Урок русского языка 5 класс сочинение по картине пластова летом

Картина летом 1945 - на этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне

Картина «Летом» (1945) — на этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод… Подборка сочинений по картине Пластова «Летом»

Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» 5 класс

Всем известно, что летняя пора дарит нам не только солнце и тепло, но и до краев наполненные корзины спелых ягод и грибов. Все эти плоды очень выразительно изображены на картине «Летом», которая принадлежит кисти прекрасного русского художника А. А. Пластова.

Картина эта очень живая и реалистичная. Что же нам показывает эта работа? Художник изобразил на ней деревенских женщину и девочку, возможно, это бабушка и внучка. Они насобирали много грибов и присели отдохнуть в берёзовой роще. Ковром им служит мягкая зеленая трава. Рядом хорошо видно полянку, которую прогревают солнечные лучи.

На заднем плане стоит темный дремучий лес. Трава, освещенная солнцем, светло-салатового цвета, а цветы все разные: розовые, желтые, фиолетовые. Над путницами, будто защищая их жаркого солнца, склонились две берёзки. И девочка, и женщина очень устали, ведь им пришлось немало потрудиться, чтоб собрать такой урожай грибов.

Женщина в синем платье и в таком же платке задремала прямо на земле, подложив под голову натруженные руки. Девочка одета в белое платье и красный платок, в руках она держит спелые ягоды. На коленях у девочки стоит полная чашка, она налила ее из стоящего рядом глиняного кувшина.

Рядом со своей хозяйкой лежит верный друг – собака. Она, видимо, тоже очень устала, ведь сопровождала грибников от самого дома и была их верной попутчицей. Собака свернулась калачиком и размышляет о чем-то своем.

Если пристально всматриваться в картину, может показаться, что чувствуешь летний зной, пряный запах трав и ягод. Все это возможно благодаря мастерству художника. Мне очень понравилось это полотно, потому что на нем очень выразительно изображена красота нашей земли. Часто мы не замечаем окружающую нас красоту, а подобные картины помогают остановить момент и разглядеть ее.

Сочинение по картине Пластова «Летом» с планом

План.

1. Творчество А.А. Пластова.
2. Сюжет картины «Летом».
3. Правдивая кисть.
4. Художник, любящий Русь.

Аркадий Александрович Пластов — известный русский живописец ХХ века, автор множества полотен о сельской жизни. Он сам родился в деревне, с малых лет были знакомы ему заботы и радости крестьянства. Наряду со взрослыми, он включал в сюжет картин детей, показывая преемственность трудовых традиций и поколений.

Вот и на летней поляне в разгар грибной поры мы видим женщину с девочкой. Усталая мать в синем платье прикорнула в тени белоствольных берез, утомленная полуденным солнцем и дальней дорогой. Босые ноги исходили немало троп, пригорков и овражков. Полны грибов корзина и ведро, яркая ягода радует глаз. Ее собирала миловидная девчушка в красном платке и домотканом белом платьице. Она и сейчас обирает земляничный кустик в эмалированную кружку. Думается мне, что клала она ароматные ягоды в кувшин, сидя на солнечном пригорке, пока мать ходила из березовой рощи в густой ельник за маслятами. Верный пес поспевал за хозяйкой, окликая малышку звонким лаем. Так, аукаясь, они наполнили всю свою тару и расположились на отдых в тени перед обратной дорогой.

Тут и застала их правдивая кисть художника. Ничего не укрылось от его зоркого глаза: натруженные руки матери, усталые глаза пса, растрепанные прядки на мокром от пота лбу, отполированные ручки корзины и ведра. Тяжек крестьянский труд в пору, когда день год кормит. Лишь солнце да синее небо, мягкая зелень и полевые цветы, что беззвучной песней баюкают грибников, будут отрадой для уставших. Вечные спутницы русского человека, березки укроют от зноя и будут нашептывать утешение, шурша резными сердечками листвы.

Покоем и любовью веет от картины «Летом». Пластов признается этим полотном в любви к прекрасной родной земле, в уважении к труду, к традициям Руси-матушки.

Сочинение по картине Пластова «Летом» 5 класс

На уроке русского языка учительница познакомила нас с удивительно красивой картиной Пластова “Летом”.

На переднем плане картины художник изобразил девочку в белом платье;, красном платке и бусами из ягод. Рядом с ней лежит собака. Девочка отделяет ягоды от веточек и листьев и складывает их в кружку.

А на заднем плане картины мы видим отдыхающую бабушку в синем платье и платке. Наверное, она устала от сбора ягод и грибов, поэтому прилегла в тени. Позади людей озаренные ярким солнцем трава и цветы, стройные березки и старый пень. За этой солнечной поляной стоит дремучий темный лес. На солнце трава светло-салатного цвета, а цветы разноцветные: желтые, розовые, фиолетовые.

После того, как я долго смотрела на картину, на меня как будто повеяло летним зноем, пряным запахом трав и сладким — земляники.

Рядом с людьми, в тени, стоит корзина с грибами и кувшин с сочными спелыми ягодами. Мне понравилась картина Пластова, потому что художник изобразил красоту нашей земли. Порой мы не замечаем, какая красота окружает нас, картины художников помогают разглядеть ее, полюбить, научиться беречь природу.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

У современного человека лето ассоциируется с беззаботным отдыхом, когда можно делать все, что угодно. Летом многие уезжают к морю или просто целыми днями отдыхают на пляже. И лишь немногие задумываются над тем, чем было лето для наших предков.

На картине Пластова «Летом» мы видим детей, которые отдыхают в березовой роще. Девочка собирает ягоды в кружку, а мальчик уснул. Рядом с детьми лежит большая собака — это преданный друг и охранник детей. Возможно, кто-то решит, что дети просто прогуливались по лесу, но это совсем не так. Истинное положение дел нам раскрывают корзинки, наполненные грибами до краев. И сразу становится ясно, что сельские дети приучены с малых лет помогать взрослым.

Красоту летнего дня автор передает при помощи светлых красок. Это помогает понять, что для детей труд — это радость, а не тяжкая повинность, как часто бывает в современном обществе.

Картина показывает необходимость труда с раннего детства. Конечно, детей нельзя эксплуатировать, но помогать взрослым они должны с малых лет. Только таким способом можно вырастить трудолюбивого, честного и доброго человека, который не предаст и не бросит в беде.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

Аркадий Александрович Пластов – знаменитый русский художник. Лето – одно из любимых художником времен года, поэтому много произведений посвящено именно ему. К таким произведениям относится и картина «Летом».

На картине художник изобразил жаркий летний день. Двое грибников: похоже мама и дочка – отдыхают в тени под березами. На переднем плане Пластов нарисовал девочку. На ней белое платье и алая косынка. Девочка сидит на траве, ее ноги вытянуты. Видимо, она устала от долгой ходьбы по лесу. Но даже и на отдыхе девочка занята делом. Она перебирает ягоды, отрывая их с веточки и опуская в кружку, которая стоит у девочки на коленях.

Рядом с девочкой лежит собака. Она тоже отдыхает, как и ее хозяева. День слишком жаркий. Собака устало опустила голову на лапы. На втором плане Пластов нарисовал спящую женщину. На ней синее платье и такой же яркий синий платок, которым женщина прикрыла лицо от солнца и от надоедливых мух. Одна рука женщины поднята вверх. Пластов заостряет внимание на этой руке. Она сильная, покрытая темным загаром. То есть это рука труженицы, которая не знает покоя.

А вокруг раскинулась лесная поляна, залитая ярким солнечным светом. В жарких лучах солнца листва на деревьях сверкает. Изумрудного цвета трава кажется такой мягкой и шелковистой. Желтые и синие цветы дополняют картину летнего дня. А наполненные до краев грибами ведро и корзина, кувшин с ягодой говорят о щедрости летней природы.

Когда я смотрю на картину А.А.Пластова «Летом», я вспоминаю летние дни. И мне кажется, что я чувствую запах нагретой солнцем травы, ощущаю на лице тепло летнего ветерка, аромат лесных ягод, что самому хочется очутиться на этой лесной поляне и прилечь на мягкую траву.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

На картине художник изобразил трудолюбивую русскую женщину, которая с помощью внучки, собрала целую гору грибов и кувшин ягод. Рисуя картину, он восхищается трудолюбием женщин. Женщина научила маленькую девочку собирать грибы, передавая ей свой опыт.

Теплый приятный летний день. Бабушка с внучкой решили сходить в лес за грибами, в лесу жарко, солнце светит ярко, Долго они ходили по разным полянкам и собирали грибы, набрав целых две корзины грибов, они ощутили усталость. Нашли уютную полянку и сели под развесистыми ветвями берез, ее листья под лучами солнца красиво переливаются и радуют глаза зрителя. Бабушка прилегла отдохнуть и незаметно для себя уснула, девочка не стала ее тревожить. Внучка тем временем даром время не теряет, она нашла кустик с ягодами, сорвала с него веточки, теперь сидит и отделяет их от веточек и складывает в кружку. Крестьянки пришли в лес ни одни, с ними пришел их верный друг – старенький пес. Он тоже устал долго идти в лес и ждать пока его хозяйки соберут грибы, удобно присев около любимой хозяйки, он задремал, пока у него есть такая возможность.

Поляна заполнена высокой травой и цветами, здесь приятно пахнет свежестью и ароматными грибами. Щебет и трели птиц хорошо слышны, когда тихо сидишь на полянке, откуда-то издалека доносится голос кукушки, около ароматных цветов жужжат шмели и осы, порхают бабочки и летают стрекозы. Среди густой травы можно разглядеть синие колокольчики и белоснежные ромашки, художник прописал их очень точно, с любовью и нежностью. В корзине лежат разные грибы, здесь и белые грибы, и лисички. Сегодня девочку ждет вкусный ужин с грибами.

При написании картины художник использовал много зеленого цвета и его оттенков, чтобы естественнее передать зелень на полянке.

От картины веет тишиной и спокойствием, посмотрев на нее, тоже хочется отдохнуть и скушать пару лесных ягод.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

Пластов известный советский художник. Сначала учился в духовной семинарии, потом перешел в художественное училище. Рисовал пейзажи средней полосы и бытовые сцены сельских жителей. Сам из деревни и семьи потомственных иконописцев. Как выучился на художника в Москве, вернулся в свою деревню, где и прожил до конца своей жизни, рисуя своих односельчан и окружающую природу средней полосы России.

На картине «Летом» изображена одна из жанровых сцен сельской жизни. Возможно, нарисованы его знакомые по деревне. Тут присутствует и пейзаж, и бытовая сцена. Под тенью дерева расположилась девочка, спящая женщина и собака. Похоже, что это семья, которая с самого рассвета пошла по грибы, но вот уже солнце поднялось высоко, грибы собраны, а до родной деревни еще идти и идти… Поэтому они решили передохнуть в тени дерева и набраться сил для обратной дороги.

Мать девочки, или бабушку, сморило, и она уснула. По картине не совсем ясен возраст женщины, поэтому можем только предполагать. Сбоку изображена собака. Она тоже устала, прилегла и задремала. Хотя поза немного напряжена. И ощущается, что про свои обязанности сторожа не забывает. При любом шорохе готова вскочить и защищать своих людей от любой опасности. Одна девочка сидит и не спит. В руках у нее веточка с ягодой малины, которую она сосредоточенно ощупывает и потом кидает ягоды в кружку. Хороший урожай они собрали. Две полные корзины грибов и целый кувшин с малиной. Дома грибы сварят или засушат, а из малины скорей всего сделают варенье, чтоб зимой с чаем лакомиться и вспоминать летние деньки.

А на заднем плане картины раскинулась лесная полянка, утопающая в зелени и цветах. По всей картине разливается солнечный свет и передает ощущение усиливающей жары. Наверное, сейчас около полудня. И вторая половина лета, судя по богатому сбору ягод и грибов.

От картины исходит умиротворение и даже радость… Теплые летние дни, сочная зеленая трава, по которой хотелось бы пробежаться босиком, расслабленные люди, отдыхающие после выполненной работы… Сочетание ярких цветов и оттенков успокаивает, и передают радостное настроение зрителю. И так художник хорошо передал летние мотивы, что хочется сделать шаг и оказаться в этой лесной идиллии.

На этой странице искали :

  1. сочинение по картине рылова в голубом просторе читать 3 класс
  2. а а рылов в голубом просторе сочинение 3 класс
  3. сочинение по картине рылова в голубом просторе
  4. в голубом просторе сочинение 3 класс
  5. сочинение по картине а а рылова в голубом просторе

Лето дарит не только тепло и солнце, но и полные корзины грибов и спелых ягод. Все это плоды щедрости летней природы. Художественное описание картины Пластова “Летом”.

Сочинение по картине Пластова «Летом» − 5 класс

Вариант 1

Перед нами – картина замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова — «Летом». Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов!

Что же мы видим на этой картине? На полотне художник изобразил двух грибников: женщину и девочку, отдыхающих в берёзовой роще. Изумрудная трава служит им мягким ковром. Неподалёку изображена поляна, и видно, что палящие лучи хорошо прогревают землю. Две берёзки склонились над путниками, будто хотят защитить грибников от знойного солнца.

Женщина с девочкой очень устали, так как мы видим, что рядом с ними стоят две полные корзины грибов. Женщина уснула в берёзовой прохладе, сложив свои натруженные руки. В ногах девочки – полная чашка с питьём, она только что налила его из стоящего в траве глиняного большого кувшина.

Она с грустью вспоминает о том, как радостно было находить рыжие и белые шапочки грибов, весело глядящие теперь из корзин! От неё ведь не смог спрятаться ни один хитрый гриб! Всех нашла! А как рада была такой помощнице мама! Засолят, и засушат – ох и вкусные будут грибы, хоть и достались с таким трудом.

Вот будет что зимой им вспомнить! И теперь как приятно в тени берёз отдохнуть после такого тяжелого труда! Мысли девочки прервало чьё-то сопение. Рядом с ней верный четвероногий друг – собака. Видно, она тоже очень сильно устала, так как была верной попутчицей грибникам, сопровождая их от самого дома.

Свернувшись калачиком, собака наверняка размышляет об обратном пути домой. Ведь идти придётся не налегке, а с полными корзинами щедрых летних даров!

Вариант 2

На уроке русского языка учительница познакомила нас с удивительно красивой картиной Пластова “Летом”.

На переднем плане картины художник изобразил девочку в белом платье,  красном платке и бусами из ягод. Рядом с ней лежит собака. Девочка отделяет ягоды от веточек и листьев и складывает их в кружку.

А на заднем плане картины мы видим отдыхающую бабушку в синем платье и платке. Наверное, она устала от сбора ягод и грибов, поэтому прилегла в тени. Позади людей озаренные ярким солнцем трава и цветы, стройные березки и старый пень. За этой солнечной поляной стоит дремучий темный лес. На солнце трава светло-салатного цвета, а цветы разноцветные: желтые, розовые, фиолетовые.

После того, как я долго смотрела на картину, на меня как будто повеяло летним зноем, пряным запахом трав и сладким — земляники.

Рядом с людьми, в тени, стоит корзина с грибами и кувшин с сочными спелыми ягодами. Мне понравилась картина Пластова, потому что художник изобразил красоту нашей земли. Порой мы не замечаем, какая красота окружает нас, картины художников помогают разглядеть ее, полюбить, научиться беречь природу.

Вариант 3

Пластов невероятно талантливый художник, большинство его картин являются шедеврами. Одной из таких, является картина «Летом».

На картине изображена женщина и девочка, наверняка, это мама и дочь. Они целый день ходили за грибами и очень устали.

Присев отдохнуть, мама решила вздремнуть и уснула, последовав ее примеру, легла спать и их собака. Но девочка усталости не поддается — она терпеливо сидит и собирает вкусные ягоды. Да, сегодня они хорошенько потрудились и собрали две полные корзины грибов, наверняка, там и подосиновики, и опята, и маслята, и многие другие виды.

Собирать грибы — дело не из легких, ведь в основном они прячутся под пеньками, под листочками и под кустами. Чтобы собрать такое количество грибов, нужно встать пораньше и идти в лес.

С первого взгляда видно, что время года лето. Ведь на девочке и ее маме — лёгонькое ситцевое платье. У мамы небесно-синего цвета, а у девочки белоснежное. На головах и обоих платки. Ведь летом солнышко припекает и чтобы не получить солнечный удар, нужен головной убор.

Девочка сидит с босыми ногами, ах как приятно побегать по теплой травке босиком! Природе художник уделил особое внимание, он изобразил ее во всей красе.

Пушистый зеленый ковер из травки, расстелился широко-широко. Также повсюду растут невероятные ароматные цветы синего и фиолетового цвета, наверняка, это васильки. На картине их очень много, видимо художник хотел этим сказать, что рвать их не нужно, для того чтобы все могли любоваться этими чудесными полевыми цветами.

На переднем плане изображены две тоненькие березки, спустя свои ветви-косы до земли, они греются под летним солнышком. Рядом с березками стоит одинокий пенек, скорее всего, тут была еще одна береза, но ее спилили и теперь на пне могут отдохнуть уставшие люди.

Деревья и цветы на картине

Художник настолько точно изобразил летнюю природу, что кажется, будто картина живая. Глядя на нее, прямо чувствуешь этот пьянящий запах цветов и зелени, невероятный аромат травы и деревьев, а также нежно-сладкий привкус летнего леса.

Лес прекрасен во все времена года, а летом, особенно. Ведь повсюду слышно пение птиц, стрекочущие звуки кузнечиков и шуршание муравьев. Летом — вся природа оживает. Все живые существа вылезают из своих нор, чтобы погреться под лучами летнего солнышка.

А если забрести вглубь леса, можно встретить разнообразных животных, в том числе, и диких.

Ах, как прекрасна летняя пора! И особенно отчетливо это ощущается в невероятной картине Аркадия Александровича Пластова «Летом».

Вариант 4

Автор знакомит нас с двумя грибниками, который целый день бродили по лесу, и решили немного отдохнуть. Путники остановились на привал под раскидистыми березами.

На переднем плане мы видим девочку лет 8 в белом платьице и красной косынке. На девчушке нет обуви — скорее всего она привыкла щеголять босиком и совсем не боится колючек. Даже в минуты отдыха руки девочки заняты делом — она перебирает веточку земляники. Недалеко от ребенка лежит ее преданный друг — старый пес. Собака устала и положила морду на лапы.

На втором плане мы видим отдыхающую бабушку. Женщина одета в изумрудный сарафан и косынку. Бабулечка учила внучку собирать грибочки и ягодки. Долго гуляя по лесу, женщина и девочка утомились и решили прилечь отдохнуть. Художник акцентирует внимание на поднятую вверх руку женщины —  она мощная и загорелая, то есть это рука настоящей трудолюбивой крестьянки.

А кругом раскинулись неповторимые просторы нашей Родины.  Полотно переливается яркими солнечными лучами. Зелень сверкает от ярких лучей солнца. Мы как будто бы слышим всевозможные трели летних птиц и стрекот кузнечиков.

Художник использовал огромное количество оттенков зеленого цвета — это помогло естественно передать летнюю зелень.

Посмотрите на полные корзины с дарами природы! Какая щедрая у нас страна! Мне очень нравится картина Пластова — она наполнена любовью к своей земле!

Аркадий Александрович Пластов — талантливый советский живописец «певец советского крестьянства».  Любимым временем года художника было лето, именно поэтому огромное количество картин посвящено этому моменту года. К этому циклу относится и полотно «Летом», написанное в 1954 году.

Автор смог разглядеть красоту в таком простом, казалось бы, моменте, как отдых в лесу. Из-под его кисти даже тяжелый труд выглядит радостно. Полотно передает неповторимость Российских пейзажей и красоту простых людей.

Вариант 5

Пластов известный советский художник. Сначала учился в духовной семинарии, потом перешел в художественное училище. Рисовал пейзажи средней полосы и бытовые сцены сельских жителей. Сам из деревни и семьи потомственных иконописцев. Как выучился на художника в Москве, вернулся в свою деревню, где и прожил до конца своей жизни, рисуя своих односельчан и окружающую природу средней полосы России.

На картине «Летом» изображена одна из жанровых сцен сельской жизни. Возможно, нарисованы его знакомые по деревне. Тут присутствует и пейзаж, и бытовая сцена. Под тенью дерева расположилась девочка, спящая женщина и собака. Похоже, что это семья, которая с самого рассвета пошла по грибы, но вот уже солнце поднялось высоко, грибы собраны, а до родной деревни еще идти и идти… Поэтому они решили передохнуть в тени дерева и набраться сил для обратной дороги.

Мать девочки, или бабушку, сморило, и она уснула. По картине не совсем ясен возраст женщины, поэтому можем только предполагать. Сбоку изображена собака. Она тоже устала, прилегла и задремала. Хотя поза немного напряжена. И ощущается, что про свои обязанности сторожа не забывает. При любом шорохе готова вскочить и защищать своих людей от любой опасности. Одна девочка сидит и не спит. В руках у нее веточка с ягодой малины, которую она сосредоточенно ощупывает и потом кидает ягоды в кружку. Хороший урожай они собрали. Две полные корзины грибов и целый кувшин с малиной. Дома грибы сварят или засушат, а из малины скорей всего сделают варенье, чтоб зимой с чаем лакомиться и вспоминать летние деньки.

А на заднем плане картины раскинулась лесная полянка, утопающая в зелени и цветах. По всей картине разливается солнечный свет и передает ощущение усиливающей жары. Наверное, сейчас около полудня. И вторая половина лета, судя по богатому сбору ягод и грибов.

От картины исходит умиротворение и даже радость… Теплые летние дни, сочная зеленая трава, по которой хотелось бы пробежаться босиком, расслабленные люди, отдыхающие после выполненной работы… Сочетание ярких цветов и оттенков успокаивает, и передают радостное настроение зрителю. И так художник хорошо передал летние мотивы, что хочется сделать шаг и оказаться в этой лесной идиллии.

Прочитайте также сочинение по картине А. А. Пластова “Первый снег”.

Описание картины Пластова «Летом» для 5 класса

Вариант 1

Пластов Аркадий Александрович является одним из самых знаменитых русских художников. Человеком с большой буквы, который сумел подарить современникам не одно замечательное и захватывающее произведение искусства.

Лето, пожалуй, у многих поэтов и людей является самым любимым временем года. Именно о нём складывались, да и складываются сейчас рассказы, повести, стихотворения, пишутся картины и так далее.

Данный писатель не стал исключением, поэтому и в его копилке художественных произведений есть такие, которые посвящены именно лету.

Нельзя поспорить и о том, что картина “Летом” так же относиться к этому замечательному периоду. Хотя это становиться понятно даже по названию, не нужно видеть картину, чтобы понимать о чем в ней идёт речь.

На картине изображён один из самых обычных летних дней, когда жаркое солнце пригревает всё вокруг. Так же помимо летней природы на картине можно увидеть двоих грибников. Это представительницы прекрасного пола, возможно по замыслу художника это мама с дочкой. Видно, что эти двое уже прошли лес в поисках желанных грибов и присели отдохнуть в тени, которую создают шикарные, ветвистые берёзы, раскинувшиеся на летней поляне.

Первый план картины был отдан девочке, которая была одета в беленький сарафан и косынку в тон, он сидела можно сказать полулежа, вытянув ноги. Видимо очень усталая от проделанного пути.

Стоит заметить, что художник хотел показать и трудолюбие этой, потому что даже в тени на привале она занимаются тем, что перебирает ягоды и грибы, собранные не так давно.

Рядом с женщинами, ближе к девочке лежит собака, которая видимо так же устала от жаркого дня и палящего солнца, как и её хозяева.

На втором плане была изображена спящая женщина, видимо мама той девочки. Одна рука была поднята вверх. Стоит заметить, что этой руке художник уделил особое внимание, стараясь показать что это руки труженицы, которая не знает лени.

Вариант 2

Много-много солнечного света и ярких, радостных красок – таково первое впечатление от картины А.А. Пластова «Летом». Мастер русской живописи не просто изобразил обычный эпизод из жизни сельских жителей, он разглядел в нем особую красоту и поэзию, которые умело и с любовью передал зрителю.

Погожий летний денек в самом разгаре. Под тенью берез расположились женщина со своей дочкой, уставшие после сбора грибов и ягод. По пути домой они решили немного отдохнуть. Хотя солнце еще высоко, их корзина и ведерко уже доверху наполнены грибами, а увесистый кувшин полон ягод.

Женщина прилегла на травку, закрывшись от солнца рукой, а девочка сидит, вытянув босые ноги. Лицо девочки сосредоточенно – она перебирает ягоды. Простой деревенский пес уютно расположился и дремлет у ее ног – видно, что он тоже набегался и устал. Красавицы-березы так и приглашают отдохнуть в своей тени. Их листочки красиво переливаются в лучах летнего солнца. Густая трава позади деревьев сверкает на солнце.

Ярко-синие колокольчики, ромашки и другие луговые цветы перемешиваются с густой травой. От картины веет умиротворенностью, тихой, спокойной радостью. Такое настроение художнику удалось создать благодаря ярким, сочным цветам. Это и зелень травы, и разноцветье цветов, и ярко-красный платок, повязанный на голове у девочки, и синяя одежда женщины.

Картина будто вместила в себя все краски лета – прекрасной поры, когда природа показывает себя во всей своей красе. Любуясь этим произведением живописи, восхищаешься красотой русской природы, этими нарядными березками и цветами. Хочется оказаться рядом с этими простыми деревенскими жителями, вдохнуть воздух, настоянный на ароматах трав, ощутить сладкий запах лесных ягод и, ощущая приятную усталость, погреться в лучах солнца.

Вариант 3

Красота родной природы – любимая тема многих русских художников и поэтов. Известный советский живописец А.А. Пластов не стал исключением. Родился и вырос он в деревне, поэтому с бытом сельских жителей знаком не понаслышке. На его картинах мы видим зарисовки из их повседневной жизни на фоне прекрасных пейзажей. Картина «Летом» — одно из таких произведений.

На ней изображены простая деревенская женщина и ее дочка. Рано утром они отправились в лес за грибами и ягодами. Возвращаясь домой, они решили немного отдохнуть. Две раскидистые березы приютили их в своей тени. Женщина, утомившись, прилегла, подложив руку под голову. На ней синяя одежда и наглухо повязанный платок, который хорошо закрывает лицо от солнца.

Девочка в светлом платье и алом платочке сидит на травке, вытянув босые ноги. Склонившись над веточкой земляники, она обрывает с нее красные ягоды и собирает их в кружку. На щеках девочки можно заметить румянец. Кроме матери с дочкой, внимание привлекают щедрые дары леса: большая корзина и ведерко, наполненные грибами, а также глиняный кувшин с ягодами. Видно, что старания героинь были вознаграждены – домой они вернутся не с пустыми руками.

Черно-рыжий пес занял свое место у ног девочки и дремлет. Он набегался, устал, и ему так же, как и людям, хорошо в тени. Ветви берез достают до самой земли, а их листочки золотисто-зеленые. Белые стволы деревьев особенно ярко выделяются в солнечных лучах. Рядом с деревьями небольшой пенек. В тени березок трава густая и ярко-зеленая, видно, что здесь прохладно и хорошо в жару.

Синие колокольчики и другие полевые цветочки радуют глаз. На заднем фоне красуется залитая солнцем трава и видна темно-зеленая стена леса. Кажется, что вся картина наполнена светом и солнечным теплом, и поэтому при взгляде на нее возникают радостные, светлые чувства.

Художник мастерски передал атмосферу летнего дня, насытив картину яркими красками. Золотистые блики солнца играют на листьях деревьев и траве. Яркими пятнами на зеленом фоне выделяются алый платок девочки, красные ягоды, синий наряд крестьянки и желто-коричневые грибы. Картина получилась красочной и многоцветной, какой и бывает природа в это время года. Чувствуется, что автор с теплотой и любовью относится к родной природе и деревне.

Лучшие сочинения про лето: как провел и любимое время года

Сочинение по картине «Летом» Пластова А.А. (с планом)

План:

  1. Введение.
  2. Описание бабушки на картине.
  3. Маленькая помощница.
  4. Богатый урожай.
  5. Выводы.

Теплое солнечное лето. Белые березы, одетые в яркую зелень, густая сочная трава и очень много света. Вот что первым делом обращает на себя внимание на картине «Летом». Эту картину нарисовал художник Пластов. Сразу видно, что он по-настоящему знал и любил природу. Все такое красивое и настоящее. На зрителя словно веет вкусным запахом трав и ягод и сонным покоем знойного дня.

А что же еще изображено на полотне? Описание картины «Летом» Пластова может занять много времени. На ней нарисовано целых три героя. Это девочка со своей бабушкой и собачка. Они, наверное, ходили в лес по грибы и ягоды. А на обратной дороге они устали и присели отдохнуть прямо на траве. Бабушка крепко спит. Она одета в синее платье и такой же платок. Самый яркий элемент у нее – это рука, которой бабушка закрылась от солнца. Видно, какая она большая, смуглая и натруженная. Глядя на такую руку, можно понять, что человек работал всю свою жизнь.

Внучка, я думаю, вырастет такой же труженицей. Вот и сейчас, пока бабушка спит, девочка сосредоточенно ощипывает ягоды с веточки в большую синюю кружку. Серьезное лицо маленькой помощницы показывает, что ей нравится эта работа. Девочка одета в легкое белое платье и украшена бусами. А на голове у нее повязан красный платок. Белый, красный и синий цвета очень красиво смотрятся вместе. Поэтому девочка сразу обращает на себя внимание зрителя.

Рядом с бабушкой и внучкой лежит небольшая собачка. Она набегалась по лесу и теперь сладко спит, прижавшись к своим хозяйкам. У нее очень забавная мордочка, которую она повернула прямо к зрителям. Думаю, она любимица у своей маленькой хозяйки.

А еще на картине нарисованы корзины с грибами и кувшин с ягодами. Они занимают почти половину полотна. Вот какой богатый урожай несут девочка и ее бабушка из лесу! Грибы крупные, яркие, а ягоды – сочные и спелые. Сразу понимаешь, какое богатство может подарить природа.

Пока я писала сочинение по картине «Летом» Пластова, я задумалась о том, какой мирной и счастливой может быть крестьянская жизнь. Мы часто не замечаем красоту окружающего нас мира. Но счастливая жизнь может складываться из мелочей. Например – поход с близкими в лес, сбор своими руками вкусных ягод, отдых в тени. Думаю, именно это хотел показать художник своей картиной.

Краткое описание картины Пластова «Летом»

Вариант 1

Известный русский живописец Аркадий Александрович Пластов умел разглядеть красоту в любом мгновении жизни. Даже нелегкий труд у него может выглядеть празднично. Полотно «Летом» передает и неповторимость российской природы, и жизнь простых людей, занятых будничными делами.

Изображая очередной пейзаж средней полосы России, Пластов пишет пожилую женщину, которая от усталости прилегла на несколько минут в тень березок и девочку, скорее всего ее внучку. Можно понять, что грибники до утренней зорьки направились в лес за грибами и ягодами. А когда солнышко достигло зенита, они уже успели наполнить свои лукошки и решили отдохнуть перед возвращением домой.

Художник не случайно выбрал своих персонажей: собирали дары леса раньше в основном пожилые женщины и дети, которые не участвовали в сенокосе, сборе урожая на полях и других деревенских заботах. А ведь грибы и различные ягоды заготавливались на долгую российскую холодную зиму. Их приберегали для поста или, когда прочие запасы с наступлением весны были уже на исходе. В деревнях семьи были большими, и запасы на зиму должны были быть достаточными.

Картины этого живописца всегда приносят чувство радости, спокойствия и умиротворенности. Художник любил все времена года, но особенно когда природа находится в полном расцвете сил. В своем произведении «Летом» он воспевает щедрость земли, крестьянок, которые отдыхают после похода в лес.

Пластов довольно часто обращался к деревенской теме, поскольку отлично знал жизнь крестьян и с огромной нескрываемой симпатией писал пейзажи и сельчан. Люди на его полотнах неразрывно связаны с природой. Художник нередко героями своих картин делал деревенских ребятишек.

Вот и в этом произведении художник изображает удачный поход бабушки и внучки в лес. Взгляд сразу останавливается на большой плетеной корзине с ручками, полной крупных белых грибов, и ведерко с разными рыжевато-коричневыми грибочками помельче. Рядом кувшин полный ягод. Кувшин, конечно тяжелый, но зато сочные ягоды не помнутся по дороге.

В противоположном углу на мягкой травушке-муравушке сидит девочка лет семи, в светлом сарафане и ярко-алом платке, вытянув босые ножки. Пока ее бабушка отдыхает, она занялась перебиранием ягод. Неторопливо отрывая веточки, она складывает спелую и сочную малину в кружку, стоящую у нее на коленях. Ягоды словно просятся в рот, но девочка хочет показать дома, как много они собрали с бабушкой, и твердо кладет следующую ягодку в кружку. Ее глаза опущены вниз, тонкие брови немного подняты вверх. Длинные волосы выбиваются из-под яркого платка.

К девочке прижимается дворовый рыже-черный пес, который увязался с ними в лес. Однако свежий воздух и полная свобода, когда он бегал туда-сюда, заливаясь громким лаем, видимо утомили и его. Он положил голову на вытянутые лапы и дремлет, однако хотя глаза у пса прикрыты, но уши приподняты, и сквозь дрему он вслушивается в непривычные звуки леса.

Позади девочки видна спящая женщина в темно-синем платье с длинными рукавами и синем наглухо повязанном платке. По этой одежде мы можем предположить, что это пожилая женщина. Художник не показывает нам ее лица. Женщина заслонила глаза от ярких лучей солнца, которые не могут задержать редкие листочки берез, возле которых герои остановились отдохнуть. Да и лесная мошкара не дает покоя. Женщина очень устала и крепко спит, положив голову на небольшой пригорок, образованный корнями березок.

На заднем плане — залитая полуденным солнцем полянка, за которой начинается лес. На полянке глаз радует разноцветье полевых скромных цветов, которые всегда восхищают нас своей естественной красотой и гармонией, и о которых поэты не устают слагать стихи и песни. Это и лилово-голубые колокольчики, и лесные красавицы ромашки, немного поникшие от жары, и отцветающая пастушья сумка.

Художник использует краски, расказывающие зрителю о том, что сюжет происходит в августе, высокая трава, которая недавно была изумрудной, уже почти выгорела, а при солнечном свете приобретает янтарный оттенок. Нам видны нижние части стволов двух березок и несколько веточек с зелеными листочками. Рядом еле заметный в густой траве пенечек.

Постояв несколько минут у картины, у нас создается впечатление, что мы почувствовали терпкий запах нагретой солнцем травы, ощутили на лице легкое прикосновение летнего ветерка, до нас донесся непередаваемый аромат лесных ягод.

Вариант 2

Картина написана художником в пятидесятых годах прошлого столетья. На ней изображена природа в красках летнего дня. На полотне показано не только солнце и тепло, но прекрасная пора для сбора лесного урожая: ягод, грибов. На переднем плане картины автор изобразил девочку и женщину, которые изнурённые от жары расположились для отдыха под берёзами.

Женщина заснула на время в прохладе тени, прикрывшись рукой. А девочка сидит, вытянув ноги перед собой, на которых поместила небольшую кружечку с водой, налитую из кувшина. На ней одето простое крестьянское платьице, голова повязана платочком. Рядом с девочкой и женщиной две наполненные корзины грибов. Зелёная, высокая, запашистая и сочная трава служит им периной для отдыха. Две плакучие берёзы склонили свои ветви над их головами, укрыв их от жаркого и знойного дня.

В глубине полотна видно, как светит на поляне яркое и жгучее солнце. Всю картину наполняет свет, а солнечные лучи, зелень лета, тень берёз навевают хорошее и доброе настроение. Девочка, скорее всего, с грустью думает о предстоящем пути домой и ей совсем не хочется уходить с этой удивительной поляны, наполненной цветами и пением птиц.

И в то же время она очень рада, что была такой хорошей помощницей своей маме, ведь им вместе удалось собрать много грибов, которые пойдут на зимние припасы.

Подле девочки тихо расположился её рыжеватый с чёрными подпалинами пёс. Он тоже устал и лёг отдохнуть, положив на передние лапы свою голову с повисшими ушами и закрыв глаза. Он был верным путником и охраной им в лесу.

Вся картина наполнена тишиной, добротой и покоем, которые оставляют у зрителя самое положительное и замечательное впечатление от увиденного. Невольно самому хочется заглянуть на полянку, посидеть на зелёной траве и подышать запахом летнего леса.

Русский язык

5 класс

Урок 10

Имя прилагательное. Сочинение по картине

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Имя прилагательное.
  2. Повторение правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.
  3. Устное сочинение по картине А. Пластова «Летом».

Тезаурус

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: «какой?», «чей?».

Склонение – это изменение слов по падежам и числам.

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.

План – это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.

Репродукция – воспроизведение (копирование) полиграфическими или другими средствами произведений изобразительного искусства (картина, рисунок, фотоснимок и тому подобное), а также само произведение искусства, полученное таким способом. Самая главная цель – сохранить подлинность объекта, максимально точно передать информацию о нём и его внешний вид.

Тема картины – предмет художественного изображения.

Идея картины – основная мысль художественного произведения. Раскрыть авторский замысел – значит понять идею картины.

Холст –льняная суровая или беленая ткань полотняного переплетения кустарной или фабричной выработки, предназначенные для писания картин; картина, написанная на таком материале.

Полотно – картина художника.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 194.

Дополнительная литература:

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 194.

Дополнительная литература:

  1. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 30 – 35; 159 с.
  2. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5 – 7 кл.: учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений // Колокольцев Е. Н., М.: Дрофа, 2008. – с. 6 – 7; 117с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Сайт «Культура русской речи». URL: www.gramma.ru (Дата обращения: 10.07.2019).
  2. Сайт Словари.ру. URL:http://slovari.ru (Дата обращения: 10.07.2019) ;
  3. Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (Дата обращения: 11.07.2019).
  4. Литературно-художественный портал Изба-читальня -URL: https://www.chitalnya.ru/work/403404/ (Дата обращения: 11.07.19).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? Например, синий, большой, лисий. Начальная форма прилагательных – именительный падеж единственного числа мужского рода.

Имя прилагательное зависит от существительного, поэтому изменяется по родам, числам и падежам. Если существительное изменяется по падежам и числам (по родам существительное не изменяется, а бывает трёх родов), то прилагательные стоят в том же роде, числе, падеже, что и имя существительное.

В предложении: «Солнечные зайчики играют в изумрудной траве» — прилагательное «солнечные» характеризует существительное «зайчики». Зайчики (какие?) солнечные; зайчики – множественное число, именительный падеж, следовательно, солнечные тоже в той же форме: множественное число, именительный падеж. Прилагательное «изумрудной», относится к существительному «траве»: траве (какой?) – изумрудной. Существительное «траве» женского рода, употреблено в единственном числе, предложном падеже, поэтому и прилагательное изумрудный стоит в женском роде, единственном числе, предложном падеже.

Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо сначала найти существительное, к которому относится прилагательное, потом задать от него вопрос: синюю футболку (ж. р., вин. п.) – футболку какую? – синюю; осенним днём (м. р., тв. п.) – днём каким? – осенним; синему морю (ср. р., дат. п.) – морю какому? – синему.

Некоторые окончания имён прилагательных нельзя проверить вопросом. Нужно запомнить:

– в именительном падеже единственного числа мужского рода под ударением пишется о: большо́й, земляно́й; без ударения пишется -ий (-ый): у́тренний; заба́вный;

– после шипящих и ц под ударением пишется , без ударения : стороне какой? — чужо́й; воздухе каком? — све́жем.

– в родительном падеже единственного числа мужского рода в окончании слышится звук [в], [в′], а пишется буква г: сала́тового цвета; да́льнего села.

С помощью прилагательного можно передать всю красоту мира, все его звуки, краски, оттенки настроения, чувства. Художник через цвет создаёт образ, передаёт своё отношение к изображаемому, вызывает у зрителя определённое настроение. Например, если картина написана в тёплых тонах (жёлтых, оранжевых, красных), то, как правило, передаётся радостное, светлое настроение. Если используются в основном холодные цвета (серый, сиреневый, фиолетовый, синий), то у зрителя обычно возникает чувство грусти, печали.

Сочинение по картине – это рассуждение о полотне художника, возможность передать словами содержание картины, чувства и мысли автора. Перед началом работы нужно составить план. Начать можно с определения темы и идеи картины. Затем, в качестве доказательств, использовать разные стороны композиции картины (сюжет, расположение предметов, действующие лица, детали, цвета и так далее). Чтобы точнее передать мысли и чувства художника, необходимо иметь представление и о самом авторе картины.

Выдающийся русский живописец Аркадий Александрович Пла́стов (1893 – 1972) родился в селе Прислони́ха Ульяновской области, бо́льшую часть своей жизни он провёл в этой деревне, поэтому многие его картины посвящены русской деревне, крестьянской жизни. Например, «Купание коней», «Сенокос» и другие. Крестьянские ребятишки почти всегда присутствуют в его полотнах, например, в картинах: «Первый снег», «Витя-подпасок» и другие.

Рассмотрим репродукцию картины А. А. Пластова «Летом» (1954 г.). Что, прежде всего, привлекает внимание? Яркие краски, корзинки с грибами, девочка, женщина, собака, берёзки, солнечная полянка. Почему картина названа «Летом»? В названии картины обозначается её тема (что изображено на картине, то есть предмет изображения). Тема картины – отдых после довольно утомительного сбора грибов, ягод. Лето дарит человеку много богатств. Если не лениться, то зимой можно полакомиться дарами лета.

Художник на картине воссоздаёт действительность (мир предметов, лиц, событий) в сложной взаимосвязи. Определение авторского замысла, отношения к изображаемому помогает понять идею (основную мысль) картины. Для этого нужно рассмотреть на картине каждую деталь, подумать, почему именно так расположил предметы художник, почему выбрал именно такие цвета, и обобщить увиденное.

Пригладитесь: картина как бы поделена на две равные части. На переднем плане – люди, собака, корзинки и кувшин; на заднем – две берёзы, солнечная полянка, лес. Можно предположить, что художник задумал объединить две какие-то важные мысли, неотделимые друг от друга. Что это за мысли? Во-первых, природа дарит людям щедрые богатства: яркие краски, грибы, ягоды, солнце, тепло. Во-вторых, любовь к родной земле, трудолюбие, совместный труд, делает нашу жизнь насыщенной и яркой.

Обратите внимание! Персонажи картины расположены рядом: женщина спит, рядом сидит сосредоточенная девочка, перебирающая ягоды, возле неё лежит усталая собака. Они вместе собирали грибы, ягоды, возможно, чтобы заготовить их на зиму.

Посмотрите, как одета девочка. Яркая, нарядная! На голове красный платок, на шее бусы, белое платье. Босоногая девчонка ни минуты не сидит без дела. Её спутница тоже очень трудолюбивая. Вы заметили, какие у женщины натруженные руки?

Художник использовал контрастные, насыщенные цвета для передачи богатства цветущей природы: здесь и изумрудная трава, и лиловые колокольчики, и красные ягоды-капельки земляники, и ослепительные лучи солнца, пробивающиеся сквозь ветки деревьев, и тёмный, прохладный лес на заднем плане.

Лето – это время года, когда вся природа праздничная.

Теоретический материал для углублённого изучения

Некоторые сведения об именах прилагательных

Имена прилагательные характеризуют существительные, передают значение вкуса (кислый, сладкий), цвета (синий, беловатый), размера (малюсенький, громадный), характера (весёлый, спокойный), материала (глиняный, соломенный) и многое другое.

Существуют прилагательные-эпитеты. Эпитет – это образное, художественное определение, служит автору для передачи чувств, отношения к действительности. Например, в предложении: «Соломенная крыша давно прохудилась», – прилагательное «соломенная» не является эпитетом, так как называет материал, из которого сделана крыша. А вот прилагательное «вкрадчивое» из предложения «Вкрадчивое шуршание капель наполняло лес» (В. Солоухин.) – эпитет, потому что мы можем представить образ шуршащих по листьям мелких капель, которые обманчивы тем, что только обещают сильный дождь и непогоду.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Установите соответствие между именами существительными и прилагательными, которые им соответствуют:

лесами

древесную

настроения

симпатичные

котята

изменчивого

кору

дремучими

Разбор задания. Вспоминаем, что имена прилагательные всегда употребляются в том же роде, числе, падеже, что и существительные, к которым они относятся.

Ответ:

лесами (мн. ч., тв. п.) какими? – дремучими (мн. ч., тв. п.)

настроения (ср. р., ед. ч., род. п.) какого? – изменчивого (ср. р., ед. ч., род. п.)

котята (мн. ч., им. п.) какие? – симпатичные (мн. ч., им. п.)

кору (ж. р., ед. ч., вин. п.) какую? – древесную (ж. р., ед. ч., вин. п.)

2. Закончите предложение, выбрав правильный ответ из предложенных вариантов.

Имя прилагательное изменяется …

— по родам, числам, склонениям;

— по родам, числам, падежам;

— по падежам, числам;

— по лицам и числам.

Разбор задания. Вспоминаем, что имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

Ответ: по родам, числам, падежам.

Тема урока: Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».

Цели урока: 1) вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»;

4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; 
5) воспитывать любовь к родной природе.
 

Тип урока. Урок развивающего контроля

Технологии: технология творческого развития ученика, здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающе­го обучения

коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка дей­ствия партнера, умение убеждать)

регулятивные: проектировать маршрут пре­одоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и фор­мы сотрудничества.

познавательные: объяснять природные явле­ния, процессы жизнедеятельности, восприятие сведений об искусстве живописи, выявляе­мые в ходе создания текста

Виды деятельности: Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа над созданием текста, написание описания (рассуждения) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, кол­лективное проектирование дифферен­цированного домашнего задания, ком­ментирование выставленных оценок

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

I. Организация начала урока.  

Добрый день, дорогие ребята. Займите, пожалуйста, свои места.

Я рада вас видеть в этот прекрасный осенний день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. Сегодня у нас урок развития речи.

С музыкой (говорить слова, проходя между партами учеников и дотрагиваясь до них). Выглянуло солнышко, улыбнулось золотыми красками, коснулось лучиками ваших ладоней, дотронулось до каждого пальчика, потерлось о них упругой щечкой. Поцеловало и … исчезло…

(Дети слушают музыку).

II. Актуализация знаний.

Учитель: Какие картины вы представили, слушая музыку? (Поют птицы, шелест листвы и т.д.) Какое время года напоминает эта музыка?

Но не просто о лете, а о картине Аркадия Александровича Пластова “Летом”.

III. Постановка цели.

Посмотрите внимательно на эту картину.

Что привлекает вас в ней? (написана яркими красками, будто вся пронизана спокойствием, дает ощущение теплоты, интересные герои, корзина полная грибов и ягод, солнечная полянка).

Ребята, однажды с этой картиной произошло странное событие, исчезли герои: бабушка и внучка. Нам просто необходимо их вернуть.

Но не только описать картину, а постараться составить устное сочинение по этой картине. Это и будет задачей нашего урока.

Сообщение темы и цели урока.

-Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща зеленеет, 
Палящим солнцем облита,
 
А в ней — какою негой веет
 
От каждой ветки и листа!
 

Войдем и сядем над корнями

 
Дерев, поимых родником,-
 
Там, где, обвеянный их мглами,
 
Он шепчет в сумраке немом.
 

Над нами бредят их вершины,

 
В полдневный зной погружены,
 
И лишь порою крик орлиный
 
До нас доходит с вышины…
 

-Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев?

(Лето).

-А каким чувством проникнуто стихотворение?

(Восторг).

-Поэт восхищается красотой лета. Лето — время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картина, к которой мы сегодня обратимся, так и называется «Летом», автор её — Аркадий Александрович Пластов. Откройте тетради, запишите тему урока (слайд №1).

Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; воспитывать любовь к родной природе (слайд №2).

IV. Организация подготовки восприятия картины

  1. Рассказ о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы (слайд №3).

Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В раннем детстве Аркадий был сильно впечатлён работой реставраторов, и решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником (слайд №4).

В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин (слайд №5). Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне (слайд №5), например, в картинах «Витя-подпасок» (слайд №6), «Первый снег» (слайд №7), «Летом» (слайд №8), «Ужин трактористов» (слайд №9), «На колхозном току» (слайд №10), «Фашист пролетел» (слайд №11) и др.

Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает (слайд №12). В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли.

  1. Беседа.

-Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?

(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).

-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину. Вспомним, что такое описание.

(Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания — увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение (слайд №13).

-Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине (слайд №14)?

(Яркая, солнечная опушка леса, здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка. Ярко-зелёная трава).

-Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.

(На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочерью, а, может быть, бабушка с внучкой. На женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).

-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?

(На руках).

-Какие они?

(Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник хотел показать, что эта женщина – великая труженица).

-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?

(Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок).

-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

(Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).

-Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?

(Собака выбрала место рядом с девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).

-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

(Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками, какие-то жёлтые цветы).

-Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?

(Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, — тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).

-Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?

(Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный).

-Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее (слайд №15).

-Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом» (слайд №14)?

(Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный уголок природы и не раз бывал здесь).

-В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.

IV. Работа над синонимами, изобразительными средствами.

1. -Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами: зелёный-изумрудный; яркий-ослепительный.

-При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий, а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

(Наиболее удачные из составленных учащимися словосочетаний и предложений записываются: «солнечные зайчики играют в траве»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски лета», «свежая, яркая, чистая зелень», «сверкают, подобно дорогим изумрудам», «лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг»).

-Какие изобразительные средства вы будете использовать при описании куртины?

(Сравнения, эпитеты, олицетворения (слайд №16).

2. Словарная работа (труд. в орф. плане слова):

Тихая солнечная поляна, утомленные сбором ягод и грибов, неторопливо обрывает с веток, спелые ягоды, нежные цветы, просвечивающаяся на солнце листва берез, упругие грибы, притихший лес, богатство природы, радостная гамма красок, контрастные цвета, красная косынка — белое платье, синяя одежда желтые венчики цветов, красота и жизнерадостность.

  1. Составление плана сочинения (слайд №17).

Вступление.

  1. Тема и основная мысль картины А. А. Пластова.

II. Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом».

  1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины.

  2. Пейзаж.

  3. Настроение, вызванное картиной.

III. Заключение.

Мастерство художника.

V. Работа над темой и основной мыслью картины.

-Что такое тема и основная мысль картины?

(Тема-это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме (слайд №18).

-Из всего услышанного на уроке сделайте вывод, какова тема и основная мысль картины А. А. Пластова «Летом».

(Тема картины — красота летней природы. Основная мысль — желание автора показать богатство и щедрость родной земли (слайд №19).

VI. Устное описание картины (2-3 сильных ученика).

VII. Самостоятельная работа учащихся

Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Желающие зачитывают фрагменты сочинений вслух. Учитель проводит анализ, отмечая достоинства и недостатки в работах школьников.

VIII.Рефлексия

Задание на дом.

Написать черновой вариант сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды»

Урок развития речи в 5 классе

«Сочинение-описание

 по картине А.А.Пластова «Летом»

                                                                                 Филипцова Татьяна Анатольевна,

                                                                                         учитель русского языка и литературы,

                                                                      МОУ СОШ №1 п. Пангоды

                                                                      Надымского района ЯНАО

2014 год

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

 Пластов Аркадий Александрович (1893 г.-1972 г.) — советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Родился в январе 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца.

Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончанию трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадий стал учеником Симбирского духовного училища. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Весной 1908 года на будущего художника неизгладимое впечатление произвела работа артели иконописцев, подновлявших церковь в Прислонихе. С этого момента мальчик твердо решил: «Быть только живописцем и никем более».

Дальнейшее постижение художественного мастерства Пластов продолжил в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-17) у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова).

После Октябрьской революции Пластов вернулся в родное село. Здесь он решил создать цикл картин, рассказывающих о крестьянском «житье-бытье». Пожар, случившийся в 1931 году, уничтожил дом и все имущество художника. Сгорели все его этюды и эскизы. Этот момент стал поворотным в жизни Аркадия Александровича. Он решает оставить полевые работы и целиком посвятить себя живописи.

На творчество Пластова большое влияние оказали работы художников передвижников и мастеров Союза русских художников. Живописец продолжал и развивал традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца 19 — начала 20 веков.

В 1935 году к художнику пришла известность. На состоявшейся в Москве выставке впервые экспонировались картины Пластова: «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». С этого момента он становится постоянным участником всех крупных художественных выставок.

Основной темой творчества Пластова становятся жизнь и труд на земле. Его полотна пропитаны глубоким чувством природы, знанием быта русской деревни («Купание коней», 1938). С большой теплотой и любовью он изображает простых сельских жителей (цикл картин «Люди колхозной деревни», 1951-65), проникновенно прославляет нелегкий труд крестьянина («Сенокос», «Жатва» , 1945, Третьяковская галерея, «Ужин трактористов», 1951).

Во время Великой Отечественной войны художник создает целую серию картин. Пластов в своих произведениях достигает огромного драматизма, живописного воплощения мыслей и чувств. Среди этой серии выделяется работа «Фашист пролетел» (1942) — одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны.

В 1953 — 1954 гг. Пластов создает прекрасные картины Юность и Весна. Восхищенные современники второе полотно назвали «Северной Венерой».

Русской женщине, красоте материнства посвящает художник ряд своих произведений шестидесятых годов: «Солнышко» (1964-1966), «Из прошлого» (1969), «Мама» (1964).

Пластов оставил заметный след в области иллюстрации. Хорошо известны работы художника к произведениям художественной литературы: рассказам Чехова, поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», рассказу Л. Н. Толстого «Холстомер».

За свою творческую деятельность Пластов Аркадий Александрович награжден двумя орденами Ленина, а также медалями. В Прислонихе — родном селе художника, открыт музей, посвященный его творчеству.

Художник продолжал работать до самых последних дней. Умер Пластов А. А. 12 мая 1972 года.

II. Беседа по картине.

– Любите ли вы лето? (Да , очень!)

– Ходите ли вы в лес?

– Собираете ли в лесу грибы и ягоды?

– Что привлекает ваше внимание в картине? (Солнечная полянка, сидящая девочка, уставшая женщина и т.д.)

– Рассмотрим картину более внимательно. Кто изображен на картине? Опишите каждого более подробно. (На картине я вижу мать и дочь. Женщина в синем платье, наверное, она очень устала, собирая грибы и ягоды. Она лежит на траве, закрыв лицо натруженной рукой.)

– Почему, по-вашему, художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они? (Руки у женщины загорелые, сильные, натруженные. Видно, что она много работает. Художник хотел показать нам труженицу.)

– Давайте опишем девочку. (Девочка (ей можно дать имя) сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягодки с ветки, и бросает в кружечку, ноги она вытянула, т.к. устала от долгой ходьбы по лесу, девочка босая, на ней белое платье и красная косыночка.)

– Что можете сказать о лице девочки и ее наряде? (Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены, а темные волосы выбиваются из-под косынки, спадая на грудь.)

– Что можете сказать о собаке? (Собака дремлет, положив голову на лапы, ей очень жарко, она очень привязана к хозяевам.)

– Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? (Грибники расположились на красивой полянке в тени березки, среди сочной изумрудной травы, в которой виднеются цветы).

– Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Какие краски преобладают в картине? (Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.)

Учитель.  Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный цвета называются в живописи теплыми цветами. Они наполнены теплом и помогают автору передать радостное , хорошее настроение. Синий, фиолетовый и т.д. – холодные цвета, они связаны с ощущением холода и передают грустные мотивы.

– Какие же цвета использовал А.А. Пластов? (Теплые – т.к. художник хотел передать хорошее и радостное настроение.)

– Какое впечатление произвела на вас картина? (Глядя на картину, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов, создается впечатление, что я нахожусь там, на этой прекрасной полянке, где расположились грибники.)

Учитель.  В картине художник использует теплые и холодные тона, но больше – теплых. Чтобы передать богатство летней природы, художник использует сочетание этих цветов (красная косынка и белое платье девочки) и т.д.

– Сочетание даже контрастных цветов придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.

III. Лексическая работа.

Составляем по теме картины словосочетания и предложения со словами-синонимами: зеленый – изумрудныйяркий – ослепительный(Зеленая полянка, изумрудная трава; яркие краски, ослепительный луг/)

Можно записать целые предложения, которые составили учащиеся.

IV. Работа над составлением плана.

1. Слово о художнике.

2. Описание картины:

а) люди и собака;
б) корзина, ведро, кувшин;
в) поляна.

3. Мое впечатление от картины

V. Устная работа по плану.

VI. Написание сочинения.

Учитель. Приведу в пример одно из таких сочинений:

  Аркадий Александрович Пластов – великий художник. У него много замечательных картин, а одна из них: “Летом”. Любимые герои художника – дети. Они присутствуют почти на каждом полотне, например, “Витя-подпасок”, “Первый снег”, “Летом” и другие.
 На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под березкой расположились грибники и их собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Я внимательно вглядываюсь в лицо девочки. Оно загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза девочки опущены. Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь. Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Она очень устала, ей жарко.
 На втором плане изображена уставшая женщина в синем платье и синем платке. Женщина дремлет. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Очень ясно нарисована рука женщины, поднятая вверх. Рука у нее загорелая, сильная, видно, что эта женщина-крестьянка – труженица.
 На траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Рядом – кувшин со спелыми ягодами, хочется положить их себе в рот и ощутить кисловатый вкус лесной ягоды.
Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки. Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.
 Мне очень нравится эта картина. Яркие краски поднимают настроение, глядя на нее, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов. Создается такое впечатление , что я нахожусь на этой прекрасной поляне, где расположились уставшие грибники и опять радуюсь яркому солнышку, зеленой траве, цветам и всему тому, чего так мало у нас на крайнем севере, а все это живет на картине Пластова.

Пластов Аркадий Александрович

  • Урок сказка о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс фгос презентация
  • Урок салтыков щедрин сказки 10 класс
  • Урок сказка в начальной школе конспект
  • Урок русского языка во 2 классе сочинение по картине серебряковой за обедом
  • Урок русская народная сказка лиса и журавль перспектива 2 класс презентация