Урок по рассказу никита

Инфоурок литература презентациивикторина к рассказу а. п. платонова никита описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: викторина

Инфоурок

Литература
ПрезентацииВикторина к рассказу А. П. Платонова «Никита»

Викторина к рассказу А. П. Платонова «Никита»Автор: Соколова Валентина Владим...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Викторина к рассказу А. П. Платонова «Никита»Автор: Соколова Валентина Владим

    Описание слайда:

    Викторина к рассказу А. П. Платонова «Никита»
    Автор: Соколова Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «МГМЛ»

  • 2 слайд

    А. П. Платонов «Никита»Где был отец Никиты?

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    Где был отец Никиты?

  • 3 слайд

    А. П. Платонов «Никита»Кто, по мнению Никиты, живёт в бочке?

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    Кто, по мнению Никиты, живёт в бочке?

  • 4 слайд

    А. П. Платонов «Никита»Почему воображение мальчика «поселило» на солнце умерш

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    Почему воображение мальчика «поселило» на солнце умершего дедушку?

  • 5 слайд

    А. П. Платонов «Никита»Кто, с точки зрения Никиты, живёт в колодце?

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    Кто, с точки зрения Никиты, живёт в колодце?

  • 6 слайд

    А. П. Платонов «Никита»Почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    Почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?

  • 7 слайд

    А. П. Платонов «Никита»С кем из «тайных жителей» Никита разговаривал? О чём?

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    С кем из «тайных жителей» Никита разговаривал? О чём?

  • 8 слайд

    А. П. Платонов «Никита»Кем, по мнению Никиты, стала старая баня?

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    Кем, по мнению Никиты, стала старая баня?

  • 9 слайд

    А. П. Платонов «Никита»Почему Никита сломал стебель цветка?

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    Почему Никита сломал стебель цветка?

  • 10 слайд

    А. П. Платонов «Никита»Куда побежал напуганный Никита?

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    Куда побежал напуганный Никита?

  • 11 слайд

    А. П. Платонов «Никита»Добрался ли Никита до матери? Почему?

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    Добрался ли Никита до матери? Почему?

  • 12 слайд

    А. П. Платонов «Никита»С кем встречается вернувшийся домой Никита?

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    С кем встречается вернувшийся домой Никита?

  • 13 слайд

    А. П. Платонов «Никита»Почему, по мнению отца, Никита наделяет неживые предме

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    Почему, по мнению отца, Никита наделяет неживые предметы душой?

  • 14 слайд

    А. П. Платонов «Никита»Какую работу отец поручил Никите?

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    Какую работу отец поручил Никите?

  • 15 слайд

    А. П. Платонов «Никита»Что отец Никиты считает добром?

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    Что отец Никиты считает добром?

  • 16 слайд

    А. П. Платонов «Никита»Что означают слова: «Давай все трудом работать, и все

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    Что означают слова: «Давай все трудом работать, и все живые будут»?

  • 17 слайд

    А. П. Платонов «Никита»Во что верил отец Никиты?

    Описание слайда:

    А. П. Платонов «Никита»
    Во что верил отец Никиты?

  • 18 слайд

    Источники информацииИллюстрации https://yandex.ru/images/search?text=картинки

    Описание слайда:

    Источники информации
    Иллюстрации https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20к%20рассказу%20платонова%20никита&stype=image&lr=56&source=wiz

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация по литературе Викторина к рассказу А. П. Платонова «Никита» поможет раскрыть тему созидательного труда.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
A. П. Платонов. «Никита»

Похожие материалы

  • Тест с ответами по главам из книги Дмитрия Лихачева «Земля родная». Литература, 7 класс

  • Тест для 7 класса по новелле О.Генри «Дары волхвов» содержит 20 вопросов с ответами.

  • Конспект урока «Тематика лирики А.Ахматовой»

  • ТЕСТ ПО ПОВЕСТИ В.КОРОЛЕНКО «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ» , 5 класс

  • Технологическая карта урока литературы по теме «Тематика лирики А.Ахматовой»

  • Викторина к уроку внеклассного чтения на тему: «Сказы П. П. Бажова»

  • Викторина к уроку внеклассного чтения на тему: «Сказки Х. К. Андерсена»

  • Викторина к уроку по произведениям К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454771 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

Урок по литературе в 5 классе по теме: «А. П. Платонов. «Никита»»

(с использованием технологии продуктивного чтения)

Общая цель урока:

  1. формирование различных сторон читательского развития: эмоциональная отзывчивость, активность и объективность читательского воображения;

  2. постижение содержания произведения на уровне репродуктивном, аналитическом, осмысление художественной формы произведения на уровне детали и композиции, которые способствуют развитию мышления, памяти, воображения и эмоциональной сферы читателя.

1. Работа с текстом до чтения.

Цель первого этапа: развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

2. Работа с текстом во время чтения. Диалог с автором.

Цель второго этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

3. Работа с текстом после чтения.

Цель третьего этапа: корректировка читательской интерпретации с авторским смыслом.материал

Этап I. Работа с текстом до чтения произведения.

Организационный момент: приветствие; ответы на вопросы:

— Ребята, а какое у Вас сейчас настроение? На что оно похоже-соотнесите своё настроение с каким-нибудь предметом-образом. А видели ли, возможно, сегодня что-то необычное, что Вас заставило удивиться, улыбнуться? Расскажите нам об этом. Почему оно показалось Вам необычным?

Прогнозирование текста в парах (пары создаются с соседом по парте, текст рассказа обучающимся не знаком):

— Сегодня на уроке нам предстоит знакомство с рассказом А.П. Платонова «Никита». (Информация 1 слайда на интерактивной доске). Вам не знаком, поэтому я предлагаю сейчас обсудить в парах (с вашим соседом по парте) вот эти высказывания, закончить их. (Информация 2 слайда на интерактивной доске). Для выполнения задания 3 минуты.

— «Я могу предположить, что этот рассказ меня…»; «Я думаю, что речь пойдет о…», «Я рассуждала так: если речь идет об имени, то…»; «Я думаю, что я смогу найти в тексте доказательства своей точки зрения.

Ответы учащихся.

Актуализация знаний, появление темы, целей урока:

— Можем мы обозначить тему урока?

— С одной стороны, мы можем обозначить тему урока, потому что знаем название рассказа, а с другой стороны, что конкретно в рассказе мы будем рассматривать?

— Рассмотрим иллюстрацию художника Л. П. Дурасова к рассказу «Никита». Прогнозирование содержания рассказа «Никита»:

— это мальчик;

— это ребенок;

— это мир ребенка;

— это детство ребенка. (Информация 3 слайда на интерактивной доске).

— А теперь мы можем сформулировать тему урока? (Понятие мира очень большое, а можем мы выделить более узкую тему, ту часть мира, которая окружает Никиту?)

Предполагаемая тема урока:

— «Мир глазами ребенка»…

— (окончательный выбор темы урока): «Удивительный мир глазами ребенка».

— А теперь попробуем определить цели нашего урока и что мы будем делать для достижения поставленных целей.

Мы должны увидеть этот удивительный мир, сделать открытие этого удивительного мира, а наши открытия переложить в творческую работу. Чтобы выполнить ВСЕ это, необходимо прочитать текс рассказа.

Этап II. Работа с текстом во время чтения.

— Сейчас мы прочитаем 1 абзац. Ваша задача при чтении делать отметка на полях текста удивительного, необычного. (Чтение 1 абзаца)

— Какое первое удивительное открытие вы сделали?

Ответы учащихся:

— Никита совсем маленький, ему только 5 лет от роду, значит, что все, что он видит вокруг, будет удивительным, необычным. Это же подтверждает первая иллюстрация к тексту рассказа.

— Хорошо. Дальше текст Вы читать будете сами (до момента, когда с фронта приезжает отец). Найдете в тексте удивительные предметы, которые увидел Никита. И главное-как и почему эти предметы ожили? Работа продолжается в парах: ищите, обсуждаете, делаете записи в тетради. На выполнение работы 7 минут.

Итог исследовательской работы текста — оформление записи на доске с названием предметов по 1 от каждой пары: — пустая бочка; — колодец; — две маленькие норы; — старый пень; — стол; — банька; — чужой петух; — желтый цветок; — колья из плетня; — солнышко.

Ответ описания удивительного предмета и три аргумента того, что все эти предметы «ожили», стали злыми, например:

— пустая бочка: «в ней, наверно, кто – то жил, какой – нибудь маленький человек; днем он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что – нибудь, а на утро опять прятался в бочку и спал»; «но какой он был – тот, кто жил в бочке? Это был маленький, но живой человечек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому; отчего в сарае оставались чистые стежки…».

— Молодцы! А на что еще Вы, ребята, обратили внимание? (Вы обратили внимание на то, сколько «оживших» предметов и не просто «оживших», но и очень злых?) А почему они появились в тексте? Какую проблему решает автор с помощью такого приема? Как называется такой прием? А может быть кто-то знает, что это жанр литературы, в котором автор фантазирует на заданную тему?

Ответы учащихся.

— Вы совершенно правы, это еще одно ваше открытие. Автор помог вам разобраться с этой проблемой через знакомство с элементами фантастики. Мы познакомились с новым видом произведений – с фантастикой. Она помогла нам открыть удивительный мир вокруг Никиты.

— Вероятно, автор приготовил нам еще одно открытие, нужно обратиться к тексту. А чтобы текст открыл свои тайны, нужно побеседовать с автором, поговорить с ним. Дочитаем текст до конца. 5 минут на выполнение задания.

Беседа с классом после чтения:

— Какое новое открытие приготовил нам автор рассказа?

— С войны приехал отец! Кончились страхи Никиты!

Сейчас я прочитаю еще раз отрывок рассказа Платонова. А Вы запишите в рабочую тетрадь уточняющие вопросы для своих одноклассников.

Выразительное чтение текста учителем: «Дома Никита увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко». 2 минуты на запись вопросов.

(А почему мать так пристально смотрит на солдата, не отводит от него глаз? Она что, насмотреться на него не может? Она боится, что солдат уйдет? А почему солдат старый? А что другой еды в доме не было?)

Ответы учащихся.

— Та же работа: «Солдат поглядел на Никиту, потом поднялся с лавки, взял его к себе на руки. От солдата пахло теплом, чем – то добрым и смирным, хлебом и землей. Никита оробел и молчал»

(Зачем солдат взял Никиту на руки? Почему от солдата пахло теплом, разве Никите не хватало тепла, ведь на улице жаркое лето? Если солдат только пришел, когда же он успел пропахнуть хлебом и землей?)

Ответы учащихся.

-Та же работа: «Никита осмотрел отца – лицо его, руки, медаль на груди и потрогал ясные пуговицы на его рубашке.

— А ты опять не уйдешь от нас?

— Нет, — произнес отец. – Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага – неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью подумать…»

(Зачем Никита трогает пуговицы на рубашке отца, он не может поверить, что отец «настоящий»? Почему в вопросе Никиты звучит страх, что отец может уйти? А что теперь Никите не надо за себя и мать беспокоиться, это будет делать отец?)

Ответы учащихся.

— Какое новое открытие вы сделали? Почему мир опять преобразился, стал удивительным, но совсем другим? Каким и почему стал окружающий мир?

— Это так удивительно, так прекрасно, когда рядом «большой, настоящий» отец, который тебя может защитить! Отец принес тепло и добро, и все стало другим.

Этап III. Работа с текстом после чтения

-Подведем итоги:

— Почему мир ребенка 5 лет оказался таким удивительным?

— Кто и когда мог научить его видеть вокруг себя такой удивительный мир?

— Кто помог Никите сделать главное открытие: «Давай все трудом работать, и все живые будут»?

Предположительные ответы обучающихся:

— Теперь я точно знаю, что мир фантазии ребенка очень богат, но никак не могла предположить, чтобы он был удивительным до такой степени.

— Это как у древнего человека: опыт приходил с новыми открытиями. Так и Никита. Сначала от скуки, а потом от любопытства, а потом и от страха «вглядывается», «всматривается», придумывает мир тех, с кем можно поговорить, ведь он совсем один.

— Так вот какое новое открытие! Рядом появился отец, который объяснил сыну, почему те предметы были злые, а теперь новые предметы стали добрыми. Это изменился Никитка! А отец научил его делать добро своими руками.

— А я теперь можно сделать вывод: чтобы мир изменился, нужно, чтобы изменился сам человек. И если это смог маленький Никита, то значит и мы сможем сделать мир вокруг нас удивительным!

Итак, мы сегодня продуктивно потрудились:

— определили «удивительный» предмет;

— привели пример из текста, доказывающий, что предмет стал живым и злым;

— интерпретировали текст;

— ответили на проблемный вопрос.

— Ну а теперь переводим полученные навыки в отметку. Обсудите в парах итоги работы и поставьте отметки.

Выставление отметок.

Домашнее задание

Выбор творческого задания, направленного на одну из сфер читательской деятельности: эмоциональная сфера, сфера воображения, сфера осмысления содержания.

Комментарий учителя к видам творческих работ:

1. Создайте иллюстрации к удивительным предметам рассказа.

2. Проведите исследовательскую работу над выразительными средствами произведения, найдите примеры эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений.

3.Создайте творческую таблицу «Мое видение фантастики в рассказе «Никита».

Для того, чтобы получить отметку «4» или «5», необходимо выполнить обязательно 1 задане и 2 или 3 на выбор. На «3» любое одно задание.

Кнспект урока литературы в 7 «Б» классе.

Тема урока: Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку (по рассказу А.Платонова «Юшка»)

Цель: Помочь учащимся увидеть, что главную ценность для человека представляет другой человек;  подвести к пониманию важности сострадания, любви и доброго отношения к людям.

-научить  определять проблемы, поднятые автором в произведении, давать характеристику герою; — —  

-Развивать логическое  мышление обучающихся, умение анализировать и делать выводы, обобщения.

— Побуждать к речевой деятельности и осуществлять  контроль за ней.

— Устанавливать связь между изученным материалом и практической частью.

-развивать навыки сотрудничества со взрослыми.

Оборудование: мультимедийная презентация; опорные слова из текста произведения; толковый словарь В.И Даля.

Этапы урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащихся

1Организация начала урока

Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.

Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас и надеюсь на плодотворную работу. Урок сегодня необычный. А начать я его хочу со слов притчи.

«Однажды Диоген зажег фонарь и пошел с ним по городу.

-Что ты ищешь днем с фонарем?- спрашивали его афиняне.

-Я ищу Человека,- отвечал он.

-Кого именно? Меня? Его?

-Ищу Человека!- повторял  мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан и продолжая свой путь по площади.

Готовятся к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

3. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний

Цель: Организовать познавательную деятельность обучающихся.

Какого Человека искал Диоген?

Что значит быть Человеком? Странно, а вокруг было много народа. (Искал он полноценную нравственную личность. При встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть)

Как вы понимаете: полноценная нравственная личность? Какими качествами он должен обладать?

А вот как греки видели образец совершенного человека: в нем сочетаются физическая сила и одухотворенное лицо.

Сформулируйте цель нашего урока. О чем мы будем говорить.  Сегодня поговорим о таких качествах человека, как доброта, любовь, милосердие, всепрощение. Тема нашего урока :

«Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку»

Нужны ли такие качества человеку?

Рождаясь, человек приходит в мир жестокий и в то же время прекрасный, добрый. Очень трудно понять этот мир, найти себя в нем, понять смысл человеческой жизни.

Тогда в чем смысл человеческой жизни?

Попробуем разобраться в представленной проблеме.

Чтобы доказать, что нужно сделать?

-определить последовательность действий для выхода из затруднительной ситуации.

-проанализируем эпизоды;

— сделаем вывод

Отвечают на вопросы учителя,

выдвигают предположения понимания цели урока.

Формулируют проблему и строят план выхода из нее

4.Изучение нового материала.

 Цель: дать учащимся конкретное представление  об изучаемом вопросе,правиле,явлении

Автор нас знакомит с Юшкой.  Зачитайте портретную характеристику героя. Соответствует ли он греческому идеалу?

Что необычного в его внешности? (Глаза- зеркало души). Что же отражается в глазах Юшки? ( В глазах слезы. Душа плачет)

Отчего же больно ему?

Анализ эпизода «Отношение детей к Юшке»

Что влечет детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижался ли он? Несмотря на то, что они донимают его криками и ударами, что ими движет реакция зло в ответ на зло, и зло- это радость для них, Юшка понимает, что дети не виноваты в том. Что в них нет добра и радостно откликается на «радость» детей.       «Они меня любят», и рад своей нужности детям. Юшка верил, что дети не знают. Что делать для любви.

Анализ: «Отношение взрослых к Юшке»

Используя цитаты, ответьте на вопросы:

Почему взрослые обижают юшку? Чем он им отвечает?

Почему же и дети и взрослые так относились к нему?

«Да что ты, блажной непохожий ходишь тут?»

(Они не могут простить уму непохожести, молчаливой крепости. Они отвечали обидой на обиду, а всех прощал, сочувствовал им, их злобе.  Сердце в людях бывает слепое. Как вы это понимаете?

Анализ встречи Юшки с веселым прохожим

Какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда? Чем помешал Юшка прохожему? Почему Юшка осерчал , может быть, первый раз в жизни? Впервые Юшка возражает прохожему

Анализируют текст, осмысливают его содержание

5.Первичное закрепление полученных знаний

Цель: умение анализировать эпизоды, находить ответы в тексте.

Почему Юшку после смерти называли  Ефимом Дмитриевичем?(Люди узнали, что у него есть приемная сирота, о которой он заботился бескорыстно. Юшка обладал сочувствием, состраданием, как потом выяснилось, он оказался единственным человеком, который окружал девочку –сироту заботой и любовью. Платонов писал: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, побудить его к действию.

Жил ли Юшка по правде?  Можно его назвать праведником? Кто такой праведник? (Жить праведной жизнью – это значит жить по законам человечности, значит жить по правде, по совести, по –доброму. Праведники лишены злопамятства, мстительности ,и злобы. Они не отвечают злом на зло,.не утрачивают веры в людей, подобно библейскому закону не ожесточаются, а продолжают любить людей)

Дают нравственную оценку герою, подтверждают словами текста

Физкультминутка

Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку, как Юшка.

 Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, улыбнитесь ему. Ведь человеку при встрече достаточно улыбнуться, чтобы на душе стало радостно.

1-я проблемная ситуация.

Эпизод: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!» проанализируйт  и ответьте на вопрос: «Какая подмеченная автором деталь встречается в этом эпизоде»?

(деталь: чай с сахаром. Это говорит о том, что в семьях никогда не говорили о нравственных и духовных ценностях,)

2-я проблемная ситуация:

Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему: «Да что ты блажной, непохожий ходишь тут?»

— Что значит блажной? (найти значение слова в словаре). Назовите однокоренные слова: ( Блаженный, благодарный, благовоспитанный, благополучный, благонравный)

Почему так принижено слово «благо» в грубое «блажной»?

Анализируют текст и дают характеристику героям, представляют результаты  и оценивают свою работу

5.Обобщение и систематизация знаний.

— Можно ли сказать, что та любовь, которая исходила от Юшки, с его смертью исчезла бесследно? («Там девушка припала к земле, в которой лежал мёртвый Юшка, человек, кормивший её с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его…кто её любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца. Приёмная его дочь по-прежнему весь день лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших.)

Добру не всегда удается победить, но это не значит, что оно бессильно. Любовь и доброта никуда не исчезают, даже когда человек умирает, они продолжают жить.

Участвуют в обобщающей фронтальной беседе

6. Подведение итогов.

Цель: сделать вывод и подвести итог,как работал класс на уроке.

Возвращаемся к началу нашего урока. Какой проблемный вопрос был поставлен, и весь урок мы пытались ответить на него. Так в чем же смысл жизни человека? ( Нести добро, любовь людям, уметь прощать, жить по правде и по совести)

В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. Нужно верить в великую силу любви и помнить, что только любовь порождает добро, а зло ничего не может породить.

Домашнее задание:

Составить таблицу: какими качествами обладал Юшка.

По словарю дайте определение словам: милосердие, сострадание, праведник.

(Учитель оценивает работу учащихся на уроке и объясняет домашнее задание)

Коррекция пробелов в усвоении  темы урока.

Слушают инструкцию  по выполнению домашнего задания, задают вопросы


Тема:
  Одиночество -это свобода? Или?..»
Цели урока:

1.​ Раскрыть своеобразие темы одиночества детей в мире взрослых (на примере рассказа «Никита» А. Платонова).

2. Продолжить формирование читательских компетенций школьников на примере методического приема «погружения в текст».

4.​ Определить систему традиционных эстетических координат и ценностей ребенка через призму жизненных взглядов героя Платонова.

5.​ На материале рассказа «Никита» А. Платонова помочь школьникам в обозначении собственных жизненных ориентиров.

Методы и приемы работы на уроке: творческое чтение, наглядно-иллюстративный, эвристический, интерактивный

Путь анализа: целостный, с элементами проблемного анализа, филологический анализ

Оборудование: учебники литературы, интерактивная доска, бумага фломастеры

Ход урока:

Приветствие: Здравствуйте ребята! В этот замечательный весенний день я пришла к вам в гости, чтобы прожить этот урок вместе. Для того , чтобы нам легче и быстрее работалось мы разделимся на группы .Сейчас вы выберете часть открытки и соедините части вместе в картинку .Это и будет значком вашей группы.(Раздаю ,дети ищут свои места.)
I. Орг. момент.

II. Объяснение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке мы совершим путешествие в день, прожитый одним маленьким мальчиком семьдесят лет тому назад. Мы попытаемся разобраться в чувствах, которые он переживал тогда и помочь ему найти выход, избавиться от страха и одиночества.

2. Работа на восприятия художественного образа.

Оставались ли вы когда-нибудь одни дома? Опишите Чувства, которые овладевали вами тогдав виде:
Я порошу одного представителя от каждой группы подойти к доске и выбрать значок, символизирующий групповое задание
Группа№1.Небольшого рассказа.
Группа №2.Можно нарисовать одиночество.
Группа № 3Подберити слова-ассоциации к слову один (работа по группам в течение 2 минут.)
Группа№4Вспомнить музыкальные произведения,где говорится об одиночестве.
На работу вам даётся 2 минуты, вы работаете пока звучит музыка, как только она прекращается ,один представитель от группы демонстрирует получившееся. Вы можете совещаться, работать сообща.
Этап обсуждения:
Учитель: А теперь любой из участников группы прокомментирует работу.
-Спасибо ,ребята. Вы поработали на славу.
3. Работа с интерактивной доской по восприятию литературного материала.
Учитель: Мы убедились, что восприятие слова один и одиночество у всех разные.
Всегда ли одиночество это плохо?
Если одиночество такое разное для каждого из вас (повторяю характеристики ребят)
Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.(выслушать несколько формулировок и написать на доске тему)Одиночество-это свобода? Или …?
Учитель: Откройте рабочие тетради и запишите число и тему урока с доски.
Учитель: А теперь давайте посмотрим,как относился к возможности побыть одному ваш ровесник Кевин из к/ф «Один дома»
Просматриваем кадры фильма.
Учитель: Ребята, давайте встанем и повторим движения Кевина, его мимику и жесты и возгласы(встаём и бегаем, прыгаем на месте. Сели.
Учитель: Запишите в тетрадях, что чуствует и делает Кевин, когда семья уезжает без него.
Послушаем желающих (3 чел.)
Учитель: Безусловно, ваше восприятие одиночество+ сходно с восприятием Кевина.Когда я была маленькой, то чувствовала то же самое.Мы с вами в этом похожи.
Учитель: А сейчас мы с вами, такие сильные ,весёлые,подвижные, умеющие бороться с одиночеством,отправляемся на спасение Никиты из одноимённого рассказа Андрея Платонова.
Работа по тексту: посмотрите 2 видеоряда и выполните задания по группам, обсудив его.
1 группа- опишите, что вы видите на 1-ом видео ряде, найдите в тексте отрывки об уходе отца на войну, зачитайте их.
2 группа-
опишите, что вы увидели на 2-ом видео ряде.Найдите в тексте отрывки о работе матери, зачитайте их.
3 группа-
мы с вами не только видим, но и слышим.Опишите музыку 1 и 2 видеорядов.
4 группа-
как факты, изображённые на 1-ом и 2-ом видеоряде воспринимаются Никитой?
Договоритесь внутри группы, кто будет выступать с ответом. На выполнение задания даётся 2 минуты, пока звучит музыка.
Учитель: Перед нами предстала восприятие одиночества со знаком минус.
А теперь я предлагаю проследить передвижения Никиты по двору и выяснить, чего же он всё- таки боялся. Для этого выберете отрывки из рассказа , в которых неживые предметы предстают в образе живых.

Как называется такой приём?
Ученики: Олицетворение.
Учитель: Какие предметы оживлял Никита, с помощью каких слов это делает автор?(Раздаются тексты для анализа по группам.)
(На обсуждение даётся 2 минуты)
Ученик: (Рассказывают каждый своё задание.)
Учитель: А теперь давайте сравним ваши ответы с изображениями на интерактивной доске. (Открываем слайды, мыслим в верном направлении.)
Учитель: Итак, на что же похоже ведение Никиты?
Ученик: На вымысел, на сон, на кошмар.
Учитель: От чего они ему являлись?
Ученик: От того что мальчик был один, боялся.
Учитель: Когда ситуация изменилась и Никита перестал бояться?
Ученик: Когда пришёл с войны отец.
Учитель: Почему труд помог Никите поверить в себя?
Учитель: Давайте теперь потрудимся все вместе и избавим Никиту от его страхов. Я даю вам 1 минуту, вы должны в группах, составить и написать фразы, которые приободрят, изменят настроение Никиты, заставит его улыбнуться? (1 минута на обсуждение)
Учитель: Я от себя говорю Никите такие слова : Никита, не бойся, твой папа пришёл с войны. Убираю с интерактивной доски какой-либо предмет, передаю маркер ученику.
Учитель: Когда нам в жизни кто-то помогает, какими мы становимся?
Ученик: Уверенными, радостными.
Учитель: Если вы увидите одноклассников в плохом настроении, как вы попытаетесь ему помочь?
Ученик: ……..
Учитель: Помог ли вам в этом наш урок? Сможете ли вы в будущем быть внимательнее к друзьям и близким?
Ученик: …..
Учитель: В диалоге с кем вы сегодня находились? Какой из диалогов вам больше всего понравился?
Мне сегодня было интересно с вами работать над темой, которую вы сами сформулировали. Вы продуктивно работали и работу (Имя ученика) я оцениваю отметкой 5,4.

Домашнее задание: Дома вы вступите в письменный диалог с главным героем и напишите письмо в технике РАФТ.
Р –роль(от кого) от ученика 5 класса Ф.И.
А – адресат Никите
Ф –форма (письмо)
Т –тема(о чём)

1.Детство-это…
2.Никита, я с тобой.
3.Мои планы на весенние каникулы.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/212602-urok-po-rasskazu-applatonova-nikita

Слайд 1

А.Платонов «Никита»

Слайд 2

Цель урока: образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова « Никита», раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита» развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи; воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.

Слайд 3

Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище.

Слайд 4

Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.

Слайд 5

— Какие чувства у вас вызвал рассказ? — Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе? — Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром? Анализ рассказа.

Слайд 6

После первого прочтения как бы вы определили: — Тему рассказа? — Основную мысль? — Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?

Слайд 7

Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе: изба топилась по-черному , изба , изгородь , колья, колхоз, овин , околица, сени , трудодень . . Лексическая работа

Слайд 8

1. Мама уходит на работу. Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один») Какие чувства здесь испытывает Никита? 2 . Никита «живёт один». 3) Кто живёт в бочке. 4) «Доброе солнце». 5 ) Колодезные жители. 6) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня. 6) Жёлтый цветок. Составление плана. На сколько частей мы можем разделить текст. Как можно озаглавить каждую часть?

Слайд 9

Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? — С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём? — Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку? — Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа ? (Строгим , но не агрессивным). — Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите? (Сорвал цветок. Зачитать). — Почему мир стал агрессивным?

Слайд 10

. ( Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил). Жизнь – это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой. 3. Возвращение отца. 1) Встреча Никиты с отцом. 2) Разговор Никиты с отцом. 3) Работа с отцом

Слайд 11

1. Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать. 2. Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. 3. Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут. Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.

Слайд 12

Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром? (Добро – это прежде всего труд). — Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут». (Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).

Слайд 13

— Во что верил отец Никиты? (Никита останется добрым на весь свой долгий век). А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым ? (значит быть нужным). Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? ( Добро).

Слайд 14

В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство? — Как вы сейчас понимаете тему рассказа? (Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.) Основная мысль: Б ыть добрым – значит быть нужным. Проблемы: Д обра и зла, каким быть. Состояние Никиты в течение дня: О диночество , страх, добро.

Слайд 15

Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо. Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни. Подведение итогов урока.

Слайд 16

Я начинаю предложение, а вы продолжаете Сегодня я убедился Сегодня я узнал Сегодня я учился Я задумался о том Рефлексия.

Слайд 17

1. Подобрать пословицы о труде; 2. Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их; Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица. Домашнее задание на выбор:

  • Урок по рассказу паустовского телеграмма 8 класс
  • Урок по рассказу песчаная учительница платонова 11 класс
  • Урок по рассказу ночь исцеления борис екимов
  • Урок по рассказу о генри вождь краснокожих 5 класс
  • Урок по рассказу людочка 11 класс