Урок подготовка к итоговому сочинению 11 класс 2022 конспект урока

Тема: анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению-рассуждению. цели: подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена

Тема: «Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению-рассуждению».

Цели:

  • подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена и научить:
  • понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;
  • логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

Задачи:

  • научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;
  • аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Оборудование урока: Выставка книг «Через тесты — к звёздам», персональный компьютер, видеопроектор, карточки с текстом, текст сочинения, критерии оценивания.

Ход урока

I. Вступление

— Здравствуйте! Поприветствуем гостей! Время пролетело быстро. До ЕГЭ осталось около 3-х месяцев. Одним из самых сложных заданий на экзамене является написание сочинения – рассуждения. Поэтому тема нашего урока – (слайд 1) «Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ». Цель сегодняшнего урока: (слайд 2) продолжить подготовку к выполнению 27-го задания ЕГЭ: отработать умение составлять композицию сочинения-рассуждения, делить текст на абзацы. Запишем тему.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (слайд 3)

 Сочинение учит думать,
 учит понимать жизнь,
 учит вчитываться в каждое слово.
 В. Литвинов

Согласны ли вы с утверждением автора?

Запишем эпиграф.

1-й ученик: В подготовке к экзаменам наряду с Интернетом — сайты «Решу ЕГЭ», «Ловушки ЕГЭ», «Капканы ЕГЭ», «Незнайка инфо» — нам помогают книги. На выставке «Через тесты — к звёздам» мы представили пособия, которыми пользуемся. Это

1. Людмила Великова «Русский язык. Навигатор для старшеклассников и абитуриентов» 2 книги.

2. С.В. Драбкина, Д. И. Субботин «Русский язык».

3. Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич «ЕГЭ – 2019. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ курс интенсивной подготовки».

4. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат».

5. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 10 вариантов.

6. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 36 вариантов.

7. «Я сдам ЕГЭ! Русский язык».

8. «Я сдам ЕГЭ! Литература».

А назвали мы нашу выставку так, потому что в латинском языке есть такое крылатое выражение. Per aspera ad astra (пэр аспэра ад астра) — через тернии к звёздам. Всё в жизни, что добывается просто, не ценится, легковесно, переменчиво. Лишь регулярный труд, целеустремленность, упорное преодоление проблем, решение сложных задач («тернии») могут стать основой серьезного, долгосрочного успеха — «достижения звёзд» — целей. В нашем случае – успешно сдать экзамен нам помогут тесты.

II. Актуализация темы (слайд 4)

Повторим теорию

1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ? (58 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).

2. А сколько баллов из 56 выпускник набирает за задание №27 – сочинение-рассуждение по тексту? (24 балла)

3. Каков должен быть объём сочинения?
(Более 150 слов)

4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы? (Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается)

Категорически запрещается:

  1. Просто пересказывать текст, не анализируя его.
  2. Использовать в анализе большое количество цитат). Если много цитат, их могут вычеркнуть из общего количества слов.

5. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту?
(Из 6-7)

6. Какие изменения в критериях оценивания произошли в этом году?

Слайд 5.

img1

Слайд 6.

— Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их.

  1. Проблема.
  2. Смысловая связь.
  3. Своя позиция и её обоснование.
  4. Позиция автора.
  5. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  6. Заключение.
  7. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

Слайд 7.

Проверим себя

Композиция сочинения-рассуждения (К1-К6):

  1. Проблема (К1 – 1 б.)
  2. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б).
  3. Смысловая связь примеров (1 б).
  4. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б.) итого К2 – 5.
  5. Позиция автора (К3 – 1.)
  6. Своя позиция и её обоснование . (К4 — 1 б.)
  7. Заключение (К5 — 2 б.) (К6 – точность, выразительность речи — 2 б.)

Итого – 12б из 24

IV. Дома вы подготовили по пособию «Я сдам ЕГЭ»

Урок № 53 «Я выполняю задание ЕГЭ 27» стр. 232. Теперь вспомним, что вы узнали. Что такое проблема? Слайд 8

Слайд 9. Стратегия работы с текстом

3-й ученик:

  1. Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.
  2. Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.
  3.   Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.
  4.   Шаг 4. Напишите заключение.

 Слайд 10-11.

V. Физминутка (зарядка для позвоночника)

Основная проблема – это «позвоночник» сочинения, стержень, вокруг которого и будем строить всё сочинение. А сейчас подумаем о своей осанке.

Пригласим и наших гостей немного отдохнуть.

1-2. Упражнение.

Руки перед грудью.
Потянуться влево-вправо.
Плечи на месте.
Руки в замке за спиной слева, справа.

3. «Черепашка». Наклоны головы. Голову потянуть назад-вперёд, можно напрячь мышцы лица.

Слайд 12. С чего начать? Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Теперь аргументы из литературы и жизненного опыта будут служить обоснованием своего мнения. Поэтому начнём с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

Слайд 13.

VI. Работа с текстом Елены Сикирич

— Прослушаем текст, выделим ключевые слова.

Работа с текстом Елены Сикирич (приложение)

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?».
(3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.
(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.
(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.
(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

— Какие слова подчеркнули?
(По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема взаимоотношений между людьми. (Что объединяет людей?)

Людей объединяют «пережитые трудности и кризисные моменты».

2. Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми. (Как преодолеть эгоизм в отношениях двух любящих людей?)

Чтобы преодолеть чувство собственничества и эгоизма, не нужно пытаться переделывать людей; необходимо ценить индивидуальность, уникальность людей, которых мы любим.

3. Проблема «формальных» связей.(Почему « формальные» связи могут быть хуже одиночества?)

«Формальным» связям свойственно притворство, которое порождает пустоту.

Слайд 14.

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

Сравните формулировки проблем.

  1. В данном тексте Елена Сикирич поднимает проблему взаимоотношений между людьми. (Что объединяет людей?)
  2. В тексте Елены Сикирич поднимается проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми. (Как преодолеть эгоизм в отношениях двух любящих людей?)
  3.  Что такое «мир»? Какое влияние он оказывает на человека? Такие вопросы заинтересовали автора.
  4. Почему «формальные» связи могут быть хуже одиночества? Над этим вопросом размышляет автор предложенного для анализа текста.

Все ли проблемы отражены в данном тексте? Укажите номера правильных ответов.
(ответ 1, 2, 4)
Для сочинения выберем какую проблему? (Что нас объединяет?)

Слайд 9. (шаги) Итак, проблему определили (Что объединяет людей?). Теперь определим позицию автора. (Людей объединяют «пережитые трудности и кризисные моменты») Но в сочинении перед позицией автора нужно написать комментарий – два примера из текста — и смысловую связь между ними. (предложения 2, 3, 4-5). И наконец, обоснуем свою позицию. Какие могут быть источники для обоснования своей позиции? (смотрим Банк аргументов)

(слайд 15)

img2

Слайд 16-17. (Работа с деформированным текстом в парах)

VII. Восстановите текст сочинения

Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Для этого расставьте номера данных фрагментов.

Обоснуйте свой ответ.

1. С этим невозможно не согласиться: очень часто люди, не замечающие друг друга в обыденной, мирной жизни, становятся родными душами, пережив страшные моменты судьбы своей страны. О блокаде Ленинграда написано очень много и исторических хроник, и художественных произведений. Но больше всего поражает тот факт, что во время голодных месяцев люди не озлобились, не опустились на нравственное дно, а проявили чудеса самоотверженности, милосердия. Они старались объединяться, чтобы вместе пережить суровое время, после войны не теряли друг друга, потому что общие трудности сплотили их.

2. Позиция автора довольно ясна. Людей объединяют «пережитые трудности и кризисные моменты».

3. Таким образом, человек познаётся в беде, поэтому люди, пережившие трудные минуты жизни, навсегда остаются вместе.

4. Далее он объясняет, почему в таких ситуациях важно искать именно объединяющие мотивы. Дело в том, что, с точки зрения автора и «мудрых людей», на которых он ссылается, именно наличие объединяющих «точек» является решающим фактором, обеспечивающим длительность отношений (об этом говорится в предложении 3). При этом, как подчёркивает автор, важно различать и природу связей, объединяющих людей. Связи материальные («дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет») он сравнивает с потёмкинскими деревнями (об этом говорится в предложениях 4-5), которые формально существуют, но по сути являются фикцией, миражом.

5. В мире много людей, которые, живя рядом, ничего друг о друге не знают. Что же нас объединяет? Над этим вопросом размышляет Елена Сикирич.

6. Свои размышления автор начинает с мысли о том, что поиском ответа на этот вопрос мы чаще всего озабочены тогда, когда наши отношения с кем-то не так хороши, как нам хотелось бы, или вообще близки к краху (об этом говорится в предложении 2). Тем самым автор очерчивает сферу действия данной проблемы.

Слайд 18. Проверьте себя. Составим план для домашней работы.

1. 5. В мире много людей, которые, живя рядом, ничего друг о друге не знают. Что же нас объединяет? Над этим вопросом размышляет Елена Сикирич.
2. 6. Свои размышления автор начинает с мысли о том, что поиском ответа на этот вопрос мы чаще всего озабочены тогда, когда наши отношения с кем-то не так хороши, как нам хотелось бы, или вообще близки к краху (об этом говорится в предложении 2). Тем самым автор очерчивает сферу действия данной проблемы.
3. 4. Далее он объясняет, почему в таких ситуациях важно искать именно объединяющие мотивы. Дело в том, что, с точки зрения автора и «мудрых людей», на которых он ссылается, именно наличие объединяющих «точек» является решающим фактором, обеспечивающим длительность отношений (об этом говорится в предложении 3). При этом, как подчёркивает автор, важно различать и природу связей, объединяющих людей. Связи материальные («дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет») он сравнивает с потёмкинскими деревнями (об этом говорится в предложениях 4-5), которые формально существуют, но по сути являются фикцией, миражом.
4. 2. Позиция автора довольно ясна. Людей объединяют «пережитые трудности и кризисные моменты».
5. 1. С этим невозможно не согласиться: очень часто люди, не замечающие друг друга в обыденной, мирной жизни, становятся родными душами, пережив страшные моменты судьбы своей страны. О блокаде Ленинграда написано очень много и исторических хроник, и художественных произведений. Но больше всего поражает тот факт, что во время голодных месяцев люди не озлобились, не опустились на нравственное дно, а проявили чудеса самоотверженности, милосердия. Они старались объединяться, чтобы вместе пережить суровое время, после войны не теряли друг друга, потому что общие трудности сплотили их.
6. 3. Таким образом, человек познаётся в беде, поэтому люди, пережившие трудные минуты жизни, навсегда остаются вместе.

— Прочитайте смысловую связь.

— Запишите план сочинения в тетрадь для выполнения домашнего задания – написания своего сочинения по этому тексту.

Слайд 19.

VIII. Работа с критериями оценки сочинения

— А теперь возьмём сочинение и карточки для оценивания и посчитаем баллы по критерию 2 за уже готовое сочинение (оно лежит на столах). Сколько поставим? (5 из 24-х)

 Задание 27. Критерий 2 Задание 27. Критерий 4

Баллы

5

4

3

2

1

Источники для обоснования своего мнения

 Пример 1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Произведения художественной литературы

Пояснение 1

+

+

+

+

+

Личный опыт

Связь

+

+

+

Цитаты (известные люди, авторитетные источники)

Пример 2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Реальные события, имеющие общественный резонанс

Пояснение 2

+

+

+

+

+

Опыт исторический, научные знания, научные факты

— Какое сочинение оценивается 4-мя баллами? (если нет пояснения 1, или логической связи, или пояснения 2).

— Прочитайте такое сочинение слайд 20

— Какое сочинение оценивается 3-мя баллами? слайд 21

— Какое сочинение оценивается 1-2-мя баллами? слайд 22

— Это конструктор сочинения. Он экономит наше время при подготовке к ЕГЭ.

Приложение

IX. Итоги урока

Слайд 23.

1. Что дал вам сегодняшний урок?

2. На каком уровне готовности к сочинению по тексту в формате ЕГЭ находитесь вы после сегодняшнего урока?

  • 1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу.
  • 2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка.
  • 3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь.

ПАРОНИМЫ

X. Домашнее задание

Слайд 24.

Написать своё сочинение-рассуждение по тексту Елены Сикирич или выполнить задания из пособия «Я сдам ЕГЭ» к уроку 53. «Работа дома».

Для тех, кто затруднится, я приготовила шаблон-подсказку.

Материал для сочинения (шаблон-подсказка):

  1. Публицист Елена Сирич в тексте поднимает проблему…
  2. Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает … По его мнению, в наши дни…
  3. Таким образом, автор приходит к следующему выводу, что…
  4. Невозможно не согласиться с автором.
  5. Данная проблема раскрывается писателем… в произведении…. Его герой…
  6. Я тоже убеждён в том, что…
  7. В заключение хочу сказать, что…

*паронимы (если осталось время)

1. Подготовка к восприятию текста

— Прочитайте название рассказа. О чём оно говорит?

— Каковы ваши предположения по поводу того, о чём будет идти речь в данном рассказе?

— Запишите свои предположения.

2. Чтение текста с остановками

— Прочитайте фрагменты рассказа и ответьте на вопросы.

Первый фрагмент рассказа

вопросы

Пакет лежал прямо у двери — картонная коробка, на которой от руки были написаны их фамилия и адрес: «Мистеру и миссис Льюис, 217Е, Тридцать седьмая улица, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 10016».

Внутри оказалась маленькая деревянная коробка с единственной кнопкой, закрытой стеклянным колпачком. Норма попыталась снять колпачок, но он не поддавался. К днищу коробочки липкой лентой был прикреплен сложенный листок бумаги: «Мистер Стюарт зайдет к вам в 20.00».

Норма перечитала записку, отложила её в сторону и, улыбаясь, пошла на кухню готовить салат.

— Картонная коробка… Что бы это могло быть – подарок, рекламная акция, розыгрыш, чья-то шутка?

— Предположите, что это за кнопка?

— Обратите внимание на настроение Нормы? Какое слово помогает нам понять это настроение?

— Озаглавьте эту часть текста (Удивительная коробка)

Второй фрагмент рассказа

Звонок в дверь раздался ровно в восемь.

— Я открою! — крикнула Норма из кухни. Артур читал в гостиной.

В коридоре стоял невысокий мужчина.

— Миссис Льюис? — вежливо осведомился он. — Я мистер Стюарт.

— Ах, да… — Норма с трудом подавила улыбку. Теперь она была уверена, что это рекламный трюк торговца.

— Разрешите войти? — спросил мистер Стюарт.

— Я сейчас занята. Так что, извините, просто вынесу вам вашу…

— Вы не хотите узнать, что это?

Норма молча повернулась.

— Это может оказаться выгодным…

— В денежном отношении? — вызывающе спросила она.

Мистер Стюарт кивнул.

— Именно.

Норма нахмурилась.

— Что вы продаете?

— Я ничего не продаю, — ответил он.

Из гостиной вышел Артур.

— Какое-то недоразумение?

Мистер Стюарт представился.

— А-а, эта штуковина… — Артур кивнул в сторону гостиной и улыбнулся. — Что это вообще такое?

— Я постараюсь объяснить, — сказал мистер Стюарт. — Разрешите войти?

Артур взглянул на Норму.

— Как знаешь, — сказала она.

Он заколебался.

— Ну что ж, заходите.

Они прошли в гостиную. Мистер Стюарт сел в кресло и вытащил из внутреннего кармана пиджака маленький запечатанный конверт.

— Внутри находится ключ к колпачку, закрывающему кнопку, — пояснил он и положил конверт на журнальный столик. — Кнопка соединена со звонком в нашей конторе.

— Зачем? — спросил Артур.

— Если вы нажмете кнопку, — сказал мистер Стюарт, — где-то в мире умрет незнакомый вам человек, и вы получите пятьдесят тысяч долларов.

Норма уставилась на посетителя широко раскрытыми глазами.

Тот улыбался.

— О чем вы говорите? — недоуменно спросил Артур.

Мистер Стюарт был удивлен.

— Но я только что объяснил.

— Это что, шутка?

— При чем тут шутка? Совершенно серьезное предложение…

— Кого вы представляете? — перебила Норма.

Мистер Стюарт смутился.

— Боюсь, что я не могу ответить на этот вопрос. Тем не менее заверяю вас, что наша организация очень сильна.

— По-моему, вам лучше уйти, — заявил Артур, поднимаясь.

Мистер Стюарт встал с кресла.

— Пожалуйста.

— И захватите вашу кнопку.

— А может, подумаете день-другой?

Артур взял коробку и конверт и вложил их в руки мистера Стюарта. Потом вышел в прихожую и распахнул дверь.

— Я оставлю свою карточку. — Мистер Стюарт положил на столик возле двери визитную карточку и ушел.

Артур порвал ее пополам и бросил на стол.

— Что предлагает мистер Стюарт? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

— Как реагируют на это неожиданное предложение Артур и Норма?

— Как ведёт себя Артур, понимая, что это не шутка? Подтвердите свой ответ текстом.

—Почему Артур выставляет непрошеного гостя за дверь и рвёт его визитную карточку?

— Озаглавьте эту часть текста (Неожиданное предложение)

Третий фрагмент рассказа

— Как по-твоему, что все это значит? — спросила с дивана Норма.

— Мне плевать.

Она попыталась улыбнуться, но не смогла.

— И ни капельки не любопытно?..

Потом Артур стал читать, а Норма вернулась на кухню и закончила мыть посуду.

— Почему ты отказываешься говорить об этом? — спросила Норма.

Не прекращая чистить зубы, Артур поднял глаза и посмотрел на ее отражение в зеркале ванной.

— Разве тебя это не интригует?

— Меня это оскорбляет, — сказал Артур.

— Я понимаю, но… — Норма продолжала накручивать волосы на бигуди, — но ведь и интригует?..

— Ты думаешь, это шутка? — спросила она уже в спальне.

— Если шутка, то дурная.

Норма села на кровать и сбросила тапочки.

— Может быть, это психологи проводят какие-то исследования.

Артур пожал плечами.

— Может быть.

— Ты не хотел бы узнать?

Он покачал головой.

— Но почему?

— Потому что это аморально.

Норма забралась под одеяло. Артур выключил свет и наклонился поцеловать ее.

— Спокойной ночи…

Норма сомкнула веки.

— Пятьдесят тысяч долларов, — подумала она.

— Обратите внимание на слова автора, сказанные о Норме: «Она попыталась улыбнуться, но не смогла». Почему меняется настроение Нормы?

— Проанализируйте поведение Артура и Нормы, найдя в тексте слова, которые характеризуют их отношение к неожиданному предложению (Артура оскорбляет это предложение, он понимает, что это аморально, Норму интригует)

— Как вы понимаете слово «интригует»?

— Исходя из этих двух глаголов можем мы предположить, что будет дальше?

— Озаглавьте эту часть текста (Разный взгляд на предложение Стюарта)

Четвёртый фрагмент рассказа

Утром, выходя из квартиры, Норма заметила на столе кусочки разорванной карточки. Повинуясь внезапному порыву, она кинула их в свою сумочку.

Во время перерыва она склеила карточку скотчем. Там были напечатаны только имя мистера Стюарта и номер телефона.

Ровно в пять она набрала номер.

— Слушаю, — раздался голос мистера Стюарта.

Норма едва не повесила трубку, но сдержала себя.

— Это миссис Льюис.

— Да, миссис Льюис? — Мистер Стюарт, казалось, был доволен.

— Мне любопытно.

— Естественно.

— Разумеется, я не верю ни одному слову.

— О, это чистая правда, — сказал мистер Стюарт.

— Как бы там ни было… — Норма сглотнула. — Когда вы говорили, что кто-то в мире умрет, что вы имели в виду?

— Именно то, что говорил. Это может оказаться кто угодно. Мы гарантируем лишь, что вы не знаете этого человека. И, безусловно, что вам не придется наблюдать его смерть.

— За пятьдесят тысяч долларов?

— Совершенно верно.

Она насмешливо хмыкнула.

— Чертовщина какая-то…

— Тем не менее таково наше предложение, — сказал мистер Стюарт. — Занести вам прибор?

— Конечно, нет! — Норма с возмущением бросила трубку.

— Могли ли мы предположить, что Норма возьмёт визитную карточку? Почему?

— Как реагирует Норма на слова Стюарта о том, что всё, что он говорит, чистая правда?

— Зачем Норма звонит Стюарту, если в ходе разговора бросает телефонную трубку?

— Улыбается ли теперь Норма? Что означают слова «насмешливо хмыкнула»?

— Озаглавьте эту часть текста (Звонок Стюарту)

Пятый фрагмент рассказа

Пакет лежал у двери. Норма увидела его, как только вышла из лифта.

Какая наглость! — подумала она. — Я просто не возьму его.

Она вошла в квартиру и стала готовить обед. Потом вышла за дверь, подхватила пакет и отнесла его на кухню, оставив на столе.

Норма сидела в гостиной, потягивая коктейль и глядя в окно. Немного погодя она пошла па кухню переворачивать котлеты и положила пакет в нижний ящик шкафа. Утром она его выбросит.

— Может быть, забавляется какой-то эксцентричный миллионер, — сказала она.

Артур оторвался от обеда.

— Я тебя не понимаю.

Они ели в молчании. Неожиданно Норма отложила вилку.

— А что, если это всерьез?

— Ну и что тогда? — Он недоверчиво пожал плечами. — Что бы ты хотела — вернуть это устройство и нажать кнопку? Убить кого-то?

На лице Нормы появилось отвращение.

— Так уж и убить…

— А что же это, по-твоему?

— Но ведь мы даже не знаем этого человека.

Артур был потрясен.

— Ты говоришь серьезно?

— Ну а если это какой-нибудь старый китайский крестьянин за десять тысяч миль отсюда? Какой-нибудь больной туземец в Конго?

— А если это какая-нибудь малютка из Пенсильвании? — возразил Артур. — Прелестная девушка с соседней улицы?

— Ты нарочно все усложняешь.

— Какая разница, кто умрет? — продолжал Артур. — Все равно это убийство.

— Значит, даже если это кто-то, кого ты никогда в жизни не видел и не увидишь, — настаивала Норма, — кто-то, о чьей смерти ты даже не узнаешь, ты все равно не нажмешь кнопку?

Артур пораженно уставился на нее.

— Ты хочешь сказать, что ты нажмешь?

— Пятьдесят тысяч долларов.

— При чем тут…

— Пятьдесят тысяч долларов, Артур, — перебила Норма. — Мы могли бы позволить себе путешествие в Европу, о котором всегда мечтали.

— Норма, нет.

— Мы могли бы купить тот коттедж…

— Норма, нет. — Его лицо побелело. — Ради бога, перестань.

Норма пожала плечами.

— Как угодно.

Она поднялась раньше, чем обычно, чтобы приготовить на завтрак Артуру блины, яйца и бекон.

— По какому поводу? — с улыбкой спросил Артур.

— Без всякого повода. — Норма обиделась. — Просто так.

— Отлично. Мне очень приятно.

Она наполнила его чашку.

— Хотела показать тебе, что я не эгоистка.

— А я разве говорил это?

— Ну, — она неопределенно махнула рукой, — вчера вечером…

Артур молчал.

— Наш разговор о кнопке, — напомнила Норма. — Я думаю, что ты неправильно меня понял.

— В каком отношении? — спросил он настороженным голосом.

— Ты решил, — она снова сделала жест рукой, — что я думаю только о себе…

— А-а…

— Так вот, нет. Когда я говорила о Европе, о коттедже…

— Норма, почему это тебя так волнует?

— Я всего лишь пытаюсь объяснить, — она судорожно вздохнула, — что думала о нас. Чтобы мы поездили по Европе. Чтобы мы купили коттедж. Чтобы у нас была лучше квартира, лучше мебель, лучше одежда. Чтобы мы, наконец, позволили себе ребенка, между прочим.

— У нас будет ребенок.

— Когда?

Он посмотрел на нее с тревогой.

— Норма…

— Когда?

— Ты что, серьезно? — Он опешил. — Серьезно утверждаешь…

— Я утверждаю, что это какие-то исследования! — оборвала она. — Что они хотят выяснить, как поступит средний человек при таких обстоятельствах! Что они просто говорят, что кто-то умрет, чтобы изучить нашу реакцию! Ты ведь не считаешь, что они действительно кого-нибудь убьют?!

Артур не ответил; его руки дрожали. Через некоторое время он поднялся и ушел.

Норма осталась за столом, отрешенно глядя в кофе. Мелькнула мысль: «Я опоздаю на работу…» Она пожала плечами. Ну и что? Она вообще должна быть дома, а не торчать в конторе…

Убирая посуду, она вдруг остановилась, вытерла руки и достала из нижнего ящика пакет. Норма положила коробочку на стол, вынула из конверта ключ и удалила колпачок. Долгое время она сидела, глядя на кнопку. Как странно… ну что в ней особенного?

Норма вытянула руку и нажала на кнопку.

— Ради нас, — раздраженно подумала она.

Что теперь происходит? На миг её захлестнула волна ужаса.

Волна быстро схлынула. Норма презрительно усмехнулась. Нелепо — так много уделять внимания ерунде.

Она швырнула коробочку, колпачок и ключ в мусорную корзину и пошла одеваться.

— Перед нами диалог двух героев. Как относится Артур к размышлениям Нормы?

— Какие аргументы приводит Норма, чтобы убедить мужа нажать кнопку? Чем искушает его?

1 аргумент – путешествие в Европу

2 аргумент – покупка коттеджа

3 аргумент – рождение ребёнка

— Соглашается ли Артур на столь убедительные аргументы?

— Найдите в тексте слова, которые описывают состояние Артура в то время, когда Норма убеждает мужа (Артур был потрясён. Артур пораженно уставился на неё. Он опешил)

— Давайте понаблюдаем за поведением Нормы с того момента, когда она находит пакет, до момента, когда она нажимает на кнопку. Запишите словосочетания или предложения в тетради:

1. Прошла мимо пакета.

2. Вышла за дверь, подхватила пакет и отнесла …на кухню.

3. Положила пакет в нижний ящик шкафа (утром …выбросит)

4. Достала… пакет.

5. Долгое время… сидела, глядя на кнопку.

6. Вытянула руку и нажала на кнопку.

— Как долго размышляла Норма, прежде чем принять решение нажать на кнопку? (сутки)

— Легко ли ей далось решение нажать на кнопку?

— Была ли она психологически подготовлена к этому решению?

— Нажимая на кнопку, верила ли Норма, что это серьёзно?

— Как ведет себя после нажатия кнопки? (На миг её захлестнула волна ужаса. Волна быстро схлынула. Норма презрительно усмехнулась. Нелепо – так много уделять внимания ерунде)

— Что произошло с Нормой?

— Обратите внимание на слова «презрительно усмехнулась»? Почему в начале рассказа она улыбается, потом «насмешливо хмыкает» и вот уже «презрительно усмехается»? Что стоит за этими словами?

— Озаглавьте эту часть текста (Искушение победило)

Шестой фрагмент рассказа

Она жарила на ужин отбивные, когда зазвонил телефон. Она поставила стакан с водкой-мартини и взяла трубку.

— Алло?

— Миссис Льюис?

— Да.

— Вас беспокоят из больницы «Легокс хилл».

Норма слушала будто в полусне. В толкучке Артур упал с платформы прямо под поезд метро. Несчастный случай.

Повесив трубку, она вспомнила, что Артур застраховал свою жизнь на двадцать пять тысяч долларов, с двойной компенсацией при…

Нет. С трудом поднявшись на ноги, Норма побрела на кухню и достала из корзины коробочку с кнопкой. Никаких гвоздей или шурупов… Вообще непонятно, как она была собрана.

Внезапно Норма стала колотить ею о край раковины, ударяя все сильнее и сильнее, пока дерево не треснуло. Внутри ничего не оказалось — ни транзисторов, ни проводов… Коробка была пуста.

Норма вздрогнула, когда зазвонил телефон. На подкашивающихся ногах она прошла в гостиную и взяла трубку.

Раздался голос мистера Стюарта.

— Вы говорили, что я не буду знать того, кто умрет!

— Моя дорогая миссис Льюис, — сказал мистер Стюарт. — Неужели вы в самом деле думаете, что знали своего мужа?

— Ожидали ли вы такой финал?

— Почему Норма не смогла преодолеть искушение?

— Что получила взамен?

— Принесли ли ей счастье 50 тысяч долларов?

— Раскаивается ли она в содеянном?

— Что означают финальные слова Стюарта «Неужели вы в самом деле думаете, что знали своего мужа

— Озаглавьте эту часть текста (Смерть мужа как возмездие за безнравственный поступок)

3. Работа с полным текстом

— Вернёмся к вашим предположениям, которые вы высказали в начале урока. Совпали ли они с теми выводами, к которым мы пришли, читая рассказ?

— Можно ли назвать поступок Нормы преступлением, ведь физически она никого не убивала?

— Как перебороть соблазн? Можно ли дать какие–то советы тем, кто не может устоять перед соблазнами?

(1. Сила жизненных искушений может изменить человека, заставляя его нарушать нравственные законы.

2. Мы в ответе за то, что каждый наш необдуманный и неосторожный шаг может погубить всё.

3. Мы должны задумываться о сложном выборе, перед которым нас порой ставит жизнь)

4. Домашнее задание

3) Как Вы понимаете слова «Искушение – самый строгий экзаменатор нравственности», которые сказал Адо́льф Кази́меж Хы́ла — польский художник и педагог? В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?

1 Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мэтисон,_Ричард

Через полтора месяца одиннадцатиклассников ждёт первое серьёзное испытание — итоговое сочинение. По результатам ИС ты будешь допущен к сдаче ЕГЭ (либо не допущен, но такой вариант мы даже не рассматриваем). За сочинение ты также можешь получить дополнительные баллы при поступлении, а это веский аргумент, чтобы подготовиться и написать итоговое хорошо.

Совет № 1: изучи темы

В нашем материале мы рассказали всё, что тебе нужно знать об итоговом сочинении. Там же ты найдёшь темы, которые ФИПИ определил для абитуриентов 2022 года. Для начала перейди по ссылке и выпиши их. Далее — выдели в каждой из них главную мысль и поставь вопрос, на который ты должен будешь ответить в своём сочинении. Поможет тебе в этом подсказка от ФИПИ.

Подумай, какая из тем тебе ближе или на какую ты сможешь привести больше аргументов. Для этого постарайся рассмотреть темы с разных сторон. К примеру, если берёшь «Преступление и наказание — вечная тема», то подумай, как можно раскрыть понятия «преступления», «наказания» и «вечности» темы. Делай акцент не на том, что преступления — плохо, а наказания — хорошо, а на причинах этого. Поразмышляй, почему преступления совершаются, в каких жизненных ситуациях находится человек, почему всегда следует наказание и так далее.

Совет № 2: подбери литературу

Хоть итоговое сочинение и не является проработкой школьной программы, отсылки к произведениям русской литературы от тебя всё же ждут. Это поможет тебе в аргументации своей точки зрения и в любом случае послужит плюсом. Если ты уже разобрал темы итогового сочинения 2022, то подбери к каждой из них подходящую литературу. Причём это могут быть не только художественные, но и научно-популярные книги.

Из названия темы тебе может показаться, что сочинение нужно написать по произведению. Например, как в случае с темой «Преступление и наказание — вечная тема». Да, безусловно, ты можешь обратиться к книге Достоевского, но тут скорее нужно раскрыть саму тему, а не написать пересказ произведения классика. Помимо «Преступления и наказания» можешь вспомнить «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова или Герасима из «Муму» Тургенева.

Совет № 3: сделай конспекты

Не исключено, что некоторые произведения ты мог забыть или вовсе не читал. Мы прекрасно понимаем, что перечитывать их в полном объёме — задача времязатратная (есть ведь дела поважнее, правда?). А краткие содержания обычно не запоминаются, а потом сюжет путается в голове. Как быть? Отличный выход — сделай мини-конспекты по каждому произведению!

Какая информация пригодится: имена героев, их роли, краткий сюжет. Также обязательно выпиши цитаты, которые сможешь использовать при аргументации в своём сочинении.

Совет № 4: продумай структуру

Мы уже рассказывали, как написать сочинение-рассуждение на любую тему, где подробно рассказали о том, какая структура должна быть в сочинении. Если кратко, то это: вступление, основная часть и заключение. В основной части должно быть три аргумента с разных сторон: пример из науки (факты), из литературы и личный опыт. По этой схеме ты легко сможешь продумать структуру сочинения на каждую из тем. Просто составь краткий план на каждую из них: что можешь сказать во вступлении, какую литературу вспомнить и так далее.

Совет № 5: поищи факты

Как мы говорили в предыдущем пункте, твоя линия аргументации должна содержать какой-то факт, пример из литературы и личный опыт, если с последними двумя пунктами ты ещё можешь справиться без подготовки, то факты придётся поискать заранее. Какими они могут быть? Наука, статистические данные, результаты опросов — в общем, всё, что может подойти к твоей теме. И да, факты обязательно нужно записать, потому что незаписанная мысль = потерянная мысль.

Совет № 6: почитай другие сочинения

Ты можешь поискать в интернете, какие сочинения абитуриентов предыдущих лет набирают больше всего баллов. Проанализируй их: как выглядит вступление, какие выбраны метафоры, какие примеры приводятся и так далее. Это нужно для того, чтобы у тебя была «насмотренность» — навык, который поможет тебе быстро определить, что хорошо написано, а что не очень. В идеале, конечно, потренироваться и самому писать сочинения, так как теорию всегда нужно закреплять на практике.

Надеемся, советы Адукар были для тебя полезными. Если вдруг у тебя начинается паника, то спешим тебя успокоить: ешё есть все шансы подготовиться к сочинение не просто на «хорошо», а на «отлично»! Поэтому не теряй времени приступай к изучению материала. И да, помни, что в сочинении важна не только творческая подача, но и грамотность. Навыки правописания можешь здорово прокачать на наших онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ.

kakie stipendii poluchayut studenty rossijskih vuzov 33

Готовься к ЕГЭ 2022 с АдукаромПрисоединяйся к нашему сообществу во Вконтакте! Там мы делимся полезными шпаргалками и хрустим мемами. И конечно, помогаем сдать ЕГЭ на 80+ баллов.Подписаться

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Итоговое сочинение 2022: всё, что о нём нужно знать

Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?

Насколько хорошо ты знаешь произведения из школьной программы?

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

anim baner ege 2

В конце календарного года самое время подвести итоги: сделать выводы из прожитого, подсчитать нажитое и запланировать то, что будет прожито и нажито в следующем году. Выпускник же — сверхчеловек, это всем известно. Он подводит учителя и все будущие поколения людей, подводит мысль к аргументу или заключению, вспоминает про подводы Наташи Ростовой, а уж от итогов камня на камне не оставляет. Ненавидя елки у «Пятерочек», первый снег и морозное утро, выпускник готовится к итоговому сочинению в попытках взять допуск к ЕГЭ силой… ума и эрудиции. Но мы-то знаем, что итоговое сочинение — азартная игра в экзамен, где достаточно просто знать правила. Как перевернуть эту игру так, чтобы быть сверху? Прочитай. Напиши. Выиграй!

Как и когда проходит?

Священный долг выпускника — получить допуск к Единому и Ужасному. Каждый год, в первую среду декабря, мы с друзьями ходим… на Итоговое сочинение. Суть проста: нужно написать эссе (более 350 слов — рекомендованный объем), состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца). В 2021-2022 году даты итогового сочинения таковы:

  1. 1 декабря — основная дата;
  2. 2 февраля — запасная дата;
  3. 4 мая — запасная дата (могут перенести из-за праздников);

итоговое сочинение

Резервные даты итогового сочинения нужны для тех, кто…

  1. Не явился по уважительной причине;
  2. Не дописал работу по уважительной причине (например, упал в обморок от нервов);
  3. Не получил зачет.

warning! На заполнение сопроводительной макулатуры (серия и номер паспорта, ФИО и т.д.) должно быть отведено дополнительное время. Ваши без пяти минут четыре часа отведены только на написание эссе. В случае нарушения этого правила Вы можете подать жалобу.

В качестве альтернативы для людей с ограниченными возможностями представлена другая форма экзамена — итоговое изложение (норматив — 250 слов). На него выделяют на 1,5 часа больше, также организаторы предусматривают перерывы на перекус и другие надобности.

За сочинение юный автор получает либо «Зачет», что означает наличие допуска к экзаменам, либо «Незачет», что означает пересдачу. В любом случае у Вас есть еще два шанса, и статистика показывает, что все с грехом пополам получают заветный допуск. Подход к проведению ИС не такой уж жесткий, если сравнивать с ЕГЭ, так что удача улыбнется рано или поздно. Но на одну фортуну лучше не рассчитывать и писать на максимум баллов. Да-да, куда же без них? Баллы помогают (или мешают) гуманитариям поступить в вуз, так как засчитываются в числе общего количества по ЕГЭ и творческому конкурсу (если такой есть). В некоторых университетах жюри даже смотрят и оценивают Вашу работу по-своему.

Кстати, посмотрите новые способы, как добавить баллы к ЕГЭ.

Порядок написания

Итоговое сочинение проходит в Вашей школе. На экзамене события будут развиваться следующим образом:

  1. Участников сажают в порядке шахматных клеток;
  2. Организаторы зачитывают приговор и правила его исполнения, говорят о времени экзекуции и порядке обжалования ее результатов;
  3. Выпускники занимаются заполнением бланков регистрации, переписывая содержимое паспорта, а учителя все это проверяют;
  4. Вам выдают пять тем: по одной из каждого направления итогового сочинения. Вы можете выбрать любую из пяти тем, никто не может заставить Вас писать по какой-то определенной теме из списка;
  5. Преподаватели отсчитывают время начала и окончания мероприятия. На доске выводятся точные даты;
  6. Ученики начинают писать итоговое сочинение на выбранную тему. В процессе каждый автор может попросить дополнительные бланки или черновики — все это должен выдавать организатор, так как свои черновики принести никто не даст;
  7. За 30 минут до окончания экзекуции наблюдатели бьют тревогу и напоминают нам о быстротечности земного времени;
  8. Выпускники сдаются, но не теряют надежду на успех.

Правила

Правила проведения итогового сочинения знакомы всем, кто уже сдавал хоть какой-то экзамен. Понятно, что совсем нельзя или категорически запрещается…

  1. Форсить инфу в интернете;
  2. Обнародовать шпаргалки или гаджеты в кабинете;
  3. Вести ученые беседы с товарищами по несчастью;
  4. Производить громкие звуки и отвлекать соседей;
  5. Ждать «еще пять минут», если все отпущенное время вышло.

Списывать нельзя под страхом изгнания из класса. Однако еще до экзамена Многомудрый Литрекон советует Вам ознакомиться с аргументами, примерами сочинений и другими материалами для подготовки к итоговому сочинению, которые появляются ежедневно в нашем сообществе в соц.сети «ВК». Шпаргалки всегда нужно готовить, ведь во время их производства человек запоминает все, что записывал и сохранял, чтобы никогда не воспользоваться. Это подтвердит любой педагог и гусар: нет ничего эффективнее шпор, когда речь заходит о жизни и смерти, разговоре с собой и времени перемен…

Новые направления 2021-2022

Ох уж эти новые направления итогового сочинения 2021-2022 года! В стародавние времена, когда землю топтали представители древних цивилизаций, направления были простыми и понятными. Каждое из них представляло собой два антонима из этики, морали, философии или психологии. Поэтому всем Вангам было легко предугадать темы и готовиться по ним. Но в этом году нас здорово прижали: формулировки стали донельзя абстрактными и обтекаемыми. В их рамках можно поднять какую-угодно тему. Однако Многомудрый Литрекон все же выявил основные закономерности и основы новых направлений и уже снабдил их аргументами из русской и зарубежной литературы, на которые ведут ссылки:

  1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  3. «Преступление и Наказание — вечная тема»
  4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
  5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Комментарии от ФИПИ и советы по раскрытию и подбору тем Вы найдете в данной статье.

Темы итогового сочинения 2020-2021

Согласно предначертанию мудрецов, темы для каждого региона появляются в сети за 15 минут до экзамена по местному времени. Все, что Вам обещают раньше и за деньги, относится к мифологии современного человека. Не стоит приобретать сомнительные ответы и ждать чуда, его не произойдет. Все многочисленные и неистребимые подделки предыдущих лет это доказали.

Однако многие темы, как и в предыдущие годы, Многомудрый Литрекон сможет угадать. Вот подборка таких тем на этот год. Чтобы быть готовым ко всем проявлениям фантазии экзаменаторов, нужно обратить свой взор на наши итоговые сочинения, которые выходят ежедневно. Более того, как только реальные темы выходят, наши авторы пишут их одновременно с выпускниками и выкладывают в свободном доступе, чтобы ученики, которым предстоит вернуться в феврале за своим допуском, могли спокойно готовиться по ним, как и их молодая смена. Все сочинения появляются и в нашем паблике. Многомудрый Литрекон не рекомендует нарушать правила ИС. Все материалы он предоставляет исключительно для подготовки к экзамену. В наше время репетиторы по карману не всем, и любая безвозмездная помощь будет кстати.

Примерные

Примерные темы можно предугадать, используя комментарии к направлениям и собственный интеллектуальный потенциал. Подборка наиболее вероятных тем итогового сочинения уже в открытом доступе. На нашем параде тезисов Вы увидите тех, кому, возможно, посчастливится занять место в списке реальных тем ИС. Эти тезисы помогут Вам успешно приготовиться к решающей схватке с финальным боссом.

Вы думаете, это все? Ошибаетесь, каждый день на «Литреконе» выходят новые работы, так что добавляйте его в закладки, он не подведет.

Реальные

Пока реальные темы итогового сочинения таковыми не стали: они еще не покинули сознания того, кто их обычно формулирует. Возможно, именно сейчас мысли спариваются в его голове и рождают новое семя — список реальных тем. Все, что мы можем сделать, собраться вместе в нашем паблике и ждать, пока до нас снизойдет истина. Уже несколько лет мы публикуем ее одними из первых и первыми среди равных.

warning! Не приобретайте темы и ответы! Многолетняя практика работы в этой сфере убеждает нас, что настоящих нет, зато каждый год появляются мошенники, которым удается обмануть сотни доверчивых выпускников. Не дайте шулерам переиграть себя в попытке смухлевать самостоятельно! Честная подготовка к итоговому сочинению дает отличный результат даже тем, кто не прочитал до корки ни одной книги. Это как с ЕГЭ: Вы можете быть очень умным, но получить меньше баллов, чем сосед по парте, который просто вызубрил клише, шаблоны и определения, чтобы забыть их на следующий день.  

Подготовка к ИС

Как подготовиться к итоговому сочинению? Многие ребята машут руками, головами, свитшотами и спешат заверить, что эссе — это «изи». Написать его можно с одного маху, не готовясь и не заморачиваясь. Однако такой подход сгубил уже не одну и не две умных головы. Надеясь на свой феноменальный талант и мощный интеллект, выпускники пишут не по критериям и не по плану. В результате Вы вязнете в болоте собственных мыслей и не раскрываете тему. Потерять баллы в погоне за допуском очень легко: микровывод забыл – минус балл, Федора Михайловича Ивановичем назвал – баланс и вовсе стал отрицательным. Так что вступайте в наше сообщество и готовьтесь постепенно. У нас Вы найдете банк аргументов, примеры эссе и последние новости об ИС. Одной этой статьи, конечно, не хватит для достижения нирваны сданного экзамена, но если Вы будете ежедневно читать хотя бы одно-два сочинения или же подборку аргументов, Вас точно ждет атараксия — высший идеал мудреца.

Итак, вот план подготовки от Многомудрого Литрекона:

  1. Выберите для себя три наиболее понятных и близких направления и сконцентрируетесь на подготовке по ним. Это позволит сэкономить время и сделать подготовку более глубокой.
  2. Найдите три (или пять, если Вы можете похвастаться хорошей памятью) больших произведения, где будут аргументы по всем выбранным направлениям. Лучше всего прочитать или прослушать их целиком, чтобы знать все детали, имена, явки и пароли. Но в случае нехватки времени или интереса возьмите наши максимально достоверные краткие пересказы, на которые ведут ссылки. Например, в этом году на высоте будут: «Война и мир», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита». В этих книгах в любом случае будет нужный аргумент. Чтобы сократить время на подбор примеров, используйте наши подборки аргументов из конкретных произведений. Лучше всего тренироваться писать эссе, используя выбранные книги в качестве материалов для аргументов.
  3. Заранее сделайте заготовки шаблонов вступления и заключения. Это поможет Вам не тратить время и силы на изобретение колеса. Запомните вводные конструкции и слова, образцы логических мостиков и других частей эссе. Применяйте их в каждой своей работе.
  4. При написании всегда следите за тем, чтобы каждое ваше предложение служило раскрытию определенной темы. Вы пишете только о ней! Во вступлении должен быть тезис (зарерайтите формулировку темы), который подкрепляют Ваши аргументы. Если тема «Как найти смысл жизни», не надо писать о том, что это такое лично для Вас. Не уходите от поставленной задачи, иначе заблудитесь в собственной мысли.
  5. Выпишите топ-10 (20, 30 или 100) своих ошибок и проверяйте каждое новое эссе сами, высматривая врагов и уничтожая их. Самоанализ гораздо эффективнее зубрежки.
  6. Каждый день просматривайте новые работы Многомудрого Литрекона. Их готовят для Вас обладатели высшего образования. Их опыт поможет Вам открыть в себе литератора.

Как написать

Правила оформления итогового сочинения просты:

  • Сочинение проверяется только в том случае, если оно больше 250 слов. Рекомендованный объем текста — от 350. Больше 600 слов писать не стоит, есть риск допусти больше ошибок и запутаться. Да и проверяющий будет настроен к Вам негативно: он проверяет эти эссе почти бесплатно и в свое свободное время.
  • Структура итогового сочинения вполне ясна: 4 абзаца (вступление, два примера, заключение).
  • Распределение текста по объему: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

Минимум для допуска к проверке представляет собой 250 слов и худо-бедно подходящий по смыслу аргумент (хотя бы один). 

warning! Работа без литературных аргументов проверке не подлежит, как и подвиги — забвению. Если на месте примера из книги будет всякая околесица вроде «Пьера Болконского» и «Дунечки Мармеладовой», его в расчет не возьмут, и проверять сочинение дальше никто не станет. Так что не стоит писать то, в чем Вы совсем уж не уверены. Из этого всего следует вывод: не берите тему, пока не убедитесь, что можете привести два полновесных аргумента.

Вот примеры итогового сочинения по каждому направлению:

  1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  3. «Преступление и Наказание — вечная тема»
  4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
  5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Алгоритм написания итогового сочинения:

  1. Выбираем простую и доступную для понимания тему. Например, «Почему люди любят путешествовать?». Каждый из нас может назвать с десяток причин;
  2. Находим в формулировке вопрос, на который отвечаем, используя аргументы. В нашем примере это «По каким причинам герои литературных произведений, которые я хорошо знаю, любили путешествовать?». Ответив на него, Вы раскроете всю тему;
  3. Даем развернутый и последовательный ответ на поставленный вопрос. «Люди любят путешествовать, потому что им нравится получать новые впечатления, знакомиться с интересными людьми и расширять свой кругозор»;
  4. Подбираем аргументы из литературы, которые являются продолжением нашей мысли и ее иллюстрацией. Важно, чтобы они полностью подтверждали наше вступление, поэтому сначала продумайте примеры, а потом беритесь за вступление, чтобы не переписывать потом, подгоняя примеры под свои же расшалившиеся мысли. «Григорий Печорин из романа «Герой нашего времени» любил путешествовать, потому что новые впечатления отвлекали его от хандры и придавали скучной жизни хоть какое-то разнообразие».
  5. Следим за тем, чтобы в сочинении создавалась логика изложения. Необходимо беспрестанно сравнивать полученные строки с тезисом, и если Ваши словопрения вышли из берегов формулировки, то Вы можете смело их вычерпнуть. Наводнение из слов доводит проверяющих до приступов неконтролируемого жестокосердия. Представьте себе: они хотят домой, им еще готовить ужин, а тут еще 600 слов ни о чем и обо всем. Тут даже праведник «незачет» поставит! Поэтому мысленно задайте себе вопрос из вступления и ответьте на него последними фразами из аргумента. Если этот ответ не совпадает с поставленным вопросом, вычеркивайте и переписывайте до полного совпадения.
  6. Проверяем черновик и правим сочинение. Речевые ошибки можно распознать, представляя в воображении то, о чем идет речь. Например, «дорогая» у нас не цена, а товар. Цену мы называем «высокой», и проверить это позволяет мысленный график: низкая точка — это то, что мы готовы заплатить, а высокая — то, что хочет от нас получить продавец. Посчитайте повторы (это тавтология) и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
  7. Читаем написанный текст про себя. Так проще выявить ошибки и неточности, они обычно режут именно слух, а не глаз.
  8. Переписываем на чистовик и читаем еще раз — вдруг опечатка?

warning! Не увлекайтесь своим исключительным знанием сюжета книги. Незначительные детали можно опустить, чтобы не раздувать текст. В попытке пересказать все произведение Вы теряете главную мысль и попадаете в ловушку. Помните: проверяют экзекуторы не память, а Ваши аналитические способности.

А вот и свежий план итогового сочинения в картинке:

план итогового сочинения 2021-2022

О том, как научиться писать итоговое сочинение за неделю, мы написали здесь.

Список литературы

Многомудрый Литрекон подобрал для Вас универсальные книги, знание сюжета которых поможет Вам раскрыть любую тему. Анализ этих произведений поможет Вам подтянуть аналитические способности:

  • Война и мир
  • Евгений Онегин
  • Тихий Дон
  • Анна Каренина
  • Отцы и дети
  • Герой нашего времени
  • Капитанская дочка
  • Преступление и наказание

Подборки книг по направлениям итогового сочинения помогут Вам более детально подойти к подготовке литературного багажа. Вот они.

Критерии оценивания

Технари и другие представители физиков-неромантиков могут спать спокойно: для них существуют лишь «зачет» и «незачет». А вот тем, кто собирается наживаться на словоблудии, придется изучить критерии оценивания итогового сочинения более внимательно. Баллы, которые они получат за ИС, будут присовокуплены к их результатам на ЕГЭ. Более того, сам акт творчества предстанет перед судом приемной комиссии в вузе и попадет на стол к важным людям. Если вы хотите побаловать (а не отравить) их, то учитесь писать итоговое сочинение по критериям вузов и по школьным критериям, описанным ниже.

Школьные критерии для проверки итогового сочинения довольно-таки просты, их всего 6 (если считать только основные). Главное, чтобы Ваша работа отвечала трем из этих требований: соответствие теме, объем и аргументация. Если хоть один Вы провалите, зачета не видать, как и допуска к ЕГЭ. Как понять, подходит ли работа по этим критериям? Вот подробная расшифровка каждого критерия с примерами распространенных ошибок. Здесь же мы просто перечислим все критерии и кратко опишем их:

  1. Соответствие теме. Если содержание текста никак не вяжется с тезисом, работа не пройдет, как Балрог мимо Гэндальфа.
  2. Объем сочинения. Нужно не менее 350 для хорошего результата, но для зачета по этому пункту достаточно 250 слов.
  3. Аргументация (0-2 балла). Если Вы привели лишь один внятный аргумент, то получите один балл. Вас могут лишить зачета грубые фактические ошибки («Дмитрий Раскольников») или отсутствие привязки примера к теме (тема о войне, а пишите Вы о защите экологии).
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Если проверяющий захлебнется в бурном течении Вашей мысли, то баллов Вас лишат. Каждое предложение должно быть связано с другим логически.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла). Если в тексте много речевых ошибок (тавтологии, плеоназмов и т.д.), баллы Вам спишут, как жизни в игре. Издевательство над родной речью трудно понять в прямом смысле слова, и мораль тут ни при чем.
  6. Грамотность (0-2 балла). Более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет» по данному критерию. Если у Вас проблемы с качеством письменной речи, попросите у организаторов орфографический словарь, так Вы хотя бы сократите количество недочетов. 

Кроме этих шести первооснов успеха, есть еще 7 критериев, по которым Вам присваиваются баллы. Их и засчитают в приемной комиссии, если в вузе сочинения не проверяются отдельно и по внутренним критериям. В этом моменте гуманитариям лучше взяться за счеты. Перед Вами таблица баллов итогового сочинения:

Оригинальный подход 0-1 балл Если Вы готовы рискнуть, облагородив речь красочными тропами или усовершенствовав повествование интересными трипами, можете побороться за этот балл.
Фактологическая точность  1 балл Не говорите о том, чего не знаете наверняка, иначе балл упорхнет восвояси.
Ошибки речи 0-2 балла Один раз – не приговор, ибо 1-2 ошибки Вам скостят по доброте душевной. А вот 3-4 съедят целый балл. Мораль: не используйте того, в чем совсем не уверены.
Нормы орфографии  0-3 балла У Вас есть право на 1 ошибку, а дальше баллы начнут таять, как снега в сказке «12 месяцев» и надежда в «Реквиеме по мечте».
Самостоятельность Принято верить в то, что все выпускники пишут сочинения сами. Ходят слухи о проверке на антиплагиат, но во многих школах нет даже туалета в здании, так что такие технические возможности есть далеко не везде. И все же лучше подстраховаться и оформлять цитаты как полагается.
Нормы пунктуации 0-3 балла Все знаки препинания должны стоять на своих постах, и только одному дано право отлучиться по нужде. Остальные будут наказаны (2-3 ошибки = -1 балл, 4-5 = — 2 балла).
Нормы грамматики  0-2 балла Та же ситуация, что в предыдущем пункте.

Самая топовая работа получит все 20 баллов. Но если Вы, наивный и несчастный выпускник, думаете, что все баллы будут проставлены рядом с результатами ЕГЭ, Вы жестоко ошибаетесь. Нельзя просто так взять и посчитать баллы по-человечески, без этой валютной конвертации и математической возни. Нужно перевести одни «бантики» в другие. Курс невыгоден, но что делать… 

Баллы за итоговое сочинение рассчитываются так: от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;

  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – равны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Результаты и апелляция

Результаты итогового сочинения всегда выдают в школе или том пункте, где Вы его писали. Если Вы есть на «Госуслугах», то уточнить их можно онлайн. Обычно проверка занимает одну рабочую неделю (иногда больше, иногда меньше). Если Вы поступаете на гуманитарное направление, будьте готовы на все 20 баллов: иногда именно жалких крох не хватает абитуриенту до заветного бесплатного места. Так что 10 баллов за чтение книжек и владение родной речью можно считать подарком судьбы, ведь, как бы мы ни были строги, нельзя отрицать, что итоговое сочинение написать гораздо проще, чем сдать ЕГЭ.

Но есть и более весомые доводы для мотивации: апелляции нет. Вы можете, конечно, подать заявление на перепроверку в специальную комиссию, это касается только тех работ, которые ребята пишут повторно. Если выпускник уже завалил две попытки, тогда он может уповать на пересмотр его результатов, то надеяться особо не на что. Если Вас не устроили баллы, полученные в основную дату, попробуйте добиться пересдачи в феврале. Кстати, Ваши результаты, в отличие от баллов ЕГЭ, не сгорят и не обновятся: они навсегда с Вами.

Многомудрый Литрекон желает Вам благоволения фортуны и успешного подведения итогов! Он готов помочь не столько словом, сколько делом, так что если у Вас остались вопросы, пожелания или требования к данной статье, изложите их в комментариях.

  • Урок по сказке погорельского черная курица 5 класс
  • Урок по сказке конек горбунок 4 класс
  • Урок по рассказу хлеб для собаки 11кл тендрякова
  • Урок по рассказу чехова в рождественскую ночь
  • Урок по рассказу хамелеон