Урок по рассказу макар чудра горького 11 класс

Моу ишненская сош м.горький макар чудра учитель: пелевина т.з. 201 6-2017 уч. год цель урока вспомнить биографию м. горького кратко;

МОУ Ишненская СОШ М.Горький «Макар Чудра» Учитель: Пелевина Т.З. 201 6-2017 уч. год

МОУ Ишненская СОШ

М.Горький «Макар Чудра»

Учитель:

Пелевина Т.З.

201 6-2017 уч. год


Цель урока Вспомнить биографию М. Горького (кратко); литературное направление «романтизм»; краткое содержание рассказа «Макар Чудра»; Проанализировать произведение «Макар Чудра»; Выполнить тест

Цель урока

Вспомнить

  • биографию М. Горького (кратко);
  • литературное направление «романтизм»;
  • краткое содержание рассказа «Макар Чудра»;

Проанализировать произведение «Макар Чудра»;

Выполнить

тест


Биография М.Горького «Талант несомненный и причем настоящий, большой талант». А.П. Чехов «Настоящий человек из народа». Л. Н. Толстой

Биография М.Горького

«Талант несомненный и причем настоящий, большой талант».

А.П. Чехов

«Настоящий человек из народа».

Л. Н. Толстой


Романтизм Романтизм – ведущее направление в литературе 19 века. Основные особенности направления:

Романтизм

Романтизм – ведущее направление в литературе 19 века.

Основные особенности направления:

  • выступление против строгих канонов классицизма;
  • стремление изобразить идеальный национальный характер;
  • двоемирие: противопоставление реальному миру мира идеального, вымышленного;
  • особый романтический язык:
  • эмоциональные и оценочные эпитеты, необычные метафоры и сравнения, фантастика, гротеск, символы, др.;
  • герой-борец, сильная личность, одинок, он не может быть счастлив в этом мире и зачастую гибнет.


Отличительные черты романтического героя

Отличительные черты романтического героя

  • Гордый;
  • сильный;
  • свободолюбивый;
  • одинокий;
  • разрушитель сонного прозябания большинства;
  • гордая непокорность судьбе;
  • цельность натуры;
  • героичность характера;
  • стремление к ничем не стесняемой свободе


Вывод: стремление к свободе Гордый Сокол, гибнущий в глубоком ущелье, смельчак Данко, осветивший факелом своего сердца дорогу людям, Буревестник, реющий “над седой равниной моря” — всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, перед которой отступает даже страх смерти.

Вывод: стремление к свободе

Гордый Сокол, гибнущий в глубоком ущелье, смельчак Данко, осветивший факелом своего сердца дорогу людям, Буревестник, реющий “над седой равниной моря” — всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, перед которой отступает даже страх смерти.


«Макар Чудра» Старый цыган Макар Чудра утверждает, что человек, обрекший себя на рабскую участь, не видит главного: ему неведома воля, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью. Для примера он рассказывает быль о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе. Кадр из кинофильма по рассказам М. Горького «Табор уходит в небо»

«Макар Чудра»

Старый цыган Макар Чудра утверждает, что человек, обрекший себя на рабскую участь, не видит главного: ему неведома воля, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью. Для примера он рассказывает быль о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе.

Кадр из кинофильма по рассказам М. Горького

«Табор уходит в небо»


Композиция - рассказ в рассказе

Композиция рассказ в рассказе

  • 1 частьромантический пейзаж;
  • 2 часть — романтический портрет Макара Чудры;
  • 3 часть — диалог рассказчика и Макара Чудры;
  • 4 часть — легенда-быль о Лойко и Радде, рассказанная главным героем М.Чудрой;
  • 5 частьромантический пейзаж


Сюжет Романтическая ночь у костра… Горит костёр… Старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю.

Сюжет

Романтическая ночь у костра… Горит костёр…

Старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю.


Быль, рассказанная Чудрой Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался. (Стр. 11-12)

Быль, рассказанная Чудрой

Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался. (Стр. 11-12)


Быль, рассказанная Чудрой В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде и пнула кошель с деньгами в грязь . (Стр. 12)

Быль, рассказанная Чудрой

В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат

любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде и пнула кошель с деньгами в грязь .

(Стр. 12)


Урок по рассказу макар чудра горького 11 класс


Быль, рассказанная Чудрой Однажды в табор приехал Зобар. Заиграл он на скрипке, и многие заплакали, и Радда похвалила скрипку Зобара. Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда.

Быль, рассказанная Чудрой

Однажды в табор приехал Зобар. Заиграл он на скрипке, и многие заплакали, и Радда похвалила скрипку Зобара.

Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда.


Урок по рассказу макар чудра горького 11 класс


Быль Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко, а окружающие знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».

Быль

Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко, а окружающие знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».


Урок по рассказу макар чудра горького 11 класс


Быль, рассказанная Чудрой Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь. (Стр. 16)

Быль, рассказанная Чудрой

Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь. (Стр. 16)


Быль, рассказанная Чудрой Убежал в степь Зобар, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но  согласился на условия Радды .

Быль, рассказанная Чудрой

Убежал в степь Зобар, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но  согласился на условия Радды .


Урок по рассказу макар чудра горького 11 класс


Быль Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и увидел, что «одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится. Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть.

Быль

Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и увидел, что «одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.

Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть.


Быль Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко. (Стр. 19)

Быль

Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.

(Стр. 19)


Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».  

Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар.

«Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».


Анализ рассказа Основная мысль (идея) произведения: свобода – высшая беспрекослов-ная ценность, противостоящая другим ценностям, в том числе – любви. Главный герой рассказа на вопрос «Зачем живёт на свете человек»? отвечает: «Жить и всё тут».

Анализ рассказа

Основная мысль (идея) произведения: свобода – высшая беспрекослов-ная ценность, противостоящая другим ценностям, в том числе – любви. Главный герой рассказа на вопрос «Зачем живёт на свете человек»? отвечает: «Жить и всё тут».


Анализ рассказа Любят ли Лойко и Радда друг друга? Подтвердите это цитатами из текста. Радда - стр. 17 Лойко – стр. 18-19 Что вкладывают в понятие «любовь» романтические герои? Почему их любовь привела к трагедии?

Анализ рассказа

  • Любят ли Лойко и Радда друг друга? Подтвердите это цитатами из текста.
  • Радда — стр. 17
  • Лойко – стр. 18-19
  • Что вкладывают в понятие «любовь» романтические герои?
  • Почему их любовь привела к трагедии?


Конфликт произведения Молодая, красивая цыганская пара Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением .

Конфликт произведения

Молодая, красивая цыганская пара Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту.

Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением .


Вывод Гордые герои рассказа

Вывод

Гордые герои рассказа «Макар Чудра” утверждают как высшее начало в жизни и человеке любовь к свободе . Лойко и Радда не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Не смирясь со своим унижением, Зобар убивает ее, а затем погибает сам.

Оба героя выбирают свободу ценой своей жизни!


Роль романтического пейзажа Рассказ начинается и заканчивается романтическим пейзажем, где предстает старый цыган Макар Чудра: его окружает

Роль романтического пейзажа

Рассказ начинается и заканчивается романтическим пейзажем, где предстает старый цыган Макар Чудра: его окружает «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева безграничную степь, справа бесконечное море».


Романтический пейзаж (Стр. 9, 20) Главные художественные средства - олицетворения, метафоры. Пейзаж одушевлен, море и степь как бы подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание эту свободу променять ни на что.

Романтический пейзаж (Стр. 9, 20)

Главные художественные средства — олицетворения, метафоры. Пейзаж одушевлен, море и степь как бы подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание эту свободу променять ни на что.


Тест по произведению 1) Кто назван в рассказе местоимением «я»? А) автор-рассказчик Б) главный герой В) Макар Чудра 2) Основные художественные средства в осеннем пейзаже: А) сравнения Б) олицетворения, метафора В) эпитеты 3) Как отвечает на вопрос «Зачем живёт на свете человек» главный герой рассказа? А) любить Б) жить и всё тут В) искать смысл жизни

Тест по произведению

1) Кто назван в рассказе местоимением «я»?

А) автор-рассказчик

Б) главный герой

В) Макар Чудра

2) Основные художественные средства в осеннем пейзаже:

А) сравнения

Б) олицетворения, метафора

В) эпитеты

3) Как отвечает на вопрос «Зачем живёт на свете человек» главный герой рассказа?

А) любить

Б) жить и всё тут

В) искать смысл жизни


Тест 4) Что сделала Радда с кошелём денег старого магната? А) отдала их назад Б) взяла себе В) пнула ногой в грязь 5) Как погиб Лойко Зобар? А) сам покончил с собой Б) его убил Данило В) его убили цыгане 6) Кто поёт так, что «сердце то вздрогнет, то замрёт. И плакать хотелось, и смеяться, слушая. Само солнце затанцует под эту песню» А) Радда Б) Нонка В) Лойко Зобар

Тест

4) Что сделала Радда с кошелём денег старого магната?

А) отдала их назад

Б) взяла себе

В) пнула ногой в грязь

5) Как погиб Лойко Зобар?

А) сам покончил с собой

Б) его убил Данило

В) его убили цыгане

6) Кто поёт так, что «сердце то вздрогнет, то замрёт. И плакать хотелось, и смеяться, слушая. Само солнце затанцует под эту песню»

А) Радда

Б) Нонка

В) Лойко Зобар


Тест по произведению 7) Определите художественный приём: «Плачет скрипка, хоронит Зобарову волю»: А) сравнение Б) олицетворение В) эпитет 8) Что такое повествование о Лойко и Радде, по словам Макара Чудры? А) сказка Б) легенда В) быль 9) М.Чудра рассказывает историю о Лойко и Ларре в подтверждение мысли и том, что А) любовь – страсть всегда обернётся трагедией Б) самое дорогое в человеке – чувство свободы В) правда жизни заключается в любви

Тест по произведению

7) Определите художественный приём:

«Плачет скрипка, хоронит Зобарову волю»:

А) сравнение

Б) олицетворение

В) эпитет

8) Что такое повествование о Лойко и Радде, по словам Макара Чудры?

А) сказка

Б) легенда

В) быль

9) М.Чудра рассказывает историю о Лойко и Ларре в подтверждение мысли и том, что

А) любовь – страсть всегда обернётся трагедией

Б) самое дорогое в человеке – чувство свободы

В) правда жизни заключается в любви


Тест по произведению 10) Основная мысль (идея) произведения: А) красота – страшная сила, причиняющая боль и несчастья, влекущая к гибели; Б) свобода и счастье совместимы, если один человек покорится другому; В) свобода – высшая беспрекословная ценность, противостоящая другим ценностям, в том числе – любви. 11) Для каких героев характерны данные качества личности: исключительная красота, гордость, лидерство, главенствующее чувство свободы: А) Лойко Зобар и Радда Б) Макар Чудра и Лойко В) Макар Чудра и Радда

Тест по произведению

10) Основная мысль (идея) произведения:

А) красота – страшная сила, причиняющая боль и несчастья, влекущая к гибели;

Б) свобода и счастье совместимы, если один человек покорится другому;

В) свобода – высшая беспрекословная ценность, противостоящая другим ценностям, в том числе – любви.

11) Для каких героев характерны данные качества личности: исключительная красота, гордость, лидерство, главенствующее чувство свободы:

А) Лойко Зобар и Радда

Б) Макар Чудра и Лойко

В) Макар Чудра и Радда


Ответы на вопросы теста

Ответы на вопросы теста

  • 8-в
  • 9-б
  • 10-в
  • 11-а
  • 1-а
  • 2-б
  • 3-б
  • 4-в
  • 5-б
  • 6-в
  • 7-б

Раннее творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской культуре на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его первые рассказы представляют собой нечто уникальное, чего не было в русской литературе ни до, ни после него. Один из его ранних рассказов «Макар Чудра» позволяет нам во всей полноте увидеть внутренний мир Горького ещё на заре его литературной деятельности. Понять, что волновало его в молодые годы, и какие идеи владели его мыслями.

История создания

Идея для рассказа у молодого Горького возникла после длительного путешествия по южным регионам Российской империи: Поволжью, Крыму и Кавказу. История написания рассказа «Макар Чудра» началась в степи, поражающей наблюдателя своим размахом. Таковы и романтические герои раннего творчества Горького: свободные люди с большим и диким сердцем.Тихие провинции, не затронутые в полной мере индустриализацией и капитализацией общества, запали глубоко в душу писателя, как и истории местных жителей.

В Тифлисе он встретился с революционером Александром Калюжным, который во многом и повлиял на решение Горького опубликовать рассказы о своих путешествиях (чём Горький сам признавался уже спустя много лет). А ведь именно совет приятеля вынудил молодого писателя начать свой творческий путь.

Направление и жанр

«Макар Чудра» относится к направлению романтизма. Писатель вырисовывает перед нами экзотический южный край, кажущийся почти сказочным, населённый прекрасными и чувственными людьми, свободными от шума и трудностей повседневного быта, живущими по-настоящему свободно. Устами Макара Чудры писатель насмехается над обыденностью, отвергает её, мечтая о построении нового идеального мира, в котором не будет места страданиям и печалям.

Жанр «Макара Чудры» можно абсолютно точно определить, как рассказ. Произведение представляет собой короткое прозаическое произведение, с малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Суть: о чем рассказ?

На морском берегу автор встречается со старым цыганом по имени Макар Чудра, который рассказывает ему историю о двух молодых людях — Зобаре и Радде. Две гордые цыганские души, которые всю жизнь жили только для себя, однажды полюбили друг друга. Однако каждый из них понимал, что, отдавшись своим чувствам, они потеряют свободу, а потому каждый из них пытался взять верх в этих странных отношениях.

В конце концов, противостояние любви и жажды свободы приводит к тому, что Зобар от отчаяния убивает Радду, а отец девушки – Данило, убивает самого Зобара.

Конфликт и композиция

Главная особенность композиции «Макара Чудры» — это наличие рассказа в рассказе. Повествование начинается со встречи автора с Макаром, который и рассказывает историю о Зобаре и Радде. Такая композиция позволяет писателю воссоздать медитативную атмосферу юга России, насытить рассказ не только основной историей, но и философствованиями самого старика Чудры.

В основе главного конфликта рассказа лежит столкновение двух невероятно сильных личностей, также их жизненных приоритетов — свободы и любви. Зобар и Радда всю жизнь привыкли только брать, однако любовь впервые в жизни потребовала у них пожертвовать самым дорогим, что у них было – свободой. Никто из героев не смог ни заглушить свои чувства, ни уступить победу другому, что и привело их к столь печальному концу.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Макар Чудра» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:

герои рассказа «макар чудра» характеристика
макар чудра старый цыган, перешагнувший уже за пятый десяток. меланхоличен и равнодушен к окружающему миру. презрительно относится к работе и религии, считая, что каждый человек должен жить только ради собственного счастья.
лойко зобар молодой, красивый и удалой цыган. эгоистичный человек и ловкий вор. заработал себе великое множество врагов от венгрии до румынии. гордец, ставящий свои желания превыше всего. он прекрасно играл на гитаре и покорял женские сердца. он не хотел компромиссов и всегда брал от жизни все, чего хотел.
радда красивая молодая цыганка. разбила сердца многим мужчинам. превыше всего ценит свою независимость, равнодушна к материальным благам и деньгам. она жестока и эгоистична, сильна духом и имеет страстный темперамент. неудержимая жажда свободы и власти над мужчиной приводит ее к смерти от руки любимого.
рассказчик молодой путешественник, хороший слушатель и человек, обладающий живым воображением и чутким сердцем. он проникается услышанной историей и не судит чужой народ. он хочет понять их, а не осудить.

Темы

Тематика рассказа «Макар Чудра» характерна для романтических произведений.

  1. Любовь – Горький изображает любовь, как нечто невообразимо сильное и опасное. Влюблённый человек теряет над собой контроль. Он вступает в борьбу со своими собственными чувствами, и ему остаётся либо покориться им, либо погибнуть.
  2. Свобода – свобода в рассказе представлена как наивысшая ценность. Герои ценят свою независимость выше материального благополучия и готовы убить или умереть только ради того, чтобы никому не подчиниться. Автор не осуждает их за это, напротив, в этой жажде воли есть нечто возвышенное и прекрасное, свойственное лишь сильным людям.
  3. Природа – на протяжении всего повествования героев окружают бескрайние южные просторы. Безмятежность и величественность природы призваны показать всю незначительность человека, всю мелочность его проблем и метаний на фоне Вселенной. Пейзаж и его роль в произведении «Макар Чудра» важны для понимания замысла автора. 
  4. Нравы и быт цыган. Горький описывает экзотические условия, в которых разворачивается его драма. Перед нами кочевое племя со своими устоями и законами. Здесь вор — успешный делец, а не преступник, женщина — не жена, а любовница, убийство — долг чести, а не преступление. Этот мир противопоставлен цивилизации, и автор отдает предпочтение именно ему — жестокому, но естественному.

Проблемы

Проблематика рассказа «Макар Чудра» столь же занимательна: 

  • Гордыня – Радда и Зобар не смогли обрести счастья, проиграв битву собственной гордости. Любовь для них была сродни поединку, и никто из героев не хотел уступать, что и привело их к столь печальному финалу.
  • Жестокость – рассказ повествует нам о свободных и чистых людях, чьи поступки, однако, едва ли можно назвать гуманными. Жестока Радда, заставляющая Зобара унизится перед всем табором, жесток Зобар, убивающий прекрасную девушку, жесток старый Данило, добивающий беззащитного Зобара ударом в спину. По мнению Горького, жестокость является неотъемлемой частью нашей жизни и культуры отдельных этносов.
  • Эгоизм. Радда и Лойко слишком сильно любили себя, чтобы допустить любовь к другому человеку. Поэтому им было так сложно сойтись, не поранившись друг о друга. 

Смысл

Рассказ отвергает всё мирское, призывая человека отречься от разрушительных благ человеческой цивилизации. По мнению писателя, человек должен стремиться к свободе, к независимости. Люди должны вернуться к своим корням. Такова основная идея рассказа «Макар Чудра».

И хоть Горький осознаёт, что даже такая жизнь, которая буквально сжигает человека, не лишена своих недостатков, он всё равно считает её предпочтительнее медленного загнивания, на которое обречены погрязшие в рутине и повседневных заботах обыватели. Главная мысль рассказа «Макар Чудра» заключается в превосходстве свободы над безопасностью и комфортом. Люди должны чувствовать жизнь и вдыхать ее полной грудью.

Чему учит?

Рассказ демонстрирует нам, какие чудовищные страдания может причинить человеку излишняя гордость. Он показывает, что даже у свободы есть своя цена, и груз свободного человека может быть неподъёмным. И все же даже этот груз является сладостным бременем по сравнению со скучной и монотонной жизнью в городе, построенной на условностях. Таков вывод из рассказа «Макар Чудра».

Рассказ учит нас быть осторожными со своими чувствами, ведь живя только ими, человек может однажды просто не совладать с собой. Между любовью и свободой нужно сделать выбор, но не в пользу смерти. Такова мораль, которую можно вынести из «Макара Чудры».

Критика

«Макар Чудра» был крайне тепло принят некоторыми критиками и многими читателями. Никому, кроме Горького, не удалось переработать идеи романтизма и перенести их в двадцатый век таким образом, чтобы излагаемые им мысли нашли отклик у аудитории. О книге восторженно отзывались А.П. Чехов, А.В. Амфитеатров и другие рецензенты:

«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)

Но были и другие мнения. Например, консервативный публицист М.О. Меньшиков отмечал чрезмерную манерность прозы Горького и обличал его неспособность показать реальную жизнь без вычурности и фальши. По его мнению, автор просто зарабатывал деньги на литературе.

… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»

С ним был солидарен Ю. Анхенвальд, который осуждал искусственность творческого метода Горького и 

«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… <…> …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.) 

По сей день ранние рассказы Горького вызывают интерес у читателей и литературоведов, представляя из себя нечто уникальное и неповторимое во всей русской литературе.

Автор: Михаил Щепин

Литература для школьников

 
 Главная
 

А. М. Горький.
Фотография. 1891 г.,
Нижний Новгород.

 
 

Макар Чудра.
Иллюстрация П. Н. Панкисевича
к рассказу М. Горького
«Макар Чудра»

 
 
 
 
 
 

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

 

АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)

6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]

Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров
и обстоятельств

Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов

Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе
и их трагическое столкновение

Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков

Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького

УРОК № 12
Тема.
Максим Горький: жизнь, творчество.
Ранние романтические рассказы.
Рассказ «Макар Чудра».
Особенности изображения характеров и обстоятельств

Цель:

сформировать у учащихся понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий
«романтизм», «романтический герой»; выявить наиболее яркие стилистические особенности романтических и реалистических произведений раннего этапа творчества
Максима Горького; помочь учащимся увидеть своеобразие романтического метода писателя; обобщить знания об
особенностях реализма как литературного направления; совершенствовать навык аналитической работы с текстом,
умение сравнительного анализа языка литературных произведений, способность обобщать и делать выводы;
воспитать стремление к свободе мыслей, чувств, любовь к красоте мира.
Оборудование: учебник, текст рассказа «Макар Чудра», иллюстрации к рассказу, портрет молодого Максима Горького.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Максима Горького; имеют представление о неоромантизме и новом
романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; выявляют наиболее яркие
стилистические особенности романтических и реалистических произведений раннего этапа творчества Максима
Горького; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа с использованием
интерактивного приёма «Микрофон»

• Дайте характеристику основных течений русского модернизма. Что объединяет символизм, акмеизм и футуризм как литературные течения?

• В каких произведениях русской литературы рубежа XIX–XX вв. нашла наиболее яркое художественное воплощение эпоха войн и революций? Какие
образы представляются вам символами этой эпохи?

• Как соотносятся понятия «Серебряный век» и «русская культура рубежа веков»?

• В чём принципиальное отличие поэзии Серебряного века от поэзии Золотого века?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Горький вошёл в русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» являются прекрасными
образцами романтизма нового этапа. Автор хорошо знает традиции русской классической литературы, произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова,
но, живя в другую эпоху, Горький создаёт свой особый пафос на традиционном материале.

Романтические герои писателя — это много повидавшие на своём веку цыган Макар Чудра, старуха Изергиль и герои их легенд Зобар и Радда,
Ларра и Данко. Ранние рассказы Алексея Максимовича явились яркой страницей в его творчестве и в классической русской литературе в целом. Красота
и свежесть авторской речи завораживает, заставляет задуматься о смысле бытия. А фраза Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам…»
стала абсолютной истиной.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя
с постановкой проблемных вопросов

— А. Н. Толстой задал вопрос в своей статье «Ранний Горький»: «Какое волшебное слово сказал Горький, если существующий чинный, вполне приличный
порядок размечтался о бродягах, ворах… цыганах, контрабандистах?».

• Так какое же волшебное слово сказал Горький в таких произведениях, как «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра»?

А. Н. Толстой писал, что первый рассказ Максима Горького («Макар Чудра») в первой его книге был чистейшей романтикой: «Чехов и Бунин изображали
жизнь с неповторимым мастерством и правдивостью, но тем отвратительнее было для жизни глядеть в это зеркало. И Горький выдумал жизнь — сильную,
свободную, радостную, полную волнующих предчувствий… И в этом была правда большая, чем правда обыденности».

Этот характер правды Горького очень точно определил В. Г. Короленко в обращении к писателю: «Вы можете создавать характеры, люди говорят и действуют
у Вас от себя, от своей сущности. Вы умеете не вмешиваться в течение их мыслей, игру чувств, это не каждому даётся. А самое хорошее в этом то, что Вы
цените человека таким, каков он есть. Я же говорил Вам, что Вы реалист! — но,
подумав и усмехаясь, добавил: — Но в то же время — романтик!»

Конечно, тогда и в этих произведениях Горький был романтиком, поскольку считал, что «…надо показать людей так, чтобы они видели себя преображёнными,
лучшими, такими, какими они могут быть, такими, какими они хотят
быть… это не романтика лжи, возвышающего обмана; это — романтика будущего».

• Что вы знаете о романтизме? Когда сформировался романтизм в русской литературе? Назовите известные вам романтические произведения.

• Что можно добавить к такому определению романтизма:
«Романтизм, если определить его в самой общей форме,— это художественный метод, основанный на стремлении… найти необыкновенное в обыкновенном, воссоздать
жизнь в её самых острых и драматических моментах»?

• Обратите внимание на такую особенность творческого метода романтизма, как принцип романтического противопоставления двух миров: окружающей
действительности и мира героя-романтика. Приведите примеры из знакомых вам произведений, в которых резко противопоставляются идеалы героя
и окружающее общество.

Сегодня мы продолжим разговор о романтизме, правда, о романтизме особом. Нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят как о людях
«с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами. Вспомните:
романтический герой, как правило, не искал счастья в этом мире, противопоставлял реальный мир идеальному. Ознакомимся с биографией писателя, рассказ
которого вы читали дома.

2. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве Максима Горького

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Учащиеся по ходу составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Максима Горького.

• Какие факты биографии писателя нашли отражение в его творчестве?

Хронологическая таблица

жизни и творчества Максима Горького

Дата

Событие

1868

Родился в Нижнем Новгороде

1877

Поступил в начальное училище

1879–1883

Работал в обувном магазине учеником, затем учеником чертёжника, затем
посудником на пароходе

1883

Казань. Работал пекарем. Сближение с революционерами

1888

Нижний Новгород. Первый арест

1891

Посетил Царицын, Донскую область, Украину, Бессарабию, Крым, Кавказ

1892

Напечатан первый рассказ «Макар Чудра»

1894

«Дед Архип и Лёнька»

1895

Написаны рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль»

1898

Напечатаны две книги рассказов

1899

Напечатан роман «Фома Гордеев»

1901–1902

Написаны «Песня о Буревестнике», пьесы «Мещане», «На дне».
Арест, высылка из Нижнего Новгорода. Художественный театр ставит пьесы «Мещане», «На дне».
Избрание почётным академиком по разряду изящной словесности,
но по требованию царя Николая II выборы признаны недействительными

1905

Участие в революционных событиях 9 января

1906

Эмиграция: Америка, Италия (Капри)

1913

Возвращение в Россию

1921–1931

Лечение за границей (Германия, Италия)

1925–1936

Роман «Жизнь Клима Самгина» (не окончен)

1931

Возвращение в СССР

1934

Выступление на I съезде советских писателей

1936

Смерть в Горках


3. Слово учителя

— Первым ярким произведением, с которым Горький вошёл в литературу, стал «Макар Чудра».

Горький передал легенду, услышанную во время своих странствий по Средней и Южной России. Сплав романтизма и реализма, с которого начинал свой творческий путь
Максим Горький, явился новым прогрессивным шагом в развитии русской литературы.

Небольшой по объёму рассказ поражает богатством и глубиной заключённых в нём мыслей: прославление свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения старого
цыгана о жизни поражают глубиной и простотой одновременно:
«Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя
никому…»

Эта легенда о влюблённых в свободу прекрасных людях соотнесена с размышлениями старого цыгана о жизни и человеке.

4. Аналитическая беседа
(с опорой на текст рассказа)

• Дома вы прочитали рассказ «Макар Чудра». Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар Чудра — романтический герой?

• Почему портрет старого Чудры практически сливается со степью и морем, которым автор даёт такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»?

• Покажите на примере героев рассказа Горького «Макар Чудра», что автор изображает исключительных героев, резко отличающихся от окружающих
их людей. Чем вызвано явное одиночество романтических героев?

• В чём выразилась в рассказе связь с фольклором? Какие особенности народных легенд и сказаний определили своеобразие ранних романтических произведений Горького?

• Какую роль играет пейзаж в романтических произведениях Горького? Почему их героям более близки природа, стихия, а не другие люди?

• Как вы понимаете слова Макара Чудры: «…Говор морской волны веселит
ему сердце? Он раб, как только родился, всю жизнь раб, и всё тут!»? Что считает Макар Чудра самым ценным для человека?

• Зобару всего дороже свобода, Радда более всего ценит гордость, которую не может сломить даже любовь. Чем может разрешиться такое противоречие?
Согласны ли вы с Макаром, что разрешение такого противоречия смертью естественно?

• Почему любовь Лойко и Радды закончилась так трагически? Кто из них, по вашему мнению, мог бы поступиться своими принципами? Как сформулировать
требования к жизни Макара Чудры, Лойко Зобара, Радды? Радда говорит перед своей смертью: она знала, что Лойко так сделает. Почему же она
на это пошла?

• Каково авторское отношение к сильным и слабым сторонам характеров героев? Чем восхищается рассказчик, а с чем он явно не согласен? Как на вопрос
о позиции автора отвечает концовка рассказа?

• Почему не может Зобар сравняться с гордою Раддой даже после её смерти? Почему остался одиноким Макар Чудра?

• Покажите на примерах из рассказа «Макар Чудра», как Горький использует поэтический язык, ритмику речи, афористичность высказываний, образность и
лиризм повествования.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

• Что привлекает в героях ранних произведений Горького? Что в этих героях вызывает неприятие?
• Какие черты романтизма и реализма вы можете отметить в ранней прозе Горького?

2. Заключительное слово учителя

— Молодой Горький «размахнулся», показал красоту и силу свободного человека, который ещё не знает, куда её применить, чтобы не погибла она бессмысленно.
А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Радда и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность обрести
счастье и покой.

«Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не
жить, как не жить и тебе без меня…»

Здесь каждый из героев хочет доказать своё превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее игра
честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными.

Горький продолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободного человека, только намеченный в рассказе «Макар Чудра», получает новый
и глубокий смысл в легендах старухи Изергиль. От индивидуализма Ларры, через свободный порыв к счастью самой Изергиль автор приводит читателей
к истинному герою Данко, отдавшему свою жизнь за свободу и счастье людей. Так уже в раннем творчестве Горький заявляет о новом романтическом
герое, показывая его самоотверженность и решительность. Его герой — человек действия, и это главное.

Это первое произведение молодого Горького актуальной проблематикой, яркостью образов и языка сразу обратило на себя внимание и возвестило о рождении нового,
незаурядного писателя.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать рассказ Максим Горького «Старуха Изергиль».

2. Опережающее задание (3 учащихся). Подготовить пересказ легенд о Ларре, Данко и библейской истории о Моисее.

Следующие уроки: Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков.
– М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 

Максим Горький среди членов кружка «Среда»
Фотография К. Фишера. Москва, декабрь 1902 г.
В верхнем ряду (слева направо): С. Г. Скиталец (Петров), Ф. И. Шаляпин, Е. Н. Чириков.
Внизу: Максим Горький, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, Н. Д. Телешов.

Музей Горького. Москва

 
 

Уроки литературы в 11 классе
(главы из книги)

 

вернуться в начало

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные даты
жизни и творчества
А. М. Горького
(сайт «К уроку литературы»)

 
 

Лойко Зобар.
Иллюстрация А. А. Пластова
к рассказу М. Горького
«Макар Чудра»

 

Данко
Иллюстрация И. М. Тоидзе
к рассказу М. Горького
«Старуха Изергиль»

 
 
   

Литература

11 класс

урок № 12

Романтизм раннего творчества М. Горького

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Жизнь и творчество М. Горького.

2. Ранние романтические рассказы.

3. Понятия «гордость и гордыня».

4. Проблематика и особенности композиции рассказов.

Тезаурус

Романтизм — умонастроение, характеризующееся преобладанием мечтательной созерцательности и чувства над рассудком, идеализацией действительности.

Фельетон малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.

Драма один из жанров драматургии, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой

Мелодрама пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией.

Водевиль — вид комедии положений с песнями-куплетами и танцами. Лучшим произведениям в этом жанре присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности.

Список литературы

Основная литература:

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

Дополнительная литература:

1. Басинский П. В. Горький. М.: Молодая гвардия, 2005. — 451 [13] с. Стр. 375-380

2. Быков Д. Л. Был ли Горький? М.: АСТ. Астрель, 2012. — 348 с. Стр. 284-287

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Будущий писатель рано потерял родителей. Его воспитала бабушка Акулина Ивановна.

Будучи совсем юным, мальчик успевает поработать и рассыльным, и прислугой у чертёжника, и учеником иконописной мастерской, и статистом в театре.

В 1884 году юноша уезжает в Казань, чтобы поступить в университет. У него нет среднего образования, знания он черпает из книг. Студентом он не становится из-за сокращения количества льготных мест.

В Казани молодому человеку приходится много и тяжело работать. Этот период жизни Горького полон драматических событий. Репрессии против бастующих студентов, любовная драма, тяготы жизни в чужом городе. Пережитые события юности позже станут основой повестей «Детство», «В людях» и «Мои университеты».

Первое печатное произведение «Макар Чудра» выходит в 1892 году в газете «Кавказ» под псевдонимом Максим Горький. Это история про вольных цыган. За ним, помимо фельетонов и многочисленных публицистических текстов, следует новелла «Старуха Изергиль» и рассказ «Челкаш». Последний приносит Горькому широкую известность.

В 1899 году в журнале «Жизнь» публикуется первое крупное произведение Горького — повесть «Фома Гордеев». Уже на следующий год издательство «Знание» выпускает четырёхтомное собрание сочинений писателя «Рассказы». Он становится настоящей знаменитостью.

Раннее творчество Максима Горького неразрывно связано с романтической литературной традицией и включает стремление к индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Банальной повседневности противопоставлены страстные душевные порывы персонажей. Молодой писатель обращается к легендам и сказаниям разных народов. Романтический герой Горького находится в кругу непонимания со стороны окружающих и задуман как знамение конца беспробудного прозябания обывателей. Он сталкивается с невежеством и жестокостью, но чем гуще тьма, тем ярче свет. «Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а ещё и гордо для тебя. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей! Ну, так и ладно, коли мало. Много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее не считали бы.» — так говорит сам автор о своём герое — цыгане Лойко из рассказа «Макар Чудра».

Изучая романтическое творчество писателя, нельзя обойти вниманием новеллу «Старуха Изергиль». В ней отражено столкновение между мечтой и страхом перед жизнью, равнодушием к красоте и любовью ко всему живому.

Главный герой новеллы Ларра — сын земной женщины и орла. Он считает себя выше всех, он горд и свободолюбив. Но люди обрекают его на одиночество. Поначалу он не понимает, как тяжело жить одному. Гордыня не позволяет ему вернуться к людям. В финале он становится тенью:

«И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражён человек за гордость!»

В противовес этому герою Горький создаёт образ Данко. Этот персонаж живёт среди людей и для людей. «И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились откуда‑то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма… Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим». Данко «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее своё сердце, и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…». Радуясь свободе, люди не замечают смерти Данко. На его сердце наступает ногой кто-то из соплеменников.

Рассказ «Старуха Изергиль» – это попытка Горького донести мысль о двойственности человеческой натуры. Всё повествование пронизано символическими параллелями: свет солнца и мрак болот, гордое сердце и каменная плоть.

Горький идёт от отрицания эгоизма людей к утверждению человеколюбия. Постепенно он создает «величественный образ человека». По мнению писателя, каждый должен «найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный пример.

Какое образование получил М. Горький?

а) экономическое;

б) филологическое;

в) начальное;

г) юридическое.

Разбор решения: Давайте вспомним материал урока и общие факты о жизни М. Горького, мы знаем, что он рос без матери и отца у дедушки, во время его поступления, у него не было диплома о среднем образовании, соответственно, поступить в институт и отучиться он не мог, соответственно ответы а), б), г) неправильные. Как мы помним его растил дедушка и под его руководством М. Горький освоил грамоту, соответственно ответ в) – правильный

Правильный ответ:

в) начальное

Единичный выбор.

Где родился М. Горький?

а) Южный Сахалин

б) Казань

в) Нижний Новгород

г) Владивосток

Разбор решения: Давайте вспомним, что его дед работал бурлаком на Волге, соответственно так как внук его М. Горький жил вместе с ним, город в котором родился М. Горький стоит на реке Волге, из всех перечисленных подходит только Нижний Новгород

Правильный ответ:

в) Нижний Новгород

МАКСИМ ГОРЬКИЙ
УРОК № 12
 Тема. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические
рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств
 Цель: сформировать у учащихся понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий
«романтизм», «романтический герой»; выявить наиболее
яркие стилистические особенности романтических и  реалистических произведений раннего этапа творчества
Максима Горького; помочь учащимся увидеть своеобразие
романтического метода писателя; обобщить знания об
особенностях реализма как литературного направления;
совершенствовать навык аналитической работы с тек стом,
умение сравнительного анализа языка литературных
произведений, способность обобщать и  делать выводы;
воспитать стремление к  свободе мыслей, чувств, любовь
к красоте мира.
Оборудование: учебник, текст рассказа «Макар Чудра», иллюстрации
к рассказу, портрет молодого Максима Горького.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые
результаты: учащиеся рассказывают о  жизни и  творчестве Максима
Горького; имеют представление о неоромантизме и новом
романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; выявляют наиболее яркие
стилистические особенности романтических и  реалистических произведений раннего этапа творчества Максима
Горького; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы.
ХОД УРОКА
І. Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний
Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»
• Дайте характеристику основных течений русского модернизма. Что объединяет символизм, акмеизм и футуризм как литературные течения?
• В каких произведениях русской литературы рубежа XIX–XX вв. нашла наиболее яркое художественное воплощение эпоха войн и революций? Какие
образы представляются вам символами этой эпохи?
• Как соотносятся понятия «Серебряный век» и «русская культура рубежа веков»?
• В чём принципиальное отличие поэзии Серебряного века от поэзии Золотого
века?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Горький вошёл в  русскую литературу стремительно и  ярко. Его ранние рассказы «Макар Чудра» и  «Старуха Изергиль» являются прекрасными
образцами романтизма нового этапа. Автор хорошо знает традиции русской 
классической литературы, произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова,
но, живя в другую эпоху, Горький создаёт свой особый пафос на традиционном
материале. Романтические герои писателя  — это много повидавшие на своём
веку цыган Макар Чудра, старуха Изергиль и  герои их легенд Зобар и  Радда,
Ларра и  Данко. Ранние рассказы Алексея Максимовича явились яркой страницей в его творчестве и в классической русской литературе в целом. Красота
и свежесть авторской речи завораживает, заставляет задуматься о смысле бытия. А фраза Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам…»
стала абсолютной истиной.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя с постановкой проблемных вопросов
— А. Н. Толстой задал вопрос в своей статье «Ранний Горький»: «Какое волшебное слово сказал Горький, если существующий чинный, вполне приличный
порядок размечтался о бродягах, ворах… цыганах, контрабандистах?».
• Так какое же волшебное слово сказал Горький в таких произведениях, как
«Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра»?
А. Н. Толстой писал, что первый рассказ Максима Горького («Макар Чудра»)
в  первой его книге был чистейшей романтикой: «Чехов и  Бунин изображали
жизнь с  неповторимым мастерством и  правдивостью, но тем отвратительнее
было для жизни глядеть в это зеркало. И Горький выдумал жизнь — сильную,
свободную, радостную, полную волнующих предчувствий… И в этом была правда бо льшая, чем правда обыденности».
Этот характер правды Горького очень точно определил В. Г. Короленко в обращении к  писателю: «Вы можете создавать характеры, люди говорят и  действуют у Вас от себя, от своей сущности. Вы умеете не вмешиваться в течение их
мыслей, игру чувств, это не каждому даётся. А самое хорошее в этом то, что Вы
цените человека таким, каков он есть. Я же говорил Вам, что Вы реалист! — но,
подумав и усмехаясь, добавил: — Но в то же время — романтик!»
Конечно, тогда и в этих произведениях Горький был романтиком, поскольку считал, что «…надо показать людей так, чтобы они видели себя преображёнными, лучшими, такими, какими они могут быть, такими, какими они хотят
быть… это не романтика лжи, возвышающего обмана; это — романтика будущего».
• Что вы знаете о романтизме? Когда сформировался романтизм в русской литературе? Назовите известные вам романтические произведения.
• Что можно добавить к такому определению романтизма: «Романтизм, если
определить его в самой общей форме,— это художественный метод, основанный на стремлении… найти необыкновенное в  обыкновенном, воссоздать
жизнь в её самых острых и драматических моментах»?
• Обратите внимание на такую особенность творческого метода романтизма,
как принцип романтического противопоставления двух миров: окружающей
действительности и  мира героя-романтика. Приведите примеры из знакомых вам произведений, в которых резко противопоставляются идеалы героя
и окружающее общество.
Сегодня мы продолжим разговор о романтизме, правда, о романтизме особом. Нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят как о людях
«с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами. Вспомните:
романтический герой, как правило, не искал счастья в этом мире, противопоставлял реальный мир идеальному. Ознакомимся с биографией писателя, рассказ которого вы читали дома.
2. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве
Максима Горького (см. домашнее задание предыдущего урока)
(Учащиеся по ходу составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Максима Горького.)
• Какие факты биографии писателя нашли отражение в его творчестве?
Хронологическая таблица
Дата Событие
1868 Родился в Нижнем Новгороде
1877 Поступил в начальное училище
1879–1883 Работал в обувном магазине учеником, затем учеником чертёжника, затем
посудником на пароходе
1883 Казань. Работал пекарем. Сближение с революционерами
1888 Нижний Новгород. Первый арест
1891 Посетил Царицын, Донскую область, Украину, Бессарабию, Крым, Кавказ
1892 Напечатан первый рассказ «Макар Чудра»
1894 «Дед Архип и Лёнька»
1895 Написаны рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль»
1898 Напечатаны две книги рассказов
1899 Напечатан роман «Фома Гордеев»
1901–1902 Написаны «Песня о Буревестнике», пьесы «Мещане», «На дне». Арест,
высылка из Нижнего Новгорода. Художественный театр ставит пьесы
«Мещане», «На дне». Избрание почётным академиком по разряду изящной словесности, но по требованию царя Николая II выборы признаны
недействительными
1905 Участие в революционных событиях 9 января
1906 Эмиграция: Америка, Италия (Капри)
1913 Возвращение в Россию
1921–1931 Лечение за границей (Германия, Италия)
1925–1936 Роман «Жизнь Клима Самгина» (не окончен)
1931 Возвращение в СССР
1934 Выступление на I съезде советских писателей
1936 Смерть в Горках
3. Слово учителя
— Первым ярким произведением, с которым Горький вошёл в литературу,
стал «Макар Чудра». Горький передал легенду, услышанную во время своих
странствий по Средней и Южной России. Сплав романтизма и реализма, с которого начинал свой творческий путь Максим Горький, явился новым прогрессивным шагом в развитии русской литературы.
Небольшой по объёму рассказ поражает богатством и  глубиной заключённых в нём мыслей: прославление свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения старого цыгана о  жизни поражают глубиной и  простотой одновременно:
«Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя.
Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя
никому…»
Эта легенда о  влюблённых в  свободу прекрасных людях соотнесена с  размышлениями старого цыгана о жизни и человеке.
4. Аналитическая беседа (с опорой на текст рассказа)
• Дома вы прочитали рассказ «Макар Чудра». Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар Чудра — романтический герой?
• Почему портрет старого Чудры практически сливается со степью и морем,
которым автор даёт такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»?
• Покажите на примере героев рассказа Горького «Макар Чудра», что автор
изображает исключительных героев, резко отличающихся от окружающих
их людей. Чем вызвано явное одиночество романтических героев?
• В чём выразилась в рассказе связь с фольклором? Какие особенности народных легенд и сказаний определили своеобразие ранних романтических произведений Горького?
• Какую роль играет пейзаж в романтических произведениях Горького? Почему их героям более близки природа, стихия, а не другие люди?
• Как вы понимаете слова Макара Чудры: «…Говор морской волны веселит
ему сердце? Он раб, как только родился, всю жизнь раб, и всё тут!»? Что считает Макар Чудра самым ценным для человека?
• Зобару всего дороже свобода, Радда более всего ценит гордость, которую не
может сломить даже любовь. Чем может разрешиться такое противоречие?
Согласны ли вы с Макаром, что разрешение такого противоречия смертью
естественно?
• Почему любовь Лойко и Радды закончилась так трагически? Кто из них, по
вашему мнению, мог бы поступиться своими принципами? Как сформулировать требования к жизни Макара Чудры, Лойко Зобара, Радды? Радда говорит перед своей смертью: она знала, что Лойко так сделает. Почему же она
на это пошла?
• Каково авторское отношение к сильным и слабым сторонам характеров героев? Чем восхищается рассказчик, а с чем он явно не согласен? Как на вопрос
о позиции автора отвечает концовка рассказа?
• Почему не может Зобар сравняться с гордою Раддой даже после её смерти?
Почему остался одиноким Макар Чудра?
• Покажите на примерах из рассказа «Макар Чудра», как Горький использует поэтический язык, ритмику речи, афористичность высказываний, образность и лиризм повествования.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Что привлекает в героях ранних произведений Горького? Что в этих героях
вызывает неприятие?
• Какие черты романтизма и  реализма вы можете отметить в  ранней прозе
Горького?
2. Заключительное слово учителя
— Молодой Горький «размахнулся», показал красоту и  силу свободного
человека, который ещё не знает, куда её применить, чтобы не погибла она бессмысленно. А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Радда и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность обрести счастье и покой. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё
я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не
жить, как не жить и тебе без меня…» Здесь каждый из героев хочет доказать своё
превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее игра
честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут
прекрасными, молодыми и несломленными.
Горький продолжил работу в  этом жанре, и  романтический мотив прекрасного свободного человека, только намеченный в рассказе «Макар Чудра», получает новый и глубокий смысл в легендах старухи Изергиль. От индивидуализма Ларры, через свободный порыв к счастью самой Изергиль автор приводит читателей к истинному герою Данко, отдавшему свою жизнь за свободу и счастье
людей. Так уже в раннем творчестве Горький заявляет о новом романтическом
герое, показывая его самоотверженность и решительность. Его герой — человек
действия, и это главное.
Это первое произведение молодого Горького актуальной проблематикой, яркостью образов и языка сразу обратило на себя внимание и возвестило о рождении нового, незаурядного писателя.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать рассказ Максим Горького «Старуха Изергиль».
2. Опережающее задание (3 учащихся). Подготовить пересказ легенд о Ларре,
Данко и библейской истории о Моисее.

  • Урок по рассказу никита
  • Урок по рассказу паустовского телеграмма 8 класс
  • Урок по рассказу песчаная учительница платонова 11 класс
  • Урок по рассказу ночь исцеления борис екимов
  • Урок по рассказу о генри вождь краснокожих 5 класс