Урок по рассказу ангелочек андреева

выполнила: учитель русского языка и литературы гарифуллина розалия илдаровнаэтапы урокасодержание учебного материала. деятельность учителя деятельность обучающихсяформирование уудсредства обученияприемы, способствующие

                                                                                                                                                                                  Выполнила:

                                                                                                                                                                                  учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                                                                  Гарифуллина Розалия Илдаровна

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Средства обучения

Приемы, способствующие формированию навыков смыслового чтения

1.Организационный этап

 Психологический настрой детей на урок.

 Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я надеюсь, что вы настроились на работу, все приготовили к уроку. Если вы будете внимательны, сосредоточены, то у нас все получится.

2.Учитель читает

эпиграф к уроку.

Учитель. А почему я выбрала именно этот эпиграф?

 А какие чувства вызвал у вас этот отрывок?

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность Обсуждение первых впечатлений от рассказа.

Личностные: внимание, уважение к окружающим;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: саморегуляция

Вопросы к   содержанию эпиграфа

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3. Выведение темы.  Учитель с помощью специальных вопросов помогает сформулировать тему, задачи урока.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

— Сегодня на уроке будем говорить о чуде, красоте, мечтах, ангелах.

Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

Познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Личностные УУД: формирование гражданских качеств

Регулятивные УУД: целеполагание

2.Актуализация знаний.

5. Лексическая работа

Работа с ассоциациями.

Лексикологи (заранее подготовленные ученики) готовят сообщения о значении слова ангел.

Рассказ учителя о рождественских ёлках в дореволюционной России.

Группа учеников знакомит с лексическим значением важного ключевого слова урока.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

Личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение? »

Регулятивные УУД: прогнозирование и получение конкретного результата.

Ассоциативный словарь

Толковый словарь

Активная работа со словом

4.Первичное усвоение новых знаний.

Знакомство учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Андреева.

Святочный рассказ. С точки зрения литературоведения относится к так называемой “календарной литературе”, то есть из самого названия следует, что это чтение наиболее уместно в Святки. И действительно, трудно найти время, когда бы весь мир столь единодушно замирал в готовности к чуду.

Индивидуальные задания по биографии писателя

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

Личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение? »

Регулятивные УУД: прогнозирование и получение конкретного результата.

Портрет писателя

Работа с биографией Андреева

5.Первичная проверка понимания

Учитель задает вопросы по содержанию и восприятию рассказа “Ангелочек”.

Прием “Цветограмма”.

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Физкультминутка

Раздаточный материал

 Прием “Цветограмма”

6.Закрепление материала

Осмысленное чтение текста.

Анализ эпизода “Встреча Сашки с ангелом”.

Развернутый анализ финала рассказа.

Чтение текста осмысленно, выделение ключевых слов

Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.

Познавательные УУД: умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач

 Развитие читательского воображения.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 Домашнее задание. Написать продолжение рассказа “Ангелочек”.

Совершают выбор в подборе домашнего задания. Слушают пояснения учителя

Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.

Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Творческий вопрос

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

. Как вы оцениваете финал рассказа?

Что вы узнали нового на уроке?

Как вы оцениваете свою работу?  

Подведение итогов урока: проблематика, идея рассказа.

Регулятивные УУД: рефлексия, Коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Синквейн

На чтение 13 мин. Просмотров 26 Опубликовано

Рассказ «Ангелочек» Андреева был написан в 1899 году. Будучи классическим вариантом «рождественской истории», он повествует о том, что даже кратковременное счастье способно определить дальнейшую судьбу человека, навсегда изменить его жизнь.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Ангелочка» по главам, это пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Сашкатринадцатилетний мальчик, упрямый, ожесточенный, нелюдимый.

Другие персонажи

Иван Саввич отец Сашки, слабовольный, добрый человек, тяжело больной, пьющий мужчина.

Феоктиста Петровна мать Сашки, грубая, пьющая женщина.

Свечниковы богатое семейство, которое всячески помогало Сашке.

Краткое содержание

Глава 1

Тринадцатилетнему Сашке безмерно надоела собственная жизнь. Ежедневные занятия в гимназии, где его постоянно ругали, а после – унизительное стояние на коленях дома делали его существование невыносимым. Сашка «обладал непокорной и смелой душой» и всегда реагировал на причиненное ему зло, за что в гимназии его прозвали Волчонком. Он «бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери», и лишь к отцу он относился уважительно.

Подобное поведение не могло продолжаться бесконечно, и перед самым Рождеством Сашку выгнали из гимназии. Он совсем распоясался и целыми днями бегал во дворе с ребятами, которых бил при каждом удобном случае.

Отец Сашки – Иван Саввич – спившийся, больной, но добродушный мужчина. Он сообщил сыну, что его пригласили на елку «богачи Свечниковы». Мальчик был очень удивлен, ведь это Свечниковы определили его в гимназию, и после его исключения не желали даже видеть своего протеже.

Из чувства гордости Сашка не собирался идти на елку в богатый дом, однако властная мать, Феоктиста Петровна, настояла на этом. Попросил Сашку навестить Свечниковых и больной отец, который когда-то давно работал у них учителем, и с тех пор считал, «что они самые хорошие люди».

Глава 2

В нарядном доме среди чистеньких, красивых детей и вежливых взрослых Сашка чувствовал себя очень неуютно. Его впечатлила большая, сверкающая елка, но «в его маленьком изъязвленном сердце» боролись не самые лучшие чувства. Неожиданно Сашка заметил на елке крошечного воскового ангелочка, которого в ту же минуту он полюбил «больше, чем отца, и больше, чем все остальное».

Мальчику пришлось унизиться до того, что он стоял на коленях, выпрашивая елочную игрушку у хозяйки дома. Когда же он стал обладателем ангелочка, все были поражены, как сильно изменилось лицо угрюмого мальчика: оно сияло неподдельным счастьем.

Глава 3

Когда Сашка вернулся домой, мать уже спала, «обессилев от целого дня работы и выпитой водки». Сашка показал ангелочка отцу, и тот заметил, что в нем «есть что-то особенное». В полной тишине они любовались прекрасным херувимом, который, казалось, «внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату».

Отец и сын глядели на ангелочка, и «по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца». Иван Саввич вспомнил свою первую любовь и тихонько заплакал.

Перед сном Сашка повесил ангелочка на ниточке, чтобы можно было им любоваться. Но вскоре ангелочек, «повешенный у горячей печки, начал таять». В последний миг он «встрепенулся, словно для полета», и упал на пол.

Заключение

Своим произведением Леонид Андреев хотел показать, что даже самые жестокие, суровые сердца нуждаются в любви и светлых, искренних чувствах.

После ознакомления с кратким пересказом «Ангелочка» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Ангелочек»?</h3>

    • <label>Леонид Андреев</label>
    • <label>Антон Чехов</label>
    • <label>Иван Бунин</label>
    • <label>Михаил Булгаков</label>

(новая вкладка)

Тринадцатилетний Сашка по горло сыт собственной жизнью. Под Рождество он вылетел из гимназии, куда его устроили благодетели-богачи Свечниковы. Пока Сашка там был, натерпелся ругани, узнал, что он – самый бестолковый мальчишка на свете. А дома мать лупит почем зря, ставит «щенка» часами на коленки.

В отместку неукротимый «волчонок» Сашка бил чистеньких домашних гимназистиков, хамил учителям, врал напропалую матери. Только чахоточный, тихий отец был добр к нему, и Сашка жалел его в ответ. Когда-то Иван Саввич подавал большие надежды, был принят учителем в семью Свечниковых. А потом влюбился в свою ученицу юную Софью. Она ответила взаимностью, только будущего с ним не видела.

Он сгоряча сошелся с дочкой квартирной хозяйки, запил. А Софья Дмитриевна нашла себе солидного мужа. Феоктиста Петровна, избранница отца, была женщиной простой. Ее раздражали не только попойки мужа, но и его друзья, его книжки. Со всех работ он вылетал, в том числе, со скромной, но чистенькой должности земского статистика. Когда он заболел и поневоле бросил пить, она стала пропускать стаканчик за стаканчиком. Осмелела, взяла верх в семье.

На Рождество Христово Свечниковы, рассерженные на неблагодарного Сашку, вдруг позвали его на елку. Сашка идти к лицемерным «чертям» не хотел, но отец уговорил. Мальчишка шел стащить там хороших папиросок отцу.

Елка была прекрасна. Все собравшиеся дети были в восхищении. Ежился только Сашка. Он видел, как велика пропасть между ним и остальными детьми. Его маленькое, раненное обидами, сердце страдало.

Вдруг он заметил высоко в ветвях милого, розового воскового ангелочка с крылышками. Ни печаль, ни радость, а отсвет другого, неведомого мира лежал на его личике. Сашка «чувствовал, что всегда знал его и всегда любил».

Чужим, грубым голосом он попросил хозяйку дома отдать ангелочка ему. Обещал хорошо учиться, встал на коленки. И седая дама сдалась. Счастливый Сашка прижал ангелочка к груди. И лицо его засветилось точь-в-точь как у самого ангелочка – даже взрослые и дети заметили эту перемену.

Сашка спешно вернулся домой, чтобы поделиться радостью с отцом. Мать, после дня тяжелой «работы и выпитой водки», уже спала. Отец сразу понял, что ангелочек особенный, неповторимый. Затаив дыхание, рассматривали они ангелочка, готового вот-вот взлететь, упорхнуть из их рук.

«По-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца», и отец тянулся к сыну, а сын доверчиво прижимался к отцовской груди. Отец вспомнил свою любовь, расплакался, и устыдился своих слез. У Сашки защемило сердце.

Перед сном мальчик поместил ангелочка на ниточке на самом видном месте, правда, «у горячей печки». Когда люди забылись сном, ангелочек «начал таять». В последнее мгновенье он затрепетал, будто хотел взлететь, но «упал с мягким стуком на горячие плиты».

Читательский дневник по рассказу «Ангелочек» Андреева

Сюжет

Сашка тринадцати лет живет с пьющей матерью и больным отцом. Из гимназии его выгнали, мать бьет. Только отец жалеет. В прошлом отец был влюблен в барышню Свечникову, но она вышла за другого. Эта богатая семья позвала Сашку отметить Рождество. На елке мальчика поразил хрупкий, неземной ангелочек из воска. Он выпросил игрушку, принес ее домой. Глядя на прекрасного ангелочка, несчастные отец и сын и плакали, и радовались. За ночь, нагревшись от печки, ангелочек растаял.

Отзыв

Святочный рассказ, в котором есть место и надежде, и утешению, и отчаянию. Прекрасная игрушка как символ счастья, радости, душевного мира, веры в лучшее, примирения с жизнью. Тема несчастной любви, несчастной семьи. Счастье – вещь хрупкая, может исчезнуть, растаять в любой момент. Нужно дорожить каждым днем. Ангелочек, соединивший сердца отца и сына. Тема чуда, преображения. Нужно с состраданием, терпением относиться к людям.

Сашка — герой «рождественского рассказа» Андреева — обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери… Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на ёлку в богатый дом. Перед уходом в гости отец Сашки — Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, — просит что-нибудь принести с ёлки. Блок, возводивший «Ангелочка» к рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», писал о Сашке: «Его просто затащили на ёлку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо, все было так, как водится во многих порядочных семьях, — просто, мирно и скверно». «Злому мальчику», как назвали Сашку, глядевшему на чистеньких, красивых детей, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».

Продолжение после рекламы:

И вдруг (наступает любимое Андреевым перерождение героя, обязательное в рождественском рассказе) «узенькие глаза» Сашки «блеснули изумлением»: «На обращённой к нему стороне ёлки, которая была освещена слабее других и составляла её изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще тёмных ветвей и словно реявший по воздуху». Изумлённый Сашка увидел, что «лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил…».

Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с ёлки. И когда своего добивается, в короткий момент счастья «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворённым рукой неведомого художника личиком ангелочка». Сашка приносит ангела домой, и отец тоже испытывает потрясение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полёта, и упал с мягким стуком на горячие плиты». И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда.

Через десять лет, в 1909 г., Блок напишет свой, поэтический, вариант поразившего его андреевского рассказа — стихотворение «Сусальный ангел».

Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизация ?

Аудиокниги

51855580.jpg

АнгелочекАудиокнига. 27 мин. Читает Кирилл Курносов. Бесплатный отрывок:51855580.jpgКирилл Курносов27 минАнгелочекАудиокнига. 32 мин. Читает Лейсан. Бесплатный отрывок:Лейсан32 мин

Читайте также

Автор:Леонид Андреев

Год написания: 1899

Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Саша (13 лет), отец Иван Саввич, мать Феоктиста Петровна

Рассказ учит доброте, которая проявляется даже в мелочах.

Сюжет:

Саша – это мальчик, который ведет себя очень неуклюже, и даже зло. Он ведет себя по-хулигански, так, что все вокруг бояться его и просто не понимают. А у Сашки своя жизнь – весьма нелегкая, а потому он так и зол. Он зол, что все вокруг него, его одноклассники, — богаты и умны. У всех богатый родители, умные и красивые, но только не у него. Его душа была смелой и очень непокорной. В нем прям рос и развивался дух борьбы, непокорности и против режима – против всего, чего только можно бороться.

Как ни странно, но Славка не мог любить зло, а потому, не терпя его, он мстил за это. Он был против несправедливости, а потому бил товарищей, даже грубил учителям и директору, также, взрослым. Сам того не понимая, он стал сам таким же –грубым и хулиганом. Однажды Славку все же выгнали из гимназии, так как его поведение было ужасно.

Когда дома они с отцом смотрели на подаренного ангела, они как бы помирились и решили сами для себя – жить только дружно, и как бы – заново, по-доброму. Они много плакали вместе, вспоминая все прекрасные моменты их совместной жизни семейной. Славка был тронут, как и его отец. Ангел вдруг растаял, когда ночью его поставили на печку, так как позабыли, что игрушка – восковая. И капли воска падали на пол в последний раз, как будто бы ангелочек плакал, но он уже не был так печален, как до этого.

Читательский дневник для 6 класса

Оцените произведение: Голосов: 163

Читать краткое содержание Ангелочек. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Андреев. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Ангелочек

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чехов Невеста

    Надя собирается замуж за сына местного протоиерея, Андрея Андреевича. Родственники Нади, властная бабушка и мать заняты приготовлением к свадьбе. В доме гостит дальний родственник семьи Саша, он болен чахоткой.

  • Краткое содержание Холодный дом Диккенса

    Роман «Холодный дом» принадлежит перу великого английского писателя Чарльза Диккенса. Маленькая девочка по имени Эстер Саммерстон проводит свое детство в доме крестной.

  • Краткое содержание Тургенев Собака

    Однажды сидя в компании, товарищи обсуждали сверхъестественное, но никак не могли прийти к единой мысли существует все таки что-то такое или нет. Но тут Порфирий, один из главных героев рассказа решил рассказать им одну историю

  • Краткое содержание Паустовский Барсучий нос

    Рыбаки остановились на стоянке в лесу возле Безымянного озера. Однажды ночью на запах жарившейся на огне картошки к рыбачьей стоянке приходит барсук. Он аккуратно подбирается к еде

  • Краткое содержание Пройслер Маленький водяной

    Мельничный водяной вернувшись в свой домик примостившийся на самом дне пруда возле мельницы был очень удивлен тишиной и порядком, творящимся в его оштукатуренных свежим илом стенах

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Леонид Николаевич Андреев

Год написания: 1899

Жанр произведения: рассказ

Главные герои:Саша – тринадцатилетний мальчик, Иван Саввич – отец, Феоктиста Петровна — мать

Краткое содержание рассказа «Ангелочек» для читательского дневника рассказывает про мальчика с тяжелым характером, сердце которого растапливает елочная игрушка.

Сюжет

Сашку тяготила его жизнь. Утром умывался ледяной водой, упрекали в гимназии, мать в наказание ставила на колени. Он был непокорен и смел, мстил всем, кто не прав избивая и бранясь. Отец раньше пил, но стал харкать кровью, так что был болен. Тогда начала пить мать. Одним из занятий Сашки было рисование карикатур. Мальчика выгнали из гимназии, и он делал что хотел, шатаясь по городу с друзьями. От голода спасал отец, который прятал еду сыну. Однажды его пригласили на Рождество к богатым Свечниковым. У них в гостях Саша увидел елочную игрушку – воскового ангелочка. Тот сильно впечатлил мальчика своей радостью, казалось, ангелочек сейчас полетит. Гость на коленях выпросил его себе в подарок у хозяйки. Казалось, игрушка осветила черную душу парня, наполнив светом, теплотой и счастьем. Отец тоже высоко оценил ангелочка. Его повесили возле печки, чтобы Саша и Иван Саввич могли видеть его. А ночью от тепла ангелочек стал таять, наполняя комнату восковым ароматом.

Вывод (мое мнение)

Каждый человек нуждается в любви и внимании. Тем более дети. Живя в неспокойном доме, Сашка становится жестоким и грубым. А для радости нужно было немного. Один ангелочек изменил все. Но счастье у обездоленных людей тает как воск.

Добавить в избранноеИспользуемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/andreev/angelochek
  • https://kratko.rustih.ru/leonid-andreev-angelochek/
  • https://briefly.ru/andreev/angelochek/
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/andreev/angelochek
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/6-klass/1690-angelochek.html

Вопросы к рассказу Л. Н. Андреева
«Ангелочек»

№ 1. Назовите героев рассказа.

— Герои рассказа Л. Н. Андреева «Ангелочек»:

— Сашка — гимназист,

— Сашкины родители: Иван Саввич, бывший учитель и
служащий земской статистики, и Феоктиста Петровна,

— семья Свечниковых (Софья Дмитриевна, которую
когда-то учил отец, ее старшая сестра, Марья Дмитриевна, дети на рождественской
елке),

— Платон Михайлович («лысый господин») — знакомый
Свечниковых.

№ 2. Что для Сашки называлось жизнью?

— Сашкина жизнь состояла из неприятных для него дел: ему
нужно было умываться по утрам холодной водой, ежедневно, на протяжении
нескольких лет, ходить учиться в гимназию, слушать ругательства в свой адрес от
учителей и матери, стоять весь вечер на коленях за неправильное поведение.

№ 3. Опишите Сашку (возраст, внешность, характер,
отношения с товарищами и учителями).

— Сашке — тринадцать лет, у него — непокорная и смелая
душа, и потому «он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни»: «бил
товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то
матери». Сверстники звали его волчонком за привычку подергивать губами от
желания оскалить зубы. Накануне Рождества Сашку выгнали из гимназии.

№ 4. Кто из родителей был более близок Сашке? Почему?
Опишите его мать и отца, их взаимоотношения.

— У Сашкиной матери — отталкивающий вид: «белые,
толстые руки, и на безбровом, плоском лице выступали капли пота», у нее — толстый
указательный палец с коротким и грязным ногтем. Черты ее характера передают
глаголы «браниться», «плюнула», «крикнула». Когда муж пил, она «боялась и ненавидела
его», но когда Иван Саввич бросил пить, «стала пить она, постепенно привыкая к
водке», мстя мужу за прежний страх перед ним. «…она здоровела по мере того, как
пила, и кулаки ее все тяжелели. Теперь она говорила, что хотела, теперь она
водила к себе мужчин и женщин, каких хотела, и громко пела с ними веселые
песни». Сына и мужа она презрительно называет своими врагами — гордецами и
статистиками. Для Сашки она была грубой и невыносимой. Неслучайно в его
черновой тетрадке повторялась следующая карикатура: «толстая и низенькая
женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика. Внизу крупными и неровными
буквами чернела подпись: «Проси прощенья, щенок», — и ответ: «Не попрошу,
хоть тресни»». Мальчиком, которого били, был он сам, а женщиной со скалкой —
его мать.

— Отец Сашки болен чахоткой («ему всегда было холодно,
и он старался согреться, сидя на раскаленной лежанке и подкладывая под себя
руки ладонями книзу»). У него «высокий лоб, под которым чернели глубокие
глазные впадины». Когда-то он работал учителем, служил в земской статистике, потом
— «выгонялся за строптивость и пьянство со службы», «опустился до такой
степени, что его, пьяного, поднимали на улице и отвозили в участок», но когда он
заболел чахоткой, «начал харкать кровью и не мог больше пить». Жену свою Иван
Саввич не любил и называл ведьмой. «…он лежал за перегородкой, молчаливый,
съежившийся от постоянного озноба, и думал о несправедливости и ужасе
человеческой жизни».

— Сашка дружил с отцом, но относился к нему как к
сверстнику («- Ну-ка подвинься, расселся! — сказал он отцу»), как к
человеку, который «бабы боится» (Сашкиной матери), как к ребенку («Совсем, ну
совсем как маленький», «Цыц, не трогай!», «- Экая, братец, у тебя привычка
скверная за все руками хвататься. Ведь сломать можешь!»). Сашка называет отца
«тюрей», больным, жалким и вечно печальным человеком. И тем не менее, из всех,
кто окружал Сашку, он не лгал только одному отцу. Когда Сашку выгнали из гимназии,
«мать перестала совсем кормить его, и только отец прятал для него хлеб и картошку».

№ 5. Какую новость отец сообщил Сашке? Как сын
отреагировал на нее?

— Отец сказал Сашке, что Свечниковы, его давние
знакомые, приглашают Сашку к себе на рождественскую елку. Сын сначала даже не поверил,
ведь «богачи Свечниковы, определившие его в гимназию, не велели после его
исключения показываться к ним». Он отказался идти («жирны больно станут, если
еще я к ним пойду», он помнил, как они называли его испорченным мальчишкой), но
грозные окрики пьяной матери и выдуманный отцом предлог, чтобы Сашка что-нибудь
принес из гостей для него, сломили упрямство подростка, и он пошел.

№ 6. Какой подарок отцу Сашка хотел принести от
Свечниковых? Расскажите о его поведении в гостях. Что он испытывал, глядя на
елку?

— Сашка помнил, что у отца давно закончился табак, и
надеялся, что от Свечниковых ему удастся его раздобыть. (Действительно, гостинец
для отца получилось достать почти сразу же: вскоре он «ощупывал в кармане брюк
уже переломавшиеся папиросы, которые удалось ему стащить из кабинета хозяина»).

— Сашка чувствовал себя чужим среди благополучных
членов семьи Свечниковых и потому вел себя дерзко: выстрелил из игрушечного
ружья в самого маленького Свечникова — Колю, назвавшего его неблагодарным, не
поклонился в знак уважения лысому господину, показал ему язык, грубо отвечал на
предложение помочь устроиться учиться в ремесленное училище. «Сашка был угрюм и
печален, — что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце.
Елка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных
свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг нее чистенькие,
красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти
светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают
из него последнюю каплю крови». «Забившись за рояль, Сашка сел там в углу».

№ 7. Какое впечатление елка произвела на детей?

— Еще не видя елки, «дети волновались и шумели». «Заранее
вытаращив глазенки и затаив дыхание, дети чинно, по паре, входили в ярко
освещенную залу и тихо обходили сверкающую елку». Елка произвела на детей
ошеломляющее впечатление: их лица — «с округлившимися глазами и губками». «Минуту
царила тишина глубокого очарования, сразу сменившаяся хором восторженных
восклицаний». «Одна из девочек не в силах была овладеть охватившим ее восторгом
и упорно и молча прыгала на одном месте».

№ 8. Почему ангелочек привлек внимание Сашки? Опишите
игрушку. Что сделал Сашка, чтобы завладеть игрушкой? Какие чувства испытывал
Сашка, когда ангелочек оказался у него?

— Восковой ангелочек привлек внимание Сашки, потому
что первым впечатлением, которое он произвел на подростка, было изумление: он был
тем, «чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно
окружающие люди неживые». Ангелочек будто реял в воздухе. «Его прозрачные стрекозиные
крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым
улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за
ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое,
чего лишено было лицо Коли и все другие лица и вещи. Лицо ангелочка не блистало
радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого
словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же
чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но
чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный
ножичек, больше, чем отца, и больше, чем все остальное. Полный недоумения,
тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:
— Милый… милый ангелочек!». 

«И чем внимательнее он смотрел, тем значительнее,
важнее становилось выражение ангелочка. Он был бесконечно далек и непохож на
все, что его здесь окружало. Другие игрушки как будто гордились тем, что они
висят, нарядные, красивые, на этой сверкающей елке, а он был грустен и боялся
яркого назойливого света, и нарочно скрылся в темной зелени, чтобы никто не видел
его. Было бы безумной жестокостью прикоснуться к его нежным крылышкам». Казалось,
Сашка даже был чем-то похож на эту игрушку-ангелочка.

— Чтобы завладеть игрушкой, Сашка встал на колени
перед хозяйкой дома, Марьей Дмитриевной. Той было жалко красивой дорогой
игрушки, но, видя упрямство Сашки, она отдала ему ангелочка.

— Как только ангелочек оказался у Сашки, он сразу же
ушел домой, так как боялся, что его могут отнять. («- А-ах! —
вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки, и на глазах его сверкнули
две маленькие слезинки и остановились там, непривычные к свету. Медленно
приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и
улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости»).

— Когда дома, вместе с отцом, Сашка любовался
ангелочком, он забыл обо всем горестном в своей жизни: из его сознания на время
ушел «черный мрак обид, жестокостей, унижений и злобствующей тоски». «Все
добро, сияющее над миром, все глубокое горе и надежду тоскующей о Боге души впитал
в себя ангелочек, и оттого он горел таким мягким божественным светом, оттого
трепетали бесшумным трепетаньем его прозрачные стрекозиные крылышки».

№ 9. Какое впечатление ангелочек произвел на Сашкиного
отца? Почему?

— Отец Сашки был восхищен ангелочком. «- Да, в
нем есть что-то особенное, — шептал отец, задумчиво всматриваясь в
игрушку.

Его лицо выражало то же сосредоточенное внимание и
радость, как и лицо Сашки». Ему, как и Сашке, казалось, что ангелочек вот-вот
полетит. «Отец отдернул руку и темными глазами изучал подробности ангелочка».
«Глаза, не мигая, смотрели на ангелочка…».

— Ангелочек произвел такое сильное впечатление на
Сашкиного отца, потому что напомнил ему о той счастливой жизни, которая для
него ушла безвозвратно, это был словно яркий луч света в его темном, безрадостном
существовании: «И чудилось погибшему человеку, что он услышал жалеющий голос из
того чудного мира, где он жил когда-то и откуда был навеки изгнан. Там не знают
о грязи и унылой брани, о тоскливой, слепо-жестокой борьбе эгоизмов; там не
знают о муках человека, поднимаемого со смехом на улице, избиваемого грубыми
руками сторожей. Там чисто, радостно и светло, и все это чистое нашло приют в
душе ее, той, которую он любил больше жизни и потерял, сохранив ненужную жизнь.
К запаху воска, шедшему от игрушки, примешивался неуловимый аромат, и чудилось
погибшему человеку, как прикасались к ангелочку ее дорогие пальцы, которые он
хотел бы целовать по одному и так долго, пока смерть не сомкнет его уста
навсегда. Оттого и была так красива эта игрушечка, оттого и было в ней что-то
особенное, влекущее к себе, не передаваемое словами. Ангелочек спустился с
неба, на котором была его душа, и внес луч света в сырую, пропитанную чадом
комнату и в черную душу человека, у которого было отнято все: и любовь, и
счастье, и жизнь».

— В чувстве, которое ангелочек вызвал и у отца, и у
Сашки, было то, «что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть,
которая отделяет человека от человека».

№ 10. Какие слова произносит во сне Сашкина мать? В
какой момент она их говорит? Что нового вносит этот эпизод в картину домашних
отношений Сашкиной семьи?

— В то время как отец с сыном любуются прекрасным
ангелочком, мать спит, утомленная работой и одурманенная водкой. Во сне она
произносит слова, далекие от той реальности, в которой пребывают отец и сын:
«Дерюжку держи… держи, держи, держи». (Дерюга — вид грубой ткани из
низкосортной пряжи). Это еще раз подчеркивает глубокую пропасть, которая лежит
между членами одной семьи: грубой матерью и отцом и сыном, подвластным
очарованию красотой.

№ 11. Какова судьба ангелочка? Как вы считаете,
почему?

— Воскового ангелочка подвесили на отдушину горячей
печи, и за ночь он растаял. «Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам
его скатывались густые капли и падали на лежанку». «Вот ангелочек встрепенулся,
словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты».

— Символично, что, как только расплавившийся от жары
ангелочек упал на пол, «любопытный прусак пробежал, обжигаясь, вокруг
бесформенного слитка, взобрался на стрекозиное крылышко и, дернув усиками, побежал
дальше».

— Ангелочек — нечто притягательное, но чужеродное в
безрадостной жизни Сашки и его отца, поэтому, на мгновение подарив им счастье,
он гибнет. В их быт снова врываются звуки обыденной реальности: «на дворе уже
застучал железным черпаком зазябший водовоз».

№ 12. В чем заключается идея рассказа?

— Порой в жизни встречается то, что наполняет ее
радостью и смыслом, но это быстро уходит, и снова воцаряется серое, унылое,
беспросветное существование, наполненное одной лишь горечью.

Вопросы к рассказу Л. Н. Андреева «Ангелочек»


1.
Назовите
героев рассказа. № 2. Что для Сашки называлось жизнью? № 3.
Опишите Сашку (возраст, внешность, характер, отношения с товарищами и учителями).
№ 4. Кто из родителей был более близок Сашке? Почему? Опишите его мать и
отца, их взаимоотношения. № 5. Какую новость отец сообщил Сашке? Как сын
отреагировал на нее? № 6. Какой подарок отцу Сашка хотел принести от
Свечниковых? Расскажите о его поведении в гостях. Что он испытывал, глядя на
елку? № 7. Какое впечатление елка произвела на детей? № 8. Почему
ангелочек привлек внимание Сашки? Опишите игрушку. Что сделал Сашка, чтобы
завладеть игрушкой? Какие чувства испытывал Сашка, когда ангелочек оказался у
него? № 9. Какое впечатление ангелочек произвел на Сашкиного отца?
Почему? № 10. Какие слова произносит во сне Сашкина мать? В какой момент
она их говорит? Что нового вносит этот эпизод в картину домашних отношений
Сашкиной семьи? № 11. Какова судьба ангелочка? Как вы считаете, почему?
12.
В чем заключается идея рассказа?

ХРУПКО СЧАСТЬЕ…

Урок- размышление по рассказу

Л.Андреева «Ангелочек»$

Цели

Обучающие:

  • продолжить знакомство с писателем Л. Андреевым, с его удивительной прозой;

  • осмысление содержания рассказа Л. Андреева «Ангелочек»;

  • размышление о природе любви к чистому, возвышенному;

  • обучение умению анализировать текст художественного произведения;

  • выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

  • $уметь работать со словарём;

  • познакомить учащихся с текстом;

  • $в ходе анализа понять идею, объяснить смысл названия рассказа; учить нравственному выбору, анализу и оценке окружающей жизни, поступков людей на собственном опыте и на примере литературных героев;

  • обратить внимание на художественное своеобразие рассказа

Развивающие:

  • включить ребят в творческий процесс постижения андреевской прозы ;

  • $

  • развивать навык анализа художественного произведения, ассоциативное и логическое мышление, монологическую речь учащихся;

Воспитывающие:

  • приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;

  • поработать над анализом образа главного героя не с точки зрения оценки его поведения, а с точки зрения его душевных переживаний;

  • воспитывать личность духовно – нравственную, умеющую сострадать;

  • прививать охоту к серьезной классической литературе;

  • $помочь ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью;

  • $сформировать у детей правильное отношение к поднятой автором проблеме;

  • воспитывать чувство милосердия, гуманизма, уважения к человеку; помочь детям почувствовать трагедию Сашки и его отца

Оборудование:

  • $портрет писателя;

  • различные издания его книг;

  • иллюстрации к рассказу;

  • опорные слова из текста произведения;

  • м/м проектор;

  • презентация к уроку

Предварительная подготовка к уроку

$1.Дать задание прочитать рассказ дома.

2.Поручить ученику, умеющему рисовать, изобразить на рисунке ангелочка.

3.Дать индивидуальное задание — монологические ответы по теме «Отец Сашки», «Мать Сашки»- двум ученикам.

4.Индивидуальное задание: раскрыть значение имён: Александр, Феоктиста Петровна, Иван Саввич.

$ХОД УРОКА

1.Обращение к теме и целям урока. Запись темы и эпиграфа в рабочих тетрадях. Обращение к портрету писателя. Небольшое вступительное слово о нём.

Слайд 3

Леонид Николаевич Андреев – большой русский писатель. Жил в России на рубеже XIX и ХХ веков (1871-1919). Начал писать рассказы, котор$ые носили демократический, реалистический характер, например, «Бергамот и Гараська». Затем в его творчестве усиливаются религиозные мотивы. Но сочувствие обездоленным не оставило писателя до конца жизни… Обратимся к его рассказу «Ангелочек».

2. Учитель читает финальную часть рассказа:

Слайд 4

« … ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. Лампа, оставленная по настоянию Сашки, наполнила комнату запахом керосина и сквозь закопченное стекло бросала печальный свет на картину разрушения. Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам его скатывались густые капли и падали на лежанку. К запах$у керосина присоединился тяжёлый запах топленного воска. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полёта, и упал с мягким стуком на горячие плиты…»

Пауза.

Учитель. Что это? Исчезла ещё одна игрушка, восковой ангелочек? Или произошла трагедия, последствия которой ужасны? На эти и многие другие вопросы нам предстоит ответить. Мы попытаемся понять предназначение ангелочка на этой «грешной и страдающей земле».

Обратимся к началу рассказа. Прочтите первое предложение: «Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью».

Почему то, что делал Сашка, «называлось», а не было жизнью?

(Вся его жизнь – сплошные страдания. Он не жил, а существовал. В школе его постоянно наказывали, дома – тоже.)

Как он мстит жизни?

( Сашка начинает делать всё назло. Сам он осознаёт, что ведёт себя плохо, так как рисует к$арикатуры на себя и окружающих людей.)

$Несомненно, на ребёнка оказывает огромное влияние его семья.

Давайте посмотрим , что собой представляли отец и мать героя.

Расскажите подробно об отце Сашки и его матери.

Даётся характеристика героев ( два монологических ответа, заранее подготовленные).

Рассказ о матери.

Рассказ об отце.

Мы и раньше говорили, что имя влияет на человека, и часто писатели выбирают имена героям, чтобы раскрыть характер полнее.

Случайны ли имена у Л.Андреева?

Иван Саввич (милостивый старец, греч.)

Александр (защитник, мужчина).

$Феоктиста Петровна (основательная каменная глыба).

Имена нам как бы «подсказывают» положение, которое занимает тот или иной герой в семье.

С кем сравнивает автор Сашку? Почему?

( Сашка сравнивается с волчонком. Он озлоблен. Когда Сашка злится, у него появляется оскал, похожий на волчий. Он кусается, огрызается. Сашка одинок.)

Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой?

$( Сашке не хватает чего-то светлого, теплого, не похожего на окружающий его мир.)

Мальчик попадает на рождественский праздник в дом к богачам Свечниковым.

$ ● Меняется ли Сашка в этом светлом, чистом доме, не похожем на его дом? Почему нет?

( Сашка не меняется, а становится ещё злее. Он чувствует себя чужим среди этих маленьких миленьких деток. Они его боятся. Софья Дмитриевна покровительствует ему, т.е. заботится свысока, не пуская в свою жизнь).

Люди не принимают Сашку. Но в доме есть нечто прекрасное и светлое, новое и не похожее ни на что другое. Это ёлка.

Прочтите описание ёлки.

«…она бросала сильный свет без теней… Ёлка ослепляла его своей красотой и крикливым наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг неё чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть её так, чтобы она повалилась на эти светлые головки.$ Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».

— Является ли ёлка светлым и тёплым, чего не хватает Сашке?

( Ёлка так же чужда Сашке, как и дом, и люди в этом доме.)

— Как Леонид Андреев показывает эту отчуждённость?

(Он использует художественные средства, которые усиливают отчуждение ).

(ребята находят и читают): «крикливый наглый блеск свечей», «чуждая», «враждебная», «ослеплять красотой», «бросала свет», «чьи-то железные$ руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».)

Итак, мы видим, что и ёлка не даёт Сашке ощущения счастья. Однако вечер всё-таки принёс мальчику радость: он увидел ангелочка ( чтение описания ангелочка «о вдруг узенькие глаза Сашки… к его нежным крылышкам»).

— Даёт ли нам автор точное описание ангелочка?

$( Нет. Важна не его внешность, а то, какие чувства он вызывает в близкой ему душе.)

— Что общего между Сашкой и ангелочком?

(Обе они чужды этому миру. Ангелочек отличается от остальных игрушек скромностью, незаметностью. Сашка забивается в тёмной угол, подальше от ослепляющих огней. Ангелочек «прячется» на тёмной стороне ёлки среди гущи ветвей).

— Чувствует ли остальные необычность ангелочка?

$( Для взрослых – добрая, красивая игрушка. Дети вообще её не замечают. Сашка же преображается на глазах у всех. Совершается маленькое чудо. )

Чтение учителем под музыку отрывка из рассказа:

«Обе руки Сашки, которыми он… я домой пойду, — глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе. – К отцу».

— Что значит ангелочек для Сашки?

(Это чудо, мечта, красота.)

— Обратимся к эпиграфу (см. Слайд 2)

$

— Как меняется Сашка?

( Сашка обретает мечту, цель в жизни, следовательно, он начинает жить по-настоящему. Ангелочек поднимает его над этим миром. Он пробуждает в мальчике душу. )

— Одинок ли Сашка в своём чувстве?

(Сашка несёт ангелочка отцу, и тот разделяет чувство сына. Но если для Сашка ангелочек — это надежда, это мечта о прекрасном будущем, то для Ивана Саввича – прекрасное прошлое.)

— Докажите это текстом.

Слайд 5

«…услышал млеющий голос из того чудного мира, где он жил когда-то и откуда он был навеки изгнан…», 2спустился… в чёрную душу человека. У которого было отнято всё…»

$ — Какими ложатся эти люди?

(Умиротворёнными, счастливыми, успокоенными. И, может быть. Сашка впервые в жизни увидит прекрасный сон).

Пауза.

Чтение учителем стихотворения Л. А. Чарской.

$

Словарная работа :

Киот, киво́т, кио́ть (от греч. κῑβωτός — ящик, ковчег) — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для$ икон.

$

Слайд 8

Ночь… Тишина… У киота
Тихо лампада сияет…
Светлый и радостный кто-то
Детский покой охраняет.

Очи, как звезды, мерцая,
Дивною блещут красою,
Кудри, до плеч ниспадая,$
Темною вьются волною.

Он из надзвездного мира$
В мир поднебесный явился,
Рея в пространстве эфира,
К детской постельке спустился.

Вея крылом белоснежным
В милые сонные глазки,
$Голосом тихим и нежным
Шепчет он дивные сказки…

$— Но … хрупко счастье.

Чтение финала рассказа.

Обращение к словам Н. К. Михайловского.

Слайд 10

« Не потому ли автор опустил здесь занавес, потому что пробуждение старика и мальчика должно оказаться страшнее смерти?»

$Н. К. Михайловский —  русский публицист, литературный критик, литературовед, переводчик.

  1. Нарисовать на ватмане  дорогу
  2. приготовить 1 лист бумаги чистой каждому и набор карандашей или фломастеров
  3. сделать ангелочков и выложить их стол лежа

Урок внеклассного чтения  в 5 классе.

Тема: Л.Н. Андреев «Ангелочек».

Проблеме становления личности и христианская мораль.

Цели урока:

1.Обучающие: работа с художественным текстом по методике РКМЧП “чтение с остановками”;

2.Развивающие: развитие мыслительных операций, воображения, умения характеризовать героя произведения.

3.Воспитательные: воспитание нравственности, чувства сострадания к герою рассказа, привитие интереса к процессу осмысленного чтения;

ТИП УРОКА: работа с художественным текстом по методике критического мышления “Чтение с остановками”

МЕТОДЫ: Урок с использованием стратегии критического мышления “Направленное чтение”

Оборудование: текст рассказа Л.Андреева “Ангелочек”, разделенный на части; учебник ; прием “Цветограмма” ,стихотворение А.Блока “Сусальный ангел”

Ход урока

I этап. Мотивационный.

Учитель: Доброе утро, дорогие мои, улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь с нашими гостями.

 1 слайд :Давайте обратимся к экрану, кто  изображен на слайде?

Дети : Ангел

Учитель: Откройте тетради, запишите число, запишите  в тетради тему свободного письма: “Ангелочек” Запишите два предложения о вашем представлении ангела.

Дети :  В течение 2 минут пишут по теме “АНГЕЛОЧЕК” все, что знают.

Примерные варианты ответов ( спросить у троих учеников)

Ангелочек – это маленький ангел. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, который оберегает его от несчастий, бед. У каждого имени есть свой день ангела или день именин по-другому. Я просила вас сделать ангелочков из бумаги  дома.  Покажите, пожалуйста, ваши работы. Хорошо, спасибо. Поставьте их перед собой , и пусть они оберегают вас сейчас.

Учитель Так кого обычно называют ангелочком?

Учитель Итак, ребята, мы пришли к какому выводу? (Ангелы – это хранители души человека, вестники Рождества).

Как вы думаете, как называется тема нашего урока, о ком мы будем читать?

Дети об ангеле.

2  слайд Девизом нашего урока будут следующие слова :

(Не выпускайте солнце из души — оно теплом по жизни разойдется. Пустите в сердце капельку любви, а капля в океан пусть разольется!

II этап. Реализационный.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Леонида Николаевича Андреева “Ангелочек»

Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь в рассказе с таким названием?

Запись 3 версий, о чём пойдет речь в рассказе. (1.О человеке с ангельским личиком и ангельским характером; 2.О смерти и вознесении души на небо.) на ватмане (первая стоп линия).

Перед вами рассказ, читаем его по частям, делая остановки.

“Чтение с остановками” (Читают дети )

1.        Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью: не умываться по утрам холодной водой,  не испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставит его на целый вечер на колени. И так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери, не лгал он только одному отцу. Вся тетрадка заполнена была карикатурами, и чаще всех повторялась такая: толстая и низенькая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика. Внизу крупными и неровными буквами чернела подпись: «Проси прощенья, щенок», — и ответ: «Не попрошу, хоть тресни». Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, и, когда мать стала бить его, он укусил ее за палец. Это дало ему свободу, и он бросил умываться по утрам, бегал целый день с ребятами, и бил их, и боялся одного голода, так как мать перестала совсем кормить его, и только отец прятал для него хлеб и картошку. При этих условиях Сашка находил существование возможным. В пятницу, накануне Рождества, Сашка играл с ребятами, пока они не разошлись по домам .Приходилось идти домой.

Разноуровневые вопросы после чтения:

1.Оправдались ли наши версии?

2. Кто главный герой данного отрывка?

3. Какой характер проявляется у Сашки? найдите ответ по тексту.

(Грубый, непокорный; «непокорная и смелая душа»).

  1. Какая карикатура чаще всего появляется у Сашки в тетрадке? Почему? (Толстая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика; подпись: «Проси прощения, щенок», — ответ: «Не попрошу, хоть тресни»). Сашка изображал свою жизнь.

Выберите утверждение, которое не соответствует содержанию текста:

1.Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью.

2. Сашка мстил жизни и ничего не боялся.

3. Сашка лгал всем, не лгал только отцу.

4. Отец  прятал еду для сына.  

Учитель Вся его жизнь — сплошные страдания. Сашка не видит просвета в своей судьбе, не видит будущего и как-то вынужденно продолжает «делать то, что называется жизнью». Мать – пьет и бьет, отец – больной запуганный человек, а сам 13-летний парень «со смелой и непокорной душой» никому не нужен… Волчонком смотрит он на мир, на людей, на все окружающее.

Учитель: Как вы думаете, что случится дальше:

Версии учащихся: Записываем на втором отрезке.

1. Время действия – канун рождества, возможно, произойдет какое-то чудо.

2. Сашка придёт домой и будет избит матерью, все повторится.

3. Отец пожалеет его.

Чтение 2 части.

2.        — Где полуночничаешь, щенок? — крикнула на него мать, замахнулась кулаком, но не ударила. Когда Сашка проходил мимо нее, он почувствовал знакомый запах водки. Сашка презрительно шмыгнул  носом и прошел за перегородку, где слышалось тяжелое дыханье отца, Ивана Саввича. Ему всегда было холодно, и он старался согреться, сидя на раскаленной лежанке и подкладывая под себя руки ладонями книзу.

— Сашка! А тебя Свечниковы на елку звали. Горничная приходила, — прошептал он.

— Врешь? — спросил с недоверием Сашка.

— Ей-Богу. Эта ведьма нарочно ничего не говорит, а уж и куртку приготовила.

Богачи Свечниковы, определившие его в гимназию, не велели после его исключения показываться к ним. Отец еще раз побожился, и Сашка задумался.

— Правда, Сашка, ступай, что ломаешься?  Они, может быть, опять тебя устроят. Они люди добрые. Может быть, и мне что-нибудь с елки принесешь, — продолжал отец.

Он хитрил, — Сашка понимал это и презирал отца за слабость и ложь, но ему действительно захотелось что-нибудь принести больному и жалкому человеку.

Беседа после чтения:

Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой? (Сашке не хватает чего — то светлого, теплого, не похожего на окружающий его мир.)

Сашка пойдет на ёлку, как вы думаете? (Пойдет, потому что он обещал принести отцу что-нибудь с ёлки).

Учащиеся работают с “Цветограммой”

Слово учителя:

Ребята, нарисуйте сердце, разделите его пополам, работаем с одной половинкой.

Используя приём “Цветограмма”, выберите из неё те краски, которые характеризуют состояние героя в настоящее время (ДО встречи…).

Ребята создают цветограмму Сашкиного сердца

Какие цвета преобладают в сердце мальчика?

1) Фиолетовый: обман, ложь;

2) Красный: агрессия, злость;

3) Коричневый: потеря веры;

4) Белый: чистота, искренность (отношения с отцом);

5) Синий: тревожность.

6) Чёрный: мрак.

Ребята, возьмите лист бумаги и нарисуйте сердце , Разделите его линией пополам и закрасьте одну  сторону теми цветами, которые присутствуют в характере Саши на данном этапе.

Чтение части 3 .

Что же, на ваш взгляд, произойдёт дальше?

Запись на третьем отрезке

Детей еще не пускали в залу, где находилась елка, и они сидели в детской и болтали. Сашка с презрительным высокомерием прислушивался к их наивным речам. Но вот открылись двери, и чей-то голос сказал:

— Дети, идите! Тише, тише.

Заранее вытаращив глазенки и затаив дыхание, дети чинно, по паре, входили в ярко освещенную залу и тихо обходили сверкающую елку. Она бросала сильный свет на их лица.  Минуту царила тишина глубокого очарования, сразу сменившаяся хором восторженных восклицаний. Сашка был угрюм и печален, — что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Елка ослепляла его своей красотой .  она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Он думал, что у него есть отец, мать, свой дом, а выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти. Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, На обращенной к нему стороне елки он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно плывущий  по воздуху. Его прозрачные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли. Но было в ней другое, чего лишено было лицо Коли и все другие лица и вещи. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:

— Милый… милый ангелочек!____________________________________________________________________

Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт.

Прилетели ангелочки – становились на носочки!

Вверх руками потянулись  и друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили – в стороны направили

Наклонились до земли – словно тяжести несли.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Поскакали в высоту, чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули, плечи развернули

Повели руками чуть над головами.

Ангелочкам уж пора сделать добрые дела!

Остановка 3.

Разноуровневые вопросы:

  1. Что еще нового мы узнали о Сашке?

Мальчик попадает на рождественский праздник в дом к богачам Свечниковым.

  1. Меняется ли  Сашка ? Нет.  (Он чувствует себя чужим среди этих маленьких миленьких деток.)
  2. Какие чувства он вызывает у вас и почему?

_____________________________________________________________________________________

Чтение части 4 .

В дверях показалась хозяйка , и  Сашка подошел к ней . Горло его перехватывало.

Те… тетечка. Дай мне одну штуку с елки, — ангелочка.

— Нельзя, — равнодушно ответила хозяйка. — Елку будем на Новый год разбирать. И ты уже не маленький и можешь звать меня по имени, Марьей Дмитриевной.

Сашка чувствовал, что он падает в пропасть, и ухватился за последнее средство.

                  — Я раскаиваюсь. Я буду учиться, — отрывисто говорил он.

Стоя на коленях, со сложенными руками, Сашка с ненавистью посмотрел на нее и грубо потребовал:

— Дай ангелочка!

Сашка впился глазам в даму, и та , испугавшись,  поспешила ответить:

— Ну, дам, дам. Ах, какой ты глупый! Конечно, я дам тебе, что ты просишь.

А-ах! — вырвался продолжительный, замирающий вздох из груди Сашки, и на глазах его сверкнули две маленькие слезинки .  Медленно приближая ангелочка к своей груди, он не сводил сияющих глаз с хозяйки и улыбался тихой и кроткой улыбкой, замирая в чувстве неземной радости. Замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего костюма  гимназистом и одухотворенным  личиком ангелочка.

— Я домой пойду, — глухо сказал Сашка,— к отцу.

_____________________________________________________________________________________

Остановка 4.

Беседа

  1. Как повлияла встреча с восковым ангелочком на Сашку? Меняется ли его характер?
  2. Так почему же мы сердце Сашки разделили на 2 половинки. (Потому что Сашка “до встречи с ангелочком”один, а “после встречи с ангелочком” становится совсем другим)
  3. Давайте возьмем сердце Сашки и закрасим вторую половину. Какие новые краски появятся во второй половинке сердца Сашки? (оранжевый – праздничность, фейерверк; желтый – радость)
  4. Кем стал ангелочек для Сашки? Для чего ангелок ему нужен ? (Он пробуждает радость в сердце злого волчонка, невоспитанного мальчика).

Давайте прочитаем , что же будет  дальше?

Чтение части 5

В маленькой комнатке, за перегородкой, горела на столе кухонная лампочка.

— Хорош? — спрашивал шепотом Сашка.

Он держал ангелочка в отдалении и не позволял отцу дотрагиваться.

— Да, в нем есть что-то особенное, — шептал отец, задумчиво всматриваясь в игрушку.

Ангелочек спустился с неба и принес в  душу человека любовь, счастье, жизнь.

Все добро, сияющее над миром, впитал в себя ангелочек, и поэтому он горел мягким божественным светом, поэтому трепетали бесшумным трепетаньем его прозрачные крылышки.

Нужно было ложиться спать, но до этого устроить на ночь ангелочка. На земле оставлять его было невозможно; он был повешен на ниточке к печке. Так его могли видеть оба — и Сашка, и отец.

А ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. По розовым ножкам его скатывались густые капли воска и падали на лежанку. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты бесформенной массой.

А в это время люди, прикоснувшиеся к светлому, спали: покой и безмятежность легли на лицо человека, который отжил, и смелое личико человека, который еще только начинал жить.

Выберите утверждение, которое не соответствует содержанию текста:

1. Ангелочек повесили у горячей печки, чтоб он был виден отцу и Сашке.

2. Ангелочек изменил душу Сашки.

3. Ангелочек упал на пол бесформенной , растаявшей массой.

4. Ангелочек принес в  душу человека разочарование..

Лидия Чарская

Ночь… Тишина… У киота
Тихо лампада сияет…
Светлый и радостный кто-то
Детский покой охраняет.
Очи, как звезды, мерцая,
Дивною блещут красою,
Кудри, до плеч ниспадая,
Темною вьются волною.
Он из надзвездного мира
В мир поднебесный явился,
Рея в пространстве эфира,
К детской постельке спустился.
Вея крылом белоснежным
В милые сонные глазки,
Голосом тихим и нежным
Шепчет он дивные сказки…

Ученик:

Не привыкайте к чудесам —

Дивитесь им, дивитесь

ученик

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Ученик

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Ученик

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

Ученик

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Ученик

Все будет так — и все не так

Через одно мгновенье.

Учитель:

Но… хрупко счастье.

А  ангелочек,  повешенный  у  горячей  печки,   начал   таять.  

Учитель Рассказ заканчивается очень грустно. Ангелочек, с такой любовью подвешенный на самом видном месте, у горячей печки, тает. Счастье Сашки растаяло вместе с восковым ангелочком. Опять его ждут злые будни, нищета, грубость матери. Или надежда у Сашки всё-таки есть?

Составьте синквейн на тему «АНГЕЛОЧЕК».

Как можно сформулировать тему урока?

Выберите из записанных на доске тем ту, которая отражает, на ваш взгляд, суть нашего урока, основную его мысль:

Чудесное превращение Сашки в Рождество.

Тема рождества в рассказе “Ангелочек”.

Нужно разбудить в человеке доброту.

Израненное сердце Сашки.

“Красота спасет мир” (Ф. М. Достоевский)

О чем заставил вас сегодня задуматься рассказ “Ангелочек”? (о доброте, сострадании, милосердии)

Как вы, ребята, думаете, чем станет для Саши встреча с ангелом: началом или концом чуда?

Ребята высказывают свое мнение. «Всем было в эту ночь отрадно», – пишет писатель Владимир Набоков свой отзыв о рассказе «Ангелочек». И хочется верить в Рождественскую сказку, согласно которой в эту ночь самых несчастных, самых одиноких – всех тех, для кого не хватило человеческого тепла, – согреют и приласкают спустившиеся на землю ангелы.

Спасибо всем и пусть ваш ангел-хранитель будет всегда с вами рядом!

Домашнее задание: написать эссе “Что произойдет, когда Сашка проснется?”

Напишите  счастливый конец к рассказу. Пофантазируйте, что будет утром, когда Сашка проснётся?

Рефлексия : оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.

Оценка за “Синквейн” и устные ответы.

Дети раздают ангелочков гостям на уроке.

Спасибо за урок!

  • Урок обучающее сочинение памятный день 5 класс
  • Урок не окончен как пишется
  • Урок м ю лермонтов ашик кериб сравнение мотивов русской и турецкой сказок
  • Урок литературы сказка о мертвой царевне 5 класс презентация
  • Урок квн по сказкам пушкина 4 класс презентация и конспект