Урок литературы сказка о царе берендее

Школа: учитель: класс: 5 дата:20г. тема урока 20 тема двух миров в сказке о царе берендее цели обучения, которые

Школа:

Учитель: 

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
20

Тема двух миров в «Сказке о царе Берендее…»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5. ПО 1 — понимать термины: реальный и фантастический мир сказки;

5.ПО 2 — иметь общее представление о художественном произведении,
осмысливать тему;

5.ПО 4 составлять простой
план
;

5.ПО 5 — кратко пересказывать содержание произведения или
отрывка;

5.ПО 6 —  давать краткий и полный ответ на вопрос;

5. ОС 4оценивать устные и
письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения соответствия
теме.

Цели
урока:

-прочитать текст и ответить на вопросы;

-восстановить последовательно план произведения;

-выполнить  сжатый пересказ;

-оценить работу товарища на уроке.

-сопоставить другие сказки с похожим сюжетом;

-составить «тонкие» вопросы по произведению;

— пересказать эпизод встречи героев от лица одного из них.

-исследовать художественное  пространство сказки;

-составить «толстые» вопросы по произведению.

Уровень
мыслительных навыков

Знание,
понимание, применение, анализ, оценка.

Критерии оценивания

-знают термины теории
литературы:
реальный и фантастический
мир сказки
;

-составляют простой
план;

-читают текст и
отвечают на вопросы;

-творчески пересказывают
содержание произведения или его отрывка;

-составляют «толстые» и
«тонкие»  вопросы по прочитанному отрывку; 

-описывают художественное
пространство сказки;

-определяют авторскую
позицию, выражают свое отношение к героям и их поступкам.

Языковые
цели

Использовать
навыки слушания, говорения, чтения и письма  для выражения своих идей в
устной и письменной форме

Ключевые слова и фразы:

Реальный и фантастический мир, «толстые» и «тонкие» вопросы 

Привитие

ценностей

Способствовать осознанию  учащимися ценностей «Мәңгілік ел».  Привитие через чтение произведения таких ценностей, как любовь,
находчивость и справедливость.

Межпредметные

связи

Связь с предметом самопознание, русский язык, изобразительное
искусство

ИКТ

Предварительные

знания

На данном уроке учащиеся будут рассматривать сказку как жанр,
актуализировать уже известную информацию и извлекать новую

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трёх языках.

Определение учебных результатов.

Ты продолжишь знакомство со сказкой В.А. Жуковского;
потренируешься в составлении плана произведения; узнаешь о двух мирах русских
сказок; научишься составлять вопросы

и придумывать сказочные задания.

2. Психологический настрой

Продолжи фразу: «Сегодня на уроке я буду хорошо работать, потому
что…»

3. Актуализация знаний.

В качестве домашнего задания было создание иллюстрации к сказке,
все работы вывешиваются на доску перед уроком. Можно провести небольшой
конкурс и определить, чья «образина» больше всего соответствует описанию в
сказке.

Беседа по вопросам:

— С какой сказкой мы начали знакомство на прошлом уроке?

— Какая история приключилась с царём Берендеем?

— Какое пари царь заключил с чудищем?

— Выполнил ли он свое обещание?

Дескрипторы:

-демонстрирует
знание текста;

-правильно
отвечает на вопросы.

ФО «Сигналы
рукой»

image001

Середина урока

4. Изучение нового материала.

Формирование  читательской грамотности

К.   Прием «Активное чтение».

Задание: Прочитай продолжение сказки.
Ответь на вопросы:

1. Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей-царевной?

2. Какой совет дала Марья-царевна Ивану?

3. Как вы думаете, почему Марья-царевна решила помочь царе­вичу?

4. Помог ли царевичу ее совет?

5. Как принял Ивана-царевича Кощей Бессмертный? Почему?

Дескрипторы:

 -отвечает на вопросы по содержанию сказки;

-демонстрирует понимание прочитанного отрывка сказки;

— приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из   произведения.

ФО «Похвала»

И. Прием «Лабиринт»

Задание: Представь, что твой друг
составил план текста, но перепутал последовательность событий. Восстанови
цепочку событий, соотнеси событие и цифру по порядку.

Дескрипторы:

— демонстрирует понимание прочитанного отрывка сказки;

-расставляет события в логической последовательности.

ФО «Комментарии учащихся» 

Погружение в теорию

К. Прием «Новый термин»

Задание: Прочитай  теорию «Два мира в
русских народных сказках». Задай вопросы одноклассникам по тексту.

  Дескрипторы:

— понимает прочитанный материал;

-составляет вопросы по тексту;

-отвечает на вопросы одноклассников.

ФО «Вратарь» 

И. Прием «Блокнот читателя»

Задание: Вспомни и запиши сказки, в которых главный герой
путешествует из реального мира в фантастический  мир. Каким образом он туда
попадает?

Дескрипторы:

-называет сказку, опираясь на иллюстрации;

-объясняет, как герой попадает в фантастический мир.

ФО «Светофор»

5. Закрепление

Развитие творческих способностей.

И., П. Прием «Творческий пересказ»

Задание:  Вспомни эпизод встречи Ивана-царевича и
Марьи-царевны. Перескажи его от лица одного из героев: царевны или царевича.

Оцени пересказ одноклассника, попроси его оценить свой.

Дескрипторы:

— пересказывает эпизод от лица одного из героев;

— употребляет в пересказе форму местоимения 1 лица;

— сохраняет последовательность событий;

-оценивает пересказ одноклассника.

ФО «Взаимооценивание по критериям» 

Развитие критического мышления

И. Прием «Толстые» и «тонкие» вопросы»

«Толстые»  вопросы 

 «Тонкие» вопросы 

Кто…

Почему ты думаешь…

Что…

Почему ты считаешь…

Когда..

В чем разница…

Мог ли…

Предположи, что будет, если…

Согласен ли ты…

 Задание: Используя таблицу, составь по 3 «толстых» и 3
«тонких» вопроса по прочитанному отрывку сказки.
«Тонкие»
вопросы требуют краткого конкретного ответа. Чтобы ответить на «толстые»
вопросы, нужно все обдумать, проанализировать и высказать свою точку зрения.

Задай свои вопросы одноклассникам, а сам попробуй ответить на и
вопросы.

Дескрипторы:

-составляет вопросы по заданному началу;

-приводит примеры из произведений для поддержки своего ответа;

-понимает художественное произведение 
в деталях;

-отвечает на вопросы одноклассников.

ФО «Сигналы рукой» 

http://www.detiseti.ru/images/data/labyrinth/labyrinth3.gif

image003

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0094/000236fb-e1d40fa6/img29.jpg

Конец урока

6. Итог урока. Возвращение к целям урока.

П. Рефлексия

«Комплимент» — учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят
друг друга и учителя за проведенный урок.

7. Домашнее задание:

1.      с.110 «Дело мастера боится». Придумай для Ивана –царевича три
задания, которые очень сложно или невозможно выполнить, запиши их в тетрадь.

2.      Прочитать продолжение сказки с.112-114

Школа:

Учитель: 

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
21

Образы сказочных героев в «Сказке о царе Берендее…».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО 1 — понимать термины:
активный и пассивный герой;

5.ПО 3 читать выразительно, по
ролям
 фрагменты текстов небольшого объема (поэтические, прозаические);

5.ПО 6 —  давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.АИ 4 — анализировать эпизоды, важные для характеристики героев,
при поддержке учителя;

5.АИ 5 — характеризовать героев
при поддержке учителя;

5.АИ 9 — писать творческие работы (сказки,
рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам,
иллюстрациям);

5.ОС 4оценивать устные и
письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения соответствия
теме.

Цели
урока:

-ответить
на вопросы по сказке;

-выразительно
прочитать по ролям эпизод сказки;

-охарактеризовать героев сказки, дать им оценку;

-высказать предположение о происхождении сказочных героев, их
имён;

-оценить устные и письменные высказывания одноклассников.

написать творческую работу на
предложенную тему.

Уровень
мыслительных навыков

Знание,
понимание, применение, анализа, оценка, синтез

Критерии оценивания

-выразительно читают по ролям эпизод сказки;

-понимают термины теории литературы: активный и пассивный герой;

-дают краткие и полные ответы на вопросы;

-дают характеристику героям с помощью учителя;

-пишут творческие работы (отзыв о герое);

-оценивают устные и письменные высказывания одноклассников.

Языковые
цели

Использовать
навыки слушания, говорения, чтения и письма  для выражения своих идей в
устной и письменной форме

Ключевые слова и фразы:

Герой, антигерой, активный герой, пассивный герой

Привитие

ценностей

Способствовать осознанию  учащимися ценностей «Мәңгілік ел».  Привитие через чтение произведения таких ценностей, как любовь,
находчивость и справедливость.

Межпредметные

связи

Связь с предметом самопознание, русский язык

ИКТ

Предварительные

знания

На данном уроке учащиеся будут работать по заранее прочитанному
отрывку из произведения.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трёх языках.

Определение учебных результатов.

Ты ближе познакомишься с героями сказки В.А. Жуковского,
вспомнишь и другие народные и авторские сказки; усовершенствуешь свое умение
в составлении синквейна и характеристики сказочного героя.

2. Эмоциональный  настрой на урок.

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть
лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил
ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Пошлите свет любви Вашим
родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте
сами источником тепла, добра и любви.

3. Актуализация знаний.

Дома вы придумали для Ивана-царевича три задания, которые очень
сложно или почти невозможно выполнить. Давайте узнаем, какие это могли быть
задания.

Дескрипторы:

-составляет три
задания для Ивана-царевича;

демонстрирует богатый словарный запас.

ФО «Комментарии учащихся»

http://cdn3.imgbb.ru/user/154/1540877/201610/ec0c64d8f34eccc805f53d5d34c127e0.png

Середина урока

4. Изучение нового материала.

Формирование  читательской грамотности

К.  Прием «Вопрос-ответ».

Задание: Ответь на вопросы по прочитанному дома отрывку сказки

1. Какие задания придумал
Кощей для Ивана-царевича?

2. Почему Марья-царевна
помогала Ивану-царевичу?

3. Какое поручение Кощея
оказалось невыполнимым?

4. Почему Марья-царевна не
смогла помочь Ивану-царевичу выполнить последнее задание?

5. Мог ли Иван-царевич сам
выбраться из подземного царства?

Дескрипторы:

— понимает содержание
прочитанного отрывка сказки;

—  дает полные и
краткие ответы на вопросы;

— приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из   произведения.

ФО «Похвала»

Погружение в теорию image002

И. Прием «Новый термин»

Задание: Прочитай теорию литературы
«Герои и антигерои русских сказок» с.115.

Составь кластер по изученному материалу.

Дескрипторы:

—  понимает содержание
прочитанного материала;

— выделяет основные темы;

— составляет кластер.

ФО «Комментарии учащихся»

Формирование  читательской грамотности

Г.  Прием «Что в имени тебе моем?»

http://www.stihi.ru/pics/2017/08/08/9309.jpgЗадание: Прочитай статью о происхождении слова и имени Кощей.  С каким
происхождением имени Кощей согласен ты? Поделись своим предположением о
происхождении имен других сказочных персонажей.

Дескрипторы:

— высказывает свою
точку зрения;

— объясняет
происхождение имен: Баба-Яга, Змей Горыныч, Василиса Премудрая;

 определяет роль деталей в характеристике персонажей.

ФО «Комментарии учителя»

5. Закрепление.

Развитие критического мышления

И. Прием «Синквейн»

Задание: с.116 Прочитай  характеристику литературного героя сказки – Марьи-царевны Понравилась ли тебе Марья-царевна? Какой ты ее представляешь?
Напиши синквейн, в котором вырази свое отношение к героине.

Дескрипторы:

— отвечает на вопросы
учителя;

— составляет синквейн
на предложенную тему;

-выражает свое
отношение к проблеме.

ФО «Сигналы рукой»

Развитие коммуникативной компетенции.

П. Прием «Читаем в паре»

Задание: Прочитайте выразительно по
ролям один из эпизодов сказки, где Кощей дает задание Ивану-царевичу.
Помните, что выразительное чтение – это умение отражать голосом ключевые
моменты текста, соблюдать паузы и логическую интонацию. Представьте себя
актерами, играющими роли персонажей сказки.

Оцени чтение товарища и попроси оценить свое.

Дескрипторы:

-читает
выразительно фрагмент прозы, демонстрируя понимание норм пунктуации и
грамматики;


соблюдает орфоэпические нормы;


соблюдает логические ударения, паузы;

—  передает характер
персонажа голосом;

— оценивает чтение
одноклассника.

ФО «Взаимооценивание по критериям»

Развитие творческих способностей.

И. Прием «Проба пера»

Задание:  Как ты думаешь, активным или пассивным героем является
Иван-царевич в «Сказке о царе Берендее…»? Обоснуй и запиши свой ответ,
приведя доказательства активности или пассивности героя сказки.

  Дескрипторы:

— высказывает собственную
точку зрения;

-приводит доказательства
активности или пассивности героя;

— приводит примеры из произведений для
поддержки своего ответа;


демонстрирует богатый словарный запас.

ФО «Авторский стул»

image004

image005

Конец урока

6. Итог урока.
Возвращение к целям урока.

И. Рефлексия. Приём «Ладошка»

Обведите ладонь в тетради и на каждом пальце напишите
прилагательные, характеризующие одного из героев сказки ( Кощея,
Ивана-царевича, Марью-царевну).

7. Домашнее задание

Написать синквейн об
Иване-царевиче (дописать эссе)

КГУ «Школа – гимназия имени
аль-Фараби»

(наименование организации образования)
Краткосрочный
(поурочный) план

Жизнь и творчество В.А. Жуковского. В.А.
Жуковский » Сказка о царе Берендее…»

(тема урока)

Раздел

Литературная поэтическая сказка

Ф.И.О (при его наличии) педагога

Балтабаева Асем Сембыевна

Дата

09.11.2021

Класс

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Тема урока

Жизнь и творчество В.А. Жуковского. В.А. Жуковский » Сказка
о царе Берендее…»

Цели обучения в соответствии с учебной программой

5.1.1.1 понимать термины: художественная литература, 
фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет,
композиция, художественное время и пространство, конфликт,  герой, повествователь,
рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм

Цели урока

Познакомиться с биографией русского писателя XIX века В.А. Жуковского;

узнать историю создания сказок Жуковского и Пушкина.

Начнешь знакомство со «Сказкой о царе Берендее…»

кратко пересказывать содержание произведения;

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Орг момент

Создание коллаборативной среды

Учитель приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает  успеха.

Учитель совместно с учащимися
определяет цели урока/ЦО и критерии успеха.

Здороваются

Определяют цели
урока

Интерактивная
доска, видеоролик

Изучение нового материала

I.                   
Знакомство с В.А. Жуковским.

Самостоятельная
работа учащихся по учебнику Бодровой Е.В. (стр. 96 — 97).

Сообщение учителя
«Духовный портрет писателя В.А. Жуковского».

II.                
Работа над сказкой. Прочитайте начало сказки (стр101-103
учебника) и ответьте на вопросы

ü 
Как царь оказался у колодца?

ü 
Почему напившись воды, он не смог поднять голову?

ü 
Как автор описывает Кощея Бессмертного?

ü 
Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

ü 
Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?

ü 
Почему царь согласился? (Он не знал про сына)

ü 
Что же увидел царь, когда вернулся в свое
царство?

ü  Как
он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают
чувства царя. Прочитайте?

III.             
Самостоятельная работа. Найди в тексте устаревшие
слова, запиши их в таблицу в соответствии со значением.

Слово

Значение

Печально

Очень холодный

Вдруг

Колодец

спрыгнув

Работают с
текстом учебника. Записывают информацию в тетрадь

Отвечают на
вопросы на странице 97 учебника

Слушают учителя

Читают текст
учебника на стр.101-103

Отвечают на
вопросы.

Находят в тексте
устаревшие слова и заполняют таблицу

Интерактивная
доска

ИКТ

Учебник

тетрадь

 Подведение итогов урока (5 мин)

Прием «Микрофон»

·                 
Какая
цель стояла перед вами?

·                 
 Достигли
ли мы этой цели?

·                 
 Что
нового узнали на уроке?

·                 
Осталось
ли что-то непонятным?

Далее ученики отвечают на вопросы,
поднимая при этом столько пальцев руки, на сколько они сами себя оценили.

·                 
Как
вы поняли новый материал урока?

·                 
Понравилось
ли вам как прошел урок?

·                 
На
сколько каждый из вас был активен на уроке?

Домашнее задание. Прочитать текст сказки
дальше (стр.104 – 105). Ответить на вопросы рубрики «Для тех, кто внимательно
читал» на странице 105 учебника.

Ученики показывают умение обосновывать
свое понимание

Записывают
д.з. в дневники

Самооценивание

дневник

Биография Жуковского

·  Василий
Андреевич явился автором первого государственного гимна России – «Боже, царя
храни».

·  Александр
Сергеевич Пушкин был учеником и близким другом Василия Андреевича. Он безмерно
восхищался его талантом и считал его намного выше самого себя. Трудно поверить,
но Пушкин, получив смертельную рану во время дуэли, скончался именно в день
рождения Жуковского – 29 января. Он был с ним рядом в последние минуты, и после
трогательно описал их в письме к родному отцу поэта – Сергею Львовичу Пушкину.
А после вызвался привести в порядок его документы, рукописи и подготовить для
издания их в полном собрании  сочинений.

·  В
биографии Василия Жуковского интересных фактов из жизни можно
найти немало. К примеру, у поэта никогда не было тщеславных мыслей о служении
при дворе. Но судьба распорядилась иначе. В конце 1817 года ему была оказана
высокая честь служить учителем словесности при великой княгине Александре
Фёдоровне. Новое окружение и деятельность были ему по сердцу. У него было время
для собственного творчества, и, кроме того, в семьи императора он не чувствовал
себя одиноким, наоборот, ощущал искренность и душевное отношение к себе.

·  Для своей
высокой ученицы Жуковский открыл бесконечно прекрасный и глубокий мир русского
языка и литературы. Именно при Василии Андреевиче высшее общество, как никогда,
больше уделяло внимание родному языку, нежели модным иностранным – немецкому и
французскому.

·  Жуковский
никогда не пользовался своим высоким положением при дворе в личных целях.
Исключениями были эпизоды, когда он просил за близких людей. Так он не раз
заступался за А.С. Пушкина, искал пути для смягчения наказания декабристов,
заботился о выкупе из крепостного рабства гениального украинского поэта и
художника Тараса Григорьевича Шевченко.

·  Жуковский не раз
посещал Дрезденскую картинную галерею. Он восхищался и благоговел перед
великими шедеврами живописи. Удручало его одно – небрежность в хранении таких
бесценных сокровищ. Действительно, многие картины были почерневшими и в плохих
рамах, а само помещение больше походило на тёмный грязный сарай, нежели на
музей искусств.

·  В 1822 году
после возвращения из Европы русский поэт решил освободить всех своих
крепостных. Они некогда были куплены неким И.В. Поповым на его имя. Он заплатил
более 2000 рублей и отпустил всех крестьян на волю. Он считал, что каждый
человек, независимо от происхождения, есть свободная личность.

·  Когда поэту
исполнилось 68 лет, он начал жаловаться не только на слабость тела, но и на
глаза: у него стремительно ухудшалось зрение. Но глубоко в душе он был готов к
такому исходу. Он много написал, подготовил к изданию полное собрание своих
произведений и пришел к Богу – простой вере, в свет внутри себя.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/essay/zhukovskiy/interesnye-fakty-iz-zhizni

Вы уже знаете, что Жуковский был другом
Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях Пушкина. Они
затеяли спор, кто лучше перескажет стихами народные сказки. У Пушкина есть
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а у Жуковского «Спящая царевна». У
Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о царе Берендее» у Жуковского, с
которой мы с вами сегодня и познакомимся. Кто же победил в этом споре? Как вы
считаете?

Жуковский признал свое поражение и подарил
Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя». Сказка
написана в ходе «состязания» с А. С. Пушкиным 2 августа — 1 сентября 1831 г. Первая
публикация — в сборнике «Новоселье» (СПб, 1833, с. 37-68).

На чтение 7 мин. Просмотров 81 Опубликовано

Картина В. Васнецова «Спящая царевна»

«Спя́щая царе́вна» — сказка В. А. Жуковского, написанная 26 августа — 12 сентября 1831 года в Царском селе[1]. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам сюжета немецкой народной сказки «Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant), обработанной Шарлем Перро. Впервые сказка напечатана в журнале «Европеец», 1832, № 1, январь, стр. 24—37, под заглавием «Сказка о спящей царевне».

История создания

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].

Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».

Сюжет

У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра

В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.

ПожаловатьсяСодержание:

История создания

Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.

Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.

Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:

  • борьба добра со злом;
  • благородные поступки;
  • любовь.

В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.

Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.

Основные действующие герои

В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:

  • принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
  • принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
  • царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
  • добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
  • старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
  • старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.

Краткое содержание

Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.

На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.

В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.

Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.

Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.

Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/спящая_царевна
  • https://vashurok.ru/questions/kakaya-istoriya-sozdaniya-skazki-zhukovskogo-spyaschaya-tsarevna
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/spyashchaya-tsarevna.html

Школа:

Учитель: 

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
22

Испытание героев в «Сказке о царе Берендее…».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО 2 — иметь общее представление о художественном произведении,
осмысливать тему;

5.ПО 6 —  давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.АИ 9 — писать творческие работы (сказки,
рассказы, мини-сочинения на литературные темы по опорным словам,
иллюстрациям);

5.ОС 4 — оценивать устные и письменные
высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения соответствия теме;

5.ОС 3 сопоставлять
произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие
по тематике при поддержке учителя
.

Цели
урока:

-прочитать текст и ответить
на вопросы;

-участвовать в обсуждении произведения;

ценить устные и письменные высказывания одноклассников.

-сделать лингвистический анализ текста, сопоставить слово и его
значение;

-выполнить творческое задание, сопоставить эпизоды русской и
казахской сказки
и оформить записи в «Блокнот читателя»;

-самостоятельно написать письмо от лица героя произведения.

Уровень
мыслительных навыков

Знание,
понимание, применение, анализа, оценка, синтез

Критерии оценивания

-читают текст и отвечают на вопросы;

-делают лингвистический анализ текста сказки;

-пишут творческую работу (письмо героини сказки  своему отцу);

-участвуют в обсуждении произведения, выражают свои мысли и
чувства;

-сопоставляют фрагменты русских и казахстких сказок, близких по
сюжету и тематике с помощью учителя;

-оценивают устные и письменные высказывания свои и одноклассников
с точки зрения соответствия теме.

Языковые
цели

Использовать навыки слушания, говорения, чтения и письма  для выражения
своих идей в устной и письменной форме

Ключевые слова и фразы:

Мешкать, неучтивец, окаянный, припавши, мощи

Привитие

ценностей

Способствовать осознанию  учащимися ценностей «Мәңгілік ел».  Привитие через чтение произведения таких ценностей, как любовь,
находчивость и справедливость.

Межпредметные

связи

Связь с предметом самопознание, русский язык

ИКТ

Предварительные

знания

На данном уроке учащиеся будут работать по заранее прочитанному
отрывку из произведения.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трёх языках.

Определение учебных результатов.

Ты продолжишь знакомство со сказкой В.А. Жуковского, узнаешь,
через какие испытания пришлось пройти Ивану-царевичу и Марье-царевне;
проведешь лингвистический анализ текста и научишься писать письма от лица
героя.

2. Психологический настрой

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Тему назову сейчас.

Продолжи фразу. «Если бы я  мог переместиться в волшебный мир
сказки, то я бы отправился в сказку….»

3. Актуализация знаний

К.  Работа над эпиграфом.

Задание:  Прочитайте
высказывание  Эдварда Блума.   Чем тяжелее испытание, тем больше потом
награда.
Разделяете ли вы  его мнение?

Дескрипторы:

высказывает свое мнение;

— приводит примеры из жизни;

-аргументирует свой ответ.

ФО «Комментарии учащихся»

Середина урока

4. Изучение нового материала.

Формирование  читательской грамотности

К.   Прием «Активное чтение».

Задание: Прочитай продолжение
сказки. Ответь на вопросы:

1. Что позволило
Ивану-царевичу и Марье-царевне выиграть время перед погоней?

2. Как беглецам удалось
обхитрить слуг Кощея?

3. Что помогло беглецам
спастись от самого Кощея?

4. Почему он не сумел
распознать их?

Дескрипторы:

— дает полные и краткие ответы на вопросы;

— демонстрирует понимание прочитанного отрывка сказки.

— приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из   произведения.

ФО «Похвала»  

И. «Формативный тест» с.120

Задание:  Найди
правильный ответ, опираясь на прочитанный отрывок. Проверка: номера ответов
показывают количеством пальцев (1,2,3)

Дескрипторы:

 понимает содержание прочитанного
отрывка;

—  выбирает правильный ответ из предложенных.

ФО «Сигналы рукой»

П. Прием «Назад  в прошлое»

Задание: В сказке В.А. Жуковского
много слов, непонятных некоторым читателям. Объясни их, совместив слова и их
значения.

Дескрипторы:

понимает значения устаревших
слов;

— находит соответствия по определениям.

ФО «Самопроверка по ключу»

Физминутка «Бабочка-ледышка» 

Цель:  По кругу из рук в руки передается мячик, который в
зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабочка.
Развитие воображения, внимания к тактильным ощущениям.

5. Закрепление.

Г. Прием «Блокнот читателя»

Задание: Вспомните и запишите 
названия русских и казахских сказок, в которых герои проходят различные
испытания. Кто заставляет их пройти испытание, кто помогает в этом? Записи
оформите в виде таблицы.

 (по 2 сказки от каждой группы, ряда) 

Дескрипторы:

— выбирает соответствующие
заданию сказки;

 правильно
определяет героя и антигероя сказки;

— называет испытания, через
которые проходит герой, имена помощников;

— демонстрирует читательский
кругозор;

-оформляет записи в виде
таблицы.

ФО «Комментарии учителя»

Развитие коммуникативной компетенции.

И.   Прием «Проба пера»

Задание: Напиши письмо Марье-царевне
от лица ее отца Кощея. Как ты думаешь, что он сказал бы своей дочери,
убежавшей без разрешения? Простил ее или нет? Что он мог бы пожелать ей?

Шаблон письма:

·        
Дата.

·        
Обращение + приветствие.

·        
Текст письма.

·        
Завершающая фраза – прощание.

·        
Имя автора письма.

·        
Знак P.S. ставится после подписи автора письма, а рядом с ним добавляется
небольшое сообщение, по забывчивости  не написанное в письме.

Дескрипторы:

пишет письмо от лица Кощея, правильно используя форму личного
местоимения;

-придерживается  шаблона  написания письма;

— излагает эмоционально, доступно;

-включает в письмо предполагаемые ответы на заданные вопросы.

ФО «Взаимооценивание по критериям»

https://is1-ssl.mzstatic.com/image/thumb/Purple91/v4/db/4b/d1/db4bd194-c720-ce00-321d-82d19af25064/source/512x512bb.jpg

https://yt3.ggpht.com/-wZR0Iq6a6Lk/AAAAAAAAAAI/AAAAAAAAAAA/kY80ib50igg/s900-c-k-no-mo-rj-c0xffffff/photo.jpghttp://www.proza.ru/pics/2011/03/02/454.gif

Конец урока

6. Итог урока. Возвращение к целям урока.

И., К. Рефлексия

«Плюс – минус – интересно»

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в
зависимости от наличия времени. Для письменного  выполнения предлагается
заполнить

плюс

минус

интересно

таблицу из трёх граф. В графу «П» — «плюс» записывается всё, что
понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали
положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для
достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается всё, что не
понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось
непонятным. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные
факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы
к учителю.

7. Домашнее задание (дифференцированное)

1.     
«ПОПС-формула». Ответь на вопрос, почему
героям в сказках обязательно нужно пройти через трудные испытания?

2.     
Нарисуй портрет понравившегося персонажа или эпизода из сказки.
Подбери к рисунку несколько строк из текста.

3.     
Прочитать всем, чем закончилась сказка (с.123-125)

  • Урок литературы в 5 классе сопоставление сказки пушкина и жуковского
  • Урок математики по английски как пишется
  • Урок литературы 5 класс царевна лягушка встреча с волшебной сказкой
  • Урок литературы в 5 классе пушкин сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях презентация
  • Урок литературы 6 класс сочинение по дубровскому