Урок обучения литературному творчеству что за прелесть эти сказки 5 класс

Слайд 2сказки а. с. пушкина это бесценная жемчужина русской и мировой литературы. каждое новое поколение детей вступает в жизнь

Слайд 2

Сказки А. С. Пушкина – это бесценная жемчужина русской и мировой литературы. Каждое новое поколение детей вступает в жизнь вместе с удивительными сказочными персонажами, созданными гением великого русского поэта.

Слайд 3

Отец, ПУШКИН Сергей Львович 1770 — 1838 Мать, ПУШКИНА Надежда Осиповна 1775 — 1836

Слайд 4

Имение Пушкиных Домик няни

Слайд 5

Эта чудесная русская женщина, чьё имя – Арина Родионовна – известно любому читателю, не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену. а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года и была крепостной – сначала графа Ф. А. Апраксина, а затем потомков Абрама Ганнибала, прадеда поэта. В 1797 году у Пушкиных родилась дочь Ольга, а через полтора года – Александр, будущий поэт. Арину Родионовну взяли к ним няней, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Пушкиных. Она выпестовала и младшего брата поэта – Льва. К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни услышал Пушкин много сказок. Возможна, одна из них натолкнула его на создание известной нам сказки.

Слайд 7

Сказки А. С. Пушкина Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях Сказка о золотом Петушке Сказка о попе и о работнике его Балде

Слайд 9

Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно? Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению – грустная или весёлая, быстрая или медленная, резкая, чёткая или плавная – могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

Слайд 10

Характеризуем царицу – мачеху. Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую бы хотела извести мачеха? Как царица-мачеха описана Пушкиным? Что в описании царицы вызывает восхищение, но почему эта красота не радует окружающих? Как отомстила царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло её к этому? Чем закончится история злобной мачихи? За что она оказалась наказанной?

Слайд 11

А царевна молодая… Внешность Ее внутренние качества Отношение к ней других персонажей сказки: А) чернавки Б) пса Соколки В) семи богатырей Г) королевича Елисея Поведение царевны А) в тереме богатырей Б) по отношению к окружающим её людям Отношение автора к героине

Слайд 12

Царица Царевна Царского происхождения, умны, красивы Злая Завистливая Гордая Своенравная Ленивая Грубая Надменная Жестокосердная Добрая Бескорыстная Скромная Кроткая Трудолюбивая Вежливая Простая добродетельная

Слайд 18

Конкурс на лучшего знатока сказок. (вопросы для первой команды). В какой сказке главный герой путешествовал в бочке? Кто он? ( Гвидон. « Сказка о царе Салтане».) 2. Сколько лет рыбачил старик из сказки « О рыбаке и рыбке»? ( 30 лет и три года) 3. Отчего проснулась царевна в сказке « О мертвой царевне и семи богатырях»? Кто её спас? (Елисей.Он ударил по гробу, гроб разбился, царевна ожила) 4.Из какой сказки этот фрагмент? 5. Что потребовал мудрец от царя Дадона за свою услугу, за петушка? ( отдать Шамаханскую царицу) 6. Кем были сестры жены царя Салтана? (Ткачихой и поварихой) 7.От кого спас Гвидон царевну Лебедь? (от коршуна)

Слайд 19

КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО ЗНАТОКА СКАЗОК . ( ВОПРОСЫ ДЛЯ ВТОРОЙ КОМАНДЫ). Из какой сказки этот фрагмент? 2. В какого превратился Гвидон в последний раз, когда ужалил свою бабушку Бабариху в нос? ( в шмеля) 3. Кем хотела быть старуха в последний раз, когда рыбка оставила её у того же корыта? ( владычицей морской) 4. Чем царица отравила царевну из « Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»? ( яблоком) 5.Сколько детей было у Дадона? ( два сына) 6. Что кричал петушок, сидя на спице ? ( Кири – ку – ку. Царствуй лежа на боку.) 7. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (Смилуйся, государыня рыбка!)

Слайд 20

Тур 1 . Отгадай сказку по иллюстрации. 1.

Слайд 21

2 .

Слайд 22

3.

Слайд 23

4.

Слайд 24

5 .

Слайд 25

6. 7.

Слайд 26

8. 9. 10.

Слайд 27

Тур 2. Угадай героя сказки по приведённому отрывку. 1.Живет… в доме, 4. Правду молвить, молодица Спит себе на соломе, Уж и впрямь была царица: Ест за четверых, Высока, стройна, бела, Работает за семерых, И умом и всем взяла; До света все у него пляшет: Но зато горда, ломлива, Лошадь запряжет, полосу вспашет, Своенравна и ревнива Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечёт сам и облупит. 5.Царь на палубе стоит, И в трубу на них глядит. 2. Тут он в точку уменьшился, Удивляются оне Комаром оборотился, Незнакомой стороне. Полетел и запищал, Судно на море догнал, 6.В дорогой собольей душегрейке, Потихоньку опустился Парчовая на маковке кичка, На корабль – и в щель забился. Жемчуга огрузили шею, На руках золотые перстни, 3. Все красавцы удалые, На ногах красные сапожки Великаны молодые, Все равны как на подбор С ними дядька Черномор.

Слайд 28

7. Смолоду был грозен он 11.За морем царевна есть, И соседям то и дело Что не можно глаз отвесть: Наносил обиды смело, Днём свет божий затмевает, Но под старость захотел Ночью землю освещает, Отдохнуть от ратных дел. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. 8. О расплате думает частенько, Время идёт, срок уже близенько. 12.Перед утреней зарею Он не ест, ни пьёт, ночи не спит: Братья дружною толпою Лоб у него заранее трещит. Выезжают погулять, Серых уток пострелять, 9. Но царевна молодая, Руку правую потешить, Тихомолком расцветая, Сорочина в поле спешить… Между тем росла, росла, Иль башку с широких плеч Поднялась – и расцвела, У татарина отсечь, Белолица, черноброва, Или вытравить из леса Нраву кроткого такого… Пятигорского черкеса. 10. Вдруг шатёр распахнулся, Вся сияя, как заря, тихо встретила царя. Улыбнулась — и с поклоном Егоза руку взяла И в шатёр свой увела.

Слайд 29

Тур 3. Угадай сказку по приведённому отрывку. Платить обязались черти 4.Что и жизнь в такой тревоге! Мне оброк до самой моей смерти; Вот он с просьбой о подмоге Лучшего б не надобно дохода, Обратился к мудрецу, Да есть на них недоимки за три года. Звездочёту и скопцу. Как наешься своей ты полбы, Собери-ка с чертей оброк мне полный. 5. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, 2. Пошёл он ко своей землянке, Издалеча наконец А землянки нет ужи следа; Воротился царь – отец. Перед ним изба со светелкой, На него она взглянула, С кирпичною, белёною трубою, Тяжелёшенько вздохнула, С дубовыми, тесовыми вороты. Восхищенья не снесла И к обедне умерла. 3. Сын на ножки поднялся В дно головкой уперся, Поднатужился немножко: «Кабы здесь во двор окошко Нам проделать» — молвил он, Вышиб дно и вышел вон.

Слайд 30

Тур 4. Викторина (вопросы на знание содержания сказок). Сколько лет прожил старик со своей старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Кто подарил царю Дадону Золотого петушка ? К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? Сколько сыновей было у царя Дадона? Кем хотела стать старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Кто подсказал попу последнее задание для Балды? Как освободились из плена царица и её сын в «Сказке о царе Салтане»?

Слайд 31

8. Какую оплату просил Балда у попа за свою работу? 9. Как полное название «Сказки о царе Салтане»? 10.С кого приказал поп Балде взять оброк? 11. На каком острове выстроил свой дворец сын царя Салтана – Гвидон? 12.Как обращалась царица-мачеха в «Сказке о мёртвой царевне» к своему зеркальцу? 13.Каким было второе желание старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»? 14.Что подарила нищенка царевне? 15. Как расплатился царь Дадон за грубое обращение со звездочётом?

Обобщающий урок по теме «Сказки А. С. Пушкина», 5 класс

 Урок внеклассного чтения

Тема урока: ««Что за прелесть эти сказки…»

 ( по сказкам А.С.Пушкина)

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала

Вид урока: урок-игра

Цель: Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина»

Цели деятельности учителя: рассмотреть образы главных героев; рассказать о появлении

сюжета сказки; обратить внимание учащихся на сходство и различия литературной и народной сказок, сопоставить сюжеты литературных и фольклорных произведений.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанных произведений; уметь воспринимать и

анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею,

проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе;

осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной

 форме, использует знаково-символические средства для решения различных

учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует

в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Задачи:

1.  Образовательная:

Обобщить и систематизировать знания о сказках А.С. Пушкина  

2.  Развивающая:

Способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся,

умению работать в группах развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи

учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

3.  Воспитывающая:

Создать условия для повышения интереса обучающихся к учебному

 процессу и творчеству А.С. Пушкина, воспитание трудолюбия, доброты,

уважения друг к другу.

Ожидаемые результаты:

— личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

— метапредметные: умение работать с текстами, сотрудничать в группах;

— предметные: овладение навыками анализа и работы с текстами такого жанра,

как литературная сказка

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, самовар, подсвечник со свечами, стол, покрытый

скатертью, выставка книг, карточки с заданиями, (рыбки, орешки, монетки, зёрна, вырезанные

из бумаги), для подсчёта баллов за правильные ответы, проектор, ноутбук, бланки кроссворда,

таблицы для самооценки, названия команд, презентация «В мире сказок А.С. Пушкина»

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Контроль знаний учащихся: групповой, индивидуальный

Участники урока-игры:  учитель, обучающиеся 5 класса, ребята-помощники.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Класс заранее поделен на 4 команды («Золотой петушок», «Золотая рыбка»,

«Золотая монетка», «Золотой орешек»).Фоном урока звучит песня «В гостях у сказки»

Вступительное слово учителя

Знакомство с классом. Сообщение темы, цели и формы урока. Задачи

обучающиеся формулируют самостоятельно. Учитель объясняет правила

 урока-игры.

II. Урок-игра

Учитель:

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра. За два с небольшим месяца

 мы прочитали много произведений, но самыми интересными и запоминающимися ,на мой взгляд,

являются сказки. Давайте вспомним, что мы знаем о сказках:

1.        Какие сказки вы знаете?

2.        Как обычно начинаются сказки?

3.        А заканчиваются?

4.        А какие виды сказок вы знаете?

5.        В чём особенности волшебных сказок?

6.        Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка

всегда имеет определённого автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный

 автор.)

7.        Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений?    

   (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, то есть литературная сказка

— это авторская обработка сказки народной.)

Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы с вами побываем в волшебной стране пушкинских сказок,

вспомним их героев, будем угадывать, придумывать и сочинять. Каждая команда будет получать

 задания, отвечать на вопросы, а за правильные ответы получать золотые зёрнышки, монетки,

орешки, рыбки и наклеивать их в свой оценочный лист. В конце урока подведём итог, кто из вас

наберёт больше наград и станет победителем.

СЛАЙД 1.

Итак, друзья, начнем программу!

Затей у нас большой запас!

А для кого они? – Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней

Чем наши волшебные сказки!

СЛАЙД 2.

 Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина.

(Обращается к портрету поэта) Пушкин А. С. – один из самых любимых писателей у нас в

Стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по

 нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув

на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет:  это Пушкин.     В детстве  маленький Саша очень любил слушать сказки. Наш урок называется «Что за прелесть,

эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича.  Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала удивительная няня. Звали ее Арина Родионовна. Маленький Саша очень любил

свою няню, любовно называл ее «мамушкой». Сказок  Арина Родионовна знала множество.

 Перед сном милая  няня приходила к Саше и рассказывала сказки. Он просил, чтобы няня

повторяла одни и те же сказки по многу раз. И запоминал их —  навсегда. Известно, что поэт

 записал в своих черновиках семь няниных сказок, которые потом передал в своих стихах.  Всю

жизнь  няня была для Пушкина дорогим и близким человеком. Через много лет, вспоминая

 добрую сказочницу, поэт  посвятил ей стих:

СЛАЙД 3.

 «Няне» читает ученик

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных

народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала. Вот как

он вспоминал её после:

… в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в

Михайловское. Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе

 гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё

было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная

моя подруга и с нею только мне не скучно. От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про

избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Семь сказок записал

поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь. Пленительные старинные предания и

былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил

их своей чудесной поэтической фантазией. Сказки Арины Родионовны в творчестве А.С.Пушкина

получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку. А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах.

Ученик читает стихотворение:

 Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В  светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

Более 200 лет прошло со дня рождения А.С.Пушкина. Великий поэт оставил более тысячи стихов,

повестей, рассказов и сказок. А создавал он  свои сказки   в селе Болдино Нижегородской губернии.

В 1830 году написаны «Сказка о попе и  работнике его Балде», там же «Сказка о мертвой царевне

 и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», и возник замысел «Сказки о золотом петушке».

                     Читайте Пушкина, читайте,

                     И не живите днем одним.

                     С ним и любите, и мечтайте,

                     И размышляйте вместе с ним.

                     И дружбой светлой дорожите,

                     Её, как свет звезды неся,

                     Как Пушкин,  пламенно любите, —

                    Жить нам без Пушкина нельзя!

I. Викторина «Предыстория сказок Пушкина»

На протяжении долгих лет неизменна была любовь Пушкина к устному народному творчеству.

В своих произведениях Пушкин не копировал русские народные сказки, он творчески их

перерабатывал. Давайте проведем небольшую викторину и с ее помощью проследим, какие

 мотивы русских народных сказок использовал Пушкин. Вы уже много знаете о том, какую

важную роль в жизни Пушкина сыграла его няня Арина Родионовна. Она подарила ему свою

любовь и заботу, стала его другом в детские годы, разделила тяжесть изгнания, и Пушкин всегда

помнил о своей няне, посвятил ей множество стихотворений, подолгу беседовал с ней.

У нее было и другое важное достоинство: она хорошо знала произведения устного народного

творчества: поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных

былин, песен, сказок, которые были известны Пушкину, он узнал от Арины Родионовны. Пушкин

 использовал сюжеты и мотивы русских народных сказок в своих произведениях. Сейчас я

прочитаю вам отрывки из сказок Арины Родионовны, записанные Пушкиным, а вы постарайтесь

угадать, где и как использовал их Пушкин.

Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал

он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном

 накормит; вторая, что одним куском сукна оденет; третья, что с первого года родит

тридцать три сына.. Царь женился на меньшой…

 /Инсценировка эпизода из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»/

СЛАЙД 4.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

“Кабы я была царица, –

Говорит одна девица, –

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир”.

“Кабы я была царица, –

Говорит ее сестрица, –

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна”.

“Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, –

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря”.

А С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане”

“Ах! говорит царь, поеду посмотреть это чудо”. – Что за чудо, говорит мачеха, вот

что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит

 кот, вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и,

с благословения матери, перенес перед дворец чудный дуб.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

Все ходит по цепи кругом;

И днем и ночью кот ученый

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

А.С.Пушкин. “ Руслан и Людмила”.

СЛАЙД 5.

 — Кого только не встретишь на его сказочных дорожках? Прослушайте Пролог к поэме

«Руслан и Людмила». Кого из героев и из каких сказок вы узнали?

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ-ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕРОЕВ

Затем им предлагается изобразить, как “кот ученый все ходит по цепи кругом”,

как “леший бродит”, как “русалка на ветвях сидит” и заманивает в свои сети случайных

прохожих, как “царь Кащей над златом чахнет”.

Купец поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему

 в работники, платы требует только три щелчка в лоб купцу. Купец радехонек, купчиха

говорит: “Каков щелк будет”. Балда дюж и работящ, – но срок уж близок, и купец начинает беспокоиться…

“Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?”

Балда говорит — “Буду служить тебе славно

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу”.

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк ведь щелку розь.

Да понадеялся на русский авось.

А.С.Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде.

СЛАЙД 6.

Один из излюбленных элементов народной сказки – появление на свет чудесного ребенка.

В каких русских народных сказках используется этот сюжетный элемент?

 В какой сказке Пушкина на свет появляется чудесный ребенок и какими необыкновенными

 свойствами он обладает? (Князь Гвидон).

СЛАЙД 7.

 Во многих русских народных сказках на помощь герою приходят чудесные

помощники. Емеле помогает щука, Мартынке – волшебное кольцо, а герою сказки

 Пушкина – кому? Кто? (Князю Гвидону – царевна Лебедь). Рассматривание репродукции картины

 М.Врубеля “Царевна Лебедь”

СЛАЙД8.

В русской народной сказке дерево наказывает старика и старуху за жадность, превращая их

 в медведей. А у Пушкина? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

СЛАЙД 9

В русских народных сказках всех умней и удачливей оказывается Иванушка-дурачок.

А у Пушкина? (Балда)

СЛАЙД 10.

В русских народных сказках мы можем найти такое описание: “Старичок с ноготок, борода

с локоток, усы по земле тащатся, крылья по ветру лежат”. О каком герое Пушкина

вспоминаем мы, читая это описание, и почему? (Черномор)

СЛАЙД 11.

В русских народных сказках эти героини превращаются в злых жаб, а у Пушкина их прощают.

Кто они? (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.)

СЛАЙД 12.

 Продолжить пословицу: “Жена не рукавица, с белой ручке не стряхнешь ” (и за пояс не заткнешь)

Откуда? При каких обстоятельствах она произносится? (“Сказка о царе Салтане”.)

СЛАЙД 13.

 В каких сказках Пушкина упоминаются предметы из золота? Какие? (Золотые скорлупки,

золотой петушок, золотая рыбка)

СЛАЙД 14.

 Герои какой сказки Пушкина путешествовали в бочке. (“Сказка о царе Салтане”

СЛАЙД 15.

    Входит КОТ УЧЕНЫЙ

— Мяу! Здравствуйте, ребята! Когда я шел к вам по неведомым дорожкам,

то нашел вот этот мешочек с вещами. Но я не знаю, чьи это вещи, из каких они сказок. Может,

 вы мне поможете?

2. Конкурс «Угадай сказочные вещи» (Проводит Кот ученый):

       Зеркальце/яблоко («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

СЛАЙД 16.

   Меч/петушок («Сказка о золотом петушке»)

СЛАЙД 17.

    Заяц/конь/верёвка («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

СЛАЙД 18.

  Орех/белочка («Сказка о царе Салтане…»)

СЛАЙД 19.

Рыба/невод («Сказка о рыбаке и рыбке»)

 СЛАЙД 20.

— Молодцы! На обратном пути я разнесу предметы по сказкам.

СЛАЙД 21.

3 . Кроссворд:

1.  В кухне злится   …………..,

     Плачет у станка ткачиха.

               2. –Посади ты эту птицу,-

                     Молвил он царю, — на спицу;

                     ………… мой золотой

                     Будет верный сторож твой.

3.  Подари ты мне девицу,

     …………. девицу, –

     говорит мудрец в ответ.

               4.Свет мой, ………, скажи

                   Да всю правду доложи.

5. А сидит в нём князь ……..

    Он прислал тебе поклон.

            6.Раз он в море закинул …….

               Пришёл……. с одною тиной.

 Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:

— Привет, ребята! Я принес вам письмо от царя Дадона. Ему надоело царствовать, лежа на боку,

и решил он свой ум потренировать. Шлет он вам вопросы, да не простые, а мудреные.

4. Конкурс «Отгадай сказку». (Проводит Почтальон Печкин). Первую «телеграмму»

 зачитывает почтальон, а остальные по очереди — представители команд.

СЛАЙД 22.

1. Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.

Могу:

— запрягать лошадь;

— топить печь;

— закупать продукты на рынке;

— печь яйца, варить кашу;

— нянчить детей.

Мой адрес «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2. Торговая фирма «Пальмира»предлагает импортные товары:

— соболя, черно-бурые лисицы;

— донские жеребцы;

— чистое серебро, злато.

И все по доступным ценам.

Адрес фирмы:                   ( Сказка о царе Салтане…»)

3.      Сдаем на лето горницу за умеренную плату. В ней имеются:

— кругом лавки, крытые ковром;

— под святыми стол дубовый;

— печь с лежанкой изразцовой.

Наш адрес:             ( «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

4.      Тем, кто не может проснуться рано утром по звонку будильника, предлагаем приобрести

Петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде.

Обращать по адресу:               (Сказка о золотом петушке»)

5.      Кто желает поменять старое на новое, сарай на дворец, обращайтесь по адресу

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

6. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?

Наш адрес: … Обращаться к ….( Царице-мачехе из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»).

7. На работу в лесопункт требуются: повар, конюх, плотник. выплачиваются премиальные…

Мой адрес…( Сказка о попе и работнике его Балде»)

8.Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются

  такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. ( Сказка о царе Салтане»

— Молодцы! Хорошо знаете сказки!

5. Конкурс знатоков (по 1 человеку из команды)  

  СЛАЙД 23.

(Задания написаны на петушках и рыбках, которые размещены на магнитной доске.

Капитаны команд по очереди берут листы с заданиями. На обдумывание каждого вопроса

отводится по 30 секунд)

1. Как звали пса, который сторожил терем 7 богатырей? (Соколко)

2. Какая сказка Пушкина заканчивается словами: «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь

обмочил»? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

3. С какими словами обращается царица к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи,

да всю правду доложи…»)

4. В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, муху, шмеля)

5. Под каким деревом белка грызла орехи? (Под елью)

6.  Какую песенку пела белка при честном народе? («Во саду ли, в огороде…»)

7. Как звали жениха царевны в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях? (Елисей)

8. В какой сказке «Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился…)

 («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

6. Устное фантазирование «Пофантазируем».

СЛАЙД 24.

 Дива я не вижу тут:

В свете есть такие ль дива:

Вот молва идет правдива…

Откуда эти строки? Какие дива придумали ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха?

 Вступить в соревнование с ними и придумать свои чудеса, которыми можно было бы

отвлечь внимание царя Салтана.

7. Физкультмунутка. Игра «Море волнуется».

СЛАЙД 25

8.  Конкурс «Все сказки в гости будут к нам»

СЛАЙД 26.

Ведущий. У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её по начальным

строчкам строф?

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился.

И царица у окна

Села ждать его одна. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

Негде, в тридевятом царстве,

В тридевятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке».)

Царь слезами залился

Обнимает он царицу

И сынка , и молодицу

И садились все за стол,

И весёлый пир пошёл»(«Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре

князе Гвидоне Салтановиче и опрекрасной Царевне Лебеди»)

А царица вдруг пропала

Будто вовсе не бывала «Сказка о золотом петушке»

Час обеда приближался

Топот по двору раздался

Входят семь богатырей.

Семь румяных усачей. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,

Раз он в море закинул невод,-

Пришёл невод с травой морскою

В третий раз закинул он невод,

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, -золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим: «Сказка о рыбаке и рыбке»,

Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня. « Сказка о царе Салтане…»

Гроб качается хрустальный

на цепях между столбов.

Не видать ничьих следов. «Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях»

Пошел, сел у моря;

Там он стал веревку крутить,

Да конец ее в море мочить. («Сказка о попе и работнике его Балде»).

Царь к востоку войско шлет.

Старший сын его ведет.

Петушок угомонился,

Шум утих, и он забылся. («Сказка о золотом петушке»).

.  9 конкурс «Продолжи сказку».

Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение,

а в мыслях уже мелькнёт знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет

 продолжить начатые слова по нескольким строчкам.

СЛАЙД 27.

Ветер на море гуляет…

(И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.)

Все красавцы удалые

Великаны молодые

(Все равны как на подбор

С ними дядька Черномор)

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово…

«Бог с тобою золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

(Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.»)

«Свет мой, зеркальце! скажи…

(Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»)

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит… («Кири-ку-ку.

Царствуй лёжа на боку!»)

А Балда приговаривал с укоризной…

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».)

Ель растёт перед дворцом….

(А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!)

Пошёл он к синему морю;

(Не спокойно синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку.

(Приплыла к нему рыбка, спросил:

«Чего тебе надобно, старче?»)

10. Конкурс «Блицтурнир». Каждой команде по 5 вопросов.

СЛАЙД 28.

для команды «Золотой орешек»

— Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)

— Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его

славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

— Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)

— Этот водяной вал принес на берег бочку с сыном и матерью. (Волна)

— На каком острове поселился князь Гвидон? (Буян)

для команды «Золотая монетка» (По «Сказке о попе и работнике его Балде»)

—  Кто был бесенок по отношению к старому бесу в «Сказке о попе …» (Внук)

—  Кто звал Балду тятей? (Попенок)

— Как долго нёс бесёнок Кобылу?(2 шага шагнул, на3 упал)

— Что случилось с попом после третьего щелчка? (вышибло ум у старика)

— Что проговорил Балда попу с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

-для команды «Золотая рыбка»

—  Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)

— С чем приходил невод? (1 – с тиной, 2 – с травой морской, 3 – с золотой рыбкой)

— Что молвила золотая рыбка, когда старик ее поймал? (Отпусти ты меня, старче, в синее море,

дорогой за себя дам откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь…)

— Какими словами бранила старуха старика? (Дурачина ты, простофиля…)

— Чего захотела старуха?  (Только ли корыто она хотела иметь?) (корыто, дом, стать

столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морской)

для команды «Золотой петушок»)

— Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)

—  Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку, царствуй, лежа на боку!)

—  Что обещал царь мудрецу в награду за петушка? (Волю первую твою я исполню, как свою)

—  Сколько сыновей было у Дадона? (2)

 — .Сколько времени сидел смирно петушок? (год)

11. Конкурс  «Там на неведомых дорожках».

СЛАЙД 29.

Сможете ли вы узнать героев сказок по описанию?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла.

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. (Мачеха. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор. (Тридцать три богатыря. «Сказка о царе Салтане…»)

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

До света всё у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт да сам и остудит. (Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. (Царевна Лебедь. «Сказка о царе Салтане…»)

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги,

Она бьёт их; за чупрун таскает. (Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело. (Царь Дадон. «Сказка о золотом петушке».)

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

(Царевна Лебедь «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне

Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)

СЛАЙД 30.

12. Заполнить таблицу «Положительный и отрицательный герой сказки»

СЛАЙД 31.

Положительный герой

Отрицательный герой

Описание героя

Поступки

Качества

Заполнение таблицы                           В сказках

прославляется     

 осуждается

доброта                                           

мужество                                        

трудолюбие                                    

подвиги    

верность                                       

       трусость

       предательство

       жадность

        корысть

        жестокость

Вывод:   В сказках осуждается трусость, предательство, жадность, корысть.

А прославляется  доброта, мужество, трудолюбие,

Всем командам:

СЛАЙД 32.

— Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк,

добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

III.    Самоконтроль (на листочках выставляют себе оценку за работу на уроке),

контроль знаний обучающихся (самостоятельная работа – отсроченный контроль знаний

обучающихся).

IV.             Подведение итогов урока, рефлексия, оценивание

— Что мы планировали сделать на уроке?

— Достигли ли мы на уроке намеченных целей и задач?

— Что у нас получилось, а что нет?

— Выставление отметок за работу на уроке с комментариями учителя и капитанов команд

(групповое оценивание)

СЛАЙД 33.

V. Домашнее задание

Одно задание по выбору обучающегося:

1.      Придумать сказку, в которой действуют герои из разных сказок А.С. Пушкина.

2.      Инсценировка наиболее понравившейся сцены из сказки А.С. Пушкина (по группам).

3.      Написать сочинение-миниатюру (развернутый ответ)

         «Чему научили меня сказки А.С. Пушкина?»

4.      Нарисовать обложку к сказке, символом которой является название вашей команды.

Релаксация. Информационный анализ урока.

-Что я до сих пор знал…

— Что я узнал…

— Что я хочу узнать…

Чтение учителем стихотворения  «Что за прелесть эти сказки…»

 К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать…

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45…

Убегаем мы порою в детство,

 Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

.Исполнение песни « В  гостях у сказки».

СЛАЙД 34.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахматова А А Последняя сказка Пушкина «Сказка о золотом петушке» и «Царь увидел пред собой…» //Ахматова А. А. Сочинения: В 2т. — М., 1990.-Т. 2.- С. 18—51.

2. Бойко С. Волшебная свирель Арины Родионовны // Жили-были

3. Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество.- М.,-1954.

4. Читаем, учимся, играем.-2006.-8

5. pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg

6. lib.ru Библиотека Мошкова.

7. Использованы  материалы уроков Жидковой Л.И., Благодаровой Н., Семёновой Е.Н., Лебедевой Л.Г.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЛОТО

«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

Игра для учащихся 5-го класса.

Цель:

 развитие интереса к миру героев А. С. Пушкина и к художественной литературе.

 развитие чувства внимательного чтения.

Задачи:

 ознакомить ребят вне школьной программы с заданиями, требующими знания пройденного материала.

Оснащение:

—   шесть красиво оформленных конвертов с цифрами от 1 до 6;

—   кубик (шестигранник) с цифрами от 1 до 6;

—   открытки для победителей и приз.

Оформление:

 на доске плакат «Что за прелесть эти сказки!» и выставка книг со сказками Пушкина, Жуковского, Платонова, так как их сказки будут изучаться в пятом классе.

Слово учителя.

Сказка — прекрасное творение искусства. В мир сказок каждый из вас вступил в самом раннем детстве. В школьном возрасте мы встречаемся с авторскими сказками. Самым первым сказочником для всех нас стал А. С. Пушкин. Благодаря своему таланту он создал целый сказочный мир, с которым вы познакомились на уроках литературного чтения. Читая сказки А. С. Пушкина, вы узнали, что они помогают людям жить, преследуют насилие, социальное зло, утверждая добро. Они зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты. Подтверждением этому служат и слова на плакате «Что за прелесть эти сказки!»

Сегодня мы с вами поиграем в литературное лото.

Знакомство учеников с условиями игры.

На столе лежат шесть конвертов с вопросами. Играющие по очереди выходят к столу и бросают кубик. Ведущий достает вопрос из того конверта, цифра которого совпала с цифрой на грани кубика. Время на размышление пять секунд. Правильно ответивший на вопрос получает жетон и имеет право выйти к столу еще раз. Не ответивший садится на место и может продолжать игру только среди зрителей. Зрители тоже активно играют: тот, кто первый поднял руку и правильно ответил, также получает жетон. По второму и так далее разу выходят к столу бросать кубик только те, у кого уже есть жетоны. Выигрывает тот, кто первым соберет 6 жетонов.

Играть может любое количество человек.

ВОПРОСЫ ПЕРВОГО КОНВЕРТА «СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ»

1.  К   кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?

«Обратился к мудрецу,

 Звездочету и скопцу».

2.  Что пообещал царь Дадон мудрецу в награду за петушка?

«Волю первую твою

 Я исполню, как мою».

3.   Сколько   времени   никто не беспокоил царство Дадона?

«Год, другой проходит мирно;

 Петушок сидит все смирно «. (2 года.)

4.   Откуда пришла беда в царство Дадона?

«Видит, бьется петушок,

 Обратившись на восток».

5.   «Царь скликает третью рать… «Что такое рать»

«Царь к востоку войско шлет…»

6.   Сколько сыновей было у царя Дадона?

«Что за страшная картина!

Перед ним его два сына

Без шеломов и без лат

Оба мертвые лежат «.

7.   Сколько времени пировал царь Дадон в шатре царицы?

«И потом, НЕДЕЛЮ ровно.

 Покорясь ей безусловно,

Околдован, восхищен,

 Пировал у ней Дадон «.

8.          Кто встретил царя Дадона?

«В сарачинской шапке-белой.

Весь ,как лебедь поседелый,

Старый друг его, скопец» (Мудрец, звездочет.)

9.  Как отблагодарил царь Дадон мудреца за помощь?

«Царь хватил его жезлом

По лбу; тот упал ничком,

 Да и дух вон «

.10 .Какими    словами   заканчивается    «Сказка    о золотом петушке»?

«Сказка ложь, да в ней намек!

 Добрым молодцам урок».

ВОПРОСЫ ВТОРОГО КОНВЕРТА «СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ»

1.   За какую плату согласился работать Балда у попа?

«В год за три щелчка тебе по лбу «.

2.  Когда договаривались о питании, Балда сказал попу: «Есть же мне давай вареную полбу…» Что такое полба?

Каша из пшеницы. (Полба особый вид пшеницы.)

3.  Как работал Балда?

    «Работает за семерых;

    Досветла все у него пляшет, ,

   Лошадь запряжет, полосу вспашет.

   Печь затопит, все заготовит, закупит «.

4.  Как попадья учила попа  Балду без   расплаты отправить?

«Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;

 А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь «.

5.  За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?

«Лучшего б не надобно дохода,

 Да есть на них недоимки за три года».

6.  Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости?

«…вышлю к тебе внука».

7.  Как Балда перехитрил бесенка в первый раз?

«Пошел Балда в ближний лесок,

 Поймал двух зайков да в мешок».

8.  Когда Балда сказал бесенку эти слова:

    «Глупый ты, бес

     куда ж ты за нами полез?»

Когда «бедненький бес под кобылу подлез».

9.  Как Балда перехитрил бесенка во второй раз?

«Да жду вон этой тучки;

 Зашвырну туда твою палку.

 Да и начну с вами, чертями, свалку,»

10.Слово балда имеет значение дурак, тупица, бестолковый. А почему А. С. Пушкин дал своему герою такое имя?

 Ответы ребят.

ВОПРОСЫ ТРЕТЬЕГО КОНВЕРТА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

1.  Сколько лет рыбачил старик?

«Он рыбачил тридцать лет и три года «

2.  Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?

.’   «В третий раз закинул он невод,

Пришел невод с одною рыбкой».

3.  Кем предстала перед стариком старуха:

«В дорогой собольей душегрейке,

 Парчовая на маковке кичка,

 Жемчуги сгрузили шею,

 На руках золотые перстни,

 На ногах красные сапожки

« Столбовою дворянкой.»

4.   Сколько времени была старуха царицей? Две недели. «Вот неделя, другая проходит…»

5.  Когда народ над стариком посмеялся: Когда пришел кланяться старухе царице.

«Поделом тебе, старый невежа!

 Впредь тебе, невежа, наука:

 Не садися не в свои сани!»

6.   Сколько просьб старика выполнила рыбка? Четыре просьбы (корыто, изба, дворянка, царица).

7.  Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами?  Пять раз.

8.  Как менялось море по мере того, как старик приходил с различными просьбами? (За ответ — приз и жетон.)

1. Море слегка разыгралось. 2. Помутилося синее море. 3. Неспокойно синее море. 4. Почернело синее море. 5. На море черная буря.

9.  Почему рыбка отказалась сделать старуху владычицей морскою. Ответы детей.

10.3а что рыбка наказала старика со старухой?

 Ответы детей.

ВОПРОСЫ ЧЕТВЕРТОГО КОНВЕРТА «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

1.   Чей это портрет?

«Высока, стройна, бела,

 И умом и всем взяла;

 Но зато горда, ломлива,

 Своенравна и ревнива».

Портрет царицы-мачехи.

2.   Какое приданое приготовил царь своей дочери?

 «Семь торговых городов

Да сто сорок теремов»…

3.   Кому отдала царица приказ:

«Весть царевну в глушь лесную

 И, связав ее, живую

 Под сосной оставить там

 На съедение волкам».

 Чернавке, сенной девушке своей.

4.   Чем угощали царевну семь богатырей?

«Подносили пирожок;

 Рюмку полну наливали,

 На подносе подавали».

5.   «Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном…»

 Почему   братьев,   ведь   она   была   единственной дочерью царя?

 Потому,   что   семь   богатырей   сами   назвали   ее сестрицей:

«Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица».

6.   Кто дал царевне отравленное яблоко?

Чернавка.

7.  Кличка собаки семи богатырей. (За ответ —приз и жетон.)

Соколка.

8.  К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?

«Свет    наш    солнышко…»,  

   «Месяц,    месяц,    мой дружок…»,

«Ветер, ветер! Ты могуч…»

9.  Зачем пошел королевич Елисей к горе, узнав, что его невеста умерла?

«… пошел к пустому месту.

 На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз».

 10.От чего умерла мачеха? »

«Тут тоска ее взяла…»

ВОПРОСЫ ПЯТОГО КОНВЕРТА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»

1.  Когда  царь   Салтан    подслушал  разговор  трех сестер? (За ответ — приз и жетон)

Под Новый год.

Говорит он, будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября».

2.  Какой величины родился ребенок у царицы? (За ответ — приз и жетон.)

«Сына бог им дал в аршин «.

3.   О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле? «Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен».

4.  Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря? «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный

 Опечалился чему? «

5.  В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? В комара, муху, шмеля.

6.   «А комар-то злится, злится —

И впился комар как раз

 Тетке прямо в правый глаз…»

Какой тетке? Поварихе.

7.  Почему

«…ткачиха с поварихой,

 С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят —

Четырьмя все три глядят»?

 Бабариха смотрит двумя глазами, повариха левым, а ткачиха правым.

8.  Какую песенку пела белочка «при честном при всем народе»? «Во саду ли, в огороде»…

9.  Почему

«…ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Не хотят царя пустить

Чудный остров навестить»?

Ответы ребят.

 10.»Царь глядит — и узнает…

В нем взыграло ретивое!» Что такое ретивое?

Сердце.

ВОПРОСЫ ШЕСТОГО КОНВЕРТА ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПО СКАЗКАМ А. С. ПУШКИНА. 1. Какое произведение А. С. Пушкина так начинается: (За ответ — приз и жетон.)

«У лукоморья дуб зеленый;

 Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

 Все ходит по цепи кругом»?

Поэма «Руслан и Людмила».

2.  Из какой это сказки?

«Выбрал я жену себе,

Дочь послушную тебе.

Просим оба разрешенья,

 Твоего благословенья».

 Из «Сказки о царе Салтане».

3.  Как правильно называется сказка о царе Салтане? (За ответ — приз и жетон.)

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне. Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». „

4.   О ком идет речь:

«И, кого ни спросит он

 Всем вопрос его мудрен;

 Кто в глаза ему смеется,

 Кто скорее отвернется…»?

О Королевиче Елисее.

5.  Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы царицы?

 Царь Дадон.

6.  О какой бабушке идет речь:

«А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

 Старой бабушки своей».

О бабе Бабарихе.

7.  Из какой это сказки:

.’           «Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

 И царица у окна

 Села ждать его одна».?

 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

8.   «Вдруг шатер распахнулся… и девица,

        Вся сияя, как заря,

                 Тихо встретила царя». Что это за девица

Шамаханская царица из «Сказки о золотом петушке».

9.  В какой сказке царица умерла от радости?

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

 «На него она взглянула,

 Тяжелехонько вздохнула,

 Восхищенья не снесла

 И к обедне умерла «.

10. Из какой это сказки:

 «Пошел, сел у берега моря;

Там он стал веревку крутить

Да конец ее в море мочить»?

Сказка «О попе и работнике его Балде».

Подведение итогов.

II

Постановка цели и задач. Инструктаж.

Учитель читает стихотворение.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное мероприятие — игра «Звёздный час», посвященная сказкам.

Учитель проводит инструктаж для участников игры.

Учитель задает участникам вопросы с вариантами ответом. Игрок должен поднять табличку с правильным ответом на вопрос. Если ответ правильный, игрок получает звездочку. Игрок, набравший наименьшее количество звезд, выбывает из игры. И так на протяжении 5 туров. В конце игры будет выявлен победитель.

Живет в каждой сказке какой-то герой,

Мечтает герой подружиться со мной,

И ключик волшебный от дверки в стене

Несет Буратино ко мне.

Все больше прочитанных книжек семья,

Все больше хороших друзей у меня!

В каникулы летом и в школьные дни –

Со мною повсюду они!

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдем от страницы к странице:

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

Неважно, что с книжкой знакомы давно мы.

Пускай и с героем отлично знакомы,

И чем там закончится – тоже известно,

Хорошие книжки всегда интересны..

Учащиеся слушают учителя.

3.2. 1 тур «В гостях у сказки».

3.2.1. Итоги первого тура.

3.3. 2 тур «Сказочный денёк».

3.3.1. Итоги второго тура.

Физминутка.

3.4. 3 тур «Мир сказок».

3.4.1. Итоги третьего тура.

3.5. 4 тур.

3.5.1. Итоги четвертого тура.

3.6. Финал.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Вопрос 1.

Вылетела стрела и попала в болото,

В этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей?

Варианты ответов.

(Василиса Прекрасная, Алёнушка, Марья Моревна, Марья Искусница)

Вопрос 2.

Как начинается сказка «О царе Салтане?»

Варианты ответов.

( В некотором царстве, в некотором государстве…; три девицы под окном…,

жил-был царь…, жили-были царь с царицей…)

Вопрос 3.

Как называется поле, на котором Буратино хотел посадить свои денежки?

Варианты ответов.

(Чудесная полянка, Поле Чудес, Чудо-поле, Поляна Дураков)

Вопрос 4.

В кого превращался великан-людоед в сказке Ш.Перро?

Варианты ответов.

(Во льва, в кота, в петуха, в собаку)

Вопрос 5.

От кого пришла телеграмма: «Не могу к вам приехать, очень занят, т.к. Хочу море морщить, да проклятое племя корчить»?

Варианты ответов.

(Балда, Баба Яга, Кощей, Водяной)

Учитель подводит итоги, участник, у которого меньше всего звезд – выбывает из игры.

Остается 6 участников.

Вопрос 1.

Игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это?

Варианты ответов.

(Пьеро, Буратино, Чебурашка, Чиполлино)

Вопрос 2.

Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому. Кто он?

Варианты ответов.

(Колобок, Солнце, Заяц, Буратино)

Вопрос 3.

Кто ездил на сером волке?

Варианты ответов.

(Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Емеля, Лягушка-путешественница)

Вопрос 4.

Предмет, благодаря которому царевич нашёл себе жену.

Варианты ответов.

(Перчатка, туфелька, стрела, платок)

Вопрос 4.

Сказочный герой, смерть которого в яйце.

Варианты ответов.

(Змей-Горыныч, Баба Яга, Бармалей, Кощей)

Учитель подводит итоги, участник, у которого меньше всего звезд – выбывает из игры.

Остается 5 участников.

Учитель следит за правильностью выполнения физминутки.

Вопрос 1.

Посуда, из которой журавль кормил лису?

Варианты ответов.

(Тарелка, чашка, кувшин, кастрюля).

Вопрос 2.

Кто так пел: «Куда идём мы с Пятачком, большой-большой секрет»?

Варианты ответов.

(Винни Пух, Ослик Иа, Сова, Кролик)

Вопрос 3.

Каким транспортом пользовалась Баба Яга для перевозки пассажиров?

Варианты ответов.

(Метла, ступа, гуси-лебеди, избушка)

Вопрос 4.

Какая сказка начинается словами:

«Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите, дети.

В Африку гулять!»

Варианты ответов.

(«Тараканище», «Краденое солнце», «Бармалей», «Доктор Айболит»)

Вопрос 5.

Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

Варианты ответов.

(Звездочёт, Колдун, Фея, Баба Яга)

Учитель подводит итоги, участник, у которого меньше всего звезд – выбывает из игры.

Остается 4 участников.

Учитель. Дорогие участники! Вам надо составить длинное слово из этих букв.

(Буквы даны на слайде).

Учитель.

«Звёздочка» даётся тому, кто составил самое длинное слово.

Участник, у которого меньше всего «звёздочек» — выбывает. Остаётся 3 участника.

Учитель.

Итак, ребята, мы с вами приблизились к финалу. Осталось узнать, кто же получит звание «Лучший читатель»? Но прежде, чем приступить к последнему конкурсу, давайте посмотрим видеоролик

Учитель.

Вам надо из слова «БУРАТИНО» составить как можно больше слов.

Побеждает тот, кто составил большее количество слов.

Учитель.

По итогам игры победителем становится____________ Он и получает медаль «Лучший читатель».

Учитель.

Наша игра подошла к концу. Надеюсь, вам понравилось соревноваться, кто-то узнал для себя что-либо новое. Не расстраивайтесь, если что-то не получилось, ведь главное — не победа, а участие.

Учитель читает стихотворение.

До свидания! До новых встреч!

Слайд 2 -21

Видеоролик «В гостях у сказки».

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге —

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Участники 1 тура слушают внимательно вопрос, выбирают правильный ответ.

Участники подсчитывают звезды.

Участники 2 тура слушают внимательно вопрос, выбирают правильный ответ.

Участники подсчитывают звезды.

Учащиеся выполняют физминутку по инструкции учителя.

Участники 3 тура слушают внимательно вопрос, выбирают правильный ответ.

Участники подсчитывают звезды.

Участники составляют слова.

Участники зачитывают составленные слова.

Учащиеся смотрят видеоролик.

Участники составляют слова.

Учащиеся слушают учителя.

Урок – конкурс по литературе для учащихся 5 класса

«Что за прелесть эти сказки!»

УРОК ПОДГОТОВЛЕН НА КОНКУРС

«МУЛЬТИМЕДИА УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Учитель русского языка и литературы МОУ –

средней общеобразовательной школы №6 г. Шарыпово

Красноборова Елена Михайловна

Красноярский край. Россия

Форма урока: литературный конкурс

Ведущие: учащиеся 7 класса А, члены литературного клуба «ЛИК»

Участники: учащиеся 5 класса

Зрители: учащиеся 7 класса, родители, учителя.

Оборудование:

      • рисунки учащихся по сказкам А. С. Пушкина;

      • выставка произведений А. С. Пушкина;

      • презентация «Что за прелесть эти сказки!»

      • музыкальное сопровождение.

      • видеосюжеты по сказкам А.С. Пушкина из электронного пособия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий».

      • фрагменты музыкальных произведений на сюжеты сказок

А. С. Пушкина.

Цель урока:

  • Проверить знания учащихся по содержанию сказок А.С.Пушкина.

  • Развивать познавательные и коммуникативные компетенции учащихся через разнообразны виды деятельности.

  • Воспитывать интерес, любовь к литературному наследию русского ге­ния, через другие виды искусств.

  • Показать высокую идейную направленность произведений Пушкина, красоту слога его поэзии, обогащая лексикон учащихся, работая над выразительностью чтения пушкинских строк.

  • повысить мотивации обучения у пятиклассников посредством представления материала в визуализированной, интересной и максимально понятной для учащихся форме.

  • помочь учащимся сделать процесс обучения увлекательным и интересным, а учебный материал – наглядным, доступным и увлекательным.

  • актуализировать интеллектуальные и творческие способности учащихся и их родителей.

  • воспитывать чувства ответственности за общее дело (участие в команде)

Виды деятельности учащихся:

1.Чтение:

— выразительное чтение наизусть художественного текста;

2. Аналитическая работа по тексту:

— ответ на вопрос с привлечением и без привлечения цитат;

3. Устная речь

Монологическая речь: выражение впечатлений, вызванных изученными произведениями

Ход урока – конкурса

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок – конкурс, урок — праздник, посвященный 210- летию со дня рождения русского гения.

В 1837 году «замолкли звуки чудных песен», злодейская пуля обор­вала жизнь поэта. Но он по – прежнему жив в сердцах поколений. Пушкин победил время и пространство. Пушкинская эпоха уходит всё дальше от нас, а поэт как будто всё ближе. Основоположник русской литературы, он и ныне самый любимый и читаемый поэт. Неослабевающий интерес у читателей разных возрастов вызывают сказки Пушкина. Прикоснёмся к этому светлому имени, которое для каждого из нас остаётся яркой звездой добра и истины, перелистаем любимые произведения. В конце урока мы должны ответить на вопрос « В чём же заключается прелесть сказок А. С. Пушкина».

К нам пришли герои пушкинских сказок (члены литературного клуба «ЛИК»), которые и помогут провести конкурсы. Встречайте гостей! (учащиеся аплодируют).

1 ведущий (Слайд №2 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 г в Москве. В доме у них была прекрасная библиотека, и маленький Пушкин с детства увлекался литературой. Мальчик не был избалован теплотой родных, не был любимым сыном (мать больше любила младшего сына, Льва).

2 ведущий (Слайды №3-№4 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Детские годы Пушкина протекли в Москве и подмосковном селе Захарове. Будущий поэт рос в обедневшей дворянской семье. Его отец Сергей Львович воспитание детей поручил жене Надежде Осиповне из рода Ганнибалов.

3 ведущий (Слайд №5 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры. Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства».

4 ведущий Слайд №6 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Юный Пушкин очень интересовался русским языком и русской стариной. Его няня, Арина Родионовна, не только пела Пушкину песни – она была ещё и сказочницей. О том, как сам Александр Сергеевич слушал нанины сказки и как их любил, он написал в письме к брату Льву: « До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Со слов няни Пушкин записывал сказки, которые потом переложил в стихи.

5 ведущий

Ребята, а как вы думаете, почему и за что нам дорог Пушкин? Почему и взрослые, и дети любят читать сказки? В чём их прелесть? Перелистаем любимые страницы, встретимся с любимыми героями.

Итак, начинаем конкурсы! Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина.

В конце урока компетентное жюри ( представление жюри, учащиеся 7 класса) определит команду победителей и назовет знатока пушкинских сказок. Команда, набравшая большее количество жетонов, становится победительницей, а учащиеся, набравшие 5 жетонов, получают оценку «пять», 4 – жетона — «четыре». Другие оценки не выставляются.

КОНКУРС №1 (5минут)

«Лучший чтец»

Задание командам: прочитать наизусть любые отрывки из сказок А. С. Пушкина. Победителем становится та команда, от которой ученик последним прочитает отрывок. Приглашается по одному ученику от команды. На конкурс отводится 5 минут.

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

По итогам конкурса определяется команда-победитель.

КОНКУРС №2 (5 минут)

« Продолжи строку»

1 ведущий

Задание: Каждая команда вытягивает карточку, на которой написаны первые строки из сказок. Продолжите строчки. Отгадайте, из какой они сказки.

2 ведущий. (Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

«Продолжите начатую мной строчку и назовите сказку».

1.Три девицы под окном…(пряли поздно вечерком)

2. Ветер по морю гуляет и…( и кораблик подгоняет)

3.Ель в лесу, под елью белка:

Диво, право, не безделка-

Белка песенки… (поёт да орешки всё грызёт, а орешки не простые, всё скорлупки золотые)

3 ведущий. ( Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

4. Жил старик со своею старухой

Старик ловил …..(неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу)

5. Стал он кликать Золотую рыбку

( приплыла к нему рыбка, спросила…)

6. Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю…(всю правду доложи…)

4 ведущий

7.У лукоморья дуб зеленый …

8. Вдруг шатер распахнулся.

И девица, Шамаханская царица,

Вся, сияя, как …(заря, тихо встретила царя)

9. Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой…

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 3 (6 минут)

«Узнай сказку»

5 ведущий: « А теперь , ребята, внимание!

Мы покажем вам фрагменты из сказок А. С. Пушкина.

Вы должны назвать, из какой сказки этот фрагмент. Каждой команде предлагается по 2 фрагмента.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ ( См. «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 3 «Сказка о царе Салтане…»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 12 «Сказка о золотом петушке»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 15 «Сказка о царе Салтане…»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 21 «Сказка о попе и работнике Балде»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 23 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 24 «Сказка о рыбаке и рыбке»).

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 4

«Музыкальный»

1 ведущий Сказки Пушкина не похожи одна на другую. Многие сродни народным песням. Нас пленяют напевность и мелодичность их стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно сказки вдохновили композиторов на создание дивных опер.

А теперь самое сложное задание: определите композитора и произведение А.С.Пушкина, на основе которого создана музыкальная композиция. Каждой команде предлагается по 1 фрагменту обязательно и 2 дополнительно, кто отгадает первым.


ЗВУЧАТ ФРАГМЕНТЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.( См. папку

« Музукальные произведения» (6 минут ))

  • m8 Н. Римский – Корсаков «Сказка о золотом петушке». Ария Шамаханской царицы.(1 минута 28 сек.)

  • m21. М.И. Глинка. «Руслан и Людмила». Ария Руслана в исполнении И И. Петорова.(1 минута 20 сек.)

  • m22.Д. Шостакович. «Сказка о попе и работнике его Балде». Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. (59 сек.)

  • m24 Н. Римский — Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Полёт Шмеля.(1 минута 28 сек.)

  • m25. Н. Римский — Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Ария царевны Лебедь в исполнении В. Барсовой.(1 минута 20 сек.)

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 5 (3 минуты)

«Пантомима»

Группа учащихся 7 класса (члены литературнго клуба «ЛИК» в костюмах представляют фрагменты из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

— «Чернавка ведёт в лес царевну»

— « Разговор царицы с зеркальцем»

— « Царевна у семи богатырей»

2 ведущий: задание: определите фрагмент из сказки Пушкина, на основе которой создана пантомима.

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 6 (5 минут)

«Ораторы»

3 ведущий: задание: дома каждая команда готовила ответ на вопрос « В чём прелесть сказок А.С. Пушкина». Слово командам. Жюри оценивает оригинальность, выразительность, артистичность выступающих.

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

Учитель

ИТАК, РЕБЯТА, ЗАКОНЧИЛСЯ НАШ КОНКУРС.

Вы ещё раз встретились с любимыми героями, проявили творчество, активность, ответили в чём прелесть пушкинских сказок, показали, что любите и читаете сказки А.С. Пушкина. А сейчас слово жюри.

Итоги урока.

Награждение команды – победительницы.

Определение Знатока сказок А.С. Пушкина. Награждение.

Выставление оценок учащимся по количеству жетонов.

МОЛОДЦЫ! ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!

Домашнее задание. Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», стр.118-151, в.1-7

Используемая литература.

1. Пушкин А.С. Стихи и сказки. М. «Детская литература», 1998.

2. Учебный диск Мультимедиа Энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий». Фирма 1 С, 2002,Республиканский мультимедиа центр.

А) видеофрагменты. Б) музыкальные произведения. В) иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.2614761047

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Что за прелесть эти сказки!», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (5 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

  • Урок нравственной красоты и благородства сочинение
  • Урок внеклассного чтения во 2 классе русские народные сказки
  • Уральские пельмени юмористические рассказы
  • Уральские сказки бажова короткие
  • Уравнять в правах как пишется правильно