Урок музыки в 5 классе музыка главный герой сказки презентация

Содержимое публикацииурок музыки в 5м классе музыка звучит в сказкахцели: продолжить изучение темы что стало бы с литературой, если бы

Содержимое публикации

Урок музыки в 5–м классе «Музыка звучит в сказках»

Цели:

продолжить изучение темы «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»;

показать, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу — помогает в тяжелую минуту;

через рабочую наглядность (слайд – фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;

познакомить со скрипкой и выявить ее звуковые выразительные и изобразительные возможности;

развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

Тип урока: урок углубления и расширения темы

Методы:

организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:

объяснительно – иллюстративный

частично – поисковый

репродуктивный

стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности:

метод эмоциональной драматургии

создание нравственных переживаний

ситуация занимательности

прием сопоставления

сравнение, анализ, обобщение

по источнику информации и характеру деятельности:

словесные

наглядные

практические

по назначению и дидактическим задачам

приобретение знаний

формирование умений и навыков

применение знаний

повторение

методы педагогики искусства:

побуждение к переживанию в обстановке внутреннего эмоционального приятия художественного произведения

Форма обучения: фронтальная

Структура урока:

организационный момент;

подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;

сообщение темы и цели урока;

ознакомление с новым материалом;

осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

подведение итогов урока;

постановка задания на дом.

Музыкальный материал:

Норвежская народная песня «Волшебный смычок» — работа над выразительностью исполнения

Белорусская народная сказка «Музыкант — чародей» — слушание

А. Аладов «Мелодия для скрипки» — слушание

Г. Гладков «Песенка друзей» – исполнение

В. Шаинский «В мире много сказок» — слушание (фрагмент)

И.С. Бах «Street prelude» — слушание

Оборудование: мультимедиапроэктор, слайд – фильм, проигрыватель, грамзаписи,CD – записи.

Ход урока

Оргмомент. Со звонкомдети входят в класс под музыку.

На экране проектора приветствие (слайд №1)«Доброе утро, юные любители музыки!»

Учитель: На предыдущих уроках мы увидели, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы, и начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Напомните проблемный вопрос, на который мы с вами пытались ответить?

Дети: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

(слайд № 2)

Учитель: Давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем, разгадав кроссворд

(слайд № 3)

(1- стих, 2- сказка, 3- басня,

4- рассказ, 5- повесть, 6- роман ,7- миф, 8- легенда)

Учитель: Как вы считаете, какой из литературных жанров самый музыкальный?

Что было бы со стихами, если бы не было музыки?

Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только вместе с музыкой.

Учитель:(слайд № 4) Обратите внимание на слова неизвестного автора.Давайте подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе, и что роднит её с музыкой?

Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое, наблюдаются черты сходства — интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.

Учитель: Отгадайте загадку: Движенья плавные смычка

Приводит в трепет струны,

Мотив журчит издалека

Поет про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив

Его выводит … (СКРИПКА)

(слайд № 5)

(Информация о создании скрипки и характеристика её звуковых возможностей, с прослушиванием музыкальных фрагментов. Источник — CD «Интерактивный мир»- «Энциклопедия классической музыки»)

Учитель: Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент и почему?

Дети: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому что она была нужна не только ему одному. В Норвежской песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как и пища. (слайд № 6)

Учитель: Почему песня называется «Волшебный смычок»?

Какой характер музыкального языка песни?

Найдите кульминацию песни (самый яркий, главный момент)

Можно назвать песню музыкальной сказкой?

(ребятам предлагается придумать исполнительский план песни, предусмотрев солистов, отдельные группы, хор. Далее работа над выразительностью исполнения).

Изучение нового материала.

Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находиться среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становиться главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту. Пробуждает чувства, останавливает зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.

(На фоне звучания песни В.Шаинского «В мире много сказок» появляется (слайд № 7), на котором содержится тема урока и припев песни, где говорится о значимости сказок.)

Учитель: Почему нельзя прожить на свете без сказок?

Чему учат сказки?

Назовите сказки, в которых звучит музыка.

Дети: Ответы учащихся.

Учитель: Отправимся на выставку в картинную галерею (слайд № 8). Сегодня там представлены живописные произведения из различных сказок («Соловей» Г.Х. Андерсен, «Садко» сказка-былина, «Золушка» Ш. Перро). Назовите, из каких они сказок и какую роль в них играет музыка?

Учитель: Музыка «звучит» во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского народа — «Музыкант — чародей».

(во время слушания сказки, на рабочемслайде № 9, появляется название сказки, иллюстрация и сведения о композиторе,

музыка которого звучит в сказке)

Анализ прослушанного произведения:

Почему сказка названа «Музыкант-чародей»?

Какое место занимает музыка в сказке и какую роль играет?

Почему музыка в сказке сделала чудо?

Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний раз?

Что было бы, если бы музыкант играл на другом инструменте?

Что произошло бы со сказкой, если из неё исключить музыку?

(слайд № 10)

Учитель: Из какой сказки эти герои, кто является её автором? («Бременские музыканты» Братья Гримм)

Какое место в ней занимает музыка и почему?

Какие герои появились после создания мультфильма? (Трубадур, Принцесса, Король)

Какие песни звучат в мультфильме и кто является их композитором? (Г. Гладков)

( исполнение песни с инсценировкой)

Итог урока.

В ы в о д:

Сказка и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.

Домашнее задание. 1 группа — сочинить сказку, в которой музыка играла бы главную роль.

2 группа — инсценировать эту сказку.

3 группа — подобрать музыку и исполнить её во время инсценировки сказки.

Учитель: Закончить сегодняшний урок помогут мне ребята, которые прочитают стихотворение

Б. Окуджавы «Музыкант», рассказывающее о волшебной силе музыке и чарующих звуках скрипки, способной творить с душой человека невозможное.

( читают стихотворение на фоне музыки И.С. Баха «Streetprelude»)

Музыкант играл на скрипке.

Я в глаза его глядел.

Я не то, чтоб любопытствовал —

Я по небу летел.

Я не, чтобы от скуки,

Я надеялся понять,

Как умеют эти руки

Эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки,

Из каких-то грубых жил,

Из какой-то там фантазии,

Которой он служил.

Да еще ведь надо в душу

К нам проникнуть и поджечь…

А чего с ней церемониться,

Чего её беречь?

Счастлив дом, где пенье скрипки

Наставляет нас на путь

И вселяет в нас надежду.

Остальное — как-нибудь.

Счастлив инструмент,

Прижатый к угловатому плечу,

По чему благословенью

Я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь не долог,

Пальцы злы, смычок остер,

Музыкант, соорудивший

Из души моей костер!

А душа (уж это точно),

Ежели обожжена…

Справедливей, милосердней

И праведней она!

Слайд № 11– «В добрый путь, юные любители музыки!»

Учащиеся выходят из класса под музыку.

Цель урока: Выявить роль музыки в литературе.

Задачи:
Образовательные- познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина,
сл. М. Пляцковского.
Развивающие- развитие механизмов творческого мышления: объем и надежность памяти, механизм сближения понятий, воображение, фантазия, цельность восприятия, способность к открытию. А также развитие музыкальных способностей: чувство ритма, ладового слуха.
Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Воспитательные- формирование устойчивого интереса к искусства вообще, к музыки в частности. Воспитание интереса к процессу творчества.

Тип урока: введение в новую тему.

Виды деятельности:
— беседа;
-слушание музыки;
-вокальная работа;
-выполнение творческих заданий;
-игра;
-разминка;
-пение;
-игра на детских муз. инструментах.

Методы обучения:
— обобщение;
-наглядно-слуховой;
-игровой метод;
-метод забегания вперед и возвращение назад;
-стимулирование творческой деятельности, через  создание проблемной ситуации;
-проблемно-поисковый метод был основным, и идет
лейтмотивом через весь урок.     

Ход урока:

I Организующий момент:

-( презентация, слайд №1 )
-вход под музыку;
-музыкальное приветствие.

II Разминка:
-дыхательные упражнения;
-упражнения на артикуляцию;
-упражнения на внимание и музыкальный слух;
-упражнения на развитие мимических мышц и фантазии:
а) нахмурится как: — король;
-ребенок, у которого отняли игрушку.
б) улыбнуться как: — мать младенцу;
-кот на солнце;
-вежливый японец.

III Повторение пройденного материала:
Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили в первом семестре.
(  презентация, слайд №2 )
Посмотрите на доску, вы увидите несколько слов- это слова-подсказки, по ним вы должны угадать одно слово, которое я загадала.

  1. Музыкант – песня – композитор — музыкальный инструмент = ? (музыка)
  2. стихи – поэт – песня — книга =? (литература)

Учитель:   найдите в этих загадках общее слово?
— конечно, слово песня повторяется, а почему?
Дети:   потому, что песня не сможет существовать ни без музыки, ни без литературы.
Учитель:   а что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Какие муз. жанры не появились бы?
                                   
(ответы учащихся)
Учитель:   действительно, музыка и литература два разных вида искусства, которые прекрасно существуют вместе, дополняя, и обогащая друг друга.
А представьте на секунду, если бы на свете не было музыки?!….
Что стало бы с литературой?

IV Объяснение новой темы:
( презентация, слайд №4 )
Учитель:   Перед вами отрывок из стихотворения С. Есенина, прочитайте и выделите музыкальные слова:

«Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает,
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут в стану далекую,
Седые облака.»

Учитель:   Попробуйте заменить эти слова. Что же стало с этим стихотворением без музыкальных слов?
Дети:   Стихи теряют свою красоту.
Учитель:   Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, сможет ли литература обойтись без музыки?!  ( презентация, слайд №5 )  А поможет нам в этом — сказка!
Вы любите сказки?

О музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. И сегодня я вам расскажу одну из таких сказок,- называется она « Музыкант-чародей».
А вы усаживайтесь  удобнее, слушайте, смотрите и мне помогайте:
( презентация, слайд №6 )

« Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет.  Пасет бывало коров на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет… (звучит « У ручья» Х. Заимов); ( дети изображаю игру на флейте ) Так коровы перестанут жевать травку- навострят уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше- в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились.  Играл печально – на всех тоска  нападала.  Вот такой был музыкант – чародей, что захочет, то с сердцем и сделает.
( презентация, слайд №7 )
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку ( дети изображают игру на скрипке)  и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку. А были и злые, те кто завидовал таланту музыканта. И решили злые люди погубить нашего музыканта – чародея.  Сговорились, заманили в лес и натравили 20 голодных волков.
( презентация, слайд №8 )
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, рычат ( дети изображают)
А у музыканта в руках, кроме скрипочки ничего нет. « Эх, погибать так с
музыкой» — подумал музыкант, достал скрипку, прислонился к дереву и провел смычком по струнам.  Как живая заговорила скрипочка…. (звучит «Ноктюрн» ми-бемоль мажор Ф. Шуберт )   Замерли  кусты и деревья, а волки как стояли разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли.
( презентация, слайд №9 )
Перестал музыкант играть, а волки, как сонные  в лес потянулись. Вот какой был музыкант- чародей »

Учитель:— Понравилась вам сказка?
-Назовите героев сказки? А еще?
-Почему волки отступили от музыканта?
-Если у музыканта бы не было денег, волки бы отступили от
него?
-Итак, кто же главный герой сказки?

Дети: Музыка- является главным героем этой сказки.  
Учитель: Ребята, кто из вас уже догадался, как же называется тема нашего урока?
Дети:  Музыка- главный герой сказки.  
( презентация, слайд №10 )

Учитель: А сейчас, я спою вам песню, а вы скажите, имеет ли она отношение к нашей теме урока?
( презентация, слайд №11 )

Звучит песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова
М. Пляцковского.

Учитель: Я предлагаю вам поиграть в игру « Пойми меня», победит в ней тот, кто внимательней всех слушал песню.
Итак, вы должны разделиться на четыре команды и каждой команде будет дано слово, которое вы должны будете изобразить, объяснить
Только движениями, мимикой. А мы попробуем отгадать.
( детям раздаются карточки со славами: «Золушка», «змей-Горыныч»,
«Кощей», «Белоснежка».)

Вокально-хоровая работа:
— распевка;
— разучивание I куплета;
( презентация, слайд №12 )
— прохлопываем ритм;
— поем и аккомпанируем себе на детских музыкальных инструментах.

V Выводы:

  1. О чем мы говорили сегодня на уроке?
  2. С какой сказкой познакомились?
  3.  Кто в нашей сказке был главным героем?
  4.  Почему?
  5. Появилась бы сказка «Музыкант-чародей» если бы не было музыки?
  6.  Почему?
  7. Последний, но самый важный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?

Дети: Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи небыли бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!
( презентация, слайд №15 )

VI Оценивание:
отмечаются и награждаются наиболее активные ученики.

VII Домашнее задание: 
Учитель: Представьте что, вы художники-декораторы, и вам нужно дома нарисовать декорации к сказке «Музыкант-чародей».

( презентация, слайд №14 )

На этом наш урок закончен, до встречи!

Цель урока: Выявление роли музыки в литературе.

Задачи:

  1. Познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
  2. Развивать механизмы творческого мышления: объем и надежность памяти, механизм сближения понятий, воображение, фантазия, цельность восприятия, способность к открытию, развитию музыкальных способностей, чувство ритма, ладового слуха, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
  3. Формировать устойчивый интерес к искусству вообще, к музыке в частности.
  4. Воспитывать интерес к процессу творчества.

Тип урока: введение в новую тему.

Виды деятельности:

  • беседа;
  • слушание музыки;
  • вокальная работа;
  • выполнение творческих заданий;
  • игра;
  • разминка;
  • пение;
  • игра на детских муз. инструментах.

Методы обучения:

  • обобщение;
  • наглядно-слуховой;
  • игровой метод;
  • метод опережения и возвращения назад;
  • стимулирование творческой деятельности, через создание проблемной ситуации;
  • проблемно-поисковый метод был основным, и идет лейтмотивом через весь урок.

Ход урока

I. Организационный момент:

  • вход под музыку;
  • музыкальное приветствие.

II. Разминка:

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения на артикуляцию;
  • упражнения на внимание и музыкальный слух;
  • упражнения на развитие мимических мышц и фантазии:

а) нахмурится как:

  • король;
  • ребенок, у которого отняли игрушку.

б) улыбнуться как:

  • мать младенцу;
  • кот на солнце;
  • вежливый японец.

III. Повторение пройденного материала:

Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили в первом полугодии.

Посмотрите на доску, вы увидите несколько слов — это слова-подсказки, по ним вы должны угадать одно слово, которое я загадала.

  1. Музыкант – песня – композитор — музыкальный инструмент =? (музыка)
  2. стихи – поэт – песня — книга =? (литература)

Учитель: найдите в этих загадках общее слово?

— конечно, слово песня повторяется, а почему?

Дети: потому, что песня не сможет существовать ни без музыки, ни без литературы.

Учитель: а что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Какие муз. жанры не появились бы?

(ответы учащихся)

Учитель: действительно, музыка и литература два разных вида искусства, которые прекрасно существуют вместе, дополняя, и обогащая друг друга.

А представьте на секунду, если бы на свете не было музыки?!….

Что стало бы с литературой?

IV. Объяснение новой темы:

Учитель: Перед вами отрывок из стихотворения С. Есенина, прочитайте и выделите музыкальные слова:

«Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает,
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут в стану далекую,
Седые облака.»

Учитель: Попробуйте заменить эти слова. Что же стало с этим стихотворением без музыкальных слов?

Дети: Стихи теряют свою красоту.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, сможет ли литература обойтись без музыки?! А поможет нам в этом — сказка!

Вы любите сказки?

О музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. И сегодня я вам расскажу одну из таких сказок,- называется она « Музыкант-чародей».

А вы усаживайтесь удобнее, слушайте и мне помогайте:

« Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет бывало коров на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет… (звучит « У ручья» Х. Заимов); ( дети изображаю игру на флейте ) Так коровы перестанут жевать травку- навострят уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше- в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот такой был музыкант – чародей, что захочет, то с сердцем и сделает.

Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку ( дети изображают игру на скрипке) и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку. А были и злые, те кто завидовал таланту музыканта. И решили злые люди погубить нашего музыканта – чародея. Сговорились, заманили в лес и натравили 20 голодных волков.

Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, рычат ( дети изображают)

А у музыканта в руках, кроме скрипочки ничего нет. « Эх, погибать так с музыкой» — подумал музыкант, достал скрипку, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка…. (звучит «Ноктюрн» ми-бемоль мажор Ф. Шуберт ) Замерли кусты и деревья, а волки как стояли разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли.

Перестал музыкант играть, а волки, как сонные в лес потянулись. Вот какой был музыкант- чародей»

Учитель:— Понравилась вам сказка?

— Назовите героев сказки? А еще?

— Почему волки отступили от музыканта?

— Если у музыканта бы не было денег, волки бы отступили от него?

— Итак, кто же главный герой сказки?

Дети: Музыка — является главным героем этой сказки.

Учитель: Ребята, кто из вас уже догадался, как же называется тема нашего урока?

Дети: Музыка- главный герой сказки.

Учитель: А сейчас, я спою вам песню, а вы скажите, имеет ли она отношение к нашей теме урока?

Звучит песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского.

Учитель: Я предлагаю вам поиграть в игру « Пойми меня», победит в ней тот, кто внимательней всех слушал песню.

Итак, вы должны разделиться на четыре команды и каждой команде будет дано слово, которое вы должны будете изобразить, объяснить только движениями, мимикой. А мы попробуем отгадать.

(детям раздаются карточки со славами: «Золушка», «змей-Горыныч»,

«Кощей», «Белоснежка».)

Вокально-хоровая работа:

  • распевка;
  • разучивание I куплета;
  • прохлопываем ритм;
  • поем и аккомпанируем себе на детских музыкальных инструментах.

V. Выводы:

  1. О чем мы говорили сегодня на уроке?
  2. С какой сказкой познакомились?
  3. Кто в нашей сказке был главным героем?
  4. Почему?
  5. Появилась бы сказка «Музыкант-чародей» если бы не было музыки?
  6. Почему?
  7. Последний, но самый важный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?

Дети: Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи не были бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!

VI. Оценивание:

отмечаются и награждаются наиболее активные ученики.

VII. Домашнее задание:

Учитель: Представьте что, вы художники-декораторы, и вам нужно дома нарисовать декорации к сказке «Музыкант-чародей».

На этом наш урок закончен, до встречи!

Класс: 1

Тема четверти:  «Музыка вокруг нас«

Тема урока: «Музыка рассказывает о сказочных героях».

Тип урока: углубление в тему

Форма урока : путешествие

Цель: Обогащать опыт учащихся по воплощению в музыке образов различных сказочных персонажей, учить определять роль средств музыкальной выразительности. Объяснить понятие  «оркестр».
Развивать чувство ритма, певческие навыки, творческие способности детей.
Воспитывать у первоклассников культуру слушания музыки, вызвать познавательный интерес и желание читать сказки о различных персонажах музыкальных произведений.

Музыкальный материал:

П.И.Чайковский пьеса «Баба Яга» из детского альбома.

(в 2-х исполнениях: 1-е фортепиано, 2-е оркестр).

Музыка Б.Фильц , слова Г.Бойко «Морозец»

Слова и музыка А. Мигай «Зимушка-зима».

Оборудование: музыкальный инструмент, компьютер, портрет П.Чайковского, иллюстрационный материал.

План урока

1.Вход в класс под музыку
2. Музыкальное приветствие
3. Расспевка  «Звуки музыки»
4. Организационный момент. Слушание произведения П.Чайковского «Баба Яга» в 2-х вариантах

5. Физкультминутка
6. Разучивание песни Б.Фильц «Морозец»

                7. Повторение песни А. Мигай «Зимушка-зима».
                8. Обобщение материала урока. Контрольные вопросы.
                9. Выход из класса.

ХОД   УРОКА

  1. Вход в класс под музыку
  1. Музыкальное приветствие.
  1. Распевка  «Звуки музыки»
  1. Организационный момент.

— Мы на прошлом уроке говорили о том, что музыка не только может передавать разные чувства, эмоции , она нам может рассказать много интересного.  Сегодня мы с вами поговорим о том, как музыка воплощает образы различных сказочных персонажей. Тема нашего урока «Музыка рассказывает о сказочных героях».                                                                                                                                                                 

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочный лес, где обитают волшебные существа. А главную героиню нашего урока. Я Вам предлагаю отгадать:

Нос крючком,

Зубы торчком,

А в волосах ветер свищет.

Куда несется старая?

На какие злые дела?

(Баба Яга)

В старом сказочном лесу…

Велика Земля – планета,

И не счесть на ней чудес.

Говорят, что даже где-то

Есть один волшебный лес.

Ели там стоят густые!

И не страшная ничуть,

Там изба на курьих ножках

Приглашает отдохнуть.

— Ребята, давайте отправимся в гости к Бабе Яге. Где живёт Баба Яга?

— В избушке на курьих ножках, которая так просто не поворачивается.

  Что же надо сказать?

  Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом.

— Ребята, а  у Бабы Яги одно имя или вы знаете еще как ее называют?     

— Оказывается имён у неё много, вот послушайте: Яга, Яга-Баба, Ягая Баба, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Ягишна — Баба-Яга, сказочный персонаж.

— А вот и хозяйка этого чудного местечка.

— Здравствуйте ребятки, я  -Баба Яга! Известная всем собирательница вредных советов!

Зовусь я Бабою-Ягой,
Здесь власть держу я прочно,
И каждый будет мне слугой
Навечно и бессрочно.
Живу, творю я, что хочу,
Преград нигде не зная.
Сотру, размажу, растопчу,
Ведь я же баба злая.
Все черти — верные друзья,
Меня боятся тоже,
Что прикажу им только я,
Все сделают, исполнят!

— Как же давно я к Вам не приходила в гости, я очень соскучилась за Вами, а у Вас сегодня праздник, вы такие все нарядненькие, но я Вам постараюсь ваш праздник то испортить.

— Не порть нам праздник Баба Яга, лучше послушай с нами пьесу из детского альбома Петра Ильича Чайковского «Баба Яга».

— Ребята, а кто такой Петр Ильич Чайковский?

— Это русский детский композитор.

— И мы сегодня послушаем произведение, которое композитор так и назвал «Баба Яга».

Слушание музыки.

Пьеса П.И.Чайковского «Баба Яга».

И мы с Вами должны определить какой же характер этого произведения?

– И какие чувства, настроения вызывает у вас эта музыка, что Вам рассказала эта музыка? Рассказала ли она про характер Бабы Яги?

Я напоминаю, что слушаем мы с Вами в полной тишине, чтобы научиться слушать музыку – нужно прежде всего научиться слушать тишину. Тишина – это самая великая музыка.

Слушание произведения П.И.Чайковского «Баба Яга» (І вариант)

— И так скажите пожалуйста какой же характер этого произведения?

(Ответы детей).

— Какие чувства, настроения вызывает у вас эта музыка. Что Вам рассказала эта музыка? Рассказала ли она про характер Бабы Яги?

(Ответы детей).

А сейчас я Вам поставлю  это же произведение, только мы с Вами постараемся определить в чем же разница?

Слушание произведения П.И.Чайковского «Баба Яга» (ІІ вариант)

Ответы: в первом варианте пьеса звучала в исполнении фортепиано, а во втором – оркестра.

Оркестр – это группа музыкантов, которые играют на разных инструментах.

(Показать изображение оркестра).

— А сейчас мы еще раз послушаем это произведение и убедимся какая наша Баба Яга добрая или злая. На  Ваших партах лежат рисунки,  на которых нарисована Баба Яга, под музыку раскрасьте их, вспоминая какой образ Вам представился, когда Вы слушали музыку. А я с Бабой Ягой буду смотреть, как вы рисуете.

(Дети раскрашивают Бабу Ягу)

  • Какие у Вас замечательные получились рисунки.
  •  Ребята, а как Вы думаете наша Баба Яга добрая или нет ?
  • (Ответы детей).

Перед вами лежат учебники откройте на странице ___ . Перед вами рисунок Бабы Яги, которую нарисовал художник. Скажите какое настроение, какой образ представляется перед нами?

  • (Ответы детей).

— По русским народным сказкам мы знаем Бабу Ягу как страшную старуху-волшебницу: «На печи, на девятом кирпичи лежит Баба Яга, костяная нога, нос в землю врос, сама зубы точит».  Одноглазая, одноногая (костяная, железная), лохматая, с большим носом, горбатая. Живёт в дремучем лесу или на его окраине, в избушке на курьих ножках.

Но наша Баба Яга посмотрите, какая она аккуратная, даже милая.

— Баба Яга признайся на самом деле ты очень добрая, только тебе хочется иногда по- вредничать.

— Ребята, наша Баба Яга  больше никогда не будет  делать людям плохого, я вам это обещаю.

— Ну что ребята простим Бабу Ягу?

— (Ответы детей).

— А сейчас спрячьте все карандаши, фломастеры и давайте дальше пройдем по нашему лесу, приготовились слушать внимательно и делать под музыку все то, о чем я буду петь.

5.Физкультминутка.

«На раз подняться потянуться» , «Если весело живется щелкай так».

 Ребята, чтобы дальше идти по нашему лесу нам придется разгадать еще одну загадку:

Все его зимой боятся —
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице … (МОРОЗ)

— Мы сегодня с Вами разучим новую песню ,а Вы угадаете ее название.

— (Ответы детей: «Мороз»).

Украинский  композитор Богдана Фильц напиасала песню на слова Григория Бойко, которую назвала «Мороз».

Сейчас мы с вами начнем разучивать это произведение.

6.Разучиване песни «Морозец».

Работа над песней (разучивать в среднем темпе, добиваясь светлого, веселого, певческого звучания, обращая внимание на мягкое и аккуратное окончание слов «щечки», «рукавички»)

Исполнение песни

Теперь споем вместе, красиво, задушевно, постарайтесь передать сказочный характер песни!

Не пугает мороз ни зайчат, ни малышей, ни Бабу Ягу. Все рады зимним забавам.

— Когда морозы ударили и наши щечки это действительно ощутили – к нам наконец то пришла настоящая зима.

К нам стучит в окно гостюшка одна – вновь к нам всем пришла – «Зимушка-зима»…

7.Художественное  исполнение песни « Зимушка- зима».

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

Пусть зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает добро.

Скажите с каким сказочным персонажем мы сегодня с Вами познакомились?

— С Бабой Ягой.

— А какой композитор написал пьесу «Баба Яга»?

— Петр Ильич Чайковский

— Скажите, Баба Яга у нас была злой или доброй? Какой характер был у Быбы Яги?

— (Ответы детей).

-Наш урок подходит к концу, но со сказкой и волшебством мы не прощаемся.

Итог.

Исполнение попевки:  До свиданья дети.

      До свидания.

План-конспект урока по музыке в 5 классе

МОУ Буреполомская средняя общеобразовательная школа

«Музыка – главный герой сказки.»

Тема урока: Музыка – главный герой сказки

Класс: 5 класс

Тип урока: Урок углубления и расширения темы.

Форма урока: урок-экскурсия.

Цель урока: определение роли музыки в литературе, в частности в сказках.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Проследить влияние музыки на восприятие детьми сказки.

  2. Познакомиться с произведением

Развивающие:

1.Формировать умение узнавать знакомые мелодии и находить взаимосвязи между произведениями.

2. Формулировать выводы, выделяя главное в уроке.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к литературе и музыке.

  2. Пробуждать стремление к творчеству.

  3. Воспитывать у школьников интерес и любовь к искусству.

Структура урока:

  1. Организационный момент;

  1. подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;

  2. сообщение темы и цели урока;

  3. ознакомление с новым материалом;

  4. осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

  5. подведение итогов урока.

Материально-техническое оборудование:

Компьютер, компакт-диски, фонозаписи, комплект портретов композиторов, синтезатор, ноты с мелодиями песен сказочных персонажей и песней Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету».

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Звучит музыка к телепередаче «Угадай мелодию».

Учитель. Знакома ли вам эта музыка?

Дети. Да, знакома, эта музыка из передачи «Угадай мелодию»

Учитель. Хотите поиграть в эту игру?

Дети. Да!

Учитель. Но я хочу предупредить вас, что игра будет не совсем обычная. Мы начнём игру сразу с третьего тура, и вы все будете участвовать в этой игре. Нужно только внимательно слушать подсказку и загаданную мелодию, а затем определить , откуда эта мелодия.

Дети отгадывают звучащие мелодии.

Подсказка учителя

Песня

Песенка персонажа, который ушёл почти ото всех.

Песенка Колобка из русской народной сказки «Колобок».

Песенка героини, живущей под охраной и приносящей огромные доходы своему хозяину.

Песенка Белочки из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Песня-мольба двух племянников к своей зазнавшейся богатой родственнице.

Песенка котят из сказки С. Маршака «Кошкин дом».

Песенка братьев, не любящих умываться.

Песенка трёх поросят из сказки С. Михалкова.

Песенка сказочного ВИА.

Песенка из сказки братьев Гримм «Бременские музыканты»

Песня хитрой, но очень красивой героини.

Песня Лисы из русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Песня разбойника, изменившего свой голос.

Песня Волка из русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Учитель. Молодцы, ребята, все мелодии отгадали. Скажите, что же объединяет эти песни?

Дети. Их объединяют сказочные герои, и звучат они в сказках.

Учитель. Представьте себе, что вдруг исчезнет музыка. Что станет с этими сказками?

Дети. Все эти сказки исчезнут, потому что в них звучат песни и музыка.

Учитель. А все ли сказки исчезнут?

Дети. Нет, не все, а только музыкальные.

Учитель. Давайте вспомним другие сказки, в которых звучит музыка.

Дети. «Золушка» Ш. Перро — бал, «Снегурочка» — хороводы, «Теремок» — «Залезла мышка в теремок, стала жить-поживать, песни распевать…», «Муха-Цокотуха» К. Чуковского – «Музыканты прибежали, в барабаны застучали…».

Учитель. Было бы очень жаль, если бы исчезли такие замечательные сказки. Но не только песнями обогащает музыка литературу. Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло. Тема нашего урока – «Музыка- главный герой сказки».

Учитель. Ребята. Можете ли вы назвать сказки, В которых музыка или музыканты являются главными героями?

Ответы детей. (Если ребята затрудняются, то учитель сам называет сказки).

Учитель. У кого из русских поэтов много сказок?

Дети. У А.С. Пушкина.

Учитель. А.С. Пушкин сложил свою поэму «Руслан и Людмила» шестью песнями. Первые строки поэмы подчёркивают неразрывную связь песни и сказки, музыки и литературы.

У Лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Если очень выразительно, со сказочно-повествовательной, волшебной интонацией прочитать строки А.С. Пушкина, можно услышать музыку.

А сейчас выполним задания.

  1. Прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина, одновременно исполняя рукой ритм стиха.

  2. Попробуйте выразительно пропеть слова в этом ритме.

Дети выполняют задания.

Учитель. Какая мелодия у вас получилась: плавная или скачкообразная? Может ли эта мелодия передать картину, созданную поэтом?

Дети. Плавная. Да, может.

Учитель. А сейчас послушаем попевку Д. Кабалевского «У Лукоморья».

Слушание попевки.

Вопросы:

  1. В каком ладу написана попевка?

  2. Меняется ли ладовая окраска мелодии?

  3. Что общего в мелодиях первого и второго голосов? Чем они отличаются?

Ответы детей.

Учитель. Музыка звучит во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского народа – «Музыкант – чародей».

Учитель читает сказку «Музыкант – чародей»

«Музыкант-чародей».
Жил-был на свете музыкант. Начал он играть ещё с малых лет. Пасёт, бывало коров, срежет лозу, сделает себе дудочку и как заиграет, так коровы и перестанут щипать траву – насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше – в чистое синее небо к ясным звездам. Играл он весело – все веселились, играл печально – на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант-чародей: что захочет, то и с сердцем делает
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошёл ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта-чародея, перестали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями. И черти наслали на него, когда он по лесу шёл,20 голодных волков.
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щёлкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы ещё раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провёл смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка. Замерли кусты и деревья. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли.
(Сразу начинает звучать музыка в исполнении скрипки)
Перестал музыкант играть, а волки как сонные, в лес потянулись. Вот какой был музыкант чародей!

Учитель. Ребята, как вы думаете, о чём пела скрипочка в последний раз?

Почему музыка в сказке сделала чудо?

Ответы детей.

Учитель. Сколько хороших и необходимых человеку качеств воспитывают сказки в людях! Поэтому их нельзя забывать ни взрослым, ни детям. А за что же мы любим сказки?

Дети. За то, что в сказках добро всегда побеждает зло.

Учитель. Да, в сказках добрые и трудолюбивые люди бывают вознаграждены за свою доброту, любовь, труд, а злые и ленивые получают хороший урок. Вот как об этом говорится в песне Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету».

Учитель исполняет песню под фонограмму.

Учитель. Понравилась ли вам эта песня? О чём она? Разучивать её мы будем на следующем уроке.

Итак, чему был посвящён наш сегодняшний урок?

Дети. Сказкам.

Учитель. Что вы должны запомнить, каков вывод урока?

Дети. Если бы не было музыки, то не было бы и сказок о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах.

Учитель. Да, действительно. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость.

Наш урок окончен. До свидания!

  • Урок музыки римский корсаков сказка о царе салтане
  • Урок музыки 5 класс что за прелесть эти сказки шахерезада
  • Урок литературного чтения 3 класс сказка о царе салтане 1 урок
  • Урок литературы в 5 классе спящая царевна как литературная сказка
  • Урок 5 класс пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях фгос