Урок по сказке конек горбунок 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе умк: начальная школа xxi века авторы учебника л.а. ефросинина, м.и. оморокова учитель начальных классов

Урок литературного чтения в 4 классе

УМК: «Начальная школа XXI века» (авторы учебника Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова)

Учитель начальных классов МБ НОУ «Гимназия № 62» г. Новокузнецка Г. В. Иванова

Тема: П. Ершов. Конек-Горбунок (первый урок).

Цели:

1. Создание условий для знакомства произведением; формирование умения понимать содержание прослушанного и прочитанного произведения; развитие умения читать выразительно.

2. Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение.

3. Воспитание коммуникативной культуры.

Тип урока: открытие новых знаний.

Средства обучения: учебник, карточки с заданиями, медиапроектор, ноутбук.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности учащихся включиться в познавательную деятельность.

Приветствие:

Мы пришли сегодня в класс, мы хотим учиться!

Тот, кто много трудится и всегда старается,

У того отлично всё в жизни получается!

  1. Этап актуализации опорных знаний и умений.

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся для самостоятельной постановки учебной задачи.

-Работая в группах, определите название жанра по его описанию.

  • Небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. (Басня)

  • Произведение о русских богатырях и их подвигах. (Былина)

  • Авторское или фольклорное произведение, в котором в сказочной или фантастической форме повествуется о каком-то реальном событии прошлого. (Легенда)

  • Небольшое художественное произведение о каком-либо событии в жизни автора или героя. (Рассказ)

  • Небольшое произведение в стихах, которое отражает чувства, мысли и переживания человека. (Стихотворение)

  • Повествовательное произведение (в прозе или стихах) с фантастическим вымыслом. (Сказка)

Проверка слайды-определения – слайд все жанры

— Молодцы, мы правильно определили названия жанров. Теперь вспомним, что нам известно о сказках. Работа в парах. По авторству/ / по содержанию

— Проверим, что у вас получилось (по 1 слову от каждой группы). Слайд-итог

— Чем авторская сказка отличается от народной? (есть автор)

— Вспомните и назовите авторские сказки. (ответы учащихся)

— Сегодня мы будем работать ещё с одной литературной сказкой. Её герою в нескольких городах России установили памятник. Слайд

— Что же это за герой, которому устанавливают памятники?

— Возможно вы знаете, кто написал эту сказку?

  1. Этап открытия нового знания.

Цель: организовать познавательную деятельность учащихся для самостоятельного решения поставленной задачи.

1. Сведения об авторе сказке.

Сообщение подготовленного ученика Петр Павлович Ершов СЛАЙД родился он в 1815 году в Тобольской губернии. После окончания Петербургского университета был направлен в родную школу учителем, а затем был назначен инспектором гимназий.

Сказку «Конёк-Горбунок» Ершов написал в 19 лет. Профессор Петербургского университета, где учился Ершов, прочитал на лекции своим студентам отрывки из сказки. Сказка студентам понравилась. Ершов стал знаменитым.

Сообщение подготовленного ученика Александр Сергеевич Пушкин прочитал сказку и похвалил её. Пушкин хотел издать сказку с иллюстрациями, но не успел.

Сказка Ершова вместе со сказками Пушкина вошла в золотой фонд русской литературной стихотворной сказки.

Слайд Сказка издалась более 200 раз! Даже в других странах. По сказке поставлен балет, снят художественный фильм и мультфильм. Слайд

— Задайте вопрос одноклассникам по прослушанному тексту. (вопросы-ответы учащихся)

2. Работа над сказкой.

— Прочитайте название сказки.

— Кто же будет главным героем сказки?

— Почему «Конёк», а не «конь»? Что значит «Горбунок»?

Чтение по цепочке с анализом текста.

— Сказка написана давно. В ней будет много устаревших слов. Как вы думаете, нам удобнее выяснить значение слов до чтения сказки ИЛИ в ходе чтения? Посоветуйтесь в парах (в ходе чтения из контекста)

— Какие правила будем соблюдать при чтении? (громко, трудные слова можно читать по слогам, соблюдать авторские знаки препинания)

— Чтобы доказать, что данное произведение – сказка – будем в карточке-помощнице фиксировать сказочные приметы. Слайд

8 строк –учитель – стоп

— Что мы прочитали? Как эта часть называется в сказках? (зачин)

— Зачем нужен зачин? (вступление в сказку, настраивает на сказочный лад, привлекает внимание слушателя)

Выяснение значений устаревших слов

Сенник – навес для хранения сена

Пшеницу шевелить – мять, топтать

1 часть – стоп

— Чем занималась семья старика?

— Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают?

— Какое горе произошло?

— Почему для крестьян это – беда? (не будет зерна, будет голод)

— Что придумали братья?

2 часть – стоп

— Кто первым отправился в дозор?

— Как отнёсся к своей службе?

— Как средний брат отнёсся к службе?

— Что можете сказать о старших братьях?

Посмотрел под рукавицу – покажите.

Чёрная бабка – игральная кость – видели? Где?

3 часть – стоп

— Как Иван «держит караул»? Как это его характеризует?

— Кем оказался «злой вор»? Может ли так скакать обыкновенная лошадь? Какой была кобылица (волшебной)

— Какие ещё слова говорят о том, что кобылица – волшебная? (сама белая – грива золотая)

— Почему кобылица покорилась Ивану? За что решила его наградить? (за смелость, ловкость)

-Какой наказ кобылица дала Ивану?

— Какое число повторяется в прочитанном отрывке? (три) Почему?

— Перечитайте описание Конька.

— Давайте решим небольшую задачу. В сказке говорится, что конек был ростом три вершка, а уши его были длиной в аршин. Что такое вершок и аршин? (старинные меры длины) Слайд

1 вершок = 4,5 см

1 аршин = 16 вершков = 72 см

— Какого же роста был Конек – горбунок? (Рост=13,5см, а уши=72см). Слайд

— Покажите руками, какого примерно роста был Конек – горбунок. А какой длины были его уши? Посмотрите, что получилось бы у нас, если бы мы решили изобразить конька-горбунка в полный рост. Посмотрите, каким получился несоразмерным Конек-Горбунок.

— Можно ли себе представить, что Ивана на самом деле возил Конек такого роста?

— Но давайте вспомним, где происходят события (в сказке). В сказке возможно всё.

— Кем будет Конёк-Горбунок Ивану? (волшебным помощником)

Братья украли коней – как их характеризует этот поступок?

Глашатай – человек, объявлявшее народу официальные известия.

  1. Этап информирования о домашнем задании (задание по выбору) (слайд).

Цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности через дифференцированное домашнее задание.

— Интересно, что будет дальше в сказке? Дочитайте её дома. Отметьте в сказке слова, значения которых вам остались непонятны. В классе мы их объясним.

1. Дочитать сказку

2. Нарисовать иллюстрацию к сказке (подобрать цитату

3. Выучить отрывок наизусть.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Цель: провести рефлексию осознания полученных знаний на уроке.

Продолжите высказывания (слайд).

На уроке я узнал…

На уроке мне было…

Теперь я могу …

5

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Цель: формирование речевой культуры учащихся через формирование знаний алгоритма характеристики и формирование умения определять основную мысль текста

Средства обучения:

  1. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1/ Авт. –сотст.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана — Граф, 2006;
  2. презентация «Произведения П. П. Ершова. Сказка «Конёк-горбунок»».

Ход урока

I. Организация класса к уроку

Прозвенел – звонок – начинается урок литературного чтения. Сегодня нам мы продолжим работу над произведением.

II. Актуализация знаний

С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?

– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок». (Слайд 1)

– Каков жанр этого произведения?

– Эта сказка.

– С какой целью была написана эта сказка? Какова её основная мысль?

– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль?

III. Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы продолжим работать с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке?

– …(Слайд 2)

IV. Работа по теме урока

– Какие бывают сказки?

– Сказки бывают народные и авторские?

– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (Слайд 3)

– В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.

– Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.

– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приёмы народной сказки.

– Какие приёмы народной сказки использованы в сказке?

– В этой сказке автор использует устаревшую лексику.

– В этой сказке также как и в народных сказках присутствует зачин.

– Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)

– Главными героями является Иван – простой русский парень и Конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.

– Какие виды народных сказок вам знакомы?

– Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.

– Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», дайте краткую характеристику каждой сказке. Ответьте на вопросы: (Слайд 4)

  • Какие события развиваются в сказке?
  • Кто является главными героям сказки?
  • Какова задача каждой сказки?

(Слайд 5)

– В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.

– В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: высмеять недостатки героев.

– В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер

– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

– По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение. Также мы можем построить сюжетно- композиционный треугольник. (Слайд 6)

– Обратите внимание, что здесь сюжетная организация отличается от обычной.

– В данном произведении сможем выстроить сюжетную композицию, характерную для сказок. (Слайд 7)

Нам сегодня нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки?

–Чтобы понять смысл сказки – нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией.

– Что же происходит в сказке? О чём она повествует?

– Главными героями является Иван – простой русский парень и конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.

– Конёк-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать?

– …

– А каких героев сказки мы ещё знаем?

– …

– Давайте выясним, каким характером обладают Иван, Конёк — Горбунок, Царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, своё утверждение доказывайте словами из текста.

Выступление групп по данному алгоритму. (Гиперссылка на слове «характеристика»)

  1. Вступление
    Место героя в произведении.
  2. Основная часть
    Характеристика героя.

    1. Внешний облик;
    2. Социальное и материальное положение героя;
    3. Интересы героя:
      • профессия, занятия героя;
      • цель в жизни;
      • уровень развития героя.
    4. Мир чувств героя:
      • отношения с окружающими людьми;
      • внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
    5. Какие черты личности выявляются в произведении:
      • с помощью портрета;
      • в речевой характеристике героя;
      • через поступки героя / героев;
      • с помощью предыстории и биографии героя;
  3. Заключение.
    Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

Обсуждение выступлений.

– Как построена сказка? На какие части можно её поделить? О чём мы узнаём из каждой части?

Учащиеся пересказывают смысловые части текста. Они находят (интуитивно) «Сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.

Сначала мы выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки Присказка представлена в сказке восемью первыми строками

– Какую роль играет присказка в сказке?

– Присказка представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. По стилю присказка ритмизованна, богата звукозаписью.

– Обратите внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка рассказывается обычным разговорным тоном.

– Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.

– Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?

– Появление кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.

– В сказке начинаются перипетии (гиперссылка на слове « перипетии») с Иваном и его другом коньком-горбунком:

  1. братья украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке;
  2. Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни; и т.д.

Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Цар-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.

– Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём, а прежний царь «сварился в молоке».

– Чему учит эта сказка?

– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Какова основная мысль сказки?

– Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.

– Понравилась ли вам сказка?

– …

– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

V. Домашнее задание 

Дома подготовьте выразительное чтение одного из отрывков по вашему выбору.

VI. Подведение итогов урока 

Спасибо за плодотворную работу. Без вашего участия у нас не получилось бы такой продуктивной деятельности. Урок закончен – можете выйти.

ЧАСТЬ 1


Начинает сказка сказываться За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба – на земле Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Там пшеницу продавали, Деньги счётом принимали И с набитою сумой Возвращалися домой. В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: Кто-то в поле стал ходить И пшеницу шевелить. Мужички такой печали Отродяся не видали; Стали думать да гадать — Как бы вора соглядать; Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле, Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь. Вот, как стало лишь смеркаться, Начал старший брат сбираться, Вынул вилы и топор И отправился в дозор. Ночь ненастная настала; На него боязнь напала, И со страхов наш мужик


Закопался под сенник. Ночь проходит, день приходит; С сенника дозорный сходит И, облив себя водой, Стал стучаться под избой: «Эй вы, сонные тетери! Отпирайте брату двери, Под дождём я весь промок С головы до самых ног». Братья двери отворили, Караульщика впустили, Стали спрашивать его: Не видал ли он чего? Караульщик помолился Вправо, влево поклонился И, прокашлявшись, сказал: «Всю я ноченьку не спал; На моё ж притом несчастье, Было страшное ненастье: Дождь вот так ливмя и лил, Рубашонку всю смочил. Уж куда как было скучно!.. Впрочем, всё благополучно». Похвалил его отец: «Ты, Данило, молодец! Ты вот, так сказать, примерно, Сослужил мне службу верно, То есть, будучи при всём,

Не ударил в грязь лицом». Стало сызнова смеркаться, Средний брат пошёл сбираться; Взял и вилы и топор И отправился в дозор. Ночь холодная настала, Дрожь на малого напала, Зубы начали плясать; Он ударился бежать — И всю ночь ходил дозором У соседки под забором. Жутко было молодцу! Но вот утро. Он к крыльцу: «Эй вы, сони! Что вы спите! Брату двери отоприте; Ночью страшный был мороз — До животиков промёрз».


Братья двери отворили, Караульщика впустили,

Стали спрашивать его: Не видал ли он чего? Караульщик помолился, Вправо, влево поклонился И сквозь зубы отвечал: «Всю я ноченьку не спал, Да к моей судьбе несчастной Ночью холод был ужасный, До сердцов меня пробрал; Всю я ночку проскакал; Слишком было несподручно… Впрочем, всё благополучно». И ему сказал отец: «Ты, Гаврило, молодец!»

Стало в третий раз смеркаться, Надо младшему сбираться; Он и усом не ведёт, На печи в углу поёт Изо всей дурацкой мочи: «Распрекрасные вы очи!» Братья ну ему пенять, Стали в поле погонять, Но, сколь долго ни кричали, Только голос потеряли; Он ни с места. Наконец Подошёл к нему отец, Говорит ему: «Послушай, Побегай в дозор, Ванюша; Я куплю тебе лубков, Дам гороху и бобов». Тут Иван с печи слезает, Малахай свой надевает, Хлеб за пазуху кладёт, Караул держать идёт. Ночь настала; месяц всходит; Поле всё Иван обходит, Озираючись кругом, И садится под кустом; Звёзды на небе считает Да краюшку уплетает. Вдруг о полночь конь заржал… Караульщик наш привстал,


Посмотрел под рукавицу И увидел кобылицу. Кобылица та была Вся, как зимний снег, бела, Грива в землю, золотая, В мелки кольца завитая. «Эхе-хе! так вот какой Наш воришко!.. Но, постой, Я шутить ведь не умею, Разом сяду те на шею. Вишь, какая саранча!» И, минуту улуча, К кобылице подбегает, За волнистый хвост хватает И прыгнул к ней на хребёт — Только задом наперёд. Кобылица молодая, Очью бешено сверкая, Змеем голову свила И пустилась как стрела. Вьётся кругом над полями, Виснет пластью надо рвами, Мчится скоком по горам, Ходит дыбом по лесам, Хочет силой аль обманом, Лишь бы справиться с Иваном; Но Иван и сам не прост — Крепко держится за хвост. Наконец она устала. «Ну, Иван, – ему сказала, — Коль умел ты усидеть, Так тебе мной и владеть. Дай мне место для покою Да ухаживай за мною, Сколько смыслишь. Да смотри: По три утренни зари Выпущай меня на волю Погулять по чисту полю. По исходе же трёх дней Двух рожу тебе коней — Да таких, каких поныне Не бывало и в помине; Да ещё рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами. Двух коней, коль хошь, продай, Но конька не отдавай Ни за пояс, ни за шапку, Ни за чёрную, слышь, бабку. На земле и под землёй Он товарищ будет твой: Он зимой тебя согреет, Летом холодом обвеет; В голод хлебом угостит, В жажду мёдом напоит. Я же снова выйду в поле Силы пробовать на воле». «Ладно», – думает Иван И в пастуший балаган Кобылицу загоняет, Дверь рогожей закрывает, И лишь только рассвело, Отправляется в село, Напевая громко песню «Ходил молодец на Пресню». Вот он всходит на крыльцо, Вот хватает за кольцо, Что есть силы в дверь стучится, Чуть что кровля не валится, И кричит на весь базар, Словно сделался пожар. Братья с лавок поскакали, Заикаяся, вскричали: «Кто стучится сильно так» — «Это я, Иван-дурак!» Братья двери отворили, Дурака в избу впустили И давай его ругать, — Как он смел их так пугать! А Иван наш, не снимая


Ни лаптей, ни малахая, Отправляется на печь И ведёт оттуда речь Про ночное похожденье, Всем ушам на удивленье: «Всю я ноченьку не спал, Звёзды на небе считал; Месяц, ровно , тоже светил, — Я порядком не приметил. Вдруг приходит дьявол сам, С бородою и с усам; Рожа словно как у кошки, А глаза-то – что те плошки! Вот и стал тот чёрт скакать И зерно хвостом сбивать. Я шутить ведь не умею — И вскочил ему на шею. Уж таскал же он, таскал, Чуть башки мне не сломал. Но и я ведь сам не промах, Слышь, держал его, как в жомах . Бился, бился мой хитрец И взмолился наконец: «Не губи меня со света! Целый год тебе за это Обещаюсь смирно жить, Православных не мутить». Я, слышь, слов-то не померил, Да чертёнку и поверил». Тут рассказчик замолчал, Позевнул и задремал. Братья, сколько ни серчали, Не смогли – захохотали, Ухватившись под бока, Над рассказом дурака. Сам старик не смог сдержаться, Чтоб до слёз не посмеяться, Хоть смеяться – так оно Старикам уж и грешно. Много ль времени аль мало С этой ночи пробежало, — Я про это ничего Не слыхал ни от кого. Ну, да что нам в том за дело, Год ли, два ли пролетело, — Ведь за ними не бежать… Станем сказку продолжать. Ну-с, так вот что! Раз Данило (В праздник, помнится, то было), Натянувшись зельно пьян, Затащился в балаган. Что ж он видит? – Прекрасивых Двух коней золотогривых Да игрушечку-конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами. «Хм! теперь-то я узнал, Для чего здесь дурень спал!» — Говорит себе Данило… Чудо разом хмель посбило; Вот Данило в дом бежит И Гавриле говорит: «Посмотри, каких красивых Двух коней золотогривых Наш дурак себе достал: Ты и слыхом не слыхал». И Данило да Гаврило, Что в ногах их мочи было, По крапиве прямиком Так и дуют босиком. Спотыкнувшися три раза, Починивши оба глаза, Потирая здесь и там, Входят братья к двум коням. Кони ржали и храпели, Очи яхонтом горели; В мелки кольца завитой, Хвост струился золотой, И алмазные копыты Крупным жемчугом обиты. Любо-дорого смотреть! Лишь царю б на них сидеть. Братья так на них смотрели, Что чуть-чуть не окривели. «Где он это их достал? — Старший среднему сказал, — Но давно уж речь ведётся, Что лишь дурням клад даётся, Ты ж хоть лоб себе разбей, Так не выбьешь двух рублей. Ну, Гаврило, в ту седмицу Отведём-ка их в столицу; Там боярам продадим, Деньги ровно поделим. А с деньжонками, сам знаешь, И попьёшь и погуляешь, Только хлопни по мешку. А благому дураку Не достанет ведь догадки, Где гостят его лошадки; Пусть их ищет там и сям. Ну, приятель, по рукам!»


Братья разом согласились, Обнялись, перекрестились И вернулися домой, Говоря промеж собой Про коней, и про пирушку, И про чудную зверушку. Время катит чередом, Час за часом, день за днём, — И на первую седмицу Братья едут в град-столицу, Что б товар свой там продать И на пристани узнать, Не пришли ли с кораблями Немцы в город за холстами И нейдёт ли царь Салтан Басурманить христиан? Вот иконам помолились, У отца благословились, Взяли двух коней тайком И отправились тишком. Вечер к ночи пробирался; На ночлег Иван собрался; Вдоль по улице идёт, Ест краюшку да поёт. Вот он поля достигает, Руки в боки подпирает И с прискочкой, словно пан, Боком входит в балаган. Всё по-прежнему стояло, Но коней как не бывало; Лишь игрушка-горбунок У его вертелся ног, Хлопал с радости ушами Да приплясывал ногами. Как завоет тут Иван, Опершись о балаган:

— Страница 1 —

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • Вперед
  • В конец

Популярные сочинения

  • Школьные годы чудесные — сочинение
    Давайте поговорим о годах, которые проходят, пока мы учимся в школе. Это время, которое было есть или будет в жизни каждого человека. И это одно из самых важных, самых счастливых и самых запоминающихся периодов в жизни каждого из нас.
  • Значение слова в жизни человека сочинение
    Доподлинно не известно кто и когда произнес первое слово в истории человечества. Ясно то, что к этому подвели чувства, быть может безумно яркие эмоции. После бурного переживания какого-либо
  • Сочинение-описание по картине Корабельная роща Шишкина 5 класс
    Ивана Ивановича Шишкина не напрасно называют «певцом русского леса». Именно он, как никто иной, умел наглядно представить всю красоту, великолепие, изящество и мистичность этого явления.

Сказка Конёк-горбунок 4 стр (Ершов П.П) читать

Зачинается рассказ От Ивановых проказ, И от сивка, и от бурка, И от вещего коурка. Козы на море ушли; Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался, Прямо к солнцу поднимался; Лес стоячий под ногой, Сбоку облак громовой; Ходит облак и сверкает, Гром по небу рассыпает. Это присказка: пожди, Сказка будет впереди. Как на море-окияне И на острове Буяне Новый гроб в лесу стоит, В гробе девица лежит; Соловей над гробом свищет; Черный зверь в дубраве рыщет, Это присказка, а вот — Сказка чередом пойдет.

Ну, так видите ль, миряне, Православны христиане, Наш удалый молодец Затесался во дворец; При конюшне царской служит И нисколько не потужит Он о братьях, об отце В государевом дворце. Да и что ему до братьев? У Ивана красных платьев, Красных шапок, сапогов Чуть не десять коробов; Ест он сладко, спит он столько, Что раздолье, да и только!

Вот неделей через пять Начал спальник примечать… Надо молвить, этот спальник До Ивана был начальник Над конюшней надо всей, Из боярских слыл детей; Так не диво, что он злился На Ивана и божился, Хоть пропасть, а пришлеца Потурить вон из дворца. Но, лукавство сокрывая, Он для всякого случая Притворился, плут, глухим, Близоруким и немым; Сам же думает: «Постой-ка, Я те двину, неумойка!»

Так неделей через пять Спальник начал примечать, Что Иван коней не холит, И не чистит, и не школит; Но при всем том два коня Словно лишь из-под гребня: Чисто-начисто обмыты, Гривы в косы перевиты,

Челки собраны в пучок, Шерсть — ну, лоснится, как шелк; В стойлах — свежая пшеница, Словно тут же и родится, И в чанах больших сыта Будто только налита. «Что за притча тут такая? — Спальник думает вздыхая. — Уж не ходит ли, постой, К нам проказник-домовой? Дай-ка я подкараулю, А нешто, так я и пулю, Не смигнув, умею слить,- Лишь бы дурня уходить. Донесу я в думе царской, Что конюший государской — Басурманин, ворожей, Чернокнижник и злодей; Что он с бесом хлеб-соль водит, В церковь божию не ходит, Католицкий держит крест И постами мясо ест».

В тот же вечер этот спальник, Прежний конюших начальник, В стойлы спрятался тайком И обсыпался овсом.

Вот и полночь наступила. У него в груди заныло: Он ни жив ни мертв лежит, Сам молитвы все творит. Ждет суседки… Чу! в сам-деле, Двери глухо заскрыпели, Кони топнули, и вот Входит старый коновод. Дверь задвижкой запирает, Шапку бережно скидает, На окно ее кладет И из шапки той берет В три завернутый тряпицы Царский клад — перо Жар-птицы.

Моделирование уроков по литературному чтению и апробация их в 4 классе

Урок № 1

Тема: Ершов П. П. Конек — Горбунок

Цель: — познакомить со сказкой П. П. Ершова «Конек – Горбунок»;

— учить понимать поступки героев, давать характеристики;

— развивать память, речь, мышление, воображение.

Формирование УУД:

Познавательные: формирование умения работать с текстом сказки;

Регулятивные: формирование умения воспринимать поставленные учителем задачи, выполнять их и оценивать свои действия;

Коммуникативные: формирование умений участвовать в диалоге, сотрудничать с учителем;

Личностные: формирование умений воспринимать данную сказку, ее оценка.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий 1 часть, портрет П. П. Ершова.

Ход урока

Орг. момент

Работа над темой урока

Подготовка к первичному восприятию сказки

Дети, сегодня мы будем с вами знакомиться со сказкой Петра Павловича Ершова «Конек-Горбунок»

А кто уже читал эту сказку?

Но сначала давайте поговорим о человеке, кто эту сказку написал.

Вам нам была задана статья про автора.

Молодцы. Я хочу немного дополнить ваш рассказ информацией, которой в учебнике нет.

В 1831 году Ершов учился в Петербургском Университете. Там он знакомится с Василием Жуковским, Александром Пушкиным и другими известными писателями. Первым, кто прочитал сказку «Конек-Горбунок» был А.С. Пушкин. Он очень хвалил Ершова. В 1834 году сказка была опубликована отдельным изданием. Кроме «Конька-горбунка», Ершов написал несколько десятков стихотворений. В честь Ершова в Тобольске названа улица и установлен памятник.

Физкультминутка

Работа с новым материалом.

Ребята, а теперь давайте послушаем саму сказку.

Понравилась вам сказка?

Оправдались ли ваши предположения?

О чем говориться в сказке?

Почему «конек», а не «конь»?

Что значит «Горбунок»?

Кто является главным героем сказки?

Чем занималась семья старика?

Как вы понимаете слова «недалече» и «сума»

Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают?

Какое горе произошло?

Что придумали братья?

Какие устаревшие слова требуют объяснения?

Итоги урока

Ребята, какую сказку мы сегодня слушали?

Все ли поняли, о чем сказка?

Оценки за урок

Урок №2

Тема: работа с текстом «Конек — Горбунок»

Цель: — продолжить знакомство со сказкой П.П. Ершова «Конек-Горбунок».

учить сравнивать сказки народные и литературные;

развивать речь и мышление учащихся.

Формирование УУД:

Познавательные: формирование умения работать со сказкой;

Регулятивные: формирование умения воспринимать поставленные учителем задачи, выполнять их и оценивать свои действия;

Коммуникативные: формирование умений участвовать в диалоге, сотрудничать с учителем;

Личностные: восприятие данного произведения, его оценка.

Оборудование: иллюстрация к сказке, предметные картинки с изображение героев, учебник Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий 1 часть

Ход урока

Орг. Момент;

Актуализация знаний.

— С каким произведением мы продолжаем знакомиться? Назовите автора.

-К какому жанру относится это литературное произведение?

-Можно ли назвать эту сказку волшебной? Докажите.

-А еще эта сказка какая? (авторская). Почему? Назовите авторские сказки

( Жуковский «Спящая царевна», Толстой «Золотой ключик»)

Сравнение сказки Ершова с русскими народными сказками.

Мы отметили, что сказка авторская, а похожа ли она на народную. Чем?

Что у них общего?

волшебные предметы;

традиционное начало;

три сына;

традиционная сказочная концовка;

борьба добра и зла.

Работа над произведением

Назовите главного героя сказки.

Какие чудеса происходили с Иваном? (выборочное чтение)

Найдите в тексте описание Конька — горбунка.

Ребята вершок – старая русская мера длины, которая равна 44 мм, а 3 вершка сколько это? (3х44=132 мм, 13 см 2 мм)

А аршин сколько это? (71см)

Как называются слова, которые мы не используем уже в своей речи? (устаревшие). Значение этих слов можно найти в словаре устаревших слов или толковом словаре Даля.

Физкультминутка

Подготовка к определению главной мысли сказки.

Каким мы видим главного героя – Иванушку-дурачка в начале? (в малахае – название длиннополой широкой одежды без пояса, а также в меховой шапке с ушами, в лаптях)

А теперь каким? И кем он стал?

Можно ли Ивана назвать глупым? Докажите!

А ленивым? Почему?

Действительно, он не крадет, не обманывает, верен слову, любопытен (ловит кобылицу, отправляется на поиски жар-птицы и царь девицы), бескорыстен (когда его возвышают у царя, он относится иронически).

А как звали его братьев? (Данила и Гаврила)

Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? Найдите в тексте.

Какую первую помощь оказал Конек-горбунок Ивану? (Догнал братьев, укравших у него коней)

Какую первую чудесную вещь нашел Иван? (перо жар-птицы)

Кто и почем купил златогривых коней у Ивана? (Царь, за 10 шапок серебра)

Как попал Иван конюхом на царскую конюшню? (потому что кони никого больше не слушались)

Какое первое задание царь дал Ивану? (поймать жар-птицу)

Какое второе задание было? (найти и привезти царь-девицу)

Чем Иван заманил Царь девицу? (золотым шаром с угощением)

Какое третье было задание? (достать перстень со дна океана)

Кто ему в этом помог? (чудо-юдо рыба-кит и Ерш)

За что и как был наказал чудо-юдо рыба-кит? (за то, что проглотил три десятка кораблей, бог поселил на его спине людей)

Что должен был сделать рыба-кит ля своего прощения? (дать свободу кораблям)

Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему конек-горбунок? (Иван искупался в трех котлах, после того как Конек-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды прыснул)

Что стало с царем и с Иваном? (царь сварился, а Иван красавцем стал)

Чем заканчивается сказка? (прочитайте)

Итоги урока

Какую сказку мы с вами сегодня обсуждали? Назовите автора

Какой герой вам понравился и почему?

Домашнее задание: выучить отрывок наизусть.

Урок №3

Тема: «Характеристика героя Конек-Горбунок»

Цель: продолжить знакомство со сказкой П.П. Ершова «Конек-Горбунок».

Формирование УУД:

Личностные: восприятие данного произведения, его оценка;

Регулятивные: владение способностью принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, поиск необходимой информации в книге;

Коммуникативные: формирование умений участвовать в диалоге, сотрудничать с учителем.

Ход урока

Орг. момент

Актуализация опорных знаний

Ребята, сегодня заключительный урок по сказке «Конек-Горбунок. Сегодня мы продолжим нашу работу. В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль

Кто автор сказки? (сказка построена как и русские народные сказки. У нее есть зачин, троекратные повторы, в сказке добро побеждает зло, концовка).

Для чего автор использует зачин? (вводит читателей в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад).

Проверка д/з

Сравнительная характеристика героев сказки «Конек-Горбунок» и героев русских народных сказок

Ребята, на прошлом уроке мы сказали с вами, что Иван честный, добрый, смелый, храбрый.

А кто помогает ему справиться с трудностями?

Вспомните русские народные сказки, где у главных героев были помощники (гуси-лебеди: печка, речка, яблоня)

Вспомните описание Сивки-бурки (пересказ одного ученика)

Прочитайте описание Конька-Горбунка

Сравните образы этих коней

Скажите, взят ли образ Конька из народа?

Но за что кобылица просит ценить Конька?

Ребята, образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки.

Создатели народных сказок полагали: каков герой снаружи, такова и его душа. На примере Конька-Горбунка, внешний вид которого не соответствовал душевным качествам. Ершов показал, что внешнее уродство не признак бедности, скудности внутреннего облика. (Конек — горбунок преданный, заботливый друг. Такого мотива нет в русских народных сказках).

Итак, мы убедились в том, что поэт, опираясь при создании сказки на традиции, привносил немало своего, индивидуального, авторского.

Физкультминутка

Продолжение сравнительного анализа

А теперь ответьте, почему Ивану в жизни бывает трудно? (противники)

Кого можно считать противниками Ивана в этой сказке? (братья, царь).

Охарактеризуйте каждого из героев.

Работа в тетрадях

Итоги урока

Почему Иван получает и красавицу жену, и царство? (он обладает качествами, которые ценятся в народе).

И мы видим, что концовку сказки Ершов построил в соответствии с традициями народной сказки: в конце повествования герой перерождается и становится счастливым, и умным по-настоящему.

Мы с вами сделали сравнительный анализ литературной сказки и поняли, что автор в своем произведении использовал элементы русских народных сказок.

Домашнее задание: составить план с рабочей тетради.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»

Серебряно-Прудского муниципального района Московской области

Конспект урока по литературному чтению на тему:

«П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».»

Выполнила:

учитель начальных классов

Павлова Наталья Викторовна

2016г.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс.

ФИО: Павлова Наталья Викторовна

Предмет, класс: литературное чтение, 4 класс

Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».»

Тип урока: закрепление пройденного Используемые технологии:

— технология использования в обучении игровых методов;

— частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

— информационно-коммуникативные технологии;

— здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация.

Цель урока:

создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки

Задачи:

Образовательные

-Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок».

-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.

-Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки.

Развивающие

— Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.

— Продолжить работу по развитию общего и литературного.

— Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

Воспитательные

— Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

— Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.

— Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

УУД:

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  

  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.

  • Познавательные УУД: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные

— находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;

-называть основные события сказочного текста;

-знать основные особенности народной волшебной сказки;

-сравнивать народную и литературные сказки.

Метапредметные

-определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

-самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.

Личностные

-проявлять интерес к чтению литературных и народных сказок;

-понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.

Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, ноутбуки учеников с подключением к интернету, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1 стр. 37- 61; аудиоприложение к учебнику сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».

Ход урока.

1. Организационный момент .

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

2.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Учитель:

Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?( Ответы обучающихся). — Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:

99720635 1

Учитель:

Какое из заданий вызвало у вас трудности? Где и почему пришлось задержаться? Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.

Учитель: Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.

Сегодня мы:

1. Определим тип и вид сказки.

2. Проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним.

3. Ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение

постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.

1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во

второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок.

2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках

3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события

Вид сказки
Завершение события

Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?

5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?

Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.

Обучающиеся представляют результаты своей работы:

*Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. *Авторские сказки в устной форме не существуют.

*Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.

*У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.

*Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события.

Учитель: Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова

Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло).

Учитель: (Аудиозапись сказки ). Прослушайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?

Обучающиеся отвечают (нет, не связаны, это присказка).

Учитель: А какую роль играет присказка в сказке?

Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.

99720635 2

Учитель

: В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? Обучающиеся зачитывают часть сказки

Учитель

: Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.

99720635 3

С появлением какого животного все начинается в сказке? С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка.»

Учитель

: Такое событие в литературе называется завязкой.

99720635 4

— Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне.

Учитель

: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.

99720635 5 В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу.

Учитель

: Это кульминация. 99720635 6 В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком.

Учитель

: Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее

4. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ).

5. Первичное применение нового знания :

Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа. 1. Как звали старшего брата? А) Иван Б) Данила В) Гаврила 2. Что взял с собой в караул Иван? А) Краюшку хлеба Б) Вилы и топор В) воду 3. Кого поймал Иван во время своего караула? А) дьявола Б) кобылицу В) Конька – горбунка 4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал? А) за хвост Б) за гриву В) за поводья 5. Какого роста был конёк – горбунок? А) 4 вершка Б) 3 вершка В) 2 вершка 6. Сколько коней было у Ивана? А) 5 Б) 2 В) 3 7. Сколько конюхов вели коней к царю? А) 8 Б) 10 В) 6 8. На какую должность взял царь Ивана? А) стрелком Б) воеводой В) конюхом

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах)

Группа 1 Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия Группа 2 Составьте коллективное панно «Сказочная поляна» Группа 3 Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться? Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.

7. Домашнее задание.

Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»

8. Рефлексия Учитель:

-Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали? -Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет? -Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? -Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

Прикрепите пожалуйста к цветочку недостающий лепесток: если наш урок оказался для вас полезным – лепесток синего цвета, если вы считаете, что урок был неинтересным и ненужным – лепесток черного цвета. Спасибо за урок!

  • Урок по рассказу хлеб для собаки 11кл тендрякова
  • Урок по рассказу чехова в рождественскую ночь
  • Урок по рассказу хамелеон
  • Урок по рассказу холодная осень бунин 11 класс
  • Урок по рассказу старуха изергиль в 11 классе