Урок литературы в 5 классе спящая царевна как литературная сказка

Урок 20 в. а. жуковский. спящая царевна основное содержание урока краткий рассказ о поэте детство и начало творчества, жуковский-сказочник. особенности


УРОК 20
В. А. ЖУКОВСКИЙ.
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Основное содержание урока


Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Особенности сюжета сказки. Сходство
и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Сказка в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.

Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Составление плана статьи.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и
составление плана сказки (в том числе цитатного). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их
нравственная оценка. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“». Пересказ народной сказки о спящей красавице.
Обсуждение иллюстраций к сказке. Рецензирование актёрского чтения.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки. Составление письменного высказывания на тему
«Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Практическая работа. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)

Рассказ учителя о В. А. Жуковском

с показом презентации, включающей
несколько портретов поэта;
изображения мест, связанных с его именем(см. страницу Рисунки Жуковского);
небольшой фрагмент стихотворения «Сельское кладбище».

II. Чтение вслух статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» (см. текст статьи ниже):

Составление плана статьи.

Чтение сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Учитель может рассказать подробнее о взаимоотношениях Жуковского и Пушкина (см. страницу Друзья Пушкина. Жуковский В.А.) и
прокомментировать слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

III. Особенности сюжета сказки.
Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки

Выявление восприятия сказки Жуковского «Спящая царевна»:

Почему сказка называется «Спящая царевна»?

Какие народные сказки о спящей царевне вы знаете?

Вспомните народную сказку «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро. Чем на неё похожа сказка В. А. Жуковского?

IV. Выразительное чтение сказки Жуковского по частям с выделением этапов развития сюжета.

Составление плана сказки и беседа по содержанию

:

1. Чтение сказки с начала до слов «…Ни пером не описать».
Пункт плана сказки: «Пророчество рака» или «Рождение царевны»
(пятиклассники могут обосновать, какой из заголовков плана им кажется наиболее удачным, или предложить свой вариант).

Чем начало сказки Жуковского напоминает народные сказки?

2. Чтение сказки со слов «Вот царём Матвеем пир…» до слов «…До земного их конца».
Пункт плана сказки: «Происшествие на пиру у царя» или «Месть злой чародейки». Чем одарили царевну чародейки?

3. Чтение сказки со слов «Скрылась гостья…» до слов «…Вот и триста лет прошло».
Пункт плана сказки: «Заколдованный сон» или «Пророчество чародеек сбылось».

Спас ли царевну от злого пророчества запрет царя на использование веретён?

Почему эта мера предосторожности оказалась бесполезной?

Кто был объят сном в царстве Матвея?

Почему то был сон, а не смерть?

Почему, по-вашему, никто из смельчаков не смог разбудить спящую царевну до истечения срока пророчества?

Почему погибали все, кто хотел освободить царевну от сна?

4. Чтение сказки со слов «Что ж случилося?..» до слов «…Весь тот край был погружён».
Пункт плана «Пробуждение» или «Поцелуй царского сына».

Почему, когда царский сын попал в заколдованное сном место, ему уже не было страшно?

Как встречала его природа, окружающая царский дворец?

Почему царский сын не заснул, когда попал во дворец царя Матвея?

Что поразило его во дворце?

Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал?

5. Чтение сказки со слов «Царь на лестницу идёт…» до конца.

Пункт плана «Конец злых чар» или «Свадьба».

Как понять строки: «Всё бывалое — один / Небывалый царский сын»?

Сравните описание царского дворца после пробуждения с описанием сна и сопоставьте детали этих эпизодов.

Что было и что стало с царём, царицей, свитой, стражей, мухами, собаками, конями, поваром, огнём и дымом?

V. Рецензирование выразительного чтения сказки.

VI. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“»


(см. страницу текст статьи ниже):

Какое соревнование устроили Жуковский и Пушкин в Царском Селе?

Чем «Сказка о царе Берендее» Жуковского напоминает «Сказку о царе Салтане…» Пушкина
(отчёт о выполнении индивидуального задания)?

Чем сказка Жуковского «Спящая царевна» близка народным сказкам и чем от них отличается?

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Обсуждение иллюстраций к сказке «Спящая царевна».

VIII. Сказка в актёрском исполнении

Прослушивание звукозаписи чтения сказки по фонохрестоматии.

Рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 и 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Домашнее задание

Выучить наизусть фрагмент сказки «Спящая царевна» и подготовиться читать его выразительно.

Составить небольшое письменное высказывание на тему «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».

Прочитать балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться читать её выразительно.

Индивидуальные задания.

Выполнить устно задания 3 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Следующие уроки: Урок 21. В. А. Жуковский. «Кубок» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Василий Андреевич
ЖУКОВСКИЙ
1783-1852

Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни.
В. Г. Белинский

Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в Тульской губернии. Его отец — тульский помещик, мать — пленная турчанка. Мать легко овладела русской грамотой,
была умна, обаятельна. После смерти отца в семье относились к нему ласково, но он чувствовал необычность своего положения. Позднее он писал: «Я привыкал отделять
себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому всякое участие ко мне казалось мне милостию».

Учился Жуковский сначала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения были написаны, по-видимому, в возрасте семи-восьми лет.
Позднее мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский пансион…

В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский помещает своё произведение «Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грея), которым начинается
длинный ряд его переводов. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтоб произведения поэта
могли быть вместе и лучшею его биографиею», — писал русский критик В. Г. Белинский.

Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского — важная страница в истории русской литературы. В течение всей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение
и был к нему привязан. Жуковский ещё в 1815 году, прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!»

Имя Жуковского — одно из наиболее известных в русской поэзии. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал Белинский.
По И. М. Семенко

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
СКАЗКИ
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе (см. страницу Пушкин в Царском Селе). Там они вступили в своеобразное
«состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой
стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались
мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…
Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку
«Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся
осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О царе Салтане…», «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке».
Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую он нашёл у братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро.

Сюжет сказки Жуковского сходен с сюжетом «Сказки о мёртвой царевне…». Жуковский стремился придать речи народный характер. В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.

Пословицы, поговорки, народные речения и выражения — всё вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух и язык народной речи. Мы часто
встречаем в сказке книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет её ланит» и пр.). Жуковский сделал
очень важный шаг вперёд в литературной обработке сказки.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Спящая царевна»

1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на
лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Спящая царевна»

Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна».

Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
В. А. Жуковский. «Спящая царевна»

1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом.
Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

3. Прочитайте описание «сонного царства» так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

6. Сравните описания «сонного царства» и проснувшегося, ожившего царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность
в первом случае и движение, оживление во втором.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»

Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;

  • сопоставить эту сказку с народными сказками;

  • проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки

Ход урока.

  1. Слово учителя:

Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.

Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.

Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.

Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.

Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.

Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.

(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )

2. Чтение текста учителем.

  1. Работа с текстом:

Беседа:

  • Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?

Да Нет

— вступление, зачин — стихотворный текст

— концовка — необычные герои

— положительные и отрицательные герои — необычные имена

— эпитеты — автор

  • Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)

  • А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?

( авторские, литературные)

  • Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмот-

рим, действительно ли произведение « Спящая царевна» — сказка? ( доказываем)

  • Обратимся к композиции, сюжету, героям.

  1. Сказочный зачин ( зачитываем)

  2. Концовка ( зачитываем)

  3. Герои положительные и отрицательные ( называем)

  4. Развитие сюжета ( месть, нарушение запрета, действие магии злоу колдуньи, чудесное пробуждение)

  • Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)

  • А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)

  • Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)

  • Обычен ли герой? ( нет)

  • И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)

Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)

  • Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описы-

вающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)

  • Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)

  • А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)

  • Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)

  • Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)

  • Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)

  • Кто и как смягчает это жестокое пожелание? ( 11 чародейка смягчает пророчество злой старухи, заменяя смерть 300 летним сном)

  • Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)

  • Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)

  • Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)

  • Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)

  • Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)

  • Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)

  • Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)

  • Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)

  • Время всё текло, текло,

Вот и 300 лет прошло…

Появляется новый герой. Кто он? ( принц)

  • Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)

  • Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)

  • И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)

  • Найдите описание спящей царевны. ( чтение)

  • Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)

  • Каков финал сказки?

  • Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)

  • Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.

  • Итак, в этой сказке, как и в другой, добро побеждает зло. Скажите, если бы это была не литературная сказка , к какому типу народных сказок мы бы её отнесли? ( к волшебным)

  • Почему? ( волшебство, волшебные вещи)

  • Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:

    1. авторство

    2. стихотворная форма

    3. необычные герои

    4. необычные имена

Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)

4. Домашнее задание стр.65, вопрос 6 , наизусть отрывок.( подарки чародеек)

План­конспект
урока литературы в 5 классе
      
Тема урока: В.А.Жуковский. Волшебная сказка «Спящая царевна»
 Цели урока:
1) организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знаний учащихся по 
творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного 
материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»; учить 
анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить 
определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте 
выразительные средства; создать условия для исследовательской деятельности учащихся; 
 2) развивать творческое воображение; расширять словарный запас  учащихся за счёт 
разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
3) воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения 
работать в коллективе.
Оборудование:  учебники   по   литературе,   мультимедиа,   раздаточный   материал,   средства
наглядности(условно – знаковые)
.
       
Ход урока
 І. Организационный этап 
 II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
­ Сегодня в конце урока лучшие чтецы, активные и внимательные
 ученики будут награждены медалями “Читай­ка”. 
­ Итак, вспомним изученное.
У вас карточки, на которых задание: 
­ Назвать жанры произведений В.А.Жуковского 
III. Этап подготовки к восприятию нового материала 
Учитель: Какова же тема нашего урока? 
­ С большим, известным поэтом продолжим работу на уроке.
Это В.А.Жуковский. Роль В.А.Жуковского в литературе велика. 
1. Актуализация знаний ­ Что же вы знаете о В.А.Жуковском?
 Параллельно с рассказом детей учитель показывает портреты В.А.Жуковского. 
­ С какими произведениями уже знакомы? Посмотрите на обложки книг с произведениями 
В.А.Жуковского. Среди этих произведений есть одно, которое мы с вами ещё не изучали. Это 
сказка «Спящая царевна». 
IV. Этап сообщения темы и целей урока
1. Постановка проблемы
­ Итак, наш основной проблемный вопрос таков: 
­ Действительно ли данное произведение В.А.Жуковского «Спящая красавица» ­ сказка?
 ­ В чём отличие сказки В.А. Жуковского от народной сказки?
­ На сегодняшнем уроке мы попытаемся решить этот вопрос. Постараемся увидеть 
особенности, присущие именно этому произведению.
2. Вступительная беседа
Учитель: Как известно, «Спящая царевна» появилась в результате дружеского соревнования 
с А.С.Пушкиным в том, кто лучше обработает народную сказку. 
 Источником сказки «Спящая царевна» послужили литературные обработки немецких и 
французских сказок («Шиповник» братьев Гримм, «Красавица, спящая в лесу» Ш.Перро). 
Жуковский объединил эти оба варианта сказок и переложил их в стихах размером, очень 
близким к пушкинским сказкам «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях».
V. Этап изучения новых знаний и способов деятельности, первичной проверки 
понимания изученного
 1. Слушание  произведения в исполнении В.Бохона (фонохрестоматия к учебнику 
«Литература. 5 класс») ­10 – 12 мин. 
­  Вы самостоятельно читали произведение. Послушайте ещё раз.
­ Похоже ли данное произведение на какие­либо другие? На пушкинские 
сказки?
­ Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало 
вас?
­ Понравилось ли вам? Какие чувства вызвали различные эпизоды?
 ­Какова основная мысль прослеживается в сказке?
2.Словарная работа 
 ­ Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из­за наступившего внезапно сна. Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.
 ­ Что означает выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)
VI. Этап закрепления изученного материала
 1.Чтение­сканирование (за 20­30 с учащиеся «пробегают» глазами текст в поисках важной 
информации
­ Стр. 70­71
­ Стр. 71­72  (­Вот, глядит, отворена…). 
2.Чтение «буксир» (хорошо читающий ученик читает вслух, остальные следят; уч­к 
останавливается – остальные показывают слово, где остановился.)
3.Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки
­ Определите жанр произведения.
­ Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
 ­ Поскольку создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую 
обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими народными: есть ли 
в сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с народными и 
что отличает от народных сказок?
 ( Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который 
начинается с повтора «жил­был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»)
­ Что отличает «Спящую царевну» от них?
 (Отличие ­ в сказке Жуковского есть чародейки, старуха­колдунья, предсказание и 
колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне. 
Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор. 
В сказке присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много 
сравнений, особый ритм и рифма.)
­ Какие сказочные и реальнее картины изображает автор?
4.Работа над содержанием, выделение выразительных средств. 
­ Работа над содержанием:
­ Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? (Докажите 
текстом)
 ­ Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Почему?
 ­ Кто пробудил царевну от волшебного сна?
 ­ Расскажите о героях сказки.
 ­ Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Спящая царевна». Можно ли считать 
эту картину иллюстрацией к сказке В.А.Жуковского? Свой ответ обоснуйте. 
­ В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским цветком». Почему? 
­ Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны? 
­ Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)
­ Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)
­ Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./ Распалилась ото сна./ Молод цвет её 
ланит./…) 
­ Найдите строки пробуждения царевны? ­ Каким изображает автор царя Матвея? Найдите в тексте эпитеты.
­ Выберите из ряда эпитетов, употребленных В.А.Жуковским, постоянные эпитеты, 
традиционные для народных сказок: добрый царь, разумный царь, знатный пир, веселый пир, 
гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, гробовая тишина, дикий бор, дремучий лес, 
пышны гривы, детина удался, сон глубокий, сон волшебный, губки алые, руки белые, кудри 
черные. 
­ По рифмам восстановите текст концовки сказки Жуковского.
­ Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе …;
По усам вино бежало.
В рот же капли не …
                                         Физминутка
  «Считалочка»
  Раз, два, три, четыре, пять!
  Ох как весело играть!
  Руки вверх подними,
  На пальчики посмотри,
  Шире руки разведи!
  А потом их опусти!
Учитель: «Руки вперед на уровне грудной клетки». Под слова «раз, два, три, четыре, пять» 
дети, стоя у своих парт, свободно потряхивают кистями рук (движение сверху вниз). Под 
слова «ох как весело играть» — легкие хлопки в ладони; под слова «руки вверх подними» все 
поднимают руки, сопровождая глубоким вдохом и выдохом; под слова «на пальчики 
посмотри» поднимают голову, прогибая спину. Дальше под слова «шире руки разведи» 
разводят руки в стороны и делают глубокий вдох, под слова «а потом их опусти» опускают 
руки вниз и делают глубокий выдох.
5. Конкурс чтецов 
1.Чтение учениками понравившегося отрывка.
Гимнастика для глаз
«Маска, ты кто?» ­ учитель предлагает изобразить лица героев сказки в образе животных (с 
какими они их соотносят).
VII. Этап обобщения и систематизации знаний 
­ Какие сказки тематически близки сказке В.А. Жуковского? Кто их авторы?
Что объединяет их?
­ Действительно, сюжет о спящей царевне использовали многие сказочники: Ш.Перро, 
В.А.Жуковский, А.С.Пушкин. 
VIII. Этап контроля, самоконтроля 
 Исследовательская работа в группах
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого 
отводится 3 – 5 минут. Задание для 1­й группы: Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к 
народным.
      ( «Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // 
Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, 
не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не 
пробежит…»)
       Задание для 2­й группы: Найти в тексте сказки книжные, литературные выражения (не 
встречаются в народной речи).
       ( «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», 
«Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь 
огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // 
Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И 
дыханьем уст облит, // Он души не удержал…»)
Задание для 3­й группы: Разложите понятия в виде цепочки­связи: авторская литературная 
сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. (Прослушивание 
народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка).
IX. Этап информации о домашнем задании 
1.Выразительное чтение сказки.
2. Характеристика главных героев с цитатами из текста.
3. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча
царевны со старушонкой, описание объятого сном замка). 
­ Выберите одно из заданий на выбор.
X. Этап подведения итогов урока 
Учитель:
 ­ Давайте подведем итог. Как звучит проблемный вопрос урока? 
­ Действительно ли произведение В.А.Жуковского «Спящая царевна» ­ сказка?
­ В чём же отличие сказки В.А.Жуковского от народной сказки? Как называются типичные, 
схожие сюжеты?
­ Как вы считаете, с какой целью В.А.Жуковский создал ещё одну сказку о спящей царевне?
­ Чему учит эта сказка? Какую пользу можем извлечь из сказки?
XI. Этап рефлексии
Учитель:­ Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? 
­ Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим 
я сделала: 
Вы учитесь упорно, 
Стараясь двигаться вперёд!
Вы очень любознательный,
Школьники, народ!
­ В.А.Жуковский, присутствуя на нашем уроке, думаю, так бы сказал: 
Вы сказку заново открыли,
И вот плоды работы той: Вы скрытый смысл легко раскрыли ­
Себе открылись вы, бог мой!
Вы каждый образ изучили,
Заданья на дом получили…
Спасибо вам! Чего же боле?
Что я смогу еще сказать? 
Поощрение учащихся медальками “Читай­ка”.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.

Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.

Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.

Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.

Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.

Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.

Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.

Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.

Анализ сказки Жуковского Спящая царевна

Произведение «Спящая Красавица» было написано во время соревнования, которое придумал Александр Сергеевич Пушкин ещё учась в царском селе. Жуковский был сподвижником романтизма, его вдохновляли шедевры мировой литературы, поэтому неудивительно, что некоторые идеи для своих сказок Василий Андреевич заимствовал именно оттуда.

Сам сюжет произведения не сложный, ибо все сказка Жуковского были ориентированы на детей и писались обычным и понятным языком. Стиль больше походил на русский народный и когда читаешь сказку создаётся впечатление, что рядом сидит сказочник и рассказывает.

Всё начинается с того, что царь — батюшка не позвал на пир по поводу рождения долгожданной дочери одну из волшебниц, потому что она была злой и ненавидела всех. Обиделась злая волшебница на царскую семью и решила преподнести в день рождения принцессы свой подарок. Она заколдовала девочку. Суть колдовства достаточно проста: когда принцессе исполниться восемнадцать лет, она уколет веретеном палец и умрёт. Однако, на помощь королевской чете приходит добрая волшебница, которая не может отменить заклятья, но может на место смерти наслать сон и только прекрасный, юный и отважный принц сможет её, разбудить, но только тогда, когда преодолеет заколдованный лес.

По достижению совершеннолетия девочка укалывает палец и засыпает на долгие триста лет, пока не появится обещанный принц и целует принцессу. После они зажили долгой и счастливой жизнью.

Тема добра и зла стара, как этот мир. За весь путь существования мира не существовала только добрая или только злая сила. В этой сказке добро вновь победило зло. Может таким образом автор, хотел показать своим читателям, что нельзя сдаваться и переходить на сторону тьмы. Ведь очень важно быть смелым, верным и отважным, а главное никогда не сдаваться и не сворачивать с выбранного пути. За пройденный путь, за сделанные благие поступки обязательно будет награда для победителя. Только добрые поступки, вера спасёт этот чёрный мир от всего плохого, что существует. Но главное надо выбрать верную сторону.

Вариант 2

Есть сказки, которые интересно читать в детстве. А есть такие, которые перечитываешь на протяжении всей жизни. И каждый раз открываешь что-то новое. Нельзя сказать, что сказки Жуковского предназначены только для детей. Их интересно читать и в более взрослом возрасте. Это касается и сказки «Спящая красавица».

С первых строк погружаешься в прекрасный мир волшебства. При написании ее Жуковский взял сюжет французской сказки Ш.Перро «Спящая красавица». Даже не верится, что взрослый и серьезный мужчина мог писать такую прекрасную сказку.

Произведение читается легко на одном дыхании. Поэт настолько просто излагает все, что и сомнений не возникает, почему произошло так, а не иначе. Скорее всего, это зависело от того, что сам Василий Андреевич был мечтательный человек с богатой фантазией, но вместо фантастических романов писал сказки.

Несмотря на то, что это сказка, но в ней столько жизненных проблем. Царица хочет иметь детей, но не может. И вот совсем отчаявшись, случается чудо. У нее рождается дочка. Видимо не только сейчас, но и раньше были чудесные появления детей на свет.

Надо отпраздновать такую радость. Готовится прекрасный званый ужин, но одного столового прибора нет. Царь мудро и просто решает проблему, нет прибора, нет гостьи. К тому же она старая, ей тяжело ходить по гостям, пусть сидит дома.

Дальше обиженная колдунья желает смерти ребенку. Часто и в жизни злые на родителей те же родственники стараются пожелать плохого. Мир не без добрых людей и молоденькая фея пытается помочь. Конечно, и родители не сидят, сложа руки. Отец издает указ, чтобы в царстве больше не было веретен.

Разве герой в сказке может быть настолько послушным, чтобы не нарушить какую-нибудь просьбу или требование. Так и молодая царевна пошла, гулять, и зашла туда, куда ей совсем не нужно было идти и, конечно же, укололась.

Тут появилась фея и сказала, что царевна не умерла, а заснула. И чтобы ей, проснувшись не было скучно, она усыпила всех. Только не на сто лет, а как выяснилось на триста. Столько лет пришлось жениху искать свою невесту. Почему триста лет пришлось спать девушке? Неужели никто ее за это время не захотел освободить? Возможно, пытались, но не получалось. А тут и колдовство подошло к концу, и жених нашелся.

Чтобы понять весь смысл сказки надо ее прочитать и не раз. Первый раз наслаждаешься самим стихотворением, а уже во второй и последующие разы начинаешь понимать тонкий смысл сказки. Здесь не только человеческие отношения, но и государственные.

Анализ сказки Жуковского Спящая царевна

Несколько интересных сочинений

У меня есть подруга. Ее зовут Катя. Мы с ней живем в одном доме и учимся в одной школе. У нее есть маленький братик. Она помогает родителям ухаживать за ним.

Зима – это время волшебства и чудес. Празднование Нового года, каникулы, Рождество – это все происходит именно зимой. Мне нравится долгие зимние прогулки по заснеженным улицам, вокруг много снега, а с неба падают красивые снежинки.

В рассказе Николая Гоголя «Шинель» поднимается проблема «маленького» человека. Главный герой рассказа — Акакий Акакиевич Башмачкин.

Фамилия Ляпкин-Тяпкин кратко и понятно объясняет профессиональные качества данного персонажа. Обычные чиновники более скромные и тихие, нежели Амос Федорович

В этой небольшой повести есть несколько героев, одни из них упоминаются однажды или пару раз, как например, Василий кузнец, и дочь его Акулина, другие играют важную роль в повествовании, об этих вторых и стоит сказать

Сказка «Спящая царевна. Черты литературной и народной сказки».

Описание презентации по отдельным слайдам:

В.М. Васнецов «Спящая царевна» В. Кутлинский «Спящая царевна» В. Кутлинский «Спящая царевна»

Тема: Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна».

Проблема: Чем сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна» схожа с народной и чем от нее отличается?

В чем сходство сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» с народной сказкой?

1 ряд Перед вами выражения, взятые из сказки, одни из них литературные, книжные, а другие – пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Ваша задача – выбрать народные выражения. Языковой материал: «что ни в сказке рассказать, ни пером не описать», «Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»; «блещут розы по кустам», «сном пресёкся разговор», «начал жить да поживать», «пышных комнат нет числа», «птица там не пролетит, близко зверь не пробежит», «веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись», «распалительным огнём жарко рдеющих ланит и дыханьем уст облит, он души не удержал…» 2 ряд Сказки бывают 3 видов: волшебные, бытовые и о животных. К какому виду относится сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Почему? Докажите. 3 ряд Найдите зачин, концовку в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна». Есть ли повторы, характерные для сказки? Действуют ли в данной сказке волшебные помощники? Приведите примеры.

Сказки Василия Андреевича Жуковского

Подробности Категория: Авторские и литературные сказки Опубликовано 26.10.2016 16:44
XIX век в России был «золотым веком» русской литературы. Ни одна страна мира не имела в короткий период времени столько величайших мастеров художественного слова, такого созвездия блистательных имён, как русская литературе XIX в.

И при этом важно то, что многие русские писатели XIX в. создавали произведения для детей. Мы уже говорили о сказках А.С. Пушкина. Но сказочное начало присутствует у Пушкина и в других жанрах: балладах («Песнь о вещем Олеге», «Утопленник»), поэме «Руслан и Людмила». Вспомним и других авторов сказок.

Стихотворная сказка в творчестве В.А. Жуковского статья по литературе (5 класс)

СТИХОТВОРНАЯ СКАЗКА В ПОЭТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.А.ЖУКОВСКОГО.

Интерес к фольклорным жанрам и к литературным произведениям, созданным на основе фольклорной традиции, был характерен для Жуковского на протяжении всего его творчества. В отдельные периоды жизни поэт создавал целые «серии», своеобразные циклы произведений на фольклорной основе. Так, например, в 1831 г., проводя лето и осень в Царском селе и общаясь с А.С.Пушкиным, он в творческом «состязании» с ним создал три стихотворные сказки: «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек». Но творчество Жуковского – сказочника изучено гораздо менее тщательно, чем его лирика и переводы.

До сих пор ведутся споры о жанровой принадлежности его первой стихотворной сказки «Овсяный кисель», нет единого мнения о том, какие именно произведения, в особенности зарубежной литературы, являлись источниками сказок Жуковского, а также, в чем именно заключается основная причина ухода поэта от фольклорной традиции.

Таким образом, актуальность данной работы определяется относительно малой изученностью сказок Жуковского по сравнению с другими жанрами его поэзии (элегиями, балладами, поэмами), а так же тем, что интерес к жанру стихотворной сказки проходит почти через весь творческий путь В.А.Жуковского.

В конце XX в. стихотворные сказки Жуковского вошли в школьную программу для 5 класса, и материал статьи может быть использованы при изучении этой темы. Это также свидетельствует о практической актуальности данного материала.

Жуковский вступил в литературу на рубеже XVIII и XIX веков, когда литературная сказка в России только начинала формироваться, хотя в европейской литературе этот жанр был уже достаточно развит. Опыты создания русской литературной сказки с использованием фольклорного материала были в XVIII веке, вспомним сборник «Пересмешник, или Славенские сказки» М.Д.Чулкова или «Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся через пересказанные в памяти приключения» В.А.Левшина, но они не стали значительным фактом общественного и художественного сознания. Интерес Жуковского к сказке имел иной источник. Известно, что у поэта был особый интерес к немецкой литературе, и закономерно, что, знакомясь с ней, перенося ее опыт в русскую литературу, поэт обратился и к жанру сказки. В особенности его привлекал сборник братьев Гримм, в который они поместили обработанные ими образцы немецкого сказочного фольклора.

Первые опыты писателя в данном жанре были написаны прозой, и, по мнению многих литературоведов, они уступают переводам, или, точнее, стихотворным переложениям Жуковского [6, 191; 2, 162]. Исследователь его творчества Е.П.Званцева видит причину этого в том, что проза «связывала поэтическую фантазию и давала менее свободы автору» [3, 61]. Но в 1816 году появляются первые стихотворные сказки Жуковского. Он обращается к творчеству немецкого поэта Гебеля и переводит две его стихотворные повести («Das Habermuss» и «Der Karfunkel») «Овсяный кисель» и «Красный карбункул», определяя их жанр как «сказка». Примерно в те же годы у Жуковского появляется пристальный интерес к народной сказке. Он стал придавать большое значение собиранию фольклора, как русского, так и других европейских народов, и собрал дома целую библиотеку из сборников сказок.

Тем не менее, новых опытов стихотворной сказки, в том числе и фольклорной, в творчестве поэта мы не видим вплоть до 1831года, который во многих исследованиях считается датой первого обращения писателя к этому жанру.

Нельзя сказать, что обращение это было случайным. В 20 — 30-х г.г. изменяется характер творчества Жуковского, в нём начинает преобладать эпическое, повествовательное начало, и обращение к сказкам – один из показателей этого. Они, по мнению многих исследователей, являлись «переходным мостиком» от лирики к эпосу [5, 240; 8, 168].

Лето 1831 г. в Царском селе можно считать самым значительным этапом в освоении Жуковским сказочного жанра, и, как считают многие исследователи, одной из причин этого являлось влияние Пушкина и непосредственный контакт с ним [3, 63]. За несколько месяцев Жуковский напишет три сказки: «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек» и «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване – царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи – царевны, Кощеевой дочери» — произведения, «разные по форме и содержанию, высокие по своим художественным достоинствам» [3, 64].

Но после царскосельского лета 1831 г. Жуковский не обращался к сказочному жанру целых 14 лет, и лишь в 1845 году поэт снова занялся сказками и за короткое время написал их три: «Тюльпанное дерево», «Кот в сапогах» и «Сказка о Иване – царевиче и Сером Волке».

Сюжеты сказок Жуковского не оригинальны, для их создания он использовал известные ему литературные и фольклорные произведения. Но к каким бы источникам ни обращался писатель, подход был один и тот же: «Пользуясь источником как претекстом, он создает на его основе свое индивидуальное произведение. Как при переводе с одного языка на другой, так и при трансформации народной сказки в литературное произведение Жуковский – не подражатель, а соавтор – творец» [7, 77-78]. Он гармонично включает в структуру каждой из сказок и фольклорное, и личное, и общечеловеческое.

Однако, несмотря на единый подход к созданию сказок, между сказками 30-х и 40-х годов есть значительная разница, и в первую очередь в адресате произведений: произведения, написанные летом 1831 г., предназначались взрослому читателю. Позднее ведущей идеей при переработке сказочных сюжетов у Жуковского становится их адресованность детям. А, по мнению поэта, детская сказка «должна быть чисто сказкою, без всякой другой цели, кроме приятного, непорочного занятия фантазии», необходимо, «чтобы в детской сказке… все было нравственно чисто; чтобы она своими сценами представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого дурного, ненравственного впечатления после себя не оставляли» [4, 135].

То есть мы видим, что главным в сказке для Жуковского становятся ее занимательность и нравственное впечатление, которое в ней содержится, а следовательно, из сказки почти полностью уходит дидактическое начало.

И эти сказки имели успех у детей. Мы согласимся с мнением исследователя А.П. Бабушкиной, что сказки Жуковского «эстетически воспитывали ребенка и нравственно поднимали его. Они давали необъятный простор воображению, фантазии, драматические сюжеты его сказок вызывали тонкие и сложные переживания. Его сказки были особым видом литературы, которая воспитывала истинно человеческое достоинство и высокие душевные качества» [1, 157].

Подводя итог, можно сказать: несмотря на то, что непосредственно к самому жанру сказки Жуковский обращался всего два раза, как справедливо отмечают литературоведы, в частности, Н. Трубицын, «он никогда не расставался со сказкой ни в поэтическом, ни в обыденном своем обиходе» [6, 130], «она проникла в его поэзию, он удачно использовал те или иные сказочные компоненты в произведениях других жанров» [3, 67] Так, например, на границе двух жанров – баллады и сказки – находятся и самая известная из его баллад – «Светлана», и написанная до нее баллада «Двенадцать спящих дев». Можно сказать, что, обратившись непосредственно к жанру сказки, Жуковский лишь в более концентрированном виде применил те методы изображения событий, которые были присущи ему как поэту – романтику.

Список использованной литературы

  1. Бабушкина А.П. История детской литературы. – М., 1948. – 480 с.
  2. Виницкий И. Поэтическая семантика Жуковского, или Рассуждение о вкусе и смысле «Овсяного киселя» // [Русский журнал] // электронный ресурс, режим доступа: https://magazines.russ.ru/nlo/2003/61/vinnic.html
  3. Званцева Е.П. Жанр литературной сказки в творчестве В.А.Жуковского. // Традиции и новаторство в художественной литературе. – Горький, 1979. – C. 59 – 67.
  4. Плетнев П.А. О жизни и сочинениях В.А.Жуковского. // Сочинения и переписка П.А.Плетнева. Т. 3. – СПб., 1853. – С. 1 – 148.
  5. Семенко И.М. Жизнь и поэзия В.А.Жуковского. – М.,1975. – 255 с.
  6. Трубицын Н. О сказках В.А.Жуковского. // Русский филологический вестник. — 1913. — №1. – С. 130 – 132.
  7. Яновшек Н. Особенности «волшебного мира» в сказке В.А.Жуковского «Иван – царевич и Серый Волк». // Русская филология. – 1998. — №9. – С. 69 – 79.
  8. Янушкевич А.С. Путь Жуковского к эпосу. // В.А.Жуковский и русская культура. – Л., 1987. C. 166 – 179.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

К. Брюллов «Портрет В.А. Жуковского» Произведения выдающегося русского поэта В. А. Жуковского прочно вошли в круг чтения для детей, прежде всего – его сказки. В 1831 г. состоялось «сказочное состязание» Жуковского с Пушкиным, свидетелем которого был Н. В. Гоголь. В августе-сентябре 1831 г. Жуковский написал «Сказку о царе Берендее», «Спящую царевну», «Войну мышей и лягушек».

«Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»

Сюжет сказки Жуковскому подарил Пушкин. Сам Пушкин записал этот сюжет в Михайловском в 1824-1825 гг. Жуковский народный сюжет сократил, убрав множество традиционных для народной сказки элементов, и создал самостоятельное произведение.

Краткое содержание сказки

Царь Берендей три года был женат, но детей у него не было.

Однажды он, осмотрев своё государство в течение 8 месяцев, возвращался домой. Захотев пить, он увидел в поле колодезь. На поверхности плавал ковшик. Царь Берендей поспешно схватил ковшик, а ковшик от него уплыл. Стал царь пить просто так, и вдруг его схватили за бороду. Чей-то голос потребовал у царя то, чего он не знает. Царь согласился. А когда приехал в столицу, узнал, что у него родился сын. Но время шло, царевич Иван рос, и царь совсем уже забыл об уговоре. Но однажды, когда царевич ехал по лесу, из дупла вылез странный старик с зеленой бородой. Он потребовал у Берендея долг. Когда царевич рассказал об этом царю, Берендей побледнел, а затем всё рассказал сыну. Иван отправился в путь. В исходе четвертого дня подъезжает к озеру и видит 30 плавающих возле берега хохлатых сереньких уточек, а рядом 30 белых сорочек. Он подполз и взял одну из сорочек. Уточки вышли из воды, превратились в девиц, оделись и улетели. А одна осталась. И просит она Ивана вернуть её сорочку, за это она сослужит ему службу. Оказывается, это были дочери Кощея Бессметного.

Спустились они в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз (как научила его девица). Кощею стало весело, сказал он Ивану отслужить три службы (три задания). На следующий день Кощей озвучил первое задание: построить дворец за ночь, чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями. Марья-царевна, обернувшись пчёлкой, влетела к Ивану и приказала ложиться спать – к утру дворец будет построен. Второе задание: выбрать из 30 дочерей младшую, Марью-царевну. И здесь царевна ему помогла, сказала, что у нее на щеке будет мошка. Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили Иван с Марьей бежать. Когда Кощей выслал погоню, Марья сделалась речкой, Иван – железным мостиком. Во время второй погони Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конем дремучим сделались лесом. Наконец, сам Кощей поскакал в погоню. Марья обратилась в церковь, Иван – в монаха, а конь – в колокольню. Так и спаслись от погони Кощея.

Поехали они дальше. Царевич захотел заехать в прекрасный город. Царевна его предостерегала и предупредила, чтобы не целовал младенца, а сама осталась белым камнем. Но он поцеловал младенца и всё забыл.

Потом были другие приключения у героев, но конец сказки благополучный: Иван всё вспомнил, и приехали они с Марьей к царю Берендею, царь и царица приняли их с весельем и сыграли свадьбу.

«Спящая царевна»

В 1826 г. Жуковский перевел на русский язык сказку «Колючая роза» из сборника братьев Гримм. В 1831 г. на основе ее сюжета он создал оригинальную русскую сказку: ввёл в неё элементы поэтики русской народной сказки, используя традиционные сказочные формулы, ввёл также черты народного русского быта, русские поговорки:

Что ни в сказке рассказать, Ни пером описать.

Краткое содержание сказки

Жил добрый царь Матвей со своей царицей мирно и счастливо много лет. Но у них не было детей, о чём они очень печалились. Однажды летом царица сидела на лугу рядом с протекающим ручейком и горько плакала. Вдруг из ручья выполз рак и сказал царице, чтобы она не печалилась, скоро у нее родится дочь. Так и произошло: у царицы родилась прекрасная девочка. Царь устроил пир на весь мир. И пригласил он 11 волшебниц, а одну злую, старую и хромоногую не пригласил, т.к. у него было всего 11 драгоценных золотых блюд. Но старуха очень обиделась. И вот начался весёлый пир. Каждая чародейка говорила свое пожелание девочке: одна волшебница сказала, что царевна будет в золоте ходить; другая сказала, что царевна будет необычайно красивая. Девочке желали кроткого и тихого характера, красавца-жениха, легкую и беззаботную жизнь. Но одиннадцатая волшебница не успела сказать свои пожелания – на празднике появилась двенадцатая старая волшебница, которую не позвали на пир. Она замышляла недоброе:

На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!

Старуха скрылась, но одиннадцатая волшебница сказала:

Не дам Без пути ругаться ей Над царевною моей; Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он…

Волшебница сказала, что царевна через триста лет оживет, будет жить долго и счастливо со своими родными. Пир закончился. Царь беспокоился о страшном пророчестве и издал указ, чтобы в его царстве было запрещено сеять лен и прясть. Веретён не должно было быть в домах; всех прях выслали из государства. Шло время, девочка выросла и стала красавицей. Вот ей уже исполнилось 15 лет. Однажды царь с царицей отправились гулять, а девочка осталась дома. Она гуляла по дворцу и вдруг увидела винтовую лестницу наверх. Поднявшись по ступеням, она увидела старушку, которая пряла пряжу. Старуха протянула царевне веретено. Та взяла его, укололась и сразу же уснула, вместе с ней уснул весь дворец, слуги, царь с царицей, даже животные. Через некоторое время колючий терновник закрыл дворец, и никто не мог найти дорогу к нему. Прошло 100 лет. Все забыли о том, что случилось с царевной. Остались только легенды. Некоторые смельчаки хотели разбудить принцессу, но никто не смог вернуться из заколдованного леса. И вот прошло 300 лет.

Однажды весенним днем царский сын ездил верхом по окрестностям. Он отстал от свиты, увидел темный бор и попросил встретившегося старика рассказать, что это за лес. Старик сказал, что в этом лесу стоит царский дворец, в нем спит царевна. Девушку должен разбудить молодой человек. Царевич отправился в заколдованный лес. И сразу же терновник превратился в красивый кустарник, на котором цвели розы. Кусты расступались перед юношей. В лесу все было свежо и прекрасно. Теперь в нём не осталось ничего страшного. Юноша подъехал к дворцу. Ворота были отворены. Он зашел во двор, увидел спящих людей, на ступенях дворца спали царь с царицей. Юноша поднялся по винтовой лестнице, увидел прекрасную царевну, не удержался и поцеловал девушку.

Вмиг проснулася она; И за нею вмиг от сна Поднялося все кругом: Царь, царица, царский дом; Снова говор, крик, возня; Все как было; словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен.

Юноша и царевна поженились и жили долго и счастливо.

«Война мышей и лягушек»

Эта сказка является вольным переложением древнегреческой поэмы «Батрахомномахия», которая приписывалась Гомеру, но написана, вероятнее всего, греческим поэтом конца VI-начала V в. до н. э. Жуковский был знаком с поэмой немецкого писателя XVI в. Г. Ролленхагена «Лягушкомышатник».

Используя старый литературный сюжет, Жуковский по совету Пушкина создает сатирическую сказку, в которой иронически воспроизводит литературные споры своего времени. Дети воспринимают это произведение как обычную сказку. А современникам Пушкина и Жуковского были совершенно понятны намёки на литературных деятелей того времени. Например, в образе кота Федота Мурлыки легко угадывали писателя Фаддея Булгарина.

«Мальчик-с-пальчик»

Эту маленькую стихотворную сказку Жуковский сочинил для своих детей. Она написана в 1851 г. У братьев Гримм мальчик-с-пальчик обманывает глупых богатых господ, помогая своим бедным приемным родителям. У Жуковского в сказке нет никаких социальных мотивов. Это просто светлая сказка, наполненная лёгким музыкальным стихом, миром трав и нежных цветов, легких мотыльков, ночных светлячков, золотых цикад, резвых эльфов…

«Кот в сапогах»

Сказка Жуковского – вольное стихотворное переложение прозаической сказки французского писателя Шарля Перро «Дядюшкин кот, или Кот в сапогах». Жуковский написал её в 1845 г. во Франкфурте.

«Тюльпанное дерево»

Сказка также написана в 1845 г. во Франкфурте. Это вольное стихотворное переложение немецкой народной сказки «О миндальном дереве» из сборника братьев Гримм. Сюжет сказки о злой мачехе и доброй падчерице – «вечный» сюжет в фольклоре многих народов.

«Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке»

В. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке» (1889)

Сказка создана в 1845 г. В основу положен сюжет русской народной «Сказки о Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке» из сборника сказок А. Н. Афанасьева. Но Жуковский вольно обращается с сюжетом и создаёт оригинальное литературное произведение, дополняя народную сказку персонажами и мотивами других народных сказок. Сам он говорил по этому поводу: «Мне хотелось в одну сказку спрятать многое характеристическое, рассеянное в разных русских народных сказках».

Краткое содержание сказки

Жил в некотором царстве царь Демьян. Было у него три сына: Клим, Пётр и Иван. В саду царя росла яблоня с золотыми яблоками. Однажды царь не досчитался яблок и приказал сыновьям поймать вора, а в награду пообещал полцарства при жизни и всё после смерти. Первым пошёл сторожить яблоню Клим, но уснул. Пётр тоже уснул. На третью ночь отправился Иван. Увидел он, что яблоки рвала Жар-птица. Он схватил воровку за хвост, но она вырвалась и улетела, оставив в руке у Ивана перо. Царь захотел добыть чудную Жар-птицу. Послал он старших сыновей достать её, а младшего сына не хотел отпускать, но тот уговорил отца. Доехал Иван до развилки с надписью: «Кто прямо поедет – будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт». Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой и отвёз его к Жар-птице. На каменной стене, за оградой, висела клетка с Жар-птицей. Волк предупредил, что клетку трогать нельзя. Забравшись в сад, Иван забыл совет Волка и взял клетку. Проснулись сторожа и привели Ивана к своему царю Далмату. Тот возмутился, что царевич не пришёл к нему за Жар-птицей, а залез, как вор. Он согласился уступить Жар-птицу, если царевич приведёт ему коня Золотогрива царя Афрона. Привёз Серый Волк Ивана к царю Афрону и предупредил, что коня нужно вывести из стойла, а уздечку не трогать. Иван забыл и взял уздечку. Зазвенели подведённые к ней струны, и проснулись конюхи. Они привели Ивана к царю, а тот потребовал привезти ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма. Теперь за дело взялся Серый Волк. Он улучил момент, когда Елена осталась одна, и посадил её себе на спину. По дороге Иван и Елена полюбили друг друга. Серый Волк, чтобы обмануть царя, превратился в Елену Прекрасную. Обменяв его на коня, Иван продолжил путь на Золотогриве, а Волк догнал их. Приехали они в царство Долмата. Волк превратился в коня Золотогрива и Иван обменял его на Жар-птицу. Только сел Далмат на коня, а конь обернулся Серым Волком и сбежал, догнал Ивана. На том месте, где они встретились, они и распрощались, но Волк предупредил Ивана, чтобы он не доверял своим братьям. Увидели братья Жар-птицу, коня Золотогрива, Елену Прекрасную – взыграла в них зависть, и убили они Ивана. А Жар-птицу, коня и Елену забрали и поехали к отцу. Но Серый Волк брызнул на Ивана мёртвой воды – и затянулись у Ивана раны, брызнул живой водой – и ожил Иван. Много ещё приключений было у них: и встреча с Бабой-Ягой, и замок Кощея Бессмертного… Но умиляют в сказке эпизоды, в которых Серый Волк после свадьбы Ивана и Елены остался жить во дворце и помогал воспитывать их детей. Когда скончался царь Демьян, то на престол взошёл Иван. Серый Волк нянчился с его детьми, выучил их читать и писать. А когда скончался Иван Демьянович, то Серый Волк последовал за ним в могилу. В бумагах Серого Волка нашли подробные записки обо всём и составили этот рассказ.

  • < Назад
  • Вперёд >

Признаки народной сказки спящая царевна

Литературные и фольклорные черты в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сорокина Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы школы №332 Санкт-Петербурга

Цель урока— выявить своеобразие авторской сказки вообще и стихотворной сказки Жуковского в особенности, объяснить учащимся, почему автор может себе позволить отступление от народных поэтических традиций.

1. Организационный момент

2. Рассказ учителя о писателе.

3. Беседа по содержанию сказки.

Понравилась вам сказка? Чем? Какие-нибудь произведения вам эта сказка напомнила? (Cказка бр. Гримм «Шиповник», Ш.Перро «Красавица, спящая в лесу»). Жуковский знал обе эти сказки, но при создании своего произведения он пользовался именно немецким текстом.

А русские народные сказки «Спящая красавица» вам не напоминает? Какой тип народной сказки напоминает «Спящая красавица»? (Волшебные сказки) А почему именно их? (Есть чудо.) С какими чудесами мы встречаемся в сказке Жуковского? (колдовство, чудесное рождение, наличие среди действующих героев-чародеек и т.д.).

Что ещё роднит сказку Жуковского и русские народные сказки? Называете и доказываете примерами из текста. (Зачин, сказочные формулы, «магические» числа, концовка, постоянные эпитеты)

4. Сопоставление сказки фольклорной и литературной. (См.приложение 1)

Составим таблицу, в которую запишем все, что вы сейчас назвали с примерами.

А что отличает эту сказку от уже изученных нами народных? (Стихотворная форма.)

Что меняется от того, что сказка написана стихами? (Закрепленный текст; украшенность рифмой, особый склад).

Что ещё отличает сказку Жуковского от народных? Обратите внимание, что занимает большую часть сказки? (Описание того, как засыпает, а потом просыпается царский дом.) Встречаемся ли мы с такими подробностями в народной сказке? В чём же отличие сказки Жуковского от народных сказок? (Наличие подробного описания, замедления действия.)

Скажите, а зачем поэту столь подробное описание? (Ему интересно представлять, как это происходит.) Значит, еще одной чертой авторской сказки является описательность, обилие деталей

Давайте с вами прочитаем эти фрагменты. Какие эмоции у вас вызвали эти описания? (Заставили улыбнуться). Раз у вас эти описания вызвали улыбку, что еще появляется в сказке, чего не было в народной? (Юмор, комизм.) А кто привносит в сказку юмор? (Автор.) Верно, значит еще одной чертой данной сказки, которую мы запишем в правый столбик, будет присутствие автора, и как следствие у Жуковского шутливая интонация повествования.

Сегодня
на уроке мы:

·    
поговорим
о сказках известного русского поэта Василия Андреевича Жуковского;

·    
рассмотрим
его сказку «Спящая царевна».

И
опять помогут нам подруги Таня и Марина.

Марина
пришла к Тане и увидела, что та ищет на полке книгу. 


Что ты ищешь? – спросила она подругу.


Выбираю, что почитать младшей сестрёнке, – ответила Таня. – Где-то здесь были
сказки Жуковского…


Разве Жуковский писал сказки? – удивилась Марина. – Я думала, что он писал
стихи и баллады для взрослых.


У Жуковского, конечно, больше написано для взрослых, – согласилась Таня, – но и
детей он не обидел.

Василий
Андреевич Жуковский, поэт-романтик, больше известен своими элегиями и
балладами. Его знала и любила вся Россия. Его стихами зачитывались, их
переписывали от руки, их учили наизусть. В любой семье обязательно были книги
стихов Жуковского.

Но
и для детей в поэтическом таланте Жуковского хватало места. Он с любовью
посвящал свои стихи малышам:

Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит;
И лапочкой котик
Помадит свой ротик;

А козлик седою
Трясёт бородою.

Для
детей писал Жуковский и сказки. Он создал такие стихотворные и прозаические
сказки, как «Кот в сапогах»,
«Сказка об
Иване-царевиче и Сером Волке»
, «Спящая
царевна»
, «Три пояса»,
«Тюльпанное
дерево»
, «Война мышей и
лягушек»
.

Часть
этих сказок является переработкой европейских сказок, другие – вполне самобытны
и имеют оригинальный сюжет.

Вот,
например, сказка «Кот в сапогах». Это переработка сказки Шарля Перро.
Произведение Жуковского написано «белыми стихами». Это значит, что у стихов нет
рифмы, но есть ритм, мелодия.

Победою
довольный, во дворец

Пошёл
он к королю и приказал,

Чтобы
о нем немедля доложили.

Велел
ввести Кота в свой кабинет

Король.

Сказка
«Тюльпанное дерево» − переработка уже сказки братьев Гримм, «Миндальное
дерево»
.

image001

Но
если в сказке немецких авторов основой является сказочный сюжет, то у Жуковского
сказка скорее становится притчей, призывающей к добру и милосердию. Бог хранит
чистые души, ничто не может смутить их покой:

Потом
все трое сели,
Усердно богу помолясь, за стол;
Но за столом никто не ел, и все
Молчали; и у всех на сердце было
Спокойно, как бывает всякий раз,
Когда оно почувствует живей
Присутствие невидимого бога.

Сказка
«Война мышей и
лягушек» является вольным переводом древнегреческой сатирической
поэмы. Уже в древности эта поэма была пародией на такие героические поэмы, как
«Илиада» и «Одиссея». Но Жуковский для своей сказки использовал ещё сюжеты
некоторых басен Дмитриева и Крылова.

image002

Было
прекрасное майское утро. Квакун двадесятый,
Царь знаменитой породы, властитель ближней

трясины,
Вышел из мокрой столицы своей, окруженный

блестящей
Свитой придворных.

«Сказка о царе
Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о
премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»

была написана во время литературного состязания Жуковского с Пушкиным.
Благодаря этому появилась сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане» и три
сказки Жуковского: «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и «Война мышей и
лягушек»
.

Сюжет
этой сказки Жуковского нельзя назвать новым, но он сильно переработан. В него
добавлены сюжеты из других сказок, эпизоды собственного сочинения, фольклорные
детали.

Сюжет
этой сказки взял за основу известный режиссёр-сказочник Александр Артурович
Роу
, снявший фильм-сказку «Варвара-краса, длинная коса».


Да, да! – воскликнула Марина. – Я хорошо помню этот фильм! Я и не знала, что он
снят по сказке Жуковского.


Я тоже не знала, – ответила Таня, – пока не прочла об этом в книге..
ага, вот она!


Какую же ты сказку выберешь для сестры? – спросила Марина.


«Спящая царевна», – ответила Таня, – Мне очень нравится эта сказка.

Сказка,
как как мы уже сказали, была написана для поэтического соревнования Жуковского
и Пушкина. Сюжет нам знаком: почти у всех народов есть сказки, где
заколдованную принцессу пробуждает от сна прекрасный принц.

И
почему-то во всех сказках роковым предметом является веретено. Почему именно
его определили на такую роль? Если предположить, что первым автором сказки – в
какой бы стране она ни появилась – была женщина, например, бабушка, то подобную
нелюбовь к веретену можно понять. Нить сучили пальцами рук, иногда кожа на них
протиралась до крови.

А
ещё в древнегреческой, древнескандинавских и других мифологиях богини судьбы
изображались именно в виде прях. Веретено – символ жизни и смерти,
неотвратимости судьбы.

image003

И
всё же у Жуковского сказка русская. Уже с первых строк он вводит читателя в
русские реалии: царь и царица, русские обороты речи, описание героев сказки:

Жил-был
добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей все нет как нет.

***

Дочь
прекрасна так была,
Что ни в сказке рассказать,
Ни пером не описать.
Вот царем Матвеем пир
Знатный дан на целый мир.

И
так во всём: ведя параллель с европейской сказкой, Жуковский пишет сказку
русскую. Посмотрим, какими дарами в европейской сказке феи награждают маленькую
принцессу:

«Будет
прекраснее всех на свете, будет иметь нежное и доброе сердце, будет расти и
цвести всем на радость, научится превосходно танцевать, будет петь, как
соловей, будет играть одинаково искусно на всех музыкальных инструментах».

Это
идеал европейской принцессы.

А
вот подарок русских волшебниц:

Будешь
в золоте ходить;
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя;
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных…

На
Руси благонравие и кротость почитались превыше всего. Именно эти качества и
дарят девочке с младенчества.

Предсказание
злой колдуньи и помощь доброй одинаковы: смерть, заменённая долгим, долгим
сном.

«Старуха
наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости,
сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт».

Руку
ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!

***

Принцесса
должна будет уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрёт, а только
заснёт глубоким сном и будет спать целых сто лет.

Будет
то не смерть, а сон;
Триста лет продлится он;
Срок назначенный пройдёт,
И царевна оживёт.

image004

И
царевна, и принцесса засыпают. Но описание того, как именно засыпают все
вокруг, сразу подсказывает – где происходят действия.

С
принцессой засыпают: придворные дамы и кавалеры, гувернантки,
горничные, дворецкие, повара, поварята, скороходы, солдаты дворцовой
стражи
, привратники, пажи и лакеи.

С
царевной заснули:


её отец
Пошатнулся, и зевнул,
И с царицею заснул;
Свита вся за ними спит;
Стража царская стоит
Под ружьем в глубоком сне,
И на спящем спит коне
Перед ней хорунжий сам.

Это
из разного, а одинаково заснули кони, собаки, огонь и жаркое на нём.

Одинаково
заросли непроходимой чащей замок и дворец. Но если о замке забыли, то о дворце
не забывали. Все помнили, что царевна спит, и её можно разбудить.

Много
было смельчаков
(По сказанью стариков),
В лес брались они сходить,
Чтоб царевну разбудить.

В
обеих сказках колючие растения не подпустили к принцессам никого, кроме их
суженых.  Но сказка Жуковского выигрывает описанием превращения тернового
забора в цветущий сад:

Забор,
Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним…
А
что же герои? О принце ничего особого европейская сказка не сообщает. А вот
царевич Жуковского «был детина удалой» – истинно русский богатырь. Он не
побоялся дикого леса, но смутился тем, что на пороге лежит царь и мешает
пройти.

«Как
же быть?
подумал он.
Где пробраться во дворец?»
Но решился наконец,
И, молитву сотворя,
Он шагнул через царя.

Этим
русский царевич отличается от европейского собрата: при любом сомнении или
затруднении прибегать к помощи Бога.

Концовки
обеих сказок тоже одинаковы и различны одновременно.

В
европейской сказке «придворный поэт тут же сочинил новую, хотя немного
старомодную песенку о прекрасной принцессе, которая сто лет проспала в
заколдованном лесу».

В
русской сказке

Свадьба,
пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.

Это
уже исконно русская концовка – концовка русских народных сказок.

Несмотря
на то, что Жуковский использовал известный сюжет – в основном сказку
французского писателя Шарля Перро, – он создал вполне русскую сказку. В ней
чувствуется влияние русского фольклора, русской старины. Никто не сможет
сказать, что сказка «Спящая царевна» – плагиат, то есть скопирована с
европейской сказки.


Ах, как интересно! – воскликнула Марина. – А я и не знала, что у нас есть такие
сказки и такие сказочники.


Да, – ответила Таня, – мы знаем сказки французского писателя Шарля Перро и
немецких писателей братьев Гримм, а своих авторов почти не знаем.


Я обязательно прочту все сказки Жуковского сама! – с энтузиазмом сказала
Марина, – И другим о них расскажу: пусть почитают.

А
теперь повторим, о чём мы узнали на уроке:

Сказки
Жуковского – это литературные переработки переводных сказок и оригинальные
произведения.

В
сказке «Спящая царевна» использован общий для сказок многих народов мира сюжет,
но сама сказка вполне русская.

В
этой сказке использованы элементы русского фольклора, русские имена и другие
реалии русской жизни.

  • Урок 5 класс пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях фгос
  • Урок 5 класс жуковский сказочник сказка спящая царевна
  • Урок 5 класс сказка о мертвой царевне и о семи богатырях истоки сюжета поэтика сказки
  • Урок 10 вся моя биография в моих сочинениях жизнь и творчество и с тургенева
  • Уравнять шансы как пишется