Урок по рассказу челкаш горького 11 класс

Литература для школьников главная а. м. горький. фотография. 1891 г., нижний новгород. макар чудра. иллюстрация п. н. панкисевича к рассказу

Литература для школьников

 
 Главная
 

А. М. Горький.
Фотография. 1891 г.,
Нижний Новгород.

 
 

Макар Чудра.
Иллюстрация П. Н. Панкисевича
к рассказу М. Горького
«Макар Чудра»

 
 
 
 
 
 

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

 

АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)

6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]

Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров
и обстоятельств

Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов

Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе
и их трагическое столкновение

Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков

Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького

УРОК № 12
Тема.
Максим Горький: жизнь, творчество.
Ранние романтические рассказы.
Рассказ «Макар Чудра».
Особенности изображения характеров и обстоятельств

Цель:

сформировать у учащихся понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий
«романтизм», «романтический герой»; выявить наиболее яркие стилистические особенности романтических и реалистических произведений раннего этапа творчества
Максима Горького; помочь учащимся увидеть своеобразие романтического метода писателя; обобщить знания об
особенностях реализма как литературного направления; совершенствовать навык аналитической работы с текстом,
умение сравнительного анализа языка литературных произведений, способность обобщать и делать выводы;
воспитать стремление к свободе мыслей, чувств, любовь к красоте мира.
Оборудование: учебник, текст рассказа «Макар Чудра», иллюстрации к рассказу, портрет молодого Максима Горького.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Максима Горького; имеют представление о неоромантизме и новом
романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; выявляют наиболее яркие
стилистические особенности романтических и реалистических произведений раннего этапа творчества Максима
Горького; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа с использованием
интерактивного приёма «Микрофон»

• Дайте характеристику основных течений русского модернизма. Что объединяет символизм, акмеизм и футуризм как литературные течения?

• В каких произведениях русской литературы рубежа XIX–XX вв. нашла наиболее яркое художественное воплощение эпоха войн и революций? Какие
образы представляются вам символами этой эпохи?

• Как соотносятся понятия «Серебряный век» и «русская культура рубежа веков»?

• В чём принципиальное отличие поэзии Серебряного века от поэзии Золотого века?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Горький вошёл в русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» являются прекрасными
образцами романтизма нового этапа. Автор хорошо знает традиции русской классической литературы, произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова,
но, живя в другую эпоху, Горький создаёт свой особый пафос на традиционном материале.

Романтические герои писателя — это много повидавшие на своём веку цыган Макар Чудра, старуха Изергиль и герои их легенд Зобар и Радда,
Ларра и Данко. Ранние рассказы Алексея Максимовича явились яркой страницей в его творчестве и в классической русской литературе в целом. Красота
и свежесть авторской речи завораживает, заставляет задуматься о смысле бытия. А фраза Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам…»
стала абсолютной истиной.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя
с постановкой проблемных вопросов

— А. Н. Толстой задал вопрос в своей статье «Ранний Горький»: «Какое волшебное слово сказал Горький, если существующий чинный, вполне приличный
порядок размечтался о бродягах, ворах… цыганах, контрабандистах?».

• Так какое же волшебное слово сказал Горький в таких произведениях, как «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра»?

А. Н. Толстой писал, что первый рассказ Максима Горького («Макар Чудра») в первой его книге был чистейшей романтикой: «Чехов и Бунин изображали
жизнь с неповторимым мастерством и правдивостью, но тем отвратительнее было для жизни глядеть в это зеркало. И Горький выдумал жизнь — сильную,
свободную, радостную, полную волнующих предчувствий… И в этом была правда большая, чем правда обыденности».

Этот характер правды Горького очень точно определил В. Г. Короленко в обращении к писателю: «Вы можете создавать характеры, люди говорят и действуют
у Вас от себя, от своей сущности. Вы умеете не вмешиваться в течение их мыслей, игру чувств, это не каждому даётся. А самое хорошее в этом то, что Вы
цените человека таким, каков он есть. Я же говорил Вам, что Вы реалист! — но,
подумав и усмехаясь, добавил: — Но в то же время — романтик!»

Конечно, тогда и в этих произведениях Горький был романтиком, поскольку считал, что «…надо показать людей так, чтобы они видели себя преображёнными,
лучшими, такими, какими они могут быть, такими, какими они хотят
быть… это не романтика лжи, возвышающего обмана; это — романтика будущего».

• Что вы знаете о романтизме? Когда сформировался романтизм в русской литературе? Назовите известные вам романтические произведения.

• Что можно добавить к такому определению романтизма:
«Романтизм, если определить его в самой общей форме,— это художественный метод, основанный на стремлении… найти необыкновенное в обыкновенном, воссоздать
жизнь в её самых острых и драматических моментах»?

• Обратите внимание на такую особенность творческого метода романтизма, как принцип романтического противопоставления двух миров: окружающей
действительности и мира героя-романтика. Приведите примеры из знакомых вам произведений, в которых резко противопоставляются идеалы героя
и окружающее общество.

Сегодня мы продолжим разговор о романтизме, правда, о романтизме особом. Нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят как о людях
«с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами. Вспомните:
романтический герой, как правило, не искал счастья в этом мире, противопоставлял реальный мир идеальному. Ознакомимся с биографией писателя, рассказ
которого вы читали дома.

2. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве Максима Горького

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Учащиеся по ходу составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Максима Горького.

• Какие факты биографии писателя нашли отражение в его творчестве?

Хронологическая таблица

жизни и творчества Максима Горького

Дата

Событие

1868

Родился в Нижнем Новгороде

1877

Поступил в начальное училище

1879–1883

Работал в обувном магазине учеником, затем учеником чертёжника, затем
посудником на пароходе

1883

Казань. Работал пекарем. Сближение с революционерами

1888

Нижний Новгород. Первый арест

1891

Посетил Царицын, Донскую область, Украину, Бессарабию, Крым, Кавказ

1892

Напечатан первый рассказ «Макар Чудра»

1894

«Дед Архип и Лёнька»

1895

Написаны рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль»

1898

Напечатаны две книги рассказов

1899

Напечатан роман «Фома Гордеев»

1901–1902

Написаны «Песня о Буревестнике», пьесы «Мещане», «На дне».
Арест, высылка из Нижнего Новгорода. Художественный театр ставит пьесы «Мещане», «На дне».
Избрание почётным академиком по разряду изящной словесности,
но по требованию царя Николая II выборы признаны недействительными

1905

Участие в революционных событиях 9 января

1906

Эмиграция: Америка, Италия (Капри)

1913

Возвращение в Россию

1921–1931

Лечение за границей (Германия, Италия)

1925–1936

Роман «Жизнь Клима Самгина» (не окончен)

1931

Возвращение в СССР

1934

Выступление на I съезде советских писателей

1936

Смерть в Горках


3. Слово учителя

— Первым ярким произведением, с которым Горький вошёл в литературу, стал «Макар Чудра».

Горький передал легенду, услышанную во время своих странствий по Средней и Южной России. Сплав романтизма и реализма, с которого начинал свой творческий путь
Максим Горький, явился новым прогрессивным шагом в развитии русской литературы.

Небольшой по объёму рассказ поражает богатством и глубиной заключённых в нём мыслей: прославление свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения старого
цыгана о жизни поражают глубиной и простотой одновременно:
«Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя
никому…»

Эта легенда о влюблённых в свободу прекрасных людях соотнесена с размышлениями старого цыгана о жизни и человеке.

4. Аналитическая беседа
(с опорой на текст рассказа)

• Дома вы прочитали рассказ «Макар Чудра». Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар Чудра — романтический герой?

• Почему портрет старого Чудры практически сливается со степью и морем, которым автор даёт такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»?

• Покажите на примере героев рассказа Горького «Макар Чудра», что автор изображает исключительных героев, резко отличающихся от окружающих
их людей. Чем вызвано явное одиночество романтических героев?

• В чём выразилась в рассказе связь с фольклором? Какие особенности народных легенд и сказаний определили своеобразие ранних романтических произведений Горького?

• Какую роль играет пейзаж в романтических произведениях Горького? Почему их героям более близки природа, стихия, а не другие люди?

• Как вы понимаете слова Макара Чудры: «…Говор морской волны веселит
ему сердце? Он раб, как только родился, всю жизнь раб, и всё тут!»? Что считает Макар Чудра самым ценным для человека?

• Зобару всего дороже свобода, Радда более всего ценит гордость, которую не может сломить даже любовь. Чем может разрешиться такое противоречие?
Согласны ли вы с Макаром, что разрешение такого противоречия смертью естественно?

• Почему любовь Лойко и Радды закончилась так трагически? Кто из них, по вашему мнению, мог бы поступиться своими принципами? Как сформулировать
требования к жизни Макара Чудры, Лойко Зобара, Радды? Радда говорит перед своей смертью: она знала, что Лойко так сделает. Почему же она
на это пошла?

• Каково авторское отношение к сильным и слабым сторонам характеров героев? Чем восхищается рассказчик, а с чем он явно не согласен? Как на вопрос
о позиции автора отвечает концовка рассказа?

• Почему не может Зобар сравняться с гордою Раддой даже после её смерти? Почему остался одиноким Макар Чудра?

• Покажите на примерах из рассказа «Макар Чудра», как Горький использует поэтический язык, ритмику речи, афористичность высказываний, образность и
лиризм повествования.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

• Что привлекает в героях ранних произведений Горького? Что в этих героях вызывает неприятие?
• Какие черты романтизма и реализма вы можете отметить в ранней прозе Горького?

2. Заключительное слово учителя

— Молодой Горький «размахнулся», показал красоту и силу свободного человека, который ещё не знает, куда её применить, чтобы не погибла она бессмысленно.
А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Радда и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность обрести
счастье и покой.

«Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не
жить, как не жить и тебе без меня…»

Здесь каждый из героев хочет доказать своё превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее игра
честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными.

Горький продолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободного человека, только намеченный в рассказе «Макар Чудра», получает новый
и глубокий смысл в легендах старухи Изергиль. От индивидуализма Ларры, через свободный порыв к счастью самой Изергиль автор приводит читателей
к истинному герою Данко, отдавшему свою жизнь за свободу и счастье людей. Так уже в раннем творчестве Горький заявляет о новом романтическом
герое, показывая его самоотверженность и решительность. Его герой — человек действия, и это главное.

Это первое произведение молодого Горького актуальной проблематикой, яркостью образов и языка сразу обратило на себя внимание и возвестило о рождении нового,
незаурядного писателя.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать рассказ Максим Горького «Старуха Изергиль».

2. Опережающее задание (3 учащихся). Подготовить пересказ легенд о Ларре, Данко и библейской истории о Моисее.

Следующие уроки: Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков.
– М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 

Максим Горький среди членов кружка «Среда»
Фотография К. Фишера. Москва, декабрь 1902 г.
В верхнем ряду (слева направо): С. Г. Скиталец (Петров), Ф. И. Шаляпин, Е. Н. Чириков.
Внизу: Максим Горький, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, Н. Д. Телешов.

Музей Горького. Москва

 
 

Уроки литературы в 11 классе
(главы из книги)

 

вернуться в начало

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные даты
жизни и творчества
А. М. Горького
(сайт «К уроку литературы»)

 
 

Лойко Зобар.
Иллюстрация А. А. Пластова
к рассказу М. Горького
«Макар Чудра»

 

Данко
Иллюстрация И. М. Тоидзе
к рассказу М. Горького
«Старуха Изергиль»

 
 
   

« Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!»

( Урок — исследование по рассказу М.Горького «Челкаш»)

  Человек все может…

                                                                                                               Лишь бы захотел…

                                                                                                                               М.Горький                                                                                                                                                                                                                                                                  

Цели:

Образовательная: сформировать у учащихся понятие внутренней и внешней свободы, определить  влияние денег на поступки человека, выявить нравственную основу горьковских героев, развивать навыки анализа произведения

Методологическая: развивать  устную монологическую речь, логическое и образное мышление

Воспитательная: показать, что главная ценность — это человеческая жизнь

Метапредметная: формирование понятия «нравственность», «добро», «зло», «свобода», «несвобода», «человеческое достоинство»

Задачи:

Нравственное развитие: ввести учащихся в мир общечеловеческих нравственных ценностей, учить соотносить мысли и поступки с точки зрения общечеловеческих нравственных норм.

Интеллектуальное развитие: развивать устную и письменную речь, эмоционально-образное и аналитическое мышление.

        Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Постановка цели и задачи урока.

  — Творчество какого писателя изучаем?  Посмотрите на  эпиграф урока, слова  М. Горького.

-А что, по-вашему, значит «человек», какими качествами, чертами обладает человек, чем мы отличаемся от животных? (Действительно, человеку свойственно: доброта, гуманность, великодушие, отзывчивость)

 -Однако, несмотря на то, что Горький считает человека самой важной ценностью на земле, он вводит в литературу такие понятия, как: «босяки», «люди дна», «бывшие люди».                                            

-Кто такие «босяки», «люди дна», «бывшие люди». Можно ли эти слова считать синонимами? (Да , т.к. они обозначают одно и то же, т.е. речь идет о бродягах, не имеющих дома, семьи…)

— Какое произведение  по босяков мы прочитали? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какие цели урока вы поставите? ( Актуально ли произведение в современном мире?)

3. Актуализация знаний.

1.  Характеристика  героев.

— Почему мы разделились на 2 группы?  У вас на парте лежат правила работы в группе и листы самооценки за работу на уроке. Ответственными будут Баишева Э. и  Шаипова А.

— Итак,  на одной узкой дорожке  соучастия в преступлении сталкиваются 2 человека – одного из них приводит случай, другого привычка.     Каждой групп нужно будет по плану  дать характеристику героям ( 1 группа- Гаврила, 2 группа- Челкаш                                                                                                   Челкаш                                                                                              Гаврила                                                                                              

        1.Портретная зарисовка

-длинный, костлявый;        -широкоплечий, коренастый, с добрыми

        доверчивыми глазами;

Челкаш — один из главных героев одноименного рассказа. Это “старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор («Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей».«Всклоченные черные с проседью волосы и смятое, старое, хищное лицо».«Длинный, костлявый, немного сутулый», «поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами».«Его бурые усы, густые и длинные то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручивались длинными, кривыми и цепкими пальцами».«Усы вздрагивали как у кота»; «..он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».

 Гаврилой.: «Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.

        2.Отношение к красоте морской стихии

 -«вор любил море»;        -«боязно в нем»;

3.Поведение в минуту опасности

-«глаза горели»;        -«страшно, жутко»;

        4.Понимание свободы

— «никому ничем не обязан»;                       — «делай что хошь, только Бога  помни»

«Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две не выражались».

Челкаш: «Главное в крестьянской жизни – это ,брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе…»

Гаврила: «Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»

5. Мечта

Мечта – море, независимость                         Его мечта – деньги         

6. Отношение        к деньгам.

        Гаврила        Челкаш

Ему деньги нужны для того, чтобы                        Деньги ему нужны для того, чтобы пить,

стать свободным, построить дом, за-              веселиться, угощать других, забыть о том,

вести хозяйство, жениться не на той,             что он отверженный, босяк.

которую ему предлагают, а на той,                      

какая ему нравится.

Он хочет стать хозяином.

Мы обратили внимание на то, что Челкаш и Гаврила противоположны друг другу. Но, может быть, между ними есть что-нибудь общее? ( Оба выходцы из деревни, и тот,  и другой явились в город на заработки; у обоих есть мечта, и оба оказываются перед испытанием – искушение деньгами)

-Одинаково ли выдерживают это испытание Гаврила и Челкаш? Одинаковое ли у них отношение к богатству, к деньгам? Давайте выясним, для чего нужны деньги нашим героям

-Почему религиозный парень, стремящийся жить по законам Божьим, превращается в жалкое существо, он становится похожим на животного? (Он попал под власть денег)

  1.  Советы героям.

-Представьте себе, что у вас появилась возможность встретиться:

1группа – с Гаврилой перед отправкой в море;

2группа – с Челкашом (перед тем, как он решился взять Гаврилу на дело);

-Что бы вы сказали герою, представьте его реакцию, попробуйте разыграть сцену в лицах.

-Возможно, конечно, что Гаврила и Челкаш  прислушались бы к вашим советам, но тем не менее Гаврила решился на преступление, потому что сам Горький сказал: «Волнения той ночи выглодали, наконец, у него все человеческое»

-Что же человеческое в нем исчезло?( Он решил убить человека, спасшего его от голодной смерти, который напоил, накормил его, дал возможность заработать денег).

-А почему он решил его убить? (Потому что он (Челкаш)  «никому ненужный, он оказался ненужным элементом на земле»)

-Но если задуматься, то на самом деле Гавриле деньги нужнее.

-Попрошу вас поднять желтые карточки, если вы оправдываете Гаврилу, зеленые – не оправдываете.

-Действительно, мы не можем оправдать Гаврилу, т.к. он, возможно, преследовал хорошую цель, но нельзя идти по трупам для достижения свой, даже самой гуманной цели!

-Итак мы выяснили, что Гаврила лишился остатков того человеческого, что было в его душе. Т.о. мы можем назвать его «бывшим человеком»!

-Т.е. получается, что «бывшие люди» — это не только нищие люди, и среди «людей дна» есть благородные, достойные уважения люди, каким оказался в определенный момент Челкаш ; вор, босяк, контрабандист, пьяница Челкаш оказался морально выше и благороднее этого крестьянского парня, мечтающего разбогатеть.  

-Как вы думаете, каков дальнейший жизненный  путь главных героев?

-Как вы думаете, почему Челкаш отдает деньги Гавриле? ( Не столько из-за жалости сколько из-за гордости, т.к. он отдает деньги и чувствует героем)

-Хочу еще раз обратить ваше внимание на  эпиграф. Как вы думаете, что хотел М.Горький этим сказать? ( Что мы должны гордиться тем, что мы  люди, несмотря на обстоятельства, мы должны всегда оставаться людьми, т.е. не терять доброту, отзывчивость, гуманность).Мы должны понять самое главное, что все в наших руках, и на примере рассказа « Челкаш» в этом убедились, потому что преступниками не рождаются, ими становятся, и чаще всего добровольно.

-Вот мы и рассмотрели с вами маленькую драму, разыгравшуюся на берегу моря; а началась с того, что на жизненной дороге столкнулись 2 человека, стремящихся к свободе, но которые  совсем забыли, что человек, стремясь к свободе, должен воспитывать себя, чтобы стать просто хорошим человеком, умным, простым, честным!

  1. Синквейн.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Челкаш.

Смелый, независимый.

Ворует, гуляет, не боится.

Любит свободу и независимость.

Босяк.

Челкаш

Смелый, благородный.

Ворует, развлекается, не работает.

Ради денег не унизится.

Преступник.

Гаврила.

Завистливый, жадный.

Боится, обманывает, унижается.

Ради денег готов на всё.

Подлец.

Гаврила.

Жадный, непредсказуемый.

Подчиняется, боится, унижается.

Готов предать и даже убить.

Жертва денег.

6. Подведение итогов урока.

-И все же, на чьей стороне автор? (На стороне Челкаша.)

I группа о чем думал автор, когда работал над произведением;
II группа – о чем, по мысли М. Горького, должен задуматься читатель после прочтения рассказа

— Почему, как вы думаете?

Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу Челкаша, увидев в его душе цветы бескорыстия, свободы от власти денег над личностью, и показать простого человека, который может легко перейти от добродушия к хищничеству.

Это субъективная, авторская позиция. Объективный же смысл рассказа в ином: страшен мир, в котором люди, подчинившись его волчьим законам, цинично начинают выживать один другого, вплоть до покушения на убийство.

Д/З: Сочинение – миниатюра на тему «О чем меня заставил задуматься рассказ М.Горького «Челкаш»?»

8.Рефлексия:  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

Ресурс

Текст на одну букву.

Составить предложение, характеризующие кого- либо из героев, но все слова в тексте должны начинаться с одной и той же буквы. (Например: “Никто не найдет нас ночью на небосклоне несбывшихся надежд”).

Лист самооценки

Гаврила

Ф. И.

Характеристика

Инсценировка

Синквейн

Общая оценка

Абузяров М

Аделова К Рус

Баишева Э.

Борисов И.

Кафтаев М

Мишкина Л.

Ряхимова И.

Субханкулов Н

Шаипова Р

Лист самооценки

Челкаш

Ф. И.

Характеристика

Инсценировка

Синквейн

Общая оценка

Аделова К Рен

Ахметов С.

Бараева Ф.

Зябирова А.

Мельзетдинова

Мусин Р.

Ряхимов Р.

Шаипова А.

Шамионова И.

История создания

Горький описал случай, услышанный им от одесского босяка, с которым лежал в больнице в Николаеве. Мужик попал в лечебное заведение после того, как был избит сельскими мужиками за то, что вступился за истязаемую женщину.

Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков (1868-1936)) — русский писатель, прозаик, драматург. «Челкаш» — первое произведение, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году. Написано в августе 1894 года в Нижнем Новгороде.

Однажды молодой писатель поделился воспоминаниями с В. Короленко, который посоветовал написать об этой истории и дал впоследствии положительный отзыв к рассказу, опубликованному в 1894 г.

Сюжет, взятый из жизни босяков, заставил задуматься о тех, кого раньше считали всего лишь изгоями общества.

IV. Анализ рассказа «Челкаш».

Урок

Максим Горький (1868 – 1936)

«Явление босяка» в творчестве писателя.

Рассказ «Челкаш»: герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.

I. Слово учителя.

Горький и явление босяка.

Босяк — человек без определенного места жительства, не связанный по­стоянным трудом, семьей, не владеющий собственностью и потому не за­интересованный в сохранении мира и спокойствия в обществе.

Переломный характер эпохи с ее экономическим кризисом, безработи­цей вызвал появление большого количества босяков. Например, в годы, когда Горький проходил в Казани свои «университеты», на 120000 населе­ния приходилось 20000 босяков.

Всю тяжесть капиталистической действительности и ужас сложивших­ся социальных взаимоотношений Горький хорошо знал и изобразил в сво­их художественных произведениях. На себе самом испытав гнет эксплуата­ции, Горький прекрасно знал пестрый социальный состав босяков, обита­телей трущоб и ночлежек, страшное «дно» портовых и промышленных го­родов.

Непосредственной предшественницей горьковской прозы была проза Чехова. Чеховских героев «беспощадно засасывает житейская тина», они непосредственно жалуются, что «надорвались». «Взамен этих… минорных мелодий, Горький дал нам мажор, — писал известный публицист Б. Наза-ревский. — …он нарисовал фигуры людей «дна», которые назло горю-злосчастью забавляются удалою напевочкой: «Когда у меня нет ничего, то и терять мне нечего», а головы не вешают; напротив, у них своеобразная бо­сяцкая философия с привкусом модного ницшеанства».

У раннего Горького господствуют мотивы жадности к жизни, жажды и культа силы, страстного стремления выломиться за привычные, мещанские рамки жизни, поэтому он отказывается от обычных прозаических жанров и пишет сказки («Старуха Изергиль», 1895), песни («Песня о Соколе», 1895), поэмы в прозе («Человек», 1904).

Скитания горьковских героев по бескрайней стране, их неожиданные, удивляющие окружающих поступки, даже преступления, — что угодно, только не обыденная, скучная жизнь среди скучных, ходящих ежедневно на службу людей. Все это прочитывалось российским обществом как пафос «восстание личности против всякого рода давящих ее тисков», по выраже­нию одного из критиков.

Горький ввел в литературу новую фигуру — босяка. «Босяк» до Горького в жизни и сознании общества был один, а после Горького стал совсем дру­гой, — писал ведущий критик журнала «Русский вестник» Н. Стечкин. — До Горького босяк считался общественной язвой, отравляющей обществен­ный оранизм… Принималось за истину, что общество живет в главных принципах правильной жизнью и что уклонения общества от правильного пути и его законов способны порождать дикообразные явления, каково босячество. Теперь, после «откровения» Горького выходит, что общество со всеми утопиями есть ложь… Оно все сгнило и испортилось до корня и в нем только и осталось здорового, что «босяк»».

Таким образом, Горький в ряде своих произведений, написанных в 80-90-е годы XIX века изображает людей, опустившихся на «дно» жизни, но сохранивших в себе человеческие чувства. Писатель объяснял свой писа­тельский и человеческий интерес к босякам тем, что он видел перед собой людей, единственным стремлением

которых было «жульнически высасы­вать кровь человека, сгущая ее в копейки», он возненавидел этих мещан, «похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года».

Обратимся к рассказу М. Горького «Челкаш».

II. История создания рассказа «Челкаш».

Созданию рассказа «Челкаш» предшествовали следующие события: в июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мертвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подоб­рали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, о котором потом вспоминал: «…Изумлен был я беззлобной на­смешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш».

Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встре­тил писателя В.Г. Короленко у крыльца его квартиры. «Было уже девять часов утра, — пишет Горький, — когда мы воротились в город, прощаясь со мною, он мне напомнил:

— Значит — попробуйте написать большой рассказ, решено?

Я пришел домой и тотчас сел писать «Челкаша»… Написал вдва дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.

— Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!.. Расхаживая по тесной комнате, потирая руки, он сказал:

— Радует меня удача ваша…

Незабвенно хорошо было мне в этот час с этим лоцманом, я молча сле­дил за его глазами — в них сияло так много милой радости о человеке.

Радость о человеке — ее так редко испытывают люди, а ведь это вели­чайшая радость на земле».

«Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня оченьподкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически».

«Очень многие потянулись к живому облику горьковского босяка, по­тому что говорят, что в сердце каждой домашней утки лежит отголосок то­го, когда она была дикой, и уверяют… что когда дикие утки летят по подне­бесью, то домашние утки приходят в волнение. И таких диких уток Горький показал домашним уткам». (А.В. Луначарский).

III. Творческое задание.

Навопрос: «Часто ли прототипом действующих лиц являются для вас живые люди?» — Горький отвечал: «Почти всегда. Но само собой разумеется, что характер героя делается из многих отдельных черточек, взятых от различных людей его социальной группы, его ряда. Необхо­димо очень хорошо присмотреться к сотне-другой попов, лавочников, рабочих для того, чтобы приблизительно верно написать портрет одно­го рабочего, попа, лавочника».

— Подтвердите эти слова, используя прослушанный сегодня на уроке материал.

IV. Анализ рассказа «Челкаш».

Работа над композицией рассказа, ее структурными компонентами.

1. Как построен рассказ? (Вступление и три главы).

2. В чем заключается их основное содержание?

3. Как начинается произведение и что начинается таким началом или экспозицией?

Экспозиция

это вступительная часть произведения, в которой изла­гаются обстоятельства, предшествующие основному событию.

(Во вступлении перед читателем разворачиваются картины жизни южного порта: огромные машины, созданные человеком и поработившие его, маленькие фигурки обезличенных людей, рабов созданного их же рука­ми — резко контрастирует с картиной свободной морской стихии. Карти­на порта и его жизни вырастает до символа капиталистического мира в целом, где неизбежно порабощение человека и человеческого труда капи­талом. В общей системе образов образ порта существенно важен, так как он объясняет причину существования челкашей. В описании морской стихии угадывается приближение очистительной силы.)

4. Какие художественные приемы использует автор при создании образа порта?

(Например, звукопись: «Звон якоРных цепей, гРохот сцепления ваго­нов, подвоЗящих гРуЗ, металлический вопль желеЗныхлистов, дРебеЗжа-ние иЗвоЗчичьих телег…»; эпитеты: «дикая музыка труда», «звонкий воз­дух», «страстный гимн»; сравнения: «жаркое солнце смотрит в зеленова­тое море, точно сквозь тонкую серую вуаль».)

5. Как связано описание морского порта с основным сюжетом рас­сказа? Определите яркие контрасты рассказа.

(Описание морского порта – это та самая рамка, в которую «оправлен» сюжет: столкновение старого портового волка, контрабандиста Гришки Челкаша, похожего на хищную птицу, вольного, любящего море и опасности, с крестьянским парнем Гаврилой, с наивными голубыми глазами, мечтающе­го заработать деньги и завести собственное хозяйство. Острая конфликт­ность сюжета определяет резкую контрастность изображаемого: порт и порабощенные им люди, вольный Челкаш и раб денег Гаврила.)

6. Какую роль играет пейзаж в произведении? В какой степени море вообще является своеобразным действующим лицом в рассказе? Какое настроение создают картины моря?

(Пейзаж принимает активное участие в произведении. Так, босяк Чел­каш любит море, а Гаврила боится его. И море, вначале спокойней, начинает волноваться по мере обострения конфликта между героями. Пейзаж моря дан в живописно-романтической манере. Он придает и образу Челкаша не­которую романтическую окраску, помогает раскрыть положительные качества Челкаша; с другой стороны, этот же пейзаж резче оттеняет ни­чтожество Гаврилы. Море является как бы участником рассказа: оно меня­ет психику и настроение героев, оно вызывает определенный строй чувств и мыслей человека, влияя на исход дела. Наконец, описание бурного моря имеет в какой-то степени и символическое значение и говорит о той грядущей бу­ре, которая очистит жизнь.)

Таким образом, в описании природы звучит радость жизни, вели­чие красоты мира. Природа пробуждает лучшие чувства в человеке.

7. Чем отличается отношение к морю Челкаша и Гаврилы? Под­твердите свои мысли текстом.

(Как говорит Горький, герой преображается, глядя на море, приобща­ясь к его могучей красоте: «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная на­тура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной… На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чеувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны». У Гаврилы другой взгляд. На вопрос Челкаша: «Хорошо море?» Гаврила тупо отвечает: «Ничего, только боязно в нем…» Со стороны Челкаша это вызывает презрительную усмеш­ку: «Боязно! Экая дура!» Таким образом, герои, у которых пробуждается сознание и сильно чувство человеческого достоинства, особенно глубоко и радостно воспринимают красоту и величие окружающего их мира.)

Максим Горький Челкаш краткое содержание по главам

Начинается повествование с описания морского порта, где голубое небо стало мутным от пыли, а солнце не отражается в морской воде из-за этой сероватой вуали.

Волны моря, вспененные от хлама, закованные в гранит гавани, подавляются тяжестью судов, их бортами и остроносыми килями.

Пространство заполнено звоном якорных цепей гудящих пароходов, грохотавшими вагонами, дребезжащими телегами, шумом и грохотом, криками портовых людей. Эти звуки сравниваются с гимном богу торговли – Меркурию.

Железные чрева огромных торговых судов, которые презрительно шипят и свистят, наполняют товарами ничтожные и пыльные людишки, таскающие на спинах огромные тяжести, чтобы заработать себе небольшой кусок хлеба.

Величественные корабли, блестящие на солнце, противопоставлены усталым, оборванным и потным людям. Автор видит в этом жестокую иронию, ибо созданное человеком его же и поработило.

Глава I

К полудню, когда уставшие грузчики уже обедали, появляется Гришка Челкаш, который только проснулся.

Весь гаванский люд знает этого ловкого вора. Он разыскивает своего подельника Мишку.

Таможенного сторожа, который осведомлен о его промыслах, приветствует по-приятельски, но пугает обещанием зайти в «гости», намекая, что тот тоже ворует. Все его побаиваются, но и уважают.

Оставшись без напарника, который попал в больницу, Челкашу случайно встретился крестьянский парнишка Гаврила. Тот рассказал, что подрабатывал на покосе, потому что у него умер отец, осталась старуха мать, хозяйство пришло в запустение. Думал в зятья пойти к зажиточному мужику, но тот заставит долго на себя батрачить.

Гавриле нужны деньги, и Челкаш, назвавшись рыбаком, предлагает заработать. Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился. Они заходят в трактир, им подают все в долг.

Тот, кто казался жуликом, вызвал у Гаврилы уважением тем, что он известная личность и к нему относятся с доверием. Захмелевшего парня Гришка уложил в тени спать, почувствовав себя господином, думает о том, что в его власти сделать с жизнью этого человека что угодно.

Глава II

Ночью, украв лодку, они поплыли на дело. Челкаш любил море, в котором отражаются на глади огоньки фонарей.

В море ему представлялось, что душа очищается от житейской скверны, и он становится лучше.

Гавриле, сидящему на вёслах, в море боязно, он шепчет молитву. Трясущийся от страха, он стал умолять отпустить его.

Доплыв до места, Челкаш отбирает у него паспорт, чтобы не сбежал, и исчезает в темноте пристани. Стало еще страшнее одному в темноте и зловещей тишине, и он обрадовался возвращению хозяина, который спустил в лодку какие-то тюки.

На обратном пути, проходя возле кордонов, море осветил луч прожектора, показавшийся Гавриле огненным мечом. Испугавшись, он бросил весла и прижался к дну лодки, но после ударов и ругани Челкаша вновь стал грести. Гаврила был опустошен и подавлен.

Гришка, радуясь удачной добыче, завел разговоры о деревенской жизни, что может себе теперь позволить Гаврила. Тот слушал и пожалел этого человека, шатающегося, отлученного от земли, задев его самолюбие.

Челкаш вспомнил свое прошлое: деревню, семью и почувствовал одиночество. Сбыв товар на каком-то судне, они легли спать.

Глава III

Утром появился приодевшийся Челкаш, и они поплыли на берег.

Увидев огромные деньги, Гаврила падает в ноги, просит отдать их, ведь он знает, на что их применить.

Чувствуя свое превосходство, Челкаш отдал деньги Гавриле, но, услышав признание, что тот в море помышлял его убить и утопить, отнимает деньги и хочет уйти.

Гаврила швыряет вдогонку камень и попадает в голову вора. Испугавшись, что чуть не убил, кинулся бежать, но вернулся, стал приводить Челкаша в чувство, просить прощения.

Очнувшегося Гришку взбесило, что Гаврила отказывается от денег, и он сует ему их в лицо. С трудом поднявшись, пошатываясь, Гришка уходит, а Гаврила, собрав деньги и перекрестившись, направился в другую сторону.

Анализ произведения «Челкаш» (Максим Горький)

Вначале идет подробное описание порта и его жизни. Далее появляются герои. Горький подчеркивает холодные серые глаза и нос, горбатый и хищный, и гордый свободный нрав. Гаврила – добродушный парень, который верит в Бога, как оказалось, готов на все ради денег. Сначала кажется, что злодей Челкаш заставляет свернуть с прямого пути на воровскую дорожку простодушного Гаврилу. Море – важный и значимый компонент рассказа. Оно, как лакмусовая бумажка, выявляет натуры героев.

Челкаш любит его силу, мощь, бескрайность и свободу. Гаврила его боится, молится и просит Григория отпустить его. Особенно страшно становится крестьянину, когда прожекторы освещают морскую даль. Он принимает свет корабля за символ возмездия и дает себе обещание заказать молебен Николаю Чудотворцу. Утром разыгрывается драма из-за жадности, которая охватила Гаврилу. Ему показалось, что Челкаш дал ему мало денег. Он на грани убийства, и никакие мысли о Боге его не смущают. Раненый им Челкаш с гадливостью отдает почти все деньги, которые Гаврила быстро прячет. Все следы крови смываются дождем. Вода не в силах смыть грязь с души боящегося Бога Гаврилы. Горький рассказывает, как теряет человеческий образ крестьянин, как низко падает существо, считающее себя человеком, когда речь заходит о наживе. Рассказ построен на принципах антитезы. На этом заканчивается «Челкаш». Анализ произведения кратко осуществлен.

Характеристика главных героев

Сравнивая телосложение, лица, взгляд в описаниях внешности героев, можно сделать вывод, что это герои-антиподы. Весь облик Гришки Челкаша говорит о том, что он человек далекий от изнурительного повседневного труда.

У него руки вора с длинными и цепкими пальцами, острый, оценивающий взгляд, крадущаяся походка, автор описывает его следующим образом: «длинный, костлявый, немного сутулый». Его сутулость происходит от непроизвольного желания быть менее заметным.

Челкаш – босяк, вор и пьяница. Он не признает моральные устои и закон, у него нет никаких привязанностей.

Хотя он с тоской вспоминает свою прошлую жизнь в деревне. Но влекла его вольная жизнь, и он все бросил. Он способен любоваться красотой природы, у него одухотворенная натура.

Челкаш выделяется из обезличенной толпы своей независимостью, чувством собственного достоинства.

Заметно его отношение к деньгам он без сожаления расстается с ними, презрительно швыряет эти бумажки пресмыкающемуся перед ним Гавриле. Деньги никогда не сделают его рабом. Он сильная и свободная личность.

Автор сравнивает его с хищником, старым травленным волком, ястребом. Но он одинок, как говорит Гаврила, никому такой не нужен, никто из-за него не будет поднимать шум. Оттого в финале неясно, как сложится будущее героя, уходящего нетвердой походкой.

Сущность Гаврилы Челкаш оценивает с первого взгляда по его виду. По выражению лица — простоват, судя по косе, бережно обмотанной, крепким рукам, загоревшему лицу и лаптям крестьянин, работавший на сенокосе.

Гаврилу Гришка называет теленком, мякишем, тюленем, что определяет его характер. Гавриле недоступно эстетическое наслаждение, он не замечает красоты окружающего мира. Он приземленный «жадный раб».

Поведение в минуту опасности выдает его трусость. Ему страшно в трактире одному без сильного хозяина, в море от страха прячется в лодке, прижимаясь к днищу.

Ради денег готов унижаться, валяться в ногах, даже решиться на убийство. Получив деньги, Гаврила свободно и легко уходит. Его будущее определено, он получит свою землю и будет на ней работать до конца своих дней.

Образ Челкаша автор создал более привлекательным, чем образ Гаврилы.

Композиция

Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция – утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка – поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий – попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация – ссора между ворами; развязка – Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется то, чему учит автор.

Особенность композиции произведения М. Горького «Челкаш» – обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.

Темы произведения М. Горького

Какой теме посвящен рассказ «Челкаш»? Особое место в композиции рассказа отведено экспозиции, в которой определена основная тема.

В описании портового пейзажа люди противопоставлены тому, что создано их умом и руками. Достижения технического прогресса порабощают человека, обезличивают, лишают духовности.

На этом фоне звучит тема драматизма судеб Челкаша и Гаврилы, героев со своими представлениями о свободе. У каждого своя правда, свои ценности. Гавриле для свободы нужны только материальные ценности, а Челкашу для того, чтобы быть свободным, не нужны блага цивилизации.

Популярные сочинения

  • Сочинение Иван Васильевич в рассказе После Бала (Образ и характеристика)
    Иван Васильевич – главный герой этого произведения, а также единственный, кого читатель видит в двух возрастах: молодом и старом. Все слушают его рассказ с вниманием и уважением.
  • Сочинения про праздники
    Все любят праздники. Но один любят больше всего
  • Сочинение по картине Первое цветение Ромадина (описание 7 класс)
    На картине все очень красиво… Главное – такие приятные цвета: светло-зеленый, желтоватый… Всё кажется просто прозрачным, особенно воздух. Чувствуется прохлада весеннего дня и тепло солнечных лучей. Красота!

Проблематика

Основная проблема выбор личной свободы и причины, делающие человека рабом.

Внешняя причина – экономическая, просто нет денег, но есть еще и внутренняя – трусость. Потому Челкаш и Гаврила противопоставлены друг другу. Один становится хозяином другого, который готов быть порабощенным.

Челкаш хозяин собственной жизни, он не станет никогда рабом или жертвой. Он удивлен, что у его подельника тоже есть свои представления о свободе. Гаврила мечтает стать хозяином на своей земле, не зависеть от других. Он стремится к тому, отчего Челкаш отказался.

Гавриле не понятна такая босяцкая свобода. То, что Челкаш считает независимостью, для него определяется, как ненужность никому.

Тема

В анализируемом произведении отобразились мотивы, достаточно распространенные в литературе. Тем не менее, автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.

В центре произведения – тема человеческой судьбы, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики – моральные ценности. Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях – Челкаше и Гавриле.

Начинается рассказ описанием утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами». Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для донесения идеи.

В такой обстановке знакомимся с Челкашом – пьяницей и вором. С его фамилией связан смысл названия рассказа. Автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дельце и ищет помощника. Мужчина замечает крестьянина и решает подговорить его. Челкаш узнает, что Гаврило – так зовут крестьянина – хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.

Гаврило сначала сопротивляется, но, почувствовав вкус легких денег, втягивается. Челкаш гордится, что сделал парня своим рабом. Но в конце оказывается, что Гаврило – раб не вора, а своих желаний. Ради денег он готов убить. Челкаш же оказывается более достойным человеком, чем Гаврило. Этот вывод напрашивается после наблюдения за жалким поступком парня.

Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, был гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень мужчина любит свободу.

Понаблюдав за героями, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты.

Внутренний – сомнения вора и крестьянина, внешний – драма между мужчинами.

Идея произведения – показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых обстоятельств.

Основная мысль: мы сами делаем себя рабами.

ФУНКЦИИ МОРСКОГО

ПЕЙЗАЖА В РАССКАЗЕ

М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ».

2 часа

Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бекрайной, свободной и мощной.

М. Горький.

Цели: 1)   углубить представление учащихся о специфике пейзажа у Горького;

           2)   развивать образное и логическое мышление; формирование филологической компетенции;

           3)   развивать в учащихся чувство прекрасного и способность сопереживать.

Оборудование: портрет писателя, эпиграф, фоновая музыка, картины художников-маринистов, выставка книг М. Горького.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Внутренняя сила, свобода Горьковских героев – детей природы – глубже раскрывается в их нераздельности с прекрасной, вольной, поэтичной природой. Образы многих персонажей просто немыслимы вне окружающих их одухотворенных образов моря, гор и степей. Во многих ранних рассказов Горького море – свободная, сильная, величественная стихия. В рассказе «Челкаш» (1894 г.) морской пейзаж описывается несколько раз. Именно в таком пейзаже – морском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.

– В рассказе «Челкаш» образы моря и неба переплетаются с образом главного героя. Две свободные стихии порой сливаются друг с другом. Найдите примеры в тексте рассказа.

Зачитать отрывок: «Вдруг она вырвалась из их толпы … тоскливые тяжёлые тени».

II. Работа с эпиграфом.

Горький проводит параллель между образом главного героя и «бескрайней, свободной, мощной» морской стихией. Наша задача – постараться выяснить, какую же роль играет пейзаж в рассказе «Челкаш», каковы его функции.

III. Исследовательская работа. Составление таблицы.

Эпизод

Море

Небо

Состояние человека

Начало

рассказа

Зеленоватое море;

волны моря … бьются и ропщут.

Потемневшее от пыли голубое южное небо мутно.

Челкаш и Гаврила выходят в море

Море было покойно, черно и густо, как масло;

ласково звучало …

Море спало здоровым крепким сном работника, который сильно устал за день.

… по небу двигались толстые пласты лохматых туч…

Сидя на корме он резал рулём воду и смотрел вперёд спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади.

В море

Море – бесконечное, могучее…

сонное море;

мягкий шум его сонного дыхания;

бархатная гладь.

облака ползли медленно…

что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс.

… Гаврила, всё еще дрожащий от страха…

… Гаврила, тихо всхлипывая, плакал…

В гавани (Гаврила ждёт Челкаша)

Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен.

Море, молчаливое, пустынное, с чёрными над ним тучами.

Ни звука, кроме вздохов моря.

Они [тучи] медленно двигались, огромные тяжелые, источая из тьмы ужас и готовые раздавить человека своей тяжестью.

Тучи ползли по небу также медленно и скучно.

… оно тоже море, только море взволнованное и опрокинутое над другим, сонным, покойным и гладким.

Тучи походили на волны.

Гаврила … потерял способность соображать что-либо и помертвел, охваченный холодным предчувствием беды.

Гаврила вздрогнул…

Гавриле стало страшно.

Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной и красотой…

Возвращение

А море стало еще спокойней, черней…

Море … звучало просительно и глупо…

Ветер пронёсся и разбудил море…

Теперь небо уже не походило на взволнованное море…

Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней…

… тучи были неподвижны и точно думали какую-то серую скучную думу.

… Гаврила опять впал в гипноз тоскливого страха.

… он был пуст и бездушен

Рассвет

Море проснулось, оно играло маленькими волнами…

Кое-где ветер прорывал тучи, а из разрывов смотрели голубые кусочки неба с одной-двумя звёздочками на них. Отражённые играющим морем, эти звёздочки прыгали по волнам, то исчезая, то вновь блестя.

Гаврила… воодушевлялся.

Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело…

Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей ласковой струёй родного воздуха…

«Маленькая драма, разыгравшаяся между двумя людьми»

1.

… лодкой играет мутно-зелёное море

Над ними небо серое, ровно затянутое тучами.

Гаврила увидал пёстрые бумажки, и всё в его глазах приняло яркие, радужные оттенки.

Гаврила весь трепетал от ожидания…

Челкаш с насмешливой улыбкой поглядывал на него.

2.

Волны шуршали, пена шипела и брызги воды летали по воздуху.

Над туманной степью висела мохнатая чёрная туча и было темно. Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешёл в плотный, крупны, лившийся с неба тонкими струйками.

Гаврила начал как-то странно смеяться, смехом, похожим на рыдания.

– На! Жри… – крикнул он [Челкаш], дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу.

Никогда за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был так озлоблен.

3.

Море глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно.

Море выло, швыряло большие тяжёлые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену.

Дождь лил, как из ведра.

Дождь ретиво сёк воду и землю … ветер ревел…

Всё наполнилось воем, ревом, гулом… за дождём не было видно ни моря, ни неба.

Челкаш стоял перед ним и странно улябался… Он шатался, у него дрожали ноги, и он так странно держал голову, точно боялся её потерять.

… Гаврила … перекрестился … свободно и глубоко вздохнул … и широкими, твёрдыми шагами пошёл в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш.

Основным принципом внутренней организации рассказа является психологический параллелизм. Дается природная, символическая картина, а затем следует описание психологического состояния человека.

Несмотря на развязку рассказа, морская буря продолжается. Почему?

– Эта «маленькая драма» не пройдёт бесследно для её участников, прежде всего, для Челкаша, которого «никогда за всю жизнь не били так больно».

Почему в рассказе морской пейзаж описывается несколько раз?

– Пейзаж в рассказе очень важен. Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.

– О Челкаше сказано: «На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство…»

Таким образом, пейзаж – одно из средств романтизации образа центрального героя.

IV. Какие средства художественной выразительности использует Горький? Найти их в тексте.

– Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Обращаем внимание на развёрнутую метафоричность языка Грького, приводим примеры.

V. Составляем словарь эпитетов, которые относятся к концепту «Море»:

зеленоватое

сонное

покойно

бархатное

черно

молчаливое

густо, как масло

пустынное

бесконечное

мутно-зелёное

могучее

В начале рассказа для описания моря Горький использует эпитеты.

В конце рассказа по мере нарастания и обострения конфликта на метсо эпитетов приходят глаголы: море – проснулось, играло, роптало, выло, швыряло волны.

Глаголы помогают передать динамику и напряжённость повествования.

VI. Для рассказа характерна яркая цветопись. Найдём примеры, связанные с концептом «Море»:

зеленоватое           чёрное

мутно-зелёное       матово-чёрное

Зелёный – цвет жизни, покоя.

Чёрный – цвет отрицания, предел, за которым прекращается жизнь, безбудущность.

Свобода Челкаша, свобода от социума, оборачивается драмой ненужного человека, утратившего свои корни, потерявшего имя, порождает жажду мести и отчаяние.

Вывод: морской пейзаж помогает раскрыть сущность образа главного героя, помогает ярче представить внутренне состояние героев рассказа.

Домашнее задание: составить словарь художественных средств, которые Горький использует в рассказе «Челкаш».

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока по литературе «Функции морского пейзажа в рассказе М. Горького «Челкаш» »


Презентация на тему: «Челкаш» М.Горький

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
«Челкаш» М.Горький

Описание слайда:

«Челкаш» М.Горький

№ слайда 2
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)1868 - 1936

Описание слайда:

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)1868 — 1936

№ слайда 3
Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журна

Описание слайда:

Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское богатство». Автор изображает контраст между веселым, циничным и беззаботным контрабандистом Челкашом и его помощником — типичным крестьянином скопидомом, трусливым и одновременно жадным. (Библиотека КМ)

№ слайда 4
Урок по рассказу челкаш горького 11 класс

№ слайда 5
Потемневшее от пыли голубое южное небо - мутно; жаркое солнце смотрит в зеленова

Описание слайда:

Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом. Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди — все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Созданное ими поработило и обезличило их. С какой целью даётся описание порта? Какие ключевые понятия даны в экспозиции?

№ слайда 6
Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покой

Описание слайда:

Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь от борта судов о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день.

№ слайда 7
Пейзаж…и море - бесконечное, могучее - развернулось перед ними, уходя в синюю да

Описание слайда:

Пейзаж…и море — бесконечное, могучее — развернулось перед ними, уходя в синюю даль, где из вод его вздымались в небо горы облаков — лилово-сизых, с желтыми пуховыми каймами по краям, зеленоватых, цвета морской воды, и тех скучных, свинцовых туч, что бросают от себя такие тоскливые, тяжелые тени. Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые… Что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс. Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много и они всегда будут так равнодушно всползать на небо, задавшись злой целью не позволять ему никогда больше блестеть над сонным морем миллионами своих золотых очей — разноцветных звезд, живых и мечтательно сияющих, возбуждая высокие желания в людях, которым дорог их чистый блеск.

№ слайда 8
Пейзаж…кругом все молчало. Ни звука, кроме вздохов моря. Тучи ползли по небу так

Описание слайда:

Пейзаж…кругом все молчало. Ни звука, кроме вздохов моря. Тучи ползли по небу так же медленно и скучно, как и раньше, но их все больше вздымалось из моря, и можно было, глядя на небо, думать, что и оно тоже море, только море взволнованное и опрокинутое над другим, сонным, покойным и гладким. Тучи походили на волны, ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребтами, и на пропасти, из которых вырваны эти волны ветром, и на зарождавшиеся валы, еще не покрытые зеленоватой пеной бешенства и гнева. …они снова в лодке… Над ними небо, серое, ровно затянутое тучами, и лодкой играет мутно-зеленое море, шумно подбрасывая ее на волнах, пока еще мелких, весело бросающих в борта светлые, соленые брызги. Далеко по носу лодки видна желтая полоса песчаного берега, а за кормой уходит вдаль море, изрытое стаями волн, убранных пышной белой пеной. Там же, вдали, видно много судов; далеко влево — целый лес мачт и белые груды домов города. Оттуда по морю льется глухой гул, рокочущий и вместе с плеском волн создающий хорошую, сильную музыку… И на все наброшена тонкая пелена пепельного тумана, отдаляющего предметы друг от друга…

№ слайда 9
Пейзаж Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахром

Описание слайда:

Пейзаж Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль. Пена, тая, шипела и вздыхала, — и все кругом было заполнено музыкальным шумом и плеском. Тьма как бы стала живее. … и море — бесконечное, могучее. Ночь становилась все темнее и молчаливей. Теперь небо уже не походило на взволнованное море — тучи расплылись по нем и покрыли его ровным тяжелым пологом, низко опустившимся над водой и неподвижным. А море стало еще спокойней, черней, сильнее пахло теплым, соленым запахом и уж не казалось таким широким, как раньше.

№ слайда 10
ПейзажПосыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешел в плотный, крупный, лив

Описание слайда:

ПейзажПосыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешел в плотный, крупный, лившийся с неба тонкими струйками. Они сплетали целую сеть из ниток воды – сеть, сразу закрывшую собой даль степи и даль моря. Дождь лил, как из ведра. Море глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно.Море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену. Дождь ретиво сек воду и землю… ветер ревел… Все кругом наполнялось воем, ревом, гулом… За дождем не видно было ни моря, ни неба.

№ слайда 11
ПейзажКак меняется пейзаж в рассказе?Какую роль он играет в рассказе?Как он помо

Описание слайда:

ПейзажКак меняется пейзаж в рассказе?Какую роль он играет в рассказе?Как он помогает понять состояние героев? Чем объяснить разницу в отношении к морю Челкаша и Гаврилы?Как он связан с авторским отношением к героям рассказа?

№ слайда 12
Челкаш и Гаврила

Описание слайда:

Челкаш и Гаврила

№ слайда 13
Портрет …Гришка Челкаш, старый травленый волк… заядлый пьяница и ловкий, смелый

Описание слайда:

Портрет …Гришка Челкаш, старый травленый волк… заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся… Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.

№ слайда 14
Портрет Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумб

Описание слайда:

Портрет Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.- В чём противопоставлены герои?- Каково их социальное положение?

№ слайда 15
- Как в указанных эпизодах проявляются характеры героев?

Описание слайда:

— Как в указанных эпизодах проявляются характеры героев?

№ слайда 16
Урок по рассказу челкаш горького 11 класс

№ слайда 17
…А тот, сухой, длинный, нагнувшийся вперед и похожий на птицу, готовую лететь ку

Описание слайда:

…А тот, сухой, длинный, нагнувшийся вперед и похожий на птицу, готовую лететь куда-то, смотрел во тьму вперед лодки ястребиными очами и, поводя хищным, горбатым носом, одной рукой цепко держал ручку руля, а другой теребил ус, вздрагивавший от улыбок, которые кривили его тонкие губы. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, так сильно запуганным им и превратившимся в его раба. Он смотрел, как старался Гаврила, и ему стало жалко, захотелось ободрить его.

№ слайда 18
Отношение к жизни и свободе Каково отношение к жизни Челкаша и Гаврилы? Каковы и

Описание слайда:

Отношение к жизни и свободе Каково отношение к жизни Челкаша и Гаврилы? Каковы их идеалы? Что значит для каждого из них свобода?- А что тебе — свобода?.. Ты разве любишь свободу?- Да ведь как же? Сам себе хозяин, пошел — куда хошь, делай — что хошь… Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй знай, как хошь, бога только помни…Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня.Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик, — за всю его жизнь прошлую и будущую, а больше всего за то, что он, этот ребенок по сравнению с ним, Челкашем, смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя.

№ слайда 19
Как строятся отношения между героями? Почему?И они пошли по улице рядом друг с д

Описание слайда:

Как строятся отношения между героями? Почему?И они пошли по улице рядом друг с другом, Челкаш — с важной миной хозяина, покручивая усы, парень — с выражением полной готовности подчиниться, но все-таки полный недоверия и боязни. Он видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы. Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть ее и так и этак. Он мог разломать ее, как игральную карту, и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки. Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу… И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его… И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен.

№ слайда 20
…вздохнул он, сразу вспомнив деревню, убогое хозяйство, свою мать и все то далек

Описание слайда:

…вздохнул он, сразу вспомнив деревню, убогое хозяйство, свою мать и все то далекое, родное, ради чего он ходил на работу, ради чего так измучился в эту ночь. Его охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз, к речке, скрытой в роще берез, ветел, рябин, черемухи… — Эх, важно бы!.. — грустно вздохнул он. Гаврила глядел на него с любопытством и тоже воодушевлялся. Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело, и видел пред собой такого же крестьянина, как и сам он, прилепленного навеки к земле потом многих поколений, связанного с ней воспоминаниями детства, самовольно отлучившегося от нее и от забот о ней и понесшего за эту отлучку должное наказание.- Это, брат, верно! Ах, как верно! Вот гляди-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго.

№ слайда 21
Я тоже понимаю толк в этом деле. Было когда-то свое гнездо... Отец-то был из пер

Описание слайда:

Я тоже понимаю толк в этом деле. Было когда-то свое гнездо… Отец-то был из первых богатеев в селе… А перед Челкашем быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни. Он успел посмотреть себя ребенком, свою деревню, свою мать, краснощекую, пухлую женщину, с добрыми серыми глазами, отца — рыжебородого гиганта с суровым лицом; видел себя женихом и видел жену, черноглазую Анфису, с длинной косой, полную, мягкую, веселую, снова себя, красавцем, гвардейским солдатом; снова отца, уже седого и согнутого работой, и мать, морщинистую, осевшую к земле; посмотрел и картину встречи его деревней, когда он возвратился со службы; видел, как гордился перед всей деревней отец своим Григорием, усатым, здоровым солдатом, ловким красавцем… Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда… Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей, ласковой струёй родного воздуха, донесшего с собой до его слуха и ласковые слова матери, и солидные речи истового крестьянина-отца, много забытых звуков и много сочного запаха матушки-земли, только что оттаявшей, только что вспаханной и только что покрытой изумрудным шелком озими… Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах.

№ слайда 22
Двое людей мечтали, покачиваясь на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя. Челк

Описание слайда:

Двое людей мечтали, покачиваясь на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя. Челкаш начал наводить Гаврилу на мысль о деревне, желая немного ободрить и успокоить его. Сначала он говорил, посмеиваясь себе в усы, но потом, подавая реплики собеседнику и напоминая ему о радостях крестьянской жизни, в которых сам давно разочаровался, забыл о них и вспоминал только теперь, — он постепенно увлекся и вместо того, чтобы расспрашивать парня о деревне и ее делах, незаметно для себя стал сам рассказывать ему:- Главное в крестьянской жизни — это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом — грош ему цена — да он твой. У тебя земля своя — и того ее горсть — да она твоя! Король ты на своей земле!.. У тебя есть лицо… Ты можешь от всякого требовать уважения к тебе… Так ли? — воодушевленно закончил Челкаш.

№ слайда 23
Урок по рассказу челкаш горького 11 класс

№ слайда 24
- Ну, а еще раз поехал бы? а?- Еще?.. Да ведь это - как тебе сказать? Из-за како

Описание слайда:

— Ну, а еще раз поехал бы? а?- Еще?.. Да ведь это — как тебе сказать? Из-за какой корысти?.. вот что!- Ну ежели бы две радужных?- Два ста рублев, значит? Ничего… Это можно…- Стой! А как душу-то загубишь?..- Да ведь, может… и не загубишь! — улыбнулся Гаврила. — Не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься.

№ слайда 25
- Как каждый из них относится к деньгам? Почему? Почему Челкаш презирает Гаврилу

Описание слайда:

— Как каждый из них относится к деньгам? Почему? Почему Челкаш презирает Гаврилу?Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. — Ведь я что думал? Едем мы сюда… думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз!.. денежки — себе, его — в море… тебя-то… а? Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться — как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать?- Дай сюда деньги!.. — рявкнул Челкаш, хватая Гаврилу за горло…

№ слайда 26
Гаврила рванулся раз, два, - другая рука Челкаша змеей обвилась вокруг него... Т

Описание слайда:

Гаврила рванулся раз, два, — другая рука Челкаша змеей обвилась вокруг него… Треск разрываемой рубахи — и Гаврила лежал на песке, безумно вытаращив глаза, цапаясь пальцами рук за воздух и взмахивая ногами. Челкаш, прямой, сухой, хищный, зло оскалив зубы, смеялся дробным, едким смехом, и его усы нервно прыгали на угловатом, остром лице. Никогда за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был так озлоблен.

№ слайда 27
- Бери! бери! Не даром работал! Бери, не бойсь! Не стыдись, что человека чуть не

Описание слайда:

— Бери! бери! Не даром работал! Бери, не бойсь! Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет. Еще спасибо скажут, как узнают. На, бери!

№ слайда 28
Потом Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажат

Описание слайда:

Потом Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш.

№ слайда 29
В старых учебниках можно прочитать такое рассуждение о героях рассказа: «М.Горьк

Описание слайда:

В старых учебниках можно прочитать такое рассуждение о героях рассказа: «М.Горький преимущественно выдвигает на первый план его (Челкаша) свободолюбие, нежелание подчиняться серости, обыкновенности окружающей его жизни. Сознательно избегает автор оценки действий Челкаша с точки зрения норм общепринятой морали. Заставляя любоваться его необузданной, сильной натурой, Горький подчёркивает этим ограниченность мещанского, собственнического идеала, воплощённого в Гавриле». Согласны ли вы с такой оценкой? Каково ваше отношение к Челкашу и Гавриле?

  • Урок по рассказу фотография на которой меня нет 8 класс
  • Урок по рассказу чарской тайна в 6 классе
  • Урок по рассказу брэдбери вельд
  • Урок по рассказу бунина слепой
  • Урок обучения литературному творчеству что за прелесть эти сказки 5 класс