Урок французского рассказ краткое содержание

Автор на чтение 22 мин. просмотров 4 опубликовано 26.02.2021 рассказ распутина уроки французского изучается в 6 классе на уроках литературы.

На чтение 22 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Рассказ Распутина “Уроки французского” изучается в 6 классе на уроках литературы. Герои рассказа близки современным детям разнообразием характеров и тягой к справедливости. В “Уроках французского” анализ произведения целесообразно проводить, ознакомившись с биографией автора. В нашей статье вы сможете узнать, чему учит произведение, ознакомиться с подробным разбором по плану “Уроки французского”. Это значительно облегчит работу на уроке при анализе произведения, а также разбор рассказа понадобится для написания творческих и тестовых работ.

analiz-uroki-francuzskogo-rasputin-50381.jpg

Краткий анализ

Год написания – 1973.

История создания – впервые рассказ был опубликован в 1973 году в газете “Советская молодёжь”

Тема – человеческая доброта, неравнодушие, значение учителя в жизни ребёнка, проблема морального выбора.

Композиция – традиционная для жанра рассказа. Имеет все составляющие от экспозиции до эпилога.

Жанр – рассказ.

Направление – деревенская проза.

История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова- учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился чудеснейший рассказ.

Тема

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.

Композиция

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Уроков французского».

Жанр

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ «Уроки французского»?</h3>

    • <label>1972;</label>
    • <label>1973;</label>
    • <label>1974;</label>
    • <label>1975.</label>

(новая вкладка)

Автор: · Опубликовано 30.09.2019 · Обновлено 30.09.2019

Русская литература советского периода известна читателям гораздо меньше, нежели литература девятнадцатого века. А между тем из неё можно подчеркнуть огромное количество ценной информации о нравах и быте советского народа, понять, что волновало писателей, живших в эти интересные и непростые времена.

Творчество Валентина Распутина может в полной мере удовлетворить этот интерес. Он, как никакой другой советский писатель, понимал свой народ, его надежды, его печаль и трудности, которые приходится ему преодолевать. В этом плане наибольший интерес представляет его рассказ «Уроки французского», разбор которого представляет Многомудрый Литрекон.

История создания

История написания рассказа «Уроки французского» — это интересные факты, которые откроют читателю изнанку известного произведения:

  1. Идею для произведения Распутину дала сама жизнь. Будучи самым обычным выходцем из крестьянской семьи, жившей в далёкой Иркутской области, писатель мог с самого детства наблюдать жизнь простого народа из сибирской деревни. Этот опыт лёг в основу многих его будущих произведений.
  2. В основу сюжета произведения «Уроки французского» также легла его собственная биография. Не просто так оно написано от первого лица. Будучи ребёнком, Распутин также, как и главный герой его повести, приехал в незнакомый ему город, где столкнулся со всеми трудностями жизни в послевоенном СССР, но благодаря доброте и отзывчивости местной учительницы – Лидии Михайловны, он смог пережить этот непростой период своей жизни.
  3. Прототип учительницы в рассказе «Уроки французского» — это Лидия Михайловна, преподавательница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Он не раз вспоминал ее посылку с макаронами, которая была весьма ценным подарком в то непростое время. Она же привила ему интерес к литературе.
  4. Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку.
  5. Впервые рассказ «Уроки французского» был опубликован в журнале «Советская молодежь». Выпуск был посвящен памяти драматурга А. Вампилова. Его матерью была учительница Анастасия Прокофьевна Копылова, которая и повлияла на своего одаренного сына. Именно поэтому произведение Распутина было опубликовано в этом издании. Сам он писал об этом так:

Направление и жанр

«Уроки французского» были созданы в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Его герои, их слова и действия, дышат натурализмом. Неоднократно упоминаются реальные места и события. Читатель может поверить в то, что описанные Распутиным события могли произойти на самом деле.

Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Сюжет произведения охватывает незначительный промежуток времени и включает в себя малое количество действующих лиц. Повествование щедро снабжено многочисленными деталями, названиями реальных мест и явлений, которые помогают читателю глубже погружаться в атмосферу произведения.

Смысл названия

В качестве названия для своего рассказа «Уроки французского» Распутин взял наименование дополнительных занятий главного героя с учительницей. Это подчёркивает основную идею произведения, ведь именно эти дополнительные занятия становятся кульминацией отношений учительницы и ученика. Занимаясь французским языком после школы, они становятся настоящими друзьями.

Эти уроки являются важной школой жизни для героя, которая способствует его становлению как человека. Название акцентирует внимание читателя на том, что французский язык, как и другие предметы, имеют второстепенное значение по сравнению с тем, какие ценности педагог прививает детям и какой пример он подает. Главная героиня научила мальчику чему-то более важному, чем иностранный язык — отзывчивости, пониманию и доброте.

Композиция и конфликт

Особенности композиции рассказа «Уроки французского» заключаются в том, что рассказ поделен на шесть логических частей, которые разделяют короткие временные отрезки. Структура произведения «Уроки французского» классическая:

  1. Первая часть служит экспозицией, представляя нам главного героя и его предысторию.
  2. Вторая часть служит завязкой, описывая лишения и трудности, которые приходится преодолевать главному герою в чужом городе.
  3. Кульминация происходит в четвёртой части, когда голодающий герой отказывается принимать еду от своей учительницы – это становится поворотным моментом повести, выводящим отношения персонажей на новый уровень.
  4. Трагическая развязка наступает в тот момент, когда директор школы из-за недоразумения увольняет учительницу.
  5. Финал приводит сюжетную линию к логичному завершению, рассказывая о дальнейшей судьбе героев.

В основе конфликта произведения «Уроки французского» лежит постоянная борьба человека с несовершенством окружающего мира. Писатель показывает нам, как трудные времена могут губительно влиять на людей, принося им одни несчастья, и то, как человек может пережить их.

Суть: о чём произведение?

Основные события повествуют о том, как 1948 году одиннадцатилетний деревенский мальчик приезжает из деревни в город, к своей тётке, чтобы учиться в школе. Жизнь в городе оказывается для героя гораздо труднее жизни в деревне. Он голодает, худеет, страдает малокровием и тоскует по дому.

Несмотря на все трудности, к учёбе мальчик подходил ответственно и учился на одни пятёрки. Трудности возникали лишь с французским языком. Учительница французского, Лидия Михайловна очень страдала, слушая неправильное произношение героя.

Однажды главный герой был избит другими мальчишками из-за игры в «чику», с помощью которой он добывал себе деньги на молоко, которое помогало ему от малокровия.

Лидия Михайловна, увидев следы избиений и узнав о ситуации, отнеслась к мальчику предвзято, предположив, что он играет на деньги из корыстных побуждений. Однако во время разговора, узнав об истинном положении дел, учительница прониклась жалостью к герою и решила помочь ему.

Лидия Михайловна начала дополнительно заниматься с героем французским языком у себя дома, желая накормить его ужином, однако мальчик отказывался от еды. Учительница даже прислала ему домой посылку с макаронами, однако герой вернул её обратно, поразив учительницу до глубины души.

В итоге Лидия Михайловна нашла способ помочь мальчику, начав играть с ним на деньги в «пристенок». Выигранные таким образом деньги герой принимал, жизнь начала налаживаться, между героями сложились близкие отношения. К несчастью, однажды, увлекшись игрой, они были разоблачены директором школы, который понял всё превратно и уволил Лидию Михайловну.

Уехав на родную Кубань, Лидия Михайловна не забыла о мальчике, присылая ему яблоки и макароны.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев в рассказе «Уроки французского» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

главные герои рассказа «уроки французского» характеристика
главный герой(образ распутина в рассказе) безымянный мальчик, рассказчик. одарённый молодой человек, учится честно и на одни пятерки. он очень целеустремленный и талантливый. стремится помогать односельчанам бескорыстно. обладает твёрдыми моральными принципами и человеческим достоинством. не приемлет жалости к себе и отказывается принимать подарки, которые он не заслужил. ему свойственны робость, гордость и стеснительность. он очень любит семью и малую родину. сила духа и природная усидчивость помогают ему преодолевать трудности.
лидия михайловна учительница французского языка, добросовестная и сострадательная женщина. в начале повествования несколько отдалена от детей, не понимает их и не знает ничего об их жизни. она говорит с ними безразлично и отдаленно, но проникается участием к главному герою, когда узнает о его беде. со временем она находит подход к ребенку, оказывая ему значительную поддержку как моральную, так и материальную. героиню отличает неформальный подход к преподаванию: она понимает, что учитель не должен воспринимать себя слишком серьезно, ведь ему давно лишь немногому научить ребенка. женщина предана своей работе и охотно жертвует личным временем, чтобы позаниматься с учеником и помочь ему. в то же время она достаточно себя уважает, чтобы оправдываться перед директором и пытаться вернуть место.
директор школы, василий андреич холодный и прямолинейный человек, строго следующий предписаниям. не может и не хочет смотреть на жизнь глубже, вникать в жизненные ситуации и пытаться реально помочь детям. склонен к психологическому садизму: он выводит провинившихся детей на линейку и допрашивает, что побудило их заняться «грязным делом».

Темы

Тематика рассказа «Уроки французского» всегда актуальна для тех, кто пережил трудности в школьные годы. Если ее нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  1. Отзывчивость – по мнению Распутина, для человека жизненно важно сохранить в себе отзывчивость, способность к сопереживанию, а не превращаться в эгоистичное животное, готовое ради своего выживания на любую подлость, или бездушный механизм, слепо выполняющий свою работу.
  2. Доброта – Лидия Михайловна является образцом доброты в произведении. Ибо, увидев перед собой проблему, она не только не отмахнулась от неё, но и проявила недюжинное терпение и упорство, чтобы решить её.
  3. Любовь к профессии – на примере Лидии Михайловны Распутин показал, каким должен быть учитель, по-настоящему любящий свою профессию. Настоящий преподаватель должен не только следовать школьным правилам и учить детей, но и воспитывать их и помогать им в трудной ситуации.
  4. Сила духа – на примере своего героя писатель продемонстрировал читателю настоящую силу духа, которая, по его мнению, заключается в том, чтобы в даже самой трудной ситуации сохранять человеческое достоинство, пытаться не просто урвать от жизни самое лучшее, но честно заслужить своё счастье настоящим трудом.
  5. Скромность. Деревенский мальчик более робкий и интеллигентный, чем его городские сверстники. Он боится своего несоответствия городскому образу жизни и не может принять дорогих подарков, которые не заслужил.

Проблемы

Проблематика рассказа «Уроки французского» состоит из вечных проблем, которые всегда будут волновать читателей. Если и она нуждается в дополнении, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  • Одиночество – писатель показывает, насколько озлоблены, угнетенны и разобщены люди после четырёх лет жесточайшей войны. Также продемонстрировано традиционное противостояние города и деревни, когда деревенский мальчик просто не может понять безнравственность и пресыщенность своих городских сверстников.
  • Бедность – Распутин в своей повести показал царящую в стране послевоенную разруху и нищету. Люди с трудом сводят концы с концами, и такая жизнь, безусловно, накладывает тяжёлый отпечаток на их моральный облик. Знакомая, у которой живет ребенок, и ее дети воруют припасы у голодающего мальчика, и никто не может ему помочь, потому что самим питаться нечем.
  • Равнодушие – пожалуй, самое ужасное, что может быть в человеке, по мнению Распутина – это безразличие к судьбам других людей. Грубость мальчишек, которые жестоко избивают героя, или холодная безучастность директора школы, который уволил Лидию Михайловну, даже не попытавшись разобраться в ситуации. Всё это производило тяжелейшее впечатление на писателя.
  • Насилие среди детей. Главный герой становится жертвой избиения не один раз, и никто из школы, кроме учительницы, не попытался решить вопрос с другими учениками и выяснить, почему такое происходит. Никто не наказал настоящих виновников азартных игр и насилия, ведь директору важны только формальности, а не реальный порядок в школе и за ее пределами.
  • Жизнь советской деревни представлена непрерывным рабским трудом и голоданием. Чтобы купить ребенку обувь, нужно продавать швейную машинку, ведь денег за работу колхозники почти не получают. Вместо светлого будущего они получили нищету.

Главная мысль

Распутин отобразил непростую жизнь советских граждан в послевоенные годы, сопряжённую с постоянной борьбой за выживание и духовной деградацией людей, замыкающихся в себе и на себе. Даже дети были жестокими зверями в борьбе за выживание. Но смысл рассказа «Уроки французского» заключается в том, чтобы показать, что даже в такой ситуации можно и нужно оставаться добродетельным, стойким и хорошим человеком. Он показал нам, каким должен быть настоящий учитель и человек, и то, как порой жизнь несправедлива к таким людям.

Основная идея рассказа «Уроки французского» состоит в том, что исправить обстановку в стране один человек не может, но в его силах сделать хоть что-нибудь для того, чтобы всем жилось лучше. Выручая талантливого ученика, Лидия Михайловна вкладывала в будущее своей страны, чтобы такие, как он, чего-то добились в жизни и также помогали людям.

Чему учит?

Автор в рассказе «Уроки французского» осуждает лицемерие, грубость, равнодушие и эгоизм, которые порождают в людях жизненные трудности. Таковы нравственные уроки произведения. Даже несмотря на тяжелые обстоятельства, нужно сохранять человечность и отзывчивость.

Какова мораль произведения «Уроки французского» ? Писатель призывает своего читателя не отчаиваться даже в самой трудной ситуации, бороться с несовершенством мира с помощью честности, доброты и понимания. Его вывод прост: нужно не унывать, а бороться, и не упрекать, а помогать.

Автор: Михаил Щепин

Автор: · 31.10.2020

Советская литература является неоправданно недооцененной. Например, произведения девятнадцатого века знакомы читателям в большей степени, хотя в период существования СССР было создано большое количество литературы.

Валентин Распутин – это выдающийся писатель советского времени. В его произведениях отражен быт, повседневная жизнь людей, их чувства и переживания, личные драмы. Особенное место в творчестве Распутина занимает рассказ «Уроки французского».

Рассказ во многом является автобиографичным. Валентин Распутин родился и вырос в деревне в семье крестьян, поэтому он понимал и чувствовал простых людей, русский народ. Будучи подростком, писатель переехал в город, где учился и взрослел, набивал свои шишки и исправлял жизненные ошибки. Более того прототипом Лидии Михайловны является учительница Распутина, которая также, как и героиня рассказа, помогала и поддерживала ученика.

Жанр произведения – рассказ, так как читателю повествуется о небольшом периоде времени, раскрываются малое количество героев и действующих лиц. Валентин Распутин большое внимание уделяет описанию деталей и бытовых мелочей. Он создает картину реальной действительности, и читатель может в подробностях представить все происходящее в рассказе.

Произведение не случайно носит название «Уроки французского». Это можно объяснить значением, которые оказали занятия на судьбу главного героя, Лидии Михайловны и их крепкой дружбы. Учительница не только учила мальчика французскому, она преподавала ему нечто более важное – уроки правды, добра, сострадания, честности.

По своей композиции рассказ поделен на 6 частей, которые являются логически взаимосвязанными. Распутин показывает своим читателям, как люди справляются с испытаниями судьбы, как терпят голод и нищету, и какое влияние оказывают трудные жизненные условия на характер человека и его душу.

Действия рассказа разворачиваются в 1948 году в послевоенное непростое время. Главный герой приезжает из деревни в город учиться и получать образование. Он голодал, страдал малокровием и очень сильно скучал по родным, отчиму дому. Несмотря на тяжелые условия, он отлично учился, проблемы возникали только с французским языком. Учительница Лидия Михайловна расстраивалась, когда слышала неверное произношение мальчика и грубые ошибки. Главный герой играл в популярную в то время игру «чику», с помощью чего «добывал» молоко. Однажды он был избит мальчишками, на что обратила внимание учительница. Лидия Михайловна стала помогать мальчику, присылать ему продукты, помогать с домашними заданиями. Между ними сложились теплые, близкие отношения. Однако директор школы неправильно и извращенно воспринял сложившуюся ситуацию и уволил молодую учительницу.

Валентин Распутин поднимает вечные вопросы и проблемы человеческой жизни. Так, писатель показывает, какими одинокими являются люди и как они справляются с жизненными ситуациями, попадают в тупик и не могут найти выход. Распутин обличает людское равнодушие, которым пропитано общество, человеческую злобу, зависть. Важное место в произведение занимает описание быта. Писатель описывает, в какой нищете и бедности жили люди, зарабатывая рабским трудом себе на пропитание.

Главная мысль рассказа «Уроки французского» заключает в отображении в борьбе за выживание, в существовании людей. Распутин обличает внутреннее расслоение и распад личности человека, которые думает только о своих физиологических, первичных потребностях. Писатель описывает целую эпоху, люди которой не жили, а выживали, прикладывая к этому титанические усилия.

Основной идея заключается в том, что только сообща люди могут добиться больших успех и вершин. Работая и трудясь на благо общества, помогая ближнему и окружающим, человек по-настоящему живет. Так, Лидия Михайловна учила детей не только французскому языку, она учила их честности, доброте, справедливости.

Распутин показывает, как люди часто делают поспешные выводы, не разобравшись в деталях ситуации, на примере директора школы. Однако в то же время писатель повествует, что даже жизненные обстоятельства не смогли разрушить крепкой дружбы между Лидией Михайловной и мальчиком.

Рассказ «Уроки французского» учит читателей самому главному в жизни – доброте и состраданию.

Уроки французского
Живи и помни (авторский сборник)
Жанр Русская классическая проза
Автор Валентин  Распутин
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 1973
Цитаты в Викицитатнике

«Уроки французского» — рассказ русского писателя Валентина Распутина.

Впервые появился в 1973 году в иркутской комсомольской газете «Советская молодёжь» в номере, посвящённом памяти Александра Вампилова.

Сюжет

Действие рассказа происходит в 1948 году, после Великой Отечественной войны. Герой произведения — одиннадцатилетний мальчик, от лица которого ведётся повествование. До одиннадцати лет он жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа, и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжёлое послевоенное время разрухи и голода, его мать наперекор всему собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод ещё сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе всё нужно было покупать. Мальчику пришлось жить у тёти Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился на одни пятёрки, кроме французского языка — ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнаёт, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Он не позволял себе увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день другие ребята не дали ему уйти с выигрышем, а заставили играть дальше. Семиклассник Вадик, считавшийся лучшим игроком в «чику», местный заводила, и его друг Птаха избили мальчика за то, что он заметил, что Вадик нечестно играл.

На следующий день мальчик приходит в школу в синяках, и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, она вызвала его на разговор, посчитав, что он тратит деньги на конфеты. Узнав, что на самом деле он покупает молоко для лечения, она изменяет своё отношение к нему, и решает заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из-за застенчивости и гордости.

Лидия Михайловна, довольно обеспеченная по тем временам женщина, очень сочувствовала мальчику и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он недоедает. Но он упорно не принимал помощи благородной учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой так, как будто эту посылку прислала ему его мать, но он догадался и отнёс её учительнице. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки» (азартную игру), а он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Узнав о поступке учительницы, директор школы посчитал игру с учеником преступлением («совращением») но так и не разобрался по существу, что заставило её пойти на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с макаронами и даже с яблоками, которых мальчик раньше никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна — добрый, бескорыстный и благородный человек. Даже лишившись работы, она ни в чём не винит мальчика и не забывает о нём.

Экранизация рассказа

В 1978 году по мотивам рассказа был снят кинофильм «Уроки французского».

Ссылки

Произведения Валентина Распутина
Повести и рассказы
  • Деньги для Марии (1967)
  • Последний срок (1970)
  • Уроки французского (1973)
  • Живи и помни (1974)
  • Прощание с Матёрой (1976)
  • Пожар (1985)
  • Дочь Ивана, мать Ивана (2003)
Публицистика
  • Сибирь, Сибирь… (1991)
  • Эти двадцать убийственных лет (2013, с Виктором Кожемяко)

Эта страница в последний раз была отредактирована 4 января 2021 в 10:25. 21-fc0f94687a3d0b6c390b75f2110a7a0656ccb90df5cf1e9905cb0bb905b1aeea.png

Соколова Мария

Основная идея рассказа заключается в показе того, как ещё не совсем взрослый мальчик становится самостоятельным, мужественным и стойким человеком.

Главный герой жил в райцентре один, без родных и близких. Его родня жила в деревне, а он был вынужден переехать в райцентр, чтобы продолжить учебу в школе. У него не хватало денег на пропитание, мать присылала очень мало. Поэтому он стал играть на деньги. Учительница французского не позволила ему играть дальше, потому что он приходил в синяках из-за того, что дрался с плохими мальчишками. 

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/uroki-francuzskogo/analiz-proizvedeniya-rasputina.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/uroki-frantsuzskogo-v-rasputin/
  • https://literaguru.ru/analiz-proizvedeniya-uroki-frantsuzskogo-v-rasputina/
  • https://wiki2.org/ru/уроки_французского
  • https://vashurok.ru/questions/kakova-osnovnaya-ideya-rasskaza-uroki-frantsuzskogo-pismenno

Эмоциональный настрой. Стратегия «Пожелания»

Реализация  домашнего задания.

— Какие произведения о детстве вы прочитали?

— Какие образы ребят в литературе вам запомнились? Почему?

Представление учащимися таблицы:

Название
произведения

Автор

Образы детей
(имена)

Особенности
образов

Приём
«Словесная оценка» — обратная связь от учителя.

Сегодня наш урок посвящён личности и творчеству В.Г.Распутина, удивительного
человека и замечательного писателя, бережно относящегося к миру детства.

Тема урока: В.Г.Распутин.  Рассказ «Уроки французского».
Автобиографическая основа рассказа.

На сегодняшнем уроке мы узнаем некоторые факты из жизни и
творчества В.Г.Распутина; рассмотрим отражённые в рассказе трудности
послевоенного времени; познакомимся с историей создания рассказа.

В одном из интервью В.Г.Распутин сказал: «Литература, на мой
взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты,
благородства».

— Эти слова с полным правом можно отнести к творчеству писателя,
 его отношению к людям, к жизни, к важнейшим понятиям человеческой памяти,
доброты и душевной щедрости.

— Где истоки личного благородства и человеколюбия В.Г.Распутина?
Он сам ответил на этот вопрос: «Писателем человека делает его детство,
способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему  право
взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в
дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве».  Детство писателя,
действительно, не могло не оставить впечатлений, оказавших влияние на всю
жизнь писателя и становления его как человека.

Биографические
сведения о писателе.

       В.Г.Распутин
родился 15 марта 1937 году в крестьянской семье, в посёлке Усть-Уда Иркутской
области. Детство его пришлось на трудные военные и послевоенные годы. Детство
было безрадостным, дети были лишены тех радостей и благополучия, которые так
доступны и привычны современным детям. Особенно плохо было с питанием, денег
не было, питались тем, что удавалось запасти  летом. Одежду детям перешивали
из одежды взрослых, донашивали чужую обувь. Не было ни учебников, ни
тетрадей, ни ручек. Но, несмотря на всё это, было огромное желание учиться.
Учиться,  во что бы то ни стало. Нужно было проявлять и силу воли, и
целеустремлённость, и способность преодолевать все испытания этого трудного
времени и добиться исполнения своей мечты. И он добился, получил не только
среднее, но и высшее образование. Окончил  Иркутский государственный университет,
стал журналистом, а затем замечательным писателем, удостоенным множеством
государственных премий.

      В.Распутин
оставил богатое литературное наследие. Он многое понял в жизни, но главным
для него были «духовная память» и «духовный опыт», которые должны присутствовать
в каждом человеке, независимо от возраста.

Жизнь
писателя, несмотря на трудности, была интересной, содержательной.

И      Прочитайте
отрывок из биографии В.Распутина и ответьте на вопрос:

— Как вы
понимаете фразу «трудный хлеб детства»? Выпишите предложение, с помощью
которого можно прокомментировать данную фразу. (
В
трудностях ковался и закалялся характер будущего писателя, уроки преподавала
сама жизнь).

И

— Выберите
из текста учебника на с.8 (1 абзац) слова и словосочетания, раскрывающие
главные нравственные ценности, которые раскрывает В.Распутин (доброта,
умение сопереживать, благородство, искреннее желание помочь людям).

Приём
«Словесная оценка» — обратная связь от учащихся.

— Мы
начинаем с вами  удивительное путешествие по дороге добра, чести и
благодарной памяти. Перед нами одно из лучших произведений В.Распутина  —
рассказ «Уроки французского».

Анализ
ключевого слова


Прочитайте высказывание писателя и ответьте на вопрос:

— Какое
слово в этом высказывании является ключевым? (урок)


Однозначное оно или многозначное? (многозначное)


Докажите, составив 2-3 словосочетания с этим словом в разных значениях. (урок
литературы, урок доброты)

— О
каких уроках мы будем говорить, читая рассказ? (уроки школьные, уроки
доброты и уроки душевной щедрости).

Приём
«Ассоциации»


Подберите синонимы или близкие по значению понятия к слову доброта (ласка,
душевность, чувства, благодушие, человечность, сердечность, отзывчивость)

История
создания рассказа.


Рассказ «Уроки французского» был написан в 1973 году, когда В.Распутин был
уже зрелым писателем.

«Там мне
ничего не пришлось выдумывать, — говорил Распутин. – Всё это происходило со
мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям
то добро, которое в своё время они сделали для меня»

— Кто
они? О ком говорит В. Распутин?


Конечно, самые тёплые воспоминания о двух учительницах легли в основу
рассказа – это Лидия Михайловна Молокова и Анастасия Прокопьевна Капылова.
Это реальные женщины, благодарность которым В.Г.Распутин пронёс через всю
свою жизнь.

П   
Приём «Думаем в парах»

— Для
понимания авторского замысла нам необходимо будет  объяснить некоторые литературные
термины: автобиография,  реализм, прототип (учебник на с.10, 39)

(учащиеся
в парах  помогают друг другу разобраться в понятиях)

Самопроверка
 в парах.    Приём «+ и -»

— Почему
рассказ «Уроки французского» можно назвать автобиографическим?


Прочитайте об этом в учебнике на с.8-9. Аргументируйте свой ответ.

(Рассказ
Распутина автобиографичен. В образе своего героя, которому пришлось покинуть
свою родную деревню и уехать в город, чтобы там учиться в средней школе,
писатель изобразил себя, своё полуголодное послевоенное детство, учёбу и
учительницу, которая была в его жизни. До него никто деревню не покидал,
чтобы учиться в городе).


Произведение В.Распутина реалистично. Как вы это понимаете?

— Кем
являлись  для писателя учительницы, Лидия Михайловна Молокова и Анастасия
Прокопьевна Капылова, при создании произведения?


Посмотрите видеоролик по мотивам рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

— какое
впечатление он произвёл на вас?

И

— Распределите
слова в два столбика, в первый столбик слова, символизирующие ДОБРО, во
второй – слова,  указывающие на ЗЛО.

Стремления
к знаниям, милосердие, голод, одиночество, гордость, корысть, нужда,
сострадание, сила воли, гуманность.

— Ваш
ответ на последний вопрос, ваш выбор и ваше понимание – это вывод нашего
урока.

Краткое содержание рассказа «Уроки французского», который написал Валентин Григорьевич Распутин в 1948 году, помогает сократить время на прочтение произведения. Команда Литеровед.ру подготовила материал, благодаря которому вы сможете познакомиться с главными героями и понять основные моменты произведения.

Главные герои

  • Мальчик-повествователь — ребёнок одиннадцати лет, от его лица ведётся повествование в рассказе; способный ученик, не по годам самостоятельный и сильный духом
  • Лидия Михайловна — учительница французского языка, молодая, около двадцати пяти лет, с коротко остриженными чёрными волосами; всячески старалась помочь своему одинокому и голодному ученику.

Краткое содержание

Рассказ ведет мальчик одиннадцати лет. Рассказывает он о событиях, которые произошли сразу после войны в 1948 году. Мальчику приходится переехать в райцентр, чтобы продолжить свое образование. Дело в том, что в его деревеньке имеется только младшая школа. Его мама и младший братик с сестренкой остаются в деревне. Папы у мальчика нет, поэтому живут они очень бедно. Обучение дается ребенку легко, и он делает большие успехи. Только вот французский язык ему никак не удается освоить, потому что у него хромает произношение.

Мальчик очень тоскует по дому и родным. Мама регулярно отправляет ему посылки с едой, которые ему привозит водитель дядя Ваня. Но того, что передает мама, ему не хватает. Все дело в том, что ребята, с которыми он живет, постоянно берут его и так скудные продукты. Ребенок постоянно голодный. Он понимает, что в своей родной деревне он всегда мог что-то найти и утолить чувство голода. Здесь же искать нечего и негде. Поэтому ему остается только страдать от голода и тоски по дому.

Как-то раз Федька спросил у мальчика, не страшно ли ему сыграть в «чику». Это была такая игра, но играют в неё на деньги. Он предложил мальчику поиграть, если конечно у него есть что поставить на кон. Он провел мальчика на полянку, которая была так расположена, что сразу и не увидишь. Там другие мальчишки играли в «чику». Самого главного мальчика там звали Владик. Ему очень не понравилось то, что Федька привел к ним незнакомого мальчика. Владик попросил его никому ничего не рассказывать, тогда он сможет понаблюдать за процессом.

Мальчик очень быстро разобрался в правилах, даже заметил, что Вадик жульничает. Он решил, что смог бы играть ничем не хуже, но у него не было для этого денег. Мама присылала ему иногда деньги, чтобы он мог купить себе молока от малокровия. Когда он очередной раз получил деньги, то решил рискнуть сыграть. Изначально удача была не на его стороне, но немного позже мальчик начал выигрывать. Мальчик контролировал свои расходы, поэтому дал себе слово каждый день выигрывать по рублю, не рискуя больше.

На выигранные деньги он покупал себе молоко, чем утолял свой голод. После чего он принимался за учебу.

В скором времени Вадика перестали устраивать регулярные выигрыши мальчика. Так же ему пришлось не по душе, что получив желаемое, мальчик быстро уходил. Мальчик не знал, что так вести себя было не принято. Поэтому когда он очередной раз выиграл, его побили Вадик и Птаха.

На следующий учебный день первый урок был французский. Их преподаватель Лидия Михайловна была по совместительству их классным руководителем. Она всегда замечала даже самые мелочи. От её внимания не скрылся синяк и ссадина, которые украшали лицо мальчика. Лидия Михайловна тут же поинтересовалась о происхождении данных вещей. Мальчик пытался выкрутиться, сказав, что упал в темноте. Но Тишкин вмешался в разговор, рассказав правду. Мальчик очень испугался, потому что за подобный проступок его вполне могли исключить. Учитель оставила мальчика после уроков, чтобы выяснить интересующие её нюансы. После разговора, она взяла с мальчика слово, что он больше играть не будет.

Посылок с деревни не было, поскольку дядя Ваня не ездил в райцентр. Он знал, что мама очень переживает по этому поводу. Мальчику есть было нечего, поэтому он начал искать новую компанию для игр. Он обошел все окрестности, но поиски его не увенчались успехом. В отчаянии он решил вернуться к старой компании. Это очень унижало его, но так же он не мог смириться с тем, что его побили и выгнали. Его приходу не очень обрадовались, но к игре допустили. На этот раз он был очень осторожен, но, когда выиграл в очередной раз – его снова побили и на этот раз повредили губу.

На следующий день учитель французского вызвала его к доске, где он должен был читать текст на французском. Губа у него очень болела, поэтому нормально читать он не мог. Лидия Михайловна сказала, что ему необходимы дополнительные занятия.

Учитель начала понимать, что в школе они заниматься не могут, поскольку им не хватало для этого времени. Она сказала, что теперь уроки будут проходить у неё дома. Мальчику было очень неловко приходить к учителю домой, поэтому он очень нервничал и переживал. На занятие французским языком уделялось очень мало времени. В основном Лидия Михайловна рассказывала истории из своей жизни, а так же спрашивала о жизни мальчика. Она даже пыталась оставить мальчика, чтобы поужинать, но он тут же прощался и уходил. Ему было настолько неловко находиться у неё дома, что ему бы кусок в горло не полез. Предложив пару раз, учитель оставила эти попытки.

Как-то раз для мальчика в школе была посылка. В ней лежали продукты и гематоген. Он догадался, что посылку передала не его мама, потому что такие продукты она в деревне купить просто не могла. Он тут же взял посылку и отправился к Лидии Михайловне, чтобы уточнить, зачем она передала ему продукты. Она начала все отрицать, не понимая, почему он решил, что это её рук дело. Мальчик рассказал ей, что в его деревне попросту нет таких продуктов. Удивление учителя выдало её.

Лидия Михайловна рассказала, что в это время на Кубани полно яблок. Так же она поведала, что живет одна. Зарабатывает она достаточно, а тратить деньги ей совершенно некуда. А мальчику необходимо хорошее питание, поскольку у него очень хорошие способности к учебе. Он не может бросить школу. Мальчик все это выслушал, но посылку оставил у учителя.

Независимо от случившегося, они продолжали заниматься французским языком. Мальчик начал проявлять большой интерес к языку, что он начал заглядывать вперед программы. Учитель не могла нарадоваться его успехам, постоянно хвалила его, говоря, что в следующей четверти он обязательно получит пять.

Однажды она проявила интерес, продолжает ли он играть? А так же попросила рассказать смысл игры. После того, как мальчик посвятил её в правила игры, она так же поделилась тем, что в детстве так же любила играть в азартные игры. У них они назывались «пристенок» или «замеряшки». Она начала объяснять мальчику правила игры, а после предложила сыграть вместе на деньги. Мальчик был настолько поражен услышанным, что не поверил своим ушам. Он постарался напомнить Лидии Михайловне, что она все-таки учитель. Но она ответила, что порой необходимо забывать о том, кем ты работаешь, чтобы не стать занудой. По её мнению, учитель не всегда должен относиться к себе серьезно, осознавая, что научить она может не так и многому.

Вот таким образом они и начали играть на деньги после каждого занятия. Изначально выигрывала Лидия Михайловна, но потом она начала уступать мальчику. Мальчик не собирался с этим мириться. Спустя некоторое время он начал всё чаще выигрывать, у него стали появляться деньги, которые он тратил на молоко.

Как-то раз они настолько вошли в раж во время игры, что не услышали прихода директора школы. Так получилось, что Василий Андреевич проживал за стеной от учительницы французского. Он спросил, что здесь происходит? Лидия Михайловна начала ему объяснять, что они с мальчиком играют в «замеряшки». Возмущению директора не было предела. Он начал кричать и обвинять учителя в преступлении, растлении, совращении и ещё много в чем. Он заявил, что за двадцать лет работы никогда не видел подобного.

После этого случая Лидия Михайловна была вынуждена уехать обратно на Кубань и впредь с мальчиком никогда не виделась. После зимних каникул мальчик получил посылку, в которой были продукты и красные яблоки, которые до этого мальчику пробовать не доводилось.

В 1854 году журнал «Современник» опубликовал рассказ И.С. Тургенева «Муму», написанный двумя годами раньше. Мнение критиков разделилось. Часть литераторов склонялось к мысли, что, несмотря на незначительный сюжет произведения, Тургеневу удалось вложить в «Муму» глубокий социальный смысл. Но и были и те, кто считал, что писатель сильно сгустил краски, изобразив крайности. Подробный анализ рассказа поможет разобраться в том, каков истинный смысл Муму и понять важность социальных проблем, затронутых писателем.

Краткое содержание Муму

Рассказ Тургенева небольшой. Повествование ведется в логической последовательности. Для лучшего понимания того, в чем заключается смысл Муму нужно вспомнить сюжет произведения.

Центральным персонажем рассказа является дворник Герасим – глухонемой крепостной, обладающий необычайной силой. Именно это качество привлекло внимание барыни к мужику, пожелавшей перевезти его из деревни в Москву.

В городе Герасим работал дворником, но не чурался он и любой другой работы. Из-за своей немоты дворник держался особняком, избегая других дворовых.

Немая любовь

Единственной, к кому Герасим проявлял внимание, была прачка Татьяна. Скромная, симпатичная девушка нравилась герою, он мечтал сделать ее своей женой.

Но своенравная барыня решила по-своему, пожелав выдать Татьяну замуж за пьяницу Капитона.

Дворецкий Гаврила, знавший о чувствах Герасима, боялся гнева немого силача. Чтобы избежать конфликта, Гаврила придумал хитрую уловку. Он уговорил Татьяну пройтись перед дворником шатающейся походкой, изображая пьяную.

Герасим, не переносивший пьяниц, сам передумал жениться на прачке. Но, несмотря на это, дворник поехал провожать свою несостоявшуюся любовь, уезжающую с супругом в деревню.

На обратном пути Герасим увидел тонущего в реке щенка и вытащил его из воды. Дворовые нарекли собачку Муму, так как Герасим мог произносить только эти звуки. Так на смену одной любви пришла другая.

Маленький друг

Герой ухаживал за щенком как за малым ребенком. Собачонка отвечала ему взаимностью. Но счастье дворника длилось недолго.

Однажды барыня случайно увидела Муму и велела принести собачку к ней. Но собака отнеслась к хозяйке агрессивно, едва не укусив ее. Разгневанная барыня приказала удалить щенка со двора.

Тайком от дворника Муму вынесли из дома и продали на рынке. Сколько ни искал Герасим любимицу, так и не смог найти. Но верный щенок через неделю сам вернулся к любимому хозяину, сбежав от покупателя.

После этого случая герой начал прятать Муму у себя в каморке. Дворовые, знавшие о возвращении собачки, жалели дворника, не выдавали его барыне. Но беда все равно не обошла стороной несчастного героя.

Однажды ночью барыня услышала лай собаки. Возмущенная хозяйка приказала дворецкому утопить щенка, но Герасим решил это сделать сам.

Нарядившись в праздничную одежду, крепостной направился вместе с собачкой в трактир, где сытно накормил ее. Пока Муму ела, из глаз хозяина катились слезы.

Потом герой, сев в лодку, отплыл на середину реки и, привязав кирпичи к шее любимицы, доверчиво смотрящей на него, столкнул ее в воду.

Интересно! Рассказ основан на реальных событиях, произошедших в детские годы Тургенева в доме его родителей. Образ Герасима написан с крепостного дворника Андрея, принадлежащего матери писателя – Варваре Петровне. Как и главный герой, он по приказу барыни утопил любимую питомицу.

После этого Герасим самовольно покинул город, вернувшись в деревню, где прожил остаток жизни один – без жены и питомцев.

Объяснение сюжета

Чтобы понять смысл Муму, нужно подробнее рассмотреть проблематику, поднятую писателем. Автор затрагивает немало серьезных тем:

  • любви и преданности;
  • сострадания;
  • человека и социума;
  • отношения к животным;
  • города и деревни.

Но основной темой «Муму», в которой заключен главный смысл произведения, является проблема бесправного положения крестьянства. Крепостные, бывшие собственностью помещиков, во всем зависели от них. Их покупали, продавали, проигрывали в карты, дарили. За них решали – кого любить, на ком жениться.

Тургенев не просто так сделал своего главного героя немым. Герасим олицетворял собой все крепостное крестьянство, покорно и безмолвно выполняющее приказы господ.

Скрытый смысл содержится и в названии рассказа, где Муму – это не только собака, но и Герасим. Также как герой решил судьбу питомца, так и его участь зависела от воли барыни.

Герасим был физически сильным мужчиной, трудолюбивым, добрым, выносливым. Но, несмотря на всю эту мощь, дворник безропотно выполнял приказы хозяйки, даже не помышляя о свободе.

На заметку! Через название произведения Тургенев передает основной смысл и идею «Муму»: как и главный герой, все крестьяне безмолвствуют, лишь иногда мыча в ответ на жестокое обращение.

В чем суть концовки

Трагический момент рассказа, когда Герасим топит Муму, содержит глубокий смысл, который не сразу можно понять. Многие читатели недоумевали – почему крепостной утопил собачку, а затем ушел от барыни. Ведь он мог уйти вместе с любимицей.

Трактовать смысл поступка главного героя в финале «Муму» можно по-разному. С одной стороны, выполнение прихоти хозяйки говорит о рабской привычке крепостного беспрекословно повиноваться господскому приказу. С другой стороны – такой поступок свидетельствует о духовной силе героя.

Только избавившись от дорогого существа, Герасим смог обрести свободу. Пока у немого была Муму, он не решался покинуть город. А оставшись один, готов был рисковать своей жизнью, так как барыня могла жестоко наказать крепостного за своевольный уход. Этим самым Тургенев хотел показать, что часто обретение свободы невозможно без потери всего, что дорого человеку. Но независимость не всегда приносит счастье. Герасим навсегда остался один, не имея рядом близкого, родного существа. Смысл концовки повести «Муму» – власть имущие отбирают у простых людей счастье, не оставляя надежды на будущее.

Как и многие произведения Тургенева, рассказ «Муму» многому учит. Из произведения видно, до чего может довести молчание и покорность. Несмотря на то, что сейчас нет крепостного права, встречаются люди, пользующие своей властью. И если не перечить им, во всем соглашаться, то неизвестно до чего они смогут дойти в попытках решать судьбы других людей.

  • Уроки выучены как пишется
  • Уроки второй мировой войны сочинение
  • Урок сочинение по роману обломов 10 класс
  • Урок сочинение по картине шишкина на севере диком 9 класс
  • Урок сочинение по роману дубровский для 6 класса по литературе по плану