Урок по сказке шварца два брата

Согласованно:дата: 13.02.14.предмет: литературное чтение.тема урока: е.л.шварц два брата.цель: познакомить учащихся с биографией е.л. шварца, его произведением два брата.задачи:совершенствовать навык правильного,

Согласованно:

Дата: 13.02.14.

Предмет: литературное чтение.

Тема урока: Е.Л.Шварц «Два брата».

Цель: познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением “Два брата”.

Задачи:

совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.расширять читательский опыт через знакомство с новым произведением.способствовать формированию коммуникативныо – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения,развивать творческое воображение.работать над укреплением памяти,внимания, сообразительности.помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.Оборудование: учебники, проектор.

Тип урока: урок введения новых знаний.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

— Ребята,сегодня я к вам на урок пришла не с пустыми руками. У меня есть для вас один секрет. А что это за секрет, мы узнаем, работая сообща. (Правила).

— За правильные ответы, я буду давать смайлик. И в конце урока мы подведем итог.

1.Проверка домашнего задания.

— (Слайд 1) Ребята, рассмотрите фотографию.

— Какие известные писатели собрались вокруг Маршака?

— Можно ли их назвать литературной семьей? Почему?

— Кого еще можно назвать семьей?

— Итак, мы с вами сделали первый вывод.

семья – это мы!

(семья счастлива только тогда, когда мы вместе)

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из представителей литературной семьи Евгением Львовичем Шварцем (слайд 2).

— Ваши одноклассники расскажут о нем и его творчестве, слушайте внимательно.

1 ученик. Евгений Львович Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани в семье врача. В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет, но проучившись там два года, отказался от профессии юриста и посвятил жизнь театральному искусству и литературе. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского. С 1924 года работал под руководством Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров.

(слайд 3)2 ученик.Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, издавал детские книги. В 1929 г. Шварц написал первую пьесу “Ундервуд”. Затем была написана пьеса “Брат и сестра”, в которой рассказывалось о спасении детей с льдины. В 1942 г. была написана пьеса о блокаде Ленинграда “Одна ночь”. В годы Великой Отечественной войны Евгений Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров. В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли.

(слайд 4)3 ученик.Знаменит Евгений Львович своими сказками «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения кота в сапогах», «Два брата». При помощи сказок Шварц обращался к простым и неоспоримым законам человечности. Его сказки учат добру и сочувствию чужим бедам, любви к природе, учат правдиво и объективно оценивать свои возможности, не быть заносчивыми, слушаться старших, особенно своих родителей. «Шварц чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить».

— Что вы запомнили из жизни писателя?

— Чем знаменит Евгений Шварц? – Своими сказками.

2. Работа с текстом до чтения.

— Прочитайте название сказки, с которой мы будем с вами знакомиться сегодня.(слайд 5)

— Внимание. (Прослушивание аудиозаписи.)

— Почему так называется сказка?

3.Работа с текстом во время чтения.

— Чтение 1 части.

— Откройте с. 63. Приготовимся к чтению.

Чтение.

— Назовите героев сказки.

— Почему необычные имена Старший и Младший?

— Что обещал Старший брат отцу? (можно зачитать на с. 63)

— Поверил ли отец сыну?

— Так что важно в семье? (доверие)

Доверять друг другу, но не обманывать.

(Даже самая маленькая неправда может разрушить доверие в семье)

Почему Старшему не хотелось играть с Младшим? – Что страшного в словах «оставь меня в покое»?

Не давать волю гневу и другим отрицательным эмоциям

(Гневающийся всегда неправ)

— Так можно ли Старшего назвать жестоким? Почему?

— Самостоятельное чтение 2 части.

— Сейчас вы самостоятельно познакомитесь со 2 главой (по вариантам – 1 – воспоминания о младшем брате, 2 – описание ледяного леса).

— Почему Старший не заметил, как оказался в ледяном лесу? (жалость к брату)

— Осознал ли он свою ошибку?

НЕ БОЙТЕСЬ ПРИЗНАТЬ СВОЮ НЕПРАВОТУ И ИЗВИНИТЬСЯ

(Первый шаг делает не тот, кто виноват, а тот, кто дорожит семьей)

— Дорожка пошла всё вверх и вверх, и, когда рассвело, мальчик увидел: кругом, куда ни глянешь, всё горы и горы, покрытые густыми лесами.

— А какой он, ледяной лес? Зачитайте.

— Красив ли для вас ледяной лес?

Физминутка. (мы оказались на морозе в лесу….)

— Просмотр мультфильма – 3 часть.

— По этой сказке Галина Беда сняла мультфильм «Новогодние приключения двух братьев». И я вам предлагаю просмотреть внимательно 3 часть сказки(слайд 6).

— С кем встретился Старший?

— Почему Мороз хотел оставить мальчика у себя на веки?

— Мы с вами говорили о покое в понимании Старшего, а какой смысл вкладывает Мороз в это слово?

— Что вам особенно не понравилось в этой части?

— Чтение 4 части по предложению (абзац).

— Давайте с вами прочитаем, как жилось мальчику у прадедушки Мороза по абзацам.

— Как живется мальчику у Мороза?

— Легко ли спасти брата?

— Что помогает ему выдержать? (любовь, терпение)

любить и уважать друг друга.

(Хотите, чтобы ваши близкие любили и уважали вас, сами первые подавайте им пример такого отношения)

4. Творческая работа.

— Посмотрите, какие хорошие «выводы» помогла нам сделать сказка? Чтобы подвести итог нашей работе на уроке нам поможет творческая мастерская. Я предлагаю вам включить свое воображение, чтобы справиться с заданием.

— Работать будем с вами по парам. Первая пара поможет нам восстановить события, о которых мы прочитали.

Семья лесничего.Обещание Старшего.Отъезд родителей в город.Ссора братьев.Брат пропал бесследно.Возвращение родителей.Поиски брата.Дальше и дальше от дома.Старший в ледяном лесу.2 группа найдите описание реального леса в начале текста.

— А остальные попробуйте придумать свою версию финала сказки.

— Давайте с Вами вспомним, какие события происходили в сказке?

— Посмотрите, последний пункт плана – Старший в ледяном лесу.

— Автор противопоставляет ледяному лесу реальный, зачитайте его описание.

— И последняя группа придумывала, чем же закончится сказка.

— Молодцы. А вот какова версия автора, вы узнаете прочитав сказку до конца.

— «Сказка ложь, да в ней намек…». Чему вас научила сказка?

Никогда не забывать о главном. Стремиться к миру, любви и счастью.

(Моя семья должна быть неотделима от меня, только тогда ее можно назвать счастливой)

— Зачитайте еще раз все выводы, которые мы с вами сделали.

— Что их объединяет?

— Действительно, это «Древо Заповедей» и если им следовать, то в каждой семье воцарится счастье и любовь. Это и есть секрет, которым я хотела с вами поделиться.

5. Домашнее задание.

— Открываем дневники. Записываем себе домашнее задание. (слайд 7)

6.Оценивание.

— Посчитайте, у кого сколько смайликов. У кого 5 и больше, тот сегодня работал на пятерку, у кого 4 – тому четверка. На переменке подойдите и поставьте себе оценки в дневник. Ну а кто получил меньше 4 смайликов, тот может на следующем уроке доработать.

— Спасибо всем за прекрасное общение на уроке!

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Цели:

  • расширить представление учащихся о литературной сказке;
  • показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца;
  • развить навыки выразительного чтения, анализ сказки.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа по
вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет Е.Шварца (высказывание:
«Сказка — это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи
человеческой души с человеческим словом».); книжная выставка (О.Уальд
«Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова
«Гордячка», Е. Шварц «Два брата» — верхняя полка выставки; Г. Андерсен
«Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев» — нижняя полка
выставки); на доске высказывания Е. Шварца: «Сказка рассказывается не
для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу,
во весь голос то, что думаешь»; «Мысли можно воспитать. Их можно
заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные
поступки».)

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока.

Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг.
Книги, книги, книги… На книжной выставке видим знакомые и незнакомы
нам произведения: (перечисление книг на книжной выставке).

  • Разные авторы, названия. Что объединяет эти произведения?
  • Какая особенность сказочного повествования?
  • Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова
    А.С. Пушкина о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам
    урок».
  • Что объединяет книги на верхней полке? (Каковы поступки героев?
    Какими их видим в начале сказки, в финале?)

Проблемы, ситуации, которые становятся основой повествования
сказки не отстраненные, они близки нам, поучительны. Герой в начале
сказочного повествования неприятен, он совершает злые поступки. Потом
герой несет заслуженное наказание и стремиться исправить то зло,
которое он сделал.

Через отношение героев к людям, животным мы можем понять, что
это за человек, каким он будет в будущем, способен ли он признать свою
вину и исправить ее.

Помогает нам это увидеть и в других людях, и посмотреть на себя
более пристально ЛИТЕРАТУРА, и один из ее жанров — сказка. Как
сказал Е. Шварц, «сказка — это самое древнее, самое вечное, самое
тайное место встречи человеческой души с человеческим. словом».

Евгений Шварц — новое для вас имя. В 2006 году (26 октября) -ПО
лет со дня рождения этого писателя-сказочника. Мир сказок Е. Шварца
необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем ваших
ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когда-то бездумно
тратили. В сказках Е. Шварца мы видим Красную Шапочку, Снежную
Королеву, Золушку. Известные и неизвестные герои в незнакомых сказках.
Е. Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки,
придумывает новые сцены, и его герои, кажется, вышли из реальной
действительности. Многие сказки

Е. Шварца экранизированы. Герои его сказок учат нас, кажется,
что это наши современники, знакомые. В сказке Е. Шварца «Золушка»
запоминается новый герой — мальчик-паж, а король, обращается к нам и
говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, душу — большой, а
сердце — справедливым».

Сказки Е. Шварца нужны и взрослым и детям. В последней его
сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова: « Сказка
рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть,
сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».
Если поймешь
авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно
воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные
правильные поступки».

3. Работа по тексту сказки.

Заставила ли вас «поумнеть» сказка Е. Шварца «Два брата»?
Услышали ли вы голос автора?
(аналитическая беседа).

— Открываем сказку и слышим рассказ о деревьях (чтение учителем).

Какой человек так может говорить о деревьях? Кто из героев сказки
так их видит?

— А что узнаем о семье лесничего? Что его огорчает?

— Может быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим
домашним? А как ваши родители относятся к вашим ссорам с братьями или
сестрами?

И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже
на реальность. Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел
подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей
двух братьев беспокоиться за них, и случилась беда…

— Что произошло?

— Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о
Младшем? (чтение эпизода, внимание на глаголы: опомнился, вскочил,
закричал, бросился.)

— Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете?
(Так вот наши грубые, необдуманные слова порой приводят к
печальным последствиям).

«В какой длинный путь она отправилась ради него»,- эта фраза о
Герде звучит в сказке «Снежная королева». И Старший брат отправляется
на поиски Младшего, ему предстоит тоже длинный путь, выдержать сложное
испытание.

О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания?
(анализ эпизодов текста: портрет брата, жалость, обращаем внимание при
анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как..)

— Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат? Каким
видим Прадедушку Мороза? (пейзаж, портрет, речь)

— Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли
Старший брат в доме в Прадедушки Мороза? Что тот заставляет его делать?
(пересказ учащегося, индивидуальное задание).

— Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о
побеге. Кто помогает ему бежать?

— Старший находит Младшего (портрет, чувства Старшего). Но надо
вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает уйти от погони? В какой
момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода
«Младший разбился»).

— Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить
Младшего, но и слезы, которые шли от самого сердца Старшего, его
любовь к брату, осознание совей вины.

— Забыли ли их дома? (эпизод возвращения) Какое чудо произошло?
(портрет отца).

В какой длинный путь он отправился ради Младшего? Только ли ради
него? Еще и ради себя, своей семьи. —
Что понял Старший брат? Как
изменился теперь в отношении к Младшему?

4. Итог урока.

А что поняли вы? Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас
«поумнеть» сказка?
(Письменные ответы учащихся).

Эта сказка учит быть добрыми, любить своих братьев и сестер, не
огорчать родителей. (Надя)

У меня тоже есть брат, он старше меня на три года. Сказка «Два
брата» научила меня уважать старшего брата, не приставать к нему по
пустякам. Я порой ему часто надоедаю, от этого у нас бывают ссоры, а
мама огорчается. (Артем)

Надо уважать своих маленьких братьев и сестер, не обижать их, а
этим не огорчать и своих родителей. У меня есть младшая сестренка, как
порой я она мне надоедает своими просьбами, я кричу на нее. Ей обидно,
она плачет. (Наташа)

Сказка «Два брата» меня научила тому, что нельзя говорить злые
слова, потому что
эти слова и тебе принесут зло. (Татьяна)

Сказка Е. Шварца «Два брата» научила меня добру. Я поняла, что
если меня о чем-нибудь попросят, я обязательно это сделаю ради другого
человека, даже если это делать мне не хочется. (Катя В.)

Сказка «Два брата» заставила меня задуматься о том, что если
порой злишься на кого-то, потом все-таки нужно признать свою вину.
Нужно быть добрее к окружающим, слушаться родителей, больше доставлять
им радости. (Катя К.)

Сказка Евгения Шварца «Два брата» учит хорошим поступкам,
доброму отношению к окружающему миру, любви к своим домашним, друзьям,
даже незнакомым людям. Нужно
быть внимательнее к своим словам,
не говорить их бездумно. (Иван)

5. Домашнее задание:

Cоставить развернутый ответ «Уроки сказки».

Презентация.

Урок литературного чтения.

4 класс.

Тема: Мудрость сказки Евгения Шварца «Два брата».

Цель: развить навыки аналитического чтения сказки, показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца.

Задачи по формированию результатов обучения:

личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование осознания ценности сказанного слова, поступка;

метапредметные результаты:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции на основе анализа сказки;

предметные результаты:

в познавательной сфере:

  • формирование умение анализировать произведение;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительных средств языка;

  • развитие навыка владения литературоведческой терминологией;

— в ценностно-ориентационной сфере:

  • формулирование собственного отношения к произведению, его оценка;

  • определение нравственных ценностей;

  • понимание авторской позиции, умение выразить отношение к ней;

— в коммуникативной сфере:

  • осмысленное чтение и адекватное восприятие произведения;

  • умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог;

— в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Используемые технологии:

технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (преподавание литературы, как предмета формирующего личность), проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии (учебная презентация).

Методические приемы:

рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование:

персональный компьютер, проектор, экран (для демонстрации презентации);

портрет Е. Шварца;

книжная выставка: верхняя полка выставки — О.Уальд «Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова «Гордячка», Е. Шварц «Два брата»;

нижняя полка выставки — Г. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев».

На доске высказывания Евгения Шварца:

« Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»;

« Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

Ход урока:

I. Организационный момент. Улыбнулись гостям, улыбнитесь друг другу.

Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги… На книжной выставке видим знакомые и незнакомы нам произведения (рассматривание книг на книжной выставке).

II. Введение в тему урока.

1) Беседа по вопросам.

— Разные авторы на книжной выставке, знакомые названия книг. Что объединяет эти произведения?

— Какая особенность сказочного повествования?

— Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова А.С. Пушкина о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

2) Слово учителя (обобщение высказываний учащихся).

Проблемы, ситуации, которые становятся основой повествования сказки не отстраненные, они близки нам, поучительны. Герой в начале сказочного повествования неприятен, он совершает злые поступки. Потом герой несет заслуженное наказание и стремится исправить то зло, которое он сделал.

Через отношение героев к людям, животным мы можем понять, что это за человек, каким он будет в будущем, способен ли он признать свою вину и исправить ее.

Помогает нам это увидеть и в других людях, и посмотреть на себя более пристально ЛИТЕРАТУРА, и один из ее жанров — сказка.

Как сказал Е. Шварц, «сказка — это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».

Догадайтесь, какова тема нашего урока – обобщения?

Дети: Обобщение наших знаний по сказке Евгения Шварца «Два брата».

Сегодня заключительный урок по сказке Е.Шварца “Два брата”. На предыдущих уроках вы познакомились с содержанием сказки, ее структурой.

Какие цели поставим на сегодняшний урок?

Сегодня наша задача на уроке — подробно проанализировать некоторые эпизоды сказки и составить характеристики главных ее персонажей с целью более глубоко проникнуть в содержание и понять поступки ее главных героев (персонажей). И, как итог нашей работы, будет ответ на вопрос:

Какова жизненная мудрость этой сказки?

Чтобы работа была плодотворной, будьте активны и не стесняйтесь высказывать свое мнение

Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

III. Работа по тексту сказки (беседа по вопросам, анализ прочитанного, выборочное выразительное чтение).

Отправимся в добрый путь с героями сказки Евгения Шварца «Два брата». Попробуем услышать голос автора, что же он хотел нам «сказать во всю силу», попробуем «воспитать свои мысли» и поступки.

Викторина (групповая работа)

-Первая группа какие у вас результаты?

-Послушаем вторую группу.

— А что мы узнали о семье лесничего? Что его огорчает?

— Докажите прочитав.

— Может быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши родители относятся к вашим ссорам с братьями или сестрами?

И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность. Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей двух братьев беспокоиться за них, и случилась беда…

— Что произошло?

— Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, обращается внимание на глаголы совершенного вида, которые показывают стремительность действия: опомнился, вскочил, закричал, бросился.)

— Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете? (чтение текста).

И Старший брат отправляется на поиски Младшего, ему предстоит длинный путь, выдержать сложное испытание.

— О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата, чувство жалости к нему, обращаем внимание при анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как.. – все это передает переживания Старшего брата)

— Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат?

Каким видим Прадедушку Мороза? ( чтение отрывков: внимание на пейзаж, портрет Прадедушки Мороза, его речь). Через пейзаж, портрет, речь героя автор рисует мир Прадедушки Мороза – это мир холода, покоя, мир бездушный, без чувств и эмоций.

— Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли Старший брат в доме Прадедушки Мороза? Что тот заставляет его делать? (пересказ учащегося, индивидуальное задание).

— Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о побеге. Кто помогает ему бежать?

— Старший находит Младшего (анализ портрета Младшего, чувства Старшего). Но надо вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает уйти от погони? В какой момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода «Младший разбился») – это кульминация в развитии повествования.

— Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить Младшего, но и слезы, которые шли от сердца Старшего, его любовь к брату, осознание своей вины.

— Анализ эпизода возвращения. Забыли ли их дома? Какое чудо произошло? (портрет отца – седина исчезла).

В какой длинный путь Старший отправился ради Младшего!

Но только ли ради него?

Конечно, еще и ради себя, своей семьи.

— Что понял Старший брат? Как изменился теперь в отношении к Младшему? В чем мудрость сказки?

Дети: Жизненная мудрость сказки – ценность дружбы, семейного счастья, чуткость и внимание к ближнему, ценность живого мира вокруг нас.

Литературный диктант(парная работа)

-Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания: Тонкий (голос),белая (печь), черный(огонь),седая (борода),дубовая (дверь), живой(лес), весеннее(солнышко),березовый(клей).

Разноуровневые задания.

Ответы будете отмечать в карте успеха. Вопросы разделены на три группы: А, В, С  в зависимости от их сложности. 

Чтобы получить оценку  «4» надо ответить на вопросы групп А и В. Чтобы получить «5»- на все три группы вопросов.

а. 

Подумайте и напишите в карте успеха, какую оценку хотели бы вы получить за задания. В конце сравним полученный результат с предполагаемым.

Карта успеха.

Ф.И.________________________

Желаемая оценка:____

      Задания

      1 2

 4       3  

      5

А

В

С

                                          Вопросы А

1. Как зовут героев сказки? (_________________________________________________________)

2. Сколько лет было каждому из сыновей? (________________________________________________________________)

3. Зачем уехали родители в город?(__________________________________________________________)

4. Как называлась книжка, которую читал Старший? (_______________________________________________________________)

5. Какими словами Старший гнал от себя Младшего? (_________________________________________________________________)

                                           Вопросы В

1.Что вы узнали о семье лесничего? Что его огорчает? (____________________________________________________)

2. Почему родители решили сами ехать в город?

3. Почему Старший гнал от себя Младшего?

4. Как показано переживание Старшего, когда он вспомнил о Младшем?

5. Как поступил отец, узнав о случившемся? 

                                                Вопрос С

1. Заставила ли вас «поумнеть» сказка?

Письменный ответ.

Беседа по вопросам самостоятельной работы. Ответы учащихся. 

А теперь давайте проверим ваши карточки успеха, сравним ваши предварительные оценки с теми, которые вы получили в действительности. Совпали ли они и насколько?

Домашнее задание.

1.Письменный ответ на вопрос: Почему же не всегда «исчезает седина»?

2.Кратко перескажите содержание.

3. Подобрать пословицы о семье

  Стадия «Рефлексия»

— Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?

— Молодцы.

Закончи фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

IV. Итог урока.

А что поняли вы? Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас «поумнеть» сказка? Как вы относитесь к поступку Старшего?  Почему?

Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо вам.

Тема урока: Сказка Е.Л. Шварца «Два брата».

Цели:

1.Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки, определять тему.

2.Способствовать формированию коммуникативно – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.

3.Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности.

4.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.

Оборудование: учебники, толковые словари Ожегова, проектор, выставка книг Е.Шварца.

Тип урока: урок введения новых знаний.

Форма урока: творческая литературная мастерская.

Ход урока

  1. Актуализация знаний

Совсем недавно, 3 марта в Детской библиотеке проходил конкурс чтецов. От нашего класса в нем принимала участие Рыбина Дарья. Она читала стихотворение под названием Татьяны Кузовлевой.  Давайте послушаем.

 (Даша Рыбина  читает стихотворение «Семья»)

На Руси это издавна чтимо,

Что в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаниях, в скитаниях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исповедь вспоминалась:

Мы не просто вдвоем, мы – семья.

Чтобы мудрость в себе находила,

Распрямясь пред сыновним лицом,

Повторить с материнскою силой:

«Посоветуйся, сын, с отцом!»

Чтоб все страхи снося в одиночку,

Говорила, измаясь, в конец:

«Обними-ка отца, слышишь, дочка,

Что-то нынче устал наш отец…»

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня, к примеру, сидят…

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом.

 (Т. Кузовлева)

— Как вы думаете, как называется это стихотворение? (Семья)

— О чем сегодня мы будем говорить на уроке?

(о родном доме, о своих близких, о семье)

— Так что же такое семья? (ответы детей)

— А теперь проверим наши предположения. Как мы это сделаем?

 (Обратимся за помощью к словарю)

Семья  (по Ушакову) — группа  людей, состоящая из близких родственников,  живущих вместе.

— А самое главное, мы будем говорить о взаимоотношениях в семье.

— У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом — это не только крыша над головой, это  самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки.

— А как называется наука, занимающаяся родословием?

 (Генеалогия. Генеалогический – значит родословный )

— Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е. поколения данной семьи составляют генеалогическое древо семьи. Мы тоже составляли генеалогическое древо и некоторые из них представлены на доске.

2.  Игра

А сейчас для того, чтобы узнать о вас и ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те,…”

• У кого есть старший брат.

• У кого есть младшая сестра.

• У кого бабушка и дедушка живут  в деревне.

• У кого бабушка и дедушка живут в городе.

• У кого дальние родственники живут в России.

• У кого бабушка и дедушка живут вместе с вами.

• У кого есть двоюродный брат

• У кого есть двоюродная сестра

• У кого есть сын или дочь

— Ну, вот мы вспомнили своих близких и дальних родственников.

— А теперь мы поговорим о взаимоотношениях в семье. Всегда и все происходит гладко при общении вас с вашими братьями и сестрами, мамами и папами, бабушками и дедушками?

(Нет, не всегда… Случаются ссоры, конфликты, непонимание, обиды….)

— А как вы думаете, как избежать конфликтов?

( Надо уметь слушать, принимать чужое мнение, думать о других…)

— Верно, поэтому темой нашего урока   я предлагаю взять  слова

Думай и о других, не только о себе  (русская народная поговорка)

— Как вы  понимаете эти слова?

2.  Проверка домашнего задания (представление самостоятельной работы)

— Вы готовили сообщения о жизни и творчестве  писателя Е.Л. Шварца:

Шварц Евгений Львович (1896 — 1958), драматург.

Родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Детство  провёл в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета.

В печати впервые выступил в 1923 г. Сотрудничал в детских юмористических журналах «Ёж» и «Чиж». С 1926 г. вёл дневники.

В конце 20-х — 30-х гг. работал в Ленинграде заведующим детской редакцией Госиздата и издательства «Радуга», готовил радиопередачи. Некоторое время был секретарём у К. И. Чуковского.

Писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок X. К. Андерсена для создания собственного художественного мира (пьеса «Красная шапочка»,  «Снежная королева»,  «Тень»).

В годы Великой Отечественной войны Шварц создал антифашистскую пьесу «Дракон».

 По сценариям Шварца сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и многие другие.

Умер 15 января 1958 г. в Ленинграде.

Что – же писал Шварц для детей?

( Сказки)

Сегодня мы  познакомимся со сказкой Е. Шварца. Но прежде вспомните ранее прочитанную сказку по опорным словам

Старший,

младший,

Искать большего счастья — малое потерять,

 Волков бояться, в лес не ходить,

Под лежачий камень вода не течет

-( Это сказка Льва Толстого «Два брата»)

Кратко перескажите содержание и сформулируйте главное

Два брата пошли в жизни разными дорогами. Встретились они через много лет и увидели, что каждый из них счастлив по-своему. У каждого человека в жизни свой путь.

-Чем закончился спор двух братьев?

( Каждый из братьев остался при своем мнении)  

— Верно, сказка Е. Шварца носит такое же название

—  Как она называется? 

(ДВА БРАТА)

3.  Постановка целей урока

— А теперь вспомните и назовите еще раз тему нашего урока, на материале какого произведения мы будем раскрывать эту тему?

(Думай о себе, а не только о других, сказка Е. Шварца«Два брата»)

Какие цели вы поставите перед собой на этот урок?

(Выяснить, как строятся взаимоотношения в семье,

Познакомиться с произведением,

 учиться задавать вопросы по прочитанному тексту

учиться выражать свои мысли,

 развивать устную речь

расширять и обогащать словарный запас

научиться находить в тексте необходимую информацию…)

-Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, творческим, полезным.)

-Чтобы получился хороший творческий урок, какие качества мы должны проявить?

(Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на помощь.)

4. Стадия «Осмысление».

  Работа с текстом до чтения (На экране: иллюстрация, название сказки, автор)

– Сегодня нас ждет встреча с произведением  Е. Шварца «Два брата». Предположите, о чем будет это произведение? Почему так называется?

( О братьях…)

— Как вы думаете, похожи ли эти сказки?

( Да, т.к. говориться в них будет о братьях…)

— А как вы сможете проверить свои предположения?

 (Прочитать текст)

5. Работа с текстом во время чтения.

— Откройте стр.62, мы начнём знакомиться с произведением (чтение  1 абзаца вслух)

Вопросы к 1 абзацу:

— Можно ли начало сказки назвать сказочным?

Чтение со 2 абзаца до слов «Смотри же!» (Самостоятельно про себя)

— Что веселило лесничего и что огорчало? Ответьте предложениями  из текста.

-Что заставило Старшего дать честное слово? (очень хотел елку…)

Чтение стр. 63 по стр.64 первый абзац  (Вслух Ермаков, Рыбина, Дронова, Пчелкина…)

–Почему Старшему не хотелось играть с Младшим? ( Он любил покой …)

Чтение 1 части до конца (по стр 65) (чтение по предложению, работа в паре)

— Можно ли Старшего назвать жестоким? Почему? Охарактеризуйте Старшего брата.

6. Работа в группах

—  Сейчас вам предстоит работа в группах. Вспомним правила работы в группе

-Сейчас вы в группах  прочитаете 2 главу. Решите самостоятельно, как вы будете читать (вполголоса, по абзацам, «по цепочке»…).

 Во время чтения вы будете сразу выполнять следующую работу:

Группа 1

Составит толковый словарик части 2.

Группа 2

Задаст  вопросы по тексту (не менее 6-7)

Группа 3

Восстановит последовательность событий прочитанного текста (1 – 2 часть). Если нужно, перечитайте текст еще раз.

Отъезд родителей в город.

Брат пропал бесследно.

Семья лесничего.

Дальше и дальше от дома.

Возвращение родителей.

Ссора братьев.

Обещание Старшего.

Старший в ледяном лесу.

— Поднимаем руку, когда задание будет выполнено

7. Работа с текстом после чтения.

Вопросы после чтения 2 главы:

-Что нового узнали о Старшем? Изменилось ли ваше мнение о нём?

 (Старший очень любил покой, был жестоким…)

— Как автор относится к Старшему брату? (осуждает его…)

— Красив ли ледяной лес? ( Да, очень красив…)

— Что сказочного, а что реального в сказке? (Реально — братья, ссоры, отъезд родителей, страшный темный лес… Сказочно- быстро добрался, ледяной лес…)

8. Проверка выполненных заданий в группах

Группа 3

Восстановит последовательность событий прочитанного текста (1 – 2 часть). Если нужно, перечитайте текст еще раз.

Отъезд родителей в город.

Брат пропал бесследно.

Семья лесничего.

Дальше и дальше от дома.

Возвращение родителей.

Ссора братьев.

Обещание Старшего.

Старший в ледяном лесу.

  1. Семья лесничего.
  2. Обещание Старшего.
  3. Отъезд родителей в город.
  4. Ссора братьев.
  5. Брат пропал бесследно.
  6. Возвращение родителей.
  7. Дальше и дальше от дома
  8. Старший в ледяном лесу.

Группа 2

 Вопросы по тексту (не менее 6-7)

-Почему старший жалел брата? (вспомнил, как он радовался, какой он беззащитный)

Почему старшему становилось жутко в лесу? (кругом были большие деревья, темно…)

— Почему Старший остановился? ( удивился, что добрался так быстро)

— Сколько времени нужно, чтобы добраться от дома до гор? (7 недель езды)

— За сколько добрался мальчик? ( за ночь)

— Среди каких деревьев очутился мальчик? (прозрачных)

— Почему растаяла веточка в руках у мальчика? (она была изо льда)

Группа 1

Составит толковый словарик части 2.

Изредка — иногда, не часто

Жутко – очень страшно

Рассвело – взошло солнце

Бубенчики – металлическая погремушка в виде полого шарика с кусочками металла внутри

Очутился, очутиться  – попасть куда- либо

Басом, бас  – самый низкий мужской голос

Насквозь — напролет, навылет

9. Домашнее задание

Группа 1

Придумает свою версию финала сказки.

Группа 2

Составит описание реального и ледяного леса.

Группа 3

Найдёт в тексте отрывки, которые можно прочитать по ролям и подготовит чтение

9. Рефлексия

— Достигли мы поставленных целей?

 (Да, мы учились выражать свои мысли.       

Учились понимать текст

Учились задавать вопросы)

А все ли мы узнали о взаимоотношениях братьев? (Нет)

А почему? ( Не дочитали сказку до конца)

—  Верно. А как же дальше будут развиваться взаимоотношения братьев, чем же на самом деле закончится сказка, по замыслу автора, мы узнаем на следующем уроке.

— Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?

Закончи фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

— Спасибо за работу. Урок окончен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Урок по сказке шварца два брата

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Урок по сказке шварца два брата

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Урок по сказке шварца два брата

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Урок по сказке шварца два брата

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Урок по сказке шварца два брата

Наладить дисциплину на своих уроках.

Урок по сказке шварца два брата

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Два брата»

  • Урок по рассказу челкаш горького 11 класс
  • Урок по рассказу фотография на которой меня нет 8 класс
  • Урок по рассказу чарской тайна в 6 классе
  • Урок по рассказу брэдбери вельд
  • Урок по рассказу бунина слепой