Урок литературы в 5 классе пушкин сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях презентация

Главная / литература / а. с. пушкин сказка о мертвой царевне и о семи богатырях презентация на тему: а.

Главная / Литература / А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


Презентация на тему: А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Фрагмент рабочей тет

Описание слайда:

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Фрагмент рабочей тетради по литературе5 класс

№ слайда 2
Александр Сергеевич Пушкин(1799 – 1837) Пушкинские сказки - это «чудесный сплав,

Описание слайда:

Александр Сергеевич Пушкин(1799 – 1837) Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».П. Бажов

№ слайда 3
В Москве прошло детство А. С. ПушкинаДядя Василий ЛьвовичМать поэта Надежда Осип

Описание слайда:

В Москве прошло детство А. С. ПушкинаДядя Василий ЛьвовичМать поэта Надежда ОсиповнаОтец Сергей ЛьвовичНяня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклоромБрат поэта Лев Сергеевич

№ слайда 4
Секреты литературной сказки Секрет внезапного чудаСекрет неожиданной точки зрени

Описание слайда:

Секреты литературной сказки Секрет внезапного чудаСекрет неожиданной точки зренияСекрет загадочной детали. ПодтекстПоучительный вывод

№ слайда 5
Словарь Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем

Описание слайда:

Словарь Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

№ слайда 6
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный пл

Описание слайда:

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Составьте цитатный план.Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

№ слайда 7
Цитатный план «Царь с царицею простился..»«Царь женился на другой..»«Но царевна

Описание слайда:

Цитатный план «Царь с царицею простился..»«Царь женился на другой..»«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»«А царевна все ж милее..»«Вот Чернавка в лес пошла..»«Будь нам милая сестрица»«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»«..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»«В руки яблочко взяла»«..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»«Гроб разбился. Дева вдруг ожила»«Свадьбу тотчас учинили»

№ слайда 8
Основные образы сказки ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим люд

Описание слайда:

Основные образы сказки ● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?● Как отомстила царица-мачеха царевне?● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

№ слайда 9
Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планомВнешность царевны и ее внутренние

Описание слайда:

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планомВнешность царевны и ее внутренние качества.Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.Отношение автора к героине.► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

№ слайда 10
Словарь Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощ

Описание слайда:

Словарь Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:Между тем росла, росла,Поднялась и расцвела..Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

№ слайда 11
Практическая работа

Описание слайда:

Практическая работа

№ слайда 12
Помощники царевны ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?► Как бога

Описание слайда:

Помощники царевны ► Какие черты характера открываются нам в богатырях?► Как богатыри относятся к царевне и почему?

№ слайда 13
■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? ■ Как проявляются в эт

Описание слайда:

■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? ■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

№ слайда 14
Будьте внимательны к слову Из предложенных выражений выпишите те, которые могут

Описание слайда:

Будьте внимательны к слову Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:ПростилсяВ путь-дорогу снарядилсяС белой зори до ночиБелешенька земляВосхищенья не снеслаСвойство зеркальце имелоНраву кроткого такогоВдруг погаслаКрасная девицаВ горести душевнойСотворив обряд печальныйВдруг погасла жертвой злобеПотешитьС мольбой погналсяТрубит уже молва

№ слайда 15
► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев

Описание слайда:

► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?

№ слайда 16
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь Прочтите статью учебника (стр. 106

Описание слайда:

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107). Основные положения статьи запишите в тетрадь.Определите способы рифмовки:Царь с царицею простился,В путь-дорогу снарядился,И царица у окнаСела ждать его одна.ПарнаяТам на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей..Перекрестная

№ слайда 17
Проверьте знание сказок А. С. Пушкина http://files.school-collection.edu.ru/dlrs

Описание слайда:

Проверьте знание сказок А. С. Пушкина http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

№ слайда 18
Использованная литература ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки

Описание слайда:

Использованная литература ◊ Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 классИнтернет-ресурсы. Режим доступа:◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.htmlhttp://www.mp3zzz.ru/alb/2120.htmlhttp://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpghttp://www.bookmate.ru/books/255032http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 1

А.С. Пушкин
«Сказка о мёртвой
царевне и
7 богатырях»

Слайд 2

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 2

Организационный момент

На уроке будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Слайд 3

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 3

Ч

Удесный
Мир
классики

Слайд 4

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 5

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 5

Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)

Слайд 6

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 6

1. Вспомните, когда родился А. С. Пушкин? 
2. Где родился?  3. Где находится памятник А. С. Пушкину в Москве? 
4. Где находится музей А. С. Пушкина в Москве?
5. Как звали няню поэта? 6. Где учился Пушкин?  7. Кто присутствовал на выпускном экзамене в лицее?  8. С кем из известных поэтов и писателей дружил Пушкин?

(6 июня 1799 года)

(В Москве).

(На Пушкинской площади).

(На старом Арбате).

(Арина Родионовна).

(В Царскосельском лицее).

(Великий поэт Державин).

(В. А. Жуковский , Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер).

Слайд 7

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 7

Речевая разминка

Любим мы читать и слушать Сказки и стихи про дружбу, Ритм ногами отбивать И героев оживлять. Здравствуй, сказка и рассказ, Что готовишь нам сейчас?

Слайд 8

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 8

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством
А. С. Пушкина. Но прежде вспомним, какие сказки он написал.

Слайд 9

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 9

— Сказка о рыбаке и рыбке.

— Сказка о золотом петушке.

— Сказка о царе Салтане.

Сказка о мёртвой царевне
и 7 богатырях.

Сказка о попе и работнике его Балде.

Слайд 10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 10

Слайд 11

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 11

Эту сказку А. С. Пушкин написал в Болдине.  В её основе – народная сказка, рассказанная няней и записанная поэтом в Михайловском. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

Н.П. Унжина
«А.С. Пушкин в
Болдино»

Слайд 12

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 12

А.А. Платонов
«Пушкин в Болдино»

Слайд 13

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 13

Слайд 14

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 14

Слайд 15

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 15

Литературная сказка

Слайд 16

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 16

Слайд 17

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 17

Кто такой богатырь?

— Скажите, что мы можем узнать из названия.

Богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

Богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый, и счастливый воин.

Слайд 18

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 18

Признаки сказки

Зачин.
2. Волшебные предметы.
3. Сказочные слова и выражения.
4. Троекратный повтор.
5. Борьба добра и зла.
6. Добро побеждает зло.
7. Концовка.

Слайд 19

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 19

Борьба добра и зла,
добро побеждает зло

Какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий.

«Добро»

«Зло»

Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).

Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

Слайд 20

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 20

— Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?

— О какой черте характера это говорит?

— Прочитайте, как автор описывает царевну.

— С чем её сравнивает Пушкин?

— Как автор противопоставляет царицу другим героям?

— Как царевна набрела на терем богатырей?

— Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.

— Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?

— Как царевне жилось у богатырей?

— Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.

— Что означают слова « не прекословит, не перечат»?

Слайд 21

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 21

Почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься?

— О каком качестве характера это говорит?

— Что придумала злая царица, чтобы погубить царевну?

— Как Соколко защищал царевну?

— Почему Пушкин называет черницу « старушонкой»,
а царевна – бабушкой?

— Что случилось после того, как царевна взяла яблоко?

— Как отнеслись к этому событию богатыри?

— Как Елисей искал свою невесту?

-К кому он обращался за помощью? Кто ему помог отыскать царевну?

— Какую печальную весть сообщил ветер королевичу?

— Чем заканчивается сказка? — Хорошо или плохо заканчивается сказка?

Слайд 22

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 22

-Зависть – это положительное или отрицательное чувство?
-Какого героя можно назвать завистливым?

Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

Слайд 23

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 23

Физминутка

Ветер

Осторожно ветер За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью.
(махи руками)

Слайд 24

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 24

Слайд 25

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 25

-Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.

Слайд 26

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 26

Царевна

-Какой была молодая царевна?
— Как звали ее жениха?
— Какое приданое приготовил царь своей дочери?
— Почему девушка служанка отпустила царевну?
— Как повела себя царевна в гостях у богатырей?
— О каком качестве характера это говорит?
—  Как вела себя царевна при встрече с богатырями?
— Почему царевна не приняла предложение братьев?
— Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса?

Слайд 27

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 27

Портрет молодой царевны

Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

Слайд 28

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 28

Царица

— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении?
— Прочитать описание царицы.
— Что было дано ей в приданое?
— Какое свойство имело зеркальце?
Вспомни разговор мачехи с зеркальцем.
Что ответило ей зеркало?
— Как повела себя царица с зеркалом?
— О каком качестве царицы говорит этот поступок?
-Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки?

Слайд 29

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 29

Портрет царицы

Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная.

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда , ломлива,
Своенравна и ревнива.

Слайд 30

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 30

Елисей

— Что же помогает королевичу Елисею найти царевну и вернуть ее к жизни?
— Какими качествами наделил поэт королевича Елисея?
— Прочитайте разговор королевича с солнцем, месяцем, ветром.
— Почему природа помогала ему?
— Прочитайте слова:
«И о гроб невесты милой,
  Он ударился всей силой»
— Что чувствовал в это время Елисей?

Слайд 31

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 31

Портрет Елисея

Слайд 32

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 32

Семь богатырей

— Почему царевна, войдя в чужой дом, решила, что «тут люди добрые живут »
 Прочитайте отрывок.
 — Прочитайте, что сказал старший брат, когда понял, что в доме кто-то есть.
— Какие качества братьев открылись в этих словах?
— Как выглядели хозяева дома, в который зашла царевна?
Перечитайте слова старшего брата, предложившего стать женою одного из них.
— С каким чувством, по-вашему, произнес эти слова старший брат?

Слайд 33

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 33

Портрет Богатырей

Слайд 34

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 34

Слайд 35

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 35

Синквейн. Царевна

Слайд 36

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 36

-Каждая сказка нас чему – то учит.
-Чему вас научила эта сказка?

— Какой урок вы извлекли для себя?

— От чего предостерегает сказка?

— Какова её главная мысль?

Слайд 37

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 37

Сегодня я узнал ….
У меня получилось …
Было трудно …
Меня удивило …
Было интересно….
Теперь я умею …

Слайд 38

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях», слайд 38

Домашнее задание:

с. 70 — 91

рисунок

  • Скачать презентацию (3.49 Мб)


  • 589 загрузок

  • 3.8 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»» по литературе, включающую в себя 18 слайдов. Скачать файл презентации 3.49 Мб. Средняя оценка: 3.8 балла из 5. Для учеников 5 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    18

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    Слайд 1

    А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    Л. А. Криницина
    Фрагмент рабочей тетради
    по литературе
    5 класс

  • Slide2

    Слайд 2

    Л. А. Криницина
    Фрагмент рабочей тетради
    по литературе
    5 класс

  • Slide3

    Слайд 3

    В Москве прошло детство А. С. Пушкина
    Мать поэта Надежда Осиповна
    Отец Сергей Львович
    Дядя Василий Львович
    Брат поэта Лев Сергеевич
    Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

  • Slide4

    Слайд 4

    Секреты литературной сказки

    Секрет внезапного чуда
    Секрет неожиданной точки зрения
    Секрет загадочной детали. Подтекст
    Поучительный вывод

  • Slide5

    Слайд 5

    Словарь

    Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

  • Slide6

    Слайд 6

    Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

  • Slide7

    Слайд 7

    Цитатный план

    «Царь с царицею простился..»
    «Царь женился на другой..»
    «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
    «А царевна все ж милее..»
    «Вот Чернавка в лес пошла..»
    «Будь нам милая сестрица»
    «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
    «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
    «В руки яблочко взяла»
    «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
    «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
    «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
    «Свадьбу тотчас учинили»

  • Slide8

    Слайд 8

    Основные образы сказки

    ●Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
    ●Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
    ●Как отомстила царица-мачеха царевне?
    ●Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

  • Slide9

    Слайд 9

    Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
    Внешность царевны и ее внутренние качества.
    Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
    Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
    Отношение автора к героине.
    ►Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение.

  • Slide10

    Слайд 10

    Словарь

    Сравнение– образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
    Между тем росла, росла,
    Поднялась и расцвела..
    Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

  • Slide11

    Слайд 11

    Практическая работа

    Царского происхождения, умны, красивы
    Царица
    Царевна
    Злая
    Завистливая
    Гордая
    Своенравная
    Ленивая
    Грубая
    Надменная
    Жестокосердная

    Добрая
    Бескорыстная
    Скромная
    Кроткая
    Трудолюбивая
    Вежливая
    Простая
    Добродетельная

  • Slide12

    Слайд 12

    Помощники царевны

    ►Какие черты характера открываются нам в богатырях?
    ►Как богатыри относятся к царевне и почему?

  • Slide13

    Слайд 13

    ■Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
    ■Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

  • Slide14

    Слайд 14

    Будьте внимательны к слову

    Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
    Простился
    В путь-дорогу снарядился
    С белой зори до ночи
    Белешенька земля
    Восхищенья не снесла
    Свойство зеркальце имело
    Нраву кроткого такого
    Вдруг погасла
    Красная девица
    В горести душевной
    Сотворив обряд печальный
    Вдруг погасла жертвой злобе
    Потешить
    С мольбой погнался
    Трубит уже молва

  • Slide15

    Слайд 15

    Т. Маврина
    Е. Пашков
    В. Милашевский
    В. Конашевич
    ►Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
    В. Назарук

  • Slide16

    Слайд 16

    Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

    Прочтите статью учебника (стр. 106 – 107).
    Основные положения статьи запишите в тетрадь.
    Определите способы рифмовки:
    Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился,
    И царица у окна
    Села ждать его одна.
    Парная
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей;
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей..
    Перекрестная

  • Slide17

    Слайд 17

    Проверьте знание сказок А. С. Пушкина

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

  • Slide18

    Слайд 18

    Использованная литература

    ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm

    ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
    ◊http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

    http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
    http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
    http://www.bookmate.ru/books/255032
    http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064

    ◊Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
    ◊ Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
    ◊ Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 класс
    Интернет-ресурсы. Режим доступа:

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Цель:

  • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,
    смысл противопоставления злой царицы и царевны,
    красоты внешней и внутренней, роли
    художественно-изобразительных средств в сказке;
  • развивать навыки выразительного чтения,
    лексической работы, работы с иллюстрациями;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная
презентация.

ХОД УРОКА

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина
трагически оборвалась более полутора веков
назад, но свет его ума, тепло и задушевность его
поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания. Выразительное
чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина
“Няне”.
Слайд №2.

1. Беседа по первичному восприятию
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
А.С.Пушкина. Слайд №3.

— Ребята, расскажите, какие факты жизни и
творчества Александра Сергеевича Пушкина вам
известны?

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на
протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин
старался понять интересы народа, мечты, идеалы,
нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и
народные обряды, просил няню снова и снова
сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин
не ограничивался задачей пассивного изучения
народной поэзии: он стремился проникнуть в неё,
творчески овладеть её содержанием и формой. И это
ему удалось настолько, что некоторые его
произведения в народном духе (например, “Песни о
Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.

Слайд №4.

— Дайте определение “сказки”, расскажите,
какие они бывают, из чего состоят.

Слайд №5.

— Составьте цитатный план.

  • “Царь с царицею простился..”
  • “Царь женился на другой..”
  • “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
  • “А царевна все ж милее..”
  • “Вот Чернавка в лес пошла..”

2. Разгадывание кроссворда.

Слайд №6.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

— Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.
Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.

— Сегодня на уроке мы должны проанализировать
образы царевны и царицы в сказке и понять в чем
смысл противопоставления героинь, каково
отношение автора к героиням, ну и, конечно,
рассмотреть ваше отношение к данным образам.

— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько
хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
Пушкина.

— Ребята, а с какой сказкой Александра
Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом
уроке?

— Докажите, что это произведение – сказка.

1. Слайд №7.

— Вы говорите, что в сказках обязательно идет
борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина?
И между кем она идет?

2. Анализ содержания сказки.

— С нашими героинями мы знакомимся с самого
начала сказки. Откройте сказку в учебнике.

Выразительное чтение отрывка из сказки от слов
“Царь с царицею простился…” до слов “И к обедне
умерла”.

— Назовите слова и выражения, свойственные
народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу,
ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька,
издалече, тяжелёшенько).

Данному отрывку свойственна особая интонация.
Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая
няня.

– Как в описании проводов царя и ожидания его
царицей подчёркивается грустное настроение
царицы? (Ожидание царицы томительно: она
“ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”.
Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение
героини.)

Выразительное чтение отрывка от слов “Правду
молвить, молодица…” до слов “Гордо в зеркальце
глядясь”.

— Какие слова передают отношение автора к
другой царице? (Горда, ломлива, своенравна,
ревнива).

— Объясните лексическое значение слова
“ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).

— Что хотела услышать царица, обращаясь к
зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее…”
Царица тщеславна, она считает себя самой
красивой и постоянно хочет слышать
подтверждение этому. Однако при всей своей
красоте она не уверена в себе. Зеркальце
необходимо ей для самоутверждения. Таким
образом, автор показывает внутреннюю
несостоятельность и обречённость зла.)

— Какова роль повторов в данном фрагменте
сказки?

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.

(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”,
раскрывают самые разные значения слова
“ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и
весела).

Слайд №8.

3. Лексическая работа

— Скажите, как вы понимаете слова:

  • Нрав – характер, душевные качества.
  • Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
  • Гордый – сознающий своё превосходство.
  • Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма,
    капризна.
  • Своенравный – упрямый, поступающий так, как
    вздумается.
  • Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
    лучшей.

— Какие качества вы еще можете добавить от себя
каждой героине? Назовите.

— А какие общие черты их соединяют?

— Ребята, скажите, почему повествование о
царевне поэт начинает с противительного союза
НО?

— Какие средства выразительности использует
автор, показывая образы царицы и царевны?
СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.

— Давайте прочитаем следующий эпизод и
проанализируем его.

4. Выразительное чтение эпизода от слов
“Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За
невестой молодой”.

— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

— В каких словах проявляется отношение автора к
царице?

— Что происходит с царевной в лесу?

5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича
(с.109 учебника, ч.1).

— Как Соколко встретил царевну? Почему?

6. Выразительное чтение фрагмента от слов
“И царевна очутилась…” до слов “И тихонько
улеглась”.

— О каких качествах героини рассказывает этот
эпизод?

Слайд №9.

Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на
крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо
воспитанную и, главное, любящую и умеющую
трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом
царевна обошла, всё порядком убрала, засветила
Богу свечку, затопила жарко печку…”.

Пушкин, перевоплотившись в народного
рассказчика, уверенного, что именно так ведут
себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали…”.
Подробно развивается эпизод пребывания
красавицы царевны в доме семи богатырей,
“румяных усачей”, которые скоро полюбили её.

7. Выразительное чтение отрывка по ролям от
слов “Братья милую девицу полюбили…” до слов
“Стали жить да поживать”.

— Какие идеалы народа нашли отражение в этом
эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая
нравственность, чистота).

— Как злой царице удалось узнать о том, что
царевна жива?

— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев
фрагмент мультфильма данной сказки.

Слайд №10.

8. Просмотр мультфильма до Елисея.

— Почему автор так внимательно следит за каждым
движением героини? В каких строчках проявляется
отношение автора к героине?

— Найдите в указанном отрывке существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую
роль они выполняют в тексте?

— Каким настроением проникнута сцена прощания
богатырей с названой сестрицей?

— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.

IV. Подведение итогов урока.

— Ребята, мы увидели, что царица-мачеха
противопоставлена царевне. Чем отличаются
героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл
противопоставления? (Между царевной и царицей
есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны,
автор подчёркивает, что красота души важнее
всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её
гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как
отвратителен может быть внешне привлекательный
человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в
защите; зло коварно, подло и жестоко, но
изначально обречено).

Слайд №11.

— Обобщите образы в синквейне о царице и о
царевне.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

Слайд №12.

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

— от слов “За невестою своей…” до слов “Или
след её заметил”;

— от слов “Тёмной ночки Елисей…” до слов “Не
печалься же, прощай”;

— от слов “Елисей, не унывая…” до слов “В том
гробу твоя невеста”,

Ответить на вопросы стр.126 -128.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях” А.С. Пушкина.

Выполните тест, обведите в овал правильный
ответ.

1. Царевна родилась под Рождество:

ДА НЕТ

2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:

ДА НЕТ

3. В приданое царевна получала семь городов и
сто сорок теремов:

ДА НЕТ

4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та
пообещала девушке щедрый подарок:

ДА НЕТ

5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…”.
Эти слова принадлежат младшему из семерых
братьев-богатырей:

ДА НЕТ

6. Царевна подала нищей монахине хлеба:

ДА НЕТ

7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:

ДА НЕТ

8. Братья положили царевну в золотой гроб:

ДА НЕТ

9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:

ДА НЕТ

10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от
волшебного зеркальца, что царевна жива:

ДА НЕТ

Ответы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да

Литература

5 класс

Урок № 16

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки сюжета, поэтика сказки

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • истоки рождения сюжета сказки;
  • сходство и различие литературной и народной сказки;
  • народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина;
  • стихотворная и прозаическая речь;
  • поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

Тезаурус

Кручиниться – горевать, тосковать, предаваться печали.

Тужить – горевать, тосковать, скорбеть, печалиться.

Сенная девушка – дворовая девушка, служанка, находящаяся в услужении у господ, горничная.

Черница – монахиня.

Брюхатая – беременная (женщина).

Сравнение – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Олицетворение – выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица.

Список литературы

Обязательная литература:

Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 , стр.307

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256

2. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017, стр. 279

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80

8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019).

2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019).

3. Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).

4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).

5. Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019).

6. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019).

7. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В начале ХIХ века, как у европейских, так и русских писателей возрастает интерес к фольклорным сюжетам, героям, языку.

Кроме Александра Сергеевича Пушкина свой вклад в создание литературной сказки на фольклорной основе внесли Василий Андреевич Жуковский, Василий Федорович Одоевский, Пётр Павлович Ершов и другие авторы. Но именно пушкинские сказки стали лучшими образцами литературной сказки с народно-поэтической основой.

Мастерство Пушкина проявилось и в использовании для своей сказки самых разных источников. На прошлом уроке вы узнали, что сюжет «Сказки о мёртвой царевне…» мог быть навеян сказкой из сборника братьев Гримм «Белоснежка». Однако Пушкин не просто заменил гномов богатырями, он придал своим героям народные черты сказочных и былинных богатырей.

Обратим внимание, как Пушкин описывает жизнь богатырей. Богатырские забавы в сказке – это защита русских земель от врагов-иноземцев.

Перед утренней зарёю

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» воплотила идеалы народной этики. Недаром Пушкин в самом начале сказки описывает идеальные отношения в царской семье: царь отправляется в дальнюю дорогу, а царица верно ждёт его возвращения у окна:

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Идеальной можно назвать и жизнь царевны в тереме семи богатырей

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберёт и приготовит.

Им она не прекословит,

Не перечут ей они.

Так идут за днями дни…

Описывая неторопливую повседневность жизни царевны, автор подчёркивает, что «не скучно ей у семи богатырей».

Мир, лад, согласие в царском дворце и тереме богатырей – вот отличительная черта идеальных человеческих отношений, показанная Пушкиным.

Разумеется, и народные идеалы, и народные герои не могли быть воплощены без учёта особенностей языка русского фольклора. И здесь Пушкин использовал всё богатство средств языковой выразительности, свойственное поэтике народной сказки.

Во-первых, это большое количество слов народного языка:

…Отпустила и сказала:

«Не кручинься, бог с тобой».

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Во-вторых, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила…

В-третьих, свойственные народной сказке постоянные эпитеты

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную…

Зная множество народных сказок, и великолепно чувствуя природу русского языка, Пушкин использовал в «Сказке о мёртвой царевне…» систему повторов, характерных для фольклорных сюжетов. Вспомните, что каждый раз царица обращается к зеркальцу с одними и теми же словами:

Здравствуй, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Конечно, обращает на себя внимание удивительное мастерство Пушкина строить описания практически без использования прилагательных. В его сказке чаще всего глаголы становятся теми опорными словами, которые помогают читательскому воображению увидеть образы пушкинской сказки.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Таким образом, сюжет, образы героев, язык «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» максимально вобрал фольклорные элементы, свойственные сказке.

«Пушкин был первым русским писателем, – отмечал Горький, – который обратил внимание на народное творчество и ввёл его в литературу. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу».

Теоретический материал для углубленного изучения

На основе европейских и русских сюжетов-источников А. С. Пушкин создал самобытную сказку «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

По словам литературного критика Н. М. Никольского, «создавая реалистическую художественную литературу своего времени, создавая русский литературный язык на широкой национальной основе, Пушкин, как к живительному источнику, питающему и литературу и литературный язык, обратился к народному творчеству – сказкам, песням, пословицам, поговоркам. В произведениях устного народного творчества он видел подлинную народность, истинное воплощение взглядов самого народа на жизнь общества, на природу».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчеркивания элементов

Задание: в отрывке найдите и подчеркните постоянный эпитет.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

Задание опирается на понимание поэтических особенностей изученной сказки и на теоретический материал, пройденный в текущем учебном году. Вспоминаем, что постоянные эпитеты характеризуются устойчивостью, повторяемостью, сращением эпитета и определяемого слова. В предложенном отрывке такой эпитет представлен в единственном варианте: красная девица. Выбор осуществляется подчеркиванием правильного ответа.

Выбор элемента из выпадающего списка

Задание: Как царица-мачеха узнала, что царевна живет в тереме у богатырей?

Варианты ответа:

Ей сказало зеркальце

Ей сказали богатыри

Ей сказал королевич Елисей

Задание опирается на сюжет изученной сказки. Вспомнив основные события сказки, приходим к выводу, что правильный ответ: ей сказало зеркальце.

  • Урок литературы 6 класс сочинение по дубровскому
  • Урок литературы в 5 классе сказка о мертвой царевне и семи богатырях презентация
  • Урок литературы в 10 классе сочинение по драме островского гроза
  • Урок литературного чтения в 1 классе русская народная сказка лиса и журавль
  • Урок изо 3 класс твои книжки иллюстрация сказки презентация