • Урок сказка о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс фгос презентация
  • Урок салтыков щедрин сказки 10 класс
  • Урок сказка в начальной школе конспект
  • Урок русского языка во 2 классе сочинение по картине серебряковой за обедом
  • Урок русская народная сказка лиса и журавль перспектива 2 класс презентация