Урок по рассказу ночь исцеления борис екимов

Трагическая судьба человека в годы великой отечественной войны по рассказу б. екимова ночь исцеления. урок по родной русской литературе в

Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны

(по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»).

Урок по родной русской литературе в 9 классе

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Средняя школа №33» г. Дзержинска

Ушаковой Лидии Александровны

Цели и задачи:

  1. Формирование умений анализа художественного произведения

  2. Формирование и расширение знаний об идейном смысле художественного произведения: раскрытие смысла названия произведения и постижение нравственных уроков, заключенных в содержании рассказа.

  3. Развитие умений аргументации собственной точки зрения, умений обсуждения, освоение культуры общения.

  4. Вызвать эмоциональный отклик на произведение, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в годы Великой Отечественной войны, вызвать стремление гуманно относится к страдающему человеку, научить тепло относиться к беспомощной старости, разделять чужую боль.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы будем беседовать о людях, нуждающихся в нашем внимании, в нашей заботе. О людях, которые пережили войну, прошли большой жизненный путь, испытали трудности, а сейчас нередко чувствуют себя забытыми и одинокими.

В рассказе Бориса Екимова «Ночь исцеления» о Великой Отечественной войне говорится не напрямую, а косвенно. В основе произведения – внутренняя драма героини, связанная с пережитым в годы давно закончившейся войны. Среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми наградами, мы видим женщин. Без них не было бы Победы. Это женщины, которые, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу. Именно они сберегли детей и сохранили родные очаги и семьи. Вот об этом и о многом другом небольшой рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».

2. Сообщение о писателе Борисе Екимове.

Это наш современник, он родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края. Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в1979 году окончил Высшие литературные курсы. Сейчас писатель проживает в городе Качане-на-Дону Волгоградской области, где обрёл вторую родину. Его произведения были отмечены многими наградами. Критики его хвалят, говорят, что его рассказы – это «традиционная русская проза в её современном исполнении», неизменно подчёркивают социальность тем, над которыми работает писатель. Его произведения, написанные, в основном, в форме малого жанра, не могут никого оставить равнодушными, потому что в них поднимаются общечеловеческие проблемы, понятные каждому. Наверное, поэтому, однажды открыв для себя прозу Бориса Екимова, хочется возвращаться к ней вновь и вновь.
«Я русский писатель», — говорит он о себе. С любовью и болью описывает автор современную жизнь задонских хуторов, затерянных посёлков, опустевших деревень. Герои Екимова словно несут пожизненную вахту, оставаясь верными своей малой родине, пытаясь сохранить то лучшее, что уцелело.

3. Беседа о восприятии рассказа.

Ученики перечисляют имена героев, обозначают место и время действия. Вносится предположение, что действие происходит в 70-е – 80-е годы XX века, если учесть, что во время войны баба Дуня была женщиной лет 35-40 с тремя детьми и сейчас имеет внука-подростка. Но параллельно с этим временем ребята переносятся в прошлое, в тяжелые годы Великой Отечественной войны.

Учитель поясняет, что автор использует прием сна, с помощью которого хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших Великую Отечественную. Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы.

Затем обращаемся к таблице “Элементы сюжета”, учащиеся пересказывают основные эпизоды.

Основными элементами сюжета ребята назвали:

Завязка – тревожные сны бабы Дуни.

Развитие действия – приезд внука, его разнообразные занятия; радость бабушки; переживания по поводу тревожного сна.

Кульминация – нахождение единственно верного способа исцеления бабушки.

Развязка – надежда на полное исцеление бабушки.

4. Работа с текстом.

— Найдите описание внешности главных героев.

“Баба Дуня была совсем старой: согбенное оплывающее тело; седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее”. “С приездом Гриши баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты. Даже про хвори забыла”.

(Вывешиваются портреты старых русских женщин. Учащимся задается вопрос: “Как вы думаете, какой из этих портретов подходит для нашей бабы Дуни? Почему?”)

После мотивированного выбора одного из портретов описывается внешность Гриши:

“Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку”.

“Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до дивана”.

“А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем”.

— О чем рассказ «Ночь исцеления»? Кого вы назвали бы главным героем рассказа?

— Какое впечатление произвел на вас рассказ, какие чувства вы испытывали во время чтения?

Учитель: Борис Екимов поднимает очень важные проблемы в своем рассказе: гуманное отношение к страдающему человеку, учит тепло относиться к беспомощной старости, разделять чужую боль. Таким образом, писатель говорит о милосердии.

— Как вы понимаете слова «милосердие», «сострадание»?

(Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо несчастьем, горем. («Словарь русского языка» С.И. Ожегова)

Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы. Обратимся к тексту.

— Баба Дуня живет одна. Что значит одиночество для пожилого человека?

— Что изменилось в жизни бабушки Дуни с приездом внука?

(«…баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша». Даже когда Гриша убегал с ребятами кататься на лыжах, и баба Дуня оставалась одна, «…то было не одиночество. Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме», «нынче с Гришиным приездом она про хвори забыла».)

— Можно сказать, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Обратите внимание на слова «одна», «одинокая», «одиночество». Почему автор повторяет эти однокоренные слова?

— И состояние это не только физическое, но и душевное. Его можно испытать, когда вокруг люди, но нет близкого по духу. Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши. Почему же она нечасто гостила у них?

(«Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою вечером возвращалась к дому. С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…

Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит. Кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются – валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!»)

— Как относились близкие к болезни бабы Дуни?

Одного понимания «болезни» оказалось мало, подобное нужно лечить не лекарствами.)

— А как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своему недугу.

(«Совестясь, чувствовала себя …виноватой», «горевала»; «вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу».)

— Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет заставляет ее так мучится?

(Во время войны она потеряла хлебные карточки, а дома трое маленьких детей. )

— Ребята, а что такое карточки и что они означали во время войны?

(Карточка – это бланк с отрывными талонами, дающими право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери. Потеря карточек в военное время смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.)

— Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью?

— Как позже внук реагирует на крики бабушки во сне?

— Обратите внимание: после первой бессонной ночи автор описывает, как Гриша катается на лыжах, как ему хорошо, а потом эти описания отсутствуют. Вначале мальчик воспринимает прошлое своей бабушки отстраненно, а потом оно становится его собственной болью.

— «Ночь исцеления» — так называется рассказ Бориса Екимова. Синонимами к слову «исцеление» являются слова «выздоровление, возвращение к жизни». Чтобы исцелить бабу Дуню, Грише приходится выбрать один из двух способов. Первый предлагает мать.

Обратимся к тексту.

— Воспользовался ли мальчик советом матери?

— Нет, мальчик нашел свой способ исцеления бабы Дуни. «Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково.

— Чем отличается первый способ от второго?

(Он более гуманный. Мальчик думает не о себе, а о бабушке. Но этот способ и более трудный.)

— Почему Гриша не говорит бабушке о случившемся ночью?

(«Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление».)

  1. Как вы понимаете смысл названия рассказа? О чьем исцелении идет речь?

(Добротой и лаской можно исцелить бабу Дуню: «И придет исцеление». Чуткость, внимательность, забота мальчика сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые.

Исцелился и Гриша. Исцелился от черствости, от равнодушия. Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша. Днем – счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью он как будто переносится на несколько десятилетий назад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта «ночная» жизнь стала для него важнее.)

6. Обобщающая беседа.

— Чем объяснить, что Гриша нашел единственно верный способ исцеления бабушки?

(Тем, что он намного близок к бабушке, чем его отец, ее сын. Мальчик любит бабушку и хорошо понимает ее состояние, вживается в ее душу).

— Как он себя ведет? Какова его роль, интонация?

— Почему Гриша решил, что надо “делать и молчать”?

— О чем говорит вам название рассказа? Как вы понимаете смысл заглавия?

(Баба Дуня мучается ночью. Она страдает от тревожных снов. Гриша действует ночью. И он будет действовать, избавлять бабушку от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится.)

Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, того, кто вылечивает силой внушения. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается.

— Итак, какой вывод можно сделать?

Мы поняли, что близкий родной человек – мать – не должна оставаться одна при живых детях и внуках. Она отдала им всю свою жизнь. Теперь настал их черед заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Обязательно рядом должен быть человек – опора, поддержка в трудную минуту.

— Огромную роль играет власть войны. Тяжелое время, горе, пережитое в войну, не отпускает бабу Дуню, оно крепко осело в ее памяти, в душе.

— Боль бабы Дуни не физическая, а душевная (ей врачи и лекарства не помогли). Душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением.

Сможет ли Гриша стать ее опорой, поддержкой? Сохранит ли он в себе лучшие душевные качества?

7. Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном произведении и проиллюстрировать понравившийся эпизод.

4

  • 1
    «… не бывает совсем не пострадавших от войны…» Урок литературы по рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления»
    2
    Борис Екимов родился в 1938 году на севере Красноярского края, живет в Волгоградской области в городе Калач-на-Дону. Сменил несколько рабочих профессий в молодости, затем работал в газете «Волгоградская правда». Печатается с 1965 года. Написал около двух сотен рассказов, десятки повестей, несколько романов. Среди книг Екимова последних лет – сборники «Пиночет», «Ночь проходит», «Набег». Лауреат различных профессиональных наград, в том числе Государственной премии и премии Солженицына.
    3
    Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем
    4
    Эпиграфы к уроку А говорили: всё проходит И позабудется в свой срок. Но боль войны жива в народе И бродит, как в березе сок. В.Селезнев «Вопрос о самоопределении в жизни – центральный в творчестве Б. Екимова. По убеждению писателя, взросление человека начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б.Екимов центральным нервом многих своих рассказов». Виталий Васильев
    5
    И ходит по Земле Босая Память – маленькая женщина. Она идет. Переступая рвы, – Ей не нужны ни визы, ни прописки, В глазах – то одиночество вдовы, То глубина печали материнской. Она идет, Покинув свой уют, Не о себе – о мире беспокоясь. И памятники честь ей отдают. И обелиски кланяются в пояс. Егор Исаев «Суд памяти»
    6
    Как важно… Как важно вовремя успеть Сказать кому – то слово доброе, Чтоб от волненья сердце дрогнуло!- Ведь всё нарушить может смерть.

  • Извечный спор: « Кто лучше? Кто сильнее?» И вот разгораются войнымежду странами, народами, континентами. Именно в условиях самой жестокойформы силового соперничества – войны – нарушается право человека нажизнь. Часто удары войны обрушиваются на тех, кто не участвует илиперестал участвовать непосредственно в боевых действиях: на мирныхжителей, раненых пленных. Война убивает и калечит людей, лишает ихнадежды. Она разрушает и материальные ценности: жилища становятсянепригодными для жизни, уничтожаются целые города.
    Немогут функционировать больницы, не работает транспорт, отравляютсясельскохозяйственные угодья, из-за минных полей люди не могутпользоваться дорогами и пасти скот и т.д. Разрушительная сила войныбеспредельна.
    Непосредственными последствиями военныхдействий всегда являются нехватка товаров и нужда. Здесь и ненадежноепродовольственное снабжение, и непригодная для питья вода, и покинутыелюдьми разрушенные дома. Система здравоохранения если и существует, тоедва может функционировать. Оставшиеся больницы переполнены, не хватаетмедикаментов; из-за отсутствия транспортных средств, разрушенныхавтомобильных и железных дорог раненым невозможно оказыватьсвоевременную помощь. Война способна принести гражданскому населениюстрадания и без бомбежек и авиационных налетов. В обстановкенеопределенности и постоянно существующей во время конфликта опасностинарушается обычный ритм повседневной жизни – поля, например, невозделываются, а, как говорится, не посеешь – не пожнешь. И, наконец,люди, живущие в условиях оккупации, всегда вынуждены терпеть лишения,даже если им не грозит непосредственная опасность в результате военныхопераций.
    Исходя из вышеизложенного, можно сделать справедливоезаключение о том, что страдают от войны не только военные, но и мирныежители. То есть во время вооруженных конфликтов страдают все слоиобщества.

  • Извечный спор: « Кто лучше? Кто сильнее?» И вот разгораются войны между странами, народами, континентами. Именно в условиях самой жестокой формы силового соперничества – войны – нарушается право человека на жизнь. Часто удары войны обрушиваются на тех, кто не участвует или перестал участвовать непосредственно в боевых действиях: на мирных жителей, раненых пленных. Война убивает и калечит людей, лишает их надежды. Она разрушает и материальные ценности: жилища становятся непригодными для жизни, уничтожаются целые города.
    Не могут функционировать больницы, не работает транспорт, отравляются сельскохозяйственные угодья, из-за минных полей люди не могут пользоваться дорогами и пасти скот и т.д. Разрушительная сила войны беспредельна.
    Непосредственными последствиями военных действий всегда являются нехватка товаров и нужда. Здесь и ненадежное продовольственное снабжение, и непригодная для питья вода, и покинутые людьми разрушенные дома. Система здравоохранения если и существует, то едва может функционировать. Оставшиеся больницы переполнены, не хватает медикаментов; из-за отсутствия транспортных средств, разрушенных автомобильных и железных дорог раненым невозможно оказывать своевременную помощь. Война способна принести гражданскому населению страдания и без бомбежек и авиационных налетов. В обстановке неопределенности и постоянно существующей во время конфликта опасности нарушается обычный ритм повседневной жизни – поля, например, не возделываются, а, как говорится, не посеешь – не пожнешь. И, наконец, люди, живущие в условиях оккупации, всегда вынуждены терпеть лишения, даже если им не грозит непосредственная опасность в результате военных операций.
    Исходя из вышеизложенного, можно сделать справедливое заключение о том, что страдают от войны не только военные, но и мирные жители. То есть во время вооруженных конфликтов страдают все слои общества.

  • Заслуживает ли человек уважения только потому, что он стар? Этот вопрос звучит не менее кощунственно и провокационно, чем тот, который стоит в заголовке моего сочинения. Но так только кажется…
    Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что война – это всегда несчастье. При этом слове всегда приходят на ум сожженные города и деревни, кровь и пепел, сотни и даже тысячи убитых. Хотя, честно признаться, сознание нормального человека не может вместить такие цифры. Мы,  в лучшем случае, видели мертвым кого-то одного, близкого родственника. Некоторые, может быть, видели место автомобильной аварии, где погибла целая семья. Но когда мы слышим о миллионах погибших – представить их всех вместе, сразу, невозможно. Этому противится сам здравый смысл и чувство самосохранения.
    На Западе до сих пор недоумевают – почему в нашей стране так обостренно воспринимают ту войну? А как же иначе, если она вошла почти в каждый дом, если почти в каждой семье есть либо погибшие, либо раненые. Война коснулась всех. Только очень по-разному. Об этом не слишком приятно и принято говорить, но это так.
    Что означает «пострадать от войны»? Лишиться дома, потерять родных и близких. Но экономические потери не в счет, потому что подняться заново всегда можно, а вот вернуть к жизни близкого человека – нет. «Навсегда» — это когда уже ничего невозможно исправить, когда комья мерзлой глины стучат по крышке гроба…
    Мы много знаем о тех, кто не щадил своих жизней на поле боя. С некоторых пор не меньше знаем о тех, кто работал в тылу. И нельзя сравнивать тех и других – дескать, кому было труднее? Всем было одинаково тяжело. И все они по-своему приближали нашу Победу. Но была и другая категория «персонажей»…
    Например, те, кого презрительно именовали «штабными» (или тыловыми) крысами». Они не нюхали пороха, не были на передовой, благополучно провели всю войну в тылу и даже успели сделать неплохую карьеру. Например, в не самой известной ранней песне Владимира Высоцкого «Про Сережку Фомина» описан один такой «кадр», которого спас от армии отец-профессор, а в конце войны герой песни встречает старого приятеля, который самым непостижимым образом оказывается Героем Советского Союза. Горько и обидно, мерзко и противно. Но такие случаи, действительно, были.
    На войне наживаются, делают бизнес. Ведь оружие, как и наркотики, — одна из самых прибыльных статей «теневой» коммерции. Об этом тоже не слишком принято распространяться, хотя знают об этом все. Есть и более прозаическая сторона войны – мародерство. Она описана в «современной пасторали» писателя В.Астафьева «Пастух и пастушка». Старшина Мохнаков – один из тех, кто искалечен войной. Он умеет только убивать. Он неизлечимо болен. Поэтому его подвиг – это самоубийство.
    А были и те, кто распоряжался чужими жизнями в годы войны. Один такой персонаж выведен в романе американского писателя Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол». Это Андре Марти. Он никому не доверяет, но подозревает в измене всех окружающих. Посреди грохота орудий и гибели боевых товарищей он чувствует себя, как рыба в воде. Рядовые солдаты воюют, а решать их судьбы уполномочен он. Правда, здорово и безопасно?
    Таким образом, как ни кощунственно и цинично об этом писать, от войны не только не страдают – на войне наживаются и благодаря ей делают успешную карьеру. Не каждому это дано. Но кому дано – «выжимают» из ситуации все возможные преимущества для себя.
    Из коллекции П.Н. Малофеева

  • CH3-CH(CH3)-CH(CH3)-CH(CH3)-CH2-CH3 Сжечь вещество и назвать его
    Какими видами памяти вы пользуетесь в учёбе? Приведите примеры и запишите их в тетрадь. 2. Объясните, почему И. Сеченов писал, что человек, лишённый памяти, будто находится в состоянии новорождённого.
    Составьте предложения,в одном из которых наречие используется как обстоятельство,а в другом – как определение : Свитер, наизнанку; город, ночью; трижды, герой; взгляд, исподлобья; чай, вприкуску; поворот, направо
    На стороні АВ ромба АВСD як на діаметрі побудовано коло, яке перетинає сторону АDу точці M. Відстані від точки M до вершин A і B дорівнюють 5 i 12 cм відповідно. Знайти площу та периметр ромба
    какие права имеет ребенок
    в каких словах ударение падает на второй слог :1 здравствуй 2 свёкла 3 портфель 4 брала.Сомнения по слову брала???
    Заполните схему,,Причины потери плодородия почвы”
    Вышли одновременно оля и таня навстречу друг другу
    1.Новый театр еще не построили, не так ли?
    2.Когда будет опубликована ваша книга?
    3.Такие открытки обычно посылают ко дню рождения.
    4.Такую же мелодию исполняли, когда я вернулась с работы.
    5.Ваши вещи вовремя упаковали? – Да,спасибо.
    6.В доме был идеальный порядок. Все было расставлено по местам, пол вымыт, а занавески выстираны.
    7.Чей доклад сейчас обсуждается?
    8.Ника давно не видели.
    9.Фрукты едят перед едой.
    10.Мы попали в театр, так как билеты давно были заказаны.
    2
    1.Тихо! Сообщают важные новости.
    2.Как давно ремонтируется эта квартира?
    3.Это было сказано специально для тебя.
    4.Его не вылечат, если он не ляжет в больницу.
    5.Этот пирог легко готовится.
    6.Мне это не показалось. – Ну, неужели за тобой действительно следили?
    7.Не было потеряно ни минуты. Были сделаны все необходимые приготовления.
    8.Машину не красят. Ее уже сушат.
    9.Имя уже выбрали к тому времени, как родился ребенок?
    10.Я боялась, что ошибку все равно заметят.
    При нагріванні повітря розжирюється, а при охолодженні стискається?

  • Борис Рябинин

    Рассказы о потерянном друге

    Быль о верности

    (Любовь к человеку)

    Поезд приближался к Львову. Пассажиры уже начали собирать багаж и упаковывать чемоданы, когда в раскрытую дверь нашего купе просунулась голова пожилого проводника:

    — Граждане, если у кого есть съестные остатки, не выбрасывайте, отдайте мне… — В руках он держал бумажный кулек, свернутый из старой газеты. Там уже лежало что-то.

    — Что, свинью выкармливаешь, друг? — громогласно осведомился коренастый, пышущий здоровьем военный, всю дорогу дувшийся в соседнем купе в преферанс. — Хорошее дело! Люблю поросятинку, поджаристую, с косточкой…

    — Нет, это не для себя, — уклончиво возразил проводник. — Я как-нибудь проживу и без этого…

    Странно. Полчаса назад я видел его у мусорного ящика в тамбуре — он выуживал из него куски хлеба, обглоданные кости, засохшие сырные корочки. Делал это сосредоточенно, будто выполнял какую-то важную работу, и нисколько не смутился от того, что его застали за таким занятием. «Видно, не в первый раз», — подумалось мне; так оно и было. Завернув добычу в смятую газету, он тотчас отнес ее к себе. Для чего или для кого он копил? Нищим, что ли, подавать? Но за всю дорогу мы не видели ни одного попрошайки. Кому это, действительно, может быть еще нужно, кроме свиней и поросят. Не сам же он собирается это есть! Сказать честно, я даже подумал нехорошо об этом серьезном, сдержанном человеке, на которого у нас за сутки с лишним пути не было ни единого нарекания. Выколачивает дополнительные доходы из своей должности?

    Проводник держался достаточно вежливо и в то же время твердо. Впрочем, никто не собирался ему перечить.

    Известно, что в пути пассажиры едят, остается много объедков. Все это мы собрали и отдали ему.

    — А все-таки кому же? — спросила молоденькая пассажирка-студентка, возвращавшаяся в институт после каникул, аккуратно сметая в подставленный кулек колбасную шелуху, черствые корочки и крошки.

    — Сейчас вы увидите, кто меня будет встречать… Скоро будет станция, поезд на ней стоит долго… — Он оставался серьезен, все шуточки и намеки отскакивали от него; только в глазах появилось какое-то новое выражение.

    После, я видел, он прошел по всему вагону, заглянул во все купе, все с той же единственной целью.

    Вагоны начали замедлять свой бег. Толчок. Поплыли чистенькие станционные постройки с красными черепичными крышами в том характерном стиле, по которому сразу отличишь Западную Украину — бывшую Галичину, или Красную Русь, окраинную часть нашего государства, — с тщательно ухоженными пашнями, чередующимися с небольшими перелесками, с разгуливающими группами и в одиночку важными грачами и замершими на одной ноге аистами. Еще толчок, локомотив затормозил… Высунувшись из окон, мы следили за проводником. Стоя на нижней ступеньке вагонной подножки со свертком под мышкой, он кого-то искал глазами.

    Вот! Неужели ее? На перроне стояла старая-старая овчарка с мутными глазами, с облезшей, свалявшейся шерстью, с обломанными, расщепленными когтями, как бывает всегда у очень возрастных, запущенных и мало двигающихся собак. Весь вид ее говорил, что она стара, одинока, лишена присмотра и ласки. Стара — ибо морда ее была седа (собаки с возрастом седеют, как и люди), в глазах синева, старческая катаракта; и без хозяина: гребень и щетка давно не касались ее шкуры. Судя по всему, она бедствовала долго, и лишь опытный глаз по признакам экстерьера установил бы, что когда-то это было великолепное породистое животное, полное силы и красоты. Собака не проявила бурной радости, увидев проводника, лишь чуть шевельнула облезлым хвостом. Однако поведение, изменившееся выражение ее морды, когда проводник, спрыгнув на перрон, подошел к ней, говорили, что она встречала именно его.

    В руках у проводника теперь был уже не кулек, а целый мешок: кулька не хватило, и он снял грязную наволочку с подушки, наполнил ее. Мы ждали, что, отойдя в сторонку, он сейчас высыплет содержимое наволочки перед собакой где-нибудь под кустом или сперва угостит лакомым кусочком, а после отдаст остальное. Но — нет: потрепав собаку по загривку, как старую знакомую, он сразу заторопился куда-то прочь; животное потащилось за ним. Оба скрылись за углом.

    Проводник вернулся, когда мы уже начали опасаться, что он опоздает к отправлению поезда. Наволочка была пуста, на лице его читалось выражение спокойного удовлетворения. Казалось, человек сделал что-то важное, необходимое, и теперь совесть его чиста.

    — Это что — твоя подшефная? Давно ты обслуживаешь ее? — спросил преферансист. — А хозяин что, не кормит?

    Со свойственной этой категории людей прямолинейностью и грубоватой, но не обидной фамильярностью он, кажется, готов был подтрунивать над человеком в железнодорожной форменке, которому, видно, не хватало своего дела, что он еще заботился о какой-то полудохлой беспризорной псине.

    — Хозяина нет. Она ничья. Хозяева все мы…

    «Хозяева все мы». Прозвучало строго и с укором.

    И дальше мы узнали историю этого пса.

    Когда-то овчарка принадлежала полковнику в отставке, ветерану Великой Отечественной войны. Человек одинокий и больной, он жил здесь, в пристанционном поселке, коротая дни в обществе собаки. Несколько лет назад он умер. Хоронить его приехали дальние родственники, друзья-однополчане. В траурной процессии вместе с людьми шла за гробом и собака. Вместе со всеми она присутствовала при погребении, видела, как, глухо стукнув, упали на крышку гроба первые пригоршни земли, как стал расти холмик, поставили звезду, напоминающую о ратных делах и заслугах покойного. Отзвучали прощальные речи, отзвучал последний прощальный салют, люди ушли, а собака осталась.

    Она стала жить на кладбище. Она не хотела покинуть место вечного упокоения дорогого ей человека, не соглашалась расстаться с ним. Кто-то построил ей будку рядом с могилой. Там она и жила, неся круглосуточную свою последнюю вахту — в летний зной и в зимнюю стужу, в дождь и в пургу… Добрые люди приносили еду; но когда-то принесут, а когда-то и не принесут… Голод вынуждал ее выходить и искать себе пропитание на станции. И вот там однажды она встретилась с проводником. Сколько людей прошло мимо нее, не заинтересовавшись, зачем она тут, чья, что делает. Он — не прошел. Он оказался человеком доброй души, он покормил, приласкал ее, — и с тех пор, вот уже в течение нескольких лет, она неизменно являлась на свидание к нему. Без расписания и часов она превосходно знала, когда приходил поезд, шел ли он в ту или в другую сторону, и не опоздала ни разу. А он в свою очередь каждый раз исправно собирал остатки пассажирских пиршеств и относил ей в конуру на кладбище. Ей хватало, чтоб не умереть. Наверное, если бы не он, она давно бы погибла.

    Вероятно, по-своему она привязалась к нему, хотя бурно не выражала своих чувств, — он ведь был теперь единственным человеком на всем белом свете, благодаря заботам которого она продолжала существовать.

    — И вот что особенно удивительно, — говорил проводник. — Ведь расписание два раза в году, весной и осенью, меняется. Спросить она не может. Прочитать, само собой разумеется, тоже не может. Но каким-то удивительным инстинктом она всегда вовремя узнает об этом и, глядишь, опять тут…

    Он помолчал и добавил:

    — И ни разу она не пыталась зайти за мной в вагон, ну, никак. Звал — нейдет…

    Нет. Она знала и ждала его, радовалась всякий раз, когда на перроне появлялась знакомая приземистая фигура немолодого мужчины в привычной форменной фуражке железнодорожного служащего, но ни разу не изменила тому, мертвому.

    — Что же вы раньше не сказали мне! — закричал наш спутник майор. Швырнув на сиденье щегольской чемодан желтой кожи, он рывком отбросил крышку и, выхватив полкруга дорогой копченой колбасы, ткнул проводнику: — Нате! Отнесите ей!

    — Не успеть, — покачал тот головой. — Завтра мне ехать с обратным рейсом, вот тогда я передам ваш подарок…

    — Возьмите и это, — сказала студентка, протягивая кусок аппетитного домашнего пирога. Поделились все, кто чем мог.

    Поезд тронулся, унося воспоминание о прекрасном преданном существе. Колеса отстукивали километры, а мы все что-то притихли, приумолкли, и у всех в глазах стояло это удивительное создание, которое даже после смерти хозяина продолжало хранить ему верность. У студентки на глазах блестели слезы.

    А мне вспомнилось.

    Во Львове, на знаменитом Лычаковском кладбище, есть скромный памятник. Ему много лет, стерлись надписи, выветрился, стал шершавым, позеленел камень, но, побеждая время, продолжает оставаться ясным и светлым смысл памятника.

    Надгробная плита покрывает старинный, вросший в косогор склеп; на ней — бюст мужчины с удлиненным лицом, как у древних славян, в полустертых чертах угадывается мужественность и воля; обок, с двух сторон, две лежащие длинноухие собаки, похожие на пойнтеров. Изустное предание, передаваемое из поколения в поколение, повествует: когда окончил свой земной путь сей безвестный, две собаки продолжали ходить на его могилу, — и в конце концов их нашли тут мертвыми…

    Каменные, они и поныне продолжают охранять его покой.

    Ничего не сохранилось. Ни имени, ни прозвания. Кто он был? чем занимался? Неважно.

    — Это был человек, — не отрывая задумчивого взгляда от бюста, негромко и отчетливо сказала сопровождавшая меня женщина, местная жительница. Ее слова запомнились мне.

    Любят — человека, и старый осиротелый пес с потухшими, слезящимися глазами, с каждым оборотом колес все больше отдалявшийся от нас и тем не менее остававшийся с нами, был живым подтверждением этого. Любят — человека!

    Человеком был полковник, владелец верного животного, потерявший на войне всех близких.

    Человек — наш проводник. Мне стало стыдно, что я плохо думал о нем. В новом свете предстали передо мной и бравый, немного беспардонный вояка, изрядно надоевший за время пути со своим преферансом, и милая, славная черноглазая украинка студентка и другие, проявившие живое сочувствие к бездомному, одинокому псу. Если старый пес был олицетворением долга, не знающего компромиссов, то и люди понимали свой долг по отношению к живому существу!

    А поезд продолжал отстукивать колесами, увозя грустную и прекрасную легенду-быль о преданном сердце бессловесного существа, над которым оказалась не властна даже смерть.

    Потрясенные, мы продолжали молчать и думать каждый свое. Казалось, там, на станции с красными черепичными крышами, название которой мы даже не успели запомнить, осталась частичка каждого из нас. Мы будто потеряли кого-то очень дорогого и близкого. И так хотелось сейчас обогреть, приласкать животное, сказать ему доброе слово… Долго ли оно еще будет жить там? Сколько ему осталось?

    Я представлял, как пес укладывается в своей холодной продуваемой конуре и ждет. Чего? А может, и не ждет. Ведь только люди живут надеждой, разумом, расчетом. Животное просто любит; и коль любит, отдается этому без остатка, такова его натура.

    Любовь к человеку… Когда-то далекий пращур наш, еще не вышедший из полудикого состояния, которого мы уже не можем рассмотреть за дальностью веков, подарил хищному зверю первую ласку, первое человеческое тепло — и зверь ответил на это такой силой преданности, которая не перестает изумлять по сей день. Дряхлый, немощный пес показывал пример того, как надо любить.

    Я думал о нем, а в памяти вставал длинный ряд таких же, как он: Фрам, угрюмый северный пес, вожак ездовой упряжки, похоронивший себя в ледяной пустыне, где остался его мертвый друг Георгий Седов; Бобби из Грейфрайерса, небольшой лохматый шотландский терьер, проживший годы на могиле старого пастуха; Кучи, пес из Варны, который, стоя на берегу моря по брюхо в воде, оплескиваемый солеными волнами, ежедневно ожидал своего пропавшего без вести хозяина-рыбака; «итальянец» Верный, в течение четырнадцати лет не пропустивший ни одного поезда, на котором, по его расчетам, должен был возвратиться его хозяин — машинист, убитый фашистской бомбой, — и подвиг собачьей души вырастал в нечто поистине беспредельное, величественное и гордое…

    А колеса продолжали стучать, стучать…

    Джек Лондон однажды записал:

    «Самоотверженная и бескорыстная любовь зверя проникает в сердце того, кто испытал шаткую дружбу и призрачную верность человека…»

    Не в укор вам, люди: задумайтесь над этими словами!

    Краткое содержание Ночь исцеления Екимов

    К бабушке Дуне в село приехал внук Гриша, покататься на лыжах и сходить на рыбалку. Он вырос и почти на все праздники приезжал в гости к своей бабушке. Дети Дуни давно повзрослели и ухали жить в город. Поэтому старушке было только в радость приготовить вкусный обед и ужин, испечь любимые внуком пироги и тихонько ждать Гришу, глядя в окно. В старости бабушка Дуня стала разговаривать и кричать во сне, поэтому приезжая в гости к сыну и дочери старалась не оставаться на ночь, чтобы не пугать родных и не доставлять им беспокойство.

    После ужина старушка сказала внуку Грише, чтобы не пугался, когда она будет во сне кричать и разговаривать, что это старость. Ночью Гриша услышал бабушкины крики во сне о том, что она потеряла карточки на хлеб и у нее отбирают желуди, которые она собрала, чтобы прокормить своих детей. Сначала Гриша очень испугался, потом пошел в комнату к бабе Дуне и разбудил ее.

    Утром Гриша с друзьями поехал на лыжах к Дону рыбу ловить. Пообещал бабушке привезти много рыбы, чтобы она сварила уху. К вечеру он так устал, что ночью уже не слышал Дуниных криков. Через день Гриша пошел на почту звонить маме. Он ей рассказал про бабушкины крики по ночам. Мама посоветовала в этот момент громко крикнуть бабушке слово «молчать» и она должна уснуть. Возвращаясь назад, Гриша стал думать, как помочь бабушке. Он не хотел жестоко, по его мнению, кричать бабушке «молчать».

    Наступившей ночью он не лег спать, а стал ждать, когда бабушка начнет кричать во сне. Старушка начала опять бормотать, что потеряла продуктовые карточки. Гриша встал на колени около кровати и стал говорить, что все хорошо, карточки нашлись. Он долго повторял: «Возьмите бабушка ваши карточки, которые вы потеряли в синем платочке. Я их нашел». «Берите карточки и спите спокойно, спите», — говорил Гриша, успокаивая бабушку. Она уснула.

    Через некоторое время баба Дуня опять стала кричать во сне и проситься переночевать. Бабушка кричала, что у нее есть документ, а она едет повидать в госпитале мужа. Гриша на этот раз тоже успокоил бабушка, и она спокойно заснула до утра.

    Когда Гриша лег в кровать, он подумал, что завтра расскажет бабе Дуне, как он успокаивал ее ночью. Потом вдруг ясно понял, что нельзя говорить. Нужно каждую ночь так делать, но молчать, тогда старушка исцелится.

    Рассказ учит быть добрее, сердечнее к своим родным и близким и тогда они будут жить долго и счастливо.

    Можете использовать этот текст для читательского дневника

    Екимов. Все произведения

    Ночь исцеления. Картинка к рассказу

    Сейчас читают

    Нелли жила со своим дедом. У нее был брат, Фред Трент, склонный к авантюрам и жульничеству. Ночью девочка была дома одна, — старик играл в карты. Днем на нее ложились все домашние обязанности

    Рассказ Валентины Осеевой «Почему?» начинается со сценки баловства мальчика со своим четвероногим другом Бумом. Они находились одни в столовой, мальчик лихо раскачивался на стуле

    Произведение начинается с того, как хор злых сущностей призывает Демона на землю, дабы он уничтожил всю красоту, созданную, когда то богом. Демон соглашается, под предлогом того

    Повесть начинается с того момента, где отец Алисы Селезневой сидел и думал, какой подарок преподнести дочери на именины. Но тут позвонил археолог Громозека, прибывший с планеты Колеида, где проводил исследования, и попросил профессора принять его

    Главные действующие лица: Прометей, Гефест, Насилие, Власть, Ио, Гермес, Океан, хор океанид. Насилие и Влада вместе с Гермесом приводят Прометея к месту исполнения наказания (скалы в далекой скифии)

    Борис Екимов — Ночь исцеления:
    Краткое содержание

    Поселок на Дону. Подросток Гриша, высокий, румяный, смуглый, гостит у бабушки Дуни. Хоть внук днями с ребятами то на реке, то в лесу, а бабе Дуне уже не одиноко. «Живым духом веяло в доме». А вот сын и дочь приезжали раз в год. Чаще ездила она к ним в город. Да вот беда: стал беспокойным сон. Видятся ей пережитые война и голод – она и кричит. Дети ее к врачам водили. Пила она и таблетки. Без толку. Помогал только окрик: «Молчать!» Жалея детей, она больше не оставалась у них ночевать. Вот и перед внуком совестно. Но Гриша уверяет, что спит «мертвым сном». А ночью просыпается от крика: «Люди добрые! Карточки потеряла!» А на руках у нее Петяня (отец Гриши), Шура, Таечка. Как без хлеба выжить? И плачет бабушка навзрыд. Разбудил ее Гриша. Но затихла она ненадолго. «Не отымайте, Христа ради…» Это у нее лесники желуди отнимают. Не положено собирать. А из них муку можно сделать.

    Для отца Гриши война в прошлом, а для бабушки и сейчас рядом. «Как помочь?» Хотел внук рявкнуть «молчать!», но вместо этого ласково «подал» ей утерянные карточки в синеньком платочке, успокоил. А потом сел у печки и заплакал от жалости. И к ней, и к людям той поры. А баба Дуня во сне уже пробирается к мужу в госпиталь. Просится переночевать. Гриша успевает «вовремя», пока она еще не заплакала. «Пускает» на ночлег: «На бочок и спите». В ту ночь бабаня больше не кричала. Утром Гриша хотел рассказать, какое лекарство нашел для ее психики. И вдруг осознал: «нельзя говорить». Просто «делать и молчать», пока не придет полное «исцеление».

    Читательский дневник по рассказу «Ночь исцеления» Екимова

    Сюжет

    Подросток Гриша в гостях у бабушки Дуни в донском селе. С недавних пор она начала кричать во сне. Снится война. Ее дети знают: после окрика «молчать!» она затихает. Но внук не кричит, а успокаивает плачущую бабушку. «Возвращает» ей во сне потерянные карточки на хлеб, «пускает» переночевать, когда она идет в госпиталь к мужу-фронтовику, «разрешает» набрать в лесу желудей для муки. Такое отношение лечит бабушку. И Гриша утешает, помогает ей во сне, ожидая ночи, когда придет полное исцеление.

    Отзыв

    В названии рассказа идет речь об исцелении душ героев. Тема рассказа – эхо войны, незаживающая память о ней, связь поколений. Ни одну семью война не обошла стороной. Муж Дуни на фронте, она с тремя детьми выживает в тылу. Эти впечатления оказались самыми сильными в жизни бабы Дуни. Внук Гриша понял: страдание и страх лечатся состраданием, любовью. Рассказ учит сопереживать, ценить жизнь, мир, беречь близких, знать и помнить историю своей страны, лечить душевные раны друг друга любовью.

    План рассказа «Ночь исцеления»

    1. Радость бабы Дуни от приезда внука.
    2. Слезы бабушки в снах про войну.
    3. Бабушка мешает всем спать.
    4. Окрик – не лекарство.
    5. Помощь внука в снах бабушки.
    6. В ожидании ночи исцеления от боли.

    Вопросы к рассказу «Ночь исцеления»

    1. В какое время года происходят события рассказа? (зимой).
    2. Что снится бабе Дуне? (война и голод).
    3. Как дети пытались ее вылечить? (визиты к врачам, таблетки, окрики).
    4. Что испытывает Гриша к плачущей бабушке? (сострадание, жалость).
    5. Какие карточки во сне обронила бабушка? (хлебные).
    6. Сколько детей бабушка растила в войну? (троих).
    7. Что делали из желудей люди в войну? (муку для чуреков, лепешек).
    8. Кого во сне Дуня навещала в госпитале? (мужа).
    9. Что делает Гриша, «приходя» в сны бабушки? (успокаивает, помогает).
    10. Чего хочет добиться Гриша своим лечением? (исцеления, выздоровления).

    Анализ рассказа «Ночь исцеления»

    В названии рассказа – ожидание ночи исцеления опаленной войной души родного человека. Главный герой – Гриша. Его характер дан в развитии. Подросток учится сочувствию, сопереживанию, отзывчивости. Он ищет и находит лекарство для душевных ран бабушки. Это не окрик, а внимание, сострадание, любовь. Случай с бабушкой помог ему повзрослеть душой, излечиться от равнодушия, понять важные вещи про жизнь, народ, войну, память.

    Внук приезжает для себя – отдохнуть. Постепенно его отношение меняется. Перед ним – мама его отца. И война не в учебнике истории, а рядом. Он решил молчать о своем рецепте лечения, чтобы не разрушить веру бабушки в его слова ночью.

    Поиск себя в этом мире, выбор, каким быть, как относиться к людям – одна из проблем рассказа. Гриша из нового поколения, не знавшего войны. Но не разрывает связь поколений, а разделяет боль тех, кто войну пережил. Детям бабы Дуни не хватило терпения, сочувствия, времени. Их лекарство было резким окриком. Милосердие, забота, понимание – лекарства от одиночества, душевной боли и равнодушия.

    Краткое содержание Екимов Ночь исцеления для читательского дневника

    Старушка очень плохо спит, кричит во сне, видит кошмары. Самый страшный сон о том, как она потеряла в войну хлебные карточки, а они жизненно нужны её детям. Внук берётся её вылечить: ночью проговаривает спящей, что карточки нашлись. И бабушка просыпается практически здоровой и спокойной. И только в последний момент мальчишка решает не хвастаться. Решается сохранить магию исцеления в тайне.

    Главная мысль

    Главное – проявлять внимание к людям, но не выставлять свои добрые дела, чтоб не разрушить чудо. Важно сохранить саму веру человека.

    Краткое содержание Екимов Ночь исцеления

    К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому, убирает и готовит, чтобы всех накормить. И так всю жизнь она трудилась – всё делала для других. Единственный недостаток у неё – мешает другим спать ночами. И не храпит ведь – кричит от ужаса, хотя сама этого очень стыдится. Всегда предупреждает гостей, старается плотней закрыть двери… Снится ей опять война, которая, хоть и закончилась, будто продолжается в воспоминаниях людей. Страх не пережит, не побеждён. Он постоянно с ней, но только ночью, когда отошли заботы дня, он набрасывается на свою жертву. Как будто это настоящее эхо войны.

    Внук, разбуженный ночью, подходит к бредящей старушке, вслушивается, понимает, что за кошмар ей снится. Мальчик сам испуган, так как ощущает ужас в её криках, отчаяние в неразборчивых словах спящей. И придумывает, как ей помочь, просто от доброты душевной. Приходится ночью сидеть около кровати и повторять спящей, что карточки нашлись. Точней, она сама во сне просит добрых людей помочь. Она кричит, что это было на хлеб для её детей. Возможно, кто-то из них уже умирает от голода. И во сне она воспринимает слова внука, верит им, успокаивается.

    Конечно, мальчик гордится, что он сумел так ловко всё придумать, обмануть ночной кошмар. Внук собирается рассказать о том, какой он сообразительный, всем – и в первую очередь, естественно, самой бабушке. Но в последний момент он понимает, что так разочарует ей, обманет надежды на то, что кончились её страдания. И он заставляет себя молчать.

    И всё-таки он понимает, что, возможно, придётся повторять «бабушкиному подсознанию» о найденных карточках снова и снова, ночь за ночью.

    Весьма популярный рассказ для выразительного чтения.

    Читать краткое содержание Ночь исцеления. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

    Екимов Борис Петрович. Краткие содержания произведений

    Картинка или рисунок Ночь исцеления

    Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    Владимир Леонидович Дуров был талантливейшим писателем, но это не основной его род деятельности. В молодости Дуров учился в военной гимназии, но увлекся цирком и полностью посвятил

    Первые строчки романа повествуют нам о радости, которая переполняет Колю Плужникова. Наконец-то он закончил военное училище и думал теперь о том, как он поскорее прибудет домой.

    В кочующем цыганском таборе вечер, старый цыган ждёт свою дочь, которая отправилась гулять по полям. Земфира возвращаетсяне одна, а с молодым человеком по имени Алеко. Она сообщает отцу, что он решил оставить прежнюю жизнь и стать цыганом.

    Ершов Петр Павлович написал интересную сказку для детей, где главный герой Иванушка-дурачок дружит с ослом, а тот ему помогает в различных ситуациях. Хоть история простая и содержит много волшебства, в ней есть моменты

    В романе присутствуют две сюжетные линии, которые объединяет Лес, а также два главных персонажа – Перец и Кандид, которые с ним связаны. Они очень разные, но оба сильно выделяются в своем окружении

    На чтение 12 мин. Просмотров 7 Опубликовано

    В донское село к бабе Дуне приехал внук Гриша. Он сразу убежал кататься на лыжах, но бабка уже не чувствовала себя одинокой — повсюду валялись вещи внука, и в доме «веяло живым духом».

    Сын и дочь бабы Дуни давно уже жили в городе. Раньше она часто по нескольку дней гостила у детей, но с недавних пор начала кричать и разговаривать во сне. Чтобы не будить по ночам всю квартиру, баба Дуня стала приезжать редко и только на день. А теперь вот внук Гриша подрос и навещал бабулю не только на каникулах, но и по праздникам. Она с трудом узнавала внука в этом длинноногом, большеруком подростке.

    Продолжение после рекламы:

    Весь вечер Гриша собирался на рыбалку — снасти разбирал, а ночью его разбудил крик бабы Дуни. Ей снилось, что идёт война, а она потеряла продуктовые карточки, и теперь дети будут голодать.

    Гриша разбудил бабулю, уговорил повернуться на правый бок, но вскоре баба Дуня снова закричала. На этот раз ей приснилось, что она ходила за Дон, набрать желудей, из которых можно намолоть муки и испечь лепёшки. На пароме лесники отняли мешки с желудями, и теперь дети будут голодать. Гриша снова встал и успокоил бабу Дуню.

    Через несколько дней мальчик пошёл на почту позвонить матери. Она посоветовала прикрикнуть на бабулю, когда та станет кричать во сне. По дороге домой Гриша думал, как помочь бабе Дуне, для которой по ночам оживало её горькое и тяжёлое прошлое.

    Ночью Гриша не спал. Когда бабе Дуне снова приснилась потеря карточек, Гриша хотел прикрикнуть на неё, но не смог. Он ласково обнял бабулю и сказал, что нашёл карточки, которые она обронила. И баба Дуня успокоилась.

    Потом Гриша долго сидел у печки и плакал.

    Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать.

    Баба Дуня снова заговорила. Теперь ей снилось, что она пробирается к мужу в госпиталь, надо где-то переночевать, а её не пускают. Гриша убедил бабулю, что её пустят переночевать и уложат на кровати, а не на полу. Больше баба Дуня в ту ночь не кричала.

    Гриша долго не спал, представляя, как утром расскажет обо всём бабе Дуне, но потом вдруг понял, что рассказывать об этом нельзя, иначе не подействует его «лечение». Все оставшиеся время он будет молчать и помогать бабуле, пока не придёт ночь исцеления.

    Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

    Читайте также

    Рассказ «Ночь исцеления» Екимова был написан в 1986 году. В своем произведении автор поднимает проблемы, с которыми сталкивались люди, пережившие военное лихолетье. Это рассказ о милосердии, искренней любви к ближним.

    Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Ночь исцеления» на нашем сайте.

    Главные герои

    Баба Дунястарушка, пережившая страшный голод во время войны, добрая, заботливая женщина.

    Гришавнук бабы Дуни, отзывчивый мальчик с большим любящим сердцем.

    Краткое содержание

    На зимние каникулы к бабушке приехал внук, который тут же убежал «с ребятами на лыжах кататься». С его приездом баба Дуня вмиг ожила – принялась готовить разные вкусности, которые так любил Гриша. Мальчик пришел к обеду, плотно поел и тут же убежал с друзьями кататься на коньках. Его хоть и не было рядом, но баба Дуня уже не чувствовала одиночества – повсюду лежали вещи любимого внука, да и «живым духом веяло в доме».

    У бабы Дуни были сын и дочь, которые устроились в городе. Они редко навещали мать, да и она приезжала к ним не чаще. С одной стороны, женщина боялась надолго оставить хозяйство без присмотра, а с другой – не хотела, чтобы кто-то из близких узнал о ее проблеме. С недавних пор баба Дуня стала тревожно спать, «разговаривала, а то и кричала во сне». В своей хате еще ничего – никто не услышит, а вот в гостях она по ночам никому не давала спать своими криками. Родные понимали, «что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела», но проблема от этого не решалась.

    Бабу Дуню водили по врачам, она принимала лекарства, но ничего ей не помогало. Так баба Дуня стала «ездить к детям все реже и реже», а потом и вовсе – приедет на несколько часов, пообщается и тут же назад, к себе возвращается. Дети приезжали к ней и того реже, только летом, и лишь внук Гриша, как подрос, приезжал к бабушке на праздники. Он очень весело проводил время в деревне: ловил рыбу с местной ребятней, собирал грибы, зимой катался на лыжах и коньках. Баба Дуня, глядя на резвого внука, очень радовалась, забывая о своих болезнях.

    К вечеру Гриша вернулся с прогулки, принялся готовить рыбацкие снасти к завтрашней рыбалке. Баба Дуня предупредила его, что ночью может «шуметь» и попросила разбудить. Гриша проснулся от крика бабушки, которая в отчаянии пыталась найти синий платок, в который был завязаны хлебные карточки – без них трое ее детей могли умереть от голода.

    Плача, бабушка рассказала Грише, каких лишений довелось ей и детям натерпеться в войну. Даже по прошествии стольких лет бедная женщина никак не могла забыть тот ужас. Гриша вдруг ясно понял, какой «слабой и одинокой» была баба Дуня. Мальчик стал думать, как ей помочь. Дождавшись ночью бабушкиных криков, Гриша принялся ее успокаивать, уверяя, что платок нашелся, карточки целы и дети будут накормлены. Бабушка во сне поверила ему, успокоилась.

    Гриша просидел возле бабушки всю ночь. Поначалу он хотел утром рассказать ей обо всем, но после понял, что ни в коем случае нельзя этого делать – «Нужно делать и молчать. И придет исцеление».

    Заключение

    Произведение Екимова учит быть милосердным, внимательным, чутким по отношению к ближним. Оказывая помощь, не нужно демонстрировать ее.

    После ознакомления с кратким пересказом «Ночи исцеления» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

    Тест по рассказу

    Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

    1. Вопрос 1 из 10

      Кто является автором произведения «Ночь исцеления»?</h3>

      • <label>Борис Екимов</label>
      • <label>Евгений Носов</label>
      • <label>Виктор Астафьев</label>
      • <label>Юрий Бондарев</label>

    (новая вкладка)

    Екимов Ночь исцеления для читательского дневника

    Старушка очень плохо спит, кричит во сне, видит кошмары. Самый страшный сон о том, как она потеряла в войну хлебные карточки, а они жизненно нужны её детям. Внук берётся её вылечить: ночью проговаривает спящей, что карточки нашлись. И бабушка просыпается практически здоровой и спокойной. И только в последний момент мальчишка решает не хвастаться. Решается сохранить магию исцеления в тайне.

    Главная мысль

    Главное – проявлять внимание к людям, но не выставлять свои добрые дела, чтоб не разрушить чудо. Важно сохранить саму веру человека.

    Краткое содержание Екимов Ночь исцеления

    К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому, убирает и готовит, чтобы всех накормить. И так всю жизнь она трудилась – всё делала для других. Единственный недостаток у неё – мешает другим спать ночами. И не храпит ведь – кричит от ужаса, хотя сама этого очень стыдится. Всегда предупреждает гостей, старается плотней закрыть двери… Снится ей опять война, которая, хоть и закончилась, будто продолжается в воспоминаниях людей. Страх не пережит, не побеждён. Он постоянно с ней, но только ночью, когда отошли заботы дня, он набрасывается на свою жертву. Как будто это настоящее эхо войны.

    Конечно, мальчик гордится, что он сумел так ловко всё придумать, обмануть ночной кошмар. Внук собирается рассказать о том, какой он сообразительный, всем – и в первую очередь, естественно, самой бабушке. Но в последний момент он понимает, что так разочарует ей, обманет надежды на то, что кончились её страдания. И он заставляет себя молчать.

    И всё-таки он понимает, что, возможно, придётся повторять «бабушкиному подсознанию» о найденных карточках снова и снова, ночь за ночью.

    Весьма популярный рассказ для выразительного чтения.

    Оцените произведение: Голосов: 152

    Читать краткое содержание Ночь исцеления. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

    Екимов Борис Петрович. Краткие содержания произведений

    Картинка или рисунок Ночь исцеления

    Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    • Краткое содержание Станционный смотритель Пушкин

      В начале повести автор рассказывает о непростой работе станционных смотрителей в России. Все проезжающие требуют смену лошадей, которых часто не оказывается. На смотрителя орут, грозят, пишут жалобы

    • Краткое содержание Лондон На берегах Сакраменто

      На высоком берегу, на двести футов поднимающимся над рекой Сакраменто, в небольшом домике живут отец и сын: старый Джерри и малыш Джерри. Старый Джерри – моряк в прошлом, оставил море и нанялся на работу

    • Краткое содержание Бунин Грамматика любви

      Помещик Ивлев, будучи ни чем не занятым, решает прокатиться по самым дальним краям своего уезда. В качестве пункта назначения он выбирает дом графа. Приехав в его усадьбу, обнаруживает, что самого хозяина нет, а есть только графиня

    • Краткое содержание Скандал в Богемии Дойла

      юбимый всеми Шерлок Холмс снова участвует в запутанном и необычном деле. К нему за помощью приходит король Богемии. Накануне своей свадьбы, он очень обеспокоен тем, что имея некогда роман и известной оперной дивой Ирэн Адлер

    • Маршак

      Самуил Яковлевич Маршак известный детский писатель, живший во времена советского союза. Вряд ли на сегодняшний день существует человек, который не знаком с творчеством этого великого поэта и драматурга.

    Жанр: рассказГлавные герои рассказа «Ночь исцеления» и их характеристика

    1. Гриша. Внук. Бойкий, жизнерадостный, добрый, сострадательный.
    2. Баба Дуня. Старая, одинокая, живущая грустными воспоминаниями.

    План пересказа рассказа «Ночь исцеления»

    1. Приезд внука
    2. Внук вырос
    3. Крики по ночам
    4. Предупреждение
    5. Карточки
    6. Желуди
    7. Рыбалка
    8. Совет матери
    9. Дежурство
    10. Карточки нашлись
    11. Правильный документ
    12. Молчание

    Кратчайшее содержание рассказа «Ночь исцеления» для читательского дневника в 6 предложений

    1. К бабе Дуне приехал повзрослевший внук, и она была очень рада.
    2. Она предупредила, что кричит по ночам.
    3. Ночью баба Дуня кричала, искала карточки и умоляла не забирать желуди.
    4. Мать посоветовала Грише приказать бабушке молчать.
    5. Гриша дежурил у кровати и говорил, что карточки нашлись, а документы правильные.
    6. Он решил каждую ночь помогать бабушке, чтобы та исцелилась.

    Главная мысль рассказа «Ночь исцеления» Душевные раны исцеляются любовью и сочувствием.Чему учит рассказ «Ночь исцеления» Рассказ учит сочувствию, состраданию и милосердию. Учит человеколюбию, человечности. Учит любить своих близких и стараться всеми силами помочь им. Учит уважать и любить старость.Отзыв на рассказ «Ночь исцеления» Мне понравился этот рассказ и больше всего понравился поступок Гриши, который показал себя настоящим человеком. Он любил свою бабашку и старался помочь ей преодолеть тяжелые воспоминания, избавиться от них. Гриша был очень добрым и отзывчивым.Пословицы к рассказу «Ночь исцеления» Доброе слово лечит, а злое калечит. Плохо жить без забот, худо без доброго слова. Добрые слова дороже богатства. Против милосердия и меч бессилен. Что не сделаешь силком, того добьешься добром.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Ночь исцеления» Внук приехал и сразу убежал кататься на лыжах. А баба Дуня готовила ему обед. Гриша вернулся и быстро поел. Потом снова убежал с коньками. Баба Дуня осталась одна, но это было уже не то одиночество. Сын и дочь жили в городе и приезжали редко. Баба Дуня тоже к ним выбиралась не часто. И дом не хотела бросать надолго, и с некоторых пор она громка стала кричать по ночам. Она прожила нелегкую жизнь — война, голод. Все это понимали, но легче от этого не было. Вот и старалась баба Дуня реже выезжать к детям. А вот внук Гриша стал приезжать все чаще, на праздники и каникулы. Гриша прибежал вечером и стал собираться на рыбалку, достал снасти, обещал обязательно наловить рыбы. Потом стали укладываться спать, и баба Дуня предупредила, что спит плохо, и если что, пусть внук ее будит. Но внук легкомысленно отмахнулся — он спит мертвым сном. Но среди ночи Гриша проснулся от крика. Бабушка кричала, что потеряла карточки и дети будут голодать. Она молила о помощи. Внук разбудил бабушку и сказал, что ей нужно лечь на другой бок. Бабе Дуне было неловко, она легла на другой бок. Вскоре Гриша услышал, как бабушка во сне просит не отбирать желудей, и оставить хотя бы мешки. Гриша вновь разбудил бабушку, и та сказала, что ей снилось, как она ходила на другой берег Дона за желудями, а паромщики отбирали их. Утром Гриша ушел на рыбалку, потом кататься на лыжах. Он много думал о бабушке, для которой прошлое не ушло и не знал, как ей помочь. Мама посоветовала ему крикнуть бабушке «Молчать!», и тогда она засыпала, но Гриша не мог так поступить. Ночью он не спал, а когда бабушка начала кричать, подошел к ней и стал говорить, что карточки нашлись, вот они, в синем платочке. И бабушка успокоилась. Когда она заснула, Гриша сел у печки и заплакал. Он словно наяву видел всю боль и горе бабушки. И когда она стала проситься в госпиталь к мужу, начал успокаивать бабушку, говоря, что документ у нее правильный, с фотографией, и она может пройти. Бабушка вновь успокоилась и уснула. Гриша тоже лег, думая о том, как расскажет завтра бабушке о том, что было. Но потом понял, что этого говорить нельзя. А надо делать то же самое на следующую ночь, и следующую. И тогда придет исцеление.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Ночь исцеления»1.jpg

    Используемые источники:

    • https://briefly.ru/ekimov/noch_istceleniia/
    • https://obrazovaka.ru/books/ekimov/noch-isceleniya
    • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/ekimov-boris-petrovich/noch-isceleniya
    • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/09/blog-post18.html

  • Урок по рассказу о генри вождь краснокожих 5 класс
  • Урок по рассказу людочка 11 класс
  • Урок по рассказу легкое дыхание бунина 11 классе
  • Урок по рассказу горького старуха изергиль 11 класс с презентацией
  • Урок по рассказу л андреева рассказ о семи повешенных