Урок литературного чтения 3 класс сказка о царе салтане 1 урок

Литературное чтение тема: анализ сказки а.с.пушкина сказка о царе салтане цель: а показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра,

Литературное чтение

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель:

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

  2. работать над навыками выразительной речи;

  3. учить работе с текстом;

  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Назовите общие особенности волшебных сказок

Есть волшебство

  1. Странствия, приключения героев

  2. Кто-то мешает или помогает

  3. Герой воюет с нечистой силой

  4. Эпизоды повторяются по 3раза

  5. Есть зачин, концовка

  6. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы

  2. Общие места

  3. Строй сказки плавный, напевный

  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)

(Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

2Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

3.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.

4. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

5. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

Автор: Антонова Наталия Александровна

Организация: МБОУ «СОШ № 29» г.Чебоксары

Населенный пункт: г. Чебоксары

Конспект урока.

Учебный предмет: литературное чтение.

Класс: 3

УМК: Школа России.

Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Тип урока: интегрированный

Цель: анализ художественного произведения, характеристика героев.

Задачи:

  1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, правильностью, беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом; активизировать вдумчивое чтение; учить давать характеристику героев по плану; учить составлять картинный план, анализировать произведение.
  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышлении; развивать артикуляционный аппарат, оперативную память; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
  3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, учебных качеств, дисциплинированности, умение дружно работать в группе.

Оборудование: материалы презентации, раздаточный материал.

  1. Организационный момент.( подключение к зум)

— Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путь.

А урок у нас сегодня будет необычный, сейчас мы с вами отправимся в путешествие. А какое и куда? Я надеюсь, вы скажите сами. Для ответа на этот вопрос, вы должны прочитать некоторые факты из биографии великого русского поэта, и ответить, с произведениями кого мы начали знакомиться.

— Друзья, так кто же из вас догадался: какое путешествие нам предстоит?

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке Пушкина. А для этого ответьте на вопрос, благодаря кому, Александр Сергеевич заинтересовался русским народным творчеством?

— Да, конечно, сказки А.С. Пушкина – великого русского поэта, любят дети и взрослые не только в нашей стране, но и за рубежом. Сегодня мы вспомним эти удивительные произведения, поработаем с текстом одной из сказок, не только перечитаем её выразительно и быстро найдём нужные нам отрывки, а самое главное – пересчитаем прочитанное. Да, да, я не ошиблась, именно пересчитаем.

Итак, мои дорогие, в добрый путь

II. Актуализация знаний.

— Раз, два, три – сказку начни!

1) – На слайде вы можете увидеть математическую разминку по сказкам Пушкина.

-С каким произведением А.С.Пушкина мы столкнулись на предыдущем уроке?

— Перед тем как продолжим знакомство с произведением , проведем небольшую речевую разминку.

-Ребята, какое магическое число есть в озвученном отрывке?

— Вспомните сказки, в которых так же есть цифра 3.

Вот задача не для робких!

Вычитай, дели и множь,

Плюсы ставь, а также скобки!

Верим, к финишу придёшь!

3…3…3…3 = 90 (33 – 3) х 3 = 90

3…3…3…3 = 36 (3 + 3) х (3 + 3) = 36

3…3…3…3 = 3 (3 – 3) х 3 + 3 = 3

-Вернемся с вами к произведению «Сказка о царе Салтане», открываем учебники на стр.93 и начинаем читать.

-Незнакомые слова, которые встречаются в тексте, вы можете посмотреть в словарике, который был скачан и распечатан родителями каждого.

— Ребята, кем автор назвал царя Гвидона?

— Какой величины родился ребёнок у царицы в «Сказке о царе Салтане…»?

Найдите отрывок в тексте и ответьте на этот вопрос.

(«Наступает срок родин,

Сына Бог им дал в аршин».)

— Что такое «аршин»?

  • Я попрошу найти определение этого слова в словаре.

— Как рос ребёнок у царицы? (Не по дням, а по часам.)

— Да, действительно:

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

— Вот вам и следующее задание. Внимание на экран.

III.Физкультминутка .

— Ну, что же, продолжаем наше путешествие.

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

— Ребята, а помните ли вы, куда держит путь этот корабль? (Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана.)

— А вот вам и ещё одно задание:

Расстояние в 50 км от острова Буяна до царства Салтана корабельщики преодолевают за 5 часов. Чему равна скорость судна?

IV. Работа по теме урока.

  1. -Найдите и прочитайте описание первого чуда этого острова. (Первое чудо – это белочка.)

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница такая!

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые, всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной,

И приставлен дьяк приказный

Строгий счёт орехам весть.

— Давайте поможем дьяку посчитать доход:

В первый день белка сгрызла 12 орехов, во второй день на 2 ореха больше, а в третий день на 2 ореха меньше, чем за первый и второй день вместе. Сколько орехов сгрызла белка за три дня вместе?

V. Итог урока.

— Вот и подошло к концу наше путешествие. Что же в нём было необычного? (Мы пересчитывали сказки А.С.Пушкина)

— А зачем мы математику связали со сказками?

— Математика – наука точная и скучная. А в жизни так много различных явлений, предметов, окружающих нас, кроме сухих цифр и чисел. И нельзя математику отрывать от нашей действительности.

Нам без сказок

Скучно будет жить,

Ведь от сказок наша встреча так искрится…

Расскажи её своим друзьям

И умчишься в Лукоморье, словно птица…

И тогда к тебе придёт

Самый умный в мире кот,

И русалка спляшет с лешим в хороводе…

Вот уж больше 200 лет

Знает сказки белый свет,

И, конечно, любят Пушкина в народе.

— Урок окончен. Спасибо вам, дети, за работу. Домашнее задание дочитать сказку и продолжить заполнение словаря.

Приложения:

  1. file0.docx.. 18,2 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 1,4 МБ

Опубликовано: 16.02.2021

Конспект урока литературного чтения 3 класс

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Место урока в разделе: вводное занятие

Тип и вид урока: урок открытия нового знания; беседа

Цель урока: расширение читательского кругозора учащихся на примере творчества А.С. Пушкина.

Задачи урока:

1. Образовательная: познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», углубить знания о творчестве поэта, научить различать литературную и народную сказку;

2. Развивающая: развивать навык выразительного чтения текста;

3. Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви к книге, способности сопереживать.

Планируемые результаты:

Предметные:

— Ученик узнает содержание произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

— Ученик научится различать литературную и народную сказку

— Ученик получит возможность совершенствовать навык ведения диалога по произведению

Личностные:

— Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

— Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Метапредметные

— Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи; умение ориентироваться в тексте; перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.

-Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.

-Познавательные УУД: формирование навыков работы с книгой, читательской компетенции; развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей; овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Основные понятия: сказка, литературная, народная, автор.

Форма урока: традиционная форма

Технология: проблемного обучения

Методы: рассказ, беседа, объяснение

Приемы: создание проблемной ситуации

Оборудование: учебник, тетради, наглядный материал, раздаточный материал.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Время: 1 минута

— Здравствуйте, давайте проверим готовность, у вас на парте должен лежать учебник по литературному чтению, тетрадь, дневник и пенал.

Садитесь.

— Вы готовы сегодня хорошо поработать, хоть у нас и сокращенный урок?

— Тогда сядем ровно и начнем наш урок.

Приветствие учителя, проверка готовности.

— Да

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Время: 5 минут

— У меня для вас есть небольшое задание. Чтобы узнать, о ком мы сегодня поговорим, я предлагаю вам ответить вам на некоторые вопросы и заполнить клеточки в листке, который лежит у вас на парте. Давайте приступим. Итак, первый вопрос:

1. Как звали друга Винни-Пуха?

С какой буквы начинается его имя?

Записываем в первую клеточку букву «П».

2. Как называется дом пчел?

На какую букву начинается это слово?

Запишем во вторую клеточку букву «У»

3. Как называется головной убор, который мы надеваем в холодную погоду?

На какую букву начинается это слово?

Запишем в третью клеточку букву «Ш»

4. Отгадай загадку:

Порой за себя ему бывает неловко,

Торчит у него вместо носа морковка. 

Назовите последнюю букву в слове.

Запишите эту букву в четвертую клеточку

5. Чем шьют портные?

С какой буквы начинается слово?

Запишем букву И в пятую клетку

6. Еще одна загадка:

На носу с огромным рогом

Ходит путник по дорогам.

И беднягу из-за рога

Называют…

На какую букву начинается это слово?

Запишем в шестую клеточку букву «Н»

— Прочтите слово, которое получилось.

Да, сегодня мы будем читать замечательного поэта сказочника Александра Сергеевича Пушкина

Слушают объяснение задания, готовятся к выполнению

— Пяточок

-«П»

Записывают букву

— Улей

— «У»

Записывают букву

— Шапка

— «Ш»

Записывают букву

— Снеговик

— «К»

Записывают букву

— Иголка

— «И»

Записывают букву

— Носорогом

— «Н»

Записывают букву

Пушкин

Раздать карточки

Вывешивается портрет Пушкина

Выявление места и причины затруднения

Время: 1 минута

— Знаете ли вы, чем отличается литературная сказка от народной?

— Нет

Построение проекта выхода из затруднения

Время: 1 минута

— Что нам нужно для этого узнать?

Давайте попробуем с вами сравнить сказку Пушкина и народную сказку

— Какие есть особенности у литературной сказки и народной

Реализация построенного проекта

Время: 5 минут

— На столе у вас лежит пример народной сказки, теперь откроем учебник на странице 12, здесь вы видите пример литературной сказки. Рассмотрите их, чем они отличаются?

— Обратимся к учебнику, кто автор этой сказки?

А в народной сказке кто автор?

У литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ. Это первое отличие.

— Как раньше передавались сказки?

Когда книгопечатание не было развито, сказка передавалась из уст в уста, т.е. существовала в устной форме. Литературная сказка же существует в письменной форме. Это второе отличие.

-А все ли передавали сказку одинаково?

Верно, текст ее постоянно изменялся. Каждый сказитель вносил что-то свое. Это третье отличие.

— Можно ли определить дату «создания» народной сказки, когда она появилась? А литературной? Это еще одно отличие.

— Так как народная сказка существовала в устной форме, было ограничение по времени . Что это значит?

Это следующее отличие.

Кроме этого, ребята, каждую литературную сказку отличает неповторимый авторский стиль, язык, способ решения художественной задачи.

Открывают учебник на 12 странице, рассматривают сказки, сравнивают.

— Пушкин

— Не написано, народ.

— Литературная была написана писателем, а народную рассказывали устно

— Нет

— Нет. А дату создания литературной сказки можно определить, т.к. автор всегда датирует свое произведение.

— Народная сказка была невелика по объёму, т.к. и рассказывать , и слушать долго невозможно. Литературную сказку можно читать в свободное время и с перерывами

Раздать пример народной сказки

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Время: 5 минут

Таким образом, мы выявили следующие отличия:

Народная сказка

Нет автора. Автор — народ

Устная форма

Изменяемый текст

Нет даты

Небольшая по объему

Литературная сказка

Есть автор

Письменная форма

Неизменяемый текст

Есть дата

Больший объём

(Таблички на доске)

Физминутка «Буратино»

Буратино — потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

 Надо на носочки встать.

Откройте тетради, записываем по серединке сегодняшнее число – седьмое марта, классная работа, давайте запишем: Народная сказка Нет автора. Автор – народ, Устная форма, Изменяемый текст, Нет даты, Небольшая по объему

Литературная сказкаЕсть автор, Письменная форма, Неизменяемый текст, Есть дата, Больший объём.

Рассматривают таблички

Записывают число, классная работа и признаки сказок.

Повесить таблички на доску

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Время: 1 минута

Сегодня мы с вами начнем знакомиться с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Слушают учителя

Вывешиваются иллюстрации к сказке

Включение в систему знаний и повторение

Время: 19 минут

— Как вы думаете, почему такое длинное название сказки?

— О ком эта сказка? Можно ли ответить на этот вопрос не читая сказку?

— Я начну читать сказку, дальше вы продолжите. Следим за мной в учебнике (Чтение учителя.)

Попросить прочитать учеников

— Ребята, чье чтение из одноклассников вам больше всего понравилось?

— А почему?

— Автор хотел назвать всех персонажей

— О царе Салтане, его сыне Гвидоне Салтановиче и царевне Лебеди.

Можно ответить

Слушают чтение учителя, следят.

Слушают, как читает одноклассник, следят

Выбирают

— Оно было более выразительным, без ошибок

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Время: 2 минуты

Что мы сегодня узнали с вами?

Давайте их еще раз повторим

Какие у вас остались впечатления?

Было ли вам интересно?

Спасибо за активную работу.

— Отличия литературной сказки от народной.

1 ученик читает отличия

— Делятся впечатлениями

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

Тип урока: ОНЗ

Цель: Познакомить с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;

Развивающие: развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Планируемые предметные результаты урока:

Знают биографию писателя и сказку А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане …»

Метапредметные ууд:.

Познавательные УУД

1. Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы в тексте. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

  1. Орг момент (слайд 2)

«Спешу приветствовать вас я,
Мои весёлые друзья!
Мы собрались сегодня в классе!
Верней не в классе, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А, может, встретили лису?
Всё это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди.
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти?

  1. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прием ТРКМ «Дерево предсказаний»: ( Слайд3)

— Как вы знаете, Кот учёный ходил по цепи, расположенной на дубе. Вот и у нас есть сказочный дуб, на листьях которого я предлагаю написать, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. (Дети коротко записывают и прикрепляют листья к нарисованному дубу). Можете начать словами:

Я научусь…..

Я узнаю…….

Мне будет….

А в конце урока мы проверим оправдались ли ваши ожидания

Прием ТРКМ «Кластер»:

Есть у русского народа « живой цветок». Соберём этот цветок. В этом мне будет помогать……Она читает, а вы называете, что это за жанр. Каждый ваш ответ  — это лепесток .

1 лепесток.

 Не портной,

А всю жизнь с иголками ходит. (загадка)

2 лепесток. 

Проворонила ворона вороненка (Скороговорка)

3 лепесток.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала.

Оказалась впереди.

Кто не верит – выходи. ( считалка)

4 лепесток.

Нет земли краше, чем Родина наша (пословица)

5 лепесток.

Из какого произведения строки?

«уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!»

(народная песня)

6 лепесток

Три поездки Ильи Муромца?

(былина)

Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (Заклички, небылицы, потешки) Курочка ряба? (сказка)

Посмотрите, у нашего цветка не хватает сердцевины. Как одним словом все это назовем? (Устное народное творчество)

На доске появляется цветок.

На какие две большие группы мы можем разделить сказки? ( Авторские и народные)

Какие виды сказок вы знаете? (сказки о животных, волшебные и бытовые)

Какие признаки сказки вы можете назвать? ( животные разговаривают, волшебство, вымысел)

Как вы думаете, с каким жанром будем сегодня работать? ( со сказкой)

А с какой сказкой мы сегодня познакомимся, вы узнаете отгадав загадку:

Только этот царь родился,

Сразу в море очутился.

В бочке плыл по морю он,

Звался этот царь …….(Гвидон)

Правильно, тема сегодняшнего урока «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти авторских сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать «симфонией русской души». Это «Сказка о царе Салтане», которая появилась в далёком 1831 году.

Какие задачи поставим перед собой? (познакомимся со сказкой, научимся выразительно читать, анализировать, отвечать на вопросы….) А еще мы будем говорить о чудесах, познакомимся с биографией писателя и поработаем в паре)

III Актуализация знаний

Назовите автора сказки (слайд 1)

Звучит тихая музыка

6 июня 1799 года в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

(слайд 3)

Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.

(слайд 4)

Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала.

(слайд 5)

В семье Пушкиных было трое детей. Старшая — Ольга, средний — Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.

(слайд 6)

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по – русски, и няня Арина Родионовна

Эта чудесная русская женщина – первая муза поэта. Она знала много народных песен, былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.

Маленький Саша очень любил сказки. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил ещё и ещё раз повторить их

Пушкин-ребёнок: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы их, слушал, мамушка моя!

Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай

Учитель: И он, как заворожённый, слушал

Многие сказки Арины Родионовны Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.

IV . Первичное усвоение новых знаний

Учитель: — Наверняка многим из вас в детстве читали сказку о царе Салтане, кто – то из вас смотрел мультфильм. И конечно вы знаете все приключения её героев.

Учитель: — Как появилась сказка, вы знаете? (рассказала Арина Родионовна)

Учитель: — Да, она рассказала ему сказку, только немного по-другому. Например, «Царица родила не одного сына, а 34. Тридцать три мальчика были обыкновенные, а у тридцать четвёртого – по локоть руки в золоте, по колено ножки в серебре». Потом именно эти 33 сына будут выходить из моря богатырями.

Учитель: — А ещё в народной сказке не было никакой белочки, вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними сыпалось золото и серебро. А мне всё-таки белочка больше нравится.

Учитель: — Послушайте начало народной сказки : «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц ( вам ничего это не напоминает?)

(СЛ работа)

В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи

-Как они называются? (устаревшие – архаизмы)

— Давайте посмотрим на их значение

Молвить – говорить

Крещёный мир— в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения

Позадь забора — за забором

К исходу сентября — к концу сентября

Светлица— светлая парадная комната в доме

Сени—  входная часть традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций: разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей.

Красная девица – красивая

Аршин— старорусская единица измерения длины

Гонец— вестник, посыльный, курьер.

Учитель: Ребята, какими словами начинается Пушкинская сказка? (три девицы под окном…). (инсценирование)

(включается фонограмма «пряха», выходят девицы)

1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

То на весь крещёный мир приготовила б я пир

2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

То на весь бы мир одна наткала я полотна

3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

Я б для батюшки царя родила богатыря.(все охают)

Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

И в светлицу входит царь, стороны той государь.

Во все время разговора он стоял позадь забора;

Речь последней по всему полюбилася ему. (кланяется третьей сестре)

Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

Будь царица и роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха (сёстры охают)

Как бы вы охарактеризовали этих девушек? (1 — любит готовить и вкусно поесть, 2 — любит шить и модно одеваться, 3 — любит детей и мечтает о семье)

-Почему царь не выбрал первых двух сестриц? (важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник)

— Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения)

— Сейчас мы с вами узнаем, что же произошло дальше.

Чтение следующей части учителем до слов (с первой ночи понесла…)

Дальше я вам предлагаю почитать хором. (до слов…… Для законного решенья…) Читаем в полголоса, не следует выкрикивать, и бежать вперед. Обращайте внимание на ударения.

Далее чтение по цепочке ( до слов…….. и вышел вон)

ФИЗМИНУТКА

V Первичная проверка понимания.

— Куда после свадьбы отправился царь Салтан? (На войну) Найдите эти строчки и прочитайте.

-Какой вы представляете царицу? ( доброй женой , заботливой матерью)

Какие слова передают то, что она заботливая мать? (Как орлица над орленком) найдите в тексте.

Какими были сестры царевны ? ( злыми, лживыми, завистливыми и коварными) Найдите строчки , где говорится о том, как они завидуют сестре. Строчки , где они извести ее хотят.

Прием ТРКМ «Ромашка Блума» ( Работа в паре )

А сейчас я вам предлагаю поработать в паре, составить цветок.

На столах у вас лежат лепестки цветка, а на них написаны вопросы. Вам необходимо ответить на эти вопросы ( подписать рядом ответ) и приклеить лепестки на бумагу с сердцевиной цветка.

1) Простые вопросы:

— Кто услышал разговор сестриц? 

2) Уточняющие вопросы:

Я правильно поняла, что царь уехал на войну?

3) Интерпретационные:

Почему сестры решили извести сестру?

4)Творческие:

Что изменилось бы, если бы царь выбрал не младшую сестру, а старшую или среднюю?

5) Практические:

Как бы вы поступили на месте царя?

6) Оценочные: Как ты относишься к поступкам сестер? ?

VI. Первичное закрепление

Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах)

— Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей.)

— А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?

VI.Стадия рефлексии.

Прием ТРКМ «Синквейн»

1. – Заполните таблицу, ответив на следующие вопросы.

1) Как мы назовем все то, что придумано и отражает мечты народа? (Сказка)

2) Какими по содержанию бывают сказки? (Волшебные, бытовые)

3) Для чего придумали сказки? (Читать, пересказывать, учить)

4) Какие мысли рождает сказка, когда вы ее прочитаете? (Сказка – ложь, да в ней намек …)

5) Как по — другому сказать о сказке? (Фантазия, выдумка)

Прием ТРКМ «Дерево предсказаний».

В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.

7. Подведение итогов урока

Продолжите: (слайд 17)

Я узнал…

Мне было непонятно…

Мне понравилось…

Мне было интересно…

8. Домашнее задание по выбору учащихся

1. Выучить наизусть отрывок из сказки.

2. Выразительное чтение понравившегося эпизода.

3. Самостоятельно прочитать другую сказку А.С. Пушкина

А я хочу закончить наш урок такими словами:

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.

Спасибо за урок!

1 лепесток.

 Не портной,

А всю жизнь с иголками ходит. (загадка)

2 лепесток. 

Проворонила ворона вороненка (Скороговорка)

3 лепесток.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала.

Оказалась впереди.

Кто не верит – выходи. ( считалка)

4 лепесток.

Нет земли краше, чем Родина наша (пословица)

5 лепесток.

Из какого произведения строки?

«уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!»

(народная песня)

6 лепесток

Три поездки Ильи Муромца?

(былина)

1) Простые вопросы:

— Кто услышал разговор сестриц? 

1) Простые вопросы:

— Кто услышал разговор сестриц? 

2) Уточняющие вопросы:

Я правильно поняла, что царица родила сына?

2) Уточняющие вопросы:

Я правильно поняла, что царица родила сына?

3) Интерпретационные:

Почему сестры решили извести сестру?

3) Интерпретационные:

Почему сестры решили извести сестру?

4)Творческие:

Что изменилось бы, если бы царь выбрал не младшую сестру, а старшую или среднюю?

4)Творческие:

Что изменилось бы, если бы царь выбрал не младшую сестру, а старшую или среднюю?

5) Практические:

Если бы вы были на месте царя, кого бы вы выбрали себе в жены ?

5) Практические:

Если бы вы были на месте царя, кого бы вы выбрали себе в жены ?

6) Оценочные: Как ты относишься к поступкам сестер?

6) Оценочные: Как ты относишься к поступкам сестер?

«Синквейн»

Как мы назовем все то, что придумано и отражает мечты народа?

Какими по содержанию бывают сказки?

Для чего придумали сказки?

Какие мысли рождает сказка, когда вы ее прочитаете?

Как по — другому сказать о сказке?

«Синквейн»

Как мы назовем все то, что придумано и отражает мечты народа?

Какими по содержанию бывают сказки?

Для чего придумали сказки?

Какие мысли рождает сказка, когда вы ее прочитаете?

Как по — другому сказать о сказке?

«Синквейн»

Как мы назовем все то, что придумано и отражает мечты народа?

Какими по содержанию бывают сказки?

Для чего придумали сказки?

Какие мысли рождает сказка, когда вы ее прочитаете?

Как по — другому сказать о сказке?

Памятка составления «Синквейна»

  • 1 строка — Одно существительное (тема, ключевое слово).

  • 2строка — Два прилагательных, описывающих тему.

  • 3строка — Три глагола, характеризующие действия, которые производит существительное.

  • 4сторка — Короткое предложение или фраза (4-5 слов), показывающих ваше отношение к теме.

  • 5сторка — Итог (одно слово-синоним или ваша ассоциация, связанная с темой)

Памятка составления «Синквейна»

  • 1 строка — Одно существительное (тема, ключевое слово).

  • 2строка — Два прилагательных, описывающих тему.

  • 3строка — Три глагола, характеризующие действия, которые производит существительное.

  • 4сторка — Короткое предложение или фраза (4-5 слов), показывающих ваше отношение к теме.

  • 5сторка — Итог (одно слово-синоним или ваша ассоциация, связанная с темой)

Памятка составления «Синквейна»

  • 1 строка — Одно существительное (тема, ключевое слово).

  • 2строка — Два прилагательных, описывающих тему.

  • 3строка — Три глагола, характеризующие действия, которые производит существительное.

  • 4сторка — Короткое предложение или фраза (4-5 слов), показывающих ваше отношение к теме.

  • 5сторка — Итог (одно слово-синоним или ваша ассоциация, связанная с темой)

Памятка составления «Синквейна»

  • 1 строка — Одно существительное (тема, ключевое слово).

  • 2строка — Два прилагательных, описыва ющих тему.

  • 3строка — Три глагола, характеризующие действия, которые производит существительное.

  • 4сторка — Короткое предложение или фраза (4-5 слов), показывающих ваше отношение к теме.

  • 5сторка — Итог (одно слово-синоним или ваша ассоциация, связанная с темой)

Памятка составления «Синквейна»

  • 1 строка — Одно существительное (тема, ключевое слово).

  • 2строка — Два прилагательных, описывающих тему.

  • 3строка — Три глагола, характеризующие действия, которые производит существительное.

  • 4сторка — Короткое предложение или фраза (4-5 слов), показывающих ваше отношение к теме.

  • 5сторка — Итог (одно слово-синоним или ваша ассоциация, связанная с темой)

Молвить

Крещёный мир

Позадь забора

К исходу сентября

Светлица

Сени

Красная девица

Аршин

Гонец

Молвить

Крещёный мир

Позадь забора

К исходу сентября

Светлица

Сени

Красная девица

Аршин

Гонец

Молвить

Крещёный мир

Позадь забора

К исходу сентября

Светлица

Сени

Красная девица

Аршин

Гонец

Молвить

Крещёный мир

Позадь забора

К исходу сентября

Светлица

Сени

Красная девица

Аршин

Гонец

Молвить

Крещёный мир

Позадь забора

К исходу сентября

Светлица

Сени

Красная девица

Аршин

Гонец

Молвить

Крещёный мир

Позадь забора

К исходу сентября

Светлица

Сени

Красная девица

Аршин

Гонец

977818 1

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ Сказки о царе Салтане

Анализ произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

В 1831 году Александр Сергеевич написал сказку, а чуть позже, через год, она была напечатана. Сюжет истории прост, именно поэтому читатели частенько считают ее русской народной. Как и любой сказке, произведению Пушкина присущи особые черты: волшебство (прослеживается на протяжении всей сказки; деление героев на главных, помощников и злодеев; троекратные повторы и победа, которую добро одерживает над злом.

Как и для любой сказки, для «Сказки о царе Салтане, …» свойственны именно троекратные повторы. Цифра три считается волшебной для сказок. Например, князь Гвидон превращался в различных насекомых, летал к Салтану именно три раза; князь три раза приходил за помощью к царевне-лебедь и т.д.

В сказке можно выделить четыре центральных персонажа: царь Салтан и царица-мать — они представляют собой историю одного поколения, а князь Гвидон и царица-лебедь — другое. На протяжении всей сказки происходит раскрытие героев, она показываются читателю с новых сторон. Например, в самом начале младшая сестра показалась слегка наивной и доброй девушкой, но чуть позже она предстает пред нами в роли терпеливой и упорной матери.

Язык произведения ярок. Текст насыщен эпитетами, метафорами, сравнениям, олицетворениями и т. д. Благодаря парной рифмовке и четырехстопному хорею ритмика сказки максимально совпадает с той, что обычно присуща русским народным сказкам.

«Сказка о царе Салтане, …» как и другие произведения Александра Сергеевича напрочь лишена заимствованных слов. Пушкин был безумно горд тем, что способен обходиться без заимствований (он использовал лишь одно иностранное слово в сказке — флот). Жуковский ни раз говорил о том, что сказки Пушкина можно назвать русскими народными. А ведь действительно: Александр Сергеевич записывал истории, которые ему рассказывала его няня, Арина Родионовна, а уже на основе историй записывал сказки.

Сказка учит нас тому, что любая ложь, какой бы продуманной и хорошей не была, рано или поздно раскроется, а то, кто решился на нее, будет непременно наказан. Учит тому, что искренность способна помочь попросить прощения, а добро всегда будет торжествовать над злом, также как и правда над обманом. Сказка учит никогда не сдаваться, ведь чем упорнее мы стараемся чего-то достичь, тем большая вероятность, что там и будет.

Читательский дневник

Подслушав разговор трех сестер, царь взял в жену младшую сестрицу, а сам отправился на войну. Царица родила сына, но сестры из зависти оклеветали ее перед царем, подменили его указ, и царицу с сыном в бочке скинули в океан. Бочку прибило к острову. Гвидон спас царевну-лебедь от коршуна. Лебедь в благодарность построила для него город, сделала его князем и выполняла все его желания. В итоге она превратилась в прекрасную царевну, и они поженились. Царь Салтан приехал на остров, узнал свою жену и сына. На радостях они простили завистниц и устроили пир.

План сказки

  1. Вступление. Беседа трех сестриц. Женитьба царя. Зависть сестер.
  2. Завязка. Отъезд Салтана. Рождение царевича. Старшие сестры подменили указ царя. Царицу с сыном выбросили в море.
  3. Развитие действия. Гвидон с матерью на острове. Приключения князя Гвидона. Чудеса, воплощенные царевной-лебедь.
  4. Кульминация. Лебедь превращается в прекрасную царевну. Царь Салтан отправляется к князю Гвидону.
  5. Развязка. Счастливое воссоединение и примирение царского семейства.

Самоанализ урока по чтению 3 класс «Сказка о царе Салтане»

Организационный момент

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности.

Формирование умений организовывать своё рабочее пространство, настраиваться на рабочую обстановку, сотрудничать с одноклассниками.

Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Были активизированы требования к ученику со стороны учебной деятельности, осуществлен визуальный контроль готовности учащихся и эмоциональный настрой на урок.

Речевая разминка

Научить выразительному чтению отрывка; умению видеть и выделять в тексте изученные части речи.

Формирование умения выразительного чтения текста, распознавания различных частей речи при чтении. Формирование умения осуществлять самоконтроль.

Выразительное чтение отрывка сказки дало возможность детям психологически настроиться на урок. Формой организации явилась групповая работа, что дало возможность каждому ребенку раскрыться, почувствовать себя частью единого целого.

Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения и понимания смысла задания

П- владеют логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с задачами деятельности; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной формах. Р- владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль. К- слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Л- проявляют познавательный интерес к предмету, осознают границы своего знания и «незнания»

Формами организации работы явился фронтальный опрос и индивидуальная работа. Ожидалось участие в работе всех детей в классе, т.к. при составлении предложения с заданными словами вероятность одинаковых ответов детей была минимальной.

При проверке домашнего задания был выявлен уровень овладения логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов в соответствии с поставленной задачей. Ребята показали степень осознанности в построении речевого высказывания и способность составлять предложения в устной и письменной формах.

При проверке домашнего задания ребята показали уровень умения справляться с учебной задачей. Степень познавательного интереса к предмету проявился в желании всех детей ответить на поставленный вопрос.

IV. Вступительная беседа

Повторение изученного ранее. Умение применять полученные знания на практике.

Умеют слушать и отвечать на поставленный вопрос. Осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

На данном этапе был выбран метод беседы. Считаю, что это позволило более эффективно способствовать формированию внутренней позиции учащихся, учебно-познавательного интереса к произведению, поиску и выделению необходимой информации. Способствовало формированию логических действий. В ходе вступительной беседы ребята показали свои знания жанров литературных произведений.

Дополнительный материал о писателе

Прослушивание дополнительной информации об А. С. Пушкине. Поиск ответов на поставленные вопросы.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой и отвечать на поставленный вопрос. Умеют искать и выделять необходимую информацию; производить логические действия, такие как анализ и сравнение. Формирование умения объяснять свой выбор ответа, логически строить высказывания и аргументировать ответ.

На данном этапе велась индивидуальная подготовка учащейся к выступлению перед классом. Родители ребенка и сам ребенок выразили желание подготовиться к выступлению. Презентация готовилась ученицей совместно с учителем и корректировалась родителями. У ребенка наблюдается стертая форма дизартрии, девочка перед этим провела неделю на обследовании в больнице. Дополнительное задание позволило ребенку почувствовать себя частью детского коллектива.

Подключение класса к ответу на вопрос дало возможность плавно перейти к постановке учебной задачи и мотивации учащихся.

V. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивация учебной деятельности детей. Объявление темы научного исследования.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Умеют использовать полученные знания в новой ситуации. Осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. Проявляют познавательный интерес к предмету

На данном этапе урока с детьми была построена научно-исследовательская работа. Целью данной работы стало формирование эвристического подхода к решению проблемы.

Гипотезой исследования стали слова детского писателя С. Я. Маршака, произведения которого дети хорошо знают и любят. Благодаря выбранной форме работы у ребят появилась возможность почувствовать преемственность и единство писателей разных эпох. Это позволило и самим детям стать преемниками великого наследия писателей.

VI. Первичное закрепление знаний в знакомой и измененной ситуации

VII. Творческое применение знаний в новой ситуации

Закрепление, повторение пройденного. Применение полученных знаний на практике.

Формирование познавательного интереса к учебному материалу, поиск и выделение необходимой информации, умение аргументировано отвечать на поставленные учителем вопросы

Оба этапа урока: первичное закрепление знаний в знакомой и измененной ситуации и творческое применение знаний в новой ситуации, гармонично сплелись. При сравнении авторской и народной сказки дети учились самостоятельно выделять существенные жанровые черты произведений, анализировать, сравнивать и делать собственные умозаключения. Новой для ребят была ситуация научно-исследовательской работы, но мягкий переход от одного этапа урока к другому позволил детям почувствовать себя полноценными исследователями.

В начальной школе работа над жанровыми особенностями произведений, как правило, дается нелегко. Подобный выбор форм работы с детьми позволил ребятам в непринужденной обстановке каждому показать свою компетентность.

Динамическая пауза

Здоровьесберегающий компонент урока. Восстановление работоспособности детей.

Применение знаний в новой обстановке. Нетрадиционный подход к изучаемому произведению.

Для динамической паузы был выбран отрывок из сказки, чтобы дать возможность ребятам не только отдохнуть, но и почувствовать себя в некоторой степени актерами, играющими сказку.

И. Я. Билибин- русский художник- иллюстратор

Познакомить учащихся с творчеством И. Я. Билибина, воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную задачу. Адекватно воспринимают информацию.

Желание подготовить дополнительный материал выразил сам ребенок. Была проведена работа по корректировке презентации, принесенной ученицей и адаптацией текста для пересказа. На данном этапе была проведена индивидуальная работа с сильным ребенком, что имело целью заинтересовать и дать возможность поделиться собственными знаниями со всем классом.

Грамотно подобранный и адаптированный текст, а также связный рассказ позволили провести патриотическую беседу с детьми.

На данном этапе можно проследить связь с воспитательной деятельностью, уроками окружающего мира и изобразительного искусства.

VIII.

Итог урока

Рефлексия

Подведение итогов урока. Самооценка деятельности.

Осуществление самоанализа учебной деятельности. Самооценка.

Подведение итогов урока выразилось к короткой беседе с учащимися на тему «Что нужно для того, чтобы быть хорошим русским писателем, художником и просто человеком?» Данная форма работы позволила ребятам почувствовать единство друг с другом, чувство гордости за родную страну и соотечественников.

Считаю, что чувство патриотизма необходимо воспитывать у детей, поэтому данная форма работы является наиболее приемлемой.

Рефлексия проявилась в разукрашивании смайликов в цвета собственного настроения.

VII

.
Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему: «Чему учат сказки Пушкина»

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Написание мини-сочинения, по моему мнению, является логическим завершением научно-исследовательской работы детей. Это позволит им почувствовать себя писателями и проявить свои способности.

Вывод:

На всех этапах урока использовала смену деятельности, проявившуюся в компьютерной презентации, работе с доской и тетрадями. Это позволило охватить всех учащихся, осуществить индивидуальный подход с учетом психологических особенностей детей и прививать интерес к предмету.

В ходе подготовки к уроку была проведена индивидуальная работа с двумя учащимися, подготовившими выступление по теме. Это дало возможность самим ребятам проявить свои ораторские способности и стимулировало весь класс последовать их примеру.

В течение урока все ответы контролировались с учетом их правильности, полноты, допущенные ошибки исправлялись. Воспитывала культуру слушания и слышания ответов одноклассников. Обращала внимание на умение анализировать и делать выводы. Свой урок старалась построить так, чтобы как можно больше выводов делали сами дети, формулировали свои мысли логично.

На протяжении всего урока использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный, построен на взаимном уважении.

На данном уроке использованы следующие методы:

  • Частично — поисковый (перенос общих признаков известного на новое, выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на изученное правило.
  • Коучинг – наставничество (при подготовке дополнительных презентаций);
  • Метод рефлексии

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Для получения обратной связи использовалось словесное общение с учащимися, визуальный контакт.

Благодаря использованию системно – деятельностного подхода, учащиеся показали хорошую степень активности и работоспособности практически на всех этапах урока. Интерес к содержанию урока был ярко выражен. Учащиеся на уроке были активны, внимательны. Каждому ребёнку на уроке было комфортно, подтверждением была проведённая рефлексия.

В течение всего урока знания не давались в готовом виде, ребята получали их самостоятельно, путем исследовательской работы. На уроке формировались коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Считаю, что возможности учебного кабинета, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах стимулировали познавательные интересы детей.

За урок удалось сделать все запланированное, благодаря слаженной работе детей и точным ответам. По этому фактору можно судить о качестве усвоенных детьми знаний. Практически все дети работали в меру своих сил и способностей.

Считаю, что данный урок цели достиг. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали. На протяжении всего урока удалось удерживать внимание учащихся. Целью данного урока было дать сравнительную характеристику авторской и народной сказки и доказать, что сказки Пушкина перекликаются с народными сказками. Эта цель преследовалась на протяжении всего урока, все учащиеся были вовлечены в научно-исследовательскую работу и проявляли живой интерес.

Психологическая атмосфера урока была комфортной и для учащихся и для учителя.

  • Урок литературы в 5 классе спящая царевна как литературная сказка
  • Урок 5 класс пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях фгос
  • Урок 5 класс жуковский сказочник сказка спящая царевна
  • Урок 5 класс сказка о мертвой царевне и о семи богатырях истоки сюжета поэтика сказки
  • Урок 10 вся моя биография в моих сочинениях жизнь и творчество и с тургенева