-
Скачать презентацию (3.49 Мб)
-
589 загрузок -
3.8 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»» по литературе, включающую в себя 18 слайдов. Скачать файл презентации 3.49 Мб. Средняя оценка: 3.8 балла из 5. Для учеников 5 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
18
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Л. А. Криницина
Фрагмент рабочей тетради
по литературе
5 класс -
Слайд 2
Л. А. Криницина
Фрагмент рабочей тетради
по литературе
5 класс -
Слайд 3
В Москве прошло детство А. С. Пушкина
Мать поэта Надежда Осиповна
Отец Сергей Львович
Дядя Василий Львович
Брат поэта Лев Сергеевич
Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором -
Слайд 4
Секреты литературной сказки
Секрет внезапного чуда
Секрет неожиданной точки зрения
Секрет загадочной детали. Подтекст
Поучительный вывод -
Слайд 5
Словарь
Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.
-
Слайд 6
Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.
-
Слайд 7
Цитатный план
«Царь с царицею простился..»
«Царь женился на другой..»
«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
«А царевна все ж милее..»
«Вот Чернавка в лес пошла..»
«Будь нам милая сестрица»
«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
«..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
«В руки яблочко взяла»
«..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
«Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
«Свадьбу тотчас учинили» -
Слайд 8
Основные образы сказки
●Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
●Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
●Как отомстила царица-мачеха царевне?
●Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана? -
Слайд 9
Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
Внешность царевны и ее внутренние качества.
Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
Отношение автора к героине.
►Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение. -
Слайд 10
Словарь
Сравнение– образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела..
Сравнить – значит найти черты сходства и различия. -
Слайд 11
Практическая работа
Царского происхождения, умны, красивы
Царица
Царевна
Злая
Завистливая
Гордая
Своенравная
Ленивая
Грубая
Надменная
ЖестокосерднаяДобрая
Бескорыстная
Скромная
Кроткая
Трудолюбивая
Вежливая
Простая
Добродетельная -
Слайд 12
Помощники царевны
►Какие черты характера открываются нам в богатырях?
►Как богатыри относятся к царевне и почему? -
Слайд 13
■Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
■Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении. -
Слайд 14
Будьте внимательны к слову
Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
Простился
В путь-дорогу снарядился
С белой зори до ночи
Белешенька земля
Восхищенья не снесла
Свойство зеркальце имело
Нраву кроткого такого
Вдруг погасла
Красная девица
В горести душевной
Сотворив обряд печальный
Вдруг погасла жертвой злобе
Потешить
С мольбой погнался
Трубит уже молва -
Слайд 15
Т. Маврина
Е. Пашков
В. Милашевский
В. Конашевич
►Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
В. Назарук -
Слайд 16
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
Основные положения статьи запишите в тетрадь.
Определите способы рифмовки:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Парная
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей..
Перекрестная -
Слайд 17
Проверьте знание сказок А. С. Пушкина
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
-
Слайд 18
Использованная литература
◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm
◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.htmlhttp://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
http://www.bookmate.ru/books/255032
http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064◊Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
Интернет-ресурсы. Режим доступа:
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Презентацию на тему «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях — иллюстрации»
(5 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 13 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Иллюстрации к сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Художник А.М. Куркин. Палех. Выполнили учащиеся 5 класса. Руководитель: Кабанова Елена Борисовна- учитель русского языка и литературы
Слайд 2
И царица у окна Стала ждать его одна.
Слайд 3
« Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»
Слайд 4
И жених сыскался ей, Королевич Елисей.
Слайд 5
Весть царевну в глушь лесную И, связав её, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.
Слайд 6
Не убила, не связала, Отпустила и сказала: «Не кручинься, Бог с тобой».
Слайд 7
Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем всё шла да шла И на терем набрела.
Слайд 8
И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала; В пояс низко поклонилась, Закрасневшись, извинилась.
Слайд 9
Ради скуки Кушай яблочко, мой свет.
Слайд 10
Перед мёртвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой…
Слайд 11
Енисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…»
Слайд 12
К красну солнцу наконец Обратился молодец.
Слайд 13
В руки он её берёт И на свет из тьмы несёт.
Список похожих презентаций
О мёртвой царевне и о семи богатырях
Александр Сергеевич Пушкин. Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях». Тестирование. Расположите сюжетные картинки в хронологической последовательности. …
Шварц «Сказка о потерянном времени»
Тема урока:. Евгений Львович Шварц. «Сказка о потерянном времени». Объявления сказочных героев. Продаю пиявок. Цена договорная. Ветеринарные услуги …
Сказка Шарля Перро «Красная Шапочка»
Шарль Перро 12 января 1628г. – 17мая 1703г. Шарль Перро (12.1.1628, Париж,— 16.5.1703, там же), французский поэт и критик. Член Французской академии …
Сказка про мужчину Цветка и тёмную Ночь
Жил в городе Ярком. мужчина Цветок,. Жить в темноте он просто не мог. Лампы горели в домишке всегда,. Ночь подступить не могла никогда. Лежали в домишке, …
Сказка от Леонардо да Винчи
Высоко пролетая над безоблачной пустыней, феникс приметил далекий огонь костра на биваке. Он понял, что час великого жизненного испытания настал и …
В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»
…Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, …
Сказка «Мужик и медведь»
Волшебные сказки:. Зачин: В некотором царстве в некотором государстве; Волшебные герои: Царевна-лягушка, Баба Яга; Троекратный повтор Концовка: Тут …
Сказка «Лягушка-путешественница»
«По первым буквам угаданных анаграмм сложить фамилию известного детского писателя». ОРАГ — ГОРА ФАРА — АРФА УДАР — РУДА ИМКАШ — ШИШКА ИРГА — ИГРА …
Сказка
ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА? СКАЗКА – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости. В каждой сказке за ними победа. Сказка родилась в народе. Сказки …
Сказка о колобке
Колобок. Жил-был старик со старухою. Просит старик: — Испеки, старуха, колобок. — Из чего печь-то? Муки нету. — Э-эх , старуха! По коробу поскреби, …
Сказка о потерянном времени
ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ. 1896 1958. В одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать — найти …
Сказка о медведихе
ЭТА СКАЗКА А.С. ПУШКИНА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВСЕХ ДРУГИХ? Она самая грустная. ПОЧЕМУ? Больше всех сказок похожа на народные сказки о животных. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ …
Сказка о царе Салтане
История сказки. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — сказка в …
Сказка «Гуси-лебеди» в стихах
Далеко за горной кручей Там где лес шумит дремучий, Там где солнце прячет тени, Где стоит ночная темень, Озерко одно искрится. В нем студеная водица …
Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
- Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих
вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно). - Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно
просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама. - Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста
позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая
информация, остальное лучше рассказать слушателям устно. - Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет
сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для
этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации,
а также правильно подобрать сочетание фона и текста. - Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете
первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом. - Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его
выступления. - Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
- Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете
меньше волноваться.
А. С. Пушкин
« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- Фрагмент рабочей тетради
- по литературе
- 5 класс
Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)
- Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
- П. Бажов
- В Москве прошло детство А. С. Пушкина
- Мать поэта Надежда Осиповна
- Отец Сергей Львович
- Дядя Василий Львович
- Брат поэта Лев Сергеевич
- Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором
Секреты литературной сказки
- Секрет внезапного чуда
- Секрет неожиданной точки зрения
- Секрет загадочной детали. Подтекст
- Поучительный вывод
Словарь
- Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- Составьте цитатный план.
- Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
- Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?
Цитатный план
- «Царь с царицею простился..»
- «Царь женился на другой..»
- «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
- «А царевна все ж милее..»
- «Вот Чернавка в лес пошла..»
- «Будь нам милая сестрица»
- «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
- «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
- «В руки яблочко взяла»
- «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
- «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
- «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
- «Свадьбу тотчас учинили»
Основные образы сказки
- ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
- ● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
- ● Как отомстила царица-мачеха царевне?
- ● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
- Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
- Внешность царевны и ее внутренние качества.
- Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
- Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
- Отношение автора к героине.
- ► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.
Словарь
- Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
- Между тем росла, росла,
- Поднялась и расцвела..
- Сравнить – значит найти черты сходства и различия.
Практическая работа
- Царского происхождения, умны, красивы
- Царица
- Царевна
- Злая
- Завистливая
- Гордая
- Своенравная
- Ленивая
- Грубая
- Надменная
- Жестокосердная
- Добрая
- Бескорыстная
- Скромная
- Кроткая
- Трудолюбивая
- Вежливая
- Простая
- Добродетельная
Помощники царевны
- ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?
- ► Как богатыри относятся к царевне и почему?
- ■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
- ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.
Будьте внимательны к слову
- Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
- Простился
- В путь-дорогу снарядился
- С белой зори до ночи
- Белешенька земля
- Восхищенья не снесла
- Свойство зеркальце имело
- Нраву кроткого такого
- Вдруг погасла
- Красная девица
- В горести душевной
- Сотворив обряд печальный
- Вдруг погасла жертвой злобе
- Потешить
- С мольбой погнался
- Трубит уже молва
- Т. Маврина
- Е. Пашков
- В. Милашевский
- В. Конашевич
- ► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
- В. Назарук
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
- Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
- Основные положения статьи запишите в тетрадь.
- Определите способы рифмовки:
- Царь с царицею простился,
- В путь-дорогу снарядился,
- И царица у окна
- Села ждать его одна.
- Парная
- Там на неведомых дорожках
- Следы невиданных зверей;
- Избушка там на курьих ножках
- Стоит без окон, без дверей..
- Перекрестная
Проверьте знание сказок А. С. Пушкина
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
Использованная литература
- ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm
- ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
- ◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
- http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
- http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
- http://www.bookmate.ru/books/255032
- http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064
- ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
- ◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
- ◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
- Интернет-ресурсы. Режим доступа:
Цель:
- выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,
смысл противопоставления злой царицы и царевны,
красоты внешней и внутренней, роли
художественно-изобразительных средств в сказке; - развивать навыки выразительного чтения,
лексической работы, работы с иллюстрациями; - воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная
презентация.
ХОД УРОКА
І. Актуализация знаний учащихся.
1. Организационный момент.
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина
трагически оборвалась более полутора веков
назад, но свет его ума, тепло и задушевность его
поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания. Выразительное
чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина
“Няне”. Слайд №2.
1. Беседа по первичному восприятию
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
А.С.Пушкина. Слайд №3.
— Ребята, расскажите, какие факты жизни и
творчества Александра Сергеевича Пушкина вам
известны?
Сказки в русском народном духе Пушкин писал на
протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин
старался понять интересы народа, мечты, идеалы,
нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и
народные обряды, просил няню снова и снова
сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин
не ограничивался задачей пассивного изучения
народной поэзии: он стремился проникнуть в неё,
творчески овладеть её содержанием и формой. И это
ему удалось настолько, что некоторые его
произведения в народном духе (например, “Песни о
Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.
Слайд №4.
— Дайте определение “сказки”, расскажите,
какие они бывают, из чего состоят.
Слайд №5.
— Составьте цитатный план.
- “Царь с царицею простился..”
- “Царь женился на другой..”
- “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
- “А царевна все ж милее..”
- “Вот Чернавка в лес пошла..”
2. Разгадывание кроссворда.
Слайд №6.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
— Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.
Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.
— Сегодня на уроке мы должны проанализировать
образы царевны и царицы в сказке и понять в чем
смысл противопоставления героинь, каково
отношение автора к героиням, ну и, конечно,
рассмотреть ваше отношение к данным образам.
— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько
хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
Пушкина.
— Ребята, а с какой сказкой Александра
Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом
уроке?
— Докажите, что это произведение – сказка.
1. Слайд №7.
— Вы говорите, что в сказках обязательно идет
борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина?
И между кем она идет?
2. Анализ содержания сказки.
— С нашими героинями мы знакомимся с самого
начала сказки. Откройте сказку в учебнике.
Выразительное чтение отрывка из сказки от слов
“Царь с царицею простился…” до слов “И к обедне
умерла”.
— Назовите слова и выражения, свойственные
народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу,
ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька,
издалече, тяжелёшенько).
Данному отрывку свойственна особая интонация.
Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая
няня.
– Как в описании проводов царя и ожидания его
царицей подчёркивается грустное настроение
царицы? (Ожидание царицы томительно: она
“ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”.
Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение
героини.)
Выразительное чтение отрывка от слов “Правду
молвить, молодица…” до слов “Гордо в зеркальце
глядясь”.
— Какие слова передают отношение автора к
другой царице? (Горда, ломлива, своенравна,
ревнива).
— Объясните лексическое значение слова
“ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).
— Что хотела услышать царица, обращаясь к
зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее…”
Царица тщеславна, она считает себя самой
красивой и постоянно хочет слышать
подтверждение этому. Однако при всей своей
красоте она не уверена в себе. Зеркальце
необходимо ей для самоутверждения. Таким
образом, автор показывает внутреннюю
несостоятельность и обречённость зла.)
— Какова роль повторов в данном фрагменте
сказки?
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.
(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”,
раскрывают самые разные значения слова
“ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и
весела).
Слайд №8.
3. Лексическая работа
— Скажите, как вы понимаете слова:
- Нрав – характер, душевные качества.
- Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
- Гордый – сознающий своё превосходство.
- Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма,
капризна. - Своенравный – упрямый, поступающий так, как
вздумается. - Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
лучшей.
— Какие качества вы еще можете добавить от себя
каждой героине? Назовите.
— А какие общие черты их соединяют?
— Ребята, скажите, почему повествование о
царевне поэт начинает с противительного союза
НО?
— Какие средства выразительности использует
автор, показывая образы царицы и царевны?
СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.
— Давайте прочитаем следующий эпизод и
проанализируем его.
4. Выразительное чтение эпизода от слов
“Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За
невестой молодой”.
— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
— В каких словах проявляется отношение автора к
царице?
— Что происходит с царевной в лесу?
5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича
(с.109 учебника, ч.1).
— Как Соколко встретил царевну? Почему?
6. Выразительное чтение фрагмента от слов
“И царевна очутилась…” до слов “И тихонько
улеглась”.
— О каких качествах героини рассказывает этот
эпизод?
Слайд №9.
Слово учителя.
Царевна в сказке больше всего похожа на
крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо
воспитанную и, главное, любящую и умеющую
трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом
царевна обошла, всё порядком убрала, засветила
Богу свечку, затопила жарко печку…”.
Пушкин, перевоплотившись в народного
рассказчика, уверенного, что именно так ведут
себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали…”.
Подробно развивается эпизод пребывания
красавицы царевны в доме семи богатырей,
“румяных усачей”, которые скоро полюбили её.
7. Выразительное чтение отрывка по ролям от
слов “Братья милую девицу полюбили…” до слов
“Стали жить да поживать”.
— Какие идеалы народа нашли отражение в этом
эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая
нравственность, чистота).
— Как злой царице удалось узнать о том, что
царевна жива?
— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев
фрагмент мультфильма данной сказки.
Слайд №10.
8. Просмотр мультфильма до Елисея.
— Почему автор так внимательно следит за каждым
движением героини? В каких строчках проявляется
отношение автора к героине?
— Найдите в указанном отрывке существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую
роль они выполняют в тексте?
— Каким настроением проникнута сцена прощания
богатырей с названой сестрицей?
— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.
IV. Подведение итогов урока.
— Ребята, мы увидели, что царица-мачеха
противопоставлена царевне. Чем отличаются
героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл
противопоставления? (Между царевной и царицей
есть внешнее сходство: обе прекрасны.
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны,
автор подчёркивает, что красота души важнее
всего.
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её
гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как
отвратителен может быть внешне привлекательный
человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в
защите; зло коварно, подло и жестоко, но
изначально обречено).
Слайд №11.
— Обобщите образы в синквейне о царице и о
царевне.
Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.
Слайд №12.
V. Домашнее задание.
Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:
— от слов “За невестою своей…” до слов “Или
след её заметил”;
— от слов “Тёмной ночки Елисей…” до слов “Не
печалься же, прощай”;
— от слов “Елисей, не унывая…” до слов “В том
гробу твоя невеста”,
Ответить на вопросы стр.126 -128.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях” А.С. Пушкина.
Выполните тест, обведите в овал правильный
ответ.
1. Царевна родилась под Рождество:
ДА НЕТ
2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:
ДА НЕТ
3. В приданое царевна получала семь городов и
сто сорок теремов:
ДА НЕТ
4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та
пообещала девушке щедрый подарок:
ДА НЕТ
5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…”.
Эти слова принадлежат младшему из семерых
братьев-богатырей:
ДА НЕТ
6. Царевна подала нищей монахине хлеба:
ДА НЕТ
7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:
ДА НЕТ
8. Братья положили царевну в золотой гроб:
ДА НЕТ
9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:
ДА НЕТ
10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от
волшебного зеркальца, что царевна жива:
ДА НЕТ
Ответы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да