Согласованно:
Дата: 13.02.14.
Предмет: литературное чтение.
Тема урока: Е.Л.Шварц «Два брата».
Цель: познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением “Два брата”.
Задачи:
совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.расширять читательский опыт через знакомство с новым произведением.способствовать формированию коммуникативныо – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения,развивать творческое воображение.работать над укреплением памяти,внимания, сообразительности.помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.Оборудование: учебники, проектор.
Тип урока: урок введения новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
— Ребята,сегодня я к вам на урок пришла не с пустыми руками. У меня есть для вас один секрет. А что это за секрет, мы узнаем, работая сообща. (Правила).
— За правильные ответы, я буду давать смайлик. И в конце урока мы подведем итог.
1.Проверка домашнего задания.
— (Слайд 1) Ребята, рассмотрите фотографию.
— Какие известные писатели собрались вокруг Маршака?
— Можно ли их назвать литературной семьей? Почему?
— Кого еще можно назвать семьей?
— Итак, мы с вами сделали первый вывод.
семья – это мы!
(семья счастлива только тогда, когда мы вместе)
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из представителей литературной семьи Евгением Львовичем Шварцем (слайд 2).
— Ваши одноклассники расскажут о нем и его творчестве, слушайте внимательно.
1 ученик. Евгений Львович Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани в семье врача. В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет, но проучившись там два года, отказался от профессии юриста и посвятил жизнь театральному искусству и литературе. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского. С 1924 года работал под руководством Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров.
(слайд 3)2 ученик.Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, издавал детские книги. В 1929 г. Шварц написал первую пьесу “Ундервуд”. Затем была написана пьеса “Брат и сестра”, в которой рассказывалось о спасении детей с льдины. В 1942 г. была написана пьеса о блокаде Ленинграда “Одна ночь”. В годы Великой Отечественной войны Евгений Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров. В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли.
(слайд 4)3 ученик.Знаменит Евгений Львович своими сказками «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения кота в сапогах», «Два брата». При помощи сказок Шварц обращался к простым и неоспоримым законам человечности. Его сказки учат добру и сочувствию чужим бедам, любви к природе, учат правдиво и объективно оценивать свои возможности, не быть заносчивыми, слушаться старших, особенно своих родителей. «Шварц чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить».
— Что вы запомнили из жизни писателя?
— Чем знаменит Евгений Шварц? – Своими сказками.
2. Работа с текстом до чтения.
— Прочитайте название сказки, с которой мы будем с вами знакомиться сегодня.(слайд 5)
— Внимание. (Прослушивание аудиозаписи.)
— Почему так называется сказка?
3.Работа с текстом во время чтения.
— Чтение 1 части.
— Откройте с. 63. Приготовимся к чтению.
Чтение.
— Назовите героев сказки.
— Почему необычные имена Старший и Младший?
— Что обещал Старший брат отцу? (можно зачитать на с. 63)
— Поверил ли отец сыну?
— Так что важно в семье? (доверие)
Доверять друг другу, но не обманывать.
(Даже самая маленькая неправда может разрушить доверие в семье)
Почему Старшему не хотелось играть с Младшим? – Что страшного в словах «оставь меня в покое»?
Не давать волю гневу и другим отрицательным эмоциям
(Гневающийся всегда неправ)
— Так можно ли Старшего назвать жестоким? Почему?
— Самостоятельное чтение 2 части.
— Сейчас вы самостоятельно познакомитесь со 2 главой (по вариантам – 1 – воспоминания о младшем брате, 2 – описание ледяного леса).
— Почему Старший не заметил, как оказался в ледяном лесу? (жалость к брату)
— Осознал ли он свою ошибку?
НЕ БОЙТЕСЬ ПРИЗНАТЬ СВОЮ НЕПРАВОТУ И ИЗВИНИТЬСЯ
(Первый шаг делает не тот, кто виноват, а тот, кто дорожит семьей)
— Дорожка пошла всё вверх и вверх, и, когда рассвело, мальчик увидел: кругом, куда ни глянешь, всё горы и горы, покрытые густыми лесами.
— А какой он, ледяной лес? Зачитайте.
— Красив ли для вас ледяной лес?
Физминутка. (мы оказались на морозе в лесу….)
— Просмотр мультфильма – 3 часть.
— По этой сказке Галина Беда сняла мультфильм «Новогодние приключения двух братьев». И я вам предлагаю просмотреть внимательно 3 часть сказки(слайд 6).
— С кем встретился Старший?
— Почему Мороз хотел оставить мальчика у себя на веки?
— Мы с вами говорили о покое в понимании Старшего, а какой смысл вкладывает Мороз в это слово?
— Что вам особенно не понравилось в этой части?
— Чтение 4 части по предложению (абзац).
— Давайте с вами прочитаем, как жилось мальчику у прадедушки Мороза по абзацам.
— Как живется мальчику у Мороза?
— Легко ли спасти брата?
— Что помогает ему выдержать? (любовь, терпение)
любить и уважать друг друга.
(Хотите, чтобы ваши близкие любили и уважали вас, сами первые подавайте им пример такого отношения)
4. Творческая работа.
— Посмотрите, какие хорошие «выводы» помогла нам сделать сказка? Чтобы подвести итог нашей работе на уроке нам поможет творческая мастерская. Я предлагаю вам включить свое воображение, чтобы справиться с заданием.
— Работать будем с вами по парам. Первая пара поможет нам восстановить события, о которых мы прочитали.
Семья лесничего.Обещание Старшего.Отъезд родителей в город.Ссора братьев.Брат пропал бесследно.Возвращение родителей.Поиски брата.Дальше и дальше от дома.Старший в ледяном лесу.2 группа найдите описание реального леса в начале текста.
— А остальные попробуйте придумать свою версию финала сказки.
— Давайте с Вами вспомним, какие события происходили в сказке?
— Посмотрите, последний пункт плана – Старший в ледяном лесу.
— Автор противопоставляет ледяному лесу реальный, зачитайте его описание.
— И последняя группа придумывала, чем же закончится сказка.
— Молодцы. А вот какова версия автора, вы узнаете прочитав сказку до конца.
— «Сказка ложь, да в ней намек…». Чему вас научила сказка?
Никогда не забывать о главном. Стремиться к миру, любви и счастью.
(Моя семья должна быть неотделима от меня, только тогда ее можно назвать счастливой)
— Зачитайте еще раз все выводы, которые мы с вами сделали.
— Что их объединяет?
— Действительно, это «Древо Заповедей» и если им следовать, то в каждой семье воцарится счастье и любовь. Это и есть секрет, которым я хотела с вами поделиться.
5. Домашнее задание.
— Открываем дневники. Записываем себе домашнее задание. (слайд 7)
6.Оценивание.
— Посчитайте, у кого сколько смайликов. У кого 5 и больше, тот сегодня работал на пятерку, у кого 4 – тому четверка. На переменке подойдите и поставьте себе оценки в дневник. Ну а кто получил меньше 4 смайликов, тот может на следующем уроке доработать.
— Спасибо всем за прекрасное общение на уроке!
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Цели:
- расширить представление учащихся о литературной сказке;
- показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца;
- развить навыки выразительного чтения, анализ сказки.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа по
вопросам, элементы анализа текста.
Оборудование: портрет Е.Шварца (высказывание:
«Сказка — это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи
человеческой души с человеческим словом».); книжная выставка (О.Уальд
«Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова
«Гордячка», Е. Шварц «Два брата» — верхняя полка выставки; Г. Андерсен
«Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев» — нижняя полка
выставки); на доске высказывания Е. Шварца: «Сказка рассказывается не
для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу,
во весь голос то, что думаешь»; «Мысли можно воспитать. Их можно
заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные
поступки».)
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг.
Книги, книги, книги… На книжной выставке видим знакомые и незнакомы
нам произведения: (перечисление книг на книжной выставке).
- Разные авторы, названия. Что объединяет эти произведения?
- Какая особенность сказочного повествования?
- Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова
А.С. Пушкина о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок». - Что объединяет книги на верхней полке? (Каковы поступки героев?
Какими их видим в начале сказки, в финале?)
Проблемы, ситуации, которые становятся основой повествования
сказки не отстраненные, они близки нам, поучительны. Герой в начале
сказочного повествования неприятен, он совершает злые поступки. Потом
герой несет заслуженное наказание и стремиться исправить то зло,
которое он сделал.
Через отношение героев к людям, животным мы можем понять, что
это за человек, каким он будет в будущем, способен ли он признать свою
вину и исправить ее.
Помогает нам это увидеть и в других людях, и посмотреть на себя
более пристально ЛИТЕРАТУРА, и один из ее жанров — сказка. Как
сказал Е. Шварц, «сказка — это самое древнее, самое вечное, самое
тайное место встречи человеческой души с человеческим. словом».
Евгений Шварц — новое для вас имя. В 2006 году (26 октября) -ПО
лет со дня рождения этого писателя-сказочника. Мир сказок Е. Шварца
необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем ваших
ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когда-то бездумно
тратили. В сказках Е. Шварца мы видим Красную Шапочку, Снежную
Королеву, Золушку. Известные и неизвестные герои в незнакомых сказках.
Е. Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки,
придумывает новые сцены, и его герои, кажется, вышли из реальной
действительности. Многие сказки
Е. Шварца экранизированы. Герои его сказок учат нас, кажется,
что это наши современники, знакомые. В сказке Е. Шварца «Золушка»
запоминается новый герой — мальчик-паж, а король, обращается к нам и
говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, душу — большой, а
сердце — справедливым».
Сказки Е. Шварца нужны и взрослым и детям. В последней его
сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова: « Сказка
рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть,
сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Если поймешь
авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно
воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные
правильные поступки».
3. Работа по тексту сказки.
Заставила ли вас «поумнеть» сказка Е. Шварца «Два брата»?
Услышали ли вы голос автора? (аналитическая беседа).
— Открываем сказку и слышим рассказ о деревьях (чтение учителем).
Какой человек так может говорить о деревьях? Кто из героев сказки
так их видит?
— А что узнаем о семье лесничего? Что его огорчает?
— Может быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим
домашним? А как ваши родители относятся к вашим ссорам с братьями или
сестрами?
И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже
на реальность. Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел
подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей
двух братьев беспокоиться за них, и случилась беда…
— Что произошло?
— Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о
Младшем? (чтение эпизода, внимание на глаголы: опомнился, вскочил,
закричал, бросился.)
— Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете?
(Так вот наши грубые, необдуманные слова порой приводят к
печальным последствиям).
«В какой длинный путь она отправилась ради него»,- эта фраза о
Герде звучит в сказке «Снежная королева». И Старший брат отправляется
на поиски Младшего, ему предстоит тоже длинный путь, выдержать сложное
испытание.
О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания?
(анализ эпизодов текста: портрет брата, жалость, обращаем внимание при
анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как..)
— Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат? Каким
видим Прадедушку Мороза? (пейзаж, портрет, речь)
— Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли
Старший брат в доме в Прадедушки Мороза? Что тот заставляет его делать?
(пересказ учащегося, индивидуальное задание).
— Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о
побеге. Кто помогает ему бежать?
— Старший находит Младшего (портрет, чувства Старшего). Но надо
вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает уйти от погони? В какой
момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода
«Младший разбился»).
— Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить
Младшего, но и слезы, которые шли от самого сердца Старшего, его
любовь к брату, осознание совей вины.
— Забыли ли их дома? (эпизод возвращения) Какое чудо произошло?
(портрет отца).
В какой длинный путь он отправился ради Младшего? Только ли ради
него? Еще и ради себя, своей семьи. — Что понял Старший брат? Как
изменился теперь в отношении к Младшему?
4. Итог урока.
А что поняли вы? Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас
«поумнеть» сказка?
(Письменные ответы учащихся).
Эта сказка учит быть добрыми, любить своих братьев и сестер, не
огорчать родителей. (Надя)
У меня тоже есть брат, он старше меня на три года. Сказка «Два
брата» научила меня уважать старшего брата, не приставать к нему по
пустякам. Я порой ему часто надоедаю, от этого у нас бывают ссоры, а
мама огорчается. (Артем)
Надо уважать своих маленьких братьев и сестер, не обижать их, а
этим не огорчать и своих родителей. У меня есть младшая сестренка, как
порой я она мне надоедает своими просьбами, я кричу на нее. Ей обидно,
она плачет. (Наташа)
Сказка «Два брата» меня научила тому, что нельзя говорить злые
слова, потому что эти слова и тебе принесут зло. (Татьяна)
Сказка Е. Шварца «Два брата» научила меня добру. Я поняла, что
если меня о чем-нибудь попросят, я обязательно это сделаю ради другого
человека, даже если это делать мне не хочется. (Катя В.)
Сказка «Два брата» заставила меня задуматься о том, что если
порой злишься на кого-то, потом все-таки нужно признать свою вину.
Нужно быть добрее к окружающим, слушаться родителей, больше доставлять
им радости. (Катя К.)
Сказка Евгения Шварца «Два брата» учит хорошим поступкам,
доброму отношению к окружающему миру, любви к своим домашним, друзьям,
даже незнакомым людям. Нужно быть внимательнее к своим словам,
не говорить их бездумно. (Иван)
5. Домашнее задание:
Cоставить развернутый ответ «Уроки сказки».
Презентация.
Урок литературного чтения.
4 класс.
Тема: Мудрость сказки Евгения Шварца «Два брата».
Цель: развить навыки аналитического чтения сказки, показать особенности творческой индивидуальности Е. Шварца.
Задачи по формированию результатов обучения:
личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование осознания ценности сказанного слова, поступка;
метапредметные результаты:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции на основе анализа сказки;
предметные результаты:
— в познавательной сфере:
-
формирование умение анализировать произведение;
-
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительных средств языка;
-
развитие навыка владения литературоведческой терминологией;
— в ценностно-ориентационной сфере:
-
формулирование собственного отношения к произведению, его оценка;
-
определение нравственных ценностей;
-
понимание авторской позиции, умение выразить отношение к ней;
— в коммуникативной сфере:
-
осмысленное чтение и адекватное восприятие произведения;
-
умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог;
— в эстетической сфере:
-
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.
Используемые технологии:
технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (преподавание литературы, как предмета формирующего личность), проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии (учебная презентация).
Методические приемы:
рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.
Оборудование:
персональный компьютер, проектор, экран (для демонстрации презентации);
портрет Е. Шварца;
книжная выставка: верхняя полка выставки — О.Уальд «Мальчик-звезда», К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», Е. Крюкова «Гордячка», Е. Шварц «Два брата»;
нижняя полка выставки — Г. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Двенадцать месяцев».
На доске высказывания Евгения Шварца:
« Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»;
« Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».
Ход урока:
I. Организационный момент. Улыбнулись гостям, улыбнитесь друг другу.
Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги… На книжной выставке видим знакомые и незнакомы нам произведения (рассматривание книг на книжной выставке).
II. Введение в тему урока.
1) Беседа по вопросам.
— Разные авторы на книжной выставке, знакомые названия книг. Что объединяет эти произведения?
— Какая особенность сказочного повествования?
— Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова А.С. Пушкина о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
2) Слово учителя (обобщение высказываний учащихся).
Проблемы, ситуации, которые становятся основой повествования сказки не отстраненные, они близки нам, поучительны. Герой в начале сказочного повествования неприятен, он совершает злые поступки. Потом герой несет заслуженное наказание и стремится исправить то зло, которое он сделал.
Через отношение героев к людям, животным мы можем понять, что это за человек, каким он будет в будущем, способен ли он признать свою вину и исправить ее.
Помогает нам это увидеть и в других людях, и посмотреть на себя более пристально ЛИТЕРАТУРА, и один из ее жанров — сказка.
Как сказал Е. Шварц, «сказка — это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».
Догадайтесь, какова тема нашего урока – обобщения?
Дети: Обобщение наших знаний по сказке Евгения Шварца «Два брата».
Сегодня заключительный урок по сказке Е.Шварца “Два брата”. На предыдущих уроках вы познакомились с содержанием сказки, ее структурой.
Какие цели поставим на сегодняшний урок?
Сегодня наша задача на уроке — подробно проанализировать некоторые эпизоды сказки и составить характеристики главных ее персонажей с целью более глубоко проникнуть в содержание и понять поступки ее главных героев (персонажей). И, как итог нашей работы, будет ответ на вопрос:
Какова жизненная мудрость этой сказки?
Чтобы работа была плодотворной, будьте активны и не стесняйтесь высказывать свое мнение
Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».
III. Работа по тексту сказки (беседа по вопросам, анализ прочитанного, выборочное выразительное чтение).
Отправимся в добрый путь с героями сказки Евгения Шварца «Два брата». Попробуем услышать голос автора, что же он хотел нам «сказать во всю силу», попробуем «воспитать свои мысли» и поступки.
Викторина (групповая работа)
-Первая группа какие у вас результаты?
-Послушаем вторую группу.
— А что мы узнали о семье лесничего? Что его огорчает?
— Докажите прочитав.
— Может быть, кто-то узнал себя? Всегда ли мы терпимы к своим домашним? А как ваши родители относятся к вашим ссорам с братьями или сестрами?
И лесничего ссоры братьев огорчали. Начало сказки очень похоже на реальность. Заметьте, у героев нет имен. Наверное, автор хотел подчеркнуть общность проблемы, ее жизненность. Была причина у родителей двух братьев беспокоиться за них, и случилась беда…
— Что произошло?
— Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение эпизода, обращается внимание на глаголы совершенного вида, которые показывают стремительность действия: опомнился, вскочил, закричал, бросился.)
— Как поступил отец, узнав о случившемся? Что изменилось в портрете? (чтение текста).
И Старший брат отправляется на поиски Младшего, ему предстоит длинный путь, выдержать сложное испытание.
— О чем думает в дороге? Что вспоминает? Как видим его переживания? (анализ эпизодов текста: портрет брата, чувство жалости к нему, обращаем внимание при анализе на уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы ..как.. – все это передает переживания Старшего брата)
— Далеко уходит Старший от родного дома. Где же Младший брат?
Каким видим Прадедушку Мороза? ( чтение отрывков: внимание на пейзаж, портрет Прадедушки Мороза, его речь). Через пейзаж, портрет, речь героя автор рисует мир Прадедушки Мороза – это мир холода, покоя, мир бездушный, без чувств и эмоций.
— Чем понравился Старший брат Прадедушке Морозу? Но спокоен ли Старший брат в доме Прадедушки Мороза? Что тот заставляет его делать? (пересказ учащегося, индивидуальное задание).
— Казалось, что внешне Старший смирился, а на самом деле думает о побеге. Кто помогает ему бежать?
— Старший находит Младшего (анализ портрета Младшего, чувства Старшего). Но надо вырваться из этого ледяного плена. Кто помогает уйти от погони? В какой момент мы переживаем за братьев? (выразительное чтение эпизода «Младший разбился») – это кульминация в развитии повествования.
— Какое чудо произошло? Не только звери и птицы помогли оживить Младшего, но и слезы, которые шли от сердца Старшего, его любовь к брату, осознание своей вины.
— Анализ эпизода возвращения. Забыли ли их дома? Какое чудо произошло? (портрет отца – седина исчезла).
В какой длинный путь Старший отправился ради Младшего!
Но только ли ради него?
Конечно, еще и ради себя, своей семьи.
— Что понял Старший брат? Как изменился теперь в отношении к Младшему? В чем мудрость сказки?
Дети: Жизненная мудрость сказки – ценность дружбы, семейного счастья, чуткость и внимание к ближнему, ценность живого мира вокруг нас.
Литературный диктант(парная работа)
-Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания: Тонкий (голос),белая (печь), черный(огонь),седая (борода),дубовая (дверь), живой(лес), весеннее(солнышко),березовый(клей).
Разноуровневые задания.
Ответы будете отмечать в карте успеха. Вопросы разделены на три группы: А, В, С в зависимости от их сложности.
Чтобы получить оценку «4» надо ответить на вопросы групп А и В. Чтобы получить «5»- на все три группы вопросов.
а.
Подумайте и напишите в карте успеха, какую оценку хотели бы вы получить за задания. В конце сравним полученный результат с предполагаемым.
Карта успеха.
Ф.И.________________________
Желаемая оценка:____
Задания | 1 2 | 4 3 | 5 |
А | |||
В | |||
С |
Вопросы А
1. Как зовут героев сказки? (_________________________________________________________)
2. Сколько лет было каждому из сыновей? (________________________________________________________________)
3. Зачем уехали родители в город?(__________________________________________________________)
4. Как называлась книжка, которую читал Старший? (_______________________________________________________________)
5. Какими словами Старший гнал от себя Младшего? (_________________________________________________________________)
Вопросы В
1.Что вы узнали о семье лесничего? Что его огорчает? (____________________________________________________)
2. Почему родители решили сами ехать в город?
3. Почему Старший гнал от себя Младшего?
4. Как показано переживание Старшего, когда он вспомнил о Младшем?
5. Как поступил отец, узнав о случившемся?
Вопрос С
1. Заставила ли вас «поумнеть» сказка?
Письменный ответ.
Беседа по вопросам самостоятельной работы. Ответы учащихся.
А теперь давайте проверим ваши карточки успеха, сравним ваши предварительные оценки с теми, которые вы получили в действительности. Совпали ли они и насколько?
Домашнее задание.
1.Письменный ответ на вопрос: Почему же не всегда «исчезает седина»?
2.Кратко перескажите содержание.
3. Подобрать пословицы о семье
Стадия «Рефлексия»
— Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?
— Молодцы.
Закончи фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
IV. Итог урока.
А что поняли вы? Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас «поумнеть» сказка? Как вы относитесь к поступку Старшего? Почему?
Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо вам.
Тема урока: Сказка Е.Л. Шварца «Два брата».
Цели:
1.Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки, определять тему.
2.Способствовать формированию коммуникативно – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.
3.Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности.
4.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.
Оборудование: учебники, толковые словари Ожегова, проектор, выставка книг Е.Шварца.
Тип урока: урок введения новых знаний.
Форма урока: творческая литературная мастерская.
Ход урока
- Актуализация знаний
— Совсем недавно, 3 марта в Детской библиотеке проходил конкурс чтецов. От нашего класса в нем принимала участие Рыбина Дарья. Она читала стихотворение под названием Татьяны Кузовлевой. Давайте послушаем.
(Даша Рыбина читает стихотворение «Семья»)
На Руси это издавна чтимо,
Что в нашей, наверно, крови:
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаниях, в скитаниях, в любви.
Чтоб, его признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Все же исповедь вспоминалась:
Мы не просто вдвоем, мы – семья.
Чтобы мудрость в себе находила,
Распрямясь пред сыновним лицом,
Повторить с материнскою силой:
«Посоветуйся, сын, с отцом!»
Чтоб все страхи снося в одиночку,
Говорила, измаясь, в конец:
«Обними-ка отца, слышишь, дочка,
Что-то нынче устал наш отец…»
И глядела бы с явной отрадой,
Как теплеет любимого взгляд,
Когда сядут за стол они рядом,
Как сегодня, к примеру, сидят…
Мы едины любовью и верой,
Мы едины землей и трудом.
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный, устойчивый дом.
(Т. Кузовлева)
— Как вы думаете, как называется это стихотворение? (Семья)
— О чем сегодня мы будем говорить на уроке?
(о родном доме, о своих близких, о семье)
— Так что же такое семья? (ответы детей)
— А теперь проверим наши предположения. Как мы это сделаем?
(Обратимся за помощью к словарю)
Семья (по Ушакову) — группа людей, состоящая из близких родственников, живущих вместе.
— А самое главное, мы будем говорить о взаимоотношениях в семье.
— У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом — это не только крыша над головой, это самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки.
— А как называется наука, занимающаяся родословием?
(Генеалогия. Генеалогический – значит родословный )
— Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е. поколения данной семьи составляют генеалогическое древо семьи. Мы тоже составляли генеалогическое древо и некоторые из них представлены на доске.
2. Игра
А сейчас для того, чтобы узнать о вас и ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те,…”
• У кого есть старший брат.
• У кого есть младшая сестра.
• У кого бабушка и дедушка живут в деревне.
• У кого бабушка и дедушка живут в городе.
• У кого дальние родственники живут в России.
• У кого бабушка и дедушка живут вместе с вами.
• У кого есть двоюродный брат
• У кого есть двоюродная сестра
• У кого есть сын или дочь
— Ну, вот мы вспомнили своих близких и дальних родственников.
— А теперь мы поговорим о взаимоотношениях в семье. Всегда и все происходит гладко при общении вас с вашими братьями и сестрами, мамами и папами, бабушками и дедушками?
(Нет, не всегда… Случаются ссоры, конфликты, непонимание, обиды….)
— А как вы думаете, как избежать конфликтов?
( Надо уметь слушать, принимать чужое мнение, думать о других…)
— Верно, поэтому темой нашего урока я предлагаю взять слова
Думай и о других, не только о себе (русская народная поговорка)
— Как вы понимаете эти слова?
2. Проверка домашнего задания (представление самостоятельной работы)
— Вы готовили сообщения о жизни и творчестве писателя Е.Л. Шварца:
Шварц Евгений Львович (1896 — 1958), драматург.
Родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Детство провёл в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета.
В печати впервые выступил в 1923 г. Сотрудничал в детских юмористических журналах «Ёж» и «Чиж». С 1926 г. вёл дневники.
В конце 20-х — 30-х гг. работал в Ленинграде заведующим детской редакцией Госиздата и издательства «Радуга», готовил радиопередачи. Некоторое время был секретарём у К. И. Чуковского.
Писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок X. К. Андерсена для создания собственного художественного мира (пьеса «Красная шапочка», «Снежная королева», «Тень»).
В годы Великой Отечественной войны Шварц создал антифашистскую пьесу «Дракон».
По сценариям Шварца сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и многие другие.
Умер 15 января 1958 г. в Ленинграде.
—Что – же писал Шварц для детей?
( Сказки)
— Сегодня мы познакомимся со сказкой Е. Шварца. Но прежде вспомните ранее прочитанную сказку по опорным словам
Старший,
младший,
Искать большего счастья — малое потерять,
Волков бояться, в лес не ходить,
Под лежачий камень вода не течет
-( Это сказка Льва Толстого «Два брата»)
— Кратко перескажите содержание и сформулируйте главное
Два брата пошли в жизни разными дорогами. Встретились они через много лет и увидели, что каждый из них счастлив по-своему. У каждого человека в жизни свой путь.
-Чем закончился спор двух братьев?
( Каждый из братьев остался при своем мнении)
— Верно, сказка Е. Шварца носит такое же название
— Как она называется?
(ДВА БРАТА)
3. Постановка целей урока
— А теперь вспомните и назовите еще раз тему нашего урока, на материале какого произведения мы будем раскрывать эту тему?
(Думай о себе, а не только о других, сказка Е. Шварца«Два брата»)
—Какие цели вы поставите перед собой на этот урок?
(Выяснить, как строятся взаимоотношения в семье,
Познакомиться с произведением,
учиться задавать вопросы по прочитанному тексту
учиться выражать свои мысли,
развивать устную речь
расширять и обогащать словарный запас
научиться находить в тексте необходимую информацию…)
-Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, творческим, полезным.)
-Чтобы получился хороший творческий урок, какие качества мы должны проявить?
(Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на помощь.)
4. Стадия «Осмысление».
Работа с текстом до чтения (На экране: иллюстрация, название сказки, автор)
– Сегодня нас ждет встреча с произведением Е. Шварца «Два брата». Предположите, о чем будет это произведение? Почему так называется?
( О братьях…)
— Как вы думаете, похожи ли эти сказки?
( Да, т.к. говориться в них будет о братьях…)
— А как вы сможете проверить свои предположения?
(Прочитать текст)
5. Работа с текстом во время чтения.
— Откройте стр.62, мы начнём знакомиться с произведением (чтение 1 абзаца вслух)
Вопросы к 1 абзацу:
— Можно ли начало сказки назвать сказочным?
Чтение со 2 абзаца до слов «Смотри же!» (Самостоятельно про себя)
— Что веселило лесничего и что огорчало? Ответьте предложениями из текста.
-Что заставило Старшего дать честное слово? (очень хотел елку…)
Чтение стр. 63 по стр.64 первый абзац (Вслух Ермаков, Рыбина, Дронова, Пчелкина…)
–Почему Старшему не хотелось играть с Младшим? ( Он любил покой …)
Чтение 1 части до конца (по стр 65) (чтение по предложению, работа в паре)
— Можно ли Старшего назвать жестоким? Почему? Охарактеризуйте Старшего брата.
6. Работа в группах
— Сейчас вам предстоит работа в группах. Вспомним правила работы в группе
-Сейчас вы в группах прочитаете 2 главу. Решите самостоятельно, как вы будете читать (вполголоса, по абзацам, «по цепочке»…).
Во время чтения вы будете сразу выполнять следующую работу:
Группа 1
Составит толковый словарик части 2.
Группа 2
Задаст вопросы по тексту (не менее 6-7)
Группа 3
Восстановит последовательность событий прочитанного текста (1 – 2 часть). Если нужно, перечитайте текст еще раз.
Отъезд родителей в город.
Брат пропал бесследно.
Семья лесничего.
Дальше и дальше от дома.
Возвращение родителей.
Ссора братьев.
Обещание Старшего.
Старший в ледяном лесу.
— Поднимаем руку, когда задание будет выполнено
7. Работа с текстом после чтения.
Вопросы после чтения 2 главы:
-Что нового узнали о Старшем? Изменилось ли ваше мнение о нём?
(Старший очень любил покой, был жестоким…)
— Как автор относится к Старшему брату? (осуждает его…)
— Красив ли ледяной лес? ( Да, очень красив…)
— Что сказочного, а что реального в сказке? (Реально — братья, ссоры, отъезд родителей, страшный темный лес… Сказочно- быстро добрался, ледяной лес…)
8. Проверка выполненных заданий в группах
Группа 3
Восстановит последовательность событий прочитанного текста (1 – 2 часть). Если нужно, перечитайте текст еще раз.
Отъезд родителей в город.
Брат пропал бесследно.
Семья лесничего.
Дальше и дальше от дома.
Возвращение родителей.
Ссора братьев.
Обещание Старшего.
Старший в ледяном лесу.
- Семья лесничего.
- Обещание Старшего.
- Отъезд родителей в город.
- Ссора братьев.
- Брат пропал бесследно.
- Возвращение родителей.
- Дальше и дальше от дома
- Старший в ледяном лесу.
Группа 2
Вопросы по тексту (не менее 6-7)
-Почему старший жалел брата? (вспомнил, как он радовался, какой он беззащитный)
— Почему старшему становилось жутко в лесу? (кругом были большие деревья, темно…)
— Почему Старший остановился? ( удивился, что добрался так быстро)
— Сколько времени нужно, чтобы добраться от дома до гор? (7 недель езды)
— За сколько добрался мальчик? ( за ночь)
— Среди каких деревьев очутился мальчик? (прозрачных)
— Почему растаяла веточка в руках у мальчика? (она была изо льда)
Группа 1
Составит толковый словарик части 2.
Изредка — иногда, не часто
Жутко – очень страшно
Рассвело – взошло солнце
Бубенчики – металлическая погремушка в виде полого шарика с кусочками металла внутри
Очутился, очутиться – попасть куда- либо
Басом, бас – самый низкий мужской голос
Насквозь — напролет, навылет
9. Домашнее задание
Группа 1
Придумает свою версию финала сказки.
Группа 2
Составит описание реального и ледяного леса.
Группа 3
Найдёт в тексте отрывки, которые можно прочитать по ролям и подготовит чтение
9. Рефлексия
— Достигли мы поставленных целей?
(Да, мы учились выражать свои мысли.
Учились понимать текст
Учились задавать вопросы)
—А все ли мы узнали о взаимоотношениях братьев? (Нет)
— А почему? ( Не дочитали сказку до конца)
— Верно. А как же дальше будут развиваться взаимоотношения братьев, чем же на самом деле закончится сказка, по замыслу автора, мы узнаем на следующем уроке.
— Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?
Закончи фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Теперь я могу…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
— Спасибо за работу. Урок окончен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.