Урок литературы 11 класс старуха изергиль проблематика и особенности композиции рассказа

Уроки литературы алексей максимович горький 1868 19366 часов уроки литературы в 11 классе1 урок 12. максим горький: жизнь,

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ

 

АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)

6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]

Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра».
Особенности изображения характеров и обстоятельств

Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов

Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе
и их трагическое столкновение

Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков

Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького

УРОК № 13
Тема.
Максим Горький «Старуха Изергиль».
Проблематика и особенности композиции рассказа

Цель:

выявить с учащимися особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного
содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа; провести параллель между библейской легендой
о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие; развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания; подвести
учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим
людям.
Оборудование: учебник, текст рассказа «Старуха Изергиль», портрет Максима Горького; таблица.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание изучаемого рассказа; анализируют текст, раскрывающий силу воли, жажду жизни,
накал страстей и стремление к подвигу; объясняют значение композиции в выявлении позиции автора; раскрывают
роль антитезы как средства противопоставления романтического идеала и суровой реальности; принимают участие в дискуссии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Какое влияние оказали на становление Максима Горького идеи Ф. Ницше?
Покажите это на примерах из ранних произведений писателя.

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Одной из основных проблем творчества Горького стал поиск нового человеческого идеала, гармонии в этом мире. Само время — рубеж столетий,
столкновение эпох — делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором.

Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различает
силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло.

Одним из наиболее ярких ранних произведений Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем
формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея — стремление выявить
истинную ценность человеческой личности.

«Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу…»,— так начинает Максим Горький один из своих лучших рассказов, в котором отразились
незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 г. Рассказ относится к ранним произведениям писателя и продолжает
романтическую линию рассказов «Макар Чудра» и «Челкаш», в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение
цельной и сильной человеческой личностью.

Важнейшим вопросом, составляющим идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой жизни. Тема сильной, неординарной
личности, непосредственно связана с идеей произведения — служение людям как великий смысл жизни, высшее предназначение. Раскрытию идеи
служат сюжет и композиция произведения, а также особый, героический пафос.

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая беседа

• Итак, мы выяснили, что рассказ «Старуха Изергиль» имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма.
(У героя два мира — идеальный и реальный; яркость образов, необычность событий, гиперболизация качеств, патетика, загадочный пейзаж.)

• В какое время суток происходят события в рассказе? Почему?

• Какие природные образы вы могли бы выделить?

• Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?

• Почему именно таким показан пейзаж в природе?

• Ваши впечатления от рассказа? Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы?

2. Слушание пересказа легенды о Ларре
в исполнении заранее подготовленного учащегося

• Каким внешним событием рождена легенда?
(Тень, плывущая по небу, — тень Ларры.)

• Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано?
(Он — сын орла.)

• Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь» на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.

• А что добавила Изергиль непосредственно от себя?

• Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость?

• Есть такое слово — гордыня. Подумайте, чем различаются два слова — гордость и гордыня. Запишите толкования этих слов.

Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважение.
Гордыня — чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

• Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите своё мнение цитатами из рассказа.

3. Слушание пересказов легенды о Данко,
библейской истории о Моисее

в исполнении заранее подготовленных учащихся

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
О МОИСЕЕ

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в рабстве в Египте, и им сложно срываться с насиженных мест. Составились
обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так,
что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя боевые колесницы египтян. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско.
Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало
сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из неё хлынула холодная вода. Много
милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне,
никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

4. Создание и решение проблемной ситуации:
сопоставление библейской истории и легенды о Данко

• В чём сходство библейской истории и легенды о Данко?

• Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

• Каким изображён Данко в рассказе Изергиль?

• Как складываются отношения между Данко и толпой?

5. Коллективная работа
по составлению таблицы
«Концепции жизни Ларры и Данко»
(запись в тетрадях)

• Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев — гордость, но мы
с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Определите их, заполнив таблицу.

Концепции жизни Ларры и Данко

Критерий

Ларра

Данко

Внешность

«Красивый и сильный», «холодные
и гордые, как у царя птиц, глаза»

Красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»

Жизненная позиция

• Он не похож на других людей — не хочет жить, «как они», хочет
быть свободным, то есть делать что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым»;

• «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», это даёт ему право
презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие,— люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени — «наказание ему
в нём самом»

• «Лучший из всех», «он любил людей и думал, что, может быть,
без него они погибнут», мечтает о свободе не только для себя, а прежде всего для всех соплеменников, именно поэтому он
ведёт их, жертвуя собой, из тёмного леса к «золотой сияющей реке»;

• «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугавшимся «чего-то». Люди не прощают превосходства над
собой. Соплеменники «наказывают» Данко за гордость

Итог жизни

Одиночество

Гибель

Послесловие

От Ларры осталась только тень, бродящая по степи

От гордого сердца Данко остались
искры, появляющиеся перед грозой

Вывод

Крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям

Альтруист, выражающий высшую степень любви к людям

Антиидеал

Романтический идеал

Идеал и антиидеал — два романтических полюса повествования.
А между ними существует реальный персонаж — старуха Изергиль, которая, являясь рассказчицей
обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) — альтруизм (Данко).
Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования


6. Обобщающая беседа

• Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ?

• Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?

• Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиг? Какая разница между долгом и подвигом?

7. Интерактивное упражнение
«Мозговой штурм»
(работа в группах)

1-я группа.
Прочитайте портретные характеристика старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение,
обращаясь к тексту.

Примерный ответ

Старуха Изергиль и Ларра — оба красивы в молодости, но от них остались только тени.

Они прошли по жизни, не оставив после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит её с героем легенды.

2-я группа.
Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Кому из героев близка старуха Изергиль: Данко или Ларре?

Примерный ответ

Её жизнь, так же, как и жизнь Данко, посвящена любви.

Но любила она только себя. Она с лёгкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых.

Её равнодушие поражает и сближает с Ларрой.

8. Обобщение учителя

— Рассказ «Старуха Изергиль» необычен прежде всего с композиционной точки зрения: реалистическое обрамление, то есть беседа автора-повествователя
с Изергиль включает романтический сюжет. Он, в свою очередь, имеет трёхчленную структуру и представляет собой две легенды, о Ларре и о Данко,
противопоставленные друг другу и объединённые рассказом старой Изергиль о своей жизни.

Легенды, повествующие о чувствах, о страстях, о сильных людях, привлекают первостепенное внимание — без них было бы невозможно понять авторскую идею.
В их основе лежат библейские сюжеты. Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречён на вечные страдания, а Данко, подобно Моисею, который
вывел свой народ из Египта, спасает людей своего племени. Но Агасфер, отказав в помощи Христу, шедшему на Голгофу, совершает преступление против
Бога, Ларра — против человека. Моисей выполняет волю Господа, а Данко сам принимает решение принести себя в жертву людям.

Так, по Горькому, человек становится равным Богу, значит, человечество призвано на землю выполнить
какую-то высшую миссию. В этом отражается богоискательская философия писателя, который развивает, по сути, ницшеанскую идею о богочеловеке. Именно
такими «сверхлюдьми» являются Ларра, сын орла, и Данко, вождь, «лучший из всех»,— гордые, сильные и красивые люди. Но их гордость неодинакова.

В Ларре, «первом на земле», говорит гордыня, он презирает людей, смотрит на
них, как на рабов. Данко же гордится именно званием человека, он по-настоящему верит в людей. В итоге Ларра, который, «кроме себя, не видит ничего»,
преступает нравственный закон, убивает прекрасную девушку, а Данко совершает подвиг, отдав своё сердце людям в тот момент, когда они, охваченные злобой
и страхом, собираются убить его. Данко погибает, но он остаётся в памяти потомков героем, и его сердце становится голубыми искрами, «языками огня»
в тёмной степной дали. Ларра превращается в вечную неприкаянную тень — «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему».

Так из рассказа «Старуха Изергиль» вырастает тема первородности греха и подвига, исходной морали человечества.

9. «Учимся дискутировать»:
мини-дискуссия

«В чём смысл жизни — в неограниченной личной свободе
или в героической борьбе за счастье людей?»

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»

(в парах)

• Многие рассказы Горького построены по рамочному принципу («рассказ в рассказе»), и поэтому важную композиционную роль в них играет образ
рассказчика. Типологически близки друг другу старуха Изергиль, Рагим,
Макар Чудра. В чём сходство их характеров и жизненной философии? Подберите в качестве доказательства своего мнения цитатный материал для
ответа на этот вопрос.

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Данко нашего времени. Кто он?».

2. Прочитать пьесу Максима Горького «На дне».

Следующие уроки: Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков.
– М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 

Уроки литературы в 11 классе
(главы из книги)

 

вернуться в начало

 

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Жизнь старухи Изергиль

Жизнь старухи была насыщенной. Вряд ли кто-то может похвастаться столькими невероятными и опасными приключениями, совершёнными во имя любви. Но была ли эта любовь настоящей, как считала главная героиня? Той, о которой пишут в миллионах книг? Думаю, что нет. У Изергиль было много мужчин, о которых она поведала собеседнику, да и читателям. И ради каждого она совершала безумный поступок. Но вот только годы шли, она старела и из красивой девушки, любимой всеми превратилась в страшную и дряхлую старуху. Изергиль нагло и самоуверенно играла на чувствах людей , потому что любовь была её смыслом жизни и когда девушка любила, то любила без оглядки на последствия( например, убийство часового на посту, не каждый отважиться на такой страшный шаг. Это, как омут с головой.)

Главная героиня любила всем сердцем и бросала всё без оглядки: дом, родных. Именно эта жизнь сгубила её. Вечное скитание не только по стране, да и за приделами её. И под конец жизни старуха понимает, что смысл жизни ни в любви и скитаниях по всему свету за этим призрачным чувством, а спокойная и умиротворённая жизнь в кругу собственной семьи. Но теперь она осталась одна и уже поздно о чём – то мечтать.

Гордость старухи тоже сыграла немалую роль в одиночестве. Порой человеку нужно осадить свои чувства ради блага не только своего, но и родных людей. Жизнь- это череда уступок, переживаний. Приходиться всегда жертвовать чем-то ради будущего счастья. Не бывает, что всё просто так с неба падает в ладони.

Максим Горький, пытался донести до читателя, что нельзя бездумно бросаться за призраками. Человек должен быть умнее, он должен сам построить свой мир. Люди должны задумываться о смысле жизни. Ведь для каждого он свой: смысл в работе, семье, любимом человеке, деле всей жизни, в ребёнке, да даже в собаке. Это всё смысл жизни.

«Старуха Изергиль» — это замечательная и поучительная история в стиле знаменитого романтизма, которая была написана ещё юным Максимом Горьким на закате девятнадцатого века (1895 год). Горький первый, кто прорубил дорогу романтизму, по этой причине произведение производила ещё большее впечатление от своей новизны и необычности. Писатель посвятил больше половины своих произведений романтическому жанру. Это было ближе по духу. Но жизнь старухи действительно необычный рассказ.

История старухи Изергиль считается второй по счёту. С начало рассказ о гордом, самолюбивом Ларре — сына орла и простого человека.

Смысл названия книги «Старуха Изергиль»

В названии также кроется сакральный смысл. Дело в том, что оно носит имя главной героини рассказа. Но не стоит думать, что тут нет скрытого подтекста. Исследователи не раз отмечали, что это имя схоже по написанию и произношению с древнескандинавским словом «иггдрасиль». Переводится оно как «ясень».

Но именно это дерево является центральным в мифологии древних скандинавов! Оно соединяет мир людей, богов и усопших. Однако если вспомнить, что главы тоже три, а по содержанию они подходят к этим мирам, то все становится на свои места. Вот так вот автор вложил такой глубокий смысл в казалось бы обычное имя!

Урок литературы в 11 классе на тему: Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”.

Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”

Тема:

Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”.

Цели урока

:

1. Дать представление о романтической эстетике раннего Горького. Познакомить с рассказом „Старуха Изергиль”.

2. Совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала.

Тип урока

: проблемный, комбинированный, с элементами интерактивных технологий.

Оборудование

: портрет А.М.Горького, фотография А.М.Горького и С.Г.Скитальца, иллюстрации к ранним рассказам Горького художников Б.Дехтерева, В. Макеева, Д.Бокарева.

Эпиграфы к уроку:

Видно, ничего не напишу так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль…”

(А.М.Горький из письма к А.П.Чехову).

«… в жизни всегда есть место подвигам».

(А.М.Горький «Старуха Изергиль»).

.

Ход урока

I Организация класса

.
Постановка проблемы
Учитель
формулирует основную проблему урока:
Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо будет выяснить следующее:

Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Совершила ли Старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?

II Рассказ учителя

Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Герой романтического произведения презирает жалкую жизнь обывателей. Для такого произведения характерно деление мира на реальный и идеальный.

Ученики записывают в тетрадях особенности романтического произведения:

1. Культ необыкновенной личности;

2. Романтический портрет;

3. Романтический сюжет;

4. Романтический пейзаж;

5. Романтическая стилистика.

III Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы

1. Какова композиция рассказа?

( Композиция более сложная, чем в других ранних произведениях. Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль»,«Легенда о Данко». Вместе с тем, все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).

2. Какой приём лежит в основе построения рассказа?

( Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей — Данко и Ларры. З-х частная композиция позволила автору установить связь между легендами и реальной действительностью. Повесть Изергиль о собственной судьбе, поставленная в центр, служит связующим звеном между преданием и реальной жизнью.).

3. Являются ли они необыкновенными личностями?

(Данко и Ларра –личности исключительные. Данко — воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, хищен, жесток).

4. Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными?

(Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу (рождение ребёнка от орла, невозможность умереть под воздействием проклятия, свет искр горящего сердца Данко. Да и вся история жизни Изергиль, старой молдаванки, внешность которой напоминает скелет, обтянутый кожей, предстаёт как бесплотная тень Данко и Ларры тех далёких времён, когда «больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше»).

5. Каковы особенности пейзажа в ранних рассказах Горького?

(Действие рассказов происходит на морском берегу, на фоне тёплых южных ночей с запахом виноградников и блеском звёзд, пеним девушек и плачем скрипки. Пейзаж зачастую преувеличенно красив, описание природы украшают многочисленные эпитеты, метафоры : «полный диск луны… кроваво-красный», « голубоватая мгла», « ночь росла и крепла», «лучи солнца едва могли пробить себе дорогу», «листва вздыхала и шепталась» и др.).

IV
Поиск аргументов для решения проблемы в тексте
1. Сопоставление героев Данко и Ларры:

а) портрет;

б) отношение к людям;

в) понимание гордости;

г) поведение в момент суда;

д) судьба героев.

V
Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы
1. В чём источник трагедии Ларры? (Эгоизм понимается им как проявление личной свободы)

2. Как был наказан Ларра? (В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Ларру того, ради чего по его мнению стоило жить- права жить по собственному закону).

3. Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? (Сердце Данко вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их «на лёгкий путь»).

4. Что общего в характерах Ларры и Данко и в чём между ними разница? (Ответы учащихся могут быть неоднозначными).

5. Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев? ( Ларра и Данко – сами себе закон. Их поступки определяет их собственная система ценностей.

6. Какова функция Старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа Старухи Изергиль соотносятся между собой образы Данко и Ларры? (Старуха Изергиль выступает как рассказчик. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить и черты Данко и черты Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет задуматься над проблемой свободы человека.

VІ
Итог урока. Формулирование результатов решения проблемы
Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»? Как вы его понимаете? (Изергиль сама на своём веку встречала свободолюбивых и мужественных людей. И потому собственный жизненный опыт привёл её к знаменательным выводам: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»).

Так в чём же, по Горькому, может заключаться истинное бессмертие человека? (Заканчивая рассказ размышлением «о великих горящих сердцах», Горький пояснил, в чём заключается истинное бессмертие человека. Ларра оттолкнул от себя людей, и о нём напоминает лишь тёмная тень в степи. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца).

VII
Домашнее задание. Прочитать пьесу А.М.Горького «На дне».
Иллюстрации к уроку «Проблематика рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”

А.М.Горький

А.М.Горький и С.Г.Скиталец


Данко. Шкатулка Д.Бокарева по мотивам рассказа А.М.Горького „Старуха Изергиль”

Старуха Изергиль. Иллюстрация к рассказу А.М.Горького „Старуха Изергиль”

Образы героев – ключевого к смыслу произведения

Основной образ первой новеллы – это эгоистичный индивидуалист Ларра, навлекший на себя бремя одиночества. Горький показывает героя в наихудшем свете. У людей Ларра вызывает страх и гнев.

Его натуру писатель использует для того, чтобы продемонстрировать к чему может привести непомерное желание свободы, полностью исключающее понятие справедливости и любви. Ларра знает только собственное «я», считает себя самым сильным и волевым, и отвергает все остальное, в том числе и людей.

Второй образ, созданный Горьким, противоположен Ларе, это милосердный Данко-альтруист. Он любит людей больше всего на свете и самопожертвование ради них — норма жизни для Данко.

Таким образом, Горький показывает истинную силу, что может быть в человеке – не ту, которая давит своей волей всех вокруг, а та, которая способна не только любить, но и полноценно выражать любовь, не страшась последствий и жертв.

Наиболее сложным для анализа представляет собой третий образ рассказа – старуха Изергиль. Она не является персонажем легенды, как два других героя, она – реальный человек, и ее история больше всего напоминает действительность

Она рассказывает историю любви, показывая какой гордой и непримеримой с самой собой она была. Она рассказывает о тех, кого она любила, но нет ощущения того, что любовь старухи Изергиль была наполнена светом и искренностью.

Тем не менее, она совершала поступки, которые были близки именно ей, чувствуется, что она поступала так, как ей указывало сердце. Ее история больше напоминает образ Ларра, и именно новелла о ней помогает лучше понять ключевую тему первого отрывка рассказа.

Образ старухи Изергиль дополняет образ двух других героев, делая их более доступными для понимания и более определенными. И истории трех героев приводятся к одной мысли, к извечному для литературы вопросу о смысле человеческой жизни, к тому, во имя чего человек проживает целую жизнь.

Жанровая характеристика и композиция

В тексте очень много фольклорных элементов, несмотря на это, жанр произведения «Старуха Изергиль» — рассказ. Он небольшого объема, с незначительным числом героев, направленность — романтическая. Однако сложность придает то, что в рассказе имеются вставные эпизоды, назначение которых — более глубоко раскрыть авторский замысел. Композиция строится по принципу кольца: история жизненного пути самой Изергиль обрамляется двумя легендами о Данко и Ларре. Именно поэтому анализ произведения по плану предполагает последовательное изучение каждой части.

Особенности композиции:

  • Первая и третья части — это легенды, по своей дидактической направленности приближенные к притчам.
  • Вторая — рассказ старухи Изергиль о своей молодости.

Не зря первой легендой выбран рассказ о гордеце Ларре, который противопоставлял себя людям, а третей — о бескорыстном Данко, оказавшемся способным на самопожертвование во имя других. Горький показывает два образца сильного мужественного героя, личности, но ведущих себя по-разному. Ларра эгоистичен, а потому одинок. Но и Данко, спасший свой народ, в итоге оказывается одиноким, непонятным.

Роль биографического эпизода

Рассказ о судьбе Изергиль, который является связующим звеном между двумя романтическими легендами, важен и сам по себе. Эта женщина прожила сложную жизнь, полную опасностей и приключений. Рассказчик беседует с глубокой старухой, покрытой морщинами, но когда-то Изергиль была прекрасной и смелой женщиной, неподкупной, но готовой рисковать собственной жизнью ради спасения возлюбленного.

Ее история помогает Горькому создать эпическую картину, показать разнообразие образов и судеб, показать и храбрецов, и откровенных трусов, которые присутствуют в рассказе женщины. Ее образ — это романтическая фигура, готовая сражаться, но не противопоставляющая себя обществу. Автор показывает, что обрести смысл жизни ей не удалось.

Рассказ об Изергиль — это образец реалистической прозы Горького, в противовес первому и третьему эпизодам, романтическим легендам. Но, несмотря на это, героиня овеяна романтическим ореолом, она свободна и независима. Однако под гнетом своих лет понимает, что из-за собственного характера не сумела обрести жизненного счастья.

Особенности легенд

Романтические притчи — важнейшая составляющая черта произведения, поскольку именно в них Горький изложил свои взгляды на человека и его место с жизни. Ларра — гордец, он вызывает у писателя осуждение и непонимание, поскольку ставит себя выше других людей. При этом отрицательный персонаж оказался одиночкой, отчего и страдает. Его отвергает девушка, которую он полюбил, все окружающие люди, даже само солнце.

Данко — казалось бы, противоположность, человек настолько самоотверженный, что сумел отдать свое сердце ради других, не требуя благодарности. Ее и не было — толпа, забыв о своем герое, рванулась к спасению, а кто-то осторожный наступил ногой на пылающее сердце, навсегда погасив его пламя.

Две легенды показывают крайние формы проявления любви: Данко искренне хотел помочь обожаемому им народу, Ларра же любил только себя. Однако оба героя одиноки. Этим автор показывает, что сильная личность обречена пройти путь самостоятельно, вот почему должна ждать понимания и тем более одобрения толпы. Таков удел романтического персонажа.

Муниципальное образовательное учреждение

«Коношеозерская средняя общеобразовательная школа»

Урок по литературе

«Герои ранних романтических рассказов Горького.

Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М.

Горького «Старуха Изергиль»»

11 класс.

Подготовил: учитель русского языка и литературы

муниципального образовательного учреждения

«Коношеозерская средняя общеобразовательная школа»

Коношского района Архангельской области

Дьячкова Оксана Михайловна.

Коноша 2010 год

^

Цель урока: выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».

^

Образовательные:

-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;

— отметить особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания;

— выяснить смысл противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль»;

— провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.

Развивающие:

-развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания;

— развивать у учащихся чувство прекрасного.

Воспитательная:

-подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

^ портрет М.Горького; карточки с заданиями; презентация к уроку; мультимедиа, тексты.

Формы работы: беседа, работа с текстом, сравнительный анализ, составление схемы, выразительный пересказ, демонстрация презентации,диалог.

^

  1. Чтение ранних романтических рассказов Горького.
  2. Индивидуальное задание- подготовить пересказ легенд о Ларре и Данко, а также библейскую историю о Моисее.

Эпиграф урока:

«Хочу красоты и всего хорошего»

«Видно ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль».

М. Горький.

^

Сегодня, ребята, мы прикоснёмся к красоте…. красоте ранних романтических рассказов М.Горького, а именно к рассказу «Старуха Изергиль». Обратите внимание на эпиграф урока, эти слова, довольно обычные для молодого человека 24 лет от роду, были написаны ещё мало кому известным в России писателем, вошедшим в литературу под именем М.Горький.

1 слайд

Жизнь, которую наблюдал А.Пешков(настоящая фамилия Горького) поражала страшной и странной путаницей характеров и отношений, необъяснимыми противоречиями, бесцельностью однообразного прозябания, рано или поздно кончающегося смертью.

« Что же есть жизнь? Конечное ничто или же переходная форма к лучшему? Вопрос этот сломит меня. Пускай сломает. Я всё-таки не отступлюсь от него».

2 слайд

Ответы на эти вопросы писатель не уставал искать никогда. Жизнь привычная, зримая, реальная, преобразованная словом и душой человеческой, открывала новые, неизвестные грани, что оказывалось порой более важным и значительным, чем непосредственные наблюдения.

«Человек рассказывающий»- вот кто поразил юного Пешкова. Что бы ни передавалось изустно — сказка, легенда, песня, быль,- оно всегда являлось созданием какого-то особого лица. А значит, проявлялось главное, что есть в человеке- способность к творению новых сил жизни, очеловечиванию её, привнесению в скучную действительность красоты и добра. Наверное, поэтому в раннем творчестве М.Горького встречается много рассказов, где повествование ведётся не автором, а рассказчиками, причём их имена нередко становятся названиями произведений. ( «Макар Чудра», «Емельян Пиляй», «Челкаш»).

Есть одна особенность этих произведений- установка на предельно обобщённый образ. Его основой становится какая-либо одна черта- гордость, честность, трусость, благородство.

Герой- повествователь выполняет сложную функцию. От него исходят обрамляющие легенду реалии- пейзажи, портреты, скупые, но ёмкие комментарии услышанного.

3 слайд

Каждому человеку в жизни представляется возможность реализовать свой потенциал. Реализуют его и герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, Ларра и Данко.

^

-Обращаю ваше внимание на второй эпиграф. Что же за стройность и красоту имел в виду Горький, говоря так о своём рассказе? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

-Рассказ имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма:

  1. У героя два мира- идеальный и реальный.
  2. Яркость образов.
  3. Необычность событий.
  4. Гиперболизация качеств.
  5. Патетика.
  6. Загадочный пейзаж.

4 и5 слайд.

-В какое время суток происходят события в рассказе?Почему?(Ночью, это самое таинственное время суток).

-Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, искры, небо, ветер, тучи, луна).

-Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору).

-Почему именно таким показан пейзаж в природе?(Природа показана одушевлённой, она живёт по своим законам. Она красива, величественна, свободна. Но человек тесно связан с природой, она отражает внутренний мир человека, его желания, стремления. И люди, среди которых живёт Изергиль, сродни природе — сильные, красивые, свободные.)

-Ваши впечатления от рассказа. Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы.( Рассказ старухи о своей жизни обрамлён двумя легендами. В них героиня рассказа выражает своё представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. По этим жизненным ценностям и мы можем судить о героине рассказа.) Мы вернёмся к этому вопросу , когда будем говорить о жизни Изергиль.

^

-Каким внешним событием рождена легенда?( Тень, плывущая по небу — тень Ларры).

— В центре повествования этой легенды – трагическая судьба сына женщины и орла. Он не захотел уважать традиции племени, откуда родом была его мать. Ценил только себя, слышал только свои желания.

-Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано? ( Он таким родился, он- сын орла).

-Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный «зверь» на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите текстом.( небеса одобрили решение племени).

-А что добавила Изергиль непосредственно от себя? («Вот до чего может довести человека гордость и непокорность и вот как могут покарать гордеца бог и люди»).

-Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость? (Нельзя осуждать человека за гордость, если ему есть чем гордиться и это не идёт против общечеловеческих ценностей. Ларра был осуждён не за гордость вообще, а за гордость эгоиста, попирающего права, честь и достоинство коллектива).

-Ребята, есть такое слово – гордыня. Подумайте, чем различаются два слова- гордость и гордыня. Запишите.

Гордость— чувство собственного достоинства, самоуважение.

Гордыня— чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

-Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите текстом. (Она осудила его за гордость, но ведь чувство собственного достоинства было присуще и ей самой. И тогда станут понятны слова автора, сказанные о старухе: « И стало почему-то страшно жалко её. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Следовательно, она осудила и самоё себя).

^

-Каким природным явлением рождена легенда о Данко? (Искры на небе)

-В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

^

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

^

— В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

— Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

-В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.

-Каким изображён Данко в рассказе Изергиль? (Сильным, смелым, ради людей пожертвовал собой. Но он тоже выделяется из толпы своими качествами сильного и свободного человека, это и сближает его с Ларрой, однако на этом сходство заканчивается.)

— Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).

— Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев- гордость, но мы с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни. Давайте отобразим это в схеме:

Карточка №1

-Слайд 6. 7.

^

-Но рассказ называется «Старуха Изергиль». И именно она главная героиня. Давайте вновь обратимся к композиции рассказа. Две легенды обрамляют повествование Изергиль о себе. Они помогают нам понять, что ею движет, какой её характер.

— Какая она, Изергиль? ( Это легендарная личность, сильная, волевая, много видевшая на своём веку. На её глазах сражались и умирали солдаты Польши, любила поляка, который воевал за греков, осуждала русских, ходивших бить мадьяр. Возможно она была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая 1. Наконец, она рассказывает, как сама помогла бежать из плена восставшим полякам ).

— К каким людям её влекло? (К сильным, ярким характерам. Она симпатизирует борцам за свободу. И всё-таки людей Старуха Изергиль ценит прежде всего за их необычность. Идеалы, за которые борются её любимые, её не интересуют).

— Что является идеалом жизни Изергиль? (Свободная любовь. И с тем, кто посягает на это право, она обходится решительно и сурово).

— Итак. С одной стороны Изергиль являет собой пример, достойный подражания, а с другой стороны она эгоистична, жила только для себя. И легенды, рассказанные ей, указывают на противоречивость её характера. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд.

-Как вы думаете к кому из героев ближе героиня. Отразите позицию героини и позицию автора, поставьте стрелочки.

^

-Докажите примерами из текста позицию автора. (Приводятся примеры поступков героини, строчки, завершающие рассказ Изергиль о себе. «И вот уже около трёх десятков лет живу здесь…был у меня молдованин, умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу…Нет, не одна, а вон с теми.» И оговорка Изергиль совсем не случайна: она лишний раз напоминает о глубокой противоречивости характера героини- её стремления жить вместе с гордым, вольнолюбивым народом и её индивидуализм и эгоизм. Даже портрет Изергиль близок портрету Ларры. Он стал тенью, и её время высушило и внешне и внутренне.)

— Итак композиция рассказа раскрывает нам образ старухи Изергиль, которая в молодости пережила судьбу и Ларры и Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма и для подвига. Жизненная позиция автора произведения тоже раскрыта.

— Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.)

— И теперь, я думаю, вам понятны слова Горького, взятые эпиграфом к рассказу «Старуха Изергиль». Людей, которые посвятили свою жизнь служению идеалам добра и справедливости, которые подобно Данко стараются помочь людям, не так уж и мало на нашей земле. Оставьте, ребята, свой след на земле и пусть он будет ярким, как искры от горящего сердца Данко.

^

Прочитать рассказы М.Горького «Челкаш», «Макар Чудра». Отметить особенности рассказов, характерные для Горького. Написать мини- сочинение на тему «Данко нашего времени».

Приложения.

Используемая литература.

  1. Н.Е.Щетинкина. Литература 11 класс поурочные планы. Волгоград.
  2. Н.В.Егорова. И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина 20 века.Вако. Москва 2004 год.
  3. Л.И.Тареева. Литература 9-11 классы. Воспитание читателя.Волгоград 2009 год.
  4. Технология проблемно- диалогического обучения (Е.Л.Мельниковой) дидактический материал.
  5. М.Горький. Избранное. М. Художественная литература 1989 год.

Приложение №1. Таблица для заполнения учащимися (если есть возможность). Сопоставление образов Ларры и Данко.

Критерии Ларра Данко
Отношение к толпе
Толпа-герой
Отличительная черта характера
Отношение к жизни
Легенда и настоящее
Поступки
Отношение писателя к героям.

^

  1. Экспозиция. Тема. Цель урока.
Работа над эпиграфом урока. Слово учителя.
  1. Обзор ранее изученного. Презентация нового.
Черты романтизма. Особенности ранних произведений Горького.
  1. Изучение нового материала.
Анализ легенд, рассказанных старухой Изергиль, сопоставление главных героев. Позиция рассказчика и позиция автора к героям легенд. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.
  1. Контрольно-оценочный этап.
Подведение итогов урока. Самостоятельная работа учащихся на карточках, оценка их деятельности. Ориентация на добро.
  1. Домашнее задание.
Задание ориентированы на закрепление пройденного на уроке и на идивидуальное творчество учащихся.

^

-Что ты ищешь, Диоген, днём с огнём?

— Я ищу человека.

Кого? Меня? Его?

-Я ищу человека.

Учитель литературы очень напоминает Диогена: его тоже волнует человек.

Ни для кого не секрет, что интерес к чтению, творчеству у учеников падает от класса к классу. Но нельзя оспаривать тот факт,что именно литература способствует духовному развитию человека. Поэтому формирование творчески активной, способной к саморазвитию личности, в которой так нуждается российское общество, является одной из важнейших задач школьного курса литературы.

Сегодня в центре внимания стоят как раз такие формы урока, которые бы способствовали организации диалога, установлению живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создавали бы возможность выражения своего собственного «Я» каждому школьнику. Это способствует решению ряда учебно-воспитательных задач. Среди них:

-стимулирование личностного восприятия учащимися литературных произведений;

-создание условий для свободного творческого общения школьников, самостоятельной индивидуальной работы над образами и произведениями;

-формирование навыков общения, дискуссии;

-воспитание вдумчивого и грамотного читателя;

-развитие воображения, нравственных качеств.

Решать эти задачи помогает широкое использование форм уроков: урок –монолог учителя, урок – путешествие, «литературная гостиная», урок- презентация, урок-открытие и др.

Форм много, но очень важно суметь найти к сердцам и разуму школьников, чтобы учащиеся поняли замысел писателя, чтобы герои прочитанного произведения стали им близки и понятны, наконец, чтобы их сердца откликнулись на те проблемы, которые подняты автором, и школьники не остались равнодушными к тому, что волновало писателей.

Сегодня необходимо не просто изучать произведения русской классической литературы, а уделять большое внимание прежде всего тем произведениям, в которых звучит общечеловеческое содержание, и оно имеет непреходящее значение для наших дней.

У ранних произведений Горького именно такое звучание. Уроки, посвящённые этим произведениям, можно назвать уроками красоты. Они заставляют почувствовать себя самоценной личностью, внушают веру в свои силы. Пусть человек несовершенен, но в нём заложено стремление к гармонии, свободе и счастью.

Приложение №4. Карточка №2. .(окончательный продукт самостоятельной деятельности учащихся).

Позиция героини

Старуха Изергиль

Позиция автора

Приложение №5. Карточка №1.(окончательный продукт самостоятельной деятельности учащихся).

Скачать 138,51 Kb.

Дата конвертации 24.10.2013
Размер 138,51 Kb.
Тип Урок



Методическая разработка
открытого урока

по литературе на тему:

«Раннее творчество Горького.

Романтический пафос рассказа

 «Старуха Изергиль».

Учитель

Волкова Вероника Николаевна

Г. Сызрань

2009 год

Цели: 1) Познакомить учащихся с особенностями раннего творчества Горького, показать романтический характер ранних рассказов писателя, повторить термины «романтизм» , «рассказ».

            2) Развить навыки аналитической беседы с учащимися через постановку вопросов групп друг другу, активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке через викторину по творчеству писателя.

            3) Организовать поисковую и творческую работу на уроке через выступления групп и написание критического отзыва по теме.

            4) Воспитать в учащихся человечность, уважение к другим людям и творчеству писателя.

ТСО: высказывания о писателе, выдержки из его рассказов, эпиграф, плакаты учащихся.

Связь с другими предметами: история, эстетика, литературоведение.

План: 1. Организационный момент:

1)    Вступительное слово учителя

2)    Тема и цель занятия

            2. Вступительная часть:

1)    Викторина по творчеству Горького

2)    Слово учителя

3)    Фронтальная беседа с учащимися

            3. Основная часть:

1)    Выступления подгрупп

2)    Аналитическая беседа

             4. Заключение:

1)    Запись в тетрадях

2)    Слово учителя

3)    Написание критического отзыва на тему: « В жизни всегда есть место подвигу».

              5. Домашнее задание: Пьеса «На дне», характеристика героев.

Ход урока:

_ Здравствуйте. Садитесь. Наше сегодняшнее занятие я бы хотела начать со слов из письма А. М. Горького к А. П. Чехову: « Настало время нужды в героическом». Почему я взяла в качестве эпиграфа к уроку именно эти слова? Все дело в том, что тема, которую мы будем разбирать на уроке, отражает стремление писателя показать рвение человеческой души к подвигу. А это одна из черт его ранних рассказов, с которыми мы познакомимся на уроке. В своих тетрадях запишите число и тему занятия: « Раннее творчество А. М. Горького. Романтический пафос рассказа «Старуха Изергиль».

( Записывают )

_ Сегодня мы с вами попробуем прикоснуться к особенностям раннего творчества писателя, выделить его романтические черты, прочувствовать настроение героев, высказать свое мнение об этом.

_ Но прежде, в мир романтической жизни горьковских героев, я предлагаю вам поучаствовать в викторине, которая посвящена страницам биографии и творческого пути Горького. Условия ее таковы. Я читаю вопрос, а вы, поднимая руку, отвечаете. За хоровой ответ вопрос снимается. За верный ответ вы получаете жетончик. У кого из вас в конце викторины жетончиков окажется больше, тот становится победителем и получает «5» в журнал, а 2 и 3 места — «4» или работают еще для получения более высокого результата. Помогать мне будет ассистент — ваш мастер. Условия ясны?

ВИКТОРИНА

1)    Назовите три автобиографические повести Горького.

( «Детство», «В людях», «Мои университеты» ).

2)    Как называется первый печатный рассказ Горького?

( «Макар Чудра» )

3)    Где он был напечатан?

( В тифлисской газете «Кавказ» )

4)    Кого люди наказали изгнанием за гордость, за то, что он считал себя первым на земле , кроме себя, не видел ничего?

( Юноша Ларра — «Старуха Изергиль» )

5)    Какое произведение Горького носит название времени года?

( Повесть «Лето» )

6)    Чей это портрет: « Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно0синими глазами, тоже бронзовые…?»

( Молдаване, рассказ «Старуха Изергиль» )

7)    « Время согнуло ее пополам, черные когда — то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно и хрустел, точно старуха говорила костями…?»

( Старуха Изергиль )

8)     «… юноша красивый и сильный… глаза его были холодны и горды, как у царя птиц… Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу?»

( Юноша Ларра )

             9)  « Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце?»

                   ( Лойко Зобар. « Макар Чудра» )

10)     « О ней словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает?»

( Радда )

11)     Кто « разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце», горящее « факелом великой любви к людям?»

( Данко, « Старуха Изергиль» )

12)     « …когда стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы…?»

(Орел, « Старуха Изергиль»)

13)     …когда девушка оттолкнула его, он ударил ее, а когда она упала, « встал ногой на ее грудь, так что из ее уст кровь брызнула к небу?»

(Ларра)

14)     … спасла своего любимого из плена, уронив и задушив в грязи часового, но когда увидела, что он не любит ее, « дала ему пинка ногой?»

(Изергиль молодая)

15)     Так играл на скрипке, что « проведет, бывало, по струнам смычком — и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз — и замрет оно…?»

(Лойко Зобар)

16)     Чьи это слова: « Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни всегда есть место подвигам».

(Старуха Изергиль)

17)     « Смешные они,  те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько».

(Макар Чудра)

_ Итак, подведем итоги. Посчитайте свои жетоны.

         (Считают)

_ Молодцы! Вижу, что к занятиям вы подготовились. Как вы уже успели заметить, многие вопросы викторины касались рассказов, о которых пойдет речь на уроке. Это рассказы « Макар Чудра» и « Старуха Изергиль». Обратимся еще раз к теме занятия. Прочитаем ее.

        (Читают)

_ Какие ключевые слова вы можете выделить?

Ответ: Рассказ, романтизм.

_А если вы сумели их выделить, то должны знать их значения. Что такое рассказ?

Ответ: Рассказ — это произведение малой эпической формы, повествующее, как правило, об одном событии, через которое раскрывается суть образа героя.

_В этом мы с вами и убедимся. А что такое романтизм?

Ответ: Романтизм — это художественный метод начала девятнадцатого века для которого характерно интерес к человеческой личности, вера в ее безграничные возможности, в победу над окружающей действительностью.

_Какие наиболее важные признаки романтизма как литературного направления вы можете выделить?

Ответ:

 1. В центре романтического произведения стоит человек в его многообразных, непростых отношениях с миром.

2. Необычный герой в необычных обстоятельствах.

3. Внимание к внутреннему миру человека.

4. Наличие двоемирия (первый мир реальный, второй существует в воображении героя).

5. Лиризм проза, использование ярких художественных средств: эпитетов, метафор, необычных сравнений, риторических восклицаний и других.

_что ж, надеюсь, что вы будете руководствоваться этими принципами в своих выступлениях.

Но не следует забывать о том, что раннее творчество А.М. Горького совпадало с эпохой 90-х годов 19 века — запишите это. Это время бурного развития капитализма в России. Этому способствовал голод 1892 года, когда голодающая деревня двинулась в город в поисках работы и пополнила собой ряды босяков…

_ А кто такие босяки?

Ответ: Босяки — это люди, выброшенные на дно жизни, нищие, голодранцы.

_Эту жизнь Горький хорошо узнал во время своих скитаний по Руси. 

_Запись: Творчество Горького 90-х годов носит романтический характер, отражая стремление масс к лучшей жизни и мечту самого писателя о свободе и справедливости.

_Благодаря своему характеру Горький смог преодолеть неблагоприятные обстоятельства и осуществить, казалось, недостижимую мечту — в 1892 году бывший босяк и бродяга А.М. Пешков становится писателем М. Горьким — в этом году был опубликован рассказ «Макар Чудра».

_Запись: Рассказы М. Горького 90-х годов можно разделить на две группы:

1.     Автор использует легенды и сам сочиняет их («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»);

2.     Сцены из реальной жизни босяков («Челкаш»)

_ Сегодня мы познакомимся с рассказами из первой группы. И знакомить с ними вы будете друг друга. Для этого мы с вами заранее разделились на группы, которые готовили выступление по одной из легенд, включенных в рассказы «(«Макар Чудра», «Старуха Изергиль»). Мы с вами сами выбрали круг вопросов, которые необходимо осветить при ответе, командира группы, который должен был координировать деятельность своих помощников. Поэтому, хочу спросить у командиров о готовности группы.

(командиры докладывают)

_Спасибо. Вы помните о том, что мы договаривались, что после выступления каждой группы, члены другой группы должны задавать вопросы отвечающим по содержанию, на понимание, чтобы в итоге мы могли оценить работу каждого. Вопросы могут быть адресованы всей группе или отдельному члену. Кроме того, каждая группа должна была отобрать материал для записи остальным. Помните, что сегодня вас оцениваю не только я, но и наши гости.

_ Итак, пожалуйста, внимание. Презентация первой подгруппы.

(выступают)

_Командиры, доложите о распределении обязанностей в группе.

(докладывают)

_Спасибо. Пожалуйста, вопросы группе.

(вопросы)

_Дадим слово критику.

(слово критика)

_Слово второй подгруппе.

(выступают)

_Слово командира

(докладывают)

_Какие вопросы есть к группе?

(вопросы)

_Какие замечания у критика?

(слово критика)

_И презентация третьей подгруппы.

(выступают)

(командиры докладывают)

(вопросы к группе)

(слово критика)

_Спасибо, девочки. Я думаю, что ваши выступления состоялись. (оценка групп).

_Скажите, вам понравились рассказы, с которыми мы познакомились?

_Какие герои вам симпатичны? Почему?

_Каких вы осуждаете? За что?

_Что сближает эти рассказы?

_Спасибо. Но мы с вами неоднократно говорили о том, что это романтические рассказы, поэтому нам сейчас нужно определить и записать их романтический пафос.

_А что такое пафос?

Ответ: (запись): Пафос — это один из способов выражения авторской позиции в произведении, основное чувство, которое пронизывает всю ткань произведения или отдельный образ.

_ Попробуем определить эти черты.

(отвечают)

_ Давайте все это приведем в систему и запишем: Романтический пафос ранних рассказов Горького:

1.     Борьба за определенность и действенность идеалов.

2.     Мерило ценности человеческой личности — способность действовать во имя человека.

3.     Драматическая судьба героев.

4.     Идея самопожертвования.

5.     Тема подвига в жизни человека.

_В одном из ранних рассказов герой Горького в жаркой схватке с музами, проповедуя утешительство, избранность и наслаждение искусством, твердо заявляет: «Нужны подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед». Так Горький, едва вошедший в литературу, представлял себе политическую и эстетическую цели искусства, которые он воплотил в своих ранних рассказах. Я думаю, мы в этом убедились. А вот согласны вы с этим или нет, мы сейчас посмотрим. Один из горьковских героев сказал: «В жизни всегда есть место подвигу».

_Что это за герой?

Ответ: Старуха Изергиль.

_Я предлагаю вам написать небольшой очерк на эту тему.

(пишут

_Кто хочет прочитать, что получилось?

(зачитывают)

_Остальные сдадут мне свои тетради. А теперь подведем итог всему занятию.

(общая оценка урока, оценка отдельных учащихся)

_А теперь запишите домашнее задание: Прочитать пьесу Горького «На дне», выписать в тетрадь краткую историю героя по плану:

1.     Их прошлое.

2.     Чем живут: материальное положение и духовные интересы.

3.     Черты характера.

4.     Какими путями пришли в ночлежку и как относятся к своему положению.

_Спасибо за урок. До свидания.

Авторы, источники, литература: 

Волкова Вероника Николаевна

2 page 0 300

Слайд 1

Романтический пафос и суровая правда
в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Автор
Легоцкая Вера Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

2 page 1 300

Слайд 2

Раннее творчество М.
Горького идет под знаком
«собирания» истинно
человеческого. «Я очень рано
узнал людей и еще в молодости
начал выдумывать Человека,
чтобы насытить мою жажду
красоты. Мудрые люди…
убедили меня, что я плохо
выдумал утешение себе. Тогда
я снова пошел к людям и – это
так понятно! – снова от них
возвращаюсь к Человеку», –
писал в это время Горький.

2 page 2 300

Слайд 3

Личность всегда была интересна
писателю. Как правило, его герой
в экстремальной ситуации
неожиданно проявляет на самом
деле истинные – прекрасные –
качества («Челкаш», «Емельян
Пиляй», «Однажды осенью»,
«Двадцать шесть и одна» и др.).

2 page 3 300

Слайд 4

В произведениях раннего периода творчества Горького
преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в
них рассматривается романтическая проблема противоборства
сильного человека (Данко, Ларра, Сокол) с окружающим
миром, а также проблема человека как личности вообще.

2 page 4 300

Слайд 5

Действие рассказов и легенд
перенесено в фантастические для
реальной жизни условия («Он
стоял между безграничной
степью и бесконечным морем»).
Мир произведений резко
разграничен на свет и тьму,
причем эти различия важны при
оценке персонажей: после Ларры
остается тень, после Данко –
искры.

2 page 5 300

Слайд 6

В ранних рассказах Горького
этой поры лирическая стихия
преобладает над эпической.
Часто звучат фольклорные
мотивы, нередки случаи
обращения и к библейским
сюжетам и образам.
Горький успешно использует
элементы фольклора. Он
одушевляет природу («Мгла
осенней ночи вздрагивала и
пугливо озиралась, открывая
степь и море…»).

2 page 6 300

Слайд 7

Человек и природа часто
отождествляются и даже могут
разговаривать (разговор
Рагима с волной). Животные и
птицы, действующие в
рассказах, становятся
символами (Уж и Сокол).
Использование же жанра
легенды позволяет писателю
наиболее четко выразить свои
мысли и идеи в
аллегорической форме.

2 page 7 300

Слайд 8

Какие особенности развития сюжета и композиции
рассказа «Старуха Изергиль» вы можете отметить?

Повествование Изергиль делится на три
как бы самостоятельные части (легенда о
Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни,
легенда о Данко), каждая из которых
обладает своими особенностями.
Композиция рассказа ассоциируется с
вертикалью: восхождение от
бесчеловечности (Ларра) к Человеку
(Данко), от тьмы к свету, от небытия к
бессмертию. Три части рассказа
соответствуют уровням-ярусам
«Мирового Древа» – важнейшего
мифологического символа мироздания.

2 page 8 300

Слайд 9

Из чего «складывается» образ Ларры?
Ларра – сын земной женщины и орла. Образ птицы в
фольклоре стабильно и однозначно соотносится с миром смерти.
Ларра – сын смерти – лишь внешне подобен человеку. Потому
он и сеет смерть вокруг себя, противопоставляя себя жизни.

2 page 9 300

Слайд 10

Из чего «складывается» образ Ларры?
Ларра – воплощенная бездуховность: только себя он мнит
совершенным и бессознательно губит неугодных ему: «Я убил ее
потому, мне кажется, что она меня оттолкнула… а мне было нужно
ее я один… я не поклонюсь никому в жизни… ибо первый в ней
я!». Нарушив закон всеединства бытия: «за все, что человек берет,
он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», Ларра
лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть.

Чистякова Ольга. Эгоизм

2 page 10 300

Слайд 11

Из чего «складывается» образ Ларры?
Бездумное следование инстинкту, стремление к получению
желаемого любой ценой, существование, лишенное прошлого и
будущего, – все это не только обесценивает и гордость, и дерзость, и
красоту, изначально будто присущие Ларре, но и превращает их в
противоположность.

2 page 11 300

Слайд 12

Попытка самоубийства неудачна: земля отстраняется от его
ударов. Все, что осталось от него, – тень и имя «отверженный»:
«он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни
речи людей, ни их поступков – ничего».

2 page 12 300

Слайд 13

В чем привлекательность образа Данко?
В отличие от Ларры, Данко –
обычный человек, один из
многих, его качества
исключительно человеческие.
Подвиг ему подсказан
несовершенством соплеменников,
живших без солнца, в болотах,
потерявших волю и мужество.

От глубокого сострадания погибающим душам и зажегся в сердце
Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому
юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой
искры до яркого факела, осветившего путь.

2 page 13 300

Слайд 14

В чем привлекательность образа Данко?
«Горящее сердце» символизирует заключительную фазу подвига
Данко. Начинается он с того, что мыслям о преимуществе
рабского существования перед смертью герой противопоставляет
идею преодоления несчастий активным действием.
Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в
очах его светилось много силы и живого огня», – потому-то
и пошли за ним, что
«верили в него».

2 page 14 300

Слайд 15

В чем привлекательность образа Данко?
Горящее сердце Данко
призвано пробудить волю,
высокое чувство у людей,
которым не помогли древние
заветы.
Изергиль восхищенно
рассказывает о сердце Данко,
которое пылало: «как солнце, и
ярче солнца, и весь лес замолчал,
освещенный этим факелом
великой любви к людям, а тьма
разлетелась от света его и там,
глубоко в лесу, дрожащая, пала в
гнилой зев болота».

2 page 15 300

Слайд 16

В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?

Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни,
два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу,
который никого не любил, кроме себя.
Когда ему сказали, что «за все, что человек берет, он платит
собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», себялюбец
ответил, что не сделает этого, так как хочет остаться «целым».

2 page 16 300

Слайд 17

В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?

Надменный эгоист, Ларра вообразил, что он, сын орла, выше других
людей, что ему все дозволено, дорога только его личная свобода. Но
вольные люди отвергли его, осудив на вечное одиночество. «Наказание
ему – в нем самом!» – сказал мудрейший из племени.

2 page 17 300

Слайд 18

В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?

Индивидуалисту Ларре
противопоставлен Данко
(антитеза – частый прием в
раннем творчестве Горького).
Ларра ценил только себя, Данко
же решил добыть свободу для
всего племени.
И если Ларра не хотел отдать
людям даже частицу своего «я»,
то Данко отдает им всего себя.
Освещая путь вперед, смельчак
«сжег для людей свое сердце и
умер, не прося у них ничего в
награду себе».

2 page 18 300

Слайд 19

В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?

Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце»,
Горький как бы пояснял, в чем заключено подлинное бессмертие
человека. Ларра сам отторг себя от людей, и о нем в степи
напоминает лишь тень, которую даже разглядеть трудно.
А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении
людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи
вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца, «намекавшие
на что-то сказочное».

2 page 19 300

Слайд 20

Каково значение образа Изергиль в рассказе?
Юная Изергиль была
олицетворением стихийного
вольнолюбия. Она хотела ярко
жить, петь и смеяться («Я, как
солнечный луч, живая была») и,
бросив ткать «ковры с восхода
по закат», стала с упоением
наслаждаться своей
молодостью, красотой,
беспечностью. Изергиль не
хотела быть ничьей рабой (в
этом она похожа на героя своей
легенды Ларру) и жила, не зная
забот о других.

2 page 20 300

Слайд 21

Каково значение образа Изергиль в рассказе?
Но она была умна и
наблюдательна, и ей все же
пришлось задуматься над тем, как
живут люди.
Изергиль начинает сознавать,
что существует и другое
понимание свободы, что в
жизни немало людей, которые,
забыв о себе, вступают в
героическую борьбу за свободу
других людей (как Данко).

2 page 21 300

Слайд 22

Каково значение образа Изергиль в рассказе?
Кроме того, у писателя
появляется возможность сравнить
реальную жизнь с миром легенд.
Старуха Изергиль, рассказ о жизни
которой занимает центральное
композиционное место в повести,
пережила в молодости и судьбу
Ларры, и судьбу Данко. Не это ли
лучшее свидетельство того, что в
жизни каждого человека есть место
и для индивидуализма,
и для подвига?

2 page 22 300

Слайд 23

Использованная литература и
Интернет-ресурсы
http://tak-to-ent.net/load/257-1-0-4020
http://hudozhka.com/sites/default/files/imagecache/work_page/c_img/glrx
530499267.jpg
http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2005/08/26/467177.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2013/03/23/3782.jpg
http://www.photoforum.ru/f/photo.thsq/000/715/715817_18.thsq.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b9/Yggdrasil.jpg
http://artnow.ru/img/125000/125369s.jpg
http://www.poetryclub.com.ua/upload/poem_all/00330926.jpg
http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2009/07/14/18/01/1124/3d_1307-crop.jpg
http://ljplus.ru/img4/s/a/sangiovese_2005/danko.jpg
http://ceolte.com/img/420.files/image078.jpg
http://www.surbor.su/bio/ Горький%20(Пешков%20А.М.)%20Максим. jpg
http://prometej.info/new/images/stories/Danko.jpg
http://old.codered.ru/blog/wp-content/uploads/2012/01/chagall_004.jpg
http://lichnosti.net/photos/92/sets/6_8a4b991ef9792a44e3d1e21e7f239440.jpg

  • Урок викторина по сказкам пушкина 4 класс
  • Урок в жанре виртуального повествования представляет собой рассказ содержащий элементы
  • Урок изо 3 класс иллюстрирование рисуем сказки а с пушкина презентация
  • Урок в 9 классе подготовка к сочинению по комедии горе от ума
  • Урок бежин луг роль картин природы в рассказе бежин луг