Урок литературы в 8 классе подготовка к сочинению по капитанской дочке

Поделитесь с коллегами: тема урока: подготовка к домашнему сочинению по повести а.с. пушкина капитанская дочка. цели урока: развивать навыки самостоятельной

Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цели урока:

  • развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;

  • развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);

  • помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести;

  • воспитывать способности к нравственному выбору.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Вступительное слово учителя:

Мы прочли последнее большое произведение А. С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. Но безразличными не остался никто. А все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд? Наша задача — разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути. (Презентация:»Работа А. С. Пушкина над повестью» Капитанская дочка»)

На сегодняшнем уроке мы попытаемся осмыслить проблемы, поднятые автором в произведении, а также сосредоточим своё внимание на выборе темы домашнего сочинения, которое вы должны написать самостоятельно (запись в дневниках).

Но для того чтобы наша работа была плодотворной, я предлагаю вам обратиться к содержанию повести и принять участие в литературном аукционе, где каждый вопрос будет иметь реальную цену (класс делится на 3 группы)

Вопросы к литературному аукциону.

1.Литературная викторина по повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»

Первый раунд

(Перед каждым вопросом обозначено количество очков за правильный ответ.)

Савельич

20 — На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (Когда

Пётр Гринёв закричал сердито на дядьку, чтобы он не умничал и делал то, что ему

приказывают, — принёс 100 рублей, проигранных Зурину.)

30 — Каких успехов в обучении Петруши добился Савельич за семь лет? (Мальчик

выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.)

40 — За какие достоинства стремянный Савельич получил «повышение», став дядькой

маленького барина? («…за трезвое поведение».)

Гринёв-отец

20 — В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв? (Вышел в отставку

премьер-майором.)

30 — «Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да

будет…» Закончите реплику Гринёва-старшего. («…солдат, а не шаматон».)

40 — С какой просьбой обращается Гринёв-старший в письме к своему другу Андрею

Карловичу? («Моего повесу… держать в ежовых рукавицах».)

Гринёв-сын

10 — Как сам Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше?

(Песенка.)

20 — Иван Игнатьевич при первой встрече с Гринёвым поинтересуется: «В каком полку

изволили служить? Зачем вы изволили перейти из гвардии в гарнизон?» Как на

последний вопрос ответил Гринёв? («Такова воля начальства».)

30 — Как долго был без сознания раненый Гринёв? (Пришёл в сознание на пятые сутки.)

Швабрин

10 — Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости? (Пятый год.)

20 — Как всякий раз обращается Швабрин к Пугачёву? (Государь.)

30 — Как отреагировал Швабрин на грозные слова Пугачёва: «И ты смел меня

обманывать? Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?» (Упал на колени перед Пугачёвым.)

Пугачёв

10 — Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву? («Ваше благородие, ты…»)

20 — Как долго Пугачёв принимал присягу обитателей Белогорской крепости? (Около

трёх часов.)

30 — Как был одет Пугачёв во время приёма присяги в Белогорской крепости? (В

красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, и в высокую соболью шапку с золотыми

кистями.)

Капитан Миронов

20 — Какого мнения Иван Кузьмич о всех стихотворцах? («Все они люди беспутные и

горькие пьяницы».)

30 — Как долго Иван Кузьмич служит в Белогорской крепости? (Двадцать второй год.)

40 — Сколько солдат служило в Белогорской крепости под началом капитана

Миронова? (130 солдат.)

Второй раунд

Пословицы

20 — Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести

«Капитанская дочка»? (Береги честь смолоду.)

40 — Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: «Ах! я было и

забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и

замёрз бы на дороге»? (Долг платежом красен.)

60 — Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: «Бог милостив:

солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву».

И закончил свою речь пословицей. Какой именно? (Господь не выдаст — свинья не съест.)

80 — Какую пословицу дважды употребляет в «Капитанской дочке» Савельич?

Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцевв

офицерских домах. (Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.)

Одежда

20 — Верхняя одежда из толстого сукна. (Армяк.)

40 — Гринёв по приезде в Белогорскую крепость сразу отправляется представиться

коменданту. Дома его он не застал, а увидел Василису Егоровну, сидевшую у окна с

платком на голове и в… В чём именно? (В телогрейке.)

60 — Впервые Гринёв увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет

комендант крепости? (В китайчатый халат, а на голове у него был колпак.)

80 — В последний раз Пётр Андреевич Гринёв увидел Пугачёва во время казни

самозванца. Тот узнал Гринёва в толпе и за минуту до того, как мёртвая и

окровавленная голова будет показана народу, поприветствовал «его благородие». Как

именно? Ответьте одной фразой. В вашем распоряжении 15 секунд. (Кивнул

головою.)

Проблемные вопросы:

1. Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими?(группа художников, фрагменты фильма.)

2Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

(Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.)

3 Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву.

Швабрин

Гринев

Пугачев

подлость

впечатлительность

жестокость

предательство

смелость

великодушие

жестокость

храбрость

смелость

властолюбие

решительность

доброта

слабость духа

преданность

вспыльчивость

трусость

верность

одиночество

хитрость

искренность

властность

изворотливость

потребность в любви

милосердие

одиночество

прямодушие

благодарность

властность

4. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем?

(Мемуарист Петр Гринев — истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений — в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве.Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.)

5. Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?(Кузина,словарь)

2. Я приглашаю вас к размышлению о самой важной проблеме современной цивилизации — воспитании человека.

II. Первая учебная ситуация. «Честь истинная — всегда в соответствии с совестью» (Д. Лихачев).

В процессе беседы выявить, насколько у учащихся развито представление о нравственных качествах: чести, совести, достоинстве.

-С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, бескорыстие от зависти, первым долгом родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим детям. Почему именно воспитание, а не образование?

(Можно много учиться, но если не знать законов, по которым строится жизнь или не соблюдать их, то вряд ли жизнь вообще можно построить).

-Что же нужно человеку, чтобы жить правильно?

-Так как вы очень молоды, прошу вас обратиться к мудрости величайшего гуманиста ХХ века академика Д.С. Лихачева.

Демонстрация портрета Д. С. Лихачева.

Чтобы правильно жить, необходимо:

  1. Не совершать никаких поступков, которые бы роняли достоинство человека;

  2. Уметь жертвовать собой;

  3. Ничего не делать против своей совести.(Запись в тетради)

-Какой смысл вы вкладываете в слово «совесть»?

-Автор толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даль дает такое определение этому слову:

Совесть — внутреннее сознание добра и зла, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла.

-Какие качества являются слагаемыми совести? (Истина и добро);

-Вновь обратимся к Д. С. Лихачеву. Что сопутствует совести? (Честь);

-В чем видит выражение чести ученый? (В том, что человек держит слово, не нарушает этических норм, соблюдает достоинство и т. д.);

-Близко ли мнение Лихачева определению «чести» В.И. Даля?

Честь — внутреннее нравственное достоинство человека, честность, доблесть, благородство души и чистая совесть.

Вывод: Что необходимо человеку, чтобы быть Человеком? Как говорит об этом академик Д.С. Лихачев? Зачитайте.

III. Вторая учебная ситуация. «Да кто его отец?»

-Кто является образцом чести и совести в повести?

На основе исследования выяснить наказ А.П. Гринева — обычное напутствие при прощании или передача семейных традиций.(выступление Честновой Юлии с исследовательской работой)

Учитель: Совесть, благородство, честь — понятия вечные, неизменные во все времена и во всех эпохах. Как воспитать в себе эти качества? Обратимся в прошлое за уроком на будущее.

Предлагаю вашему вниманию иллюстрацию к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», написанной в 19 веке. Какой эпизод запечатлел на рисунке художник Бенуа? (Герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Андрей Петрович Гринев, провожая семнадцатилетнего сына на службу, наказывает ему «беречь честь смолоду»).

-Случайно ли это напутствие? Сделаем вывод на основании выступления.

Вывод: Прощальные слова, обращенные к сыну, который начинает самостоятельную жизнь, нельзя рассматривать как случайные, как нравоучение, обязательное при прощании. Это — напутствие сыну, это то, что особенно важно для Андрея Петровича. Это традиционный завет семьи, который он, как знамя, передает своему сыну.

-Петр Гринев прожил долгую жизнь. Выполнил ли он при этом наказ отца — беречь честь смолоду?

(Петр Гринев не только сохранил честь, по завету отца, но и расширил её границы. Если для Гринева-отца честь — это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения. Честь для Петра Гринева не только сохранение офицерского и дворянского достоинства, но и доброе отношение к людям, верность слову и любви.

Гринев — младший заслужил право называться «сыном Андрея Петровича Гринева».

И в свои 20 лет он достоин имени Петра Андреевича Гринева, а не просто Петруши.)

Вывод: За что же держаться человеку, чтобы сохранить честь в глазах людей?

(Ответ «Капитанской дочки» понятен: держаться надо за свою совесть, зачесть в глазах Бога, за любовь и милосердие. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Повесть одухотворяет идея того, что в жизни всегда есть место для высоких порывов души и для добра.)

Вот к таким нравственным выводам мы приходим, читая повесть «Капитанская дочка».

Третья учебная ситуация. «Пушкин — это наше все!»

Выяснить, в чем современность Пушкина.

  • Почему повесть А. С. Пушкина близка нам, живущим в 21 веке?

  • Чем стало творчество А. С. Пушкина для русского человека?

Обсуждение тем домашнего сочинения.

ТЕМА 1. Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

  • Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

  • Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

  • Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.

  • История любви к Маше.

  • «Благие» потрясения.

  • История отношений с Пугачёвым (развитие характера и определение взглядов на жизнь).

  • Основные черты героя, типичность образа.

Тема 2.»Береги честь смолоду».Гринёв и Швабрин.

  • Что общего у Гринева и Швабрина?

  • Как поступает герои в ситуациях выбора?

  • Как каждый из героев относится к людям?

  • Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?

  • Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?

Заключительное слово учителя.

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу…

Тема: Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.

Цели: — обобщить накопленный материал по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

— учить размышлять, высказывать своё мнение, строить развёрнутые высказывания;

— повторить технологию написания сочинения, составления плана;

— совершенствовать навыки работы с текстом произведения, доказывая свои убеждения цитатами из текста;

— осуществлять связь с жизнью;

— воспитывать доброту, милосердие, человечность.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, тексты, иллюстрации к произведению, алгоритм работы над сочинением.

Тип урока: урок развитие речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Cообщение темы и цели урока.

В течение нескольких уроков мы находимся во власти пушкинского произведения «Капитанская дочка». Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, переживали и радовались. Мы анализировали характер и поступки героев и тем самым готовились к написанию сочинения.

Сегодня мы с вами обобщим весь накопленный опыт и отберём всё необходимое. Ведь очень важно уметь размышлять и записывать свои мысли и впечатления.

III. Вступительное слово учителя.

«Капитанская дочка» Пушкина – классический образец, о котором Гоголь писал: «…Здесь нет…никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено до внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что обозначают всё». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Ребята, сочинение нельзя писать равнодушно. Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои мысли, взгляды, давать оценку и защищать своё мнение доказательствами, а для этого вы должны в первую очередь выбрать тему сочинения, определить о чём вы будете писать. Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться простым приёмом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно чёткий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.

IV. Работа над выбором темы.

Учитель: Я предлагаю вам следующие темы сочинений:

  1. Становление личности Петра Гринева.

  2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».

  3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.

  4. Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  5. Тема дороги в повести «Капитанская дочка».

  6. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка.

  7. Образ Марьи Мироновой в повести «Капитанская дочка».

Ребята, посмотрите внимательно и определитесь с выбором темы.

V. Работа со словарём.

Долг- это…

Честь- это…

Совесть- это…

Благородство- это…

— А как вы думаете добрый человек- это какой человек?

( Ответы детей: это тот человек, который делает добро другим, он искренен в своих поступках, бескорыстен).

— А кому из героев повести присущи такие черты характера?

— Какое время отражено в повести? (Восстание под предводительством Е.Пугачёва, 1773 – 1775гг).

— Только ли об этом идёт речь в произведении? (Тема любви, семейная тема, нравственность).

— Ребята, а что такое нравственность? ( на партах карточки с определением).

— Во вступлении я предлагаю вам порассуждать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к своей Родине.

Вступление не должно быть небольшим, 5-6 предложений.

Основная часть- это тема вашего сочинения, которая раскрывается несколькими подпунктами.

— Что хорошего дала Петру семья? ( Ответы детей: отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Провожая сына на службу, даёт ему наказ. От матери Пётр перенял мягкость, доброту, ласку).

— А каким офицером был Гринёв? (Не стал присягать Пугачёву).

А почему? (Не способен на предательство, для него долг чести превыше всего).

— А как Гринёв относился к Маше Мироновой? ( Защищал её честь, способен на большую любовь).

— Как Гринёв относился к Швабрину? (очень плохо, он считает его изменником)

Учитель? Ответив на все эти вопросы, вы раскроете основную часть вашего сочинения.

А вот в заключении вы должны сделать вывод, подвести итог, высказать свою точку зрения и своё отношение к герою.

VI. Составление планов и комментарии к темам.

Тема 1. Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».

План

  1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

  2. Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

  3. Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.

  4. История любви к Маше.

  5. История отношений с Пугачевым (характер развивается и определяется взгляды на жизнь).

  6. Основные черты героя, типичность образа.

Петр Гринев особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, раскрывающийся в истории его жизни, в поступках, и образ старого помещика, офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, теперь на досуге вспоминающего и рассказывающего историю своей молодости. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале XIX века) угадывается личность подменного автора «записок» — Пушкина.

Тема 2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»

План

  1. История в творчестве А.С. Пушкина.

  2. Рассказчик повести. Совпадают ли позиции автора и рассказчика?

  3. Портретная характеристика Пугачева.

  4. Противоречивость натуры Пугачева. Какие черты выделяет в Пугачеве автор?

  5. Пугачев и народ.

  6. Взгляды Пушкина на восстание.

Пугачев на страницах повести впервые появляется во второй главе в образе «вожатого», на фоне «мутного кружения метели». Образ мелькнул и скрылся, но набросан уже первый портрет и сказано несколько слов, отмечающих черты личности героя. Одновременно с первыми набросками портрета возникла и тема народных восстаний: в разговоре вожатого с хозяином постоялого двора иносказательно обсуждаются возможности возобновления только что усмиренного… бунта казачьего Яицкого войска.

Тема 3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин

План

  1. Что общего у Гринева и Швабрина?

  2. Как каждый из героев относится к людям?

  3. Как поступают герои в ситуациях выбора?

  4. Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?

  5. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?

Тема 4. Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

План

  1. Каким было первое впечатление Гринева от Маши Мироновой? О чем говорит ее внешность?

  2. Какие черты проявляются в характере Маши в ее отношении к родителям (ее собственным и родителям Гринева) Швабрину, Гриневу?

  3. Как раскрывается личность Маши в ее любви к Гриневу?

  4. Как относятся к Маше другие герои повести?

  5. Как дополняет образ Маши эпизод ее поездки в Петербург, к Екатерине II?

  6. Основная идея повести. Ее воплощение в образе Маши Мироновой.

Тема 5. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»

План

  1. Положение Савельича в семье помещиков Гриневых.

  2. Как проявляется характер Савельича, его качества?

  3. Попадает ли Савельич в ситуации выбора?

  4. Как относится к Савельичу Гринев, другие герои повести, автор?

  5. Как характеризует Савельича его речь.

  6. Кто Савельич: преданный холоп или бескорыстно любящий человек?

  7. Мое отношение к Савельичу.

VII. Домашнее задание

Написать сочинение по одной из тем.

Тема: Отражение русского уклада жизни и русского национального характера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 7 класс.

Цели: способствовать формированию понятий «историческая поэма», «художественное время», «художественное пространство», выявить взаимосвязь художественного мира поэмы с эпохой 30-х годов 19 века и с мировосприятием автора; сделать вывод, можно ли поэму «Песня…» назвать «исторической поэмой»?

Оборудование: на доске запись «историческая поэма», таблица, портрет М.Ю. Лермонтова, презентация, выступления, сообщения учащихся.

Ход урока

Слайд №1

I. Организационный момент (2 мин)

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, тема сегодняшнего урока – «Отражение русского уклада жизни и русского национального характера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя…»

К сегодняшнему уроку мы уже прочитали поэму.

Цель нашего урока состоит в том, чтобы разобраться, как же отражены в ней русский уклад жизни того времени и русский национальный характер. Также в конце урока мы должны ответить на вопрос – «Можно ли это произведение назвать исторической поэмой?» И почему же в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» обратим свой взор на это смутное время? –Откройте тетради, запишите число, тему.

В литературоведении есть такие понятия: «художественное время» и «художественное пространство». На доске вы видите таблицу, состоящую из 2 колонок.

  1. – «художественное время», то есть каково же художественное время, изображённое в поэме?

  2. – «художественное пространство», то есть каково же художественное пространство поэмы? Где, вообще, происходят действия, что изображается в поэме.

— Эту таблицу вы должны заполнить в течении урока и в конце мы проверим. Ребята, вспомните уроки истории.

Слайд № 2

— Далекий 16 век… Время правления Ивана Грозного… Смутное, тёмное время.

— А сейчас учащиеся дадут характеристику этой эпохи, что именно было характерно для этой эпохи.

— Выступления учащихся.

— Учитель: Да, действительно, трудное это было время.

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Дата:                                                                 Класс: 8                                                            45 урок 
Тема: РР: Подготовка к сочинению.
Цель урока: систематизация и обобщение предметных знаний, умений, навыков, формирование 
универсальных учебных действий; подготовка к написанию сочинения;  формирование духовно развитой 
личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Ожидаймый результат:     ученик получит возможность научиться
Этап урока и его
цель
1.Организационный
момент
Цель: организация  
готовности  
учащихся к 
предстоящей 
деятельности на 
уроке
2 мин.
2. Целеполагание и 
мотивация
Цель: обеспечение 
мотивации, 
формулирование 
цели урока, 
побуждение к 
деятельности
5 мин.
3. Актуализация 
знаний
Цель: анализ 
содержания 
учебного 
материала, 
проверка домашнего
задания, подготовка
к основному этапу 
урока
8 мин.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приветствует класс, создает благоприятную 
эмоциональную атмосферу на уроке.
Предлагает ответить на вопросы:
­ Как вы думаете, всегда ли вы поступали по чести и по
совести?
­ Трудно ли так поступать?
­ Есть ли такие ученики в вашем классе? 
     
Отвечают на вопрос
                                                
Предлагает ответить на вопросы:
­ Кто из героев романа А.С.Пушкина  «Капитанская 
дочка» поступает по чести и по совести?
Предлагает для просмотра фрагмент кинофильма 
«Русский бунт» (7­ая мин. 23­я сек.) «Наставление отца
Гринева».
­ Выполнил ли Гринев наставления отца?
­Какие качества помогли ему?
­ А вам помог роман Пушкина разобраться в себе, 
понять что­то важное?
­ Подумайте, какова же цель нашего урока
Предлагает записать тему урока в тетради.
Обращает внимание учащихся на то, что материал 
урока поможет им в написании сочинения по романую
Предлагает обсудить в группе  записи, сделанные дома
Отвечают на вопрос:
­Гринёв, Маша Миронова, 
капитан Миронов.
Смотрят фрагмент фильма,
отвечают на вопрос:
­Гринев выполнил 
наставления отца. А 
помогли ему такие 
качества, как чувство долга,
ответственность, совесть, 
мужество.
Отвечают
: выяснить, чему научил 
роман, показать свои знания
Записывают тему урока
В тетради учащиеся 
записывали те моменты из 
текста, которые произвели 
на них наибольшее 
впечатление, вызвали какие­
то воспоминания, 
ассоциации с эпизодами из 
их собственной жизни, 
озадачили их, вызвали 
протест или, наоборот, 
восторг, удивление. 
Работают в группах, 
обобщают, выдвигают 
представителей от группы, 
которые выступают с Проводит блиц­опрос (тест по роману) – см. 
презентацию
Предлагает посмотреть фрагмент фильма «Взятие 
Белогорской крепости. Спасение Гринева» (1­ый час 
07­ая мин.10­ая сек.) Охарактеризовать Гринева, 
Швабрина, Пугачева.
4.Обобщение и 
систематизация 
знаний
Цель: установление 
внутрипредметных 
связей, подготовка к
обобщенной 
деятельности, 
проверка знания 
содержания романа
20 мин.
Предлагает составить синквей по группам:
1­ «Гринев»
2­ «Пугачев»
3­ «Швабрин»
4­ «Маша Миронова»
Ответьте на вопрос:
­Чему научили нас эти герои?
Предлагает оценить работу групп
анализом эпизодов 
Выполняют тест  со 
взаимопроверкой в парах, 
оценивают друг друга
Заполняют таблицу 
(приложение № 1).  Черты 
характера  даны вразнобой, 
учащиеся должны 
распределить их по героям
Характерные черты 
героев:
Гринев: впечатлительность,
смелость, храбрость, 
решительность, 
преданность, верность,  
искренность, потребность в 
любви, прямодушие
Швабрин: подлость, 
предательство, жестокость, 
властолюбие, слабость 
духа, трусость, хитрость, 
изворотливость 
Пугачев: жестокость, 
великодушии,
одиночество, смелость, 
доброта, вспыльчивость ,
одиночество, властность ,
милосердие, 
благодарность ,
властность
Маша: доброта, честность, 
твёрдость характера
Работают  в группах, 
записывают синквейн на 
листе формата А3, 
представляют классу 
Отвечают на вопрос:
Дополняют, корректируют, 
оценивают
5.Применение 
знаний и умений в 
новой ситуации
Цель: освоение 
способов решения 
практических задач
5 мин.
6.Контроль 
усвоения
Цель: обсуждение 
допущенных ошибок 
и их коррекция
3 мин.
7.Рефлексия 
Цель: подведение 
итогов занятия
2 мин.
­ Изменилось ли ваше отношение к героям повести? 
­ Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?
Оценки за урок
Домашнее задание: написать сочинение (темы по 
Высказывание по модели:
Я сегодня узнал… выбору учащихся)
1. Становление личности Петра Гринева под влиянием 
«благих потрясений».
 2. «Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин.
                                                                                                                                                                          
Гринев
Приложение № 1
Распределите качества характера в таблице:
Пугачев
Швабрин
Маша
Впечатлительность,  жестокость, великодушие, подлость, смелость, храбрость,  предательство, 
одиночество,  властность,  милосердие,  твёрдость характера, благодарность, потребность в любви, 
решительность, преданность, верность, властолюбие, слабость духа, вспыльчивость,  прямодушие,  
трусость, хитрость, изворотливость,  доброта, честность,  искренность.  
Выполнила группа №_______

                   Подготовила и провела учитель русского языка и литературы

                                          первой категории Козьмодемьяновского филиала

                                                                                        МБОУ Пестриковской СОШ

                                                          Серебрякова Марина Михайловна

Тема:    подготовка к написанию сочинения

                         по произведению А.С.Пушкина

                       «Капитанская дочка» 

Цели:  обобщить накопленный материал по произведению

                   А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; 

             — учить размышлять, высказывать своё мнение,

                   строить развернутые высказывания, изъясняться

                   точно, ясно, выразительно;

                — повторить технологию написания сочинения,

                   составления плана;

               — совершенствовать навыки работы с текстом

                  произведения, доказывая свои убеждения цитатами из

                  текста;

               — осуществлять связь с жизнью;

              — воспитывать доброту, милосердие, человечность.

Тип урока:    урок развития речи

Сообщение темы и цели урока.

            В течение нескольких уроков мы находились во власти пушкинского произведения «Капитанская дочка». Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, переживали и радовались. Мы анализировали характер и поступки героев и тем самым готовились к написанию сочинения.

        Сегодня мы с вами обобщим весь накопленный опыт и отберем все необходимое. Ведь очень важно уметь размышлять и записывать свои мысли и впечатления.

— Чем же интересна эта повесть? Чему она вас научила?

Если вы подойдете к написанию сочинения ответственно, то я вас уверяю, это будет интересно.

Вы должны учиться развивать свою мысль, воплощать в записи свои читательские переживания, обосновывать свою точку зрения, убеждать, строить развернутые высказывания. А.С.Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «точность и краткость – вот первое достоинство прозы, оно требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». И хотя мы с вами пишем не повести и романы, а, чаще всего, сообщения, письма, сочинения, вы должны уметь изъясняться точно, ясно, выразительно. И это сочинение будет первой ягодкой в вашем кузовке. Вы, надеюсь. Станете зорче, поймете, что значит точно найти и поставить на место нужное слово.

      Урок будет строиться по следующему плану:

Ответим на вопрос: чем мне интересно произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Чему оно учит?

       2.Вспомним технологию написания сочинения.

Основная часть урока.

Работа по содержанию

— Повесть А.С.Пушкина читают наши современники. Чем же она заинтересовала вас?

                                 (Ответы детей: произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка» учит нас справедливости, порядочности, верности. Интересна эта повесть тем, что на примерах героев мы видим проявление долга, чести, совести. Много добрых, милосердных людей встречаем мы на страницах повести. Они могут служить примером для подражания нам, живущим в XXI веке, по-своему безжалостном.)

— Судя по вашим ответам. Можно сделать вывод, что ключевыми словами являются  такие:

долг, совесть, честь, благородство.

Прокомментируйте, что такое по-вашему долг (это то, что каждый человек должен честно выполнять)

совесть (чувство  ответственности  за свое поведение перед людьми и обществом)

честь   (моральные качества человека, достойные уважения, гордости, доброе имя,

               незапятнанная репутация, почет, уважение)

благородство   (высокая нравственность, самоотверженность, честность)

— А как вы считаете, добрый человек это какой человек? (отзывчивый, делающий добро

                                                                                                            другим, искренний, бескорыстный)

— А кому же из главных героев произведения присуще данные черты характера?

                                              (Андрей Петрович Гринев

                                                Савельич

                                               Петр Гринев

                                              Маша Миронова и ее родители)

2.Характеристика героев.

   Докажите выше сказанное, что Андрей Петрович Грине, Савельич, Петр Гринев, Маша Миронова и ее родители обладают такими качествами, как долг, честь, совесть. Благородство, приведите доводы. Факты, можете пользоваться текстом произведения.

 а) Какими словами начинается произведение?  («Отец мой Андрей Петрович Гринев…»)

     Значит, этот герой играет немаловажную роль в повести. Что вы можете сказать про него? Докажите, почему он входит в список перечисленных героев.

  ( Ответы детей : Андрей Петрович Гринев – отец Петра Гринева- жил в деревне со своею женою Авдотьей Васильевной, принимал участие  в боевых сражениях. Был настоящим офицером мужественным и храбрым. Он строгий, но очень любит своего сына. Своего Петрушу они воспитывают и добрым словом и добрым примером. Андрей Петрович хочет, чтобы его сын стал честным и благородным. Самым главным в человеке он считает честь, поэтому и сыну дает напутствие – береги честь смолоду. Отец отправляет Петрушу служить не в Петербург, где много веселья и пустых развлечений, а в Оренбург, где он сможет увидеть и испытать все тяготы воинской службы.  

       Находясь далеко от сына, Андрей Петрович следит за его службой, посылает ему строгие и серьезные письма, в которых грозится проучить своего сына за необдуманные поступки.

     Мать и отец Петруши были добрыми людьми. Это видно по их отношению к Маше, когда они приняли ее в свой дом. Это были милые, внимательные и заботливые люди, очень гостеприимные. Машу в своем доме они приняли как родную.)

    — Слова «честь», «совесть» были для  Андрей Петровича святыми, он гордился тем, что никто  в его роду не поступился ни честью, ни совестью, поэтому своего сына он хочет видеть достойным продолжателем рода Гриневых и выбирает для него путь, по которому он будет идти, учась на своих ошибках.

      — Это забота отца о сыне. А каков же сам Петр Гринев? Ведь он в душе романтик, он мечтал о веселой праздной жизни с развлечениями в Петербурге, но в один миг этот волшебный мир был разрушен словами отца о том, что Петруша едет служить в Оренбург.

     — Каким же раскрывается перед нами Петр Гринев? Какие черты его характера могут послужить примером?

                            (Ответы детей: Петруша Гринев способен на добрые поступки. Ему не жаль заячьего тулупчика, отданного  бродяге. Удивительная черта Петра – на добро отвечать добром. Его душевная доброта и милосердие не раз помогаю ему в жизни. Жизнь сталкивает Петра с разными людьми: с семьей Мироновых и их дочкой Машей, заступаясь за которую он проявляет благородство, с Пугачевым – Петр проявляет честность и преданность, не запятнал честь мундира. Именно эти качества помогли ему победить.)

— Гринев взрослеет у нас на глазах, он тонко чувствует грань, за которую ему, как человеку, переходить нельзя. Только честность и благородство помогают ему победить в любой ситуации. Мы восхищаемся его главным качеством  — человечностью. На мой взгляд ничто не может быть выше этого.

— Но не менее человечным является и еще один герой, который следует за Петрушей «след в след», «и денег, и белья рачитель»  — это крепостной Савельич.

— Приведите примеры, которые доказывают , что Савельич был верным слугой своему хозяину.

                      (Ответы детей: Савельич честный и добрый человек, очень любит Петрушу. Учит его бережливости, вниманию, быть рассудительным, добрым. Савельич  выполняет роль отца, роль наставника. Петруша тоже относится к нему с теплотой. Провинившись перед Савельичем, когда проиграл деньги с Зуриным,  и напрасно оскорбил старика, что он сообщил отцу о дуэли со Швабриным, Петр раскаивался, приносил свои извинения и больше так не поступал. Верному слуге и в голову не приходит предать того, кому служит. Это простой и добрый человек, который выполняет свою работу на совесть.)

— А семья Мироновых? Разве это не пример добродетели? Это доброе семейство живет только по законам совести. Иван Кузьмич –« человек простой, но самый честный и добрый», Василиса Егоровна «дела службы вела как свои хозяйские». Но самое пристальное внимание А.С.Пушкин  уделил их дочери Маше Мироновой, об этом говорит и название произведения «Капитанская дочка»

— Что она за человек? Можно ли утверждать, что это хрупкое создание обладает такими качествами как долг, честь, совесть?

              (Ответы детей: Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. В финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т.о., капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.)

    — Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Победила свою горькую  судьбу,  обрела дом, семью, счастье. Честность, нравственность, чистота – вот основные черты характера Маши Мироновой. Поэтому не случайно повесть носит такое название. Не  было бы Маши, мы бы не узнали о героях.

— Как вы думаете, почему А.С.Пушкину важно было закончить произведение упоминанием о продолжении рода?

                           (Ответы детей:  дети Петра Гринева и Маши Мироновой впитают лучшие качества своих родителей: верность и преданность, человеколюбие и милосердие, справедливость и честность. Автор дарует этим героям и семейное счастье, и благоденствие их потомству)

— Вспомните пословицы и поговорки о роде-племени:

От яблони яблочко недалеко падает.

Что посеешь, то и пожнешь.

От доброго дерева – добрый плод.

Объясните смысл последней пословицы. ( Семьи Мироновых и Гриневых живут по совести, проявляют милосердие, доброту и в детях воспитывают то же)

 3.Технология написания сочинения

Итак, мы обобщили материал нескольких уроков.

Вспомним технологию написания сочинения.

1.Самое главное – это вдуматься в формулировку темы, т.е. выбрать «свою», над которой будете работать.

Я напоминаю вам темы:

       «Становление личности Петра Гринева»

«Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

«Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

2.В дальнейшей работе необходимо помнить об основной мысли сочинения, в противном случае можно уйти от темы. Отклониться от нее или подменить другой. Чтобы этого избежать, необходимо тщательно отобрать материал.

3.Определите, какой тип текста вы будете использовать.  (в основном рассуждение)

4. А каков стиль речи? (художественный)

5. Помните слова из песенки Алисы:

Чтобы не попасть в капкан,

Чтобы в темноте не заблудиться,

Чтобы никогда с пути не сбиться,

Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться –

Начерти на карте план.

План нам нужен для любой темы. Вспомним, из чего он состоит.

Как известно, едва ли не самое трудное – это начать, т.е. написать введение.

— Что сюда можно включить и каким оно может быть?

По объему введение может быть не более половины страницы.

— Например, вы можете воспользоваться введением «Связь с современностью» и  начать его такими словами:

«В наше время  ощущается дефицит милосердия, когда основной ценностью стали деньги, а не желание придти на помощь из чувства сострадания. Для нашего поколения ярким примером милосердия и человечности являются герои произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

— И далее вы перейдете  к основной части.

Формулировка основной части не должна совпадать с темой сочинения. Эту часть необходимо расширить 3-4 подпунктами, где вы, используя доказательства, факты, цитаты, эпиграфы, будете раскрывать мысль сочинения.

Например, «Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

                       а) портрет героини

                      б) характер героини

                      в) испытания, выпавшие на долю Маши

Эпиграф к сочинению поможет вам настроиться га то, о чем пойдет речь.

Как вы думаете, к какой теме подойдут данные эпиграфы?

«… нельзя было ее узнать и не полюбить»                                     «Береги честь смолоду»

                 А.С.Пушкин «Капитанская дочка»                                                              Пословица

(«Маша Миронова в произведении                                ( «Становление личности Петра Гринева»)

А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

— Заключение строиться  по тому же принципу, что и введение. Вы можете взять любой из видов и закончить сочинение.

Например, «Из неопытного юноши Петр Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь»

Далее ваша работа заключается в следующем:

— написать черновик сочинения

— проверить его, сделав необходимые пометки

— прочитать для себя вслух и к следующему уроку сдать готовое сочинение.

Следите за своими словами, чтоб ваша речь была выразительной, точной, яркой.

4.Подведение итога урока.

— Сегодняшний и предыдущие уроки показали, что произведение вами прочитано , что вы умеете характеризовать героев, выделяя в них главные качества, на вопрос урока вы дали подробный ответ.

Урок хочется закончить словами Андрей Петровича Гринева «Береги платье снову, а честь смолоду»

(Оценивание работы учащихся во время урока, запись домашнего задания.)

Капитанская дочка — сочинение по произведению кратко 8 класс

Повесть «Капитанская дочка» была опубликована в 1836 году. Ее смело можно назвать исторической, так как автором введены не только вымышленные герои, но и реальные личности, такие как Емельян Пугачев и императрица Екатерина II.

История происходит во второй половине XVIII века. Повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринева. В годы своей молодости он был отправлен строгим отцом служить в Оренбург. И хотя молодой человек должен был отправится в Семеновский полк в Петербурге, строгий отец решил, что вместо развлечений в столице, ему следует пожить настоящей жизнью в провинции. Пробираясь во время бурана со своим провожатым к ночлегу, он принимает помощь от постороннего мужчины и в благодарность дарит ему заячий тулуп. Это, казалось бы, незначительное событие в дальнейшем спасло его жизнь.

В Оренбурге Петр влюбляется в юную Марию Миронову. Единственным близким по духу человеком для него становится Алексей Швабрин: он также молод и образован. Однако тот высмеивает стихотворение, сочиненное Петром для Марии и всячески намекает на неподобающее поведение девушки. В итоге Швабрин оказывается гадким человеком, клеветником, не способным на хорошие поступки.

Когда Пугачев входит в город кажется, что Гринев обречен. Но Емельян узнал молодого дворянина, вспомнил его доброе дело и решил помиловать. однако Петр отказывается присягать на верность бунтарю. Этот поступок восхищает Пугачева, и он отпускает Петра. поведение Гринева говорит о том, что он вырос настоящим мужчиной, способным постоять за себя и свою Родину. Гринев своим поведением подтверждает эпиграф к повести, в котором говорится, что честь необходимо беречь смолоду. Главный герой не испугался смерти, но не изменил своим идеалам. Его честность и преданность покорили Пугачева, который впоследствии помог ему еще раз.

Маша Миронова – дочь местного капитана,предстает перед читателем скромной девушкой. Родители ее довольно бедны и мечтают, что какой-нибудь добрый человек сжалился над ней и взял ее замуж. Но за время развития сюжета становится понятно, что у девушке есть стержень и внутренняя сила. Она отказывается от ухаживаний Швабрина, так как этот человек ей неприятен. Даже когда он силой удерживает и обещает выдать ее людям Пугачева, она не соглашается выйти за него замуж. Петю Гринева она любит самоотверженно и готова на все ради него. Благодаря Маше, которая отправилась в Петербург к императрице просить помиловать своего любимого, Петр Гринев остался жив.

Фигура Пугачева изображается здесь не только в виде жестокого и кровожадного бунтаря, но также показываются его положительные стороны. Он ценить хорошие поступки и готов отвечать добром на добро. Пугачев представлен умным человеком, понимающим, что его ждет впереди. Он также осознает, что среди его команды есть предатели.

В данном произведении много внимания уделяется рассуждению о нравственном выборе человека, о долге, чести и любви.

Сочинение на тему капитанская дочка 8 класс по плану

Сочинения по русской литературе, зарубежной литературе и на свободную тему для учеников 8 класса. СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова(По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Действие повести “Капитанская дочка” происходит во время восстания Емельяна Пугачева. Конечно же, штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения, однако о героях повести вполне можно говорить как о людях подвига. Семья коменданта-Белогорской крепости капитана Миронова дана автором через восприятие Петра Гринева. Членов семьи всего трое: сам комендант, его жена Василиса Егоровна и их дочь Маша. Быт Мироновых налажен в течение ряда лет. Крепки и моральные устои семьи. Капитан Миронов большую часть своей жизни провел на военной службе, но не стал солдафоном. Он простодушный и забавный немолодой человек, в обязанности которого входит обучение солдат премудростям строевой службы. Еще Иван Кузьмич Миронов умеет хорошо держать нитки, когда жена сматывает их в клубок. Действительная хозяйка Белогорской крепости – Василиса Егоровна Миронова. Она держит мягкосердечного супруга под каблуком. Василиса Егоровна строга, ко всем делам подходит основательно. Она хитроумна и любопытна: так, например, капитанша Миронова сумела выведать у мужа военную тайну — известие о пугачевском бунте. Марья Ивановна Миронова – это “девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши”. По выражению автора, Маша — “благоразумная и чувствительная” девушка. И вот в мирное семейство Мироновых проникает весть о смертельной опасности, грозящей всем обитателям крепости. Характеры членов семьи коменданта раскрываются здесь с особенной силой. Василиса Егоровна, проявляя настоящее мужество, отказывается оставить мужа и укрыться с дочерью в Оренбурге. Иван Кузьмич, этот тихий и добрый человек, ведет себя достойно звания российского офицера. Стоя во главе обреченного гарнизона, он приказывает отстреливаться от бунтовщиков из пушки, пытается поднять солдат в атаку, нанести пусть слабый, но удар по врагу. Истекая кровью, комендант отказывается признать самозванца императором и с достоинством принимает смерть, Василиса Егоровна тоже попадает на виселицу, перед смертью называет Пугачева “беглым каторжником”. Таким образом, честь и долг для супругов Мироновых остаются наивысшими в жизни понятиями. Пушкин с любовью и состраданием изображает своих героев — патриархальных, чистых, старинного уклада людей. Маша — достойная дочь Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Внешне застенчивая и слабая, Маша проявляет силу характера, отказывая Швабрину в его домогательствах. Девушка хранит верность своему любимому человеку — Грине-ву. Машу пугает не смерть, а возможность насилия над ней со стороны Щвабрина. И в дальнейшем дочь капитана Миронова проявляет себя только с лучшей стороны. Когда Гри-нева арестовали по подозрению в измене отечеству, Маша доходит до самой императрицы, — очень сложное по тем временам дело. Ей удается отстоять свою любовь: Екатерина Великая милует Гринева. Машу Миронову можно считать воплощением всего лучшего, что есть в характере русской женщины. Одной из главных проблем повести Пушкина “Капитанская дочка” является отношение к долгу в разных его проявлениях. Дух высокой порядочности, свойственный всем членам семьи Мироновых, позволил Ивану Кузьмичу, Василисе Егоровне и Маше при любых обстоятельствах оставаться честными и достойными людьми, то есть полностью исполнить свой моральный долг. Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Повесть А. С. Пушкина называется “Капитанская дочка”, но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и Пугачева, который своими поступками стал своеобразным “проявителем” подлинной натуры персонажей, худших черт Швабрина и лучших — Гринева. Пугачев в “Капитанской дочке” похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют. Он — то ли беглый каторжник, то ли пропойца (“заложил тулуп у целовальника”, то есть за водку). Но “огненные глаза”, притягивающие внимание, выдают человека незаурядного. В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души — обо всем этом мы узнаем после). Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. Именно это подкупает его в Гриневе. Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. С истинно царской, сказочной широтой души он говорит: “Казнить так казнить, миловать так миловать”. И отпускает Гринева с невестой, дает пропуск во все подвластные ему области. Пугачев, однако, лукав и умен, он знает своих людей и часто “работает на публику”, как бы играя роль царя, как его представляют себе простые люди. Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным — это и расчет, и радостная игра во власть. Перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым. Пугачев Пушкина — отчаянный человек, который не променяет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа. Русская история полна легенд о “подлинном царе”, о царе, спасшемся от смерти, настоящем, “правильном” царе, который придет в урочный час. Пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель. Последняя встреча Пугачева и Гринева происходит за минуту до Казни плененного бунтовщика. В это страшное мгновение Пугачев узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. “Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу”. Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце: “Еме-ля! Бмеля1 — думал я с досады, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать”. Пугачев – разбойник или освободитель? (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) А. С. Пушкин обращался к личности Пугачева дважды: когда работал над документальной “Историей пугачевского бунта” и когда писал “Капитанскую дочку”. Повесть была написана в 1836 году, а “Историю” Пушкин закончил на два года раньше. Поэт работал по высочайшему разрешению в закрытых архивах, внимательно изучил документы, относящиеся к пугачевскому бунту. Емельян Пугачев в “Капитанской дочке” — человек неоднозначный, но, несомненно, неординарный. Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным. Горькие слова (“Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”) стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету. Пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений: отсутствие долговременной цели и звериную жестокость. Бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. Вожаки народа отличаются предприимчивостью, широтой характера, бесстрашием. Таков пушкинский Пугачев, провозгласивший себя Петром III. Когда его предупреждают, что на бунтовщиков нацелены пушки; он насмешливо отвечает: “Разве пушки на царей льются?” Он притягивает любовь народа своим буйством и удалью, а больше всего — мечтой о свободе. Не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. А рядом с этим — жестокость, массовые казни, часто бессмысленные. “Вором и разбойником” называет его комендант крепости Миронов. Ему присущи черты авантюриста. Он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, называя себя царем, А Гриневу, который глубже всех его понял, говорит: “Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал”. От волжского разбойника у Пугачева яркий, иносказательный, пересыпанный намеками, прибаутками и баснями язык. Больше всего же в нем привлекает могучая вольная натура, которой тесно в том “мундире”, в который его одела судьба. Рассказывая Гриневу об орле и вороне, он выдает свое сокровенное желание: прожить жизнь хоть короткую, но яркую, не “питаясь мертвечиной”, а “напившись живой крови”. Реальный Пугачев был страшнее. Он мог приказать повесить “поближе к звездам” мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры. Схваченный, Пугачев молит Екатерину II о помиловании. Когда граф Панин назвал его вором, Пугачев ответил: “Я не ворон, я вороненок; ворон еще летает”. Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды. А Пугачев… опустился на колени и стал просить о помиловании. В народе все равно осталась яркая память о Пугачеве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили: они видели Пугачева. Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время российский народ. Пугачев — предводитель народного восстания (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался русской историей. Среди его исторических работ наиболее известны “История Петра” и материалы о пугачевщине. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна — знаменитой повести “Капитанская дочка”. Пушкина необычайно занимала личность Емельяна Пугачева, возглавившего народное восстание во второй половине XVIII века. Емельян Пугачев — донской казак, ветеран двух войн — Семилетней и русско-турецкой 1768—1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте. Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, раздираемого внутренними противоречиями. Обращает насебя внимание жестокость Пугачева, который склонен скорее казнить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнузданного террора, установленного Пугачевым в захваченных городах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор прекрасно понимал, что его авантюра обречена на провал. “Узка моя улица”, – говорит Пугачев Гриневу. Предчувствия не обманули предводителя — он был выдан его же соратниками. Пугачев у Пушкина живет по легенде об орле и вороне, то есть выбирает кровавый путь. Кто же он — предводитель народного восстания, прославленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероятнее всего, второе, хотя Пушкин не дает собственной окончательной оценки этой исторической личности. Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емель-яна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен. Все предводители народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни. Однако Пушкин – единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. Небольшой гарнизон принял неравный бой. Крепость пала. Емельян Пугачев учиняет свой “императорский” суд, то есть безжалостно расправляется с безоружными людьми. Именно этот момент в повести является ключевым для сравнительной характеристики двух героев “Капитанской дочки” – Гринева и Швабрина. Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером, Петруша — мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. Для него верх человеческого благополучия — служба в гвардии. Однако сама жизнь рассеивает его иллюзии. После карточного проигрыша Зурину Гринев испытывает стыд. Последовавшая вскоре встреча с вожатым показывает, что Петруша — хороший человек. Несмотря на увещевание Савельича, Гринев дарит вожатому заячий тулупчик со своего плеча. Служба в Белогорской крепости оказалась необременительной, Петруша влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову. Влюбленность делает Гринева поэтом. Своими стихотворными пробами Петруша делится с Алексеем Швабриным — молодым офицером, сосланным в крепость за участие в дуэли. Оказывается, Шваб-рин тоже был влюблен в Машу, но получил отказ. Швабрин пытается очернить девушку в глазах Гринева, и тот вызывает его на дуэль. Петруша получает от своего бывшего друга легкую рану. Но даже и после этого Швабрин продолжает завидовать Гриневу, ведь Маша и ее родители заботливо ухаживают за раненым юношей. Однако вскоре Швабрин получает возможность отомстить. Пугачев звал всех желающих присоединиться к своему мятежному войску. Швабрин с радостью соглашается: он присягает на верность самозванцу. Гринев же, невзирая на смертельную опасность, не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви и противники на дуэли встают по разные стороны баррикад. Положение Швабрина все-таки менее выгодно: присоединившись к Пугачеву, он тем самым раз и навсегда поставил себя вне закона. Гринев, которого Пугачев помнит по встрече в пути, рассказывает самозванцу правду о своей возлюбленной, надеясь на снисхождение со стороны предводителя. Этот психологический бой Гринев выигрывает, спасая себя и Машу. Два офицера российской армии — Петр Гринев и Алексей Швабрин ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально различных мировоззрений. Именно такими их изображает автор повести “Капитанская дочка”. Низость и двоедушие Алексея Швабрина (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Алексей Швабрин — один из героев повести “Капитанская дочка”. В Белогорскую крепость этого молодого офицера сослали за дуэль, на которой противник Швабрина был убит. При знакомстве Швабрина с Гриневым обращает на себя внимание то, что Алексей относится к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Швабрин сближается с Гриневым для того, чтобы “увидеть наконец человеческое лицо”. Однако не только высокомерием определяется характер этого героя. Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Гринев и Швабрин устраивают дуэль из-за дочери коменданта, и, воспользовавшись невнимательностью Гринева, Швабрин ранит его. Список дальнейших поступков Алексея венчают, сцены штурма и взятия Белогорской крепости. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Когда же лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. Вероятно, Швабрин попросту попытался позабыть о таких важнейших для российского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь, верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: “Швабрин упал на колени… В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака”. Истязаниями и голодом Швабрин пытался принудить Машу стать его женой. Этот эпизод разрешается благополучно благодаря вмешательству самого Пугачева. Алексей Швабрин остается одним из наиболее ярких образов предателя в русской литературе. Тема предательства весьма занимала Пушкина. Недаром герой его другого знаменитого исторического произведения – поэмы “Полтава” – мятежный гетман Иван Мазепа, совершивший предательство по отношению к Петру Первому. Однако Алексей Швабрин – прежде всего воплощение мелкого предателя. Из истории пугачевщины известно, что нередки были переходы офицеров на сторону бунтовщиков. После поражения Пугачева суд над такими людьми был безжалостен и суров. Предательство имеет множество обличий. Общим для всех разновидностей предательства является злоупотребление доверием другого человека. Алексей Швабрин предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. Этого вполне достаточно для того, чтобы терзаться муками совести до конца своей жизни. Испытал ли их Алексей Швабрин, этот низкий и двоедушный герой, оказавшийся между цельными и верными себе персонажами повести “Капитанская дочка”?

  • Урок литературы сказка о царе берендее
  • Урок литературы в 5 классе сопоставление сказки пушкина и жуковского
  • Урок математики по английски как пишется
  • Урок литературы 5 класс царевна лягушка встреча с волшебной сказкой
  • Урок литературы в 5 классе пушкин сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях презентация