Урок литературного чтения в 1 классе русская народная сказка лиса и журавль

Технологическая карта урока литературного чтения класс: 1 бдата: 22.03.17 г.учитель: ильина с.и.тема урока: русская народная сказка лиса и журавль. н.

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс: 1 «Б»
Дата: 22.03.17 г.
Учитель: Ильина С.И.
Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь». Подбор заголовка.
Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.
Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием русской народной сказки «Лиса и журавль» и рассказа Н. Сладкова «Лиса и мышь»; создать условия для совершенствования техники чтения; активизировать мыслительную деятельность — умения ставить вопросы, выделять главное, видеть смысл в информации, аргументированно высказываться, делать логические умозаключения; ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; способствовать привитию любви к устному народному творчеству.
Предметные: умеют пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать небольшие по объёму тексты; получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):
Познавательные: общеучебные — овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические — выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «Что я не знаю и не умею?»); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Личностные: осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Оборудование: учебник Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова «Букварь» часть 2, мультимедийный проектор, презентация

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
1 мин
Приветственное слово учителя:
(эмоциональный настрой на урок).
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места.
УУД
Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция..

Актуализация знаний учащихся

Литературное чтение– прекрасный урок,Много полезного в каждой из строк.Стих это будет, сказка, рассказ –Вы читайте их – они учат вас!
-Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного чтения?
(Встреча с новым произведением).
-Какие умения вам помогут  на уроке?
Посмотрите на подсказки и выберите.
( читать, думать, размышлять, узнавать новое, исследовать, рассуждать, играть)
О чём-то скрипит половица,
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Игра «Чей это голос?».
Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц)’,
низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь)’,
хриплый, грубый, «толстый» (волк);
звонкий, чёткий (петух)’,
вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса).
Смотрите, появилась лиса. Она хочет рассказать сказку. На доске: рисунок с изображением сказочной лисы.
Здравствуйте, дорогие ребятушки! Люблю я сказки о себе рассказывать. Послушайте слова и догадайтесь, о какой сказке идёт речь: лиса, журавль, в гости, угощу, тарелка, кувшин, несолоно хлебавши, дружба кончилась.
Работают по презентации
Формулируют тему и цели урока.

Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные- слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Изучение новых знаний и способов действий
Заглянем в волшебный мир сказки.
Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль» учителем.
Беседа по содержанию сказки.
Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?
Вам понравилось, как вела себя лиса? Почему?
Как вы думаете, правильно ли поступил журавль? Почему?
Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?
А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса — из кувшина?
Вывод: если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.
Словарная работа.
Объясните значения слов:
Куманёк (кум) — крёстный отец по отношению к родителям крестника.
Сама стряпала -сама приготовила пищу. Потчевать -угощать.
Несолоно хлебавши -обманулась в ожидании.
Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки? Попытайтесь объяснить.
Повторное чтение сказки.
Что делает эту сказку сказкой?
Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.
Объясните смысл пословиц.
Как вы думаете, какая пословица может быть названием сказки?

Фронтальная работа

Работают по учебнику над текстом.

Познавательные: работать с разными видами информации .
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками

Физкультминутка

Буратино
Выполняют движения
Регулятивные УУД: самоорганизация отдыха на уроке.

Закрепление новых знаний и способов действий

Работа по карточкам.
Карточка 1.
Соедините черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»

Фронтальная работа
Личностные: объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм.
Регулятивные: организация работы на уроке.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения об изученных произведениях.

Обобщение новых знаний и способов действий

Чтение произведения Н. Сладкова «Лиса и мышь». Работа в парах.
Прочитайте название следующего произведения, рассмотрите иллюстрацию. Кто герои произведения?
Договоритесь, чьи слова вы будете читать. Прочитайте диалог по ролям.
Работа по вопросу в учебнике.
На доске: «Ни не боюсь!»
Чьи слова записаны на доске? Прочитайте ответ мышки, добавляя пропущенное слово. Каким словом можно заменить слова: ни крошечки, ни капельки, нисколечко? (Совсем, совершенно… не боюсь!)

Работа в паре
Самооценка.
Взаимооценка.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.
Коммуникативные : развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, участвовать в коллективном обсуждении.

Итог урока

-В начале урока вы предполагали, что мы будем делать на уроке. А теперь, скажите, что же мы действительно занимались. Интересным ли был для вас урок? Почему?
— Услышим скоро мы звонок,  
Пора заканчивать урок.                  
Кому все было понятно на уроке?
— Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно?
Променяли бы вы игрушку на светлячка? (Ответы детей.)
О чем заставил вас задуматься рассказ В. Драгунского «Он живой и светится»?
С кем из героев рассказа вы бы хотели дружить? Почему?
Отвечают на вопрос учителя
Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли.
Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам

Рефлексия деятельности.

1. Рефлексия деятельности.
— Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если у вас все получилось, то вы выбираете улыбающегося человечка, а если где-то, в чем-то не уверены – задумчивого человечка.    

Дети оценивают свою деятельность.

Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

Карточка 1.
грубая
умная
Соедините черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»:
добрая находчивая
хитрая
ЛИСА льстивая
жадная
злая
коварная
глупая
Карточка 2.
Соедините черты характера со сказочным героем из сказки «Лиса и журавль»:умный простак хитрый жадный
находчивый добрый доверчивый злой
ЖУРАВЛЬ

Карточка 3.

Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Найдите соответствующий отрывок к сказке «Лиса и журавль». Прочитайте выразительно

Заголовок 1†ђЗаголовок 215


Тип урока: открытие нового знания

Цели:

  • познакомить учащихся со сказкой “Лиса и журавль”, закрепить знания о видах сказок.

  • развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;

  • развивать навык выразительного чтения по ролям;

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.

УУД:

Личностные:

1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.

3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.

4. Формирование ценностного отношения к культурному наследию родной страны.

Регулятивные:

1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.

2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.

6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.

Познавательные:

1.Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.

3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.

4.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе.

5. Участвовать в обсуждениях, работая в паре;

6. Не бояться собственных ошибок и участвовать в обсуждении

Оборудование:

Презентация, учебник, дидактический материал

Литература:

Учебник

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Евгеньевна. Этот урок литературного чтения проведу у вас я.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.

Эмоциональный настрой детей к познавательной деятельности

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие

А вы любите сказки?

Какие сказки вы знаете?

Какие сказки вам читала мама?

Вы сами?

В школе?

Какие из вами названных являются вашими любимыми?

Каких животных из сказок вы знаете?

Ответы детей

  1. Локализация индивидуальных затруднений

Сейчас, мы поиграем в игру «Имя главного героя»

Узнайте животных по прозвищам.

*Кумушка, сестричка

*Куманёк, «зубами щёлк»

*Толстопятый, косолапый, «давай реветь» 

 *Норушка 

*Квакушка 

*Побегайчик, косой, серый, длинноухий,

*Дереза 

– Где их так называют? 

А что же такое сказка?

В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои.

Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль.

Лиса

Волк

Медведь

Мышка

Лягушка

Зайчик

Коза

В сказках.

Предположения детей

  1. Построение проекта в пробном учебном действии

Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и Журавль».

Откроем учебник на странице 42, и прочтём неизвестные слова.

Сейчас мы проведём словарную работу.

На доске записаны слова.

– Объясните, если знаете, что значат слова:

Куманек(кум)– крестный отец по отношению к родителям крестника.

Сама стряпала – сама приготовила пищу.

Не обессудь – не суди строго.

Потчевать – угощать.

Досада – обида, чувство неудовольствия.

Несолоно хлебала – обманулась в ожидании.

Давайте прочитаем сказку.

Чтение сказки учителем.

Назовите героев сказки

Какова главная мысль сказки?

Давайте ещё раз прочитаем сказку. Но читать мы будем не просто так, а будем готовиться читать по ролям.

Лиса и Журавль

  1. Реализация проекта пробного учебного действия

Для того чтобы нам было удобно прочитать сказку по ролям,

возьмём карандаш и в тексте выделим их реплики. Перед словами автора ставим букву А, пред словами лисы-Л, перед словами журавля –ж. (несколько реплик выделяем вместе, далее дети доделывают самостоятельно).

-Для чего мы выделяли слова героев?

-Не забудьте об интонации, которой мы должны передавать слова героев. Как читаем за лису, журавля?

— Читаем по ролям.

  1. Обобщение во внешней речи

Физкультминутка

Все движения разминки

Повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе — хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок

Приступаем за урок!

Найдите пословицу в этой сказке

Как вы понимаете эту пословицу?

Верно. Так давайте ещё подберем к этой сказке пословицу.

Я называю пословицы.

А вы отвечаете подходит она или нет.

*Что есть в печи, все на стол неси.

Делу время, потехе

*За добро добром платят.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

*Хороший гость дому радость.

*Гостю щи не жалей, а побольше лей.

*Умей в гости звать, умей и угощать.

Как аукнется, так и откликнется

Как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Ребята, а теперь давайте придумаем счастливый конец этой сказки, где лиса и журавль помирились. Это задание мы пишем самостоятельно на листках, подписывая лист:

Например:

За праздничным столом

Однажды у Медведя был день рождения. Он созвал всех зверей и птиц.

Случилось так, что Журавль с Лисой оказались рядом за праздничным столом. Возле Лисы стоял кувшин с лесной ягодой, а возле Журавля — тарелка с мёдом. Никак не получается у них полакомиться этим угощением!

Сидели они, сидели, да и решили извиниться за старое, поменялись угощениями. Наелись досыта, улыбнулись друг другу.

С тех пор дружат Лиса и Журавль.

  1. Включение в систему знаний и повторений

Что нужно было сделать лисе, чтобы журавль не обиделся?

А как журавль должен был угостить лису?

Так почему распалась дружба лисы с журавлём?

Чему учит сказка?

— Положить кашу в глубокую тарелку.

Налить окрошку в глубокую тарелку.

Не умеют дружить.

Уметь дружить: не делать плохо другу, а только хорошее.

  1. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Всё ли вам было понятно?

Понравилась вам сказка?

Прочтёте её дома маме или папе?

Домашнее задание:

читать (с. 42–44); выполнить задания 3, 4 (с. 44).

Ответы детей

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Конспект урока литературного чтения в 1 классе с применением кейс – технологии.

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Цели:

  1. получить новый способ действия героев, основанный на жизненном опыте детей;

  2. закрепить знания о видах сказок.

Задачи:

1) познакомить учащихся со сказкой “Лиса и журавль”;

2) развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;

3) развивать навык выразительного чтения по ролям;

4) при работе в группах применить кейс-технологию;

5) воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.

УУД

Личностные:

-осознавать значимость чтения;

-испытывать потребность в систематическом чтении;

-проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное;

-высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника.

Познавательные:

-искать и  находить нужную информацию  в соответствии с заданием учителя,

— определять тему и главную мысль произведения  и обосновывать своё мнение;

-формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

-планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;

-анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить.

— формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу с помощью применения кейс — технологии;

Регулятивные:

— выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;

-осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;

-формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.

Коммуникативные:

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности:

— умения ответить на поставленный вопрос;
— объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;
— словесное иллюстрирование прочитанного;
— составление краткого отзыва о прочитанном.

Оборудование:

Кейсы для 6 групп, иллюстрации лисы и журавля.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

О чём-то скрипит половица,

И спицам опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка .

2.Актуализация знаний.

-Сказки бывают разные.

— На какие группы делятся сказки?

-Ученики отвечают ( народные, авторские, волшебные, о животных, бытовые).

  1. Включение в систему знаний.

Учитель: — Сегодня на уроке мы будем читать сказку, а о ком она, вы узнаете, разгадав эти загадки.

Рыжая плутовка

Обманывает ловко.

Её боится мышка

И зайка шалунишка.

Хоть сама в лесу живёт,

Из деревни кур крадёт.

Ученик: — Лиса

(Показ картинки лисы)

Учитель: — Следующая загадка

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

Ученик: — Журавль

(Показ картинки журавля)

— Назовите тему сегодняшнего урока.

  1. Изучение нового материала.

а) Чтение сказки учителем.

-Внимательно слушайте сказку, простым карандашом подчеркните непонятные слова.

б) Словарная работа.

Куманек(кум)– крестный отец по отношению к родителям крестника.

Сама стряпала – сама приготовила пищу.

Не обессудь – не суди строго.

Потчевать – угощать.

Досада – обида, чувство неудовольствия.

Несолоно хлебала – обманулась в ожидании.

в) Чтение сказки учащимися по абзацам.

г) Анализ сказки

— Какая это сказка?

— Кто является главными героями сказки?

— Правильно ли поступила лиса?

— Как повёл себя журавль?

— Почему распалась дружба лисы с журавлём?

-Найдите в тексте пословицу.

— Как вы её понимаете?

— В каком предложении заключена главная мысль этой сказки?

5. ФИЗМИНУТКА

6. Закрепление изученного материала.

Работа в группах с применением кейс – технологии.

Задания в кейсах.

1 группа

1).Какие ещё пословицы подходят к сказке «Лиса и журавль»? Отметьте галочкой (V)

Дhello_html_5bc82c6f.gifелу время, потехе

Зhello_html_5bc82c6f.gifа добро добром платят.

Бhello_html_5bc82c6f.gifез труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Хhello_html_5bc82c6f.gifороший гость дому радость.

Гhello_html_5bc82c6f.gifостю щи не жалей, а побольше лей.

Уhello_html_5bc82c6f.gifмей в гости звать, умей и угощать.

2). Придумайте счастливый конец этой сказки, где лиса и журавль помирились.

2 группа

1). Составить СИНКВЕЙН на слово ЛИСА.

2). Придумайте счастливый конец этой сказки, где лиса и журавль помирились.

3 группа

  1. Восстановите последовательность событий в сказке, пронумеруйте эпизоды:

Лhello_html_5bc82c6f.gifиса наварила манной каши.

Жhello_html_5bc82c6f.gifhello_html_5bc82c6f.gifуравль приготовил окрошку.

С тех пор дружба врозь.

  1. Жhello_html_5bc82c6f.gifуравль угощает лису.

Лhello_html_m7e08e18a.gifhello_html_5bc82c6f.gifиса угощает журавля.

Лиса с журавлём подружились.

Жhello_html_5bc82c6f.gifуравль пригласил лису в гости.

Лhello_html_5bc82c6f.gifиса пригласила журавля в гости.

2). Придумайте счастливый конец этой сказки, где лиса и журавль помирились.

4 группа

1).Составить СИНКВЕЙН на слово ЖУРАВЛЬ.

2). Придумайте счастливый конец этой сказки, где лиса и журавль помирились.

5 группа

1).Чтение сказки по ролям.

2). Придумайте счастливый конец этой сказки, где лиса и журавль помирились.

6 группа

1). Составить СИНКВЕЙН на слово СКАЗКА

2). Придумайте счастливый конец этой сказки, где лиса и журавль помирились.

7. Выслушивание ответов групп.

8. Итог урока.

— Чему учит нас эта сказка?

Автор: Григорьева Галина Владимировна

Организация: КОУ «Адаптивная школа-интернат №19»

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

Цель: Создать условия учащимся для изучения сказки «Лиса и журавль».

1. образовательные: познакомить учащихся с произведением А. Н. Толстого; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; совершенствовать навык плавного, сознательного чтения с соблюдением пауз и правил орфоэпии, развивать устную речь, расширять и уточнять словарь, учить отвечать на вопросы; учить анализировать прочитанное;

2. коррекционно-развивающие: развивать и обогащать словарь учащихся, развивать слуховое восприятие, память, внимание, мышление;

3. воспитательные: воспитывать наблюдательность, прививать любовь к литературе, природе, окружающему миру.

Тип урока: новая тема.

Оборудование: индивидуальные слуховые аппараты, компьютеры, учебники для чтения 4 класс, тарелки, таблички, презентация «Лиса и журавль».

План урока.

1. Организационный момент.

2. Речевая зарядка.

3. Проверка домашнего задания.

4. Вводная беседа, план урока.

5. Выяснение темы урока.

6.Сообщение темы урока.

7. Словарная работа.

8.Динамическая пауза для глаз.

9. Установка на чтение. Чтение текста учащимися.

10.Определение жанра.

11. Работа над содержанием сказки (I часть). Анализ произведения.

12. Динамическая пауза.

13.Закрепление материала.

14.Домашнее задание.

15.Итог урока.

16.Оценка учащимся.

17. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Ребята все готовы к уроку?

-Ты слышишь? … — Я слышу.

— …., спроси …..[Какой сейчас урок?]

-Сейчас урок чтения.

2. Речевая зарядка. (Слайд 2)

— Будем внимательно слушать и хорошо говорить.

— Хорошо говори звук «С».

рас – рос – рус русская

ска – ско – ску сказка

русская сказка

рас – рос – рес интересная

Интересная сказка.

3.Проверка домашнего задания. (Слайд 3)

(Полноэкранная демонстрация слайда)

— Посмотрите и скажите: кто это? — Алексей Николаевич Толстой.

— На прошлом уроке мы изучали биографию Алексея Николаевича Толстого. Давайте вспомним.

— Кто такой Алексей Николаевич Толстой? — Алексей Николаевич Толстой –

— известный русский писатель.

(Слайд 4) (выходит ответ на экране)

— Когда родился писатель? — Писатель родился в 1883 году.

— Что написал и пересказал Алексей Николаевич Толстой? — Толстой написал и пересказал сказки «Приключения Буратино», «Лев, Щука и человек», «Лиса и журавль».

  • щелчку мыши – ответ на экране) (Слайд 5)

-Что мы делали? — Мы отвечали на вопросы.

4. Вводная беседа.

— Послушайте и скажите, что будем делать сегодня?

(Учащимся предлагается послушать фразы и выбрать нужную. Составляется план урока.)

— Будем отгадывать ребус.

— Будем читать.

— Будем отвечать на вопросы.

— Будем работать с картинками

5. Выяснение темы урока.

— Чтобы узнать, какое произведение мы будем читать, нужно отгадать ребус. (Слайд 6) (ответы по щелчку мыши)

А И Л С — ЛИСА, ЖУРАВЛЬ.

3 2 4 1

У Ь Р Ж А Л В

4 1 3 5 7 6 2

6.Сообщение темы урока.

-Кто догадался, какое произведение мы будем читать? – Я думаю «Лиса и Журавль»

— Сегодня мы с вами познакомимся с произведением А.Н.Толстого «Лиса и Журавль». (Слайд 7)

(Слайд 8)

На уроке мы определим, какой характер у одного из героев произведения. А так же проанализируем его поступки.

— Откройте книги на странице 173. Найдите это произведение.

7. Словарная работа.

— Нам встретятся незнакомые слова, поэтому давайте объясним их значение. (Слайд 8) (толкование слов – по щелчку мыши)

званый пир – праздничный обед по приглашению

потчевать – угощать

не обессудь – не обижайся

вздумала-захотела

окрошка-блюдо, холодный суп

врозь – не вместе

размазала (показ)

вертеться (показ)

8. Динамическая пауза для глаз (слайд 11,12)

9.Установка на чтение. Чтение текста учащимися.

— Что будем делать? — Будем читать.

Ребята, как нужно читать произведение?

Нужно читать вдумчиво, внимательно, с выражением

— Что мы делали? — Мы читали.

10. Определение жанра.

Подумайте и скажите, к какому жанру относится произведение?

— Я думаю, что это сказка.

— Почему ты так думаешь? — Ответы детей.

-Я думаю, это сказка, потому что здесь животные разговаривают.

  • Правильно ребята.

(По щелчку — фраза): Это русская народная сказка в пересказе А.Н.Толстого.

(По щелчку) — О ком говорится в сказке? — Ответы детей.

(По щелчку): В сказке говорится о лисе, о журавле.

11. Работа с содержанием сказки (I часть). Анализ произведения I части.

(слайд 9) (вопросы и словарь – по щелчку мыши)

— Кем были лиса и журавль в начале сказки? -Друзьями.

-Найдите и подтвердите предложением из текста.

(Учащиеся находят предложение в тексте и отвечают.)

— Лиса и журавль подружились.

а) — Что решила лиса?

(Учащиеся отвечают словами из текста.)

— Вздумала. Как сказать по-другому? — Захотела.

— Замените слово «вздумала» и прочитайте предложение.

— Захотела лиса угостить журавля…

б) — Что приготовила Лиса? -Манную кашу.

Прочитайте предложение в тексте. — Лиса наварила манной каши и размазала по тарелке.

(Учащиеся находят ответ в тексте и читают.)

Молодцы! Верно.

в) Что сделала лиса?

-Размазала по тарелке.

— Покажите, как размазала лиса кашу.

(Учащиеся берут тарелку и имитируют двжение)

в) – Угостился журавль? — Нет.

— Как об этом написано в сказке. Прочитайте.

— Ничего не попадает.

  • по-другому. — Ничего не съел.

— Замените слова и прочитайте предложение.

— Журавль ничего не съел.

— А почему? — Ответы детей.

(Учащимся предлагается показать, как журавль ел кашу.)

г) — Кто съел кашу?

Прочитайте об этом в сказке.

(Учащиеся читают ответ в тексте.)

— Как можно сказать короче? — Лисица всё сама съела.

(Слайд 10)

12.Динамичесая пауза (слайд 16)

А сейчас отдохнем. Встаньте.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Характеристика лисы. (Слайд 11)

— Какая лиса?

(Учащиеся читают опорные слова на слайде и выбирают те, которые характеризуют Лису.)

добрая грубая — Хитрая, жадная.

находчивая умная

хитрая жадная

глупая злая

(ответы и вопросы – по щелчку мыши)

— Как поступила лиса? — Лиса поступила некрасиво.

— Вам понравилась лиса? Почему? — Мне не понравилась лиса, потому что она хитрая и жадная. Она обидела журавля.

13. Закрепление материала.

Работа с картинками.

— А сейчас мы будем выполнять задание.

— Откройте задание. ( Педагог отправляет задание по скайпу)

— Расположите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет 1 части сказки.

— Отправьте мне выполненное задание (Педагог проверяет задание по скайпу)

14. Домашнее задание.

— Прочитать сказку. Выучить словарные слова и их значение.

(Словарные слова высылаются по скайпу учащимся)

15.Итог урока.

— Что мы делали на уроке? — Мы отгадывали ребус, читали сказку, отвечали на вопросы, работали с картинками.

— О ком говорили? О Лисе и Журавле.

— О чем говорили на уроке? О характере Лисы. О поступках лисы.

16. Оценка учащимся.

— …, какую оценку ты поставишь себе? Почему?…

Я поставлю…, потому что отвечал … (правильно, без ошибок, допустил ошибки)

Послушайте, какие оценки за работу на уроке, вам поставлю я.

17. Рефлексия.

— Подумайте и скажите, каким для вас был урок? (Слайд 20)

(Учащиеся выбирают и оценивают урок из предложенных вариантов: интересный, увлекательный, трудный, скучный, неинтересный.)

— На этом наш урок закончен. Спасибо всем за работу.

Приложения:

  1. file0.docx.. 24,3 КБ

  2. file1_e087c55c-4a66-4d35-8.. 20,7 МБ

Опубликовано: 11.03.2021
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Лиса и журавль — анализ сказки

Народная русская сказка «Лис и Журавель» — это, пожалуй, единственное произведение в русском фольклоре, где Лиса и Журавель дружили. Это сказка не только о такой необычной дружбе, но и о приветливости и гостеприимстве.

Главные герои сказки, которыми являются Лис и Журавель совсем не знаю, как дружить и как принимать у себя в доме гостей. Их знакомство началось с того, что они вдвоем крестили маленького медвежонка. После этого они как-то сдружились и начали ходить друг в другу в гости. Бросается в глаза то, что каждый из них думал только о себе, Лиса подготовила себе плоскую посуду, с которой ей было удобно кушать и Журавлю дала такую же. Она разложила кашу по тарелке и начала кушать. Журавель и так пытался клювом, и сяк, ничего не выходило. В итоге Лиса и съела всю кашу сама. Из-за клюва птица не могла употреблять пищу из посуды с плоским дном. Когда Журавель пригласил Лису к себе, то поступил аналогично. Поставил на стол два кувшина, в которых была окрошка. Лиса и так, и сяк пыталась поесть, но ничего не получилось. Журавель довольный съел всю окрошку и свою, и Лисицы.

После таких неудачных походов в гости и закончилась дружба Лисицы и Журавля.

Сказка «Лисица и Журавель» является русской народной. Главная мысль произведения заключается в том, что никогда не надо ничего делать плохого другому человеку. Иначе, все вернется и еще в большей степени. Всегда нужно идти на встречу, пытаться находить компромиссы и быть терпеливым к друг-другу.

Сказка учит тому, что нужном быть добрым к другим людям. Быть гостеприимным к друзьям. Не думать только о себе, но и подумать о своем друге или гости. Этого в сказке Лиса и Журавель не делали, в итоге они потеряли дружбу. Никто из них не хотел идти на компромисс и был зациклен на чем-то своем.

В этой сказке заложен скрытый подтекст. Ситуации, которые были у героев русской сказки аналогична с теми, которые часто встречаются в жизни. Ведь каждый человек достоин уважения к себе и своему образу жизни в такой степени, в которой сам проявляет уважение к другим людям. К примеру, Лиса сразу не подумала о том, что Журавлю будет неудобно есть с такой посуды, тем самым, проявив свое неуважение к куму. Так же бывает и в жизни, люди зачастую не ходят входить в ситуацию и идти на встречу кому-то. Это значит, что он не уважает своего оппонента. Сказка вышла очень добрая и поучительная. Очень глубокая мысль заставляет задуматься даже маленького ребенка. Сказка уже с детства учит детей уважению друг к друг.

Другие сочинения: ← Анализ сказки Царевна-лягушка↑ ДругиеАнализ сказки Как один мужик двух генералов прокормил Салтыкова-Щедрина →

Краткое содержание сказки

Стала Лиса кумой Журавлю. Решила его в гости позвать. Манную кашу сварила, по тарелке размазала. Сама язычком тарелку вылизывает, Журавля угощаться приглашает. Только кумец клювом по тарелке стучал-стучал, а проглотить ничего так и не смог. Поблагодарил Лисичку за угощение и к себе в гости зовет. Решил кумушку проучить. Сварил окрошку, насыпал в кувшин и предлагает Лисе. Бедная кумушка вокруг кувшина и так, и эдак, а мордочка в кувшин не лезет. Журавль выклевал всю еду из кувшина, а Лиса голодной осталась. С тех пор у Лисы и Журавля дружба врозь. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

«Лиса и журавль» (Русская народная сказка)

Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!

Пришёл журавль на званный обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:

— Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке, стучал-стучал — ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и говорит:

— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом, — отвечает журавль. — Приходи завтра ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с высоким горлышком, поставил на стол и потчует:

— Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.

Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает — всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом окрошку из кувшина таскает. Клевал да клевал, пока всё не съел.

— Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем.

Пошла лиса домой не солоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлём кончилась.

Анализ сказки Лиса и Журавль

Лиса и Журавль – коротенькая сказка о том, как дружить и как гостей принимать. Персонажи сказки Лиса и Журавль не умеют дружить, плохо знакомы с правилами гостеприимства. Возможно, у героев были добрые намерения. Но, приглашая друг друга в гости, каждый думал о себе, а не заботился о том, чтобы гостю было удобно. Поэтому Журавль чувствовал себя неловко в гостях у Лисички, а Лисичка – у Журавля. Смысл сказки Лиса и Журавль заключается в том, что надо уметь дружить и заботиться о друзьях. Чему учит сказка Лиса и Журавль? Сказка учит думать не только о себе, но и о других.

Краткая характеристика героев

Герои сказки немногочисленны. Это:

Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.

Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.

Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.

Стр. 44. Лиса и журавль

1. Сравни начало и конец сказки. Как ты думаешь, почему не получилось дружбы у лисы с журавлём? Что ты посоветуешь героям сказки?

Начинается сказка «Лиса и журавль» на очень положительной ноте, фразой:

Лиса и журавль подружились.

Сложно конечно представить себе такую дружбу, но в сказке все возможно. Впрочем дальнейшие события показали, что от дружбы здесь было только название. По крайней мере хитрая и жадная лиса вовсе не хотела быть настоящим другом журавлю. Это стало заметно, когда лиса пригласила журавля на обед, а манную кашу размазала по тарелке.

Журавль аналогично ответил залив окрошку в кувшин с узким горлом.

Вот дружба у лисы и журавля врозь и пошла — так заканчивается сказка.

А ведь надо было только проявить друг к другу немного участия. Научиться уважать друг друга и все у этой странной пары было бы отлично.

2.Подходит ли к этой сказке пословица «За добро добром и платят»? Объясни свой ответ.

Да подходит, так как лиса угостила журавля, но так, чтобы он не смог поесть, а журавль отплатил тем же, пригласив лису, и так же угостил, чтобы лиса не смогла достать.

3. Можно ли назвать друзьями лису и журавля? Запиши ответ в «Рабочую тетрадь».

Нет нельзя, так друзья не поступают.

4. Обсудите с другом, какова главная мысль сказки. Можно ли сказать, что пословица «Как аукнется, так и откликнется» подходит по смыслу к содержанию сказки?

Разумеется, пословица «Как аукнется, так и откликнется» прекрасно подходит к этой сказке. Мораль: как поступишь с кем-то, так и с тобой потом поступят.

Сделаешь плохо кому-нибудь — и тебе когда-нибудь достанется.

Добро несёт с собой ответное добро, а уж зло всегда обернётся злом тому, кто его делает.

Русская сказка

О сказке

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Сказка об удивительной дружбе лисы и журавля – один из примеров сказочного фольклора, где воспитательное начало выявлено наиболее ярко и имеет первостепенное значение. Знакомое многим крылатое выражение «Как аукнется, так и откликнется» взято именно из этого произведения. В этой сентенции заключен весь смысл текста: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Краткое содержание сказки

Русская народная сказка «Лиса и журавль» состоит из двух частей, в центре каждой присутствует одно событие. В первой части лиса приглашает в гости своего друга журавля и кормит его манной кашей из плоской тарелки. Очевидно, что журавлю с его длинным клювом не удается полакомиться угощением. Во второй части сказки использовано зеркальное отражение событий — лиса идет в гости к журавлю с ответным визитом. Журавль, не желая уступать плутовке-лисе, приготовил обед ей под стать: окрошку в кувшине с узким горлышком. У лисы, как она ни старалась, так же не было возможности отведать блюдо и ушла она «не солоно хлебавши». На этом дружба героев и закончилась.

Характеристика персонажей

Любопытно, что в этой сказке отсутствует такое привычное и удобное деление героев на положительных и отрицательных. Действующие лица – лиса и журавль в одинаковой степени проявляют не самые лучшие стороны. У читателя нет повода обвинить лису в хитрости и коварстве, ведь она первая пригласила в гости журавля. Единственное, что создает перевес не в пользу лисицы – это тот факт, что она не поблагодарила журавля за «гостеприимство». Тогда как журавль, даже оставшись голодным, произносит слова благодарности. Тем не менее, оба героя демонстрируют однотипное поведение и заслуживают одинакового отношения со стороны читателя.

В сказке про лису и журавля много юмора, начиная уже с выбора персонажей, который вызывает удивление: совершенно не похожие друг на друга хищный зверь и птица. Однако такой выбор не случаен, на этом различии построен основной конфликт и мораль сказки. Именно отсутствие понимания индивидуальности и особенностей другого становится причиной разногласий героев. В сказке нет прямого указания, что лиса выбрала посуду и угощение из злого умысла. Возможно, она искренне хотела накормить гостя, но сделала все, исходя только из своих предпочтений, без учета возможностей журавля. В то время как настоящая дружба основана на умении встать в позицию другого, взаимопонимании и компромиссах. Реакция журавля вполне понятна, он, так же как и лиса, не стремиться угодить гостье, а делает все только для собственного удобства. В сказке нет прямого указания на причины такого поведения журавля: пытается ли он отомстить лисе и проучить ее или просто совершает эгоистичный поступок без всякого злого умысла. Сказка оставляет читателю возможность самостоятельно трактовать поступки персонажей и делать собственные выводы из прочитанного. Но как бы не истолковали слушатели поведение героев, мораль сказки останется неизменной: судить другого по себе не стоит.

Читайте русскую народную сказку «Лиса и журавль» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.

Лиса и журавль

Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!Пошёл журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: — Покушай, голубчик куманёк, — сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела. Кашу съела и говорит: — Не обессудь, куманёк! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: — Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и эдак, и лизнёт его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюёт себе да клюёт, пока всё не съел. — Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем! Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

Ответы по литературному чтению. 2 класс. Тетрадь по литературному чтению. Кутявина С.В.

3 / 5 ( 2 голоса )

Лиса и журавль: главные герои. Какова главная мысль сказки?

Сказка “Лиса и Журавль” относится к народным сказкам о животных, и ее отличительной особенностью оказывается то, что главными героями сказки являются животные, которых сказители наделяют чертами, присущими человеку.

Два соседа, Лиса и Журавль живут не то, чтобы дружно, но с уважением относятся друг к другу. Лиса приглашает Журавля в гости, но не может преодолеть собственную жадность, а потому угощает Журавля так, что тот уходит не солоно хлебавши.

Журавль показывает, что ему не чужды мстительность и обидчивость. Он также приглашает в гости Лису и тоже угощает ее таким образом, чтобы Лиса осталась голодной.

Естественно, отношения между соседями портятся, и гни больше никогда не зовут друг друга в гости.

Аллегорический смысл этой сказки в том, что люди часто ведут себя подобно этим животным, и в своем эгоизме забывают о законах гостеприимства.

Главные герои сказки:

  1. Лиса. Жадная, хитрая, притворщица.
  2. Журавль. Мстительный, находчивый, обидчивый, хитрый.

Читайте по теме: Лиса и журавль: краткое содержание для читательского дневника

Главная мысль сказки:

Не поступай с другими так, как бы ты не хотел, чтобы поступили с тобой. Если пригласил кого-то в гости, не жадничай, а сделай так, чтобы гость остался доволен твоим гостеприимством.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 1 класса, а тут для 2 класса и для 3 класса здесь, там представлены краткие содержания, главные герои, главная мысль и др.

Мораль сказочного сюжета

Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.

Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.

Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.

Ответы к стр. 11

10. Разгадай ребусы. Запиши отгадки.

11. Соедини линиями героев и характеристики.

12. Укажи точно последовательность событий в сказке: пронумеруй эпизоды.

3 Лиса наварила манной каши.
6 Журавль приготовил окрошку.
8 С тех пор дружба врозь.
7 Журавль угощает лису.
4 Лиса угощает журавля.
1 Лиса с журавлём подружились.
5 Журавль пригласил лису в гости.
2 Лиса пригласила журавля в гости.

  • Урок изо 3 класс твои книжки иллюстрация сказки презентация
  • Урок итоговое сочинение 2022
  • Урок игра по сказкам пушкина 5 класс
  • Урок в 8 классе сочинение описание памятника культуры
  • Урок в лесной школе сказка