Урок русского языка в 6 классе систематизация материалов к сочинению сложный план

Метки: сочинение, материал, систематизация, сложный, класс, висеть, синоним, утварь конспект урока по русскому языку в 6 классе. тема рр. систематизация

метки: Сочинение, Материал, Систематизация, Сложный, Класс, Висеть, Синоним, Утварь

«Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема «РР. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план»»

11.10.17 год. Конспект урока оп русскому языку. 6 класс. (35 урок)

Тема: «РР

Цель: знакомство учащихся с источниками материала для сочинений в соответствии с данной темой, приемами сбора, вариантами его систематизации; формирование навыков работы с дополнительной литературой; развитие творческого начала в ребенке через привитие чувства красоты окружающего мира.

Планируемые результаты:, Личностные:, Метапредметыне:, Комментирование:, Регулятивные:, Познавательные:, Предметные:

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний

Беседа

  • Что такое интерьер?
  • Что характерно для описания интерьера?

III. Сообщение темы, целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

  • Что может помочь написать хорошее, интересное, подробное сочинение, точно соответствующее поставленной теме?

3. Целеполагание.

«Наш друг-учебник».

  • Если хотите, чтобы ваше сочинение было интересным, необычным, то начните готовиться к его написанию заранее. Что же необходимо вам в первую очередь? Тема сочинения. Второе – отобрать необходимый материал, который вы используете. В зависимости от стиля и типа речи вы можете составить словарик. Если ваше сочинение будет о каком – то известном человеке, картине, здании и т. п., то следует прочитать и выписать из энциклопедии или другой книги необходимые сведения;
  • если будете рассказывать что-то о семье, то расспросите родных, то есть будете пользоваться различными источниками для сбора информации.

4. Изучение нового материала., Знакомство с таблицей,, Источники сбора, Материала для сочинения, Методы сбора

материала

Систематизация

материала

книга

Наблюдение

Над действительностью

план

картина

Беседа, чтение

Вступительная, заключительная части

фильм

записи

Сбор доказательств, аргументация фактов

жизнь

Опрос, беседа

Подбор примеров

1. Знакомство с темой

2. Сбор материала

  • С помощью каких методов и используя какие источники мы начнем сбор информации на эту тему?

Задание 1

18 стр., 8899 слов

Воспитателям .МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ. Что такое дружба

… тебя всегда поддержит и не оставит в беде. Сочинения учеников 1. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов. Друзья … правду, даже если ему непросто будет это сделать. Дружба — это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и … в глаза Ольге она выражала своё восхищение стихами, а за спиной смеялась над её творчеством. Но Ольга, будучи …

Оглянитесь и запишите наиболее интересные свои наблюдения словосочетаниями (образец- на доске).

  • Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Что в этом случае надо делать? (обращение к словарю)

Занавеска линолеум

Кафедра деревянный

Полированный масляная краска

Мраморный бюст фотография

Иллюстрация

Задание 2

Воспользуйтесь пословицами на карточках, объясните их смысл, запишите те, которые вы могли бы использовать в своем сочинении.

  • Стол спасибом красится.
  • Сумеем съесть, было бы к чему сесть.
  • Такой пирог, что насилу ноги переволок.
  • У каждого дома свой потолок.
  • В тесноте, да не в обиде.
  • Живет в тоске и спит на голой доске.
  • Изба красна углами, а обед пирогами.

    5.

Физминутка.

6. Закрепление материала., Словарная работа

  • Часто вам не хватает словарного запаса, чтобы избежать повторов. Какие лексические средства связи, помогающие нам с этим справиться, вы уже знаете? (Синонимы)
  • Подберите синонимы к словам и запишите их:

Висят (лампы) – прикреплены.

Висит (портрет) – находится, прибит

Висит(доска) – расположена.

Стоит(стол) – находится.

Стоит(шкаф) – поставлен.

Класс – комната, помещение, кабинет.

Попутно работаем с Фото из музея., Как собирать материал к сочинению (

1. Присмотрись внимательно к тому, о чем собираешься писать. Если это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на него так, как будто ты видишь его впервые.

2. Постарайся увидеть самое характерное, удивительное в том, что наблюдаешь.

3. Запиши кратко самое главное из того, что заметил.

Систематизация материалов к сочинению

Работа с раздаточным материалом: распределить слова по столбикам.

Материал к сочинению:

Резное крыльцо, сени, русская печь, чугуны, ухваты, лохань с водой, вышитые рушники, красивый, светлый красный угол, божница с иконами и лампадкой, широкий деревянный стол, длинные лавки вдоль стола, вышитые полотенца, глиняная и деревянная домашняя утварь, празднично заправленная кровать, лоскутное или домотканое одеяло, вышитые наволочки, женский угол, прялка, ткацкий станок, цветные половики, подвешенная под потолком детская люлька.

Составление плана, В старинной русской избе.

1. Вход в избу.

2. Жилое помещение.

а) русская печь;

  • б) красный угол;
  • в) домашняя утварь;
  • г) обстановка комнаты;

7. Итог урока

  • С какими источниками и методами сбора информации вы познакомились?
  • Какими источниками вы еще воспользуетесь при работе над этим сочинением?

Р усская изба – это Россия в малом.

4 стр., 1740 слов

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению “Сатирическое …

… по тридцать две копейки за душу. 4. Работа над сложным планом. Примерный план. I . Поэма Гоголя “Мертвые души” – гениальная сатира на крепостническую Русь. II . Сатирическое … в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”. I . Замысел Гоголя в «Мертвых душах». II . Народ в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”. 1. Жизнь и тяжелый труд крепостных крестьян. 2. Их положительные качества: а) трудолюбие и мастерство; …

Понятие «русская изба» содержит не только архитектурные приемы строительства, но и образ жизни, как систему эстетических и этических взглядов, вскормленных русской землей и христианским мироощущением ее народа…

Пословицы и поговорки гласят:

Всего дороже честь сытая да изба крытая., Своя хатка – родная матка., Изба жильем пахнет.

8. Домашняя работа.

Написать сочинение на тему «Наш класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение

« Кустовская средняя общеобразовательная школа

Яковлевского района Белгородской области»

Урок русского языка в 6 классе

«В старинной русской избе».

Систематизация материалов к сочинению. Сложный
план.

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Пересыпкина Людмила Матвеевна

В старинной русской избе

Тема: Р.р. Систематизации материалов к
сочинению. Сложный план.

Цели урока:

учить систематизировать материал к
сочинению; формировать умение самостоятельно группировать материал;

— развивать любознательность, речь, мышление учащихся;

— воспитывать интерес к истории, уважение к традициям русского
народа.

Оборудование: компьютер, мультимедийная
установка, учебник « Русский язык» для 6 класса, раздаточный
материал, фотографии русской избы, репродукции с изображением
русской избы, запись песни» Пряха».

Ход урока.

  1. Оргмомент.

— Здравствуйте, ребята. У нас на уроке присутствуют гости. По
старинному русскому обычаю давайте поприветствуем гостей с
пожеланиями здоровья.

( Приветствия детей).

— Сегодня у нас необычный урок. Мы будем систематизировать
материалы к сочинению — описанию помещения русской избы.

Слайд 1: Тема урока

— Как вы понимаете тему урока? Что значит систематизировать
материал?

2.Введение в тему урока.

— С детских лет мы читали и смотрели русские
народные сказки. И часто действие в них развивалось в деревянной
избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но
и крестьяне несколько сотен лет назад.

Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер
нашего дома.

— А почему мы на уроках истории, литературы, изо
продолжаем изучать историю, культуру, быт нашего народа?

( Ответы детей)

— Народное искусство хранит вековые традиции,
передаваемые из поколения в поколение. И эти традиции мы с вами
должны знать и чтить.

Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и
будущее нашего народа.

3. Беседа.

— Можно ли, зная тему, сразу писать сочинение?

(Нет, надо сначала собрать необходимый материал
и привести в определенный порядок.)

— С чего начинается систематизация материала и
работа над планом?

( С изучения материала)

— Коль уж речь у нас вначале шла о русской избе,
значит, нам необходимо сначала собрать о ней материал.

— Обратимся к истории.

Слайд 2

Слово изба, др.-русск. истъба
«дом, баня» (истобка в «Повести временных лет»), известно
всем славянам. Во многих славянских языках оно употребляется в
значении «комната».

-А что вам известно о русской избе?

4. Выступления учащихся.

а) Рассказ о выборе леса

(1 ученик): на постройку жилья шли в
основном сосны, но нижний ряд бревен и фундаментные стойки
старались строить из лиственницы. Для сруба годились лишь ровные,
смолистые деревья, росшие в глубине бора. Материал нужно было
заготавливать заранее — поздней осенью или зимой, в полнолуние.

б) Время строительства жилья и выбор места

(2 ученик):

Нельзя располагать дом на перекрестке дорог — «с
семьей не будет ладно, во дворе не будет водится скотина».
Подходящими считали те места, которые хорошо освещались, на
некоторых возвышениях. Уточняли выбор места ночью или рано утром (В
5 утра). Шли босиком в одной рубахе, без верхней одежды, чтобы
чувствовать холодные и теплые места. Если охватывало холодом — рыли
колодец, теплом — строили дом. Строили дом ранней весной, едва
сойдет снег.

в) (3 ученица):

При закладки дома приглашали священника для
освящения строительства. Использовали и обычаи: в нижнем ряду
бревен под один угол клали зерно, чтобы у хозяина хлеб водился,
плод другой — шерсть и тряпьё, чтобы скот водился и одежда была.
Под матицу — главный потолочный брус — подкладывали серебряные
монеты, для богатства хозяина. Не преступали к строительству в
воскресенье и понедельник, в церковные праздники.

г) Переезд в новый дом

(4 ученик):

Переезд в новый дом сопровождался множеством
примет. Удачным днем для переезда считалась суббота. В старом доме
готовили тесто, а хлеб выпекали в новом доме. Переносили золу из
загнета (место у русской печи) старой печи в загнет новой. На
новоселье приглашали друзей, родственников. Празднующая процессия
отправлялись из старого дома в новый. Впереди шел хозяин с
хлебом-солью, хозяйка с помелом и кочергой, почетная старушка несла
икону. Другие участники несли животных и домашнюю утварь. Гостей
приглашали в дом, скотину загоняли во двор. Первыми заходили
хозяйка с хозяином, иногда старушка с иконой, или маленький
ребенок, или пропускали через порог кошку.

5. Слово учителя.

Составными частями крестьянской избы были : клеть,
сени, изба, подклеть, чулан и горница.

Основной постройкой было жилое помещение с печью.

— И вот мы с вами входим в избу…

Задание: во время просмотра презентации записать
в тетради, как называются части помещения и домашнюю утварь

6. Презентация « В старинной русской избе»

Слайды

Учитель:Оглядись-ка ты вокруг,

Что увидишь, милый друг

?

1)

Пятистенка пред тобой

Словно терем расписной,

Ты в ворота постучи

И в калиточку войди.

Все окошечки подряд

На тебя резьбой глядят.

2) Поднимись-ка на крыльцо,

Дерни тихо за кольцо.

Посмотри на дверь — защита —

Там подковочка прибита,

Ты за эту дверь зайдешь,

Сразу в сени попадешь.

3)

Сени держат холода,

Не пробраться им сюда.

Ты шагни через порог

И постой-ка тут чуток,

4)_

Да получше оглядись

И найди-ка «красный угол»,

Трижды ты перекрестись…

Вот хозяева встречают,

В «красный угол» Вас сажают

.5)

А теперь и посмотри:

Печка справа от двери,

Здесь про печечку рассказ,

А без печки никуда,

Всем всегда нужна она.

Здесь ухват и кочерга,

Помело, ступа, лопата.

Вот в лоханке Вам вода —

Мойте, руки не стесняйтесь!

6) Вдоль стен — лавки и полки

с домашней утварью

7)

Дальше мы ведем рассказ…

Это прялка всем на диво,

Знают толк в ней мастера!

Прялка с детства,

Прялка диво!

Разукрашена красиво.

Дева ниточку прядет,

Тихо песенки поет.

Песня « Пряха»

8) Ткацкий станок

Значительное место в избе занимал

деревянный ткацкий станок — кросно,

на нем женщины ткали шерстяные

и холщевые ткани, половики (дорожки).

9_ Кровать и детская люлька

Для новорожденного подвешивали к потолку

избы нарядную люльку.

Её обычно делали из дерева или плели из лозы.

Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца

под напевную песнь крестьянки.

В избе вы увидите празднично

заправленную деревянную кровать,

покрытую искусно сделанным

лоскутным или домотканым одеялом.

Проверка:

— Какие слова вы выписали и что они обозначают?

(ответы учащихся)

Слайд: общий вид « В избе».

— Давайте поднимемся на красное резное крыльцо.
Оно словно приглашает войти в дом. Обычно на крыльце хозяева дома
встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство
и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир
домашней жизни.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный
ароматами сухих трав, дымом, кислого теста.

Все в избе, кроме печи, деревянное: потолок,
гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки,
полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен ,ниже потолка,
полати, обеденный стол, стольцы (табуреты для гостей), нехитрая
домашняя утварь. Обязательно висела колыбель для ребенка. Умывались
из лохани.

7. Сбор материалов к сочинению.

Слайд

Попутно работаем с Фото из музея.

( На доске вразброс повешены фото, нужно их систематизировать)

Знакомство с памяткой «Как собирать материал к сочинению (по
наблюдениям)».

1. Присмотрись внимательно к тому, о чем собираешься писать.
Если это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на
него так, как будто ты видишь его впервые.

2. Постарайся увидеть самое характерное, удивительное в том, что
наблюдаешь.

3. Запиши кратко самое главное из того, что заметил.

7.Систематизация материалов к сочинению

Работа с раздаточным материалом: распределить
слова по столбикам.

Материал к сочинению:

Резное крыльцо, сени, русская печь, чугуны, ухваты, лохань с
водой, вышитые рушники, красивый, светлый красный угол, божница с
иконами и лампадкой, широкий деревянный стол, длинные лавки вдоль
стола, вышитые полотенца, глиняная и деревянная домашняя утварь,
празднично заправленная кровать, лоскутное или домотканое одеяло,
вышитые наволочки, женский угол, прялка, ткацкий станок, цветные
половики, подвешенная под потолком детская люлька.

Физминутка

8. Составление плана.

В старинной русской избе.

1. Вход в избу.

2. Жилое помещение.

а) русская печь;

б) красный угол;

в) домашняя утварь;

г) обстановка комнаты;

9. Составление текстов-описаний русской избы (устно)

10 . Итог урока. Слово учителя.

— Русская изба — это Россия в малом.

Понятие «русская изба» содержит не только архитектурные приемы
строительства, но и образ жизни, как систему эстетических и
этических взглядов, вскормленных русской землей и христианским
мироощущением ее народа…

Пословицы и поговорки гласят:

Всего дороже честь сытая да изба крытая.

Своя хатка — родная матка.

Изба жильем пахнет.

Заключение.

Чтение стихов на слайдах.

1. Далеко-далеко, в тех далеких краях,

Где волшебная сказка встречается с былью,

Где плывут облака в голубых небесах,

Где она начинается — наша Россия.

2. Среди белых берез и живых родников.

Средь цветочных полей, где и воздух-то сладкий.

Море песен и слез, море ласковых слов

Я России своей отдаю без остатка.

3. И глядят тяжело вековые дубы —

Это мудрость Руси, ее воля и сила,

А простое тепло деревянной избы —

Это сердце ее, сердце нашей России.

4. И иконка в углу, и лампадка пред ней,

И красивый рушник, и цветок на окошке,

И на теплом полу пара новых лаптей.

Самовар на столе, деревянные ложки.

5. Это наше с тобой, это корни и кровь,

Это то, что отнять даже время не в силах.

Что нас тянет домой? Может, просто любовь

Нашей доброй, как мать, и великой России!

Рефлексия.

Используемая литература:

1. Русский язык: 6кл.: Учебник для
общеобразовательных учреждений [Л.А.Тростенцова, Л.А.Ладыженская и
др.; науч. ред. Н.М.Шанский] — 7- е изд. — М.: Просвещение, 2014.

2. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс : пособие
для учителей общеобразовательных организаций / [Т. А. Ладыженская,
Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М. :
Просвещение, 2014. — 159 с. — ISBN 978-5-09-033089-3. Пособие
обновлено и переработано в соответствии с Федеральным стандартом.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:
80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия
наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд.,
дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. — ISBN
5-89285-003-X</</u>.

УРОК №27

Р.р. Сбор и систематизация материала. Сложный план

Цели: знакомство учащихся с источниками материала для сочинений в соответствии с данной темой, приемами сбора, вариантами его систематизации; повторить правила составления плана к тексту; познакомить с разновидностями сложного плана; закрепить полученные сведения на практике; формирование навыков работы с дополнительной литературой; развитие творческого начала в ребенке через привитие чувства красоты окружающего мира.

Оборудование: памятка «Как составлять план текста» (в виде раздаточного материала, или на доске, или в виде таблицы).

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания. Выборочная проверка упражнений.

  2. Актуализация опорных знаний

Беседа

Повторение правил составления плана.

Памятка
1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2.. Определите тему и основную мысль текста.

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста; нет ли повторов слов.

5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

  1. Сообщение темы, целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

-Что может помочь написать хорошее, интересное, подробное сочинение, точно соответствующее поставленной теме?

1. «Наш друг-учебник». Знакомство с памяткой (с.165)

2. Слово учителя

-Если хотите, чтобы ваше сочинение было интересным, необычным, то начните готовиться к его написанию заранее. Что же необходимо вам в первую очередь? Тема сочинения. Второе – отобрать необходимый материал, который вы используете. В зависимости от стиля и типа речи вы можете составить словарик. Если ваше сочинение будет о каком – то известном человеке, картине, здании и т. п., то следует прочитать и выписать из энциклопедии или другой книги необходимые сведения; если будете рассказывать что-то о семье, то расспросите родных, то есть будете пользоваться различными источниками для сбора информации.

3. Знакомство с таблицей, расположенной на доске (запись в тетрадях)

Источники сбора материала для сочинения

Методы сбора материала

Систематизация материала

Книга

Наблюдение над действительностью

План

Картина

Беседа, чтение

Вступительная, заключительная части

Фильм

Записи

Сбор доказательств, аргументация фактов

Жизнь

Опрос, беседа

Подбор примеров

— Чем же отличается простой план от сложного?

Сложный план отличается от простого тем, что отдельные пункты его, являющиеся заглавиями значительных частей текста, включают в себя подпункты (то есть заголовки более мелких частей).

Возможные образцы «скелета» сложного плана

I.
II.
1.
2.
а)
б)
3.
III.

1.
2.
а)
б)
в)
3.

Работая над сложным планом, мы учимся обобщать материал, группировать его, систематизировать. При записи сложного плана необходимо внимательно следить за точной формулировкой пунктов (лучше использовать назывные предложения), употреблением знаков препинания, а также заглавных и прописных букв. Следует избегать повторений слов.

V.Закрепление изученного материала.

Работа с учебником

Упражнение №180 с. 102

Упражнение №181 с.103 /усно/

VI. Подготовка к написанию сочинения

Работа над сочинением.

  1. Знакомство с темой сочинения «Наш класс (кабинет)»

Сегодня нам предстоит на основе подобранного и систематизированного
материала написать сочинение. Каждый из вас должен постараться написать
такое сочинение, чтобы оно не было похоже на работу товарища, а отражало
ваш личный взгляд на данную тему

Коллективная работа.

2. Сбор материала

-С помощью каких методов и используя какие источники мы начнем сбор информации на эту тему?

Наша задача — написать сочинение-описание кабинета или класса в художественном стиле. Давай­те сначала составим план будущего сочинения.

1) Расположение кабинета.

2) Вход в него (дверь).

3) Освещение кабинета (окна, светильники).

4) Потолок, пол, стены.

5) Мебель (ученические столы, стулья, стол учителя, шкаф или стеллаж).

6) Общее впечатление (мое отношение к кабинету).

Какие языковые средства необходимо использовать, что­бы написать сочинение именно в художественном стиле? (Подоб­рать яркие эпитеты и сравнения, использовать олицетворения при описании мебели, например, рассказать о сказочном разго­воре ученических столов или книг в шкафу).

Задание 2

3. Словарная работа

-Часто вам не хватает словарного запаса, чтобы избежать повторов. Какие лексические средства связи, помогающие нам с этим справиться, вы уже знаете? (Синонимы)

-Подберите синонимы к словам и запишите их:

Висят (лампы) – прикреплены.

Висит (портрет) – находится, прибит

Висит(доска) – расположена.

Стоит(стол) – находится.

Стоят(парты) – размещены

Стоит(шкаф) – поставлен.

Класс – комната, помещение, кабинет.

Варианты начала сочинения

«И вот передо мной большой светлый кабинет. Ряды парт и стульев. Чем же отличается он от многих других кабинетов-братьев?»

«Я сижу за партой. Учитель объясняет новый материал, обращаясь к стен­дам, прикрепленным к стенам, иллюстрациям, расположенным на полках ка­бинета. И я вдруг по-другому увидел то помещение, в котором так часто бываю.»

«После уроков гасят свет, и кабинет погружается во мрак, только окна, кото­рые до этого были темные, даже черные, моментально становятся светлыми…»

Варианты концовки

«Мне очень нравится наш кабинет, а вам?»

«Заходите чаще в наш кабинет литературы, и вы не заметите, как попадете в сказку.»

«Вот такой он замечательный, наш кабинет!»

VI. Итог урока

-С какими источниками и методами сбора информации вы познакомились?

-Какими источниками вы еще воспользуетесь при работе над этим сочинением?

VII.Домашняя работа:

Закончить подбор материалов к сочинению.

  • Урок подготовка к сочинению по комедии фонвизина недоросль 8 класс
  • Урок по сказке шварца два брата
  • Урок по рассказу челкаш горького 11 класс
  • Урок по рассказу фотография на которой меня нет 8 класс
  • Урок по рассказу чарской тайна в 6 классе