Урок ранние романтические рассказы горького 11 класс

Литература для школьников главная а. м. горький. фотография. 1891 г., нижний новгород. макар чудра. иллюстрация п. н. панкисевича к рассказу

Литература для школьников

 
 Главная
 

А. М. Горький.
Фотография. 1891 г.,
Нижний Новгород.

 
 

Макар Чудра.
Иллюстрация П. Н. Панкисевича
к рассказу М. Горького
«Макар Чудра»

 
 
 
 
 
 

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

 

АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)

6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]

Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров
и обстоятельств

Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов

Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе
и их трагическое столкновение

Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков

Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького

УРОК № 12
Тема.
Максим Горький: жизнь, творчество.
Ранние романтические рассказы.
Рассказ «Макар Чудра».
Особенности изображения характеров и обстоятельств

Цель:

сформировать у учащихся понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий
«романтизм», «романтический герой»; выявить наиболее яркие стилистические особенности романтических и реалистических произведений раннего этапа творчества
Максима Горького; помочь учащимся увидеть своеобразие романтического метода писателя; обобщить знания об
особенностях реализма как литературного направления; совершенствовать навык аналитической работы с текстом,
умение сравнительного анализа языка литературных произведений, способность обобщать и делать выводы;
воспитать стремление к свободе мыслей, чувств, любовь к красоте мира.
Оборудование: учебник, текст рассказа «Макар Чудра», иллюстрации к рассказу, портрет молодого Максима Горького.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Максима Горького; имеют представление о неоромантизме и новом
романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; выявляют наиболее яркие
стилистические особенности романтических и реалистических произведений раннего этапа творчества Максима
Горького; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа с использованием
интерактивного приёма «Микрофон»

• Дайте характеристику основных течений русского модернизма. Что объединяет символизм, акмеизм и футуризм как литературные течения?

• В каких произведениях русской литературы рубежа XIX–XX вв. нашла наиболее яркое художественное воплощение эпоха войн и революций? Какие
образы представляются вам символами этой эпохи?

• Как соотносятся понятия «Серебряный век» и «русская культура рубежа веков»?

• В чём принципиальное отличие поэзии Серебряного века от поэзии Золотого века?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Горький вошёл в русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» являются прекрасными
образцами романтизма нового этапа. Автор хорошо знает традиции русской классической литературы, произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова,
но, живя в другую эпоху, Горький создаёт свой особый пафос на традиционном материале.

Романтические герои писателя — это много повидавшие на своём веку цыган Макар Чудра, старуха Изергиль и герои их легенд Зобар и Радда,
Ларра и Данко. Ранние рассказы Алексея Максимовича явились яркой страницей в его творчестве и в классической русской литературе в целом. Красота
и свежесть авторской речи завораживает, заставляет задуматься о смысле бытия. А фраза Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам…»
стала абсолютной истиной.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя
с постановкой проблемных вопросов

— А. Н. Толстой задал вопрос в своей статье «Ранний Горький»: «Какое волшебное слово сказал Горький, если существующий чинный, вполне приличный
порядок размечтался о бродягах, ворах… цыганах, контрабандистах?».

• Так какое же волшебное слово сказал Горький в таких произведениях, как «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра»?

А. Н. Толстой писал, что первый рассказ Максима Горького («Макар Чудра») в первой его книге был чистейшей романтикой: «Чехов и Бунин изображали
жизнь с неповторимым мастерством и правдивостью, но тем отвратительнее было для жизни глядеть в это зеркало. И Горький выдумал жизнь — сильную,
свободную, радостную, полную волнующих предчувствий… И в этом была правда большая, чем правда обыденности».

Этот характер правды Горького очень точно определил В. Г. Короленко в обращении к писателю: «Вы можете создавать характеры, люди говорят и действуют
у Вас от себя, от своей сущности. Вы умеете не вмешиваться в течение их мыслей, игру чувств, это не каждому даётся. А самое хорошее в этом то, что Вы
цените человека таким, каков он есть. Я же говорил Вам, что Вы реалист! — но,
подумав и усмехаясь, добавил: — Но в то же время — романтик!»

Конечно, тогда и в этих произведениях Горький был романтиком, поскольку считал, что «…надо показать людей так, чтобы они видели себя преображёнными,
лучшими, такими, какими они могут быть, такими, какими они хотят
быть… это не романтика лжи, возвышающего обмана; это — романтика будущего».

• Что вы знаете о романтизме? Когда сформировался романтизм в русской литературе? Назовите известные вам романтические произведения.

• Что можно добавить к такому определению романтизма:
«Романтизм, если определить его в самой общей форме,— это художественный метод, основанный на стремлении… найти необыкновенное в обыкновенном, воссоздать
жизнь в её самых острых и драматических моментах»?

• Обратите внимание на такую особенность творческого метода романтизма, как принцип романтического противопоставления двух миров: окружающей
действительности и мира героя-романтика. Приведите примеры из знакомых вам произведений, в которых резко противопоставляются идеалы героя
и окружающее общество.

Сегодня мы продолжим разговор о романтизме, правда, о романтизме особом. Нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят как о людях
«с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами. Вспомните:
романтический герой, как правило, не искал счастья в этом мире, противопоставлял реальный мир идеальному. Ознакомимся с биографией писателя, рассказ
которого вы читали дома.

2. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве Максима Горького

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Учащиеся по ходу составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Максима Горького.

• Какие факты биографии писателя нашли отражение в его творчестве?

Хронологическая таблица

жизни и творчества Максима Горького

Дата

Событие

1868

Родился в Нижнем Новгороде

1877

Поступил в начальное училище

1879–1883

Работал в обувном магазине учеником, затем учеником чертёжника, затем
посудником на пароходе

1883

Казань. Работал пекарем. Сближение с революционерами

1888

Нижний Новгород. Первый арест

1891

Посетил Царицын, Донскую область, Украину, Бессарабию, Крым, Кавказ

1892

Напечатан первый рассказ «Макар Чудра»

1894

«Дед Архип и Лёнька»

1895

Написаны рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль»

1898

Напечатаны две книги рассказов

1899

Напечатан роман «Фома Гордеев»

1901–1902

Написаны «Песня о Буревестнике», пьесы «Мещане», «На дне».
Арест, высылка из Нижнего Новгорода. Художественный театр ставит пьесы «Мещане», «На дне».
Избрание почётным академиком по разряду изящной словесности,
но по требованию царя Николая II выборы признаны недействительными

1905

Участие в революционных событиях 9 января

1906

Эмиграция: Америка, Италия (Капри)

1913

Возвращение в Россию

1921–1931

Лечение за границей (Германия, Италия)

1925–1936

Роман «Жизнь Клима Самгина» (не окончен)

1931

Возвращение в СССР

1934

Выступление на I съезде советских писателей

1936

Смерть в Горках


3. Слово учителя

— Первым ярким произведением, с которым Горький вошёл в литературу, стал «Макар Чудра».

Горький передал легенду, услышанную во время своих странствий по Средней и Южной России. Сплав романтизма и реализма, с которого начинал свой творческий путь
Максим Горький, явился новым прогрессивным шагом в развитии русской литературы.

Небольшой по объёму рассказ поражает богатством и глубиной заключённых в нём мыслей: прославление свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения старого
цыгана о жизни поражают глубиной и простотой одновременно:
«Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя
никому…»

Эта легенда о влюблённых в свободу прекрасных людях соотнесена с размышлениями старого цыгана о жизни и человеке.

4. Аналитическая беседа
(с опорой на текст рассказа)

• Дома вы прочитали рассказ «Макар Чудра». Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар Чудра — романтический герой?

• Почему портрет старого Чудры практически сливается со степью и морем, которым автор даёт такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»?

• Покажите на примере героев рассказа Горького «Макар Чудра», что автор изображает исключительных героев, резко отличающихся от окружающих
их людей. Чем вызвано явное одиночество романтических героев?

• В чём выразилась в рассказе связь с фольклором? Какие особенности народных легенд и сказаний определили своеобразие ранних романтических произведений Горького?

• Какую роль играет пейзаж в романтических произведениях Горького? Почему их героям более близки природа, стихия, а не другие люди?

• Как вы понимаете слова Макара Чудры: «…Говор морской волны веселит
ему сердце? Он раб, как только родился, всю жизнь раб, и всё тут!»? Что считает Макар Чудра самым ценным для человека?

• Зобару всего дороже свобода, Радда более всего ценит гордость, которую не может сломить даже любовь. Чем может разрешиться такое противоречие?
Согласны ли вы с Макаром, что разрешение такого противоречия смертью естественно?

• Почему любовь Лойко и Радды закончилась так трагически? Кто из них, по вашему мнению, мог бы поступиться своими принципами? Как сформулировать
требования к жизни Макара Чудры, Лойко Зобара, Радды? Радда говорит перед своей смертью: она знала, что Лойко так сделает. Почему же она
на это пошла?

• Каково авторское отношение к сильным и слабым сторонам характеров героев? Чем восхищается рассказчик, а с чем он явно не согласен? Как на вопрос
о позиции автора отвечает концовка рассказа?

• Почему не может Зобар сравняться с гордою Раддой даже после её смерти? Почему остался одиноким Макар Чудра?

• Покажите на примерах из рассказа «Макар Чудра», как Горький использует поэтический язык, ритмику речи, афористичность высказываний, образность и
лиризм повествования.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

• Что привлекает в героях ранних произведений Горького? Что в этих героях вызывает неприятие?
• Какие черты романтизма и реализма вы можете отметить в ранней прозе Горького?

2. Заключительное слово учителя

— Молодой Горький «размахнулся», показал красоту и силу свободного человека, который ещё не знает, куда её применить, чтобы не погибла она бессмысленно.
А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Радда и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность обрести
счастье и покой.

«Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не
жить, как не жить и тебе без меня…»

Здесь каждый из героев хочет доказать своё превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее игра
честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными.

Горький продолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободного человека, только намеченный в рассказе «Макар Чудра», получает новый
и глубокий смысл в легендах старухи Изергиль. От индивидуализма Ларры, через свободный порыв к счастью самой Изергиль автор приводит читателей
к истинному герою Данко, отдавшему свою жизнь за свободу и счастье людей. Так уже в раннем творчестве Горький заявляет о новом романтическом
герое, показывая его самоотверженность и решительность. Его герой — человек действия, и это главное.

Это первое произведение молодого Горького актуальной проблематикой, яркостью образов и языка сразу обратило на себя внимание и возвестило о рождении нового,
незаурядного писателя.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать рассказ Максим Горького «Старуха Изергиль».

2. Опережающее задание (3 учащихся). Подготовить пересказ легенд о Ларре, Данко и библейской истории о Моисее.

Следующие уроки: Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков.
– М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 

Максим Горький среди членов кружка «Среда»
Фотография К. Фишера. Москва, декабрь 1902 г.
В верхнем ряду (слева направо): С. Г. Скиталец (Петров), Ф. И. Шаляпин, Е. Н. Чириков.
Внизу: Максим Горький, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, Н. Д. Телешов.

Музей Горького. Москва

 
 

Уроки литературы в 11 классе
(главы из книги)

 

вернуться в начало

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные даты
жизни и творчества
А. М. Горького
(сайт «К уроку литературы»)

 
 

Лойко Зобар.
Иллюстрация А. А. Пластова
к рассказу М. Горького
«Макар Чудра»

 

Данко
Иллюстрация И. М. Тоидзе
к рассказу М. Горького
«Старуха Изергиль»

 
 
   

Урок 12 ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ ГОРЬКОГО. РОМАНТИЧЕСКИЙ ПАФОС И СУРОВАЯ ПРАВДА В РАССКАЗЕ М. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»


30.03.2013


37093


0



Урок 12
Герои ранних рассказов Горького.
Романтический пафос и суровая правда
в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Цели: выявить особенности ранней прозы
М. Горького, отметив ее народно-поэтические истоки.

Задачи: рассмотреть проблему
героя в ранних рассказах Горького; отметить особенности композиции рассказа
«Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; выяснить смысл
противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль» Данко и Ларры.

Ход урока

Для него поэтические места, красавицы, моря, соколы, ужи, отстраненные
отшельники, богатыри – живой поэтический материал… Тематика первоначального
Горького песенная. Стихи выгибают стенки его прозы. Его проза плавает в стихах.

В. Шкловский

Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль»
написал.

М. Горький

I. Вступительное слово.

1. Индивидуальное сообщение по
заданиям учебника:

а) Каковы причины сосуществования реалистической и романтической прозы
1890-х гг.?

б) Как вы
думаете, чем вызвано появление нового типа романтического героя (на примере 3–4
произведений)?

2. Слово учителя.

Раннее творчество М. Горького (90-е годы XIX века первой половины 1900-х
годов) идет под знаком «собирания» истинно человеческого. «Я очень рано
узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою
жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе.
Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к
Человеку», –
писал в это время Горький. Ища, «как Диоген, Человека» (слова
самого писателя), он искал сам себя.

Личность
всегда была интересна писателю. Как правило, его герой в экстремальной
ситуации неожиданно проявляет на самом деле истинные – прекрасные – качества
(«Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.).

Антигерой
обычно реализуется как субъект, не захотевший или испугавшийся осуществить свое
«я», а потому теряющий индивидуальное, – растворяется в безликости.

Писатель
ищет в действительности ориентиры, необходимые для самоопределения в
противоречивом, «пестром» мире.

Человек и
человеческое как сущее – вот что находится в центре внимания автора, социальное
же начало не является определяющим и в целом мало значит. Горький явно отдает
предпочтение людям, не связанным с внешним миром.

Этот
интерес проявился, например, в новых для русской литературы героях: босяках и
«выламывающихся из своего класса» персонажах. Любимые герои писателя – это
цыгане, нищие, воры.

Нельзя
сказать, что он идеализирует воров, но тот же Челкаш с точки зрения моральных
качеств стоит несоизмеримо выше крестьянина.

В этом
вопросе Горький полемизирует с Толстым. (Заметим, Л. Толстой, отвечая в своем
дневнике на вопрос, почему «обратили внимание на Горького», пишет: «Мы все
знаем, что босяки – люди и братья, но знаем это теоретически; он же показал нам
их во весь рост, любя их, и заразил нас этой любовью. Разговоры их
неверны, преувеличены, но мы все прощаем за то, что он расширил нашу любовь».)

3. Индивидуальное сообщение учащегося. Анализ рассказа М. Горького «Челкаш».

4. Учитель. В письме Пятницкому от 25 июля
1900 года Горький пишет: « Задача литературы – запечатлевать в красках,
словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого,
честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке
гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое
святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир
плод его
творчества, бог – частица его разума и сердца…».
Писатель понимает, что в
реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало
время романтического».

В
произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма.
Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема
противоборства сильного человека (Данко, Ларра, Сокол)  с 
окружающим  миром,  а 
также  проблема  человека 
как  личности вообще.

Действие
рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия («Он
стоял между безграничной степью и бесконечным морем»).

Мир
произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при
оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры.

В ранних
рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто
звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и
образам.

Горький
успешно использует элементы фольклора. Он одушевляет природу («Мгла осенней
ночи вздрагивала и пугливо озиралась, открывая степь и море…»).

Человек и
природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с
волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и
Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко
выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.

Молодого  писателя 
интересует  характер,  личность 
как  проявление индивидуального,
особенного. Отсюда постоянная тяга к укрупнению изображаемого, стремление
подчеркнуть философскую значимость происходящего.

Выражением
романтического идеала стала «Песня о Буревестнике». В ней была раскрыта
жажда нравственного преображения мира, победа на редкость отважного и сильного
духа.

Заранее подготовленный ученик читает «Песню о Буревестнике» наизусть.

II. Работа с текстом рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к числу шедевров раннего творчества
Горького.

1. Какие особенности развития сюжета и композиции рассказа вы можете
отметить?

Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три как
бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни,
легенда о Данко), каждая из которых обладает своими особенностями.

Вместе с
тем все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей –
стремлением автора выявить истинную ценность человеческой жизни.

Трехчастная
композиция играет в рассказе большую идейно-художественную роль, позволяя
писателю установить связь между степными легендами и реальной
действительностью.

Композиция
рассказа ассоциируется с вертикалью: это как бы постепенное восхождение от
бесчеловечности (Ларра) к Человеку (Данко), от тьмы к свету, от небытия к
бессмертию. Три части рассказа соответствуют уровням-ярусам «Мирового Древа» –
важнейшего мифологического символа мироздания.

С этой
точки зрения Ларра соответствует «низу» – царству смерти: он и возникает
как тень, «темней и гуще, чем другие», плывущая «ниже сестер». Рассказчица
– с ее необыкновенной, но человеческой судьбой – воплощает «срединность». Данко,
высоко поднявший в руке сердце, символизирует «верх».

2. Из чего «складывается» образ Ларры?

Ларра – сын земной женщины и орла. Сказочные персонажи, рожденные от
брака человека и животного, нередко являются носителями высших начал: добра,
силы, справедливости, красоты. Но в легенде Изергиль кровь Ларры как бы
объясняет его бесчеловечность.

Образ
птицы в фольклоре стабильно и однозначно соотносится с миром смерти. Птицы в
сказках всегда переносят героя в иное царство. Часто в этом качестве выступают
орлы.

Ларра –
сын смерти – лишь внешне подобен человеку. Потому он и сеет смерть вокруг себя,
противопоставляя себя жизни.

Бездумное
следование инстинкту, стремление к получению желаемого любой ценой,
существование, лишенное прошлого и будущего, – все это не только обесценивает и
гордость, и дерзость, и красоту, изначально будто присущие Ларре, но и
превращает их в противоположность.

Ларра –
воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и бессознательно
губит неугодных ему:

«Я
убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула… а мне было нужно ее
<…> я один… я не поклонюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!»
.
Нарушив закон всеединства бытия: «за все, что человек берет, он платит
собой: своим умом и силой, иногда – жизнью»
, Ларра лишается человеческой
судьбы: он не умирает, а перестает быть.

Попытка
самоубийства неудачна: земля отстраняется от его ударов. Все, что осталось от
него, – тень и имя «отверженный»: «он стал уже как тень и таким будет вечно!
Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего».
Особое значение
получает эпизод попытки самоубийства Ларры.

Нож,
которым он бьет себя в грудь, сломался – «точно в камень ударили им». Камень –
универсальный знак, иероглиф смерти, знак вычеркивания, упразднения.

Судьбу
Ларры определил суд человеческий. Поэтому суть наказания – отторжение от людей.
Физическая смерть была бы признанием за Ларрой человеческой природы, включением
в естественный порядок: ведь смерть – одна из сторон жизни, норма. Его мольба о
смерти – попытка возвратиться к гармоническому началу, жизни.

3. Почему Ларра отвергнут людьми?

Законы племени тоже жестоки: и среди людей убийства – не
редкость, страх царит и здесь. Девушка не пошла с Ларрой, потому что боялась
отца.

Преступление
Изергиль комментирует так: «впервые при них так убивали женщину». Однако
отказ «поклониться» кому бы то ни было нельзя воспринимать как знак высокого
духовного строя персонажа.

В данном
контексте «поклонение» означает веру. Именно
об этом спрашивают Ларру люди, пытаясь понять его поступок. Конфликт Ларры и его соплеменников – это конфликт
веры и безверия. «Отверженный» не
знает ни добра, ни зла, ни смысла своего бытия.

Мерилом
всех вещей он сделал свое желание, а потому заведомо обречен, ибо не понимает
себя: «…сам неверно понимаю то, что случилось».

О таких,
как Ларра, Горький в своем очерке приводит слова Толстого: «Неверующий не
может любить… Душа таких людей – бродяга, она живет бесплодно…».
Обреченный
на вечное скитание Ларра бесплоден.

Настаивая
на своем первенстве, он требует поклонения себе. Но «отверженный» одинок: «Всем
даже страшно стало, на какое одиночество он
обрекал
себя. У него не было ни
племени
, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого».

Когда
Ларра решается умереть, показывая, что он не будет защищаться, люди «остановились
и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей
груди, хватаясь за нее руками».

Мудрец
понимает Ларру и придумывает ему наказание, страшнее которого нет на свете: «Тогда
один из людей догадался и крикнул громко: не троньте его! Он хочет умереть!»
Услышав
смех людей, Ларра задрожал – испугался. Он потерял, пожалуй, единственное
привлекательное качество – гордое бесстрашие, столь поразившее людей; теряет и
красоту, превращаясь в бесформенную тень.

4. В чем привлекательность образа Данко?

В отличие от Ларры, Данко – обычный человек, один из многих, его качества
исключительно человеческие. Подвиг ему подсказан несовершенством соплеменников,
живших без солнца, в болотах, потерявших волю и мужество.

От
глубокого сострадания погибающим душам и
зажегся
в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к
смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до
яркого факела, осветившего путь.

Но не
только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в
подвижника. Источник его деяния – глубокая вера в возможность пробуждения в
соплеменниках человеческого.

«Горящее
сердце»
символизирует заключительную фазу подвига Данко. Начинается он с
того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью
герой противопоставляет идею преодоления несчастий активным действием.

Уже тогда
люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много
силы и живого огня»
, потому-то и пошли за ним, что «верили в
него».

Горящее
сердце Данко призвано пробудить волю, высокое чувство у людей, которым не
помогли древние заветы.

Изергиль
восхищенно рассказывает о сердце Данко, которое пылало: «как солнце, и ярче
солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а
тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой
зев болота».

5. В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?

Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления
о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя.

Когда ему
сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой,
иногда – жизнью», себялюбец ответил, что не сделает этого, так как хочет
остаться «целым».

Надменный
эгоист, Ларра вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все
дозволено, дорога только его личная свобода. Но вольные люди отвергли его,
осудив на вечное одиночество. «Наказание ему – в нем самом!» – сказал мудрейший
из племени.

Индивидуалисту
Ларре противопоставлен Данко (антитеза – частый прием в раннем творчестве
Горького). Ларра ценил только себя, Данко же решил добыть свободу для всего
племени.

И если
Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко отдает им всего
себя. Освещая путь вперед, смельчак «сжег
для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего
в награду себе».

Ларра
боится людского смеха, теряется, услышав его, превращается в бесформенную тень.

Смех
звучит и в конце легенды о Данко: «Данко… кинул… радостный взор на
свободную землю и засмеялся гордо». Это смех победы над страхом, смертью и
бесчеловечностью. Противопоставление Данко и Ларры оформляется как антитеза
человеческого – бесчеловечного. Противопоставление смеха / жизни и смерти
характерно для Горького. В рассказе «Читатель» собеседник – alter ego автора –
говорит о необходимости «возбудить в человеке жизнерадостный смех, очищающий
душу».

Заканчивая
рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем
заключено подлинное бессмертие человека. Ларра сам отторг себя от людей, и о
нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно.

А о
подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная
память: перед грозою в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца,
«намекавшие на что-то сказочное».

6. Каково значение образа Изергиль в рассказе?

Древние легенды мудры и поучительны, и старая, иссохшая от времени
Изергиль, скрипучий голос которой «звучал так, как будто это роптали все
забытые века», рассказывает их молодым.

Но в круг
ее повествования включается и повествование о собственной юности, которая
кажется Изергиль, как часто бывает в старости, более красивой и веселой, чем
юность новых поколений.

Образ
Изергиль противоречив, отчетливо не проявлен. В воссоздании жизни героини многое
остается нераскрытым. Это объясняется и тем, что Изергиль говорит лишь о том,
что наиболее запомнилось ей из прошлого.

Юная
Изергиль была олицетворением стихийного вольнолюбия. Она хотела ярко жить, петь
и смеяться («Я, как солнечный луч, живая была») и, бросив ткать «ковры с
восхода по закат», стала с упоением наслаждаться своей молодостью, красотой,
беспечностью. Изергиль не хотела быть ничьей рабой (в этом она похожа на героя
своей легенды Ларру) и жила, не зная забот о других.

Но она
была умна и наблюдательна, и ей все же пришлось задуматься над тем, как живут
люди. Изергиль начинает сознавать, что существует и другое  понимание 
свободы,  что  в 
жизни  немало  людей, которые, забыв  о 
себе,  вступают  в 
героическую  борьбу  за 
свободу  других  людей (как Данко).

Об этой
борьбе Изергиль имеет смутное представление, но ее влечет героическое.
Изрубленный в сражениях поляк ей милее богатого пана с золотом. И сама Изергиль
оказалась способна на смелый, самоотверженный поступок, когда полюбила по-настоящему.

Спасая из
плена любимого, но не любящего ее храброго Артадэка, Изергиль остается верна
своему представлению о личной свободе и отказывается от любви Артадэка,
предложенной из благодарности к ней. Подневольная любовь не нужна Изергиль.

Горький  не 
случайно  вводит  в повествование образ рассказчиков. Они –
носители народной правды, поэтому рассказы часто называются их именами.

Кроме
того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд.
Старуха Изергиль, рассказ о жизни которой занимает центральное композиционное
место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Не это ли
лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для
индивидуализма, и для подвига?

III.
Творческая работа.

– Напишите
миниатюру на тему: «В чем смысл жизни по Горькому?»

IV. Итог урока.

Домашнее задание: читать
пьесу М. Горького «На дне». Подготовить рассказ о своих впечатлениях от
прочитанного и ответить на вопросы «Как писателю удалось передать атмосферу
духовного разобщения людей?» (по 1 акту) и «Чем отличается атмосфера 2 и 3
актов от 1?».


Незаурядность творчества Горького

Своеобразие творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную деятельность.

М.Горький пытался разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости.

Он отдал много сил организации первой мировой социалистической революции, а затем и процессу созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.

В первый раз рассказ Максима Горького «Макар Чудра» опубликовала газета «Кавказ» (1892 год). Затем писатель стал работать с другими изданиями печати: «Нижегородская листовка», «Самарская газета», «Волжский вестник».

В дальнейшем были выпущены в свет его следующие творения: «Старуха Изергиль»; «Коновалов»; «Челкаш»; «Песня о соколе». Всероссийскую знаменитость и популярность писателю принесли 2 тома рассказов и новелл (1898 год).

От коротких и несложных повествований Горький поэтапно перешел к более значимым произведениям литературы. Появилась поэма «Двадцать шесть и одна» (1899 год), а вскоре и первый роман «Фома Гордеев». Слава Максима Горького сравнялась с популярностью таких художников слова, как А.П. Чехов или Л.Н. Толстой.

Отзывы критиков на создания М.Горького как в России, так и других государствах были крайне разнообразны и многочисленны, вокруг его творчества началась литературная борьба. Влияние писателя распространилось на общественную и литературную жизнь Запада и Востока. М.Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи со следующими передовыми зарубежными авторами: Т. Драйзер, Дж. Лондон (США) А.Барбюс, А.Франс, Р.Роллан (Франция) М.Андерсен-Неске (Дания)

«Периоды счастья и непонимания»: личная жизнь


Максим Горький и жена Екатериной Волжина с детьми – Максимом и Екатериной. 1903. Нижний Новгород. Фотография: a4format.ru


Максим Горький и актриса Мария Андреева позируют художнику Илье Репину в усадьбе «Пенаты». 18 августа 1905. Санкт-Петербург. Фотография: Карл Булла / Мультимедиа Арт Музей, Москва


Мария Закревская-Будберг. Фотография: fotoload.ru

Когда Горький работал журналистом в «Самарской газете», он познакомился с Екатериной Волжиной — она подрабатывала в этом же издании корреспондентом. В августе 1896 года они сыграли свадьбу. Волжина была единственной законной женой писателя. С ней в браке Горький прожил семь лет, у них родилось двое детей — сын Максим и дочь Екатерина. Волжиной Горький писал: «Я люблю тебя не только как мужчина, муж, люблю как друг, может быть, больше — как друг».

В 1902 году, во время репетиции пьесы Горького «На дне», писатель познакомился с актрисой Марией Андреевой, женой чиновника Андрея Желябужского. Вместе они прожили больше 15 лет и поддерживали отношения до смерти Горького. Андреева писала: «Были периоды, и очень длительные, огромного счастья, близости, полного слияния — но сменялись они столь же бурными периодами непонимания, горечи и обид».

В 1920 году Горький встретился с бывшей фрейлиной баронессой Марией Закревской-Будберг. Она стала последней музой писателя, ей он посвятил роман «Жизнь Клима Самгина». Будберг переводила произведения Горького на английский язык, редактировала его рукописи. Они расстались за несколько лет до смерти писателя, в 1933 году. После этого Будберг уехала в Лондон, где жила с Гербертом Уэллсом. В Советском союзе о ее отношениях с Горьким писать запретили: она была шпионкой и сотрудницей НКВД.

Итоги творчества

В начале ХХ века были выпущены многотомные собрания сочинений М.Горького: 22 тома в 1923-24 годах в Берлине (значительная часть редактирована автором). Собрание произведений из 30 томов в 1949-55 годах (включая художественные сочинения, письма и критические статьи).

В эпоху серебряного века (на границе XIX–XX веков) Максим Горький был весьма значимой фигурой советской литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного сопротивления, оплодотворило творческое созидание многих авангардных мастеров слова. Творчество Горького послужило ярким примером для писателей всего земного шара.

Композиция

Для того чтобы написать сочинение по произведению «На дне», следует обратить внимание на сюжетные особенности. Обстановка, в которой происходит действие пьесы, – темный неприглядный подвал. В нем обитают странные безликие люди. Многие из них уже даже не имеют имен, одни лишь прозвища. «Здесь нет господ, остался один голый человек», – замечает один из персонажей.

Распорядители подвала-ночлежки – Костылев и его жена Василиса. В начале произведения между ними и обитателями этого жалкого дома намечается конфликт социального характера. Но в произведении есть, как ни странно, и любовная линия.

Жена Костылева подговаривает Ваську Пепла убить супруга. Если он совершит это преступление, она станет полновластной хозяйкой ночлежки и приобретет нового, более молодого супруга. Но вора Ваську привлекает сестра Василисы. Даже находясь в столь плачевном положении, люди способны ненавидеть друг друга, испытывать ревность, вынашивать меркантильные планы. Однако даже не эта идея является главной в пьесе. Ведь основная трагедия персонажей заключается в их одиночестве и разобщенности. Они разговаривают, но не понимают друг друга. Каждый слышит только себя. Об одиночестве человека среди людей можно написать сочинение по произведению «На дне».

«НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА — Сочинение по произведению М. Горького «На дне»

Прислуги) — вот правда! М. Горький Многогранный талант М. Горького блестяще проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям до сего времени неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Мы сделал это достаточно сурово и правдиво.

Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: как есть правда? нужна ли она людям? годится. Ant. нельзя ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные изо активной жизни, обитатели «дна» между тем маловыгодный отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит передо ними действительность.

Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» возьми поверхность. Каждый из них хочет вернуться в подлунная «настоящих людей». Герои полны иллюзий о временности своего положения. И только Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» блистает своим отсутствием — это удел лишь сильных.

Слабым же людям нужен обман. Они тешат себя мыслью, что рано не то — не то поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках энергетически поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них.

Старец с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем затем смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни возлюбленная обретет покой, которого не чувствовала до этих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Кашлык.

Там самое место для сильных и целеустремленных людей.

Обратите внимание

Настю некто успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает уврачевание от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное вот всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Симпатия жалеет людей, старается дать им надежду делать за скольких стимул к жизни.

Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Аннета, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. По всему вероятию, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть вздор утешитель-ная, ложь примиряющая… Кто слаб душой…

и который живет чу-ясими соками — тем ложь нужна… одних симпатия поддерживает, дру-гйе __ прикрываются ею… А кто именно — сам себе хозяин… кто независим и мало-: неграмотный жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — парсизм рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!

» А Горький не так прост и прямолинеен; он дает выполнимость читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни сиречь они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось пропорция общества к этому персонажу.

Если в период создания пьесы «На дне» Луканя был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, так со временем изменилось отношение к нему.

В наше жестокое сезон, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Луконя получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем.

Некто жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, приставки не- тратя на это свои душевные силы, а находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а сие уже немало. Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем никак не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям.

В этом великая Силка дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

Источник: https://sochbox.com/na-dne-m-gorkogo-kak-filosofskaya-drama-sochinenie-po-proizvedeniyu-m-gorkogo-na-dne/

Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!

Человек — вот правда!

М. Горький

Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво.

Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей».

Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них.

Важно

Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви.

Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел.

Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин…

кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»

Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему.

В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало.

Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ilib.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=80077

Новаторство Горького-драматурга

Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений.
Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки – убийство Костылева. Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии утешительства, разоблачение ее иллюзорности и вредности».

Это и лепит в основе композиции пьесы «На дне».

Драматургическое мастерство Горького отличается большим своеобразием. Внимание автора сосредоточено на показе социальных типов и явлений, а само изображение действительности отличается глубокой обобщенностью. В пьесе несколько идейно-тематических планов, которые в большей или меньшей степени связаны с основной идеей.

Обратите внимание

Важная особенность драмы Горького отсутствие в ней центрального героя и разделения персонажей йа положительных и отрицательных. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений. Своеобразны и сами принципы изображения человека в пьесе.

Как правило, человек показывается через призму восприятия других людей.

Так, например, представлен в пьесе Лука: в глазах Костылевых он вредный смутьян, для Анны и Насти – добрый утешитель, для Барона и Бубнова – лгун и шарлатан. Полноту и законченность этому образу придают изменяющиеся отношения к нему Актера, Пепла, Клеща. В пьесе «На дне» монологи занимают незначительное место.

Ведущим принципом раскрытия самосознания героев и их характеров является диалог. Важное средство достижения типичности и индивидуализации образов – речевая характеристика персонажей. Докажите это на примере образов Луки, Актера, Барона.

Раскройте идейную функцию цитаты из Беранже, притчи о праведной земле и песни, которую поют ночлежники.

Пьеса «На дне» имела огромное общественно-политическое значение. Разоблачая лживую философию утешительства, Горький тем самым боролся против реакционной идеологии, на которую охотно опирались представители господствующих классов.

В период начавшегося политического подъема утешительство, призывавшее к смирению и пассивности, было глубоко враждебно революционному рабочему классу, поднимавшемуся на решительную борьбу. В этой обстановке пьеса сыграла большую революционизирующую роль.

Она показала, что Горький с передовых позиций решал проблему босячества. Если в ранних своих произведениях писатель не касался причин, порождавших это явление, то в пьесе «На дне» прозвучал суровый приговор общественному строю, который был повинен в страданиях людей.

Всем своим содержанием пьеса призывала бороться за революционное преобразование действительности.

Источник: https://historylib.net/novatorstvo-gorkogo-dramaturga/

УРОК

Тема: Раннее творчество А.М. Горького. («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш») Романтический пафос и суровая правда рассказов.

Цель: познакомить учащихся с ранними романтическими произведениями Горького; совершенствовать умения и навыки анализа прозаического произведения, отбирая существенное для характеристики героев; воспитывать активное, действеннное отношение к жизни, желание быть лучше, духовно богаче.

Оборудование: портрет М. Горького; цитаты; иллюстрации к рассказам.

Ход урока

1. Опрос учащихся.

а) когда был написан первый рассказ и какой? (1892г. «Макар Чудра»)

б) в каком сборнике Горький объединил все ранние рассказы? Когда этот сборник был опубликован? (3 тома «Очерки и рассказы» 1898-1899гг.)

2. Сообщение темы и цели урока.

— Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с биографией А.М. Горького и пришли к выводу, что М. Горький — действительно великий писатель – гуманист, который стремился пробуждать в человеке гордость самим собой, говорил, что человек в жизни – самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что, кроме него,- нет ничего, достойного внимания. Попытаемся убедиться в этом, обращаясь к раннему творчеству писателя.

В раннем творчестве Горького можно условно выделить 2 рода произведений: романтические рассказы и реалистические рассказы, хотя четкой границы между ними нет.

Много повидав на своем веку, Горький имел право утверждать, что жизнь превращена людьми в болото, что болото это может поместить в себя лишь «маленьких, слабеньких, худеньких, дрянненьких». Чтобы бороться с болотом, нужно быть, по его выражению, «почти великим».

И в письме к А.П. Чехову в 1900 году Горький писал: «Право же настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее».

Поэтому Горький отыскивал героев истинных и подлинно высоких чувств. Им посвящена та часть раннего творчества, которым справедливо считается лучшей и наиболее оригинальной.

— Вопросно-ответная беседа по прочитанным самостоятельно рассказам.

Гимном любви и свободы прозвучало полулегендарное сказание Макара Чудры о молодых цыганах Лойко Зобаре и Радде, дочери славного солдата Данилы.

1)перескажите содержание рассказа «Макар Чудра» (Любовь Лойко Зобара и Радды не могла блистать в мире тусклых, обычных людишек, готовых выгодно продать себя, способных покупать то, что они называли любовью. Радда и Лойко предпочли смерть).

Составители учебника считают, что на взгляды Горького, его творческую позицию оказали сильное влияние идеи немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900гг.), который на место классических философских категорий «материя» и «дух» ставил «жизнь» как «волю к власти» (силе, могуществу). Последняя, по Ницше, является критерием значимости явлений: «Что хорошо? – Все, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека. Что дурно? – Все, что вытекает из слабости». («Философский словарь», М.: изд. «Политической литературы», 1990 г.,страница 248).

Может быть, не оказали влияние, Горький спорит с Ницше.

в) Почему? А как мы относимся к убийству Радды Зобаром? (не ощущаем ужаса, а скорее восхищаемся духом свободы).

Ведь история любви Лойко Зобары и Радды оказывается по ту сторону добра и зла. Совершаемое Зобаром убийство подано автором таким образом, что мы, читатели, не ощущаем ужаса или отчуждения. Напротив, мы восхищены величием, красотой чувств, духом свободы и неповиновением человека воле другого человека, бурей страстей.

Обратимся к еще одному рассказу – «Старуха Изергиль» (1894г.)

Сам Горький считал, что этот рассказ написан «стройно и красиво». Поэтому наша задача – понять, что вложил Горький в эти слова, идет ли в них речь только о композиции и стилистике или нужно понимать, что автора удовлетворило воплощение дорогой ему идеи в очень удачной форме.

2) какова композиция рассказа?

(Обрамление, легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Кстати, обрамление присутствует и в рассказе «Макар Чудра»). Все легенды, все части рассказа объединяются воедино, и их объединяет идея — это стремление автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Мысль автора движется от отрицания к утверждению. Горький использует прием антитезы.

3) Кто такой Ларра?

4) Каково отношение к людям, к старейшинам племени?

5) Когда сын орла получил имя Ларра? Как Изергиль объясняет значение

этого имени?

6) Как вы понимаете слова мудреца: «Наказание ему – в нем самом?»

(Ларра – себялюбец и эгоист, который живет только ради себя).

7) Что ответил Ларра на вопрос: почему он убил девушку? (В основе

эгоистического поступка Ларры лежит идея собственничества, идея

власти, которую не приемлет автор)

8) Как сложилась жизнь Ларры?

Изергиль рассказывает и легенду о Данко, о смелом и красивом юноше, который счастлив, что живет среди людей. Он любит их больше, чем себя, в отличие от Ларры.

9) Что случилось с племенем, в котором жил Данко?

10) Почему люди поверили Данко и пошли за ним?

Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом, перестали верить Данко, и в тот момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, Данко вырвал из груди свое сердце.

«Идем»! – крикнул Данко. (наиз. отрывок)

11) В чем же истинная ценность человеческой жизни? (Это образ альтру-

иста, живущего и совершающего подвиг ради других, жалких и беспо-

мощных. Данко полон благородства и духовной красоты).

Альтруист (учебник страница 42) – человек, который бескорыстно заботится о благе других, готов жертвовать для других своими личными интересами.

12) Прочитать концовку легенды о Данко. Куда вывел Данко людей?

И снова мы встречаемся с приемом антитезы. (смрадное болото и степь, залитая морем солнечного света и чистого воздуха). Этот прием помогает автору подчеркнуть красоту и совершенство мира и человека. Свободного мира и свободного человека. Красота романтического мира дополняется яркими, сочными, контрастными красками, запахами травы, земли.

Идеологический смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своей жизни- тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине.

13) К кому ближе героиня – к Ларре или к Данко?

14) Как понимает она, что такое человеческая гордость? (Больше всего

она ценит свободу и с гордостью заявляет, что никогда рабой не была)

А так ли это? (хотя именно ей принадлежит знаменитый афоризм «В

жизни всегда есть место подвигам», старуха Изергиль не свободна,

она – раба своих страстей)

15) Как сложилась жизнь старухи Изергиль?

Итак, в оригинальной форме (рассказ написан «стройно» и «красиво») рассказа Горький поставил и разрешил нравственно-философские проблемы, актуальные и сегодня:

1) мучительное и постылое бессмертие (Ларра);

2) одинокая старость (Изергиль);

3) ранняя и никем не замеченная героическая смерть (Данко).

В реалистических рассказах Горький изображает замкнутое пространство города, цивилизации, которое порождает несвободных людей – людей собственников.

— Прочитать начало рассказа «Челкаш».

Слабость несвободных людей порождает зло. Гаврила от рабской зависимости перед деньгами покушается на жизнь Челкаша.

Мы читаем рассказ и любуемся не Гаврилой, а Челкашом, хотя это босяк, вор. Но столько в нем чувства собственного достоинства, не позволяющего мириться с долей рабов.

— Перескажите содержание рассказа «Челкаш».

У горьковских героев возвышенный нравственный облик, сильные, гордые и благородные характеры, могучие чувства, сильные страсти, умение наслаждаться жизнью и постоять за нее. Они тоскуют по лучшей жизни, ненавидят и презирают стяжательство, поэтому Горький, противопоставляя их серому и скучному быту, поэтизирует их и славит «безумство храбрых».

3. Подведение итога урока. Выставление оценок.

4. Домашнее задание: страница 42-45, прочитать I-II действие пьесы «На дне»;

отобрать материал для характеристики героев.

Уроки.

  • Своеобразие ранних романтических рассказов М.Горького («Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль»).
  • Романтические характеры и их мотивировка в рассказах «Макар Чудра», «Хан и его сын».

Цели уроков:

  1. Образовательная: раскрыть идейное содержание ранних романтических рассказов М.Горького, показать, с помощью каких средств автор достигает художественного совершенства в романтических произведениях.
  2. Воспитательная: содействовать формированию чувства прекрасного, помочь учащимся «почувствовать» художественное слово.
  3. Развивающая: развить навыки логического мышления, анализа  таких литературоведческих понятий, как романтизм, романтический герой.

Урок на тему «Своеобразие ранних романтических рассказов М.Горького» («Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль»)

Домашнее задание к уроку:

а) Назвать основные черты романтизма как литературного направления.

б) Каковы черты романтизма в «Песне о Соколе» М.Горького?

Произведения для изучения и повторения:

  1. «Песнь о Соколе».
  2. «Старуха Изергиль».

Вид урока:  получение новых знаний с этапом повторения.

Основной метод: эвристическая беседа.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

а) Задание. Назвать основные черты романтизма как литературного направления.

Ответ. Романтизм – особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный оптимизм классицизма.

В ранних своих произведениях Максим Горький предстает как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающим исключительные требования. Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.

Поэтому столь большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя.

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

Черты романтизма:

  • провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
  • утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
  • взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
  • интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
  • тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
  • мучительное переживание разлада с действительностью;
  • отказ от обыденного;
  • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

б)  Задание. Каковы черты романтизма в «Песне о Соколе» М.Горького?

Ответ. В обрамлении  «Песни о Соколе» возникает яркий образ одухотворенной природы. Природа не только фон, на котором разворачивается действие. К ней, ее тайнам устремляют мысли рассказчик и старик. Красота природы, ее мощь – это воплощение жизни. Не случайно во вступительной части возникают мотивы Бога, вечного движения, гармонии и тайны.

В основе сюжета – спор Сокола и Ужа о смысле жизни. Диалог героев показывает несовместимость их жизненных позиций. Это идейный конфликт.

Позиция Сокола

Позиция Ужа

«…пал с неба Сокол с разбитой грудью…»

«Уж испугался, отполз проворно…»

«Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..»

«Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»

«Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»

«Рожденный ползать – летать не может!..»

«Старуха Изергиль» (этап получения новых знаний – эвристическая беседа)

Проблемный вопрос. Каково назначение трехчастной композиции рассказа?

Действие легенд, описанных в рассказе «Старуха Изергиль», происходит  в хронологически неопределенной глубокой древности – это как бы время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Однако в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль.

а) Легенда о Ларре.

— Чем мотивирован характер Ларры?

— Какое понимание свободы он воплощает?

— Как изображены люди в легенде?

— В чем смысл наказания Ларры?

Вывод. Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Гордость и презрение к другим – вот два начала, которые несет в себе образ Ларры.  Герой в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, потому что не принимает его и презирает судей. Его хотели приговорить к смерти, а приговорили к бессмертию: «И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один. Свободный, ожидая смерти. И вот он ходит. Ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей. Ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

б) Легенда о Данко.

— Легенда о Данко заканчивается словами: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»  Какие искры имеются в виду?

— Возможно, легенда была рассказана для того, чтобы объяснить, откуда берутся «голубые искры». Согласны вы с таким мнением?

— Какой поступок вы назовете подвигом?

— Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг?

— Разумен или нет поступок Данко?

— Какие чувства вызвал у вас подвиг Данко?

— В легенде о Данко есть слова: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Чего испугался «осторожный человек»?

Вывод. Изергиль несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее  ценным: она уверена, что жизнь ее была подчинена лишь одному – любви к людям. Также единственное начало, доведенное до максимальной степени, несут и герои  легенд, рассказанных ею. Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям, Ларра – крайний индивидуализм.

в) Рассказ старухи Изергиль о своей жизни.

Какую роль играет в легенде романтический пейзаж?

В романтическом пейзаже предстает перед нами  героиня рассказа – старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и, рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в  фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».
Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать главные герои. Их сознание, их характер, его подчас таинственные  противоречия оказываются основным предметом изображения. Пейзаж введен для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их силы и слабости.

— Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд?

«Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ни такого – ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в станину… Почему?.. Ну-ка, скажи! Не скажешь… Что ты знаешь? Что все вы знаете, молодые? Эхе-хе!.. Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… <…> Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где же они?.. И красавцев становится все меньше».
«В жизни… всегда есть место подвигам».

— Как раскрывает история жизни Изергиль ее устремленность к романтическому идеалу?

— Как соотносится ее портрет с рассказом о поисках высокой любви?

Изергиль – глубокая старуха, в ее портрете нарочито нагнетаются антиэстетичесие черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

— Что сближает Изергиль с Ларрой?

Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуалиста Ларры, она не может даже представить в себе ничего общего с ним. Все в образе старухи напоминает повествователю Ларру – в первую очередь, ее индивидуализм, доведенный до крайности, почти сближающийся с индивидуализмом Ларры, ее древность, ее рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизни.

Вывод. Создавая образ главной героини, Горький композиционными средствами дает ей возможность представить и романтический идеал, выражающий крайнюю степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведенный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Композиция рассказа такова, что две легенды обрамляют повествование о ее собственной жизни, которое и составляет идеологический центр повествования. Безусловно осуждая индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему высший  идеал любви и самопожертвования. Но читатель сразу обращает внимание на то, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла она некогда любимых людей.

Во всем – в портрете, в авторских комментариях – мы видим иную точку зрения на героиню. Романтическая позиция при всей ее красоте и возвышенности отрицается автобиографическим героем. Он показывает ее бесперспективность и утверждает актуальность позиции более трезвой, реалистической.

Урок на тему «Романтические характеры и их мотивировка в рассказах «Макар Чудра», «Хан и его сын»

Домашнее задание к уроку:

а) Проблемный вопрос. Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Радды, носит имя рассказчика – «Макар Чудра»?

б) Прочитать романтический рассказ «Хан и его сын».

Произведения для изучения:

  1. «Макар Чудра».
  2. «Хан и его сын».

Вид урока:  получение и закрепление новых знаний.

Основной метод: эвристическая беседа.

Ход урока

«Макар Чудра» (эвристическая беседа с этапом проверки домашнего задания)

— Как создает Горький романтический характер?

Макар Чудра изображен на фоне романтического пейзажа: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»

Пейзаж одушевлен, море и степь безграничны, подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять. Позиция главного героя очерчена уже в экспозиции, Макар Чудра рассуждает о человеке, с его точки зрения, несвободном: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

— Каковы жизненные ценности героев легенды?

Лойко Зобар: «Разве он кого боялся!»; «У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было»; «С таким человеком ты и сам лучше становишься» (слова Макара Чудры о Лойко); «…я свободный человек и буду жить так, как я хочу!»; «Она любит свою волю больше меня, а я ее  люблю больше своей воли…»

Радда: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Вот волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»

— Как раскрывает легенда мировоззрение Макара Чудры?

Реализация домашнего задания

Задание. Проблемный вопрос. Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Радды, носит имя рассказчика – «Макар Чудра»?

Ответ. Сознание и характер Макара Чудры становятся главным предметом изображения. Ради этого героя рассказ написан, и художественные средства, используемые автором, нужны ему для того, чтобы показать героя во всей его сложности и противоречивости, чтобы объяснить его силу и слабость. Макар Чудра находится в центре повествования и получает максимальную возможность для самореализации. Писатель дает ему право говорить о самом себе, свободно высказывая свои взгляды. Легенда, рассказанная им, обладая художественной несомненной самостоятельностью, тем не менее служит в первую очередь средством раскрытия образа главного героя, именем которого и названо произведение.

— Каково понимание свободы героями рассказа?

— Какой конфликт лежит в основе легенды?

— Как он разрешается?

Макар Чудра (как и старуха Изергиль) несет в характере единственное начало, которое он полагает истинным: максималистское стремление к свободе. То же единственное начало, доведенное до максимальной степени, воплощают и герои легенды, рассказанной им. Для Лойко Зобара истинной ценностью тоже является свобода, открытость и доброта. Радда – высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь.

Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных чувства, доведенных романтиками до высшего своего выражения, не могут примириться, ибо компромисс немыслим для романтического сознания. Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживают герои, может разрешиться лишь смертью обоих: романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью.

— Согласен ли с ними герой-повествователь?

— Как выражена его позиция?

В произведении очень важен образ повествователя.  Повествователь высказывает авторскую точку зрения на героев и события, происходящие в рассказе. Авторское отношение – восхищение силой и красотой героев рассказа «Макар Чудра», поэтизированное, эстетическое восприятие мира в рассказе «Старуха Изергиль».

— Каков смысл финала рассказа?

В финале рассказа Макар Чудра скептически выслушивает повествователя — автобиографического героя. В конце произведения повествователь видит, как красавец Лойко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой». В словах повествователя проявляется авторская позиция – восхищение  красотой  героев и  их бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание невозможности для романтического сознания бесплодности такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется  с гордой Раддой.

«Хан и его сын» (закрепление и проверка знаний)

Задание. Составить таблицу, опираясь на знание текста рассказа М.Горького «Хан и его сын».

Признаки романтизма в рассказе «Хан и его сын»

Примеры из текста

1.

В произведении есть рассказчик — татарин-нищий, есть герои рассказанной татарином легенды. Соблюден принцип романтического двоемирия.

«Был в Крыму хан Мосолайма эль Асваб, и был у него сын Толайк Алгалла…»
Прислонясь спиной к яркокоричневому стволу арбутуса, слепой нищий, татарин, начал этими словами одну из старых  легенд полуострова, богатого воспоминаниями…»

2.

Необычна обстановка, в которой происходит действие.

«…а вокруг рассказчика, на камнях – обломках разрушенного временем ханского дворца – сидела группа татар в ярких халатах, в тюбетейках, шитых золотом»

3.

Экзотическая обстановка, действие легенды перенесено во времена татаро-монгольского ига.

«…сын Алгалла не уронит славы ханства, рыская волком по русским степям и всегда возвращаясь оттуда с богатой добычей, с новыми женщинами, с новой славой…»

4.

Романтический пейзаж.

«Вечер был, солнце тихо опускалось в море; его красные лучи пронизывали темную массу зелени вокруг развалин, яркими пятнами ложились на камни, поросшие мохом, опутанные цепкой зеленью плюща. Ветер шумел в купе старых чинар, листья их так шелестели, точно в воздухе струились невидимые глазом ручьи воды».

5.

Обилие сравнений.

женщины «красивы, как весенние цветы»;
у Алгаллы «глаза, черные, как море ночью, и горящие, как очи горного орла»; слезы, как жемчужины;
глаза, как васильки;
поднял, как перо;
облака «темны и тяжелы, как думы старого хана»

6.

Метафоры.

«ласки нежили и жгли»;
«дрожь в сердце»;
«гаснет день ото дня жизнь моя»;
раны «точили бы кровь мою»;
«рвется мое сердце»
«Но она обняла за шею своего старого орла»;
«улыбается смерть»

7.

Эпитеты.

орлиные очи, знойные ласки, эхо сынова голоса

8.

Возвышенная речь героев.

«Возьми мою кровь по капле в час – двадцатью смертями я умру за тебя!»; «Последняя радость жизни моей – эта русская девушка»

9.

Олицетворения.

«…а ветер, потрясая деревья, точно пел, шумел деревьями…»;
«И вот оно, море, перед ними, там, внизу, густое, черное, без берегов. Глухо поют его волны у самого низа скалы, и темно там, внизу, и холодно и страшно»; «Только волны все плескались там, да ветер гудел дикие песни»

10.

Единственное начало в позиции героев.

«Ты любишь ее больше, чем ее и меня» (отец о сыне);
«Не могу я отдать ее тебе, не могу, — сказал хан»;
«Ни тому, ни другому – так решили? Так и должны решать сильные сердцем. Иду» (слова девушки)

11.

Авторская позиция.

«…перед слушателями вставала картина прошлых, богатых силой чувства, дней»

12.

Ваше мнение о прочитанном.

Использованная литература

  1. В.В.Агеносов Русская литература ХХ века. 11 класс: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М., 2001.
  2. В.В.Агеносов Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочные разработки. – М., 2000.
  3. Горький М. Избранное. – М., 2002.
  4. Горький М. Собр. Соч. в 30 томах. Т. 2. – М., 1949.
  5. Золотарева В.И., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М., 2005.
  6. Золотарева В.И., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М., 2002.
  7. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М., 1999.
  8. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 8 классе: Урок за уроком. – М., 2001.

  • Урок развития речи сочинение сказки 5 класс
  • Урок развития речи сочинение интересная встреча 6 класс конспект урока
  • Урок подготовка к сочинению по картине герасимова после дождя 6 класс
  • Урок подготовка к сочинению по роману капитанская дочка
  • Урок развития речи сочинение по картине решетникова мальчишки 5 класс