Урок итоговое сочинение 2022

Итоговое сочинение 2021-2022: даты, темы, примеры и советы к написаниюнедавно фипи опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. что-то

Итоговое сочинение 2021-2022: даты, темы, примеры и советы к написанию

Итоговое сочинение 2021-2022: даты, темы, примеры и советы к написанию

Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021-2022

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов иначе незачёт

Сочинение должно быть написано самостоятельно

Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

вступление (тезис)

собственное мнение, которое будем доказывать аргументами

аргумент 1 (доказательство и микровывод)

аргумент 2 (доказательство или контраргумент)

вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Здесь нам предлагают поразмышлять о путешествиях и странниках. Причём речь может пойти как о реальной дороге, так и о жизненном пути. Темы могут попросить выпускников порассуждать о своих поездках, впечатлениях, опыте, полученном в путешествиях, а также обратиться к образу странника из литературы. Поиск смысла жизни, творческий путь, понятие «дом» — всё это может лечь в основу темы этого направления, ведь путешествие всегда было и остаётся средством познания мира внешнего и внутреннего.

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Примерные темы

Почему людям так нравится путешествовать?

Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?

Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?

Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?

Как найти смысл на жизненном пути?

Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?

«Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.

Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?

Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн

«Герой нашего времени» М. Лермонтов

«Шантарам» Грегори Дэвид Робертс

«Дети капитана Гранта» Жюль Верн

«Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

«Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Это направление заставляет нас задуматься о плюсах и минусах, которые приносит нам технологический прогресс. Человек развивается, меняет мир вокруг, и каждый день мы, с одной стороны, пользуемся дарами цивилизации, с другой – подвергаемся риску и боремся с негативными последствиями. Темы позволят выпускникам задуматься о том, что каждый великий шаг прогресса несёт за собой последствия, которые порой могут оказаться катастрофическими: для экологии и здоровья самого человека. Обращаясь к классической литературе, мы сравниваем мир «до» с нашим современным миром, прослеживаем, как меняются ценности людей, духовный мир, социум. Отдельного внимания заслуживают антиутопии, авторы которых много лет назад старались спрогнозировать возможный вред от прогресса.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Примерные темы

Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?

Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?

Может ли прогресс навредить человеку?

Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?

Могут ли технологии заменить учителя?

Как технологический прогресс отражается на природе?

Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?

Литературные аргументы:

«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

«О дивный новый мир» О. Хаксли

«Отцы и дети» И. С. Тургенев

«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер

«1984» Дж. Оруэлл

«Мы» Е. И. Замятин

«Голодные игры» С. Коллинз

«Повелитель мух» У. Голдинг

«Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин

«Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Преступление и наказание — вечная тема

Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

мораль и нравственность;

совесть;

честь;

ответственность;

вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Примерные темы

Чем страшен человек без совести?

Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?

«Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?

Что может толкнуть человека на преступление?

Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?

Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?

Должно ли последовать наказание за возмездие?

Литературные аргументы:

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский

«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин

«Голодные игры» С. Коллинз

«Повелитель мух» У. Голдинг

«Старуха Изергиль» М.Горький

«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

«Тарас Бульба» Н. В. Гоголь

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

«Анна Каренина» Л. Н. Толстой

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.

С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?

Почему важно приобщаться к искусству с детства?

Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?

Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?

С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?

Литературные аргументы:

«Зеленая лампа» А. Грин

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж. Роулинг

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков

«Граф Монте-Кристо» А. Дюма

«Черный человек» С. Есенин

«Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Это направление отсылает нас к одноимённому произведению Н. А. Некрасова. Однако, как и в случае третьей темой, оно не замыкается только на нём. Здесь выпускнику следует подумать об острых социальных и общественных вопросах: кто такой «гражданин»? В чем его ответственность перед обществом и родиной? Как меняется страна с ходом истории, взгляды народа и уровень его жизни? Могут ли жители нашей страны обрести счастье, а все государственные проблемы – разрешиться? Рассуждения о долге, родине, патриотизме лягут в основу сочинений тех, ко выберет это направление

Какого человека можно назвать гражданином?

Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?

Нужно ли отдавать долг Родине и почему?

Что делает граждан одной страны счастливыми?

Может ли один человек повлиять на общество?

Чего не хватает нашему государству?

За что вы любите Россию?

Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Литературные аргументы:

«Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«Недоросль» Д. И. Фонвизин

«Похороните меня за плинтусом» П. Санаев

«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер

«1984» Дж. Оруэлл

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

источник https://blog.maximumtest.ru

  • Урок игра по сказкам пушкина 5 класс
  • Урок в 8 классе сочинение описание памятника культуры
  • Урок в лесной школе сказка
  • Урок в 7 классе выборочное изложение по рассказу шолохова судьба человека
  • Урок в 5 классе сказка как особый жанр фольклора презентация