Урок по рассказу бунина господин из сан франциско в 11 классе

Подборка по базе: план урока по живописи.docx, конспект урока. технология 2 класс.docx, конспект урока литературы в 7 классе.doc, план урока.

Подборка по базе: План урока по живописи.docx, Конспект урока. Технология 2 класс.docx, Конспект урока литературы в 7 классе.doc, План урока. Дыхание.docx, Технологическая карта урока по изо деятельности.docx, РХБЗ конспект.docx, Применение цифровых технологий на уроках физики.docx, Анализ урока..docx, Реферат по родной литературе.rtf, Тема урока Моя игра.docx


Конспект урока по литературе 11 а класс.

Учитель:Кокарчева Г.И.
Тема урока: «Господин из Сан-Франциско» — Откровение И.А.Бунина

Цели:

  1. Образовательные:
  • Раскрыть смысл символических образов рассказа.
  • Проследить историю создания произведения.
  1. Развивающие:
  • Развивать умения выделять основные средства создания художественного образа; выделять основные средства создания образа.
  • Развивать умения определять функцию художественных образов в тексте.
  1. Воспитательные:

— Учить видеть истинные ценности жизни.
Теория литературы: реминисценция, новелла (все определения написаны на доске).
Оборудование и наглядность:

Портрет Бунина 1915 года, портрет Томаса Манна, портрет Л.Н.Толстого, фрагмент фильма Ф.Феллини «И корабль плывет», репродукции картин И.Айвазовского «Буря», К.Брюллова «Последний день Помпеи».

Предварительное задание: прочитать рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско», Откровение Иоанна Богослова.

Литература:

  1. . Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 1989.
  2. Бабореко А.К. И.А.Бунин. Материалы для биографии, М., 1983.
  3. Программа по литературе 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной, М., 2006.

Эпиграф: И увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий

от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа

своего

Откровение Иоанна Богослова (21:2)

План урока:

  1. Оргмомент (1 мин.).
  2. Психологическая подготовка (повторение изученного на прошлом уроке; 2 мин.).
  3. Разговор о рассказе (38 мин.).
  4. Итог урока (2 мин.).
  5. Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока:
I Оргмомент.
II Психологическая подготовка:

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с жизнью и творческой судьбой И.А.Бунина. Сегодня мы остановимся на одном из самых знаковых произведений автора – рассказе 1915 года «Господин из Сан-Франциско». Я надеюсь, вы прочитали рассказ и будете активны на сегодняшнем уроке. Но прежде чем мы начнем разговор, мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили год рождения Бунина. (ученики отвечают 1870).

III Разговор о рассказе:

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» — это рассказ 45- летнего писателя (учитель делает жест в сторону портрета). Это очень, потому что именно в данный период Бунин переходит на новый этап творчества, который характеризуется глубокими философскими размышлениями, глобальными идейными обобщениями, религиозным самоанализом. Творческий процесс писателя становится размеренным, все чаще Бунин вступает в художественный диалог с современниками и представителями мировой культуры прошлого.

Так одним из поводов к написанию рассказа послужило прочтение Буниным новеллы «Смерть в Венеции» немецкого писателя (тоже нобелевского лауреата) Томаса Манна (учитель указывает на портрет). Несмотря на отдаленную схожесть сюжета, рассказ Бунина не является реминисценцией, потому что в нем отразился совершенно самостоятельный взгляд Бунина на проблему жизни и смерти, вечного и тленного. Мы привыкли называть небольшие прозаические произведения Бунина рассказами, но в данном случае для него очень важна была «новеллистичность» произведения Т.Манна, так как Бунин на фоне вполне заурядных событий изображает трагедию. Такой неожиданный поворот и отличает новеллу как жанр. Бунину это было необходимо для изображения внезапности прихода смерти.

Важен в данном случае и другой диалог Бунина – с Л.Н.Толстым (указывает на портрет) и его повестью «Смерть Ивана Ильича». Мы уже говорили с вами о колоссальном влиянии творчества Толстого на прозу Бунина. Но если Толстой в своей повести старался в точности следовать реальным событиям, положенным в ее основу, то Бунин в процессе работы над рассказом все больше отходил от прямых аналогий с действительностью.

Так название корабля «Атлантида» заменило первоначальное название «Принцесса Елеонора» — название реального корабля, ходившего в начале XX века из Италии в Америку. В окончательную редакцию рассказа Бунин внес существенные коррективы: изменил название. Как первоначально назывался рассказ? («Смерть на Капри»).

Отказался Бунин и от эпиграфа, который до сих пор печатается во многих изданиях рассказа. Горе тебе, Вавилон, город крепкий — слова из Откровения Иоанна Богослова, или второе название – Апокалипсис. Вы, читая дома Откровение, наверное, поняли, что в нем противопоставляются два Библейских города: Вавилон и Иерусалим. Когда вы слышите «Вавилон», что, прежде всего, приходит вам на ум? (Вавилонская башня). Но апокалипсический Вавилон никак не связан с Вавилоном Ветхого Завета и смешением языков, о котором говорится в Книге Бытия. О философской разности Ветхого и Нового Завета мы уже говорили с вами в связи с Достоевским и на занятиях МХК. Вавилон Нового Завета – это символ города греха, города, который в Откровении именуется блудницей: «стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих» (Откровение: 18:10-13). Вавилону в Откровении противопоставлен Иерусалим – град небесный, христианский символ возрождения и рая.

Для Бунина эта антитеза очень важна. Давайте сравним описание Неаполя и Капри. (ученики зачитывают отрывки из рассказа). Параллели с библейским текстом вполне очевидны. Но в рассказе Бунина есть еще целый ряд противопоставлений. Давайте зачитаем фрагменты, где дан портрет капитана корабля и описывается встреча с жителями Капри. (ученики зачитывают). Мы видим, какими скупыми красками изображает Бунин идолопоклонство высшего света капитану и как ярко и светло выписано паломничество жителей Капри к Деве Марии.

Еще одна явная антитеза — это устройство корабля как символ социальной иерархии, где те, кто наверху живут в свое удовольствие, а низы обеспечивают ход корабля, постоянно находясь в раскаленном трюме, как в Аду. (Фрагмент фильма Феллини).

Обращение Бунина к Апокалипсису открывает еще один идейный план: идея конца света, конца человеческого существования, которая присутствует в целом ряде символических образов рассказа. (Ученикам предлагается самим назвать какие-либо образы). Безусловно, это прежде всего образ корабля с его магическим названием — «Атлантиды». О чем вам говорит это название? (Ученики, возможно, отвечают, что это материк, описанный античными мыслителями, который по легенде затонул).

Океан, в пучине которого движется корабль, символизирует водную стихию, неподвластную человеку вне зависимости от его богатства. (Учитель указывает на картину Айвазовского и зачитывает из рассказа описание океана).

Образ, который очень редко обращают внимание, это действующий по сей день вулкан Везувий, несколько раз эпизодично упоминаемый в рассказе. А между тем это прямое указание на гибель античной Помпеи, где люди пытаясь унести с собой как можно больше богатства, гибли под раскаленными потоками лавы. (Указание на картину Брюллова).

В рассказе упоминается император Тиберий. Это историческое лицо, правитель, при котором был распят Иисус Христос, после чего император укрылся в горах в пещере. Бренность властного земного существования была свойственна и Господину их Сан-Франциско, что говорит о том, что история ничему людей не учит.

Неслучайно эпиграфом к нашему уроку стали слова из Апокалипсиса о городе, сходящем с небес от Бога. Именно о таком Божьем граде как истинный христианин мечтал Бунин. В заглавии нашего урока рассказ «Господин из Сан-Франциско» назван Откровением. Иоанн Богослов, создавая Апокалипсис, стремился, прежде всего, предупредить человечество о грядущей катастрофе. Примерно тоже самое через две тысячи лет уже на своем языке пытался сделать Бунин, написав гениальный рассказ «Господин из Сан-Франциско».
IV Итог урока: Проводится фронтальный опрос класса:

С какими произведениями перекликается рассказ Бунина? Какие образы-символы конца света вы можете назвать в рассказе?
V Домашнее задание: Перечитать рассказ. Ответить на следующие вопросы:

  • Почему Бунин изменил название рассказа?
  • Почему герой рассказа не имеет имени?
  • Какова роль пейзажа в рассказе? Как взаимосвязаны состояние природы и настроение Господина из Сан-Франциско?
  • Какова роль цвета и запаха в рассказе?
  • Какие художественные детали явно показывают мертвенность мира Господина из Сан-Франциско?

Несколько экземпляров вопрос в печатном виде раздается классу.
Индивидуальные задания (для сильных учеников):

  • Прочитайте новеллу Томаса Манна «Смерть в Венеции», сопоставьте с рассказом Бунина.
  • Прочитайте повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», проведите сравнительный анализ повести Толстого и рассказа Бунина.
  • Подберите музыкальные фрагменты, которые могли бы стать фоном для отдельных эпизодов «Господина из Сан-Франциско».

Нравственная проблематика рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

автор: Омельченко Юлия Викторовна

учитель ГОАОУ ЦОРиО

Нравственная проблематика рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

ГОАОУ «ЦОРиО»

Нравственная проблематика рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Урок — исследование

11 класс

Омельченко Юлия Викторовна

Учитель русского языка и литературы

Нравственная проблематика рассказа И.А.Бунина«Господин из Сан-Франциско».

Аннотация к уроку.

Данная разработка является технологической картой урока литературы, предлагающей учителю 11 класса систему методов и приемов для проведения занятия по рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Урок построен с опорой на технологию проблемного обучения и реализует системно — деятельностный подход. Работе на уроке предшествовало знакомство обучающихся с жизнью и творчеством И.А.Бунина, а также самостоятельное прочтение рассказа «Господин из Сан – Франциско».

В начале занятия обучающиеся самостоятельно приходят к формулировке темы и цели урока; метод активного диалога помогает обучающимся прийти к осознанию необходимых выводов, а также вступить в диалог не только с учителем, но и с одноклассниками. Исследовательская деятельность формирует у обучающихся ключевые компетентности: регулятивные, коммуникативные и познавательные. Рефлексивный этап позволяет ученику осознать полноту освоения материала и увидеть недочеты, допущенные в своей работе.

Безусловно, такое построение урока помогает привлечь к работе всех обучающихся и дает опыт, который ребенок сможет применить в самостоятельной жизни.

Цели:

Метапредметные: развивать аналитико – синтезирующие способности в процессе комплексного анализа художественного текста, умение работать с художественным текстом; развитие умений самостоятельно анализировать, обобщать, самостоятельно работать с первоисточниками.

Предметные: рассмотреть своеобразие художественного мира рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»; раскрыть социальное, философское, эстетическое осмысление жизни в рассказе;

личностные: активизировать основные сферы читательского восприятия; воспитывать духовно – нравственную культуру учащихся.

Оборудование: учебник, текст рассказа «Господин из Сан-Франциско», иллюстративный материал по теме.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Вид урока: урок – исследование.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знакомятся с художественным миром автора рассказа «Господин из Сан-Франциско», размышляют над проблемами цивилизации, которые поднимаются в тексте; на основе наблюдений, исследования приходят к пониманию идейного содержания рассказа; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту рассказа, совершенствуют умение излагать свои мысли в устной форме и письменной.

Ход урока.

Этап урока Деятельность учителя. Деятельность ученика. УУД учащихся Результаты учащихся
регулятивные познавательные коммуникативные Личност-
ные
Предмет-ные и метапред-метные
1.Организационный
этап.
Создание ситуации мотивации к обучению.
Путешествуя по миру, И.А. Бунин «стремился обозреть лицо мира». Обращение к эпиграфу.

Презренного, дикого векаСвидетелем быть мне дано,И в сердце моём так могильно,Как мёрзлое это окно.

Читайте также:  И. А. Гончаров «Обломов». Историко-философский смысл романа

Какими чувствами наполнены эти слова? Каково состояние лирического героя? Почему автор именно такими эпитетами «наделяет» свое время? Ответ на этот вопрос мы сформулируем в конце урока.

Дети предлагают свои варианты ответа на вопрос учителя, высказывают свою точку зрения. Готов-ность к самообразованию, формулирование вопросов, необходимых для организации собственной и коллективной деятельности. Самостоятельное выделе-ние и формулирование познавательной цели, формулирование пробле-мы. Формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества, составление индивидуального и коллективного речевого высказывания Выраженная устойчи-вая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению; осознание самого себя как движущей силы своего саморазвития.. На основе имеющихся знаний и жизненного опыта выстроить свою картину соотношения истинных и ложных ценностей жизни.
2 Актуализация опорных знаний. Мы продолжаем знакомиться с творчеством И.А.Бунина. Знаменитый рассказ Бунина «Господин из Сан –Франциско» был написан на основе личных впечатлений и переживаний , полученных в ходе многочисленных путешествий. Подготовленный ученик знакомит с историей создания рассказа.
«Господин из Сан –Франциско» — это история последнего путешествия безымянного американского дельца, который всю жизнь успешно делал деньги и, наконец решив отдохнуть, отправился в круиз с женой и дочерью. Находясь на Капри, герой скоропостижно умирает. Мы видим отношение к герою, пока он был жив и когда он умирает. Дети предлагают свои варианты ответа на вопрос учителя, высказывают свою точку зрения.
3 Целеполагание.
Мини – дискуссия: погружение в тему урока.
Хотелось ли вам жить в таком обществе, цивилизации, где не знают вашего имени, где вас окружают «кукольные» улыбки? Почему?
Все , что вы перечислили, входит в понятие «живая» жизнь.

Как вы думаете, что ставит Бунин во главу угла, знакомя нас с жизнью своего героя и жизнью простых людей?

Дети предлагают свои ответы.
Учащиеся отвечают, что не хотели жить в обществе, где нет места чувствам, любви, взаимопониманию…

В ходе беседы обучающиеся сформулируют проблемный вопрос, над которым мы будем работать, и тему урока.

Формулирование цели и темы урока Сегодня мы должны ответить на проблемный вопрос: что действительно важно в жизни: жить или владеть? Поговорим о таких понятиях, как духовность и бездуховность, власть и чувства, искренность и лицемерие. Запись темы в тетрадь. Самостоятельное или с помощью учителя определение цели учебной деятельности, формулирование темы урока. Работа с опорными понятиями, систематизация знаний по предмету. Изложение содержания текста и работа с ним в процессе ответа на вопросы. Освоение культурного наследия России Формирование навыка ознакомительного, просмотрового и изучаю-щего чтения.
4. Исследовательская работа с текстом. Каков социальный статус господина? Господин – типичный буржуа, представитель своего класса. Осуществление рефлексии своей деятельности и деятельности товари-щей, коррекция, Умение излагать и отстаивать свою точку зрения, умение убеждать, демонстрирование умения ориентироваться в ситуации и изменяющихся видах деятельности. Умение прово-дить адекватную оценку своих действий для достижения целей определенной сложности.
Что вы знаете о жизни героя?
Почему господин решил развлечься именно путешествием? Как автор относится к герою?
Учащиеся отвечают на вопросы ( в мире буржуа было принято развлекаться именно путешествием) вспоминают понятие иронии. Аргументация своей точки зрения, фиксация вывода. Умение вносить определенные коррективы. Применение навыков критического мышления в индивидуальной и коллективной деятельности.
Что представляет собой общество на корабле: общество на палубе и в трюме. На палубе нет ничего «живого» , пассажиров поют чаем, они лежат, наблюдают за природой, похожие на животных; в трюме – «грязные» люди создают основу этой райской жизни
Чем капитан выделяется из остального общества? Каков он, опишите его. Мощный, яркий, телесный, в его описании, как и в описании природы, нет ничего ироничного.
Каким рисует автор портрет господина из Сан – Франциско? В рассказе говорится о том, что господин работал «не покладая рук», но китайцы знали, что это такое – ирония. Господин достиг намеченного им уровня и теперь позволил себе отдохнуть.
Какое впечатление производит на вас этот герой? Полная механистичность: ни имени, ни биографии, ничего не выделяет его из мира таких же как и он – полное отсутствие живого . Он постоянно стремится придать себе форму: с помощью костюма, запонок…
Как вы думаете, почему Бунин называет корабль «Атлантида»? Что вы знаете об Атлантиде? Говорящее название – цивилизация, которая была уничтожена, т. к. Забыла о Боге, цивилизация, где можно было за деньги купить статус, уважение и комфорт.
Бунин к рассказу взял в качестве эпиграфа слова из Библии: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий…» В эпиграфе и в названии корабля объединены две цивилизации, которые погибли, потому что стали ценить материальное, а не духовное. Корабль еще крепок, он плывет, но чувствуется, что он обречен. Когда в жителях этих двух великих цивилизаций просыпается страсть к роскоши и богатству, теряется связь с божественным началом, они уничтожаются стихией, высшим силам нет необходимости их жалеть.
Корабль «Атлантида» и его пассажиры прибывают в Неаполь. Каким перед нами предстает Неаполь? Мы видим два описания города: одно живое, а другое – задавленное и поглощенное бездушным миром цивилизации. (Обучающиеся зачитывают отрывки)
Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?
Микро – вывод: здесь впервые мы видим проявление человеческих качеств: страх, отчаяние, физиологические подробности…
Как только семья выбирается из-под оплаченного комфорта (сцена на пароходике). Стихия пытается добраться до них. Героев спасает мир отеля, он защищает их от стихии светом, бытовыми приборами…
Как меняется цветовая гамма? На «Атлантиде доминируют цвета роскоши: золотой, слоновая кость- на Капри – черный и красный выходят на первое место.
Как герой одевается к обеду? Опишите его внешность.
Как ведет себя в комнате и в коридоре, читальне?
Мы видим старость, описание старого человека, а старость – это потенциальная смерть.
Он пытается скрыть приметы старости за хорошей одеждой. Роскошь как способ скрыть смерть. В коридоре ведет себя, как хозяин, человек, которому подвластно все.
Здесь его настигает смерть. Бунин подчеркивает неэстетичность смерти, но именно сейчас автор обращает внимание на то, что герой ведет себя как самый простой человек, а не как хозяин жизни. Зачитывают описание смерти.
Как ведут себя остальные гости? Ничто не может помешать людям получить оплаченное ими удовольствие.
Микро-вывод: между уважением к смерти и уважением к порядку люди выбирают уважение к порядку.
Господин напомнил людям нечто страшное, от чего они хотят укрыться, спрятаться за роскошью.
Анализ финала рассказа.
В финале мы видим две сцены:

путь господина домой ;

история виллы императора Тиберия. Что их объединяет?

— что противостоит этим сценам?

Так что же важнее: жить или владеть и почему?

Господина из Сан – Франциско впервые называют «мертвый старик», а старик – это человек.
Над всей жестокостью видна живая жизнь, которая воплощается в образах местных жителей. У них есть имена, характеры, защиту от всего жестокого они видят в образе Богородицы.

Обучающие приходят к выводу, что владение богатствами не спасает от высшей справедливости, а умение жить здесь и сейчас – великое благо и великий дар.

С какой целью вводит в рассказ Бунин образ Дьявола? «Атлантида», мир цивилизации, с одной стороны, — его жертва, а с другой – его детище.
5. Рефлексия. Какие образы в рассказе имеют символическое значение?
Какова роль пары, которые «играют» любовь.

Возвратимся к эпиграфу, ответьте на вопрос, заданный в начале урока: почему автор именно такими эпитетами «наделяет» свое время?

Бунин говорит о неотвратимости гибели цивилизации, лишенной нравственных ценностей. Определение затруднений обучающихся, адекватная оценка своих возможностей и способностей. Становление устной диалогической и монологической речи. Определение личных достижений и способов деятельности. Определение путей и алгорит-мов решения предметной задачи.
Обобщающее слово учителя:
автору важно подчеркнуть мысль о ничтожности могущества человека перед лицом вечности. Нравственные понятия, которые были и будут всегда, должны присутствовать в нашей жизни.
Развенчав призрачную власть купюр над миром, автор заводит речь об истинных ценностях, показывая вовсе безыскусную жизнь обыкновенных людей, «живых» людей, умеющих по-настоящему чувствовать, умеющих жить. Деньги воистину убивают душу человека.
6. Домашнее задание. Сочинение – эссе «Нравственные уроки рассказа «Господин из Сан-Франциско»».
прочитать Т.Манна «Смерть в Венеции». Что объединяют эти рассказы (по выбору).
Выполнение практического задания на основе имеющихся знаний и жизненного опыта. Использование практических умений анализа текста для решения поставленной задачи. Умение четко и достаточно полно и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Контроль выбора способа действия, контроль времени, самоанализ результатов и готовность вносить необходимые изменения. Осознание своих недочетов и пробелов.

Источники информации:

  1. И.А. Бунин. Лирика. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».

2.Богданова О.Самый чеховский рассказ Бунина («Господин из Сан – Франциско») //Звезда. 2014. №2

3.Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. — СПб., 2008

4.«Русская литература XX в.» (учебник), ч. II, под редакцией В.В. Агеносова;

5.«Русская литература XX в. 11 кл.» (учебник), ч.I, II, под ред. В.П. Журавлева.
Нравственная проблематика рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Безликий господин

У него нет ни имени, ни внешности. Автор не наделяет его какими-либо характерными чертами в поведении и не вкладывает в его уста слов. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» – символическая притча о бренности жизни. Символом служит даже главный персонаж. Этот господин – не что иное, как олицетворение стяжательства и алчности.

О нем мало что сказано. Но известно, что он богат. Многие годы он работал, зарабатывал и копил, чтобы однажды начать жить. Всем, что нужно для развлечений, отдыха и долгих путешествий, владеет господин из Сан-Франциско. Проблема лишь в том, что пока он стремился к вершинам благосостояния, он разучился отдыхать и развлекаться.

Герой новеллы Бунина отправляется в длительный вояж. В планах у него посещение итальянских городов, всевозможные развлечения и услуги продажных женщин. Он не отдает себе отчета в том, для чего это все ему необходимо, но знает точно, как это нужно делать. Богатый американец будет пить дорогое вино, танцевать, вкушать деликатесы, а затем наслаждаться красотой каприянского пейзажа. Так делают все богатые американцы. А еще немцы, французы, итальянцы. Словом, все, у кого есть деньги.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Цели урока: создание условия для определения идейного и художественного своеобразия образа времени в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Задачи урока:

  • формирование ценностных отношений к человеческой жизни;
  • формирование умения интерпретировать цели и смысл жизни героев литературного произведения;
  • развитие умения в рисуночной форме интерпретировать поступки героев.

Эпиграф к уроку:

Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле.
И. Бунин «Сны Чанга»

Ход урока

Слово учителя: Ребята, совсем скоро вы покинете стены школы, и вам предстоит выбирать свой путь в жизни. Вам предстоит совершить плавание по океану Жизни. Каким оно будет, все зависит от вас. Я думаю, что вы уже не раз об этом задумывались. У человека должно быть понятие о цели, смысле жизни, должны присутствовать собственные ценностные ориентиры. Я попрошу вас поделиться своими мыслями, идеями о дальнейшей жизни. Для этого нужно:

I

Взять лист формата А4, фломастеры. Представьте, что ваша жизнь – некий корабль, который плывет в какой-то пункт назначения. В метафорической форме изобразить «корабль» и «пункт назначения». Задание выполняется самостоятельно.

Можно нарисовать, схематично изобразить, написать набор слов, фраз, предложений. Дать свой прогноз, предположение:

  • Что для вас является самым дорогим?
  • Как вы считаете, какие ценностные качества должны присутствовать у каждого человека?
  • Что вас ожидает в будущем?
  • Каким вы видите назначение человека?

В своих работах ответьте на эти вопросы

Учащиеся: Защита работ учащихся, каждый рассказывает о своей цели в жизни.

II

Слово учителя: Владимир Набоков назвал прозу Бунина «парчовой».

Парча – двойная, яркая, золотистая, блестящая, не мнется.

Проза Бунина тоже «двухслойная».

Первый слой – яркие впечатления, второй – другие ассоциации.

Вот и сюжет рассказа – это только поверхностный слой. Необходимо заглянуть глубже, внимательнее отнестись к каждому слову (СМ. ЛОСКУТОК ПАРЧИ)

III

Слово учителя: Главный герой рассказа «Господин из Сан-Франциско» тоже плывет на корабле.

Американский миллионер, всю жизнь потративший на погоню за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на роскошном пароходе «Атлантида». Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Вся жизнь господина была распланирована по часам, он не мог дать себе ни минуты отдыха, пока не достиг той цели, которую поставил перед собой. Целью же всей жизни его было – достижение власти, власти денег. Преклоняющийся перед сильными мира сего, он к 58 годам достиг желанной цели. Господин отправляется в кругосветное путешествие, а именно – наслаждаться жизнью. Он знал, что деньги создадут ему полный комфорт, будет светить солнце, юные неаполитанки одарят его щедрой любовью, а бой-китайцы рады будут выполнять любую его прихоть. Путешествие воплощало желание показать свое могущество и увидеть, как ничтожен и жалок этот мир перед его денежной мощью.

IV

Слово учителя: Господин разработал обширный маршрут плавания.

Собирается совершить кругосветное путешествие. Он решил не отступать от правил: поехать туда, куда обычно люди его круга ездят.

в Южную Европу, на обратном пути – Ближний Восток и Япония.

Подробно и детально описанный маршрут путешествия, в котором, казалось бы, нет места случайностям.

Перечитать моменты, описывающие его плавание. Выписать из этих текстов ключевые слова, которые помогут ответить на вопрос: «Куда он плывет?» (Приложение 1) Поисковая деятельность по тексту.

Предполагаемый ответ:

  • На юге Италии он будет наслаждаться любовью молоденьких неаполитанок;
  • В Ницце любоваться карнавалом;
  • В Монте-Карло участвовать в автомобильных гонках и играть в рулетку;
  • Во Флоренции и Риме слушать церковные мессы;
  • А потом посетит Афины, Палестину и Египет.

В итоге учащиеся должны прийти к выводу: = наслаждаться плотской жизнью

V

Слово учителя: Корабль, на котором плывет наш «господин», называется «Атлантида».

В рассказе много символических значений. Название корабля тоже есть некий символ. В названии корабля ясно виден намек на участь древней Атлантиды.

Познакомьтесь с текстом, рассказывающим о происхождении этого названия. Читая текст, записывайте свои ассоциации в левую колонку таблицы (Приложение 2) Поисковая деятельность по тексту

А теперь перечитаем фрагменты бунинского текста, рассказывающие о корабле под названием «Атлантида». Выписывайте ключевые слова – характеристики во вторую колонку таблицы (Приложение 3) Поисковая деятельность по тексту.

Сравнить записи в этих двух колонках. Ответить на вопрос: «Почему Бунин назвал корабль «Атлантида»?»

• Огромный остров • Громадный отель
• Могучий, культурный народ • Богатые люди
• Изобилие • Неисчерпаемое изобилие, роскошь
• Наслаждение «избытком» неправедного богатства • Наслаждение: свет, тепло
• Страна деградировала, сгинула. Символ погибшей цивилизации ?

Обобщение собранного материала. Предполагаемый ответ учащихся = Путь в никуда, катастрофа, предел, тупик.

Корабль рисуется как некая модель современного мира. Бунин размышляет о трагизме жизни, обреченности мировой цивилизации. Для него «господин» и ему подобные люди не имеют права на счастье, он осуждает бездуховность их существования. Мир таких людей и есть проявление зла для Бунина.

VI

Бунин ищет ответ на вопрос: В чем же счастье человека и его
предназначение на земле?
Путешествуя на таком корабле с таким легендарным названием, герой не имеет имени. Поразмышляйте над вопросом: Почему автор не дает имени главному герою рассказа?

Обсуждение в группе (КЛАСС ДЕЛИТСЯ НА ГРУППЫ)

Обобщение собранного материала. Предполагаемые ответы учащихся:

  • Главного героя он описывает со скрытой иронией. Имени ему не дает только потому, что ничем этот господин среди других таких же не выделяется, его имени никто не запомнил. Для него он «некто».
  • Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней мере, он сам себя считает господином и упивается своим положением. Он может позволить себе единственно ради развлечения поехать в Старый Свет на целых два года, может пользоваться всеми благами, гарантированными его статусом. Верит в заботливость всех тех, что кормят и поят его, с утра до вечера служат ему. Господин принадлежит к тем, кто приобрел миллионы ценой нищеты и гибели многих тысяч людей.
  • Не достоин, чтобы ему было дано имя. Жизнь господина пуста в ней нет высокой цели. Самодовольный сноб, стремящийся только к богатству, решает, что пора пожить в свое удовольствие. Но оказалось, что купить счастье, благополучие, выторговать лишние дни у смерти невозможно.

VII

Бунин использует прием антитезы для изображения разделения общества. Жизнь на трюме и верхней палубе резко отличается. На трюме грязно, а на палубе – роскошная жизнь. За своей лживой веселостью они не видят истинного смысла жизни. Мир таких господ и есть проявление зла для Бунина.

Такой точный хронометраж всего происходящего позволяет автору создать образ автоматически заведенного порядка, механизма жизни, крутящегося вхолостую.

VIII

С самого начала путешествия погода отказалась служить этим людям, собравшимся с одной целью – наслаждаться плотской жизнью. В день отъезда, – очень памятный день для семьи из Сан-Франциско! – даже с утра не было солнца.

В поисках потерянного солнца «господин» меняет свои планы и едет на Капри.

… «декабрь выдался не совсем удачный: портье, когда с ним говорили о погоде, только виновато поднимал плечи, бормоча, что такого года они и не помнят. Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да все гуще и холоднее…»

За бортом «…океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях,… в смертной тоске стенала оглушаемая туманом сирена».

Между двумя мирами путешествовали «избранные»: миром естественной и потому не принимающей их природы, и миром искусственной природы, созданным гордыней человека. Солнце не могло пробиться в мир пошлости и бездуховности, ибо оно светит только тем, кто живет в соитии с природой, для кого простое человеческое чувство, исходящее из глубин души, дороже, чем звон металла.

IX

Смерть, о которой господин не задумывался, пришла неожиданно и все расставила на свои места. Наречием «вдруг» рисуется кульминационная сцена, рисующая внезапную смерть. Тот, перед кем еще минут пять назад раскланивались и кому беспрекословно подчинялись, вдруг превратился в мертвого старика. И мир, основанный на могуществе денег, рассыпался в одночасье. Смерть героя описана подробно: (Приложение 4)

Жаждал господин из Сан-Франциско счастья и радости, но, потеряв душу свою в погоне за золотым тельцом, за призрачным счастьем был наделен автором безобразной смертью, чтобы еще раз подчеркнуть ужас той неправедной жизни, которая только и могла завершиться подобным образом. Бунин не жалеет отталкивающих подробностей, чтобы воссоздать картину жалкой, неприглядной смерти некогда могущественного человека, которого никакое богатство не может спасти.

После смерти господина произошло чудо. Уже на следующий день «озолотилось» утреннее голубое небо, на острове снова водворились мир и покой, на улицы высыпал простой люд, а городской рынок украсил своим присутствием красавец Лоренцо.

Если прежде господин занимал самый лучший номер, то теперь ему отвели самый маленький, сырой, холодный номер, где он лежал на дешевой кровати, покрытый грубыми одеялами. Для покойника не находят даже гроба, и его тело помещают в ящик из-под содовой.

X

Какие слова-ассоциации вы можете назвать, которые точно характеризуют жизнь героя?

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Бессмысленная
  • Пустая
  • Нет цели
  • Бессодержательная
  • Бесцельная
  • Безыдейная
  • Бездушная
  • Искусственная
  • Пошлая
  • Безликая

XI

Вернуться к своему рисунку, метафорически запечатлевающим свою жизнь. Внести изменения, дополнения с учетом той работы, которую мы только что проделали.

Обсуждение в группе того, что захотелось изменить в рисунке.

XII

С какими вопросами уходите? Какие чувства, переживания посетили вас? Что осталось для вас тайной? А что прояснилось?

Предполагаемые ответы учащихся:

Вопросы вечной красоты, смысла жизни, предназначение человека.

XIII

Дома вы должны написать сочинение-миниатюру.

Тема для сочинения: «Почему автор не дает имени главному герою?»

XIV

ВЕРНУТЬСЯ к ПЕРВОМУ ЭПИГРАФУ, РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

. – подтверждение, согласие

! – горячее одобрение

? – недоумение, возражение ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:

НЕ ВСЕ РАВНО, ПРО КОГО ГОВОРИТЬ. ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ТОГО КАЖДЫЙ ИЗ ЖИВУЩИХ НА ЗЕМЛЕ?

Приложения.

Цели:

  1. Развивать умение анализировать текст произведения;
  2. Раскрыть идею и художественные особенности рассказа;
  3. Воспитывать любовь к художественному слову;
  4. Развивать устную и письменную речь.

Методические приёмы: аналитическая беседа, рассказ учителя, работа с текстом.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

II.Объяснение нового материала

«Горе тебе, Вавилон, город крепкий ».
(из Апокалипсиса)

1) Слово учителя

Уже шла Первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Весной 1910 года И.А. Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. В декабре 1910 – весной 1911 гг. был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. Снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и других городах Европы. С декабря 1913 г. Полгода провел на Капри. Впечатления от этих путешествий отразились в рассказах и повестях, составивших сборники «Суходол» (1912), «Иоанн Рыдалец» (1913), «Чаша жизни» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1916).

Повесть «Господин из Сан-Франциско» (первоначальное название «Смерть на Капри») продолжала традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности («Поликуша»,1863; «Смерть Ивана Ильича», 1886; «Хозяин и работник», 1895). Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывается социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом. Пафос рассказа – в ощущении неотвратимости гибели этого мира.

Смысл названия:

1. ГОСПОДИН–ГОСПОДЬ–ВЛАДЫКА. И. Бунин развенчивает миф о том, что господин из Сан-Франциско является владыкой. Он не может управлять своей жизнью.

2. Сан-Франциско – США – развенчивается иллюзия, видимость его господства над миром.

Рассказу был предпослан эпиграф из Нового Завета: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришёл суд твой». В позднейших переизданиях эпиграф будет снят, так как название содержит «громкое» слово «смерть». Но ощущение катастрофичности, навеваемое первым заголовком и эпиграфом, пронизывает словесную плоть рассказа. Позже И.А. Бунин вспоминал: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» – эти страшные слова Апокалипсиса неотступно звучали в моей душе, когда я писал рассказ».

III. Давайте обратимся непосредственно к тексту.

Беседа по рассказу.

Одной из проблем, затронутых Буниным в рассказе, является проблема катастрофичности мира, его неизбежной гибели. Наша задача — проследить, как Бунин раскрывает эту проблему. В чём автор видит неизбежную гибель этого мира и как нам его, этот мир, изображает.

— Само название парохода («Атлантида») наводит на мысль о призрачности, нереальности его существования и о неизбежной гибели.

— Вспоминается предание о существовании на земле цивилизации, которая бесследно погибла. (Атлантида – затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизацией, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 1912 году «Титаником». «Океан, ходивший за стенами» парохода, – символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.)

— Но не только символическим названием парохода Бунин предупреждает о гибели, но и описанием этого парохода и его пассажиров, и океана, по которому пролёг путь отдыхающих.

— Итак, основное место действие повести разворачивается на огромном пароходе, знаменитой «Атлантиде». Пароход — последнее слово техники — является моделью человеческого общества. Его трюмы и палубы представляют слои этого общества. На верхних этажах корабля, похожего на «громадный отель со всеми удобствами», размеренно протекает жизнь богатых, достигших полного «благополучия». Эта жизнь обозначается длиннейшим неопределенно-личным предложением, занимающем почти страницу: «вставали рано…пили кофе, шоколад, какао, … садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку…», Эти предложения подчеркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Все, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. «Путешественники» не слышат злобного воя сирены, предвещающего гибель, – его заглушают «звуки прекрасного струнного оркестра». Пассажиры корабля представляют безымянные «сливки» общества: «Был среди этой блестящей толпы некий великий богач, …был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюбленная пара…» Пара была «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги».. Это искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой. А есть и ад. «Подводная утроба парохода» подобна преисподней. Там «глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени». Следовательно, общество можно разделить на «верхи» и «низы»
Обратим внимание на описание океана. Что насторожило вас? Почему появились мысли о грозящей беде? (Работаем над эпизодом «По вечерам этажи «Атлантиды»…)

— По моему мнению, океан — это символ жизни, которая чужда, непонятна пассажирам, даже враждебна им. Они отдыхают, их заливает свет; всё, что на пароходе, изображено яркими тонами.

— Мы слышим звуки прекрасного оркестра, «изысканно и неустанно игравшего в двухсветной зале, празднично залитой огнями». Жизнь «людей самого отборного общества», как назвал их автор, безоблачна, легка. Они отдыхают, развлекаются. А там, за бортом парохода, проходит другая жизнь, бурная и настоящая, ничем не похожая на их праздник. «Океан был страшен». Но пассажиры не видели и не знали этой страшной жизни.

— Приём антитезы помогает Бунину показать несоответствие жизни пассажиров той реальной, от которой они отгородились. В настоящей жизни мы слышим сирены, взывающие с «адской мрачностью» и взвизгивающие с «неистовой злобой». Исчезает сияние и блеск, сменяясь мрачностью. Радость и довольство уступают место неистовой злобе.

— Впервые появляется ощущение конца света. Оно связано со словом-эпитетом «адская». Не просто мрачность, тьма, а «адская», непроглядная, та, которая есть только в аду.

— Со словом связано представление о вечных муках.

— Однако этого предупреждения не слышат пассажиры, зато их испытывают те, кто находится внизу, в машинном отделении. Сейчас они подвергаются этим мукам. Бунин сравнивает пароход и его машинное отделение с «мрачными и знойными недрами преисподней». Вновь эпитет «мрачный», и опять встаёт образ ада. Мы видим «преисподнюю, которая напоминает девятый круг дантовского ада.

— Картина страшна. Пароход теперь не напоминает «сверкающий отель», а похож на чудовище с бездонной «утробой», в которой «гогочут исполинские топки».

— Со словом «утроба» связан фразеологизм «ненасытная утроба». «Атлантида» напоминает такую ненасытную утробу, а пассажиры становятся её заложниками, время их ограничено, они все обречены сгореть. Их пожрут эти «исполинские топки с раскалёнными зевами».

— Если прочитать только слова, относящиеся к пароходу, то можно с уверенностью сказать, что перед нами ад.

— «Адская мрачность», «неистовая злоба», «мрачные и знойные недра преисподней», «последний, девятый круг», «подводная утроба парохода», «исполинские топки, пожиравшие своими раскалёнными зевами». И отступает назад блестящий отель «Атлантида», а вместо него — ад.

— Картину неизбежной гибели дополняет описание океана. Он напоминает «чёрные горы» с «пенистыми хвостами». И вновь мы слышим «смертную тоску удушаемой туманом сирены». Невольно возникает символ смерти, гибели, обречённости.

Наверное, поэтому по-другому теперь мы смотрим на пассажиров парохода и замечаем то, что раньше укрывалось от наших глаз. В их поведении, в деталях Бунин показывает неизбежность гибели этого мира. Почему? На каких отношениях он построен?

— В этом мире нет искренности. Вспомним отношение слуг к господину из Сан-Франциско. И немец, присутствующий при несчастье с господином из Сан-Франциско, испугался только того, что спокойное течение его отдыха было нарушено. Это мир бездуховных, жестоких людей.

— Они не только развращены сами, но и развращают всех, кто находится рядом. Об этом говорит поведение Луиджи при живом господине и после несчастного случая с ним. То же отсутствие милосердия, сочувствия, а лишь денежный расчёт.

— В этом мире всё продаётся и покупается. Купили и любовь, которую изображают двое «влюблённых» под «бесстыдно-грустную музыку». Им самим уже надоело «притворно мучиться своей блаженной мукой», но они должны отработать полученные деньги.
Как финальная сцена помогает завершить эту тему? Работаем над эпизодом «Был он и на другую, и на третью ночь…».

— Пароход возвращается назад в сопровождении «бешеной вьюги». Но если в первой части мы видели только предупреждение, то теперь наступает развязка. Океан гудит, «как погребальная месса», а волны ходят «траурными горами». Это отпевание не только господина из Сан-Франциско, а всего мира, основанного на бездуховности, жестокости, пошлости и цинизме. И опять звук сирены, которая «яростно взвизгивает, удушаемая бурей».

— А в подводной утробе «Атлантиды» мы видим «адские топки», которые «сипят паром и сочатся кипятком и маслом». Это та адская кухня, в которой готовятся котлы для бесчеловечного мира. И вот мы попадаем «в бесконечно длинное подземелье, в круглый туннель, слабо озарённый электричеством, где медленно, с подавляющей человеческую душу неукоснительностью вращается в своём маслянистом ложе исполинский вал… «И нет спасения ни «Атлантиде», ни тем, кто находится на ней».

— Картина окончательной гибели завершается образом дьявола, который следит за уходящим «в ночь и вьюгу кораблём». Но чем дальше уходил корабль, тем больше над ним нависал дьявол, оберегая от других, не желая отдавать свою жертву.
Неужели нет спасения? Так ли пессимистичен рассказ Бунина? Не показывает ли нам автор путь к спасению?

— В рассказе есть ещё один образ, с которым можно связать спасение человечества. Это образ Богоматери. Мы видим Её в гроте стены. И совсем другими тонами рисуется Она. Она озарена солнцем, в тепле и блеске, в белоснежных гипсовых одеждах и в царском венце.

— Сразу исчезает напряжённость, появляется лиризм, тепло, задушевность. Она кроткая и милостивая, с поднятыми к небу очами.

— Совсем иные звуки слышим мы рядом с Матерью Божьей — на волынке играют два горца. Звуки эти — «наивные и смиренно-радостные — хвалы солнцу, утру, Ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире».
Почему именно с горцами связывает Бунин образ Богоматери и идею спасения человечества?

— Горцы близки к природе, их души не развращены светом, они не знают коварства, лицемерия, предательства. У них чистые и наивные души, они откровенны в своих чувствах.

— С появлением горцев меняется природа. Мрачные тона исчезают, сменяясь тёплыми, нежными. Люди на «Атлантиде» не могли видеть и не видели красоты, казалось, что плывут они ночью. А горцы умеют радоваться жизни и тому, что их окружает.

— Природа, окружающая их, прекрасна: «…целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: …и каменистые горбы острова, и сказочная синева, и сияющие утренние пары под ослепительным солнцем, и туманно-лазурные массивы Италии».

— В этом безобразном мире они спасутся, потому что их души чисты, они просты, искренни. Почему Бунин в 1915 году поднимает вопрос о неизбежной гибели мира?

— Это время войны. Кроме того, Бунин предчувствовал грядущую беду для своей страны и предупреждал о катастрофе.

— В это время особенно сильно выразились противоречия в обществе, часто нарушались и грубо попирались нравственные человеческие законы, которые должны составлять основу всякого общества.

— А если рушатся нравственные законы, то жизнь общества подвергается опасности. Отсюда и до мировой катастрофы недалеко.

Давайте более подробно остановимся на пространственной и временной организации рассказа.
Пространство и время в произведении.

И.А. Бунин очень точно называет даты происходящих событий, показывает распорядок дня богатых людей (географическое пространство).

— Что можно сказать о пространстве в рассказе?

Оно меняется, а с другой стороны, замкнуто, либо на палубе, либо в отеле. Отсюда следует, что важнейший для писателя мотив искусственности, автоматизма существования и героя и общества. Герой живет в искусственном мире, где все разлиновано: «во-первых», «во-вторых», «в пять», «в семь часов»

— Итак, как строится время? Назовите даты, числа, указанные в рассказе, с какими событиями они
связаны?

Два года путешествия, которое начинается в конце ноября и прерывается в декабре (в предрождественскую неделю – оживление перед праздником, горцы молятся;

— Сюжетное движение останавливается. Где этот процесс наблюдается рассказе?

Изменяется маршрут круиза, размеренный отчёт о режиме дня на «Атлантиде», описание порядка в отеле города Неаполя;
Счёт времени идёт не на часы и дни, а на тысячелетия эпохи. Перед нами возникает образ Тиберия;

— Кто это такой? Когда и зачем автор вводит его в рассказ?

Это тоже безымянный образ, в котором узнаётся некогда могущественный римский император Тиберий, который последние годы своей жизни прожил на Капри. Многие «съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил». «Человечество навек запомнило его», но это слова Герострата: «Человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионом людей, наделавший над ними жестокостей сверх всякой меры». В слове «почему-то» – разоблачение фиктивного могущества, гордыни; время всё расставляет по своим местам: даёт бессмертие истинном) и ввергает в забвение ложное;

Детализация в рассказе.

И.А. Бунин был необыкновенно строг к точности и конкретности изображении (развлечения на «Атлантиде» – зачитать)

— Как детально автор описывает внешний вид героев? (приведите пример описания какого-либо персонажа рассказа)

— Как описывает «господина» автор?

Внешность главного героя – опредмечена. Описывая внешность господина, И.А. Бунин использует эпитеты, подчёркивающие его богатство и его неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, «крепкая лысая голова» сравнивается со «старой слоновой костью». В господине нет ничего духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого богатства – осуществилась, он не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан-Франциско постоянно сопровождает авторская ирония;

— Вспомните, как подробно, до мельчайших деталей, автор рисует нам сцену, где господин тщательно собирается на обед (перед смертью). Найдите пример в тексте и зачитайте.

— Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?

«Господин» меняется только перед лицом смерти, в нем начинает проявляться человеческое: «Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, — его больше не было, — а кто-то другой». Смерть делает его человеком: «черты его стали утончаться, светлеть…». «Умерший», «покойный», «мертвый» — так теперь именует автор героя. Резко меняется отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцем, гроб предоставить не могут — только ящик из под содовой («содовая» тоже одна из примет цивилизации), прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым, В конце рассказа упоминается «тело мертвого старика из Сан-Франциско», которое возвращается «домой, в могилу, на берега Нового Света», в черном трюме. Могущество «господина» оказалось призрачным.

— Как детализирует смерть сам автор? Как автор описывает смерть? (Стрельба по голубям)

Прочность, художественная уместность и полнота изображения – вот те качества предметной детализации, которые мы находим в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

Ритмическая и звуковая организация рассказа.

Движением текста управляет взаимодействие и чередование двух мотивов:

  1. искусственно-регламентируемые монотонности существования господина
  2. непредсказуемо-свободной стихии подлинной жизни.

Каждый из мотивов поддержан своей системой образных, лексических и звуковых повторов, каждый выражен в своей эмоциональной тональности (шейная запонка или описание заснувшего попугая). Например, описание «Атлантиды».

Финал рассказа очень музыкален. В эпиграфе слышится страх (звуки: оркестр, вальс, танго, сирены и др.) – от шёпота до оглушительного рёва. Это и общая картина быта и способ автора оповестить о грядущей катастрофе. Мотив смерти начинает звучать с самых первых страниц произведения, постепенно становясь ведущим мотивом.

Анализ композиции и конфликта рассказа.

— какой же сюжет рассказа?

В рассказе повествуется о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Южную Европу. На обратном пути домой должны были посетить Ближний Восток и Японию. Но господин неожиданно умирает.

— Зачитайте из рассказа маршрут путешествия господина;

— Почему и с какой целью отправляется путешествовать господин?
(приведите пример из текста);

— Определим «завязку» и «развитие действия» в рассказе. Найдём в тексте.

Выбран знаменитый пароход «Атлантида», похожий на громадный «отель со всеми
удобствами». Всё идёт хорошо. Но план рушится («завязка»), главный виновник в этом – неподвластная природа («утреннее солнце каждый день обманывало») – «развитие действия».

— Определим «кульминацию» в рассказе. Найдём в тексте.

«Кульминация» – неожиданная смерть героя;

— Это событие только по стечению обстоятельств было воспринято как «ужасное происшествие» («не будь в читальне немца», вырвавшегося оттуда «с криком», хозяину удалось бы «успокоить… поспешными заверениями, что это так, пустяк..»). Неожиданный уход в небытие в контексте повести воспринимается как высший момент столкновения иллюзорного и истинного, когда природа «грубо» доказывает свою всесильность. Но люди продолжают свое «беззаботное», безумное существование, быстро возвращаясь к миру и покою. Их не может пробудить к жизни не только пример одного из их современников, но даже воспоминание о том, что случилось «две тысячи лет назад» во времена жившего «на одном из самых крутых подъемов» Капри Тиберия, бывшего римским императором при жизни Иисуса Христа.

— Где и при каких обстоятельствах умер господин? (найдите в тексте);

— Определим «развязку» в произведении. Найдём в тексте.

Описание «Атлантиды» с мёртвым господином);

— Какая «композиция»?

Так как и в начале, и в конце рассказа мы попадаем на пароход «Атлантиду», значит «композиция» кольцевая.

— Композиция повести имеет кольцевой характер. Путешествие героя начинается в Сан-Франциско и заканчивается возвращением «домой, в могилу, на берега Нового Света». «Средина» повести — посещение «Старого Света» — помимо конкретного, имеет и обобщенный смысл. «Новый Человек», возвращаясь к истории, по-новому оценивает свое место в мире. Приезд героев в Неаполь, на Капри открывает возможность для включения в текст авторских описаний «чудесной», «радостной, прекрасной, солнечной» страны, красоту которой «бессильно выразить человеческое слово», и философских отступлений, обусловленных итальянскими впечатлениями.

Конфликт рассказа между вечным и «вещным». Автор хочет убедить читателя в том, что вечное и «вещное» в мире тесно переплетены, взаимосвязаны, и акцент, сделанный на том или другом, зависит лишь от установки и отношения человека. Тщательная распланированность путешествия, подробное описание образа жизни богачей на корабле, ювелирное изображение вещей, их окружающих, описание мельчайших деталей внешнего вида и одежды (не забыты ни золотые пломбы, ни лысина цвета слоновой кости у господина, ни лакированная кожа принца) — все это говорит о том, что люди, фигурирующие в рассказе, стали рабами вещей, рабами общепринятых норм, рабами собственного богатства. Именно поэтому для них в одном ряду стоят розовый суп в отеле, белые комочки голубей, подстреленных в минуты досуга и красиво падающих на изумрудные газоны, и осмотр в Неаполе «пахнущих воском церквей, в которых повсюду одно и то же… чье-нибудь «снятие с креста, непременно знаменитое».

Но в это господство вещей незаметно для нас вплетается описание вечного, неподвластного человеку, каким бы богатым он ни был: грозная стихия океана за бортом парохода, неожиданная обыденность смерти, звуки, запахи, зрительные образы не прекращающейся с кончиной человека чудесной и самозабвенной жизни.

Привязавший себя к условностям и предметам, уважаемый и уверенный в своей правоте самодовольный господин из Сан-Франциско после смерти закономерно пополняет так почитаемое им царство вещей. Он превращается в «тело мертвого старика», которое не может вызвать ни почета, ни благоговения, которое со всех сторон преследуют насмешки и человеческое невнимание — зеркало его отношения к миру при жизни.

ВЫВОД:

Бунин подчеркивает иллюзорность счастья и благополучия в «вещном» мире, смеясь над попытками отложить «на потом» настоящую жизнь, утверждая, что этого «потом» может и не быть. Господин из Сан-Франциско не успел пожить, поскольку даже он признавал, что лишь существовал до своего путешествия, окончившегося так быстро и неожиданно. Именно поэтому нужно научиться ощущать непреходящую ценность каждого мгновения, радостного или печального, но неповторимого, жить не прошлым или будущим, а настоящим. Здесь и сейчас.

IV Домашнее задание: выписать тропы (изобразительные средства). По 5 примеров на каждый троп.

  • Урок по рассказу антоновские яблоки 11 класс
  • Урок по рассказу андреева петька на даче
  • Урок по рассказу андреева иуда искариот
  • Урок описание памятника культуры 8 класс сочинение храм покрова на нерли
  • Урок пластов летом сочинение 5 класс картина