Вопросы по рассказу И. С. Тургенева
«Бирюк»
1. От чьего имени ведется повествование в
рассказе «Бирюк»?
— Повествование в рассказе «Бирюк» ведется от имени
рассказчика – героя повествования, барина-охотника.
2. Кого рассказчик встретил во время дождя,
возвращаясь домой с охоты?
— Возвращаясь домой с охоты, рассказчик встретил
местного лесника.
3. Что лесник предложил рассказчику?
— Лесник предложил рассказчику переждать дождь с
грозой у него дома.
4. С кем жил лесник?
— Лесник жил вместе с двумя детьми – дочерью и
сыном-младенцем.
5. Опишите избу лесника.
Стр. 216: «Изба лесника состояла из одной
комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный
тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась
груда тряпок; два больших горшка стояли возле печи. Лучина горела на столе,
печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная
к концу длинного шеста».
6. Как звали лесника? Опишите его внешность.
— Лесника звали Фома Кузьмич, у него было прозвище –
Бирюк. «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый», —
примечание И. С. Тургенева.
Стр. 217: «Он [лесник] был высокого росту,
плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись
его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и
мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие
глаза».
7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру?
Стр. 217: «По их словам, не бывало еще на
свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в
какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты
не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок, как бес… И ничем его взять
нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые
люди его сжить со свету собирались, да нет – не дается»».
8. Почему лесник живет один? Где его жена?
— Лесник живет один, потому что его жена сбежала с
прохожим мещанином.
9. Как звали дочь лесника?
— Дочь лесника звали Улитой.
10. Свидетелем какого происшествия стал
рассказчик?
— Пока рассказчик был в гостях у Бирюка, один из
местных крестьян в господском лесу срубил дерево. Лесник хотел его за это
жестоко наказать: привел к себе домой и собирался отобрать лошадь.
11. Почему лесник отпустил провинившегося
мужика и виновен ли мужик?
— Бирюк сжалился над мужиком: тот срубил дерево из-за
крайней нужды – дети голодные, семья вконец разорена. Кроме того, если бы
лесник забрал у мужика лошадь, его семья совсем бы пропала. Конечно, мужик
виновен, но виновны и те, кто довел его до такого нищенского состояния.
12. Какой эпизод в этом рассказе можно
считать самым главным? Почему?
— В рассказе главным можно считать эпизод, когда
лесник отпускает вора: именно здесь чувство человечности заслонило в нем
чувство служебного долга.
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4. С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4. С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4. С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4. С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4. С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали лесника?
Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные мужики?
Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его жена?
9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия стал
рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и виновен
ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым главным?
Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4. С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4. С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4. С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4. С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4. С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4. С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали лесника?
Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные мужики?
Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его жена?
9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия стал
рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и виновен
ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым главным?
Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4. С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4. С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4. С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4. С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. От чьего имени ведется повествование
в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время дождя, возвращаясь
домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику? 4. С кем жил
лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали лесника? Опишите
его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные мужики? Каков он
был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его жена? 9.
Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия стал
рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и виновен
ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым главным?
Почему?
—————————————————————————————————————————————————————————
Урок литературы в 7 классе
на тему «Мастерство И.С. Тургенева в раскрытии образа Бирюка (по
рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»).
Цель
урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате
исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: в
чём проявилось писательское мастерство И.С. Тургенева при создании
противоречивого образа Бирюка, героя одноимённого рассказа?
Задачи:
формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с
информацией, представляя результаты в различных формах; развитие
интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Организационные
формы: самостоятельная групповая деятельность с опорой на результаты
перспективного домашнего задания; исследовательская работа. Главной формой
организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах,
преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения.
Ожидаемые
результаты:
Личностные:
• развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
воспитание доброты и милосердия, умения понять другого человека;
• формирование
толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому
человеку.
Метапредметные:
• умение
планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и
средств их достижения;
• формирование
умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия
одноклассников;
• умение
строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных
связей, делать умозаключения;
·
умение работать в группе — владение навыками самопрезентации,
умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации
различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
·
умение видеть культурологические связи
Предметные:
• понимание
литературы как особого способа познания жизни,
• формирование
потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в
процессе читательского восприятия, умения в процессе чтения вставать на позицию
другого;
• воспитание
квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические
(устные и письменные) высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного
Тип
урока: урок- исследование.
Межпредметные
связи: история, мировая художественная культура, изобразительное
искусство.
Оборудование: портрет
И.С. Тургенева; раздаточный материал, электронная презентация; фрагмент
художественного фильма «Бирюк» (1977 г.), «Толковый словарь русского
языка» под редакцией С.И. Ожегова.
Ход урока
I.
Организация внимания учащихся
II.
Актуализация опорных знаний учащихся.
—
В 6 классе вы читали рассказ И.С. Тургенева … («Бежин луг»). Слайд
1.
— Прежде чем перейти к анализу рассказа «Бирюк», который вы
прочитали дома, мы напишем небольшую проверочную работу.
Приём
«Недописанный тезис».
Дети
получают листочки с текстом, в котором нужно заполнить пробелы — приложение
1.
В
1847 году Тургенев начинает работать над сборником ………….(«Записки
охотника«), который был опубликован в ………………(1852 г.)
. В сборник вошло ……….. (25) рассказов.
Во всех произведениях присутствует один и тот же герой — ……… (Петр
Петрович). Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях,
произошедших с ним во время ……………….. (охоты). Поэтому
сборник назван «Записки охотника».
Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни
……………… (крестьян) в …………………….. (Орловской)
губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору.
III.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово
учителя.
— Многие герои, упоминаемые в
рассказах, были знакомы автору. В том числе и герои рассказа «Бирюк».
Рассказ
«Бирюк» был написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала
«Современник» в 1848 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки
охотника», Тургенев опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от
жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а
впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили
мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а
списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк,
которого в лесу убили свои же крестьяне…»
IV.
Вопрос на восприятие прочитанного.
—
Ребята, какое впечатление произвел на вас рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»? Что
удивило, а может быть, даже и поразило?
(Ответ: «Удивил
финал рассказа. Не ожидали, что Бирюк отпустит вора»)
Учитель:
—
Давайте ещё раз перелистаем страницы рассказа и постараемся понять мотивы
такого неожиданного для нас поступка.
V.
Изучение нового материала.
Беседа
с классом
Вопрос. В
каком жанре написано произведение, которое мы с вами сегодня будем
рассматривать?
(Ответ. «Это
рассказ. Слайд 2. Рассказ – небольшое
эпическое произведение, в котором повествуется только об одном поступке героя,
об одном событии. В рассказе минимальное количество героев: один, два, реже
три.)
Вопрос. Почему
книга, в которую включён рассказ, называется «Записки охотника»? Слайд
3.
(Ответ. «Во-первых,
в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик, близкий самому
писателю. Во-вторых, мы знаем, как страстно любил Тургенев охоту, и образ
охотника, скитающегося с ружьём по Орловской губернии, позволяет ему наблюдать
жизнь этого уголка России. В своих героях-крестьянах писатель разглядел
личности с глубоким внутренним содержанием и смыслом.»)
Учитель.
— Правильно,
скитаясь с ружьём, Тургенев накапливал наблюдения за окружающей жизнью.
«Вы
ожидаете сейчас выстрела – ничуть не бывало! Успокойтесь… Вы этого выстрела
не дождётесь… охотник никуда не стреляет… Он следит не за полётом птицы, а
за… золотисто-серыми с белыми краями облаками, он смотрит на стальные
отблески воды… Ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и
пытливого взгляда», – писал современник.
А
сейчас, ребята, нам предстоит интересная работа! Мы будем учиться давать
характеристику литературному герою. О каком герое пойдет речь сегодня на уроке?
(О Бирюке). Формулируем тему урока: «Мастерство
И.С. Тургенева в раскрытии образа Бирюка (по
рассказу И.С.Тургенева «Бирюк» ) Слайд 4. —
запись в тетрадь. Мы заглянем в
творческую лабораторию Тургенева с тем, чтобы понять, какую роль играют
художественные описания в раскрытии характера героя.
-Чем
же мы будем заниматься сегодня на уроке? (Работать с текстом, анализировать
его, находить описание героя).
-А
благодаря каким деталям можно раскрыть характер героя рассказа «Бирюк?»
(Благодаря портретному описанию, описанию природы, описанию помещения,
отношению к людям, к своему делу, отношению людей к герою).
-Ребята,
а название произведения может охарактеризовать героя?
Как
вы понимаете значение слова «бирюк»? Нам поможет «Толковый
словарь русского языка» С.И. Ожегова.
2.
1.Волк-одиночка (обл.).
2. перен. Нелюдимый
и угрюмый человек (разг.) Смотреть ~бирюком.
исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться.
-Каким
вы представляете себе героя?
Может,
таким, как на картине И. Крамского «Полесовщик»? Слайд
5. Иван Николаевич Крамской (1837—1887) — русский
живописец, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный
критик. В картине «Полесовщик» (1874) художник обращается к теме русского
крестьянства, однако его интересуют «не глубины и сложности» народного
характера, а эмоциональные состояния и душевные движения. В «народной теме» он
остается портретистом, исследующим прежде всего человека. Посмотрите на этого
крестьянина. Каким изобразил его художник?
Работа
с картиной.
-Это
наше с вами представление о герое, а как нам показывает Тургенев своего героя,
мы проследим с вами по тексту. Мы поработаем сейчас как литературоведы,
рассмотрим все художественные описания в рассказе. Трудную задачу легче решать
сообща, поэтому работать будем в группах. Для того, чтобы мы смогли дать полную
характеристику герою, смогли полнее увидеть детали, при помощи которых Тургенев
раскрывает нам характер героя, я предлагаю вам поработать с эпизодами и
заданиями к ним, а потом, во время ответа, вы должны будете выделить главное,
чтобы занести в таблицу ключевые слова. В конце урока мы попробуем составить
полную характеристику героя.
Итак,
у вас на столах карточки с заданиями. Можете приступить к работе.
1 группа
1. Что
такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?
2. Найдите
в тексте и выразительно прочитайте описание избы лесника. Устно нарисуйте
картину, которая вам представилась во время чтения.(Художественный пересказ)
3. Как
это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик
описывает место жительства Бирюка?
4. Какие
слова в описании являются ключевыми?
5. Сделайте
вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы?
6. Слайд
6.Разделяете ли вы чувства рассказчика, который с горечью отмечает:
«Я посмотрел кругом, — сердце во мне заныло»?
2
группа
1.Что
такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?
2.
Найдите в тексте и прочитайте выразительно, что автор выделяет во внешности
Бирюка. Устно нарисуйте, каким вы его представляете.(Художественный пересказ)
3.
Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять
характер героя?
3
группа
1.
Что говорят в деревне о Бирюке?
2. Найдите и приготовьте чтение по ролям диалогов: лесник –
охотник, лесник – мужик-«вор».
3. Что такое диалог? Какую роль он играет в художественном произведении?
4. Что узнали о герое по его речи?
5. Какие поступки совершает Бирюк? Как в этом сказывается его характер
4
группа.
1.
Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?
2. Найдите и выразительно прочитайте описание природы. Какой
образ главный? Как он соотносится с образом главного героя?
3. Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Какие чувства и как
передаёт И.С.Тургенев через описание природы?
— Какая
сцена в рассказе является самой острой, кульминационной?
(Дождь
в этом рассказе помогает понять происходящее, особенно конфликт,
разворачивающийся между мужиком и лесником, и позицию рассказчика. Гроза и
дождь показывают не только явление природы, но и внутреннее состояние героев.
Гроза – символ конфликта. Пейзаж помогает понять нам характеры героев, проблемы
взаимоотношения людей).
Чтение
по ролям диалога Бирюка с пойманным в лесу мужиком. Обращаем
внимание на слова автора, сопровождающие реплики мужика: «заговорил
…голосом глухим и разбитым», «твердил», «повторял с унылым
отчаянием».
Беседа.
—
Чем объяснить перемену в поведении мужика: поначалу «бедняк
потупился», а некоторое время спустя «внезапно выпрямился»,
«глаза загорелись, и на лице выступила краска»? Почему меняется не
только тон, но и лексика: «душегубец окаянный», «азиат,
кровопийца», «зверь»? Конфликт достигает своей остроты.
(Озлобленность
мужика вызвана отчаянием положения, в котором он оказался).
—
Ожидали ли вы такой развязки?
Просмотр
фрагмента художественного фильма «Бирюк» (режиссёр
Роман Балаян, 1977 г.).
—
Почему ни жалкие и униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не
тронули Бирюка? (Здесь ученики должны еще раз вспомнить о том, каким
замечательным работником зарекомендовал себя Фома).
— Почему
лишь гневный взрыв отчаяния мужика достиг цели?
(Бирюк
не может не пожалеть мужика, понимая, что эта озлобленность и отчаяние – от
нищеты и безысходности. «Пришиби — один конец; что с голоду, что так – все
едино». К крайнему изумлению рассказчика, Бирюк отпускает вора).
—
Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе?
(Исправно
несущий свою службу («Я тоже человек подневольный; с меня взыщут«),
угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и
простить отчаявшегося мужика).
Вот
такой неоднозначный получился у нас персонаж, так как в образе этого героя
можно отметить черты, вызывающие симпатию, а также качества, за
которые его можно осудить.
С
одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий,
мужественный, добросовестный работник.
Но
с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.
VI.
Рефлексия. Тестирование с последующей взаимопроверкой.
Ученики
выполняют тест на выявление уровня знания текста (взаимоконтроль).
1. Тема
произведения: а) жизнь Бирюка; б) взаимоотношения отца и дочери; в)
тяжелая жизнь русских крепостных людей.
2. Главным
героем произведения является: а) сам автор; Б) лесник; в) пойманный
крестьянин.
3. Что
висело на стене в избе лесника? А) ружье; б ) икона; в) сухие грибы;
г)
изорванный тулуп.
4.
Как звали дочь лесника? А) Ася, б) Улита, в) Анфиса,
г) Агафья.
5. По
какой причине мужик стал рубить дерево?
А)
на дрова; б) чтобы продать; в) мешало расти другим деревьям.
6. Что
попросил забрать мужик после того, как связал Бирюк?
А)
вилы, б) топор, в) сумку, г) грабли.
7.
Как во время сцены в лесу обращается к главному герою провинившийся мужик?
а)Бирюк;
б) кровопийца; в) Фома; г) Фома Кузьмич.
8. Кульминационная
сцена произведения: а) описание избы лесника;
б)
рассказ пойманного мужика о своей жизни; в) неожиданный гнев крестьянина.
9.
Суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется: а) отношением к нему
окружающих; б) обманом жены; в) пониманием истинных мотивов,
заставляющих мужиков воровать.
10.
Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как: а) понял, что нищета и отчаяние
крестьянина достигли своего предела; б) испугался мести крестьян; в) ему стало
стыдно перед барином за свою жестокость.
Ключ
к тесту. 1 — в, 2 — б, 3 — г, 4 — б, 5 — б, 6 — б, 7 — г, 8 — в, 9 — в, 10 — а.
VII.
Заключение.
Слово
учителя
В
1852 году по приказу Николая 1 Тургенев был арестован в Петербурге и сослан в
имение Спасское-Лутовиново, перешедшее в его владение после смерти матери. Как
известно, поводом для ареста и ссылки послужила статья на смерть Н.В. Гоголя,
но в действительности, всероссийский самодержец разгневался на Тургенева из-за
антикрепостнического духа «Записок охотника».
Известно,
что в решении царя Александра II освободить крестьян, «Записки
охотника» сыграли большую роль. Сам И.С. Тургенев желал, чтобы после
смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга «Записки
охотника» послужила делу освобождения крестьян.
—
Почему же такое влияние имела на умы, настроения в обществе эта книга? И какую
роль, по-вашему, сыграл рассказ «Бирюк» в деле отмены крепостного
права?
Рассказ
не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем,
что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика.
И.С.
Тургенев посвятил свой рассказ простому крестьянину. Слайд 8. «Но
что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» – спрашивал В.Г.
Белинский и сам же отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце,
страсти, склонности, – словом, всё то же, что и в образованном человеке».
Слова
великого русского критика подсказывали прогрессивным русским писателям путь их
творчества. По этому пути шёл и И.С.Тургенев.
V.
Выставление оценок за урок
VI.
Домашнее задание. Слайд 9.
Написать
сочинение- рассуждение на тему: «Мое отношение к главному герою рассказа
«Бирюк».
Приложения.
Приложение
1. Приём «Недописанный тезис». Дети получают листочки с
текстом, в котором нужно заполнить пробелы.
В
1847 году Тургенев начинает работать над сборником
…………………………………………, который был опубликован в
…………….году. В сборник вошло ……….. рассказов.
Во всех произведениях присутствует один и тот же герой —
…………………………………….. Это дворянин из села Спасское. Он
рассказывает о случаях, произошедших с ним во время ……………….. .
Поэтому сборник назван «Записки охотника».
Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни
……………………. в …………………………губернии. Многие
герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору.
Приложение
2. Тест.
1. Тема
произведения: а) жизнь Бирюка; б) взаимоотношения отца и дочери; в)
тяжелая жизнь русских крепостных людей.
2. Главным
героем произведения является:
а)
сам автор; Б) лесник; в) пойманный крестьянин.
3. Что
висело на стене в избе лесника?
А)
ружье; б ) икона; в) сухие грибы; г) изорванный тулуп.
4.
Как звали дочь лесника? А) Ася, б) Улита, в) Анфиса,
г) Агафья.
5. По
какой причине мужик стал рубить дерево?
А)
на дрова; б) чтобы продать; в) мешало расти другим деревьям.
6. Что
попросил забрать мужик после того, как связал Бирюк?
А)
вилы; б) топор; в) сумку; г) грабли.
7.
Как во время сцены в лесу обращается к главному герою провинившийся мужик?
а)
Бирюк; б) кровопийца; в) Фома; г) Фома Кузьмич.
8. Кульминационная
сцена произведения: а) описание избы лесника;
б)
рассказ пойманного мужика о своей жизни; в) неожиданный гнев крестьянина.
9.
Суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется: а) отношением к нему
окружающих; б) обманом жены; в) пониманием истинных мотивов,
заставляющих мужиков воровать.
10.
Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как: а) понял, что нищета и отчаяние
крестьянина достигли своего предела; б) испугался мести крестьян; в) ему стало
стыдно перед барином за свою жестокость.
1.в
2.б
3.г
4.б
5.б
6.б
7.г
8.в
9.в
10.а
Используемая
литература:
Диденко
Инна Валерьевна, ГБОУ СОШ № 451 Колпинский район. Конспект урока по рассказу И.
С. Тургенева «Бирюк»
2. Зайцева Л. А. Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева
«Бирюк» 7 класс.
3. Покровкова Наталья Николаевна, заместитель директора по УВР Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им.
Е. В. Камышева».
4. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с
приложением на электронном носителе/В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И.
Коровин. – М.: Просвещение, 2014.
Иван Тургенев написал рассказ «Бирюк» в 1847 году, а в 1848 году он был опубликован в журнале «Современник».
Описание книги для читательского дневника
Автор: Тургенев Иван Сергеевич
Название произведения: «Бирюк»
Жанр: рассказ
Год написания: 1847
Издательство: ЭКСМО
Год издания: 2010
Главные герои и их краткая характеристика
Автор-рассказчик – барин, добрый, милосердный человек, страстный охотник.
Фома Кузьмич (Бирюк) – могучий, суровый лесник, немногословный, честный, неподкупный, сострадательный.
Мужик – пьянчуга и браконьер, жалкий, отчаянный.
Улита – двенадцатилетняя дочь Бирюка.
Время и место сюжета
Действие рассказа происходит в середине XIX века, в Орловской губернии. При написании цикла «Записки охотника» писатель во многом опирался на личные впечатления о жизни крепостных крестьян в Орловской губернии. Многие герои были взяты из реальной жизни. Не стал исключением и лесник Бирюк, которого убили в лесу местные крестьяне.
Краткое содержание и сюжет
В лесу героя застала сильная гроза. По пути домой он встретил лесника, который предложил дождаться окончания дождя в его избушке. Рассказчик был наслышан о высоком, сильном леснике по прозвищу Бирюк, что значит волк-одиночка. И, действительно, Фома своим поведением во многом напоминал волка – он был неразговорчив, угрюм и, порой, откровенно груб.
Оказавшись в избушке лесника, рассказчик поразился ужасной бедности. Бирюку нечем было даже угостить нежданного гостя. Сердце героя наполнилось искренним сочувствием к бедной крестьянской семье. Он увидел двенадцатилетнюю девочку, качающую люльку с младенцем. Фома нехотя пояснил, что его жена сбежала с мещанином, оставив ему на руках двоих детей. Рассказчик подумал, что его жене, видимо, пришлось с ним несладко – уж слишком правильным и принципиальным он был для простого человека.
Бирюк был из той редкой породы людей, которые ни за что и никогда не оставят свой пост. Он никогда не прощал воров, и среди местных жителей слыл настоящей грозой браконьеров.
Переждав бурю у Бирюка, герой думал было уже уходить, как вдруг Фома услышал стук топора и бросился ловить нарушителя. Рассказчик отправился вслед за лесником, и вскоре увидел старого, худого, оборванного мужичонку, который рубил барский лес. Бирюк тут же схватил его, связал и привел к себе в избушку. Мужик принялся умолять отпустить его домой, где его ждали голодные ребятишки. Однако Фома, и сам живший в страшной нищете, не собирался прощать вора.
Рассказчик готов был заплатить леснику за нанесенный урон, и освободить несчастного мужика. Но Бирюк, который ставил правила и закон превыше всего, не собирался идти на уступки. Мужик принялся рыдать, умоляя о прощении, но затем стал всячески обзывать лесника, у которого, видимо, совсем не было сердца. Тут не выдержал и Фома, который освободил мужика и буквально вышвырнул его из избушки.
Рассказчик с удивлением понял, что Бирюк, как выяснилось, вовсе не дикий волк, а человек, способный к сопереживанию.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Автора по дороге домой застал дождь и лесник предложил проводить его в избушку. В избе лесника была дочь Улита и младенец в люльке. Лесника звали Фома Бирюк и местные мужики боялись его как огня. Бирюк услышал стук топора и вывел автора к браконьеру. Бирюк скрутил мужика и доставил его в избу. Мужик умолял и ругался, он был жалок, и Бирюк внезапно развязал его и вытолкал прочь.
План пересказа
- Дорога домой
- Сильный дождь
- Фигура в ночи
- Местный лесник
- В избушке лесника
- Фома Бирюк
- Стук топора
- Поиски браконьера
- Пленение браконьера
- Жалкий мужичок
- Мольбы и угрозы
- Заступничество не потребовалось.
Основная мысль
Зачастую внешность бывает весьма обманчивой, и даже в самом суровом, угрюмом человеке можно отыскать тонкие душевные струнки, способные к сопереживанию и милосердию.
Цитаты из текста рассказа
«…сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу…»
«…Чай, не привыкли к лучине?..»
«…И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет…»
«…Должность свою справляю (…) даром господский хлеб есть не приходится…»
«…ваша вся слобода такая — вор на воре…»
Чему учит
Рассказ учит быть сострадательным, проявлять сочувствие, жалость. Понимать причины, которые толкают человека на тот или иной поступок. Учит тому, что в жизни всегда есть место милосердию и нет человека, который бы его не заслуживал.
Отзыв и что понравилось
Мне очень понравился этот рассказ, и особенно мне понравился его герой — суровый и казалось бы безжалостный лесник Бирюк. Но оказалось, что в этом человеке бьется такое же доброе и отзывчивое сердце, как у каждого. И он совершил необыкновенно благородный поступок, достойный искренней благодарности.
Словарь новых и незнакомых слов
Ненастье – дождливая, пасмурная или бурная погода.
Лесник – лесной сторож.
Ракита – ива, русское народное название некоторых деревянистых растений из рода Ива.
Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинных ремней или веревок и служащая для того, чтобы править лошадью.
Барин – человек из высших сословий, господин.
Покромка – узкая полоска ткани, используемая в качестве тесемки, веревки.
Полати – лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью.
Люлька – кроватка для младенца.
Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.
Мещанин – человек, принадлежавший к городскому ремесленно-торговому слою населения, городской мелкой буржуазии.
Хворост – опавшие ветви деревьев, используемые как топливо и для строительства.
Вывод и мое мнение
В своем произведении Тургенев показал тяжелое положение крепостных крестьян, которым приходилось всячески искать средства к существованию. Браконьером в рассказе оказался не алчный охотник за наживой, а измученный тяжкой жизнью мужик, которому нужно было чем-то кормить своих детей. В непростой ситуации оказался и Фома, который в силу своих природных качеств не терпел воровства и нарушение порядка, но имел доброе, сострадательное сердце.
Пословицы
- Кто добро творит, тому бог отплатит.
- Не жалей того, кто скачет, жалей того, кто плачет.
- И сердится, да умилосердится.
- Жалость со слезами, а доброта с мозолями.
- Малого пожалеешь, большого потеряешь.
Бирюк
Микропересказ : Охотник пережидает грозу у лесника, которого боятся окрестные мужики. При нём лесник отпускает браконьера — умирающего от голода мужика, и охотник понимает, что лесник на самом деле добрый человек.
В оригинале повествование ведётся от лица рассказчика. Деление пересказа на главы — условное.
Рассказчик знакомится с Бирюком
Вечером рассказчик возвращался с охоты на дрожках — двухместном открытом экипаже, за которыми бежала усталая собака.
Рассказчик — охотник с собакой; имя его в рассказе не упоминается
В дороге его застала сильная гроза. Спрятавшись от дождя под густым кустом, он дожидался конца ненастья, когда при блеске молний увидел на дороге высокую фигуру.
Это оказался местный лесник. Он отвёз охотника в свой дом — небольшую избушку посреди обширного двора, обнесённого плетнём.
Дом и семья Бирюка
Изба Бирюка состояла из одной комнаты, посреди неё висела люлька с младенцем, которую качала босая девочка лет двенадцати. Охотник понял, что хозяйки в избе не было. Из всех углов смотрела нищета.
Лесник был высокого роста, плечист и хорошо сложён, его суровое и мужественное лицо заросло бородой, из-под широких бровей смело смотрели небольшие карие глаза. За угрюмость и нелюдимость окрестные мужики называли лесника Бирюком и боялись как огня.
Бирюк (Фома Кузьмич) — лесник, высокий сильный мужчина с чёрной бородой, суровый, гроза браконьеров
Из его леса нельзя было вынести даже вязанки хвороста, а подкупить лесника было невозможно, да и со свету сжить нелегко.
Охотник спросил, где его жена, уж не умерла ли. Бирюк с жестокой улыбкой ответил, что она бросила детей и сбежала с проезжим горожанином. Угостить гостя леснику было нечем — в доме не нашлось ничего, кроме хлеба.
Бирюк ловит браконьера
Между тем гроза закончилась. Выйдя во двор, Бирюк услышал далёкий стук топора, взял своё ружьё и вместе с охотником отправился туда, где рубили лес.
В конце пути охотник отстал и успел только услышать звуки борьбы и жалобный крик. Он ускорил шаг и вскоре увидел срубленное дерево, возле которого лесник связывал руки браконьеру: тот срубил дерево без разрешения барина.
Браконьер — бедный мужик в лохмотьях, с длинной растрёпанной бородой
Охотник сказал, что заплатит за дерево, и попросил отпустить несчастного. Бирюк промолчал.
Бирюк отпускает браконьера
Снова полил дождь. Бирюк, охотник и пленённый браконьер с трудом добрались до избы лесника. Разглядев при свете фонаря испитое, морщинистое лицо и худое тело вора, охотник дал себе слово во что бы то ни стало освободить несчастного. Тот стал просить Бирюка отпустить его, жаловался на нищету, голод и жадного приказчика, который разоряет мужиков, но лесник не соглашался.
Вдруг бедняк выпрямился, покраснел от гнева и начал бранить Бирюка.
Бирюк встал с лавки и шагнул к бедняку. Охотник приготовился защищать его, но тут лесник схватил мужика, одним движением освободил ему руки, нахлобучил на голову шапку и вытолкнул из избы, велев убираться к чёрту и в другой раз не попадаться. Удивлённый охотник понял, что на самом деле Бирюк — славный малый.
Лесник вывел охотника из леса и через полчаса простился с ним на опушке.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Бирюк» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева
Рассказ «Бирюк» Иван Сергеевич Тургенев написал примерно в 1848–1850 годах . Это произведение входит в сборник рассказов «Записки охотника». Повествование ведётся от лица рассказчика Петра Петровича.
Главный герой рассказа
- Фома Кузьмич — лесник по прозвищу Бирюк, волевой и сильный человек. Он нелюдим, мрачен, суров, но не лишён сочувствия к бедным людям.
Другие персонажи
- Рассказчик — охотник Пётр Петрович, сочувствующий бедным людям.
- Дети Фомы — 12-летняя дочка Улита и младенец.
- Мужик — из-за нищеты и голода хотел своровать дерево в господском лесу.
Краткое содержание для читательского дневника
Возвращаясь с охоты, рассказчик попал под ливень. В лесу он встретил лесника, которого народ прозвал Бирюком. Тот пригласил охотника к себе в дом переждать дождь.
Фома Кузьмич (Бирюк) был крепостным человеком, лесником, который должен охранять лес помещика. Жил он в лесной избушке с двумя детьми: дочкой лет 12-ти и совсем маленьким сыном. Жена лесника оставила их, сбежав с любовником.
Бирюк жил бедно. Чтобы дети не голодали, он держался за свою службу, рьяно охраняя лес. Крестьяне его не любили, так как он не давал им рубить там деревья.
Охотник увидел, как Бирюк поймал крестьянина, который рубил дерево. В душе лесника боролись долг и жалость к бедняку, который говорил, что решился рубить дерево из-за того, что его дети голодают, и просил отпустить его. Лесник отпустил мужика, хотя понимал, что его самого ждёт наказание за срубленное дерево. Затем Бирюк проводил охотника до опушки леса и простился с ним.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Однажды, возвращаясь вечером с охоты, рассказчик попал под сильный ливень. Лошадь его вязла в грязи, и он вынужден был остановиться. На дороге увидел охотник человека. Это оказался лесник, который пригласил его переждать грозу в его избе.
Дверь избушки открыла девочка лет 12-ти. Лесник пошёл ставить лошадь и дрожки барина под навес. В избе его было очень бедно. Дочка лесника качала люльку с ребёнком.
Когда лесник зашёл в избу, охотник поблагодарил его и спросил, как его зовут. Тот ответил, что зовут его Фома, а прозвище у него Бирюк.
Лесник был высок, плечист, с суровым и мужественным лицом. Мужики его боялись, так как он был очень силён, ловок и не давал им утащить и вязанки хворосту.
Охотник сказал, что слышал о том, что он спуску не даёт никому. Бирюк ответил, что должность у него такая, что «даром господский хлеб есть не приходится».
Рассказчик спросил об его хозяйке, лесник ответил, что она сбежала с прохожим мещанином.
Бирюк сказал, что гроза проходит, и он может проводить барина из леса. Охотник встал. Бирюк взял с собой ружьё, и рассказчик спросил, зачем оно ему. Лесник ответил, что в лесу кто-то рубит дерево, и прибавил, что если повезёт барина, то прозевает нарушителя. Тогда охотник сказал, что пойдёт с ним. Бирюк уверил, что они быстро поймают вора, и потом он проводит охотника.
Когда лесник и охотник шли по лесу, раздался гул — это повалилось подрубленное дерево. Бирюк поймал вора и скрутил его руки кушаком. Это оказался мужик в лохмотьях, лошадёнка у него была никудышная. Охотник попросил Бирюка отпустить мужика и предложил заплатить за дерево. Лесник промолчал и повёл вора в свою избу.
Мужик стал просить лесника отпустить его и лошадь, сказал, что он разорён, дети голодают. Бирюк ответил, что он человек подневольный, с него взыщут за срубленное дерево. На уговоры он не поддавался. Тогда мужик с отчаяния начал его ругать, называя душегубцем и кровопийцей, говорил, что пусть лучше убьёт его, так как всё равно без лошади пропадёт и он, и жена, и дети.
Бирюк схватил мужика за плечо. Охотник кинулся на помощь мужику, но лесник сдёрнул с локтей мужика кушак, схватил его за ворот, вытолкнул из избы и крикнул, чтобы убирался со своей лошадью.
Охотник сказал Бирюку, что он удивил его. Лесник попросил барина никому не говорить, что он отпустил вора, и предложил проводить его, так как дождика, видно, ему не переждать. Через полчаса Бирюк простился с рассказчиком на опушке леса.
Заключение к краткому пересказу
В рассказе И. С. Тургенева «Бирюк» раскрыты темы:
- честное служение делу;
- сострадание к людям;
- загадочность русской души.
Основная мысль (идея) рассказа «Бирюк»: внешне суровый человек может оказаться добрым, чутким к чужому несчастью. Его принципиальность не исключает сострадания к людям.
Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Иван Тургенев — Бирюк:
Краткое содержание
В восьми верстах от дома беговые дрожки (экипаж) рассказчика, возвращающегося с охоты, накрыла гроза. В сгустившейся темноте вечера он увидел рядом с собой высокую фигуру какого-то мужика. Им оказался местный лесник. Он отвел барина в свою избу.
В дом впустила их 12-летняя дочка лесника Улита. Барина поразила крайняя бедность жилища. Комната была одна, и практически пустая. Только драный тулуп на стене, кучка тряпок в углу да детская люлька. И, конечно, ружьишко. Освещалась изба лучиной. Среди ночи убожество обстановки проступало еще наглядней. Из еды в доме было только немножко хлеба.
Зато сам лесник оказался мужчиной богатырского вида, с суровым, мужественным лицом, смелым взглядом карих глаз. Он представился не только именем – Фома, но и прозвищем – Бирюк (то есть, человек угрюмый, одинокий). Это прозвище рассказчик слышал от своих крестьян. Бирюка боялись. При нем и вязанку хвороста безнаказанно нельзя унести. Даже ночью он рыщет в поиске нарушителей. Пробовали мужики подкупить его – не берет, думали напоить – не вышло. Собирались удавить – да он в руки не дается.
В разговоре рассказчик узнал, что жена Бирюка сбежала «с прохожим мещанином». Леснику остались двое детей – в рубашонке Улита и младенец в люльке. Когда стихла гроза, Бирюк вызвался проводить нежданного гостя. И с собой прихватил ружье: его бдительное ухо расслышало, что в овраге кто-то дерево рубит.
Рассказчику захотелось узнать, что будет дальше. Он пошел в овраг вместе с лесником. У поваленного дерева Бирюк скрутил воришку, изможденного мужичка, отнял у него лошаденку. Рассказчик попросил отпустить бедняка, обещал заплатить за упавшее дерево. Но Бирюк и слушать не стал: службу он привык исполнять честно. В доме пойманный начал просить Бирюка отпустить его. Тот не поддавался на уговоры. А мужик объяснял Фоме Кузьмичу, что нужда заела, да злой приказчик. Стало нечем кормить жену и ораву ребятишек.
Вконец отчаявшись, мужичок стал бранить Бирюка душегубцем и кровопийцей. Лошаденки он, считай, уже лишился. Так пусть этот «зверь» изобьет его напоследок, чего уж там. Бирюк с криком кинулся к нему, рассказчик – следом, готовый вступиться за бедолагу. Но Бирюк развязал тому руки, нахлобучил шапку и вышвырнул за дверь. И с нарочитой грубостью прикрикнул, чтоб лошадь свою тот тоже забирал.
При такой развязке дела рассказчик назвал Бирюка «славным малым». Но Бирюк и слушать не стал. Он пошел провожать рассказчика. Через полчаса на лесной опушке они распрощались.
Читательский дневник по рассказу «Бирюк» (из цикла «Записки охотника») Тургенева
Сюжет
Вечером в грозу рассказчик попадает в избу лесника Фомы, прозванного в народе Бирюком. Крестьяне его ненавидят: неподкупный Бирюк сторожит в лесу каждую хворостинку. Живет лесник бедно, в одиночку растит двух детей (жена сбежала).
Рассказчик становится свидетелем поимки вора, срубившего дерево. Голод и большая семья толкнули его на кражу из помещичьего леса. Рассказчик хочет возместить ущерб, но лесник не берет. Он слушает жалобы, потом брань бедняка. А затем отпускает его домой вместе с лошадкой. И теперь для рассказчика он «славный малый».
Отзыв
Картины времен крепостного права. Человек с тяжелой судьбой стал без снисхождения относиться к людям. Но прозвище и слава Бирюка оказались преувеличенными: этот человек угрюм и одинок поневоле, ненавидим всеми за честную службу, беден, выживает с двумя детьми, брошен женой.
Тема долга, отказа от соблазна устроить свою жизнь на взятке. Герой принципиален еще и потому, что дорожит службой – ради детей. Испытания не должны ожесточать сердце. Человек в нужде хорошо поймет нуждающегося. История учит жалости, умению ставить себя на место других. Милосердие важнее справедливости.
Урок-исследование по рассказу И.С. Тургенева « Бирюк».
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: урок-поиск (урок-практикум).
Форма урока : групповая, фронтальная.
Методические приемы: повторение изученного; объяснение учителя; беседа; выразительное чтение; комментированное чтение; элементы анализа художественного текста: работа со средствами выразительности языка, стилистический анализ текста; «собирание» «рассредоточенного» пейзажа, интерьера, портрета (выборочное чтение); сравнение; монологическое высказывание; словарная работа.
Цели урока :
— развитие у учащихся знаний о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа,
интерьера, портрета как средств создания образа в реалистическом произведении,
— развитие умения анализа данного внесюжетного элемента как одного из путей
постижения идейно-тематического своеобразия художественного произведения;
— совершенствование умений анализа литературного произведения в его историко-
литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний
— совершенствование навыков характеристики героя;
— развитие умений создания собственного высказывания в жанре характеристики героя;
— совершенствования навыков выразительного чтения;
Эпиграф: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был – крепостное право». (И. С. Тургенев).
Ход урока:Ключевые слова: пейзаж, портрет-впечатление, интерьер, внутренний конфликт, идея произведения
На прошлом уроке мы с вами начали разговор об Иване Сергеевиче Тургеневе и его сборнике рассказов «Записки охотника». Вспомните, что вы знаете об этом писателе?
Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году. Детство и все лучшие годы жизни будущий писатель провел в селе Спасское- Лутовиново.
Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения.
В 1847 году был написан первый рассказ («Хорь и Калиныч») из будущих «Записок охотника», принесших ему славу, а последний («Стучит») в 1874 году, то есть прошло почти 30 лет.
-Какова основная тема «Записок охотника»?
Основной темой «Записок охотника» были взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика.
— Как читатели встретили появление «Записок охотника»?
Очерки Тургенева были восторженно встречены демократической критикой, общественностью, Белинским и Герценом, Некрасовым и Гончаровым.
Но в правительственных кругах они вызвали осуждение. Было проведено специальное расследование по поводу того, как цензура могла пропустить такое издание. Сам писатель был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское – Лутовиново, где провел около двух лет. Поводом к этому послужил некролог, написанный писателем в связи со смертью Гоголя, но всем было ясно, что главная причина ареста и ссылки – «Записки охотника».
Скажите, ребята, а что рассказы содержат прямой протест против царя или крепостного права?
Рассказы не содержит прямого протеста против крепостного права, однако они интересны тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика.
Известный критик В.Г. Белинский сказал, познакомившись с «Записками охотника», что И.С. Тургенев «зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил». Цель нашего урока исследовать образ русского мужика, рассмотреть ту его сторону, на которую, по словам Белинского до Тургенева никто не обращал особого внимания.
Образ русского мужика мы будем исследовать на примере героя рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «БИРЮК». Этот рассказ был написан в 1847, а напечатан в 1848 году в журнале «Современник». Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии.
Вспомните, ребята, какие средства используют авторы произведений, чтобы раскрыть перед читателем образ персонажа.
Авторы используют описание внешности персонажа, описывают место, где он живет, может присутствовать авторская характеристика, а может характеристика других персонажей, герой может раскрываться в поступках, в художественных деталях.
При анализе рассказа « Бирюк » мы остановимся на тех, которые выделим как основные средства создания образа, которые играют важную роль: помогают составить целостное представление об образе литературного героя, понять главную идею произведения. Как вы считаете, какие из перечисленных средств являются основными в данном рассказе?
Способы выражения авторской позиции показаны через пейзаж, интерьер, портрет. Все остальные средства создания образа будут тоже так или иначе названы.
Попробуем вместе с вами увидеть и понять душу русского человека.
Работа в группах
Первая группа. Роль пейзажа в рассказе Тургенева.
Задания группе «Пейзаж».
1. Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?
2. Выразительно прочитать фрагмент текста с описанием начала грозы («Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями»).
3. Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи, звуки? (Назовите ключевые слова. Какие части речи преобладают?).
4. Зачитать и прокомментировать все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.
5. Какова роль образа — символа грозы? Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа «Бирюк»?
6. Какие чувства передает Тургенев в описании природы?
-Итак, что такое пейзаж?
Это изображение природы.
— С чего начинается рассказ? ( Охотника в лесу застала гроза).
А теперь прочитаем строки первой пейзажной зарисовки «Гроза надвигалась…Дождь полил ручьями».
Сравните, что особенного в описании природы перед грозой и во время грозы?
В момент перед грозой природа выглядит относительно спокойно, ярче, все краски яркие. Употребляется много эпитетов (огромная лиловая туча, длинные серые облака, душный жар, влажный холод)
С началом грозы краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие движение, динамичность этого явления (ветер загудел, деревья забушевали, капли застучали, зашлепали, гроза разразилась). Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно», подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку.
— Есть ли ещё в рассказе пейзажные зарисовки?
«Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака». Это происходит после грозы.
То есть образ грозы можно считать ключевым . При вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, «словно выросла из земли», из тьмы. Несмотря на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног», «дождик хлынул с удвоенною силою»), он сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.
Гроза является образом-символом. Гроза не только в природе, она происходит в жизни
Бирюка, мы узнаем, что от него сбежала жена, оставив его с двумя детьми . Его терзает страх за детей. Бирюк – сам гроза для воров. «Лесник, не поймавший вора, предавался суду, либо сам возмещал стоимость порубленных деревьев, подвергался физическим наказаниям, ссылался в Сибирь», а дождь – это не только осадки, но и слезы детей, и ненастье не только в природе, но и в в жизни крестьян.
Вывод: Человек един с природой. Он ее охраняет, она его понимает. Пейзаж – средство создания образа. Здесь используется особый тургеневский приём: человек у него приближен к природе, он как бы является её составляющей.
Вторая группа. Какую роль играет описание интерьер
а.
Задания группе «Интерьер».
1. Что такое интерьер?
2. Художественный пересказ (описание жилища Бирюка).
3. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?
4. Какие слова в описании являются ключевыми?
Что такое интерьер?
Это внутреннее пространство помещения, определённым образом организованное и благоустроенное.
Через некоторое время вместе с автором войдём в избу лесника. Что же предстанет нашему взору? Перескажем близко к тексту описание избы Бирюка .
Какое впечатление это описание производит на вас?
Изба лесника производит тягостное впечатление: присутствующие скудные эпитеты подчеркивают бедность и неуют [Cлайд № 8.Теневой рисунок «Улита» Е.М.Бем]
Какие слова подчеркивают убогость жилища?
-Обратите внимание на одну художественную деталь, подчёркивающую убогость жилища. Найдите её.
Это лучина. «Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». От лучины исходит скудный свет.
— Интерьер в рассказе подан «объективно» или «субъективно»? С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу? Обоснуйте свое мнение.
«Субъективно»: рассказчик передает свои впечатления, делится своими чувствами от увиденной картины. Он не остался равнодушен к увиденному: «Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу». В этих словах звучит горечь, душевная боль за подневольного, нищего мужика.
Узнав чуть больше о жизни лесника (кроме хлеба, в доме ничего нет, чаю нет, ушла жена, бросив двоих детей), изба показалась писателю «ещё печальнее прежнего». «Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание».
— Вывод. Какую роль играет интерьер в рассказе ? (запись в тетрадь).
Вся обстановка говорит о том, что трудно, безрадостно живётся обитателям этого жилища. Бедность, нищета, неустроенность выглядывает из всех углов. Интерьер и предметно-бытовые детали выступают средством раскрытия образа. Интерьер помогает представить бедную, убогую жизнь Бирюка и вызывает чувство сострадания к его судьбе. Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер. В описании избы зашифрована социальная характеристика героя.
Третья группа. Портрет.
Задание группе «Портрет Бирюка»
1. Художественный пересказ (описание внешности главного героя).
2. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?
3. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий ее, удостоился такого прозвища — Бирюк?
4. Что означает слово «бирюк» (по словарю В.И.Даля)? Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?
И среди этой убогости контрастно смотрится сам лесник Фома Кузьмич. На вопрос об имени лесник не только называет себя, но и добавляет своё прозвище – Бирюк .
Что означает слово «бирюк» (по словарю В.И.Даля)?
По Далю «бирюк» имеет несколько значений:
1) зверь, волк;
2) нелюдимый, угрюмый человек. «Русский народ на прозвища мастер».
Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?
Наш герой — действительно нелюдимый и замкнутый. Его сделала таким жизнь: положение лесничего, ненависть мужиков, одиночество.
Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?
Жена его бросила, оставила ему двух детей. Поэтому Бирюк и озлобился. Но человек, близкий к природе, любящий и берегущий каждое деревце и кустик, не может быть плохим.
— Как в действительности звали героя?
Фомой называет себя сам герой, «Фома Кузьмич»- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне.
— Чьими глазами мы видим Бирюка ? В чём особенность портрета лесника?
Глазами охотника-рассказчика мы видим человека. («Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза»).
[Слайд № 9. Портрет И.Н. Крамского. Полесовщик.1874]
— Какой вид портрета перед нами в рассказе ?
Словесный. «Портрет-впечатление». Рассказчик описывает человека, встреченного впервые, описание передаёт его впечатление от случайного знакомого. Портрет вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим сказочным, каким-то богатырским видом, Бирюк представляется человеком сильным, смелым, мужественным, суровым, уверенным в себе. Охотник много наслышан о леснике, поэтому смотрит на него с «удвоенным любопытством» и «выискивает» в его портрете то, что подчёркивало бы в герое «редкого молодца».
Портрет помогает выразить индивидуальные черты.
Перед нами не только словесный вид портрета, но и «рассредоточенный» портрет.
— Как характеризуют Бирюка окрестные мужики? За что они его ненавидят?
«…окрестные мужики боялись как огня». «Вязанки хвороста не даст утащить», «Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». В вину ставится его честность.
Пойманный на воровстве леса мужик называет его «душегубцем окаянным», «зверем», грозит местью. Несмотря на то, что по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела», но и мастерство ставится ему в вину.
Темная грозовая ночь подарила автору возможность увидеть лесника в деле. Слышит ли охотник какие-нибудь звуки, в отличие от Бирюка? Бирюк же обладает тонким слухом и безошибочно находит дорогу в ночном лесу. Скоро будет пойман и жалкий порубщик
— Прочитайте описание внешности порубщика. Какое чувство он вызывает у вас?
Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, когда сопоставляем его портрет с портретом крестьянина-порубщика. «Я увидел мужика мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой…»; «дрянная лошаденка»; «Мужик глянул на меня исподлобья… При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…».
— Сравните с портретом Бирюка. Как автор относится к порубщику? ( здесь нет любования этим героем, только жалость).
Каков Фома Кузьмич на самом деле? Что делает его бирюком?
Внешние проявления | Внутренние качества |
Мрачный, нелюдимый, хмурый, грубый, немногословный, физически сильный, одинокий, бедный, покинутый. | Мужественный, совестливый, сострадательный, великодушный, добрый, отзывчивый, понимающий |
-Вывод. Какую роль играет портрет в данном произведении?
Он помогает раскрыть характер героя, Первое впечатление создается по внешнему виду. Нелюдимый, скрытный, но мы понимаем, что это очень хороший человек, никому не показывающий своего лица. Сам живет в бедности, доходящей до нищеты, но оказывается отзывчивым на чужое горе, сама жизнь заставила этого человека быть грозным и нелюдимым.
^ III. Беседа со всем классом.
-Итак, назовите центральный (кульминационный) эпизод рассказа . Столкновение между мужиком и Бирюком (внешний конфликт)
Рассказчик дает себе слово «во что бы то ни стало освободить бедняка».
Почему же Тургенев в конфликте между Бирюком и крестьянином, все-таки на стороне крестьянина, хотя восхищается Бирюком ?
Здесь особое внимание нужно обратить на внутренний конфликт, который переживает Бирюк .
-За что клянут Бирюка , угрожают? За то, что сам не украдёт и другим не дает, за то, что живет по библейской заповеди «не укради».
— Может, не стоило Бирюку враждовать с местными крестьянами, стоило быть более снисходительным? Но на мольбу порубщика Бирюк отвечает: «Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут». В том-то и дело, что взыщут. В комментарии к одному из изданий «Записок охотника» было написано: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания вплоть до ссылки в Сибирь».
— Как и любой крестьянин, Бирюк как лесник стоит перед выбором?
Во-первых, воровать – грех, к тому воровство-преступление, лес-то барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.
Потакать крестьянам – взыщут по всей строгости. Не давать «баловать» в лесу мужику – «добрые люди» сживут со свету.
— Находит ли внутренний конфликт разрешение?
Нет…Утихла гроза в избе лесника, но за окном все льет дождь, долго еще быть ненастью. Ненастье долго будет сопровождать жизнь крестьянина. Освобождение крестьянина пока что оставалось мечтой.
Какой же выход из этой ситуации?
Нужно создавать условия, в которых человеку не придется стоять перед выбором: исполнить свой долг профессионала или поступить по совести.
-Итак, все рассмотренные средства помогли нам создать образ крестьянина Бирюка. Давайте вернемся к словам Белинского, которые были прочитаны нами в начале урока. Какую же сторону русского мужика раскрыл перед нами Тургенев?
Тургенев показал крепостного крестьянина сильной личностью, Бирюк смог в сложной ситуации, ценою собственного благополучия остаться человеком. Он показал нам внутреннюю духовную сторону русского мужика, умеющего сострадать, понимать и прощать.
«Мужик должен быть освобожден от крепостного права» — таков лейтмотив рассказа . Крепостное право виновно в том, что человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, — становится инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным – бирюком .
V. Домашнее задание на выбор:
1. Написать стихотворение о Бирюке.
И.Е.Репин Портрет И.С.Тургенева
Иван Иванович Шишкин «Перед грозой»
И.Н.Крамской «Полесовщик» 1874
Теневой рисунок Е. М. Бем к рассказу «Бирюк»