Урок по рассказу бунина господин из сан франциско 11 класс

Тема урока: образ закатной цивилизации в рассказе и.а. бунина господин из сан-франциско. цель урока: раскрыть философское содержание рассказа бунина, показать,

Тема урока: Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Цель урока: раскрыть философское содержание рассказа Бунина, показать, как соотносится в нем национальное, социальное и общечеловеческое.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит разговор об одном из самых знаменитых рассказов И.А.Бунина, в котором вам предстоит рассказать о своем прочтении этого рассказа.

Итак, первое задание более чем простое.

1. Исследователь творчества Бунина Юрий Мальцев заметил: «Рассказ «Господин из Сан-Франциско» многие критики считают самым совершенным из всех, написанных Буниным до революции. Действительно, техника письма достигает здесь виртуозного блеска. Выразительность деталей и точность языка поразительны. Но чего не отметил никто из критиков — это абсолютного и необычного для Бунина отсутствия поэзии». Как вы думаете, справедливо ли замечание исследователя? Если да, то чем вы объясните «отсутствие поэзии» на страницах рассказа?

(Материал для учителя: В первую очередь обращает на себя внимание эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Согласно Откровению Иоанна Богослова, Вавилон, «великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу… горе, горе тебе, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой» (Откровение, 18). Итак, уже с эпиграфа начинается сквозной мотив рассказа — мотив гибели, смерти. Он возникает потом в названии гигантского корабля — «Атлантида», погибший мифологический материк, — подтверждая, таким образом, близкую гибель парохода. Основное событие рассказа — смерть господина из Сан-Франциско, быстрая и внезапная, в один час. С самого начала путешествия его окружает масса деталей, предвещающих или напоминающих о смерти. Сначала он собирается ехать в Рим, чтобы слушать там католическую молитву покаяния (которая читается перед смертью), затем пароход «Атлантида», который является в рассказе двойственным символом: с одной стороны, пароход символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, то есть тем, от чего погиб Вавилон. Поэтому, в конце концов, корабль, да еще с таким названием, должен утонуть. С другой стороны, «Атлантида» — олицетворение рая и ада, причем, если первое описано как рай «осовремененный» (волны пряного дыма, сияние света, коньяки, ликеры, сигары, радостные пары и прочее), то машинное отделение впрямую называется преисподней: «ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, — та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груди каменного угля, с грохотом ввергаемого (ср. «ввергнуть в геенну огненную») в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени…» Весьма любопытным героем рассказа является «наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито». Описывая его, Бунин постоянно подчеркивает его странную, как бы мертвую внешность: «весь деревянный, широколицый, узкоглазый… слегка неприятный — тем, что крупные черные усы сквозили у него как у мертвого… смуглая тонкая кожа на плоском лице слегка натянута и как будто слегка лакирована… у него были сухие руки, чистая кожа, под которой текла древняя царская кровь…»)

2. Анализ содержания рассказа по вопросам.

  • Почему рассказ называется «Господин из Сан-Франциско»? На что указывает это название рассказа?

  • В чем особенности Сан-Франциско как города?

  • Почему герой выбрал для своей деятельности именно этот город?

  • Почему герой лишён имени?

(Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе «единственно ради развлечения» поехать «в Старый Свет на целых два года», может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, верит «в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание», может презрительно бросать оборванцам сквозь зубы: «Go away! Via!» («Прочь!»))

  • Чем примечательна внешность Господина?

(Описывая внешность господина, Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и его неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, «крепкая лысая голова» сравнивается со «старой слоновой костью». В господине нет ничего духовно­го, его цель — стать богатым и пожинать плоды этого богатства — осуществилась, но он не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан-Франциско постоянно сопровождает авторская ирония.)

  • Как Господин относится к своей семье?

  • Как Господин относится к работе?

  • Представьте себя на месте слуг, официантов, что вы запомнили о Господине?

  • Есть ли в Господине что-нибудь индивидуальное, например, любимое блюдо, фотография дочери на столике, а может он о чем-то разговаривает со своей женой или дочерью? Почему же автор не говорит об этом? Над чем он скрыто иронизирует? ( Господин подчинил свою жизнь не наслаждению, а подражанию. Он очень хотел походить на тех, кто богаче. Он пуст, его душа уже давно мертва.)

  • С какой целью путешествовал Господин? Это его личное желание – двухгодичное морское путешествие вокруг света?

(Человеческое начинает проявляться в господине только при смерти: «Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, — его больше не было, — а кто-то другой». Смерть делает его человеком: «черты его стали утончаться, светлеть…». «Умерший», «покойный», «мертвый» — так теперь именует ав­тор героя. Резко меняется отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, гроб предоставить не могут — только ящик из-под содовой («содовая» тоже одна из примет цивилизации), прислуга, трепетавшая перед живым, издеватель­ски смеется над мертвым. В конце рассказа упоминается «тело мертвого старика из Сан-Франциско», которое возвращается «домой, в могилу, на берега Нового Света» в черном трюме. Могущество «господина» оказалось призрачным.)

3. Почему выбран корабль под названием «Атлантида»? Ваши ассоциации по этому поводу?

(Материал для учителя: Символом общества воспринимается океанский пароход со значимым названием «Атлантида», на котором плывет в Европу безымянный миллионер. Атлантида — затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 1912 году «Титаником». «Океан, ходивший за стенами» парохода — символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.

Символическим является и образ капитана; «рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего… на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев». Символичен образ заглавного героя (справка: заглавный герой тот, чье имя выне­сено в заглавие произведения, он может и не быть главным героем). Господин из Сан-Франциско — олицетворение человека буржуазной цивилизации.)

4. Определите ваше отношение к этому кораблю:

А) от имени капитана корабля;

Б) от имени пассажиров;

В) от имени Господина;

Г) от имени тех, кто обслуживают пассажиров.

( А) «На корабле все подчинено продуманному распорядку, все развлечения запланированы, ничто не побеспокоит покой пассажиров»

Б) Пассажиры: «Это самый комфортабельный, дорогой, большой, роскошный корабль, такой, который соответствует нашему статусу»

В) Господин: « Только на таком корабле мне приличествует путешествовать, я же заслужил это»)

5. Выделите этапы развития сюжета. Какую сцену можно назвать кульминационной? Как финал рассказа помогает понять характер конфликта? В чем смысл появления в финале фигуры дьявола? Как композиция рассказа помогает постичь авторскую позицию? (Композиция рассказа – частично кольцевая. Она помогает раскрыть авторскую позицию – позицию человека, который отрицает буржуазную цивилизацию, когда люди живут только внешне, а внутренне они давно уже мертвы. )

6. Работа с вопросами учебника (№10)

  1. Что, по Бунину, является противовесом «закатной» цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

  2. Какова роль эпизода с абруццкими горцами, возносящими хвалы «непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире»?

  3. Как можно истолковать выражение «гордыня Нового человека со старым сердцем»?

(Материалы для учителя: Воплощением разнообразия вечно движущегося и многогранного мира становится в рассказе Бунина Италия, люди Италии — лодочник Лоренцо и абруццкие горцы — ощущают себя естественной частью огромной Вселенной, не случайно в финале рассказа резко расширяется художественное пространство, включая и землю, и океан, и небо: «целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними». Детски радостное упоение красотой мира, наивное и благоговейное удивление перед чудом жизни чувствуется в молитвах абруццких горцев, обращенных к Божией Матери. Они, как и Лоренцо, неотъемлемы от мира природы. Лоренцо живописно красив, свободен, царственно равнодушен к деньгам — все в нем противостоит описанию главного героя. Бунин утверждает величие и красоту самой жизни, чье мощное и свободное течение пугает людей «Атлантиды» и вовлекает тех, кто способен стать ее органичной частью, стихийно, но по-детски мудро довериться ей.)

7. Какие еще вы можете назвать произведения, где смерть героя описана подробно? Какое значение имеют эти «финалы» для понимания идейного замысла? Как в них выражена авторская позиция?

Писатель «наградил» своего героя такой безобразной, непросветленной смертью, чтобы еще раз подчеркнуть ужас той неправедной жизни, которая только и могла завершиться подобным образом. И действительно, после смерти господина из Сан-Франциско мир почувствовал облегчение. Произошло чудо. Уже на следующий день «озолотилось» утреннее голубое небо, «на острове снова водворились мир и покой», на улицы высыпал простой люд, а городской рынок украсил своим присутствием красавец Лоренцо, который служит моделью многим живописцам и как бы символизирует собой прекрасную Италию».

II. Подведение итогов.

Пройдемся по палубам корабля, какое общее впечатление складывается. Загляните в его трюмы, сравните с верхней палубой.

Пассажиры не отдохнувшие, а усталые, они просыпаются, едят, танцуют, читают газеты , ложатся спать по сигналу, они не принадлежат самим себе, их сковывает механический, регламентированный распорядок. Даже развлечения дежурные – нанятая пара играет роль влюбленных.

Верх – это роскошь, низ – нищета, а между ними пропасть непонимания. Но именно «трюм» без всякой благодарности обеспечивает жизнь верхней палубы. Герои Бунина не умеют ценить, они ко всему относятся как к должному. Корабль – это срез несправедливо устроенного общества.

Да, пассажиры корабля представляют безымянные «сливки» общества, своеобразный искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой. А есть и ад.

«Подводная утроба парохода» подобна преисподней. Там «глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени».

И это противопоставление дает понимание того, почему столь неприглядна и безобразна изображаемая автором смерть.

Смерть господина из Сан-Франциско потрясает своей неприглядностью, отталкивающим физиологизмом. Теперь писатель в полной мере использует эстетическую категорию «безобразного», чтобы в нашей памяти навсегда запечатлелась отвратительная картина. Бунин не жалеет отталкивающих подробностей, чтобы воссоздать человека, которого никакое богатство не может спасти от последовав­шего после кончины унижения. Позже мертвому даруется и подлинное общение с Природой, которого он был лишен, в чем, будучи живым, никогда не испытывал потребности: «звезды глядели на него с неба, сверчок с грустной беззаботностью запел на стене».

Домашнее задание. Прочитать рассказы «Легкое дыхание» и «Чистый понедельник», стр.44-53; вопросы 7, 8, 11.

4

План урока:

Введение

Краткое содержание рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Философская и социальная проблематика «Господина из Сан-Франциско»

Образ господина

Символика произведения

Главная мысль рассказа

Приводится краткое содержание (брифли) рассказа «Господин из Сан-Франциско», определена главная идея, раскрываются социально-философская проблематика, символика и метафоры, дается характеристика персонажей, формулируется вывод, определяющий нравственные уроки данного произведения.

При необходимости устного краткого пересказа «Господина из Сан-Франциско» можно придерживаться следующего плана:

1. Замысел господина
2. Предполагаемый маршрут путешествия
3. Описание корабля
4. Один день пассажиров первого класса
5. Чем занимался господин в Неаполе
6. Приезд на Капри
7. Внезапная кончина героя
8. Возвращение в Америку

История создания рассказа «Господин из Сан-Франциско» Стоит обратить внимание на год написания рассказа – 1915, в историческом контексте это время первой мировой войны, которая упоминается лишь в одной детали, говорящей об отношении к этой трагедии сытого буржуазного мира. 

Герой безразлично прочитал несколько строк о затянувшемся балканском конфликте, хотел перевернуть газету, и вдруг эти «строчки вспыхнули» перед его глазами, знаменуя предсмертную агонию. Смерть оказалась не где-то далеко, на войне, а за собственной спиной. Мысль о возможной гибели на войне или без нее своеобразно раскрыта автором «Господина из Сан-Франциско».

Первоначальное название «Смерть на Капри» Бунин заменил, позже убрал и эпиграф, заимствованный из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий», посчитав их слишком явными подсказками к пониманию смысла произведения.

Почему рассказ называется «Господин из Сан-Франциско»? Смысл названия определило слово, обозначающее господствующий статус героя, лишенного имени, а значит, не выделяющегося среди себе подобных. В незатейливом сюжете, описывающем несчастный случай, внезапно прервавший благополучную жизнь преуспевающего американца, раскрыта глубокая философская тема смысла жизни. В изложении использована кольцевая композиция. Действие начинается и заканчивается на корабле, уплывающего в Европу и возвращающегося в Америку. А место действия и название корабля «Атлантида» Бунин выбрал, напоминая о трагедии «Титаника» в 1912 г. в Атлантическом океане и легендарном острове, погребенном в океане.

Бунин сам много путешествовал по Европе с 1910 по 1913 г., полгода жил на Капри, описание острова и путевые впечатления отражены в повествовании.

Краткое содержание рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Господин из Сан-Франциско задумал развлекательное путешествие с семьей в Старый свет. Абсолютно уверенный, что заслужил покой, решил после 58 лет начать жить ради удовольствия. Никогда раньше он не позволял себе отдыха, умножая свое состояние, используя наемных китайцев. По опыту людей его круга, знавших толк в наслаждении жизнью, решил начать круиз с Европы, Индии, Египта. Маршрут им предполагался обширный. По плану два зимних месяца решил провести на юге Италии, на карнавал уехать в Ниццу и Монте-Карло повращаться в элитном обществе. В начале весны поехать во Флоренцию, на страстной неделе – в Рим на мессы, потом Венеция, Париж, Севилья, Англия, Афины, Константинополь и по завершении пути — Япония.

Гигантский корабль «Атлантида» напоминал комфортабельный отель с барами, ресторанами, банями. Времяпрепровождение пассажиров было упорядоченным: утром пили кофе или какао, принимали водные процедуры, занимались гимнастикой и, одевшись, собирались к завтраку. После прогуливались по палубам, дыша свежим морским воздухом, или забавлялись в какие-нибудь игры, чтобы возбудить аппетит для следующего завтрака, более плотного. Затем следовал двухчасовой отдых на палубе в камышовых креслах. Туристы, укутавшись пледами, любовались пенистыми волнами. Посвежевших и отдохнувших пассажиров угощали чаем, к вечеру сиреной оповещали о начале главного события уходящего дня. Вечерами все этажи корабля были ярко освещены. Огромное количество слуг работало на кухнях, винных складах, посудомойках. И все отдыхающие забывали про ревущий за бортом океан, веря власти над стихией огромного, грузного рыжего капитана.

В сияющем зале, заполняемого дамами в открытых платьях и господами в смокингах и фраках, играл прекрасный оркестр. Вышколенные лакеи, солидные метрдотели услужливо выполняли все пожелания публики. Среди этого великолепия сидит за изысканно сервированным столом господин из Сан-Франциско. Это сухощавый, низенький, но крепкого телосложения лысеющий человек. Его супруга крупная и богато одетая. Дочь, высокого роста и тонкая, с тщательно уложенной прической, в наряде откровенном, но невинном.

После роскошного банкета начинались танцы, мужчины в баре курили сигары, пили дорогие напитки. И никто не вспоминал бушующий океан и вьюгу за бортом. Только вахтенные в непогоду и стужу несли службу, в трюмах раздетые по пояс от жары, дыша зловонными парами, матросы
бросали уголь в топки. А в ярко освещенном танцевальном зале играла музыка, беззаботно танцевали танго и вальс. Среди изящной толпы был «великий» богач, популярный писатель, известная светская красавица и постоянно танцующая влюбленная пара, за трогательными отношениями которой все с интересом наблюдали, не догадываясь, что их наняли изображать «настоящую» любовь за неплохие деньги.

Тема любви в рассказе не затрагивается, потому что ее нет. Чувства танцоров фальшивы, дочь господина очарована не странным принцем, а его знатным происхождением. Жизнь на корабле для пассажиров была беззаботной, но однообразной. Лишь по одному дню из жизни высшего общества в рассказе «Господин из Сан-Франциско», можно судить о всех остальных днях, потому что они похожи один на другой.

Вскоре на борту появился принц какой-то азиатской страны, маленького роста, с широким лицом и узкими глазами, который привлек к себе всеобщее внимание, в том числе и дочери господина. Хотя он был некрасив и странен, сердце девушки взволнованно трепетало в присутствии царской особы.

Господин в пути не скупился и потому рассчитывал на заботу обслуживающих его людей. По прибытии в Неаполь жизнь продолжалась по установленному регламенту: завтрак, экскурсии на автомобиле по улочкам, посещение скучных музеев и холодных храмов с могильными плитами, потом еще один завтрак на горе Сан-Мартино в обществе людей высшего сорта, после в отеле обед с обильной едой и винами. К ночи прислуга разносила грелки страдающим от несварения постояльцам.

Погода омрачала отдых. Солнце после полудня сменялось моросящим дождем. Все казалось грязным, достопримечательности однообразными, уличные толпы раздражали. Господин и его жена начали ссориться, у дочери
было состояние переменчивое: то восторженное, то болезненное. Семья господина из Сан-Франциско решила уехать на Капри и остановиться в Соренто, побывать на развалинах дворца императора Тиверия и послушать
абруццких волынщиков. Добравшись на пароходике до острова, страдая в
плавании от морской болезни, семейство поселилось в лучшем номере дорогого отеля. Увиденное по пути окончательно разочаровало, мечты потерпели крах, жестокая реальность разрушала планы. Италия, красотами которой они приехали наслаждаться, предстала перед ними жалкими домишками, суетливыми и шумными итальянцами. Окончательно портила настроение дождливая, ветреная погода и штормившее море.

В отеле их встретил сам хозяин, и господину показалось, что этот человек ему приснился накануне. Не веря в мистику, но немного удивленный, рассказал об этом жене и дочери. Им выделили лучшую горничную и расторопного слугу Луиджи. Сообщив метрдотелю о желании обедать, мистер стал тщательно готовиться к вечернему пиршеству. Завершая свой вечерний туалет, с трудом застегнул ворот белоснежной рубашки, бормоча непроизвольно: «Это ужасно». 

Облачившись, как к венцу, зашел в читальню, ожидая жену и дочь. Он пролистал бегло заголовки статей в газетах и внезапно в припадке рухнул на пол. Невольный свидетель немец ринулся звать на помощь. Наблюдавшим сцену смерти господина из Сан-Франциско постояльцам вечер был испорчен. Лакеи торопливо унесли бьющееся в судорогах тело в самый паршивый номер, где господин скончался. Хозяин, пытаясь скрыть неприятное происшествие, не позволил перенести умершего в его апартаменты и предложил вместо гроба длинный ящик из-под воды.

Рано утром тело в ящике вывезли из гостиницы и отправили на пароходике в Неаполь. На острове жизнь потекла по-прежнему. Туристы еще спали, простолюдины на рынке уже работали. Беззаботный лодочник Лоренцо радовался утру, два абруццких горца, любуясь природой родной Италии, пели хвалы Деве Марии. Тело старика опять попадает на пароход «Атлантиду», только домой он возвращается в трюме. А на верхних палубах по-прежнему течет беспечная и радостная жизнь, невзирая на вьюгу и шторм. И никто не помнил, как звали господина, от чего он умер. За уплывающим кораблем следит со скалистого Гибралтара Дьявол. 

Философская и социальная проблематика «Господина из Сан-Франциско»

Часто жанр рассказа определяют как притчу, потому что в нем затронуты истинные ценности человеческого бытия, о которых забывает человек, посвятивший свое существование самому для него главному — зарабатыванию капитала, думая, что деньги могут обеспечить ему уверенность в завтрашнем дне и счастливую жизнь. Бунин анализируя проблемы общественного устройства, приводит достаточно веские аргументы того, что материальная составляющая человеческого существования хоть и необходимая часть, но далеко не главная. 

Планы «хозяина жизни» нарушаются тем, что не покупается. Стихия природы портит дорогостоящее путешествие, а перед внезапной смертью и вовсе все равны, независимо от состояния банковского счета. Пренебрежение и поверхностное отношение господ к христианским ценностям подчеркнуто в деталях. Маршрут героя запланирован по церковному календарю: Рождество в Италии, Пасха в Риме. Но это лишь дань традициям культурного и дорогого отдыха, а не вере. Скучны мрачные храмы, неинтересны бесконечные распятия Христа каких-то знаменитостей в музеях. Господам забавна стрельба по белым голубям. Неслучайно умер господин на Капри, где сизапланировал паломничество к руинам дворцов легендарного жестокого императора Тиберия, в чье правление был распят Иисус. Социальная проблематика связана с прославлением
достижений технического прогресса в ущерб духовному совершенствованию личности. Бродячим абруццким волынщикам хочется петь хвалы Богородице от радости, которую они испытывают, идя по дороге и видя красоту своей прекрасной и солнечной страны. Им не дано путешествовать на дорогих лайнерах и жить в шикарных отелях, но они свободны и счастливы. 

Анализ произведения «Господин из Сан-Франциско» помогает понять, что порожденная человеком цивилизация порабощает его, обезличивает и лишает свободы, независимо от социального статуса. Богатые пассажиры первого класса каждый день, как заведенные, выполняют один и тот же ритуал, основными действами в котором являются возбуждение аппетита, принятие пищи, решение проблем с пищеварением. Но и вынужденные за гроши вкалывать люди тоже превращаются в рабов для обслуживания своих господ, как матросы в трюме или китайцы, работавшие на хозяина.

Образ господина

Описывая портрет главного героя, Бунин подчеркивает неестественность облика в ярких эпитетах: золотые коронки, серебряные усы, кожа оттенка слоновой кости, остатки волос жемчужного цвета. Внешность господина демонстрирует его состоятельность и высокую себестоимость.

В характеристике господина из Сан-Франциско стоит отметить его работоспособность и упорство в достижении своих целей. Но, как большинство людей мира капитала, он обезличен и бездуховен. Господин лишен имени, биографии и характера. Есть только ухоженное и богато одетое тело. Известно, что он сколотил состояние благодаря дешевому наемному труду и решил уйти на покой, мечтая наслаждаться комфортной и сытой жизнью. Жизненные ценности для него предпочтительнее в денежном эквиваленте. 

На авторский вопрос, что думал и чувствовал господин в свой последний день, следует банальный ответ – он хотел есть. Чувствуя недомогание после качки, измученный тщательным одеванием к обеду, интуитивно он определяет свое состояние словом «ужасно». Жестокость судьбы в рассказе проявляется в том, что герой внезапно умирает тогда, когда он многого достиг. Так мало говорится о его жизни, которую можно выразить тремя словами: работал – заработал – умер. Для описания сцены его смерти потребовалось гораздо больше слов. Он начинает меняться только перед кончиной. Смерть возвращает ему человеческий облик: черты лица стали светлеть и утончаться.

Символика произведения

Интересны художественные особенности при описании образов людей, природы или корабля как символов. Часто Бунин использует антитезу, которая подчеркивает противоречия и используется в метафорах и эпитетах: одетая с невинной откровенностью дочь, грешно-скромная партнерша танцора.

В описании корабля символично моделируется человеческое общество. Верхние палубы корабля, предназначенные для праздной элиты, прожигающей жизнь в плотских удовольствиях, напоминают земной рай. В самом низу, в трюме, как в преисподней, среди котлов и топок, работают изнуренные пеклом печей люди. 

Судьба господина из Сан-Франциско символизирует духовное вымирание буржуазного мира. Не случайно название корабля напоминает об исчезнувшей цивилизации. Общество, в котором финансовые интересы выше духовных, обречено. 

Образ капитана представлен как могущественный языческий идол, в которого верят пассажиры, и корабль кажется им надежным оплотом, но перед океаном он ничтожен. Для дьявола, наблюдающего за самоуничтожением людей, уплывающий корабль превращается в точку на горизонте и исчезает на фоне океана.

Образ дьявола в «Господине из Сан-Франциско» интересен тем, что он не злой искуситель, а всего лишь бесстрастный наблюдатель того, что творят с собой люди.

Образ океана противопоставлен миру людей. Он страшен, неподвластен никому, кроме Бога, и способен поглотить людей в свою бездну, но о нем стараются не думать. Природа в рассказе одушевлена. 

Второстепенные герои из «Господина из Сан-Франциско» Эти персонажи не имеют прямого отношения к действию рассказа. Но эпизоды, описывающие их, значительны для понимания основной мысли. В отличие от главного героя некоторым даны имена. В этих персонажах чувствуется живое начало.

Описание лодочника Лоренцо привносит небольшой, но выразительный штрих. Он знаменитость в Италии, потому что не раз позировал живописцам, обладая колоритной внешностью. У красивого старика величественные повадки, он не стыдится своих лохмотьев. Лоренцо счастлив, что у него купили за гроши выловленных омаров, и теперь мог целый день ничего не делать. Ему вполне хватает для счастья насущного хлеба.

Абруццким горцам, спускающимся по скалистой дороге, казалось, что весь остров лежит у их ног. Все их богатство – волынка и деревянная дудочка. Их безыскусные песни противопоставлены музыке оркестра на пароходе своей
радостью и искренностью. 

Вскользь упоминаются Кармелла и Джузеппе, известные исполнители тарантеллы, страстного танца. И вспоминаются фальшиво-мучительные танцы якобы влюбленной парочки. 

Образ Луиджи в «Господине из Сан-Франциско» помогает понять истинное отношение лакеев к господам. Проворный и любезный коридорный на побегушках у семьи господина кривляется и смешит горничных у двери мертвого старика, презрительно издеваясь над толстосумом. 

Главная мысль рассказа

Главную мысль «Господина из Сан-Франциско» нельзя свести лишь к тому, что богатство ничтожно перед смертью. Претензии человеческой цивилизации на господство над миром иллюзорны. Корабль, как символ ее могущества, созданный «гордыней Нового Человека со старым сердцем», противопоставлен жизненной стихии. Чувствуется авторская ирония в написании с большой буквы нарицательных слов в этой цитате из рассказа. 

Можно сделать вывод по рассказу «Господин из Сан-Франциско». Произведение, созданное более ста лет назад, не утратило своей актуальности. Технический прогресс делает жизнь комфортней, но отдаляет от духовности. Общество потребления по-прежнему превращает нового человека в безличного обывателя со старым сердцем, который, веря в мнимую силу денег, тратит свою жизнь на обогащение и забывает о простых и вечных ценностях.

На обложке: Иллюстрация О. Г. Верейского.  

Сабақтың жоспары

План урока

Пән

предмет

Рус. Литер.

Күні

дата

№ сабақ

занятие №

Топ

группа

Тақырып

Тема

И.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание» (по выбору)

Мақсат

Цели

Білімділік:

Дидактическая: Раскрыть смысл символических образов рассказа.

Проследить историю создания произведения.

Дамытушылық

Развивающая: Развивать умения выделять основные средства создания художественного образа; выделять основные средства создания образа.

Развивать умения определять функцию художественных образов в тексте.

Тәрбиелік:

Воспитывающая: Учить видеть истинные ценности жизни.

Сабақтын типі (тұрпаты)

Тип урока

Урок изучения нового материала,

Сабақтын әдісі

Метод обучения

исследовательский, проблемно-

поисковый

Урок закрепления ЗУН

Корнекілік

Оснащение

Портрет Бунина 1915 года, портрет Томаса Манна, портрет Л.Н.Толстого, фрагмент фильма Ф.Феллини «И корабль плывет», репродукции картин И.Айвазовского «Буря», К.Брюллова «Последний день Помпеи»

Сабақтын барысы

Ход урока

1. Бағдарлану – мотивациялық блок

Мотивационно – ориентировочный блок

Сабақтың тақырыбын шығу, жазұ

Выход на тему, запись темы урока

Оқу мақсатын қою

Постановка цели, задач урока

Сабақтың барысымен танысу Знакомство с ходом урока

Білім жаңғыртуы

Актуализация знаний

Эпиграф: И увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий

от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего

Откровение Иоанна Богослова (21:2)

2. Операциялық- танымдық блогы

Операционно-познавательный блок Жаңа материалды мазмұндау (баяндау)

Изучение нового материала

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» — это рассказ 45- летнего писателя (учитель делает жест в сторону портрета). Это очень, потому что именно в данный период Бунин переходит на новый этап творчества, который характеризуется глубокими философскими размышлениями, глобальными идейными обобщениями, религиозным самоанализом. Творческий процесс писателя становится размеренным, все чаще Бунин вступает в художественный диалог с современниками и представителями мировой культуры прошлого.

Так одним из поводов к написанию рассказа послужило прочтение Буниным новеллы «Смерть в Венеции» немецкого писателя (тоже нобелевского лауреата) Томаса Манна (учитель указывает на портрет). Несмотря на отдаленную схожесть сюжета, рассказ Бунина не является реминисценцией, потому что в нем отразился совершенно самостоятельный взгляд Бунина на проблему жизни и смерти, вечного и тленного. Мы привыкли называть небольшие прозаические произведения Бунина рассказами, но в данном случае для него очень важна была «новеллистичность» произведения Т.Манна, так как Бунин на фоне вполне заурядных событий изображает трагедию. Такой неожиданный поворот и отличает новеллу как жанр. Бунину это было необходимо для изображения внезапности прихода смерти.

Важен в данном случае и другой диалог Бунина – с Л.Н.Толстым (указывает на портрет) и его повестью «Смерть Ивана Ильича». Мы уже говорили с вами о колоссальном влиянии творчества Толстого на прозу Бунина. Но если Толстой в своей повести старался в точности следовать реальным событиям, положенным в ее основу, то Бунин в процессе работы над рассказом все больше отходил от прямых аналогий с действительностью.

Так название корабля «Атлантида» заменило первоначальное название «Принцесса Елеонора» — название реального корабля, ходившего в начале XX века из Италии в Америку. В окончательную редакцию рассказа Бунин внес существенные коррективы: изменил название. Как первоначально назывался рассказ? («Смерть на Капри»).

Отказался Бунин и от эпиграфа, который до сих пор печатается во многих изданиях рассказа. Горе тебе, Вавилон, город крепкий — слова из Откровения Иоанна Богослова, или второе название – Апокалипсис. Когда вы слышите «Вавилон», что, прежде всего, приходит вам на ум? (Вавилонская башня). Но апокалипсический Вавилон никак не связан с Вавилоном Ветхого Завета и смешением языков, о котором говорится в Книге Бытия. О философской разности Ветхого и Нового Завета мы уже говорили с вами в связи с Достоевским и на занятиях МХК. Вавилон Нового Завета – это символ города греха, города, который в Откровении именуется блудницей: «стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих» (Откровение: 18:10-13). Вавилону в Откровении противопоставлен Иерусалим – град небесный, христианский символ возрождения и рая.

Для Бунина эта антитеза очень важна. Давайте сравним описание Неаполя и Капри. (ученики зачитывают отрывки из рассказа). Параллели с библейским текстом вполне очевидны. Но в рассказе Бунина есть еще целый ряд противопоставлений. Давайте зачитаем фрагменты, где дан портрет капитана корабля и описывается встреча с жителями Капри. (ученики зачитывают). Мы видим, какими скупыми красками изображает Бунин идолопоклонство высшего света капитану и как ярко и светло выписано паломничество жителей Капри к Деве Марии.

Еще одна явная антитеза — это устройство корабля как символ социальной иерархии, где те, кто наверху живут в свое удовольствие, а низы обеспечивают ход корабля, постоянно находясь в раскаленном трюме, как в Аду. (Фрагмент фильма Феллини).

Обращение Бунина к Апокалипсису открывает еще один идейный план: идея конца света, конца человеческого существования, которая присутствует в целом ряде символических образов рассказа. (Ученикам предлагается самим назвать какие-либо образы). Безусловно, это прежде всего образ корабля с его магическим названием — «Атлантиды». О чем вам говорит это название? (Ученики, возможно, отвечают, что это материк, описанный античными мыслителями, который по легенде затонул).

Океан, в пучине которого движется корабль, символизирует водную стихию, неподвластную человеку вне зависимости от его богатства. (Учитель указывает на картину Айвазовского и зачитывает из рассказа описание океана).

Образ, который очень редко обращают внимание, это действующий по сей день вулкан Везувий, несколько раз эпизодично упоминаемый в рассказе. А между тем это прямое указание на гибель античной Помпеи, где люди пытаясь унести с собой как можно больше богатства, гибли под раскаленными потоками лавы. (Указание на картину Брюллова).

В рассказе упоминается император Тиберий. Это историческое лицо, правитель, при котором был распят Иисус Христос, после чего император укрылся в горах в пещере. Бренность властного земного существования была свойственна и Господину их Сан-Франциско, что говорит о том, что история ничему людей не учит.

Неслучайно эпиграфом к нашему уроку стали слова из Апокалипсиса о городе, сходящем с небес от Бога. Именно о таком Божьем граде как истинный христианин мечтал Бунин. В заглавии нашего урока рассказ «Господин из Сан-Франциско» назван Откровением. Иоанн Богослов, создавая Апокалипсис, стремился, прежде всего, предупредить человечество о грядущей катастрофе. Примерно тоже самое через две тысячи лет уже на своем языке пытался сделать Бунин, написав гениальный рассказ «Господин из Сан-Франциско».

-Почему Бунин изменил название рассказа?

-Почему герой рассказа не имеет имени?

-Какова роль пейзажа в рассказе? Как взаимосвязаны состояние природы и настроение Господина из Сан-Франциско?

-Какова роль цвета и запаха в рассказе?

-Какие художественные детали явно показывают мертвенность мира Господина из Сан-Франциско?

Закрепление материала

-С какими произведениями перекликается рассказ Бунина? Какие образы-символы конца света вы можете назвать в рассказе?

3.Рефлексия бақылау блогы

Рефлексивно – оценочный блок

Нәтижелерді жинақтап, қортындылау

Обобщение результатов, подведение итогов

Рефлексия

Рефлексия

Үй тапсырмасы

Домашнее задание Анализ произведения писателя

қолы ___________________

подпись _______________

Цели урока: создание условия для определения идейного и художественного своеобразия образа времени в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Задачи урока:

  • формирование ценностных отношений к человеческой жизни;
  • формирование умения интерпретировать цели и смысл жизни героев литературного произведения;
  • развитие умения в рисуночной форме интерпретировать поступки героев.

Эпиграф к уроку:

Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле.
И. Бунин «Сны Чанга»

Ход урока

Слово учителя: Ребята, совсем скоро вы покинете стены школы, и вам предстоит выбирать свой путь в жизни. Вам предстоит совершить плавание по океану Жизни. Каким оно будет, все зависит от вас. Я думаю, что вы уже не раз об этом задумывались. У человека должно быть понятие о цели, смысле жизни, должны присутствовать собственные ценностные ориентиры. Я попрошу вас поделиться своими мыслями, идеями о дальнейшей жизни. Для этого нужно:

I

Взять лист формата А4, фломастеры. Представьте, что ваша жизнь – некий корабль, который плывет в какой-то пункт назначения. В метафорической форме изобразить «корабль» и «пункт назначения». Задание выполняется самостоятельно.

Можно нарисовать, схематично изобразить, написать набор слов, фраз, предложений. Дать свой прогноз, предположение:

  • Что для вас является самым дорогим?
  • Как вы считаете, какие ценностные качества должны присутствовать у каждого человека?
  • Что вас ожидает в будущем?
  • Каким вы видите назначение человека?

В своих работах ответьте на эти вопросы

Учащиеся: Защита работ учащихся, каждый рассказывает о своей цели в жизни.

II

Слово учителя: Владимир Набоков назвал прозу Бунина «парчовой».

Парча – двойная, яркая, золотистая, блестящая, не мнется.

Проза Бунина тоже «двухслойная».

Первый слой – яркие впечатления, второй – другие ассоциации.

Вот и сюжет рассказа – это только поверхностный слой. Необходимо заглянуть глубже, внимательнее отнестись к каждому слову (СМ. ЛОСКУТОК ПАРЧИ)

III

Слово учителя: Главный герой рассказа «Господин из Сан-Франциско» тоже плывет на корабле.

Американский миллионер, всю жизнь потративший на погоню за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на роскошном пароходе «Атлантида». Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Вся жизнь господина была распланирована по часам, он не мог дать себе ни минуты отдыха, пока не достиг той цели, которую поставил перед собой. Целью же всей жизни его было – достижение власти, власти денег. Преклоняющийся перед сильными мира сего, он к 58 годам достиг желанной цели. Господин отправляется в кругосветное путешествие, а именно – наслаждаться жизнью. Он знал, что деньги создадут ему полный комфорт, будет светить солнце, юные неаполитанки одарят его щедрой любовью, а бой-китайцы рады будут выполнять любую его прихоть. Путешествие воплощало желание показать свое могущество и увидеть, как ничтожен и жалок этот мир перед его денежной мощью.

IV

Слово учителя: Господин разработал обширный маршрут плавания.

Собирается совершить кругосветное путешествие. Он решил не отступать от правил: поехать туда, куда обычно люди его круга ездят.

в Южную Европу, на обратном пути – Ближний Восток и Япония.

Подробно и детально описанный маршрут путешествия, в котором, казалось бы, нет места случайностям.

Перечитать моменты, описывающие его плавание. Выписать из этих текстов ключевые слова, которые помогут ответить на вопрос: «Куда он плывет?» (Приложение 1) Поисковая деятельность по тексту.

Предполагаемый ответ:

  • На юге Италии он будет наслаждаться любовью молоденьких неаполитанок;
  • В Ницце любоваться карнавалом;
  • В Монте-Карло участвовать в автомобильных гонках и играть в рулетку;
  • Во Флоренции и Риме слушать церковные мессы;
  • А потом посетит Афины, Палестину и Египет.

В итоге учащиеся должны прийти к выводу: = наслаждаться плотской жизнью

V

Слово учителя: Корабль, на котором плывет наш «господин», называется «Атлантида».

В рассказе много символических значений. Название корабля тоже есть некий символ. В названии корабля ясно виден намек на участь древней Атлантиды.

Познакомьтесь с текстом, рассказывающим о происхождении этого названия. Читая текст, записывайте свои ассоциации в левую колонку таблицы (Приложение 2) Поисковая деятельность по тексту

А теперь перечитаем фрагменты бунинского текста, рассказывающие о корабле под названием «Атлантида». Выписывайте ключевые слова – характеристики во вторую колонку таблицы (Приложение 3) Поисковая деятельность по тексту.

Сравнить записи в этих двух колонках. Ответить на вопрос: «Почему Бунин назвал корабль «Атлантида»?»

• Огромный остров • Громадный отель
• Могучий, культурный народ • Богатые люди
• Изобилие • Неисчерпаемое изобилие, роскошь
• Наслаждение «избытком» неправедного богатства • Наслаждение: свет, тепло
• Страна деградировала, сгинула. Символ погибшей цивилизации ?

Обобщение собранного материала. Предполагаемый ответ учащихся = Путь в никуда, катастрофа, предел, тупик.

Корабль рисуется как некая модель современного мира. Бунин размышляет о трагизме жизни, обреченности мировой цивилизации. Для него «господин» и ему подобные люди не имеют права на счастье, он осуждает бездуховность их существования. Мир таких людей и есть проявление зла для Бунина.

VI

Бунин ищет ответ на вопрос: В чем же счастье человека и его
предназначение на земле?
Путешествуя на таком корабле с таким легендарным названием, герой не имеет имени. Поразмышляйте над вопросом: Почему автор не дает имени главному герою рассказа?

Обсуждение в группе (КЛАСС ДЕЛИТСЯ НА ГРУППЫ)

Обобщение собранного материала. Предполагаемые ответы учащихся:

  • Главного героя он описывает со скрытой иронией. Имени ему не дает только потому, что ничем этот господин среди других таких же не выделяется, его имени никто не запомнил. Для него он «некто».
  • Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней мере, он сам себя считает господином и упивается своим положением. Он может позволить себе единственно ради развлечения поехать в Старый Свет на целых два года, может пользоваться всеми благами, гарантированными его статусом. Верит в заботливость всех тех, что кормят и поят его, с утра до вечера служат ему. Господин принадлежит к тем, кто приобрел миллионы ценой нищеты и гибели многих тысяч людей.
  • Не достоин, чтобы ему было дано имя. Жизнь господина пуста в ней нет высокой цели. Самодовольный сноб, стремящийся только к богатству, решает, что пора пожить в свое удовольствие. Но оказалось, что купить счастье, благополучие, выторговать лишние дни у смерти невозможно.

VII

Бунин использует прием антитезы для изображения разделения общества. Жизнь на трюме и верхней палубе резко отличается. На трюме грязно, а на палубе – роскошная жизнь. За своей лживой веселостью они не видят истинного смысла жизни. Мир таких господ и есть проявление зла для Бунина.

Такой точный хронометраж всего происходящего позволяет автору создать образ автоматически заведенного порядка, механизма жизни, крутящегося вхолостую.

VIII

С самого начала путешествия погода отказалась служить этим людям, собравшимся с одной целью – наслаждаться плотской жизнью. В день отъезда, – очень памятный день для семьи из Сан-Франциско! – даже с утра не было солнца.

В поисках потерянного солнца «господин» меняет свои планы и едет на Капри.

… «декабрь выдался не совсем удачный: портье, когда с ним говорили о погоде, только виновато поднимал плечи, бормоча, что такого года они и не помнят. Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да все гуще и холоднее…»

За бортом «…океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях,… в смертной тоске стенала оглушаемая туманом сирена».

Между двумя мирами путешествовали «избранные»: миром естественной и потому не принимающей их природы, и миром искусственной природы, созданным гордыней человека. Солнце не могло пробиться в мир пошлости и бездуховности, ибо оно светит только тем, кто живет в соитии с природой, для кого простое человеческое чувство, исходящее из глубин души, дороже, чем звон металла.

IX

Смерть, о которой господин не задумывался, пришла неожиданно и все расставила на свои места. Наречием «вдруг» рисуется кульминационная сцена, рисующая внезапную смерть. Тот, перед кем еще минут пять назад раскланивались и кому беспрекословно подчинялись, вдруг превратился в мертвого старика. И мир, основанный на могуществе денег, рассыпался в одночасье. Смерть героя описана подробно: (Приложение 4)

Жаждал господин из Сан-Франциско счастья и радости, но, потеряв душу свою в погоне за золотым тельцом, за призрачным счастьем был наделен автором безобразной смертью, чтобы еще раз подчеркнуть ужас той неправедной жизни, которая только и могла завершиться подобным образом. Бунин не жалеет отталкивающих подробностей, чтобы воссоздать картину жалкой, неприглядной смерти некогда могущественного человека, которого никакое богатство не может спасти.

После смерти господина произошло чудо. Уже на следующий день «озолотилось» утреннее голубое небо, на острове снова водворились мир и покой, на улицы высыпал простой люд, а городской рынок украсил своим присутствием красавец Лоренцо.

Если прежде господин занимал самый лучший номер, то теперь ему отвели самый маленький, сырой, холодный номер, где он лежал на дешевой кровати, покрытый грубыми одеялами. Для покойника не находят даже гроба, и его тело помещают в ящик из-под содовой.

X

Какие слова-ассоциации вы можете назвать, которые точно характеризуют жизнь героя?

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Бессмысленная
  • Пустая
  • Нет цели
  • Бессодержательная
  • Бесцельная
  • Безыдейная
  • Бездушная
  • Искусственная
  • Пошлая
  • Безликая

XI

Вернуться к своему рисунку, метафорически запечатлевающим свою жизнь. Внести изменения, дополнения с учетом той работы, которую мы только что проделали.

Обсуждение в группе того, что захотелось изменить в рисунке.

XII

С какими вопросами уходите? Какие чувства, переживания посетили вас? Что осталось для вас тайной? А что прояснилось?

Предполагаемые ответы учащихся:

Вопросы вечной красоты, смысла жизни, предназначение человека.

XIII

Дома вы должны написать сочинение-миниатюру.

Тема для сочинения: «Почему автор не дает имени главному герою?»

XIV

ВЕРНУТЬСЯ к ПЕРВОМУ ЭПИГРАФУ, РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

. – подтверждение, согласие

! – горячее одобрение

? – недоумение, возражение ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:

НЕ ВСЕ РАВНО, ПРО КОГО ГОВОРИТЬ. ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ТОГО КАЖДЫЙ ИЗ ЖИВУЩИХ НА ЗЕМЛЕ?

Приложения.

Цели:

  1. Развивать умение анализировать текст произведения;
  2. Раскрыть идею и художественные особенности рассказа;
  3. Воспитывать любовь к художественному слову;
  4. Развивать устную и письменную речь.

Методические приёмы: аналитическая беседа, рассказ учителя, работа с текстом.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

II.Объяснение нового материала

«Горе тебе, Вавилон, город крепкий ».
(из Апокалипсиса)

1) Слово учителя

Уже шла Первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Весной 1910 года И.А. Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. В декабре 1910 – весной 1911 гг. был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. Снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и других городах Европы. С декабря 1913 г. Полгода провел на Капри. Впечатления от этих путешествий отразились в рассказах и повестях, составивших сборники «Суходол» (1912), «Иоанн Рыдалец» (1913), «Чаша жизни» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1916).

Повесть «Господин из Сан-Франциско» (первоначальное название «Смерть на Капри») продолжала традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности («Поликуша»,1863; «Смерть Ивана Ильича», 1886; «Хозяин и работник», 1895). Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывается социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом. Пафос рассказа – в ощущении неотвратимости гибели этого мира.

Смысл названия:

1. ГОСПОДИН–ГОСПОДЬ–ВЛАДЫКА. И. Бунин развенчивает миф о том, что господин из Сан-Франциско является владыкой. Он не может управлять своей жизнью.

2. Сан-Франциско – США – развенчивается иллюзия, видимость его господства над миром.

Рассказу был предпослан эпиграф из Нового Завета: «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришёл суд твой». В позднейших переизданиях эпиграф будет снят, так как название содержит «громкое» слово «смерть». Но ощущение катастрофичности, навеваемое первым заголовком и эпиграфом, пронизывает словесную плоть рассказа. Позже И.А. Бунин вспоминал: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» – эти страшные слова Апокалипсиса неотступно звучали в моей душе, когда я писал рассказ».

III. Давайте обратимся непосредственно к тексту.

Беседа по рассказу.

Одной из проблем, затронутых Буниным в рассказе, является проблема катастрофичности мира, его неизбежной гибели. Наша задача — проследить, как Бунин раскрывает эту проблему. В чём автор видит неизбежную гибель этого мира и как нам его, этот мир, изображает.

— Само название парохода («Атлантида») наводит на мысль о призрачности, нереальности его существования и о неизбежной гибели.

— Вспоминается предание о существовании на земле цивилизации, которая бесследно погибла. (Атлантида – затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизацией, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 1912 году «Титаником». «Океан, ходивший за стенами» парохода, – символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.)

— Но не только символическим названием парохода Бунин предупреждает о гибели, но и описанием этого парохода и его пассажиров, и океана, по которому пролёг путь отдыхающих.

— Итак, основное место действие повести разворачивается на огромном пароходе, знаменитой «Атлантиде». Пароход — последнее слово техники — является моделью человеческого общества. Его трюмы и палубы представляют слои этого общества. На верхних этажах корабля, похожего на «громадный отель со всеми удобствами», размеренно протекает жизнь богатых, достигших полного «благополучия». Эта жизнь обозначается длиннейшим неопределенно-личным предложением, занимающем почти страницу: «вставали рано…пили кофе, шоколад, какао, … садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку…», Эти предложения подчеркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Все, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. «Путешественники» не слышат злобного воя сирены, предвещающего гибель, – его заглушают «звуки прекрасного струнного оркестра». Пассажиры корабля представляют безымянные «сливки» общества: «Был среди этой блестящей толпы некий великий богач, …был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюбленная пара…» Пара была «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги».. Это искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой. А есть и ад. «Подводная утроба парохода» подобна преисподней. Там «глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени». Следовательно, общество можно разделить на «верхи» и «низы»
Обратим внимание на описание океана. Что насторожило вас? Почему появились мысли о грозящей беде? (Работаем над эпизодом «По вечерам этажи «Атлантиды»…)

— По моему мнению, океан — это символ жизни, которая чужда, непонятна пассажирам, даже враждебна им. Они отдыхают, их заливает свет; всё, что на пароходе, изображено яркими тонами.

— Мы слышим звуки прекрасного оркестра, «изысканно и неустанно игравшего в двухсветной зале, празднично залитой огнями». Жизнь «людей самого отборного общества», как назвал их автор, безоблачна, легка. Они отдыхают, развлекаются. А там, за бортом парохода, проходит другая жизнь, бурная и настоящая, ничем не похожая на их праздник. «Океан был страшен». Но пассажиры не видели и не знали этой страшной жизни.

— Приём антитезы помогает Бунину показать несоответствие жизни пассажиров той реальной, от которой они отгородились. В настоящей жизни мы слышим сирены, взывающие с «адской мрачностью» и взвизгивающие с «неистовой злобой». Исчезает сияние и блеск, сменяясь мрачностью. Радость и довольство уступают место неистовой злобе.

— Впервые появляется ощущение конца света. Оно связано со словом-эпитетом «адская». Не просто мрачность, тьма, а «адская», непроглядная, та, которая есть только в аду.

— Со словом связано представление о вечных муках.

— Однако этого предупреждения не слышат пассажиры, зато их испытывают те, кто находится внизу, в машинном отделении. Сейчас они подвергаются этим мукам. Бунин сравнивает пароход и его машинное отделение с «мрачными и знойными недрами преисподней». Вновь эпитет «мрачный», и опять встаёт образ ада. Мы видим «преисподнюю, которая напоминает девятый круг дантовского ада.

— Картина страшна. Пароход теперь не напоминает «сверкающий отель», а похож на чудовище с бездонной «утробой», в которой «гогочут исполинские топки».

— Со словом «утроба» связан фразеологизм «ненасытная утроба». «Атлантида» напоминает такую ненасытную утробу, а пассажиры становятся её заложниками, время их ограничено, они все обречены сгореть. Их пожрут эти «исполинские топки с раскалёнными зевами».

— Если прочитать только слова, относящиеся к пароходу, то можно с уверенностью сказать, что перед нами ад.

— «Адская мрачность», «неистовая злоба», «мрачные и знойные недра преисподней», «последний, девятый круг», «подводная утроба парохода», «исполинские топки, пожиравшие своими раскалёнными зевами». И отступает назад блестящий отель «Атлантида», а вместо него — ад.

— Картину неизбежной гибели дополняет описание океана. Он напоминает «чёрные горы» с «пенистыми хвостами». И вновь мы слышим «смертную тоску удушаемой туманом сирены». Невольно возникает символ смерти, гибели, обречённости.

Наверное, поэтому по-другому теперь мы смотрим на пассажиров парохода и замечаем то, что раньше укрывалось от наших глаз. В их поведении, в деталях Бунин показывает неизбежность гибели этого мира. Почему? На каких отношениях он построен?

— В этом мире нет искренности. Вспомним отношение слуг к господину из Сан-Франциско. И немец, присутствующий при несчастье с господином из Сан-Франциско, испугался только того, что спокойное течение его отдыха было нарушено. Это мир бездуховных, жестоких людей.

— Они не только развращены сами, но и развращают всех, кто находится рядом. Об этом говорит поведение Луиджи при живом господине и после несчастного случая с ним. То же отсутствие милосердия, сочувствия, а лишь денежный расчёт.

— В этом мире всё продаётся и покупается. Купили и любовь, которую изображают двое «влюблённых» под «бесстыдно-грустную музыку». Им самим уже надоело «притворно мучиться своей блаженной мукой», но они должны отработать полученные деньги.
Как финальная сцена помогает завершить эту тему? Работаем над эпизодом «Был он и на другую, и на третью ночь…».

— Пароход возвращается назад в сопровождении «бешеной вьюги». Но если в первой части мы видели только предупреждение, то теперь наступает развязка. Океан гудит, «как погребальная месса», а волны ходят «траурными горами». Это отпевание не только господина из Сан-Франциско, а всего мира, основанного на бездуховности, жестокости, пошлости и цинизме. И опять звук сирены, которая «яростно взвизгивает, удушаемая бурей».

— А в подводной утробе «Атлантиды» мы видим «адские топки», которые «сипят паром и сочатся кипятком и маслом». Это та адская кухня, в которой готовятся котлы для бесчеловечного мира. И вот мы попадаем «в бесконечно длинное подземелье, в круглый туннель, слабо озарённый электричеством, где медленно, с подавляющей человеческую душу неукоснительностью вращается в своём маслянистом ложе исполинский вал… «И нет спасения ни «Атлантиде», ни тем, кто находится на ней».

— Картина окончательной гибели завершается образом дьявола, который следит за уходящим «в ночь и вьюгу кораблём». Но чем дальше уходил корабль, тем больше над ним нависал дьявол, оберегая от других, не желая отдавать свою жертву.
Неужели нет спасения? Так ли пессимистичен рассказ Бунина? Не показывает ли нам автор путь к спасению?

— В рассказе есть ещё один образ, с которым можно связать спасение человечества. Это образ Богоматери. Мы видим Её в гроте стены. И совсем другими тонами рисуется Она. Она озарена солнцем, в тепле и блеске, в белоснежных гипсовых одеждах и в царском венце.

— Сразу исчезает напряжённость, появляется лиризм, тепло, задушевность. Она кроткая и милостивая, с поднятыми к небу очами.

— Совсем иные звуки слышим мы рядом с Матерью Божьей — на волынке играют два горца. Звуки эти — «наивные и смиренно-радостные — хвалы солнцу, утру, Ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире».
Почему именно с горцами связывает Бунин образ Богоматери и идею спасения человечества?

— Горцы близки к природе, их души не развращены светом, они не знают коварства, лицемерия, предательства. У них чистые и наивные души, они откровенны в своих чувствах.

— С появлением горцев меняется природа. Мрачные тона исчезают, сменяясь тёплыми, нежными. Люди на «Атлантиде» не могли видеть и не видели красоты, казалось, что плывут они ночью. А горцы умеют радоваться жизни и тому, что их окружает.

— Природа, окружающая их, прекрасна: «…целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: …и каменистые горбы острова, и сказочная синева, и сияющие утренние пары под ослепительным солнцем, и туманно-лазурные массивы Италии».

— В этом безобразном мире они спасутся, потому что их души чисты, они просты, искренни. Почему Бунин в 1915 году поднимает вопрос о неизбежной гибели мира?

— Это время войны. Кроме того, Бунин предчувствовал грядущую беду для своей страны и предупреждал о катастрофе.

— В это время особенно сильно выразились противоречия в обществе, часто нарушались и грубо попирались нравственные человеческие законы, которые должны составлять основу всякого общества.

— А если рушатся нравственные законы, то жизнь общества подвергается опасности. Отсюда и до мировой катастрофы недалеко.

Давайте более подробно остановимся на пространственной и временной организации рассказа.
Пространство и время в произведении.

И.А. Бунин очень точно называет даты происходящих событий, показывает распорядок дня богатых людей (географическое пространство).

— Что можно сказать о пространстве в рассказе?

Оно меняется, а с другой стороны, замкнуто, либо на палубе, либо в отеле. Отсюда следует, что важнейший для писателя мотив искусственности, автоматизма существования и героя и общества. Герой живет в искусственном мире, где все разлиновано: «во-первых», «во-вторых», «в пять», «в семь часов»

— Итак, как строится время? Назовите даты, числа, указанные в рассказе, с какими событиями они
связаны?

Два года путешествия, которое начинается в конце ноября и прерывается в декабре (в предрождественскую неделю – оживление перед праздником, горцы молятся;

— Сюжетное движение останавливается. Где этот процесс наблюдается рассказе?

Изменяется маршрут круиза, размеренный отчёт о режиме дня на «Атлантиде», описание порядка в отеле города Неаполя;
Счёт времени идёт не на часы и дни, а на тысячелетия эпохи. Перед нами возникает образ Тиберия;

— Кто это такой? Когда и зачем автор вводит его в рассказ?

Это тоже безымянный образ, в котором узнаётся некогда могущественный римский император Тиберий, который последние годы своей жизни прожил на Капри. Многие «съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил». «Человечество навек запомнило его», но это слова Герострата: «Человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионом людей, наделавший над ними жестокостей сверх всякой меры». В слове «почему-то» – разоблачение фиктивного могущества, гордыни; время всё расставляет по своим местам: даёт бессмертие истинном) и ввергает в забвение ложное;

Детализация в рассказе.

И.А. Бунин был необыкновенно строг к точности и конкретности изображении (развлечения на «Атлантиде» – зачитать)

— Как детально автор описывает внешний вид героев? (приведите пример описания какого-либо персонажа рассказа)

— Как описывает «господина» автор?

Внешность главного героя – опредмечена. Описывая внешность господина, И.А. Бунин использует эпитеты, подчёркивающие его богатство и его неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, «крепкая лысая голова» сравнивается со «старой слоновой костью». В господине нет ничего духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого богатства – осуществилась, он не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан-Франциско постоянно сопровождает авторская ирония;

— Вспомните, как подробно, до мельчайших деталей, автор рисует нам сцену, где господин тщательно собирается на обед (перед смертью). Найдите пример в тексте и зачитайте.

— Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?

«Господин» меняется только перед лицом смерти, в нем начинает проявляться человеческое: «Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, — его больше не было, — а кто-то другой». Смерть делает его человеком: «черты его стали утончаться, светлеть…». «Умерший», «покойный», «мертвый» — так теперь именует автор героя. Резко меняется отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцем, гроб предоставить не могут — только ящик из под содовой («содовая» тоже одна из примет цивилизации), прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым, В конце рассказа упоминается «тело мертвого старика из Сан-Франциско», которое возвращается «домой, в могилу, на берега Нового Света», в черном трюме. Могущество «господина» оказалось призрачным.

— Как детализирует смерть сам автор? Как автор описывает смерть? (Стрельба по голубям)

Прочность, художественная уместность и полнота изображения – вот те качества предметной детализации, которые мы находим в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

Ритмическая и звуковая организация рассказа.

Движением текста управляет взаимодействие и чередование двух мотивов:

  1. искусственно-регламентируемые монотонности существования господина
  2. непредсказуемо-свободной стихии подлинной жизни.

Каждый из мотивов поддержан своей системой образных, лексических и звуковых повторов, каждый выражен в своей эмоциональной тональности (шейная запонка или описание заснувшего попугая). Например, описание «Атлантиды».

Финал рассказа очень музыкален. В эпиграфе слышится страх (звуки: оркестр, вальс, танго, сирены и др.) – от шёпота до оглушительного рёва. Это и общая картина быта и способ автора оповестить о грядущей катастрофе. Мотив смерти начинает звучать с самых первых страниц произведения, постепенно становясь ведущим мотивом.

Анализ композиции и конфликта рассказа.

— какой же сюжет рассказа?

В рассказе повествуется о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Южную Европу. На обратном пути домой должны были посетить Ближний Восток и Японию. Но господин неожиданно умирает.

— Зачитайте из рассказа маршрут путешествия господина;

— Почему и с какой целью отправляется путешествовать господин?
(приведите пример из текста);

— Определим «завязку» и «развитие действия» в рассказе. Найдём в тексте.

Выбран знаменитый пароход «Атлантида», похожий на громадный «отель со всеми
удобствами». Всё идёт хорошо. Но план рушится («завязка»), главный виновник в этом – неподвластная природа («утреннее солнце каждый день обманывало») – «развитие действия».

— Определим «кульминацию» в рассказе. Найдём в тексте.

«Кульминация» – неожиданная смерть героя;

— Это событие только по стечению обстоятельств было воспринято как «ужасное происшествие» («не будь в читальне немца», вырвавшегося оттуда «с криком», хозяину удалось бы «успокоить… поспешными заверениями, что это так, пустяк..»). Неожиданный уход в небытие в контексте повести воспринимается как высший момент столкновения иллюзорного и истинного, когда природа «грубо» доказывает свою всесильность. Но люди продолжают свое «беззаботное», безумное существование, быстро возвращаясь к миру и покою. Их не может пробудить к жизни не только пример одного из их современников, но даже воспоминание о том, что случилось «две тысячи лет назад» во времена жившего «на одном из самых крутых подъемов» Капри Тиберия, бывшего римским императором при жизни Иисуса Христа.

— Где и при каких обстоятельствах умер господин? (найдите в тексте);

— Определим «развязку» в произведении. Найдём в тексте.

Описание «Атлантиды» с мёртвым господином);

— Какая «композиция»?

Так как и в начале, и в конце рассказа мы попадаем на пароход «Атлантиду», значит «композиция» кольцевая.

— Композиция повести имеет кольцевой характер. Путешествие героя начинается в Сан-Франциско и заканчивается возвращением «домой, в могилу, на берега Нового Света». «Средина» повести — посещение «Старого Света» — помимо конкретного, имеет и обобщенный смысл. «Новый Человек», возвращаясь к истории, по-новому оценивает свое место в мире. Приезд героев в Неаполь, на Капри открывает возможность для включения в текст авторских описаний «чудесной», «радостной, прекрасной, солнечной» страны, красоту которой «бессильно выразить человеческое слово», и философских отступлений, обусловленных итальянскими впечатлениями.

Конфликт рассказа между вечным и «вещным». Автор хочет убедить читателя в том, что вечное и «вещное» в мире тесно переплетены, взаимосвязаны, и акцент, сделанный на том или другом, зависит лишь от установки и отношения человека. Тщательная распланированность путешествия, подробное описание образа жизни богачей на корабле, ювелирное изображение вещей, их окружающих, описание мельчайших деталей внешнего вида и одежды (не забыты ни золотые пломбы, ни лысина цвета слоновой кости у господина, ни лакированная кожа принца) — все это говорит о том, что люди, фигурирующие в рассказе, стали рабами вещей, рабами общепринятых норм, рабами собственного богатства. Именно поэтому для них в одном ряду стоят розовый суп в отеле, белые комочки голубей, подстреленных в минуты досуга и красиво падающих на изумрудные газоны, и осмотр в Неаполе «пахнущих воском церквей, в которых повсюду одно и то же… чье-нибудь «снятие с креста, непременно знаменитое».

Но в это господство вещей незаметно для нас вплетается описание вечного, неподвластного человеку, каким бы богатым он ни был: грозная стихия океана за бортом парохода, неожиданная обыденность смерти, звуки, запахи, зрительные образы не прекращающейся с кончиной человека чудесной и самозабвенной жизни.

Привязавший себя к условностям и предметам, уважаемый и уверенный в своей правоте самодовольный господин из Сан-Франциско после смерти закономерно пополняет так почитаемое им царство вещей. Он превращается в «тело мертвого старика», которое не может вызвать ни почета, ни благоговения, которое со всех сторон преследуют насмешки и человеческое невнимание — зеркало его отношения к миру при жизни.

ВЫВОД:

Бунин подчеркивает иллюзорность счастья и благополучия в «вещном» мире, смеясь над попытками отложить «на потом» настоящую жизнь, утверждая, что этого «потом» может и не быть. Господин из Сан-Франциско не успел пожить, поскольку даже он признавал, что лишь существовал до своего путешествия, окончившегося так быстро и неожиданно. Именно поэтому нужно научиться ощущать непреходящую ценность каждого мгновения, радостного или печального, но неповторимого, жить не прошлым или будущим, а настоящим. Здесь и сейчас.

IV Домашнее задание: выписать тропы (изобразительные средства). По 5 примеров на каждый троп.

  • Урок не выучен как пишется
  • Урок на всю жизнь сочинение
  • Урок музыки в 5 классе музыка главный герой сказки презентация
  • Урок музыки римский корсаков сказка о царе салтане
  • Урок музыки 5 класс что за прелесть эти сказки шахерезада