Урок описание памятника культуры 8 класс церковь покрова на нерли сочинение

Русский живописец с.в. герасимов написал удивительное художественное произведение! картина церковь покрова на нерли великолепный шедевр его творчества, заслуживает особенного

Русский живописец С.В. Герасимов написал удивительное художественное произведение! Картина «Церковь Покрова на Нерли» – великолепный шедевр его творчества, заслуживает особенного внимания. В ней собран весь духовный потенциал религиозного и памятного величия.  Святое место передаёт людям умиротворённость, спокойствие, безмятежность, положительные эмоциональные впечатления. На берегу реки Нерли возвышается архитектурное сооружение древнерусского зодчества – церковь Покрова Богородицы. Она построена князем Андреем Боголюбовым памяти его сына Изяслава, погибшего в боевом сражении. Для постройки храма князь выбрал красивое, уединённое место в окрестностях реки Нерли при впадении в Клязьму. Он часто любил бывать в тех местах и восхищался ими.

Церковь создана из белого камня, который был вывезен из Булгарского царства. В первоначальном варианте она была собором древнего монастыря. Освещена в честь дня празднования Покрова пресвятой Богородицы. Сергей Герасимов непревзойдённо сумел передать в своей картине величественную неповторимость знаменитого памятника Владимиро – Суздальского зодчества. Этой картиной художник внёс неоценимый вклад в художественное искусство.

Храм окружён чудесным пейзажем, возвышается на холме, на котором раньше были сооружены монастырские постройки. Место набожное и божественное, от него веет мистической таинственностью. Вдали виден посёлок. Недалеко располагалась бывшая резиденция князя Боголюбова. Всё вокруг овеяно древними легендами. Художника С.В. Герасимова вдохновила эта божественная обитель и красота природы. Тишь, покой, благодать…

Вблизи от церкви люди, идущие после дневной службы. Картина излучает святость, божественность, тепло, любовь, доброту. Атмосфера вокруг храма сияет благостью. Здесь всё смешалось во вселенской гармонии молитвенного места: небо, река Нерль и окружающее пространство. Небо чистое, в розовых кучевых облаках, будто его создала сама Богоматерь. По легендам она однажды явилась князю Андрею. Вся картина в нежно – сиреневых тонах. Тихое безмолвие. Природа с храмом и облаками отражается в реке. У берега на воде качается лодка. Местные жители приплывают на ней полюбоваться этой завораживающей неземной красотой и просто помолиться.

На переднем плане картины изображены девушка и играющий в траве ребёнок. Они гуляют по берегу реки и наслаждаются сказкой чарующих окрестностей. Картина необыкновенна! Она пронизывает светом вечности, дарит прекрасное настроение, одухотворяет любовью к Богу. Самые лучшие моменты истории подарил нам художник – живописец Сергей Герасимов.

2 сочинение

Многие живописцы в своих работах изображали православные храмы, церкви, часовни и монастыри. Среди этих художников и Сергей Герасимов. Его картина «Церковь Покрова на Нерли» — довольно известное среди ценителей полотно, на котором изображено реально существующее место. Размер картины — 32*68 сантиметров, написано на холсте маслом в 1937 году.

На изображении летний, а может, весенний солнечный день. Сверху – небо с облаками. Они разные: белые, голубые, розовые. Между облаков проглядывает небо: синее ближе к верху и голубое вдали, к горизонту. На нижней части полотна зелёная трава и цветами. Наверно, это одуванчики – ярко-жёлтые пятна говорят об этом. По поляне ходит молодая женщина в розовом с ребёнком. Малыш нагнулся и что-то делает в траве. Есть ещё несколько людей, они отдаляются от церкви, возможно, приходили сюда помолиться. Они напоминают священников — одеты в длинные тёмные одежды.

За лужайкой озеро или речка, по картине не понятно. В воде отражается небо, деревья и пригорок. Изображена лодка, пришвартованная к берегу. Центральный образ картины – белокаменная церковь. Она очень маленькая, с одним куполом, стоит на небольшом холме у озера. Глядя на церковь, сразу появляется вопрос: почему на куполе нет креста? Может, его не видно, а может, в те времена его просто не было. Рядом с храмом домик и растут большие деревья. Там, в избушке рядом, наверняка живут служители церкви. Вдаль раскинулись бескрайние русские поля и леса, слева небольшая роща. Видно ещё одно белое здание справа, напоминающее церковь. Может, туда направляются теперь путники.

Сама картина очень светлая, душевная от неё веет покоем. Художник использовал для пейзажа очень много оттенков, но основные цвета: зелёный, синий, белый, жёлтый. Именно с помощью них и создал Герасимов свой шедевр: спокойный, умиротворённый.

Полотно пейзажиста сейчас находится в Третьяковской галерее. А церковь эта до сих пор стоит там, на пригорке около речки Нерль во Владимирской области. Поэтому, если есть желание, легко можно взять репродукцию полотна и отправится туда, чтобы сравнить, что изменилось в том спокойном и красивом месте за 80 лет.

`

Церковь Покрова на Нерли

Популярные сочинения

  • Сочинение Любим Торцов в пьесе Бедность не порок Островского (образ и характеристика)

    В пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок» мне больше всего понравился персонаж — Любим Торцов. На мой взгляд Любим Карпыч имеет волевой характером и сильный дух. Для меня он яркий персонаж пьесы.

  • Смешное и грустное в рассказах Чехова

    Антон Павлович Чехов известен широкой публике прежде всего своими юмористическими рассказами. Для них характерна простота и лаконичность. У произведений автора есть и другие особенные свойства

  • Сочинение по картине Крестьянские дети Шмаринова (5 класс описание)

    Д.А. Шмаринов — советский и российский график, иллюстратор. Завоевал известность, как художник книги. Он родился в Казани, отец его был агрономом.

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 8 класса

Подготовьте план, соберите материал из интернета.

Примерный план сочинения:
1. Церковь как источник вдохновения
2. Исторические сведения
3. Описание сюжета
4. Мои впечатления о картине

Жемчужина архитектуры глазами художника

«Церковь Покрова на Нерли» – это храм, похожий на лебедя, который величественно плывет по океану времен. Он вдохновил Кожина на написание символичной картины. Жемчужину русского зодчества сравнивают с поэзией, высеченной в камне.

Церковь была возведена в 12 веке (1165 год) на берегу реки Нерль в Ярославской области, возле городка Боголюбово. Андрей Боголюбский построил этот храм в честь победы над булгарами. Одновременно здание стало памятником-мемориалом в память о погибшем сыне. С 1992 года оно получило статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В центре картины расположена церковь. Вертикальные линии, узкие окна и остроконечный купол визуально «вытягивают» строение. Оно кажется хрупким и легким, как перышко. Светлый фон, теплые и спокойные краски воссоздают умиротворяющую атмосферу.

Стройная красавица расположена на холме, у берега небольшого озера. Оно образовалось из остатков русла реки Нерль. В зеркальной глади воды волшебным образом отображаются линии белых стен храма. Тут, у берега, начинается желтоватая, песочная дорожка. Она символизирует восхождение человека к Богу.

Вокруг царит изумрудная роскошь заливных лугов. Слева от церкви расположено невысокое строение с золотистой крышей. Вероятно, там находится дом служителей или комнаты для паломников. Справа – осторожно спускается к воде небольшая роща. Высокие, темно-зеленые деревья с пышными кронами не заслоняют, а обрамляют церковь. Как красивая рамка – талантливую картину художника.

Все художественные элементы объединяет масштабное, ярко-голубое полотно небосвода. Он излучает спокойствие и внутреннюю гармонию. Пушистые белоснежные облака неспешно плывут за линию горизонта. Вдали виднеется зеленая и фиолетовая полосы лесов. Я думаю, что русская природа – тоже стала главной героиней сюжета. Она прекрасна. Важно только присмотреться в нужный момент.

Природа, характерная для живописных мест России, в сочетании с белокаменной церковью навевает легкую грусть и желание созерцать. Этот храм пролетел сквозь века белокрылой чайкой. Это чудо, подаренное далекими предками современному поколению. Оно напоминает о героических подвигах и восьми веках истории, которые послужат нам и уроком, и напутствием.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Справка о картине и авторе
2. Необычная цветовая палитра
3. Описание переднего и заднего планов
4. Интересные детали
5. Мое впечатление о работе художника

Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана нашим современником, художником Кожиным Семеном Леонидовичем в 2005 году. Он создавал этот шедевр на берегу реки Нерль, что в Ярославской области. Именно там, на возвышении стоит красивая старинная церковь, названная в честь великого христианского праздника Покрова.

Это произведение с первого взгляда поражает необычными красками. Здесь много лазури, всех оттенков зеленого и синего цветов. И, несмотря на это, белокаменная церковь, помещенная автором в центр композиции, сразу же привлекает внимание зрителя. Она кажется воздушной, невесомой, как бы, парящей над рекой и берегом. Ее сиреневый купол устремлен ввысь, к ярко-голубому небу, по которому медленно плывут прозрачные облака.

На переднем плане мы видим реку. На ее поверхности заметны волны. Возможно, дует легкий летний ветерок. На противоположном берегу — возвышенность, покрытая пестрым ковром из разнотравья. По ней, от церкви к воде спускается тропинка. К этой тропке причаливают лодки, доставляя служителям все необходимое для их скромного быта. Сюда же подплывают и прихожане.

Перед белоснежным зданием находится светлый забор. Из-за этого кажется, что церковь не соприкасается с землей, а просто парит над ней. Справа и слева от строения растут высокие, пышные деревья. Они дают уставшим путникам тень в жаркие дни знойного лета. И укрывают от непогоды во время дождей.

Чуть поодаль видны зеленоватые крыши бытовых построек. Наверное, там живут работники храма и могут остановиться на ночь-другую люди, приехавшие издалека, чтобы помолиться и попросить о помощи Бога в этом священном месте.

Картина «Церковь Покрова на Нерли» радует глаз и дарит волшебные чувства. В ней все так живо и празднично, что хочется верить в добро и чудеса, которые свершаются там, где есть настоящая вера. Художнику удалось раскрыть любовь к русской природе и передать ее нам.



Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

1. Художник Семён Кожин – наш современник, москвич. Его творчество весьма разнообразно. Он автор пейзажей, исторических композиций, жанровых картин, иллюстратор детских книг и график. Кожин с успехом продолжает традиции русских мастеров пейзажа настроения. Именно к таким пейзажам принадлежит его полотно «Церковь Покрова на Нерли». Художник обратился к известной в пейзажной живописи теме. Белокаменный храм запечатлели на своих полотнах многие живописцы, пытаясь передать его красоту и связь времён. Лирический дар Кожина помог ему выделиться среди современных авторов, посвятивших картины этой теме.

2. Сюжет представляет нам православную святыню, созданную древними зодчими 12 века. Белокаменное чудо возвышается над окрестными лугами, крышами, и яркой зеленью кустарников. Холм, на котором стоит церковь, облегает полукругом вода. Это старое русло реки Нерль, заливаемое в половодье.

3. На переднем плане художник изобразил текущую воду, ведущую к храму дорогу и зелёный, залитый вечерним предзакатным солнцем берег. Это символы движения времени и вечной жизни обновляющейся природы. Вот снова ярко зеленеют трава и листва деревьев тёплым летним днём. Это всё живое и земное, на чём стоит многовековой храм.

4. Но в центре композиции расположено устремлённое ввысь здание церкви Покрова на Нерли. Оно одновременно полувоздушное и незыблемое, как вечность. Белоснежные стены просвечены лучами заходящего солнца. Камень оживает в отблесках заката и сияет словно украшенный перламутром. Синий купол и золочёный крест устремлены ввысь.

5. Не случайно задним планом и фоном картины художник сделал бескрайнее небо. Оно – символ совершенства и вечности. Высокая синева неба подчёркивает духовную направленность картины. Храм и небо на полотне объединены. Здание визуально приподнято над землей и окружено только небесной синью и лёгкими белеющими облаками.

6. В природе запечатлён вечерний час и самый разгар лета. Полотно необычайно поэтично. Лёгкая нотка грусти разлита в воздухе, надвигаются сумерки. По сильной ряби на воде можно судить, что стоит ветреная погода. На горизонте синева неба и леса густеет. Возможно, надвигается гроза. Но летние грозы благотворны для природы.

7. Цветовая палитра полотна богата насыщенными цветами. Преобладает холодная гамма. Картину нельзя назвать мрачноватой благодаря нежному и тёплому сиянию храма. Жемчужное свечение стен отгоняет мрак наступающего вечера, о котором говорят множество фиолетовых оттенков в изображении воды, зелени и неба.

8. Современный пейзаж и древность архитектуры подчёркивают связь времён. Нерушимые белокаменные стены символизируют неумирающую веру, её мощь и чистоту. Божественное начало присутствует и в красоте земного мира. Они всегда неразделимы.

9. Кожин своей картиной ещё раз напомнил зрителю о мире вечных ценностей. Множество веков связывает вера всё новые и новые поколения людей. Прекрасное творение человеческих рук и божья красота природы гармонично объединились на полотне, чтобы прославлять торжество и гармонию жизни.

10. Меня восхитило в картине то, как мастер во много раз использованном сюжете сумел найти новое слово, передать особенное настроение. Он подобрал необычную колористическую гамму, которая будит в душе светлые чувства.

Лебедь-храм Покрова на Нерли. Подготовка к сочинению – описанию памятника культуры.

Страна Россия
Село Боголюбово, Суздальский
район Владимирской обл.
Конфессия Православие
Епархия Владимирская и Суздальская
Основатель Андрей Боголюбский
Дата основания XII век

Церковь Покрова на Нерли

Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь —
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.
Церковь ту построил князь Андрей,
Праздник чтя, не думая о славе;
Храм, пройдя века до наших дней,
Все грустит о юном Изяславе.
Матерь Богородица родная!
Русь возьми под свой святой Покров —
Пусть она живет, беды не зная,
И минует вражеских оков.

Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.
Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.


«Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат — покров, защитив город от врагов.  Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло».
Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»

И есть покоя Знак — в течении Нерли,
Где Храм парит у кромочки земли,
Где в светлом белопенном отражении 
Векам канон как жизни продолженье.

Храм Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, там, где Нерль впадает в Клязьму.

Во всей русской архитектуре нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатлённой в камне

Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами лугов во всей ясности и красоте.

    Издалека храм кажется совсем небольшим на широких просторах пойменного луга, но, подойдя ближе, видишь, что он велик и грандиозен, и можно только представить, какое впечатление он производил на подплывавших к нему по реке путешественников и купцов. Храм был построен всего за одно лето, и это – еще один удивительный факт из жизни уникального памятника. 

Покров на Нерли – четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый, храм крестовокупольного типа, построенный из белого камня высочайшего качества.

Столп — в архитектуре массивная внутренняя опора (обычно прямоугольная), поддерживающая своды.

Апсида – полукруглый, прямоугольный или граненый выступ.

Аркатура – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутри помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах (Владимиро-Суздальское зодчество.)

Крестово-купольный храм, тип христианского храма, это четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом. Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами.

Стены церкви украшены резным рельефом. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Три женские маски с волосами, заплетёнными в косы.

Такие же маски помещены и на боковых частях фасада. Храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмов той эпохи.

Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.»
Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж — луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.»
Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.»
Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»
«На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов.»
Из книги  Е. И. Осетрова «Живая Древняя Русь»

«Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами…»

Храм на картинах русских художников…

Худ. Павел Ошеров

Худ. В.В.Шилов

Храм на картинах русских художников…

Худ. Сергей Панин

Храм на картинах русских художников…

Худ. Ирина Тарасова

С.В.Герасимов «Церковь Покрова на Нерли»

С.А.Баулин

«Храм Покрова на Нерли»

План сочинения

1. Дорога к храму.

2. История храма.

3. Архитектурные особенности церкви.

4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С.В. Герасимова и С.А. Баулина.

5. Моё впечатление о храме.

Как вы могли бы озаглавить текст?

  • «Храм Покрова на Нерли»
  • «Поэма в камне»
  • «Лебедь – храм»
  • «Лебедь белокаменный»
  • «Чудо на Нерли»

Рабочие материалы
Белокаменная церковь; храм возвышается, как белоснежный лебедь; лебедь-храм; белопенный храм; холодные своды храма; резное убранство храма; в воде отражается храм, как сказочное видение; благородные пропорции белого храма естественно вписываются в окружающий пейзаж; луговое среднерусское раздолье; духмяные травы; лазоревые цветы; песни жаворонков; архитектура – зодчество.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…
И.Э.Грабарь.

  • Сочинения
  • По картинам
  • Другие
  • Кожин — Церковь Покрова на Нерли

Храм Покровы на Нерли – один из старейших в России. Дату основания храма относят к 1165 году. Думаю, что это одна из причин, почему живописцы во все времена проявляли к нему интерес.

Решение С.Кожина взяться за краски и попробовать внести нечто новое в известный образ очень смелое.

На картине изображен белоснежный храм на берегу реки. Река тихая, спокойная, течение ее будто оберегает Божий дом от невзгод. На том берегу, где стоит зритель, высокая трава едва колышется от легкого ветерка. Здесь же смотрит на храм совсем сухое дерево. Все остальные деревья пышно убраны зеленой листвой, дышат жизнью. Сперва кажется странным, что на картине, которая показывает духовную святыню, нашлось место для изображения смерти. Первую мысль догоняет вторая: дерево стоит на противоположном берегу от храма, наверное, символизирует тех людей, которые не смогли найти путь к Богу. Много среди всех людей таких, которых отделяет от бога река злости, негодования и непонимания. Печально, что им суждена смерть, как и этому прибережному дереву.

Особенное место храма в композиции картины подчеркивается преобладающими цветами. Травы и деревья насыщенных зеленых цветов, скорее темных, предгрозовых, чем весенних, нежных. Небо также навевает мысли о предстоящей грозе. Серые тучи наваливаются уже мелкими волнами на небо над храмом. Даже те участки неба, которые не закрыты тучами, нарисованы темно-синими красками.

На фоне темных цветов основной части картины особенно заметна белизна храма Покровы. Если присмотреться, то стает заметной и особая архитектура храма: один центральный купол, высокие стены, похожие на арки. Высокий берег, на котором расположен храм, дышит особыми красками: он весь устлан кустами и травами, так что почти нет мест, где видно почву. Расположение растений, их красочность напоминают живую изгородь, а весь холм с храмом и далекой крышей какого-то здания – крепость духа.

С. Кожин акцентирует внимание на подходах к храму. Каков путь к нему – не понятно. Может, стоит броситься вплавь, а может, где-то в кустах спряталась маленькая лодочка. Возможно, что за пределами картины осталась вполне простая дорога, по которой и пройти, и проехать можно. В любом случае, художник дает понять, что путь к Покрове важен для каждого, кто хочет обрести внутреннюю белизну.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Над вечным покоем Левитана (4, 5, 7, 8 класс описание)
    Картина Левитана «Над вечным покоем» довольно таки монументальна: глядя на нее, человек невольно ощущает всю свою хрупкость и беззащитность. Сам художник неоднократно признавался
  • Сочинение Хлестаковщина как нравственное явление
    «Ревизор» — сатирическая пьеса, одно из лучших творений Н. В. Гоголя. Автор написал это произведение в 1835 году, но также в 1842 году он немного его исправил, что и стало окончательным вариантом для публикации.
  • Влияние родителей на ребенка сочинение
    Все мы знаем, что наш характер, мировоззрение и отношение к каким-либо явлениям и ситуациям по большей части зависят от того, как нас воспитывали родители и что они в нас вкладывали.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли жемчужина «Золотого кольца»

Золотое кольцо России — это удивительные места, где собраны жемчужины древних памятников архитектуры и быта русского народа.

Одну из этих жемчужин мне самой посчастливилось увидеть — церковь Покрова на Нерли — выдающийся шедевр древнерусского белокаменного зодчества. Про нее говорят: — «Это поэма, запечатленная в камне».

Она расположена на живописном заливном лугу, на слиянии рек Нерли и Клязьмы, недалеко от города Боголюбово Владимирской области.

Это великолепное творение из камня, удивительно гармонично сочетается с окружающей природой. Когда стоишь у стен этой церкви, невольно хочется помолчать и представить: сколько много пришлось ей увидеть за прошедшие столетия, став немым свидетелем проходящих мимо веков, поколений, радости и страданий русского народа, изменения ландшафта русел рек, которые давно уже поменяли направление течения своих вод. Она, как красавица-невеста глядится в зеркальную водную гладь озера, отражаясь в нем. Такая скромная и такая великолепная, медленно плывущая по волнам времени. Невольно вспоминаются слова А.С. Пушкина:-

«Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывет…»

Смотришь на всю эту красоту и понимаешь, что душа становится чище и добрее.

Великолепие церкви Покрова на Нерли описывают поэты в своих стихах и художники в своих картинах.

Глядя на картины «Церковь Покрова на Нерли» талантливых русских художников С.В. Герасимова и С.А. Баулина, я могу сравнить их видение на это прекрасное творение рук человеческих, со своим.

По световым гаммам можно увидеть, что эти картины были написаны в разное время года и, возможно, в разное время суток.

Картина С.В. Герасимова была написана или поздней весной, или ранним летом. В центре картины не только сама церковь, но и окружающая ее природа. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Река изображена синей, розовой, местами зеленой акварелью. Около берега привязана лодка. В водной глади отражается церковь. Она тоже окружена зеленой травой и деревьями. Ее купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом, уходя ввысь. Небесный свод на заднем плане смыкается с линией горизонта. Деталей самой церкви не видно — она изображена издали. Кажется, что церковь и природа являются единым целым. На фоне зеленой травы яркими полосами выделяются желтые цветы. Здесь гуляет женщина с ребенком. Он нагнулся, чтобы сорвать весенний цветок. Краски на картине Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным на картине кажется небо — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.

С. В. Герасимов показал, как природа становится еще прекраснее на фоне белокаменной церкви.

Картина С.А. Баулина скорее всего была написана поздним летом или ранней осенью. Церковь Покрова на Нерли изображена вблизи, крупным планом на высоком холме. Ее можно рассмотреть в малейших подробностях — от ворот до колокольни, венчающейся куполом. Стены церкви украшены резными рельефами, Сама церковь имеет форму квадрата, с середины которого в небо стремится один купол. На картине изображен хмурый день. Вся его темнота показана в одном небе. Оно темно-синего, даже серого цвета. Тяжелые и густые тучи закрыли солнце. Церковь практически не отражается в воде. На этом темном фоне церковь кажется еще светлее и ярче, как лучик света в темноте, символизируя святыню добра и света.

Мне понравились обе картины. Они великолепно дополняют друг друга и дают возможность увидеть слияние красоты природы с красотой самой церкви Покрова на Нерли.

Когда я мчусь на скором поезде, из окон которого видна эта жемчужина «Золотого кольца», одиноко затерявшаяся среди лесов и лугов, словно свеча возвышающаяся на небольшом островке, обвитая голубой ленточкой реки, то мне снова и снова хочется еще раз побывать в этих божественно красивых местах, у стен этой великолепной церкви. Насладиться тишиной и пением соловьев. Вновь и вновь почувствовать умиротворение и покой, слившись воедино с этой красотой.

Мичурова Людмила.

Школьный сайт — Урок развития речи

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку в 8 классе.
Тема урока. «Лебедь-храм Покрова на Нерли». Подготовка к сочинению-описанию памятника культуры.

Цели урока:

  • подготовиться к сочинению-описанию памятника культуры;
  • развить умение высказать и обосновать свою точку зрения;
  • воспитать уважительное, бережное отношение к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества; обогатить эстетическое восприятие.

III. Слово учителя (рассказ о храме)

Слайд 3-5. Дом есть не только у человека, но храмы – только у людей. Они приходят к нам с неба. Во всем мире существует множество легенд о небесном происхождении храма: образ храма является его заказчику или строителю во сне, в таинственном видении, в откровении свыше. Христианский храм – это образ неба на земле, священное пространство, где человек общается с Богом.

Сегодня мы отправимся на экскурсию, чтобы понять красоту маленькой церкви, разобраться, зачем она нужна была человеку прошлого и столь необходима человеку, живущему ныне, а самое главное – совершить попытку описать эту каменную сказку – церковь Покрова на Нерли

Слайд 6.

Архитекторы всего мира называют церковь Покрова на Нерли «самым красивым храмом России» [3].

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году.

В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм.

По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.

Слайд 7. Храм был посвящен новому на Руси празднику — Покрова Богородицы. Эта церковь считается первой на Руси, посвященной празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.

Слайд 8. Белокаменная церковь расположена на живописном лугу в месте, где река Нерль впадает в Клязьму. По преданию, это место указал сам князь Андрей Боголюбский.

Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание — искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в СЛАЙД 9,10 быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам.

Слайд 10. По своей архитектурной конструкции храм чрезвычайно прост. Это типичный для древнерусского зодчества четырёхстолпный, одноглавый, трёхапсидный храм крестовокупольного типа.

Церковь Покрова на Нерли отличает, отмеченная многими специалистами и исследователями, общая гармоничность и изысканность пропорций, она выглядит невесомой, словно парящей в воздухе.

Потрясающую картину можно наблюдать весной, когда храм, словно горящая свеча, возвышается к небу над разлитыми водами Нерли. Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами.

Ощущение подвижности и полета храму придают, слегка наклоненные внутрь стены, что практически незаметно, а так же бросающиеся в глаза вертикальные линии – высокие узкие окна, удлиненные колонки аркатурного пояса. Такие приемы зрительно увеличивают высоту здания.

Слайд 11. Стены церкви украшают резные рельефы. В композиции трёх фасадов храма центральной фигурой является восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются женские маски, птицы, и львы.

Церковь Покрова на Нерли сравнивают с невестой, называют вершиной творчества владимирских мастеров, поэмой запечатленной в камне, самым лирическим и непревзойденным шедевром во всей русской архитектуре. Этот белокаменный храм удивительно гармонично сочетается с окружающим пейзажем.

— Послушайте, как описывал Храм Покрова на Нерли Е.И. Осетров в книге «Живая Древняя Русь»:

— Вы видите, ребята, что Храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Я надеюсь, что мой рассказ вдохновил и вас

IV. Подготовка к сочинению.

— Ребята, а теперь давайте внимательно рассмотрим репродукции картин С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С.А.Баулина «Храм Покрова на Нерли». Слайд 18.

— Что изображено на картинах? (На обеих иллюстрациях изображена церковь Покрова на Нерли)

— Выделите главное, на что обращает внимание каждый художник? (С.В.Герасимов показывает связь с природой, для С.А.Баулина важна архитектура)

— Ребята, представьте себе, что вы хотите поделиться впечатлениями со своим другом об изображённом на картинах. Какой из них вы отдадите предпочтение?

— А может быть, каждая из них имеет свои достоинства и обе нужны, чтобы получить более полное представление об этом уникальном сооружении XII века? (При описания памятника культуры важны обе картины для получения целостного восприятия)

— Как вы могли бы озаглавить текст? Почему? Слайд 20.

  1. «Храм Покрова на Нерли»
  2. «Поэма в камне»
  3. «Лебедь-храм»
  4. «Лебедь белокаменный»
  5. «Чудо на Нерли»

— В каком стиле вы будете писать сочинение? (Художественный)

— Что нам для этого понадобится? (Различные художественные средства: синонимы, эпитеты, метафоры, сравнения).

— Давайте поработаем над лексикой сочинения, найдем слова, обороты, при помощи которых мы опишем храм. (Учащиеся высказываются, наиболее удачные слова, предложения записываются в черновики.)

Рабочие материалы (как вариант): Слайд 21.

Белокаменная церковь; храм возвышается как белоснежный лебедь; лебедь-храм; белопенный храм; холодные своды храма; резное убранство храма; в воде отражается храм, как сказочное видение; благородные пропорции белого храма естественно вписываются в окружающий пейзаж; луговое среднерусское раздолье; духмяные травы; лазоревые цветы; песни жаворонков; архитектура – зодчество.

V. Рефлексия: Нужны ли храмы в наше время? ( Высказывания учеников)

VI. Подведение итогов.

— Ребята, вы должны написать сочинение, в котором вы не только расскажете о храме, об особенностях изображения храма на картинах Герасимова и Баулина, но и поделитесь своими впечатлениями о нем.

VII.Работа над черновиком.

VIII. /З: написать сочинение-описание храма Покрова на Нерли.

Список использованных источников.

1. https://www.liveinternet.ru/users/3726197/post159187070/

2. https://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st003.shtml

3. https://cityvla.narod.ru/vlad6.htm

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E5%F0%EA%EE%E2%FC_%CF%EE%EA%F0%EE%E2%E0_%ED%E0_%CD%E5%F0%EB%E8

5. https://www.rusarch.ru/timofeeva3.htm

Презентация и аудио запись к уроку

Скачать аудио фаил

Скачать презентацию к уроку

Источник: https://shool4.ucoz.ru/index/urok_razvitija_rechi/0-4

Маленькая церковь — большие вопросы.

Путешествуя в окрестностях Владимира и фотографируя знакомый с детства храм Покрова на Нерли, я решила написать о давно интересующей меня теме. Попробовать разобраться в том, как возникает искусство, кто его автор – художник, заказчик или обстоятельства.

Церковь Покрова на Нерли — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Основан в середине XII века князем Андреем Боголюбским. Один из немногих сохранившихся памятников домонгольской архитектуры. Подробнее в Wikipedia

Храм Покрова на Нерли, решила я, отличный пример: маленький, особенно по сравнению с европейскими современниками, строился всего два года, и, тем не менее, общепризнанный шедевр, символ русского белокаменного зодчества домонгольского периода.


Аббатство Сен-Дени и церковь Покрова на Нерли

Все с ним ясно, думала я. Выйдет бойкая заметка о том, как европейские гастарбайторы, присланные князю Андрею Боголюбскому другом Фридрихом Барбароссой, за пару лет сварганили жемчужину русской архитектуры. Потому что в тех условиях, с тем заказчиком ничего другого физически не могли сделать. Хотели прогнать халтурку – всего по минимуму, но не на столько, чтоб заказчик не заплатил – а получился «чистый» стиль и строгие пропорции.

Такой своеобразный вернакуляр, когда архитектор не человек, а обстоятельства:

Идеальная взаимосвязь с рельефом – благодаря трехметровому насыпному холму, явно создававшемуся не из соображений ландшафтного дизайна.


Храм Покрова на Нерли. Вид с реки.

Красота пропорций и лаконичность декора, как я уже говорила, результат маленького бюджета и сжатых сроков. Взяли типовую крестово-купольную схему, пришедшую из Византии и использовавшуюся уже 5 веков и выжали из нее максимум – экспериментировать некогда и не за чем.

К тому же, утрата галерей и окружающих построек пошла на пользу (простите меня, защитники наследия)

Реконструкция вида храма Покрова на Нерли с галереями

Еще, как часто бывает, от плохого вкуса спасают плохие технологии (вспомним пресловутый благородный колорит старых мастеров) Тут ремесленники и рады были гнать штамповку, но не имели такой возможности – технологии подходящей не было. Поэтому каждый элемент декора индивидуален, а простые по композиционной схеме рельефы имеют сложный ритмический рисунок.


Царь Давид. Рельеф храма Покрова на Нерли.

Кто любит игру «найди пять отличий» получит большое удовольствие, разглядывая фасады церкви Покрова.


Женские головы. Рельефы Покрова на Нерли.

Эх, хорошая бы вышла заметка! Но, на свою голову, я полезла уточнять детали.

Во-первых, построек, сохранивших свой облик с XII века в Европе, осталось очень мало. Как правило, сохранились четыре стены и смутное воспоминание, о том, что было. В отличие от церкви Покрова, которая, кроме главы, в XII веке выглядела как сейчас.

Кстати, вопрос были ли галереи, оказывается, то же до сих пор открыт, врут экскурсоводы, с уверенностью рассказывающие о происхождении «двери в никуда»


Дверь на не существующие галереи. Покров на Нерли.

Так что сделать пафосную иллюстрацию для сравнения масштабов, чтоб к ней нельзя было придраться, оказалось весьма затруднительно.

Во-вторых, участие Фридриха Барбароссы и происхождение бригады — не ясно.

С определенностью можно сказать только одно, ребята были приезжие, кочевавшие, как во все времена принято, с одной большой стройки на другую и изготавливавшие, в соответствии со вкусом и щедростью местных варваров вариации на тему того, что потом назовут романским стилем. Особенно наглядно это при взгляде на декор, часто по элементу и не скажешь, что за страна и что за здание. Везде все по списку –перспективные порталы, византийские капители, аркатурные пояса, анималистические и растительные мотивы в резьбе (грифоны, птички, львы (нужное подчеркнуть))


Грифон, рельеф Покрова на Нерли в сравнении с капителями с фасада церкви Сан Сегундо (Испания, середина XII века)

Но заказ на церковь Покрова не был для них проходной, собственно эти мастера и создавали архитектуру Владимиро-суздальской Руси, в том числе, большой архитектурный ансамбль, частью которого была церковь Покрова.

В общем, все не ясно и смутно в этой истории, кроме одного – перед нами шедевр. Архитекторы и искусствоведы лучше объяснят, почему.

Лично мне, как человеку, вечно мучимому вопросами композиции и ритма, особенно интересна система пропорций церкви Покрова. С ее узкими восточными пряслами и суммой выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равной ширине средних прясел. Отличная «ловушка для зрения» когда все правильно и неправильно одновременно.


Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен.

Вот такая заметка о не получившейся статье. Надеюсь, вам было интересно.

Да, для любителей Википедии, утверждение, что «Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения» — полный бред. Основные обзорные точки находятся близко от храма, поэтому из-за перспективных сокращений возникает такой эффект. А пропорции действительно хороши, но не этим.


Храм Покрова на Нерли

Сочинение на тему «Описание памятника» может без проблем написать любой школьник, ведь в городах и сёлах нашей необъятной родины существует огромное число самых разнообразных символических сооружений. Одними отмечены места боевой славы, другие поставлены в честь политиков, ученых, писателей и поэтов, религиозных деятелей. Третьи ссылаются на культурные объекты, когда-то расположенные поблизости. В городах часто можно увидеть скульптуры и стелы, мемориальные доски и выгравированные надписи, каждая из которых подчеркивает значимость какого-либо человека, события или объекта в прошлом. Обсудим, как правильно выполнить творческую работу на заданную тему.

Как писать основную часть?

Основная часть — это самая объемная часть сочинения-описания памятника архитектуры. Здесь необходимо раскрыть все микротемы и подойти к основной мысли, при этом в основе текста должны лежать детали описываемого объекта и их признаки. При необходимости можно выделить несколько абзацев под отдельные микротемы. Нельзя забывать о средствах художественной выразительности, которыми нужно дополнять описания, чтобы образ был более полным и богатым. От основной части нужно плавно перейти к заключению сочинения на тему описание памятника архитектуры.

Немного об истории

Как и многие другие памятники архитектуры Москвы, храм появился благодаря приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани и Астрахани. Люди с разных уголков земного шара приезжают в Москву, чтобы посмотреть на это чудо архитектуры.

Как и многие другие известные памятники архитектуры, собор Василия Блаженного был создан из красного кирпича. В те времена этот материал был весьма дорогим удовольствием, что подтверждает значимость храма. Утонченность и воздушность придают ему резные купола, которые сделаны разными цветами. Если внимательно приглядеться к храму Василия Блаженного, можно увидеть, что его купола не похожи между собой.

Для того чтобы мы могли сегодня любоваться красотой фресок, сделанных по сырой штукатурке, мастера трудились на протяжении многих лет.

Люди выстраиваются в очередь, чтобы попасть внутрь уникального сооружения, изнутри насладиться этой красотой.

Великое русское наследие

Великая и необъятная Родина наша, Россия, несомненно, может похвастаться уникальной культурой и богатым наследием предков. Сюда можно отнестии многочисленные произведения художников и композиторов, зодчих и ремесленников, открытия, изобретения ученых и исследователей, великие старинные города и поселения, искуссно выполненные предметы быта и убранства, украшения и национальные костюмы.

Но в первую очередь стоит отметить такие величественные сооружения как храмы, соборы, кремли и другие постройки, что дышат русским духом, наполняют нашу культуру и объединяют в себе ее особености.

Одно из таких творений — Храм Василия Блаженого. Этот удивительный архитектурный ансамбль был создан еще в XVI веке при царе Иване Грозном, который повелел воздвигнуть собор в честь взятия города Казани.

Место для его постройки выбрали не простое: храм стоит в самом сердце русской столицы — на Красной площади. По преданию, увидев готовый храм небывалой красоты, Иван Грозный приказал выколоть глаза зодчему, создававшему его, чтобы тот не смог больше построить столь красивый собор где-то еще.

Сочинение «Описание памятника культуры»

Описания памятника культуры “Церковь Покрова на Нерли”

Церковь Покрова на Нерли — восхитительная памятка культуры. Несколько лет назад я путешествовала по во Владимирской области России, поэтому мне удалось увидеть этот храм не только на картинке. Церковь эта очень светлая, атмосферная, чарующая.

Памятник культуры находится в полутора километрах от Боголюбова Владимирской области. Ученые полагают, что храм был построен в далеком 1166 году. Выполнен он из белого камня. Сам храм крестово-купольного типа. Стены памятника культуры украшены резными рельефами, что делает его еще более интересным и необычным.

Мне очень понравилась Церковь Покрова на Нерли. Удивительно, что храм расположен рядом с рекой. После молебна можно выйти к воде, полностью освободив свои мысли от будничных проблем. Храм очень гармоничный и изысканный. Не зря это произведение архитектурного искусства называют самым красивым храмом России.

Описание памятника А. С. Пушкину в Москве

Памятник А. С. Пушкину в Москве — это первый памятник поэту в России. Он был создан на средства, собранные народом. Автор памятника — А. М. Опекушин. За три года он создал шесть проектов. В тысяча восемьсот семьдесят пятом году одну из скульптур приняли, Опекушин вылепил её в масштабе.

Открытие памятника состоялось шестого июня тысяча восемьсот восьмидесятого года и прошло как большое народное торжество. Памятник понравился всем. И это неудивительно, ведь скульптор создал понятный, доступный и близкий всем образ Пушкина. Поэт, склонив голову, в задумчивости как бы идёт по городу. Опекушин показывает нам непередаваемое словами величавое течение мысли Пушкина. Ему удалось запечатлеть состояние творческой вдохновенности поэта.

Лицо Пушкина, спокойное и приветливое, обращено к людскому потоку (памятник расположен в центре площади на Тверском бульваре). Огромная бронзовая статуя поэта не поражает зрителя своими размерами, хотя она действительно велика, раза в два выше человека. Наоборот, памятник кажется естественным, живым. Весь облик скульптуры выражает вдохновение, энергию, увлечённость — всё, что мы находим в творчестве самого Пушкина.

Важное значение имеет и постамент, выполненный из гранита. Его классическая простота не отвлекает от фигуры поэта. На фасаде постамента, на передней его части, — гусиное перо. Венок из лавра — в благодарность поэту за труд. Рядом высечено одно слово: «Пушкин». На боковых сторонах — строки из знаменитого стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Этот памятник любят и москвичи, и гости города. Спешат к нему те, кто испытывает душевную потребность общаться с поэтом, кто с благодарностью принимает завещанное им наследство.

Пример 1

(548 слов) О важности памятников культуры в наше время говорят многие ценители искусства, однако нельзя не заметить, как много усадеб, памятников, дворцов пребывают в запустении и разрушении. К сожалению, далеко не все люди понимают, почему важно сохранять историческое наследие, хотя ответ на этот вопрос лежит на поверхности: именно шедевры архитектуры, скульптуры, живописи и других видов творчества являются главным атташе любой страны на международном поле. По достижениям художников слова, мрамора, красок мы можем оценить потенциал народа и узнать его менталитет. Наконец, сфера туризма развивается за счет памятников древности и привлекает в страну инвестиции. Все эти основания для охраны памятников не раз описывали передовые мыслители и литераторы своего времени.

Например, в повести «Чучело» В. Железников рассказывает про создание галереи, посвященной творчеству одного художника — крепостного крестьянина, который смог научиться рисовать и создать прекрасные полотна. Его праправнук решил собрать воедино всю коллекцию этих шедевров в своем доме. Ради этого ветеран войны тратил всю свою солидную пенсию на покупку и поиск оставшихся картин. Ребята в его родном городе не понимали значения того, что он делает, поэтому дразнили старика «заплаточником». У него просто не оставалось денег, чтобы обновить гардероб. Этой аскетической жизнью он довольствовался не один год, добиваясь цели. А когда внучка спросила его, зачем он все это делает, он ответил: «Однажды во время войны я лежал в госпитале, и мне приснился сон, будто я мальчиком стою среди этих картин, а по ним солнечные зайчики бегают». Воспоминания об искусстве не только помогали герою пережить испытания, но и вдохновляли его на такие же подвиги, которые совершили его предки: «Иногда мне даже кажется, что не мой прапрадед написал все эти картины, а я… ». В финале Николай Николаевич понял, что картинная галерея в его доме должна стать достоянием общественности. Он подарил городу первый в его истории музей, где люди могли насладиться культурой родного края и почувствовать воодушевление коллекционера. Учителя и дети, узнавшие эту новость, очень обрадовались. Этот пример доказывает, что сохранение памятников культуры способствует обогащению и процветанию регионов России, ведь в будущем картинная галерея будет привлекать туристов со всей страны, а в настоящем жители города получили повод гордиться малой Родиной и возможность развить эстетический вкус к живописи.

Памятники культуры могут быть не только архитектурными, но и литературными. Их тоже важно сохранять, ведь они представляют страну на международном уровне и являются показателями духовной жизни народа. Например, в повести А.С. Тургенева «Ася» главного героя не интересовали архитектурные богатства Германии, зато его переполняли чувства, рожденные поэмой Гете «Фауст»: «Грудь поневоле всё глубже и глубже дышала, и слово: «Гретхен» — не то восклицание, не то вопрос — так и просилось на уста». Н.Н. бродил по городским улицам и вспоминал знаменитое на весь мир творение немецкого автора. Оно создало ту неповторимую атмосферу, ради которой туда съезжались сотни русских туристов. Иоганн Вольфганг фон Гёте смог влюбить в свою Родину многих иностранцев, которые своим приездом финансировали развитие провинции. Н.Н. встретился с Асей на коммерше — всенародном празднике, масштаб которого говорит о преуспеянии местных обывателей и солидности городского бюджета. Очевидно, что сохранение культурного наследия важно не только с моральной точки зрения, но и с финансовой. Оно помогает развить туризм.

Таким образом, памятники культуры важно оберегать и сохранять, потому что они необходимы для разностороннего развития страны и ее граждан. Всеобщий доступ к искусству повышает уровень образованности и эрудированности населения, способствует формированию эстетического вкуса. Кроме того, памятники представляют наше государство среди других и привлекают туристов, которые пополняют российский бюджет.

Этапы строительства храма

Продолжим описание памятника архитектуры. Сочинение о храме Василия Блаженного должно содержать информацию об основных этапах возведения храма. К концу шестнадцатого века появились новые фигурные соборные купола, поскольку первые были уничтожены во время сильного пожара. Во второй половине семнадцатого века во внешний облик здания были внесены серьезные изменения. Вместо деревянных навесов над галереями церквей, что постоянно сгорали во время пожаров, появилась кровля, поддерживаемая кирпичными арочными столбами.

Над крыльцом перед главным входом в храм надстроили церковь в честь святой Феодосии Девы. Над белокаменными лестницами, что ведут на верхний соборный ярус, построили шатровые крыльца, которые сооружены на «ползучих» арках. Именно тогда на сводах и стенах появилась полихромная орнаментальная роспись.

Ее наносили на опорные колонны, на стены галерей, что располагаются снаружи. На фасадах церквей есть роспись, имитирующая кирпичную кладку.

Чуть позже по верхнему карнизу собора создали изразцовую надпись, опоясывающую весь храм. Большие желтые буквы, расположенные на темном синем поле изразцов, рассказывали об истории создания, об обновлении храма во второй половине XVII века. Спустя столетие надписи были безвозвратно уничтожены при проведении ремонтных работ.

В XIX веке в храме появились «сюжетное» масляное письмо, которое изображало лики святых, фрагменты их жизни. Во время войны 1812 года солдаты французской армии, которые заняли Москву, держали около храма лошадей. Наполеон Бонапарт, который был поражен удивительной красотой собора, задумал его перевозку в Париж. Когда он понял, что это невозможно, был отдан приказ о взрыве собора. К счастью, французские войска не смогли осуществить планы своего лидера, они только разграбили собор. После завершения войны территория вокруг храма была благоустроена, окружена решетчатым чугунным забором, придуманным зодчим Осипом Бове.

В конце девятнадцатого века появился масштабный проект по реставрации этого уникального культурного и исторического памятника.

  • Урок по рассказу ангелочек андреева
  • Урок обучающее сочинение памятный день 5 класс
  • Урок не окончен как пишется
  • Урок м ю лермонтов ашик кериб сравнение мотивов русской и турецкой сказок
  • Урок литературы сказка о мертвой царевне 5 класс презентация