Урок по рассказу горького старуха изергиль 11 класс с презентацией

Слайд 1 текст слайда: м.горькийстаруха изергиль11 класс слайд 2 текст слайда: в 1895 году самарская газета напечатала рассказ м. горького
Слайд 1

М.Горький«СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»11 класс

Текст слайда:

М.Горький
«СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»
11 класс


Слайд 2

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились

Текст слайда:

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.
Романтизм — особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.


Слайд 3

Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом).- Какие природные образы вы могли

Текст слайда:

Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом).

— Какие природные образы вы могли бы выделить?
— Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?

— Почему именно таким показан пейзаж в рассказе?


Слайд 4

Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства.

Текст слайда:

Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять


Слайд 5

Композиция рассказа “Старуха Изергиль”- Каково композиционное решение рассказа?- Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? -

Текст слайда:

Композиция рассказа
“Старуха Изергиль”

— Каково композиционное решение рассказа?

— Сколько частей в композиции вы могли бы выделить?

— С какой целью писатель использовал такой прием в рассказе?

В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа


Слайд 6

Анализ легенды о Ларре.- Кто является главным героем первой легенды?- Важна ли история появления юноши на свет

Текст слайда:

Анализ легенды о Ларре.

— Кто является главным героем первой легенды?
— Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?


Слайд 7

- Как относится герой к другим людям? - Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что

Текст слайда:

— Как относится герой к другим людям?

— Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?


Слайд 8

- Чем отличается гордость от гордыни? Разграничьте эти слова

Текст слайда:

— Чем отличается гордость от гордыни? Разграничьте эти слова


Слайд 9

- Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.- К чему приводит крайний индивидуализм героя?

Текст слайда:

— Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
— К чему приводит крайний индивидуализм героя?


Слайд 10

- Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? - Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание

Текст слайда:

— Какое наказание понес Ларра за свою гордыню?
— Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?


Слайд 11

- Каково отношение автора к психологии индивидуализма?

Текст слайда:

— Каково отношение автора к психологии индивидуализма?


Слайд 12

Анализ легенды о ДанкоВ основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее.Давайте сопоставим ее с легендой

Текст слайда:

Анализ легенды о Данко

В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее.

Давайте сопоставим ее с легендой о Данко.

— В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?

— Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?


Слайд 13

- Какие основные черты можно выделить у Данко? - Что лежит в основе его поступков?

Текст слайда:

— Какие основные черты можно выделить у Данко?
— Что лежит в основе его поступков?


Слайд 14

- Как складываются отношения между Данко и толпой? (работа с текстом)

Текст слайда:

— Как складываются отношения между Данко и толпой? (работа с текстом)


Слайд 15

Что движет поступками Данко?Что совершает он ради людей?

Текст слайда:

Что движет поступками Данко?
Что совершает он ради людей?


Слайд 16

- Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?

Текст слайда:

— Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?


Слайд 17

- Почему имя Изергиль вынесено автором в заглавие рассказа?- Какую роль в композиции рассказа играет портрет старухи

Текст слайда:

— Почему имя Изергиль вынесено автором в заглавие рассказа?

— Какую роль в композиции рассказа играет портрет старухи Изергиль?


Слайд 18

Как вы понимаете финал рассказа и часто повторяемое Изергиль слово «скучно»?- К кому из своих героев считает

Текст слайда:

Как вы понимаете финал рассказа и часто повторяемое Изергиль слово «скучно»?

— К кому из своих героев считает себя близкой Изергиль?
— А как определяет отношение к жизни автор-повествователь?


Слайд 19

источникиhttp://www.playcast.ru/uploads/2015/05/14/13593590.jpg данкоhttp://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b07.jpg http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b06.jpg http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b08.jpg http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b04.jpg http://i42.fastpic.ru/big/2012/0625/82/dc1e661f118ec196ed41953740805d82.png http://i11.pixs.ru/storage/2/2/0/HudozhnikP_6645120_16899220.jpg http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/wp-content/uploads/2016/06/Staruha-Izergil-1.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/181/101181623_1238961480_600purity13x7.jpg http://g01.a.alicdn.com/kf/HTB1lUVIKFXXXXbeXXXXq6xXFXXXH/62370-handpainted-%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81-%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BC-%D0%BD%D0%B0-%D1%85%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8B-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0.jpg http://proxy11.media.online.ua/uol/r3-f93800fa52/521a6d075a89c.jpg http://rusplt.ru/netcat_files/95/73/640x420/RIAN_00069140.HR.jpg http://webfacts.ru/wp-content/uploads/2016/07/3RIA-520663-Preview.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5627/67700761.c2/0_a6d23_1aa699b0_orig.jpg http://hram-troicy.prihod.ru/users/67/1167/editor_files/image/105_(1).jpg Составитель презентации

Текст слайда:

источники

http://www.playcast.ru/uploads/2015/05/14/13593590.jpg данко
http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b07.jpg
http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b06.jpg
http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b08.jpg
http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b04.jpg
http://i42.fastpic.ru/big/2012/0625/82/dc1e661f118ec196ed41953740805d82.png
http://i11.pixs.ru/storage/2/2/0/HudozhnikP_6645120_16899220.jpg
http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/wp-content/uploads/2016/06/Staruha-Izergil-1.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/181/101181623_1238961480_600purity13x7.jpg
http://g01.a.alicdn.com/kf/HTB1lUVIKFXXXXbeXXXXq6xXFXXXH/62370-handpainted-%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81-%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BC-%D0%BD%D0%B0-%D1%85%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8B-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0.jpg
http://proxy11.media.online.ua/uol/r3-f93800fa52/521a6d075a89c.jpg
http://rusplt.ru/netcat_files/95/73/640×420/RIAN_00069140.HR.jpg
http://webfacts.ru/wp-content/uploads/2016/07/3RIA-520663-Preview.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/5627/67700761.c2/0_a6d23_1aa699b0_orig.jpg
http://hram-troicy.prihod.ru/users/67/1167/editor_files/image/105_(1).jpg

Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.


Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с ранним
    творчеством М. Горького;
  2. Проанализировать легенды. Сопоставить
    главных героев легенд Ларру и Данко;
  3. Проследить, как в композиции рассказа
    раскрывается замысел писателя;
  4. Рассмотреть отличительные признаки
    романтизма на изучаемом произведении.

Ход урока.

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала
рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”.
Горького заметили, оценили, в печати
появились восторженные отклики о рассказе.

II. Основная часть

1. Ранние рассказы М. Горького имеют
романтический характер.

— Вспомним, что такое романтизм. Дайте
определение романтизму, назовите его
отличительные особенности.

Романтизм — особый тип творчества,
характерным признакам которого является
отображение и воспроизведение жизни вне
реально-конкретных связей человека с
окружающей действительностью, изображение
исключительной личности, часто одинокой и
неудовлетворенной настоящим, устремленной
к далекому идеалу и потому находящемся в
резком конфликте с обществом, с людьми.

2. Герои предстают в романтическом
пейзаже. Приведите примеры, доказывающие
это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

— В какое время суток происходят события в
рассказе? Почему? (Старуха Изергиль
рассказывает легенды ночью. Ночь – это
самое таинственное, романтическое время
суток);

— Какие природные образы вы могли бы
выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Какие художественные средства
использовал автор в изображении природы? (эпитеты,
олицетворение, метафору);

— Почему именно таким показан пейзаж в
рассказе? (Природа показана одушевленной,
она живет по своим законам. Природа красива,
величественна. Море, небо – бесконечные,
широкие пространства. Все природные образы
являются символами свободы. Но природа
тесно связана с человеком, она отражает его
внутренний духовный мир. Именно поэтому
природа символизирует безграничность
свободы героя, его неспособность и
нежелание на что бы то ни было эту свободу
променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском,
ночном, таинственном, может реализовать
себя героиня, рассказывающая легенды о
Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха
Изергиль”.

— Каково композиционное решение рассказа?

— В произведениях, каких авторов мы
встречались с такой композицией? (“Ася” И.С.
Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар
Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький).

— Как вы считаете, с какой целью писатель
использовал такой прием в рассказе? (В своих
легендах героиня рассказа выражает свое
представление о людях, о том, что считает
ценным, важным в своей жизни. Тем самым
создается система координат, по которой
можно судить о героине рассказа).

— Сколько частей в композиции вы могли бы
выделить? (Три части: 1 часть – легенда о
Ларре; 2 часть – история жизни и любви
Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4. Анализ легенды о Ларре.

— Кто является главным героям первой
легенды?

— Важна ли история появления юноши на свет
для понимания его характера?

— Как относится герой к другим людям? (презрительно,
высокомерно. Он считает себя первым на
земле).

— Для романтического произведения
характерен конфликт толпы и героя. Что
лежит в основе конфликта между Ларрой и
людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

— Чем отличается гордость от гордыни.
Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

Карточка №1

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства,
    самоуважения.
  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое
    мнение о себе.


Гордыня — непомерная гордость.

— Докажите, что именно гордыня, а не
гордость характерна Ларре.

— К чему приводит крайний индивидуализм
героя? (к преступлению, к эгоистическому
произволу. Ларра убивает девушку)

— Какое наказание понес Ларра за свою
гордыню? (одиночество и вечное
существование, бессмертие).

— Как вы думаете, почему такое наказание
страшнее наказание смертью?

— Каково отношение автора к психологии
индивидуализма? (Он осуждает героя, в
котором воплощена античеловеческая
сущность. Для Горького неприемлемы образ
жизни, поведение, особенности характера
Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором
индивидуализм доведен до крайности)

5. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит
библейская история о Моисеи. Давайте
вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.
Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики
прослушивают библейскую историю и
сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский
народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в
Египте, и им очень грустно расставаться с
насиженными местами. Составились обозы, и
евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что
отпустил своих рабов. Случилось так, что
евреи подошли к морю, когда увидели позади
себя колесницы египетских войск. Взглянули
евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади
вооруженное войско. Но милосердный Господь
спас евреев от гибели. Он велел Моисею
ударить палкой по морю. И вдруг воды
расступились и стали стенами, а посередине
стало сухо. Евреи устремились по сухому дну,
а Моисей опять ударил палкой по воде, и за
спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь
постоянно заботился о них. Господь велел
Моисею ударить палкой по скале, и из нее
хлынула холодная вода. Много милостей
оказывал Господь евреям, но они не были
признательны. За непослушание и
неблагодарность Бог наказал евреев: сорок
лет они блуждали в пустыне, никак не могли
прийти в землю, обещанную Богом. Наконец,
Господь сжалился над ними и приблизил их к
этой земле. Но в это время вождь их Моисей
умер.

Сопоставление Библейской истории и
легенды о Данко:

— В чем сходство библейской истории и
легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят
людей из опасных для дальнейшего
проживания мест. Путь оказывается трудным,
а отношения Моисея и Данко с толпой
осложняются, так как люди теряют веру в
спасение)

— Чем сюжет легенды о Данко отличается от
библейской истории? (Моисей опирается на
помощь Бога, так как исполняет его волю.
Данко испытывает любовь к людям, сам
вызывается спасти их, ему никто не помогает).

б) Какие основные черты можно выделить у
Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь
к людям, желание помочь им)

— Какой поступок совершил герой ради любви
к людям? (Данко совершает подвиг, спасая
людей от врагов. Он выводит их из тьмы и
хаоса к свету и гармонии)

— Как складываются отношения между Данко и
толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели
и увидели, что он лучший из них”. Толпа
верит в то, что Данко сам преодолеет все
трудности. Затем они “стали роптать на
Данко”, так как путь оказался трудным,
многие погибли в пути; теперь толпа
разочаровалась в Данко. “Люди в гневе
обрушились на Данко” потому что они устали,
обессилили, но им стыдно в этом
признаваться. Люди сравниваются с волками,
зверями, так как вместо благодарности
испытывают к Данко ненависть, готовы
растерзать его. В сердце Данко вскипает
негодование, “но от жалости к людям оно
погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так
как его любовь к людям безгранична. Именно
любовь к людям движет поступки Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический
антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы
неизбежен. Данко – романтический идеал, но
в основе отношений героя и толпы тоже лежит
конфликт. Это одна из особенностей
романтического произведения.

— Как вы думаете, почему именно легендой о
Данко заканчивается рассказ? (это выражение
авторской позиции. Он воспевает подвиг
героя. Он восхищается силой, красотой,
мужеством, отвагой Данко. Это торжество
добра, любви, света над хаосом, гордыней,
эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко
самостоятельная работа учащихся. Учащиеся
сопоставляют Данко и Ларру, выводы
записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Таблица


Сопоставление образов Данко и Ларры


Критерии


Данко


Ларра


1. Отношение к толпе

   
   
   

2. Толпа — герой

   
   
   

3. Отличительная черта характера

   
   
   

4. Отношение к жизни

   
   
   

5. Легенда и современность

   
   
   

6. Поступки, совершаемые героями

   
   
   

7. Отношение писателя к героям

   
   
   

В результате работы учащихся с таблицей
может получиться следующее:


Сопоставление образов Данко и Ларры


Критерии


Данко


Ларра


1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается

 

с ними


2. Толпа — герой

конфликт

конфликт

   
   

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню

 

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен

   

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,

 

холод)

   

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки

 
   

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

людям

сущность

7. Но рассказ называется “Старуха
Изергиль”. Как вы думаете, почему именно
так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной
героиней рассказа является все-таки
старуха Изергиль, а легенда нужна для того,
чтобы понять ее характер, понять, что для
нее является важным, главным).

Легенды обрамляют историю жизни и любви
старухи Изергиль.

К какому из героев относит себя героиня?
Стрелкой отметьте в карточке №2

Карточка№2

 img1

Учащиеся самостоятельно отмечают,
проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха
Изергиль относит себя к Данко, так как
считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Карточка №2

 img2

А к какому герою относит героиню автор?
Стрелкой отметить в карточке №2. Проверка

img3

Как вы считаете, почему именно к Ларре
относит Горький старуху Изергиль? (ее
любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив
человека, она сразу же забыла о нем)

III. Вывод по уроку. Подведение итогов
урока.

IV. Домашнее задание:

  1. Чтение пьесы “На дне”;
  2. Рассмотреть историю создания пьесы,
    жанр произведения, конфликт.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Русская литература XX
    века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В.
    Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997
    г.;
  2. Н.В. Егорова: Поурочные разработки по
    русской литературе XX
    века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
  3. Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе –
    урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.

Нравственные ценности рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (1895) Видно ничего я не напишу так стройно и красиво, как «Старуху изергиль» написал.. М. Горький

Нравственные ценности

рассказа М. Горького

«Старуха Изергиль» (1895)

Видно ничего я не напишу

так стройно и красиво, как

«Старуху изергиль» написал..

М. Горький


классическая литература патриотизм ответственность ненависть любовь семья взаимоотношения отцов и детей нравственный выбор честь долг самопожертвование гордость

классическая литература

патриотизм

ответственность

ненависть

любовь

семья

взаимоотношения отцов и детей

нравственный выбор

честь

долг

самопожертвование

гордость


Романтизм - идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца  XVIII века  — первой половины  XIX века . Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.  устремленность самоценной личности к лучшей жизни в каждой части рассказа

Романтизм

— идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца  XVIII века  — первой половины  XIX века . Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. 

устремленность самоценной личности к лучшей жизни

в каждой части рассказа


обрамление через легенды герои выражают свои представления о людях , о том, что считают ценным и важным в жизни истинная ценность жизни композиция рассказа «Старуха Изергиль» Легенда о Данко Легенда о Ларре Рассказ о жизни Изергиль

обрамление

через легенды герои выражают свои представления о людях , о том, что считают ценным и важным в жизни

истинная ценность жизни

композиция рассказа «Старуха Изергиль»

Легенда о Данко

Легенда о Ларре

Рассказ о жизни Изергиль


Ларра, Изергиль, Данко красота энергия молодость сила любовь к свободе независимость Достаточно ли этих качеств, чтобы высоко оценить человека ???

Ларра, Изергиль, Данко

красота

энергия

молодость

сила

любовь к свободе

независимость

Достаточно ли этих качеств, чтобы высоко оценить человека ???


Да, если деятельность наполнена гуманистическим смыслом. Гуманизм – принцип мировоззрения, моральный принцип, поведенческая установка. Состоит в понимании человека как высшей ценности. Включает в себя убеждение в необходимости самосовершенствования. Рассмотрим, как проявляется гуманизм в рассказе.

Да, если деятельность наполнена гуманистическим смыслом.

Гуманизм – принцип мировоззрения, моральный принцип, поведенческая установка. Состоит в понимании человека как высшей ценности. Включает в себя убеждение в необходимости самосовершенствования.

Рассмотрим, как проявляется гуманизм в рассказе.


2 представления о жизни

2 представления о жизни


одиночество Ларра Каким показан Ларра? По прошествии лет выясняется, что этот человек лишен сердца: «Ларра хотел вонзить в себя нож, но сломался нож – точно в камень ударили им». И люди страшную кару придумали ему: «Наказание ему в нем самом» ???? «Он был ловок, хищен, силен, жесток, и не встречался с людьми лицом к лицу»; « у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого»

одиночество

Ларра

  • Каким показан Ларра?

По прошествии лет выясняется, что этот человек лишен сердца: «Ларра хотел вонзить в себя нож, но сломался нож – точно в камень ударили им».

И люди страшную кару придумали ему: «Наказание ему в нем самом» ????

«Он был ловок, хищен, силен, жесток, и не встречался с людьми лицом к лицу»;

« у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого»


?? «Если я не за себя, то кто за меня, но если я только для себя, то зачем я» ?? Вся сила только для него самого. У него нет высокой цели, ради которой бы стоило жить, поэтому он отчаянно пытается покончить собой. Человек, который удовлетворяет свои эгоистические потребности, рано или поздно осознает пустоту и бесцельность своего существования – чуждый другим, он просто становится ненужным и себе. Бестелесная тень, обреченная на вечные скитания – вот финал судьбы того, кто хотел брать от жизни все, не расплачиваясь собой!!! ЛАРРА - ТЕНЬ

?? «Если я не за себя, то кто за меня, но если я только для себя, то зачем я» ??

Вся сила только для него самого. У него нет высокой цели, ради которой бы стоило жить, поэтому он отчаянно пытается покончить собой. Человек, который удовлетворяет свои эгоистические потребности, рано или поздно осознает пустоту и бесцельность своего существования – чуждый другим, он просто становится ненужным и себе. Бестелесная тень, обреченная на вечные скитания – вот финал судьбы того, кто хотел брать от жизни все, не расплачиваясь собой!!!

ЛАРРА — ТЕНЬ


Подвиг Данко Почему племя оказалось в бедственном положении? Что отличает Данко от других? Найдите подтверждение в тексте. «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» Данко отличает непокорство року, активные поиски выхода из безвыходных ситуаций, деятельность .

Подвиг Данко

  • Почему племя оказалось в бедственном положении?
  • Что отличает Данко от других? Найдите подтверждение в тексте.

«Кто ничего не делает, с тем ничего не станется»

Данко отличает непокорство року, активные поиски выхода из безвыходных ситуаций, деятельность .


Как нарастает конфликт между Данко и племенем? Смотрите в текст. «засверкали лучи» –«огня» – «ярко разгорелись очи» – «ярче загорелось в нем сердце» Мотив огня. ГРАДАЦИЯ

Как нарастает конфликт между Данко и племенем?

Смотрите в текст.

«засверкали лучи» –«огня» – «ярко разгорелись очи» – «ярче загорелось в нем сердце»

Мотив

огня.

ГРАДАЦИЯ


Высшая ступень мотива огня - ? «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, весь лес замолчал, освещенный этим факелом любви к людям»

Высшая ступень мотива огня — ?

«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, весь лес замолчал, освещенный этим факелом любви к людям»


Каков финал легенды о Данко? Зачем введен эпизод с осторожным человеком? Это черта горьковского творчества, обличающая мещанское стремление к покою В легенде подчеркнуто благородство Данко, который «сжег для людей свое сердце» и умер, «не прося у них ничего взамен» и неблагодарность людей, не оценивших самопожертвования. выводы

Каков финал легенды о Данко?

  • Зачем введен эпизод с осторожным человеком?

Это черта горьковского творчества, обличающая мещанское стремление к покою

В легенде подчеркнуто благородство Данко, который «сжег для людей свое сердце» и умер, «не прося у них ничего взамен» и неблагодарность людей, не оценивших самопожертвования.

выводы


Ларра и Данко Циничность самопожертвование благородство гордость любовь к людям, свободе индивидуализм неблагодарность долг мужество трусость подвиг жалость эгоизм альтруизм антитеза высокомерие

Ларра и Данко

Циничность

самопожертвование

благородство

гордость

любовь к людям, свободе

индивидуализм

неблагодарность

долг

мужество

трусость

подвиг

жалость

эгоизм

альтруизм

антитеза

высокомерие


Ларра и Данко Найдите портрет Ларры Найдите портрет Данко антитеза Есть ли такие проблемы в наши дни???

Ларра и Данко

Найдите портрет Ларры

Найдите портрет Данко

антитеза

Есть ли такие проблемы в наши дни???


Изергиль Расскажите о ней Каково место Изергиль среди героев?

Изергиль

Расскажите о ней

  • Каково место Изергиль среди героев?


На протяжении всего повествования Изергиль выступает повествователем, который передает опыт собственной жизни и заветы поколений. Она связывает в цепь три легенды, связывает мир НИЗШИЙ и ВЫСШИЙ, связывает реальный и романтический мир.

  • На протяжении всего повествования Изергиль выступает повествователем, который передает опыт собственной жизни и заветы поколений. Она связывает в цепь три легенды, связывает мир НИЗШИЙ и ВЫСШИЙ, связывает реальный и романтический мир.


Три ступени постижения романтического идеала от эгоистического отношения к миру (только брать) через естественную человеческую норму (брать и отдавать) к утверждению героического идеала (только отдавать)

Три ступени постижения романтического идеала

от эгоистического отношения к миру (только брать)

через естественную человеческую норму (брать и отдавать)

к утверждению героического идеала (только отдавать)


К кому ближе Изергиль? Данко Ларра Человека, который жил только ради себя. Она живет среди людей, ищет настоящую любовь, готова на все. Но почему молодая женщина не задала себе вопрос: «Если я за себя, то зачем я?» Она не ставила этого вопроса перед собой, ее жизнь протекала ради исполнения сиюминутных желаний, она так и не оставила после себя следа. Она сама почти тень. Жизнь богатая событиями и страстями, мятежным несогласием с предначертанным, с принципами умеренности и аккуратности роднит Изергиль с Данко. Но в портрете Изергиль происходит нагнетание мотива испепеленности, растраченности. Она почти тень, а это возбуждает ассоциацию с образом Ларры.

К кому ближе Изергиль?

  • Данко
  • Ларра

Человека, который жил только ради себя. Она живет среди людей, ищет настоящую любовь, готова на все. Но почему молодая женщина не задала себе вопрос: «Если я за себя, то зачем я?» Она не ставила этого вопроса перед собой, ее жизнь протекала ради исполнения сиюминутных желаний, она так и не оставила после себя следа. Она сама почти тень.

Жизнь богатая событиями и страстями, мятежным несогласием с предначертанным, с принципами умеренности и аккуратности роднит Изергиль с Данко. Но в портрете Изергиль происходит нагнетание мотива испепеленности, растраченности. Она почти тень, а это возбуждает ассоциацию с образом Ларры.


Метафора : ласково блестели клочки неба время согнуло пополам первый голос лился впереди звук рождался и умирал степь вздыхала трава блестела бриллиантами дождя золотом сверкала луна Эпитеты: фантастические гривы диск луны кроваво-красен луна жирная и щедрая кружевные тени листвы туча тяжелая страшная степная даль Олицетворение: бродили обрывки туч туча ползла облака неслись вперед и гасили звезды тени ползли Изобразительно-выразительные средства в рассказе

Метафора :

ласково блестели клочки неба

время согнуло пополам

первый голос лился впереди

звук рождался и умирал

степь вздыхала

трава блестела бриллиантами дождя

золотом сверкала луна

Эпитеты:

фантастические гривы

диск луны кроваво-красен

луна жирная и щедрая

кружевные тени листвы

туча тяжелая

страшная степная даль

Олицетворение:

бродили обрывки туч

туча ползла

облака неслись вперед и гасили звезды

тени ползли

Изобразительно-выразительные средства в рассказе


Образ природы в рассказе Во всех легендах присутствует пейзаж. Эмоциональный настрой несет каждый пейзаж. Например, в легенде о Ларре есть образ- символ – тень, а в пейзаже, который помещен перед легендой о Данко появляются «маленькие искры», которые напомнят Изергиль искры от сердца Данко. Пейзажи помогают незаметно перейти к сказке. При описании использованы многочисленные художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения.

Образ природы в рассказе

Во всех легендах присутствует пейзаж. Эмоциональный настрой несет каждый пейзаж. Например, в легенде о Ларре есть образ- символ – тень, а в пейзаже, который помещен перед легендой о Данко появляются «маленькие искры», которые напомнят Изергиль искры от сердца Данко. Пейзажи помогают незаметно перейти к сказке. При описании использованы многочисленные художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения.


Общие выводы по рассказу Трехчастная композиция помогает установить связь между легендами и реальной действительностью. В этом помогает пейзаж . При помощи пейзажа создается особая романтическая атмосфера – атмосфера ожидания чудесного, выходящего за пределы обычного «здравого смысла». На протяжении всего произведения рассказчицей является Изергиль, поэтому автор вынес ее имя в заглавие, подчеркивая ее значимость в произведении. Рассказчица – значит сказительница, она передает опыт собственной жизни и заветы многих поколений, потому автор относится к ней, как к хранительнице красивых и сильных легенд. В рассказе на первый план выходят такие проблемы, которые актуальны и в наше время: самопожертвование, благородство, подвиг, любовь , осуждает автор эгоизм, гордость, импульсивность, жестокость, трусость, мещанский покой, циничность, неблагодарность .

Общие выводы по рассказу

Трехчастная композиция помогает установить связь между легендами и реальной действительностью. В этом помогает пейзаж . При помощи пейзажа создается особая романтическая атмосфера – атмосфера ожидания чудесного, выходящего за пределы обычного «здравого смысла».

На протяжении всего произведения рассказчицей является Изергиль, поэтому автор вынес ее имя в заглавие, подчеркивая ее значимость в произведении. Рассказчица – значит сказительница, она передает опыт собственной жизни и заветы многих поколений, потому автор относится к ней, как к хранительнице красивых и сильных легенд.

В рассказе на первый план выходят такие проблемы, которые актуальны и в наше время: самопожертвование, благородство, подвиг, любовь , осуждает автор эгоизм, гордость, импульсивность, жестокость, трусость, мещанский покой, циничность, неблагодарность .


  • Урок по рассказу л андреева рассказ о семи повешенных
  • Урок по рассказу бунина лапти 7 класс
  • Урок по рассказу бунина холодная осень
  • Урок по рассказу бунина господин из сан франциско в 11 классе
  • Урок по рассказу антоновские яблоки 11 класс