Руководитель проекта:
Маевская Анна Александровна
Учреждение:
МБОУ «УСШ» п.Урдома Ленского района Архангельской области
Ученический проект по русскому языку «Рассказ о слове» был проведен учащимся 3 класса начальной школы с целью проанализировать слово «собака» с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака» и проследить за жизнью этого слова в ходе исторического и культурного развития языка.
Подробнее о работе:
Учебная исследовательская работа по русскому языку на тему «Рассказ о слове» дает определение того, что такое «этимология слова», рассказывает о значении слова «собака» в привычном восприятии носителя языка. В рамках своего исследования школьник выяснил, каким образом слово «собака» живет в языке: история происхождения слова, его строение и значение, родственные и однокоренные слова.
В готовом проекте по русскому языку «Рассказ о слове» перечислены синонимы слова «собака», а также фразеологические обороты в русском языке с этим словом, особенности сочетаемости слова «собака» и его роль в русском фольклоре.
Оглавление
Введение
1. Собака – верный друг и помощник человека.
2. Жизнь слова в языке.
2.1. История происхождения слова, его строение и значение.
2.2. Родственные слова.
4. Друзья – синонимы.
5. Фразеологические обороты.
6. Сочетаемость слова.
7. Жизнь слова в русском фольклоре
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Введение
Эта тема мною выбрана не случайно. Мы с первого класса работаем над различными проектами: учебными и внеурочными. В каждом проекте большую часть занимают слова: большие и маленькие, простые и сложные, весёлые и грустные, добрые и злые. И как говорил Лев Николаевич Толстой: «Слово – дело великое».
Наверняка нет на свете человека, который не задумывался бы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг именно так называется. Как рождаются слова? Когда и кем создаются?
А нужно ли искать ответ на эти вопросы? Конечно, нужно! Как гласит народная мудрость: «Если не знаешь имён, то пропадёт и знание вещей». Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять словарный запас.
Актуальность проведения данной исследовательской работы состоит в том, что изучение этимологии слова позволяет развивать речь, пробуждает интерес к живому слову.
Гипотеза: Предположим, что изучение этимологии слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.
Предмет исследования: слово «собака».
Цель исследования: проанализировать слово «собака» с точки зрения русского языка, создать словарную статью о слове «собака».
Задачи исследования:
- Проследить за жизнью слова в языке.
- Изучить дополнительную литературу, словари, энциклопедию о слове «собака».
- Учиться подбирать текстовую информацию, анализировать её, выделять главное.
- Создать красочные странички исследуемого слова.
- Провести анкетирование среди 2-х, 3-х и 4-х классов по теме, узнать их мнение по данному вопросу.
- Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Собака – верный друг и помощник человека
2020 год – год особенный. Наша страна 9 мая будет отмечать 75-летие Победы над фашистской Германией. Мы много говорим о том, сколько сил в Победу вложили наши прабабушки и прадедушки. Но забываем, что в годы Великой Отечественной войны в армию было призвано около 68 тысяч собак, которые полноценно помогали людям в борьбе с противником.
Собаки доставляли боевые донесения, тянули километры проводов, разминировали города, вывозили с поля боя тяжелораненых бойцов. Оказывали помощь и на поле боя, подползая с медицинской сумкой к раненому. Грели людей в морозы, везли на специальных санях-волокушах в госпиталь и многое другое.
Тысячи лет рядом с нами живет собака — верный друг и помощник человека. Она охраняет стада овец и коров, разыскивает преступников, обнаруживает наркотики, помогает охотникам выслеживать и отстреливать дичь, стережет государственную границу, водит по улицам потерявших зрение людей, служит физиологам, биологам и космонавтам, играет с детьми — всего не перечислишь.
Человек оценил в собаке ее неприхотливость, выносливость, быстрый бег, острое обоняние, отличный слух; полюбил её за исключительную привязанность к нему, готовность пожертвовать своей жизнью во имя человека. И собака стала самым преданным человеку животным, его лучшим четвероногим другом.
Таким образом, я выбрал данное слово для своего исследования и решил проследить за жизнью слова в русском языке по плану.
История происхождения слова, его строение и значение
Слово «собака>» — не русское. Считается, что оно попало в русский язык из языка скифов и звучало «сбака» или «збака». Обозначало оно всё ту же собаку. В старорусском языке существовало слово «пёс».
Своё название собака получила от древнего корня соб – (местоимение «себя, собою»), родственное корню собственный, — «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину». Собака – соб = «существо», «собственность».
В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова «собака» определяется как:
- Домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки.
- перен. О злом, грубом человеке (разг.)
- Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек (просторечное)
В некоторых сочетаниях: название хищных млекопитающих семейства псовых. Дикая собака динго. Енотовидная собака [7, с.739].
В большом толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля даётся следующее толкование слова «собака»:
Собака – пёс, сторожек, домашнее животное; в обширном значении «пёс» — название родовое, собака, волк, лиса и прочие виды этого рода. Завладев собакой и приурочив ко всем климатам и потребностям своим, человек развёл множество пород её: овчарка, дворняжка, бульдог гончая и прочие.
Диких, кроме одичалых, собак нет; думают, что это помесь разных пёсьих видов. Лесовая, зверовая, промышленная собака, сибирская порода местных дворняжек, приучаемых к поиску, облайке, выставке, гону и поимке дичи, на все угоды: они косматы, зубасты, чутки, уши вилами, берут и в одиночку всякого зверя, но до людей кротки. Собака, которая не лает – молчан. Самец – кобель; самка – собачиха; детёныш — кутя, кутёнок, щеня, щенок [3, с.779].
Что же такое собака? Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Рыгора Ивановича Бородулина поясняет слово так: собака – домашняя, млекопитающее рода волков. Одно из древнейших домашних животных (одомашнена, очевидно, 15 – 10 тыс. лет назад). Около 400 пород, которые делятся на 4 группы: охотничьи, служебные, спортивно-служебные, декоративные или комнатные. Собаки, особенно охотничьи, обладают острым зрением и тонким обонянием (чутьём). Собаки очень привязаны к человеку, как правило, послушны и легко поддаются дрессировке. Живут 10-12 лет, редко дольше. Наука о собаках – кинологии.
Таким образом, слово «собака» имеет несколько лексических значений.
Родственные слова
Нахожу слова со схожим значением и общим корнем, т.е. родственные слова. Это необходимо, чтобы избежать ошибок при письме. Все мы знаем с первого класса, что подбирать родственные слова необходимо для проверки различных орфограмм.
- собака
- собачКа
- собачОНКа
- собачНИК
- собачЕЙ
- собачИЙ
- собакОВОД
- собакОВОДСТВО
Друзья — синонимы
Чтобы придать большую эмоциональность, выразительность, в русском языке используют синонимы. Также их используют для замены часто повторяющихся слов, чтобы избежать однообразия в звучании речи. Какими же словами можно заменить слово «собака»? Я нашёл в словаре следующие синонимы:
- пёс шавка дворняжка
- барбос псина четвероногий
- бобик тузик пустолайка
- моська шарик ищейка
Фразеологические обороты
Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество изменений и напитался различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким и понятным или наоборот, образным и извилистым, а предложения изящными. Одними из таких словарных оборотов в предложениях считаются фразеологические обороты. С исследуемым словом я нашёл много фразеологизмов (см. Приложение 2).
Очень интересно находить значения тех или иных фразеологизмов, применять их в разговоре, несмотря на то, что многие слова русского языка давно устарели и потеряли истинный смысл.
Сочетаемость слова
Однако при построении фраз надо ориентироваться не только на значение слов, но и на их лексическую сочетаемость. Ведь слова не всегда могут употребляться друг с другом. Вот с какими словами может сочетаться слово «собака»:
- добрая послушная лохматая
- злая служебная охотничья
- преданная сторожевая прирученная
Жизнь слова в русском фольклоре
Немало лет прошло с тех пор, как предок домашней собаки – дикий волк – пришёл к человеку, да и остался с ним.
Собака стала надёжным другом человека. Она всегда находилась рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали появляться пословицы и поговорки, связанные с ней (см. Приложение 3).Тщательно собранные в течение веков нашими предками пословицы, делают нашу речь более насыщенной, красивой.
Жизнь человека и окружающую действительность отражают и загадки. С помощью загадок мы учимся рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Слово «собака» не исключение. Немало загадок придумывали люди, отгадкой которых было слово «собака» (см. Приложение 4).
Таким образом, с древнейших времён пословицы и поговорки, загадки, а также сказки, стихи являются «окошком» в окружающий мир, открывая взаимосвязь всего сущего, учат видеть мир необычным, удивительным, наделённым душой, чувствующим, говорящим с человеком. Они вводят нас в мир художественных образов, знакомят нас с выразительными средствами языка.
Заключение
В результате исследования слова я узнал много нового и интересного о слове «собака». Знать историю слова, о его жизни должен знать каждый человек. Только тогда он может грамотно им пользоваться.
Узнать об истории происхождения слова мне помогли две науки: этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений).
Я прочитал немало сказок, произведений поэтов и писателей. В результате у меня получилась интересная энциклопедическая статья о слове «собака».
А что знают о слове другие ученики? Я решил это выяснить и провёл анкетирование 2а, 3г, 4г классов. В анкетировании приняло участие 70 человек и получил следующие результаты:
1. Сколько значений слова «собака» ты знаешь? Запиши. Одно – 70%, два – 23%, три – 3%, не знаю – 4%.
2. Подбери однокоренные слова к слову «собака». Да – 34%, нет – 54%, не знаю – 12%.
3.Знаешь ли ты со словом «собака»:
Фразеологизмы – 27%.
Пословицы – 50%.
Загадки – 20%.
Стихи – 63%.
Сказки – 28%.
Названия произведений – 19%.
4.Часто ли ты употребляешь слово «собака» в своей речи? Часто – 36%, редко – 12%, не знаю – 52%.
Моя работа имела важное практическое значение. Я и классный руководитель давали различные творческие задания. На уроке русского языка при закреплении материала применял карточки, в заданиях используя исследуемое слово (см. Приложение 5). На внеклассное чтение принесли русские народные сказки, стихи различных поэтов, в которых упоминалось о собаках (см. Приложение 6,7). Попробовали сочинить считалку со словом собака (см. Приложение 8). Учились составлять синквейн, вспоминали названия литературных произведений, в которых есть исследуемое слово (см. Приложение 9).
Когда вся информация о слове «собака» была собрана, то решил написать статью с данным словом. Я создал красочные странички: нарисовал собаку, оформил найденную информацию в соответствии со схемой.
Хочу сказать, что выбирать из словарей, справочников, энциклопедий, художественной литературы, сети Интернет и оформлять только нужную информацию это не так-то просто. И у меня это получилось.
Вывод: Данная работа, на мой взгляд, интересна и актуальна. Изучение этимологии любого слова позволит расширить кругозор, обогатить словарный запас, любознательность, проявить свои творческие возможности.
Список использованных источников и литературы
- Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 184 с.
- Гуркова И.В. Морфемно-словообразовательный словарь. Как растёт слово? (1-4 классы). – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 192 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.3. – М.: Русский язык, 1998. – 869 с.
- Зотова С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? (1-4 классы) – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014: — 208 с.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь/ Редкол.: Р.И. Бородулин и др. – М.: Большая рос. Энцикл.: Изд.дом «Экон.газ.», 1995. – 892 с.
- Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.1/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
Приложение. Фразеологические обороты
Собаку съел. Имеет большой опыт, навык, хорошие знания в чём-либо. Выражение возникло на базе поговорки, зафиксированной В. И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень и очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение («мастер на что-либо») возникло уже у сокращённой формы «собаку съел»: тот, кто сделал или может сделать что-либо очень и очень трудное, является, несомненно, мастером своего дела.
Собак гонять. Бездельничать. Грубоватое выражение и очень обижает собаку – большого друга человека. Но если поискать объяснение этому выражению, то о собаках нам беспокоиться не придётся. Оказывается, в русских говорах слово собака имеет значение «шар» или «чурка», которые гоняют в играх футбольный мяч. Но игра не работа, поэтому выражение и стало означать «бездельничать» бывает, что мама говорит сыну: «Довольно собак гонять, пора за дело приниматься, вот математику совсем запустил».
Как кошка собакой живут. Так говорят о постоянно ссорящихся людях.
Как собака на сене. Так говорят о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт.
Вот где собака зарыта. Вот в чём суть дела, в чём причина.
Как собак нерезаных. Так говорят, когда очень много кого-нибудь
Как собака устал (голоден, замёрз, золи о других неприятных состояниях, ситуациях). Очень сильно.
Ни одна собака. Никто.
У попа была собака. О бесконечном повторенииодних и тех же слов,поступков.
Каждая собака (прост). Каждый, все.
Как не вертись собака, а хвост позади. Как ни пытайся скрыть свою сущность, своё нутро, все равно по всему видно, что ты за человек.
Как собаке пятая нога. О совершенно ненужной, являющейся обузой, вещи.
Не будите спящую собаку. Не раздражайте злого или горячего человека.
С лихой собаки хоть шерсти клок. Когда нельзя получить от кого-либо много, рады получить хоть что-нибудь, пусть незначительное.
С собаками не сыщешь. Очень трудно разыскать.
Свои собаки грызутся, чужая не приставай. Не вмешивайся не в своё дело.
Собака лает, ветер носит. Не вмешивайся не в своё дело.
Собаке – собачья смерть. О позорной смерти дурного человека.
Поговорки и пословицы
1. Собака собаку в гости звала. «Нет, нельзя, недосуг». – «А что?»- «да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперёд забегать да лаять».
2. У всякой собаки своя кличка.
3. «Собака, что лаешь?» — «Волков пугаю».
«Собака, что хвост поджала?» — «Волков боюсь».
4. У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют.
5. Собака лает – ветер носит.
6. На охоту ехать – собак кормить.
7. Маленькая собачка до старости щенок.
8. Собаки лают, а караван идёт.
9. Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
10. Как собака на сене: и не ест, и другим не даёт.
11. Собака – верный друг человека.
12. Не замахивайся палкой – и собака не залает.
13. И собака помнит, кто её кормит.
14. Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
15. Без собаки зайца не поймаешь.
16. Видит собака молоко, да рыло коротко.
17. Встарь бывало: и собака с волком живала.
18. Не всяка собака кусает, которая лает.
19. Собака на сене лежит, и сама не ест и другим не даёт.
20. Собаке собачья смерть.
21. Свои собаки дерутся, чужая не приставай.
22. Маленькая собачка до старости щенок.
23. Собака человеку – неизменный друг.
24. Не учи щуку плавать, а собаку лаять.
25. Без собаки зайца не поймаешь.
26. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
27. Собаки лают, а караван идёт.
Загадки
1. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
2. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
3. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
4. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
5. Собой не птица,
петь не поёт,
кто к хозяину идёт –
она знать даёт.
6. Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако.
И теперь он не щенок –
Взрослая СОБАКА
7. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит
Дом сторожит.
8. Громко лает во дворе,
Отдыхает в конуре.
Сторожит хозяйский дом
И виляет мне хвостом.
9. С хозяином дружит,
Ему верно служит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком..
10. Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
Русские народные сказки
А зайчик говорит:
— Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала.
(«Лиса, заяц и петух»)
Мужик едет, а лиса вперёд бежит, стал мужик подъезжать к дому, свистнул своим собакам и притравил лисицу.
(«Мужик, медведь, и лиса»)
— Терентий, кто там едет? – спрашивает лисица, услышав конский топот и собачий лай.
(«Лиса и тетерев»)
Жил себе мужик, у него была добрая собака, да как устарела – перестала и лаять, и оберегать двор с амбаром. Не хотел мужик кормить её хлебом, прогнал со двора. Собака ушла в лес и легла под дерево издыхать.
(«Медведь, собака и кошка»)
Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.
(«Заяц-хваста»)
Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.
А дома старуха печёт блины, а собака за столом:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
Старуха бросит ей блин:
— Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут.
Собака съест блин и опять:
-Тяф! Тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старушку замуж не берут.
(«Морозко»)
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака бежит:
— Ав! Ав! Марьюшка, не бойся, родная, иди! Будет ещё страшнее, не оглядывается.
(«Финист – ясный сокол»)
А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики, чего нет, и то видят»
(«У страха глаза велики»)
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала. Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
(«Лиса и заяц»)
Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл.
(«Заяц-хваста»)
Лиса открыла глаза, увидела собак – и наутёк. А собаки – за ней. Едва добралась до своей норы.
Залезла в нору, отдышалась маленько и начала спрашивать:
— Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.
— Ушки, ушки, что вы делали?
— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
(«Лиса и дрозд»)
— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали не выгнали, серый волк гнал, гнал – не выгнал, старый медведь гнал, гнал – не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
(«Заюшкина избушка»)
Жизнь слова в стихотворениях поэтов
Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на слона!
(И. А. Крылов. «Слон и Моська»)
Есть школа в Москве
Эта школа зовётся
Школой служебного собаководства.
(Э. Н. Успенский «Про собак»)
Над нашей квартирой
Собака живёт.
Лает собака
И спать не даёт.
(Э. Н. Успенский «Над нашей квартирой»)
Красота! Красота!
Мы везём собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку- забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
(С. В. Михалков «Песенка друзей»)
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзинку, картонку
И маленькую собачонку.
(С. Я. Маршак «Багаж»)
В лесочке, над рекой,
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая собачка.
(Б. В. Заходер «Собачкины огорчения»)
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.
(Э. Н. Успенский «Память»)
Считалки
Бежала собака
На четырёх лапах.
Раз-два-три-четыре –
Кого она догоняет –
Того водящим выбирает.
Ты, собака, не лай,
Лучше деток догоняй,
А как догонишь, не зевай,
От них быстрее убегай!
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.
Жизнь слова в названиях произведений литературы
В. Осеева. «Собака яростно лаяла».
И. Токмакова. «Купите собаку».
Р. Сеф. «Кто любит собак».
Л. Толстой. Лев и собачка.
Михаил Зощенко. Умная собака.
С. Я. Маршак. Собака Динго.
Корней Чуковский. Собака Авва ищет рыбака.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Раскалённое небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля, а также другие планеты.
2. Однокоренные слова: солнышко, солнечный.
Синонимы: светило.
Антонимы: —
Фразеологизм: Место под солнцем (право на существование)
4. Сочетаемость слова: яркое, красивое, жаркое, магматическое … (солнце).
5. Пословица. Месяц – серебро, а красное солнышко – золото.
6. Загадка. Доброе, хорошее, на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит.
7. Предложение. С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Распространенная растительность зелённого цвета.
2. Однокоренные слова: травинка, травушка.
Синонимы: газон.
Антонимы: —
Фразеологизм: Хоть трава не расти. (безразличие)
4. Сочетаемость слова: весенняя, высокая, сочная, первая… (трава).
5. Пословица. Худую траву с поля вон.
6. Загадка. Весной появляется,
А зимой скрывается. Что это?
7. Предложение. Вышла на улицу и пробежалась по зелёной травке.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Товарищ, названный брат, побратим, но не родственник.
2. Однокоренные слова: дружить, дружба, друзья.
Синонимы: товарищ, приятель.
Антонимы: — враг, недруг.
Фразеологизм: Друг ситный.
4. Сочетаемость слова: лучший, верный, хороший… (друг).
5. Пословица. Без друга – на сердце вьюга.
6. Загадка. На контрольной даст списать,
С ним всегда легко болтать.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный… (друг)
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
1.Одно из трёх состояний воды.
2. Холодная, замёрзшая вода.
2. Однокоренные слова: ледяной, ледышка, гололёд.
Синонимы: —
Антонимы: —
Фразеологизм: Лёд тронулся. (дело сдвинулось с мёртвой точки)
4. Сочетаемость слова: крепкий, прозрачный, холодный… (лёд).
5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..
6. Загадка. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
7. Предложение. Над землёй мороз.
Что не тронь – всё лёд. (В. Цой).
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Сравнительно небольшое крестьянское поселение.
2. Однокоренные слова: деревушка, деревенский.
Синонимы: — село, хутор.
Антонимы: —
Фразеологизм: Потемкинская деревня ( обман с явной целью приукрасить положение).
4. Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).
5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..
6. Загадка. Город царство,
А деревня рай.
7. Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
одно из четырёх времён года, между весной и осенью, характеризующееся наиболее высокой температурой окружающей среды..
2. Однокоренные слова: летний.
Синонимы: — сезон.
Антонимы: — зима.
Фразеологизм: Бабье лето ( тёплые, солнечные дни в конце сентября).
4. Сочетаемость слова: жаркое, весёлое, урожайное… (лето).
5. Пословица. Худо лето, когда солнца нету.
6. Загадка. Солнцем озеро согрето,
Всех зовёт купаться лето.
7. Предложение. Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
1.Домашнее животное семейства псовых.
2. О злом, грубом человеке.
2. Однокоренные слова: собачка, собачонка, собачий, собаковод.
Синонимы: пёс.
Антонимы: —
Фразеологизм: Собаку съесть (много повидать и испытать). Жить как кошка с собакой (в постоянной вражде).
4. Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая… (собака).
5. Пословица. Всякая собака на своём дворе хозяйка. Собака друг человека.
6. Загадка. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди –
Лучше в дом не заходи.
7. Предложение. Собаку держать – это вовсе не шутка.
Построить собачью ей надобно будку.
Весь день мастерил и – Ура!
Готова собачке моей конура.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.
2. Однокоренные слова: добрый, доброта, добряк.
Синонимы: человечный, душевный, благой.
Антонимы: — зло.
Фразеологизм: По доброте душевной; пользоваться добротой.
4. Сочетаемость слова: вечное, желанное… (добро).
5. Пословица. Учись доброму, так худое на ум не пройдёт.
6. Загадка. Его не видишь, но вид его приятен.
7. Предложение. Самое главное в человеке – это добро и честность.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Влага, прозрачная бесцветная жидкость, напиток..
2. Однокоренные слова: водица, водичка, водный.
Синонимы: — влага.
Антонимы: — сушу.
Фразеологизм: Быстрая вода (что-то быстро уходит)
4. Сочетаемость слова: сильная, быстрая… (вода).
5. Пословица. На текущую воду замок не повесишь..
6. Загадка. На дворе переполох:
С неба сыпется горох.
7. Предложение. И для людей, и для зверей
Нет ничего воды ценней.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Название различных пород жвачного парнокопытного животного с ветвистыми рогами.
2. Однокоренные слова: оленёнок, олений, оленьи, оленевод.
Синонимы: — лань, косуля, козуля.
Антонимы: —
Фразеологизм: Благородный как олень. (отличавшийся красотой и изяществом; высоконравственный, честный, мужественный)
4. Сочетаемость слова: благородный, северный, пятнистый, ездовой… (олень).
5. Пословица. От оленя останутся рога, от человека – имя.
6. Загадка. Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга.
7. Предложение. Моя душа – олень громадный – псов обезумевших
стрехнёт! (В. Набоков)
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Состояние атмосферы в данной области, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
2. Однокоренные слова: жаркий.
Синонимы: — зной, пекло.
Антонимы: — холод, мороз
Фразеологизм: Ни жарко, ни холодно . (всё равно, безразлично)
4. Сочетаемость слова: первая, летняя, поздняя… (жара).
5. Пословица. Жара в шапку не нагребешь.
6. Загадка. С утра мы бегаем по полю.
Набегались, конечно вволю.
К тому же, наш футбольный мяч,
Вдруг стал, как Колобок, горяч.
Уже – двенадцать, в тень пора,
На солнце страшная … .
7. Предложение. Появилась жара. И рады мы.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.
2. Однокоренные слова: берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый.
Синонимы: —
Антонимы: —
Фразеологизм: Заблудиться в трёх берёзках . (не мог разобраться в чём-либо простом)
4. Сочетаемость слова: нарядная, белая, кудрявая… (берёза).
5. Пословица. Берёза не угроза: где стоит там и шумит.
6. Загадка. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки.
7. Предложение. Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
(С.Есенин)
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
1.Человек, отличившийся своей храбростью, доблестью и совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
2. Однокоренные слова: героизм, героический, геройский.
Синонимы: — храбрец.
Антонимы: — трус.
Фразеологизм: Герой не моего романа. (о мужчине который не нравится)
4. Сочетаемость слова: сильный, мужественный, отважный… (герой).
5. Пословица. Кто за правду герой, тот истинный герой.
6. Загадка. В огне – не горит, в воде – не тонет.
Кто всегда придёт на помощь и спасёт от всех бед.
7. Предложение. Героев нужно знать в лицо.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
1.Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.
2. Время заката, увядания. «Осень жизни, как и осень года. Надо благодарно принимать».
2. Однокоренные слова: осенний.
Синонимы: — храбрец.
Антонимы: — весна.
Фразеологизм: Осень на носу. (приближение холодов)
4. Сочетаемость слова: золотая, поздняя, дождливая… (осень).
5. Пословица. От осени к лету назад поворота нету.
6. Загадка. Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
7. Предложение. Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Большая радость.
2. Однокоренные слова: счастливый, счастливчик.
Синонимы: — радость, удача.
Антонимы: — несчастье, горе.
Фразеологизм: Ковать счастье. (Стремиться к построению благополучной жизни, решению каких-то проблем . )
4. Сочетаемость слова: семейное, женское, великое… (счастье).
5. Пословица. Семья – это важно, ответственно сложно, но счастье найти одному невозможно!
6. Загадка. Пусть на улице ненастье,
Побыть с родными – это … .
7. Предложение. Есть счастье у нас поверьте,
И всем дано его знать.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Поленья для топки.
2. Однокоренные слова: дровней, дровокол, дровосеки.
Синонимы: —
Антонимы: —
Фразеологизм: Кто в лес, кто по дрова. (нет согласия)
4. Сочетаемость слова: сухие, мокрые, колотые… (дрова).
5. Пословица. Бабушка на печь, а дед по дрова.
6. Загадка. Кривы, корявы, залегли, как павы.
А как стали горячи, облизали кирпичи.
7. Предложение. Для него люди – как дрова.
(Шумилов П.Р. «Слово о драконе»)
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
2. Однокоренные слова: друг, дружелюбный.
Синонимы: — приятельство.
Антонимы: — вражда.
Фразеологизм: Не в службу, а в дружбу. (от чистого сердца)
4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая… (дружба).
5. Пословица. Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
6. Загадка. Сам не подойдёшь, её не обретёшь.
7. Предложение. Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.
МБОУ «Гимназия № 11, им. К.А.Тренёва« учитель начальных классов I квалификационной категории Петрик Людмила Васильевна
Предмет: Русский язык Класс: 3- В класс Тема урока: Проект «Рассказ о слове« Тип урока: Комбинированный Форма проведения:Урок — проект Цель: формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект. Планируемый результат обучения:обучающиеся научатся подбирать из разных исто-чников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулиро-вать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации. Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохра-нять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Основные понятия: антонимы, синонимы, фразеологизмы Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство Ресурсы: «Русский язык» 3 класс 1ч., В.П.Канакина, В.Г.Горецкий;шаблон для проектов учащихся, компьютер, электрон- ая презентация, карточки для групповой работы, маркеры, шаблоны для составления синквейна,бумага(формат А3),рабо- чие тетради, словари: толковый,антонимов,синонимов, фразеологизмов , сборники загадок и пословиц.
Этапы , содержание уроков
Формируемые УУд
I этап. Организационный момент. Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки Учитель— Вот книжка, вот тетрадка, Ученики – Не хочется играть сейчас нам в прятки, и не будем пускать самолётик бумажный Учитель –Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный. Будьте внимательны, а ещё стара-тельны. Ждут задания интересные вас! Ученики – Будет дружно работать весь 3-В класс! — Сегодня, ребята, у нас необычный урок! И что бы он прошёл плодотворно вместе произнесём девиз урока: «Каждый день везде и всегда. Наша цель на уроке тверда: смело, чётко говорим знания нужные повтроим!,» (вместе) СЛАЙД Ы № 1-2
Личностные УУД: умение приго-товить рабочее место Регулятивные УУД:умение эмоци-онально настроиться на работу
II этап. Самоопределение к деятельности Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели — У вас на партах конверты с заданиями. Вам нужно составить предложение. У каждого из вас од-но из слов строчки стихотворения, которое мы читали на предыдущем уроке чтения.Для того, что бы вам было легче найти продолжение строки, ключевое слово стихотворения СЛОВО! Карточки с продолжение строчек на соседних партах. Обязательное условие-ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ !!! (дети встают со своих мест и собирают смысловые строки ,таким образом они распределяются на группы) — Теперь давайте соединим стихотворение и послушаем, что у нас получилось !(дети читают) Слова бывают разные, слова бывают всякие СЛАЙД №3 Слова бывают ясные –твёрдые и мягкие, Слова бывают смелые , упрямые , суровые, Но непременно дело стоит за каждым словом — Назовите автора этого стихотворения (С.Баруздин) — И вот мы сегодня будем заниматься делом — очень важным и нужным! О чём было стихотворе-ние? Что такое слово?
-Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах? Объясните значение выражений
— Сегодня необычный урок. Вы будете заниматься исследовательской практической деятельнос-тью, будем учиться составлять проекты.
— Определите тему наших проектов? СЛАЙД №4
-Какую цель поставим на уроке?
Познавательные УУД
Формирование целостной карти-ны мира,познавательной цели все-го урока
III этап. Работа над проектом Цели: 1.Работа по формулированию учебных задач урока 2.Поиск источников информации.
3.Выработка критериев оценивания работ Цель сегодняшней работы – из большого количества информации о слове–выбрать главное и пред- ставить в виде проекта «Рассказ о слове«.-Что такое слово? –Теперь обратимся к словарям?
Слово- СЛАЙД №5
1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
2. Речь, способность говорить.
(из толкового словаря русского языка С.И.Ожегова) Вы разделились на группы, у каждой группы назначен командир, который будем руководить работой группы. Так же у вас есть три осенних листика: красный, жёлтый, зелёный. Именно ими вы будете оценивать ответы других групп. на доске: зелёный — отлично, жёлтый — хорошо, красный – удовлетворительно
— Рассмотрите план (шаблон )составления проекта СЛАЙД №6, который составлен для того, что-бы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта. -Какими источниками информации воспользуетесь?
-По каким критериям предлагаете оценивать работу групп?( на партах у ребят критерии оцени-вания работы в группах)
-Какие правила работы в группе надо соблюдать?
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
Личностные УУД
Формировать умение способности к саморазвитию
Физминутка для глаз Глазки видят всё вокруг, обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано — где окно, а где кино. Обведу я ими круг, погляжу на мир вокруг.
IVэтап. Работа в группах. СЛАЙД №7
Цель: создание проекта«Рассказ о слове« Защита проектов, самооценка групп
— На столах у каждой группы план работы над проектом, по которому вы будете, выполняя зада-ния по очереди, готовить проект, а так же оценивать работу других . Все задания нужны для за-щиты проекта от каждой группы. (Задания для 3групп в конвертах, слова по количеству детей в группе)
Задание 1:
для 1 группы слова, наклеенные на картинки школа
( учитель, учительский, научит, учитывать, учить.)
для 2 группы слова, наклеенные на картинки книга
( сказка, сказывать, сказочный, предсказывать, рассказ, замазка)
для 3 группы слова, наклеенные на картинки животные
(лиса, лиска, лисонька, лисий, лесной)
— Найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Определите ключевое слово , объясните его лексическое значение. СЛАЙД № 8 1 группа — учитель
2 группа — сказка
3 группа — лиса
(оценивание работы каждой группы и листочек за каждый пункт работы)
Задание 2: ( в конверте шаблоны для работы над проектом,образец СЛАЙД № 9)
— К каждому слову подобрать антоним, синоним. Провести работу с жанрами УНТ :составить загадку, пословицу, фразеологизм с данным словом. В помощь для этой работы у вас на столах разные источники информации (словари, сборники)
(оценивание работы каждой группы и листочек за каждый пункт работы)
Задание 3: СЛАЙД №10
— Составить предложения с каждым словом, записать на листочках, выбрать от группы са-мое правильное предложение и прочитать.
(оценивание работы каждой группы и листочек за каждый пункт работы)
Задание 4: СЛАЙД №11
— Нарисовать рисунок ключевого слова, а так же подобрать к каждому слову схему и разоб-рать все слова по составу.(оценивание работы каждой группы и смайлик на ступеньку за работу)
— Представить свой проект «Рассказ о слове« по этапам (приложение №1)
Регулятивные УУД
проявлять познавательную ини-циативу в учебном сотрудни-честве
Коммуникативные УУД
умение вступать в диалог; умение договариваться;
умение запросить недостающую информацию у учителя;
Физминутка Вновь у нас физкультминутка наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать и совсем не уставать. Голова устала тоже. так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
Vэтап. Рефлексия деятельности
Самооценка деятельности
– Благодарю вас за отличную работу на уроке!
– Полезным ли был он для вас? Что делали? Чему вы научились?
– Что нового вы сегодня узнали в результате нашего урока?
– Какие навыки и умения усовершенствовали? Кто был самым активным в группе?
– Кто доволен своей работой? Почему?
– Какие трудности вам встречались? Как вы их преодолевали?
Хочу закончить урок замечательным стихотворением Т.Орловой «Легенда о слове«. Текст этого стихотворения так же у вас на партах.
Т.Орлова «Легенда о слове«. СЛАЙД № 12
Не просто с уст сорвалось слово:
Все звуки связаны толково.
Обогатился наш язык
С момента радости: «Я – ЗЫК!»
И зычно эхо раздавалось…
По смыслу звуками вязались
Слова. Судачили, рядили,
Друг с другом люди ГОВОРИЛИ.
И ритм слогов, и слов движенье
В потоке звукоизверженья
Наружу властно вырывались,
И новые слова рождались.
Пласты глубинные скрижалей
Так просто тоже не лежали:
Искусство речи, мудрость СЛОВА
Сердца людей волнуют снова!
Открыв источник красоты
К словам прислушайся и ты!
– Мне бы очень хотелось, что бы этот урок помог еще больше полюбить свой родной язык, свой народ, свою Родину!!!!
– Наш урок закончился, а какое у вас настроение? Возьмите из конвертика смайлик и изобразите своё настроение. Молодцы! Всего доброго!
Рефлексивные умения:
умение отвечать на вопросы