Литературные аргументы по рассказу В.Астафьева «Людочка» – подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Вот так мы с 10 классом поработали с текстом В.Астафьева «Людочка», такие аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому языку на перечисленные проблемы увидели. К сочинению же по литературе аргументы необходимо расширить и соотнести с доминирующими темами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_v_lyudochke_astafeva.docx | 41.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая.
2 .ПРОБЛЕМА РАВНОДУШИЯ, УТРАТЫ ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА
Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева всюду сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее – предательство близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка осознала, что сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.
3 . ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
Проблема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева – воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.
Социальные преступления здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым страшным преступлением является насилие против человека. Его совершил Стрекач, надругавшись над Людочкой. Девушка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. Но ее смерть разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне … За нее отомстил отчим.
4 . ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ
Наверное, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.
5 . ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ , непонимания близких людей в сложной ситуации
Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. А героиня не ощущает материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье, чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения.
6. ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм, и всегда тут, в парке, вонь, потому что в канаву бросают щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя здесь по-звериному. Этот «пейзаж» напоминает кладбище, где от рук человека принимает смерть природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее существовать невозможно. Вот и разрушаются нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы.
7 . Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь человека
Неуютно и одиноко жилось Людочке дома в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни.
8.Проблема исчезновения деревень
Вымирает духовно и постепенно исчезает в рассказе В.Астафьева «Людочка» деревня Вычуган, а вместе с ней уходят в прошлое традиции и культура. Писатель бьет тревогу: деревня, как догорающая свеча, доживает свои последние месяцы. Люди разрывают связи между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни. Даже хоронить в родной деревне Вычуган Людочку не решились, потому что скоро объединенный колхоз перепашет все под одно поле и кладбище запашет .
Горько, больно читать, как ведут себя пьяные молодые люди на дискотеке в рассказе В.Астафьева «Людочка». Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец девушки тоже был закоренелым пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже боялась, что ребенок может родиться больным, а потому зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют.
10.Падение общественной нравственности
Что погубило Людочку? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И Астафьев говорит о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя, что волчьи законы царят вокруг. Кругом пьянство, насилие, падение нравов. Но в наших силах сделать этот мир лучше, чтобы мы могли радоваться жизни!
11. «Чтиво» и истинная, живая книга.
В рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Автор написал его в конце восьмидесятых годов двадцатого века, но произведение актуально и сейчас, потому что в нем поднимаются проблемы, волнующие моих современников, – это загрязнение окружающей среды, падение нравственности и деградация личности, гибель русской деревни, душевное одиночество. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о безразличии и равнодушии. По-моему, «Людочка» — одно из лучших произведений русской литературы. Рассказ побуждает, нас, юных читателей, задуматься о жизни, о выборе пути, о нравственных проблемах общества.
12. Проблема чистоты родного языка, речевой культуры. Проблема связи языка и общества.
Герои В.Астафьева наследуют стиль и дух своего времени, и их речь не просто говор, а «выразитель» умственных и нравственных качеств человека. Слова разухабистых молодых людей – показатель бездуховности: «рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан». Засорение языка уголовным жаргоном отражает неблагополучие общества, а у читателя такие персонажи и их речевое бескультурье вызывают отторжение.
13. Проблема позднего раскаяния, осознания того, что пропустил в жизни что-то важное.
Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием и не смогла выдержать предательства близких людей, которые не выслушали ее, не помогли. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, но, увы, уже ничего нельзя было изменить. Позднее раскаяние пришло к матери Людочки и теперь будет сопровождать ее по жизни. Она дает себе слово, что будущее дитя скрепит их с мужем, на плаву жизни удержит, будет им в радость.
14. Проблема воспитания.
Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было.
Мы не видим в рассказе верующих людей: у героев отсутствует эта нравственная опора, которая могла бы их поддержать в трудную минуту, могла бы спасти от пагубного шага… Жутко было слушать Вычуганиху. Бабы трусливо, неумело, забыв, с какого плеча начинать, крестились. Вычуганиха срамила их, заново учила класть крестный знак. И в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно, бабы возвращались к вере в Бога. О нем вспоминает мать Людочки, которая понимает свою вину перед уже мертвой дочерью. Сама девушка перед смертью обращается к Богу с просьбой простить ее. Она не верила в него, но на уровне подсознания понимала, что обратиться за помощью ей больше не к кому, но сходить в церковь так и не решилась…
16.Об отсутствии любви
Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни будущее. Дети, рожденные не по любви, – обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.
17. Об отношении к своим профессиональным обязанностям, о добросовестности; о равнодушном отношении к своей профессии
Молодая фельдшер в рассказе брезгливыми пальчиками помяла взбухший на виске молодого человека нарыв. А через день она же вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу. А там в неприспособленном для сложных операций месте вынуждены сделать больному трепанацию черепа и увидели, что ничем помочь уже невозможно. Смерть человека на совести недобросовестной брезгливой девушки, которая даже не опечалилась по этому поводу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал рассчитан на два урока, где учащиеся повторяют все композиционные элементы сочинения-рассуждения, которое является одним из основных видов творческого задания части С при написании ЕГЭ.
Самой важной и сложной частью сочинения ЕГЭ по русскому языку является аргументация собственного мнения по выделенной проблеме. Аргументы должны работать на тезис, а не противоречить ему.
МАТЕРИАЛЫдля подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть «С»)(частично использованы материалы пособия Г. Т. Егораевой «Русский язык. Подготовка к выполнению части 3(С)» и статьи Н. Пащук «Сдаем ЕГЭ по р.
даны аргументы ,которые может привести в пример ученик на ЕГЭ.
В процессе подготовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами. Этот матер.
В процессе подготовки к сочинению выяснилось на первый взгляд странное обстоятельство: многие старшеклассники не могут обосновать тот или иной тезис какими-либо примерами. Этот матер.
Тест по произведению В. П. Астафьева «Васюткино озеро». 1 вариант
№ 1. Назовите жанр произведения В. П. Астафьева «Васюткино озеро»:
а) рассказ; б) повесть; в) сказка-быль.
№ 2. В основе произведения лежит:
а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;
б) изображение природы Сибири;
в) повествование о приключениях героя в тайге.
№ 3. Васютка бродил по лесу:
а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.
№ 4. В предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» — автор использует:
а) сравнение; б) антитезу (противопоставление); в) метафору.
№ 5. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:
а) тетерев; б) глухарь; в) кедровка.
№ 6. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:
а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; в) ветер принесёт непогоду.
№ 7. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
а) его заметили с бота; б) его не заметили с бота; в) он был очень рад рыбакам.
№ 8. Родные Васютки:
а) были уверены в том, что он сам найдётся;
б) потеряли надежду найти его;
в) продолжали искать и надеяться.
№ 9. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:
а) богатой таежной природе; б) тёплой осенней погоде; в) умениям и навыкам таёжного жителя.
№ 10. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге:
а) «С тайгой надо дружить!» б) «Тайга хлипких не любит!» в) «В тайге одному делать нечего!»
№ 11. О чем говорил старинный порядок, когда идёшь в лес?
а) идёшь в лес — бери ружьё! б) идёшь в лес — бери компас! в) идёшь в лес — бери еду и спички!№ 12. Какую птицу убивают с помощью собаки?
а) глухаря; б) кедровку; в) утку.
№ 13.Напишите сочинение-рассуждение на тему « Что помогло Васютке выжить в тайге?»
Объём работы 15-20 предложений.
Тест по произведению В. П. Астафьева «Васюткино озеро». 2 вариант
№ 1. Назовите жанр произведения В. П. Астафьева «Васюткино озеро»:
а) рассказ; б) повесть; в) сказка-быль.
№ 2. В основе произведения лежит:
а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;
б) изображение природы Сибири;
в) повествование о приключениях героя в тайге.
№ 3. Если на небе появляются звёзды – что это предвещает, по словам деда?
а) холодную погоду; б) дождь; в) тепло.№ 4. Кто такая Ольга Фёдоровна?
а) мама Васютки; б) учительница; в) бабушка.№ 5. Как звали старшину рыбосборочного бота?
а) Сан Саныч; б) Игорь Петрович; в) дяденька Коляда.№ 6. Сколько дней родители искали Васютку?
а) неделю; б) 3 дня; в) 5 дней.№ 7. Почему ворчал дедушка Афанасий: «Нету нам нынче фарту»?
а) «Оскудел батюшко Енисей»?
б) «рыбаки ушли в низовья»;
в) рыба ушла в глубину из-за частых осенних дождей.
№ 8. Каких птиц не любил Васютка?
а) кедровок; б) глухарей; в) дятлов.
№ 9. Почему «отчаяние охватило «Васютку?
а) «Стыла взмокшая одежда»; б) одолели комары; в) «затесей всё не было и не было».
№ 10. Чем прославилось небольшое таёжное озеро, которое и «не отыщешь на карте»?
а) его нашёл великий землепроходец;
б) его нашёл тринадцатилетний мальчик;
в) здесь зимовали рыбаки из бригады Григория Афанасьевича.
№ 11. Почему несказанно обрадовался Васютке, увидев подбитую им утку?
а) он был очень голоден; б) он попал в цель без промаха; в) он понял, что озеро проточное
№ 12. О чем говорил старинный порядок, когда идёшь в лес?
а) идёшь в лес — бери ружьё! б) идёшь в лес — бери компас! в) идёшь в лес — бери еду и спички!
№ 13.Напишите сочинение-рассуждение на тему « Что помогло Васютке выжить в тайге?»
Объём работы 15-20 предложений.
Ключ к тесту:
1). а.
2). в.
3). а.
4). а.
5). б.
6). б.
7). в.
8). б.
9). в.
10). б.
11). в.
12). а.
13). а.
14). б.
15). в.
16). в.
17). а.
18). а.
19). в.
20). б.
21). в.
Бланк ответов Ученика______ класса Фамилия_________________________________
13__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк ответов Ученика______ класса Фамилия_________________________________
13__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________