Урок родной литературы в 5 классе даль в и сказка что значит досуг

Владимир даль / авторские сказкичто значит досугэто произведение - общепризнанный шедевр мировой художественной литературы, и сегодня не утративший свою содержательную

Владимир Даль / Авторские сказки

Что значит досуг

Это произведение — общепризнанный шедевр мировой художественной литературы, и сегодня не утративший свою содержательную ценность. Оно включено в список «Тысяча лучших произведений мировой художественной литературы в русских переводах, рекомендованных для комплектования школьной библиотеки».

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш,1 до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом;2 волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников3 наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру4 слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице5 приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна,6 на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки7 растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую8 дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису,9 в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.


Сноски к главе

1—до окончания дела

2—в виде стен

3—спичек

4—широкий горшок

5—пеликану

6—чердачного

7—вязальные спицы

8—утоптанную

9—карман

Рассмотрите таблицу, в которой представлена описательная речь автора и речь персонажей

Персонаж сказки Даля «Что значит досуг»

Речь автора

Речь персонажа

1.Георгий Храбрый

«Держит начальство над зверями, птицами…», «…и разложил на каждого по работе»

2. Михайло

Потапыч,

медведь

«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»

3.Серый волк

«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место перейдет»

4. Лисичка-сестричка

«…надушила кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

5. Кошечка

«…и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, … покою не дают…»

6. Козел

«…бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»

«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

7.Коровушка

«…жвачку жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

8. Журавль

«…пять десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»

9. Гусь

«…принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»

«- Так, — говорит, — и не стало делового часу»

10. Пчела

«Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»

  1. В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера. Определите и запишите отношение персонажа к работе, назовите черту его характера.
  2. Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной оценки. Выпишите такие слова:

а) уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка)__________________________________

б) пренебрежительными (типа кошурка)_____________________________________________________________

  1. Выпишите из сказки слова и выражения из общенародного языка (типа сложить срубом, серники, и др.), которые создают живые картины, где действуют фольклорные персонажи.____________________________________

_______________________________________________________________________________________________

  1. Для описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (типа кошка-домоседка).Выпишите такие слова:__________________________________________________________________________________________
  2. Использование эпитетов (типа шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным. Выпишите эпитеты:____________________________________________________________________________________________

7.Использование вводных слов и предложений (типа «как ведомо вам», «правда»), параллельных конструкций с союзом «да» (типа «Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо…») делает язык сказки выразительным. Выпишите такие выражения:___________________________________________________________________________

Незнакомец, советуем тебе читать сказку «Что значит досуг» Владимир Даль самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками. Удивительно легко и естественно сочетается текст, написанный в прошлом тысячелетии, с нашей современностью, актуальность его нисколько не уменьшилась. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Сюжет прост и стар как мир, но каждое новое поколение находит для себя в нем нечто актуальное для себя и полезное. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. Все герои «оттачивались» опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Сказка «Что значит досуг» Владимир Даль читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы — рады за малышей!

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш*, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом*; волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников* наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру* слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице* приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки* растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую* дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису*, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Сноски:

1. На шабаш — до окончания дела.

2. Срубом — в виде стен.

3. Серников — спичек.

4. Макитра — широкий горшок.

5. Баба-птица — пеликан.

6. Прутки — вязальные спицы.

7. Утоптанную.

8. Карман.

Понравилось? Не нравитсяНравится+74

Еще: Читать сказки Владимир Даль

Слайд 2

Кто это?Знакомо ли вам его имя?Чем знаменит этот человек?

Текст слайда:

Кто это?
Знакомо ли вам
его имя?
Чем знаменит
этот человек?


Слайд 3

Владимир Иванович Даль – писатель, доктор, лексикограф, человек, создавший «Толковый словарь живого великорусского языка».

Текст слайда:

Владимир Иванович Даль – писатель, доктор, лексикограф, человек, создавший «Толковый словарь живого великорусского языка».


Слайд 4

Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819 и занимался этим всю свою жизнь.

Текст слайда:

Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819 и занимался этим всю свою жизнь. Результат этого труда четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», в который вошло 800 тысяч слов.


Слайд 5

Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 в Луганске. Отец - Иоганн Даль - датчанин, принявший русское

Текст слайда:

Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 в Луганске. Отец — Иоганн Даль — датчанин, принявший русское подданство, был врачом, лингвистом и богословом; мать — Мария Христофоровна Даль — полунемка , полуфранцуженка .


Слайд 6

Владимир Даль окончил в Петербурге Морской кадетский корпус и служил на флоте сначала в Николаеве, а затем

Текст слайда:

Владимир Даль окончил в Петербурге Морской кадетский корпус и служил на флоте сначала в Николаеве, а затем на Балтике. В 1826 году вышел в отставку.


Слайд 7

В 1829 году окончил медицинский факультет Дерптского университета, и стал хирургом-окулистом . Работал в Санкт-Петербургском военно-хирургическом госпитале.

Текст слайда:

В 1829 году окончил медицинский факультет Дерптского университета, и стал хирургом-окулистом . Работал в Санкт-Петербургском военно-хирургическом госпитале.


Слайд 8

В 1832 году в стране вышел сборник произведений

Текст слайда:

В 1832 году в стране вышел сборник произведений «Русские сказки», которые более 100 лет назад написал Владимир Даль под именем Владимира Луганского.


Слайд 9

 Все истории книги - стилизация под русские народные фольклорные сказки, собранные энтузиастами по всей России. Народность всегда

Текст слайда:

 Все истории книги — стилизация под русские народные фольклорные сказки, собранные энтузиастами по всей России. Народность всегда проявляется в необыхновенных сюжетах, которые довольно сильно близки к фольклору, там необыкновенно много пословиц, встречаются и повторяющиеся моменты, присутствует порой обобщенное значение характеров.


Слайд 10

Так, благодаря Далю, в литературе сохранилась неповторимая «Курочка Ряба».

Текст слайда:

Так, благодаря Далю, в литературе сохранилась неповторимая «Курочка Ряба».


Слайд 11

Основная задача издания сказок - пропаганда русского народного языка: «Не сказки сами по себе были мне важны,

Текст слайда:

Основная задача издания сказок — пропаганда русского народного языка: «Не сказки сами по себе были мне важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода — сказка послужила предлогом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке»


Слайд 12

Сказки Даля содержат большое количество всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов

Текст слайда:

Сказки Даля содержат большое количество всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов


Слайд 13

Как вы думаете, кто является главными героями сказок Даля?

Текст слайда:

Как вы думаете,
кто является
главными героями
сказок Даля?


Слайд 14

Главные герои сказок - животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют

Текст слайда:

Главные герои сказок — животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры


Слайд 15

«Кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у

Текст слайда:

«Кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним и знает». А кому не нравятся эти сказки, «тот садись за грамоты французские, переплеты сафьяновые, листы золотообрезные, читай бредни высокоумные!»


Слайд 16

Даль дружил с А.С. Пушкиным

Текст слайда:

Даль дружил с А.С. Пушкиным


Слайд 17

Поводом для знакомства А.С.Пушкина и В.И.Даля были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин, сам писавший бесподобные

Текст слайда:

Поводом для знакомства А.С.Пушкина и В.И.Даля были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин, сам писавший бесподобные сказки, очень обрадовался такому подарку и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом: «Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин»


Слайд 18

Мы с вами познакомилисьсо сказкой Даля«Что значит досуг»

Текст слайда:

Мы с вами
познакомились
со сказкой Даля
«Что значит досуг»


Слайд 19

Что значит досуг?

Текст слайда:

Что значит досуг?


Слайд 20

ДОСУГ м. свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. На досуге, на досугах. в свободное от дела время. Досуги мн. досуг,

Текст слайда:

ДОСУГ м. свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. На досуге, на досугах. в свободное от дела время. Досуги мн. досуг, забава, занятия для отдыха, на гулянках, безделье.


Слайд 21

Что значит досуг для вас?

Текст слайда:

Что значит
досуг для вас?


Слайд 22

О чём сказка«Что значит досуг?Какова её главная мысль?

Текст слайда:

О чём сказка
«Что значит досуг?
Какова
её главная мысль?


Слайд 23

Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному

Текст слайда:

Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.


Слайд 24

Характеристика героев:

Текст слайда:

Характеристика героев:


Слайд 25

Михайло Потапыч, медведь:«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается - да

Текст слайда:

Михайло Потапыч, медведь:
«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»


Слайд 27

Серый волк:«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует..., что нет там ни бычка зарытого..., да

Текст слайда:

Серый волк:
«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место перейдет»


Слайд 29

Лиса:«...надушила кур..., да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

Текст слайда:

Лиса:
«…надушила кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»


Слайд 31

Кошечка:«...и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, ... покою не дают...»

Текст слайда:

Кошечка:
«…и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, … покою не дают…»


Слайд 33

 Козел:«...бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось...»«- Товарищ не дал работать, все

Текст слайда:

 Козел:
«…бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»
«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»


Слайд 35

Коровушка:«...жвачку жевала,..., да за отрубями к посудомойке - и день прошел».

Текст слайда:

Коровушка:
«…жвачку жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».


Слайд 37

Журавль:«...пять десятин пашни перемерял, ... - так работать некогда было»

Текст слайда:

Журавль:
«…пять десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»


Слайд 39

Гусь:«...принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»«- Так, - говорит, - и не стало

Текст слайда:

Гусь:
«…принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»
«- Так, — говорит, — и не стало делового часу»


Слайд 41

Пчела:«Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой ... да и не жаловалась, не

Текст слайда:

Пчела:
«Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»


Слайд 42

- Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

Текст слайда:

— Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?


Слайд 43

В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяютподчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.

Текст слайда:

В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют
подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.


Слайд 44

С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?

Текст слайда:

С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?


Слайд 45

Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами

Текст слайда:

Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной оценки:
а) уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка, коровушка); б) пренебрежительными (типа кошурка).
Для описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (типа кошка-домоседка, козел-бородач).


Слайд 46

- Что делает язык сказки выразительным?

Текст слайда:

— Что делает язык сказки выразительным?


Слайд 47

Использование эпитетов (типа шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным. Употребление в сказке слов и выражений из общенародного

Текст слайда:

Использование эпитетов (типа шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным. Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (типа сложить срубом, серники, макитра и др.) создает живые картины, где действуют фольклорные персонажи.


Слайд 48

Творчество В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью к простому народу.

Текст слайда:

Творчество В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.


Слайд 49

Всё! Спасибо за внимание!

Текст слайда:

Всё!
Спасибо за внимание!


Данная презентация является иллюстративным материалом для уроков родной русской литературы в 5 классе по теме «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?»» В качестве поисковой работы предложена тема труда в сказке и индивидуальная характеристика героя и авторское отношение.

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Сказки В. И. Даля

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Влади́мир Ива́нович Даль 
(10 [22] ноября 1801 —  22 сентября [4 октября] 1872) — русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».

Отец – датчанин,
Мать – француженка.
Владимир Иванович Даль – русский по духу

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Основная задача издания сказок — пропаганда русского народного языка: «Не сказки сами по себе были мне важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода — сказка послужила предлогом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке».

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Поводом для знакомства А.С.Пушкина и В.И.Даля были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин, сам писавший бесподобные сказки, очень обрадовался такому подарку и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом: «Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин».

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Сказки Даля содержат большое количество всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов.

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Главные герои сказок — животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры.

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«Кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним и знает».
А кому не нравятся эти сказки, «тот садись за грамоты французские, переплеты сафьяновые, листы золотообрезные, читай бредни высокоумные

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

В сборник «Первая первинка полуграмотной внуке», вышедший в 1870 году, вошли широко известные ныне сказки. Помимо прочих, туда вошла сказка «Коломенская желтая репка» — один из вариантов общеизвестной «Репки».
 

«Книжечка для малых детей, чуть не букварь…Книжечка эта русская, по духу…» — В.И.Даль о сборнике «Первая первника полуграмотной внуке».

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Сказки,
вошедшие в круг детского чтения

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Тексты сказок Даля вызывают интерес у детей и взрослых, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь ему определить верный путь решения своей проблемы, а спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на правильный путь.

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Найти и выписатьключевые слова, характеризующие героя

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»

Михайло Потапыч, медведь

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место перейдет»

Серый волк

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«…надушила кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

Лисичка-сестричка

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«…и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, … покою не дают…»

Кошечка

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«…бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»
« — Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

Козел

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«…жвачку жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

Коровушка

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«…пять десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»

Журавль

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«…принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»
«- Так, — говорит, — и не стало делового часу»

Гусь

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

«Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»

Пчела

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Чему учит сказка «Что значит досуг»?

Презентация по родной русской литературе на тему «Сказка В.И.Даля «Что значит досуг?» для 5 класса

Презентация по родной русской литературе на тему "Сказка В.И.Даля "Что значит досуг?" для 5 класса

Презентацию подготовила
Майорова Татьяна Николаевна,
учитель высшей категории
МБОУ СШ №2
г.о. Кохма Ивановской области

Скачать файл

Литературные сказки. В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки

 Тип урока – комбинированный.

Цель: изучение особенностей сказок В. Даля.

Задачи:

— обеспечить в ходе урока повторение основных понятий народной и литературной сказки;

— пополнить знания учащихся о творчестве В. Даля;

— развивать навыки выразительного чтения;

— воспитывать любовь к чтению, желание читать сказки;

Ожидаемые результаты урока:

1. Личностные:

—   стремление к речевому самосовершенствованию;

— формирование и развитие учебно-познавательного интереса обучающихся  к учебному материалу.

2. Метапредметные :

— адекватное  и критическое оценивание обучающимися самих себя и одноклассников  в учебной деятельности;

3. Предметные:

— знание особенностей сказки В. Даля;

Материалы к уроку: учебник, распечатки текстов, тетради.

Оборудование урока: текст. портрет

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Объявление темы и цели урока.

3.Актуализация опорных знаний урока

-проверка д.з.

-анализ прочитанной сказки

4.изучение новой темы

-слово учителя

После 53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.

— Что вам известно об истории первого слова, записанного В. Далем?

(История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)

Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.

5. Каким именем подписывался Даль? (Казак Луганский)

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование.

В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот.

-поступил на медицинский факультет

В 1827 году в журнале «Славянин» были опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в «Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».

С началом русско-турецкой войны Далю пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович отправился на фронт. В ходе войны Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей.

В 1832 году были опубликованы «Русские сказки. Пяток первый».

В 1833 Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений.

Важным событием в краткой биографии Даля стало знакомство с Александром Пушкиным. Вместе с поэтом Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом,

В 1859 году Даль подал в отставку и поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах был опубликован – «Толковый словарь живого великорусского языка», примерно 200 тысяч слов.

В 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы русского народа».

Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4 октября) 1872 года в Москве.

Интересные факты

Даль всей душой полюбил живописные родные места – Луганскую область, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

Перед смертью Пушкин подарил Далю золотой перстень-талисман с изумрудом.

За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни, составил учебники «Ботаника» и «Зоология», создал сборник сказок для детей.

— Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.

Учащиеся записывают в тетрадях цепочку появления сказки.

(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).

— Как вы думаете, В.И. Даль занимался только сочинением и обработкой сказок? (Сказка «Новинка-диковинка или невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим Далем. Есть у В. И. Даля сказки, которые являются литературно обработанными.

—Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и др. относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного детского фольклора.

—Сказки эти вошли в сборник «Первая первинка полуграмотной внуке»)-использовал просторечные слова.

Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих произведениях.

— Назовите сказки В.И.Даля, которые вы читали в начальной школе.

( Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» )

— Чем запомнились эти сказки?

Учитель:

«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка почувствовать жалость к одиноким старикам,

Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля», «Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг другу.

-Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Приведите примеры пословиц из сказок В. Даля.

(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)

Физминутка

-чтение сказки

5. Анализ сказки «Что значит досуг?»

— О чем эта сказка?

— Какова главная мысль? (Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)

Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными средствами. И среди них — использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

—Заполняют колонку «Характеристика героя»

2. Михайло Потапыч, медведь

«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»

3.Серый волк

«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место перейдет»

4. Лисичка-сестричка

«…надушила кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

5. Кошечка «…и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, … покою не дают…»

6. Козел «…бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»

«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

7.Коровушка «…жвачку жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

8. Журавль «…пять десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»

9. Гусь «…принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»

«- Так, — говорит, — и не стало делового часу»

10. Пчела «Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»

Вывод:

— Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

есть ключевые слова, которые позволяют

подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.

С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?

5. Рефлексия.

— Чем обогатились мы за этот урок?

научились сравнивать сказки: авторскую и народную;

учились пересказывать;

7. Домашнее задание ,письменный ответ на вопросы:

1.Мой любимый герой в Сказках В. Даля.

2. За что я люблю сказки В. Даля?

Сказка Что значит досуг   Отсутствие свободного времени.»Не пришёл из-за недосуга»

  Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе.

Медведю велел, на шабаш, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом;

волку велел земляночку вырыть да нары поставить;

лисе приказал пуху нащипать на три подушки;

кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять;

козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти;

журавлю приказал настрогать зубочисток да серников наделать;

гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру слепить;

а тетерку заставил глину месить; бабе-птице приказал на уху стерлядей наловить;

дятлу — дворец нарубить;

воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.     Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?     Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.     Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.     Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.     Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого—нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки растаскала.     Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит: — Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.     Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.     Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.     Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд. — Так, — говорит, — и не стало делового часу.     А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.     Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.     Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.     Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.     Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

  • Урок сказка лиса и тетерев
  • Урок русского языка в 5 классе сочинение по картине пластова летом
  • Урок русского языка в 6 классе систематизация материалов к сочинению сложный план
  • Урок подготовка к сочинению по комедии фонвизина недоросль 8 класс
  • Урок по сказке шварца два брата