Урок подготовка к сочинению по комедии грибоедова горе от ума

Инфоурок другое презентацииподготовка к сочинению по комедии а. с. грибоедова описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда:

Инфоурок

Другое
ПрезентацииПодготовка к сочинению по комедии А. С. Грибоедова

Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    Описание слайда:

    Подготовка к сочинению
    по комедии
    А.С. Грибоедова
    «Горе от ума»

  • 2 слайд

    Как работать над сочинением на литературную темуТема сочинения – это то, о чё

    Описание слайда:

    Как работать над сочинением на литературную тему
    Тема сочинения – это то, о чём говорится в сочинении.
    Идея сочинения – его главная мысль.
    Объём темы – это тот круг фактов, предметов или явлений, которые она охватывает.
    Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков, характерных для всех фактов, составляющих объём данной темы.

  • 3 слайд

    Предупреждение орфографических ошибок Ча...кий, Фамусов, Ск...л...зуб

    Описание слайда:

    Предупреждение орфографических ошибок
    Ча…кий, Фамусов, Ск…л…зуб, …амусо…ское общество, …амусо…ская …осква, обществе…о…п….литич….ский к…нфликт, любовный к…нфликт, нра…стве…ые принц…пы, ид…алы све…ского общ…ства, против…ст…яние, б…рьба «века нын…шнего» с веком «м…нувшим», ст…лкновение взглядов, уб…ждений, об…вить сума…едшим, (не)нав…сть к просв…щению, чуждый предра…удкам.

  • 4 слайд

    Проверьте себя Чацкий, Фамусов, Скалозуб, фамусовское общество, фамус

    Описание слайда:

    Проверьте себя
    Чацкий, Фамусов, Скалозуб, фамусовское общество, фамусовская Москва, общественно-политический конфликт, любовный конфликт, нравственные принципы, идеалы светского общества, противостояние, борьба «века нынешнего» с веком «минувшим», столкновение взглядов, убеждений, объявить сумасшедшим, ненависть к просвещению, чуждый предрассудкам.

  • 5 слайд

    Предупреждение грамматических ошибок Жажда (чего?) борьбы, сознание (ч

    Описание слайда:

    Предупреждение грамматических ошибок
    Жажда (чего?) борьбы, сознание (чего?) долга, надежда (на что?) на успех, мнение (о ком?) о Фамусове, (о чём?) о взглядах, призвание (к чему?) к деятельности, любовь (к кому?) к Софье, вера (во что?) в успех, уверенность (в чём?) в успехе, рад (чему?) встрече, верен (чему?) идеям, чист (чем?) душой, прав (в чём?) в споре, несчастлив (в чём?) в любви, доволен (кем?) Молчалиным, дорог (кому?) Чацкому.

  • 6 слайд

    Запомнитеиграть роль иметь значение уделять внимание возглавить (что?) бор

    Описание слайда:

    Запомните
    играть роль
    иметь значение
    уделять внимание

    возглавить (что?) борьбу, руководить (чем?) борьбой, упрекать (в чём?) в безволии, порицать (за что?) за безволие, беспокоиться (о ком? о чём?) о жизни, о Софье, тревожиться (за что? за кого?) за жизнь, за Софью, изменить (кому? чему?) Чацкому, долгу, предать (кого? что?) друзей, интересы

  • 7 слайд

    Алгоритм работы над сочинениемВнимательно прочитайте тему сочинения, выделите

    Описание слайда:

    Алгоритм работы над сочинением
    Внимательно прочитайте тему сочинения, выделите в ней ключевые слова, прокомментируйте их.
    Сформулируйте тему в виде проблемного вопроса.
    Определите основную мысль сочинения, подберите эпиграф, в котором отразится основная мысль сочинения.
    Составьте план сочинения.
    Подберите цитаты, которые помогут доказать высказанную точку зрения, проиллюстрировать написанное.
    Напишите черновой вариант сочинения.
    Отредактируйте написанное, исправь ошибки.

  • 8 слайд

    Темы сочиненийЧацкий и Молчалин Кто Чацкий: победитель или побеждённый? Чем о

    Описание слайда:

    Темы сочинений
    Чацкий и Молчалин
    Кто Чацкий: победитель или побеждённый?
    Чем опасны Молчалины?
    Жизненные идеалы фамусовского общества
    Современное звучание комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  • 9 слайд

    Чацкий и МолчалинВ чём особенность этой темы сочинения? Какую роль здесь игра

    Описание слайда:

    Чацкий и Молчалин
    В чём особенность этой темы сочинения?
    Какую роль здесь играет союз «и»: соединение или противопоставление?
    Как можно сформулировать тему в виде проблемного вопроса?
    Как определите идею сочинения?
    Определите объём темы и её содержание.

  • 10 слайд

    Развёрнутый план сочинения I. Вступление.

    Описание слайда:

    Развёрнутый план сочинения
    I. Вступление. Характеристика исторической эпохи, отражённой в комедии (начало XIX века): а) зарождение прогрессивных декабристских идей; б) назревание борьбы в обществе между непримиримыми консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми; в) Чацкий и Молчалин как представители разных общественных лагерей

  • 11 слайд

    Развёрнутый план сочинения II. Основная часть. Чацкий и Молча

    Описание слайда:

    Развёрнутый план сочинения
    II. Основная часть.
    Чацкий и Молчалин – люди противоположных жизненных позиций:
    1. Общие черты: а) молоды, имеют определённые взгляды на жизнь; б) образованны, умны; в) Чацкий –воспитывался в доме Фамусова; Молчалин – живёт в доме Фамусова

  • 12 слайд

    Развёрнутый план сочинения 2. Различия: а) положение в обществе (Чац

    Описание слайда:

    Развёрнутый план сочинения
    2. Различия: а) положение в обществе (Чацкий – дворянин, отличается независимостью взглядов; Молчалин – «безродный», секретарь в доме Фамусова, подчиняет свои суждения тому, что принято в обществе); б) цель жизни (Чацкий – служение Родине; Молчалин – «дойти до степеней известных»); д) отношение с окружающими (Чацкий – благородство и порядочность; Молчалин – способность на подлость и предательство);

  • 13 слайд

    Развёрнутый план сочинения в) достижение цели (Чацкий – стремление честно с

    Описание слайда:

    Развёрнутый план сочинения
    в) достижение цели (Чацкий – стремление честно служить; Молчалин – достичь всего лестью, угодничеством, подхалимством); г) жизненная позиция (Чацкий – надежда на себя, свои возможности и знания; Молчалин – расчёт на поддержку и покровительство «сильных мира сего»); е)отношение к Софье (Чацкий – искренность, Молчалин – игра в любовь «по должности»);

  • 14 слайд

    Развёрнутый план сочинения ж) личные качества (Чацкий – эмоционален, откры

    Описание слайда:

    Развёрнутый план сочинения
    ж) личные качества (Чацкий – эмоционален, открыт, потому не защищён; Молчалин – скрытен, расчётлив до мелочей, во всём придерживается «умеренности»); з) отношение в обществе (Чацкий – резкое неприятие существующих порядков, что порождает полное непонимание окружающих, агрессивность с их стороны и отторжение; Молчалин – незаменимый представитель фамусовского общества).

  • 15 слайд

    Развёрнутый план сочинения III. Вывод. Создание А.С. Грибоедо

    Описание слайда:

    Развёрнутый план сочинения
    III. Вывод.
    Создание А.С. Грибоедовым типичных характеров: Чацкий – тип борца, Молчалин – тип льстеца, услужливого малого. А.С. Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор.

  • 16 слайд

    Домашнее задание Напишите сочинение на одну из предложенных тем.

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Напишите сочинение на одну из предложенных тем.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Урок подготовка к сочинению по комедии грибоедова горе от ума

  • Сейчас обучается 355 человек из 65 регионов

Урок подготовка к сочинению по комедии грибоедова горе от ума

  • Сейчас обучается 93 человека из 45 регионов

Урок подготовка к сочинению по комедии грибоедова горе от ума

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Специалист в области охраны труда

  • Сейчас обучается 214 человек из 53 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Тест по Новой истории Латинской Америки

  • Отчет работы кружка «Дари добро»

  • Рабочая программа «Основы проектной деятельности»

  • Музыка для новогоднего сценария «Новый год 2021г» 3 часть

  • Урок — игра «Учет процесса производства. Расчет фактической себестоимости выпущенной продукции. Оформление бухгалтерскими записями процесса производства»

  • Доклад «Договора отчуждение жилого дома на условиях на условиях пожизненного содержания его собственником»

  • Тема»Криминалистическая фотография и видеозапись»

  • Встреча поколений: выпускники, воспитанники, педгоги

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457815 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Подготовка к уроку

Задание для класса: найти и отметить в тексте «Горя от ума» цитаты о любви.

Индивидуальные задания:

  • Как играли Софью в театре.
  • Два взгляда на образ Софьи: В.Белинский и И.Гончаров.
  • Взгляд М.Нечкиной на образ Софьи.
  • Взгляд Б.Голлера на образ Софьи.

См. Приложения

Процесс создания своего текста

1. О чём будет моё сочинение? (тема)

О любовном конфликте в пьесе Грибоедова.

2. Каков мой замысел? (идея, тезис сочинения)

В комедии «Горе от ума», по мнению И.Гончарова, два конфликта: любовный и общественный. В центре любовного конфликта София Фамусова и Александр Чацкий. В течение невероятно длинного дня главный герой пытается понять, кто избранник Софьи. Он, Скалозуб, Молчалин…

Мне кажется, что в пьесе Грибоедова только два человека умеют любить по-настоящему: Софья выбирает Алексея Молчалина, Чацкий же любит её. Так возникает фальшивый любовный треугольник.

3. Какой тип речи моего сочинения?

Рассуждение – это подтверждение основной мысли. Цель рассуждения – убедить другого. Надо найти доказательства, сделать обоснованный вывод.

4. Какова схема рассуждения?

I. Тезис (основная мысль сочинения)

Почему?

Потому что, так как.

II. Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста

Что из этого следует?

Поэтому, следовательно, итак, таким образом.

III. Вывод

Перекликается с тезисом.

5. Отбор материала для сочинения.

Текст произведения, литературно-критические статьи, литературоведческие и лингвистические труды, кино, театр.

Примерные правила создания сочинения (своего текста)

  1. Заголовок (название) соответствует содержанию текста.
  2. Сочинение должно быть завершённым.
  3. Наличие всех необходимых частей сочинения.
  4. Выражение собственной позиции.
  5. Наличие авторитетного мнения: точка зрения литературного критика (историка, философа, психолога, известного современника и т.п.).
  6. Взаимосвязь между частями текста: конец и начало симметричны (зеркало), логичные переходы (мостики).
  7. Неплохо придумать адресата сочинения и мысленно обращаться к нему.
  8. Литературная обработанность: отсутствие речевых, грамматических, логических и других ошибок.

Примерный план сочинения

  1. Вступление.
    А) Зачин.
    Б) Тезис (моя позиция) + авторитетная точка зрения, с которой я (не) согласен.

  2. Основная часть.
    А) Что такое любовь?
    Б) Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста.

  3. Заключение.

Вывод.

Словарная работа

  • Грибоедов, Александр Сергеевич, драматург, комедиограф, писатель, автор, создатель, творец, мастер.
  • Герой, персонаж, он (она), имя, фамилия,
  • «Горе от ума», произведение, пьеса, комедия, творение.
  • Точка зрения, по моему мнению, мне кажется, по мнению критика, мне (не) близка позиция.

Варианты эпиграфа

  • Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими.
    Эрих Фромм «Искусство любить»
  • Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее – быть способным любить.
    Эрих Фромм «Искусство любить»
  • Любовь к кому-либо – это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок.
    Эрих Фромм «Искусство любить»

Вступление

Примерные варианты зачина сочинения

  • О писателе

В конце 18 века родился знаменитый русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это был очень образованный и талантливый человек. В 1824 он создал выдающуюся комедию «Горе от ума».

  • О книге

В 1824 году появилась знаменитая русская комедия «Горе от ума». Её создателем является выдающийся драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это пьеса до сих пор популярна среди зрителей и читателей.

  • О себе

Я совершенно сознательно (не случайно) выбрал (а) именно эту тему сочинения. Любовный конфликт, мне кажется, является главным в пьесе Грибоедова. О нём я и хотел (а) бы поразмышлять.

Образ Софьи и её любовь: разные точки зрения (авторитетное мнение)

См. Приложение

В. Белинский (знаменитый литературный критик 19 века)

И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом — Молчалина… Что такое Софья? Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить воспитанием — дураком отцом, какою-нибудь мадамою, допустившею себя

переманить за лишних пятьсот рублей. Но в этой Софье есть какая-то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностию его, словом, не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету; она не дорожит ничьим мнением, и когда узнала, что такое Молчалин, с презрением отвергает его, велит завтра же оставить дом, грозя, в противном случае, все открыть отцу. Но как она прежде не видела, что такое Молчалин? — Тут противоречие, которого нельзя объяснить из ее лица, а все другие объяснения не могут, как внешние и произвольные, иметь места при рассматривании созданного поэтом характера. И потому Софья не действительное лицо, а призрак.

И. Гончаров (выдающийся русский писатель 19 века)

Свое нравственное чувство стерпит, Лиза не проговорится, Молчалин пикнуть не смеет. А муж? Но какой же московский муж, «из жениных пажей», станет озираться на прошлое!

Это и ее мораль, и мораль отца, и всего круга. А между тем Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все, —

Свет не карает заблуждений,
Но тайны требует для них!

В этом двустишии Пушкина выражается общий смысл условной морали. Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. После катастрофы, с минуты появления Чацкого оставаться слепой уже невозможно. Его суда ни обойти забвением, ни подкупить ложью, ни успокоить — нельзя. Она не может не уважать его, и он будет вечным ее «укоряющим свидетелем», судьей ее прошлого. Он открыл ей глаза.

До него она не сознавала слепоты своего чувства к Молчалину и даже, разбирая последнего, в сцене с Чацким, по ниточке, сама собою не прозрела на него. Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел. Ее не смущали свидания наедине ночью, и она даже проговорилась в благодарности к нему в последней сцене за то, что «в ночной тиши он держался больше робости во нраве!» Следовательно и тем, что она не увлечена окончательно и безвозвратно, она обязана не себе самой, а ему! Софья Павловна вовсе не так виновна, как кажется. Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.

Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано (еще с аккомпанементом флейты), стихи, французский язык и танцы — вот что считалось классическим образованием барышни. Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты. Житейскую мудрость почерпали они из романов, повестей — и оттуда инстинкты развивались в уродливые, жалкие или глупые свойства: мечтательность, сентиментальность, искание идеала в любви, а иногда и хуже.

Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели ее» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий «муж-мальчик, муж-слуга — идеал московских мужей!» На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова.

Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.

Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний».

М. Нечкина (крупный советский историк 20 века)

Но кто такая Софья? Отметим прежде всего, что Молчалин — не первая, а вторая любовь Софьи. Ее первой любовью был Чацкий. Софья — вовсе не девушка, начитавшаяся французских романов и сочинившая по ним своего героя. Дело обстояло сложнее: она полюбила сначала живого человека — Чацкого, товарища своих детских игр, жившего в их доме, которого она ежедневно видела и хорошо знала. Любовь Софьи к Чацкому была чистым и глубоким девичьим чувством.

Чацкий был ее первой любовью, — это несомненная предпосылка всего любовного сюжета, о которой хорошо известно многим лицам в пьесе.

Итак, Софья когда-то любила Чацкого первой девичьей любовью, которая никогда не забывается. Но Чацкий уехал — сначала из фамусовского дома, в круг новых друзей, а затем и совсем из Москвы — в чужие края. Софья осталась одна в пустом и душном фамусовском доме. Она не могла доверить своего горя ни отцу, ни матери, — у нее не было матери. Значит, Чацкий не любил ее, раз мог покинуть, стала думать она: «ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Так возникло ее «горе от любви». Она была оскорблена отъездом любимого человека.

Установим второе бесспорное положение: Софья любит не реального Молчалина, а выдуманный ею самою образ, не соответствующий действительности. Кого же она выдумала? Софья сама очень тонко обрисовала придуманный ею образ в рассказе о «сне», в разговорах с Лизой и Чацким. Основная черта придуманного ею образа — это всепоглощающая любовь Молчалина к ней, к Софье.

Реальный Молчалин не имеет ничего общего с выдуманным: это — подхалим и карьерист, злой обманщик и себялюбец, низкопоклонник и подлец. Он вовсе не любит Софью и не обладает качествами семьянина. Что же было двигателем в отборе этих выдуманных качеств сочиненного Софьей, нереального Молчалина? Двигателем этого отбора была, несомненно, ее первая — раненая любовь, ее чувство к Чацкому. Она выдумала своего Молчалина по контрасту с уехавшим, бросившим ее ради «поисков ума» Чацким. Молчалин — это Чацкий наоборот. Раненая любовь к Чацкому лежит в основе образа выдуманного ею Молчалина. Если первое чувство к Чацкому является основным двигателем в создании нового чувства и нового образа любимого человека, значит, это первое чувство не умерло, а живо. Если был бы нужен совет артистке, как истолковать эту трудную и «неясно начертанную» автором роль, — совет, на мой взгляд, может быть только один: глубоко подсознательно, сама этого не сознавая, Софья любит Чацкого. Это и есть глубокая подоснова образа и поведения героини.

Софья Павловна Фамусова — в сущности, один из самых первых появившихся в литературе художественных образов русской женщины. Вторая глава «Евгения Онегина», где впервые появляется Татьяна Ларина, стала известна широкому кругу читателей лишь в 1826 г., — года на два позже появления Софьи. Среди национальных черт художественного образа русской женщины имеется своеобразное качество: ум героини постоянно выделяется как авторская тема, как особо поставленная автором задача характеристики. С этой особенностью тесно связана и вытекает из нее другая: самостоятельность линии поведения. Ум русской женщины — особая тема нашей литературы, создавшей национальный женский образ. В русской действительности того времени уже возникли эти женские типы — умных женщин с самостоятельной линией поведения, отмеченных новыми чертами эпохи. Можно сказать, что трагедия горя от ума раскрыта и в том обстоятельстве, что умная героиня в силу сложных причин «предпочла дурака умному человеку», не могла простить любимому человеку, что он бросил ее и уехал «ума искать», выдумала новый образ возлюбленного и была жестоко покарана действительностью: истинно умный и истинно любимый человек уехал, порвал с нею.

Борис Голлер (писатель, критик 20–21 в.в.)

Поведение Софьи с Молчалиным было неблагопристойно! И более того: оно было скандально и таило в себе вызов! Факт, который следовало осмыслить с точки зрения его места в сюжете пьесы. Ибо Грибоедов не хуже своих критиков знал, как должна себя вести барышня “из общества”. Мы должны представлять себе, что эта девица ходит по лезвию ножа!

Что на самом деле в доме Фамусова бунт. Против привычной морали.

Отрешимся от привычностей и просто спросим себя: о чем здесь идет речь в первую голову? Вернее, о ком? о нем или о ней? Ну конечно, о ней! На всякий непредумышленный взгляд! Ну, а потом уже — о нем. Об этом самом — “умном человеке”, который “разумеется в противуречии с обществом”.

Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? Как главную пружину ее? Единственное. Любовь этой девушки.

Это она — Софья — держит банк в этой игре. И все козыри (до времени) у нее на руках. А все остальные персонажи — в том числе и Чацкий (“главное лицо”), и Молчалин, и Скалозуб, и батюшка Фамусов, не говоря уже про гостей бала, — зависят от этой ее игры. И стало быть, располагаются на картине по сторонам от нее — как от некой оси.

«Горе от ума» — это пьеса Софьи. Это вовсе не значит — “о Софье” или преимущественно о Софье. Почему? Пьеса и о Чацком — и, может, больше, чем о ней. И о Молчалине, и о Фамусове, и о Скалозубе, и о гостях, что составляют вместе пресловутый “круг” — общество.

Но Софья “прокладывает курс” в пьесе. Именно ею движим, как любят выражаться шекспироведы, “магистральный сюжет” комедии.

Невероятная дерзость грибоедовского плана и состояла в том, что Чацкий — “главное лицо” — приезжает в дом, где все главное уже произошло. Без него. То есть, он “не действует сам, но подвергается действию со стороны объекта” (по определению).

А объект этот — Софья. Это единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. /…/

Сколь ни страшен Чацкий для фамусовского круга как “подрыватель основ и краеугольных камней”, ему ведь не дано по пьесе ничего взорвать. Все взорвано уже.

В промежутке между первым появлением Фамусова и вторым она успевает проститься с Молчалиным словами: “Идите; целый день еще потерпим скуку”. /…/

Этот день ожидания — и есть время пьесы.

Этой девушке не повезло в общественном мнении. После — в истории русской литературы… Софья была заведомо виновна. Она полюбила “не того”. Ее осудили, не выслушав.

София Грибоедова — главная загадка комедии. /…/

Но эта любовь к Молчалину! — скажете вы. Ну что ж!.. Тем трагичней и только — что к Молчалину! Трагическая любовь!.. Когда собственно качество чувства, сила чувства определялись предметом, на который оно обращено? /…/

К Молчалину и впрямь толкнула ее “доброта души”. Или то, что она приняла за доброту. Уступчивость, мягкость, терпимость. Что не часто встречалось на ее пути. Чего, может быть, недоставало ей самой… /…/

Только не “выдумала” Софья! Вот беда! Не выдумала! — сотворила! Любви дано творить собственную действительность — “по образу и подобию своему”… Пусть даже после творение окажется недолговечно.

Это — творческое чувство в основе своей. И та “энергия характера”, какую Белинский находил в Софье, была энергия творческая.

То, что назвал Толстой — “энергией заблуждения”…

Счастлива ли она — Софья — в этом заблужденьи своем?..

Иначе, наверное, и не могло быть в пьесе, в основу которой положено необъяснимое: безумный парадокс между масштабом чувства и предметом чувства. /…/

Сейчас “пьеса Софьи” (драма), которая развивалась до приезда Чацкого и успела подойти уже к опасному рубежу, упрется в другую — в “пьесу Чацкого”. Тоже драму. Которая только должна начаться. И возникнет сшибка, конфликт, обвал…

Параллельное голосоведение этих двух драм и составит собой контрапункт комедии. /…/

Поединок их двоих и есть главный конфликт пьесы. Тем еще усложненный, что это конфликт двух близких людей. Которые не только выросли вместе и знают друг друга. Но равновелики — по способности к борьбе и по силе переживания. По бунтарской природе своей. А тот, другой конфликт — Чацкого “со всем обществом”, с фамусовским кругом — возникнет лишь на почве личного. Вырастет из него… И уже нельзя будет понять, где конец одного и где начало другого. Потому что при этом конфликт общественный сделается личным, а личный, сугубо интимный — общественным.

Это и есть драматургия Грибоедова. /…/

Софья — главная ценность для Чацкого в фамусовской Москве. За ней, в сущности, или ради нее он и вернулся сюда. Но она и — главная цена, которую он должен заплатить за свой непримиримый конфликт “со всем обществом”. /…/

Софья — прямая родня Чацкого по духу. Но главный бой Чацкого выйдет против нее. И единственное, что по-настоящему останется в развалинах, когда он потребует карету и уедет, — это тоже она!

Грибоедов создавал новую традицию. Особого типа комедии. Российской. Грустной комедии. Печальной. Как после комедии Островского и Чехова.

Основная часть

Что такое любовь? Каковы признаки настоящей любви?

Эрих Фромм «Искусство любить. Исследование природы любви» (1956)

Выдающийся психолог, философ

Едва ли стоит подчеркивать, что способность любви, понимаемой как акт давания, зависит от развития характера человека. Она предполагает достижение высокого уровня продуктивной ориентации, в этой ориентации человек преодолевает всемогущее нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя — а значит любить.

Кроме элемента давания действенный характер любви становится очевидным и в том, что она всегда предполагает определенный набор элементов, общих всем формам любви. Это забота, ответственность, уважение и знание… Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви… Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть «ответственным» значит быть в состоянии и готовности отвечать»…Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было компонента любви: уважения. Уважение — это не страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова (геspicere = to look at) способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение, таким образом, предполагает отсутствие эксплуатации. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей. Ясно, что уважение возможно, только если я сам достиг независимости, если я могу стоять на своих ногах без посторонней помощи, без потребности властвовать над кем-то и использовать кого-то. Уважение существует только на основе свободы.

Настоящая любовь, с точки зрения Фромма, – это:

  • желание отдавать, а не брать,
  • забота,
  • ответственность,
  • заинтересованность в жизни и развитии любимого,
  • уважение.

Поиск доказательств в пьесе «Горе от ума»

  • Действие I, явление 4: Софья обманывает отца, сочиняет сон. Забота о любимом и ответственность за него.
  • Действие I, явление 7: Чацкий встречается с Софьей, видит в ней человека близкого по духу. Уважение, заинтересованность в развитии любимой.
  • Действие II, явления 7-11: падение Молчалина с лошади, реакция Софьи, затем – поведение Александра. Забота, желание отдавать, заинтересованность в жизни любимого (любимой).
  • Действие III, явление 1: высказывания Софьи о Молчалине, Чацкий не верит ей словам. Софья уважает своего избранника. Чацкий уважает Софью, видит в ней человека близкого по духу.
  • Действие III, явления 13-14: Софья стала источником слуха о сумасшествии Александра. Забота о Молчалине, ответственность за него.
  • Действие IV, явления 12-14: все покровы сорваны, Софья и Александр потрясены открывшейся правдой (у каждого – своя).

Заключение

Примерный вывод

В комедии Грибоедова только Софья Фамусова и Александр Чацкий умеют любить сильно и страстно, они, по словам академика М. Нечкиной, «под пару» друг другу. Но судьба лишила их счастья. «Горе от ума» — пьеса о трагической любви.

Агафонова Галина Вячеславна

Обобщающий урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Подготовка к контрольному домашнему сочинению №1

Ц е л ь: продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему; соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам

Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Противопоставление коварства, жестокости, хитрости великодушию, бескорыстию, честности. Развитие морального сознания и

Компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения осознанного и ответственного

отношения к собственным поступкам.

З н а т ь: содержание и проблематику изученного произведения.

У м е т ь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное (П).

Чацкий до сих пор

единственное

героическое лицо нашей

литературы, честная и деятельная

натура борца, то есть натура

в высшей степени страстная.

Критик А.Григорьев

Чацкий – образ декабриста,

защитник

передовых идей,

обличитель крепостнических нравов.

И.А.Гончаров

1. Мотивация.

2. Формулирование темы. Мы заканчиваем изучение комедии А.С. Грибоедова и должны написать итоговую работу по произведению. Как вы думаете, какова тема нашего урока.

3. Запись темы, целеполагание.

4. Терминологический диктант на соответствие

Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене.

Новаторство

Высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.

Пафос

Один из основных жанров драмы как литературного рода, наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей. Но главная ее цель — не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.  

Конфликт

Противоречия, возникающие между отдельными персонажами, персонажем и социально-бытовой средой, между группами персонажей, сословиями, классами. Эти противоречия развиваются и в конце концов, как правило, разрешаются в сюжете произведения.

Драма

 Совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей.

Реализм

Открытие новых путей в том или ином виде деятельности, отказ от устаревших традиций и создание новых.

Литературный тип

Художественный метод, следуя которому, художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Сатира

Вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние какого-либо общественно значимого явления, раскрывающее его глубокую внутреннюю несостоятельность.

Комедия

5. Беседа. Лагерю крепостников, защитников феодальной старины, врагам просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени. Этот образ воплощает в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. См. эпиграф. Автор неоднократно в комедии подчёркивает ум Чацкого. Для современников-друзей и врагов – ум Чацкого означал, что он был не просто умным человеком, а вольнодумцем, принадлежащим к передовому кругу. Вольнолюбие Чацкого сформировалось в тех условиях, что и у декабристов. Его биография типична для представителей передовой дворянской молодёжи 1810-1820-х гг.

  • Что вы знаете о детстве Чацкого? (прочитать слова Софьи – д. 1, явл.5 «Послушай, вольности ты лишней не бери»).

Итак, детство Чацкого прошло в барском доме Фамусова. В годы, когда юное сердце егоостро реагирует на впечатления от быта московского барства, дух «века минувшего», низкопоклонничество и пустота жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с Софьей, Чацкий покидает дом Фамусовых, начинается самостоятельная жизнь.

Как вы думаете, почему охота странствовать напала на него?

Он хотел обогатить свой разум современными передовыми идеями. Мы знаем, что к этому стремился и сам Грибоедов, и декабристы. Пестель говорил о том, что «без этих сведений нельзя быть полезным ни себе, ни обществу, ни Отечеству». Чацкий отправился «ума искать» с возвышенной патриотической целью. Он переживает то, о чем рассказывал Раевский: «Эта высокая цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей резко и глубоко проникла в душу мою, я как будто получил особенное значение в собственных глазах, стал внимательно смотреть на жизнь во всех проявлениях буйной молодости».

  • Где был Чацкий? (В Петербурге, в деревне, за границей).

Чацкий попадает в Петербург в ту пору, когда там зарождалось движение либералистов, полное вольнолюбивых надежд, свободомыслия. В этой обстановке сложились взгляды, стремление и ум Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже в Москве до Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет», «славно переводит». Чацкий увлекается общественной деятельностью, у него возникает «с министром связь» Потом разрыв.

В деревне Чацкий, вероятно, стремится помочь крепостным.

Чацкий возвращается в Москву, полный надежд и мечтаний. В чужих краях он стосковался по родине. «..и дым Отечества» ему «сладок и приятен».

  • Что же нового показала ему Москва? («Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах.

Всё тот же мост и те ж стихи в альбомах».)

  • Изменилось ли что-либо за время отсутствия Чацкого?

  • Что или кто влечёт его в дом Фамусова? (Софья).

  • Как относится она к приезду друга детства?

  • Что говорит Софья о Молчалине? (д.3. явл.1).

«Я не стараюсь, Бог нас свёл». Софья при всех своих задатках целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который с кладом своего ума и души противопоставлен этому миру.

  • Прочитать монолог Чацкого «Не образумлюсь…виноват» (действие 4, явл.14).

6. Приговор фамусовскому обществу звучит в монологе Чацкого «А судьи кто?». Выразительное чтение наизусть.

7. Оформление таблицы

Что вызывает гнев Чацкого?

Что провозглашает Чацкий?

  1. Крепостное право, жестокость.

  2. Карьеризм, чинопочитание.

  3. Косность, идеалы «века минувшего».

  4. Невежество.

  1. Гуманизм, уважение к простому человеку.

  2. Службу делу, а не лицам.

  3. Свободу мыслей и высказываний.

  4. Утверждение передовых идей современности.

  5. Просвещение, процветание науки и искусства.

  6. Уважение к национальным правам, старине.

  7. Смысл жизни – «служить родине, народу».

  1. Беседа В глазах современников Грибоедова, Чацкий – вольнодумец. В сознании Чацкий чаще всего связывается с декабристами. См.эпиграф 2. Герцен писал: «Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования и преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I. Это декабрист, это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I.

  • Что вы можете сказать о Чацком? Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимой личности. Рабство, крепостничество вызывает в нём резкий протест. В своей речи против судей он разоблачает крепостничество. Особенно гнев грибоедовского героя вызывают издевательства над личностью крестьянина. Как просветитель Чацкий отстаивает права разума, верит в его силу, силу человека. Одну из примет вредного влияния на русскую жизнь фамусовщины он видит в общественных предрассудках, он обличает тех, кто «сужденья черпают из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма». Огромное значение Чацкий придавал проблеме воспитания. В разуме, в воспитании он видел могучее средство преобразования общества, изменения жизни.

  • Есть ли у Чацкого единомышленники? (двоюродный брат Скалозуба, Фёдор – химик, ботаник, который не хочет знать и чуждается пустой, светской среды).

  • Что говорит Скалозуб о своём брате? (д.2, явл.5)

«Но крепко набрался каких-то новых правил, чем следовал ему:

Он службу вдруг оставил

В деревне книги стал читать».

Чацкий терпит горе от своего ума. В общественной драме Чацкого отразилась слабость дворянского освободительного движения.

Пафос комедии оптимистичен: Горе от ума испытывает не только Чацкий, который наносит удар своими обличительными речами фамусовым, молчалиным. Спокойной и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Если чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильныостановить развитие просвещения и передовых идей.

  1. Анализ статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»

В 1872 году появилась знаменитая статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Гончаров называет комедию общественной драмой, а столкновение Чацкого с фамусовским обществом как «борьбу, важную, серьёзную, целую битву». Он не останавливается на связях Чацкого с движением декабристов, но ставит героя Грибоедова очень высоко. Глубоко проникая в текст комедии, Гончаров прослеживает связь общественного конфликта и личной драмы Чацкого.

Запишем основные положения статьи Гончарова в тетрадь (презентация группы). Класс соглашается или опровергает этим положения.

  1. Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе, отличается моложавостью, свежестью. Вся пьеса представляется кругом знакомых читателю лиц, и кругом притом определённым и замкнутым.

  2. «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира. В картине нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука.

  3. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное.

  4. Чацкого роль – роль страдательная. Она в то же время и всегда победительная.

  5. Чацкие не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – в этом их главное страдание.

  6. Чацкого возмущает безобразное проявление крепостного права, безумная роскошь.

  7. Чацкий сломлен количеством старой силы, но он нанес ей в свою очередь удар качеством силы свежей.

  8. Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.

  9. Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым.

  10. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. Вот почему не состарился до сих пор Чацкий, а с ним и вся комедия.

  1. Групповая работа.

Делимся на группы, составляем план сочинения по темам

« К вам Александр Андреич Чацкий» (образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Презентация и обсуждение планов

  1. Беседа

Начиная разговор о жизни и творчестве Грибоедова, мы сказали, что Грибоедов наряду с Пушкиным, был основоположником реализма. Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Охарактеризуйте реализм как литературное направление.

  • Что же являлось социальной почвой для его появления?

  1. Обращение передовых кругов русского общества к национальной жизни, к положению народа.

  2. Обострение классовых противоречий в стране, усиление крепостнического гнёта.

  3. Рост антикрепостнических настроений.

  • Докажите, что комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — реалистическое произведение.

Грибоедов в своей комедии раскрыл типические черты диких барских нравов и бесправия, страдания и горя крепостного крестьянства. Сочувствие закрепощённым народным массам – основа грибоедовского изображения жизни. Грибоедов пытается показать своих героев в развитии. Если в произведениях литературы 18 века (например, «Недоросль» Фонвизина) герои уже со сложившимися характерами, которые не меняются до конца в произведении, то Грибоедов показал своих герое как реальных людей.

  • Характеры каких персонажей пьесы и каким образом меняются? (обогащается мировоззрение Чацкого, меняется характер Софьи, Горича).

Персонажи «Горя от ума» раскрываются не односторонне. Фамусов не только реакционер, он и барин, и любящий отец, покровитель своих родственников. Софья сентиментальна, но вместе с тем состоятельна, упряма. Это еще раз подтверждает жизненность персонажей.

В 1830 гг. журнал «Московский телеграф» писал: «Все действующие лица пьесы кажутся нам будто знакомыми, в них мы видим такую выразительность, что каждый из нас …старается угадать, с кем они схожи». И не случайно современники, исследователи отыскивают прототипы грибоедовских персонажей в барской Москве его времени.

Сообщение. В образе Фамусова угадываем черты дяди Грибоедова. Прототипом Хлестовой является властная и влиятельная в Москве» дворянка Офросимова. Современные исследователи пытались установить прототип и Чацкого. В образе Чацкого они видели Чаадаева. Это был выдающийся человек: умный, с твердым характером, бурным красноречием. Несомненно, когда Грибоедов создавал образ Чацкого, он вспоминал Чаадаева. Но конкретизация персонажей не снимает типичности.

  1. Мини-исследование. Грибоедов стал новатором и в области литературного языка. Можно сказать, что наряду с Крыловым, Пушкиным, Грибоедов был создателем литературного языка. Один из его современников писал: « У одного Грибоедова мы находим непринуждённый, легкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществах, у него в слоге находим мы колорит русских». Еще Пушкин предсказывал, что половина стихов «Горе от ума» войдет в пословицы.

Заранее подготовленный ученик презентует сообщение «Афоризмы и пословицы в «Горе от ума»).

Грибоедов широко и обильно использует живую разговорную речь.

  • Анализ речи Скалозуба (д.3, явл.5 «Избавь, учёностью…»). Речь Скалозуба полна военной терминологии, фразы похожи на военные приказы.

  • Анализ речи Молчалина (д.3, явл.3). Молчалин деликатен, вкрадчив, немногословен, любит поучительные слова).

  • Анализ речи Чацкого(д.4, явл3 « Ну вот и день прошёл…»). Печальные размышления похожи на романтическую элегию. Но эти речи сменяются словами, бичующими пороки фамусовского общества).

  • Речь Чацкого полна афоризмов. Докажите это. «И дым Отечества нам сладок и приятен», «Дойдёт до степеней известных, ведь ныне любят бессловесных», «Свежо преданье, а верится с трудом», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Пустое, рабское, слепое подражанье», «Послушай, ври, да знай же меру».

  1. Групповая работа.

Класс по группам составляет план сочинения на тему «Афористический язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Презентация и обсуждение планов

15.

Подведение итогов.

Закончите наш урок афоризмом из комедии.

Выставление отметок.

  1. Домашнее задание. Написать сочинение на одну из предложенных тем.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. Соедините определение с соответсвующим литературным термином

    Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене.

    Новаторство

    Высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.

    Пафос

    Один из основных жанров драмы как литературного рода, наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей. Но главная ее цель — не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.  

    Конфликт

    Противоречия, возникающие между отдельными персонажами, персонажем и социально-бытовой средой, между группами персонажей, сословиями, классами. Эти противоречия развиваются и в конце концов, как правило, разрешаются в сюжете произведения.

    Драма

     Совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей.

    Реализм

    Открытие новых путей в том или ином виде деятельности, отказ от устаревших традиций и создание новых.

    Литературный тип

    Художественный метод, следуя которому, художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

    Сатира

    Вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние какого-либо общественно значимого явления, раскрывающее его глубокую внутреннюю несостоятельность.

    Комедия

  2. Гончаров И.А. «Мильон терзаний»

  1. Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе, отличается моложавостью, свежестью. Вся пьеса представляется кругом знакомых читателю лиц, и кругом притом определённым и замкнутым.

  2. «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира. В картине нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука.

  3. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное.

  4. Чацкого роль – роль страдательная. Она в то же время и всегда победительная.

  5. Чацкие не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – в этом их главное страдание.

  6. Чацкого возмущает безобразное проявление крепостного права, безумная роскошь.

  7. Чацкий сломлен количеством старой силы, но он нанес ей в свою очередь удар качеством силы свежей.

  8. Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.

  9. Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым.

  10. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. Вот почему не состарился до сих пор Чацкий, а с ним и вся комедия.

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать материал по изучению комедии А.С. Грибоедова; развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; учить писать сочинение-рассуждение на заданную тему;
  2. Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать материал по теме, делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;
  3. Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.

Оборудование: текст произведения, презентация, видеоролик.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы с вами обобщим всё, что узнали в процессе работы над бессмертной комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Прошу внимания на экран.

(сюжет из фильма-спектакля «Монолог Чацкого «Уж точно начал свет глупеть…»)

Приложение 1

II. Индуктор.

Как вы думаете, кто и что станет предметом нашего исследования? (Чацкий и фамусовское общество).

Да, сегодня нам предстоит составить суждение об этих двух противоборствующих лагерях комедии Александра Сергеевича Грибоедова. Вы, конечно же, уже поняли, зачем разделились на группы. Вы исследователи. Одна из групп будет собирать материал о Чацком, а вторая – о фамусовском обществе. (разыгрывание разноцветных карточек).

Приложение 2

Слайд 2 (иллюстрация Чацкого и Фамусова)

Чем будет заниматься третья группа, вы догадаетесь, когда вспомните, чем богат язык комедии. Конечно же, афоризмами. Вот подбором цитат и афоризмов будет заниматься третья группа филологов-энциклопедистов.

Какое бы суждение о личности мы не составляли, письменное или устное, его структура всегда подчиняется определённым нормам. Вспомним, какие составляющие должны быть обязательными при рисовании портрета литературного персонажа.

План Слайд 3

Общая характеристика

  1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).
  2. Говорящие имена, отчества, фамилии;
  3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни;
  4. Афоризмы, цитаты.

Для того, чтобы составить портрет общества, надо знать, что включает в себя это понятие.

Нам помогут энциклопедисты.

Общество – это круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов.

Итак, общество состоит из людей, которые близки друг другу взглядами на жизнь.

Можно ли тогда использовать для характеристики общества тот же план, что и для отдельного персонажа? Конечно да, так как мы будем отражать те черты, которые определяют сходство людей, объединённых в общий круг.

Запишите этот план в тетради, но перед ним оставьте 2-3 строчки для записи темы.

III. Погружение в текст.

Итак, задача исследователей – составить связное суждение о Чацком и фомусовском обществе, дать им характеристику. А энциклопедисты подбирают афоризмы, которые помогут глубже понять характер персонажей, их отношение к окружающему миру.

IV. Обсуждение.

1 группа читает свой материал, энциклопедисты добавляют афоризмы.

1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).

Чацкий – молодой человек примерно двадцати лет, вернувшийся после трехлетнего отсутствия в дом, где провёл счастливые юные годы. Он вернулся к своей возлюбленной Софье, горя желанием возобновить их отношения. За время своего отсутствия Чацкий получил хорошее образование (он славно пишет, переводит), мог бы продвинуться по карьерной лестнице (служил в министерстве), но не стал служить (в том пользы не находит), есть имение, но, по разумению Фамусова, он плохо ведёт в нём дела (не гонится за богатством). Приехав в Москву, Чацкий понимает, что он чужой здесь, не подходит ни под одно «требование» московских тузов.

2. Говорящие имена, отчества, фамилии;

А.С. Грибоедов не зря выбрал имя Александр Андреевич Чацкий. В переводе с греческого имя значит «мужественная защита», а отчество Андреевич – сын «мужественного, храброго». Отсюда и темперамент, мужество, его умение отстаивать свои мнения. Кстати, кроме всего прочего, его фамилия указывает на то, что он потомственный дворянин, принадлежащий к знатному и старинному роду, так же, как и Трубецкие, Волконские, Оболенские. Ну а ассоциативно она указывает на Чаадаева, близкого Чацкому по взглядам и убеждениям.

3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни

Чацкий вернулся из просвещённой Европы и, конечно же, не мог не привезти оттуда вольнодумных мыслей. Он резко высказывается по поводу всех сторон жизни фамусовского общества, людей, среди которых он до недавнего времени жил: это и отношение к службе, к добыванию чинов; это и взгляды на крепостное право и отношение к личности человека; это и высказывания по поводу просвещения.

4. Афоризмы, цитаты

  • И я у ваших ног!
  • Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
  • Что нового покажет мне Москва?
    Вчера был бал, а завтра будет два.
  • Где ж лучше?
    Где нас нет.
  • Сам толст, его артисты тощи.
  • И дым Отечества нам сладок и приятен.
  • Числом поболее, ценою подешевле.
  • В России под великим штрафом
    Нам каждого велят признать историком и географом.
  • Ведь нынче любят бессловесных.
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  • И точно начал свет глупеть.
  • Свежо предание, а верится с трудом.
  • Смех страшит и держит стыд в узде.
  • Дома новы, но предрассудки стары.
  • А судьи кто?
  • Грабительством богаты.
  • Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.
  • Прошедшего житья подлейшие черты.
  • Как платья, волосы, так и умы коротки.
  • Молчалины блаженствуют на свете.
  • Мильон терзаний!

Слайд 4

В своей статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров сказал о Чацком, что «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер».

А.С. Пушкин считал иначе: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён».

Как вы думаете, почему А.С. Пушкин столь резко выступил против Чацкого? Что привело его к таким выводам? (Дело, действительно, в горе от ума. Чацкий высказывает умные и правильные мысли, но не замечает, что среди его слушателей нет людей, которые могли бы его понять).

Кто же Чацкий – борец или жертва? Попросим помощи у наших филологов.

Борец – это человек, который борется во имя защиты, осуществления чего-нибудь передового, прогрессивного.

Можно ли назвать Чацкого борцом?

Жертва – это человек, страдающий от насилия, несчастья, неудачи.

Можно ли сказать, что Чацкий – жертва? Потерпел ли он какое-либо несчастье или неудачу? (разочарование в любви, не находит места в обществе, в котором рос и воспитывался).

Учитель: И в наше время без борьбы не бывает жертв, удар на себя принимает тот человек, который идёт первым. Он жертвует собой ради своих идей и других людей. Забывая себя, он отдаёт всё для достижения цели. Была ли жертвенность Чацкого напрасна? Дала ли она плоды?

Вспомните, были ли у Чацкого последователи? (Брат Скалозуба «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»; племянник княгини «Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Фёдор, мой племянник»)

Жертва и мильон терзаний Чацкого были не зря, его борьба, пусть и медленно, но приносит плоды. Все, с кем столкнулся Чацкий, так или иначе, почувствовали это столкновение: Софья поняла, что обманулась; Молчалин разоблачён; покой Фамусова нарушен; все остальные тоже «попали под град его выстрелов», по словам И.А. Гончарова. Это только начало борьбы, начало перемен.

Отразим выводы в тетради (общий вид).

Слайд 5 (первая часть плана)

1

Слайд 6

А теперь перенесёмся в дом Фамусова…

Мини-инсценировка подготовленными детьми (действие 3, явление 6, с. 19)

  • Наталья Дмитриевна
  • Платон Михайлович
  • Чацкий

Слайд 7

2 группа представит своё исследование, филологи добавляют афоризмы и цитаты.

1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).

Представители фамусовского общества принадлежат разным возрастным группам: среди них есть и люди в возрасте (Фамусов, графиня-бабушка Хрюмина, Хлёстова, князь и княгиня), и молодые (Молчалин, Софья, Горичи, Загорецкий, Скалозуб, Репетилов, княгини-дочери). Всех их объединяет достаточно высокое положение в обществе (кроме Молчалина), сходный образ жизни.

2. Говорящие имена, отчества, фамилии;

Фамилии этих персонажей говорят сами за себя: они их оценивают и дают им прямую характеристику. Так, Фамусов – от слова «молва, известный», а значит, и распространяет слухи и сам зависит от них; Репетилов – от выражения «повторять», а значит, не иметь собственного мнения; Софья – мудрость, но мудрость мнимая; фамилия Хлёстова указывает на жёсткость, грубость и т.д. Иначе говоря, это сбор всех отрицательных черт характеров.

3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни

В монологах и диалогах действующих лиц прямо даётся их отношение к окружающей действительности. Это и негативное отношение к просвещению, пренебрежение достоинством других людей, восхваление крепостного права, деление законов на две части: одна для богатых и знатных, другая для неимущих и бесправных: отношение к любви и браку и т.д.

4. Афоризмы, цитаты

  • Монашеским известен поведеньем!
  • Кто беден, тот тебе не пара!
  • Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой!
  • Грех не беда, молва не хороша.
  • Желал бы зятя он с с звездами, да чинами.
  • И золотой мешок, и метит в генералы.
  • Сам толст, его артисты тощи.
  • Что за тузы в Москве живут и умирают!
  • И он сгибался в перегиб.
  • Ну как не порадеть родному человечку!
  • В мои лета не должно сметь
    Своё суждение иметь.
  • Ученье – вот чума, учёность – вот причина!
  • Забрать все книги бы, да сжечь!
  • Ах! Боже мой! Что станет говорить
    Княгиня Марья Алексевна!

Можно ли сказать, что А.С. Грибоедов изобразил трагедию московского общества, а вместе с тем и всей России? (московское общество – это верхушка, знатные люди, поэтому их принципы проецируются на всю страну).

Трагедия, да, люди застыли в своём мирке, живут по созданным им законам, не видя ничего, что творится вокруг. Нет развития, движения вперёд. У таких людей нет будущего. Это болото, в котором не пробиться чистой родниковой воде. Это катастрофа, т.к. упадок нравов и жизненных представлений несёт за собой вымирание всей нации.

Узнаем у энциклопедистов, правильно ли мы понимаем понятие «трагедия».

Трагедия – это тяжкое переживание, несчастье, несущее за собою личную или общественную катастрофу.

Как этот вывод подтверждается эпизодом инсценировки? Какой скрытый смысл содержится в обыгрывании слов «сквозняк и ветер»? (сквозняк, ветер – то новое, чего страшатся эти люди и от чего хотят оградить себя, а отсюда – душевная и нравственная духота).

Почему же комедия, пройдя огромный временной отрезок, остаётся бессмертной? Можно ли говорить о её актуальности? (такие люди, нравы и отношение к окружающей действительности можно встретить и в наше время, когда основным занятием является добывание денег, званий и власти; когда во главу угла ставится «Я», а другие люди не воспринимаются как личность)

Слайд 8 (вторая часть плана)

Пришло время сделать записи под второй стрелкой нашего плана.

V. Самоанализ, выводы.

Вы уже догадались, что наш урок – это подготовка к сочинению. Материал к нему мы собрали, осталось подобрать темы сочинений. Постарайтесь сделать это.

Итак, первая тема…

Вторая тема…

Вы оставили место перед записью плана. Здесь мы и запишем темы сочинений.

Слайд 9

  1. Чацкий – борец или жертва?
  2. Трагедия фамусовского общества осталась в прошлом?

VI. Д.З.

Темы определены, план записан, дома вы напишете сочинение-рассуждение на одну из тем, используя материалы урока.

  • Урок по родной литературе 7 класс нагибин маленькие рассказы о большой судьбе
  • Урок по рассказу паустовского телеграмма в 9 классе
  • Урок по рассказу улыбка брэдбери
  • Урок по рассказу солоухина мститель
  • Урок по литературе 6 класс подготовка к сочинению по роману дубровский