Урок русского языка в 5 классе сочинение по картине пластова летом

Аннотация. данная работа предназначена для учащихся 5 класса. тип урока урок развивающего контроля. для достижения планируемых результатов используются технологии

АННОТАЦИЯ. Данная работа предназначена для учащихся 5 класса. Тип урока – урок развивающего контроля. Для достижения планируемых результатов используются технологии здоровьесбережения (физминутка и смена видов деятельности), дифференцированного обучения В.В. Фирсова, медиасредства.Урок построен в соответствии с требования ФГОС. Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Оптимально подобрано время для всех этапов урока. Была обеспечена логическая связь между ними.

Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно — нравственного, эмоционально – эстетического, жизненного опыта обучающихся (эстетическое восприятие художественных произведений, чувство прекрасного, чувство любви к Родине, родной природе); формирование интереса к учению.

Регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения, самоконтроль,  самокоррекция.

Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии; формирование  умения «читать» картину.

Коммуникативные: формирование умений строить текст – описание, выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.

Предметные: формирование умений отбирать и систематизировать материал для написания сочинения-описания пейзажа, создание осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы при письме.

Технологии: дифференцированного обучения, здоровьесбережения.

Виды деятельности: работа над созданием текста, написание  текста-описания по алгоритму,  выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

УМК: Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Этап урока/ Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Результат

I. Организа-ция начала урока. 

Стимулировать деятельность учащихся.

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку

Добрый день, дорогие ребята. Займите, пожалуйста, свои места.

Я рада вас видеть в этот прекрасный осенний день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. Сегодня у нас урок развития речи.

Подготовка к работе

Личностные:

смысло-

образование

Включение в активную учебную

деятельность

II. Создание эмоционального фона урока

Включение  учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Настраивает учеников на успешную работу. Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Звучит музыка (Чайковский «Времена года. Июнь. Баркарола» )

-Начать сегодняшний урок мне хочется строчками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща зеленеет, 
Палящим солнцем облита, 
А в ней — какою негой веет 
От каждой ветки и листа! 
                    Войдем и сядем над корнями 
                    Дерев, поимых родником,- 
                    Там, где, обвеянный их мглами, 
                    Он шепчет в сумраке немом. 
Над нами бредят их вершины, 
В полдневный зной погружены, 
И лишь порою крик орлиный 
До нас доходит с вышины… 

— О каком времени года рассказал поэт?

— Какую картину вы представили?

 — А каким чувством проникнуто стихотворение?

— Поэт восхищается красотой лета. Лето — время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди.

— Как вы думаете, как связаны эти стихи с темой сегодняшнего урока? О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Но не просто о лете, а о картине Аркадия Александровича Пластова, которая так и называется «Летом». 

Воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание

Ученики самостоятельно формулируют цель урока

Отвечают на вопросы учителя.

(Восторгом).

(О лете)

Записывают в тетрадь тему урока  (слайд №1).

Регулятивные: волевая саморегуляция; постановка учебной задачи; определение последовательности действий;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение сотрудничать, анализировать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока

III. Актуали-зация знаний.

Повторение  изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуаль-ной деятельно-сти каждого учащегося

Организует беседу по уточнению и конкретизации остаточных знаний

Работа по вопросам:

— Какие типы речи вы знаете? Чтобы рассказать о картине, какой тип речи более уместен?

— Чем описание отличается от других типов речи?

— Какова цель описания?

— Что вы знаете о композиции описания?

-Какую роль в русском языке играют имена прилагательные?

-Как называется картина, на которой изображена природа?

-Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Отвечают на вопросы учителя.

Описание – это ……..

Цель описания — увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.

Композиция описания:

1.Общее представление о предмете.

2.Отдельные признаки предмета.

3. Авторская оценка, вывод, заключение (слайд №2)

Регулятивные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

Предметные:

извлечение необходимой информации;

Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать

IV. Постанов-ка учебной задачи

Формулирование  задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

— Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

— Как вы узнаете, что мы достигли цели?

Ученики самостоятельно формулируют цель урока

Составляют предложения:

Я хочу…

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу…

(слайд №3)

Планирование учащимися спосо-бов достижения намеченной цели

Определение критериев достижения цели

Регулятивные: определение последовательности действий; целеполагание, планирование; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

Умение формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность

V. Построение проекта выхода из затруднения.  Организация подготовки восприятия картины

Построение  проекта выхода из создавшейся ситуации

Организует осмысление учебной информации

2. Беседа по картине «Летом».

-Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?

А сейчас мы проверим, насколько вы внимательные.

В лес иду пустым — пусто,

а из лесу густым — густо.

                                                  (корзина с грибами)

Что за кустик у дорожки –

Белые цветочки –

Растопырил, как ладошки,

Листики – листочки,

Прячет ягоды тайком

Под тройняшкой, под листком?

Так и гнётся над поляной

Стебель с ягодкой румяной,

А пониже, рядом с ней,

Две другие покрупнее …
                                                              (земляника)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто – то бусы бросил –

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен…
                                                                (черника)

Мох не мох, в лесу перинка,

На перинке не малинка

И пригожа, и красна

Разрумянилась со сна…

                                                                      (клюква)

Красненька Матрёшка,

Беленько сердечко.
                                                                      (малина)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.
                                                                       (пчела)

Ниток много – много,

А в клубок не смотает,

Одежды себе не шьёт,

А ткань всегда ткёт.
                                                        (паук и паутина)

-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович  Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Побуждает к высказыванию своего мнения

-Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине (слайд №14)?

-Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.

-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?

-Какие они?

-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?

-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

-Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?

-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

3. Понятие о цветовой гамме картины

-Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?

-Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?

 Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. Синий, зеленый, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Они вызывают чувство грусти и печали (слайд №15).

-В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие  природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.

-Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом» (слайд №14)?

Воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание.

1. Слово о Мастере

(сообщение подготовленным учеником сведений о художнике)

(Слайд 4 — слайд 13)

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя.

(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).

Познавательные:

 — анализ с целью выделения главных признаков;

— умение струк-турировать знания

— осуществле-ние поиска и выделение конкретной информации

Коммуникативные:

взаимодей-ствие со сверстниками, обоснование своего мнения.

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с заданием учителя

Умение преобразовывать информацию, анализировать, систематизиро-вать.

Изучение  искусствоведческой терминологии

VI. Работа над синонимами, изобразительными средствами (работа в группах)

Активизация  творческой деятельности учащихся

Консультирует. Организовать мотивацию детей к осуществлению деятельности с использованием запланированных способов действий.  Организует групповую работу учащихся

1. -Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами: зелёный-изумрудный; яркий-ослепительный.

-При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий, а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

2. Подберите как можно больше синонимов к словам  художник и картина

3. Словарная работа (труд. в орф. плане слова):

Тихая солнечная поляна, утомленные сбором ягод и грибов, неторопливо обрывает с веток, спелые ягоды, нежные цветы, просвечивающаяся на солнце листва берез, упругие грибы, притихший лес, богатство природы, радостная гамма красок, контрастные цвета, желтые венчики цветов, красота и жизнерадостность.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану

Наиболее удачные из составленных группами словосочетаний и предложений записываются.

Оценивают работу каждого члена группы (лист оценивания)

Вставляют пропущенные буквы (каждому обучающемуся выдается карточка с напечатанными словосочетаниями) Обосновывают выбор написания

Взаимопроверка по эталону (слайд 15) работы каждого члена группы (лист оценивания)

Предметные:

— анализ с целью выделе-ния главных признаков;

— умение стру-ктурировать знания

— осуществле-ние поиска и выделение конкретной информации

Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с заданием учителя

Умение работать  в группе

Обогащение  словарного запаса

VII. Сбор и систематизации материала по картине (работа в группах)

Систематизация  знаний

Организует групповую творческую работу учащихся

Результаты работы групп выводит на экран или доску

Организует взаимопроверку

Групповая    работа по решению практических задач

Подберите словосочетания с прилагательными (причастиями), наиболее точно передающие увиденное на картине

Щедрые дары природы. Передний план слева.(слайд 16)-1 группа

Кувшин – ……

Корзина – ……

Ведро – …….

Трава – ……

Герои полотна. Передний план справа.(слайд 17)-2 группа

Девочка – …….

Женщина – …….

Собака – ……..

Задний план.(слайд 18)- 3 группа

Поляна – …….

Берёзки – ……..

Лес – ……..

Пень – ………

Осуществляют взаимопроверку (лист оценивания)

Личностные:

развитие интереса к изучению русского языка; развитие навыков сотрудничества со сверстника-ми при работе в группах

Познавательные:

 уметь ориенти-роваться в своей системе знаний, отли-чать новое от уже известного; уметь сравнивать, устанавливать аналогии

Регулятивные:  способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, плани-ровать свои действия в соответствии с поставленной задачей .

формирование умения «читать» картину, отбирать и систематизиро-вать соответствующий материал

VIII.

Динамичес-кая пауза

Смена вида деятельности

Организует динамическую паузу

Выполняют упражнения, способствующие снятию усталости, профилактике перенапряжения

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Снятие напряжения

IX. Состав-ление плана сочинения

Создание плана сочинения-описания

Побуждает к составлению плана

Составляют план сочинения (слайд №19).

Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, обоснование своего мнения.

Построение  плана

X.Устное описание картины

Применение нового знания

Побуждает к высказыванию своего мнения

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Зачитывают свои варианты сочинений (1-2 сильных ученика).

Приложение №2

Коммуникативные: высказывание своего мнения

Создание  устного высказывания

XI. Дифферен-цированная самостоятельная работа учащихся

Создание  осмысленного связного письменного высказывания

Формирует  успешную ситуацию

— Оцените, насколько вы готовы к самостоятельной работе над сочинением.

     Кто не испытывает никаких затруднений, тот  может приступать к работе. Не забывайте следовать плану.

    Если вы несколько не уверены в своих силах, то я вам могу оказать помощь. В моем листе – «помощнике» вы найдете вступление и заключение, вам необходимо написать только основную часть.

      Если вы испытываете серьезные затруднения, то в моем листе — «помощнике»  вы найдете текст сочинения, где вы сможете поработать над подбором подходящиех по смыслу имен прилагательных и эпитетов.

Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Самоконтроль.

Самостоятельная работа по эталону для затрудняющихся учеников

Регулятивные: выполнение учебного действия

Умение рабо-тать самосто-ятельно по плану, сопос-тавлять с эталоном, адекватно оценивать свою деятельность

Создание  осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразитель-но-вырази-тельные средства языка

XII.

Рефлексия

Соотнести  запланирован-ные и достигнутые результаты.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями

— Какая была тема урока?

— Какая цель урока?

— Ответьте себе каждый на вопрос: «А добился я, чего хотел?»

— Получил необходимые знания?

— Как вы это определили?

— Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?

Самостоятельно  оценивают свою работу на уроке и тот материал, который изучили на уроке

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности,

самооценка результатов своей деятель-ности на уроке

Анализ достижения цели.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность

XIII. Задание на дом.

Объяснение домашнего задания. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Выбирают  задания соответствующего уровня, ориентируясь на рекомендации учителя  самооценку.

Предметные: умение при-менять знания в новой ситуации

Личностные:

способность самооценки

Регулятивные:  осуществлять самоконтроль

Умение

объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание.

Тема урока: Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».

Цели урока: 1) вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»;

2) научить учащихся точному, полному описанию изображенного на картине;

3) пополнить словарный запас учащихся по теме «Лето»;

4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; 
  5) воспитывать любовь к родной природе.
 

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща зеленеет, 
Палящим солнцем облита, 
А в ней — какою негой веет 
От каждой ветки и листа! 

Войдем и сядем над корнями 
Дерев, поимых родником,- 
Там, где, обвеянный их мглами, 
Он шепчет в сумраке немом. 

Над нами бредят их вершины, 
В полдневный зной погружены, 
И лишь порою крик орлиный 
До нас доходит с вышины… 

-Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев?

(Лето).

-А каким чувством проникнуто стихотворение?

(Восторг).

-Поэт восхищается красотой лета. Лето — время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картина, к которой мы сегодня обратимся, так и называется «Летом», автор её — Аркадий Александрович Пластов.  Откройте тетради, запишите тему урока (слайд №1).

Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; воспитывать любовь к родной природе (слайд №2).

  1. Рассказ о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы (слайд №3).

Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В раннем детстве Аркадий был сильно впечатлён работой реставраторов, и решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником (слайд №4). 

В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин (слайд №5). Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне (слайд №5), например, в картинах «Витя-подпасок» (слайд №6), «Первый снег» (слайд №7), «Летом» (слайд №8), «Ужин трактористов» (слайд №9), «На колхозном току» (слайд №10), «Фашист пролетел» (слайд №11) и др.

Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает (слайд №12). В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли.

  1. Беседа.

-Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?

(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).

-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович  Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину. Вспомним, что такое описание.  

(Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания — увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение (слайд №13).

-Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине (слайд №14)?

(Яркая, солнечная опушка леса, здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка. Ярко-зелёная трава).

-Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.

(На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочерью, а, может быть, бабушка с внучкой. На женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).

-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?

(На руках).

-Какие они?

(Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник хотел показать, что эта женщина – великая труженица).

-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?

(Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок).

-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

(Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).

-Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?

(Собака выбрала место рядом с  девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).

-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

(Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками, какие-то жёлтые цветы).

-Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?

(Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, — тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).

-Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?

(Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный).

-Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее (слайд №15).

-Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом» (слайд №14)?

(Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный уголок природы и не раз бывал здесь).

-В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие  природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.

IV. Работа над синонимами, изобразительными средствами.

-Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами: зелёный-изумрудный; яркий-ослепительный.

-При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий, а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

(Наиболее удачные из составленных учащимися словосочетаний и предложений записываются: «солнечные зайчики играют в  траве»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски лета», «свежая, яркая, чистая зелень», «сверкают, подобно дорогим изумрудам», «лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг»).

-Какие изобразительные средства вы будете использовать при описании куртины?

(Сравнения, эпитеты, олицетворения (слайд №16).

  1. Составление плана сочинения (слайд №17).

Вступление.

  1. Тема и основная мысль картины  А. А. Пластова.

II. Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом».

  1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины.
  2. Пейзаж.
  3. Настроение, вызванное картиной.

III. Заключение.

Мастерство художника.

V. Работа над темой и основной мыслью картины.

-Что такое тема и основная мысль картины?

     (Тема-это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме (слайд №18).

-Из всего услышанного на уроке сделайте вывод, какова тема и основная мысль картины А. А. Пластова «Летом».

(Тема картины — красота летней природы. Основная мысль — желание автора показать богатство и щедрость родной земли (слайд №19).

VI. Устное описание картины (2-3 сильных ученика).

Примерный ответ.

Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов!  О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает  с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь.

Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу.

Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать.

В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет.

Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат  и полежать в мягкой душистой траве.

VII. Самостоятельная работа учащихся

Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Желающие зачитывают фрагменты сочинений вслух. Учитель проводит анализ, отмечая достоинства и недостатки в работах школьников.

VIII. Задание на дом.

Написать черновой вариант сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».

Литература.

1. Владимирская Г. Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2003.

2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., Просвещение, 1991.

3. Котова О.Ф. Вырази себя в слове. Коломна, 1993.

Картина «Летом» (1945) — на этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод… Подборка сочинений по картине Пластова «Летом»

Сочинение по картине Пластова Летом

Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» 5 класс

Всем известно, что летняя пора дарит нам не только солнце и тепло, но и до краев наполненные корзины спелых ягод и грибов. Все эти плоды очень выразительно изображены на картине «Летом», которая принадлежит кисти прекрасного русского художника А. А. Пластова.

Картина эта очень живая и реалистичная. Что же нам показывает эта работа? Художник изобразил на ней деревенских женщину и девочку, возможно, это бабушка и внучка. Они насобирали много грибов и присели отдохнуть в берёзовой роще. Ковром им служит мягкая зеленая трава. Рядом хорошо видно полянку, которую прогревают солнечные лучи.

На заднем плане стоит темный дремучий лес. Трава, освещенная солнцем, светло-салатового цвета, а цветы все разные: розовые, желтые, фиолетовые. Над путницами, будто защищая их жаркого солнца, склонились две берёзки. И девочка, и женщина очень устали, ведь им пришлось немало потрудиться, чтоб собрать такой урожай грибов.

Женщина в синем платье и в таком же платке задремала прямо на земле, подложив под голову натруженные руки. Девочка одета в белое платье и красный платок, в руках она держит спелые ягоды. На коленях у девочки стоит полная чашка, она налила ее из стоящего рядом глиняного кувшина.

Рядом со своей хозяйкой лежит верный друг – собака. Она, видимо, тоже очень устала, ведь сопровождала грибников от самого дома и была их верной попутчицей. Собака свернулась калачиком и размышляет о чем-то своем.

Если пристально всматриваться в картину, может показаться, что чувствуешь летний зной, пряный запах трав и ягод. Все это возможно благодаря мастерству художника. Мне очень понравилось это полотно, потому что на нем очень выразительно изображена красота нашей земли. Часто мы не замечаем окружающую нас красоту, а подобные картины помогают остановить момент и разглядеть ее.

Сочинение по картине Пластова «Летом» с планом

План.

1. Творчество А.А. Пластова.
2. Сюжет картины «Летом».
3. Правдивая кисть.
4. Художник, любящий Русь.

Аркадий Александрович Пластов — известный русский живописец ХХ века, автор множества полотен о сельской жизни. Он сам родился в деревне, с малых лет были знакомы ему заботы и радости крестьянства. Наряду со взрослыми, он включал в сюжет картин детей, показывая преемственность трудовых традиций и поколений.

Вот и на летней поляне в разгар грибной поры мы видим женщину с девочкой. Усталая мать в синем платье прикорнула в тени белоствольных берез, утомленная полуденным солнцем и дальней дорогой. Босые ноги исходили немало троп, пригорков и овражков. Полны грибов корзина и ведро, яркая ягода радует глаз. Ее собирала миловидная девчушка в красном платке и домотканом белом платьице. Она и сейчас обирает земляничный кустик в эмалированную кружку. Думается мне, что клала она ароматные ягоды в кувшин, сидя на солнечном пригорке, пока мать ходила из березовой рощи в густой ельник за маслятами. Верный пес поспевал за хозяйкой, окликая малышку звонким лаем. Так, аукаясь, они наполнили всю свою тару и расположились на отдых в тени перед обратной дорогой.

Тут и застала их правдивая кисть художника. Ничего не укрылось от его зоркого глаза: натруженные руки матери, усталые глаза пса, растрепанные прядки на мокром от пота лбу, отполированные ручки корзины и ведра. Тяжек крестьянский труд в пору, когда день год кормит. Лишь солнце да синее небо, мягкая зелень и полевые цветы, что беззвучной песней баюкают грибников, будут отрадой для уставших. Вечные спутницы русского человека, березки укроют от зноя и будут нашептывать утешение, шурша резными сердечками листвы.

Покоем и любовью веет от картины «Летом». Пластов признается этим полотном в любви к прекрасной родной земле, в уважении к труду, к традициям Руси-матушки.

Сочинение по картине Пластова «Летом» 5 класс

На уроке русского языка учительница познакомила нас с удивительно красивой картиной Пластова “Летом”.

На переднем плане картины художник изобразил девочку в белом платье;, красном платке и бусами из ягод. Рядом с ней лежит собака. Девочка отделяет ягоды от веточек и листьев и складывает их в кружку.

А на заднем плане картины мы видим отдыхающую бабушку в синем платье и платке. Наверное, она устала от сбора ягод и грибов, поэтому прилегла в тени. Позади людей озаренные ярким солнцем трава и цветы, стройные березки и старый пень. За этой солнечной поляной стоит дремучий темный лес. На солнце трава светло-салатного цвета, а цветы разноцветные: желтые, розовые, фиолетовые.

После того, как я долго смотрела на картину, на меня как будто повеяло летним зноем, пряным запахом трав и сладким — земляники.

Рядом с людьми, в тени, стоит корзина с грибами и кувшин с сочными спелыми ягодами. Мне понравилась картина Пластова, потому что художник изобразил красоту нашей земли. Порой мы не замечаем, какая красота окружает нас, картины художников помогают разглядеть ее, полюбить, научиться беречь природу.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

У современного человека лето ассоциируется с беззаботным отдыхом, когда можно делать все, что угодно. Летом многие уезжают к морю или просто целыми днями отдыхают на пляже. И лишь немногие задумываются над тем, чем было лето для наших предков.

На картине Пластова «Летом» мы видим детей, которые отдыхают в березовой роще. Девочка собирает ягоды в кружку, а мальчик уснул. Рядом с детьми лежит большая собака — это преданный друг и охранник детей. Возможно, кто-то решит, что дети просто прогуливались по лесу, но это совсем не так. Истинное положение дел нам раскрывают корзинки, наполненные грибами до краев. И сразу становится ясно, что сельские дети приучены с малых лет помогать взрослым.

Красоту летнего дня автор передает при помощи светлых красок. Это помогает понять, что для детей труд — это радость, а не тяжкая повинность, как часто бывает в современном обществе.

Картина показывает необходимость труда с раннего детства. Конечно, детей нельзя эксплуатировать, но помогать взрослым они должны с малых лет. Только таким способом можно вырастить трудолюбивого, честного и доброго человека, который не предаст и не бросит в беде.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

Аркадий Александрович Пластов – знаменитый русский художник. Лето – одно из любимых художником времен года, поэтому много произведений посвящено именно ему. К таким произведениям относится и картина «Летом».

На картине художник изобразил жаркий летний день. Двое грибников: похоже мама и дочка – отдыхают в тени под березами. На переднем плане Пластов нарисовал девочку. На ней белое платье и алая косынка. Девочка сидит на траве, ее ноги вытянуты. Видимо, она устала от долгой ходьбы по лесу. Но даже и на отдыхе девочка занята делом. Она перебирает ягоды, отрывая их с веточки и опуская в кружку, которая стоит у девочки на коленях.

Рядом с девочкой лежит собака. Она тоже отдыхает, как и ее хозяева. День слишком жаркий. Собака устало опустила голову на лапы. На втором плане Пластов нарисовал спящую женщину. На ней синее платье и такой же яркий синий платок, которым женщина прикрыла лицо от солнца и от надоедливых мух. Одна рука женщины поднята вверх. Пластов заостряет внимание на этой руке. Она сильная, покрытая темным загаром. То есть это рука труженицы, которая не знает покоя.

А вокруг раскинулась лесная поляна, залитая ярким солнечным светом. В жарких лучах солнца листва на деревьях сверкает. Изумрудного цвета трава кажется такой мягкой и шелковистой. Желтые и синие цветы дополняют картину летнего дня. А наполненные до краев грибами ведро и корзина, кувшин с ягодой говорят о щедрости летней природы.

Когда я смотрю на картину А.А.Пластова «Летом», я вспоминаю летние дни. И мне кажется, что я чувствую запах нагретой солнцем травы, ощущаю на лице тепло летнего ветерка, аромат лесных ягод, что самому хочется очутиться на этой лесной поляне и прилечь на мягкую траву.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

На картине художник изобразил трудолюбивую русскую женщину, которая с помощью внучки, собрала целую гору грибов и кувшин ягод. Рисуя картину, он восхищается трудолюбием женщин. Женщина научила маленькую девочку собирать грибы, передавая ей свой опыт.

Теплый приятный летний день. Бабушка с внучкой решили сходить в лес за грибами, в лесу жарко, солнце светит ярко, Долго они ходили по разным полянкам и собирали грибы, набрав целых две корзины грибов, они ощутили усталость. Нашли уютную полянку и сели под развесистыми ветвями берез, ее листья под лучами солнца красиво переливаются и радуют глаза зрителя. Бабушка прилегла отдохнуть и незаметно для себя уснула, девочка не стала ее тревожить. Внучка тем временем даром время не теряет, она нашла кустик с ягодами, сорвала с него веточки, теперь сидит и отделяет их от веточек и складывает в кружку. Крестьянки пришли в лес ни одни, с ними пришел их верный друг – старенький пес. Он тоже устал долго идти в лес и ждать пока его хозяйки соберут грибы, удобно присев около любимой хозяйки, он задремал, пока у него есть такая возможность.

Поляна заполнена высокой травой и цветами, здесь приятно пахнет свежестью и ароматными грибами. Щебет и трели птиц хорошо слышны, когда тихо сидишь на полянке, откуда-то издалека доносится голос кукушки, около ароматных цветов жужжат шмели и осы, порхают бабочки и летают стрекозы. Среди густой травы можно разглядеть синие колокольчики и белоснежные ромашки, художник прописал их очень точно, с любовью и нежностью. В корзине лежат разные грибы, здесь и белые грибы, и лисички. Сегодня девочку ждет вкусный ужин с грибами.

При написании картины художник использовал много зеленого цвета и его оттенков, чтобы естественнее передать зелень на полянке.

От картины веет тишиной и спокойствием, посмотрев на нее, тоже хочется отдохнуть и скушать пару лесных ягод.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

Пластов известный советский художник. Сначала учился в духовной семинарии, потом перешел в художественное училище. Рисовал пейзажи средней полосы и бытовые сцены сельских жителей. Сам из деревни и семьи потомственных иконописцев. Как выучился на художника в Москве, вернулся в свою деревню, где и прожил до конца своей жизни, рисуя своих односельчан и окружающую природу средней полосы России.

На картине «Летом» изображена одна из жанровых сцен сельской жизни. Возможно, нарисованы его знакомые по деревне. Тут присутствует и пейзаж, и бытовая сцена. Под тенью дерева расположилась девочка, спящая женщина и собака. Похоже, что это семья, которая с самого рассвета пошла по грибы, но вот уже солнце поднялось высоко, грибы собраны, а до родной деревни еще идти и идти… Поэтому они решили передохнуть в тени дерева и набраться сил для обратной дороги.

Мать девочки, или бабушку, сморило, и она уснула. По картине не совсем ясен возраст женщины, поэтому можем только предполагать. Сбоку изображена собака. Она тоже устала, прилегла и задремала. Хотя поза немного напряжена. И ощущается, что про свои обязанности сторожа не забывает. При любом шорохе готова вскочить и защищать своих людей от любой опасности. Одна девочка сидит и не спит. В руках у нее веточка с ягодой малины, которую она сосредоточенно ощупывает и потом кидает ягоды в кружку. Хороший урожай они собрали. Две полные корзины грибов и целый кувшин с малиной. Дома грибы сварят или засушат, а из малины скорей всего сделают варенье, чтоб зимой с чаем лакомиться и вспоминать летние деньки.

А на заднем плане картины раскинулась лесная полянка, утопающая в зелени и цветах. По всей картине разливается солнечный свет и передает ощущение усиливающей жары. Наверное, сейчас около полудня. И вторая половина лета, судя по богатому сбору ягод и грибов.

От картины исходит умиротворение и даже радость… Теплые летние дни, сочная зеленая трава, по которой хотелось бы пробежаться босиком, расслабленные люди, отдыхающие после выполненной работы… Сочетание ярких цветов и оттенков успокаивает, и передают радостное настроение зрителю. И так художник хорошо передал летние мотивы, что хочется сделать шаг и оказаться в этой лесной идиллии.

На этой странице искали :

  1. сочинение по картине рылова в голубом просторе читать 3 класс
  2. а а рылов в голубом просторе сочинение 3 класс
  3. сочинение по картине рылова в голубом просторе
  4. в голубом просторе сочинение 3 класс
  5. сочинение по картине а а рылова в голубом просторе

На чтение 5 мин. Опубликовано

Учителя стараются связать изучение русского языка с реальной жизнью, и в этом им помогают произведения живописи. Так, школьники пишут в 5 классе сочинение по картине Пластова «Летом». Учащиеся с удовольствием излагают свои впечатления на письме, ведь все любят это солнечное, теплое время года. Именно летняя погода дарит хорошее настроение, а также корзины ягод, грибов и охапки полевых цветов.

Сведения о художнике

Особого изучения заслуживает картина «Летом» Пластова. Перед тем как написать работу, стоит внимательно рассмотреть репродукцию, составить план и познакомиться с творчеством живописца.

Аркадий Александрович родился в 1893 году. Его родители были иконописцами. Детство он провёл в родном селе Прислониха, Симбирской губернии. Сначала Аркадий закончил три класса церковно-приходской школы, потом Симбирское духовное училище и в конце — семинарию. Роспись церковных стен навела юношу на мысль стать художником.

В 1912 году Пластов в Строгановское училище (Москва). Его учителями были:

Строгановское училище

  • А.Е. Архипов;
  • А.М. Васнецов;
  • А.С. Степанов;
  • Л.О. Пастернак.

В послереволюционные годы молодой живописец возвратился в родные места, где и прожил всю жизнь. Там он рисовал деревенский быт, создавал этюды с изображением местной природы и людей. Вскоре появились его знаменитые картины:

  • «На сенокосе»;
  • «Первый снег»;
  • «Весна»;
  • «Солнышко»;

У этих полотен в Третьяковской галерее всегда собирается много посетителей. Также около ста картин Пластова хранится в Ульяновском областном музее.

В мае 1972 года художника не стало. В его родном селе Прислонихе стоит памятник талантливому живописцу.

Описание картины

Аркадий Александрович Пластов любил лето

Аркадий Александрович Пластов любил лето — время года, когда вся природа набиралась сил и расцветала. В картине «Летом» (1954 г.) художник показал все богатство и щедрость русской земли, отдых тружениц, уставших от сбора грибов и ягод. Тема произведения — яркость и щедрость лета. Также Пластов затрагивает тему детей, которую использовал и в других своих шедеврах.

Летние дары достаются приятным, но кропотливым трудом. Именно такая идея полотна Пластова «Летом». Эпиграфом к уроку могут послужить следующие слова:

Хочешь поглядеть на лето?

В лес пускают без билета.

Приходи!

Грибов и ягод

Столько —

Не собрать и за год!

Сочинение по картине Пластова «Летом» в 5 классе дает возможность детям вспомнить летний отдых, поездки на природу, в лагерь.

Уставшие грибники

Можно продемонстрировать картину ребятам на большом экране или рассмотреть картинку в учебниках. Сочинение стоит начать с того, что Пластов показал жаркий полдень, когда солнце находилось в самом зените. Под тенистыми березами расположились на отдых уставшие грибники. Скорее всего, это мама и дочка. А рядом с ними — собака.

На переднем плане расположена девочка. Она наряжена в белое платье и красную косынку. Героиня сидит на траве, вытянув ноги. Видно, ей долго пришлось ходить по лесу и захотелось передохнуть. Но даже в этот момент она находит себе занятие — перебирает ягоды и бросает в кружку, стоящую на коленях. Особое внимание привлекает ее оранжево-красный платок. Солнечные лучи заставляют его переливаться различными оттенками. Кожа девочки очень нежная, видны коричневые брови, густые ресницы, темно-каштановая челка.

На заднем плане лежит женщина в темно-синем платье и платке. Это может быть мама или бабушка девочки — лица не видно. Усталость заставила ее немного прилечь. Рукой женщина прикрыла лицо от слепящих солнечных лучей. Ее загорелые руки свидетельствуют о том, что она много работает. Летом деревенские жители часто ходят по грибы и ягоды и стараются набирать много, чтобы прокормить семью.

Летний пейзаж

Пластов мастерски изобразил густую зеленую траву. В ней стоят высокие березки с белыми стволами. Солнечные зайчики игриво переливаются на ярко-зеленых листочках серебристыми и золотистыми отблесками. Тоненькие березовые веточки слегка колышутся под дуновением летнего ветерка. На одном деревце видно оторванную кору. В стороне стоит старый пень.

Уставшие грибники

Видно, что лето в самом разгаре. Вокруг грибников растет много полевых цветов, радующих глаз. Их хрупкая красота показана всевозможными полутонами: нежно-фиолетовым, голубовато-лиловым, янтарно-желтым, розовым, белым. Немного дальше виднеется цветочная поляна, ярко освещаемая солнцем. За ней проглядывается темно-зеленая полоса леса.

Дары природы

Рядом с грибниками стоит корзина, ведро с грибами и кувшин, наполненный спелой ягодой. Женщина и девочка долго работали, и мама может гордиться своей помощницей. Они отдыхают и вспоминают о том, как радостно было срезать рыжие и коричневые шляпки грибов. Среди них, наверное, есть подосиновики, рыжики, боровики. Зимой приятно будет поедать вкусные заготовки.

Удачной находке даже радуется четвероногий друг грибников — собака. Уставшее животное верно сопровождало их по лесу. Пес прилег отдохнуть и положил морду на лапы. Хоть он и закрыл глаза, но не теряет бдительности.

Впечатление от полотна

Пластов использовал множество зеленых оттенков, чтобы максимально точно передать буйствующее лето. Картина наполнена умиротворением и радостью. Зрителям так и хочется пробежаться босиком по лесной тропинке. Многие не против оказаться среди этой лесной идиллии.

Общее впечатление от картины — воодушевленное, солнечное, игривое.

Живописец предстал перед зрителями ценителем красоты родного края. Он в самых мелких деталях показал символ России — белоствольные березки. Видно, что автору близка эта природа и народная жизнь, которые слились на полотне воедино.

Мастерство художника

Картина Пластова

Если просмотреть галерею работ Пластова, то видно, что среди них преобладает пейзаж. Природа определяет и настроение, образную линию картины «Летом». Доминантной особенностью полотна является единство душевного, эмоционального состояния персонажей с пейзажем. Пластов изобразил природу подобно русскому писателю. Он тонко передал красоту первозданности мира и божественного присутствия в нём.

Лето на картине — такой же персонаж, как и грибники. Заметно, что Аркадий Александрович глубоко переживает поэзию незамысловатого, обыденного вида и передает эту энергию зрителю.

У Пластова пейзаж существует рядом с жанровым компонентом. Именно человек осознает величие созидающего Творца и чувствует себя частью этого мироздания.

Художник словно любуется своими героями, показывая их в момент отдыха после долгой работы, результат которой принес им радость.

Тема
урока: «
Описание картины А.А. Пластова
“Летом”»

Вид урока: развитие речи

Цели:

  • образовательная: познакомить
    с жизнью и творчеством А.А. Пластова,
    научить как можно более полно описывать
    изображенное на картине; ввести в
    словарь учащихся слова: холодные и
    тёплые цвета, тон, фон, колорит
    ;
    закрепить правописание падежных
    окончаний имён прилагательных;

  • развивающая: развивать
    монологическую речь, пополнить лексику
    учащихся по теме «Лето»;

  • воспитательная: формирование
    коммуникативных навыков и нравственных
    позиций учащихся.

Оборудование: репродукция картины
А.А.Пластова “Летом”, репродукции
других картин художника(«Лето», «Сенокос»,
«В деревне»); карточки.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами познакомимся с
творчеством выдающегося русского
художника А. Пластова. А по одной из его
картин напишем сочинение.

А.А. Пластов родился в 1893 году в деревне
Прислонихе Ульяновской области, где
провел большую часть своей жизни. Здесь
живут герои его картин. Здесь поля, на
которых работали его отец, деды и прадеды,
сам художник. Вот почему он так хорошо
знает жизнь русской деревни.

В его полотнах с большой любовью и
мастерством раскрывается красота и
сила родной природы, выражается глубокое
восхищение человеком-тружеником.
Художник всегда стремится передать
внутренний мир изображаемых им людей,
их мысли , чувства, переживания. Любимые
герои Пластова – деревенские ребятишки.
Они присутствуют почти в каждом его
произведении: “Витя-подпасок”, “Первый
снег” «Полдень», «Сенокос», «Фашист
пролетел», «Летом». Лето – это самое
веселое, солнечное, жаркое время года.
Его любят все. Это прекрасное время
воспевают не только художники в своих
картинах, но и поэты. Прочитаем стихи о
лете русских поэтов.

Стихи А.А. Фета. Ф. И. Тютчева.

Как здесь свежо под липою густою –

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал

А там, вдали, сверкает воздух жгучий

Колебляся, как будто дремлет он.

Так резко – слух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почиющий природы,

Волнистые проходят облака.

А.А. Фет.

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоен.

Ф.И. Тютчев.

— Любите ли вы ходить в лес, собирать
грибы и ягоды?

II. Беседа по картине

— Что прежде всего привлекло ваше
внимание?( Яркая, солнечная опушка леса,
здесь отдыхают девочка и женщина. Корзина
и ведро с грибами, глиняный кувшин с
ягодами. Красная косынка на голове у
девочки и зелёная трава.)

— Рассмотрите картину более внимательно.
Кого изобразил художник?

— Опишите каждого более подробно, начните
с описания с женщины. (На картине мы
видим женщину и девочку. Наверное, это
мать с дочкой или бабушка с внучкой.
Женщина в синем платье, в фартуке. Она,
видимо, очень устала, утомилась от долгой
ходьбы по лесу, собирая грибы и ягоды,
и теперь лежит в густой траве и дремлет,
прикрыв лицо от солнца рукой.)

-Как вы думаете, почему художник так
отчетливо изобразил руки женщины? Какие
они? (Руки у женщины загорелые, натруженные,
сильные, — сразу видно, что она много
работает. Художник хотел показать, что
эта женщина – труженица.)

— Опишите девочку: как она сидит, что
делает, как одета? (Девочка сидит на
траве, вытянув босые ноги, неторопливо
обрывает с ветки спелые, сочные ягоды
малины и бросает их в кружку. На ней
белое платье и красный платок.)

— Что в наряде девочки особенно бросается
в глаза? (Ярко-красный платочек сразу
выделяет девочку, притягивает наш
взгляд, и мы внимательно всматриваемся
в её лицо. Её смуглое румяное лицо
спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные
брови несколько подняты вверх. Тёмные
длинные волосы выбиваются из-под платка,
одна волнистая прядь спадает на грудь.)

— Что вы можете сказать о собаке,
изображенной на картине? (собака тоже
устала и легла отдохнуть. Она лежит
около девочки, вытянула вперёд лапы и
положила на них свою морду. Глаза у
собаки прикрыты, уши опущены, висят как
два лопуха.)

— Где расположились грибники? Почему
они выбрали именно это место? (Грибники
расположились на тихой лесной полянке
в тени под густыми ветвями берёзок,
чтобы скрыться от жары. Полянка очень
красивая: среди сочной, изумрудной
зелени травы пестреют голубые колокольчики,
ромашки с чуть поникшими лепестками,
желтые козлобородники).

— Как художник показал, что стоит солнечный
тихий день? (Ослепительное солнце озаряет
всю поляну окрашивает её в желтоватый
цвет. Яркий солнечный свет так и играет
на листьях берёз, освещая их. От этого
они золотистого цвета. Цветы, трава
листья на деревьях спокойны, не шелохнутся,
потому что в лесу тихо, безветренно.)

— Какие цвета использовал художник в
своей картине? (Яркие, сочные краски,
здесь преобладают зеленый, желтый,
белый, светло-коричневый, розовый,
красный.)

Учитель. Цвет в картине имеет большое
значение. С помощью цвета художник
создает образ, передает своё отношение
к изображаемому, вызывает определенное
настроение. Желтый, красный, розовый,
оранжевый цвета называют в живописи
теплыми.
Они напоминают тепло, огонь,
помогают художнику передать радостное,
светлое настроение. Синий, фиолетовый
зеленый, серый – это холодные тона.
Они
обычно вызывают у нас чувства грусти,
тоски, печали. Любой цвет в живописи
может быть теплым холодным в зависимости
от того, к какому цвету ближе его оттенок:
к красно-оранжевому или сине-зеленому.

– Какие же цвета использовал А.А. Пластов?
(Теплые – т.к. художник хотел передать
хорошее и радостное настроение.)

– Какое впечатление произвела на вас
картина? (Хочется долго смотреть на
картину. Природа, которая изображена
на ней, нам очень близка и понятна. На
картине много ярко-зеленого, желтого,
белого, розового цветов. Эти цвета
вызывают у нас радостное настроение.)

III. Лексическая работа (работа
по карточкам
)

  1. Подберите
    к данным словам синонимы.

Зеленый,
яркий
, изумрудный, ослепительный,
теплый, жаркий

— Составьте словосочетания и предложения
со словами-синонимами: зеленый
изумрудный,
яркий
ослепительный. (Зеленая
полянка, изумрудная трава; яркие краски,
ослепительный луг и т.д)

2. Работа со словарем

Багряный, -ая, -ое. Ярко-красный.

Слово исконно русское. Образовано от
старославянского багръ – красная
краска, красный цвет.

Синонимы: багровый, алый, пунцовый,
пурпурный, рдяной, огневой, пламенный,
рубиновый, кровавый, кумачовый.

3.
Сд
елайте
орфографический разбор слов.

Известный,
коричневый

4.
Вставь буквы.

На п….реднем план….
картины художник из…бразил девочку в
бел…м плать…., красн…м пл….тке и с
бус…ми из яго….. Рядом (с)ней л….жит
с….бака. Девочка отделяет яг….ды
(от)веет….чек и лист…ев и (с,з)кладыва….т
их (в)кру….ку.
Позади людей озаренные
ярким со…нцем трава и цв…ты, стройные
б…резки и старый пень. На со…..нце трава
светло-салатного цвета, а цветы
разноцветные: ж…..лтые, роз….вые,
фи….летовые.
Рядом с людьми, в тени,
ст…..ит к….рзина с грибами и кувшин с
соч(?)ными спелыми яг….дами.

IV. Работа над составлением плана

1. Вступление(первое впечатление от
произведения)

2. Описание картины «Летом»

а)внешний вид, выражение лиц, позы
героев;

б) Пейзаж.

3. Заключение (настроение, которое создает
картина)

V. Устная работа по плану

Учитель говорит, что описать изображенное
на картине можно и в другой последовательности.

VI. Написание сочинения

Литература:

1. Лазаренко Г.
П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски
и находки: — М.:Дрофа, 2004.

2.
Ходякова Л. А., Новикова Л. И., Штыкина,
Кабанова Е. В. Сочинение по картине в
5-м классе: Метод. пособие / Ходякова Л.
А., Новикова Л. И., Штыкина, Кабанова Е.
В. —
М.: ООО
«Издательство Астрель», 2003

3. Русский
язык: Учебник для 5 кл.
общеобразовательных учрежде­
ний
/Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А.
Тростенцова и др. — 36-е издание,
доработан­
ное. — М.: Просвещение,
2009.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Урок русского языка в 6 классе систематизация материалов к сочинению сложный план
  • Урок подготовка к сочинению по комедии фонвизина недоросль 8 класс
  • Урок по сказке шварца два брата
  • Урок по рассказу челкаш горького 11 класс
  • Урок по рассказу фотография на которой меня нет 8 класс