Урок игра по сказкам пушкина 5 класс

Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал; учить работать в группе; развивать творческие способности обучающихся; проверить знание устаревших слов. оборудование:

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать изученный
    материал;
  • учить работать в группе;
  • развивать творческие способности обучающихся;
  • проверить знание устаревших слов.

Оборудование:

портреты А.С.Пушкина;

  • иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, в том числе и
    выполненные обучающимися;
  • карточки с заданиями;
  • жетоны.
  • Ход урока

    I. Организационный момент

    – Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок.
    Это урок-игра по сказкам А.С.Пушкина. К этому
    уроку вы должны были прочитать следующие сказки
    Пушкина: “Сказку о попе и о работнике его Балде”,
    “Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и
    могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
    прекрасной царевне лебеди”, “Сказку о мёртвой
    царевне и о семи богатырях”, “Сказку о золотом
    петушке”, “Сказку о рыбаке и рыбке”.

    – Кроме того, заранее разделившись на команды,
    вы должны были нарисовать иллюстрации по
    сюжетному плану “Сказки о царе Салтане…”
    (первая команда) и “Сказки о мёртвой царевне…”
    (вторая команда).

    Правила игры.

    1. Во время игры команды отвечают по очереди на
      вопросы. Если одна команда не даёт правильного
      ответа, право ответа переходит к другой команде.
    2. За правильный ответ, правильно выполненное
      задание команда получает жетон в копилку, в конце
      игры жетоны подсчитываются, определяется
      команда-победительница.
    3. В качестве ответа на вопрос принимается первое
      высказывание, исправления не засчитываются.
    4. Во время игры запрещается выкрикивать, нарушать
      дисциплину, за нарушение правил учитель может
      отобрать у команды жетон.

    II. Ход игры.

    1 конкурс “Разминка”.

    Назовите всех героев, которые встречаются в
    прочитанных сказках. Побеждает команда, которая
    назовёт героя последней.

    2 конкурс “Назови героя”.

    1. Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит,
    А сама-то величава,
    Выступает словно пава,
    А как речь-то говорит,
    Словно реченька звучит. (царевна-лебедь)

    2. В дорогой собольей душегрейке,
    Парчовая на маковке кичка,
    Жемчуга огрузили шею,
    На руках золотые перстни,
    На ногах красные сапожки. (старуха из “Сказки о
    рыбаке и рыбке”)

    3. И царица хохотать,
    И плечами пожимать,
    И подмигивать глазами,
    И прищёлкивать перстами. (царица из “Сказки о
    мёртвой царевне”)

    4. Белолица, черноброва,
    Нраву кроткого такого… (царевна из “Сказки о
    мёртвой царевне”)

    5. Живёт в поповом доме,
    Спит себе на соломе,
    Ест за четверых,
    Работает за семерых. (Балда)

    6. Она улыбнулась—и с поклоном
    Его за руку взяла
    И в шатёр свой увела.
    Там за стол его сажала,
    Всяким яством угощала. (шамаханская царица)

    3 конкурс “Чей предмет?”

    На карточках, разложенных на отдельном столе,
    написаны названия предметов. Из каждой команды
    по очереди выходят ученики, вытягивают карточку,
    читают название предмета вслух и называют героя,
    которому принадлежит этот предмет. Подсказывать
    запрещается.

    Зеркальце (царица)

    Невод (старик)

    Корыто (старуха)

    Верёвка (Балда)

    Шёлковый шатёр (шамаханская царица)

    Царский жезл (царь Дадон)

    Золотой орех (белка)

    Восточная белая шапка (звездочёт)

    4 конкурс “Знание текста”.

    1. Зачем поп пошёл на базар?
    2. Какую плату с попа потребовал Балда?
    3. Откуда у царя Дадона золотой петушок?
    4. Что попросил звездочёт за петушка?
    5. В чём заключалась волшебная сила петушка?
    6. Что сделали с царицей и сыном бояре ( “Сказка о
      царе Салтане…”)
    7. Как царица и Гвидон выбрались из бочки?
    8. В каком месяце родился Гвидон? (в сентябре)
    9. Из чего князь Гвидон сделал лук?
    10. Кто и что придумал, чтобы поп не расплачивался с
      Балдой?
    11. Чем занимались богатыри, у которых жила царевна?
      (охраной границы и охотой)
    12. Как умерли сыновья Дадона?
    13. Какую песню пела белка? (“Во саду ли, в
      огороде…”)
    14. Что случилось с Дадоном, звездочётом и царицей?

    5 конкурс “Устаревшие слова”

    На доска написаны устаревшие слова из сказок
    Пушкина: молодица (молодая жена), девичник
    (праздник в доме невесты перед свадьбой), инда
    (даже), светлица(светлая комната в верхней
    части дома), сорочин (враг), спешить
    (скинуть с коня, сделать пешим), черница
    (монахиня), чернавка (служанка), булат
    (сталь), гости (купцы), яства (угощение,
    еда), рать (войско), шелом (шлем).

    Команды по очереди выбирают слово, называют его
    значение. Слово, значение которого определено
    верно, учитель стирает.

    6 конкурс “Сколько?”

    1. Сколько лет жили старик и старуха? (30 лет и 3 года)
    2. Сколько сыновей было у царя Дадона? (2)
    3. Сколько приданого было у царевны из “Сказки о
      мёртвой царевне…”? (7 торговых городов и 140
      теремов)
    4. Сколько братьев было у царевны-лебеди? (33)
    5. Сколько богатырей было в тереме? (7)
    6. Сколько лет черти, по словам попа, не платили
      оброк? (3 года)
    7. Через сколько дней царь Дадон отправлял войска?
      (через 8)
    8. Сколько раз старик закидывал невод? (3 раза)

    7 конкурс “Иллюстрации по порядку”

    Для конкурса команды рисовали иллюстрации по
    сюжетному плану “Сказки о царе
    Салтане…”(первая команда) и “Сказки о мёртвой
    царевне…”(вторая команда).

    Свои иллюстрации команды представляют
    соперникам. Соперники должны разложить рисунки
    по прядку, согласно развитию событий в сказках.

    Учитель оценивает и рисунки (максимальная
    оценка—пять жетонов), и порядок, в котором
    команды разложат рисунки (максимальная
    оценка—пять жетонов).

    III. Итоги урока.

    После всех конкурсов учитель и ученики считают
    жетоны, определяют победителей. Однако за работу
    на уроке рекомендуется поставить оценки всем
    обучающимся.

    Автор: Лилия Рауфовна Зубаирова

    Организация: МОАУ Гимназия №3

    Населенный пункт: Оренбургская область, г. Оренбург

    Цель: Формирование читательской компетентности учащихся в области детской литературы, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности творческого читателя, грамотного и активного пользователя информации.

    Задачи:

    Образовательные:

    — закрепить знания о биографии и творчестве А.С. Пушкина;

    — учить находить информацию из разных источников;

    — закреплять навыки счета многозначных чисел.

    Развивающие:

    — расширять кругозор обучающихся;

    — развивать коммуникативные навыки учащихся; умение работать в группах;

    — укреплять интерес к творчеству А.С. Пушкина.

    Воспитательные:

    — воспитывать у обучающихся взаимоуважение, умение слушать другого;

    — уважительно относиться к мнению других;

    — воспитывать нравственные качества, такие как: внимательность, доброта, дружелюбие.

    Планируемые результаты

    Личностные:

    — формирование готовности и способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;

    — проявление творческого отношения к процессу обучения;

    — формирование интереса к традициям и культуре своей страны.

    Метапредметные

    Регулятивные УУД

    — учиться работать по предложенному плану;

    — планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

    — осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий,

    корректировку хода практической работы.

    Познавательные УУД

    — анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

    — самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной задачей.

    Коммуникативные УУД

    — осуществлять взаимопомощь;

    — формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

    — в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения своих товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

    — проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

    Предметные УУД

    — развитие образного мышления, наблюдательности и воображения, творческих способностей, эстетического чувства.

    Оборудование: портрет А.С. Пушкина, компьютер с выходом в интернет, выставка книг о жизни и творчестве поэта, набор карточек с заданиями, маршрутные листы для каждой из команд.

    Квест проводится в виде игры по станциям, на каждом этапе команда за выполненное задание получает фрагмент паззла, из которых необходимо собрать фразу — послание А.С. Пушкина к читателям — «Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная».

    Ход занятия.

    Дорогие друзья, мы собрались с вами здесь, в этом уютном зале в преддверии юбилея великого русского поэта А.С. Пушкина. Я думаю, что в нашей стране не найдется такого человека, который не был бы знаком с творчеством этого поэта. Даже малыши знают «Сказку о Золотой рыбке» и «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». А вы — ученики 5 классов на уроках литературы

    и во внеурочное время прочли много произведений этого великого человека.

    Эти знания вам сегодня и пригодятся!

    Александр Сергеевич оставил нам, читателям XXI века, послание. Чтобы

    прочитать его, необходимо выполнить ряд заданий. Та команда, которая

    быстрее выполнит все задания и соберет правильно послание Александра

    Сергеевича, и станет победителем нашего квеста.

    Прошу капитанов команд выбрать маршруты для прохождения.

    Станции

    1. Памятники литературным героям.

    Задание: Необходимо угадать о каком литературном герое идет речь и определить через интернет, в каком городе установлен памятник этому герою.

    а) Эта героиня была очень большой затейницей, она пела песни и при этом приносила большой доход в казну княжества. (Белка, г. Санкт -Петербург)

    б) Живет батрак в поповом доме,

    Спит обычно на соломе.

    Полбу ест за четверых,

    Работает за семерых. ( Балда, памятник установлен в Крыму)

    в) На ветвях сидит не птица,

    А сидит краса-девица.

    Сладким голосом поёт

    Над рекою в чаще:

    Околдует, зазовёт

    И на дно утащит. (Русалка, г. Пермь)

    г) Листвой резною он шумит,

    Златая цепь на нём висит. (Дуб, г. Москва)

    д) День и ночь, как заведённый,

    По цепи златой кругом

    Ходит этот зверь учёный.

    Знаешь, речь идёт о ком? (Кот, г. Донецк)

    е) А кому, скажи, дружок,

    Громко-громко петушок

    Все кричал: «Ки-ки-ри-ку!

    Царствуй, лежа на боку!»? (Царь Дадон, г. Воронеж)

    ж) Рыбка в сказке есть у нас,

    Золотой ее окрас.

    Кто желанье загадает,

    Все вмиг от нее получает. (Золотая рыбка, г. Москва)

    З)В чешуе как жар горя… ( 33 богатыря, г.Москва)

    И) Глянь-ка в отраженье вод,
    Птица белая плывет,
    То не птица, а царица
    На нее ты посмотри —
    Все в ней дивной красоты. (Царевна-Лебедь, г. Москва)

    1. Станция Арифметическая.

    Задание: Перед вами иллюстрации к сказкам, а под ними записаны примеры. Решив пример, вы узнаете год написания сказки. Разложи сказки в хронологическом порядке их написания.

    «Сказка о попе и работнике его Балде»

    (278+(1975+1136:568):4+8692-7428=1830

    «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». 19650:25+17388:36+(5684-2080):2-1240=1831

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

    (5232:(1985-1876)+(2879+409)):2+136=1833

    «Сказка о золотом петушке»

    4863+4732:1183-4180+5903-4756=1834

    «Жених»

    (985:5- 38+1982) — 2034+1720=1827

    «Сказка о медведихе»

    (1874+1275+853-342):2=1830

    «Сказка о рыбаке и рыбке»

    3666:(2765:5-551)=1833

    3. Станция Биографическая

    Задание: Ответить правильно на вопросы.

    А) В каком городе родился А.С. Пушкин? (Москва)

    Б) На каком языке заговорил маленький Александр Пушкин? (Французский

    язык)

    В) О ком эти строки:

    Подруга дней моих суровых,

    Голубка дряхлая моя!

    Одна в глуши лесов сосновых

    Давно, давно ты ждешь меня.

    (Арина Родионовна Яковлева)

    Г) Где учился А.С. Пушкин? (Царскосельский лицей)

    Д) Первое литературное общество, в которое вступил А.С. Пушкин,

    называлось? (Арзамас)

    Е) Какую службу избрал для себя А.С. Пушкин после окончания лицея?

    (служил в Коллегии иностранных дел).

    Ж) Как называлось первое стихотворение А.С. Пушкина, которое было

    опубликовано? («К другу стихотворцу»)

    3) Какой известный поэт того времени был на экзамене А.С. Пушкина в

    Царскосельском лицее? (Г.Р. Державин)

    И) Скажите, какое название получил самый плодотворный период в

    творчестве А.С. Пушкина, когда за три осенних месяца было создано более

    30 произведений различных жанров? (Болдинская осень)

    4. Станция «Найди литературные пары»

    Задание: Найти пару литературному герою

    Руслан — Людмила

    Князь Гвидон — Царевна Лебедь

    Старик – старуха

    Наина — Финн

    Царь Дадон — Шамаханская царица

    Лиза Муромская — Алексей Берестов

    Марья Троекурова — Владимир Дубровский

    5. Станция «Быстрее, быстрее!»

    Задание: Необходимо за 1 минуту ответить на большее количество вопросов.

    1. Кот, житель Лукоморья? (Учёный)

    2. Сколько лет прожили вместе старик со старухой? (Ровно 30 лет и 3 года)

    3. Кто принёс царевне отравленное яблоко? (Чернавка)

    4. Какое свойство имело зеркальце из сказки «О мёртвой царевне»? (Говорить оно умело)

    5. Как обозвала старуха старика, когда узнала, что он отпустил золотую рыбку (Дурачина ты, простофиля)

    6. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»? ( «Сказка о золотом петушке»)

    7. Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? (Во саду ли, в огороде).

    8. Кто был предводителем тридцати трех богатырей? (Черномор)

    9. Кто носился в море над Лебедью? (Коршун)

    10. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем.)

    11. Что случилось со старым корытом старухи? (Раскололось)

    12. Какого цвета были сапоги у старухи, когда она была столбовою дворянкой? (Красного)

    13. Что приказала царица Чернавке сделать с царевной? (Увести в лес на съедение волкам)

    14. Где захотела жить старуха, чтобы рыбка золотая была у нее на посылках? (В Окияне — море)

    15. Что попросила старуха у золотой рыбки во второй раз? (Новую избу)

    16. В какой гроб семь богатырей положили царевну? (Хрустальный)

    17. Что сделала царица с волшебным зеркальцем, когда узнала, что царевна ожила? (Разбила)

    18. К какому месяцу должна, по словам царя, родить ему сына-богатыря красна девица? (К исходу сентября)

    19. Что говорит ученый кот, когда идет налево? (Сказки)

    20. Каково имя няни Александра Пушкина? (Арина Родионовна)

    21. Сколько желаний было у старухи? (6)

    6. Станция «Найди словечко»

    Задание: Найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой эти слова встречаются. Слова могут располагаться и по горизонтали, и по вертикали.

    7. Видеовикторина

    Ссылка на ресурсы youtube.

    https://www.youtube.com/watch?v=cRy8JUaSLiI

    8. Станция творческая

    Задание: сочини свое четверостишие, используя рифмы А.С. Пушкина

    тучи,

    луна,

    летучий,

    мутна

    9. Станция конечная.

    Дорогие друзья, вы преодолели трудный маршрут и добрались до конечной станции. Из собранных слов составьте послание. «Чтение — вот

    лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть

    наука самая занимательная». Как вы понимаете эти слова? Надеюсь, вы

    будете следовать напутствию великого поэта. А наше сегодняшняя встреча воодушевит вас на чтение произведений А.С. Пушкина.

    Использованные источники:

    1. Гейченко Семен. У Лукоморья. – Ленинград: Лениздат, 1986. – 207с.
    2. Самарцев А. А.С. Пушкин. – м.: Белый город, 2006.- 310с., илл.
    3. http://pamyatnikpushkinu.ru/ru/literaturnye-personazhi/966-literaturnye-personazhi-moskva-rossiya-1997.html
    4. https://gfom.ru/kakim_geroyam_skazok_pushkina_est_pamyatniki_selvikv.php

    https://gfom.ru/kakim_geroyam_skazok_pushkina_est_pamyatniki_selvikv.php

    Приложения:

    1. file0.docx.. 29,3 КБ

    Опубликовано: 30.11.2019

    «В гостях у сказки»

    (литературная игра по сказкам А.С Пушкина для учащихся 5,6 классов)

    Игру разработала и провела учитель русского языка и литературы

    МОУ «Школа №39 г. Донецка» Урванова С.Н.

    Применяемые технологии: ИКТ, «Игровые технологии»

    Дорогие коллеги, уважаемые ребята, я рада приветствовать вас  на нашей литературной игре, которая называется « В гостях у сказки».

    Затей у нас большой запас!
    А для кого они? Для вас! 
    Мы знаем, вы любите игры,
    Песни, загадки и пляски.
    Но нет ничего интереснее,
    Чем наши волшебные сказки.

    А говорить мы будем, как вы, наверное, уже догадались, о сказках, которые написал А.С.Пушкин.

    С творчеством А. С. Пушкина мы знакомимся с самого раннего детства, запоминаем строки, когда ещё не умеем читать. Сказки Пушкина связаны с

    самой жизнью поэта. В детстве он слышал их от своей няни Арины Родионовны, которая была искусной сказительницей. А.С.Пушкин любил слушать сказки няни не только в детстве. В 1824 году Пушкин был выслан на север в село Михайловское Псковской губернии, в имение своих родителей. Вместе с ним в Михайловском жила няня, которая рассказывала поэту, как в детстве, сказки. Валил снег, выл ветер в печных трубах, жужжало веретено, и снова сказочный мир возникал вокруг А.С.Пушкина.

    Давайте и мы с вами заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с

    их героями. Посмотрим, насколько хорошо мы знаем сказки А. С. Пушкина.

    А для этого я приглашаю в зал две команды:

    1. Команда 5 кл. «Золотая рыбка» по 5 человек)
    2. Команда 6 кл «Я ль на свете всех милее?»  5 человек 

    Каждой из команд будет предложено 6 заданий. Лучшую команду определит наше уважаемое жюри:

    По итогам конкурса все участники получат сладкие призы, а команда – победитель будет отмечена и награждена грамотой на торжественной церемонии закрытия декады гуманитарного цикла.

    И так, «Времени не тратя даром,»- как говорил А.С. Пушкин, приступаем к конкурсной программе.

    1 конкурс –соберите отрывок из сказки. Победит та команда, которая первой правильно справится с заданием.

    В синем небе звезды блещут,

    В синем море волны хлещут;

    Туча по небу идет,

    Бочка по морю плывет.

    Словно горькая вдовица,

    Плачет, бьется в ней царица;

    И растет ребенок там

    Не по дням, а по часам.

    На девичник собираясь,
    Вот царица, наряжаясь
    Перед зеркальцем своим,
    Перемолвилася с ним:
    “Я ль, скажи мне, всех милее,
    Всех румяней и белее?”
    Что же зеркальце в ответ?
    “Ты прекрасна, спору нет;
    Но царевна всех милее,
    Всех румяней и белее”.

    2 Блиц – турнир. Побеждает та команда, которая ответит правильно на большее количество вопросов.

    Вопросы:

    1. Назовите дерево, которое было украшено золотой цепью (дуб)
    2. Что бросила в руки царевне нищая черница? (яблоко)

    3  Самое скромное» желание старухи, жившей у « самого синего моря» (корыто)

    4 Назовите имя царя — обладателя «Золотого петушка» (Додон»

    5 Назовите предмет, на котором сидел Золотой петушок (спица)

    6 За какую плату согласился работать Балда у попа (В год за три щелчка тебе по лбу)

    7 Название острова, мимо которого проплывали торговые гости? (Буян)

    8 Назови любимую песню белочки? («Во саду ли:»)

    9 Из какой сказки строки:  «Коли красная девица, Будь нам милая сестрица». (О мертвой царевне и 7 богатырях)

    10 Из какой сказки строки: 

    В кухне злится повариха,
    Плачет у станка ткачиха,
    И завидуют все мне
    Государевой жене  ( О царе Салтане».

    1. «Покажи сказку». При помощи пантомимы покажите сказку. Одержит в этом конкурсе победу та команда, чья пантомима будет наиболее понятной. Количество участников – не больше 3.

    Из какой это сказки:

    Белка там живет ручная,
    Да затейница какая!
    Белка песенки поет,
    Да орешки всё грызет,
    А орешки не простые,
    Всё скорлупки золотые,
    Ядра — чистый изумруд;
    Слуги белку стерегут… ( о царе Салтане).

    4 Конкурс « Из золотого ореха». Вам предстоит выполнить задание, которое находится внутри ореха. Выиграет та команда, чей ответ будет наиболее задорным и смешным .

    1. Театральный конкурс.

    В мире много сказок,

    В мире много сказок,

    Грустных и смешных,

    И прожить на свете

    Нам нельзя без них,

    В сказке может все случиться:

    Что- то ждет нас впереди?

    Слышишь? Сказка в дверь стучится,

    Скажем сказке: «Заходи!»

    Финал.

    Вот и все. Последней сказки закрываем мы страницу!

    В путешествии волшебном очень быстро время мчится!

    Были вы, друзья, отважны, не боялись злых героев.

    В жизни, верьте, очень важно за друзей стоять горою!

    Ну, а если захотите в Лукоморье возвратиться,

    То чудесные мгновения могут снова повториться.

    В этом нам поможет книга! Стоит в руки ее взять,

    И любимые герои с нами встретятся опять!

    Вопросы для зала:

    1  В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?

    В комара, муху, шмеля

    2 От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? От чародея

    3 Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

    «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?»

    4 С каких слов начинается «Сказка о попе Жил-был поп, толоконный лоб

    5 Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

    6 «Раз царевна молодая,
    Милых братьев поджидая, 
    Пряла, сидя под окном. . . «

    Почему братьев, ведь она была единственной дочерью царя?

    Потому, что семь богатырей сами назвали ее сестрицей:

    «Коли красная девица, Будь нам милая сестрица».

    7 К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?

    «Свет наш солнышко. . . «, «Месяц, месяц, мой дружок. . . «,»Ветер, ветер! Ты могуч. . . «

    8 Из какой сказки строки:

     Снова князь у моря ходит,
    С синя моря глаз не сводит;
    Глядь — поверх текучих вод
    Лебедь белая плывет. (о царе салтане)

    Тур I. «Кто точнее назовёт число?»

    Вопросы:

    1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.
    (1799-1837гг.)

    2. Сколько лет А.С. Пушкин учился в Царскосельском лицее?
    (6 лет: с 1811 по 1817 г.)

    3. В комнате под каким номером жил лицеист Александр Пушкин?
    (№ 14).

    4. В каком году В.А. Жуковский подарил А.С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя»?
    (В 1820 г.).

    5. Когда произошло восстание декабристов?
    (14 декабря 1825 г.).

    6. Сколько детей было у А.С. Пушкина?
    (Четверо: два мальчика и две девочки).

    7. Сочетание каких карт сулило выигрыш в драме «Пиковая дама»?
    (Тройка, семёрка, туз).

    8. Сколько сказок написал А.С. Пушкин?
    (Семь).

    9. Какое количество песен входит в цикл «Песни западных славян»?
    (16).

    10. Сколько времени, по подсчётам самого поэта, он писал «Евгения Онегина»?
    (7 лет, 4 месяца и 17 дней).

    11. Сколько богатырей было в подчинении у дядьки Черномора?
    (33).

    12. Сколько повестей входит в сборник под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»?
    (Пять).

    13. В какие годы происходит действие в повести «Капитанская дочка»?
    (В 1770-е гг.).

    14. В какой палате Обуховской психиатрической больницы находился Германн — герой «Пиковой дамы», после того как сошёл с ума?
    (№ 17).

    15. Сколько лет было Владимиру Дубровскому?
    (23 года).

    16. Сколько лет было Наталии Гончаровой, когда на балу она познакомилась с А.С. Пушкиным?
    (16 лет).

    17. Когда состоялось венчание А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой?
    (18 февраля 1831 года).

    18. Назовите номер дома на Арбате в Москве, в котором поселились Пушкины после венчания.
    (№ 53).

    Тур II. «Как зовут…»

    Вопросы:

    1. Как звали няню А.С. Пушкина?
    (Арина Родионовна).

    2. Назовите имена детей А.С. Пушкина.
    (Мария, Александр, Григорий, Наталья).

    3. Назовите фамилию Татьяны из романа «Евгений Онегин».
    (Ларина).

    4. Какое имя носили героини повестей «Капитанская дочка», «Дубровский» и «Полтава»?
    (Мария).

    5. Назовите имена главных героев поэмы «Бахчисарайский фонтан».
    (Земфира и Алеко).

    6. Назовите имя арапа Петра Великого из одноимённого произведения.
    (Ибрагим).

    7. Кому посвятил А.С. Пушкин драму «Борис Годунов»?
    (Н.М. Карамзину).

    8. Назовите имя главного героя повести «Капитанская дочка».
    (Пётр Гринёв).

    9. Назовите имя предводителя крестьянского восстания, изображённого А.С. Пушкиным в «Капитанской дочке».
    (Емельян Пугачёв).

    10. Во время правления какого царя А.С. Пушкин создал свои лучшие произведения?
    (Николая I).

    11. Назовите имя и фамилию друга Евгения Онегина, которого он бездумно оскорбил и убил на дуэли.
    (Владимир Ленский).

    12. Назовите волшебника, похитившего Людмилу, из поэмы «Руслан и Людмила».
    (Черномор).

    13. Как звали героев «Романа в письмах»?
    (Лиза, Саша, Владимир).

    14. Назовите героиню повести «Метель» — возлюбленную Владимира.
    (Марья Гавриловна).

    15. Назовите имя женщины, посетившей поэта в его ссылке в селе Михайловском в 1825 году, которой посвящены строки:

    «Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолётное виденье,
    Как гений чистой красоты».
    (Анна Петровна Керн).

    16. Назовите имя возлюбленной Дона Хуана из трагедии «Каменный гость».
    (Донна Анна).

    17. Назовите имя друга А.С. Пушкина, ставшего его секундантом на дуэли с Дантесом.
    (К.К. Данзас).

    18. Назовите имя русского поэта, написавшего пронзительное стихотворение «Смерть Поэта», обличавшее истинных убийц А.С. Пушкина.
    (М.Ю. Лермонтов).

    Тур III. «Угадайте произведение»

    Вопросы:

    1. Назовите роман в стихах А.С. Пушкина.
    («Евгений Онеги»).

    2. Назовите поэмы, входящие в так называемый романтический цикл 1820-1824 годов.
    («Кавказский пленник», «Братья-разбойники»,
    «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»).

    3. Какие произведения вошли в сборник «Повестей Белкина»?
    («Выстрел», «Метель», «Гробовщик»,
    «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).

    4. Какую поэму А.С. Пушкин начал писать ещё в лицейские годы и закончил в 1820 году?
    («Руслан и Людмила»).

    5. Какое стихотворение, ставшее поэтическим итогом творчества, завещанием, обращённым к далёким потомкам, А.С. Пушкин написал за несколько месяцев до своей смерти?
    («Памятник»).

    6. Назовите драмы, входящие в цикл «Маленьких трагедий».
    («Борис Годунов», «Каменный гость», «Скупой рыцарь»,
    «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери»).

    7. Какое стихотворение А.С. Пушкин посвятил своей жене Н.Н. Гончаровой?
    («Мадонна»).

    8. Царь Николай I рассвирепел, прочитав строки этого произведения. «Пушкина надо сослать в Сибирь, — заявил он. — Он бунтовщик, хуже Пугачёва». О каком произведении идёт речь?
    (Об оде «Вольность»).

    9. Идею какого произведения подсказал А.С. Пушкин Н.В. Гоголю?
    («Мёртвые души»).

    10. Назовите роман русского писателя И. Новикова, повествующего о годах ссылки поэта.
    («Пушкин в изгнании»).

    Тур IV. «Эпиграфы»

    В данном туре стоимость ответа возрастает в два раза — за правильный ответ даётся не один, а два балла.

    Вопросы:

    1. «И жить торопится, и чувствовать спешит».
    («Евгений Онегин»).

    2. «Береги честь смолоду».
    («Капитанская дочка»).

    3. «Стрелялись мы».
    («Выстрел»).

    4. «Во всех ты, душенька, нарядах хороша».
    («Барышня-крестьянка»).

    5. «Многие, так же, как и я, посещали сей фонтан, но иных уж нет, другие странствуют далече».
    («Бахчисарайский фонтан»).

    6. «Коллежский регистратор,
    Почтовой станции диктатор».
    («Станционный смотритель»).

    7. «Я в Париже:
    Я начал жить, а не дышать».
    («Арап Петра Великого»).

    8. «Не зрим ли каждый день гробов,
    Седин дряхлеющей вселенной?»
    («Гробовщик»).

    Тур V. «Сказки»

    Вопросы:

    1. Перечислите сказки, которые написал А.С. Пушкин.
    («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,
    «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о медведихе», «Сказка о золотом петушке», «Жених»).

    2. Какое приданое было готово для свадьбы царевны и королевича Елисея из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»?
    («Семь торговых городов да сто сорок теремов»).

    3. К кому обращается королевич Елисей, чтобы найти свою любимую?
    (К солнцу, месяцу, ветру).

    4. Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»?
    (Дадон).

    5. Что требовал в подарок старик у царя Дадона взамен на его услугу?
    (Шамаханскую царицу).

    6. Кем захотела быть старуха в своём последнем желании в «Сказке о золотой рыбке»?
    (Владычецей морскою).

    7. Как звали сладкоголосого певца из древних сказок?
    (Баян).

    8. Кем приходилась Людмила Владимиру Ясное Солнышко?
    (Младшей дочерью).

    Тур VI.

    «Продолжи стихотворение»

    1. «У лукоморья дуб зелёный,
    Златая цепь на дубе том…»
    («…И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом»).

    2. «Сижу за решёткой в темнице сырой,
    Вскормлённый в неволе орёл молодой…»
    («Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюёт под окном»).

    3. «Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!..»
    («…Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно ты ждёшь меня»).

    4. «Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье…»
    («…Не пропадёт ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье»).

    5. «В пустыне чахлой и скупой,
    На почве, зноем раскалённой…»
    («…Анчар, как гордый часовой,
    Стоит — один во всей вселенной»).

    6. «Мчатся тучи, вьются тучи,
    Невидимкою луна…»
    («Освещает снег летучий;
    Мутно небо, ночь мутна»).

    7. «Я вас любил: любовь ещё, быть может,
    В душе моей угасла не совсем…»
    («Но пусть она вас больше не тревожит,
    Я не хочу печалить вас ничем»).

    8. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
    К нему не зарастёт народная тропа…»
    («…Вознёсся выше он главою непокорной
    Александрийского столпа»).

    VI. Подведение итогов. Награждение.

    Автор: Галина Дубских

  • Урок в 8 классе сочинение описание памятника культуры
  • Урок в лесной школе сказка
  • Урок в 7 классе выборочное изложение по рассказу шолохова судьба человека
  • Урок в 5 классе сказка как особый жанр фольклора презентация
  • Урок в 6 классе описание помещения сочинение описание интерьера