Урок литературы подготовка к итоговому сочинению 11 класс

Литература10 классурок 53подготовка к декабрьскому итоговому сочинениюперечень вопросов, рассматриваемых в теме:1. какие требования предъявляются к написанию итогового сочинения?2. как

Литература

10 класс

Урок № 53

Подготовка к декабрьскому итоговому сочинению

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Какие требования предъявляются к написанию итогового сочинения?

2. Как составить план сочинения и установить связи между его частями?

3. Как отбирать материал по заданной теме?

Глоссарий по теме

Аргумент (довод) — логическая посылка, используемая отдельно или в совокупности с другими с целью доказательства истинности определённого утверждения.

Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Антитезис — риторическое противопоставление в одном и том же периоде, в одной и той же фразе двух совершенно противоположных выражений или слов.

Композиция рассказа предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Композиция сочинения — вступление, основная часть и вывод.

Нравственность — правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Список литературы

  1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб: Паритет, 2005. – 320с.

2. Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов. Саратов: Лицей, 2006. – 270с.

Электронные ресурсы

  1. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie(дата обращения: 17.08.2018)

Теоретический материал для углубленного изучения

Каждый год в первую среду декабря выпускники пишут итоговое сочинение по литературе — это письменный экзамен, который является допуском к государственной аттестации.

Традиционно ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) предлагает 5 направлений тем итогового сочинения. Подробнее узнать о том, что предполагает то или иное направление, вы можете на странице сайта, посвящённой итоговому сочинению:

В рамках каждого направления вам могут быть предложены конкретные темы.

По способу формулировки их можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, в том числе цитата; тема-назывное предложение. Например, для направления «Отцы и дети» это могут быть:

  • Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
  • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А. С. Пушкин).
  • Век нынешний и век минувший.

Ученик должен написать рассуждение объёмом не менее 350 слов. Экзаменационная оценка (зачёт) складывается из:

— раскрытия темы;

— аргументации;

— композиции работы;

— качества речи;

— грамотности.

В структуре сочинения большую роль играет аргументация, то есть, примеры из русской или зарубежной, современной или классической литературы для доказательства высказываний по теме сочинения.

Темы могут содержать высказывания, пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий, например — «Смелость и трусость», «Цели и средства». Во время подготовки подбираются аргументы из литературы как рекомендованной ФИПИ, так и по собственному выбору.

Списки тем становятся известными лишь на экзамене. Ученик выбирает наиболее понятную для себя.

Рассмотрим структуру итогового сочинения.

Вступление — формулировка темы из 50‒60 слов. Оно занимает первый абзац, должно быть чётким и лаконичным. Это основная мысль, где предлагается обоснование причин обращения к этой теме, приводится анализ какого-либо термина или нравственно-этического понятия, даётся историческая справка или ставится вопрос.

Например, вы выбрали тему «Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?»Тема сформулирована в форме вопроса, поэтому во вступлении вы можете дать свой ответ на него, проведя анализ ключевых понятий. «Словами “отцы” и “дети” уже давно обозначаются не только кровные родственники, но и целые поколения людей. Зачастую представители одного поколения не слышат и не прислушиваются к взглядам другого. Почему так происходит? Почему конфликт поколений никогда не заканчивается? Над этим мне и предстоит поразмышлять в данном сочинении».

Далее следует основная часть — раскрытие темы, аргументы в пользу вашей точки зрения. В ней приводятся доказательства глобальной мысли, которая определена во вступлении. Основная часть строится по следующей схеме: тезис — литературный аргумент — мини-вывод. Оптимaльнo выдвинуть в сочинении два тезиса с аргументами. При этом следует помнить, что для каждого тезиса должен быть свой аргумент. Способы формулировки тезиса могут быть следующие.

Во-первых: прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос. Например: тема «Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?». Тезис: из-за разных взглядов на жизнь проблема взаимоотношения поколений всегда будет существовать. Очень часто «отцы» и «дети» не прислушиваются друг к другу, отрицая вполне очевидную правоту из-за собственного упрямства. 

Во-вторых, рассказ о случае из жизни. Вы можете привести пример из своего жизненного опыта, иллюстрирующий конфликт поколений и далее аргументировать своё видении причин конфликта.

В-третьих: вопросно-ответная форма. В чём причины вечного конфликта «отцов» и «детей»? Я думаю, столкновение традиционных, устоявшихся взглядов и новых идей неизбежно. Насколько старшее поколение стремится к стабильности, устойчивости жизни, настолько молодые хотят найти собственный путь преобразования мира, завоевать своё место в нем.

Выдвинув тезис, вы должны подтвердить его аргументом. Аргумент должен быть из литературного источника. Его следует выделить в отдельный абзац и завершить микровыводом.

Изложение аргумента включает три элемента:

1. Обращение к литературному произведению – необходимо назвать автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

2. Его интерпретацию – здесь необходимо обратиться к сюжету или конкретному эпизоду. Желательно несколько раз упомянуть автора.

3. Микровывод – мы формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме.

Третьим блоком в работе стоит заключение — подведение итога всему рассуждению. Принято завершать сочинение выводом, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

Не используйте пафосные лозунги – такие, как: «Берегите нашу Землю!». И так далее. Выражение надежды в заключении позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок.

Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям.

Перейдём к возможным недочётам в привлечении литературного материала:

1. Неоправданное нарушение хронологического принципа подачи литературного материала: отсутствует переход, пример не по теме, без объяснения и не соответствует стилю.

2. Преобладание пересказа.

3. Формальное привлечение текста. Литературные примеры даны отдельно и не связаны с темой или с выводами.

4. Незнание художественного текста и, как следствие, его искажение.

Для формулировки высказываний и последовательного изложения мысли в сочинении предлагаются клише:

Вступление:

«Как следует относиться к …?».

«Для чего нужно …?».

Переход от вступления к основной части.

«В доказательство моей точки зрения приведены примеры из произведений художественной литературы».

Основная часть:

Тезис

«Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …».

Аргумент

«Вспомним произведение (название и автор)…».

«Писатель описывает…».

Мини-вывод

«Автор считает, что…».

«Поэт думает, что…».

Переход ко второму литературному примеру:

«Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения».

Заключение

«Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…».

Работа должна быть дополнена цитатами из книг, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на знании соответствующего материала.

После написания черновика сочинения, прочитайте текст. Проверьте его на наличие ошибок и повторов (замените их по возможности, используйте синонимы, перефразируйте предложения).

Перепишите свою работу аккуратным почерком и проверьте ещё раз. На выполнение работы вам будет дано 3 часа 55 минут.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор

Какое литературное произведение следует привлечь для аргументации на сочинения на тему «Как вы понимаете слова Андре Моруа: “Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими”?

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А.И. Островский «Гроза»

А.С. Пушкин «Метель»

Правильный вариант:

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Подсказка: «Знаешь, что я вспомнил, брат? Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать… Я наконец сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька — а проглотить её нужно».

Ребус-соответствие

Соотнесите способ закончить сочинение и содержание этого способа.

Правильный вариант:

Вывод — Общий итог размышлений выпускника, опирающийся на микровыводы по приведённым аргументам.

Призыв—Обращение к неограниченному кругу лиц с использованием речевых клише со словами «нужно», «важно», «давайте» и т. д.

Заключение — Выражение надежды.

Цитата — Обращение к высказываниям современных или исторических деятелей.

Третьим блоком в работе стоит заключение — подведение итога всему рассуждению. Принято завершать сочинение выводом, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

Рекомендуем посмотреть запись вебинара с развернутыми комментариями Ларисы Беднарской и скачать презентацию, в которой эксперт дает методические советы по подготовке к итоговому сочинению.

В этом году направления тем итогового сочинения призваны анализировать собственную жизнь выпускника. Но импульс для выражения этих мыслей дает художественное произведение. Задача учителя — сделать этот импульс максимально ярким, чтобы молодой человек захотел раскрыть себя и написать о том, о чем говорить, возможно, не принято.

Поговорим о материалах, которые дают тот самый импульс, и разберемся, как подготовиться к итоговому сочинению в этом году.

Текст как единица языка и речи

Текст — ядро современного образования: объект, предмет, способ и результат. Текст объединяет изучение русского языка и литературы на филологической основе, так как является единицей языка и речи. Как единицу языка мы изучаем текст на уроке русского языка в форме сложного синтаксического целого, которое имеет свою семантику (микротему) и структуру (описание, повествование, рассуждение). А на уроке литературы текст изучается как речевое произведение.

В отличие от сложного синтаксического целого как единицы языка текст как единица речи представляет собой процесс или продукт речевой деятельности. В связи с этой двойственностью в школьной практике текст чаще всего понимается как словесное изложение содержания произведений разных стилей и жанров, а также в значении «все творчество поэта или писателя». Ученическое сочинение — это тоже текст, состоящий из смысловых частей.

Алгоритм написания сочинения

Формулирование проблемы — тезиса — темы сочинения

Чем оригинальнее, парадоксальнее, тем интереснее. Учащиеся предлагают свои варианты формулировок. Формулировки темы могут быть разными, а проблема общей. Обосновываем выбранную проблему.

Формулирование идеи сочинения

Какие смыслы мы хотим выразить в своей работе? Формулировкой идеи лучше закончить сочинение. Предъявление отрывков из литературоведческих текстов, их анализ или подбор ряда ключевых положений из художественного текста, направленных на раскрытие идеи. Эти материалы готовятся учениками заранее по заданиям учителя, желательно дифференцированным для отдельных микрогрупп. На уроке отбираются лучшие цитаты, наиболее ярко и точно подтверждающие положения будущего сочинения, ключевые слова, лежащие в основе будущего рассуждения. Каждый учащийся выбирает из предложенного то, что ему интересно, доступно готовя на уроке рабочие материалы к сочинению.

Определение содержательного ядра сочинения: что главное и что второстепенное?

Обсуждение объема, плана и структуры сочинения, будущего рассуждения, включающего тезис, аргументы, вывод. Обсуждение: сколько нужно аргументов для доказательства тезиса? 

Формулирование и запись ключевых предложений и слов в составе аргументов (смысловых частей сочинения). На первых порах это задача учителя, постепенно сложная работа по формулированию ключевых положений сочинения становится доступной учащимся. Результатом является цитатный план будущего сочинения, расширенный рядами ключевых слов.

Развитие ключевых предложений и слов в составе аргументов. Устная коллективная работа, в результате которой записывается краткий конспект содержания аргументов. Каждый ученик выбирает то, что ему ближе, поэтому при общности тематики и структуры возможно их вариативное содержательное наполнение. В процессе этой общей творческой работы осуществляется завещание А. С. Пушкина «Глаголом жги сердца людей!» Учитель мотивирует и направляет истинное творчество учащихся. Его руководство общей работой рождает импульсы новых индивидуальных идей, воплощаемых в сочинениях.

Моделирование будущего сочинения предусматривает уровневое личностно ориентированное обучение, обусловленное различной подготовкой учащихся: 

  • минимальный: подбор цитат к ключевым положениям и их элементарный анализ;
  • расширение модели-конспекта, составленного на уроке в разных творческих направлениях;
  • оригинальное самостоятельное развитие проблемы на основе опорных положений. Структура рассуждения

Общая структура рассуждения объединяет работу над сочинением по русскому языку и литературе в единую систему.

  • Тезис: формулирование проблемы и обоснование ее выбора
  • Изложение сущности первого аргумента
  • Изложение сущности второго аргумента
  • А третий аргумент предусматривается для сильных учеников
  • Вывод

Русский язык. 10-11 классы. Углубленный уровень. Учебник

Русский язык. 10-11 классы. Углубленный уровень. Учебник

Учебник соответствует ФГОС ПОО. Состоит из теоретической и практической части, углубляет знания учащихся о языке как многофункциональной развивающейся системе, обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Купить

Структура сочинения

Формулирование проблемы-тезиса (лучше в форме вопроса) и ее обоснование (50-60 слов), составляет 1/5 всего объема сочинения и 1/3 листа А4 рукописным текстом. Формулирование первого блока аргументов: пояснение на основе аналогии или антитезы.

Формулирование второго блока аргументов. Аргументы (доказательства) включают несколько смысловых частей, оформленных абзацами. 

Примеры из литературных произведений. Блок аргументов заканчивается микровыводом. Микровывод не следует начинать словами «итак», «таким образом».

Вывод (заключение, итог всему рассуждению по теме: формулирование главной мысли сочинения (его идеи).

Коллективная работа над сочинением — проектная деятельность

Не секрет, что каждый год мы изучаем какое-то центральное произведение, на которое можно опираться в раскрытии большого количества тем и направлений. При выполнении проектных задач и сам учитель, и класс учатся по-разному возвеличивать одну и ту же проблему.

Круг отобранных текстов ограничен. Они могут повторяться в разных направлениях и тематике. В результате проектной деятельности учителю следует, отбирая вместе с выпускниками нужный литературный материал, научиться самому и научить старшеклассников по-разному «высвечивать» одну и ту же проблему.

Сейчас умение подобрать или сформулировать оригинальную проблемную тему, высветить и обозначить ее смысловые варианты становится все более актуально. Оригинальная формулировка проблемы становится тезисом сочинения-рассуждения, который нуждается в обосновании, так как является авторским.

Обязательно планируйте объем сочинения (минимум 300 слов). Обычно сочинение старшеклассника занимает два-три тетрадных листа в зависимости от уровня подготовки.

Формулируйте проблему — тезис — тему сочинения: чем оригинальнее, парадоксальнее, тем интереснее. Учащиеся предлагают свои варианты формулировок. Записываем выбранную формулировку темы (они могут быть вариативными).

Работайте над первым рамочным предложением, добиваясь его максимальной смысловой яркости (для сильных учеников). Проговаривайте варианты обоснования проблемы. Первая смысловая часть будет занимать от трети до половины страницы. Дальше формулируйте идею сочинения. Члены микрогрупп предлагают свои варианты интерпретации подобранных фрагментов и цитат.

Результат коллективной работы — план-конспект будущего сочинения, который содержит что-то общее для создания индивидуального содержания.

Направления тем 2020/21 учебного года

Направления тем в этом учебном году определяют тенденцию на выражение собственной точки зрения при преимущественной опоре на собственный жизненный опыт, однако эти формулировки не отменяют возможности использовать для подтверждения собственной точки зрения примеры из литературных произведений.

Все направления имеют морально-нравственную основу, расширяется диапазон проблемных формулировок тем, использованных ранее, поэтому учителю можно опираться на сочинения, отработанные, например, в прошлом году. Все направления четко ориентированы на диагностику уровневых результатов обучения.

Забвению не подлежит

Исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности.

На первом уровне — память о войне, о мужестве и патриотизме («Война и мир», «Сотников») и сохранение памяти об истории в условиях современной ожесточенной идеологической войны. На втором, более сложном, уровне ученик приводит примеры не только из литературных произведений, но и из других видов искусства.

Остальные четыре направления объединяет общая нравственная проблематика, которая предоставляет широкие возможности творческого варьирования темами.

Я и другие

Человек среди людей, проблемы конфликта понимания, что значит быть собой.

Из традиционных тем здесь можно использовать следующие:

  • Путь к себе, к духовной свободе (Платон Каратаев и нравственные открытия Пьера Безухова в плену; духовный путь князя Андрея, тема праведничества: Н.С.Лесков, А. Платонов «Юшка» и т.д.).
  • Как научиться не лгать? (Железников. «Чучело»).
  • Творец или потребитель?
  • Как воспитать ответственность?
  • Как научиться понимать друг друга? (И. Тургенев. «Щи»).

Третье, четвертое и пятое направления — вариации на одну тему.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом.

Время перемен

Тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством.

Разговор с собой

Внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования — вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания, тема совести.

Первый блок

В чем смысл жизни? Что важнее — духовное или материальное? Творец или потребитель? Как вылечить «слепое» сердце? Когда у человека ум с сердцем не в ладу? Почему разные поколения не понимают друг друга? Почему так трудно понять друг друга?

Второй блок

Что может помочь выжить в новом веке? Жить или выживать? Почему люди предают мечту? Чем нужно руководствоваться в жизни? Как создать идеальную семью? Каким я представляю себе будущий мир? Что управляет миром?

Третий блок

Что самое ценное в жизни? Возможно ли жить по справедливости? Правда и обман. Сладчайшая месть — это прощение? Можно ли говорить сегодня о чести? Как освободиться от эгоизма? Что такое грех? Что значит любить?

Русский язык. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Бабайцевой

Русский язык. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Бабайцевой

Рабочая тетрадь по русскому языку содержит задания и упражнения по синтаксису сложного предложения, ориентированные на формирование пунктуационных навыков в сложных предложениях разных типов и в предложениях с прямой речью. Есть задания по синтаксической синонимии, трансформации, конструированию, синтаксической стилистике.

Купить

Проблематика сочинений

Семья

Ориентируйте детей на те проблемы, которые чаще всего волнуют старшеклассников, и о которых обычно не говорят вслух.

Совет учителям. Обратите внимание на раскрытие проблемы семьи: от анализа литературного произведения легко перейти к реальной жизни, к собственному опыту. 

Семейный комфорт создается непрестанным трудом и ответственностью. Лучшим образцом тончайшего психологического описания тайных источников, которые рождают идеальные семьи, тайн взаимоотношений в них является их изображение в романе Толстого «Война и мир».


Это семьи Марьи и Николая, Наташи и Пьера. Кстати, на эти моменты учителя не обращают внимания. Не случайно первыми названы женские имена: именно женщина создает духовность и живую энергетику семьи. Непререкаемый авторитет мужа, отца, хозяина опирается на внутреннюю мудрую силу жены, следует ее духовному компасу. «Она лучше меня» — для Ростова остается постоянным всю жизнь. С виду княжна Марья пассивна, душой и телом отдана мужу и детям, но именно она является нравственной опорой семьи. В тонких психологических описаниях взаимоотношений супругов нет ни намека на секс, однако дом полнится детьми.

Примерные тезисы для сочинения

  • Связь поколений необходима для полноценного развития общества.
  • Мы должны стремиться к гармонии и в семейных, и в общественных отношениях. Осуществляется эта связь поколений путем передачи жизненного и исторического опыта от одного поколения к другому. Этот процесс не всегда протекает безболезненно. Он может приводить к конфликту, но он должен быть основан на взаимопонимании и взаимоуважении.
  • Чаще всего каждому мужчине предстоит испробовать на себе роль и отца, и ребенка. Поэтому мы должны быть терпимее друг к другу: отцы должны прислушиваться к детям, а дети должны с уважением относиться к отцам. Тогда не будет конфликтов ни в семье, ни в обществе.
  • Конфликты могут возникать, но всегда можно найти компромиссы, которые помогут прийти к взаимопониманию в семье к гармонии в семье.

«Вечные» проблемы молодых. Как научиться понимать себя и других?

Почему разные поколения не понимают друг друга? В чем истоки непонимания между людьми разных поколений? Что может мешать «отцам» и «детям» понять друг друга? Действительно ли неизбежен конфликт «отцов» и «детей»? Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодежью?

Совет: прочитайте вместе с детьми стихотворение в прозе «Щи» Ивана Тургенева — в нем ярко описана проблематика непонимания между людьми.

Сменяются эпохи, другим становится наше государство, а проблема непонимания между людьми становится все острее. И чем больше мы будем говорить нашим детям о любви, чуткости, внимании, тем больше мы будем способствовать тому, чтобы они жили как счастливые люди.

Русский язык. Трудные задания ЕГЭ. Пишем сочинение на основе текстов повышенной сложности

Русский язык. Трудные задания ЕГЭ. Пишем сочинение на основе текстов повышенной сложности

Три причины заниматься по этой книге: понять сложный материал и научиться писать сочинения-рассуждения; не допустить типичных ошибок при написании сочинения-рассуждения; проверить уровень своей подготовки, используя ключи и ответы для самоконтроля. Учебное пособие при одновременном использовании с другими пособиями для подготовки к ЕГЭ поможет обучающимся добиться максимального индивидуального результата на экзамене по русскому языку.

Купить

Что важнее — разум или чувство? Как достичь внутренней гармонии?

«Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом». 

Блез Паскаль

Посмотрим, как можно использовать наши наработки в разворачивании направлений сочинений:

Разум и чувства — это две важнейшие составляющие внутреннего мира человека. Через них он познает действительность, осуществляет свои стремления. Чувства отвечают за эмоции и переживания, а разум — за способность человека логически мыслить. И эти внутренние силы личности часто вступают в конфликт между собой. Но к какому результату приводит их противостояние?


Великий ученый Блез Паскаль утверждал, что основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе между чувствами и разумом. Я полностью согласен с этим мнением и считаю, что для принятия правильного решения и полноценной жизни человеку необходима не постоянная борьба, а гармония между разумом и чувствами.


В произведениях русской литературы мы находим многочисленные подтверждения этой точки зрения.


В постоянной борьбе чувств с разумом живет Родион Раскольников, главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Руководствуясь лишь холодным разумом и убеждениями, забыв о чувствах, он, будучи человеком добрым и неравнодушным к чужому горю, формулирует чудовищную теорию. Суть ее в том, что убийство разрешается сильным личностям для воплощения их великих идей и улучшения тем самым качества жизни широких масс. Для проверки этой теории и определения своего места в мире Родион идет на убийство, но, совершив его, духовно гибнет сам.


Постоянная внутренняя борьба чувств с разумом приводит к судьбоносным ошибкам героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». По настоянию отца князю Андрею Болконскому пришлось побороть чувства и руководствоваться только одним разумом, когда он принял решение отложить женитьбу на Наташе на год. Только на краю смерти он понял, что совершил роковую ошибку.

Открытый урок по литературе в 11 классе на тему

«Подготовка к написанию итогового сочинения»

(УМК Михайлова О.Н., Шайтанова И.О., Чалмаева В.А. и др.

/Под ред. Журавлева В.П.)

Информация об авторе

Жукова Елена Александровна

МБОУ города Костромы «СОШ № 35»

Учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж – 25лет

Методическое обоснование урока

Данный урок литературы является частью системы уроков по подготовке к написанию допускного итогового сочинения в 11 классе.

Урок был представлен педагогической общественности на городском методическом семинаре для учителей русского языка и литературы, работающих в 10-11 классах.

В основу данного урока положен системно-деятельностный подход, который предполагает системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Цель урока – подготовить учащихся к написанию обучающего сочинения по литературе (в формате итогового сочинения) в рамках тематического направления «Путь».

Задачи урока

Образовательные

— формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию связного текста.

Развивающие

— систематизировать знания учащихся о типе речи «рассуждение»;

— развивать умение составлять план, работать со схемами, ассоциативными рядами, ключевыми словами;

— развивать умение делать сопоставительный анализ, сравнительные характеристики, выделять в тексте главное, корректировать полученные образцы;

— актуализировать умение создавать собственное коммуникативное целое на основе имеющегося плана действий.

Воспитательные

— снизить уровень психологической тревожности перед экзаменом;

— развитие внимательности и собранности;

— воспитание патриотизма.

Тип урока — урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Данный тип урока выбран неслучайно. Он соответствует структуре урока данного типа и отвечает всем требованиям к современному уроку в условиях введения ФГОС.

План урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний.

— Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

— Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

8) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Орг. момент

— Здравствуйте, ребята, садитесь! Откройте тетради, запишите число, настройтесь на работу.

Приветствуют учителя, записывают число в тетрадях, эмоционально настраиваются на учебную деятельность.

1мин.

Постановка цели и задач урока (мотивация учебной деятельности)

Несколько десятков лет назад мы были самой читающей страной в мире. Сейчас мы находимся на 7-м месте после Индии, Таиланда, Китая.

Десять лет выпускники не писали выпускного сочинения и всё меньше и меньше читали. А человек, перестающий читать, перестаёт мыслить.

Сочинение – это творческая работа. Цель этой работы – проверить ваши умения сформулировать свою мысль и суметь её доказать с помощью аргументов.

Литература – источник аргументов, которые мы можем привести в качестве доказательств.

Нам с вами предстоит сдать экзамен по литературе в виде сочинения-рассуждения.

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

Тема урока «Подготовка к написанию итогового сочинения»

Какая цель будет стоять сегодня перед нами?

Слушают учителя.

Формулируют тему урока. «Подготовка к сочинению».

Определяют цель урока: учиться писать сочинение

1 мин.

Актуализация знаний

Начнём урок с повторения основных понятий и определений, которые потребуются сегодня для работы над сочинением.

К доске идут два ученика. Первый ученик работает по карточке. Твоя задача вспомнить и рассказать о типе речи рассуждение, который является основой для написания сочинения. Второй выполняет ту же работу, что и класс. Трое ребят сдадут работы на оценку.

Теоретический диктант

1) то, о чём или о ком говорится в тексте (тема);

2)замысел писателя, преследующего определённую цель в создании образов. То, к чему призывает, чему учит автор, ради чего пишет (идея);

3)основные слова, выражающие идею высказывания (ключевые слова);

4)кратко сформулированные основные мысли в одном предложении (тезисы);

5)структура, строение текста – это (композиция);

6)утверждение, приводимое в качестве доказательства тезиса (аргумент);

7)стиль, который воздействует на ум, чувства через художественные образы (художественный);

8)стиль, цель которого – воздействовать на читателя с целью побуждения

( публицистический).

— Поменялись тетрадями, осуществим взаимопроверку. Образец правильных ответов на доске. Оцените, пожалуйста, проверяемые вами работы, используя пятибалльную систему. Безошибочная работа «5»,одна – две ошибки – «4»,три – четыре ошибки – «3», более «2».

— Какой тип речи будет ведущим при написании сочинения (рассуждение)?

Один ученик у доски работает с карточкой. Задание:

вспомнить и рассказать о типе речи рассуждение. Класс работает с учителем, один учащийся у доски

(теоретический диктант).

— Трое учащихся работают на первых партах — индивидуальный контроль

Обмениваются тетрадями, осуществляют взаимопроверку,

соотносят свои знания с эталоном, вносят свои коррективы, выставляют оценки

Отвечают на вопрос: рассуждение

5мин.

Обобщение и систематизация знаний

Перед нами стоит цель — написать сочинение.

Что для нас будет самым важным в сочинении?

  1. Понять тему;

  2. Сформулировать идею;

  3. Продумать аргументы.

Именно эти моменты будут в центре нашего внимания.

Сегодня мы поработаем в рамках тематического направления «Путь».

Внимательно вчитаемся в пояснение, которое нам предлагают составители блока:

Направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление.

Конкретизируйте, пожалуйста, символическое значение слова «путь».

Путь –это

  1. дорога, дорожные впечатления;

  2. судьба человека (жизненный путь);

  3. выбор жизненной цели и средств её достижения;

  4. ход исторических событий (история страны);

  5. осознание жизненных ценностей.

Мы ограничимся одной из тем этого блока, а именно, темой «Долгий путь домой».

Для того чтобы написать аргумент, точно соответствующий не только тематическому направлению, но и самой теме в рамках этого направления, нам предстоит провести большую подготовительную работу. И начнётся она с самого главного: с анализа ключевых слов в нашей теме.

План действий.

Обратимся к плану действий, по которому мы готовимся к написанию сочинения.

1 шаг.

Вчитайтесь в тему.

2 шаг.

Выделите в ней ключевые слова. В нашей теме все слова значимы.Расставим акценты по мере значимости каждого слова.

3 1 2

Долгий путь домой.

Какое понятие заключено в слове «путь» в этой теме? (возвращение)

Если человек возвращается, значит, когда-то покинул дом.

По каким причинам можно покинуть дом?

— социальное потрясение: революция, война;

-поиск счастья;

-поиск собственного места в жизни;

-желание изменить свою жизнь;

-душевное непонимание.

Какие ассоциации возникают при чтении слова «дом»?

тепло,

-уют.

-семья,

-понимание,

-любовь,

-родина.

Человек покинул дом, но в какой-то момент жизни приходит осознание возвращения домой.

Что заставляет человека «возвращаться» в родной дом?

-раскаяние,

-осознание ошибок,

-поиск душевного тепла,

-переосмысление жизненных ценностей.

-осознание счастья иметь свой дом,

Теперь обратимся к третьему слову темы. Поработаем над ключевым словом «долгий».

Подберите к нему контекстные синонимы.

Долгий – трудный, сложный, мучительный.

Любое сочинение – это ответ на какой-то вопрос.

3 шаг.

Попробуйте сформулировать тему в виде вопроса или вопросов.

Конкретизируем сформулированные вами вопросы.

Почему путь домой может быть долгим?

Что заставляет человека возвращаться домой?

Отвечают на вопрос учителя

Вчитываются в символическое значение понятия, осмысливают, приводя в пример образцы собственных суждений

Обращаются к раздаточному материалу: плану действий при написании сочинения (пошаговая инструкция)

Вчитываются в тему предстоящего сочинения, стараются понять смысл, выделяют в ней ключевые слова

Конкретизируют, предлагают свое понимание слова «путь».

Строят гипотезы, обсуждают.

Отвечают на вопрос. Записывают ответы в тетрадь

Отвечают на вопрос, выстраивают ассоциативный ряд, записывают в тетрадь.

Отвечают на вопрос, делают записи в тетрадях

Вспоминают понятие «»контекстные синонимы, подбирают их к слову «долгий»

Формулируют тему в виде вопросов:

Почему путь домой долгий?

Почему человек возвращается домой?

10 мин.

Применение знаний и умений в новой ситуации

4 шаг.

Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы.

Впишите свои ответы в рабочие листы №1.

Прочитайте, пожалуйста, ваши ответы.

5 шаг

Ребята, а какой будет идея нашего сочинения, что мы будем доказывать?

Человеку нужно вернуться домой? Хороший синоним к слову «нужно» — необходимо.

Человек без дома, как дерево без корней. Дом для человека – это корни, которые дают силу.

Давайте попробуем сформулировать идею. Помните, что при формулировке идеи все ключевые слова темы должны прозвучать (долгий, возвращение// путь, дом).

Путь домой долог, но необходим.

Это и будет идеей нашего сочинения. Именно ей будут подчиняться все наши рассуждения.

6 шаг

Вспомните произведения, которыми можно проиллюстрировать созданные вами тезисы.

Продолжаем работу с рабочим листом №1. В правом столбике рабочего листа расположены произведения, которые можно использовать в качестве аргументов.

Почему именно эти произведения я предложила вам для работы?

Какие эпизоды из данных произведений могут стать аргументами к составленным вами тезисам? Прокомментируйте свой выбор.

Соотнесите произведения с ключевыми понятиями, записанными в левом столбике.

7 шаг.

Произведения мы обозначили. Следующий наш шаг – это план сочинения. Обратимся к композиции сочинения.

Возьмите рабочий лист №2. Из каких частей состоит сочинение? (Вступление — основная часть — заключение). Обратимся к вступлению. Один из приёмов называется «Продолжи по началу».

Продолжите предложения.

1 вариант: Дом – это…

2 вариант: Путь – это…

Помните, что вступление – это важная часть композиции сочинения, а это значит, что каждое ваше сочинение должно начинаться именно с него!

Теперь поработаем над основной частью.

Вспомним композицию основной части сочинения – рассуждения.

Я предлагаю прочитать эпизод ученического сочинения на данную тему.

Сочинение № 1 (см. Приложение).

Можно ли этот эпизод сочинения считать аргументом? (Нет, это пересказ).

Сочинение № 2 (См. Приложение).

Данный эпизод может служить аргументом, доказывающим и раскрывающим ту идею, которую мы сформулировали? (Нет).

Автор сочинения знает содержание текста поэмы?

Он правильно даёт характеристику Мцыри?

Здесь используется пересказ или пересказ-анализ?

Почему же нельзя засчитать его в качества аргумента?

(Т.к. здесь есть ответ на другой вопрос, а ответа на вопрос «Почему путь домой необходим?», нет.)

Как сделать эпизод литературного произведения аргументом наших рассуждений?

(Необходимо проанализировать эпизод в соответствии с темой и идеей сочинения.)

Начинают работу в рабочих листах № 1, кратко отвечая на сформулированные вопросы

Зачитывают получившиеся ответы, обсуждают, вносят коррективы.

Формулируют идею будущего сочинения с помощью учителя

Вспоминают художественные произведения, предлагают для обсуждения, комментируют, доказывают, почему данное произведение можно использовать в качестве аргумента.

Продолжают работу в рабочих листах №1, соотнося произведения с ключевыми понятиями

Вспоминают композицию сочинения, пользуясь рабочими листами № 2.

Создают образцы вступлений по заданному началу. Зачитывают несколько работ, обсуждают правильность написания, исправляют недочеты

Вспоминают композицию основной части (тезис – доказательства — вывод).

Читают первый эпизод сочинения, анализируют, делают вывод (данный образец не является аргументом), доказывают почему.

Читают второй эпизод сочинения, обсуждают, отвечая на вопросы учителя

Строят доказательную базу несоответствия данного эпизода требованиям.

Выстраивают гипотезы, приходят к общему выводу: необходимо проанализировать эпизод в соответствии с темой и идеей сочинения.

15 мин.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организует практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Попробуйте создать эпизод сочинения из 3-5 предложений, взяв в качестве литературного аргумента поэму «Мцыри» так, чтоб он был ответом на вопрос: «Путь домой долог, но необходим?»

Возвращение домой для Мцыри было жизненно необходимым. Чтобы считать себя счастливым, он должен жить в краю своих предков. Он всей душой стремился домой, на родину, к своим истокам. Преодоление преград – это и есть путь к дому, к счастью, к семье.

Мы поработали с вами с аргументом. Каждый аргумент строится по схеме:

тезис – доказательство – микровывод.

Следующая композиционная часть сочинения – это вывод.

Какой общий вывод можно сделать по теме нашего сочинения?

Какие бы трудности не стояли перед человеком на его жизненном пути, он всегда должен возвращаться к своим истокам.

Пишут творческую работу

Несколько человек зачитывают

получившиеся работы

Предлагают варианты вывода как заключительного этапа сочинения

10 мин.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

8 шаг.

Последнее напутствие, которое я могу вам дать перед написанием сочинения: перед вами ещё не сочинение, это рабочие материалы. Все части сочинения должны быть логически связаны между собой. Продумайте логические переходы от основной части к аргументам и от аргументов к выводу.

Помните, что осознание ценности дома приходит с возрастом. Вы молоды, вы рвётесь из дома, чтобы искать смысл жизни, покорять вершины. Но, уходя из дома, не рвите те незримые связующие нити, которые сделают возвращение домой легким и приятным.

Слушают учителя

1 мин.

Домашнее задание

Домашним заданием для вас будет написание сочинения по направлению «Путь» на тему «Долгий путь домой». В своей работе вы должны опираться на материалы данного урока.

Записывают в дневники домашнее задание

1 мин.

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Сегодня на уроке мы с вами учились писать сочинение в рамках тематического направления «Путь».

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке…

Сегодня на уроке вы все очень хорошо работали.

Оценивание учащихся.

Я надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, вам будут полезны при написании сочинения. Урок окончен. Всем спасибо.

Делятся своими впечатлениями об уроке, высказывают мнение о том, что получилось, а чего не удалось достигнуть.

1 мин.

Воспитание, если оно желает счастье человеку,
должно воспитывать его не для счастья,
а приготовить к труду жизни.
К.Д.Ушинский

Каждый учитель предметник ищет всевозможные пути подачи материала, чтобы зацепить не только внимание ребенка, но и вызвать долгосрочный интерес к своему предмету, и тем самым дать возможность обучающимся добиться высоких результатов по своему профилю. Но иногда важно подать материал ни сколько интересно, а сколько максимально понятно и доступно. Таким образом, и строится работа в 11-х классах на уроках литературы при подготовке к декабрьскому итоговому сочинению.

Ключевые слова: итоговое сочинение по литературе, план сочинения-рассуждения,  клише для итогового сочинения.

Известно, что с 2014/2015 учебного года в образовательных организациях РФ было введено обязательное условие допуска к ЕГЭ — итоговое сочинение (ИС) по литературе. Целью ИС является проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на изученные произведения в рамках школы или самостоятельно, а также — развитие навыков правильного формулирования и изложения собственных мыслей. Ведь не секрет, что грамотная речь, как в письменном, так и в устном эквиваленте высоко ценится во всех направлениях человеческой деятельности. Благодаря этой способности можно занять неплохую нишу в обществе. Народ зря не скажет — «язык до Киева доведет». Итак, данное сочинение обязательно для всех учеников 11 классов, независимо от выбранного профиля обучения (гуманитарный, технический и проч.). Испытание начинается в 10 часов утра (по местному времени) в первую среду декабря (пересдать можно в феврале и в мае текущего года) и длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланков не входят в этот промежуток времени. Объем сочинения должен быть не менее 250 слов, норма – 350, но ограничений нет. Работы оценивают учителя-словесники и независимые эксперты по принципу «зачет/незачет».

Но сегодня огромное влияние на школьников оказывают не только сверстники, но и  социальные группы, интернет-сообщества, развлекательные каналы телевидения, радио, вездесущая реклама. Цитирование и смакование банальных фраз последнего фактора приводят к истощению словарного запаса школьников, формируются стереотипы их речевого поведения, а о коротких фразах в смс и ватсап-сообщениях, в целях экономии времени, говорить  не приходится. Тенденция к оскудению словарного запаса современных школьников наблюдается с момента появления в руках школьников мобильных телефонов с выходом в Интернет. Как следствие, мы наблюдаем истощение не только словарного запаса и неумение строить ими полные связные тексты, но и понижение интеллектуальной деятельности в целом. Как же подготовить одиннадцатиклассников к написанию немаленького сочинения в 250-300 слов? Тем более что умение излагать свои мысли в письменной речи на высоконравственную тему с привлечением литературных аргументов – сверхзадача для современного не читающего поколения твитера и ватсапа. 

На сайте ФГБНУ «ФИПИ» («Федеральный институт педагогических измерений») говорится, что «итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.». Так, вышеуказанное определение проверяется в сочинениях одиннадцатиклассников по пяти критериям: «Соответствие темы», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи» и «Грамотность». Чтобы получить «зачет», необходимо набрать баллы хотя бы по 3 критериям из 5. Но несложные принципы проверки сочинений от Рособрнадзора таят в себе долгую, кропотливую работу учителей-словесников над грамотной письменной речью обучающихся, и трудоемким накоплением у выпускников знаний произведений русской и зарубежной литературы.

Итак, подготовка обучающихся к благополучной сдачи итогового сочинения по литературе начинается задолго до самого экзамена. Каждый учитель формирует свою методику подготовки, которая начинается еще в среднем звене на уроках русского языка. Так, одним из методов обучения может служить подробный анализ, как готовых текстов, так и текстов собственного сочинения (до рецензии далеко, но хорошо развиваются навыки орфографической зоркости слов – Критерий №5). Одним из вариантов данного метода можно назвать – взаимопроверку творческих работ учеников по эталону, где работает и зрительная и словесно-логическая память. Например, школьникам после изучения темы «Типы и стили речи» предлагается создать свой текст по заданному шаблону с пропусками слов (в 5-6 классах) или предложений (в 7-8 классах). А далее по критериям учителя данные тексты проверяются учениками и на правописание слов, и на структуру созданного текста. Поэтому сказать, что ученики 11 класса начинают подготовку к ИС с нуля нельзя. Ведь в школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали. Да, безусловно, учителя на всех предметах учат составлять последовательный, логичный ответ. Но только на уроках литературы и русского языка задача развития речи школьников решается целенаправленно и систематизировано.

Выбор конкретных методов обучения написания итогового сочинения (изложения) зависит от уровня развития учебных навыков школьников. Но можно назвать общие методы подготовки к написанию итогового сочинения-рассуждения на высоконравственную тему с привлечением аргументов из литературы:

1. Известно, что тематические направления ИС публикуются на официальном сайте разработчика экзаменационных направлений тем – ФИПИ, в начале сентября нового учебного года. Всего их 5. Каждый год направления меняются. А конкретные темы сочинений становятся известны одиннадцатиклассникам в день проведения экзамена (за 15 минут до его начала). Предугадать темы итогового сочинения невозможно. Но планомерная работа в  рамках указанных тематических блоках помогает школьникам грамотно написать соответствующее всем критериям сочинение в декабре текущего учебного года и получить заветный «зачет». Поэтому целесообразно завести общую тетрадь-навигатор и начать работать с каждым направлением тем по очередности, путем подбора литературного материала (произведений) в виде списка и примерных тем к нему (проблемный вопрос, рассуждение над известной цитатой и др.). Также целесообразно подобрать несколько ярких цитат к тематическому блоку в целом и выучить 2-3 из них. Грамотно подобранная цитата в сочинении придаст тексту образность и обстоятельность. Цитатой в сочинении можно воспользоваться или в первой части сочинения (в введении), или в последней части сочинения (в заключении). Цитаты нужно заучивать наизусть. К каждому направлению стоит выучить по 2-3 цитаты. Но обязательное условие подготовки к сочинению – знание критериев оценки ИС.

2. Итак, тетрадь-навигатор заведена, список литературы, тем и цитат составлен. Далее начинается непосредственная работа со списком необходимой литературы. Сначала нужно поставить галочки напротив каждого прочитанного произведения или срочно заполнить пробелы в знаниях литературных текстов, т.е. прочитать или знать краткое содержание произведений. Здесь целесообразно заполнять таблицу памяти, в которую можно вносить данные ранее прочитанных произведений для систематизации знаний. В среднем звене эта тетрадь носит название «Читательский дневник» и к 11 классу может иметь весомый объем:

Автор.
Его краткие выходные данные

Название произведения

Краткое содержание текста

Главные герои и их характеристика

После заполнения данной таблицы работать над критерием №2 «Аргументация» становится проще.

3. Следующим важным этапом при подготовке к ИС по литературе становится заучивание плана сочинения-рассуждения и необходимых клише.

План:

А) Тезис (основная мысль, соответствующая теме);

Например, тема звучит так: «Какими качествами должен обладать смелый человек?». И на этом этапе работы над ИС мы находим ключевые слова в выбранной теме. Даем определение выбранным ключевым словам. Задаем наводящие вопросы. Даем ответы на заданные вопросы.

Б) Аргумент №1 (Доказательство №1);

На страницах художественных произведений тема сочувствия затрагивается очень часто. Вспомним, например, пьесу М. Горького «На дне»… Подчеркнутые слова  в клише можно заменять соответственно выбранной теме.

или

Приведу аргументы из художественной литературы, подтверждающие мою позицию.

  • Во-первых, …
  • Во-вторых, …

Г) Вывод.

Таким образом, наше рассуждение позволяет сформулировать следующие выводы: …

Необходимо заметить, что в сочинении должно быть не менее 250 слов. При меньшем количестве слов можно получить «незачет», поэтому стоит пересчитывать слова после каждого абзаца и помнить соотношение:

тезис + вывод = 1/3 всего объема текста.

4. Пишем сочинение. Не одно.

Здесь присутствует еще одно условие – взаимопроверка по критериям, чтобы научится видеть ошибки на чужом произведении. Обязательно должна быть обратная связь с учителем – подробный комментарий к каждой ошибке.

Таким образом, подробно прорабатывая каждое направление можно благополучно подготовиться к успешной сдаче итогового сочинения.

Литература

1. Русский язык. Методический журнал для учителей-словесников № 05–06 (694) // Взаимообучение: совершенствуем орфоэпические навыки, О.В.ПРЯДИЛЬНИКОВА, г. Уфа с. 39

2. Приказ Министерства образования от 17 декабря 2010 года №1897.

Открытый урок литературы в 11 классе (подготовка к итоговому сочинению). 

«Добро и зло» в произведениях художественной литературы. 

Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения. 

Задачи урока: 

образовательные: познакомить с понятиями, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; познакомить с терминами «добро», «зло»; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся; познакомить учащихся с новым направлением итогового сочинения, приёмами работы над текстом для более глубокого его исследования; учить устанавливать связи между частями сочинения; учить различать главную и второстепенную информации; 

  • развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти; повторить материал о структуре сочинения; формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации; развивать критическое мышление через заполнение таблицы; 

  • воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры. 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. 

Метод: репродуктивный, метод самостоятельной работы. 

Технология: обучение в сотрудничестве. 

Форма работы: групповая. 

Приемы: «яркое пятно», работа с доской, текстом 

1.Погружение в тему. Просмотр видеоролика, притча «Два волка». Не показывать название притчи, остановить ролик перед словами старика. 

— Как вы думаете, что ответил внуку старик? (всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь) 

— Что имел в виду старый индеец? (всё зависит от человека. Каким он человеком хочет стать – таким и станет. Будет совершать злые поступки – станет злым. Будет нести добро – станет добрым.) 

— Какое название можно придумать этой притче? 

— Что олицетворяют в притче белый и чёрный волки? (добро и зло) 

— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? 

— Какова цель урока? (формирование представления о добре и зле) 

— Задачи урока?  

Выработать понимание терминов ДОБРО и ЗЛО. 

Научиться выражать свою точку зрения, аргументируя ответ. 

Научиться писать вступление к итоговому сочинению. 

3. Беседа. Понимание терминов «добро, зло». Учитель обществознания. 

Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Это вечные вопросы. 

— Что включает в себя понятие «Добро»? (ответы….).  

Понятие «добро» включает в себя наши самые важные интересы, надежды, желания — наше стремление к человечности, к гуманизму. Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества. Причем когда мы говорим об улучшении жизни, то имеем в виду, конечно, всех и каждого человека, потому что истинно гуманная мораль считает: нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны. 

Мы считаем добром отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Мы считаем добром движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, а главное — за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье. 

— Когда мы говорим о человеке «добрый»? (ответы…) 

Да. Добрый человек готов прийти на помощь другому человеку, и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению, по моральному долгу. 

Конечно, слово «добро» имеет не только моральный смысл. Например, мы называем вещи — «свое добро», «чужое добро». Этим словом мы можем обозначить качество какой-либо вещи или деятельности: добрый стол, добрая воля, добрая работа и т. д.  

И все-таки, если вдуматься, все различные значения понятия «добро» имеют общее происхождение, очень близки друг другу и в конечном счете обозначают что-то хорошее для человека. Ведь нельзя быть морально добрым вообще, т. е. никак не проявлять свою доброту. Добрым можно быть, только сознательно и старательно делая добрые, полезные людям дела. 

— Подберите антоним к слову ДОБРО. Что включает в себя понятие «ЗЛО»? (ответы…) 

Все, что противоположно добру, есть зло. Это — нарушение морали. Поэтому в понятие зла вкладываются представления о безнравственном, антигуманном, недобром. Это понятие обобщенно выражает все то, что заслуживает осуждения, презрения и должно быть обязательно преодолено людьми, обществом, отдельным индивидом. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся не как к живому человеку, а как к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду. Для гуманных, порядочных людей зло означает такие отношения между людьми, когда счастье одних, их сила, богатство, образованность достигаются за счет несчастья других — их слабости, бедности, невежества и т. д. Итак, зло — это все дурные, вредные подлые поступки людей, все то, что губит душу, способствует нравственной деградации (разрушению) личности. 

— Какие отрицательные явления жизни охватывает зло? (ответы…) 

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство, доносительство («стукачество») и т. д. Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих, инаковерующих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. п.), там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей, — хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей (даже своих родственников), тупость, жестокость, вранье, пьянство, хитрость, обман и т. д. и т. п. Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда хулиган оскорбляет людей, продавщица хамит, бюрократ «волынит» и ждет взятку, таксист, официант, мастер, не оказав никаких дополнительных услуг, требуют больше заработанного, когда младшие не уважают старших, мужчины и молодые здоровые люди в общественном транспорте сидят, а женщины и пожилые люди стоят, когда халтурят на работе, когда используют свое служебное положение в корыстных целях, когда руководители равнодушны к судьбам своих соотечественников и пекутся только о своих привилегиях, когда не выплачивают зарплату и пенсию, когда живут на нечестно полученные средства и т. п.,— все это и есть моральное зло. К сожалению, оно очень многолико. 

Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. 

Но нужно помнить, что зло очень коварно и, как правило, не выступает от своего имени, не кричит: «Я — зло! Я — аморальность! Я — безнравственность!» Напротив, оно часто прикрывается маской добра. Нередко даже самый отъявленный преступник стремится представить свою деятельность (и перед другими, и перед самим собой) в добром свете, оправдать ее с точки зрения морали, добра. Так происходит и в быту: хам всегда кричит, что он прав; хапуга, бюрократ, обирая нас, утверждают, что помогают нам, делают нам одолжение; и в большой политике все диктаторы всегда клялись, что пекутся о благе народа, о светлом будущем. 

При таком обмане, когда зло сознательно запутывает следы, с особой остротой встает перед нами вопрос:  

— Как же различать добро и зло, по каким надежным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального? (ответы…) 

Да. Надо выяснить, чем (люди, человек) являются на самом деле, какие дела творят, и дела их надо оценивать с точки зрения гуманизма, т. е. с точки зрения любви, уважения к человеческому достоинству, с точки зрения общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов. Судить надо по делам. 

Итак, наличие или отсутствие гуманизма, уважения к человеческому достоинству в реальных делах и поступках (а не словах) — вот основной критерий морали, по которому можно различать добро и зло, моральное и аморальное поведение. 

3. Литературное направление «Добро и зло». Учитель литературы. 

Тема добра и зла – вечная тема в литературе. Её рассматривали еще в глубокой древности – народ размышлял об этой проблеме и создавал вымышленные истории со счастливым концом и обязательной победе добра над злом, о ней говорили писатели XVII, XVIII, XIX, ХХ веков. Художественная литература – отражение жизни человека, значит, в каждом произведении есть место борьбы добра со злом, вечное противостояние этих двух полюсов находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках.  

Понятия добра и зла очень условные. Чтобы вы почувствовали, как трудно порой бывает понять, где добро, где зло, расскажем кратко одну жизненную историю. 

Ребенок опаздывает на урок, потому что перекопали дорогу, была пробка. С одной стороны, лично мне это опоздание принесло конфликт с учеником, а с другой стороны, ремонтируют дорогу, чтобы в дальнейшем всем было удобно и комфортно ездить. 

Вот как оценить данную ситуацию? Добро это или зло? 

И тут у нас возникает вопрос, как конкретное произведение подстраивать в качестве аргументов к различным темам. 

На что мы должны ориентироваться, когда говорим о добре и зле. Предположим, что ориентир у нас идет на общечеловеческие ценности, на общепринятый взгляд в обществе на эти категории, на поступки. То есть если мы вращаемся в обществе, в котором говорят, что не убий, не укради и т.д. Это плохо. Это моральные христианские вещи, которые до сих пор существуют в нашем обществе и востребованы, мы живем по этим правилам. То есть категория добра и зла здесь неоспоримая.  

Добро и зло – это чаши весов, где посередине стоит совесть, нравственность. Совесть – наш внутренний контролер, она не дает нам совершить плохие поступки, удерживает от дурных решений и, наоборот, помогает творить добро. 

4. Работа со словарем. Учитель литературы. 

— Дайте определение следующим понятиям. Подберите синонимы к ключевым словам. 

Добро — нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. 

Добро – благо, благодеяниедобродушие, душевность,  сердечность, сострадание, милосердие, отзывчивость, участливость добросердечность, человеколюбие, человечность, добродушие, гуманность, чуткость, терпимость. 

Глагольная сочетаемость и выражения, связанные со словом «ДОБРО» 

Дать добро, делать добро, добро побеждает, желать добра, творить добро, хотеть добра, поминать добром… 

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок, досада; неприятность, беда. 

Зло – бессердечность, жестокость, ненависть, зверство, варварство, несправедливость, вред, лицемерие, неискренность, жестокосердие, бессердечность, озлобление, антигуманность, гнев, неприятность, злоба, несчастье, неправда. 

Глагольная сочетаемость и выражения, связанные со словом «ЗЛО» 

Делать зло, желать зла, зло берет, сделать зло, победить зло, причинять зло, противиться злу, творить зло, уничтожить зло… 

Данные определения, синонимы, выражения дают нам возможность поразмышлять в сочинении по данному направлению. 

Аспекты направления «Добро и зло» 

  1. Добро и зло как противоположные нравственные качества, присущие человеку. 

М.А. Шолохов «Судьба человека» 

В.Г. Распутин «Уроки французского» 

А.С. Грибоедов «Горе от ума» 

А. Грин «Зеленая лампа» 

А.Н. Островский «Гроза» 

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» 

А.Н. Карамзин «Бедная Лиза» 

  1. Добро и зло как внутренний конфликт и внешний. 

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 

М.Ю. Лермонтов «Демон» 

  1. Добро и зло по отношению к окружающим, близким, врагам, к тем, кто слабее, и т.д. 

М. Горький «Старуха Изергиль» 

А.И. Солженицын  «Матрёнин двор» 

К. Паустовский «Телеграмма» 

А.П. Платонов «Юшка» 

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 

Л.Н. Толстой «Война и мир» 

О. Генри «Последний лист» 

В. Осеева «Бабка» 

  1. Добро и зло по отношению к природе, животным. 

Л.Андреев «Кусака» 

Ю. Яковлев «Он убил мою собаку» 

  1. Добро и зло по отношению к себе.  

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 

М.Ю. Лермонтов «Демон» 

  1. Истинное и ложное добро. 

М. Горький  «На дне» 

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 

Л.Н. Толстой «Война и мир» 

Строгое разделение на добро и зло идет в произведениях УНТ. Когда мы с вами читаем сказки, былины, предания, сказания, мы чётко можем сказать, где добрый герой, а где злой. Под литературным материалом подразумевается не только художественные произведения 17-20 веков, но и произведения УНТ (за исключением малых жанров: пословицы, поговорки и т.д.). И если так случится, что на экзамене вам в голову не приходит пример, тогда вы можете обратиться к сказке, народной или литературной.  

Добро и зло в сказках всегда борются. Сказочный мир живет на этой вражде. Злые персонажи пытаются одержать вверх, они придумывают различные козни, создают опасности для добрых героев. Но добро всегда одерживает верх.  

Примеры добра и зла в сказках. 

Народная сказка «Морозко». Злая мачеха и завистливая сводная сестра творят зло. Они заставляют отца увезти Настеньку в лес и «оставить там, на съедение волкам». Добрый персонаж Морозко помогает падчерице. Настенька трудится в доме у Морозко. Ее труд и доброе отношение вознаграждены. Зло получает по заслугам. 

Литературная сказка Шарля Перро «Золушка». Очаровательная героиня работает не покладая рук. Она любит всех, но злость мачехи и сестер мешают ей быть счастливой. Добрая крестная фея помогает девушке. Золушка выходит замуж за принца. 

Итак, двигаемся дальше. 

5. Работа в группах. 

А теперь поработаем в группах. Каждая группа получает одну тему по направлению «Добро и зло», ваша задача – подобрать аргумент, соответствующий предложенной теме, обсудить его в группе, поделиться им с одноклассниками. 

Добрыми/злыми рождаются или становятся?  

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Именно к этой повести подходит пословица: «Добро сеять – добро и пожинать». В повести показывается взросление Гринева, закалка нравственных качеств и умение преодолевать трудности. 

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Озлобленными не рождаются, а становятся. И на это есть масса причин. Но покалеченную душу можно спасти, если обратиться к Богу. 

М. Горький «На дне». Тяжелый жизненный опыт убеждает в необходимости гуманного отношения к людям. Лука видел слишком много зла, чтобы преумножать его, поэтому он избрал путь благодетеля для отверженных и несчастных бедняков, которые утешались, слушая его речи. 

Л.Н. Толстой «Война и мир». Большую роль в формировании характера играет окружение, жизненные обстоятельства и атмосфера, в которой растет человек. Дети всегда копируют поведение родителей, перенимают их мышление и мировоззрение. 

7. Подготовка к написанию сочинения. 

Структура сочинения. 

Вступление. 

Тезис (утверждение/ответ на вопрос) + развитие мысли 

Варианты вступления: 

Добрыми (злыми) рождаются или становятся? Думаю, что каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Я же считаю, что… 

ИЛИ 

Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом: «Добрыми (злыми) рождаются или становятся?» Я думаю, что… 

Переход + аргумент 1: 

Пример из литературы + микровывод. 

Описать конкретную ситуации, связанные с темой сочинения и подкрепляющие  вашу идею. 

          Многие авторы-классики обращались к этой теме. Так, в произведении ….     Этим рассказом/эпизодом автор доносит до нас следующую мысль: … 

Переход + аргумент 2: 

Пример из литературы + микровывод. 

          Существуют и другие аргументы, подтверждающие мою точку зрения. Например, в романе…      На примере жизни этого персонажа мы можем видеть, что …. 

Заключение  

(повтор тезиса) 

          Итак, как подсказывают нам отечественные/зарубежные литературные произведения… 

         ИЛИ 

         Подводя итог, можно сделать следующий вывод: … 

— А сейчас в группах продумайте вступление по предложенной теме и заключение. 

Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом: «Добрыми (злыми) рождаются или становятся?» Я думаю, что, что при рождении в человеке уже заложены определённые черты. Они могут проявляться в ребенке еще до того, как он начнет говорить. Добро и зло — не исключение. Однако не стоит забывать, какую большую роль в формировании характера играет окружение, жизненные обстоятельства и атмосфера, в которой растет человек. Если он, взрослея, видит перед собой примеры отзывчивости, милосердия, заботы, то велика вероятность, что он им последует. И наоборот, у человека, выросшего в жестокости и пренебрежении, могут появиться внутренние проблемы и неправильное восприятие мира. 

. 

Итак, мы приходим к выводу о том, что семья, общество и те ценности, которые они прививают, очень важны. Тем не менее, какие бы обстоятельства не сложились, люди и сами должны стремиться к духовному развитию и воспитанию в себе добрых качеств. Мы должны работать над собой, чтобы подавать достойный пример новым подрастающим поколениям. 

Добрыми (злыми) рождаются или становятся? Некоторые злые люди в оправдание себе говорят, что они родились такими. По их мнению, доброту можно унаследовать как красоту или богатство, но развить ее самостоятельно невозможно. На мой взгляд, это заблуждение, основанное на желании оправдать себя, ведь добрым человек не рождается, а становится. Только жизненный опыт убеждает нас в необходимости благих дел. Чтобы подтвердить свои слова, приведу литературные примеры. 

Таким образом, добрыми люди не рождаются, а становятся под влиянием различных факторов. Кто-то находит это качество вместе с первой любовью, кто-то обретает его после череды суровых испытаний. Но важно понимать, что стать хорошим человеком никогда не поздно, ведь развить в себе добродетель может каждый из нас. 

8. Рефлексия. 

Благодарю А.С. Пушкина: он помог мне понять, что… 

Благодарю Ф.М. Достоевского: он заставил меня увидеть, что… 

Благодарю М. Горького: он убедил меня в том, что … 

Благодарю Л.Н. Толстого: он открыл для меня…. 

9.  Д/р — Продумать заключение к сочинению. 

  • Урок литературы сочинение по комедии недоросль
  • Урок литературы в 8 классе подготовка к сочинению по капитанской дочке
  • Урок м горький рассказ карамора
  • Урок литературы сказка о царе берендее
  • Урок литературы в 5 классе сопоставление сказки пушкина и жуковского