Урок по рассказу хамелеон

Технология проблемного обучения. метод группового взаимодействия. тема: уроки чехова, или смешное и грустное в рассказе хамелеон цель: сформировать у учащихся

Технология$ проблемного обучения.

Метод группового взаимодействия.

Тема: «Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон»

Цель:

  1. Сформировать у учащихся представление о личности русского писателя А. П. Чехова.

  2. Научить учащихся понимать содержание рассказа «Хамелеон» и видеть его художественные особенности

Задачи:

$обучающие – формирование умения анализировать текст произведения, формирование навыка выразительного чтения.

развивающие – развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика, развитие мышления, развитие внимания.

воспитывающие – воспитание нравственных качеств личности: интеллигентности, чувства собственного достоинства, нетерпимости к проявлениям угодничества, чинопочитания, самоуправства.

здоровьесберегающие – сохранение здоровья учащихся и учителя, создание комфортной атмосферы на уроке

Оборудование:

  1. $

    Мультимедийный проектор

  2. Презентация «А. П. Чехов», фрагмент кинофильма «А. П. Чехов».

  3. Карточки, рисунки, схема-опора к рассказу «Хамелеон».

  4. Таблица выразительного чтения.

Последовательность отдельных этапов урока.

  1. Организация – 1 мин.

  2. Мотивация – 1 мин.

  3. Объявление темы, цели урока, запись в тетради – 1 мин.

  4. Знакомство с новым материалом и его усвоение – 33 мин.

Новый материал:

  1. Беседа по вопросам. История создания рассказа «Хамелеон» – 2 мин.

  2. Просмотр презентации – 5 мин.

  3. Самостоятельная работа по карточкам – 3 мин.$

  4. Работа по схеме-опоре к рассказу – 5 мин.

  5. Физминутка – 1 мин.

  6. Выразительное чтение эпизода рассказа – 5 мин.

  7. Языковедческая работа с текстом – 5 мин.

  8. Сочинение по готовому началу – 5 мин.

  9. Физминутка для глаз – 1 мин.

  10. Проверка сочинения – 3 мин.

  1. Рефлексия – 2 мин.

  2. Выставление оценок – 1 мин.

  3. Домашнее задание – 1 мин.

  4. $

Литература:

  1. Литература 7класс. В. Я. Коровина. Москва, «Просвещение», 2011г.

  2. А. П. Чехов (биография писателя). А. П. Чудаков. Москва, «Просвещение», 1987г.

  3. Литература в 7 классе. Урок за уроком. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова. Москва, «Русское слово», 2008г.

$№

$

Что делают

Этап урока

Ученики

Учитель

I

Организация

Ученики садятся: «артисты», «мыслители», «уникальная (промежуточная) группа». (3 ряда).

$

II

Мотивация

Хотели бы вы иметь такого друга, брата, знакомого, который: 1. с юмором приглашал бы вас в гости: «Какие муки мы должны будем придумать для Вас, если Вы к нам не придете?» 2. в минуту Вашего отчаянья поддержал бы Вас словами: «Не называй себя ничтожным человеком. Ты порядочный человек, и тебе следует себя за это уважать». 3. «по капле всю жизнь выдавливал бы из себя раба» и стал бы одним из самых интеллигентных людей своего времени.

III$

Объявление темы, цели урока.

Запись в тетради.

Как вы понимаете смысл эпиграфа: «В человеке все должно быть прекрасно»?

IV

Знакомство с новым учебным материалом и его усвоение.

$

1

Беседа по вопросам.

1.Рассказы «Белолобый», «Каштанка», «Ванька Жуков», «Лошадиная фамилия», «Хирургия» и др.

2. А. П. Чехов продолжает традиции Салтыкова-Щедрина: продолжает беспощадное обличение российской действительности, использует прием «говорящие» фамилии, контрастное изображение событий и характеров, роль смеха (сатирического).

1.Какие произведения А. П. Чехова вы знаете?

$2. Какие традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина продолжает А. П. Чехов в своих рассказах?

$

История создания рассказа «Хамелеон» (1884г.)

Рассказ создавался в 80е гг. – «эпоха безвременья», реакции после убийства Александра 2, цензурный комитет закрывает «Отечественные записки» Салтыкова-Щедрина, выходит циркуляр о «кухаркиных детях».

2

Просмотр презентации «А. П. Чехов» и кинофрагмента.

Трудолюбие, талант, артистичность, доброта, любовь к людям.

Какие качества, черты характера А. П. Чехова помогли ему стать великим русским писателем?

$3

Работа по карточкам (14карточек).

Обсуждение в парах.

4

Проверка ответов. Работа по схеме-опоре к рассказу.

Работа «мыслителей» и «универсальной группы».

$Что разоблачает А. П. Чехов в современной ему действительности, какие человеческие пороки высмеивает, с какой целью?

5

Выразительное чтение фрагмента рассказа (оценивание по таблице выразительного чтения).

а) Работа группы «артистов» (с обоснованием чтения роли).

б) Оценка иллюстраций.

Каково отношение автора к его$ героям? (передать в чтении).

$

6

Языковедческая работа с текстом.

1) Юмор – изображение смешного в жизни людей и общества.

2) Деталь – мелочь, черточка. Художественная деталь – смысл слова расширяется, социально значима, имеет композиционно – структурное значение (через весь рассказ проходит образ «шинели»).

1. Над чем мы смеемся, читая рассказ «Хамелеон»?

2. Над чем мы грустим, читая рассказ «Хамелеон»?

3. Какие новые слова узнаем?

7.

Сочинение – миниатюра по готовому началу на тему: «Уроки Чехова».

А. П. Чехов – это…

У А. П. Чехова я учусь…

Рассказ «Хамелеон» научил меня…

$Смех в произведении помогает писателю бороться с…

В наши дни рассказ Чехова «Хамелеон»…

8.

Проверка сочинения и его оценивание.

V

Рефлексия.

а) закончить предложения:

1. Я сегодня задумался (лась) о …

$

2. Мне сегодня понравилось …

3. Я изменил (а) мнение о …

4. Я научился (лась)…

б) оценки за урок.

VI

Домашнее задание.

1. Прочитать рассказ «Злоумышленник» (краткий пересказ + выразительное чтение).

2. Ответить на вопрос: «Над чем мы смеемся $и грустим, читая рассказ Чехова?»

Учебник: страницы 305 – 309, вопросы на странице 309.

Приложение к уроку.

Карточка №1

Определите жанр произведения:

  • Это комическая сценка?

  • Это бытовая зарисовка?

  • $

    Это рассказ?

Карточка №2

Определите тему произведения (о чем или о ком говорится в рассказе)?

Карточка №3

Сформулируйте идею рассказа.

-Какие человеческие пороки(недостатки) высмеивает автор:

  • Трусость?

  • Жадность?

  • Угодничество?

  • Чинопочитание?

  • Тунеядство, лень?

Карточка №4

— Передайте сюжет произведения одним предложение$м.

(например, кто что делает и как делает это в рассказе)

Карточка №5

  1. Какие «говорящие» фамилии автор использует в своем рассказе? Чьи традиции продолжает?

  2. О чем «говорят» эти фамилии?

(Каково отношение А.П. Чехова к этим героям рассказа?)

Карточка №6

  1. $Какова роль художественной детали в рассказе?

  2. Шинель Очумелова

  • Сколько раз Очумелов снимает и надевает шинель и в какие моменты это делает?

  • Каково значение этой личности, если в ней наиболее заметна шинель?

Карточка №7

— Дайте характеристику речи Очумелова.

— Приведите примеры полицейских «канцеляризмов»(официальных оборотов из приказов) и вульгаризмов( просторечных слов) в его речи?

$- Как меняется речь Очумелова, когда он обращается к подчиненным и когда разговор касается генерала и его брата?

Карточка №8

Определите, какой смех звучит в рассказе «Хамелеон»?

  • Юмористический или сатирический?

  • Веселый или грустный?

Карточка №9

— Над чем мы смеёмся, читая рассказ «Хамелеон»?

Приведите примеры из текста.

Карточка №10

— Над чем мы грустим, читая рассказ «Хамелеон»?

Приведите примеры из текста.

Карточка №11(индивидуальная работа)

-Объясните значение слова «хамелеон» и устаревших слов, встретившихся в тексте?

Карточка №12(индивидуальная работа)

  1. Распределите роли: Очумело$в, Хрюкин, автор (+голос из толпы).

  2. Подготовьте выразительное чтение по ролям (стр.301-302).

Отрывок начинается со слов:

«Очумелов делает полуоборот налево…»

И заканчивается словами:

«Знаю вас, чертей!»

  1. Подумайте, как автор относится к этим персонажам и постарайтесь это передать в своем чтении.

Карточка №13

Как бы вы проиллюстрировали «говорящие» фамилии в рассказе «Хамелеон»?

Карточка №14

В чем проявилось новаторство А.П. Чехова? Выпишите тезисы (основные мысли) из учебника литературы стр. 297-300.

Схема – опора
к рассказу $А.П.Чехова «Хамелеон»

Жанр

произведения

Тема

произведения

Автор высмеивает

человеческие

пороки

$(недостатки)

Сюжет

произведения (одним предложением)

1.Комическая

сценка

$

2.Рассказ

1.О человеке-

«хамелеоне»

и судьбе

собаки – «слабого существа»

2. О «хамелеонстве» как социальном явлении

1. Трусость;

2. Угодничество;

3.Чинопочитание;

4.Самоуправство;

«Полицейский надзиратель Очумелов решает судьбу несчастной собаки, постоянно меняя свою точку зрения».

Средства создания комического

1. «Го$ворящие» фамилии (Очумелов; Хрюкин; Елдырин…)

2. Художественные детали (Шинель Очумелова; окровавленный палец Хрюкина).

3. Речь Очумелова (Полицейские канцеляризмы (официальные обороты из приказов); Вульгаризмы (просторечные слова)).

4. Смех (Юмористический и сатирический; веселый и грустный).

Выводы

  • Какой смысл заключен в названии рассказа?

Очумелов 6 раз меняет свою точку зрения

  • Одинок ли Очумелов в своих «превращениях»?

$ Хрюкин и толпа

  • В чем суть «хамелеонства» как социального явления?

1. Страшное общественное явление в силу своей распространенности, всеобщности, будничности;

2. Символ беззакония, «власти сильных».

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа.

Герои
рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»:


полицейский надзиратель Очумелов,


городовой Елдырин,


золотых дел мастер Хрюкин,


собака,


генеральский повар Прохор,


толпа любопытных горожан.

2. Назовите тему
рассказа (о чем он?)


Тему рассказа можно сформулировать так: «Суд над собакой»: собака укусила
золотых дел мастера Хрюкина, и полицейский надзиратель и городовой пытаются
выяснить, кто же является хозяином собаки, чтобы определить ее дальнейшую
судьбу: казнить или помиловать.

3. Опишите
место, в котором происходит действие.


Действие происходит в небольшом городке. (301): «Кругом тишина… На
площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло,
как голодные пасти; около них нет даже нищих»… Из лавок высовываются «сонные
физиономии». Оживление вызывает разыгравшаяся сценка, участниками которой
являются полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел
мастер Хрюкин, толпа людей и собака. Автор создает скучную, будничную,
затрапезную картину жизни города, где оживление вызывает даже такой пустяковый
случай.

4. Охарактеризуйте речь героев: какая лексика в ней преобладает?
Почему?

Очумелов: «окаянная», «не пущай», «не велено»,
«а… а» (междометие), «Это ты зачем палец?» (вместо полного предложения – его
часть – анаколуф), «мерзавец», «бродячий скот», «покажу Кузькину мать»,
«немедля», «черт знает что», «подлость», «ежели», «шельма», «цуцык».

Елдырин: «морда».

Хрюкин: «с Митрий Митричем», «пущай», «тварь»,
«нешто», «здоровила», «врешь».

Люди в толпе: «харя», «дура», «тяпни»,
«вестимо».

Прохор, генеральский повар: «намеднись»,
«ихний», «охоч».

В
речи героев преобладает разговорная и бранная лексика. Это необходимо для того,
чтобы правдивее изобразить характер героев, их низкий культурный уровень.

5. Как меняется поведение Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»?


Как только Очумелов узнаёт, что собака генерала Жигалова, его даже бросает в
жар, и он просит Елдырина снять с него пальто: он опасается последствий от
своих слов, так как очень нелестно отзывался и о самой собаке (велел ее
истребить), и об ее хозяине. Как только говорят, что собака бродячая, Очумелов
снова становится грозным и сердитым. Потом, когда узнает, что собака
принадлежит генералову брату, опять становится верноподданным и подобострастным.


Рассказ называется «Хамелеон», потому что Очумелов, как хамелеон, в зависимости
от обстоятельств внешней среды постоянно изменяется: то добрый, то сердитый.

6. Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С
какой целью?


Автор использует говорящие фамилии: Очумелов (от слова «очумел»: он не
понимает, чья собака, никак не может разобраться в ситуации); Хрюкин:
затевает скандал, как свинья, которая любит грязь, мусор. Фамилия Елдырин
вызывает ассоциации с чем-то наглым, беспринципным, пробивным: будучи
городовым, он очень нуждается в этих качествах. Говорящие фамилии помогают
лучше понять характер героев, их внутренний мир.

7. Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?


Люди, подобные Очумелову, вызывают презрение, так как они нечестны, не имеют
твердого внутреннего нравственного стержня, непостоянны. Это приспособленцы,
которые во главу всего ставят личную выгоду.

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он
виновен?


Злоумышленником назван герой рассказа Денис Григорьев. Судебный следователь
обвиняет его в противозаконных действиях: мужик отвинчивает гайки на рельсах
для того, чтобы сделать грузило на удочку, и из-за этого случается крушение
поездов. Сам Денис не понимает и не признает своей вины.

2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на месте
преступления?


Железнодорожного сторожа зовут Иван Семенович Акинфов.

3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он отвинчивал гайку?


Денис Григорьев отвинчивает гайки на рельсах для того, чтобы сделать грузило на
удочку, иначе не ловится рыба.

4. Чем опасно «злодеяние» мужика?


Из-за отвинчивания гаек с рельсов сходят поезда, и гибнут люди.

5. Достоин ли «злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь?


Денис Григорьев глуп, он не понимает своей вины. Сначала нужно добиться, чтобы
Денис понял преступность своих действий и уяснил для себя последствия
отвинчивания гаек. После этого, в случае повторных противозаконных действий,
его можно будет наказывать. А пока его всё-таки нельзя сажать в тюрьму.

6. Назовите еще «злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем
рассказе следователю.


Денис Григорьев упоминает своих знакомых, которые тоже отвинчивают гайки:
Игнашку, сына Семена Кривого, Митрофана Петрова, которому для изготовления
неводов требуется много гаек.

7. Как в итоге наказывают «злоумышленника»?


Дениса Григорьева отводят в тюрьму; ему грозит каторга.

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа. 2. Назовите тему рассказа (о чем он?) 3. Опишите
место, в котором происходит действие. 4. Охарактеризуйте речь героев:
какая лексика в ней преобладает? Почему? 5. Как меняется поведение
Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»? 6.
Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С какой целью?
7.
Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?

Вопросы по рассказу А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он
виновен? 2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на
месте преступления? 3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он
отвинчивал гайку? 4. Чем опасно «злодеяние» мужика? 5. Достоин ли
«злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь? 6. Назовите еще
«злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем рассказе следователю.
7.
Как в итоге наказывают «злоумышленника»?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа. 2. Назовите тему рассказа (о чем он?) 3. Опишите
место, в котором происходит действие. 4. Охарактеризуйте речь героев:
какая лексика в ней преобладает? Почему? 5. Как меняется поведение
Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»? 6.
Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С какой целью?
7.
Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?

Вопросы по рассказу А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он
виновен? 2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на
месте преступления? 3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он
отвинчивал гайку? 4. Чем опасно «злодеяние» мужика? 5. Достоин ли
«злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь? 6. Назовите еще
«злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем рассказе следователю.
7.
Как в итоге наказывают «злоумышленника»?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа. 2. Назовите тему рассказа (о чем он?) 3. Опишите
место, в котором происходит действие. 4. Охарактеризуйте речь героев:
какая лексика в ней преобладает? Почему? 5. Как меняется поведение
Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»? 6.
Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С какой целью?
7.
Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?

Вопросы по рассказу А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он виновен?
2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на месте
преступления? 3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он
отвинчивал гайку? 4. Чем опасно «злодеяние» мужика? 5. Достоин ли
«злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь? 6. Назовите еще
«злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем рассказе следователю.
7.
Как в итоге наказывают «злоумышленника»?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа. 2. Назовите тему рассказа (о чем он?) 3. Опишите
место, в котором происходит действие. 4. Охарактеризуйте речь героев:
какая лексика в ней преобладает? Почему? 5. Как меняется поведение
Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»? 6.
Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С какой целью?
7.
Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?

Вопросы по рассказу А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он
виновен? 2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на
месте преступления? 3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он
отвинчивал гайку? 4. Чем опасно «злодеяние» мужика? 5. Достоин ли
«злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь? 6. Назовите еще
«злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем рассказе следователю.
7.
Как в итоге наказывают «злоумышленника»?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»

1. Назовите
героев рассказа. 2. Назовите тему рассказа (о чем он?) 3. Опишите
место, в котором происходит действие. 4. Охарактеризуйте речь героев:
какая лексика в ней преобладает? Почему? 5. Как меняется поведение
Очумелова по мере развития действия? Почему рассказ называется «Хамелеон»? 6.
Какие говорящие фамилии использует писатель в своем рассказе? С какой целью?
7.
Как нужно относиться к людям, подобным Очумелову?

Вопросы по рассказу А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1. Как зовут «злоумышленника» — главного героя рассказа? В чем он
виновен? 2. Как зовут железнодорожного сторожа, который застал мужика на
месте преступления? 3. Как мужик объясняет свой поступок? Для чего он
отвинчивал гайку? 4. Чем опасно «злодеяние» мужика? 5. Достоин ли
«злоумышленник» снисхождения? Как вы к нему относитесь? 6. Назовите еще
«злоумышленников», о которых упоминает мужик в своем рассказе следователю.
7.
Как в итоге наказывают «злоумышленника»?

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

На чтение 14 мин. Просмотров 1 Опубликовано

«Хамелео́н» — рассказ русского писателя Антона Павловича Чехова. Впервые опубликован в журнале «Осколки» № 36 от 8 сентября 1884 года под подписью «А. Чехонте». В 1886 году «Хамелеон» был также выпущен с мелкими изменениями «Осколками» в составе сборника Чехова «Пёстрые рассказы»[1].

Рассказ был переведён на болгарский, венгерский, немецкий, польский, сербскохорватский, финский и чешский языки ещё при жизни Чехова[2]. В России (а ранее — в СССР) «Хамелеон» входит в программуосновного общего образования.

Рассказ был экранизирован в 1971 году как часть советского телефильма «Эти разные, разные, разные лица…». В 2009 году по мотивам рассказа вышел короткометражный анимационный фильм «Очумелов».

Сюжет

Полицейский надзиратель Очумелов стал свидетелем инцидента на базарной площади. Золотых дел мастер Хрюкин предъявляет толпе свой окровавленный палец, укушенный сжавшимся рядом бесхозным щенком борзой. Пока толпа выясняет, бродячая ли это собака или генеральская, Очумелов, в зависимости от мнимого статуса животного, неоднократно меняет свои указания истребить собаку на угрозы Хрюкину и обратно.

Экранизация

В 1929 году вышел в свет немой киноальманах Якова Протазанова «Чины и люди», состоящих из трёх самостоятельных новелл. Одна из частей ленты была снята по мотивам «Хамелеона» Роль Очумелова сыграл Иван Москвин, роль Хрюкина сыграл Владимир Попов.

Ещё одна экранизация рассказа «Хамелеон» состоялась в 1971 году, когда Игорь Ильинский и Юрий Сааков выпустили телевизионный фильм «Эти разные, разные, разные лица…». Все роли в этой ленте, состоящей из семи новелл, исполнил Игорь Ильинский. В 1972 году на Всесоюзном кинофестивале за актёрскую работу в этой картине Игорь Владимирович получил первую премию[3].

  • 2004 — Хамелеон / Kameleon (ТВ) (Сербия и Черногория), режиссёр Миливое Милошевич (сериал «Смешные и другие сцены»)

В 2009 году был снят российский мультфильм Очумелов (режиссёр Алексей Дёмин) в рамках проекта «Русская классика — детям».

Примечания

  1. Хамелеон на страницах сборника. Скан РГБ
  2. Чехов А. П. Хамелеон // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. // Т. 3. [Рассказы. Юморески. «Драма на охоте»], 1884—1885. — М.: Наука, 1975. — С. 52—55.
  3. Эти разные, разные, разные лица… (неопр.) (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино под редакцией Любови Аркус. Дата обращения: 20 декабря 2016.Архивировано 26 июня 2015 года.
Антон Павлович Чехов
Библиография
Пьесы
Авторские сборники
  • Шалость
  • Сказки Мельпомены
  • В сумерках
  • Детвора
  • Памяти В. М. Гаршина
  • Пёстрые рассказы
  • Повести и рассказы
  • Святая простота
  • Хмурые люди
  • Человек в футляре
Категория

Эта страница в последний раз была отредактирована 17 июня 2020 в 19:20.

Авторы: Антон ЧеховФормат: epubМеждународный стандартный книжный номер: 978-5-4472-3797-4

Проходя через базарную площадь, полицейский надзиратель Очумелов увидел, как вокруг золотых дела мастера Хрюкина собралась толпа — его укусил щенок. Очумелов решил выписать штраф хозяину собаки, а саму собаку истребить, но узнал, что пес принадлежал брату генерала, и моментально изменил решение: «Собака — нежная тварь… Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!». Впервые рассказ «Хамелеон« появился в 36 номере журнала «Осколки»с за 1884 год под подписью «А. Чехонте». При жизни Антона Чехова его переводили на немецкий и польский, чешский и финский, болгарский и венгерский языки.

Антон ЧеховВ ссылкеРассказыАнтон ЧеховСапогиРассказыАнтон ЧеховСтудентРассказыАнтон ЧеховВорыРассказы

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

— Так ты кусаться, окаянная? — слышит вдруг Очумелов. — Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А… а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

— Никак беспорядок, ваше благородие!.. — говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

— Иду я, ваше благородие, никого не трогаю… — начинает Хрюкин, кашляя в кулак. — Насчёт дров с Митрий Митричем, — и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

— Гм!.. Хорошо… — говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин, — обращается надзиратель к городовому, — узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная… Чья это собака, спрашиваю?

— Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы.

— Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождём… Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину. — Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!

— Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!

— Врёшь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врёт, а кто по совести, как перед богом… А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… У меня у самого брат в жандармах… ежели хотите знать…

— Не рассуждать!

— Нет, это не генеральская… — глубокомысленно замечает городовой. — У генерала таких нет. У него всё больше легавые…

— Ты это верно знаешь?

— Верно, ваше благородие…

— Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?!.. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…

— А может быть, и генеральская… — думает вслух городовой. — На морде у ней не написано… Намедни во дворе у него такую видел.

— Вестимо, генеральская! — говорит голос из толпы.

— Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… Ты отведёшь её к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал… И скажи, чтобы её не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

— Повар генеральский идёт, его спросим… Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку… Ваша?

— Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

— И спрашивать тут долго нечего, — говорит Очумелов. — Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и всё.

— Это не наша, — продолжает Прохор. — Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…

— Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.— Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

— В гости…

— Ишь ты, господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми её… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцык этакий…

Прохор зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада… Толпа хохочет над Хрюкиным.

— Я ещё доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

Очень кратко:Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему.

Оригинал этого произведения читается всего за 6 минут. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.

Полицейский надзиратель Очумелов и рыжий городовой Елдырин идут через базарную площадь. Вдруг до них доносятся возмущённые вопли и собачий визг. Они видят, как из дровяного склада, оглядываясь, выбегает собака на трёх ногах, за которой бежит полупьяный мужик, золотых дел мастер Хрюкин. Хрюкин хватает собаку за задние лапы, вокруг них, «словно из земли выросши», собирается толпа. В центре толпы — Хрюкин, демонстрирующий окровавленный палец и пойманного им щенка.

Очумелов и городовой идут разбираться в произошедшем. Хрюкин жалуется полицейскому, что собака его укусила. Очумелов грозится оштрафовать хозяина пса и истребить собаку. Узнав, что это собака генерала Жигалова, полицейский быстро меняет своё мнение и набрасывается на Хрюкина. Елдырин замечает, что у генерала таких собак нет. Очумелов снова меняет своё мнение на противоположное, говорит Хрюкину, чтоб этого дела так не оставлял. Ударившийся в размышления городовой говорит, что, возможно, она и генеральская, он видел похожую на днях во дворе генерала. Очумелов снова меняет мнение, велит Елдырину доставить собаку к Жигалову и сказать, что это он, Очумелов, нашёл её.

Проходящего мимо генеральского повара Прохора спрашивают, их ли эта собака, на что Прохор отвечает — нет. Очумелов снова жаждет истребить собаку. Повар продолжает говорить, и выясняется, что это собака генеральского брата Владимира Ивановича. Полицейский надзиратель умиляется и даёт Прохору беспрепятственно увести собаку. Толпа смеётся над Хрюкиным, Очумелов грозит ему и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

Пересказал Сергей Симиненко через Народный Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Аудиокниги

ХамелеонАудиокнига. 9 мин. Читает Иван Литвинов. Бесплатный отрывок:Иван Литвинов9 минХамелеонАудиокнига. 7 мин. Читает Мария Лирова. Бесплатный отрывок:Мария Лирова7 минХамелеонАудиокнига. 8 мин. Читает Денис Некрасов. Бесплатный отрывок:Денис Некрасов8 минХамелеонАудиокнига. 7 мин. Читает Варвара Малютина. Бесплатный отрывок:Варвара Малютина7 мин

Читайте также

Рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова был впервые опубликован в 1884 году в журнале «Осколки». Произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы» (1886). В «Хамелеоне» Чехов осмеивает подобных Очумелову беспринципных людей-«хамелеонов», которые в зависимости от ситуации меняют свое мнение на наиболее для них выгодное.

Прочитать краткое содержание «Хамелеона» Чехова можно на нашем сайте.

Главные герои

Очумеловполицейский надзиратель.

Елдырин – «рыжий» городовой.

Хрюкин золотых дел мастер.

Прохоргенеральский повар.

Краткое содержание

Через базарную площадь шли полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин. Неожиданно послышались крики и собачий визг. Из дровяного склада купца Пичугина выбежала на трех ногах собака, за которой гнался полупьяный «человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке». Мужчина ухватил собаку за задние лапы.

Шум привлек внимание людей, и вскоре вокруг собралась толпа. Очумелов решил разобраться, в чем дело.

Около ворот склада стоял тот самый мужчина и, «подняв вверх правую руку», показывал «толпе окровавленный палец». Очумелов узнает в нем золотых дел мастера Хрюкина. В центре же толпы сидел испуганный «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине».

Хрюкин объяснил полицейскому надзирателю, что собака его «ни с того ни с сего» укусила за палец. А так как работа у него «мелкая», и теперь может он этим пальцем «неделю не пошевельнет», то требует компенсации.

Очумелов начал выяснять, кому принадлежит собака, грозясь оштрафовать ее хозяина, а само животное истребить. Кто-то из толпы предположил, что это собака генерала Жигалова. Очумелову стало жарко, он попросил снять с него пальто и набросился на Хрюкина, обвиняя его в том, что, видимо, он «расковырял палец гвоздиком» и соврал всем.

Сомневаясь, городовой отметил, что у генерала таких собак нет – «у него все больше легавые». Очумелов тут же изменил мнение, советуя Хрюкину «дела этого так не оставлять» и «проучить» собаку. Однако кто-то из толпы снова сказал, что животное все-таки генерала. Очумелову стало холодно, он надел пальто и, грозя Хрюкину, распорядился отвести собаку к генералу.

Мимо проходивший генеральский повар Прохор сообщает, что собака точно не генерала. Очумелов снова распорядился, что животное нужно «истребить». Однако Прохор отметил, что собака принадлежит брату генерала. Очумелов тут же начинает относиться к щенку с трепетом и умилением и просит повара забрать его.

Заключение

Рассказ Чехова «Хамелеон» не теряет своей актуальности и в наши дни. Произведение было переведено на множество языков еще при жизни автора. В 1971 году «Хамелеон был экранизирован.

Краткий пересказ «Хамелеона» Чехова позволяет ознакомиться с сюжетом произведения, однако для лучшего восприятия рассказа рекомендуем прочесть его полностью.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году был впервые опубликован рассказ Чехова «Хамелеон»?</h3>

    • <label>1881;</label>
    • <label>1882;</label>
    • <label>1884;</label>
    • <label>1885.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/хамелеон_(рассказ)
  • https://www.culture.ru/books/977/khameleon
  • https://skazki.rustih.ru/anton-chexov-xameleon/
  • https://briefly.ru/chehov/khameleon/
  • https://obrazovaka.ru/books/chehov/hameleon

1. Урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон».

$2. Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ при ведущей роли учителя.

3. Базовый учебник. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького.

4$. Цели урока:

организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения

5. Задачи урока:$

— обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;

— развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного$ произведения, в том числе и сопоставительного; развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;

— воспитательные:$ способствовать $воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.

$Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов

6. Место урока в учебном плане.

В календарно-тематическом планировании это 2-й урок по теме

Словарная работа:

юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный.

ХОД УРОКА.

1. Героями рассказов Чехова являются лю$ди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова – это лишь повод , чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимост$и от обстоятельств.

2. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.

Большинство произведений Чехова сатирические. Что же такое сатира?( слайд 3. )

Сатира — гневное осуждение$ и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради) Сфера сатиры — преимущественно явления общественной жизни.

Учитель: Дома вы про$читали рассказ Антона Чехова “Хамелеон”.

Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев”(кроссворд).

Вопрос: С чего начинается рассказ?

Кругом тишина и покой. Обстановка лени и скуки царит в провинциальном городке. И вдруг:

$- Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Вопрос: И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

(«Очумелов глядит в сторону и видит:…»)

Вопрос: Кто оказался виновником скандала?

$Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Вопрос: А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Оч$умелов?

(«…шагает к сборищу.»)

Вопрос: Ну а сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово «Хамелеон» нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон? ( слайд 4.) Опережающее индивидуальное домашнее задание)

Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

$Вопрос: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем $человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.

Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”. (пересказ текста, зачитать реплики О.)

Вопрос: Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризу$ет Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?(Сначала — Хрюкин, потом — свинья, болван)

Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

( 6 раз, а зависит — от чина предполагаемого хозяина собаки.)

Вопрос: $Как меняется тон его высказываний?

( 6 смен интонаций — от начальственно — повелительных до рабски — трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать х$озяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.)

Вопрос: Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании.($слайд 5.)

(Генералы не появляются на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании.

Упоминание генерала действует на О. волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Х. – тоже представитель власти.)

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очум$елова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что свя$зано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

$

Вопрос: Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.

(слайд 6.)

Варианты:

1. Хамелеон – Очумелов.

2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.

(То он требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по – холопски умолкает,когда гнев Очумелова обращается на него.)

3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

(Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в на$чале рассказа, а в конце – смеется и злорадствует.)

В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.

Учитель$. Какое настроение от этого у вас?

( От этого становится грустно.)

Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.

— Что такое юмор? ( слайд 7.)

Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелк$ом в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Вопрос: Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении?

( слайд 8.) $(Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

— Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти вырази$тельные детали в тексте и определить их роль?(слад 9.)

-Что несут служители закона? ( вывешиваются рисунки)

1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

Учитель. Как вы понимаете слово конфискованный?(Конфискованный — отобранный.)

2) Узелок.

Учитель. Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

$( Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

Очень важная деталь — крыжовник — мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

$Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

(слайд 9.)

Работа с иллюстрацией «Очумелов шествует по городу».

Учитель. Вот таким представляет Очумелова художник, ваше мнение совпадает?

3) Следующая деталь? Шинель.

А теперь по$думайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми.)

$

В тексте еще несколько раз упоминается «шинель» и «пальто».

Учитель. Определите лексическое значение этих слов.

Шинель — это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто — это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Учитель. Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин — пальто?

Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», $и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душ$евное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

4)Следующая деталь? Палец.

Окровавленный палец Хрюкина — это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

5) Открытые двери лавок, сонные физиономии — это детали создают зримую точность обстановки.

(слайд 10.)

— Давайте рассмотрим еще иллюстрацию к рассказу, относящуюся к отмеченным выше$ деталям.

6) А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

Учитель: Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев $рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин)

Очумелов — от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение.

Вопрос: Приём “говорящих имён и фамилий” — юмористический или сатиричес$кий?

Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Ч. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.

$

Вопрос: Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?

Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при$ этом мастерство большого художника.

Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? (слайд 11.) ( Хрюкин повержен. Его палец опущен.А «повергла» его $жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов лично доставить ее брату генерала Жегалова.)

Учитель: тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные п$роблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XI$X века.

Учитель. Первоначально рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

( Слово «сценка» указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер! )

Вопрос: А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

7. Суд над Очумеловым (по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”).

Оф$ормление: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей. Столики для защитника и обвинителя, плакаты: “Боже, как грустна наша Р$оссия” (А.Пушкин); “Вы взгляните на эту жизнь: наглость сильных…, лицемерие…” (Н.В.Гоголь)

Ход суда

Секретарь: Встать, суд идет!

Судья: Прошу защитника, обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о полицейском надзирателе Очумелове, который обвиняется в хамелеонстве, заискивании, лести перед сильными сего, в наглости, грубости к мастеру золотых дел Хрюкину.

$Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания Очумелова.

Очумелов: Я, почтенный полицейский надзиратель, в новой шинели шел через базарную площадь вместе с городовым, который нёс решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

Кругом была тишина, на площади ни души. И вдруг я услышал:

— Так ты кусаться, окаянная? Держи её! А…а!

И увидел человека в ситцевой рубахе и расстёгнутой $жилетке, он бежал за собакой. Я сделал полуоборот и направился к сборищу.

Защитник: Позвольте, кто это был? Что за человек?

Очумелов: Я узнал в нём золотых дел мастера Хрюкина.

Защитник: А кто же был виновник скандала?

Очумелов: Белый бор$зой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Обвинитель: В чем же провинился этот щенок?

$Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с чего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пускай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…

Судья: Вопрос к Очумелову. И какова была ваша реакция на это происшествие?

Очумелов: Я сказал, что это так не оставлю, приказал Елдырину составлять протокол. А собаку истребить. Узнать, чья она.

Обвинитель: А когда узнали, что она, кажись, генерала Жигалова?

$Очумелов: Я приказал Елдырину снять с меня пальто, ужас, как жарко, и спросил у Хрюкина:

— Одного только не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она дос$танет до пальца? Ты должно быть расковырял палец гвоздем, а потом пришла в твою голову идея сорвать. Знаю вас, чертей!

Судья: Вопрос к Хрюкину. Голос из толпы утверждал, что ты ей цигаркой в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни.

Хрюкин: Врет кривой. Не видал, так, стало быть, зачем врать?

Защитник: Я протестую. А вы, господин Очумелов, сколько раз меняли своё решение в отношении собаки?$

Очумелов: Шесть. Так ведь решался вопрос о принадлежности собаки. Решали: генеральская она или нет.

Кто-то из толпы сказал:

— Это, кажись, генерала Жигалова!

На что городовой глубокомысленно заметил:

$

— Нет, это не генеральская…У генерала таких нет. У него всё больше легавые…

Я спросил:

— Ты это верно знаешь?

— Верно, ваше благородие, — отвечал городовой. – А может быть и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни на дворе у него такую видел.

— Хорошо, что повар генеральский погодился и сказал, что собака братца генерала Владимира Иваныча. Вот ведь собачонка какая у него шустрая! Цап этого за палец! Ха-ха-ха! А до этого я ещё доберусь! (показыва$я на Хрюкина, грозит ему пальцем.)

Защитник: Уважаемый суд! Господин Очумелов по должности соблюдал порядок.

Судья: Но он шесть раз менял своё решение. И менял его потому, что сначала было сказано, что собака ничья, потом генеральская, наконец, брата генерала.

$

А посему суд удаляется на совещание. (Суд удаляется. После возвращения зачитывается приговор)

Судья: Именем закона Российского государства, суд, рассмотрев дело по обвинению полицейского надзирателя Очумелова, приговаривает его к вечному презрению, общественному осуждению за его хамелеонство, заискивание, лесть перед вышестоящими чинами.

3. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”?

Нарисовать шарж на “чеховского хамелеона”. Вспомнить, что такое шарж.$

Инсценировка понравившихся эпизодов.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

в 7 классе

ТЕМА:

А.П.Чехов «Хамелеон». Смысл названия рассказа

Разработала и
провела:  Клочкова Т.В.,

                                            
учитель русского языка

                                            
и литературы

Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия рассказа.

Цели урока:

Обучающая:
обучать анализу рассказа,
формировать умения
анализировать эпическое произведение;
создать условий
для речевого общения учащихся на уроке,

Развивающая:  -познакомить учащихся с художественными
особенностями рассказа «Хамелеон»; 

-формировать
умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их
осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;

Воспитывающая:
воспитывать чувство уважения к человеку,
способствовать воспитанию интереса к  литературе через работу с текстом;  воспитывать
бережное, внимательное отношение к художественному слову.

ХОД
УРОКА

1.Оргмомент. Приветствие:

Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.

 Мне приятна новая
встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю,
что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное.
Потому что на уроке литературного чтения мы изучаем творчество писателя,
который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова: (на
доске)

      «В
человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Кто этот
писатель?  (
Антон Павлович Чехов)

      Эти слова стали смыслом
его жизни и творчества.

П.
Вступительное слово
.
Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским
писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.

Почему я говорю вновь?
(
уч-ся отвечают, что уже знают некоторые рассказы Чехова,
знакомились с его биографией).

 Какие рассказы
Чехова вы читали?

Предлагаю Вам
разгадать кроссворд

1.     Город, в
котором родился А.П.Чехов?

2.     Профессия
А.П.Чехова после окончания МГУ

3.     Имение
знаменитого писателя

4.     Название
рассказа А.П.Чехова «….. и тонкий»

5.     Иллюстрация
к рассказу А.П.Чехова «……»

6.     Ключевое
слово  рассказ «Хамелеон»

Учитель:  Л.Н.
Толстой писал о Чехове: «…Благодаря своей искренности Чехов создал новые,
по-моему для всего мира, формы писания, подобные которым я не встречал нигде.
Язык его удивителен. Я помню, когда я первый раз начал читать Чехова, то
сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным, но как только я
вчитался, так этот язык захватил меня..»

    Сегодня на
уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватил Толстого язык
рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ
«Хамелеон».

Кто такой
хамелеон? (ответы детей) Значит рассказ  о животном? Нет? Значит возникает
вопрос. Почему Чехов назвал рассказ Хамелеон? Попробуем сформулировать тему
нашего урока.

Итак автор :
А.П.Чехов

Рассказ «Хамелеон»

Смысл названия
рассказа.

Ш.Объявление темы
урока. Целеполагание
.

Учитель: Итак, тема
нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» Смысл названия рассказа». А для
этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.

  как вы
думаете: исходя из темы, какие  перед нами будут стоять цели?

(выявить
особенности рассказа, смысл названия).

1У. Осмысление.Работа
по теме урока

  
1.Учитель:
А работу мы начнем с определения лексического значения
слова «болезнь». Какие у вас ассоциации с этим словом? (уч-ся отвечают)

Болезнь
– это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма.

??
А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).

??
А Чехов мог лечить болезни? (да)

Почему?
(потому что был по профессии  врачом)

??
Но
Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)

 И сегодня
я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его
рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно,
увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все – главные
ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.

 2.
 Перед вами лежат карточки «Амбулаторная карта больного». И мы должны их
заполнить.

 А
как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм:

1.    
Определить
симптомы.

2.    
Поставить
диагноз.

3.    
Выписать
рецепт.

 А
для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю работу в группах:

1группа

Задание:
 решить кроссворд, узнав героев.

1-    Имя повара
генерала (Прохор) ; 2 Полицейский надзиратель (Очумелов) ;

image0013.Городовой (Елдырин);

4. Золотых
дел мастер (Хрюкин)

 5. Фамилия
генерала ( Жигалов)

2
группа

 отобрать
иллюстрации к данному рассказу.

 3
группа

Ответить
на вопросы

      
 -Где
происходит действие?

          
— кто идет по площади?   

         
 — как ведут себя блюстители порядка?
Есть деталь, которая об этом очень
хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето
конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка
сами же этот порядок и нарушают).

          
— что нарушает тишину?

Подготовить
отрывок

Со
слов: «Так ты кусаться, окаянная…» до слов «…собирается толпа»

   
Учитель: Итак, кто же собрался. Проверим  ответы

 А
теперь кратко опишите возникшую ситуацию.

 Краткий
пересказ учащегося: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается
толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в
зависимости о того, чья это собака)

 Учитель:  Нам
понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на
состоянии каждого героя. 

  
Посмотрите на график.  Что это у нас  как у врачей? ( Кардиограмма). (Вот здесь
отражается состояние героев). Что может означать такая кардиограмма?

   
(перепады в настроении, состоянии).

Учитель:
    А
у кого такие перепады? (У надзирателя Очумелова)

Записываем
в амбулаторной карте фамилию пациента Очумелов

Его
профессия полицейский надзиратель

*Посмотрим
мультфильм.

Учитель:

 ??
Итак, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым: Какие еще симптомы
проявляются?  Последим это по тексту

  
***Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит
внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге,

 что
проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко!
Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня
пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…»
   

 Человек
унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.

  
?? Как меняется его взгляд на справедливость? Проследим за его интонацией.

  
** взгляд на справедливость меняв зависимости от того, чей «белый борзой
щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то
правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу
вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не
желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает
у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!»
Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты
отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи,
чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый
свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная
тварь…»

 
??? Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал?
Почему?

  
***При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо
Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не
важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого
зависит дальнейшая карьера.

 Делаем
вывод: и в карте больного записываем симптомы

Бросает то в жар,
то в холод.;

Смена интонаций
голоса (от повелительного до трусливого).

Правда и
справедливость не имеют никакого значения.

Всё решает чин:
кто сильнее, тот и прав. 

Двуличие. Оба лица
лживы

Учитель:

 ?? В
«Амбулаторной карте” вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы
болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?

Физминутка

Чтобы нам
не заразиться, проведём физминутку.

Учитель

Нам предстоит
установить диагноз больного Очумелова. Каков он?


По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор
дает подсказку.


Почему такое странное название – «Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (Читаем
сноску)

Запишем
диагноз – хамелеонство.


Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать
человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои
взгляды на прямо противоположное)


Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов?
(Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)

А
сколько раз меняет он свое мнение
?  (Проблемный
вопрос!!!)(шесть)

С
чем это связано? Ответы на эти вопросы мы найдём с вами в ходе нашего мини — 
исследования по тексту  (чтение фрагмента подготовленными учениками)

Работа
в парах

(Приём
«Фишбоун»)
   Изображаем «рыбий скелет» :  в голове
помещаем проблемный  вопрос «Чья собака?».

 На верхних
«косточках» скелета запишем, используя цветные ручки,  голос толпы о собаке, на
нижних – решение, реакция  Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять
собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.

Какой сделаем
вывод: главный герой, Очумелов,- человек лицемерный, так как он неоднократно
менял своё мнение, угодливый, потому что менял его в зависимости от чина
хозяина собаки

Учитель:
 Итак,
мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз.


кто болен? Очумелов

 
— какие симптомы?  Излишняя услужливость, чинопочитание

-Каков
диагноз? хамелеонство

 ??
А только ли у нас один «больной» Кто еще болен этой болезнью??

(Хрюкин,
толпа, которые постоянно меняют своё мнении. Эта болезнь «заразная» Недаром
фамилия главного «больного Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое
уносило тысячи жизней)

ПРОБЛЕМНЫЙ
ВОПРОС:

А даёт ли Чехов рецепт  прямо?

(нет)

 Попробуем
это сделать  сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)


Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?


Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?

(Человек
теряет свое лицо, теряет свое человеческое «я”, он подстраивается под
обстоятельства)


Хамелеонство — душевная или физическая болезнь? (Болезнь нравственная)


Назовите, какие еще болезни души вы знаете? (лицемерие, угодничество,
подхалимство, глупость)


Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием,
осуждением пороков)

— Вот вы сами
прописали лечение и себе и героям Чехова.

Запишем
в амбулаторную карту больного наш рецепт(назначение) Самовоспитание, осуждение
пороков, быть настоящим человеком

   
Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и,
проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже
не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»

4
Учитель: Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон!, в
котором он  
высмеивает
глупых, беспринципных людей, меняющих свою позицию, свое мнение, как хамелеон
шкурку, в зависимости от обстоятельства. Хамелеонство, глупость, чинопочитание
– это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Причем, все жители
города хамелеонствуют.

   
?? Как вы думаете рассказ «Хамелеон» юмористический или сатирический?

   
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое юмор, а что такое сатира.
Обратимся к словарям.

Юмор
изображение героев в комическом, смешном виде. Юмор смех веселый и
доброжелательный.

Сатира
буквально всякая всячина, смешение. Смех беспощадный, критика действительности,
явлений.

    
Хамелеонство – понятие нарицательное. Персонажи комичны своей изменчивостью.
Чехов заставляет нас не только смеяться, но и негодовать. И в этом проявляется
одна из главных особенностей его ранних рассказов – их  сатирическая
направленность.


М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы
словам было тесно, мыслям — просторно». Так ли это? Действительно ли в коротких
рассказах Чехова сказано очень многое?

   У.  Заключение.

 Учитель:  Однажды
спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает
дыхания?»

  — «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их
все!»

   Рассказы Чехова,
словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными.
Они учили главному – быть настоящим человеком!

Я
желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого
писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!

РЕФЛЕКСИЯ

— Сейчас я попрошу вас дать
личностную оценку деятельности на уроке
 (Приём «Хайку».  Цель этого приёма – осмыслить свою деятельность на
уроке и дать личностную оценку)

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я
видел» кого-то или что-то

2. Где и что делал (место и
действие)

3. Как мне было? (образное
определение моих чувств, ощущений)

Пример:Я был
зрителем, Наблюдавшим за Очумеловым.Противно!

Я был
исследователем,Выяснявшим, каков главный герой.Интересно.

 Я видел
Очумелова,Менявшего часто своё мнение.Ужасно!

У1.
Домашнее задание:

1.     Ответить
на вопросы в конце текста.

2.     Письменно
(на выбор)

на «3» : какого
человека называют «хамелеоном»

На «4»: Случаи
«хамелеонства» в нашей жизни.

На «5»: Какая
нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему.

***
3 (По желанию): нарисовать иллюстрации к рассказу Чехова.

Задания:

1группа

Задание:
 решить кроссворд, узнав героев.

1.Имя повара
генерала (Прохор) ;

 2 Полицейский
надзиратель (Очумелов) ;

           
3.Городовой (Елдырин);

 
          4. Золотых дел мастер (Хрюкин)

            
5.
Фамилия генерала ( Жигалов)

2
группа

 отобрать
иллюстрации к данному рассказу.

 3
группа

Ответить
на вопрос

Где
происходит действие?___________________________________

 Кто
идет по площади?  ______________________________________

 Как
ведут себя блюстители порядка?
Есть деталь, которая об этом очень хорошо
говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного
крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот
порядок и ____________).

 Что
нарушает тишину?

Подготовить
отрывок

Со
слов: «Так ты кусаться, окаянная…» до слов «…собирается толпа»

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я
видел» кого-то или что-то

Я был
_____________________________________________________

2. Где и что делал (место и
действие)

___________________________________________________________

  1. Как мне было? (образное
    определение моих чувств, ощущений)

_____________________________________________________________

Домашнее
задание:

1.Ответить на
вопросы в конце текста.

2Письменно (на
выбор)

на «3» : какого
человека называют «хамелеоном»

На «4»: Случаи
«хамелеонства» в нашей жизни.

На «5»: Какая
нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему.

 3
(По желанию): нарисовать иллюстрации к рассказу Чехова.

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я
видел» кого-то или что-то

Я был
_____________________________________________________

2. Где и что делал (место и
действие)

___________________________________________________________

  1. Как мне было? (образное
    определение моих чувств, ощущений)

_____________________________________________________________

Домашнее
задание:

1.Ответить на
вопросы в конце текста.

2Письменно (на
выбор)

на «3» : какого
человека называют «хамелеоном»

На «4»: Случаи
«хамелеонства» в нашей жизни.

На «5»: Какая
нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему.

 3
(По желанию): нарисовать иллюстрации к рассказу Чехова.

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я
видел» кого-то или что-то

Я был
_____________________________________________________

2. Где и что делал (место и
действие)

___________________________________________________________

  1. Как мне было? (образное
    определение моих чувств, ощущений)

_____________________________________________________________

Домашнее
задание:

1.Ответить на
вопросы в конце текста.

2Письменно (на
выбор)

на «3» : какого
человека называют «хамелеоном»

На «4»: Случаи
«хамелеонства» в нашей жизни.

На «5»: Какая
нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему.

 3
(По желанию): нарисовать иллюстрации к рассказу Чехова.

  • Урок по рассказу холодная осень бунин 11 класс
  • Урок по рассказу старуха изергиль в 11 классе
  • Урок по рассказу чехова ионыч
  • Урок по рассказу осеевой бабка 9 класс
  • Урок по рассказу макар чудра горького 11 класс