Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация по литературе на тему: «Обзор книги Ю.Нагибина «Маленькие рассказы о большой судьбе»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Презентацию подготовила Калинина Татьяна Васильевна, учитель литературы и русского языка, классный руководитель 5 класса МБОУ «Пригородная СОШ» Гатчинского района Ленинградской области. Фрагмент мероприятия – презентация. Обзор книги Юрия Нагибина «Маленькие рассказы о большой судьбе». Цель: познакомить с книгой Ю. Нагибина на космическую тему; со страницами жизни Ю. Гагарина; воспитывать интерес к чтению, к профессиям.
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
В начале восемнадцатого века на реке Гжать, притоке Вазузы, государем-императором Петром Великим был основан город Гжатск. И был он пристанью для перевозки хлеба и прочих грузов в Санкт-Петербург. Поколения Гагариных жили в немудреном равнинном крае над тихой речкой Гжатью, откуда памятным апрельским днем в мировое пространство вырвался гжатский парень.
4 слайд
Описание слайда:
В 1941 году война пришла на Смоленщину… Семья Гагариных переселилась в погреб, на краю огорода, и обитала там до самого изгнания немцев.
5 слайд
6 слайд
7 слайд
Описание слайда:
Карманы его ватничка вечно были набиты гвоздями, ржавыми зубьями борон, осколками стекла, разными острыми предметами. Он пригоршнями разбрасывал их по шоссе движением, напоминающим широкий, добрый жест сеятеля, каким он и был сейчас… … — В подмосковных полях шла большая война, — говорит Анна Тимофеевна, — а у нашего Юры — своя, маленькая, хоть и небезопасная. А когда отца на конюшне наказали, он вовсе об осторожности забыл. Напхал раз Альберту тряпок в движок… Немец, конечно, догадался, чья работа, и пришлось Юре скрываться. Так до самого ухода немцев он у чужих людей и прожил…
8 слайд
Описание слайда:
Кончилось немецкое владычество на Гжатчине.
9 слайд
Описание слайда:
После изгнания немцев Анна Тимофеевна оказалась с младшими сыновьями на пустоши разгромленного и расхищенного неприятелями хозяйства. Алексей Иванович ушел в армию, старшего сына и дочь угнали в немецкую неволю, только в конце войны домой вернулись, и при матери остались десятилетний Юра и малыш Борька. Вокруг погорелье, разор. А жить надо.
10 слайд
Описание слайда:
Пас корову Юра. Он не всегда следовал наставлениям матери — где можно пасти, а где нельзя. Случались среди запретных мест лесные лужки и вырубки с пышным разнотравьем, сухие болота с сочнейшей травой. И Юра гнал туда Буянку. Буянка платила привязанностью своему отважному пастуху. Когда их заставал на пастбище ливень, Юра забирался под брюхо Буянки, громадные вздутия боков надежно защищали от секущих холодных капель. Случалось, он засыпал под хлёст дождя, раскаты грома и вспышки молний, и Буянка стояла не шелохнувшись, чтоб не повредить спящего мальчика.
11 слайд
Описание слайда:
Какого же памятника заслуживает добрая русская корова, вспоившая своим молоком прекраснейшего сына нашего века!..
12 слайд
Описание слайда:
Юра Гагарин защитил диплом в Саратовском индустриальном техникуме с отличием. Перед ним были открыты все дороги, но когда товарищи спрашивали: «А ты куда?» — он сначала отмалчивался. А выбрал этот юный металлург не горячий цех, не институт, а Оренбургское летное училище.
13 слайд
Описание слайда:
соревнования по баскетболу между курсантами летного училища и артиллеристами
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Главный конструктор Королев придавал колоссальное значение тому, кто первым полетит в космос. Можно предусмотреть всё или почти всё, но нельзя предусмотреть, что произойдет с человеческой психикой, когда падут привычные барьеры, когда человек впервые выйдет из-под власти земных сил и планета Земля в яви станет одной из малых мирозданий, а не центром Вселенной, когда никем не изведанное одиночество рухнет на душу.
16 слайд
Описание слайда:
— О чем я думал? О будущем, товарищ Главный! Первому космонавту надо было доказать раз и навсегда, всем, всем, всем, что пребывание в космосе посильно человеку. Естественно, что Королев с особым вниманием следил за испытаниями в сурдокамере, испытаниями на одиночество. Главный конструктор, верил, что первым полетит этот ладный, радостный человек…
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
К Гагарину был прикован взгляд всех современников, ему выпало редчайшее счастье быть любимцем века, на нем, если позволено так выразиться, примирялись все, вне зависимости от социальной веры. На него смотрели с восторгом, удивлением и нежностью темные, светлые, узкие, круглые, раскосые, молодые, старые глаза, но никто не видел его так проницательно, как Королев. Главный конструктор говорил: если Гагарин будет по-настоящему учиться, из него выйдет первоклассный ученый. С его великолепным, ясным и мускулистым мозгом, не замутненным предвзятостью, рутиной и ленью, можно многого добиться в науке. Бытует такая банальность: Королев и Гагарин — это мозг и рука. О Королеве долгое время никто ничего не знал в широком мире. Лишь в смерти вновь обрел зримость. В наш грозный век это участь многих, быть может, лучших людей, они Невидимки вплоть до своего последнего часа. Смерть рассекретила Королева, и теперь мы знаем, что он был не только Человеком мысли, но и Человеком действия, волевым, смелым и вместе — расчетливым и непреклонным в достижении поставленных целей. И мозг и рука. Прощаясь с Гагариным, мы провожали в последний путь не только Героя, Человека действия, бесстрашного исполнителя чужого замысла, но и — как некогда сказали о Пушкине — «умнейшего мужа России»…
19 слайд
Описание слайда:
Как недолог был срок, в который уместилась вся лучшая жизнь Юрия Гагарина: любовь, женитьба, рождение дочек, служба на Севере, испытания космической учебы, подвиг, всесветная слава, знакомство с миром, широко открывшим объятия гжатскому парню. Урна с горсткой праха Гагарина замурована в Кремлевской стене.
20 слайд
Описание слайда:
Ты мир подружил с удивительной сказкою, Сияет улыбка, как зорька во мгле… От этой улыбки, и доброй и ласковой, Стало людям теплей на земле. Все ближе, все ближе нам небо бескрайнее, И подвигам в жизни не будет конца. Восходит над миром Созвездье Гагарина, — К правде, к свету стартуют сердца. Н. Добронравов
-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
Вы можете оставить жалобу на материал.Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 300 человек из 62 регионов
- Сейчас обучается 1014 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентацию подготовила Калинина Татьяна Васильевна, учитель литературы и русского языка, классный руководитель 5 класса
МБОУ «Пригородная СОШ» Гатчинского района
Ленинградской области.
Фрагмент мероприятия – презентация.
Обзор книги Юрия Нагибина
«Маленькие рассказы о большой судьбе».
Цель:
познакомить
с книгой Ю. Нагибина на космическую тему;
со страницами жизни Ю. Гагарина;
воспитывать интерес к чтению, к профессиям.
•В начале восемнадцатого века на реке Гжать, притоке Вазузы, государем-императором Петром Великим был основан город Гжатск. И был он пристанью для перевозки хлеба и прочих грузов в Санкт-Петербург.
Раздел I. Пояснительная записка
Программа по предмету «Родная (русская) литература» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Рабочая программа составлена на основе:
-
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России).
-
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательной программе в образовательном учреждении – декабрь, 2018) .
-
Методические рекомендации СКИРО ПК и ПРО по организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края в 2020 — 2021 учебном году. Авторы Н. Г. Масюкова, А.Г. Кунникова
-
Примерная рабочая программа по родной (русской) литературе основного общего образования (ФГОС) 5 – 9 классы. Программа составлена творческой группой учителей русского языка и литературы Петровского городского округа
-
Учебный план МБОУЛ №3 на 2020 — 2021 учебный год
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУЛ №3 г. Светлограда.
-
Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным). Основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
-
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
-
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
-
приобщение к литературному наследию своего народа;
-
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
-
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
-
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной русский язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2020 — 2021 учебном году в МБОУЛ № 3: в 7-х классах согласно учебному плану предполагает изучение русского родного языка на базовом уровне в объеме 17 часов (0,5 часа в неделю).
Раздел II. Планируемые результаты учебного
предмета «Родная (русская) литература» в 7 классе
Личностные результаты
-
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
-
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
-
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
Развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
-
Потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, обучающиеся научатся:
-
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
-
уважительно относиться к родной литературе;
-
оценивать свои и чужие поступки;
-
проявлять внимание, желание больше узнать.
-
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
-
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
-
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
-
планировать пути достижения цели;
-
устанавливать целевые приоритеты;
-
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
-
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
-
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
-
учитывать условия выполнения учебной задачи;
-
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-
овладение навыками смыслового чтения;
-
строить сообщение в устной форме;
-
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
-
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
-
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей;
-
проводить сравнение;
-
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
-
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
-
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
-
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
-
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
-
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
-
пользоваться словарями, справочниками;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
-
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
-
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
-
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
-
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
-
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
-
аргументировать свою точку зрения;
-
задавать вопросы.
-
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная (русская) литература»
-
Осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
-
Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
-
Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
-
Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
-
Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
-
Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Раздел 1. Устное народное творчество
-
Видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
-
Пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
-
Учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Раздел 2. Древнерусская литература
-
Характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
-
Характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
-
Формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Раздел 3. Русская литература XIX—XX вв.
-
Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
-
Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
-
Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
-
Характеризовать нравственную позицию героев;
-
Формулировать художественную идею произведения;
-
Формулировать вопросы для размышления;
-
Участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
-
Давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
-
Создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
-
Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
-
Выразительно читать произведения лирики;
-
Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Предметные результаты по итогам 7 класса:
-
Владеть различными видами пересказа,
-
Пересказывать сюжет;
-
Выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
-
Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
-
Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
-
Определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-
Выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
-
Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
-
Ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
-
Пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Система оценивания проектной и исследовательской деятельности
При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:
1) содержательный компонент;
2) деятельностный компонент;
3) результативный компонент.
При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:
1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;
2) правильность выбора используемых методов исследования;
3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;
4) доказательность принимаемых решений;
5) наличие аргументации выводов и заключений.
При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:
1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;
2) характер взаимодействия участников проекта.
При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:
1) качество формы предъявления и оформления проекта;
2) презентация проекта;
3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;
4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;
5) новизна представляемого проекта.
Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента:
0 баллов | отсутствие данного компонента в проекте |
1 балл | наличие данного компонента в проекте |
2 балла | высокий уровень представления данного компонента в проекте |
Оценка метапредметных результатов
-
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
-
способность к сотрудничеству и коммуникации;
-
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
-
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
-
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Приложение № 1
№ урока | Вид контроля | Дата |
Урок 3 | Вводная контрольная работа | |
Урок 7 | Р.Р. Контрольное сочинение за 1 полугодие по теме «Что такое героизм?» | |
Урок 13 | Р.Р.Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе» | |
Урок 16 | Контрольная работа за 2 полугодие. Защита проекта «Ставропольские писатели о Великой Отечественной войне» |
Раздел III. Содержание тем учебного предмета «Родной русский язык» в 7-м класс
Введение (1) Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.
Из литературы XVIII века (1)
И.И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
Из литературы XIX века (6)
А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел». Проблематика повести.
Н.В.Гоголь. Повесть «Портрет». Проблема таланта человека.
К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик».
В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».
А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника».
Из литературы XX – XXI века (7)
А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».
С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.
Творчество писателей и поэтов Ставропольского края (2)Ставропольские писатели о Великой Отечественной войне. Л.И. Харченко. «Шел ребятам в ту пору…», А. Екимцев «Фронт над облаками». Родная природа в стихотворениях поэтов Ставрополья. Художественные тропы. Г.Фатеев «Глядит Россия на Кавказ». К.Ходунков «Низкие домики». И. Кашпуров стихи из сборника «Синий край России», В. Ащеулов «Лен», В. Бутенко «Зимний костер», В.Ходарев «Звезда в окне», И. Кашпуров «Версты» (по выбору учителя).
С. Бабаевский «Митино счастье», «Сухая Буйвола»; Т. Шелухин «Конец Андреева детства» (обзор глав), И. Кузнецов. «Крепость в степи» В. И. Кожевников. Рассказ «Среди людей» И.Д. Сургучев. «Детство Николая» (по выбору учителя).
Учебно-тематический план
№ пп | Раздел | Кол-во часов |
1 | Русская литература XVIII века | 2 |
2 | Русская литература XIX века | 6 |
3 | Русская литература XX – XXI века | 7 |
4 | Творчество писателей и поэтов Ставропольского края | 2 |
Итого | 17часов |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная литература (русская)». 7 класс
№ п/п | Тема урока | Колич. часов | Дата проведения | Примечание | |
1 | Введение (1ч). Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека. | 1 | Роль языка | ||
2 | Раздел 1.Из литературы XVIII века (1ч) И.И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». | 1 | Аллегория как средство выразительности | ||
3 | Вводная контрольная работа | 1 | Повести | ||
4 | Раздел 2. Из литературы XIX века (6ч) А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел». Проблематика повести. Н.В.Гоголь. Повесть «Портрет». Проблема таланта человека. | 1 | |||
5 | К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь». Милосердие и вера в произведении писателя. | 1 | Проблематика рассказа | ||
6 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик». | 1 | |||
7 | В.М.Гаршин. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». Р.Р. Контрольное сочинение за 1 полугодие по теме «Что такое героизм?» | 1 | Психологизм произведений писателя | ||
8 | А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника». | 1 | |||
9 | Раздел 3. Из литературы XX – XXI века (7ч) А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко. | 1 | Юмор Сатира | ||
10 | Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии.Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) | 1 | |||
11 | В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. | 1 | |||
12 | Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». | 1 | Средства выразительности | ||
13 | В.Н. Крупин. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин». Р.Р.Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе» | 1 | Краткие сведения о писателе. | ||
14 | С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет». | 1 | |||
15 | Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности. | 1 | |||
16 | Раздел 4. Творчество писателей и поэтов Ставропольского края (2ч) Контрольная работа за 2 полугодие. Защита проекта «Ставропольские писатели о Великой Отечественной войне». Р.К.Л.И. Харченко. «Шел ребятам в ту пору…», А. Екимцев «Фронт над облаками»./Родная природа в стихотворениях поэтов Ставрополья. Художественные тропы. Г.Фатеев «Глядит Россия на Кавказ». К.Ходунков «Низкие домики». И. Кашпуров стихи из сборника «Синий край России», В. Ащеулов «Лен», В. Бутенко «Зимний костер», В.Ходарев «Звезда в окне», И. Кашпуров «Версты». | 1 | Практикум по выразительному чтению. | ||
17 | Р.К С. Бабаевский «Митино счастье», «Сухая Буйвола»; Т. Шелухин «Конец Андреева детства» (обзор глав), И. Кузнецов. «Крепость в степи» В. И. Кожевников. Рассказ «Среди людей» И.Д. Сургучев. «Детство Николая » | 1 |
13
Семейный спор
Юрий Гагарин вырос в Гжатске. В честь него город получил название Гагарин. К юбилею города родителей космонавта просят одобрить медаль про космос. Анна Тимофеевна довольна, а Алексей Иванович спорит: городу 250 лет. При Петре Первом через него везли «хлебушек» в Петербург. Быть на медали старому имени города!
В школу
Война на Смоленщине. Юра Гагарин с ранцем и блинами идет в 1 класс сельской школы, как на праздник. Мать под окном школы слышит, как он читает стихи про летчика. Потом учительница строит детей по росту – Юра в самом конце. Мать утешает сына: «Не горюй, сыночек, ты еще выше всех вымахаешь!» Так и случилось в апреле 1961 года!
Холмик посреди деревни
Народное ополчение идет сражаться с фашистами. Отец Гагарина хром – его не берут. В этот день мать с Юрой пошли на могилку большевика Семена Сушкина. В Гражданскую войну он не стал прятаться от белых – и его убили. Юра на всю жизнь запомнил «могильный холмик» героя.
Жилища богатырей
Село Клушино, где Юра провел детство, «историческое место». Здесь дорога с насыпями-жилищами богатырей, тут разбито войско гетмана Жолкевского, тут прошел Наполеон. Экскурсию прерывает вражеский налет. Гибнет почтальонша Дуня. Дома у Гагариных вспоминают деда Ивана Гагару, силача, гуляку. Он любил радость и жизнь. А значит, умел жить. И Юра такой: заступается за новенькую в классе и всем интересуется.
Ночью
Наши отступают. В Клушино среди ночи ждут немцев. Мать с Юрой, Валентином, Зоей и Борей идет спать к соседке. Изба полна народа. Вместе не страшно. Немец зашел с фонариком – и увидел чистые, детские глаза Юры. «Какие сны ему снятся, если он может так смотреть!» А снилось Юре, как он раков на речке ловил…
Старая ветла
Гагарины жили в землянке, а немец – в их избе. Хромого с детства Алексея Ивановича поставили мельником. Он для фашистов мало молол. Выпороли его в комендатуре. А он смолчал: «Нельзя, чтоб мальчонка слышал…» Ведь Юра под дверью ждал отца, тоже битый. Оба набираются сил у крепкой, стойкой ветлы, посаженной прадедом Алексея Ивановича.
Юрина война
Избу Гагариных занял здоровенный злой немец Альберт. Сказал – навсегда, и жену сюда привезет. Семья перешла в погреб. Однажды ребятишки посмеялись, что немцев погонят с русской земли, как Наполеона с французами. Альберт от злости подвесил малыша Борю на дерево. Мать и Юра едва успели его спасти.
У Юры своя «маленькая, но небезопасная война» с врагами. Он засыпает дорогу гвоздями и стеклом, чтоб падали мотоциклисты и глохли машины. И портит Альберту зарядку для аккумуляторов. Как стали наши наступать – Альберт, прихватив добро Гагариных, улепетывать. Юра швырнул в грузовик камень – вот Альберт перепугался!
Снова за учебу
После освобождения Клушино Алексей Иванович добился, чтоб его взяли на фронт. А Юра с ребятишками пошел в школу. Вместо чернил – отвар свеклы, вместо учебника – Юрин «Боевой устав пехоты». Всем классом читают про защиту Родины.
Буянка
Старшего брата и сестру Юры немцы угнали в Германию. Они вернулись в конце войны. Юре с мамой пришлось пахать землю. Отец пришел с войны больным. Работала мать. Помогла и коровка Буянка. Молока и самим хватило, и на продажу. Пастушком при ней был Юра. «Добрая русская корова» заслужила памятник!
В бескрайнем небе
Саратовский аэроклуб, курсант Юрий Гагарин совершает свой первый самостоятельный полет на самолете ПО-2, «кукурузнике». На земле его поздравляют инструктор Мартьянов и генерал. Тот самый, чей самолет был подбит у Клушино. Юра тогда помог летчикам. И вот – встретились. Генерал сказал, что Юре не в литейщики надо идти, а в летчики.
Ворота в небо
Гагарин окончил Саратовский техникум, но пошел не в металлурги, а снова учиться. На этот раз в Оренбургское летное училище. Принять решение ему помог Мастер-литейщик. Сказал, что профессию нужно выбирать по сердцу.
В городском саду
В Оренбурге курсанту-сержанту Гагарину нравится студентка медтехникума Валя Горячева. Через друга Юру Дергунова он знакомится с ней. Гагарин, невысокий парень, на одном характере спасает свою баскетбольную команду удачным броском. Валя становится его женой и вдовой. Растит дочек. Его друг Дергунов тоже погиб.
Звезды
Юра с детства любил звезды. Ведь они так красивы! И про невесту матери сказал: она как звездочка! А совершая полет вокруг Земли, успел заметить в иллюминаторе любимую звездочку. И сам, погибнув, стал звездой…
Урок анатомии
Перевод летчиков в полевой лагерь. Юрий навещает Валю, которой не дается анатомия. Он мгновенно запоминает урок – и пересказывает ей. Это не память, а цепкий ум. После чего бежит в лагерь – целых 35 км!
Тост
Юрий Гагарин уже лейтенант. Гости спорят на его свадьбе: кого пошлют в космос после полета собаки Лайки. Гагарин уверен: летчика-испытателя. Отец пьет за здоровье смельчака, еще не зная, что им станет его сын.
Гибель Дергунова
Гагарин с другом Дергуновым служит на Севере. Дергунов – веселый парень и талантливый летчик со своим «почерком». Погиб он на земле, а не в небе. Его мотоцикл сбил грузовик. Потрясенный Гагарин думает: страшно погибнуть, если ничего не успел сделать. Сам он успел многое. Но погибать ему было не легче.
В сурдокамере
Сурдокамера – испытание одиночеством. Главному конструктору Королеву важно понять, выстоит ли человек один на один с космосом? В ней все думали о прошлом, пережитом. И только Юра, с улыбкой, о будущем. Королев уверен: «Никто после полета так не улыбнется человечеству и Вселенной, как Юра Гагарин».
О чем думал герой
После полета в космос майора Гагарина всюду ждали. В том числе, в родных летных школах. Неуклюжий застенчивый курсант спрашивает героя: о чем он думал, когда шел рапортовать правительству? О высоком, великом? Оказывается, о развязавшемся шнурке. И курсант поверил в себя. Герой – это такой же человек, как и он.
Форель
В отпуске с Гагариным произошел случай. Он ловил рыбу с приятелем Ивановым. К Юрию рыба шла, к другу – нет. Гагарин поменялся с ним местами. Наконец, и тот вытащил форель. Да вот беда: маловата. Таких велено отпускать. А тот покривил совестью, сделал вид, что в самый раз. Нет, не быть такому парню космонавтом!
Друг детства
На похоронах Гагарина – друг детства. Он к 34 годам стал солидным человеком, инженером, руководителем. И всегда с сожалением смотрел на Юрия. Тот не сразу нашел призвание. Из литейщиков – в летчики. Потом опять учеба. Служба в Заполярье. И только потом – полет 12 апреля 1961 года и слава. Невдомек другу: зачем Гагарин сел испытывать тот самолет? Ведь у него и так все было! Не знает он, что это не конец, а бессмертие.
Фотография
Кажется: «один-единственный скромный виток вокруг Земли», но как велико значение этого подвига! Бортовой журнал полета маленький, с простыми строчками: «Вошел в тень Земли…» Первый, кто преодолел земное притяжение, первый, кто увидел Землю с неба. После гибели Гагарина в самолете в его вещах нашли маленькое фото конструктора Королева. Оно всегда было с Юрием. Это два героя страны.
В те последние мгновения
Наверно, последней, кто видел погибших Гагарина и Серегина живыми, была официантка Настя. Она передала Юрию забытый именной талончик на обед. Дядя Насти, житель Еремино, уверен, что Гагарин мог спастись. Один. На парашюте. Но без Серегина не стал. Так Гагарина и «не уберегли»…
День с Германом Титовым, или Еще раз об улыбке Гагарина
Для создания фильма о Гагарине идет беседа с его другом, вторым советским космонавтом, и просто хорошим человеком Германом Титовым. «Весь мир – от мала до велика – улыбался в ответ Гагарину». В этой улыбке был весь наш народ. Если найдется артист с такой улыбкой – фильму быть. Не нашлось… среди взрослых. А о детстве Гагарина фильм сняли. И мальчишка в нем по-гагарински улыбается.
Читательский дневник «Маленькие рассказы о большой судьбе» Нагибина
Сюжет
Юрий Гагарин – простой парень из Гжатска. Вместе с отцом-инвалидом Алексеем Ивановичем, матерью Анной Тимофеевной, братьями и сестрой он был в оккупации. И «воевал», как мог: портил технику фашистов, подбрасывая на дорогу гвозди. Потом выучился на летчика, создал семью, первым облетел Землю, улыбнулся Вселенной и миру знаменитой улыбкой. И погиб с летчиком Серегиным, испытывая самолет.
Отзыв
Рассказы о детстве, молодости, подвиге и смерти первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина. Из них можно узнать о его большой и дружной семье, первой школе, выживании в войну, отваге, честности и смышлености маленького Юры. О дружбе, связавшей его с конструктором Королевым, его жене Валентине и дочках. Полет Гагарина – шаг в освоении человечеством космоса, шаг за пределы земного мира. Рассказы учат любить Родину, свой народ, гордиться героями своей страны, мечтать, искать призвание, быть смелым, целеустремленным, уметь дружить и дарить людям радость.