Урок мужества как пишется

Автор: русскина наталья викторовна организация: моу александровская сош населенный пункт: республика мордовия, с. александровка цель: сформировать представление о мужестве, долге,

Автор: Русскина Наталья Викторовна

Организация: МОУ «Александровская СОШ»

Населенный пункт: Республика Мордовия, с. Александровка

Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Задачи:

Обучающие познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества.

Развивающие: способствовать формированию у обучающихся навыков и умения осуществлять поиск информации из различных источников; развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей.

Воспитательные: воспитывать уважения у подрастающего поколения к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев, способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.
Этап подготовки:

1) изучение информации по вопросам: «Великая Отечественная война», «Афганская война», «Война в Чечне».
2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?»
3) составление презентации
Оборудование: компьютер, мультипроектор, высказывания великих людей о героизме, благородстве: «О, чувство благородное, чувство освященное!
Обладай вечно сердцами россиян!..» (Ф.Н.Глинка)
«Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду» (Конфуций)

Ход урока
I. Организационный момент

II. Определение темы урока
(на доске написано стихотворение)
Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.

Учитель:

— Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?
(ответ учащихся)
Учитель:
— Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?
(ответ учащихся)
III. Учитель:
— Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.
Учащиеся:
— во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.
Учитель:
— давайте вспомним об этих войнах.
Ученик 1:
— Великая Отечественная война началась в 22 июня 1941года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. Принято считать, что на фронте мужественно воевали только мужчины. Это далеко не так! В годы ВОВ на фронте мужественно сражались множество русских девушек и женщин.

В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
Ученик 2:
— После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

Ученик 3:
— Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

Учитель:
— герои этих войн и их близкие люди есть и среди нас, нашего населения. Давайте вспомним о них.сегодня к нам в гости пришел ветеран боевых действий, подполковник МВД в отставке — Мещеряков Владимир Николаевич.( Ветеран рассказывает о своих командировках в «горячие точки», показывает фотографии из командировки в Гудермес и Северную Осетию и демонстрирует медали. У него их целых восемнадцать, в том числе «За отличие в охране общественного порядка» от президента Российской Федерации В.В. Путина.)

IV. Учитель:
— ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?
(ответ учащихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников, которых рассказывают в новостях)
— сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и разработать план, который позволит оказать реальную практическую помощь ветеранам и всем тем, кто в ней нуждается. Тем самым мы сможем стать ближе к этим людям и быть полезными:
1. Подготовка подарков.
2. Проведение акции «Чистый дом», «Чистый двор» (помощь в уборке).
3. Акция «Радость в дом» (посещение ветеранов, поздравление).
4. Организация встреч ветеранов.
5. Создание школьного интернет-музея «Никто не забыт, ничто не забыто!». (включая информацию и фото о ветеранах всех войн, рисунки и сочинения учащихся по патриотическому воспитанию и о героях, фото и репортажи мероприятий, проводимых в рамках акции).
V. Подведение итогов
Учитель:
— ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего урока? Какие вы для себя сделали выводы?
(ответ учащихся)
Учитель:
— Была война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке, спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, завоевав победу.
— По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты.
— Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись —
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись,
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что смог…
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
— Сквозь годы нам видится
Тропа партизанская,
Пробитая пулями
Сосна нарочанская.
Атаки внезапные,
Засады под соснами,
Могильные холмики
Над травами росными.

— И верность, и мужество,
И скорбь у пожарища
Вы пали за Родину,
Вы с нами, товарищи.
Мы будем такими же
В любом испытании
Клянёмся!
Клянёмся минутой молчания.

В завершении классного часа под Гимн России в небо дети выпустили шары цвета российского флага.

Список литературы:

1. https://www.culture.ru/poems/36463/zdes-pokhoronen-krasnoarmeec стих Михаил Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»

Приложения:

  1. file0.doc.. 1,7 МБ

Опубликовано: 06.11.2021

Всего найдено: 14

Здравствуйте, у меня несколько вопросов, связанных с пунктуацией в следующем предложении: 1. До замужества она вела тихую, размеренную, и в общем-то счастливую жизнь, в кругу дорогих ее сердцу людей: родителей и брата. Оборот «в общем-то» должен выделяться с двух сторон запятыми, или только с одной, в данном случае перед буквой и? Или после неё?

Ответ справочной службы русского языка

В зависимости от смысла возможны два варианта пунктуации: До замужества она вела тихую, размеренную и, в общем-то, счастливую жизнь… и До замужества она вела тихую, размеренную и в общем-то счастливую жизнь… Подробнее см. в «Справочнике по пунктуации».

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, склоняется ли бурятское мужское имя Аюр? Например, «…вручили Аюру Бато-Жаргаловичу Бимбаеву орден Мужества». Спасибо…

Ответ справочной службы русского языка

Да, мужское имя Аюр надо склонять.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, до какого возраста девушку можно называть девушкой, и в каком случае — женщиной? Коллега говорит, что если дама беременна или уже родила ребёнка, то она уже женщина, но девушкой её называть никак нельзя. А если ей всего 17-25 лет, она тоже считается женщиной?

Ответ справочной службы русского языка

Интересный и непростой вопрос; надо признать, что у лингвистов сейчас вряд ли найдется на него точный ответ. Словари русского языка по-прежнему фиксируют у слова девушка значение ‘лицо женского пола, достигшее половой зрелости, но не состоящее в браке’ (см., например: Большой академический словарь русского языка. Т. 4. М., СПб., 2006). Толкование почти не поменялось с XIX века (в словаре Даля: девушка – ‘всякая женщина до замужества своего’), превращение девушки в женщину словари, как и сто лет назад, по-прежнему связывают с браком (подразумевая под этим и начало взрослой жизни), хотя мир за это время изменился, средний возраст вступления в брак теперь другой, а начало взрослой жизни и рождение детей сейчас вовсе не обязательно связано с замужеством. 

Таким образом, если руководствоваться словарями, девушку, вышедшую замуж, надо (независимо от возраста) называть женщиной. А если она молода, не состоит и не состояла в браке, но у нее есть ребенок, можно ли называть ее девушкой? Формально в словарях нет однозначного запрета, но нет и разрешения (такое употребление, в общем-то, противоречит логике толкования). В живой же современной речи проблема решается просто: девушкой называют любую молодую женщину, независимо от того, замужем она или нет, есть у нее дети или нет.

Добрый день!

При общении с корректорами представители различных организаций часто настаивают на том написании названия компании или услуги, продукта, которое они для себя приняли, порой не учитывая нормы русского языка. И решение этих вопросов зачастую зависит от мужества и образования редакторов. Посоветуйте, пожалуйста, стоит ли настаивать на постановке кавычек в случае MasterCard Бесценные Города (Бесценные города — часть названия коммуникационной платформы бренда)? Есть вариант MasterCard Priceless Cities, где кавычки по сложившейся в русском языке традиции не ставятся. Волнует именно вариант соединения латиницы и кириллицы. Буду очень признательна за оперативный ответ — сегодня уходим в печать.
Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Мы рекомендуем писать такие названия в кавычках.

Подскажите, пожалуйста, как получить официальную лингвистическую справку о том, что Дёмина и Демина — это одна и та же фамилия?
До замужества моя фамилия была Дёмина, но из-за нерадивости некоторых делопроизводителей в одних документах записано Дёмина, в других Демина.
При попытке сдать документы на временное проживание и на гражданство РФ в УФМС г. Казани, оказалось, что у меня, гражданки РФ, и моей мамы, гражданки Украины, 1927 года рождения, разные фамилии в документах. Мама — Демина Т.С. в свидетельстве о браке, в паспорте, в пенсионном удостоверении. Отец — Демин в свидетельстве о заключении брака и в свидетельстве о смерти. В моём свидетельстве о рождении — Демина А.Д., а в свидетельстве о браке — Дёмина А.Д..
Чиновники УФМС наотрез отказываются принимать документы моей тяжелобольной престарелой матери без получения квоты, мотивируя это тем, что у нас разные фамилии, а значит — нет родства.

Ответ справочной службы русского языка

Вы можете обратиться в Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН за справкой об идентичности фамилий. Вот контактные данные ИРЯ РАН:

119019, Москва, ул. Волхонка, д. 18/2.
Телефон: (+7 495) 695-26-60
Факс: (+7 495) 695-26-03
ruslang@ruslang.ru

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно пишется название ордена мужества, с прописных букв или со строчных?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: орден Мужества.

так как на счет замужества? скажите, «на счет» писать вместе или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Как насчет замужества?

Добрый день.
Моя фамилия после замужества стала Читая. И, несмотря на то, что в семье мужа всегда все были уверены, что она не склоняется, на Грамоте прочитали, что грузинские фамилии на -ая склоняются. Подскажите, так ли это относительно именно нашей фамилии, потому что варианты: Читой, Чите и пр. кажутся очень уж странными.

Спасибо,
Ольга Читая

Ответ справочной службы русского языка

Фамилия Читая склоняется, вот падежные формы: Ольга Читая, Ольги Читаи, Ольге Читае, Ольгу Читаю, Ольгой Читаей, об Ольге Читае. Так склоняется и мужская, и женская фамилия.

Нужна ли запятая?

Чистые пруды (,) так же были и школой мужества.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не ставится. Верно: также.

недавно наткнулась на такую теорию:
Согласно родовым традициям славян, Веста — это девушка, обученная всем премудростям замужества, т.е. ведающая/знающая, в будущем заботливая мать, хорошая хозяйка, верная, мудрая и любящая жена. Только после приобретения девушкой таких знаний у нее был шанс стать женой. НЕвест замуж не брали, а если брали, то такое дело называли браком.
залезла в этимологические словари — точной этимологии нет, но в целом два варианта, либо «неизведанная», либо «нововведенная», про весту — ни слова.
можно ли где-то найти этимологию слова/имени веста?

Ответ справочной службы русского языка

Эта теория в общем и целом неверна.

ВЕСТА, -ы; ж. [лат. Vesta] [с прописной буквы] В древнеримской мифологии:
богиня домашнего очага и огня (соответствует древнегреческой Гестии).

Терпения и мужества и у общества, и у власти хватило ненадолго. — Правильно ли «ненадолго» писать слитно?

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание корректно.

Уроки мужества — в кавычках или без, с прописной или со строчной?

Ответ справочной службы русского языка

Без кавычек, со строчной буквы.

Пожалуйста, подскажите, как правильно: Ордена Мужества присвоены — ??? посмертно.

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: _орденами Мужества награждены посмертно…_

Скажите, пожалуйста, какой вопрос можно задать от слова иллюстрация(в значении «пример»): чего?(этого),чему? (этому), к чему?(к этому)?

Ответ справочной службы русского языка

Если зависимое слово — существительное, правильно: _пример чего: пример мужества_. Если зависимое слово — местоимение, правильно: _пример чему: пример этому_.

Тема.
Урок-мужества. Подвигу всегда есть место на земле.

Цель: развитие представлений обучающихся об
ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных
поступков их сверстников

Задачи:

 1) познакомить с героическими и
трагическими страницами истории Отечества;

 2) воспитывать уважение молодёжи к
ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание
необходимости увековечения памяти павших героев;

 3) способствовать формированию у молодёжи
готовности к защите Родины.

I.
Определение темы урока

 (на
доске написано стихотворение)

Ученик:

Подвиг есть и в сраженье,

Подвиг есть и в борьбе.

Высший подвиг в терпенье,

И любви, и мольбе.

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной;

Если скорби земные

Жалом в душу впились, –

С верой доброй и смелой

Ты за подвиг берись:

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них,

Без труда, без усилья,

Выше мраков земных, –

Выше крыши темницы,

Выше злобы слепой,

Выше воплей и криков,

Гордой черни людской.

А. Хомяков

Учитель:

 —
Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

 (ответ
учащихся)

Учитель:
Тема урока-мужества «Подвигу всегда есть место на земле»

Учитель:

“Что такое подвиг?”

(ответ
учащихся)

“Что такое подвиг?” и “Можно
ли в мирное время совершать подвиги?”.

– “Подвиг – это героический
поступок человека ради спасения других людей.

— «Подвиг – это важное по
своему значению действие, совершённое в

трудных условиях.( Например,
военный подвиг).

– “.Подвиг
— это чувство любви к Родине, семье и просто дорогим людям,

заглушает в тебе чувство
страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на

смелые поступки, при этом
незадумываясь о последствиях, которые могут

случиться с тобой!»

– “Подвиг-это,
когда в бескорыстном понимании человечества, пробуждаются мысли, что он должен
оставить после себя какой-то иной след, и несмотря на последствия, он идет
какой-то хороший, полезный для человечества поступок. Это и является ПОДВИГОМ.

Учитель: А
теперь ребята давайте обратимся к словарю. Какое

определение слову “подвиг”
дается в словаре. В словаре С.И. Ожегова «подвиг» определяется как
«героический, самоотверженный поступок. Воинский подвиг, трудовой подвиг.
Подвиг во славу Родины».

     В толковых словарях  приводятся несколько вариантов ответа этому
термину, но нас интересует самый главный – герой это тот, кто
совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к
самопожертвованию. Который как обычно не готовиться к проявлению героизма
заранее, но подготовил себя уже к этому решающему моменту гораздо раньше, сам
того и не подозревая. Его подготовленность выражается в воспитании в нем
общечеловеческих качеств, проявляющегося в морально-этических нормах, его
характере.

Очень много человеческих качеств заложено в этом
маленьком слове: храбрость, решительность, отвага, бесстрашие, человеколюбие,
патриотизм, высоконравственность, готовность к самопожертвованию, умение
мгновенно принять главное в жизни решение, ответственность и т.д.

Учитель:
История
нашей страны богата событиями, когда народ вставал на защиту своего Отечества.
Вспомните и назовите эти исторические события, когда людям нашей страны
приходилось совершать подвиги?

Учащиеся: Невская битва,
Ледовое побоище, Куликовская битва, Освобождение страны от поляков и шведов
1611-1612 гг., Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война
1941-1945 гг.).

Учитель: Совершенно верно.

Учитель: В истории нашей страны всегда было
место подвигу. И первое о чем мы с вами вспоминаем – это годы Великой
Отечественной войны. Давным-давно отгремели залпы победного салюта, пожелтели
фотографии и треугольные письма с фронта, но в сердце каждого ветерана хранится
память минувшей войны. Она учит и предостерегает, дает силу и внушает веру. Вот
почему все люди мира до сих пор помнят тех, кто пожертвовал самым дорогим –
своей жизнью в годы Второй мировой войны, ради свободы, ради мирного неба над
головой.

             После второй мировой войны
Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в
сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12
декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям
наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов
не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном
своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь,
попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти
жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной
среде, в экстремальных обстоятельствах.

Война в Афганистане для
наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994
г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об
этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли
наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших
школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

Учащиеся:

Память,
солдатская память,
Строгая доля мужчин…
К ней ничего не прибавить,
Кроме седин и морщин.
Трудная радость победы
В сердце солдата жива,
Только в рассказах об этом
Память скупа на слова.
Память в мундире парадном
Редко приходит с войны,
Старым осколкам и шрамам
Мирные сны не даны.
Снова – гранаты по танку!
Снова – ни шагу назад!..
Память не выйдет в отставку,
Ей не позволит солдат.
Так же, как все ветераны,
Страха не зная в бою,
Память слезу вытирала,
Молодость встретив свою.
К ней ничего не прибавить,
Кроме седин и морщин…
Память, солдатская память,
Строгая доля мужчин.
(П. Синявский)

Учитель: Сегодня ребята приготовили рассказы о героях, совершивших
подвиги во время войны 1941-1945 гг.

(Ученики рассказывают о Зое Космодемьянской, Александре Матросове, 28
героях-панфиловцах, героях – молодогвардейцах).

Учитель: Всё дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны,
всё меньше остаётся участников тех героических событий. Тем ценнее донести до
последующих поколений, до потомков правду и светлую память о подвиге, доблести
и славе народа. Ибо не должна распадаться связь времён. Не должна иссякнуть
память человеческая. Не может Настоящее забыть о Прошлом.

Учитель: Ребята, “Можно ли совершить подвиг в наши дни?”, – так
звучал второй вопрос анкеты.
Большинство из вас написали, что подвиг можно
совершить и в мирное время: можно спасти человека из горящего дома, тонущего в
реке. Но можно ради спасения жизни своего подчиненного отдать свою жизнь в
бою..

Ученик рассказывает о подвиге Майора Солнечникова

Другой ученик о подвиге подростка, спасшего человека из
горящего дома, тонущего в реке.

 Подведение итогов.

Учитель:  ребята расскажите, а что вам больше
всего запомнилась с сегодняшнего урока? Какие вы для себя сделали выводы?

В
заключении  уроков  мужества важно подчеркнуть мысль о том, что
каждый своими поступками и своим трудом может и сегодня  явить что
высочайшие образцы смелости и неравнодушия, прославить родную землю.

Сценарий классного часа «Урок мужества «Горячее сердце».

Цель: 

  • сформировать у учащихся представления об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи;

  • познакомить учащихся с Инициативой, с материалами Почётной книги «Горячее сердце»;

  • организовать дискуссию «Кто такие «горячие сердца России?».

Задачи:

  • Повышение познавательного интереса обучающихся к вопросам патриотизма, неравнодушия, здорового образа жизни, бережного отношения к родным и близким;

  • Мотивация обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям, повышению социальной активности;

  • Включение обучающихся в социально полезную деятельность, используя примеры «горячих сердец» России.

Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

  • Кто такой герой? (ответы детей).

  • Могут ли быть героями ваши ровесники? (ответы детей).

Введение в тему.

Герои на Руси всегда почитались независимо от общественного строя и политической власти. В разные годы герои нашего Отечества именовались по-разному: народные герои-богатыри, Кавалеры высших орденов, Георгиевские кавалеры, герои Советского Союза, Кавалеры ордена Славы и Трудовой Славы, Герои Социалистического труда, Кавалеры орденов Советского Союза, герои Российской Федерации, Кавалеры орденов современной России.

Всех наших героев объединяет, наряду с общей Родиной, важнейший фактор – истоки их героизма и мужества, истоки их подвигов – проявление патриотических чувств, которые всегда были и остаются национальным достоянием нашего Отечества.

Что такое героизм? Героизм – это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. Личный подвиг может сыграть роль почина, примера для множества людей и перейти в массовый героизм. Человек совершает героические подвиги, потому что считает это необходимым. Это некий сознательный выбор в следовании своего долга гражданина в критической ситуации, даже в ущерб себе и своей жизни.

За многовековую героическую историю Россия имеет такое количество подвигов, которого нет ни у одного другого государства в мире, не было и не будет такого количества Героев Отечества. Но это были точно такие же люди, как и мы с вами, только готовые отдать жизнь ради других. И в современной России традиция проявления героизма продолжается. Мы снова и снова узнаем о случаях проявления самоотверженности и героизма среди всех слоев общества, включая детей, в основе которых – неравнодушие, добрая воля людей, самопожертвование.

На доске изображение нагрудного знака «Горячее сердце».

Учитель: «Ребята, подумайте и скажите, что это за знак? (Ответы детей). Как вы думаете, кому могут вручить такой знак? (Ответы детей). Это знак – награда. Обратите внимание на центральный элемент знака. Что там изображено? (Ответы детей). Правильно, «Горячее сердце».

Нагрудной знак «Горячее сердце» представляет собой ромбовитную четырёхлучевую звезду. Между лучами звезды букетики ландыша, символа новой жизни, силы любви и верности. Согласно легенде, ландыши выросли на месте упавших капель крови Святого Георгия, пролитой в битве с драконом. В середине изображение сердца, в котором прорастает росток огненного цветка. Цвет знака серебристый.

Фонд социально-культурных инициатив учредил в 2013 году Всероссийскую общественно-государственную инициативу «Горячее сердце». В 2019 году Инициатива проводится в шестой раз. Почётная книга «Горячее сердце» издаётся ежегодно В неё включаются имена детей и молодёжи в возрасте до 23 лет. В ней рассказывается о примерах мужества и отваге, бескорыстной помощи людям и преодолении трудных жизненных ситуаций. Лауреатами Всероссийской общественно- государственной инициативы «Горячее сердце – 2019 стали 140 человек (четверо из них посмертно) и 5 общественных организаций и объединений.Среди молодых героев есть те, кто награждён посмертно. Это невосполнимая утрата не только для родителей, но и для всех нас, пример истинного мужества и отваги, крепости духа. Они навсегда останутся в нашей памяти, в сердцах спасённых людей.

Дискуссия.

Как вы думаете, какими качествами характера должен обладать человек, заслуживший такую награду, о каких людях говорят, что у них горячее сердце?

— Что такое героизм?

— Это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига.

Что такое ценности? Какие ценности вы знаете?

Ценности — это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию. Психологическое понятие «система ценностей» подразумевает под ценностями то, что человек ценит в окружающем его мире.

Виды ценностей:

Духовные — нужны людям для формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.

Материальные — это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и т.д.) и блага более высокого порядка (средства производства);

мужество — 1. спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности, проявить мужество, душевная стойкость и смелость; 2. храбрость, отвага, доблесть

смелость — моральное качество, характеризующее способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями

самопожертвование — жертвование своими личными интересами ради других

сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других, к чужому горю (толковый словарь Ожегова)

терпение — настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе

любовь — чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности к родине, к родителям, к детям, к людям

доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

Задание-тренинг. «Из прошлого в будущее»

1. На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что Вы оказались в 1941 году, под Москвой, где вам предстоит принять участие в боевых действиях. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как материальные, так и духовные ценности». Выбранные объекты записываются на листе бумаги.

2. Второй этап: «Через некоторое время к вам в часть попадает Ваш знакомый. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.

3. На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5–6 человек.

4. На четвертом этапе ребята оставляют только те ценности, которые им пригодятся в XXI веке.

Затем группы представляют в кругу свои списки. Лидер группы интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях; мужество, смелость, самопожертвование, сочувствие, терпение, любовь, доброта – для того чтобы оставаться человеком в любых условиях).

Индивидуальная работа.

Выступления детей с рассказами «Люди должны помнить», «Защитница беззащитных», «Жить без барьеров» о героических поступках лауреатов Инициативы, которые:

  • приняли участие в спасении других детей в чрезвычайных ситуациях.

  • приняли участие в волонтерской деятельности.

  • которые умеют преодолевать свои физические ограниченные возможности и показывают пример стойкости.

hello_html_4482e318.jpg

Андреев Евгений Эдуардович

Родился в 2000 году
Погиб в 2017 году
Награжден посмертно в 2018 году
Село Ямская Слобода, Новгородская область

У каждого героического поступка есть своя история. К сожалению, так случается, что некоторые истории бывают грустными. 16 августа 2017 года 16-летний Евгений Андреев пошел с друзьями отдыхать на берег реки Холова. Позади были девять классов учебы в школе родного поселка, впереди – поступление в Валдайский аграрный техникум, учеба вдали от дома, самостоятельность… Но этим планам сбыться не удалось…

На реке Холова есть место, в обиходе именуемое «татаркой», где очень сильное течение и глубина доходит до 15 метров! Место под купание не оборудовано, но желающие все равно находятся. Вот и в тот день компания школьников устроила шумную возню на воде. Десятилетний Никита плавать не умел, а чтобы держаться на воде, взял с собой пустую пластиковую бутылку. Одно неудачное движение – и бутылка выскользнула из рук. Стало страшно. Никиту охватила паника, и, захваченный течением, он стал тонуть. А рядом – Женя. Ненамного старше, но умеет плавать и готов прийти на помощь в трудную минуту. Вот и в ту минуту Женя, не раздумывая, нырнул на глубину. Придерживая мальчика одной рукой, Женя боролся с течением. Сумел подтолкнуть Никиту к берегу, чтобы тот ухватился за ветки. А сам выплыть уже не смог…

Евгений Андреев – серьезный и ответственный человек. Много лет занимался в секции по стрельбе, выигрывал районные соревнования. Мечтал стать механиком, водить машину, строил планы на будущее. Веселый, улыбчивый. Таким он и останется в памяти близких.

В этой истории все смешалось, тесно сплелось: радость от спасения одного ребенка и горе из-за гибели другого, счастье одной семьи и отчаяние другой. И никак не разделить этот сплав эмоций, никак не повернуть по-другому, чтобы две молодые жизни продолжались, чтобы не пришлось даже думать, что может быть иначе. Остается человеческая память. Помнить о Жене, замечательном юноше, который ради спасения другого человека пожертвовал самым дорогим, что у него было – своей жизнью. И надеяться. Что спасенный им не зря проживет свою жизнь, оплаченную столь дорогой ценой.

Откуда берутся герои? Откуда в их сердцах возникает стремление помогать, защищать, спасать, не бросать в беде? И почему они решаются на смелый и решительный шаг, зная, что им тоже угрожает опасность, что и они тоже рискуют, становясь на пути у беды? Наверное, они и сами не знают ответа на этот вопрос. Знают только, что в любом случае не поступили бы иначе, не прошли бы мимо, не отвернулись бы, не остались бы в стороне.

Евгений Андреев – один из таких героев. Подвиг свой он совершил по велению сердца, не ожидая награды. Остается только хранить память о нем, чтобы он всегда жил в сердцах людей, потому что мы в долгу перед ним. И только так можно этот долг вернуть.

hello_html_m29900274.jpg

Денисенко Надежда Алексеевна

Родилась в 1999 году
Награждена в 2018 году
Москва

В наше время электроники человек нередко бывает беззащитен перед электронным мошенничеством, особенно пожилые люди. Их легко обмануть, подставить, причинить боль. И далеко не каждый протянет им руку помощи. Многим известна sms-история: «Привет, бабушка, это я, мой мобильник «сел». Положи мне 300 рублей на телефон срочно. Потом все объясню». И бабушки с дедушками бегут, кладут деньги, беспокоясь, ждут внуков домой. А в итоге деньги уходят обманщикам. И это самый простой способ мошенничества.

Совершенствуется техника, а вместе с ней и технология обмана по выкачиванию денег на лекарства/вызволение внуков из полиции. Именно этой проблемой озаботилась москвичка Надежда Денисенко, которая создала проект «Технологии молодых в помощь старшим».

Надежда состоит в поисковом отряде, который базируется в ее школе. Однажды, принимая участие в поисковой экспедиции, она разговорилась с парнем, который поведал ей, как мошенники обманули его бабушку. Надя прониклась этой историей, и родилась идея создать способ информирования пожилого населения о видах телефонного мошенничества.

Были произведены исследования с целью выявления статистики подобного вида обмана. И результаты оказались неутешительными: проблема стала уже распространенной. Девушка включилась в ее решение. Надежда стала настоящей надеждой, что благодаря общим усилиям можно будет свести эту проблему к минимуму или существенно снизить последствия.

Проект направлен на информирование жителей Москвы о широко используемых схемах мошенничества: sms-рассылка, телефонные звонки, интернет-ресурсы. В процессе его реализации была собрана информация о наиболее распространенных и опасных способах обмана населения. Особое внимание уделено разработке и изготовлению буклетов и плакатов, информирующих пожилых людей. Следующим шагом проекта стало размещение подготовленных информационных материалов в самых посещаемых местах: аптеки, поликлиники, магазины, школы, органы социальной защиты, районные стенды. Для молодежи были использованы другие информационные каналы: социальные сети, тематические сообщества. Надежда не забыла даже о самых маленьких: с ними проводятся беседы, их учат распознавать мошенников и не поддаваться на их уговоры. Проект вошел в учебно-методическое пособие «Социальные проекты образовательных организаций города Москвы: обзор лучших практик» 2017 года и занял 1-е место в московском конкурсе «Школа активных волонтеров-старшеклассников Москвы».

Надежда Денисенко готовится к поступлению в институт, чтобы на новом уровне продолжить свою работу по защите пожилых людей от мошенников.

hello_html_m758170d7.jpg

Бордюгов Денис Константинович

Родился в 2005 году
Награжден в 2018 году
Россошь, Воронежская область

В образовательной организации дополнительного образования «Дом детства и юношества города Россоши» Воронежской области обучается необычный ученик – Денис Бордюгов. Активный и дружелюбный, душа любой компании, мальчик – инвалид детства. Самостоятельно не ходит. Передвигается с трудом в специальных аппаратах. Так получилось, что судьба вытянула ему сложный билет. И вместо счастливого детства с играми и футболом Денис должен постоянно думать о том, сможет ли он вообще добраться до нужного места без посторонней помощи.

По словам директора Дома детства и юношества, Денис всегда стремился работать самостоятельно и брать на себя инициативу. Он проявляет высокую любознательность и исследовательскую активность, старается пробовать себя во всех областях деятельности. Да и учится он на «отлично». А недавно Денис полюбил кататься… на велосипеде. Он освоил этот вид транспорта и теперь с удовольствием гоняет на нем по улицам родного города.

Денис – победитель многих городских и районных соревнований по шахматам. Объединенный общими заботами с ребятами, он с удовольствием обменивается опытом и информацией. Необычная способность создавать логические последовательности, готовность решать сложные задачи до конца и конкретизировать идеи привели его в объединение Дома детства и юношества «Белая ладья». В 2016 году прошел первый районный турнир «Школьной шахматной лиги», на котором Денис Бордюгов занял III место. Причем, в первом этапе лиги участвовали 80 школьников из 17 школ – от 1-го до 11-го классов.

Не обошел своим вниманием Денис и робототехнику. На состоявшемся недавно первом городском турнире по робототехнике он стал победителем соревнований. «Болели» за юного робототехника все его родные, учителя, друзья. А сам Денис говорит, что получает от подобных соревнований «море впечатлений, удовольствия и азарта». «Здесь, как и в любом другом виде спорта, необходимы регулярные тренировки. Повернуть направо или налево, объехать препятствие – не у всех получается, и не сразу. Управлять роботами можно через планшет, телефон – словом, практически любой гаджет сгодится. Но сначала нужно вдохнуть в конструкцию жизнь, установив специальную программу», – рассказывает мальчик. Управлять интеллектом, пусть и искусственным, – дело не только занимательное, но и сложное. По словам Дениса, прошлое столетие называли атомным веком, космической эрой, нынешнее же – с уверенностью можно назвать веком роботов. Денис хочет создать такого робота, который бы помогал людям, таким как он, жить без барьеров.

Денис Бордюгов чувствует, что он не одинок, помогает ему бороться с трудностями эмоциональная поддержка, доверие родных и друзей.

Актуализация знаний.

  • В чём проявлялось мужество ребят-героев?

  • Как вы думаете, мужественный человек чувствует страх?

  • Что помогает человеку быть мужественным?   (Любовь во всех её проявлениях. Любовь к женщине, любовь к Родине, любовь как Идея Жизни и её движущая сила, любовь как способ человеку быть Человеком).

  • Как вы думаете можно ли назвать мужественным человеком человека, который каждый день, преодолевая сильную боль и большие трудности, занимается спортом, ходит в школу или на работу, ухаживает за своими тяжелобольными родственниками?

Опрос учащихся с записью ответов в таблицу (ответы – да, нет, иногда). Обсуждение полученных результатов.

Вопрос

Ответ

Были ли в твоей жизни случаи, которые требовали от тебя самопожертвования?

Как ты думаешь, значение слов «мужество» и «героизм» —одинаковое?

Для тебя важна «доброта»?

Духовные ценности для тебя главные?

Отличаются ли современные дети-герои от обычных детей?

Были ли в твоей жизни случаи участия в волонтерской деятельности?

Как ты думаешь, значение слов «участие в жизни других людей» и «героизм» одинаковое?

Были ли в твоей жизни случаи, которые требовали от тебя терпения и стойкости?

Как ты думаешь, значение слов «человек с инвалидностью —чемпион» и «героизм» —одинаковое?

Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами обсуждали очень важную проблему, высказали разные точки зрения и пришли к одному выводу: каждый человек должен быть готов нести ответственность за экстремальную ситуацию в жизни, для этого у него должны быть сформированы главные ценности: доброта, отзывчивость на боль другого человека, смелость и мужество для преодоления страха.

Домашнее задание.

Напишите письморассуждение, чьи героические поступки вы обсуждали на уроке, на тему «Почему люди совершают Героические поступки?»

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Основное общее образование

Внеурочная деятельность

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Разработка классного часа, проведенного в форме урока мужества, предназначена для учащихся 8 класса.

Пояснительная записка

Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для нашего государства. С первых дней она стала всенародной борьбой за свободу и независимость нашего народа, который и внес решающий вклад в разгром фашистских агрессоров. Годы все дальше уносят нас от тех страшных лет, забыть которые мы не имеем право. Все меньше остается очевидцев той войны. Каждый год мы отмечаем годовщину Великой Победы. Поэтому, изучение истории Великой Отечественной войны, знакомство с её участниками, тружениками тыла является актуальным.

Данный урок мужества разработан для учащихся 8 класса. Но он может быть использован и в 7 классах. Большое внимание на уроке отводится знакомству с краеведческим материалом. Восьмиклассники еще не проходили историю Великой Отечественной войны в курсе истории России, поэтому в начале урока дается небольшая историческая справка о событиях войны. Проведению урока предшествует подготовительный этап, в который вовлечены все учащиеся класса с учетом их индивидуальных особенностей.

Подготовительный этап

  • для учителя: сбор информации, необходимой для классного часа; подготовка презентации; контроль над выполнением опережающих заданий учащихся; оказание помощи в поиске нужной информации.
  • для учеников: учащиеся получают задания с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. Нарисовать рисунок (для тех, кто хорошо рисует), подготовить сообщение или презентацию о своем родственнике, участнике ВОВ или об одном из героев-земляков (для сильных учеников), найти в интернете и распечатать плакат военных лет (формат А4) и найти краткую историю его создания (для остальных учеников). Один из учеников также получает задание выучить стихотворение о войне. (см. Приложение)

Материалы к классному часу:

  • ноутбук
  • мультимедийная установка
  • презентации (для каждого этапа урока своя презентация. Всего их четыре. Презентации связаны гиперссылками. На последних слайдах презентаций есть значок «звездочка», по которой идет переход к следующей презентации)
  • выставка рисунков, которые рисовали учащиеся
  • выставка плакатов, распечатанных учащимися

Цель: сформировать представления учащихся о героизме наших земляков – участниках Великой Отечественной войны

Задачи:

  • Обучающие: способствовать усвоению знаний об основных событиях ВОВ, а также о роли наших земляков в великое дело Победы.
  • Развивающие: способствовать формированию у обучающихся навыков и умения осуществлять поиск информации из различных источников; развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей.
  • Воспитательные: воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Родине, гордости за свою страну, село; воспитание чувства уважения к ветеранам ВОВ.

Форма проведения классного часа: урок мужества.

Формы организации деятельности детей: индивидуальная (самостоятельная работа учащихся над индивидуальными заданиями), фронтальная (беседа)

План классного часа:

  • Историческая справка о Великой Отечественной войне.
  • Земляки – участники Войны.
  • Вечная память нашим землякам.
  • А знаете ли вы что?

Ход классного часа

1. Вводная часть

Приветствие учащихся.

Звучит музыка. Классный час начинается со стихотворения, которое читает ученик, получивший заранее задание его выучить.

Ученик:

Неумолимо, в оскале порочном,
Смерть ветеранов взяла на прицел:
Выстрелом в сердце, рассчитанным точно,
Жизнь выбивая из немощных тел.
Души солдат в невозвратные дали
Тихо уходят на вечный покой… —
Только значки, ордена и медали
Не покидают наградный свой строй.
Жизнь продолжается, солнце лучится,
И как нам дороги в памятный час
Ваши простые солдатские лица,
Что смотрят с фото с улыбкой на нас.

Учитель: Ребята, это стихотворение называется «Памяти ушедших ветеранов» и написано оно нашим местным поэтом Авениром Андреевичем Герасимовым. Сегодня наш урок мужества, посвященный Дню Победы, а также памяти ветеранов войны проходит под названием «Мы будем чтить ваш подвиг вечно…» (слайд 1)

В качестве эпиграфа к уроку хочется привести слова Д.А. Медведева (слайд 2)

«Это великие люди для каждого из нас, но они являются великими не только как действующие лица грандиозной исторической драмы. Они для нас – близкие родственники в самом прямом, буквальном смысле этого слова. Мы одной крови с теми, кто победил, стало быть, все мы – наследники победителей…Нужно помнить и уважать наше прошлое…»  

2. Историческая справка о Великой Отечественной войне

Учитель: (рассказ сопровождается показом презентации) (Презентация № 1)

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года с вероломного нападения Германии на СССР. Историки выделяют три основных этапа войны: (слайд 3)

1) 22 июня 1941 – 18 ноября 1942 гг. – начальный период войны, когда Красная Армия несла огромные потери и вынуждена была отступать.

2) 19 ноября 1942 – осень 1943 гг. – коренной перелом в войне. Начинается он Сталинградской битвой и заканчивается Курской битвой и битвой за Днепр и др. (слайд 4-5)

3) зима 1943 – 9 мая 1945 гг. – заключительный этап войны, в ходе которого была освобождена территория не только СССР, но вся Восточная Европа. Одним из значимых событий этого периода была снятие блокады Ленинграда (слайд 6), которая продолжалась почти 900 дней.

Советский народ сыграл решающую роль в победе над фашизмом и заплатил за это высокую цену. По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Разрушены десятки тысяч городов и сел. (слайд 7)

Лозунг «Все для фронта, все для Победы!» (слайд 8) был принят каждым советским жителем как призыв к максимальным усилиям, направленным на победу. Кроме этого лозунга были и другие. Их вы можете увидеть на плакатах военных лет, которые подготовили сегодня некоторые из наших учеников.

Учащиеся.(5-6 чел) Каждый показывает свой плакат. Читает лозунг и кратко рассказывает об истории появления этого плаката.

Учитель показывает и другие плакаты военных лет. (слайд 9-11)

3. Земляки – участники Войны. (Презентация № 3)

Учитель: Эти призывы были известны и в нашем Починковском районе, пославшем на фронт около 22 тысяч сильных и работящих своих сынов и дочерей, из которых большинство не вернулись домой. За свои подвиги в Отечественной войне сотни починковцев удостоились высоких правительственных наград, многие из них награждались орденами и медалями неоднократно. А 11 починковцев удостоились высокого звания Героя Советского Союза, 3 наших земляка стали полными кавалерами «ордена Славы».

Сейчас мы узнаем имена этих людей, а также познакомимся с биографией родственников наших учеников, которые воевали на фронтах ВОВ.

Учащиеся:(8-10 чел.) Рассказывают подготовленные заранее сообщения о земляках – героях и родственниках участниках войны. Учащиеся показывают фотографии через презентации, которые заранее были учителем отсканированы. Каждому на рассказ отводится не более 2 мин.

  1. Анощенков Ф.Г.
  2. Судаков В. К.
  3. Колокольцев Ф. Н
  4. В. И. Кочетов
  5. П. В. Шутов
  6. –10. Родственники участники войны.

4. Вечная память нашим землякам. (Презентация №2) (3 мин)

Каждый год мы празднуем День Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Время течет, сменяются эпохи, приходят новые поколения. Сейчас мы вступаем период, когда во взрослую жизнь пришли люди, для которых эта война — уже легендарная история, а не факт их собственной жизни или жизни их близких. Люди, которые участвовали в этой войне, уходят из жизни. Поэтому о ней мы чаще узнаем из книг, кинофильмов. Но жива память человеческая. От слова «память» происходит слово — памятник. В самом центре нашего села находится обелиск или «вечный огонь», по дорожке, ведущей к нему, находятся портреты 11 героев земляков, с именами некоторых из них мы сегодня с вами познакомились. Слева от обелиска на площадке находятся две пушки и гаубица времен Великой Отечественной войны. Привезены они были из Владимирской, Курганской и Свердловской областей. В 2012 году на третьем этаже нашей школы были установлены две мемориальные доски с именами двух героев – починковцев, которые учились здесь до войны – это Судаков Владимир Константинович и Колокольцев Федор Николаевич.

Минута молчания. (звучит музыка)

5. А знаете ли вы что? (Презентация № 4)

  1. Самое большое в СССР количество подводных лодок было построено в годы войны на «Красном Сормове» в г. Горький – 27 единиц (всеми остальными заводами страны – 28) (слайд 2)
  2. Рекордное количество танков дал опять же завод «Красном Сормове» фронту во время Сталинградской битвы. (слайд 3)
  3. Абсолютное большинство (65%) грузовых автомобилей страны было произведено на ГАЗе. (слайд 4)
  4. Впервые в мире на Горьковском авиационном заводе им. Орджоникидзе был разработан уникальный метод конвейерной сборки самолетов, что позволило выпускать по 25 самолетов в день. (слайд 5)
  5. Абсолютный мировой рекорд по выпуску артиллерийского вооружения принадлежит Горьковскому заводу № 92. (слайд 6)

Учитель: Это только часть рекордных достижений нашей области в годы ВОВ. Если вас заинтересовала информация вкладе нашей области и района в дело Победы, вы можете ее найти в книгах, которые есть в нашей библиотеке.

6. Рефлексия

Составление синквейна на тему «Война»

Война
Великая, Отечественная
Сражаться, погибать, побеждать.
Война приносит много бед и потерь.
Победа.

Учитель: Ребята спасибо все за плодотворную работу!

  • Урок литературы сочинение по комедии недоросль
  • Урок литературы в 8 классе подготовка к сочинению по капитанской дочке
  • Урок м горький рассказ карамора
  • Урок литературы сказка о царе берендее
  • Урок литературы в 5 классе сопоставление сказки пушкина и жуковского