Урок подготовка к сочинению по комедии фонвизина недоросль 8 класс

Урок 6. д. и. фонвизин. недоросль: социальная и нравственная проблематика комедииурок 7. д. и. фонвизин. недоросль: речевые характеристики персонажей как
Урок 6. Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная
проблематика комедии

Урок 7. Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей
как средство создания комической ситуации

Урок 8. Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к письменному ответу
на один из проблемных вопросов. Урок развития речи 1

Д. И. ФОНВИЗИН.
«НЕДОРОСЛЬ»: СОЦИАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА КОМЕДИИ
УРОК 6

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Говорящие фамилии и имена.

Основные виды деятельности.
Чтение статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин» и составление её тезисов. Устный рассказ о писателе. Подбор и обобщение дополнительного материала о
биографии и творчестве Д. И. Фонвизина. Восприятие и выразительное чтение комедии (по ролям). Составление лексических и историко-культурных комментариев.
Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе

Рассказ учителя о Д. И. Фонвизине с показом иллюстративных материалов и включением сообщений учащихся.

II. Чтение статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин» и составление её тезисов (см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин»

Вопрос

Тезис

Почему Пушкин считал, что Фонвизин «русский, из перерусских русский»?

Какое образование получил Фонвизин?

Каковы самые сильные впечатления его детства и юности?

Как началась литературная деятельность Фонвизина? Чем можно объяснить его
«склонность к сатире»?

Как складывались отношения Фонвизина с графом Н. И. Паниным и императрицей
Екатериной II?

Какие социальные порядки обличает Фонвизин в комедиях «Бригадир» и «Недоросль»?

Какие острые общественные вопросы волновали писателя?

Почему писатель ушёл в отставку и перестал печататься?

Почему комедия «Недоросль» современна в наши дни?

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Сатиры смелый властелин» (см. статью ниже):

— Почему, по мнению Ст. Рассадина, комедия «Недоросль», воспринимаемая как учебная пьеса, многое теряет?

— На какие читательские стереотипы, предрассудки указывает критик в отношении к героям «Недоросля»?

— Какое культурное значение видит Ст. Рассадин в «рождении писателя Фонвизина» и появлении комедии «Недоросль»?

IV. Сатирическая направленность комедии.
Говорящие фамилии и имена

Составление лексических и историко-культурных комментариев:

— Комментирование слов из раздела учебника «Совершенствуем свою речь» (после вопросов к статье «Фонвизин и классицизм»).

— Какое значение слово недоросль имело во времена Фонвизина и какое имеет сейчас?

Изучение списка действующих лиц комедии:

— Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).

— Предположите, какой смысл могут иметь говорящие фамилии героев комедии.

Прокомментируйте имена и фамилии героев «Недоросля» (по группам):

Митрофан (переводится с латинского как «матерью явленный», «слава матери», «найденный матерью»);
Софья (переводится с древнегреческого как «мудрость», «премудрость», «мудрая»);
Милон (от славянского «милый», «любимый»);
Кутейкин (от прозвища Кутейка, ироничного именования служителей церкви, имеющего общий корень со словом кутья — кушанье, которое подают на поминках.
Прозвище указывает, что предок Кутейкиных как церковнослужитель нередко угощался кутьёй. По другой версии, прозвище происходит от глагола кутить — пьянствовать,
жить очертя голову, отчаянно проказить, пить, буянить. Поэтому Кутейкой могли называть пьяницу, буяна. О таких в народе говорили: «Кути и мути — да норови,
кабы самому уйти!»).

V. Групповая работа:

Группа 1. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие первое, явления I—IV).

Прокомментируйте значение слов и выражений: чаю, потворство, сговор, бестия.

Какие черты героев заметны уже при первом знакомстве с ними?

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).

*Как характеризует героев комедии их речь? Над чем мы смеёмся, читая этот фрагмент?

Как воспитывали Митрофана в семье?

Группа 2. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие первое, явления V—VI).

Прокомментируйте значение слов и выражений: челобитчик, концы в воду, околоток, оброк, смертная охота, в памятцах за упокой поминали, об заклад бьюсь,
да лих не очень тебе верю
.

Что интересует Простаковых и Скотинина?

*Как во фрагменте выразились авторские оценки героев?

Каково отношение Простаковой к образованию сына?

Перескажите кратко события явления VII.

Как характеризует героев их реакция на то, что Софья стала богатой наследницей?

Группа 3. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие второе, явления I—II).

Прокомментируйте значение слов и выражений: наместничество, фурия, корыстолюбцы, тиранство,
по всем её обинякам вижу
.

Какие оценки поместному дворянству дают Софья и Правдин? Над чем смеётся автор?

Перескажите кратко содержание явлений III—VI.

Охарактеризуйте Скотинина. *Смешон он или страшен? Обоснуйте свой ответ.

Каково положение слуг в доме Простаковой?

Группа 4. Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие третье, явление II).

Какой смысл несёт в себе фамилия Стародум?

Прокомментируйте значение слов и выражений: поправосуднее людей, лицеприятия не знает.

Какие мысли о нравственном воспитании высказывает Стародум?

Перескажите кратко содержание явлений IV—V действия четвёртого.

*Как понять слова Стародума «Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в моё воспитание. В твоём вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещённым»?

Современны ли эти слова сегодня? Обоснуйте свой ответ.

Группа 5. Перескажите кратко содержание явлений III—V действия пятого.

Как меняется поведение Простаковой после обвинений в её адрес? Как это её характеризует?

*В чём её нравственное уродство?

Прочитайте по ролям фрагмент комедии (действие пятое, явления VI, VII и последнее).

*Какой смысл имеет сцена расчёта с учителями?

Как в ней проявляется характер каждого героя? Над чем смеётся автор?

VI. Практическая работа.
Составление плана анализа эпизода «Экзамен Митрофана».

Прочитайте по ролям сцену экзамена Митрофана (действие четвёртое, явление VIII — этого фрагмента нет в учебнике).

Найдите в этом явлении примеры авторской иронии по отношению к героям. *Чем она вызвана?

Какова роль Стародума в этой сцене?

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).

Примерный план анализа эпизода драматического произведения:

I. Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое (завязка, развитие действия, кульминация, развязка эпизода).

1. Речевой строй эпизода — диалог:
— основной конфликт диалога;
— речевые характеристики героев;
— особенности авторских ремарок;
— подтекст.

2. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде.

3. Эмоциональный пафос эпизода.

4. Мастерство писателя, особенности писательского стиля.

II. Эпизод как часть пьесы, звено в общей цепи событий.

5. Место эпизода в развитии сюжета и композиции.

6. Герои эпизода в системе образов произведения.

7. Отражение в эпизоде особенностей жанра и литературного направления.

8. Связь темы, проблемы и конфликта эпизода с темой, проблематикой и конфликтом всего произведения.

9. Выражение в эпизоде авторской позиции.

10. Значение эпизода для раскрытия идейного смысла произведения.

Выберите из примерного плана анализа эпизода драматического произведения пункты, актуальные для анализа эпизода «Экзамен Митрофана».

При необходимости дополните план своими пунктами. Расскажите о содержании нескольких пунктов вашего плана.

Проблема воспитания истинного гражданина

О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:

— Какие социально-нравственные проблемы поднимает автор? Запишите их.

— Почему для него так важна проблема воспитания дворянина?

— Какими качествами, по мнению автора, должен обладать истинный гражданин?

— Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста комедии).

И т о г о в ы е   в о п р о с ы:

Почему драматург считал сатиру действенным оружием против общественных пороков?

Какую миссию он возлагал на искусство театра?

Домашнее задание

Письменно проанализировать один из эпизодов комедии или ответить на вопрос 5 или 6 (после текста комедии) из раздела учебника «Размышляем о прочитанном»
(по выбору учащихся).

Групповые задания.

Прочитать статью «О комедии “Недоросль”» и ответить на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).


Д. И. ФОНВИЗИН.
«НЕДОРОСЛЬ»: РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ
КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
УРОК 7

Основное содержание урока
Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

Основные виды деятельности.
Чтение статьи учебника «Фонвизин и классицизм» и выявление в комедии канонов классицизма, национальной самобытности русского классицизма. Выявление
в комедии характерных для произведений русской литературы XVIII века тем, образов и приёмов изображения человека. Анализ различных форм выражения
авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие классицизм.

I. Понятие о классицизме.
Основные правила классицизма в драматическом произведении

Чтение и обсуждение фрагмента статьи учебника «Фонвизин и классицизм»

с начала до слов «…преобладающими над интересами отдельной личности».

Образец записи основных положений фрагмента статьи:

ТАБЛИЦА
Статья учебника «Фонвизин и классицизм»

Вопрос

Основное положение статьи

Что такое классицизм? Когда и почему он возник? Что означает слово классицизм?

Классицизм — направление в искусстве, зародившееся в Европе в начале XVII в.
в период подъёма абсолютизма. Классицизм — от лат. classicus — образцовый

На какие образцы опирались писатели-классицисты?

Образцы — нормы прекрасного в античном искусстве: точность выражения мыслей,
ясность изложения, порядок в построении произведений

Какова позиция классицистов по отношению к природе?

Предпочтение культуры перед дикостью; природа и жизнь, преобразованные
человеком, выше природы и жизни естественной

Как классицизм стремился разрешить конфликт между разумом и чувствами человека?

Разрешение конфликта посредством полного и гармонического сочетания личных
интересов с велениями разума и нравственного долга; интересы государства должны преобладать над интересами отдельной личности

II. Чтение и обсуждение фрагмента статьи учебника «Фонвизин и классицизм»
со слов «Наибольшего расцвета в литературе классицизма…» до слов «…является завершённой ступенью развёртывающегося конфликта».

Составление таблицы «Основные правила классицизма в драме».
Продолжите предложения в правом столбике таблицы.

ТАБЛИЦА
«Основные правила классицизма в драме»

Основные правила классицизма в драме

Примеры из комедии «Недоросль»

Группа 1.
Что такое драма? Как произошло это слово? Что составляет основу драмы?
Где и когда обычно происходит действие драмы? Как показано действие в драме?
Какое место занимает в ней драматург? В какой форме он присутствует в драме?

«Недоросль» — это драматическое произведение, основу которого составляет…
События предстают в комедии «Недоросль» (где? когда? в какой форме?) …
Автор комедии «Недоросль» занимает в ней особое место, так как …

Группа 2.
Каковы главные особенности драмы классицизма? В чём суть принципа трёх единств?
Прокомментируйте требование единства места и времени.
В чём сущность единства действия?
Что такое трёхчленное развитие сюжета в драме классицизма?
Как этот принцип реализуется в композиции драмы?

В пьесе «Недоросль» соблюдено правило трёх единств: единство места в комедии —
это …
единство времени в комедии — это …
единство действия в комедии — это …
Трёхчленное развитие сюжета в пьесе «Недоросль» выражается в том, что …
Каждый из пяти актов комедии является завершённой ступенью в развитии конфликта, например …

Группа 3.
В чём сущность иерархии жанров в теории классицизма?
Какие жанры относились к высоким? к низким?
*Каких крупных писателей классицизма дала литература Франции?
Что лежало в основе высоких и низких жанров французского
классицизма? Какой закон жанра лежит в основе комического?
Какие черты классицизма отразились в пьесе «Недоросль»?
Каковы национальные особенности русского классицизма?

К высоким жанрам классицизма относятся …
к низким жанрам классицизма относятся …
«Недоросль» относится к жанру комедии, потому что …
Представители французского классицизма в литературе — это …
Сущность закона несоответствия в комическом заключается в том, что …
В комедии «Недоросль» закон несоответствия проявляется в том, что …
Национальные особенности русского классицизма выражаются в комедии «Недоросль» в том, что …

Письменное заполнение второго столбца таблицы завершается дома.

О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:

Ответы на вопросы 1, 2, 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

III. Групповая практическая работа:
Составление таблицы «Речь персонажей комедии как средство их характеристики»:

ТАБЛИЦА
«Речь персонажей комедии как средство их характеристики»

Персонажи

Лексика

Синтаксис и интонации

Характеристика героя. Выводы

Группа 1. Простакова

Группа 2. Митрофан

Группа 3. Скотинин

Группа 4. Стародум

Группа 5. Софья

Группа 6. Вральман

Рекомендации по заполнению таблицы:

— Какая лексика преобладает в речи героя?
(Богатство или бедность словаря, просторечная, грубая, разговорная, высокая общественно-политическая и возвышенно-романтическая лексика, слова
с уменьшительно-ласкательными суффиксами и др.) Приведите примеры.

— Какие синтаксические конструкции и интонации преобладают в речи героя?
(Богатство или бедность синтаксических конструкций и интонаций; назидательность и безапелляционность речи; цинизм, прямолинейность и грубость, вкрадчивость
и предупредительность; короткие, обрывочные фразы; категоричные, решительные, ораторские, грубые; подобострастные и излишне любезные интонации; наличие
риторических вопросительных и восклицательных конструкций; экспрессивная аргументация суждений, развёрнутые монологи и др.)

— Сделайте выводы о характере персонажа на основе его речи.

IV. Особенности анализа эпизода драматического произведения

Изучите примерный план анализа эпизода драматического произведения:

1. События эпизода и его место в сюжете всей пьесы.

2. Проблематика эпизода, определяющая идейное содержание пьесы.

3. Герои, участвующие в эпизоде, их место в системе образов.

4. Мысли, поступки, высказывания героев эпизода и его связь с проблематикой пьесы:
— Основной конфликт диалогов и монологов героев.
— Речевые характеристики героев (лексика, синтаксис, интонации).
— Взаимосвязи героев и событий в эпизоде; причинно-следственные связи.

5. Наличие авторских ремарок и их смысл. Отражение в эпизоде идейно-эстетических взглядов автора. Подтекст эпизода.

6. Своеобразие художественного времени и пространства в эпизоде.

7. Эмоциональная окрашенность и пафос эпизода.

8. Отражение в эпизоде жанрового своеобразия пьесы.

9. Связь эпизода с литературными направлениями эпохи (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).

Выделите пункты плана, актуальные при анализе выбранного вами эпизода:

1. Действие первое, явление V.

2. Действие второе, явление VI.

3. Действие третье, явление I.

4. Действие четвёртое, явление VII.

5. Действие пятое, явление IV.

Проанализируйте эпизод устно.

И т о г о в ы е   в о п р о с ы:

Какие черты классицизма проявились в комедии «Недоросль»?

Почему речь персонажей является средством их характеристики?

Домашнее задание

Завершить заполнение таблиц. Проанализировать письменно один из эпизодов комедии.

Дать письменную оценку высказываниям П. А. Вяземского (см. вопросы 3—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном») или В. О. Ключевского
(см. задание 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном») о комедии «Недоросль» (по выбору учащихся).

Индивидуальное задание.

Написать сочинение-исследование, используя вопросы из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования».

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Постановка фрагментов комедии «Недоросль» на школьной сцене с использованием песен Ю. Ч. Кима.
(См.: «Театр Юлия Кима», альбомы 1—3)


Д. И. ФОНВИЗИН. «НЕДОРОСЛЬ»
ПОДГОТОВКА К ПИСЬМЕННОМУ ОТВЕТУ
НА ОДИН ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ
Урок развития речи 1
УРОК 8

Основное содержание урока
Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма. Составление плана и письменный ответ на один из
проблемных вопросов: Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»?
Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)? Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?

Основные виды деятельности.
Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.

I. Повторение основных литературоведческих понятий, связанных с анализом комедии классицизма

П р о в е р о ч н а я   р а б о т а:

Дайте определение понятий: классицизм, правило трёх единств, трёхчленное развитие сюжета, высокие и низкие жанры, драма, комическое, комедия, сатира,
закон несоответствия в комическом, принципы русского классицизма.

II. Составление плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов

Тема 1.

Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? (Работа с таблицей «Основные правила классицизма в драме».)

ТАБЛИЦА
Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»?

Вопросы

Пункты плана

1. Почему автор обратился к жанру комедии?

Комедия как средство разрешения противоречия между личностью и государством

2. Как проявилась в пьесе идея гражданственности?

Приоритет государственных интересов над интересами отдельной личности

3. Какова главная тема комедии «Недоросль»?

Воспитание дворянина — главная задача просвещённого века

4. Какие черты классицизма отразились в комедии «Недоросль»?

Черты классицизма в пьесе «Недоросль»:
— правило трёх единств;
— трёхчленное развитие сюжета;
— закон несоответствия;
— говорящие фамилии;
— жёсткое деление героев на положительных и отрицательных

5. Как характеризует героев комедии их речь?

Речь героев комедии «Недоросль» как средство их характеристики

6. Какие черты русского классицизма отразились в комедии?

Черты русского классицизма в комедии «Недоросль»

Тема 2. Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»?

ТАБЛИЦА
Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»?

Вопросы

Пункты плана

1. Что такое сатирическое произведение?

Комедия «Недоросль» как сатирическое произведение

2. Какую цель преследовал автор в пьесе «Недоросль»?

«Недоросль» как комедия классицизма

3. Каковы объекты сатирического изображения в комедии «Недоросль»?

Объекты сатирического изображения:
— невежественное провинциальное дворянство;
— узость и ограниченность его интересов;
— неспособность этой части дворянства приносить пользу Отечеству;
— профанация обучения молодых дворян;
— право господствующего класса владеть другими людьми

4. Какова гражданская позиция автора?

Гражданская позиция автора комедии «Недоросль»

Тема 3. Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)?

ТАБЛИЦА
Как характеризует героев комедии «Недоросль» их речь (на примере одного из героев)?

Вопросы

Пункты плана

1. Каково значение речи героев в драматическом произведении?

Значение речи героев в драматическом произведении:
— речь как способ создания конфликта действия;
— речь как средство самохарактеристики и характеристики другими героями;
— монологи и диалоги как формы речевого выражения в драматическом произведении

2. Какая лексика преобладает в речи героя?

Своеобразие лексики в речи героя комедии классицизма

3. Какие синтаксические конструкции и интонации преобладают в речи героя?

Роль синтаксических конструкций и интонаций в речи героя комедии классицизма

4. Какова роль речевых характеристик героев?

Речь героев комедии «Недоросль» как средство их характеристики

Тема 4. Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?

ТАБЛИЦА
Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания?

Вопросы

Пункты плана

1. Какова главная тема комедии «Недоросль»?

Тема воспитания — главная тема комедии «Недоросль»

2. Почему автора волновала проблема воспитания дворянина?

Проблема правильного воспитания молодого дворянина в комедии «Недоросль»

3. Почему вопросы воспитания молодёжи определили тему и проблему комедии?

Вопросы воспитания — характерная черта комедии классицизма:
— воспитание у молодых дворян идеи гражданственности, подчинения личных интересов общественным;
— приобретение дворянской молодёжью реальных знаний, необходимых для процветания страны;
— общественно-политический характер проблемы воспитания молодых дворян

4. В чём актуальность проблемы воспитания для современности?

Вечные проблемы в комедии «Недоросль».
Актуальность проблем воспитания в наши дни

Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.

Устные ответы на отдельные пункты планов.

Оформление письменных ответов на проблемные вопросы может быть завершено дома.

Домашнее задание

Завершить оформление письменных ответов на проблемные вопросы.

Групповые задания.

Подготовить сообщения об И.А. Крылове: Крылов — журналист, музыкант, писатель, философ (по группам).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения об истории создания басни «Обоз» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, о
портретах и памятниках писателю.

Подготовить историко-культурные комментарии к статье учебника «О басне “Обоз”».

Следующие уроки: И. А. Крылов. «Обоз» — басня о войне 1812 года >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ТЕМА УРОКА: «Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».Основной конфликт и проблематика».

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:  использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития языковой компетенции при анализе художественного произведения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:     

сформировать понятие «сатира»;

 выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши;

сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения

 РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: 

развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные умения суворовцев:

развивать навыки работы с текстом художественного произведения;

развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль;

развивать творческие способности обучающихся;

логически осмысливать и излагать информацию

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: воспитывать навыки общения, культуру речи,  уважительное и бережное отношение к родному языку; воспитывать интерес к литературе, содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся.

ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний.

ВИД УРОКА: комбинированный.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1 «Недоросль» как сатирическое произведение литературы классицизма

2 Проблема воспитания истинного гражданина

Ход урока.

Организационный момент  Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

               «Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня.

              Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе образование.     Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего ума и плоды  благородного воспитания».     Возможно, так поприветствовал бы вас, молодое поколение,  писатель   Д.И.Фонвизин.

 Д.И.Фонвизин – удивительный  писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин  назвал его «сатиры смелым властелином»:

Этап постановки проблемного вопроса.  Актуализация.

Посмотрите небольшие видеофрагменты (отрывок из комедии «Недоросль» и отрывок из программы А. Малахова)

—  Зачем я показала их? Как они перекликаются?  Нет ли среди нас потомков Митрофана и его мамаши?

—  Произведение «Недоросль» Фонвизина было написано  в 18  столетии. С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.

—  В чем секрет неувядаемости комедии?

Проблемный вопрос: 

Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину   доверить будущее России? (это вопрос, на который, я надеюсь,  мы сможем ответить в конце урока)

Постановка цели урока.    Обратимся к теме нашего урока.  Какие ключевые слова есть в названии нашего урока?

  «воспитание» : ребенок, родители, семья, учителя, взросление, формирование человека, развитие…

 «гражданин» : отечество, родина, честь, благо родины…

  —  Какая проблема затронута в комедии « Недоросль»?

 (Проблема воспитания достойного гражданина Отечества)

 —  Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы хотели бы сегодня  получить ответ? Каковы  цели нашего занятия?

—  Поразмышляем над тем, что такое воспитание.

—  Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином  

 — Кто является настоящим гражданином?

Основной этап урока. Усвоение новых знаний

Начнем нашу работу, как говорит один из героев комедии, «с задов», то есть с повторения.

    XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.

Велики были достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие Россию  вровень с европейскими государствами:

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.

3) в 1757 г. основана Академия художеств.

Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного человека – монарха, монарха сильного и  просвещенного, как Петр Великий и Екатерина Вторая. В это время в  искусстве, и в том числе литературе, возникло новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.

Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в искусстве Древней Греции и Рима. 

Искусство классицизма проповедовало идеи гражданственности, идеи просвещения.

Принципы классицизма:

  1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
  2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
  3. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государству.
  4. Наследование античности как образцу.

 Комедия «Недоросль» является классицистической комедией:

Герои делятся на положительных и отрицательных;

– герои наделены «говорящими» фамилиями;

– положительные герои являются воплощением идеи гражданского служения государству;

Комедия «Недоросль» — блистательное сатирическое произведение для постановки на сцене. Ведь театр – это место, где исправляются человеческие пороки.

 Что же  такое сатира? Комедия?

Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического; резкое осуждение и  осмеяние человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.

Комедия — это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие пороки.

Давайте и мы с вами перенесемся на 200 лет назад и  вспомним героев комедии и увидит пороки отрицательных персонажей..

Беседа по вопросам. Первичное восприятие.

—   Почему комедия так названа? «Недоросль»? Понравилась ли она?

—   Почему Митрофана называют недорослем?

 Недорослями тогда называли всех дворянских подростков до 15-16  лет .

Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук в домашних условиях для поступления в службу..

—  — Какие качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным?

Понаблюдаем за героями комедии и ответим на этот вопрос .

Инсценировка сцены из комедии  (действие 4 явл.8).  

– Почему мы смеемся?  

Митрофан – характер комический.  Полное незнание основ грамматики, истории, географии, но смышленость и сообразительность.

—  Как вы понимаете слово  воспитание

   Воспитание — планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения.

—    Как героя воспитывала мать?

 —    Какое воздействие оказывала на Митрофана мать?

Давайте разберемся . Для этого группы получают задание на карточке и отвечают.

 Групповая работа.

1 группа.

—  Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан.

—  Обращаясь к тексту, покажите на примерах,  как Простакова ведет себя со своими б близкими: с мужем, братом,  с учителями Митрофанушки, со слугами.

—  Что это за женщина?

К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )

К Еремеевне:  бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…

Ты еще, старая ведьма, разревелась…

Еремееевна о себе:    Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день  ( д. 3,яв. 6 );

Мужу :  Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)

            Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится.     (  д.2, яв.5)

.К брату:   … Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи…( д.З, яв.З  — дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай додраться! (Милон их разнял). …Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!  (д.5, яв.2)

К учителям (  д.3  явл. 7 урок Митрофана )

    Простакова — полновластная хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она особенно отвратительна со слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.

 Муж у нее под каблуком,  она им помыкает. Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно,  кормит плохо.

2 группа.  

—  Но как эта «презлая фурия»  относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии ответы.    Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?

( Заступается за сына, ругает учителей, Еремеевну.   («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)

(  То, как она им любуется…  «Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»). 

—   В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал?

 (Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и —  сохранить», для этого хочет женить на Софье Митрофана.

—    Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей?

“Без наук люди живут и жили”- говорит помещица. Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит…”- говорит она Цыфиркину.

При решении задачи о деньгах она советует сыну: “…Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. д.З, яв.7)

Простакова о географии: “…Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4, яв.8)

—   Почему же Митрофан ничему не научился?  На кого похож?

Сама она невежественная, безграмотная женщина.  Простакова  вынуждена пригласить к сыну учителей,  хотя не считает образование необходимостью,  и смотрит на обучение,  как на тяжелую повинность.

Выводы:

 Простакова   —  невежественная, необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница, слепо любящая своего сына.

Она  уродует его характер, воспитывает в нем наглость, лень, подлость и  жестокость. И он действительно становится похожим на мать.

3 группа.

Герои — антиподы Митрофана.

Кто они? Прочитайте высказывания Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?

  • Глупому сыну не в помощь богатство.
  • Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
  • Невежда без души – зверь.
  • Золотой болван – всё болван.
  • Наличные деньги — не наличные достоинства.

—    Кто Милон по роду занятий? Какой он офицер? Что мы узнаем о нем?

—   Какие качества он ценит в человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества      ( дейст.4 явл.  6 ).      

  Милон любит Родину, он честен, справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер. Он образец настоящего гражданина  Отечества.

Включение в систему новых знаний и повторение.

Давайте обратим свои взоры в будущее. Наше будущее —  сочинение на ОГЭ с приведением аргумента из своего читательского опыта для подтверждения своей позиции. Вот текст. Какую проблему ставит автор в тексте?

Аргумент – это доказательство, приведение примера для обоснования своей точки зрения на проблему.

  • Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это  уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.
  • Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг  материальными благами.
  • Мир изменяется. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, то не стоит удивляться тому, что ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.   (по  Ю. Нагибину)                                                                                                                                                       

Подведение итогов.  Рефлексия.

Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.

— На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии?  

— Кого можно назвать настоящим гражданином своего Отечества?

— Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я задумался…»

 — Можно ли Митрофану доверить будущее России? Почему?

Выводы:

           Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».

Не уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может быть истинным гражданином.

Задание на самоподготовку

Напишите 5-7 предложений в качестве аргумента сочинения  на ОГЭ. «Что такое истинное воспитание человека»? (с опорой на читательский опыт: комедия «Недоросль» Фонвизина).

Используем фразы: « говоря о воспитании достойного человека, обратимся к литературному примеру», «в комедии автор рассказывает о Митрофане Простакове, который…», « трудно назвать этого героя достойным человеком ,потому что…»     Оценки выставить и прокомментировать!

В начале восемнадцатого века в Российской империи издали указ о том, чтобы каждый дворянин имел образование. Если предписание царя не будет исполнено, то недоучки не могут вступать в брак. Именно этот документ и положил начало легендарной комедии Фонвизина.

В произведении «Недоросль» автор тщательно рассмотрел дворянство, а именно, проблему становления личности юных людей из семьи помещиков. Фонвизин придавал огромное внимание именно воспитанию детей. Он считал, что лишь воспитанные и образованные люди могут изменить будущее России. В комедии фигурирует такой молодой человек, как Митрофан. По своему происхождению дворянин, его окружения составляют люди с дурным нравом. Противопоставлением этому герою служат такие персонажи, как Стародум, Милон, Правдин и Софья.

Именно эти персонажи имеют те черты характера, которые так ценил Фонвизин. Через их уста автор выражал идеи, которые летают среди образованного и интеллигентного общества. Простковы и Скотины, в свою очередь, являются полным воплощением самого ужасного и скверного. Мать Митрофана настолько любит сына, что это, парой, становиться невыносимо терпеть. Митрофан не может и шагу ступить без ведома матушки. Естественно, это быстро надоедает. Забота – это безусловно отлично, но ее бывает чересчур. В принципе, как было в ситуации с Митрофаном и его матерью.  

Речь у всех героев тоже отличительно различалась. Это тоже служило особой характеристикой каждого персонажа. К примеру, Митрофан не блистал красноречием, был молчалив. Правдин же, наоборот, поражал всех своим словарным запасом. Речь Софи была изящна, как и она сама. Простакова часто использовала довольно грубые выражения, которые присущи крестьянам. У каждого из них были свои особенности. 

Фонвизину довольно неприятно все это общество грубых, невоспитанных, необразованных людей. Которые просто забыли, что такое дворянское и человеческое достоинство. К сожалению, для данного сословия того времени стало нормально полное отсутствие культуры, множество фальши, грубых слов. Они перестали заботиться об образовании, довольствуясь тем, что есть. Не задумываясь о том, что их ждет в будущем.

2 вариант

Центральным персонажем в произведении «Недоросль» гениального писателя Фонвизина считается Простаков, представитель дворянского рода. Вообще, Митрофан означает «подобный», то есть чем-то схожий на мать. Но возможно таким образом, матушка Простакова хотела показать окружающим, что она хочет воспитать сына, похожего на себя. У неё была мысль оставить сына при себе до 26- летия, и даже не отпустить его в армию на службу. А сама госпожа Простакова обладала твердолобостью, редко слушала других, и именно поэтому переубедить её зачастую было очень трудно. У её же сына отсутствует какая-либо мотивация и цели в жизни, но он любил вкусно покушать. Она говорила, что пока он ещё недоросль, пока ещё его можно женить и не отдать на службу, то такая возможность должна непременно послужить в плюс. Сам Митрофанушка днями бездельничал и, предупреждая об очередной шалости, он говорил об этом матери, а она в свою очередь поощряла его безделье и называла это «лёгким баловством».

И конечно же всеми известная фраза Митрофанушки: «не хочу учиться, хочу жениться». Он считал, что «к наукам он не способен». И даже в этом вопросе мать его поддерживала. Но стоит отметить, хоть и воспитание у неё было неправильным, она очень его любила. Даже когда он объедался, она говорила ему, чтобы он покушал ещё. А когда его кто-либо обижал, мать всегда вставала на защиту сына, не позволяла никому плохо с ним обращаться, рассчитывая на то, что он ответит таким же отношением в дальнейшем. Однако, несмотря на её ожидание, Митрофанушка к матери относился пренебрежительно, он постоянно отворачивался от неё, отталкивал в ситуациях, когда она хотела ему помочь, не хотел, чтобы она присутствовала рядом с ним, и также считал себя крайне умным.

И вообще к окружающим Митрофанушка не питал приятных чувств, например, к своему дядюшке Тарасу по фамилии Скотинин, он также относился пренебрежительно и грубо, постоянно огрызаясь на него и советуя ему убираться. Воспитанием же сына занималась за низкую плату добрая женщина Еремеевна, которая очень хотела научить его чему-то хорошему. Однако другие учителя крайне часто серчали на него. Митрофанушка при этом всём был человеком достаточно высокомерным и считал, что все люди прямо должны отчаянно ему помогать. Автор хотел нам изобразить, что в каждом из нас есть как бы частица такого персонажа как этот Митрофан, и когда мы ленимся, мы частично и становимся на него похожими. К таким людям как он, относиться или хорошо, или плохо очень трудно, ведь они очень неоднозначные, они недалёкие, невоспитанные, и с ними общаться нет никакого желания. Единственная надежда на исправление у такого человека, если он сам этого захочет.

Сочинение 3

В восемнадцатом веке словом «недоросль» именовали молодых дворян, не получивших от своего учителя удостоверения об окончании ими обучения. Замысел создания комедии, высмеивавшей грехи современного русского общества, впервые зародился у Дениса Ивановича Фонвизина в конце 1778 года, уже после своего возвращения из Франции. Впервые комедия опубликована в далеком 1783 году. Все последующие поколения пытались всеми способы не походить на известного и противного всем Митрофанушку

Митрофанушка является избалованным барчонком, которого с самого детства холит и лелеет его матушка госпожа Простакова. День ото дня Митрофан только и делает, как объедается без всякой меры. Остальное время он любит проводить в своей голубятне. Он необычайно ленив и глуп и в этих науках ему помогает немец-учитель Вральман, усердно оправдывая его лень, за что чуть было и не получает по голове. В итоге, за два года изучения арифметики, едва способен досчитать до трех, читать же научился только по слогам.

Злонравие свойственно его матери не с меньшим успехом перешло и к сыну, в основном показывая вид на тех, кто не может ему ответить или дать сдачи. Особенно он любит лаяться со своими учителями и всячески оскорблять свою няню, кормилицу, которая воспитала его с рождения и практически заменила ему мать. Но и к родной матери он расположен не более, ежели к кому другому, ясно демонстрируя это грубым с ней обращением, а главное обидными для, под конец потерявшей слишком многое, госпожи Простаковой словами: «да отвяжись матушка, как навязалась».

Трусость, которая нередко присуща особенно глупым людям обнаруживается, когда Скотинин пытается побить его за откровенное желание жениться и он, вместо того, чтобы защищаться, выдвигает вперед свою няню, прикрываясь ей от возможных ударов.

Во всем своем существе Митрофан представляет собой невежественного, ленивого, трусливого, злого, глупого, словом человека дошедшего последней степени своего совершенства. Таких, как он были миллионы тогда, но и теперь остались десятки миллионов людей, не желающих учиться, считающих, что абсолютное большинство знаний никому не нужно и никогда не пригодиться. Правильно сказал Вральман о Митрофанушке, заглянув далеко вперед: «таких на свете миллионы, миллионы. Как ему не выбрать себе компании?»

Вариант 4

Комедия Фонвизина «Недоросль» повествует о недоросле, который воспитывался таким ужасным образом, что постепенно стал превращаться в некое ленивое, ни к чему не способное, и к тому же жестокое существо.

Сюжет комедии развивается в деревне, где командует крепостница по фамилии Простакова. Она играет в комедии главную отрицательную роль. Жестокая и властная госпожа Простакова презирает всех вокруг: свою свиту, крестьян и в том числе собственного законного супруга. Если ко всем этим качествам приплюсовать ещё и её абсолютную безграмотность – то перед нами будет типичный пример одной из представительниц дворянства, против которого и выступает автор в своей комедии. Простакова не любит никого, за исключением своего сына Митрофана.

Митрофан – кошмарная копия своей матери. Он целиком и полностью унаследовал ее невыносимое поведение и ужасный характер. Целыми днями он предается лени, обжорству и тирании домашних. К отцу он относится презрительно и вообще не воспринимает его как человека. Безграмотность, к слову сказать, тоже полностью заслуга его матери. Так как теперь дворяне имели право выбора – служить ли не служить, Митрофан пребывал при матери. Учиться всё же было обязательно, Простакова закон исполняет, но не слишком то его одобряет. Недоросль только делает вид, что учится, учителей всячески третирует и критикует. На самом деле мечта Митрофана – стать единоличным хозяином всего имения и распоряжаться в нём по своему усмотрению, так как пожелает его бестолковая сущность. Поэтому он только и делает, что ждёт кончины своих родителей.

В деревне Простаковой крепостной строй продержался бы ещё не один век, если бы в один прекрасный момент Митрофанушка не бросил в сторону матери решающую реплику, что мол, отвяжись ты от меня, вот навязалась. Вот именно здесь произошло крушение всех устоев Простаковой, основанных на жестоком обращении и банальном невежестве.

Комедия не потеряла своей актуальности и в наши дни. Люди все также делятся на бедных и богатых, богатые считают себя хозяевами жизни, они позволяют вести себя с бедными жестоко и бесчеловечно, в то время как бедный человек довольно часто оказывается гораздо образованнее, честнее и мудрее многих богатеев.

8 класс

Картинка к сочинению По произведению Недоросль

Предыдущая

СочиненияОсновные темы и мотивы лирики Некрасова

Следующая

СочиненияСочинение Человек и природа в рассказе Кладовая Солнца Пришвина

Кударбекова Зульфия Туземовна

учитель русского языка и литературы

Ставропольской средней школы

района имени Габита Мусрепова

Северо-Казахстанской области

Урок русской литературы в 8 классе по теме:

«Подготовка к сочинению по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Цель урока: формирование нравственной и речевой компетенций

Задачи:

Систематизировать знания о произведении, персонажах комедии, их нравственных качествах.Развивать навыки самостоятельной работы с текстом произведения, устную речь учащихся, активизировать поисковую деятельность учащихся.Увидеть и понять нравственные уроки комедии.Оборудование: презентация по теме, тексты произведения, учебник.

Ход урока:

Эпиграф к уроку: Воспитание дано мне было отцом… наилучшее: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Этап целеполагания:

Н.В. Гоголь сказал о комедии Фонвизина:

“Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…”

Я надеюсь, что проанализировав комедию, внимательно рассмотрев персонажи комедии, вы вынесете определенные нравственные уроки из сегодняшнего урока и ответственно подойдете к написанию сочинения.

Этап Вызов

Самостоятельная работа со статьей учебника по вопросам (показать слайды) — работа в тетрадях письменно — 5мин.Какими были учебные успехи Д.И.Фонвизина?Что навсегда сохранила память юного Фонвизина от поездки в Петербург?Какова направленность творчества Д.И.Фонвизина. Укажите его первое произведение.Когда была создана и где и когда поставлена комедия «Недоросль»?Какие творческие планы имел, но не сумел реализовать Д.И.Фонвизин?Проверка работ — 2-3 мин.Ответы на вопросы по слайдам: Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?

Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?

Этап Осмысление

Актуализация знаний.

Самостоятельная работа с текстом произведения: Образ Простаковой — примеры речи и обращения: (заполнение таблицы)

С крепостными и учителями

с Софьей

с Митрофаном

с Стародумом

С крепостными:

Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил… А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил пошире.Ну… а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши… Ты же еще, старая ведьма, и разревелась.К Софье:Неужели тебе эта девчонка так понравилась?О матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих не очень тебе верю.Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!К Митрофану:

Ах, мати божия! Что с тобой сделалось, Митрофанушка?

Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит.

Ты, мой друг сердечный, сам в шесть часов будь совсем готов.

К Стародуму:

Однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой не воскресал.То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог его хранит.Однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой не воскресал.То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог его хранит.Обсуждение иллюстраций.Какому фрагменту пьесы соответствует иллюстрация? (демонстрируется несколько слайдов с иллюстрациями)

Поисковая деятельность: (работа по тексту)Отрицательные герои комедии:

Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев?

Госпожа Простакова, владелица имения.Простаков, ее муж.Митрофан, матушкин сынок.Скотинин, брат Простаковой .Вральман, учитель французского языка.Действие 3. Явление VII.Действие 4. явление VII.Какие черты высмеивает автор в каждом из отрицательных героев?Каково значение отрицательных персонажей?Нравственный портрет семьи Простаковых:Каковы взаимоотношения между членами семьи?Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?Образ Митрофана (значение имени – в переводе с греческого «подобный матери»)Охарактеризуйте его внутренние качества, потребности и желания.Почему он стал таким?Мог ли быть иным внутренний мир Митрофана и при каких условиях?Правила Стародума (комментарии по слайдам) Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце.

И добродетель также своих завистников имеет.

Добродетельный человек не перестает идти своей дорогой.

Без знатных дел знатное состояние ничто.

Степени знатности я рассчитаю по числу дел, которые большой господин сделал для отечества.

По моему расчету, тот богат, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Вопрос: Актуальны ли сегодня слова Стародума? Почему?

Этап Рефлексия: (слайд)

Спрогнозируйте будущее Митрофана;При каких условиях возможно было наличие в этом персонаже иных качеств?Домашнее задание:

Написать сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Тема       РР  Подготовка к творческой работе по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Цель

                       Формировать навыки аналитического чтения драматического произведения;

                       развивать творческие способности учащихся;

                       воспитывать  культуру умственного труда, умение работать в группе.

Тип урока– обобщение.

Вид урока –  урок  развития речи

Прогнозируемый результат:

Знать содержание пьесы.

Уметь творчески подходить к поставленной задаче.

План урока.

I. Организационный момент.                                                            Слайд 1

Здравствуйте! Сегодня мы завершаем изучение комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».                                                                  Слайд 2

 Проблемы, затронутые автором в этом произведении более двухсот лет назад,  актуальны и сегодня.                                                                         

 Не случайно, комедия «Недоросль» до сих пор  не сходит с афиш многих театров мира.В.Г. Белинский  писал: «Его  дураки  очень  смешны  и отвратительны, но  это  потому, что  они  не  создания  фантазии, а слишком  верные  списки  с  натуры» .                                                                                             Слайд 3                                                                                                            

  Цель нашего сегодняшнего урока – подготовиться  к  творческой работе. Но прежде,  давайте  проверим выполнение вами домашнего задания.

II. Проверка домашнего задания. (5 минут)                               Слайд 4

Дома  вам необходимо было поработать над стилевыми особенностями комедии, и каждая группа получила разные задания:

1 группе  нужно было выписать из комедии крылатые выражения;

2 группе — слова, характерные для высокого стиля;

3 группе – слова, характерные для низкого стиля.

Вывод: Кто из персонажей употребляет в своей речи слова высокого стиля ? Почему именно в уста этого героя автор вкладывает эти слова?

А кому свойственна низкая лексика и почему?

III. Задания по подготовке к творческой работе.

1.Похвала другу. (5 минут)

Молодцы!                                                                                         Слайд 5

 Я хочу вас похвалить за ваше старание, сообразительность, творческий подход. А теперь вы попробуйте в 2-3 предложениях похвалить себя за какую-либо черту характера. На доске словесная формула, которая поможет вам правильно построить предложения.  На работу вам 2 минуты.                                                Слайд 6

(Я добрый. Ко мне часто обращаются за помощью. Мне жалко брошенных животных. Я такой, потому что я добрый.)

Прослушивание 1-2 человек  из каждой группы.

Вывод:    В каждом человеке есть то, за что его можно похвалить?

2. «Похвала глупости». (5 минут)                                                 Слайд 7

А теперь послушайте фрагменты из книги Эразма Роттердамского «Похвала Глупости». Глупость  хвалит себя сама .

Эразм Роттердамский«Похвала Глупости»

(Говорит богиня Глупость)

Моё божественное присутствие, и только оно одно, веселит богов и людей.

Мне же всегда особенно приятно было говорить то, что в голову взбредёт.

Итак, отроки… каким бы эпитетом вас почтить? Ах да, конечно: отроки  глупейшие! Ибо какое более почётное прозвище может даровать богиня Глупость сопричастникам её таинств?

Дабы не подумал никто, будто я без должного права присвоила себе звание богини, внимайте, навострив уши, какими благами одаряю я богов и людей,  и как широко простирается моя божественная сила.

…Я щедрее всех…

…Всё, что есть в жизни приятного, — тоже мой дар, и я берусь вам это доказать.

…Стать дураком по моей милости… — это избавит… от тяжких забот, которые терзают мудреца…

Почему, например, Вакх вечно юн и кудряв? Да потому, что он кутила и пьяница, проводит жизнь свою в пирах, плясках, пении и играх.

…Взгляните на мудрецов, убелённых сединами. Их лица, изборождённые морщинами, застыли под тяжестью мудрости. Чей взгляд ласкает эта картина?

 По моему глупому суждению, всех счастливее тот, кто всех безумнее…

Возьмите тексты (листы белого цвета) и подчеркните   признаки глупости .

                                                                                                                      Слайд 8

Проверяем.

Я надеюсь, что среди вас нет тех, кому бы подошли эти слова.

ØА есть ли среди героев пьесы персонаж, который является воплощением глупости?Митрофан

На прошлых уроках, наряду с другими героями, мы много говорили о разных персонажах. Но сегодня наш герой – Митрофан.                                   Слайд 9

3.Парад героев . (7 минут)

 В драматическом произведении о герое можно судить только по его речи и по суждениям о нём других персонажей .

Некоторые из вас получили индивидуальное задание — представить рассказ о Митрофане от имени одного из героев пьесы. Я не буду называть этих персонажей. Надеюсь, вы их сразу узнаете.

Выступление учащихся с индивидуальным заданием.                    Слайд 10

Стародум

Цыфиркин

Госпожа Простакова

Вывод :Какие качества Митрофана  высмеивают Стародум и Цыфиркин? (Глупость, невежество) А почему госпожа Простакова, говоря о сыне, считает эти качества  достоинствами? (Потому что сама такая же) Как вы думаете, осознаёт ли Митрофан, что он глуп и невежественен?

3. Интервью       (10 минут)                                                                  Слайд 11

Перед  вами  вопросы ,  подготовьте на них ответы от имени Митрофана. Выберите того, кто будет отвечать на них. На подготовку вам 3-4  минуты.

       Вопросы Митрофанушке

1.

ØМитрофан Терентьевич, не расскажете ли нам, что вчера поделывать изволили?

ØМатушка ваша — дама с характером, даже супругу спуску ни в чём не даёт. А вот вами она всегда довольна… И как только вы этого добиваетесь?

2.

ØСлышали мы, в учителях у вас Вральман — немец. Что же вы из его уроков усвоили?

ØА чему вас научили другие учителя, ведь матушка ваша говорила, что «из-за книги не встаете вы по суткам»?

3.

ØА скажите, как это вы в одночасье решили на племяннице Стародума жениться? Вроде она вам никогда не нравилась…

ØВам, сударь, скоро на службу идти. А эти вот, что рядом  сидят, вас года на два помоложе будут. Они нас, учителей, не всегда слушают — мы, дескать, молодёжь плохо понимаем. Так, может, вы им объясните, как себя к взрослой жизни готовить — чему учиться, какие знакомства заводить, какую службу выбирать?

После подготовки учащихся достаю микрофон, представляюсь корреспондентом журнала «Современник», газеты «Отечественные записки», журнала «Новая жизнь» и задаю вопросы «Митрофану».

Выводы: Почему ответы Митрофана смешны? Легко ли  вжиться в образ Митрофана?

4. «Словесные формулы».  (7 минут)                                                          Слайд 12

А как вы думаете, что ждёт нашего героя в будущем? Давайте попробуем при помощи словесных  формул предсказать ему это будущее .  Возьмите  листы жёлтого цвета. На работу вам пару  минут.

Я вижу Митрофана……, потому что….

Мне кажется, Митрофан станет…., так как……

На мой взгляд,  Митрофана ждёт ……будущее, потому что он…..

Послушаем представителей из каждой группы.

Выводы:  Почему никто из вас не предсказал ему блестящего будущего?

5.«День рождения Митрофана». (3 минуты)                                         Слайд 13

Завершая нашу работу над образом Митрофана, хочется все-таки думать, что не всё потеряно. Если вы помните , госпожа Простакова говорила о том, что сыночку её зимой, на Николин день,  16 лет исполняется. Перед вами подарки «со смыслом».

                                                                                                                       Слайд 14

ØКак вы думаете, какой подарок  выбрали   бы Митрофану на 16-летие приглашённые. Свой выбор обоснуйте. Выбирайте одного из приглашённых.

Подарки: копилка-хрюшка, книги, часы, подушка, перина, пирог.

Приглашенные: Скотинин, Стародум, госпожа Простакова.

Вывод: Чей подарок принесёт пользу недорослю Митрофану?

IV. Объявление домашнего задания.                                                                 Слайд 15

      Дома вам необходимо написать творческую работу на одну из тем:

1. «Поздравление Митрофану Скотинину с 16-летием от  …(любого героя пьесы)»

2. «Письмо Митрофану Скотинину из 21 века»

V. Рефлексия.

ØПочему мы столько времени сегодня посвятили самому глупому, самому невежественному, самому невоспитанному персонажу комедии Фонвизина?

ØКакие выводы вы сделаете, уходя с этого урока?

  • Урок по сказке шварца два брата
  • Урок по рассказу челкаш горького 11 класс
  • Урок по рассказу фотография на которой меня нет 8 класс
  • Урок по рассказу чарской тайна в 6 классе
  • Урок по рассказу брэдбери вельд