Урок по рассказу старуха изергиль в 11 классе

Уроки литературы алексей максимович горький 1868 19366 часов уроки литературы в 11 классе1 урок 12. максим горький: жизнь,

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

 

АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)

6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]

Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра».
Особенности изображения характеров и обстоятельств

Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов

Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе
и их трагическое столкновение

Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков

Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького

УРОК № 13
Тема.
Максим Горький «Старуха Изергиль».
Проблематика и особенности композиции рассказа

Цель:

выявить с учащимися особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного
содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа; провести параллель между библейской легендой
о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие; развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания; подвести
учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим
людям.
Оборудование: учебник, текст рассказа «Старуха Изергиль», портрет Максима Горького; таблица.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание изучаемого рассказа; анализируют текст, раскрывающий силу воли, жажду жизни,
накал страстей и стремление к подвигу; объясняют значение композиции в выявлении позиции автора; раскрывают
роль антитезы как средства противопоставления романтического идеала и суровой реальности; принимают участие в дискуссии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Какое влияние оказали на становление Максима Горького идеи Ф. Ницше?
Покажите это на примерах из ранних произведений писателя.

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в этом мире. Само время — рубеж столетий,
столкновение эпох — делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором.

Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различает
силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло.

Одним из наиболее ярких ранних произведений Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем
формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить
истинную ценность человеческой личности.

«Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу…»,— так начинает Максим Горький один из своих лучших рассказов, в котором отразились
незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 г. Рассказ относится к ранним произведениям писателя и продолжает
романтическую линию рассказов «Макар Чудра» и «Челкаш», в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение
цельной и сильной человеческой личностью.

Важнейшим вопросом, составляющим идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой жизни. Тема сильной, неординарной
личности, непосредственно связана с идеей произведения — служение людям как великий смысл жизни, высшее предназначение. Раскрытию идеи
служат сюжет и композиция произведения, а также особый, героический пафос.

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая беседа

• Итак, мы выяснили, что рассказ «Старуха Изергиль» имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма.
(У героя два мира — идеальный и реальный; яркость образов, необычность событий, гиперболизация качеств, патетика, загадочный пейзаж.)

• В какое время суток происходят события в рассказе? Почему?

• Какие природные образы вы могли бы выделить?

• Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?

• Почему именно таким показан пейзаж в природе?

• Ваши впечатления от рассказа? Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы?

2. Слушание пересказа легенды о Ларре
в исполнении заранее подготовленного учащегося

• Каким внешним событием рождена легенда?
(Тень, плывущая по небу, — тень Ларры.)

• Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано?
(Он — сын орла.)

• Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь» на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.

• А что добавила Изергиль непосредственно от себя?

• Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость?

• Есть такое слово — гордыня. Подумайте, чем различаются два слова — гордость и гордыня. Запишите толкования этих слов.

Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважение.
Гордыня — чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

• Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.

3. Слушание пересказов легенды о Данко,
библейской истории о Моисее

в исполнении заранее подготовленных учащихся

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
О МОИСЕЕ

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в рабстве в Египте, и им сложно срываться с насиженных мест. Составились
обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так,
что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя боевые колесницы египтян. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско.
Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало
сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из неё хлынула холодная вода. Много
милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне,
никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

4. Создание и решение проблемной ситуации:
сопоставление библейской истории и легенды о Данко

• В чём сходство библейской истории и легенды о Данко?

• Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

• Каким изображён Данко в рассказе Изергиль?

• Как складываются отношения между Данко и толпой?

5. Коллективная работа
по составлению таблицы
«Концепции жизни Ларры и Данко»
(запись в тетрадях)

• Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев — гордость, но мы
с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Определите их, заполнив таблицу.

Концепции жизни Ларры и Данко

Критерий

Ларра

Данко

Внешность

«Красивый и сильный», «холодные
и гордые, как у царя птиц, глаза»

Красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»

Жизненная позиция

• Он не похож на других людей — не хочет жить, «как они», хочет
быть свободным, то есть делать что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»;

• «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это даёт ему право
презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие,— люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени — «наказание ему
в нём самом»

• «Лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть,
без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а прежде всего для всех соплеменников, именно поэтому он
ведёт их, жертвуя собой, из тёмного леса к «золотой сияющей реке»;

• «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над
собой. Соплеменники «наказывают» Данко за гордость

Итог жизни

Одиночество

Гибель

Послесловие

От Ларры осталась только тень, бродящая по степи

От гордого сердца Данко остались
искры, появляющиеся перед грозой

Вывод

Крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям

Альтруист, выражающий высшую степень любви к людям

Антиидеал

Романтический идеал

Идеал и антиидеал — два романтических полюса повествования.
А между ними существует реальный персонаж — старуха Изергиль, которая, являясь рассказчицей
обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) — альтруизм (Данко).
Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования


6. Обобщающая беседа

• Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ?

• Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?

• Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиг? Какая разница между долгом и подвигом?

7. Интерактивное упражнение
«Мозговой штурм»
(работа в группах)

1-я группа.
Прочитайте портретные характеристика старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение,
обращаясь к тексту.

Примерный ответ

Старуха Изергиль и Ларра — оба красивы в молодости, но от них остались только тени.

Они прошли по жизни, не оставив после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит её с героем легенды.

2-я группа.
Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Кому из героев близка старуха Изергиль: Данко или Ларре?

Примерный ответ

Её жизнь, так же, как и жизнь Данко, посвящена любви.

Но любила она только себя. Она с лёгкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых.

Её равнодушие поражает и сближает с Ларрой.

8. Обобщение учителя

— Рассказ «Старуха Изергиль» необычен прежде всего с композиционной точки зрения: реалистическое обрамление, то есть беседа автора-повествователя
с Изергиль включает романтический сюжет. Он, в свою очередь, имеет трёхчленную структуру и представляет собой две легенды, о Ларре и о Данко,
противопоставленные друг другу и объединённые рассказом старой Изергиль о своей жизни.

Легенды, повествующие о чувствах, о страстях, о сильных людях, привлекают первостепенное внимание — без них было бы невозможно понять авторскую идею.
В их основе лежат библейские сюжеты. Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречён на вечные страдания, а Данко, подобно Моисею, который
вывел свой народ из Египта, спасает людей своего племени. Но Агасфер, отказав в помощи Христу, шедшему на Голгофу, совершает преступление против
Бога, Ларра — против человека. Моисей выполняет волю Господа, а Данко сам принимает решение принести себя в жертву людям.

Так, по Горькому, человек становится равным Богу, значит, человечество призвано на землю выполнить
какую-то высшую миссию. В этом отражается богоискательская философия писателя, который развивает, по сути, ницшеанскую идею о богочеловеке. Именно
такими «сверхлюдьми» являются Ларра, сын орла, и Данко, вождь, «лучший из всех»,— гордые, сильные и красивые люди. Но их гордость неодинакова.

В Ларре, «первом на земле», говорит гордыня, он презирает людей, смотрит на
них, как на рабов. Данко же гордится именно званием человека, он по-настоящему верит в людей. В итоге Ларра, который, «кроме себя, не видит ничего»,
преступает нравственный закон, убивает прекрасную девушку, а Данко совершает подвиг, отдав своё сердце людям в тот момент, когда они, охваченные злобой
и страхом, собираются убить его. Данко погибает, но он остаётся в памяти потомков героем, и его сердце становится голубыми искрами, «языками огня»
в тёмной степной дали. Ларра превращается в вечную неприкаянную тень — «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему».

Так из рассказа «Старуха Изергиль» вырастает тема первородности греха и подвига, исходной морали человечества.

9. «Учимся дискутировать»:
мини-дискуссия

«В чём смысл жизни — в неограниченной личной свободе
или в героической борьбе за счастье людей?»

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»

(в парах)

• Многие рассказы Горького построены по рамочному принципу («рассказ в рассказе»), и поэтому важную композиционную роль в них играет образ
рассказчика. Типологически близки друг другу старуха Изергиль, Рагим,
Макар Чудра. В чём сходство их характеров и жизненной философии? Подберите в качестве доказательства своего мнения цитатный материал для
ответа на этот вопрос.

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Данко нашего времени. Кто он?».

2. Прочитать пьесу Максима Горького «На дне».

Следующие уроки: Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков.
– М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 

Уроки литературы в 11 классе
(главы из книги)

 

вернуться в начало

 

Урок по литературе

Автор разработки Волкова Елена Викторовна

Место работы МБОУ СОШ № 52 г. Барнаула

Тема учебного занятия :

Раннее романтическое творчество Горького.

Анализ рассказа « Старуха Изергиль».

Цели урока :

Образовательные цели: Раскрыть образы героев рассказа «Старуха Изергиль»;Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя; Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Развивающие цели: Развивать навыки анализа эпического произведения; совершенствовать умение создавать характеристику литературного героя; развивать речь учащихся; Развивать мышление, умение дискуссировать с обоснованием своего мнения. Совершенствовать умение анализировать, доказывать, формулировать выводы.

Воспитательные цели: Формировать представление о гордости и гордыне;Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и умение их оценивать объективно.

Оборудование урока:

тексты рассказа «Старуха Изергиль», раздаточные таблицы, презентация.Метапредметная тема: гордость и гордыня.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение, сопоставление героев, текста произведения и библейской легенды, частично – поисковый.

Технологии обучения: ИКТ ( презентация); с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти;

Здоровьесберегающая; Технология проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Основные умения и навыки:

​ Развивать навыки  работы с текстом,

​  навыки связной речи,

​  умение слушать,

​  делать записи, выводы,

​  самостоятельно анализировать

​ умение сопоставлять, сравнивать;

​ работать с различными источниками информации.

Учитель на уроке:
-сообщает новый материал, -направляет мысли учеников,

-побуждает к деятельности.

Ученики на уроке:

— анализируют текст; — характеризуют героев;

-отвечают на вопросы; -воспринимают и оценивают информацию;

-дают устные высказывания; -обсуждают мнения других, дискуссируют;

-делают выводы; — сопоставляют героев.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний .

3.Первичное усвоение нового материала.

4.Осознание и осмысление учебной информации

5.Рефлексия.

6. Итоги урока.

7.Домашнее задание.

В результате работы на уроке учащиеся получили « 5» — 2 учащихся, «4» — 4 учащихся.

Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

Конспект урока.

Организационный момент

Приветствие, пожелания учителя работать активно и в сотрудничестве с ним.

Запись темы урока, постановка целей урока с привлечением учащихся к целеполаганию.

I.​ Актуализация знаний

Задание: Прочитайте определение литературоведческого термина и определите это литературное направление, впишите термин и отличительные признаки направления на месте пропусков.

…..- особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение …..личности, часто …. и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому …. и потому находящемся в резком …..с обществом, с людьми.

Взаимопроверка ( пропущенные слова: романтизм; яркой, необычной; одинокой; идеалу; конфликте).

II. Первичное усвоение нового материала

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

Ранние рассказы М. Горького относятся к литературному направлению романтизму.

Анализ текста

Пейзаж в произведении

Герои рассказа предстают на фоне романтического пейзажа. Докажите это текстом произведения.

Учащиеся читают фрагменты текста с описанием природы.

Беседа по вопросам:

— В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

— Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Какие художественные средства использовал автор в изображении природы, с какой целью? (эпитеты, олицетворение, сравнение, метафору);

— Почему именно так автор изобразил пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

— Каково композиционное решение рассказа? Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

— В произведениях каких авторов мы встречались с такой композицией? (“Ася” И.С. Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар Чудра”, “Песня о Соколе” М. Горький).

— Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе?

Анализ легенды о Ларре.

— Кто является главным героям этой легенды?

— Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

— Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

— Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?               
-Старуха Изергиль называет Ларру гордым. Согласны ли вы с героиней?

(дискуссия учащихся. В ходе дискуссии учащиеся высказывают мнение, что Ларре характерна гордыня).

— Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова

( высказывание мнений учащимися).

Давайте посмотрим, как толкуют «гордость» и « гордыню» словари

 Современный толковый словарь Т.Ф.Ефремова

           Гордость – 1) а) чувство собственного достоинство,

                                      самоуважения;

                                    б) Разговор преувеличенно высокое мнение о              

                                       себе и  пренебрежительное отношение к

                                        другим; высокомерие, надменность;

                                 2) чувство удовлетворения от достигнутых

                                      кем-либо успехов, от сознания важности,

                                      значительности чем-либо деятельности;

                                 3) перен. тот, кем или то, чем гордятся.

             Толковый словарь русского языка Ожегова-Шведовой

             Гордость – 1) чувство собственного достоинства,

                                    самоуважения;

                                  2) чувство удовлетворения от чего-нибудь;

                                  3) высокомерие, чрезмерно высокое мнение о

                                   себе, спесь

Гордыня – непомерная гордость.

— К чему приводит гордыня и крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

— Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

— Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

Анализ легенды о Данко.

В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Сообщение учащегося

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление библейской истории и легенды о Данко:

— В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

— Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

-Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

— Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии).

— Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

-Ларра совершает преступления, а Данко подвиг ради людей, но у героев происходит конфликт с толпой. Как вы могли бы объяснить, почему в обеих легендах этот конфликт неизбежен?

— Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

III Осознание и осмысление учебной информации

Сопоставление героев ( работа в группах)

После анализа легенды о Ларре и Данко работа учащихся в группах. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

В результате работы учащиеся сделали следующие записи:

Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с ними

2. Толпа — герой

конфликт

конфликт

3. Отличительная черта характера

Любовь, сострадание, см…

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

       Цели 

1. Развитие мыслительных способностей учащихся.

2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия    основной идеи произведения.

 3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.

Задачи слайд 2

  1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;
  2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
  3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
  4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Ход урока.

 «Если только для себя, то зачем ты?» слайд 3

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Основная часть

1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

Приём корзинка «— Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.»

Романтизм — особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Слайд 4. Сравниваем  с «корзинкой»

2. Романтизмом окутано всё произведение. Романтические герои  предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

— В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

— Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

— Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

— Каково композиционное решение рассказа?

Слайд 5

— В произведениях, каких авторов мы встречались с такой композицией? (“Ася” И.С. Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький).

— Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

— Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4. Анализ легенды о Ларре. Слайд 6,7

  1. Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)
  2. Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла?
  3. Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут?
  4. В чем суть конфликта людей и Ларры?
  5. «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Слайд 8 Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
  6. В чем трагедия бессмертия Ларры?    

5. Анализ легенды о Данко. Слайд 9,10

  1. Портретная характеристика, детали и их функции.
  2. Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?
  3. Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном  и том же значении употреблен эпитет или нет?  

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

— Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Таблица 1

В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:

Таблица1

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается

с ними

2. Толпа — герой

конфликт

конфликт

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,

холод)

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

людям

сущность

7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным). Слайд 11

Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль. Слайд 12

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь) 

А к какому герою относит героиню автор? Проверка

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

 слайд 13

III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.

Слайд 14  Возвращаемся к задачам занятия

Домашнее задание   Слайд 15

IV. Домашнее задание: 

  1. Чтение пьесы
  2. Рассмотреть историю создания пьесы А М Горького “На дне”; жанр произведения, конфликт.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Волкова Е.В.Романтические рассказы М.Горького. Анализ рассказа «Старуха Изергиль» http://festival.1september.ru/articles/567874/
  2. Бражникова С.В Урок по теме: Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль»)  http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-po-teme-romanticheskie-buntari-m-gorkogo
  3. Русская литература XX века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В. Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997 г.;
  4. Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
  5. Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.



Методическая разработка
открытого урока

по литературе на тему:

«Раннее творчество Горького.

Романтический пафос рассказа

 «Старуха Изергиль».

Учитель

Волкова Вероника Николаевна

Г. Сызрань

2009 год

Цели: 1) Познакомить учащихся с особенностями раннего творчества Горького, показать романтический характер ранних рассказов писателя, повторить термины «романтизм» , «рассказ».

            2) Развить навыки аналитической беседы с учащимися через постановку вопросов групп друг другу, активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке через викторину по творчеству писателя.

            3) Организовать поисковую и творческую работу на уроке через выступления групп и написание критического отзыва по теме.

            4) Воспитать в учащихся человечность, уважение к другим людям и творчеству писателя.

ТСО: высказывания о писателе, выдержки из его рассказов, эпиграф, плакаты учащихся.

Связь с другими предметами: история, эстетика, литературоведение.

План: 1. Организационный момент:

1)    Вступительное слово учителя

2)    Тема и цель занятия

            2. Вступительная часть:

1)    Викторина по творчеству Горького

2)    Слово учителя

3)    Фронтальная беседа с учащимися

            3. Основная часть:

1)    Выступления подгрупп

2)    Аналитическая беседа

             4. Заключение:

1)    Запись в тетрадях

2)    Слово учителя

3)    Написание критического отзыва на тему: « В жизни всегда есть место подвигу».

              5. Домашнее задание: Пьеса «На дне», характеристика героев.

Ход урока:

_ Здравствуйте. Садитесь. Наше сегодняшнее занятие я бы хотела начать со слов из письма А. М. Горького к А. П. Чехову: « Настало время нужды в героическом». Почему я взяла в качестве эпиграфа к уроку именно эти слова? Все дело в том, что тема, которую мы будем разбирать на уроке, отражает стремление писателя показать рвение человеческой души к подвигу. А это одна из черт его ранних рассказов, с которыми мы познакомимся на уроке. В своих тетрадях запишите число и тему занятия: « Раннее творчество А. М. Горького. Романтический пафос рассказа «Старуха Изергиль».

( Записывают )

_ Сегодня мы с вами попробуем прикоснуться к особенностям раннего творчества писателя, выделить его романтические черты, прочувствовать настроение героев, высказать свое мнение об этом.

_ Но прежде, в мир романтической жизни горьковских героев, я предлагаю вам поучаствовать в викторине, которая посвящена страницам биографии и творческого пути Горького. Условия ее таковы. Я читаю вопрос, а вы, поднимая руку, отвечаете. За хоровой ответ вопрос снимается. За верный ответ вы получаете жетончик. У кого из вас в конце викторины жетончиков окажется больше, тот становится победителем и получает «5» в журнал, а 2 и 3 места — «4» или работают еще для получения более высокого результата. Помогать мне будет ассистент — ваш мастер. Условия ясны?

ВИКТОРИНА

1)    Назовите три автобиографические повести Горького.

( «Детство», «В людях», «Мои университеты» ).

2)    Как называется первый печатный рассказ Горького?

( «Макар Чудра» )

3)    Где он был напечатан?

( В тифлисской газете «Кавказ» )

4)    Кого люди наказали изгнанием за гордость, за то, что он считал себя первым на земле , кроме себя, не видел ничего?

( Юноша Ларра — «Старуха Изергиль» )

5)    Какое произведение Горького носит название времени года?

( Повесть «Лето» )

6)    Чей это портрет: « Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно0синими глазами, тоже бронзовые…?»

( Молдаване, рассказ «Старуха Изергиль» )

7)    « Время согнуло ее пополам, черные когда — то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно и хрустел, точно старуха говорила костями…?»

( Старуха Изергиль )

8)     «… юноша красивый и сильный… глаза его были холодны и горды, как у царя птиц… Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу?»

( Юноша Ларра )

             9)  « Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце?»

                   ( Лойко Зобар. « Макар Чудра» )

10)     « О ней словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает?»

( Радда )

11)     Кто « разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце», горящее « факелом великой любви к людям?»

( Данко, « Старуха Изергиль» )

12)     « …когда стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы…?»

(Орел, « Старуха Изергиль»)

13)     …когда девушка оттолкнула его, он ударил ее, а когда она упала, « встал ногой на ее грудь, так что из ее уст кровь брызнула к небу?»

(Ларра)

14)     … спасла своего любимого из плена, уронив и задушив в грязи часового, но когда увидела, что он не любит ее, « дала ему пинка ногой?»

(Изергиль молодая)

15)     Так играл на скрипке, что « проведет, бывало, по струнам смычком — и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз — и замрет оно…?»

(Лойко Зобар)

16)     Чьи это слова: « Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подвигам».

(Старуха Изергиль)

17)     « Смешные они,  те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько».

(Макар Чудра)

_ Итак, подведем итоги. Посчитайте свои жетоны.

         (Считают)

_ Молодцы! Вижу, что к занятиям вы подготовились. Как вы уже успели заметить, многие вопросы викторины касались рассказов, о которых пойдет речь на уроке. Это рассказы « Макар Чудра» и « Старуха Изергиль». Обратимся еще раз к теме занятия. Прочитаем ее.

        (Читают)

_ Какие ключевые слова вы можете выделить?

Ответ: Рассказ, романтизм.

_А если вы сумели их выделить, то должны знать их значения. Что такое рассказ?

Ответ: Рассказ — это произведение малой эпической формы, повествующее, как правило, об одном событии, через которое раскрывается суть образа героя.

_В этом мы с вами и убедимся. А что такое романтизм?

Ответ: Романтизм — это художественный метод начала девятнадцатого века для которого характерно интерес к человеческой личности, вера в ее безграничные возможности, в победу над окружающей действительностью.

_Какие наиболее важные признаки романтизма как литературного направления вы можете выделить?

Ответ:

 1. В центре романтического произведения стоит человек в его многообразных, непростых отношениях с миром.

2. Необычный герой в необычных обстоятельствах.

3. Внимание к внутреннему миру человека.

4. Наличие двоемирия (первый мир реальный, второй существует в воображении героя).

5. Лиризм проза, использование ярких художественных средств: эпитетов, метафор, необычных сравнений, риторических восклицаний и других.

_что ж, надеюсь, что вы будете руководствоваться этими принципами в своих выступлениях.

Но не следует забывать о том, что раннее творчество А.М. Горького совпадало с эпохой 90-х годов 19 века — запишите это. Это время бурного развития капитализма в России. Этому способствовал голод 1892 года, когда голодающая деревня двинулась в город в поисках работы и пополнила собой ряды босяков…

_ А кто такие босяки?

Ответ: Босяки — это люди, выброшенные на дно жизни, нищие, голодранцы.

_Эту жизнь Горький хорошо узнал во время своих скитаний по Руси. 

_Запись: Творчество Горького 90-х годов носит романтический характер, отражая стремление масс к лучшей жизни и мечту самого писателя о свободе и справедливости.

_Благодаря своему характеру Горький смог преодолеть неблагоприятные обстоятельства и осуществить, казалось, недостижимую мечту — в 1892 году бывший босяк и бродяга А.М. Пешков становится писателем М. Горьким — в этом году был опубликован рассказ «Макар Чудра».

_Запись: Рассказы М. Горького 90-х годов можно разделить на две группы:

1.     Автор использует легенды и сам сочиняет их («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»);

2.     Сцены из реальной жизни босяков («Челкаш»)

_ Сегодня мы познакомимся с рассказами из первой группы. И знакомить с ними вы будете друг друга. Для этого мы с вами заранее разделились на группы, которые готовили выступление по одной из легенд, включенных в рассказы «(«Макар Чудра», «Старуха Изергиль»). Мы с вами сами выбрали круг вопросов, которые необходимо осветить при ответе, командира группы, который должен был координировать деятельность своих помощников. Поэтому, хочу спросить у командиров о готовности группы.

(командиры докладывают)

_Спасибо. Вы помните о том, что мы договаривались, что после выступления каждой группы, члены другой группы должны задавать вопросы отвечающим по содержанию, на понимание, чтобы в итоге мы могли оценить работу каждого. Вопросы могут быть адресованы всей группе или отдельному члену. Кроме того, каждая группа должна была отобрать материал для записи остальным. Помните, что сегодня вас оцениваю не только я, но и наши гости.

_ Итак, пожалуйста, внимание. Презентация первой подгруппы.

(выступают)

_Командиры, доложите о распределении обязанностей в группе.

(докладывают)

_Спасибо. Пожалуйста, вопросы группе.

(вопросы)

_Дадим слово критику.

(слово критика)

_Слово второй подгруппе.

(выступают)

_Слово командира

(докладывают)

_Какие вопросы есть к группе?

(вопросы)

_Какие замечания у критика?

(слово критика)

_И презентация третьей подгруппы.

(выступают)

(командиры докладывают)

(вопросы к группе)

(слово критика)

_Спасибо, девочки. Я думаю, что ваши выступления состоялись. (оценка групп).

_Скажите, вам понравились рассказы, с которыми мы познакомились?

_Какие герои вам симпатичны? Почему?

_Каких вы осуждаете? За что?

_Что сближает эти рассказы?

_Спасибо. Но мы с вами неоднократно говорили о том, что это романтические рассказы, поэтому нам сейчас нужно определить и записать их романтический пафос.

_А что такое пафос?

Ответ: (запись): Пафос — это один из способов выражения авторской позиции в произведении, основное чувство, которое пронизывает всю ткань произведения или отдельный образ.

_ Попробуем определить эти черты.

(отвечают)

_ Давайте все это приведем в систему и запишем: Романтический пафос ранних рассказов Горького:

1.     Борьба за определенность и действенность идеалов.

2.     Мерило ценности человеческой личности — способность действовать во имя человека.

3.     Драматическая судьба героев.

4.     Идея самопожертвования.

5.     Тема подвига в жизни человека.

_В одном из ранних рассказов герой Горького в жаркой схватке с музами, проповедуя утешительство, избранность и наслаждение искусством, твердо заявляет: «Нужны подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед». Так Горький, едва вошедший в литературу, представлял себе политическую и эстетическую цели искусства, которые он воплотил в своих ранних рассказах. Я думаю, мы в этом убедились. А вот согласны вы с этим или нет, мы сейчас посмотрим. Один из горьковских героев сказал: «В жизни всегда есть место подвигу».

_Что это за герой?

Ответ: Старуха Изергиль.

_Я предлагаю вам написать небольшой очерк на эту тему.

(пишут

_Кто хочет прочитать, что получилось?

(зачитывают)

_Остальные сдадут мне свои тетради. А теперь подведем итог всему занятию.

(общая оценка урока, оценка отдельных учащихся)

_А теперь запишите домашнее задание: Прочитать пьесу Горького «На дне», выписать в тетрадь краткую историю героя по плану:

1.     Их прошлое.

2.     Чем живут: материальное положение и духовные интересы.

3.     Черты характера.

4.     Какими путями пришли в ночлежку и как относятся к своему положению.

_Спасибо за урок. До свидания.

Авторы, источники, литература: 

Волкова Вероника Николаевна

Урок 12 ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ ГОРЬКОГО. РОМАНТИЧЕСКИЙ ПАФОС И СУРОВАЯ ПРАВДА В РАССКАЗЕ М. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»


30.03.2013


37091


0



Урок 12
Герои ранних рассказов Горького.
Романтический пафос и суровая правда
в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Цели: выявить особенности ранней прозы
М. Горького, отметив ее народно-поэтические истоки.

Задачи: рассмотреть проблему
героя в ранних рассказах Горького; отметить особенности композиции рассказа
«Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; выяснить смысл
противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль» Данко и Ларры.

Ход урока

Для него поэтические места, красавицы, моря, соколы, ужи, отстраненные
отшельники, богатыри – живой поэтический материал… Тематика первоначального
Горького песенная. Стихи выгибают стенки его прозы. Его проза плавает в стихах.

В. Шкловский

Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль»
написал.

М. Горький

I. Вступительное слово.

1. Индивидуальное сообщение по
заданиям учебника:

а) Каковы причины сосуществования реалистической и романтической прозы
1890-х гг.?

б) Как вы
думаете, чем вызвано появление нового типа романтического героя (на примере 3–4
произведений)?

2. Слово учителя.

Раннее творчество М. Горького (90-е годы XIX века первой половины 1900-х
годов) идет под знаком «собирания» истинно человеческого. «Я очень рано
узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою
жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе.
Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к
Человеку», –
писал в это время Горький. Ища, «как Диоген, Человека» (слова
самого писателя), он искал сам себя.

Личность
всегда была интересна писателю. Как правило, его герой в экстремальной
ситуации неожиданно проявляет на самом деле истинные – прекрасные – качества
(«Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.).

Антигерой
обычно реализуется как субъект, не захотевший или испугавшийся осуществить свое
«я», а потому теряющий индивидуальное, – растворяется в безликости.

Писатель
ищет в действительности ориентиры, необходимые для самоопределения в
противоречивом, «пестром» мире.

Человек и
человеческое как сущее – вот что находится в центре внимания автора, социальное
же начало не является определяющим и в целом мало значит. Горький явно отдает
предпочтение людям, не связанным с внешним миром.

Этот
интерес проявился, например, в новых для русской литературы героях: босяках и
«выламывающихся из своего класса» персонажах. Любимые герои писателя – это
цыгане, нищие, воры.

Нельзя
сказать, что он идеализирует воров, но тот же Челкаш с точки зрения моральных
качеств стоит несоизмеримо выше крестьянина.

В этом
вопросе Горький полемизирует с Толстым. (Заметим, Л. Толстой, отвечая в своем
дневнике на вопрос, почему «обратили внимание на Горького», пишет: «Мы все
знаем, что босяки – люди и братья, но знаем это теоретически; он же показал нам
их во весь рост, любя их, и заразил нас этой любовью. Разговоры их
неверны, преувеличены, но мы все прощаем за то, что он расширил нашу любовь».)

3. Индивидуальное сообщение учащегося. Анализ рассказа М. Горького «Челкаш».

4. Учитель. В письме Пятницкому от 25 июля
1900 года Горький пишет: « Задача литературы – запечатлевать в красках,
словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого,
честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке
гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое
святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир
плод его
творчества, бог – частица его разума и сердца…».
Писатель понимает, что в
реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало
время романтического».

В
произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма.
Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема
противоборства сильного человека (Данко, Ларра, Сокол)  с 
окружающим  миром,  а 
также  проблема  человека 
как  личности вообще.

Действие
рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия («Он
стоял между безграничной степью и бесконечным морем»).

Мир
произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при
оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры.

В ранних
рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто
звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и
образам.

Горький
успешно использует элементы фольклора. Он одушевляет природу («Мгла осенней
ночи вздрагивала и пугливо озиралась, открывая степь и море…»).

Человек и
природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с
волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и
Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко
выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.

Молодого  писателя 
интересует  характер,  личность 
как  проявление индивидуального,
особенного. Отсюда постоянная тяга к укрупнению изображаемого, стремление
подчеркнуть философскую значимость происходящего.

Выражением
романтического идеала стала «Песня о Буревестнике». В ней была раскрыта
жажда нравственного преображения мира, победа на редкость отважного и сильного
духа.

Заранее подготовленный ученик читает «Песню о Буревестнике» наизусть.

II. Работа с текстом рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к числу шедевров раннего творчества
Горького.

1. Какие особенности развития сюжета и композиции рассказа вы можете
отметить?

Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три как
бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни,
легенда о Данко), каждая из которых обладает своими особенностями.

Вместе с
тем все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей –
стремлением автора выявить истинную ценность человеческой жизни.

Трехчастная
композиция играет в рассказе большую идейно-художественную роль, позволяя
писателю установить связь между степными легендами и реальной
действительностью.

Композиция
рассказа ассоциируется с вертикалью: это как бы постепенное восхождение от
бесчеловечности (Ларра) к Человеку (Данко), от тьмы к свету, от небытия к
бессмертию. Три части рассказа соответствуют уровням-ярусам «Мирового Древа» –
важнейшего мифологического символа мироздания.

С этой
точки зрения Ларра соответствует «низу» – царству смерти: он и возникает
как тень, «темней и гуще, чем другие», плывущая «ниже сестер». Рассказчица
– с ее необыкновенной, но человеческой судьбой – воплощает «срединность». Данко,
высоко поднявший в руке сердце, символизирует «верх».

2. Из чего «складывается» образ Ларры?

Ларра – сын земной женщины и орла. Сказочные персонажи, рожденные от
брака человека и животного, нередко являются носителями высших начал: добра,
силы, справедливости, красоты. Но в легенде Изергиль кровь Ларры как бы
объясняет его бесчеловечность.

Образ
птицы в фольклоре стабильно и однозначно соотносится с миром смерти. Птицы в
сказках всегда переносят героя в иное царство. Часто в этом качестве выступают
орлы.

Ларра –
сын смерти – лишь внешне подобен человеку. Потому он и сеет смерть вокруг себя,
противопоставляя себя жизни.

Бездумное
следование инстинкту, стремление к получению желаемого любой ценой,
существование, лишенное прошлого и будущего, – все это не только обесценивает и
гордость, и дерзость, и красоту, изначально будто присущие Ларре, но и
превращает их в противоположность.

Ларра –
воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и бессознательно
губит неугодных ему:

«Я
убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула… а мне было нужно ее
<…> я один… я не поклонюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!»
.
Нарушив закон всеединства бытия: «за все, что человек берет, он платит
собой: своим умом и силой, иногда – жизнью»
, Ларра лишается человеческой
судьбы: он не умирает, а перестает быть.

Попытка
самоубийства неудачна: земля отстраняется от его ударов. Все, что осталось от
него, – тень и имя «отверженный»: «он стал уже как тень и таким будет вечно!
Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего».
Особое значение
получает эпизод попытки самоубийства Ларры.

Нож,
которым он бьет себя в грудь, сломался – «точно в камень ударили им». Камень –
универсальный знак, иероглиф смерти, знак вычеркивания, упразднения.

Судьбу
Ларры определил суд человеческий. Поэтому суть наказания – отторжение от людей.
Физическая смерть была бы признанием за Ларрой человеческой природы, включением
в естественный порядок: ведь смерть – одна из сторон жизни, норма. Его мольба о
смерти – попытка возвратиться к гармоническому началу, жизни.

3. Почему Ларра отвергнут людьми?

Законы племени тоже жестоки: и среди людей убийства – не
редкость, страх царит и здесь. Девушка не пошла с Ларрой, потому что боялась
отца.

Преступление
Изергиль комментирует так: «впервые при них так убивали женщину». Однако
отказ «поклониться» кому бы то ни было нельзя воспринимать как знак высокого
духовного строя персонажа.

В данном
контексте «поклонение» означает веру. Именно
об этом спрашивают Ларру люди, пытаясь понять его поступок. Конфликт Ларры и его соплеменников – это конфликт
веры и безверия. «Отверженный» не
знает ни добра, ни зла, ни смысла своего бытия.

Мерилом
всех вещей он сделал свое желание, а потому заведомо обречен, ибо не понимает
себя: «…сам неверно понимаю то, что случилось».

О таких,
как Ларра, Горький в своем очерке приводит слова Толстого: «Неверующий не
может любить… Душа таких людей – бродяга, она живет бесплодно…».
Обреченный
на вечное скитание Ларра бесплоден.

Настаивая
на своем первенстве, он требует поклонения себе. Но «отверженный» одинок: «Всем
даже страшно стало, на какое одиночество он
обрекал
себя. У него не было ни
племени
, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого».

Когда
Ларра решается умереть, показывая, что он не будет защищаться, люди «остановились
и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей
груди, хватаясь за нее руками».

Мудрец
понимает Ларру и придумывает ему наказание, страшнее которого нет на свете: «Тогда
один из людей догадался и крикнул громко: не троньте его! Он хочет умереть!»
Услышав
смех людей, Ларра задрожал – испугался. Он потерял, пожалуй, единственное
привлекательное качество – гордое бесстрашие, столь поразившее людей; теряет и
красоту, превращаясь в бесформенную тень.

4. В чем привлекательность образа Данко?

В отличие от Ларры, Данко – обычный человек, один из многих, его качества
исключительно человеческие. Подвиг ему подсказан несовершенством соплеменников,
живших без солнца, в болотах, потерявших волю и мужество.

От
глубокого сострадания погибающим душам и
зажегся
в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к
смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до
яркого факела, осветившего путь.

Но не
только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в
подвижника. Источник его деяния – глубокая вера в возможность пробуждения в
соплеменниках человеческого.

«Горящее
сердце»
символизирует заключительную фазу подвига Данко. Начинается он с
того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью
герой противопоставляет идею преодоления несчастий активным действием.

Уже тогда
люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много
силы и живого огня»
, потому-то и пошли за ним, что «верили в
него».

Горящее
сердце Данко призвано пробудить волю, высокое чувство у людей, которым не
помогли древние заветы.

Изергиль
восхищенно рассказывает о сердце Данко, которое пылало: «как солнце, и ярче
солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а
тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой
зев болота».

5. В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?

Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления
о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя.

Когда ему
сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой,
иногда – жизнью», себялюбец ответил, что не сделает этого, так как хочет
остаться «целым».

Надменный
эгоист, Ларра вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все
дозволено, дорога только его личная свобода. Но вольные люди отвергли его,
осудив на вечное одиночество. «Наказание ему – в нем самом!» – сказал мудрейший
из племени.

Индивидуалисту
Ларре противопоставлен Данко (антитеза – частый прием в раннем творчестве
Горького). Ларра ценил только себя, Данко же решил добыть свободу для всего
племени.

И если
Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко отдает им всего
себя. Освещая путь вперед, смельчак «сжег
для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего
в награду себе».

Ларра
боится людского смеха, теряется, услышав его, превращается в бесформенную тень.

Смех
звучит и в конце легенды о Данко: «Данко… кинул… радостный взор на
свободную землю и засмеялся гордо». Это смех победы над страхом, смертью и
бесчеловечностью. Противопоставление Данко и Ларры оформляется как антитеза
человеческого – бесчеловечного. Противопоставление смеха / жизни и смерти
характерно для Горького. В рассказе «Читатель» собеседник – alter ego автора –
говорит о необходимости «возбудить в человеке жизнерадостный смех, очищающий
душу».

Заканчивая
рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем
заключено подлинное бессмертие человека. Ларра сам отторг себя от людей, и о
нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно.

А о
подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная
память: перед грозою в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца,
«намекавшие на что-то сказочное».

6. Каково значение образа Изергиль в рассказе?

Древние легенды мудры и поучительны, и старая, иссохшая от времени
Изергиль, скрипучий голос которой «звучал так, как будто это роптали все
забытые века», рассказывает их молодым.

Но в круг
ее повествования включается и повествование о собственной юности, которая
кажется Изергиль, как часто бывает в старости, более красивой и веселой, чем
юность новых поколений.

Образ
Изергиль противоречив, отчетливо не проявлен. В воссоздании жизни героини многое
остается нераскрытым. Это объясняется и тем, что Изергиль говорит лишь о том,
что наиболее запомнилось ей из прошлого.

Юная
Изергиль была олицетворением стихийного вольнолюбия. Она хотела ярко жить, петь
и смеяться («Я, как солнечный луч, живая была») и, бросив ткать «ковры с
восхода по закат», стала с упоением наслаждаться своей молодостью, красотой,
беспечностью. Изергиль не хотела быть ничьей рабой (в этом она похожа на героя
своей легенды Ларру) и жила, не зная забот о других.

Но она
была умна и наблюдательна, и ей все же пришлось задуматься над тем, как живут
люди. Изергиль начинает сознавать, что существует и другое  понимание 
свободы,  что  в 
жизни  немало  людей, которые, забыв  о 
себе,  вступают  в 
героическую  борьбу  за 
свободу  других  людей (как Данко).

Об этой
борьбе Изергиль имеет смутное представление, но ее влечет героическое.
Изрубленный в сражениях поляк ей милее богатого пана с золотом. И сама Изергиль
оказалась способна на смелый, самоотверженный поступок, когда полюбила по-настоящему.

Спасая из
плена любимого, но не любящего ее храброго Артадэка, Изергиль остается верна
своему представлению о личной свободе и отказывается от любви Артадэка,
предложенной из благодарности к ней. Подневольная любовь не нужна Изергиль.

Горький  не 
случайно  вводит  в повествование образ рассказчиков. Они –
носители народной правды, поэтому рассказы часто называются их именами.

Кроме
того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд.
Старуха Изергиль, рассказ о жизни которой занимает центральное композиционное
место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Не это ли
лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для
индивидуализма, и для подвига?

III.
Творческая работа.

– Напишите
миниатюру на тему: «В чем смысл жизни по Горькому?»

IV. Итог урока.

Домашнее задание: читать
пьесу М. Горького «На дне». Подготовить рассказ о своих впечатлениях от
прочитанного и ответить на вопросы «Как писателю удалось передать атмосферу
духовного разобщения людей?» (по 1 акту) и «Чем отличается атмосфера 2 и 3
актов от 1?».


  • Урок по рассказу чехова ионыч
  • Урок по рассказу осеевой бабка 9 класс
  • Урок по рассказу макар чудра горького 11 класс
  • Урок по рассказу никита
  • Урок по рассказу паустовского телеграмма 8 класс