1.
Орг. момент
На доске портреты А.С.
Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя.
— Кто догадался, глядя на
портреты писателей , о чем пойдет речь на уроке?
Ответ: В 1831 году на даче
в Царском Селе состоялось поэтическое состязание Пушкина и Жуковского на лучший
пересказ народной сказки, Н.В. Гоголь “судил” их состязание.
Что говорил Николай
Васильевич Гоголь об этой стороне жизни двух поэтов? ( стр 78)
Об этой стороне жизни двух
поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый
вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под
пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские
народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»
Сегодня на уроке мы будем
исследователями. Мы сравним две сказки: «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина . Мы должны доказать, какая
из сказок ближе к народной.
Дальнейший ход урока сопровождается презентацией
Презентация сопоставление сказки
2.
Актуализация
знаний учащихся
Кроссворд — выполнение кроссворда направлено на проверку знаний текста сказки А.С.Пушкина.
— Ребята, я неоднократно
повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка?
(ответы учащихся)
(Сказка- занимательный
рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. )
— Молодцы, хорошо
ответили, ну тогда вы мне скажите и какие бывают виды сказок?
(сказка о животных,
волшебная и бытовая)
-Очень хорошо! А какие
они, волшебные сказки? Как мы узнаем, что сказка является волшебной?
(В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении
препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)
— Давайте вспомним, какими признаками отличается волшебная
сказка? (В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное
царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке
случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда
им помогают волшебные предметы или волшебные слова).
— Верно! Вы назвали отличительные
черты волшебной сказки, но среди сказок
есть и литературные сказки. Что же такое литературная сказка?
(Литературная сказка —
произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее,
принадлежащее конкретному автору).
3.
Речевая разминка
Игра «Найди пару» — задание отображается на интерактивной доске. Один ребёнок читает строку из сказки Пушкина или Жуковского, другой подбирает продолжение к этой строке.
4.
Работа со
словарем
Так как мы будем сравнивать сказки, давайте
найдем в словаре, что такое сравнение
(Сравнить – это значит сопоставитъ в равных
условиях, найти сходства и различия)
( слайд 2)
При сравнении мы прежде
всего будем работать с сюжетом произведений, сравним композицию, художественные средства и героев .
Найдем в словаре, что
такое сюжет и композиция.
(Сюжет – ряд событий,
описанных в произведении)
(Композиция – построение
произведения)
(слайд 3)
5. Работа с таблицей
Оформим это в виде таблицы – в таблицу заносим
только отличия сказок.
А)
сопоставление названий сказок
Для начала давайте обратим
внимание на название сказок, что общего и что их отличает.
(обсуждаем и заполняем
таблицу)
Б)
сопоставление героев
Кто является героями
сказки Жуковского?
Кто является героями
сказки А.С.Пушкина?
В) сравнения
композиций произведений
А сейчас давайте
рассмотрим композицию произведений.
Давайте вспомним, из каких
частей состоит композиция произведения ( завязка, кульминация, развязка)
Что такое завязка
произведения? (Завязка – событие, знаменующее начало произведения).(слайд 4)
Чтение наизусть начала
сказки Жуковского и Пушкина.(заполнение таблицы) (слайд 5-6)
Что такое кульминация?
(Кульминация – момент наивысшего напряжения в художественном произведении)(слайд 7)
Чтение наизусть отрывка из
сказки Пушкина и сказки Жуковского.(заполнение таблицы)(слайд 8-11)
Чем отличается концовка
произведений?
Вывод – концовки не
отличаются.
Г)сравнения сюжетов произведения
Заполнить таблицу, ответив на вопросы в таблице.(индивидуальная
работа)
— Кто виноват
в бедах молодых царевен?
Ответ: в сказке Пушкина –
злая мачеха, а в сказке Жуковского — злая колдунья.(заполняем таблицу)
— Отчего уснула царевна в
сказке Жуковского?
Ответ: укололась о веретено.(записываем в таблицу)
Отчего умерла царевна в сказке Пушкина?
Ответ: съела яблоко
(записываем в таблицу)
— Сколько спала царевна в
сказке Жуковского?
Ответ: триста лет (запись
в таблицу)
Сколько дней лежала
мертвая царевна?
Ответ: три дня (запись в
таблицу)
Кто помогает царскому сыну
в сказке Жуковского?
Ответ: старик (запись в
таблицу)
Кто помогает королевичу
Елисею из сказки Пушкина?
Ответ: природа (запись в
таблицу)
Как очнулись царевны?
Ответ: в сказке Пушкина –
от удара королевича о гроб, в сказке Жуковского – от поцелуя (запись в таблицу)
Что произошло с мачехой в
сказке Пушкина?
Ответ: умерла(запись в
таблицу)
Что произошло с злой
колдуньей в сказке Жуковского?
Ответ : исчезла(запись в
таблицу)
Чтение
наизусть отрывка из сказки Пушкина и
Жуковского(слайд 11-14)
Д)Сравнение формы произведений и художественных
средств выразительности
Обратите, пожалуйста, на
форму произведения.
Вывод: у Жуковского
сплошной текст, у Пушкина – разделение на строфы.(запись в таблицу)
Работа в
группах – найти эпитеты, повторы,
сказочные выражения (одна группа работает со сказкой Пушкина, другая со сказкой
Жуковского)
Жуковский:
Повторы – жил-был (стр.68)
Сказочные выражения – Что
ни в сказке сказать, ни пером описать (стр.68); по усам вино бежало, в рот же
капли не попало (стр.78)
Пушкин:
Повторы – в путь-дорогу
(стр.91); ждет-пождет (стр.91); царь-отец (стр. 91); росла, росла (стр. 92); шла
да шла (стр.95); месяц, месяц (стр.105); ветер, ветер (стр.106);
Сказочные выражения – стали
жить да поживать (стр. 99);благодарствуй за обед (стр.101); я там был, мед,
пиво пил, да усы лишь обмочил (стр. 108)
(Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове,
влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем
прилагательным
6.
7.
Сравнение сказки Пушкина и Жуковского с народной
сказкой
С самого раннего детства А. С. Пушкин
проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного
творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью
слушал он сказки, которые рассказывала
Арина Родионовна — няня поэта
Арина Родионовна была искусной рассказчицей,
знала множество сказок, пословиц и поговорок.(слайд 15)
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы и былины
Православной старины,—
вспоминал о ней поэт.
Став взрослым, Александр
Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал
чудесные сказки.
За гипотезу возьмем слова
детского писателя, Самуила Яковлевича Маршака.
Прочитайте.
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».(слайд 16)
Нам нужно доказать: либо
это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.
— Какие вы знаете признаки
фольклорной сказки (сказочная концовка, повторы событий, зачин, сказочные
герои, волшебные предметы, понятный язык, троекратный повтор, добро побеждает
зло)
— Какая сказка – «Спящая
царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царквне и о семи богатырях» Пушкина –
ближе к народной?
Вывод: сказка Пушкина
ближе к народной, чем сказка Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает
не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных
сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к 7
богатырям, Елисей 3 раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно,
что королевич обращается именно к силам природы. В пушкинской сказке, как и в
сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но в отличие от Жуковского Пушкин
чаще использует повторы, например: «путь-дорога», «царь-отец»,
«красавица-девица».
— Какие еще сказки
А.С.Пушкина вы знаете?
Работа с иллюстрациями на
стр 115.(учебник)
1.
«Сказка о рыбаке
и рыбке»
2.
«Сказка о попе и о
работнике его Балде»
3.
«Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
4.
«Сказка о золотом
петушке»
Итоговый тест
8.
Итог урока
Мы провели исследовательскую работу, сравнили
две сказки. Мы доказали, что сказка Пушкина ближе к народной.
Жуковский взял за основу
сказку Шарля Перро «Спящая красавица», а Пушкин – русскую народную сказку
«Самоглядное зеркало»
– Как вы думаете, ребята, сказка
Пушкина – это пересказ народной сказки или авторская сказка? (Создает свою
неповторимую, литературную сказку.)
Рефлексивная деятельность: (слайд 17)
На уроке:
Я приобрел …
Я научился …
Я понял, что …
Было трудно …
Было интересно …
Хочу похвалить …
Сходства и различия сказок, написанных А. С. Пушкиным и его другом и учителем В. А. Жуковским можно представить в виде двух таблиц.
Сходства сказок Пушкина и Жуковского
Особенность | Примеры |
1. Все сказки, написанные Пушкиным и Жуковским, имеют фольклорные источники. | Пушкин и Жуковский берут за основу народные сказки. «Спящая царевна» Жуковская написана на сюжет двух западноевропейских сказок: «Шиповничек» и «Белоснежка», зафиксированных Ш. Перро и братьями Гримм. «Сказка о царе Берендее» имеет русскую основу. Все сюжеты пушкинских сказок имеются в «Указателе сюжетов фольклорной сказки» Аарне-Томпсона. |
2. Сохраняется фольклорная композиция со сказочным зачином, развитием действия и концовкой; используются фольклорные формулы троекратных повторов; встречаются традиционные фольклорные формулы. | «…Я там был, там мёд я и пиво пил; По усам текло, да в рот не попало». (В. А. Жуковский «Сказка о Берендее») «Я там был; мёд, пиво пил — |
3. Используется система противоборствующих положительных и отрицательных персонажей. | Например: Спящая красавица – злая фея Царевна – Мачеха |
4. Оборотничество. | Пушкинский Князь Гвидон превращается в муху, комара, шмеля. Мачеха в «Сказке о Мёртвой царевне» оборачивается нищей старухой. Марья-царевна у Жуковского прилетает к Ивану в виде пчелы и мошки. Затем они становятся речкой и мостом. Уточки превращаются в красных девиц. |
5. Поэтическая форма | В отличие от большинства фольклорных сказок, произведения Пушкина и Жуковского написаны стихами, а не прозой. |
Различия между сказками Пушкина и Жуковского
Особенность | У Пушкина | У Жуковского |
1. Мировоззрение авторов | Пушкин убеждён, что человек сам определяет свою судьбу. Помимо Божьей воли существует возможность свободного выбора, каждый может принять сторону добра или зла, измениться через покаяние и благие дела. Царь Дадон в «Сказке о Золотом петушке» мог бы избежать гибели, если бы отдал Шамаханскую царицу (свои греховные помыслы и желания) звездочёту, но он не понимает этого и гибнет. Не остановившись в своих приказаниях, старуха остаётся у разбитого корыта. Царевна могла не откусить от яблока мачехи – и осталась бы жива. | Жуковский верит в Предопределение и считает, что изменить «ход судеб» нельзя. Его христианское мировидение сочетается с романтической верой в раздвоенность мира на земное и небесное. Человек – пассивный участник происходящего, он бессилен перед волей неба. Спящей красавице не избежать укола веретеном, как бы они ни пыталась уйти от судьбы. |
2. Национальный колорит | Пушкин создаёт истинно русские сказки, в которых всё – от сакральной географии и имён героев до деталей быта – близко и понятно русскому читателю. Его Салтан запросто подслушивает под забором речи простых девиц, а Царевна чисто прибирает и зажигает Богу свечку в горнице семи богатырей. Для Пушкина важно национальное начало как характеристика духовной жизни. | Жуковский слегка русифицирует западноевропейские сюжеты, но в его сказках сохранены нетипичные для русского сознания герои (феи, рак-пророк). Он талантливо пересаживает розу немецко-французской поэзии на русскую почву, но она остаётся здесь слегка чужой. Для Жуковского человек интернационален. |
3. Отношения героев с миром природы | Для Пушкина человек и природа нераздельно связаны. Он воспринимает мир как целостное единство. Елисей обращается за помощью в поиске царевны к Солнцу, Месяцу и Ветру, подобно герою санскритского первоисточника, заклинающего стихии. | Элементы природы в сказках Жуковского не описаны подробно. Поэт лишь сохраняет фольклорных зверей-помощников, редкие пейзажные вкрапления у него чисто декоративны. |
4. Стилистическое новаторство | Пушкин ускоряет ритм повествования, используя глаголы и почти отказываясь от прилагательных. Он вводит реалистические подробности (визит корабельщиков к Салтану, будни царя Додона, забрасывание невода стариком). Используется психологическая деталь. | Жуковский утяжеляет язык народной сказки инородными для него романтическими прилагательными, длиннотами, философскими обобщениями, абстракциями. |
5. Авторское отношение | Пушкин даёт героям авторские характеристики, сочувствует им, то и дело восклицая: «моя душа», «бедный/бедная», «несчастный», «прекрасный». Особенно это ощутимо в поэме «Руслан и Людмила», где поэт противопоставляет любимой героине знакомых ему светских красавиц. | Жуковский не высказывает личного отношения к героям, а лишь ведёт повествование от третьего лица. |
Можно сказать, что сказки Пушкина были новаторскими. Они обрели истинно русское звучание и с течением времени стали органичной частью нашей культуры.
Сказки Жуковского, «побеждённого учителя» Пушкина, остались чтением для любителей, они не так легки для восприятия и рассчитаны на качественное актёрское чтение.
Однако без переводческого и искусствоведческого гения Жуковского рождение сказок Пушкина было бы невозможно.
Жуковский дал Пушкину благодатную почву, творческую идею нового дерзания. В этом состоит уникальное значение его сказок для русской литературы.
Данный урок является вариантом урока-исследования по теме «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне» А.С. Пушкина и «Спящей царевны» В.А. Жуковского» в 5 классе. Данный урок заключительный в изучении сказок названных авторов.
Урок состоит из нескольких этапов: организационный момент, мотивация на работу с актуализацией ранее изученного, этап собственно исследовательской деятельности, рефлексия. Домашнее задание не предполагается.
Каждый компонент урока необходим для реализации исследовательской деятельности:
— видеофрагменты сказок, необходимых для анализа, настраивают учеников на работу;
— актуализация ранее изученного происходит с целью мотивации учеников к дальнейшей деятельности – учебному исследованию;
— проблемная ситуация создается при помощи вопроса, который помогает осуществить постановку проблемы исследования;
— гипотеза выдвигается после определения темы и формулирования цели исследования;
— работа в группах позволяет осуществить проверку гипотезы;
— представление результатов групповой работы позволяет систематизировать информацию, а также сформулировать выводы на основе теоретических и практических исследований.
В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД:
Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, определение ее значимости; оценка деятельности группы; мотивирование своих действий.
Метапредметные УУД:
1. Регулятивные: саморегуляция; формулировка версий, выбор средств достижения цели с помощью учителя;
2. Познавательные: целеполагание, выдвижение гипотез и их обоснование, получение информации из разных источников; сравнивание фактов по заданным основаниям; анализ объектов по заданным основаниям, формулировка выводов на основании фактов, извлечение необходимой информации из текста.
3. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; работа группе; адекватная передача информации, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками; извлечение нужной информации из текста; аргументация собственного мнения; создание развернутого устного высказывания, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, ведение диалога.
Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
Поделитесь с коллегами:
Урок литературы
СОПОСТАВЛЕНИЕ «СКАЗКИ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ» А.С.ПУШКИНА И «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА» В.А. ЖУКОВСКОГО,
5 класс
Тип урока: урок-исследование
Образовательная цель: выявление различий между сказками А. Пушкина и В. Жуковского, определение лучшей художественной обработки сказки.
Развивающая цель: развитие навыков исследовательской деятельности.
Воспитательная цель: воспитание идеального читателя.
Объект исследования — тексты: «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина, «Спящая царевна» В. А. Жуковского.
Предмет исследования: название, сюжет, композиция, художественные средства, различия в них.
Оборудование урока: проектор, ноутбук, классная доска.
Учебники, учебная литература: учебник литературы для 5 класса. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2004 г.
Дополнительные материалы: раздаточный материал (карточки, листы для работы в группах).
Этап урока, цель
Время
Содержание
Примечание
Действия учителя
Действия ученика
1. Организационный момент. Подготовка к работе
Цель: психологический настрой на урок; заинтересовать учащихся
5 мин
Приветствие. Настрой на урок.
Ребята, посмотрите фрагменты сказок и попробуйте определить, какие сказки мы сегодня будем рассматривать в течение урока.
Фрагменты сказок
Демонстрирует фрагменты сказок
Настраиваются на работу
2. Мотивация на работу с актуализацией ранее изученного
Цель:
Вспомнить всю информацию о сказках;
3 мин
В результате чего были написаны «Сказка о мертвой царевне» и «Спящая царевна»?
(Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной).
Мотивация
Интересно ли вам узнать больше об этих сказках? К какому виду сказок относятся обе сказки? (Волшебные)
Поскольку сказка у нас волшебная, позвольте выступить мне в роли волшебника. Как у любого мага и чародея у меня есть свои фантастические предметы. Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану? Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы.
(Книга — учебник литературы).
Сегодня моя волшебная книга, которой стал учебник литературы, будет служить нам справочником, где мы сможем найти ответы на все интересующие нас вопросы.
Слайд 1,2
Мотивирует учащихся на урок
3. Исследовательская работа
Цель: уметь быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное с целью осмысления и применения полученной информации.
20 мин
Создание проблемной ситуации
Как вы думаете, «Сказка о мертвой царевне» и «Спящая царевна» похожи или отличаются?
Работа с термином
Если мы будем рассматривать сказки, сравнивать их, какой термин мы должны расшифровать? (сравнение)
Сравнить — значит найти черты различия, выявить лучшую художественную обработку народной сказки.
Тема и цель исследования
В чем же будет заключаться наша с вами задача? (выявить черты различия между сказками и лучшую художественную обработку сказки). Для этого мы должны:
— сравнить название, сюжеты, композицию, средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) сказок Пушкина и Жуковского.
Гипотеза
Итак, вы прочли сказки, на ваш взгляд, какое произведение лучше? А почему? Выскажите своё мнение обоснованно.
Предполагаем, что сказка Пушкина лучше сказки Жуковского. Попробуем это доказать. Делимся на четыре группы, каждая из которых будет выявлять черты различия сказок. Если вы считаете, что сказка Пушкина лучше, то аргументированно доказываете это письменно, работая красным фломастером, а затем представляете. Если наоборот, то работаете синим фломастером.
С предметами сравнения мы уже определились. Первая группа сравнивает название, вторая — сюжет, третья — композицию, четвертая — художественные средства выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение).
(Учитель крепит на доске в виде алгоритма)
«Спящая царевна» «Сказка о мертвой царевне»
Название
Сюжет
Композиция
Средства выразительности
1 группа: О чем нам говорит название?
У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). Отличается ли название от первоисточника? Как в названии отражается судьба героини и ее окружение?
У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.
2 группа: О чем нам расскажет сюжет?
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин использовал как источник народную сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Некоторые исследователи считают, что в основе сказка «Белоснежка» братьев Гримм, хотя это совпадение только внешнее.
Различия в сюжете сказок:
— Кто является причиной бед царевны?
Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
— В каком произведении показана более реалистичная ситуация смерти, сна, погребения?
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) — у Жуковского — 300 лет спала.
— — Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
— Что вас больше привлекает в сказке: реалистичность или фантастичность?
3 группа: Что особенно в композиции?
Композиция сказок похожа: как в народных, в них есть зачин.
— Какой из зачинов приближен к народной сказке?
— Почему оба автора закончили сказки в традиционном стиле народной сказки?
— В какой сказке автор предъявил читателю больше собственного вымысла?
У Жуковского:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей.
Он в согласье много лет;
А детей все нет, как нет.
У Пушкина:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Сказочная концовка — свадьба, пир.
У Жуковского:
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот ни капли не попало.
У Пушкина:
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
4 группа: Что особенного в художественных средствах выразительности?
— Выпишите эпитеты. Какие из них рисуют предмет более ярко?
Какой автор использовал большинство эпитетов, которые вам понравились?
Сказка Пушкина
Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут:
Знать, не будет ей обидно! —
Никого меж тем не видно.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.
Делать нечего. Она
Черной зависти полна,
Бросив зеркало под лавку,
Позвала к себе Чернавку.
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала.
Сказка Жуковского
Дни проходят; дочь растет;
Расцвела, как майский цвет;
Вот уж ей пятнадцать лет…
Что-то, что-то будет с ней!
Даже облака небес
На дремучий, темный лес
Не навеет ветерок.
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном.
Губки алые горят;
Руки белые лежат.
5 группа: Что особенного в художественных средствах выразительности?
— Выпишите сравнения. Какие из них рисуют предмет более ярко?
Какой автор использовал большинство сравнений, которые вам понравились?
Сравнения
Сказка Пушкина
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Пес ей под ноги — и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей.
Сказка Жуковского
От сказки той
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в коня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой пустился в бор.
Вдруг глядит; отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьется лестница винтом.
Итак, группы готовы. Представляйте результаты своей работы.
Слайд 3
Организует и координирует исследовательскую работу учащихся
Проводят исследовательскую работу в группах
-
Участвуют в творческом обсуждении, комментируя
Рефлексия.
Цель:
Выявить уровень усвоения темы
7 мин
Так кто же из авторов лучше справился? Кто сделал лучшую художественную обработку народной сказки? Дайте обоснованный ответ, пользуясь результатами нашей работы.
Итак, действительно, Пушкин сделал лучшую художественную обработку народной сказки, и подтверждается это еще и тем, что сам Жуковский признал в своем ученике победителя, подарив ему свой портрет с подписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
Комментирует полученные учащимися в ходе работы результаты.
-
Обобщают и систематизируют изученный материал, участвуя в обсуждении
1 группа
О чем нам говорит название?
Отличается ли название от первоисточника?
Как в названии отражается судьба героини и ее окружение?
2 группа
О чем нам расскажет сюжет?
— Кто является причиной бед царевны?
— В каком произведении показана более реалистичная ситуация смерти, сна, погребения?
— Что вас больше привлекает в сказке: реалистичность или фантастичность?
5 группа
Что особенного в художественных средствах выразительности?
— Выпишите сравнения. Какие из них рисуют предмет более ярко?
Какой автор использовал большинство сравнений, которые вам понравились?
Сказка Пушкина
Но царевна молодая, (стр.89)
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Долго царь был неутешен, (стр.88)
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Пес ей под ноги — и лает, (стр.97)
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей.
Сказка Жуковского
От сказки той (стр.71)
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в коня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой пустился в бор.
Вдруг глядит; отворена (стр.73)
Дверь в покой; в покое том
Вьется лестница винтом.
3 группа
Что особенно в композиции?
— Какой из зачинов приближен к народной сказке?
— Почему оба автора закончили сказки в традиционном стиле народной сказки?
— В какой сказке автор предъявил читателю больше собственного вымысла?
У Жуковского:
Жил-был добрый царь Матвей; (стр.64)
Жил с царицею своей.
Он в согласье много лет;
А детей все нет, как нет.
У Пушкина:
Царь с царицею простился, (стр.87)
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Сказочная концовка — свадьба, пир.
У Жуковского:
Свадьба, пир, и я там был (стр.74)
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот ни капли не попало.
У Пушкина:
И никто с начала мира (стр.104)
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
4 группа
— Что особенного в художественных средствах выразительности?
— Выпишите эпитеты. Какие из них рисуют предмет более ярко?
— Какой автор использовал большинство эпитетов, которые вам понравились?
Сказка Пушкина
Долго царь был неутешен,(с.88)
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Видит девица, что тут (стр.92)
Люди добрые живут:
Знать, не будет ей обидно! —
Никого меж тем не видно.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать. (стр.93)
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.
Делать нечего. Она (стр.90)
Черной зависти полна,
Бросив зеркало под лавку,
Позвала к себе Чернавку.
В руки яблочко взяла, (стр.99)
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая, (стр.100)
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала.
Сказка Жуковского
(стр.67)
Дни проходят; дочь растет;
Расцвела, как майский цвет;
Вот уж ей пятнадцать лет…
Что-то, что-то будет с ней!
Даже облака небес (стр.69)
На дремучий, темный лес
Не навеет ветерок.
И не тронется над ним, (ст.69)
Свившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном.
Губки алые горят; (стр.73)
Руки белые лежат.
1 группа
О чем нам говорит название?
Отличается ли название от первоисточника?
Как в названии отражается судьба героини и ее окружение?
У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название).
В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня.
Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла.
И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.
2 группа
О чем нам расскажет сюжет?
— Кто является причиной бед царевны?
Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
— В каком произведении показана более реалистичная ситуация смерти, сна, погребения?
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) — у Жуковского — 300 лет спала.
— — Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
— Что вас больше привлекает в сказке: реалистичность или фантастичность?
1 группа
О чем нам говорит название?
Отличается ли название от первоисточника?
Как в названии отражается судьба героини и ее окружение?
У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название).
В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня.
Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла.
И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.
2 группа
О чем нам расскажет сюжет?
— Кто является причиной бед царевны?
Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
— В каком произведении показана более реалистичная ситуация смерти, сна, погребения?
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) — у Жуковского — 300 лет спала.
— — Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
— Что вас больше привлекает в сказке: реалистичность или фантастичность?
3 группа
— Что особенно в композиции?
Композиция сказок похожа: как в народных, в них есть зачин.
— Какой из зачинов приближен к народной сказке?
— Почему оба автора закончили сказки в традиционном стиле народной сказки? (основа — народная сказка)
— В какой сказке автор предъявил читателю больше собственного вымысла? (Пушкин)
У Жуковского:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей.
Он в согласье много лет;
А детей все нет, как нет.
У Пушкина:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Сказочная концовка — свадьба, пир.
У Жуковского:
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот ни капли не попало.
У Пушкина:
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
4 группа
— Что особенного в художественных средствах выразительности?
(Язык сказок выразителен, красочен)
— Выпишите эпитеты. Какие из них рисуют предмет более ярко?
Какой автор использовал большинство эпитетов, которые вам понравились? (Пушкин)
Сказка Пушкина
Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут:
Знать, не будет ей обидно! —
Никого меж тем не видно.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.
Делать нечего. Она
Черной зависти полна,
Бросив зеркало под лавку,
Позвала к себе Чернавку.
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала.
Сказка Жуковского
Дни проходят; дочь растет;
Расцвела, как майский цвет;
Вот уж ей пятнадцать лет…
Что-то, что-то будет с ней!
Даже облака небес
На дремучий, темный лес
Не навеет ветерок.
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном.
Губки алые горят;
Руки белые лежат.
5 группа
Что особенного в художественных средствах выразительности? (Язык сказок выразителен, красочен)
— Выпишите сравнения. Какие из них рисуют предмет более ярко?
Какой автор использовал большинство сравнений, которые вам понравились? (Пушкин)
Сказка Пушкина
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Пес ей под ноги — и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей.
Сказка Жуковского
От сказки той
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в коня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой пустился в бор.
Вдруг глядит; отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьется лестница винтом.
Название
Сюжет
Композиция
Средства художественной выразительности
Название
Сюжет
Композиция
Средства художественной выразительности
Тема: “Добро и зло в сказках В.Жуковского и
А.С.Пушкина”
- Образовательная цель: рассмотреть такие
понятия, как “мотив”, “нравственный смысл
произведения”, “антитеза” на примере анализа
сказки “Спящая царевна” и “Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях”. - Воспитательная цель: сформировать понятие о
философских категориях добра и зла, законе
единства и борьбы противоположностей, разобрать
причины и способы решения жизненных конфликтов. - Развивающая цель: отработать навык
философского анализа произведения, навык работы
в парах.
Тип урока: комбинированный
урок-исследование.
Методы работы: поиск определений в словаре,
проблемная ситуация, схематизация понятий,
парная работа на толкование понятий, анализ
текста, поиск цитаты – ответа на проблемный
вопрос, работа с дополнительной литературой.
Предварительное домашнее задание дается по
группам: группа № 1 пишет сочинения-миниатюры
(темы по выбору: “Зависть”, “Обида”), группа № 2
готовит дополнительную информацию на тему “В
каких сказках использовался сюжет околдовывания
мертвым сном?”, группа № 3 изучает рассказы
В.Набокова — М.Шолохова с одинаковыми названиями
“Обида” и готовит отзывы на них. В слабых
классах возможен вариант работы по
карточке-информатору.
Оборудование: трехстворчатая раздвижная
доска, разноцветные карточки в виде яблок с
наклейками, обозначающими различные качества
характера, карточки с афоризмами (приложение 1), несколько
экземпляров толкового словаря (желательно,
разных авторов и изданий), музыкальное
сопровождение урока: музыка к балету “Спящая
красавица” или композиция к кинофильму “Вам и
не снилось”.
Ход урока
Организационный момент.
Звучит музыка. У раздвижной доски оформлены 3
рабочих поля: на центральном записана тема урока,
на боковых изображены схематично 2 дерева, ветви
одного из них направлены вверх, ветви другого –
вниз.
Актуализация темы.
Учитель:
— На прошлом уроке мы познакомились с
отличительными особенностями сказок
В.Жуковского и А.С.Пушкина, нашли черты народного
и литературного творчества в таких
произведениях, как “Спящая царевна” и “Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях”. Вспомним,
какой сюжет лежит в основе этих сказок…
Учащиеся кратко раскрывают историю сюжета.
Здесь можно использовать метод домашней работы
по карточке-информатору.
Учитель:
— Как и в любой сказке, в этом сюжете
присутствуют силы добра и зла. Сегодня наша
задача разобраться в чувствах героев, понять
причины добрых и злых поступков. Запишем тему
урока: “Добро и зло в сказках В. Жуковского и
А.С.Пушкина”. Обратите внимание на доску (рис.1).
Здесь вы видите 2 дерева: дерево добра и дерево
зла. Начертите их в тетрадях и подумайте о том,
что есть добро и зло, и кто представляет добрые
силы в двух наших сказках, а кто – злые. Назовите
добрые и злые поступки героев.
Ученики называют положительных и
отрицательных героев сказки. Называют поступки
положительных героев: фея смягчает колдовство,
королевич Елисей отправляется в дорогу, чтобы
спасти царевну. Отрицательные поступки:
действия, вызванные обидой колдуньи и завистью
мачехи.
3. Работа с ключевыми понятиями.
Учитель:
— Попытайтесь сформулировать, что же такое
добро и зло. (Ученики отвечают.) Обратимся к
словарю.
Ученики зачитывают определения из толкового
словаря: “Добро – нечто положительное, хорошее,
полезное”, “Зло – нечто дурное, вредное,
противоположное добру”.
Учитель:
— Посмотрите, какой получается парадокс: одно
определение не может существовать без другого.
Резкое противопоставление образов, понятий
называется антитезой.
Ученики записывают определение.
На центральной доске появляется запись:
“АНТИТЕЗА – резкое противопоставление образов,
понятий. ФИЛОСОФСКИЙ ЗАКОН БЫТИЯ – единство и
борьба противоположностей”.
Учитель:
— Перед уроком на каждой парте появилось
своеобразное яблоко с наклейкой – качеством
характера. Подумайте, что оно обозначает, и на
какое дерево вы его поместите. Обсудите этот
вопрос в парах, и через 3 минуты мы вернемся к
нему.
Учитель ведет выборочный опрос учащихся с
целью разъяснения сути таких человеческих
качеств, как щедрость, милосердие, честность,
порядочность, сочувствие, уважение, злость,
жестокость, равнодушие, лживость, наглость.
Качества вписываются внутри ветвей. В процессе
совместного обсуждения учитель предлагает
ученикам выйти к доске и прикрепить “яблоки” с
обсужденными качествами к соответствующим
“деревьям”.
В завершение работы учитель комментирует:
— Ветви первого дерева направлены вверх, они
возвышают человека. Поступая по совести, мы
подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева
направлены вниз. Они разрушают, точат человека
изнутри. Мы еще поработаем с этой схемой, а сейчас
снова обратимя к тексту. Какие чувства владели
героинями, совершавшими злые поступки? Найдите в
тексте эти моменты.
Ученики отмечают зависть и обиду.
4. Анализ текста.
Учитель:
— О чем думали героини? Какой вопрос они себе
задавали?
Ученики отвечают, их ответы фиксируются на
центральной части доски в виде схемы.
ЗАВИСТЬ | ОБИДА |
— Моя красота поблекла… | — Меня забыли, даже блюдо не нашли… |
— Почему царевна прекраснее меня? | — Почему пригласили всех, кроме меня? |
ПОЧЕМУ ДРУГИЕ ЛУЧШЕ МЕНЯ?
5. Развитие речи. Проверка домашнего задания.
Учитель:
— Домашним заданием к сегодняшнему уроку было
сочинение-миниатюра. Вы могли выбрать одну из
предложенных тем (“Обида”, “Зависть”) и
написать о том, как вы сами справляетесь с этими
чувствами. Давайте послушаем, что у вас
получилось, и вспомним произведения, герои
которых испытывали аналогичные чувства.
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
6. Подведение итога.
Учитель:
— Те из вас, кто смог справиться с обидой и
завистью, стали на ступеньку выше, преодолели
себя. А вот героиням сказок не повезло. Рядом не
оказалось близкого человека, который мог бы
помочь в трудную минуту. Запишите домашнее
задание к следующему уроку: изменить финал
сказки так, чтобы конфликтная ситуация с
колдуньей и мачехой разрешилась благополучно.
Как же это сделать? Пожалуй, вопрос “как?”
является главным вопросом сегодняшнего урока.
Трудно порой найти верное решение. У вас на
партах лежат карточки с афоризмами (приложение 1). Прочитайте их
и выберите мысль, которая поможет ответить на
этот вопрос. Какой афоризм вы считаете наиболее
подходящим для себя?
Ученики высказываются.
Учитель открывает внутреннюю поверхность
одной из боковых досок (можно использовать
плакат) с надписью “Спешите делать добро! Иногда
можно опоздать!” Спасибо за работу. А я дарю вам
эти слова для размышления.
Жуковский любил Пушкина необыкновенно, преклонялся перед его гением и в то же время был к нему привязан, как к сыну. Они познакомились, когда Пушкин еще учился в Лицее. Для юного поэта был очень высок авторитет Жуковского. под воздействием Жуковского создавался элегический цикл Пушкина 1815–1816 гг.
Пушкин в 1818 году написал стихотворение «К портрету Жуковского», в котором дал удивительно точную и поэтическую характеристику его творчества:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
Позднее Пушкин о поэзии Жуковского писал:
«Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и разнообразии слогу его. В бореньях с трудностью силач необычайный».
«Небесная душа» – так называл Жуковского Пушкин.
Дружеские отношения обоих поэтов продолжались до самой смерти Пушкина. Василий Андреевич во время михайловской ссылки хлопотал перед двором об освобождении Пушкина. Он пытался в 30-х годах добиться примирения Пушкина с царем, считая, что это поэту принесет пользу. Немало стараний Жуковский приложил к тому, чтобы расстроить дуэль Пушкина с Дантесом.
В письмах Пушкин называет Жуковского своим «ангелом-хранителем».
Жуковский неотлучно находился у постели умирающего Пушкина в трагические январские дни 1837 года.
Пушкин и Карамзин
Пушкин и Державин
Пушкин и Батюшков
Пушкин и Вяземский
Пушкин и Жуковский
Автор: Разное
Сложный и запутанный вопрос о связях Пушкина с его учителем – Жуковским, крупнейшим русским поэтом.
Вокруг этого вопроса сталкивались разные точки зрения, всегда велись споры, — они начались ещё при жизни Пушкина, продолжаются и теперь. Тема ” Пушкин и Жуковский ”: она важна для изучения не только роли Жуковского в творческой эволюции Пушкина, отношений “ ученика” и “ учителя ”, но шире – для общей трактовки путей и судеб поэтического творчества.
В истории русской поэзии проявились две основных тенденции: первая ведёт своё происхождение от Жуковского, в творчестве которого преобладала лирика с её идеалом прекрасного как явления таинственного, сверхчувственного мира; вторая – от Пушкина, утверждавшего поэзию действительности, с её уравновешенностью мысли и чувства.
Эти две тенденции просматриваются на всём протяжении Х1Х – ХХ веков.
Пушкин всегда относился с уважением к своему учителю, он с восхищением отзывался о таких стихотворениях Жуковского, как “ Море ”, где мастерство изобразительности сочетается с полнотой лирического чувства и гармонией стиха. О глубоком впечатлении, произведённом на Пушкина знаменитой “Светланой”, можно судить и по характеру упоминаний в стихотворении ”К сестре” и “Евгении Онегине” и по цитатам из этой баллады в пушкинских произведениях и письмах.
У читателей нашего времени отношение Пушкина к Жуковскому определяется прежде всего стихами, обращёнными к своему учителю, — “К портрету Жуковского” (1818).
Они превосходны. В них проявился редкостный дар Пушкина – не только проникновение в психологический облик тех, к кому он обращался, но и способность вживаться в их образную систему, в тонкости их фразеологии.
К тому же, 1818 году относится стихотворение А. С. Пушкина “Жуковскому”. Здесь переданы черты Жуковского как поэта, стремящегося к “мечтательному миру”.
Но отношение Пушкина к Жуковскому было неоднозначным. Позже он определил своё отношение к чуждым ему сторонам поэзии Жуковского с такой резкостью, о которой потом жалел. В поэме “Руслан и Людмила” с дерзостью юного новатора не только вступил в соревнование с Жуковским, но позволил себе пародирование своего учителя.
Полемика Пушкина с Жуковским и замечания о его произведениях сопровождались прямыми или косвенными попытками Пушкина влиять на направление его поэтической деятельности, а порой и тревогой о её дальнейших путях.
Общие интересы
Любовь к литературе способствовала развитию общих интересов и тем для разговора. Пушкин вместе с Жуковским и своими родителями стал посещать гостиные Карамзина, Батюшкова и других известных писателей. Вместе со своим старшим другом он стал членом кружка «Арзамас», где занимались изучением поэзии, писали и декламировали стихи, соревновались в литературном мастерстве. Отношения Жуковского и Пушкина становились все более теплыми и доверительными. Разница в возрасте не мешала этой дружбе: мудрость и жизненный опыт одного всегда нередко помогали охладить юношеский пыл другого.
ЖУКОВСКИЙ И ПУШКИН
Происходит любопытнейшая метаморфоза: постепенно ученик становится также и учителем. Советы Пушкина не оставались безрезультатными. Однажды, под прямым влиянием А.С.Пушкина, Жуковский взялся за сочинение литературных сказок в народном стиле. Это было в 1831 году, когда оба поэта жили в Царском Селе. Состоялось своеобразное состязание. Сюжеты разрабатывались сообща.
Пушкин написал тогда “Сказку о попе и о работнике его Балде” и “Сказку о царе Салтане”, Жуковский – “Сказку о царе Берендее” и “Cпящую царевну”. Конечно, и в сказках Жуковского видно стихотворное мастерство, но, тем не менее, снова сказалась разность подхода.
Общей чертой характеров поэзии Пушкина и Жуковского считается гуманизм.
Но однороден ли этот гуманизм?
У Жуковского были качества доброго человека, он сочувствовал несчастным, принимал участие в их судьбе, заступался даже за политических преступников, ходатайствовал о смягчении участи осужденных.
В системе мышления Жуковского его понимание человека было всеобщим. У Пушкина по мере эволюции его мировоззрения складывалось иное понимание человека, его природы, понимание дифференцированности характеров, их обусловленности средой, обстоятельствами, движением истории.
При сопоставлении художественных систем Пушкина и Жуковского одним из определяющих критериев является критерий жизненных ценностей.
У Жуковского – вера в предопределенность судьбы, вера в то, что на этой земле надо уповать на провидение. Жизненная философия Пушкина – это философия активной деятельности и борьбы. Противоположность этих двух философских тенденций сказывается даже в поэтике, в стиле, в образной символике.
Убежденная вера в бренность земного существования привела к исчерпанности у Жуковского его самостоятельного творчества, и он рано перестал писать оригинальные произведения.
Чудесная элегия “Море” (1822) была последней. Как ни велик подвиг Жуковского в истории поэзии, но уже во второй половине 20-х годов он воспринимался только как переводчик.
Иначе сложилась судьба Пушкина, жизнь которого действительно осталась до конца поэмой.
Василий Андреевич Жуковский – (1783, Мишенское, Тульская губерния – 1852, Баден-Баден) – русский поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
Предыстория
Василий Андреевич Жуковский — рожденный в 1783 году внебрачный сын помещика Афанасия Бунина. Чтобы дать сыну возможность получить образование и определенное положение в обществе, Бунин отдал мальчика на усыновление обедневшему дворянину Андрею Жуковскому. Это дало возможность устроить одаренное чадо в хороший пансион, где и начал проявляться его литературный талант.
Смотреть галерею
Пятнадцать лет спустя, в 1799 году, в небогатой, но знатной дворянской семье родился будущий гений русской литературы — Александр Сергеевич Пушкин. В 13 лет он был зачислен в Царскосельский лицей, где отличался веселым нравом, склонностью к проказам и мятежам, абсолютной нелюбовью к математическим наукам и умением создавать поэтические шедевры.
Смотреть галерею
Пушкин и Жуковский
Родоначальник психологической лирики в русской литературе. В 1817 году Жуковский был приглашен во дворец преподавать русский язык великой княгине Александре Федоровне. После воцарения Николая I он стал наставником наследника престола – будущего императора Александра II. Придворная жизнь большого поэта, усиливающийся консерватизм его убеждений беспокоили друзей.
Вяземский писал ему: «Страшусь за твою царедворскую мечтательность… Провидение зажгло в тебе огонь дарования в честь народу, а не на потеху двора».1 Однако Жуковский никогда не был неискренен и льстив.
При дворе, не боясь скомпрометировать себя, он пытался смягчить участь ссыльных декабристов; по его ходатайству был возвращен из ссылки Герцен; он хлопотал за Баратынского, служившего в солдатах, с его помощью выкупили из крепостной зависимости Шевченко.
Всем этим он часто вызывал недовольство царя. «Небесная душа» – так называл Жуковского Пушкин. Пушкина Жуковский любил необыкновенно, преклонялся перед его гением и в то же время был привязан к нему, как к сыну. Они познакомились, когда Пушкин еще учился в Лицее. Для юного поэта авторитет Жуковского был очень высок.
Элегический цикл Пушкина 1815–1816 гг. создавался под воздействием Жуковского. В 1818 году Пушкин написал стихотворение «К портрету Жуковского», в котором дал удивительно точную и поэтическую характеристику его творчества:
Знакомство
В возрасте 17 лет Александр знакомится с Василием Андреевичем, который часто бывал проездом в Царском Селе, был в дружеских отношениях с семьей Пушкиных и посещал самые известные литературные гостиные столицы.
В этот период Александр Пушкин уже прославился несколькими стихотворениями, в то время как творчество Жуковского находится на пике популярности: его узнают, зачитывают на вечерах, учат наизусть поэтические строки и переводы. Василий Андреевич уже приближен к царской семье и вращается в самых высоких кругах.
Смотреть галерею
Что же сблизило таких, казалось бы, разных людей, как Жуковский и Пушкин, разных по возрасту, общественному положению и роду занятий? Вероятно, в первую очередь любовь к литературе и чуткость к поэтическому слогу. Пушкин зачитывался Жуковским, был его преданным поклонником, а Василий Андреевич сумел сразу разглядеть поэтический дар своего молодого и озорного товарища. Он прочил ему великое будущее.
Дружба Пушкина и Жуковского
Знакомство поэтов
В 1815г. Жуковский, по дороге в Павловск, не раз заезжал в Царское Село, где познакомился с 16-тилетним лицеистом, автором нескольких напечатанных стихотворений, сыном и племянником его близких московских знакомых Александром Пушкиным.
Долгая дружба двух поэтов была основана не только на литературной преемственности, но и на общности многих воззрений.
19сентября 1815г.
Жуковский писал П. А. Вяземскому: «Я сделал ещё приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным… Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу…Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который нас всех перерастет».
Ни тени зависти, только восхищение талантом, — в этом весь Жуковский. 27 ноября 1815г. он подарил Пушкину 1-й том своих стихотворений. После выхода Пушкина из Лицея Жуковский ввел его в литературное общество «Арзамас»; на «субботах» – еженедельных литературных вечерах у Жуковского — Пушкин читал новые песни «Руслана и Людмилы», а когда закончил поэму получил от Жуковского его портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».
В черновой редакции 3-ей главы «Онегина» Пушкин писал о первых годах своего общения с Жуковским:
И ты, глубоко вдохновенный,
Всего прекрасного певец,
Ты идол девственных сердец,
Не ты ль, прекрасным увлеченный,
Не ты ль мне руку подавал
И к славе чистой призывал.
Когда над головою Пушкина разразилась первая буря – ему грозили Соловки или Сибирь, — отец поэта Сергей Львович поспешил за помощью к Жуковскому.
Общие усилия друзей помогли смягчить участь юного поэта. После отъезда Пушкина на юг он не виделся с Жуковским 7 лет (в 1826г., когда Пушкина освободили, серьезно больной Жуковский был за границей, и они встретились только в конце октября 1827г.
в Петербурге.). Интенсивной и важной для Пушкина была их переписка в годы ссылки (часть писем, посланных Пушкиным из Кишинева и Одессы, до нас не дошла).
В 1824г. Пушкин вновь обращается за помощью к Жуковскому: на этот раз ему грозила серьезными неприятностями бурная ссора с отцом. Опальный поэт, оказавшийся к тому же «неблагодарным и непочтительным» сыном, был бы окончательно скомпрометирован в глазах царя и ещё долго не получил бы разрешение воротиться в столицы.
Жуковский помог уладить дело. Наконец, в те же годы, узнав о нездоровье Пушкина (на самом деле это был предлог, с помощью которого Пушкин рассчитывал вырваться из Михайловского и, возможно, даже перебраться за границу), Жуковский хлопочет о враче, предостерегает от опрометчивых поступков, умоляет проявить терпение.
«Ты имеешь не дарование, а гений – пишет он Пушкину.- Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастья… Обстоятельства жизни, счастливые или несчастливые, — шелуха.
Ты скажешь, что я проповедую со спокойного берега утопающему. Нет! Я стою на пустом берегу, вижу в волнах силача и знаю, что он не утонет, если употребит свою силу, и только показываю ему лучший берег, к которому он непременно доплывет, если захочет сам.
Плыви, силач!» Воспользовавшись сменой правления, он пытался вызволить Пушкина из ссылки. Узнав об этом, Пушкин писал Плетневу: «Не смею надеяться, но мне было бы сладко получить свободу от Жуковского, а не от кого другого».
В 1829 – 1830гг. Жуковский участвовал в борьбе за издание «Бориса Годунова» и преуспел в этом.
Жуковский и пушкин дружба
Под влиянием Пушкина Жуковский пишет «Спящую царевну», «Войну мышей и лягушек» и «Сказку о царе Берендее» (1831).
Пушкин никогда не забывал, кому он обязан немалой долей своей поэтической силы.
В 20-х годах Жуковский почти не писал стихов, и многие друзья Пушкина числили его по ведомству литературной истории. Пушкин мог сколько угодно шутить по этому поводу, особенно с Вяземским, но истинное значение Жуковского он представлял себе в полной мере.
На упреки по адресу Жуковского в мистицизме, пренебрежении проблемам века, содержавшиеся в письме Рылеева (эту позицию разделял и Кюхельбекер). Пушкин возражал: «Не совсем соглашаюсь со строгим приговором о Жуковском.
Зачем кусать нам груди кормилицы нашей? Потому что зубки прорезались? Что не говори, Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности».
Первое лето после свадьбы (18 февраля 1831) Пушкины проводят в Царском Селе. Европейские революции, польское восстание и кровавые холерные бунты внутри страны — предмет его постоянных размышлений, отразившихся в эпистолярии и обусловивших появление имперских по духу стихотворений «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина».
Общение с Жуковским и Н. В. Гоголем, занятым «Вечерами на хуторе близ Диканьки», взаимно стимулировало обращение к фольклору («Сказка о царе Салтане…»). Вопрос о сложных, чреватых катастрофой отношениях между властью, дворянством и народом становится для Пушкина важнейшим («Дубровский», отношение к Петру I и его наследию (с 1832 идут архивные разыскания для «Истории Петра»); «объективизм» сменяется трагическим восприятием истории («Медный всадник»); «милость», неотделимая от человеческого взаимопонимания и коренящаяся в религиозном чувстве, мыслится выше объективной, но ограниченной «справедливости» 1832-33; «История Пугачева», 1833; «Капитанская дочка», 1836).
Значение Жуковского в жизни А.
С. Пушкина
18 июня 1832г. Жуковский вновь отправился из Петербурга в Германию, Швейцарию, Италию, Францию и возвратился только 10 сентября 1833г. К 1834г. относится новый кризис в биографии Пушкина, в ход которого вмешался Жуковский. Измученный непосильной борьбой за творческую и материальную независимость, камер-юнкер Пушкин подал в отставку, надеясь обрести покой и свободу в деревне.
Николай I лицемерно ответил, что никого при себе не удерживает, но и не допустит в государственные архивы человека, порвавшего с государственной службой. Иначе говоря, отставка означала для Пушкина прекращение работы над «Историей Петра», которой он был тогда занят.
Жуковский убедил Пушкина взять прошение об отставке обратно.
Жуковский знал то, о чем не догадывался Пушкин: царь всё равно не дал бы ему отставки или любой ценой заставил бы вскоре возвратиться на службу. Неприятности, которые грозили Пушкину, были пострашнее отлучения от архивов.
Николай I не простил бы удара по самолюбию, который готовился нанести ему независимый духом поэт.
Жуковский учитывал всё это и заставил Пушкина остаться.
Через 3 года он горько пожалел о своей настойчивости: как бы худо ни было, хуже ведь быть не могло! В письме-обвинении Бенкендорфу после смерти Пушкина Жуковский вспомнил 1834год:
«Пушкин хотел поехать в деревню на житьё, чтобы заняться на покое литературой, ему было в том отказано под тем видом, что он служил, а действительно потому, что не верили».
Увы, сила предвидения даже самых мудрых и доброжелательных друзей Пушкина имела свои границы.
Роль Жуковского в борьбе за жизнь Пушкина в конце 1836 – начале 1837гг, а затем за сохранение его наследия велика.
В ноябре 1836г., стремясь государя упускать из вида одну из первых красавиц Петербурга – Наталью предотвратить поединок с Дантесом, Жуковский писал Пушкину: « ради бога одумайся. Дай мне счастие избавить тебя от безумного злодейства, и жену твою от совершенного посрамления». Тогда Жуковскому в последний раз удалось спасти Пушкина. Через два с небольшим месяца безумное злодейство совершилось, Жуковский не знал о готовившемся поединке на Черной речке. Он не поспел…
После смерти младшего друга Жуковский принялся за дела, которые в очередной раз доказывают его предусмотрительность и трезвость ума.
Со слов близких Пушкина он записал каждый его шаг в день дуэли. Он побудил многих друзей, свидетелей дуэльной истории, кончины и погребения Пушкина, записать в той или иной форме свои воспоминания. Сам он написал пространное письмо отцу поэта Сергею Львовичу, говорят, что в этом письме правда во многом искажена: роль царя в гибели Пушкина трактуется неверно и т.д.
Отчасти это действительно так, но ведь Жуковский преследовал всеми своими словами и поступками вполне определенные цели: во-первых, он хотел укрепить царя в намерении обеспечить будущее вдовы и детей Пушкина; во-вторых, он рассчитывал отвести удар от пушкинского окружения, которое в придворных кругах иначе как «литературной шайкой» не называли; в-третьих, он хотел, во что бы то ни стало спасти по возможности каждую строку, каждый листок из наследия Пушкина.
В такой невероятно сложной обстановке писалось письмо Сергею Львовичу. И всё же в большей части этого документа дипломатические цели отступают перед великим горем.
Вчитайтесь в строки Жуковского: «Ещё по привычке продолжаешь искать его, ещё посреди наших разговоров как будто отзывается голос его, как будто раздается его живой веселый смех и там, где он бывал ежедневно, ничто не переменилось, нет и признаков бедственной утраты, все в обыкновенном порядке, все на своем месте, а он пропал и навсегда – непостижимо!
В одну минуту погибла сильная, крепкая жизнь, полная гения, светлая надеждами. Не говорю о тебе, бедный дряхлый отец; не говорю об нас, горюющих друзьях его. Россия лишилась своего любимого национального поэта».
Накануне письма отцу Пушкина Жуковский подготовил и письмо к Бенкендорфу, также рассчитанное на то, чтобы убедить царя и двор в отсутствии «либеральной партии», но, по существу, ставшее обвинительным документом против душителей Пушкина.
«Острота ума не есть государственное преступление, — писал Жуковский.- Вы называете его и теперь демагогическим писателем. По каким его произведениям вы даете ему такое имя? И какие его произведения знаете вы, кроме тех, на кои указывала вам полиция и некоторые из его литературных врагов, клеветавшие на него тайно… Он просто национальный поэт, выразивший в лучших стихах своих наилучшим способом всё, что дорого русскому сердцу…»
Так писал старый поэт (в день смерти Пушкина Жуковскому исполнилось 54 года), никогда не боявшийся за себя самого, но готовый многим поступиться, чтобы спасти друга, не дать погибнуть истинному дарованию.
Один из современников точно подметил характерную черту Жуковского: «верный друг всем приятелям, каких у него очень много, он, ходотайствуя о них, может выйти из своего хладнокровия, — для себя он бессилен».
Страшный удар, который не смог предотвратить Жуковский, заставил его самого думать об уходе на покой. В 1839г Жуковский посетил родные места – Белёвский уезд. В 1841 г. Он вышел в отставку, и вскоре уехал за границу.
Смерть поэта
Очень тяжелыми для Александра Сергеевича Пушкина были 1936-1937 годы. Появление Жоржа Дантеса, легкомысленное поведение жены Натальи, интриги высшего света, клевета и унизительные эпиграммы в адрес семьи Пушкиных, попытки защитить честь супруги… Ситуация накалялась с каждым днем.
Было ясно, что цель одна — спровоцировать вспыльчивого поэта на дуэль. Именно Жуковский долгими уговорами убедил Александра не отправлять оскорбительное письмо своему недругу, ведь тогда дуэль была бы неминуема. Именно Жуковский умолял его сохранять благоразумие и не поддаваться на провокации.
Именно Жуковский несколько дней спустя внес в квартиру на Мойке смертельно раненого поэта (темперамент и желание защитить любимую женщину все же взяли верх над рассудительностью).
Судьба сыграла злую шутку: день рождения В. А. Жуковского, 29 января, стал днем смерти его верного и любимого друга…
Василий Андреевич очень переживал смерть своего ученика и друга, уже тогда он понимал, что ушел из жизни не только прекрасный человек, но и величайший поэт.
И после смерти поэта, словно ангел-хранитель, Жуковский вновь пришел на помощь уже покойному другу: получив приказ пересмотреть и доставить государю все письма Пушкина, он впервые ослушался и тайно вынес их жене — Наталье Николаевне.
Жуковский и Пушкин — воплощение одухотворенной дружбы, отношений, лишенных корысти, построенных на общих интересах, любви к литературе и стремлении помогать друг другу в сложных ситуациях.
Сравнения сказок Пушкина и Жуковского
Сходство сказок «Спящая Царевна» и «Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях» Сходства сказки Жуковского «Спящая Царевна» и Пушкина «Сказка о мёртвой Царевне и 7 богатырях»: Совпадения: — беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле; — причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида; — зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) — мачеха.
Они губят царевен; — с царевен снимается проклятие; — царевен пробуждают царские сыновья: царевич Елисей и царский сын (без имени) ; — царевны обе красавицы; — царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек — 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина) ; — царевны пробуждаются — оживают; — женитьба спасителей на царевнах; — колдунья-фея и царица- мачеха превращаются в старушек, идя на злое дело;
Различия в сюжете сказок У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник).
У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название) — Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
А.С.Пушкин и В.А.Жуковский
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок). — У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы). — У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала.
Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу Жуковского помогает старик. — Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома. — Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского — веретено. — Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).
-У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла. В сказках разные места действия: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.
«Сказка — Ложь, да в ней намёк, кто познает, тем Урок.
«
-
Оперы на сюжеты Пушкина
-
По страницам сказок
-
Болдинская Осень А.С.
Пушкина
-
Путешествие по сказкам Пушкина
-
«Великолепная семерка» Творчество А.
С. Пушкина
-
Сказки Пушкина
-
Несколько фактов из биографии А.С.Пушкина
-
Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина
7286 7411 7482 7599 7777 7793 8025 8114