Тема урока: А.Н. Толстой «Русский характер. Человеческая красота и сила
характера героев произведения».
Цель урока: добиваться знания и понимания выдающихся произведений
литературы и искусства
Задачи: 1. Сформировать у обучащихся нравственную, эстетическую оценку
поступков главного героя произведения, научить
самостоятельно давать такую оценку человеческим поступкам,
разбираться в характерах людей.
2. Развивать умение производить классификацию фактов, делать
обобщённые выводы; развивать умения обобщения и
конкретизации.
3. Воспитывать чувство гордости за свою страну и народ.
Формировать чувства долга и готовности к защите Родины.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийная доска, портрет
писателя, выставка книг писателя, на доске тема урока и
эпиграф (слова Карамзина).
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Игра « Пожелания другу»
— Бросайте мяч своему другу, давая ему добрые пожелания.
2. Вступительная беседа о писателе.
1 ученик: Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области.
2 ученик: Отец Алексея Николаевича Толстого — Николай Александрович Толстой.
3 ученик: Его мать Александра Леонтьевна Толстая, урожденная Тургенева. Алексей провёл своё детство в семье отчима в Сосновке недалеко от Самары.
1 ученик: Окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал в 1907 году поэтическим сборником «Лирика». В 1910-1912 гг. опубликовал романы «Чудаки», «Хромой барин» и цикл рассказов и повестей.
В середине 20-ых годов была издана первая часть знаменитой трилогии Толстого «Хождение по мукам» — роман «Сестры» . Вторая часть трилогии, «Восемнадцатый год», вышла в 1928 г., третья, «Хмурое утро», — в 1941 году. В начале 30-ых годов Толстой приступил к своему роману «Петр Первый» (1930-1945). 19 марта 1943 года за роман «Хождение по мукам» присуждена Сталинская премия первой степени.
Кроме того, в 1935 году он выпустил сказку «Приключения Буратино», которая стала одной из любимейших книг детворы.
2 ученик: В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. В эмиграции он опубликовал автобиографический роман «Детство Никиты» (1921), а год спустя фантастический роман «Аэлита».
В 1923 году Толстой вернулся в Россию.
30 марта 1943 года появилось сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка «Грозный».
В годы Великой Отечественной войны Толстой опубликовал сборник статей «Родина», а 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда» был опубликован рассказ «Русский характер».
3 ученик: Творчество Толстого отмечено множеством наград, в том числе тремя Сталинскими премиями — за трилогию «Хождение по мукам», за роман «Петр Первый» и за пьесу «Иван Грозный».
-
Основная часть урока.
Учитель: Тема нашего урока сегодня: «А.Н. Толстой «Русский характер». Человеческая красота и сила характера героев произведения»
«Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа»
Н. М. Карамзин
Эти слова великого русского писателя лучше всех других слов, определяют главную мысль произведения А.К. Толстого «Русский характер». Перед вами одно из первых изданий рассказа А.Н. Толстого «Русский характер», вышедшее в библиотеке красноармейца.
— Кто в произведении является рассказчиком истории? (Солдат Иван Сударев).
— Назовите имя главного героя? (Танкист Егор Дрёмов).
Физкультминутка.
Рассказ учителя: Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки «тигр» и «пантера», штурмовые орудия «Фердинанд», самолеты-истребители «Фокке-Вульф-190-А» и штурмовики «Хейнкель-129». Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер. Наши войска не дрогнули. Они встретили лавины танков и пехоты врага с невиданной стойкостью и мужеством. Наступление ударных группировок противника было приостановлено. Окончательно похоронило гитлеровскую операцию «Цитадель» крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Оно произошло 12 июля. В нем с обеих сторон одновременно участвовали 1200 танков и самоходных орудий. Это сражение выиграли советские воины. Фашисты, потеряв за день боя до 400 танков, вынуждены были отказаться от наступления. 12 июля начался второй этап Курской битвы — контрнаступление советских войск. 5 августа советские войска освободили города Орел и Белгород. Вечером 5 августа в честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. С этого времени артиллерийские салюты постоянно возвещали о славных победах советского оружия. 23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге. В ходе нее было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3 тыс. орудий и 3700 самолетов. За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов — участников битвы на Огненной дуге, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда».
Обобщающая беседа по теме: Участником этих страшных и великих дней был и наш главный герой Егор Дрёмов. Что случилось с ним ходе танкового сражения? (Он получил сильные ожоги и ранения, но выжил)
— Что пережил Егор в госпитале? (В госпитале Егору делали многочисленные пластические операции для спасения его жизни. Эти операции очень обезобразили его лицо.)
— Почему Егор, очень хотевший повидать семью, при встрече с отцом и матерью представился другом их сына? (Он не хотел причинить душевную боль родителям и боялся, что его внешнее уродство заставит отвернуться от него невесту)
— Мать и отец Егора Дрёмова и невеста Катя Малышева сначала не понявшие обмана, всё — таки сердцем почувствовали, что к ним приезжал их Егор. Как поступила мать? (Мать написала письмо сыну, с просьбой сказать правду о приезжем.)
— Какие черты характера проявились в поступке Кати Малышевой? (мудрость, способность любить и видеть прекрасное не в лице человека, а в его поступках)
— Как вы думаете, прав ли был Егор Дрёмов, скрывая от близких своё несчастье? Объясните почему? (…..)
— Характер – совокупность всех психических, духовных свойств человека,
обнаруживающихся в его поведении. Почему рассказ называется «Русский характер»?
— В каких словах рассказа заключается его главная мысль?
— В чьих поступках проявился русский характер?
— Чем красивы поступки этих людей?
4. Итог урока.
— Посмотрите по сторонам, вокруг прикреплены слова, обозначающие различные характеры людей. Выберите из них те черты характера, которые, по вашему, можно отнести к национальному русскому характеру.
— Объясните, как вы понимаете слова «Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа»
Н.М. Карамзин
— Прочитайте последний абзац рассказа.
— Как слова Карамзина подтверждают последние строки рассказа?
Урок чтения
в 8 классе ГКОУ школе-интернате станицы Березанской Выселковского района Краснодарского края учителя русского языка и литературы Кривуля Ирины Николаевны
Тема: «Русский характер» А.Н.Толстой
Цель: $учить учащихся беглому и осмысленному чтению : близкому к’ тексту и краткому пересказу ; развивать связную речь, память, мышление, пополнять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к Родине, к людям, которым присуще высшее качество русского характера – человеческая красота.
Оборудование: презентация об А.Н. Толстом, СД «Курская битва», «Баллада о солдате», интерактивная доска, портреты Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, маршала Г.К.Жукова, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого.
$
Ход урока :
$ I. Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель : Ребята, у нас сегодня на уроке много гостей . (А урок у нас необычный).И я очень хочу, чтобы вы все работали с полной отдачей и показали всё, что вы умеете делать . Проверьте , все ли у вас готово к уроку? Сели правильно, держите спину ровно , но$ги вместе . И внимательно слушайте .
II. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.Н.Толстого
«Русский характер».
Найдите портрет А.Н.Толстого. Кто изображен на втором портрете? Какие произведения Льва Николаевича Толстого вы читали?
Учитель : Откройте тетради, запишите число, м$есяц, тему урока. На уроке мы будем читать, пересказывать по плану, работать над содержанием рассказа. А.Н.Толстой создал цикл рассказов, которые так и назывались «Рассказы Ивана Сударева». Летом 1942 года А.Н.Толстой часто встречался с военными людьми и рассказанные ими истории послужили основой для сюжетов его рассказов.
III. Проверка домашнего задания. Ребята, что вам было задано на дом ?
а) выразительно читать 2-ю часть рассказа А.Н.$ Толстого «Русский характер»;
б) подготовить пересказ II$ части по плану, записанному в тетрадь;
в) Отвечать на вопросы.
1. Чтение 2 части цепочкой .
Учитель: Давайте прочитаем 2 часть рассказа цепочкой и постараемся передать все чувства и переживания Егора Дремова в родительском доме.
2. Работа по вопросам:
— Какие чувства охватили Егора Дремова в родительском доме?
— Почему Егор назвался чужим именем ?
$— Почему мама (Егора Дремова) не узнала своего сына по голосу? Докажите ответ строками из текста.
— Как вы думаете, почему отец, Егор Егорович, так спокойно отреагировал на приезд сына?
— А почему за ужином мать пристально следила за его рукой с ложкой?
— Как и где спал Егор Дремов? О чем думал? Ответ найдите в тексте, прочитайте.
$ — Как вы понимаете значение выражение «лежал ничком»
— Покажите, как это «лежать ничком». Как прошла встреча Егора с Катей? — -Почему он решил твердо уйти сегодня же?
—С каким чувств$ом он покинул родной дом? Ответ прочитайте.
— Подберите синонимы к прилагательным сиплый, родительский.
-А где ваш родной дом, ребята? Как называется ваша Родина? Ваша малая Родина? Назовите столицу нашей Родины, малой Родины.
— Как сказать по-другому : Егор был угнетен?
— Ребята, в тексте встретилось слово «верста». Найдите и прочитайте, сколько верст шел со станции до родного дома Егор Дремов ? Посчитайте, сколько км прошел Егор Дремов? Запишите в тетрадь. Егор Дремов прошел пешком 19 км 206 метров.
3. Пересказ по плану. записанному в тетрадях .
$ — Как мы ее озаглавили?
— Прочитайте заголовок, план.
В отпуске на Родине.
$ 1. Переживания Егора Дремова.
2. Встреча с родителями .
3. Ужин в родительском доме .
4. Ночь мучений .
$5. Встреча с Катей Малышевой .
6. Уход из дома.
—Саша, перескажи 2-ю часть рассказа .
Учитель: Хорошо, Саша, ставлю тебе «5» за пересказ.
-Ребята, какой вывод мы сделаем по 2-ой части?
Учитель: Да, ребята, нелегкое выпало испытание на долю Егора Дремова, но это был человек сильного характера. И что было дальше, мы узнаем из нового материала.
$
$Итог домашнего задания. Выставление оценок. Физминутка.
— Сейчас проведем небольшую минутку отдыха, закройте глаза, расслабьтесь, спинку откиньте на стул, руки положите на колени. Думайте о хорошем. Постарайтесь представить себе будущую встречу Егора и Кати. Они стоят рядом, смотрят друг на друга любящими глазами, говорят ласковые добрые слова. Не могут налюбоваться, не могут поверить в то, что они преодолели все тяготы разлуки и теперь всю жизнь будут вместе, неразлучно.
А теперь откройте глаза, вдохните, выдохните, встряхнитесь. Продолжаем работать.
$4. Новый материал.
1. $Вступительное слово учителя.
— Ребята, сейчас мы с вами будем читать заключительную 3-ю часть рассказа А.Н.Толстого «Русский характер». В чем заключается великая сила русского характера ?
2. Чтение детьми 3 части про себя .
3. Работа над содержанием, по вопросам.
— В какое время происходят действия, описанные в рассказе? В каком году началась и в каком году закончилась война? Запишите в тетрадях годы войны. Назовите эти годы. Сколько дней шла война? Кто напа$л на нашу Родину?
— Посчитайте и скажите, сколько лет прошло со Дня победы над Германией? Гена считает у доски, а вы в тетрадях.
— Во время какого побоища был подбит танк Егора Дремова? Покажите на карте $город Курск. Посмотрите документальную хронику «Курская битва» и послушайте историческую справку о Курской битве.
— Запишите в тетрадях .
Курская битва началась 5 июля и закончилась 23 августа. Ребята, наши кубанцы тоже вне$сли достойный вклад в дело разгрома врага. Об этом расскажет нам Антон.
—В Краснодарском крае действовали 86 партизанских отрядов. Наиболее известен был отряд под командованием Петра Карповича Игнатова. Его сыновья — Евгений и Гена погибли, выполняя задание на железной дороге. На Кубани зверствовала зондеркоманда СС, в поселке Заречном впервые были задушены 400 больных в душегубках, замучены и убиты 61 тысяча кубанцев, около 32 тысяч юношей и девушек угнали в Германию на каторжные работы. 1 февраля исполнилось 69 лет со дня освобождения Выселковского района от фашистов.
Нельзя не вспомнить наших женщин – летчиц: Полину Осипенко, Евгению Жигуленко, Елену Бершанскую. которых называли немцы «ночными ведьмами». Эти женщины тоже участвовали в Курской битве. Не смотря на все трудности войны, мы выстояли и победили, и вклад кубанцев в победу в Великой Отечественной войне очень весом. Книгу о юных братьях-героях Игнатовых вы можете взять у меня и прочитать.
-А сейчас продолжим работу по прочитанному тексту.
$— Куда вернулся Егор после отпуска на Родину?
-Как вы понимаете значение слова «т$ыл»?
— Составьте красивые предложения со словом «тыл».
— Сделаем морфологический разбор существительного «в тылу». Кристина выполнит на доске, а все – в тетрадях.
В тылу (в чем?)–существительное, н.ф. – тыл, нарицательное, неодушевленное, единственное число, мужской род, 2-е склонение.
— Подберите однокоренные слова к слову «тыл». Какой здесь корень?
4. Чтение рассказа учащимися по ролям.
$ — Слова автора читает Валера, Егора – Антон, слова мамы — Настя, Кати – Катя, солдата – Валера.
-Сделайте вывод: В чем же заключается великая сила русского характера? (Читают учащиеся 2-3 группы, вывод из учебника).
$5. Озаглавьте 3 часть.
—Эту часть можно озаглавить «встреча с родными», а больше всего, мне кажется, подходит название «Русский характер».- Запишите в тетрадь название 3-ей части » Русский характер».
6. Деление рассказа на части, составление плана, запись в тетради, чтение и озаглавливание каждой части.
План . 1. Возвращение в полк .
2. Письмо от матери .
3. $Письмо родителям .
4. Встреча с матерью и Катей.
7. Работа по содержанию.
— О чем писала мать Егору?
— Как вы думаете, прав был Егор Дремов, скрывая от близких свое несчастье ? Почему?$
—Почему Егор сам себя в письме назвал невежей? Что означает слово невежа?
Невежа, невежда — значат одно — незнайка и произведены от одного корня – вед — ведать, знать. Невежа-«грубиян», тот, кто не соблюдает правил обращения . Невежа -$ несведущий, необразованный .
— Чем красивы поступки этих людей?
Слово учителя: Если бы в наше время так$ое горе случилось с Егором, то ему бы полностью восстановили лицо таким, каким оно и было раньше. У нас в городе Краснодаре и в г. Сочи есть прекрасные клиники, где делают пластические операции. Вспомните случай с Элеонорой Кондратюк, фотомоделью, который произошел несколько лет назад . Ей кислотой сожгли лицо . Но в клиниках Элеоноре уже почти восстановили прежний облик .
-В каких словах рассказа заключается его главная мысль? Прочитайте.
— В чьих поступках проявился русский характер?
— В минуту опасности русские женщины самоотверженно сражались с врагом наравне с мужчинами и сегодня нельзя не вспомнить Лизу Чайкину, Зою Космодемьянскую, чьи подвиги навеки остались в памяти людской. Красоту души русских женщин, силу характера русских женщин в своих стихах, поэмах, рассказах воспевают великие русские поэты $А.С.Пушкин, Н.А. Некрасов. Послушайте отрывок из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос».
… Есть женщины в русских селеньях с спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движень$ях, с походкой, со взглядом цариц, —
Их разве слепой не заметит, а зрячий о них говорит:
$ «Пройдет — словно солнцем осветит, посмотрит — рублем подарит !»
Идут они той же дорогой, какой весь народ наш идет .
Но грязь обстановки убогой к ним словно не липнет,
Цветет красавица миру на диво: румяна, стройна, высока.
Во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка …
-А сейчас я вас хочу познакомить с удивительным фильмом «Баллада о солдате». Судьба героя фильма очень похожа на судьбу Егора Дремова. Я
покажу вам самый драматичный эпизод из этого фильма. В этом фильме $другие герои, но идея и сюжет очень схожи. И у этих героев очень сильный характер. Посмотрите небольшой отрывок из фильма.
-А теперь, ребята, скажите , в чем же сила русского характера?
— Кто в рассказе проявил русский характер?
Итог урока. Оценки.
$ Задание на дом: 1,2.3 группа – читать 3 часть рассказа.
1,2 группа — пересказ подробный 3 части по плану, 3 группа – читать, отвечать на вопросы .
Урок по рассказу Л. Н. $Толстого «Кавказский пленник»
Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».
Цели:
-
Образовательная:
-
рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.
2) Развивающая:
-
обучение умению отбирать материал из текста для работы над определённой темой;
$
-
развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;
-
развитие навыков сопоставительной характеристики героев;
-
учить сжатому пересказу повествовательного текста;
-
развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
-
продолжить работу по развитию культуры речи школьников.$
3) Воспитательная:
-
воспитание общечеловеческих ценностей;
-
$умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
План
1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе над произведением)
2. Вступительное слово учителя (сообщение темы и постановка целей урока учащимся).
3. Устная работа по вопросам.
$- тема художественного произведения;
— идея художественного произведения;
— композиция художественного произведения$ .
4. Выставка рисунков учащихся.
5. Викторина (небольшие портретные характеристики героев рассказа).
6. Физминутка.
7. Работа в группах (обсуждение индивидуальных вопросов).
8. Устная работа по вопросам:
-
$ почему быль?
-
язык рассказа
$9. Проверка домашнего задания
— сравнительная характеристика Жилина и Костылина;
— устная работа по вопросам.
10. Кроссворд.
11. Итог урока (выводы). Слово учителя.
-
Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?
-
$В чём смысл названия рассказа?
12. Оценки (комментарий
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
$Вступительное слово учителя.
На протяжении нескольких уроков мы с вами читали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и знакомились с героями, сюжетом, с замечательной природой Кавказа. Сегодня мы вновь посетим просторы Кавказа, окунёмся в быт, традиции того времени и ответим на важные вопросы, волнующие каждого прочитавшего это произведение, а именно:
-
$почему, рассказывая о двух героях, о двух русских офицерах, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке;
-
чему учит нас писатель, какие нравственные уроки преподносит;
-
выясним, что такое тема, идея, композиция, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог рассказа.
$Тема — это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.
Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.
Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.
Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозици$я и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.
Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.
Развитие действия – после$ этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.
Кульминация – второй побег.
Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.
Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.
$(Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).
Пока один ученик располагает рисунки в правильной последовательности, по сюжету, весь класс отвечает на вопрос:
$ — Почему это быль? (слайд — быль). По времени можно записать в тетрадь определение были.
5. Викторина (небольшие портретные характеристики героев рассказа).
Через портрет автор стремится раскрыть внутренний мир героя. Портрет показывает те стороны героя, которые автор считает наиболее важными.
-
«М$ужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)
-
«Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
-
«Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, све$тлые, и лицом красивая» (Дина)
-
«Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)
-
«Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?…» (Жилин)
-
«Не любит он вашего брата. Он велит тебя убить. Да мне нельзя тебя убивать, я за тебя деньги заплатил, да я тебя, Иван, полюбил…» (Абдул)
$ 6. Физминутка.
7. Работа в группах (обсуждение индивидуальных вопросов)
Вспомним некоторые эпизоды рассказа. Сейчас вы будете работать в группах. У каждой команды по одному вопросу. Этот вопрос обсуждается всеми участниками группы. На обсуждение 1-2 мин. После обдумывания и обсуждения один представитель от каждой группы даёт монологический ответ на свой вопрос. Принимаются дополнения от участников других групп.
I группа
Быт и нравы жителей аула.
-
$ опишите аул
-
$ одежду горцев
-
расскажите об их обычаях
II группа
Как относились горцы к пленникам и пленники к горцам?
III группа
Расскажите о Дине:
-
внешность
-
почему помогла Жилину?
-
$как оцениваешь поступок Дины?
IV группа
$Почему не удался первый побег?
8. Устная работа по вопросам:
-
почему быль?
-
язык рассказа
Почему Л. Н. Толстой назвал своё произведение былью? Что такое быль?
От$вет. Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.
Я хочу обратить ваше внимание на язык рассказа.
Ответ. Повествование живо и эмоционально, напоминает рассказ очевидца событий, бывалого человека. Язык кавказского пленника близок к языку народному, сказок и былей. Он прост, строг, лаконичен, выразителен, сближен с живым народным говором, с разговорным$ языком («забрехали собаки», «ожаривает лошадь»).
— Итак, давайте ещё раз перечислим главных героев рассказа. Все они взаимосвязаны Как именно, сейчас посмотрим и сделаем некоторые выводы.
9. Проверка домашнего задания.
-
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (учащиеся дома заполняли таблицу).
-
На прошлом уроке мы с вами озаглавили каждую часть рассказа$, и вот что из этого получилось (показываю таблицу на листе А-4). Работа идёт по группам. 1-я группа читает название главы и делает сравнительную характеристику Ж. и К. и т. д. (работа по группам).
Итак, вместе сделаем выводы.
— В чём смысл названия рассказа?
Ответ. Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи дру$гих, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.
Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.
10. Итог урока (выводы). Слово учителя.
$- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?
Ответ. Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о х$рабрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.
Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в душе человеческой. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло, насилие, разрушение. В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, з$абота о ближнем. Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех и вся, она уже не придёт. А для Дины и таких же как она ещё не поздно. Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.
— Ребята, вы хорошо поработали и сейчас мы немного отдохнём и ответим на вопросы кроссворда.
11. Кроссворд.
— Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы$ между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.
Урок по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».
Цели:
-
Образовательная:
-
$ рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.
2) Развивающая:
-
обучение умению отбирать материал из текста для работы над определённой темой;
-
развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;
-
развитие навыков со$поставительной характеристики героев;
-
учить сжатому пересказу повествовательного текста;
-
развива$ть коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
-
продолжить работу по развитию культуры речи школьников.
3) Воспитательная:
-
воспитание общечеловеческих ценностей;
-
$ умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
План
1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе над произведением)
2. Вступительное слово учителя (сообщение темы и постановка целей урока учащимся).
3. Устная работа по вопросам.
— тема художественного произведения;
$ — идея художественного произведения;
— композиция художественного произведения .
4. Выставка рисунков учащихся.
5. Викторина (небольшие портретные характеристики героев рассказа).
$6. Физминутка.
7. Работа в группах (обсуждение индивидуальных вопросов).
8. Устная работа по вопросам:
-
почему быль?
-
язык рассказа
$9. Проверка домашнего задания
— сравнительная характеристика Жилина и Костылина;
— устная работа по вопросам.
10. Кроссворд.
11. Итог урока (выводы). Слово учителя.
-
$ Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?
-
$В чём смысл названия рассказа?
12. Оценки (комментарий
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово учителя.
$На протяжении нескольких уроков мы с вами читали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и знакомились с героями, сюжетом, с замечательной природой Кавказа. Сегодня мы вновь посетим просторы Кавказа, окунёмся в быт, традиции того времени и ответим на важные вопросы, волнующие каждого прочитавшего это произведение, а именно:
-
почему, рассказывая о двух героях, о двух русских офицерах, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке;
-
$ чему учит нас писатель, какие нравственные уроки преподносит;
-
выясним, что такое тема, идея, композиция, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог рассказа.
Тема — это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.
Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добив$аться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.
Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.
$ Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.
Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.
Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.
Кульминация – второй побег.
Развязка – Жили$н оказывается в своей крепости.
Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.
$ (Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).
Пока один ученик располагает рисунки в правильной последовательности, по сюжету, весь класс отвечает на вопрос:
— Почему это быль? (слайд — быль). По времени можно записать в тетрадь определение были.
5. Викторина (небольшие портретные характеристики героев рассказа).
$Через портрет автор стремится раскрыть внутренний мир героя. Портрет показывает те стороны героя, которые автор считает наиболее важными.
-
«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)
-
«Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
-
«Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
-
«Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо $сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)
-
$ «Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?…» (Жилин)
-
«Не любит он вашего брата. Он велит тебя убить. Да мне нельзя тебя убивать, я за тебя деньги заплатил, да я тебя, Иван, полюбил…» (Абдул)
6. Физминутка.
7. Работа в группах (обсуждение индивидуальных вопросов)
Вспомним некоторые эпизоды рассказа. Сейчас вы будете работать в группах. У каждой команды по одному вопросу. Этот вопрос обсуждается всеми участниками группы. На обсужд$ение 1-2 мин. После обдумывания и обсуждения один представитель от каждой группы даёт монологический ответ на свой вопрос. Принимаются дополнения от участников других групп.
I группа
Быт и нравы жителей аула.
-
опишите аул
-
одежду горцев$
-
расскажите об их обычаях
II группа
$ Как относились горцы к пленникам и пленники к горцам?
III группа
Расскажите о Дине:
-
внешность
-
почему помогла Жилину?
-
как оцениваешь поступок Дины?
$
IV группа
Почему не удался первый побег?
8. Устная работа по вопросам:
-
почему быль?
-
язык рассказа
Почему Л. Н. Толстой назвал своё произведение былью? Что такое быль?
$Ответ. Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.
Я хочу обратить ваше внимание на язык рассказа.
Ответ. Повествование живо и эмоционально, напоминает рассказ очевидца событ$ий, бывалого человека. Язык кавказского пленника близок к языку народному, сказок и былей. Он прост, строг, лаконичен, выразителен, сближен с живым народным говором, с разговорным языком («забрехали собаки», «ожаривает лошадь»).
— Итак, давайте ещё раз перечислим главных героев рассказа. Все они взаимосвязаны Как именно, сейчас посмотрим и сделаем некоторые выводы.
9. Проверка домашнего задания.
-
Сравнительная характеристика Жили$на и Костылина (учащиеся дома заполняли таблицу).
-
На прошлом уроке мы с вами озаглавили каждую часть рассказа, и вот что из этого получилось (показываю таблицу на листе А-4). Работа идёт по группам. 1-я группа читает название главы и делает сравнительную характеристику Ж. и К. и т. д. (работа по группам).
$ Итак, вместе сделаем выводы.
— В чём смысл названия рассказа?
Ответ. Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был$ сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.
Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.
10. Итог урока (выводы). Слово учителя.
— Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в расска$зе?
Ответ. Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.
Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в душе человеческой. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло, насилие, разрушение. В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, з$абота о ближнем. Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех и вся, она уже не придёт. А для Дины и таких же как она ещё не поздно. Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.
— Ребята, вы хорошо поработали и сейчас мы немного отдохнём и ответим на вопросы кроссворда.
$ 11. Кроссворд.
— Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.
Организация: МБОУ СОШ№3 им. В.А. Ермолаева
Населенный пункт: Краснодарский край, Мостовского района, с. Шедок
Цель урока: научить учащихся осмыслению и анализу художественного произведения на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Задачи урока:
— научить учащихся выделять основную мысль и основные проблемы, поднятые автором в произведении;
— развивать первоначальные навыки анализа художественного произведения, логическое мышление учащихся;
— прививать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
— развивать навыки говорения, расширить словарный запас учащихся;
— воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать ближнему.
Ход урока
1.Организационные моменты.
2. Мотивация учебной деятельности.
Портрет Л.Н. Толстого и краткие биографические сведения.
История создания рассказа «Кавказский пленник»: (Слайды 1,2,3,4)
Слово учителя: «В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.
Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году».
3. Устная работа по вопросам. (Слайды 5,6,7)
— Тема и идея художественного произведения;
Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.
— Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.
Композиционные составляющие рассказа (дать основные понятия по структуре построения прозаического произведения малого жанра)
Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.
Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.
Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.
Кульминация – второй побег.
Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.
Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.
-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. (ввести новый термин «антитез», дать его определение: «противопоставление образов героев, картин, слов, идей, понятий».
Вопросы к классу: (Слайды 8,9,10)
1)- Какие герои, картины противопоставляются в рассказе?
-С какой целью Л.Н. Толстой противопоставляет образы главных героев рассказа Жилина и Костылина?
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?
План:
1.Военное звание.
2.Внешняя характеристика:
3.Плен:
а) место жительства в плену;
б) питание пленных;
в) занятия;
г) подготовка к побегу;
4.Первый побег.
5. Второй побег.
Фронтальный опрос учащихся: (Слайд 11,12,13)
— Что общее у героев и что их различает?
— Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?
(Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)
— А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?
(Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама)
— Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)
Жилин: ходит по аулу, всматривается, выпытывает информацию, считает дни,
рукодельничает
Костылин: скучает, спит, полагается только на внешнюю помощь
(Слайды 14,15,16,17)
Введение термина «антитеза». Антитеза- (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, героев-антагонистов.
- глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин — ждет помощи.
— Как завоевывает Жилин симпатию горцев?
(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;
— Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;
— однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)
— Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?
(Он все равно был для них чужой, человек иной веры. Для них он – враг
— Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?
— Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.
— А Костылин?
(Он безвольно ждет решения своей судьбы.)
— Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?
ФИЗМИНУТКА: (5 мин.) упражнения из рекомендованного комплекса.
2) Обсуждение второй сквозной темы рассказы: милосердие и сострадание к ближнему (Слайды 18,19,20)
а) В чем проявляется сострадание татарской девочки Дины к пленникам?
б) В чём проявляется благородство и сострадание к ближнему со стороны Жилина? (привести пример из эпизода первого побега пленников, отношения Жилина и Костылина к своим близким, оставшимся на родине)
-Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.
Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.
Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.
Работа с текстом произведения:
Проанализируйте текст произведения и определите какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина? Почему?»
Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.
— Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?
Что обозначает:
Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий
Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных
Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?
— В чём смысл названия рассказа?
(Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.
Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)
6. Итог урока.
1. Чему учит рассказ?
2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?
— Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?
Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.
7. Домашнее задание.
Написать домашнее сочинение на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы».
8.Рефлексия: (Слайд 21)
1. Что вызвало наибольший интерес при чтении рассказа?
2. Какой герой понравился и почему?
3. Что в рассказе вызвало неприятие или непонимание?
4. Какие мысли возникли после прочтения рассказа, о чем он заставил задуматься?
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
— учащиеся умеют пересказывать содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»;
— у учащихся сформировано умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении
Личностные УУД:
— у учащихся сформирован навык анализа художественного произведения, логическое мышление;
— учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
— у детей сформировано умение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
— сформировано умение определить учебные задачи, составлять план и последовательность действий, контроль знаний;
— сформировано нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа;
— учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию.
.Познавательные УУД:
— учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;
— сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты.
Тема: – «После бала»(сочинение-отзыв) (2)
Варвара Андреевна Корейш была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Чувство Сергея Николаевича Толстого (брата Л. Н. Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался наказанием через строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот стал тогда же известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала».
Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, который вспоминает свое прошлое. Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек пользуется уважением, к его мнению прислушиваются, что он, по-видимому, обладает богатым жизненным опытом. «Сколько бы человек никуда не годились, кабы вас не было», — замечает один из собеседников. И благодаря таким замечаниям возникает доверие к герою. А его обещание рассказать об одном утре, от которого «переменилась вся его жизнь», заставляет внимательно и с интересом следить за дальнейшим повествованием.
Мы окунаемся в эпоху сороковых годов XIX столетия. Сначала нас зачаровывает атмосфера великолепного бала: «зала прекрасная с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», хозяин — добродушный старичок, богач-хлебосол, такая же добродушная жена его, «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке». Мимо проплывают пары. Бесконечные вальсы, кадрили, польки. Наш герой очарован красотой Вареньки Б…, любуется ее стройной фигурой в белом платье с розовым поясом, зарумянившимся с ямочками лицом, ласковыми, милыми глазами. Он влюблен. Он «не только весел и доволен», но «счастлив, блажен… добр», словно «какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Свою любовь к Вареньке молодой человек переносит и на окружающих. Он «обнимал в то время весь мир своей любовью» и с восторженным умилением любовался танцующей парой: отец-полковник пригласил Вареньку на мазурку, и ее грациозная фигурка «плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых, атласных ножек». К отцу же ее Иван Васильевич испытывал в то время «какое-то восторженно-нежное чувство». Мазурка кончилась, и полковник откланялся, сославшись на важные дела рано утром.
Когда молодой человек приехал домой, приятные воспоминания не давали ему уснуть. Казалось, он был бесконечно счастлив, но счастье все росло и росло, он вспоминал Вареньку, танцующую в паре с отцом. И он невольно соединял «его и ее в одном нежном, умиленном чувстве». Автор часто подчеркивает важные мысли повторами, и этим дополнительно усиливает образность и экспрессивность восприятия. Кроме того, оценку увиденному рассказчик дает в соответствии со своим внутренним состоянием. На балу любовь к Вареньке освободила всю скрытую в душе молодого человека «способность любви». Но, выйдя на улицу и став невольным свидетелем экзекуции, которой руководил отец Вареньки, рассказчик испытывает совсем другие чувства. «Мне же было до такой степени стыдно, — говорит он, — что не знал, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, и опустил глаза… И мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Очень важную роль и в композиции рассказа, и в выражении его идеи играют противопоставления. Противопоставлены два основных эпизода — мазурка и экзекуция. Противоположно и описание полковника в этих двух эпизодах. Танцуя, «он бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А утром на площади «он шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу»; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу», злобно хмурился. Нам словно представлены два разных человека: один из них вызывает симпатию и добрую улыбку, другой — омерзение. Еще ярче контраст между полковником «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами» и наказываемым, который, «дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами», двигался сквозь строй солдат.
Хотя сюжет рассказа понятен и прост, история жизни Ивана Васильевича, перед которым раскрывались широкие возможности сделать карьеру и который отказался от государственной службы после случая, изменившего всю его жизнь, на меня произвела очень сильное впечатление. Во многом этот эффект достигается умелым использованием языковых средств и художественных приемов.
Л. Н. Толстой как мудрый и тонкий художник слова показывает нам, что решение его героя о «неучастии во зле» оправдано и приобретает в рассказе высокий гуманистический смысл.