Урок по рассказу холодная осень бунин 11 класс

Я иду на урок: 11-й класс лидия норина лидия ивановна норина заслуженный учитель рф, учитель гимназии 10 г.

Я иду на урок: 11-й класс

Лидия Норина


Лидия Ивановна НОРИНА — заслуженный учитель
РФ, учитель гимназии № 10 г. Новосибирска.

Анализ рассказа И.А. Бунина «Холодная
осень»

Анализ рассказа следует начать
с достаточно традиционной, но действенной
формы — чтения учителем самого текста. Как
известно, преподаватель, читающий вслух,
становится первым интерпретатором произведения,
расставляет с помощью голоса и интонации его
смысловые акценты. Бунинский рассказ небольшой
по объёму, и чтение его в начале урока тем более
целесообразно, что не занимает много времени.

Следующий этап урока — “слово учителя”,
необходимо и как вступление, и как напоминание
ученикам о главных темах бунинской прозы (лекция
по творчеству писателя и анализ стихотворений
уже проводились ранее).

Сам анализ текста целесообразно начать с
выделения в рассказе базовых мотивов и
художественных приёмов. На доске предварительно
выписаны эти моменты.

Фабула и персонажи.

Хронотоп: бытийное и бытовое пространство и
время, реальное и космическое.

Цветопись и “тактильность” текста.

Мотивы (любви, смерти, памяти, жизни).

Дома ученики должны были найти в тексте
проявления этих мотивов и выписать как можно
больше примеров на каждый из пунктов. По ходу
урока схема на доске будет расширяться и
дополняться сделанными на уроке наблюдениями.
Учителю необходимо подчеркнуть принципиальную
последовательность зафиксированных на доске
тем.

Первый вопрос учителя звучит так:

— Какова фабула рассказа? Изложите её в
нескольких предложениях.

Есть некий он, есть она — они любят друг
друга; должна была состояться свадьба. Девушка
очень боится потерять его. Он убит на войне. И
потом всю свою жизнь (тридцать лет) она сохраняет
память об одном-единственном вечере — их
самой счастливой встрече.

Необходимо начать с того, что лежит на
поверхности текста, что может воспринять любое
обыденное сознание. Ученики выясняют, что фабула
слишком проста, значит, смысл нужно искать
глубже.

Если школьники не обратят внимания на важную
черту бунинской любовной прозы — отсут­ствие
у героев имён, обозначение их только
местоимениями (особый приём Бунина,
подчёркивающий обобщённость судеб людей,
трагедию всех), можно задать провокационный
вопрос: почему при пересказе фабулы вы
постоянно делаете “речевую ошибку” —
повторяете местоимения “он” и “она”?

От обыденного уровня восприятия текста
переходим к работе с художественными
категориями.

— Любой художественный текст, как вам
известно, соотносится с универсальными
категориями — пространством и временем,
которые в тексте приобретают значение
символическое. Как “сконструировано” данное
произведение, какие хронотопы мы можем выделить
и как они связаны друг с другом?

Один из учеников составляет схему, а остальные
комментируют текст. Постепенно вырисовывается
такая картина.

  • Дом как храм и оберег и последующее его
    разрушение; соответственно жизнь как путь и
    скитание.
  • Путь как жизненный путь одного человека и как
    исторический вектор России начала XX века.
  • Наконец, дом, лишённый пространственных границ,
    дом, находящийся за пределами земного мира. Это
    то пространство, куда стремится героиня к своему
    возлюбленному, это движение к бессмертию: “И я
    верю, горячо верю: где-то там он ждёт
    меня — с той же любовью и молодостью, как в тот
    вечер
    ”. “Ты поживи, порадуйся на свете,
    потом приходи ко мне…” “Я пожила,
    порадовалась, теперь уже скоро приду”. Вместе с
    учениками учитель отмечает ключевые слова
    фрагмента: “где-то там”, “тот вечер”, “ко
    мне”
    . Таким образом, Бунин переводит
    пространство земное в пространство космическое,
    время линейное во время вечное.

· Время как мгновение (жизнь человеческая) и
как вечность. Вечность у Бунина всегда циклична и
неуничтожима. Так, героиня говорит в конце
рассказа про единственный их вечер: “И это всё,
что было в моей жизни — остальное ненужный сон”.
Учитель обращает внимание старшеклассников на
слова “сон” и “ненужный”.

— Почему жизнь названа сном?

Мотив жизни как сна (в буддистском понимании)
вообще свойственен бунинской поэтике. Жизнь —
это иллюзия, но иллюзия горестная и трагическая.

— Кто виноват в этой трагедии? Война?
Революция? Бог? Неправильное социальное
устройство?

Бунин внесоциален, поэтому и война, и революция,
и история для него лишь частные проявления
мирового зла, которое неуничтожимо. Весь
рассказ — это попытка писателя понять и
осмыслить, как мировое зло отражается на судьбе
отдельного человека. Опять вспомним: у героев нет
имён, и это подтверждение тому, что разные
человеческие судьбы одинаковы, что человек
является игрушкой в руках рока.

Затем учитель акцентирует внимание
старшеклассников ещё на одном важном временном
аспекте произведения:

— Обратим внимание, что весь рассказ
написан как воспоминание героини о прошлом.
Какой мотив в связи с таким построением
художественного времени проявляется в тексте?

Память. В мировом хаосе она является спасением
от забвения. Память, по Бунину, не менее, а более
реальна, чем поток действительности. Она всегда
связана с культурой, которая есть сохранение
всего того, что уходит в небытие.

Преподаватель может прочитать ряд
стихотворений Осипа Мандельштама (например, из
цикла «Камень»), в которых наиболее ярко
проявляется так называемая “культурная
память” — особого рода поэтическая
категория, служившая Мандельштаму основой его
отношения к ценностям культуры. Такое обращение
к “чужому” голосу позволит проложить пути к
изучению поэтики акмеизма, а также сравнить “две
памяти” великих художников слова.

— Какие художественные средства
использует Бунин, чтобы подчеркнуть реальность
памяти и ирреальность действительности? Как
известно, Бунин — мастер описания тонких
человеческих ощущений и состояний природы. И в
этом он близок к импрессионизму.

Прежде всего цветопись, светопись и
“тактильность”. Также в произведении мы видим
прямое включение стихотворной цитаты. Что
касается импрессионизма, то герой в рассказе
словно намеренно читает своей возлюбленной
стихотворение Фета, так как именно в творчестве
Фета много импрессионистических черт.

— Поработаем с этими категориями: назовите
основные цвета, описания физических ощущений
героев и определите значения цитируемых героем
строчек Фета в контексте рассказа (один ученик на
доске выписывает слова: “цвет”,
“тактильность”, “интертекст”).

Цвет и свет. Ученики называют слова,
обозначающие цвета, и дают их символическую
интерпретацию, используя «Словарь символов»:
“чёрное”, “блестящее”, “красное”,
“солнечное”, “минерально-блестящие звёзды”,
“сверкающее солнце”. Чёрный цвет — трагедия
человека, предчувствие беды. Красный — цвет
крови и также трагедии, цвет, знаменующий будущую
катастрофу. Золотой (осень) связан с природой.
Сочетаясь, цвета подчёркивают неразрывную связь
человеческих ощущений с природным началом.
Школьники отмечают, что эпитет “блестящие”
(“светящиеся”, “сверкающие”) объединяет такие
художественные детали, как звёзды (“блестящие
звёзды”), окна дома (“как… по-осеннему светят окна
дома”), глаза героини (“как блестят глаза”) и
делают вывод о единстве всего в мире: природы,
человека, неодушевлённых объектов (дом).

Много слов в рассказе посвящено ощущениям
героев. Уже само название — «Холодная
осень» — обозначение не только холодного
времени года, но и метафорически — холода
этого мира по отношению к человеку, всё того же
мирового зла. Старше­классники называют слова и
словосочетания, связанные с темой холода:
“запотевшие от пара окна”, “удивительно ранняя
и холодная осень”, “протёрла стекло платком”,
“ледяные звёзды”, “сверкающий изморозью”.

Что же касается Фета, то это и символ русской
дореволюционной старины, и поэтическое
осмысление природы, и наконец, приятие смерти,
вечности. У Фета не замерзание и умирание, а
вечное грандиозное движение по кругу; недаром в
стихо­творении употреблено слово “пожар” —
антитеза холодному и ледяному миру.

— Какие ещё традиционные мотивы
встречаются в тексте?

Любовь и смерть. Любовь, по Бунину, тоже
прикосновение к вечности, а не путь к земному
счастью, в художественном мире Бунина не найти
счаст­ливой любви. Любовь у Бунина вне законов
времени и пространства, и поэтому смерть не
только не уничтожает любви, но является
продолжением её в вечности. Несмотря на
кратковременность любви, она всё равно остаётся
вечной — она неуничтожима в памяти героини
именно потому, что мимолётна в жизни. Неслучайно
рассказ заканчивается мотивом любви: “Но,
вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда
спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей
жизни? И отвечаю себе: только тот холодный
осенний вечер”.

Заканчивая анализ рассказа, отметим, что его
финал открыт для дальнейших интерпретаций.
Поэтому в качестве домашнего задания дадим
небольшое сочинение-эссе, темой которого станут
слова героини в конце рассказа: «И это всё, что
было в моей жизни — остальное ненужный сон».

Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе
Анализ рассказа И.А. Бунина «Холодная осень»
«Дом»

  • – направление нацелено на размышление о доме
  • как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в
  • далекое прошлое и продолжающей оставаться
  • нравственной опорой в жизни сегодняшней.
  • Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о
  • единстве малого и большого, соотношении материального
  • и духовного, внешнего и внутреннего.

Словарь Ожегова
ДОМ

  • 1. Жилое (или для учреждения) здание.
  • 2. Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе,
  • их хозяйство.
  • 3. Место, где живут люди, объединённые общими
  • интересами, условиями существования.
  • 4. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды.
  • 5. Династия, род.

Словарь символов

  • Дом символизирует центр мира, замкнутость и защиту.
  • Олицетворяет космический центр, наш мир,
  • вселенную.

Русская классика: выбор произведений
для направления “ДОМ”

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • И. С. Тургенев «Отцы и дети»
  • М. А. Шолохов «Судьба человека»
  • В. Распутин «Прощание с Матёрой»
  • А. Солженицын «Матрёнин двор»
  • В. Распутин «Изба»


«Любовь» – направление дает возможность посмотреть

  • на любовь с различных позиций: родителей и детей,
  • мужчины и женщины, человека и окружающего его мира.
  • Речь пойдет о любви как явлении высоком,
  • облагораживающем и возвышающем человека, о её
  • светлых и трагических сторонах

Словарь Ожегова
ЛЮБОВЬ

  • 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви.
  • Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за
  • любимого человека).
  • Л. до гроба (вечная). Л. прошла, ушла, угасла. Страдать, сгореть, умирать от любви. Страстная,
  • взаимная, безответная, платоническая, романтическая л. Л. с первого взгляда (возникшая сразу с
  • первой встречи). Склонить к любви. Любовью не шутят(посл.). Л. не картошка (не пустяк, не
  • безделица; прост. шутл.).Дитя любви (о желанном и любимом ребенке). Л. зла (о том, что любимого
  • не выбирают).
  • 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к
  • родителям, к детям.
  • Слепая л. (всепрощающая). Л. к ближнему. Относиться к своему делу с любовью (любовно).
  • 3. Постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-н.
  • Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным.
  • 4. им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение,
  • расположение).
  • Он (она) — его (ее) первая (или последняя) л. Он ее очередная л.
  • 5. Пристрастие, вкус к чему-н. Л. к сладкому, к нарядам, к комфорту.

Философская энциклопедия
ЛЮБОВЬ

  • Личное и глубокое чувство, устремленность на др. личность,
  • человеческую общность или идею.
  • Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству,
  • оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает
  • как самое свободное и постольку «непредсказуемое» выражение
  • глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни
  • преодолеть. Важность и сложность явления Л. определяются тем,
  • что в нем, как в фокусе, пересекаются противоположности
  • биологического и духовного, личностного и социального,
  • интимного и общезначимого.

Выбор произведений
для направления “ЛЮБОВЬ”

  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Л. Н. Толстой «Война и мир»
  • И. А. Гончаров «Обломов»
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • И.А. Бунин «Тёмные аллеи»
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • В. Шекспир «Ромео и Джульетта»,
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

«Путь»
– направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Словарь Ожегова
ПУТЬ

  • 1. Дорога, место, по которому можно пройти, проехать.
  • 2. Это образ связи между двумя отмеченными точками пространства. Постоянное и неотъемлемое свойство пути – его трудность.

Энциклопедия символики и геральдики
Путь строится по линии все возрастающих трудностей и опасностей.

Выбор произведений для направления “ПУТЬ”

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» М. Шолохов «Судьба человека»
  • А. Солженицын «Матрёнин двор»
  • А. де Сент -Экзюпери «Маленький принц»
  • Б. Екимов «Ночь исцеления»

«Время»
– направление ориентировано на широкое

  • осмысление времени как исторической и философской
  • категории, воспринимаемой во взаимодействии
  • сиюминутного и вечного, реального и воображаемого,
  • личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре
  • рассуждения – человек и время, общество и эпоха.


Словарь Ожегова

  • ВРЕМЯ
  • 1.Промежуток той или иной длительности, в
  • который совершается что — нибудь, последовательная смена часов,
  • дней, лет.
  • 2. Время в период, во время существования кого-чего-нибудь.
  • 3. Время одна из форм (наряду с пространством)
  • существования бесконечно развивающейся материи —
  • последовательная смена ее явлений и состояний.

Словари: учимся понимать многозначность слова
(Философский словарь)

  • В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в
  • одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее),
  • внутри которого происходят все существующие в бытии процессы,
  • являющиеся фактами.
  • Время (Zeit) — присущая человеческому сознанию форма
  • восприятия изменения: возникновения, становления, течения,
  • разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что
  • к нему относится. Время существует, поскольку сознание
  • воспринимает изменения, постоянно происходящие во внутреннем
  • и внешнем мире.

Выбор произведений
для направления “ВРЕМЯ”

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • И.С.Тургенев «Отцы и дети»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»


“Другое” направление: как найти и
использовать “общие” аргументы

“Другое” направление: как найти и использовать “общие” аргументы
Д.С.Лихачев:

  • «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет!»

Практическая работа
(
И.Бунин «Холодная осень»)
Время

  • Время как мгновение и как вечность: стремительность событий в начале рассказа, один вечер – целая жизнь, и жизнь в 30 лет – «ненужный сон»;
  • Прошлое героини;
  • Память как спасение от забвения;
  • История (исторические события рассказа)

Дом

  • Дом как храм и оберег;
  • Семья и семейные ценности в рассказе:
  • Сад как символ родного дома, родины Дом, , находящийся за пределами земного мира, пространство, куда стремится
  • героиня к своему возлюбленному

Любовь

  • Любовь — как светлая горечь о несбывшейся мечте;
  • Любовь, которая не дает потерять смысл жизни,
  • дает силы выжить, вырастить чужого ребенка;
  • Любовь = жизнь;
  • Любовь и смерть.


Путь

  • Путь героя на войну;
  • Мотив скитаний, странничества героини;
  • Как жизненный путь одного человека
  • и как исторический путь России начала XX века.

Кластер
Домашнее задание

  • Составить тезисы по 4 направлениям сочинения по рассказу «Изба» Валентина Распутина.

Автор: Сёмина Елена Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ лицей пгт.Афипского МО Северский район
Населённый пункт: пгт.Афипский Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-исследование по теме «Лингвистическое толкование рассказа И.А.Бунина»Холодная осень»
Раздел: полное образование

Тема урока: И.А.Бунин «Холодная осень». Печальная история любви героев

рассказа. Писатель о сложности человеческих судеб. Глубокий лиризм и

поэтическая атмосфера рассказа. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1.Образовательная

учить

освоению

художественного

текста,

способствовать постижению философского плана рассказа, опираясь на

знания ранее изученной лирики и прозы.

2.Развивающая

развитие

у

учащихся

культуры

речи,

образного

мышления, языковой чуткости.

3.Воспитательная – воспитание у учащихся нравственности, патриотизма.

Тип урока: урок — исследование.

Материально-техническое

оснащение

урока:

электронная

презентация

«И.А.Бунин», тексты стихов, исследовательские работы учащихся.

Межпредметные и внутрипредметные связи: история, обществознание,

религия, эстетика.

Ход урока.

Эпиграф к уроку:

«Любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест

против несовершенства мира в самых его основах»

О.Н.Михайлов.

1.

Организационный

момент:

перекличка,

проверка

готовности

к

уроку.

2.

Изучение новой темы.

Учитель: Рассказ И.А.Бунина «Холодная осень» входит в цикл «Темные

аллеи».

Здесь,

как

и

других

рассказах

реализовано

тематическое

единство: любовь, жизнь, смерть. В рассказе встречаемся с историей

героини, с важным эпизодом из её жизни – последним вечером с

женихом. Ярко представлены мотивы любви, смерти, мотив войны.

Необычайно важен пейзаж, который определяет не столько характер

самой

природы,

сколько

состояние

души

героев

и

мироощущение

самого

автора.

В

рассказе

точно

определяется

место

и

время

происходящего, что позволяет читателю зримо представить течение

времени, судьбу героев. Время событий непосредственно связано с

началом первой мировой войны, их скитания по Балканам и Европе.

Характерно, что в этом рассказе писателя, как в большинстве других,

отчётливо

прослеживается

мотив

обращения

к

прошлому.

(«И,

вспоминая все то, что я пережила…»). Несомненен тонкий лиризм

повествования, что передаётся в том числе и через обращение героев

рассказа к стихотворению А.Фета «Какая холодная осень!».

Беседа с учащимися по восприятию и оценке рассказа может

выглядеть следующим образом:

— Итак, о чем, по-вашему, рассказ Бунина «Холодная осень?» (о любви,

о войне о прошлом героини).

— С какими историческими событиями связан сюжет рассказа?

(Сюжет

рассказа

связан

с

первой

мировой

войной,

её

началом).

Учащимся необходимо дать исторический комментарий: 15 июня 1914

года

был

убит

в

Сараево

(Босния)

австрийский

эрцгерцог

Франц

Фердинанд (1863-19140). Это убийство стало поводом к развязыванию

первой мировой войны.

— Почему Бунин не описывает саму войну, а мы узнаем о ней лишь по

деталям? На чем сосредоточено повествование? (писателя волнует не

сама война, а трагедия отдельного человека, в рассказе описывается

момент расставания двух влюбленных людей.

Рассказано о смерти

одного

из

них

на

войне,

о

горьких,

тяжелых

годах

одиночества

героини).

Учитель. Как писатель композиционно строит свой рассказ, связано ли

это с определенной мыслью художника слова?

Ученик.

Рассказ состоит из двух отчётливо выделяемых смысловых

частей. Первая часть раскрывает эпизод расставания двух влюбленных

и помолвленных героев. Во второй части перед нами проходит вся

остальная жизнь героини.

Учитель.

Вспомним,

как

заканчивается

вторая

часть

рассказа.

Выразительно зачитаем последние строки: «Но, вспоминая все то, что

я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки

было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний

вечер. Ужели он был когда-то? Все- таки был. И это все, что было в

моей жизни,- остальное ненужный сон».

Так что же произошло в тот холодный осенний вечер, который так

дорог героине? Обратимся к первой части рассказа. О чем здесь идет

речь?

Ученик. Показан эпизод расставания двух героев.

Учитель. На чем сосредоточивает свое внимание автор, описывая это

расставания?

Ученик. На чувствах героев, на описании природы.

Учитель.

Обратим

внимание

на

природные

реалии

в

этой

части

рассказа. Как описывается холодная осень, на какие природные детали

обращает внимание писатель? Но вначале обратимся к самим себе. Как

мы можем представить себе холодную осень, какие детали пейзажа

можем высветить в своем воображении.

Ученик. Субъектные представления: застывшие лужи, деревья, жухлая

трава, холодно, дождливо, серое небо. Эмоциональное состояние героя

– мрачное и печальное настроение.

Учитель. А на чем сосредоточен Бунин, на каких природных деталях

пейзажа: «в саду на черном небе ярко и остро сверкали чистые ледяные

звёзды»,

«стали

обозначаться

в

светлеющем

небе

черные

сучья,

осыпанные минерально блестящими звездами».

Ученик. Мы видим контрастные цвета: черный и блестящий. Бунин

подчеркивает

мотив

звезды.

Звезды

яркие,

холодные,

минерально

блестящие.

Учитель. Вам, ребята, было дано задание — подготовить исследование

по рассказу Бунина «Холодная осень».

3.

Исследовательские работы учащихся.

В процессе исследовательской работы с целью создания собственного

восприятия и понимания учащиеся обратились к мотиву звезды. Этот

мотив характерен для русской литературы, в том числе и 19 и 20 века.

Присутствует он в поэзии А.Пушкина, М.Лермонтова, Е.Баратынского,

других поэтов и писателей. Представлен и в творчестве знаменитого

татарского поэта Г.Тукая. Так, у Пушкина звезда – это и природное

начало.

Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами.

И звезда дружбы:

Я думал, что любовь погасла навсегда,

Что в сердце злых страстей умолкнул глас мятежный,

Что дружбы наконец отрадная звезда

Страдальца довела до пристани надежной.

(«Элегия», 1816 г.)

И

звезда

свободы

(звезда

пленительного

счастья),

а

также

звезда

любви:

О Делия драгая!

Спеши, моя краса;

Звезда любви златая

Взошла на небеса…

(«К Делии» (1813-1817 г.)

У М.Лермонтова образ звезды – символ вселенского бытия:

На воздушном океане,

Без руля и без ветрил,

Тихо плавают в тумане

Хоры стройные светил;

Средь полей необозримых,

В небе ходят без следа

Облаков неуловимых

Волокнистые стада.

Час разлуки, час свиданья-

Им в грядущем нет желанья

И прошедшего не жаль.

В день томительный несчастья

Ты об них лишь вспомяни;

Будь к земному без участья

И беспечна, как они!

(поэма «Демон»)

Это понятие божественного порядка, порой безучастного к людям. Так,

безучастность звезд по отношению к человеку, превосходство небесных

светил над миром людей поэт подчеркивает в стихотворении «Звезда»

(1830 г.)

Вверху одна

Горит звезда,

Мой взор она

Манит всегда,

Мои мечты

Она влечет

И с высоты

Меня зовет.

Таков же был

Тот нежный взор,

Что я любил

Судьбе в укор;

Мук никогда

Он зреть не мог,

Как та звезда,

Он был далек;

Усталых вежд

Я не смыкал.

И без надежд

К нему взирал.

В этом стихотворении поэт реализует ещё один смысл образа звезды

помимо уже существующих в его творчестве – звезда как символ любви,

что

в

принципе

реализует

романтическую

традицию.

Однако

само

слово

«звезда»

появляется

в

достаточно

философском

контексте,

который

создается

такими

лексемами,

как

одна,

мечты,

высота,

судьба.

У Баратынского образ звезды также связан с мотивом любви, а также

становится приметой божественного начала.

Звёзды

Мою звезду я знаю, знаю,

И мой бокал

Я наливаю, наливаю,

Как наливал.

Гоненьям рока, злобе света

Смеюся я:

Живет не здесь – в звездах Моэта

Душа моя!

Когда ж коснутся уст прелестных

Уста мои,

Не нужно мне ни звезд небесных.

Ни звезд Аи! (1839 г.)

Образ звезды имеет явно и романтический характер. Звезда и как судьба, и

как любовное чувство, и как образ любимой — противопоставлена гоненьям

рока и злобе света. Чувство любви, в конечном итоге, намного сильнее и сил

небесных, и сил земных. Именно так можно прочитать последние строки

стихотворения поэта.

А как можно прочитать образ звезды в рассказе Бунина? В рассказе образ

звезд также связан с мотивом любви.

В финале рассказа Бунина именно

любовное чувство оказывается сильнее смерти и жизненных невзгод. В этом

символике

звезд

Бунина

схожа

с

символикой

поэтов

19

века.

Звезда

у

писателя, возможно, связана с вселенской вечностью и любовью.

В своих исследовательских работах учащиеся прокомментировали образ

сада,

выпукло

представленного

в

рассказе,

часто

встречающегося

в

произведениях писателя и во многом символичном. Этот образ может быть

связан с райским блаженством библейских персонажей, с Эдемом. Образ сада

ярко предстанет в одном из поэтичных рассказов писателя раннего периода

его творчества (1900-е годы) «Антоновские яблоки».

Как образ холодной осени связан со стихотворением Фета? Почему герои,

расставаясь, обращаются к поэтическим строкам вообще?

Учащиеся дали тематическое обоснование для объяснения художественного

использования поэтических строк Фета. Девятиклассники рассуждают о том,

что чувство любви, которым охвачены герои, не всегда возможны передать

обычными словами. Поэтические строки сопутствуют поэтичности чувства.

Именно поэтому, считают они, писатель вводит в прозаическое произведение

стихотворные строки.

4.

Закрепление материала.

Выразительно прочитаем или инсценируем сцену «прощания» в саду,

чтобы более полно попытаться понять авторский замысел.

Учитель. Как же сложилась судьба девушки? Какие детали во второй

части рассказа помогают понять характер исторический эпохи?

Ученик. Судьба героини трагична. Оставшись без матери и отца, она

одна жила в послереволюционной Москве, торговала на углу Арбата и

рынка. Вышла замуж за человека редкой, прекрасной души. Однако по

пути из Новороссийска в Турцию он умер из-за тифа.

Из

близких

остались племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка. Но и

племянник с женой уплыли в Крым и пропали без вести. Героиня

скиталась с девочкой по разным странам и городам: Сербия, Болгария,

Чехия, Бельгия, Париж, Ницца. А девочка выросла и стала ей совсем

чужой, стала совсем француженкой. Героиня жила и все живет в Ницце,

бедствует, живет на то, что Бог пошлёт. Во второй части представлен

мотив одиночества, мотив скитаний, странничества.

Учитель. В финале урока обратимся к эпиграфу.

Согласны ли вы с

Михайловым, что «любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест

против несовершенства мира в самых его основах».

Ученик.

Действительно,

в

рассказе

Бунина

«Холодная

осень»

представлена трагедия человека в историческом прошлом. И только

любовь

противостоит

жестокости

времени,

обстоятельств.

Любовь

выступает против несовершенства мира.

Учитель.

Обратимся

к

поэтике

названия

рассказа.

Как,

по-вашему,

можно понять название рассказа?

Ученик. Холодная осень – это символ. Для героини повествования это

символ любви. Причем любви вечного характера. Это не былое, не

утраченное чувство, а чувство, которое пережило все невзгоды. Героиня

горячо верит, совсем как в юности, где-то её жених ждет её – «с той же

любовью и молодостью, как в тот вечер».

Итак.

Подчеркивает

учитель,

на

четырёх

страницах

рассказа

уместилась

судьба

героини

и

судьбы

многих,

лишенных

родины,

разделивших горькую участь человека, вынужденного жить и скитаться

по чужбине. Но самое главное и лучшее в жизни этой девушки можно

охарактеризовать словами заглавия рассказа – все хорошее осталось

там- в том холодном осеннем вечере.

Подытожить

восприятие

рассказа

поможет

небольшая

таблица

реализующихся мотивов и характера сюжета в первой и второй частях

рассказа.

1-я часть рассказа

2-я часть рассказа

Мотив

звезды,

образы

с а д а ,

природы.

Нет природы, нет неба.

Поэтичность

по ве с т во ва ния :

поэзия

чувств

и

природного

начала.

Жизненная проза.

Мотив

родного

дома

(отчетливо

выраженный

и

на

л е кс и ко —

семантическом уровне)

Нет

родного

дома,

мотив

скитаний,

чужбина

(множество

«вещных» деталей.

Лирический сюжет.

Эпический сюжет.

Домашнее задание. Написать сочинение на следующее темы:

1.

Почему рассказ И. А.Бунина назван «Холодная осень?»

2.

Мотив любви в рассказе И.А.Бунина «Холодная осень».

3.

Образ звезды в рассказе И.А.Бунина.

4.

Написать

сочинение-рекламу

«Почему

стоит

прочитать

рассказ

И.А.Бунина «Холодная осень?»

Анализ рассказа И.А. Бунина

«Холодная осень»

Перед нами рассказ Ивана Алексеевича Бунина, ставший в числе других его произведений классической русской литературой.

Писатель обращается к обычным, на первый взгляд, типам человеческих характеров, чтобы через их переживания раскрыть трагедию целой эпохи. Всеохватность и точность каждого слова, фразы (характерные черты бунинских рассказов) проявились особенно ярко в рассказе «холодная осень». Название многозначно: с одной стороны, вполне конкретно называется время года, когда развернулись события рассказа, но в переносном смысле «холодная осень», как и «чистый Понедельник», — это отрезок времени, самого важного в жизни героев, это и состояние души.

Повествование ведется от лица главной героини.

Исторические рамки рассказа широки: они охватывают и события первой мировой войны, и последовавшую за ней революцию, и послереволюционные годы. Все это выпало на долю героини – цветущей девушки в начале рассказа и близкой к смерти старой женщины в конце. Перед нами ее воспоминания, похожие на обобщающий жизненный итог. С самого начала события мирового значения тесно связаны с личными судьбами персонажей: «война» врывается в сферу «мира»: «… за обедом он был объявлен моим женихом. Но 19 июля Германия объявила России войну…» Герои, предчувствуя беду, не осознавая ее истинного масштаба, еще живут по мирному режиму – спокойные и внутренне, и внешне. «Отец вышел из кабинета и бодро объявил: «Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!» — так война входила в жизнь русских семей жарким летом 1914 года. Но вот наступает «холодная осень», и перед нами – как будто те же, но на самом деле уже другие люди. Об их внутреннем мире Бунин рассказывает с помощью диалогов, играющих особенно важную роль в первой части произведения. За всеми дежурными фразами, замечаниями о погоде, об «осени» скрывается второй смысл, подтекст, невысказанная боль. Говорят одно – думают о другом, говорят только ради поддержания беседы. Совсем чеховский прием – так называемое «подводное течение». И то, что рассеянность отца, старательность матери (как утопающий за соломинку), хватается за «шелковый мешочек»), безразличие героини – притворим, читатель понимает и без прямого объяснения автора: «… лишь изредка обменивались незначительными словами; преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства». За чаем в душах людей нарастает тревога, уже яснее и неотвратимое предчувствие грозы; тот самый «пожар восстает» — впереди маячит призрак войны. Перед лицом беды скрытность увеличивается в десятки раз: «На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась…» Чем тяжелее внутри, тем безразличнее становятся герои внешне, избегая объяснений, словно им всем легче, пока роковые слова не сказаны: тогда туманнее опасность, светлее надежда. Не случайно герой обращается к прошлому, звучат ностальгические ноты: «Времена наших дедушек и бабушек…» Герои тоскуют о мирном времени, когда можно «надеть… шаль и капот» и, обнявшись, спокойно прогуляться после чая. Теперь этот быт рушится, и герои отчаянно пытаются удержать хотя бы впечатление, память о нем, цитируя Фета. Они замечают, как совсем по-особому «светят окна», как «минерально» блестят звезды (эти выражения приобретают метафорическую окраску). И мы видим, какую огромную роль играет уже изреченное слово. До тех пор, пока жених не вымолвил рокового: «Если меня убьют…», героиня не понимала до конца весь ужас предстоящего. «И упало каменное слово…» (А.А.Ахматова). Но, испугавшись даже мысли, она прогоняет ее – ведь любимый пока еще рядом. Бунин с точностью психолога обнажает души героев с помощью реплик.

Как всегда у Бунина, важную роль играет природа. Начиная с названия, «холодная осень» владычествует в повествовании, рефреном звучит в словах персонажей. Контрастирует с внутренним состоянием людей «радостное, солнечное, сверкающее изморозью утро. Беспощадно «ярко и остро» сверкают «ледяные звезды». Как звезды, «блестят глаза». Природа помогает глубже прочувствовать драму человеческих сердец. С самого начала читатель уже знает, что герой погибнет, ведь все вокруг указывает на это – и прежде всего холод, ведь холод – предвестник смерти. «Тебе не холодно?» — спрашивает герой, и тут же, без всякого перехода: «Если меня убьют, ты … не сразу забудешь меня?» Он еще жив, а на невесту уже веет холодом, предчувствия – оттуда, из другого мира. «Буду жив, вечно буду помнить этот вечер», — говорит он, а героиня словно уже знает, что помнить придется ей – оттого и запоминает мельчайшие детали: «швейцарскую накидку», «черные сучья», наклон головы…

О том, что главные черты характера героя – великодушие, бескорыстие и храбрость, говорит его реплика, похожая на стихотворную строку, звучащая проникновенно и трогательно, но без всякой патетики: «Ты поживи, порадуйся на свете…»

А героиня? Без всяких эмоций, сентиментальных причитаний и всхлипываний она излагает свою историю. Но не черствость, а стойкость, мужество и благородство скрываются за этой скрытностью. Тонкость чувств мы видим в сцене разлуки – что-то, роднящее ее с Наташей Ростовой, когда та ждала князя Андрея. В ее рассказе преобладают повествовательные предложения. Скрупулезно, до мельчайших подробностей описывает она главный вечер своей жизни. Не говорит: «Я плакала», но отмечает, что друг сказал: «Как блестят глаза…» Говорит о несчастьях без тени жалости к себе. Описывает «холеные ручки», «серебряные ноготки» и «золотые шнурочки» своей воспитанницы с горькой иронией, но без всякой злобы. В ее характере уживается гордость эмигрантки с покорностью судьбе – не черты ли это самого автора? В их жизни много совпадает: и на его долю выпала революция, которую он не смог принять, и Ницца, которая никогда не смогла заменить Россию… В девочке-француженке показаны черты молодого поколения, поколения без Родины.

Выбрав несколько характеров, Бунин отразил великую трагедию России. Тысячи элегантных дам, превратившихся в «баб в лаптях», и «людей редкой, прекрасной души», одевших «истертые казачьи зипуны» и отпустивших «черные бороды». Так, постепенно, вслед «за колечком, крестиком, меховым воротником» люди теряли страну, а страна теряла свой цвет и гордость.

Кольцевая композиция рассказа замыкает круг жизни героини: ей пора «идти», возвращаться. Начинается рассказ описанием «осеннего вечера», заканчивается воспоминанием о нем же, рефреном звучит грустная фраза: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» А мы вдруг узнаем, что жила героиня один только вечер в своей жизни — тот самый «холодный осенний вечер». И становится понятно, почему таким, в сущности, сухим, спешащим, равнодушным тоном она рассказывала обо всем, что было после – ведь это только «ненужный сон». Душа умерла вместе с тем вечером, и женщина взирает на оставшиеся годы, как на чужую жизнь, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело» (Ф.И.Тютчев). Настоящая любовь по Бунину – любовь-вспышка, любовь-миг – торжествует и в этом рассказе. Любовь у Бунина постоянно обрывается на самой, казалось бы, светлой и радостной ноте. Ей мешают обстоятельства – иногда трагичные, как в рассказе «Холодная осень». Вспоминается рассказ «Руся», где герой по-настоящему жил тоже всего одно лето. И обстоятельства вмешиваются не случайно — они «останавливают мгновенье», пока любовь не опошлилась, не погибла, чтобы в памяти героини сохранилась «не плита, не распятье» — а тот же «сияющий взор», полный «любви и молодости», чтобы восторжествовало жизнеутверждающее начало, сохранилась «горячая вера».

Творческое наследие знаменитого русского писателя Ивана Бунина чрезвычайно велико. Но любимым его произведением стал рассказ «Холодная осень». Это грустная история, повествующая о судьбе двоих влюбленных, потерявших счастье из-за жестокой войны.

История создания

История создания «Холодной осени» небогата фактами. Известно лишь то, что рассказ хронологически принадлежит периоду Второй Мировой войны. Есть предположение относительно конкретной даты написания — 3 мая 1944 года. Бунина в эти годы в России не было. Начавшаяся революция заставила писателя покинуть родную страну.

Примечательно то, что путь, проделанный главной героиней рассказа, в точности повторил путь скитаний самого Ивана Бунина.

Жанровые особенности, направление

По жанровой принадлежности данное произведение совершенно логично отнести к рассказу. Об этом говорят соответствующие детали: малый объем и наличие всего одной сюжетной линии, содержащей небольшое количество действующих лиц.

Произведение принадлежит к реалистическому направлению, так как сюжетом повествования являются реальные события, ничуть не приукрашенные романтизмом. Герои здесь – простые люди. Особое внимание автор уделяет описанию психологических черт персонажей, что также присуще реализму.

Композиция и конфликт

Композиционное построение рассказа «Холодная осень» неоднородно: начинается произведение с линейного повествования, затем появляются элементы кольцевой композиции. Событийная линия последовательна.

Автор делит рассказ на две значимые части: они одинаковы по размеру, но по смысловой нагрузке – неравнозначны.

Первая часть посвящена описанию той самой холодной осени, после которой, можно сказать, оборвалась жизнь главной героини. За описанием самых счастливых дней девушки следует перечисление еще множества событий, занимающих несколько крупных абзацев, но смысловой нагрузки они не имеют – судьба героини решилась в тот холодный вечер, когда они с женихом попрощались.

Вторая часть лишена такого обилия событий, нежели первая. Смысл ее сводится к описанию воспоминаний героини, которыми она живет теперь.

«Холодная осень» богата на конфликты, но на первый план выходит один: борьба любви с войной. Первое впечатление от прочтения рассказа наталкивает на мысль, что война в этой борьбе одержала победу, но это не так. Хотя влюбленные и разлучились из-за этого жестокого события, но оно не смогло разрушить их сильное чувство. Героиня, оставшись одна, ни на минуту не переставала любить и ждать желанной встречи.

Еще несколько ярких конфликтов пронзают текст повествования – это вечное противостояние жизни и смерти, человека и войны.

Смысл названия

Дав такое довольно неоднозначное название рассказу, Бунин преследовал определенную цель: при помощи оксюморона, холодная осень стала не просто временем года, она приобрела более широкое значение. Этот период стал самым важным моментом для героини, сделав ее самой счастливой рядом с любимым, а затем, события той же холодной осени забрали ее жениха навеки, оставив ее глубоко несчастной.

Суть произведения

Рассказ «Холодная осень» — о нелегкой судьбе девушки, лишившейся любимого жениха, жизнь которого отняла война.

Влюбленные собирались пожениться, но начавшаяся война помешала им. Одним из вечеров холодной осени они простились, как оказалось, навеки. Вслед за женихом, девушку покидают родители, их жизни также унесла война.

Героиня остается в тягостном одиночестве. Со временем боль утраты немного стихает, и девушка выходит замуж за пожилого военного в отставке. Супруга она не любит, но уважает. Вместе они покидают пределы охваченной войной России.

Вскоре девушка теряет своего мужа – он погибает от тифа. Героиня остается жить с маленькой дочерью племянника мужа. Сначала девочка должна была лишь некоторое время жить с героиней, но по воле судьбы, они остаются вместе навсегда.

Так и проходит жизнь главной героини. И лишь смерть соединит ее с возлюбленным.

Главные герои рассказа

Главными героями рассказа является влюбленная пара. Автор не называет их имен, возможно, желая акцентировать внимание читателя на чем-то большем — на их истории, олицетворяющей собой историю России.

Он – мужчина, чье сердце лишено страха и сомнений. Он, не раздумывая, отправляется на войну, философски относится к смерти. Проявляет себя героем на поле боя. Беззаветно любит свою невесту и самоотверженно желает ей счастья, даже если ему не удастся разделить его с ней.

Она – молодая девушка, невеста. Она горячо любит своего жениха, но вынуждена проводить его на фронт. Когда она теряет любимого, жизнь ее тускнеет.

Россия – еще один значимый образ рассказа. Это дом, это Родина для героев произведения. Именно в России героиня была счастлива, а во время вынужденной эмиграции душа ее потеряла покой.

Тема

Чехов в своем произведении обратился сразу к нескольким важным темам. Основная в рассказе — тема любви. Она раскрывается через образы главных героев – влюбленных. Их чувство было настолько сильным, что даже смерть не смогла ему помешать.

Еще одна, не менее значимая, тема раскрыта в данном тексте – это тема смерти. На примере главного героя автор напоминает о неизбежности смерти для каждого человека. Юноша погиб, защищая Родину. Но перед своей гибелью он прожил достойную жизнь – отличился подвигами на войне, любил беззаветно и наслаждался каждым мгновением. В этом заключен важный смысл жизни: жить честно и достойно отведенное время.

Тема воспоминаний, прошлого также имеет место в рассказе. Практически все произведение – одно сплошное воспоминание. Прошлое так важно для главной героини, что оно со временем занимает место настоящего, став жизнью девушки.

Рядом с темой воспоминаний идет тема счастья. Так, для несчастной девушки счастье присутствует только в ее прошлом, в пережитых и незабвенных моментах любви и радости.

Через все произведение проходит историческая тема. Это сложное для страны время: революции и восстания, война и беспредел дробят ее изнутри. Люди бегут из родного дома и неясно, как сложится дальнейшая судьба государства.

Проблемы

Проблематика, равно как и тематика рассказа, чрезвычайно богата.

На первое место справедливо будет поставить проблему потери любимого человека. Героиня теряет своего жениха и переживает это очень болезненно. После этой бесценной утраты жизнь девушки лишается и смысла и радости.

Далее следует проблема роли человека в истории. В произведении освещено такое масштабное историческое событие как война. Она естественным образом накладывает отпечаток на всех людей, так или иначе столкнувшихся с ней. Так и герои Бунина становятся жертвами этого кровавого безжалостного события. Людям война ненавистна, но они вынуждены сражаться, чтобы не потерять все, что им так дорого.

Проблема войны занимает важное место в рассказе «Холодная осень». Это проблема, которая тянется непрерывной нитью через все повествование. Автор этим хочет показать, что война ничего хорошего не приносит, только боль и разочарование.

Героиня, потеряв возлюбленного, остается ему верна все равно. Она не забывает и не утрачивает своей любви и ждет того дня, когда они смогут воссоединиться с ее женихом. Этот момент характеризует проблему верности. Героиня верна себе до самого конца, она живет лишь потому, что обещала это своему возлюбленному. Даже выйдя замуж за другого человека, сердце ее навсегда остается верным любви.

Война заставляет людей, неравнодушных к судьбе Отечества, встать на его защиту. Так, герой, обладая явными патриотическими принципами, считает своим долгом пожертвовать жизнью ради спасения страны, ради ее победы в войне. Через этот сложный образ автор реализует проблему долга и чести.

Смысл

Рассказ «Холодная осень», как и весь сборник, в который он включен, посвящен теме любви. Этим действием Бунин идет наперекор событиям того периода – ведь вокруг идет жесточайшая битва в истории человечества, а он создает целую плеяду жизнеутверждающих рассказов о любви и счастье. Писатель поставил перед собой цель показать всем, что добро и любовь в конечном итоге одержит верх над всеми бедствиями и злобой.

Смысл произведения заключен в непреодолимости любовного чувства, в его спасительной силе. Война смогла помешать влюбленным быть вместе, но не сломила их духа, не разорвала того крепкого духовного единения, что их связывало.

Чему учит?

Рассказ, прежде всего, призван научить любить, ведь только любовь может осчастливить человека. Нужно хранить и оберегать это чувство на протяжении всей жизни.

«Холодная осень» о том, что мы не властны над судьбой, поэтому нет необходимости переживать о трудностях, которые она преподносит нам. Нужно быть мудрыми и философски принимать все удары судьбы. Даже с мыслью о смерти необходимо свыкнуться и не бояться ее.

Критика

«Холодная осень» была опубликована в первый год после окончания войны. Произведение было встречено читателями с восторгом, став отдушиной для уставших от бед людей.

Многие критики, занимающиеся исследованием творчества Бунина, сошлись во мнении, что данный рассказ явился наиболее успешным среди прочего наследия писателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Урок по рассказу старуха изергиль в 11 классе
  • Урок по рассказу чехова ионыч
  • Урок по рассказу осеевой бабка 9 класс
  • Урок по рассказу макар чудра горького 11 класс
  • Урок по рассказу никита